План рассказа зимний дуб

Урок внеклассного чтения по рассказу ю.нагибина зимний дуб словарная работа: на доске слово толерантность и его лексическое значение. ход

Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний
дуб»

Словарная работа: на доске – слово толерантность и
его лексическое значение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Писатель Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные
книги с нами. Надолго ли? Это покажет время. Но очевидно одно – они нам
интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ «Зимний
дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а
сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.

II. Работа с текстом.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Сформулируйте
тему рассказа.

Примерные
ответы учащихся.

Я думаю,
что основная тема- взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются
в ходе повествования.

2.С чего
начинается конфликт?

С
опоздания Савушкина на урок русского языка. Это очередное опоздание ученика
выводит из себя молодую учительницу. Она решает поговорить с мамой Cавушкина.

3.Что
рассказывает нам автор о Анне Васильевне?

Ей 24
года. Работает она всего два года, но уже приобрела славу опытного
преподавателя. Ее знают, ценят, уважают.

Сама
Анна Васильевна хороший человек, но она немного самоуверенна.

4.Читаем
отрывок. “Урок изучения существительного” Его прерывает опоздавший Савушкин.
Он же потом приводит неудачный, по мнению учителя, пример существительного —
«зимний дуб».

Рассуждая
о раздражении учителя, ребята приходят к выводу, что начавшийся конфликт
можно было легко погасить, попросив мальчика рассказать о его примере. Почему
именно «зимний дуб»?

5.Обращаемся
к лексическому значению «толерантность», записанному на доске.
Читаем его значение, рассуждаем о важности толерантности в нашей жизни.

6.Находим
в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент. В этих словах
была «счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное
сердце».

Если бы
Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о
зимнем дубе! Все побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию в лес можно
было организовать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил
действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна просто решила
пожаловаться на Савушкина его маме.

7.Читаем
диалог между учителем и учеником.

Савушкин
сам собирается проводить учительницу к себе домой. И выбирает знакомый путь

8.Урок,
который очень тонко преподает своим героям и нам, читателям, автор рассказа.

«Как
трудно доискаться истины в самом пустячном деле!».

III. Особенность
композиции
 рассказа в том, что он легко делится на две части.

1.Находим
предложение, с которого начинается вторая часть и анализируем ее.

«Едва
они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их
спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…»

В
зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там
на белом снегу удивительные следы.

Ученики
говорят, что теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир
зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

2.Время
в этом мире движется с непривычной скоростью. Вместе с тем словно размывает
ощущение самого времени. Его просто не существует! А что есть? Красота
окружающей природы, которая заворачивает, заставляет забыться.

Теперь и
Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к
маме ученика. Она вся во власти очарования природы.

3.Главный
сюрприз, который готовит автор — зимний дуб. Читаем описание дороги к нему,
обращая внимание на художественные средства описания (эпитеты, метафоры,
олицетворения).

Читая
описание дуба, обращаем внимание на рисунок его, выполненный группой
учащихся. Выслушиваем художников, рассказывающих, что именно хотели они
передать.

4.Как
говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

«Просто
дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!»

1. Какие
чувства испытала Анна Васильевн при виде этого сказочного дерева?

«робко
шагнула» к нему, а «страж леса» тихо качнул ей навстречу
ветвью.

2. Тайны
корней дуба.

Читаем.

5. Дуб
словно хранитель леса, хозяин. А человек- хранитель природы. Только добрым,
заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны.

Вот
почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного
и загадочного человека». Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь
все живое.

Читаем,
внутренний монолог учительницы, в котором она с болью говорит: «Можно ли
яснее признать свое бессилие?»

Учащиеся
делают вывод о том, что Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет
не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой.
Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну
Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что «короткий
путь еще не самый верный», что теперь ему придется ходить по шоссе, она
делает выводы и для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя
опытной учительницей, что «быть может, и одного шага не сделано ею на
том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот
путь? Отыскать его не легко и не просто». Учащиеся рассуждают о своем понимании
этих слов Нагибина, приводят примеры из жизни.

IV. Вывод по уроку вытекает
из рассуждений учителя и учащихся о глубоком смысле этого небольшого рассказа,
который одинаково интересен взрослым и детям. Говорят о том, как понимают смысл
названия рассказа «Зимний дуб». Вновь формулируют тему рассказа,
которая, оказывается, гораздо шире, чем простые отношения между учителем
учеником

Главные
герои рассказа «Зимний дуб» и их характеристика

1.                 
Анна Васильевна. 24 года. Учительница русского языка.
Молодая, романтичная, добрая. 

2.                
Савушкин. Ученик 5 класса. Добрый мальчик, который очень
любит природу и хорошо знает лес и его обитателей.


План пересказа рассказа «Зимний дуб»

1.                 
Морозное утро

2.                
Фролов

3.                
Дети у школы

4.                
Начало урока

5.                
Опоздавший

6.                
Примеры существительных

7.                 
Разговор в учительской

8.                
Через лес

9.                
Теплые ключи

10.             
Огромный дуб

11.              
Обитатели дуба

12.             
Гражданин будущего


Краткое содержание рассказа «Зимний дуб» для читательского
дневника в 6 предложений

1.                 
Учительница радовалась морозному утру и в хорошем
настроении начала урок.

2.                
Савушкин снова опоздал, а существительным назвал зимний
дуб.

3.                
Учительница решила поговорить с мамой мальчика и
попросила проводить ее.

4.                
Савушкин повел ее через лес, мимо незамерзающего ручья.

5.                
Они вышли к огромному дубу, и мальчик показал, кто живет
в этом дубе.

6.                
Учительница вернулась домой, думая о чудесном гражданине
будущего.


Главная мысль рассказа «Зимний дуб»
Общение с природой делает человека добрее.

Чему учит рассказ «Зимний дуб»
Рассказ учит любить природу и восторгаться ее чудесами. Учит доброте и умению
понимать чувства другого человека. Учит пользе знаний. Учит оптимизму. Учит
видеть в людях хорошее.

Отзыв на рассказ «Зимний дуб»
Мне понравился этот рассказ и больше всего поразило описание величественного
дуба. Это могучее дерево приютило многих животных. В его корнях спали еж и
лягушка, в коре прятались жуки и козявки. Дуб был им домом и это было красиво.
Мне понравилось, что учительница поняла чувства Савушкина и не стала к нему
придираться. Она тоже полюбила зимний дуб, но посчитала самого мальчика еще
более удивительным. Ведь мало кто может так сильно любить природу.

Вдовец, отец, хозяин

Два года прошло после Аустерлицкого сражения, князь Андрей вдовствовал в Лысых Горах с маленьким сыном, отцом и сестрой. Иногда ему приходилось выезжать по делам в имения Коленьки, так как он был законным опекуном мальчика.

Болконский отошел от военных дел, сделался передовым хозяином. В некоторых деревнях князь перевел крестьян в статус вольных хлебопашцев. В других имениях заменил крепостную повинность барщины оброком. Новшества благоприятно влияли на доходы семьи.

В свободное время Болконский много читал, вел записи о причинах поражения русских солдат в войне с Наполеоном. Ничто не тешило душу тридцатиоднолетнего мужчины. Эмоциональная сторона бытия не вписывалась в его распорядок дня.

Весенний лес

Дорога лежала в Рязанскую губернию, надо было проверить дела в деревнях сына. Весна 1809 года выдалась теплой, Андрей безразлично рассматривал зеленую траву, молодые почки на деревьях, которые выглядели особенно красиво на фоне яркого синего неба.

