Вариант 5. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Русский художник Виктор Васнецов писал многие свои картин по сюжетам былин и народных сказок. Он был иллюстратором нескольких популярных книг со сказочными сюжетами. Васнецов создавал эскизы необычных сказочных дворцов, декораций к постановкам на сцене. Его называли художником-сказочником. Даже дом живописца был построен по его удивительному проекту и походил на волшебный терем. Творчество Васнецова выделяется среди других мастеров русской живописи именно национальными сказочными сюжетами.
2. Картина «Иван — Царевич на Сером Волке» создавалась мастером несколько месяцев, в 1889 году. Герои картины – персонажи фольклора. Картина переносит в волшебный мир, будто ты наблюдаешь за скачущим по лесу волком. Волк спасает своих друзей от погони и гибели, унося дальше и дальше.
3. Иван — Царевич изображен очень серьёзным. Он вглядывается в глубь леса, вслушивается в звуки. Иван — Царевич готов к сражению, к защите своей красавицы. Через плечо у него висит меч. На рукояти меча драгоценные камни. Они подчёркивают знатность своего владельца. Красивая одежда из дорогой блестящей ткани тоже говорит о царском происхождении сказочного героя.
4. Роскошное платье и на Елена Прекрасной. Жемчужины на рукавах, пояс с драгоценными камнями и украшения на голове говорят о знатном происхождении красавицы. Её одежда сверкает, она из парчи и шёлка. Девушку художник показал испуганной, кроткой и печальной. Она доверчиво склонилась на грудь Ивана и вверила ему свою судьбу. Девушка сложила руки в знак смирения перед судьбой.
5. Волка, убегающего от погони, художник изобразил мудрым и сильным. Он смотрит на зрителя умными глазами. Волк запечатлён в момент прыжка через болотце с кувшинками. Он утомился от погони, но упорно продолжает путь. Волк не бросит своих друзей в беде. Художник относится к этому персонажу с уважением. Не случайно в названии картины он написал с заглавной буквы его имя.
6.Природу на картине автор изобразил таинственной и чарующей. Героев окружает страшный, дремучий, тёмный лес. Он как опасность навис над беглецами. Ветки тянутся словно живые лапы чудовищ и стараются удержать героев сказки. Сплетённые ветви на заднем плане говорят о трудном пути. Даже страшно представить, как герои пробирались через такую глухую чащу. Но нежные бело-розовые цветы на корявом стволе художник расположил на переднем плане. Они говорят, что впереди беглецов ждёт счастье. Герои спасутся и будут вместе.
7. В картине отчётливо видно противопоставление тёмных и светлых оттенков. Такой контраст символизирует борьбу зла и добра. Светлые добрые силы – это в картине её главные герои. На них одежда светлых оттенков. Шерсть серого Волка тоже кажется светлой на фоне чернеющего леса и топкого болота. Страшные ветви и стволы олицетворяют тёмные силы.
8. Мне понравилось, как показано быстрое движение персонажей. Чувствуется, что Волк летит, как втер. Большое впечатление произвел на меня жуткий таинственный лес. Видно, что над героями нависла опасность. Я переживаю за них и хочу, чтобы они успешно ушли от погони. Художник вселил в меня веру в счастливый конец.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Основные персонажи сказки
Главные герои:
- Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
- Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.
Другие персонажи:
- Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
- Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
- Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
- Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.
«Иван-царевич и Серый волк» в сокращении
«Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:
Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.
По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.
Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.
Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.
Главная мысль:
Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию. Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу. Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.
Особенности русских народных сказок
Передаваемые из уст в уста русские народные сказки соединили в себе мотивы былин и Библии. В народных сказках отражены представления наших предков об окружающем их мире, который полон загадок и неожиданностей. В сказках русского народа органично сочетаются древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. Таким образом, знакомясь со сказками, ребенок начинает изучать историю своей страны, ее обычаи. Кроме того, каждая сказочная история несет в себе глубокий поучительный смысл, в чем заключается ее огромное воспитательное значение.
