План рассказа заколдованное место гоголь 5 класс

Уроки 36-37 тема. слово о н.в. гоголе. народные предания о кладах основа повести заколдованное место. заколдованное место

Уроки № 36-37

Тема. Слово о Н.В. Гоголе. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место». «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальность и фантастика в повести.

Цель: познакомить уч-ся с творчеством писателя;

заинтересовать произведением, завершающим сборник «Вечеров…»;

показать соотношение фантастического и реального в повести;

развивать навыки анализа текста, пересказа текста.

Ход урока

I. Слово о писателе.

Род Гоголей по отцу ведёт начало от знатных украинских и польских фамилий, прославившихся на Украине в XVII – XVIIIвеках.

Будущий писатель родился 20 марта (1 апреля) 1809г. В местечке Великие Сорочинцы Миргородского повета Полтавской губернии.

В родном имении отца – селе Васильевка – Гоголь жил до 1818г. Родители Гоголя считались помещиками средней руки.

Семья Гоголей выезжала в разные города Украины на богомолье, часто гостила в селе Кибинцы, принадлежавшем богатому родственнику Д.П. Трощинскому. Отец Гоголя был режиссером его домашнего театра. Здесь ставились пьесы украинских авторов и комедии самого В.А. Гоголя. В постановках принимали участие все домочадцы. Его сын пользовался книгами большой библиотеки хозяина дома.

Пяти лет от роду Гоголь вздумал писать стихи. Известный литератор В.В. Капнист, заехав однажды к отцу Гоголя, застал его пятилетнего сына за пером. Маленький Гоголь сидел у стола, задумавшись глубоко над каким-то писанием. Капнисту удалось просьбами и ласками склонить ребенка прочесть свое произведение. Гоголь отвел Капниста в другую комнату и там прочел ему свои стихи. Капнист никому не сообщил содержание услышанного им. Возвратившись к домашним Гоголя, он, лаская и обнимая маленького сочинителя, сказал: «Из него будет большой талант…».

В 1820-1828гг. Н.В. Гоголь учится в Нежинской гимназии Высших наук, которая была детищем Александра I, создавшего подобные высшие учебные заведения В Царском Селе под Петербургом, в Ярославле и Одессе. Окончившие эти заведения дворяне получали первый гражданский чин и право служить в государственном учреждении.

Н.В. Гоголь учился плохо, особенно не успевал по языкам. Ему приходилось оставаться на каникулы в Нежине, чтоб догнать своих товарищей. Главные интересы Гоголя в то время – чтение, рисование и театр.

В гимназии Гоголь завел «Книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию», куда заносил свои выписки из истории, рисунки, описание обычаев малороссиян, их пословицы и поговорки, список малороссийских имен, которые потом пригодились ему в сочинениях.

На театральной сцене Н.В. Гоголь играл различные роли: трагические, комедийные. В трагических ролях он проваливался, в комических – покорял публику. Соученики его по Нежинской гимназии вспоминали, как он великолепно изображал на сцене стариков и старух и даже играл трудную роль госпожи Простаковой в «Недоросле» Д.И. Фонвизина.

27 июля 1828г. Н.В. Гоголь окончил гимназию и отправился в Петербург, где надеялся быть полезным на государственной службе. В Петербурге он сблизился с литераторами, познакомился с А.С.Пушкиным (1831г). Позже Н.В.Гоголь скажет: «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему».

Имя молодого писателя стало хорошо известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (1831г.). Сборник состоял из двух частей. Гоголь широко использовал народное творчество, черпая оттуда занимательные сюжеты, интересные образы (хитрый черт, баба-сплетница, очаровательная колдунья и др.).

Когда эта книга вышла в свет она очень хорошо была встречена современниками Н.В.Гоголя. А.С.Пушкин, когда прочитал её, сказал: “Сейчас прочёл “Вечера…”. Они изумили меня. Вот настоящая весёлость, искренняя, непринуждённая, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Всё это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно весёлою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов.”

II. Чтение статьи учебника о писателе (стр. 172-173).

1. Каковы были увлечения Гоголя?

2. Пересказать статью, использовав высказывания Пушкина и Аксакова о

Гоголе.

III. Беседа.

1. Какие произведения Н.В. Гоголя вы читали?

2. Какие повести из книги “Вечера на хуторе близ Диканьки” вы прочитали к

сегодняшнему уроку?

3. Кто главный рассказчик в этих повестях? (Как вы думаете, зачем автор

использует рассказчика?)

IV. Знакомство с повестью «Заколдованное место»

1. Повесть «Заколдованное место» является завершающей в сборнике «Вечеров..». Литературовед Н.Л. Степанов отмечает, что в ней «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями».

2. Народные предания о кладах — основа повести «Заколдованное место»
   а)  Индивидуальные задания: пересказ народных преданий о кладах.
           