В березовой роще было особенно тепло, здесь отсутствовал ветер, становилось жарко, хотя раннее под мостом видно было остатки снега. Лиловые цветы, украшавшие поляны, вселяли веру в весеннюю пору. Лошади потели, а птицы и люди на козлах радовались смене поры года.

Князь не понимал причины человеческой радости. Он думал о дубе, который стоял у дороги.

Противостояние весеннему возрождению

Описание дуба в романе «Война и мир» помогает понять, почему Андрей его воспринял в качестве единственного союзника среди красоты сказочного весеннего леса. Это было огромное дерево с обломанными сучьями и корой. Между улыбающихся берез он стоял со своими несимметричными ветками, как страшилище, и один лишь не желал подчиняться весеннему обаянию. Тоже многое на своем веку повидал старый дуб. Война и мир принесли ему разочарование и раны, о которых свидетельствуют повреждения на его коре.

Толстой при описании этой картины ловко применяет один прием. Он показывает встречу двух родных душ, противостоящих общему веселью. Но все равно они остаются одинокими: Андрей – в жизни, дерево — в лесу. Ничего не изменится от того, что две родные души решили закрыться от других и от света. Ведь жизнь продолжается, неся новые впечатления и события, постепенно затмевающие любую грусть.

Как выглядел дуб после зимы

Дерево по возрасту было намного старше тех берез, что его окружали, потому что ствол необъятный, и высота вдвое превышала высоту берез. Старые ветки оказались обломанными много лет назад, на их месте торчали уродливые искалеченные суки, как символ богатого душевного опыта.

Не раз дуб терял местами свою кору, которая зарастала мхом, как древние раны, свидетельствующие о том, что дереву пришлось многое пережить. С возрастом симметрия утратила свои линии, дерево выглядело неуклюжим, старческим уродом на фоне молодых берез, радовавшихся приходу весны:

«Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Сомнения и эксперимент князя

Целый рой мыслей возник в голове Болконского. Он вспомнил слова Пьера и с досадой оперся на дуб. Думая о том, как нелепы наивные рассуждения Безухова, князь в какой-то момент засомневался. Пьер говорил с такой уверенностью, и не может ли быть так, что его слова — правда? Князь так смотрел на дерево, как будто хотел его обнять. Он понял, что Бог не просто так создал каждое творение. Умысел был в том, чтобы всё живое могло стать счастливым.

Но разве может радоваться и наслаждаться дерево, которое выглядит так уродливо? Когда-то оно было молодым, и окружающие берёзки завистью наблюдали за тем, как бушуют мощные ветви. Но это время прошло, и сейчас у дороги растёт не стройный исполин, а кряжистый старик.

В итоге Болконскому захотелось доказать и дереву, и себе, что Пьер был прав. Он начал осматривать все сучья, и наконец взгляд наткнулся на дупло.

Князю стало стыдно за мысли, а ещё он испугался, что кучер и лакей могут застать его за богопротивным делом. Оглянувшись, он понял, что слуги не вернулись, и наклонился к найденному дуплу. Убедившись, что его не облюбовали грызуны и прочая живность, Андрей принялся за дело. Он снял панталоны и начал совершать характерные движения. В этот момент ему показалось, что рядом не дерево, а молодая жена. Стыд жёг сердце, но останавливаться было поздно.

Завершив своё занятие, князь прислонился к дереву и попросил у него прощения. Потом он позвал кучера, и карета отправилась дальше. Отъезжая, он глядел на дуб, цветы и траву, над которыми старик возвышался всё так же мрачно и безмолвно. Андрей думал, что всё же корявый исполин прав: поддаваться соблазнам — удел молодых, а жизнь стариков кончена. В душе возникли грустные мысли по поводу прожитых лет. Князь решил, что поздно что-то начинать, главное — дожить остаток дней. Не стоит тревожиться, строить планы и чего-то желать.

В тексте художественного произведения Толстой выражает то, что тревожило его всю жизнь: проблемы переоценки ценностей, смысла жизни и человеческого одиночества.

В сложные периоды, когда меняется мировоззрение, душа оказывается буквально вывернутой наизнанку, и это отлично показывает первая встреча князя со старым деревом.

Что общее было между дубом и князем Болконским

Андрей представлял, как возмущается дерево по поводу всеобщего веселья.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».

Герой, как встретившийся ему дуб, чувствует себя чужим среди радостных лиц окружающих. Он потерял жену два года назад, боль утраты оставила след в его душе, напоминающий ободранную кору на стволе дерева. Офицер пережил поражения русской армии в сражениях под Шангребеном и Аустерлицем, пропустил через себя унижение в плену, разочарование в авторитете Наполеона.

Душа Болконского, как этот дуб, была изуродована испытаниями судьбы, радость окружающих он воспринимал, как лицемерие, а счастье, как несуществующую категорию мировосприятия. Эмоционально мужчина чувствовал опустошение. Жизнь, любовь и радость казались недоступными в силу возраста и горького жизненного опыта.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

Герой решил, что его удел – дожить года, предопределенные господом, избегая искушений, спокойно, не злясь, не тревожась, в отличие от всего мира. Как дуб, который не принимает весенние правила, стоит, не покрываясь яркой листвой.

Л.Н. Толстой. «Война и мир». Первая встреча князя Андрея с дубом. Текст, комментарий.

ТЕКСТ.

2 том, 3 часть, 1 глава.

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

КОММЕНТАРИЙ.

Большую роль в романе Л.Н. Толстого играет природа. Это не просто фон, на котором разворачиваются события. Природа помогает автору глубже раскрыть внутренний мир героев, состояние их души. Она словно помогает им осознать себя, своё место в жизни.

Князь Андрей Болконский дважды проезжает мимо старого дуба в разные периоды жизни. Каждая встреча – это поворотный этап в его жизни, его осознание того, как ему дальше жить.

При первой встрече Андрея с дубом он увидел его угрюмым, старым, больным: «Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами».

Дуб не радовался приходу весны, она для него, так же, как и любовь и счастье, – это всё обман. Он не хотел подчиняться «обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца», ничему не верил.

Такое же состояние испытывал Андрей. Столько было в тот момент разочарований в его жизни: напрасные мечты о славе, смерть жены, скучное светское общество. Он не ждал ничего хорошего от жизни, ни во что не верил. Поэтому, взглянув на старый дуб, он подумал, что жизнь кончена. Нужно её просто доживать, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Таким образом, первая встреча с дубом играет важную роль в раскрытии тех изменений, которые произошли в душе князя Андрея, его нежелания о чём-то мечтать, на что-то надеяться.

Вторая встреча Андрея с дубом. Читать ЗДЕСЬ.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Образ дуба летом

Рязанские дела требовали встречи с Ильей Николаевичем Ростовым. Князь нашел графа в Отрадном. Пришлось провести в имении одну июньскую ночь. Наташа Ростова взбудоражила воображение Болконского, пребывающего в унынии. Девушка так естественно, так восторженно любовалась началом лета, что в душе героя задребезжала неосознанная им надежда.

Дорога домой снова лежала мимо протестующего дуба, который весной оставался невозмутимым и равнодушным к всеобщему пробуждению. Лес смыкался над головой густой кромкой. Андрею хотелось увидеть своего немого единомышленника, он пристально вглядывался в левую сторону рощи.

Вдруг поймал себя на том, что невольно любуется тем дубом, мрачный образ которого хочет найти. Удивительно, как преобразилось древнее дерево. Вечернее солнышко согревало налитую сочно зеленью крону, которая мило шумела, колыхаемая легким ветерком.