Во многих русских народных сказках главным героем становится Иван Царевич. Он попадает в различные сложные ситуации. Например, Иван Царевич в одной из сказок добывает молодильные яблоки («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), в другой – ловит Жар-птицу («Иван Царевич и серый волк»), еще в одной из сказок сражается с Чудом-Юдом («Иван − коровий сын).
Подсознательно, изучая опыт Ивана Царевича, ребенок представляет и себя в различных трудных условиях и учится находить выход из них. Так сказки для детей позволяют накапливать в подсознании юных читателей способы решения различных жизненных ситуаций. Сказки простым доступным детям языком повествуют о главных законах жизни не только в сказочном, но и вполне реальном обществе, о том, как важно быть добрым и справедливым, ставить высокие цели и добиваться их реализации во благо близких людей и всего общества.
Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»
Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:
В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.
Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.
С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.
На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь. Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать. Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.
Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.
Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну. Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь. Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.
В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.
Вывод:
Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.
Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.
Какова мораль рассказа?
Сказка учит детей доброте, дружбе, искренней любви. Ребенок должен понимать, что зависть, жадность и злоба – плохие качества, которые приводят к ужасным последствиям. А добрые поступки и радушие всегда вознаграждаются.
В произведении говорится еще и о том, что иногда нужно потерять что-то очень дорогое, чтобы обрести нечто бесценное (Иван-царевич теряет коня, но вместо него заполучает верного друга – волка). И если вдруг кто-то поступил несправедливо, то он обязательно будет наказан за зло, которое причинил. А чтобы было легче справиться с каким-либо заданием, нужно попросить о помощи у близких людей, ведь вместе добиваться желаемого быстрее, чем в одиночку. Именно этим основным мыслям учат практически все народные сказки, и рассказ об Иване-царевиче – не исключение.
Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский
«Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:
Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.
Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.
Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.
Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.
Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.
Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.
Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.
Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.
Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.
Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.
Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.
Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.
Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.
Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.
Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.
После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.
Заключение
Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.
Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.
Событий в этой сказке Б.Гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без каких-либо проблем. Например, такой:
- Гейнц пасет свою козу;
- тяжёлая работа, надо жениться;
- Трина — хорошая девушка и коза у нее есть;
- предложение, свадьба;
- Трине тяжело ухаживать за козами;
- козы в хозяйстве утомительны, пчелы лучше;
- обмен коз на улей;
- Трина мечтает о сыночке;
- гнев Трины, горшок с медом разбивается;
- черепки на полу.
<hr />
Или можно написать совсем укороченный вариант плана для пересказа, например так:
- лень Гейнца;
- предложение Трине;
- лень Трины;
- идея Трины;
- обмен коз на пчел;
- разбитый горшок.
«Рике с хохолком» — одна из самых известных сказок Шарля Перро, которая входит в школьную программу внеклассного чтения.
Составление плана сказки — важная часть ее пересказа, так как план помогает подробно запомнить содержание, не нарушить логику повествования.
План сказки «Рике с хохолком» может выглядеть так:
- Рождение некрасивого Рике с хохолком.
- Договор королевы с волшебницей.
- Ум и сообразительность Рике.
- Рождение прекрасной, но глупой принцессы.
- Встреча принцессы и Рике в лесу.
- Договор принцессы и Рике.
- Предательство принцессы.
- Встреча принцессы и Рике.
- Прекрасное преображение Рике.