Молодая листва успешно покрыла собой все изъяны старого ствола, омолодив его собой. Жизнеутверждающее состояние дуба передалось Болконскому. В памяти мелькали победоносные моменты, небо под Аустерлицем в момент ранения, лицо ушедшей Лизы и счастливая девочка Наташа Ростова, чей образ вызывал желание радоваться всему, что есть прекрасного вокруг.

«Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей».

Переломный момент

Описание дуба в романе «Война и мир» очень важно, ведь данное дерево показано именно глазами князя Андрея. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть внутренний мир героя, который о своих опасениях и тревогах не склонен говорить напрямую. Болконский только с Пьером позволяет себе немного пооткровенничать. И когда друга нет рядом, именно описание дуба в романе «Война и мир» дает нам возможность понять, что творится в душе Андрея и какие изменения в нем произошли. Герой, словно этот самый дуб, ожил под ласковым солнцем и начал, как снова повстречавшиеся на пути березы, радоваться летним дням. Своими восхищениями Наташа Ростова дала толчок тому, чтобы в князе вспыхнул огонек.

Болконский укрепился в своем мнении, когда опять увидел дерево. Оно как будто тоже радовалось жизни, и Андрей залюбовался им. Описание дуба в романе «Война и мир» теперь рисовало преображенного гиганта, раскинувшегося шатром сочной зелени, который млел, колыхаясь в солнечных лучах. Раны и болячки скрыла новая листва, и князь подумал, что, наверное, и его душевные раны могут зарубцеваться. А значит, он может с нового листа начать жизнь.

Дуб, как символ возрождения

Лев Толстой, писатель и гуманист, ценил жизнь во всех ее проявлениях. Природные пейзажи в его произведениях всегда побуждают желание жить и само утверждаться. Болконский понял, как много может он дать обществу, поделиться опытом и знаниями, полученными в боях, которые нельзя предать забвению.

Князь кардинально меняет жизнь, пытается создать новый военный устав, учесть ошибки минувших сражений, повысить боеготовность государства. Вместе с министром Сперанским они ведут работу по армейскими реформами. Начинается новый этап жизни князя Болконского. Росток романтического влечения к юной Наташе пустил свои корни в душе молодого мужчины, чтобы заполнить образовавшуюся там пустоту.

Сочинение Характеристика и описание Дуба

Этот эпизод – один из самых важных для раскрытия образа князя Андрея… Дуб точно один из самых известных «персонажей» во всем романе! Красивый образ, полный смысла. Дуб здесь почти герой, Андрей разговаривает с ним, как с человеком. Для него это дерево точно живое существо, сначала старое, но после переродившееся.

Дуб это стоит на краю дороги, так немного «в углу». Тут же он сравнивается с березами вокруг. И он в два раза выше средней березы там, в десять раз старше и шире. Был он просто огромным, покрытый старой корой. Он выглядел он таким потрепанным жизнью, то есть годами, ветрами… На нем было полно старых «болячек», из-за которых казался сердитым стариком, особенно по сравнению с березами, которые как будто все улыбались. Еще он весь такой корявый, несимметричный, уродливый даже, но упорный в своем пессимизме… И так он отличался от окружения, так ещё и весна будто не могла на него повлиять. Все уже вокруг зазеленели, а он все такой же «зимний», но только без снега.

Андрею (и автору, конечно) кажется, что дуб говорит. Весна ассоциируется с любовью и счастьем, а всё это вместе для него – обман. Дуб разочарован, ни в какое светлое чувство не верит. Может быть, ему уже всё надоело… Но в то же время нельзя сказать, что у него нет сил, он стар, но крепко стоит на земле, ствол у него в два обхвата. Древесины там точно очень много! Почему-то он не верит даже в солнце, хотя оно уж точно есть, даже если за облаками. Себе в товарищи по несчастью он выбрал ели – они тоже не весенние, а всегда одинаковые, как застывшие.

И князь Андрей думает, что дуб в своей «позиции» прав. У героя тоже нет веры в любовь… Но мы все знаем, что всё-таки дуб этот «заразился» весной – зазеленел, проснулся к новой жизни, хотя и позже берез. И для героя это стало надеждой. Даже если этот старый дуб смог снова «полюбить» жизнь, пустить в себя энергию весны, то и человек может. И князь Андрей после всех разочарований сможет полюбить!

Теперь дуб млеет под лучами солнца, качает прекрасной кроной. Не видно старых болячек, все как будто затянулось. Его корявые ветки-пальцы тоже спрятались в сочную молодую листву. Новые веточки пробились сквозь старую кору. Он стал просто неузнаваем! Теперь он выглядел мощно и молодо, излучал радость. Всё равно он отличался от берез вокруг, но был вместе с ними в этой радостной весне.

Этот образ, его изменения стали очень важными для героя, в них он отразился сам – до и после.

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) характеризуется сложными речевыми расстройствами, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Как видно из определения, помимо недостатков в звукопроизношении, которые легко определяются и чаще всего принимаются за определяющий показатель диагноза, у детей с ОНР нарушается целый комплекс речевых функций.

Это, во-первых, фонематическое недоразвитие речи – несформированность процесса различения звуков, что приводит к нарушению функций фонематического анализа, синтеза и представлений.

Во-вторых, нарушение произношения слов сложной слоговой структуры, перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

В-третьих, недостаточное развитие словаря, который у детей с ОНР значительно беднее словаря с их сверстников с нормальной речью. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета, заменяют слова, близкими по ситуации и внешним признакам. В словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия – большой и маленький, которыми заменяют остальные.

В-четвёртых, в речи детей встречаются аграмматизмы, которые проявляются в изменении существительных по числам и родам, согласовании числительных и прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Часто допускаются ошибки в употреблении предлогов, особенно сложных, их пропуски в предложении или замена на другие предлоги.

Указанные недостатки с наибольшей отчётливостью проявляются в различных формах монологической речи – пересказе, рассказе по картине, серии картин, рассказе-описании. При пересказе и рассказе  по серии картин помимо речевых трудностей наблюдаются ошибки в передаче логической последовательности событий, пропуск звеньев событий, действующих лиц, непонимание причинно-следственных связей рассказа. Рассказ- описание также малодоступен. Дети обычно ограничиваются перечислением предметов и их частей. Некоторые дети оказываются способными только отвечать на вопросы.

Поэтому дна из основных задач логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

        Необходимо у детей формировать навыки построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространённые предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Работа над развитием речи идёт по следующим направлениям:

  • обучение рассказыванию на основе восприятия – составление рассказа – описания;
  • обучение рассказыванию по картине;
  • обучение пересказу;
  • обучение самостоятельному рассказыванию.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребёнку картину, и он заговорит». И в этом смысле картина – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей –

  • развивают наблюдательность;
  • совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы (мышление, воображение, внимание, память, восприятие) ;
  • пополняют запас знаний и сведений;
  • развивают речь.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

 Картина в различных её видах ( предметная, сюжетная, фотография, иллюстрация, репродукция, диафильм, рисунок), а сюжетная в особенности, при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Известны следующие виды работ с картиной: рассматривание, описание и рассказывание. Последний является наиболее сложным. Составляя, придумывая рассказ о событиях, якобы происходящих с героями картины, ребёнок не только опирается на собственный опыт, но и использует фантазию, воображение. При этом речь ребёнка должна быть содержательной, логичной, последовательной, связной, грамотной.