Сказ «Таюткино зеркальце» относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. Однако сама Хозяйка в нем не фигурирует, а лишь упоминается. Сказ повествует о горнорабочем Гавриле, оставшимся вдовцом на руках с маленькой дочкой Таюткой. Т.к. дома оставлять ее было не с кем, Гаврила стал брать ее с собой в шахту, одевая в одежду умершего брата. Когда Гавриле (Гане, как называет его рассказчик) велено было очистить в одном месте руду до крепкого потолка (т.е. до того места, где руда крепко держится), он взял с собой дочку и пошел в шахту. Девочке было скучно, она начала разгребать руду и увидела в ней свое отражение. Когда подбежавший на зов ребенка Ганя начал очищать нужное место в забое, из-под кайлы пошла руда с блеском, и в итоге Ганя вырубил огромное зеркало из руды, а Таютка подобрала точно такое же, только размером с ладонь. Напарник Гани Полукарпыч сказал девочке, что это ей подарок от Хозяйки Медной горы. Узнав о необычной зеркале, его захотела увидеть барыня, спустилась в шахту, но когда подошла посмотреть на это чудо, из зеркала в нее вылетел кусок руды. Со временем зеркало осыпалось, а Таюткино — маленькое -сохранилось. Большого счастья оно ей не принесло, но жизнь не хуже других прожила. Зеркальце внучке передала.
План пересказа
- Рассказ о зеркальной руде и упоминание о том, что такая руда — плохая примета (Хозяйка Медной горы зеркало разбила — сердится).
- Рассказ про надзирателя Ераско Поспешая.
- Рассказ про самого безропотного работники Ганю и его семью (смерть жены и сына, про дочь Таютку).
- Ганя стал брать Таютку с собой в шахту.
- В забое пошла зеркальная руда.
- Ганю отправили очистить этот забой. Он берет с собой дочку.
- Таютка начинает играть с рудой, и из-под ее рук появляется огромное зеркало.
- В груде руды Таютка находит маленькую копию большого зеркала.
- Екаско Поспешай докладывает о огромном зеркале барыне. Барыня спускается в шахту.
- Концовка, Упоминание удачной судьбы Таютки. Наследование ее зеркала.
Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:
<hr />
Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:
<hr />
В выполненном домашнем задании по литературе/литератур<wbr />ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.
Смотрите два плана, былина разделена на 12 частей, название каждого пункта цитатного плана соответствует названию простого плана. если цитата заканчивается запятой, то саму запятую не ставить а продолжить фразу многоточием. Если цитата заканчивается точкой, то на конце ставятся ковычки
Цитатный план былины «Садко»
1 «И третий не зовут на почестен пир». В этой части рассказ, как Садко три дня ходил играть на гуслях. Но его игру никто не слушал.
2 «Как тут-то в озере вода всколыбалася,
Показался царь морской». В этой части Садко внезапно видит, как на поверхности водной глади появляется царь морских владений.
План былины «Садко» 12 пунктов
1 Три дня ходит Садко играть на берегу Ильмень-озера
2 Приказ царя морского
3 Садко уговорил купцов поехать с ним
4 Садко устраивает большой пир
5 Как САдко своей казной похвастался
6 Торговое путешествие Садко по заморским странам
7 Корабль встал
8 На дне морском
9 Много бед принесла игра на гуслях
10 Советы старика
11 Садко возвращается на землю
12 И закончились приключения Садко
Урок литературного чтения
3 класс
Тема: Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк».
Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:
— — развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;
— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;
— развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.
Оборудование: презентация, буквы для составления слова «фольклор», картинки с изображением шляп, раздаточный материал, корзина с красными и зелёными яблоками, «Библиотечная песня про сказку», музыка «В гостях у сказки»
Тип урока: урок систематизации знаний.
Используемые технологии: системно-деятельный поход, игровые, групповые, проблемно- исследовательские, технологии критического мышления.
Планируемый результат:
Личностные умения: проявлять эмоциональноценностное отношение к героям волшебных сказок;
Метапредметные умения
Познавательные умения: определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; определять слова героев и автора произведения и обосновывать своё мнение; использовать приобретённые знания при создании собственной волшебной сказки.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью; работать с текстом сказки; ориентироваться в разных способах выполнения задания; выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания.
Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию;
формировать умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное; воспитывать любовь и уважение к русскому языку и русскому народному творчеству.
План урока
-
Организационный момент. Психологический настрой.