В детском саду рассказывание по картине проводится примерно 2-3 раза в месяц. С одной картиной, если её сюжет близок и интересен детям, можно работать несколько занятий.

Известный французский психолог Жан Пиаже считал, что интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства – регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение. Если сюжет картин занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные связи, делать выводы.

Сюжеты для картин должны соответствовать следующим требованиям:

  • отражать интересное событие, нестандартную ситуацию;
  • вызывать яркую эмоциональную реакцию;
  • побуждать к размышлению;
  • стимулировать фантазию;
  • способствовать заинтересованному общению ребёнка со взрослым.

Задания, которые можно использовать при подготовке к описанию картины, можно продемонстрировать на примере картины «Новогодняя ёлка для птиц и зверей». Сюжет этой картины нестандартен, открывает широкий простор для детской фантазии, симпатичные лесные жители вызывают положительные эмоции у детей и интерес к картине.

Приёмы и методы обучения рассказыванию по картине известны из методики и широко отражены в работах Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич и других авторов. А.М. Бородич говорит о том, что залогом успеха на всех возрастных этапах является осмысление детьми общего содержания картины (О чём она? Про кого? Как её можно назвать?). Кроме того, ребёнку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображённых предметов, а если картина сюжетная – установить связи между объектами, персонажами. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа ( до её демонстрации) или пояснения во время предварительного рассматривания.

Весь процесс обучения рассказыванию делится на два больших этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе проводятся экскурсии, наблюдения в природе, чтение произведений художественной литературы по теме, работа по накоплению, уточнению и активизации словаря, над развитием грамматического строя речи. А в подготовительной к школе группе важным этапом становится толкование пословиц, толкование и отгадывание загадок, самостоятельное загадывание детьми загадок, что позволяет детям применить уже накопленный багаж знаний в речевой деятельности. Кроме того, загадки и пословицы развивают не только речь, но и мышление, что очень важно в условиях логопедической группы.

Более подробно остановимся на совместной работе воспитателя и логопеда по развитию лексико-грамматического строя речи.

Для рассматривания детям предлагается многоплановая картина. Поэтому подготовительный этап может длиться в течение месяца и проходить через темы «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Ёлка», «Новогодний праздник».

Работа над словарём включала следующие упражнения и задания»

  • Подбор действий к предмету (дети называют, что умеет делать заяц – смотреть, слушать, нюхать, прыгать, держать, грызть, дрожать, сидеть).
  • Подбор названий предметов к действиям (дети называют, кто или что может бегать, летать, прыгать, расти и т.п.) Логопед даёт эти упражнения воспитателю для индивидуальной или подгрупповой работы.
  • Подбор эпитетов к предмету.
  • Подбор и закрепление в речи глаголов с разными приставками (глаголы типа: подлететь, прилететь, слететь, взлететь и т.п.) и глаголов совершенного и несовершенного вида (летят – прилетели, ели – съели)
  • Подбор синонимов ( бежать-мчаться, прыгать-скакать), антонимов.
  • Логопед также проводит работу по подбору однокоренных слов (снег- снежинка, снеговик, снежный), а воспитателю предлагается составить предложения с этими словами.

Работа над грамматическим строем речи: даже по самой картине можно предложить детям найти, про что можно сказать белый, белая, белое, белые, таким образом дифференцируя окончания прилагательных разного рода.

        Проводятся упражнения на согласование числительных с существительными, на изменение существительных по падежам.

        Проводятся упражнения на закрепление употребления предлогов.

        Логопед в рамках тем «Зимующие птицы», «Дикие животные зимой» составляет с детьми рассказы-описания птиц и зверей по планам-схемам. Так как детям с нарушениями речи труднее удержать в памяти последовательность пересказываемых фрагментов, мы чаще всего предлагаем им поддержку в виде готовых схем или разрабатываем и зарисовываем план вместе с детьми.

Как вариант возможно использовать такой вид работы, как рисование с одновременным проговариванием и описанием внешнего вида птицы.

        Для проведения упражнений подготовительного этапа можно использовать многофункциональные плоскостные пособия, например, большое изображение дерева и набор карточек маленького размера с изображением зверей, птиц, насекомых и т.д. (предлагаются задания типа: «Спрячь зайчика за нижнюю правую ветку ёлки»; «Посади на верхнюю ветку ёлки снегиря» и т.д.)

        После подготовительного этапа переходим непосредственно к составлению рассказа по картине.

        Традиционные приёмы составления рассказ по картине имеют определённую специфику работы в логопедической группе.

ПРИЁМ: «Беседа по вопросам».

        Вопросами педагог помогает детям лучше познакомиться с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них —  припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств. Вопросы должны помогать ребёнку: во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, в третьих, фантазировать и сочинять.

Поэтому предлагаем вам подбирать не только традиционные, по содержанию картины, вопросы, типа:

«Какое время года изображено на картине? Какие деревья? Какой снег? Что вы видите на заднем плане? Какова погода на картине? Где растёт ёлка? Кто собрался вокруг ёлки? Чем украшена ёлка? и т.п., но и подбирать вопросы проблемные , непростые, типа:

«На какой праздник наряжаются ёлки? Чем украшают ёлки на Новый год? Почему белочка серенькая, а не рыженькая? Почему ягоды положили в корзину? Кому могут понравиться такие «украшения»? Откуда взялся пенёк? Что будет с ёлочкой через два дня?»

И если логопед сам задаёт вопросы детям, то воспитателю может быть предложено попросить детей задать вопросы по картине своим товарищам. Этот вид работы, конечно, сложный, но интересный.

ПРИЁМ: «Приём совместных действий».

Логопед проводит следующие упражнения:

  1. Распространение предложений. Даётся, например, предложение: «Зайчик сидит». Дети распространяют предложение, добавляя по одному слову: «Зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой. – Серенький зайчик сидит под зелёной ёлкой в лесу. и т.д.
  2. Составление предложений  из слов. Например: синичка, лететь, ёлка. – Синичка подлетела к ёлке. и т.д. А воспитателю предлагается провести упражнение «Закончи предложение» (договаривание сложноподчинённых предложений). Например, «У зайчика белая шубка, потому что …», «Заяц скачет к ёлке, потому что …» и т.п.

ПРИЁМ» «Приём мысленного вхождения в картину».

Логопед, рассматривая с детьми картину, предлагает  им сказать, что они чувствуют (как мороз холодит щёки, как скрипит снег под ногами и т.д.) , и что они слышат (скрип снега, голоса птиц и т.д.), помогая им в затруднительных случаях наводящими вопросами. Воспитатель проводит с детьми  игру «Превращения», предлагая детям перевоплотиться в кого-нибудь из персонажей картины и рассказать свою историю, случившуюся с ним на лесной полянке у ёлочки.

ПРИЁМ: «Составление рассказа по частям».

С логопедом дети по очереди составляют мини-рассказы по какому-то эпизоду, части картины; потом все эти рассказы объединяются, и рассказывается всё целиком.

Воспитателю предлагается интерпретация игры «Попугай» (вариант названия – «Цепочка»): первый ребёнок составляет простое предложение по картине, второй ребёнок повторяет это предложение и проговаривает своё. Это задание очень сложное, доступное детям подготовительной группы, и то возможно повторение ограниченного количества предложений.

ПРИЁМ: «Образец рассказа по картине».

Образец должен быть содержательным, интересным, лаконичным, эмоционально выразительным. Этот приём чаще применяется в старшей группе, в подготовительной группе мы пользуемся им избирательно.

Творческие задания, применяемые при обучении рассказыванию по картинам детей старшего дошкольного возраста, способствующие развитию воображения детей.

  1. Разыгрывание действий персонажей картины – (игры – инсценировки с использованием пантомимы, игры – фантазии с применением средств языковой выразительности: темпа, ритма, высоты и силы голоса, дикции).
  2. Игры «Угадай, чей разговор я услышала». Перед детьми ставится задача узнать действующих персонажей на основе воображаемого диалога. Вариант диалога предлагает педагог: «Я услышала разговор двух персонажей. Один …сказал другому … Кто это мог быть? Как ты думаешь? Почему?».
  3. Игра – упражнение «Угадай-ка!» с использованием многофигурных картин. Один из фрагментов картины закрывается экраном. Перед детьми ставится задача представить и воспроизвести в речи наглядное содержание данного фрагмента. Педагог, помогая детям, называет место действия, изображённого на закрытой части картины. Дети, ориентируясь на общее содержание картины, говорят о персонажах и их действиях, а педагог отмечает правильно угаданные варианты (персонажи, предметы, моменты действия).
  4. Игра – упражнение «Отгадай персонаж». Детям предлагается крупноформатная картина с изображением места действия, той или иной обстановки без действующих персонажей. Дети загадывают описательные загадки друг другу; после отгадывания каждого персонажа на картину помещается плоскостная фигурка данного объекта. По ходу заполнения картины дети упражняются в составлении предложений, включающих обозначения предметов и указание на их местонахождение, определение выполняемых персонажем действий.
  5. задания на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между словами в пословицах, поиск связей, точность воспроизведения пословиц как целостных сочетаний, подобранных к содержанию картины:
  • Детям предлагается продолжить пословицу по заданному началу  …Апрель с водой, … (май с травой).
  • Детям даётся задание воспроизвести пословицу правильно: исправить структурную ошибку и объяснить, что нарушается смысл пословицы. Например, почему пословица будет неправильной, если мы скажем: «Не береги нос в большой мороз». Дети отвечают, что нарушается смысл пословицы, так как…
  1. Придумывание вариантов названия к картине.
  2. Придумывание ситуации, предваряющей события, изображённые на картине.
  3. Составление продолжения к изображённому сюжетному действию.

 Автор: учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 466

 Курортного района Санкт-Петербурга

                                                                                                   Филоненко Наталья Григорьевна

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 4

Тема урока: В зоне лесов.

Цель  урока:  дать ученикам знания о местонахождении зоны лесов; обогатить знания о лесах и взаимосвязях, существующих в

                      этой природной зоне.

 Задачи:  познакомить учащихся с растительным и животным миром лесов; развивать наблюдательность,

                        внимание, логическое мышление, память; формировать аналитические способности учащихся и универсальные

                        учебные действия (работа с учебными текстами, осознанное чтение вслух); воспитывать бережное отношение  к

                        природе, чувство ответственности за неё.

 Планируемые результаты:

  • Предметные: извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний, использовать словарь учебника осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы; умение работать в паре, в группе.
  • Личностные: работать над развитием чувства патриотизма; выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу; целостный взгляд на мир в единстве природы и человека через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком.

Тип урока: комбинированный.

Образовательная технология: исследование на основе практической работы.

Оборудование: глобус, карта РФ, таблицы и иллюстрации с изображением  леса; рисунки с изображением растений и животных, гербарий  лесных растений;  запись  «Голоса леса».

Этап урока. Методы и приемы

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1. Орг. Момент.

Мотивац.

Словесный

2. Проверка домашнего задания.

3. Постановка учебной задачи

Практический метод.

4.Актуализация опорных знаний.

Устная фронтальная работа.

5. Решение частных задач

Практический: выполнение упражнения

Практический метод.

Устная фронтальная работа.

5. Рефлексия

Повернитесь к соседу, улыбнитесь ему и тихо садитесь. Начинаем работать.

Работа с дневниками наблюдения.

Ответьте ,пожалуйста, на вопросы:

Каких животных леса вы знаете?

Какие растения леса вам известны?

Есть ли в нашем крае леса?

Каких лесов в нашей области больше: смешанных, лиственных, хвойных?

Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке? Какие поставим цели?

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите? А как эти растения располагаются в лесу? Вы действительно правы, у всех растений разная высота. Все растения в лесу «живут» на своих этажах – ярусах.  Давайте посмотрим на схему и определим, сколько ярусов в лесу.  Верхний ярус – это высокие и низкорослые деревья. Например, дуб, липа, берёза, клен, осина, сосна ель; рябина, черёмуха, ива.

Средний ярус – это кустарники и травы. Например, малина, калина, жимолость, орешник, шиповник; кустарнички черники, брусники и травы.

В самом нижнем ярусе располагаются растения, которым не надо много света, – мхи и лишайники, так же лесная подстилка.

Физкультминутка.

Растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах, приносят пользу друг другу. Поэтому ученые называют лес природным сообществом.

Рассматриваем рисунки животных, даём характеристику. Составляем цепи питания (не менее двух).

Ребята, какую тему мы с вами изучили на уроке? А какие ставили цели? Посмотрите, пожалуйста, на доску и закончите предложения.

Домашнее задание:1)прочитать в учебнике статью о зоне лесов;2) составить две цепи питания;3) нарисовать, чего нельзя делать, бывая в лесу, чтобы сохранить красоту и многообразие его растительного и животного мира.

Приветствовать,

Слушать материал.

Отвечать на вопросы, вспоминать пройденный материал

Отвечать на вопросы

Рассуждать

Сравнивать

Приводить собственные примеры

Делать вывод

Анализировать

Работать в группах

Формулировать тему и цель урока

Л:положительное отношение к урокам окружающего мира.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

Р: самоконтроль.

Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу.

П: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; строят речевые высказывания

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.

Конспект    урока

  1. Организационный момент.

— Делу время, делу время,

А потехе – час,

Вот такое золотое

Правило у нас!

Мы работы не боимся,

Дело есть у всех!

Все к работе мы готовы –

Ждёт нас всех успех!

  1. Проверка домашнего задания.

А) Опрос.

— Найдите на карте природных зон тундру. Что можно рассказать об этой природной зоне по карте?

— Рассмотрим в гербарии растения тундры. По каким признакам вы узнали бы их в природе?

— Сравните природу тундры и Арктики. Чем объяснить сходство и различие?

— Объясните на примере,  как связаны между собой обитатели тундры.

— Расскажите об охране природы тундры.

Б) Практическая работа.

— Составьте две цепи питания, которые сложились в тундре.

      3. Постановка учебной задачи.

Шуми, шуми, зелёный лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твоё молчание немое

И твой таинственный язык,

Как что-то близкое, родное.

                     И.Никитин

— Как вы, наверное, уже догадались, друзья, говорить мы сегодня будем о зоне лесов. И не просто говорить, но и узнавать много нового, интересного, полезного о растениях и животных, обитающих в этой зоне, о взаимосвязях между ними. А также узнаем, где расположена зона лесов на карте.

     4. Актуализация опорных знаний.

— Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации с изображением леса. Скажите, где вы могли наблюдать похожую природу?

— Может, кто-нибудь скажет, что означает слово «лес»? (основной тип растительности, господствующий ярус которого образован деревьями с сомкнутыми кронами)

— Какие деревья и другие растения растут в лесу? Какие животные его населяют?

     5. Решение частных задач.

1) Где растут леса в России.