Чтоб урок наш стал светлее
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь,
И друг другу улыбнитесь.
— Мы улыбнулись друг другу, улыбнитесь и гостям.
Мотивация учебной деятельности
— Сегодня на уроке я хочу, чтобы вы помогали друг другу, работали сообща, открыли для себя много нового и интересного и конечно, чтобы хорошее настроение всегда было с нами.
II. Актуализация опорных знаний.
1. -Расшифруй те слово, записанное на доске. А что такое фольклор. (Устное народное творчество) Почему устное? Народное? Творчество? Мы с вами изучаем сейчас этот раздел по литературному чтению. Давайте вспомним, а какие жанры относятся к устному народному творчеству?
— Посмотрите на наше деревце и скажите, а какого жанра не хватает?
— Что такое сказка? Какие бывают сказки?
2 . — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Давайте вспомним её содержание по плану, который вы сейчас составите.
(Работа в парах. Составление плана из разрезных полосок. Приложение 1)
Проверка «Ручеёк»)
1) Сад царя Берендея.
2) Встреча Ивана и серого волка
3) Поход за жар птицей.
4) Поход за конем.
5) Похищение Елены Прекрасной.
6) План волка и смерть Ивана
7) Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.
4. — А теперь я хочу вам предложить сами побывать в роли учителя и задать вопросы своим одноклассникам по содержанию сказки, а поможет нам в
этом ромашка Блума.
Физ. Минутка. Под музыку «В гостях у сказки» дети выполняют танцевальные движения.
5. — Молодцы! Я вижу, что вы очень хорошо знаете содержание сказки. А теперь я хочу предложить вам взглянуть на нашу сказку с разных позиций. А помогут нам в этом шляпы. Послушайте притчу о шести шляпах. (Просмотр притчи. Работа в группах. Класс делится на пять групп по цвету шляп и делает анализ сказки с позиции своей шляпы. Синяя шляпа остаётся у учителя.)
Выступления детей. Учитель подводит итог.
-
Рефлексия.
— В заключении нашего урока давайте составим синквей «Сказка».
— А закончить наш урок я хочу словами очень мудрого человека Далай Ламы «Человек, который верит в сказку, однажды в неё обязательно попадёт, потому что у него есть сердце.»
— У меня на столе стоят корзины с красными и зелёными яблоками. Если урок вам понравился и у вас всё получилось, возьмите красное яблоко, если на уроке вам было не интересно, скучно, возьмите зелёное яблоко. Дети под песню «Библиотечная песня про сказку» берут яблоки.
Приложения к уроку.
План сказки. (Разрезать на полоски. Один набор на парту)
Сад царя Берендея.
Встреча Ивана и серого волка
Поход за жар птицей.
Поход за конем.
Похищение Елены Прекрасной.
План волка и смерть Ивана
Воскрешение Ивана и счастливое возвращение домой.
ПРИТЧА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше
обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
-Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны.
Материал для анализа
Белая шляпа.
Многих интересует вопрос: кто и когда выдумал Ивана-царевича? Как это ни странно, но персонаж относительно молодой, так как прочно вошёл в былины и сказания только в конце XVIII века. Выдуманный самим народом, он стал его олицетворением, символом. Прототипом является самый обыкновенный деревенский Ваня-Иван, от него фольклорный персонаж взял как положительные, так и отрицательные черты характера. Обычно он всегда третий сын у батюшки-царя, выполняет по три задания, как и в нашей сказке. Троекратные повторы в сказке «Иван-царевич и Серый Волк», «Царевна-лягушка» и других – не случайные. У славян три было сакральным числом, символизирующим развитие, движение, первоначало, истоки, гармонию. В фольклорных историях оно указывает на то, что не нужно опускать руки, если что-то с первого раза не получается: Бог, как известно, любит троицу. Вместо этого необходимо идти вперёд, не сдаваться, не падать духом.
Сказка повествует об одной семье, где есть царь и его три сына. Наследники постоянно соперничают не только за любовь отца, но и за право получить после его смерти трон и богатство. С этой целью, исполняя поручение родителя, они пытаются словить Жар-птицу, которая повадилась в их сад. Младший, Иван, встречает Серого Волка, который съедает его коня. Одновременно животное начинает служить царевичу, выполняя его поручения.
Жёлтая шляпа
Главный герой – волк — показан тут с позитивной стороны: он преданный, честный и благородный. Сказка учит читателей одной простой истине: зло порождает такой же негатив, добро же всегда возвращается сторицей. Кроме того, не всё в жизни достаётся упорством и трудом: иногда нужно применить хитрость и смекалку.
Синяя шляпа
Позитивных и негативных персонажей объединяет сказка. Иван-царевич в большинстве случаев герой положительный. Поэтому эта сказка учит открытости, искренности. Представленные в ней звери – те же люди. Посредством образов животных народные сказания показывают, как не нужно относиться к близким, друзьям и просто незнакомым людям. Любая сказка говорит о том, что справедливость обязательно восторжествует. Но для этого нужно приложить усилия, смекалку, проявить выдержку и терпение. События в каждой волшебной истории не могут быть обычными, но они тесно переплетаются с обыденными ситуациями реальной жизни. Яркие образы помогают нам разглядеть в жестокой действительности правду, уличить ложь. Они учат людей быть работящими, добрыми и преданными, предостерегают от жадности, зависти и двуличия.
Чёрная шляпа
В сказке «Иван царевич и Серый волк» много и отрицательных персонажей. Начиная с главного героя. Иван царевич не успев уехать от дома уже сразу лишился коня. Это говорит о его беспечности и легкомыслии. Если бы не Серый волк он бы вообще никого бы не нашёл. Он непослушный и безответственный. Главный герой совершает три кражи, что тоже некрасиво для царского сына. А волк, обманывает трёх царей. А обманывать не хорошо. И братья, хоть они и королевских кровей, изображены негативными персонажами: коварными, завистливыми. Не желая прослыть перед отцом неудачниками, они пошли даже на предательство и убили собственного брата.(Высказывания детей)
Красная шляпа.
Сказка «Иван-царевич и Серый Волк» – одна из самых знаменитых в России. По её мотивам сняты мультики и фильмы, поставлены спектакли. Даже нарисованы картины: например, шедевр Васнецова под одноимённым названием. Она очень интересная и увлекательная. Читая эту сказку мы переживаем за главного героя.
Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”
Вариант №1
Виктор Михайлович любил сказки и былины, поэтому частенько создавал иллюстрации к этим произведениям. Полотно «Иван царевич на сером волке» художник писал несколько месяцев, несмотря на то, что занимался в это время росписью Владимирского собора. Автор в 1889-ом году даже приостановил иконопись и занялся написанием фольклорного полотна, на котором он и воспроизвел персонажей русской народной сказки.
На картине изображена сцена погони, а серый волк пытается уберечь своих друзей от угрозы быть настигнутыми преследователями. Иван и Елена прекрасная, сидящие на спине громадного зверя, выглядят встревоженными, да и настроение полотна довольно пессимистическое.
Больше всех взволнована Елена – красавица вверила свою жизнь Ивану и волку, и теперь смиренно ожидает, когда им всем удастся оторваться от погони. Ей страшно, поэтому она кротко склонила свою голову на грудь Иванушки, а её сложенные руки демонстрируют покорность судьбе. Девушка очень красива, даже когда выглядит притихшей, и на ней роскошные одежды, что свидетельствует о её высоком происхождении.
Иван тоже выглядит презентабельно – он в богатом одеянии, юноша красив, но выглядит серьезным. Он намерен защищать царевну и в любую минуту готов выхватить меч, дабы дать отпор преследователям. Царевич не испуган, но он настороженно вслушивается в лесные звуки и внимательно всматривается в чащу.