— Давайте, ребята, найдём зону лесов на карте природных зон. (Учитель объясняет и показывает)

— Зона лесов расположена южнее зоны тундры. Большая часть России расположена в лесной полосе, простирающейся от восточных рубежей до западных её границ. Ширина зоны лесов с севера на юг в Европейской части 200 км, в Западной Сибири более 1000 км, а на Дальнем Востоке  3000 км.(цифры – в таблице на доске)

— Леса занимают больше половины территории России и составляют её главное природное богатство.

— Как вы думаете, в чем заключается богатство лесов?

2) Климатические условия.

— Рассмотрим, как изменяются условия жизни для растений и животных при перемещении от зоны тундры южнее, в зону лесов.

(По ходу объяснения учащиеся заполняют таблицу «Природные зоны»)

— Чем южнее, тем выше поднимается солнце над горизонтом и тем больше оно прогревает землю. Зима здесь всё ещё сурова, но менее продолжительна. Лето теплее и более долгое. Слой вечной мерзлоты успевает оттаивать на большую глубину. В более южных районах вечной мерзлоты и вовсе нет, там зимой замерзает только поверхностный слой земли. Весной снег полностью тает и даёт много влаги в почву. Тёплым летом вода, испарившаяся с земной поверхности и водоёмов, выпадает на почву обильными осадками.

Глубокое оттаивание почвы весной, достаточное количество тепла и влаги летом – вот главные отличия погодных условий зоны лесов.

3) Какие леса растут в России.

— Попробуем совершить мысленный полёт над лесом зоной на самолёте. С высоты хорошо видно, как тундра сначала сменяется лесотундрой с болотами, островками кустарников.

По мере движения к югу (демонстрация на карте природных зон) всё гуще становятся хвойные леса, занимают всё больше места, прерываясь только озёрами, да реками. Эти леса называются тайгой. Тайга занимает большую часть Сибири и северные территории Европейской части России.

— По мере движения к югу тайга сменяется смешанными лесами, в которых растут и хвойные и лиственные деревья.

Проехав  ещё дальше на юг, мы увидим, что начинают встречаться леса и рощи в основном из лиственных деревьев. Это – широколиственные леса.

4)Растения леса.

— В тундре растут только карликовые деревья. Почему?

— Правильно! Ну, а в тайге растут высокие стройные хвойные деревья: ель, сосна, пихта, лиственница, кедр (демонстрация гербария).

— Что же изменилось? Что даёт возможность расти высоким деревьям в зоне лесов?

— Верно! Ну а ещё вы должны знать, что в ельниках почти нет кустарников, а упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений. Чаще всего у подножия хвойных лесов, в тайге селится мох, в котором осенью можно найти грибы. А также здесь много моховых болот с клюквой. Среди травянистых растений встречаются кислица, лишайники,  папоротники; черника и брусника – кустарниковые (жимолость, шиповник, смородина, багульник).

В смешанных лесах растут берёза, осина, ольха, дуб, липа.

5)Ярусы леса.

Широколиственный лес отличается от тайги и смешанного леса тем, что они – многоярусные.

Верхний ярус – самые высокие деревья (клён, ясень, бук, вяз).  Здесь, на самых верхних этажах, размещены гнёзда хищных птиц, ястребов, орлов.

Чуть пониже – черёмуха, дикая яблоня, дикая груша. В стволах деревьев делают дупла дятлы, белки, синички, совы.

Ещё ниже – кустарники – калина, орешник,  бересклет. Это подлесок. Здесь вьют свои гнёзда дрозды.

Ниже подлеска – низкие  кустарники (малина,  шиповник,  ежевика),  а также травы (ветреница, медуница, сныть, копытень, лютик, ромашка, колокольчик, василёк, ландыш, фиалка, иван-чай. Подорожник, земляника. Голубика, клюква),  грибы. На поверхности земли растёт мох. А лесное население очень разнообразное. Прямо на земле в траве вьют гнёзда соловьи, строят свои дома муравьи, ящерицы, ежи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы и другие звери и насекомые.

На доске по мере рассказа создаётся «многоэтажный» рисунок.

— Лес напоминает многоэтажное здание. На каждом его этаже свои растения, птицы, звери, насекомые. Все они тесно взаимосвязаны между собой и с окружающим миром.

— Осень расцвечивает лес в яркие разноцветные краски. Земля покрывается толстым слоем из опавших листьев.

— Как вы думаете, что происходит дальше?

— А что даёт перегной лесу?

— Верхний слой почвы называется подстилкой. В ней обитают многие животные (мыши, кроты, барсуки, различные насекомые), это их дом.

— А ещё подстилка удерживает воду в лесной почве. Что происходит, благодаря такому союзу? (сохраняются корни растений)

6) Физкульминутка.

Только в лес мы вошли,

 Появились комары.

Дальше по лесу шагаем –

И медведя мы встречаем.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко.

Зайчик скачет в чистом поле,

Хорошо ему на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе-шалунишке.

Но закончилась игра,

Заниматься нам пора.

7) Работа  с  гербарием  и  иллюстрациями.

— Как называется растение?

— Какой группе принадлежит? (дерево, кустарник, трава)

— Расскажите, как выглядит внешне, по каким признакам отличить от других растений?

— Какое значение имеет в природе?

Рассматривается по два-три экземпляра из каждой группы.

8) Животные зоны лесов.

Несколько видов животных:

— растительноядные (лось, косуля, лань,  заяц, белка, бурундук, бобр, кедровка, дятел, клёст, глухарь, дикий гусь, дрозд, рябчик, дикая утка, иволга,  тетерев);

— хищники (рысь, волк,  амурский тигр, лиса, куница, соболь, сова);

— всеядные (медведь, ёж).

— насекомые (муравей, жук, пчела, шмель, оса, кузнечик, бабочка,  стрекоза).

Рассматриваем рисунки животных, даём характеристику.

Составляем цепи питания (не менее двух).

Игра «Голоса  леса»

Слушаем запись голосов леса, животных, определяем по голосу зверя, птицу.

Игра «Кто лишний?»

На доске рисунки: — 4 птиц и 1 насекомого; — 5 деревьев и 1 кустарника; — 4 трав и 1 дерева.

Дети объясняют, почему это животное или растение лишнее.

        6. Итог урока.

— Какая существует зависимость между растениями леса?

— Какие растения всегда зелёные и почему?

— Как на протяжении года лес меняет свой внешний вид?

— Зачем оберегать леса?

— Что привлекает животных в лес?

— Какое ещё значение имеет лес? (Лес – это наш зелёный друг, это наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Лес украшает нашу землю, в лесу у нас всегда хорошее настроение. А ещё лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва, он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.)

         7.  Рефлексия.

— Мы сегодня побывали в лесах России. Объясните, что общего между растениями и животными? Как они связаны?

— Как погодные условия зоны влияют на жизнь растений и животных?

— Почему лес называют нашим зелёным другом?

— Какую посильную работу по охране леса мы можем осуществить?

Подготовленный ученик может прочитать стихотворение С. Погореловского «Лес»:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

        8. Домашнее задание.

— Прочитать в учебнике статью о зоне лесов;

— составить две цепи питания;

— нарисовать, чего нельзя делать, бывая в лесу, чтобы сохранить красоту и многообразие его растительного и животного мира.

                                                                                            Дополнительный материал к уроку

Загадки

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (лиственное дерево)

            Что же это за девица:

             Не швея, не мастерица,

             Ничего сама не шьёт,

             А в иголках круглый год? (хвойное дерево)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает,

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето,

Коровам без неё беда:

Она — их главная еда. (трава)

                 Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (мох)

Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (гриб)

                  Весной веселит, летом холодит,

                  Осенью питает, зимой согревает. (лес)

Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? Зверя? (вороний глаз, волчье лыко)

                 Листья какого растения прикладывают при ссадинах, ушибах,

                ожогах? (подорожник)

Плоды каких кустарников богаты витамином С? (шиповник, смородина)

                 Какая птица умело подражает голосам других птиц? (скворец)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит? (осина)

Схема        «Леса   России»

План рассказа зимний дуб

КПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дубПлан рассказа зимний дуб

Тема урока: «Произведение А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

Тип урока:
ОНЗ.

Цель урока: ознакомление со вступлением «У
лукоморья дуб зелёный» из поэмы «Руслан и Людмила».

Дидактические: систематизировать
знания о сказках А.С. Пушкина;
создать условия для знакомства с  произведением А.С. Пушкина «У лукоморья дуб
зелёный», обеспечить целостное восприятие текста, учить анализировать  его
содержание

на основе системы вопросов учителя.

Развивающие:
развивать логические операции мышления: анализ, синтез, обобщение;
развивать связную речь; обогащать словарный запас.

Воспитательные:
прививать любовь к русской поэзии;
воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к одноклассникам;
культуру общения, настойчивость в достижении поставленной цели.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и
приемы работы на

этапе
урока

Планирование
контроля, оценки, самооценивания, взаимооценивания

Форма
организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная,
П-парная,

Г-групповая)

Дидактические
средства,

интерактивное
оборудование на каждом

этапе
урока

Планируемые
результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р
регулятивные,

К
коммуникативные)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения
внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

2) определить содержательные рамки урока
(«могу»).

— Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кристина Валерьевна. Сегодня я
проведу у вас урок литературного чтения.

— Обратите внимание на доску. Что объединяет эти изображения?

image001

— Хорошо, верны ли ваши предположения, узнаем на сегодняшнем
уроке.

Приветствуют
учителя.

Предполагают.
Сюжеты
из сказок А.С. Пушкина.

Беседа с мотивирующим приемом

Контроль
в форме наблюдения за работой обучающихся

Ф

Слайд  презентации, проектор, компьютер

Определяет предметные рамки учебной
деятельности.

П — строит речевое
высказывание в устной форме

К — включается в
диалог с учителем и сверстниками

Проявляет мотивацию
учебно-познавательной деятельности и личностный смысл учения

2.      
Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание,
достаточное для восприятия нового знания;

2)самостоятельно осуществить пробное
учебное действие;

3) зафиксировать ситуацию,
демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

— Чтобы подготовиться к хорошему чтению,

проведем речевую разминку.

Когда читаю пушкинские сказки,
Живу я в них как будто наяву,
То громко кличу золотую рыбку,
То с белкою чудесной говорю.

1. Прочитайте четверостишие «про себя».

2. Прочитайте стихотворение сначала тихо, а к концу — громко.

3. Произнесите четверостишие с заданной интонацией.
а) вопросительно;
б) восторженно.

— Предположите, почему я выбрала именно это четверостишие?

— Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся?
На слайде:

image002

— Верно, предположите тему урока.

— Предположите задачи урока.

Выполняют
упражнение.

Читают четверостишие
«про себя».

Читают
четверостишие тихо, затем громко.

Читают четверостишие
с разными интонациями.

— Будем
изучать произведения А.С. Пушкина.

«У
лукоморья дуб зелёный…»

Тема
урока:
знакомство
с произведением А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

Предполагают
задачи:

1) познакомиться
с биографией А.С. Пушкина;

2) вспомнить
изученные произведения А.С. Пушкина;

3) познакомиться
с произведением А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

Беседа

Подводящий диалог

Наглядные — интерактивная презентация.

Приёмы выработки правильного
фонационного дыхания.

Качественная
и количественная  оценка учителем

Ф

Слайд
презентации, проектор, компьютер

Готовят к
чтению дыхательный и артикуляционный аппарат

Р – осуществляет
целепола-гание, планирование деятель-ности, формулирует задачи

К — строит
монологическое и диалогическое высказывание

Проявляет внутреннюю позицию школьника
на уровне положительного отношения к учебной деятель-ности.

3.      
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания (15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство
задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;

2) организовать подводящий или
направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;

Первичный синтез.

Подготовка к восприятию

— Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел «Русские
писатели». Откройте учебник на с. 83. Прочитайте, с произведениями каких
авторов мы познакомимся?

— Чему научимся?

— Чему будем учиться?

Рассказ об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве.
Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме
собирались поэты, художники, музыканты. Любовь к родному языку и чтению ему
привили бабушка, Мария Александровна Ганнибал, превосходно говорившая и
писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна. В 1811 году Пушкин поступил в
Царскосельский лицей. В 1831 году он женился на юной красавице Н.Н.
Гончаровой. 27 января 1837 года состоялась дуэль А. Пушкина с Ж. Дантесом, в
результате которой Александр Сергеевич был смертельно ранен. Смерть поэта
стала началом его бессмертной славы на земле.

У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник.
В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его
именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему
поставлено много памятников.

— Перед тем, как мы познакомимся с произведением, вспомним, с
какими сказками А.С. Пушкина вы знакомы.

— Откройте учебник на с. 85. Прочитайте первое четверостишие.

— Вспомните, из какой сказки эти строки.

— Прочитайте второе четверостишие. Из какой сказки эти строки?

— Прочитайте третье четверостишие. Вспомните название сказки.

— Молодцы, ребята. Вы отлично справились с заданием.

Словарная  работа.

Посмотрите на слайд.  Эти слова  вам
встретятся в произведении.

«Лукоморье», «дол», «неведомые», «невиданные», «пленяет», «тужит»,
«чахнет».

— Прочитайте слова с ударением.

— Значение, каких слов вы можете объяснить самостоятельно? 

— Хорошо, обратите внимание на слайд.

Лукоморье – морской залив. В
фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира.

Дол – долина.

Неведомые – неизвестные, неизученные.

Невиданные – неизвестные, которые
никто не видел.

Пленяет – держит в плену.

Тужит – грустит, тяжело ей.

Чахнет – сохнет.

Первичное чтение.

— Сейчас я прочитаю произведение, а вы внимательно слушайте и
следите по учебнику. Будьте готовы отвечать на вопросы.

Эмоционально-оценочная
беседа

— Каким изобразил Лукоморье поэт?

— Как вы думаете, какими чертами должен был обладать человек,
придумавший такое описание?

— Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

— Сейчас мы с вами познакомились с новым для нас жанром: это поэма. Поэма
– это
крупное
стихотворное произведение с повествовательным сюжетом. «У лукоморья дуб зелёный…» является отрывком из большой поэмы: «Руслан
и Людмила». Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

И.п. — стойка руки к плечам.

 1-4- четыре круговых движения плечами вперед.

 5-8- то же назад.

И.п. — основная стойка.

 1- руки вперед

2- руки в стороны

3- руки вперед

4 — и.п.

И. п. — стойка руки на пояс.

 1 — поворот направо;

 2 — и. п.;

 3 — поворот налево;

 4 — и.п.


Читают информацию в учебнике.


А.С.
Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого.


Гордиться русскими писателями и поэтами; сравнивать авторские и народные
произведения; отличать басню от стихотворения и рассказа.
— Понимать, что такое благородство, справедливость, доброта; определять и
выражать своё отношение к героям и их поступкам; видеть особенности
авторского текста; составлять план, соотносить его с содержанием сказки.