И только волк написан в движении – он несется через лес и осознает всю опасность положения. Но живописец изобразил его уверенным и сильным зверем, который приустал, но не намерен останавливаться. Волк очень крупный, с крепким телом, но больше всего привлекают его глаза, своей осмысленностью напоминающие человеческие.
Живописное полотно мрачновато, однако есть в нем некая таинственность. Темный волшебный лес, окружающий героев, выглядит страшновато, главным образом из-за темных оттенков. Мы видим ветви, расположенные на заднем плане, они чем-то напоминают лапы диковинных чудищ, пытающихся помешать продвижению персонажей вперед. Зато на переднем плане живописец разбросал по стволу цветы розового цвета, что вселяет надежду в то, что беглецам удастся уйти от погони, и они найдут свое счастье.
Несмотря на недосказанность и таинственность, все-таки автор полотна надеется на то, что зло будет побеждено, а светлые оттенки свидетельствуют о том, героев впереди ждет счастливое будущее. Мы верим, что скоро жуткий лес закончится, и волк-волшебник успешно справится со своей главной задачей – спасти друзей от преследования.
Сочинение по картине “Иван Царевич на сером волке”
Вариант №2
Картина «Иван Царевич на Сером волке» написана в 1889 году. Художник в ней использует мотив русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Это не единственная работа Васнецова с использованием сказочного сюжета, например, он написал картины «Аленушка» и «Богатыри».
На картине мы видим Ивана-царевича, который прижимает к себе Елену Прекрасную, а сидят они на Сером волке. Это и есть главные герои картины. Иван царевич пристально смотрит по сторонам, он взволнован. Его меч находится в стороне от него, показывая с какой скоростью они передвигаются. Одежды его очень богатые. На нем шапка, кафтан, рукавицы. Меч очень красивый, с орнаментом. Елена прекрасная оперлась на плечо Ивана. Она доверяет ему, но , возможно, боится чего-то. Она немного отрешена от реальности и покорилась судьбе. Герои невесёлые. Елена прекрасная тоже в богатых одеждах, длинные волнистые волосы развеваются, но руки безвольно сложены на коленях. Волк смел и решителен, он несется сквозь дремучий лес, стараясь спасти друга.
Лес очень темный, но мы видим цветущее дерево, видимо, дело происходит весной. Весна – время обновления, надежды на лучшее будущее. Именно это дерево подсказывает нам, что у героев картины все будет хорошо, все лучшее еще впереди.
Вариант №3
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» была написана в 1889 году по мотивам русской народной сказки «Иван-царевич и Серый волк». Виктор Васнецов – мастер фольклорной живописи. Он написал множество картин и иллюстраций к книгам на сюжеты разных народных сказок. Самые известные из них – это «Аленушка» и «Богатыри».
На картине «Иван-царевич на Сером волке» изображены три главных героя – это сам Иван, Елена Прекрасная и Серый волк, когда они мчатся по дремучему лесу, спасаясь от погони. Все мы читали эту замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк» еще в детстве. Поэтому сюжет сказки известен, и нам легко догадаться, какой именно момент запечатлен на картине.
Взгляд Ивана-царевича внимателен и сосредоточен. Это и объяснимо – он опасается погони. У Елены Прекрасной отрешенный задумчивый вид – она как бы покорилась судьбе. Но вместе с тем, в ее лице нет страха – она доверилась Ивану-царевичу.
Серый волк, на самом деле, – это главный помощник и союзник Ивана. Он выручает его из всех опасностей и бед, встречаемых на его пути. На картине видно, как бесстрашно волк мчится через глухую лесную чащу. Мы не сомневаемся, что мчится навстречу любви и счастью. Об этом нам подсказывают синие васильки и цветущие кусты на переднем плане картины.
План сочинения
- Художник-сказочник
- Главные герои картины, их облик, мысли, чувства
- Тайны волшебного леса
- Вера в счастливый конец