Воспринимают
речь
учителя.

Читает первый
ученик.

Сказка о
царе Салтане.

Читает второй
ученик.
— Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.
Читает
третий
ученик.
— Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Отвечают.
Высказывают
своё мнение.

Воспринимают
речь
учителя.


Таинственным, сказочным, волшебным.

— Он
любил сказки, у него богатая фантазия.

Предполагают. Высказывают
своё мнение.

Воспринимают
речь
учителя.

Выполняют
физкультминутку.

Проблемно -поисковый метод, практический.

Приём выборочного чтения

Качественная и количественная оценка
учителем

Ф

Учебник

Слайд  презен-тации.

Объясняют
значение слов,

знакомятся
с биографией А.С. Пушкина Читают произведение и выполняют его анализ,
отвечают на вопросы.

П — сравнивают,
выполняют анализ как выделение частей из целого и  синтез как составление
целого из частей.

П — находит и читает
информацию, представленную разными способами

Р —планируют учебную
деятельность.

К -строит
монологическое и диалогическое высказывание; проявляет сотрудничество.

Проявление познавательного интереса.

4.       Первичное закрепление во внешней речи (8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока:
зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Анализ
произведения

Повторное чтение детьми (выборочное).

— О каких сказочных чудесах рассказывал кот учёный?

— Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир
таинственный и загадочный?

— Скажите, что узнали о Лешем? Что делал Леший?

— Что узнали про Русалку?

— Прочитайте, что встречаем на неведомых дорожках?

— Как понимаете, кто такие невиданные звери?

— Кто вышел на «брег песчаный и пустой»? Прочитайте.

— Какие представители злых сил появляются в произведении?
Прочитайте.

— Прочитайте подчёркнутые строки.

На что они похожи ?

— Определи, какие из них могут быть концовкой народной сказки.

— Прочитайте эти строчки так, будто вы были свидетелями всех
событий.

— Кот учёный рассказал о том, что
русалка сидит на ветвях, леший бродит, бегают невиданные звери, стоит избушка
на курьих ножках, тридцать витязей выходят из вод, колдун несёт богатыря, а
Кощей над златом чахнет.

— Чудеса, неведомые дорожки, невиданные
звери,

— Леший бродит.

— Русалка на ветвях сидит.

— Следы невиданных зверей.

— Звери, которых никто не видел.

— «…И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской».

— Леший, Баба-Яга, Кощей, колдун.

Читают.

На окончание
народных сказок.

— «И я там был, и мёд я пил».

Читают.

Практический.

Взаимопроверка.

Ф

Учебник, рабочая тетрадь, Слайд 
презентации.

Осознанно воспринимают содержание
произведения. Восстанавливают текст.

Р – осуществляет
контроль и коррекцию своих действий под руководством учителя.

П -устанавливают
причинно-следственные связи

К — строят
монологическое и диалогическое высказывание

Проявляют познавательный интерес,
желание работать

5        
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин.).

Образовательная задача этапа урока:
проверить и оценить свое умение применять новое учебное содержание в базовых 
условиях на основе эталона.

-У вас
на столах лежат карточки с заданием. Переверните их, выполните задание
самостоятельно. Решите тест:

1.       Кто
написал произведение «У Лукоморья дуб зелёный» ?

а) Ф.И. Тютчев
  б) М.Ю. Лермонтов  

в) А.С. Пушкин

2. А.С.
Пушкин » У лукоморья…» это отрывок из:

а) рассказа
б) поэмы в) стихотворения г) сказки

3. »
У лукоморья» — это….

a) у
морского залива в) в берёзовой роще

б) у
опушки леса г) у дуба

4. Что
такое дол ?

a) степь
б) поле в) долина с) пустыня

5Где
стоял зелёный дуб ?

a) у
озера б) у моря в) у дома г) у лукоморья

6. Где
ходит кот учёный ?

a) по
цепи б) по тропинке в) по дорожке

7. Сколько
морских витязей выходило из морских вод ?

а) 30 б)
34 в) 33 г) 31

8. Кто
служит царевне ?

a)
стража б) бурый медведь в) бурый волк

9Кто
чахнет над златом ?

a)
Баба-Яга б) Леший в) Кащей

10. Что
хотел поведать всему свету А.С. Пушкин ?

a)
песенку б) пословицу в) рассказ г) сказку


Выполните проверку по эталону.


Оцените себя, используя критерии оценивания.

— Кто
верно решил тест?

— У кого
допущена 1 ошибка? Прокомментируйте её.

— У кого
допущены 2-3 ошибки? В следующий раз будьте внимательнее, я уверена, у вас
все получится.

— в)

— б)

— а)

— в)

— г)

— а)

— а)

— в)

— в)

— г)

Осуществляют самопроверку
по эталону.

Осуществляют
самооценивание по критериям.

Практический.

Раздаточный материал.

Проверка по эталону. Оценки за работу
отдельным учащимся.

Ф

Рабочая тетрадь. Учебник.

Находят ответы на вопросы из
текста произведения.

Р – выполняют
контроль  и оценку работы.

П — использует
знаково-символические средства для решения учебных и практических задач.

К — оказывает
помощь товарищу в случаях затруднений

Понимает смысл выполнения самоконтроля и
самооценки результатов своей учебной деятельности

6.      
Включение нового знания в систему знаний и повторение (3-5
мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) определить границы применимости
нового знания;

2) тренировать навыки его использования
совместно с ранее изученным материалом.


Вспомните правила работы в парах. Решите кроссворд:

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … (1) их морской;

Там … (2) мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

… (4) несет богатыря;

В темнице там … (3) тужит,

А бурый … (5) ей верно служит…

— Обменяйтесь с соседней партой и выполните взаимопроверку.

Вспоминают правила работы в парах.

image003Выполняют задание.

1.       Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5.
Волк.

Выполняют
взаимопроверку.

Практический.

Оценки за работу отдельным учащимся

Ф

П

Учебник, раздаточный материал

Разгадывают
кроссворд по произведению А.С. Пушкина.

П
-устанавливает причинно-следственные связи.

П
передает содержание текста устно или письменно.

К -строит
монологическое и диалогическое высказывание

Проявляет познавательный интерес  к
результату учебной деятельности

7.      
Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1)
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)
оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения
поставленных целей;

3)
зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей
учебной деятельности;

4)
обсудить и записать домашнее задание.

 Организует рефлексию учебной
деятельности

Над каким произведением мы
работали сегодня  на уроке?

— Что такое поэма?

— Что такое Лукоморье?

— Что вам было трудно на уроке?

— Как вы считаете, мы смогли решить все поставленные перед нами
задачи?

— Почему вы так считаете?

— Откройте дневники, запишите домашнее задание: учебник с. 86-87
выразительное чтение.

— Урок окончен.

Участвуют в
рефлексии.

Вспоминают
пройденный материал.


крупное стихотворное произведение с повествовательным сюжетом.


морской залив.

Записывают
домашние задание.

Презентация.

Качественная
оценка.

Ф

Слово учителя.

Выполняют анализ деятельности на уроке.

П
–выполняет рефлек-сию учебной деятельности.

К
аргументировано выражает свое мнение

Выполняет
самооценку резуль-тата учебного труда

  • План рассказа живая вода
  • План рассказа житие сергия радонежского 4 класс в сокращении
  • План рассказа ивана сусанина
  • План рассказа земляника под снегом
  • План рассказа заколдованное место гоголь 5 класс