1.  Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа: нечистые духи, черти, бесы, разбойники-колдуны, злодеи-грешники. Охранять и указывать на клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, другие животные: змея медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот, прикованный цепями медведь, филин. Охранители кладов могут иметь с трудом поддающееся описанию обличье. Например, в Симбирской губернии рассказывали: клад охраняет «медведь не медведь, человек не человек, будто солдат! Глазища так и прядают, как свечи; рот до ушей, нос кривой как чекушка, ручища — что твои грабли, рыло все на сторону скошено… идет это чудовище, кривляется на разные манеры и ревет так, что земля стонет и гудит».
      Обычный знак клада — колеблющийся, перемещающийся огонек. В Пермской губернии бытовало такое предание:

      «Жил-был бедняк-бобыль, и терпел он страшную нужду. Вот однажды довелось пахать ему свою пашенку, а пашня находилась невдалеке от курганов. Вечерело. Вот на одном могилище видит бобыль коня, весь будто из золота и горит как огонь. Бобыль не струсил: погнался за конем. С кургана на курган прыгала чудная лошадь; но наконец умаялась и остановилась на одном из курганов. Бобыль к ней, — почти касается лошадиной гривы и готовится ухватиться за нее. Глядь — расступилась земля, — и конь исчез под курганом. На другой день, на том же самом кургане, поблазнилось ему, что теплится свечка. Бобыль был человек досужливый и тотчас смекнул, что под курганом находится клад, которому пришла очередь выйти на свет Божий. Знал бобыль, как добываются клады, и, хотя много вытерпел от нечистой силы, достал-таки себе кучи серебра и золота и сделался первым богачом в своем обществе».
      По народным поверьям, клады охраняют кладовые, или кладовики. Их забота — не дать людям подступиться к кладу. Сами сторожа могли и не появляться, но кладоискателям начинало казаться, что на них падают камни, деревья, осыпается гора; голос кричал, что горит их деревня; потом все оказывалось на своих местах, но клад уже был потерян. Клад уходил с грохотом в землю, когда нарушался какой-нибудь запрет: например, копавший отвечал подошедшему человеку (это был «приставник»), а говорить было нельзя. Клады не давались жадным и корыстным людям.
      Представления о тщетном кладоискательстве отразились в поговорках: «И рукою бы взял, да клад не дается!»; «Своя воля — клад, да черти его стерегут!»; «Клад добудешь, зато домой не будешь».

2. ЗОЛОТАЯ КУРУШКА.

Ну вот, шла старушка одна из байны, и впереди её бежит курушка, и вся такима золотыми копеечками. Она за курушкой этой вслед – и хотела её поймать, а она от ней прочь – а она вслед. Такая золотая курушка бежит – и в черёмушку. Она поглядела: потерялась в черёмушке. Искала-искала, потом заходила, опять снова ходили искать, не могли найти. Курушка так потерялась.

Потом, которы люди знают, тут клад черёмушки попал. И так найти не могли….

Да вот я и сама ходила искать, ладила найти…золота была и получила, да так и немогла найти.

3. ВЕРТИТСЯ, А В РУКИ НЕ ДАЁТСЯ.

Есть клад такой: горшок вертится, а в руки не дается. Это было в Великом Дворе, в Алмозере.

Копали – он уж близко. Его бы уже взять только – а он опять загремит – да вниз. Копают глубже – опять он вниз.

Надо ведь не торопиться, да слова знать, да с иконой подступать…

3. Чтение (или пересказ хорошо подготовленным учеником) повести.

V. Беседа по содержанию повести.

1. Понравилось ли произведение и чем?

2. Кто главный герой «Заколдованного места»?

   (Главный герой рассказа, который сам автор называет «былью», — дед

дьячка ***ской церкви, непосредственного рассказчика.)

3. От чьего лица ведется повествование? В какой обстановке? Ответ подтвердите

цитатами из текста.

(Дьячок деревенской церкви рассказывает историю своим односельчанам,

уступая их настойчивым просьбам. Начинает свой рассказ он словно бы с

неохотой, потом укоряет невнимательных слушателей.)
4. О каком месте рассказывает дьячок в этой повести? Найдите его описание.

5. Назовите героев повести.

6.Что случилось с дедом во время танца?

7. Какой клад с таким трудом добыл дед?

8. Какой вывод моете сделать для себя?

9. Где в этой повести спрятался юмор?

Словарная работа:

Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие.

Фантастика— мир причудливых представлений и образов, рожденных воображением на основе фактов реальной жизни.

10. Верите ли вы, что все случившееся было на самом деле? Что вам кажется фантастическим, что — реальным? Найдите вымысел и реальность в повести.

(Именно такая история не могла приключиться на самом деле. Реальным выглядит дед, охраняющий баштан вместе с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и остановились отдохнуть, мать, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали.

      Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.)

11. О чем эта повесть?

Автор показывает сильное желание людей обогатиться, гибельное стремление к наживе, которое в результате приводит к неприятной, часто смешной ситуации.

VI. Работа над сюжетом повести.

— По вопросам и иллюстрациям восстановите её содержание.

1. Какое любимое занятие было у деда?

2. Что случилось однажды, когда он пошёл плясать?

3. Где горела свечка?

4. Как дед попал в нужное место во второй раз?

5. Найти в тексте отрывок “Третья ночь поиска клада” и прочитать.

6. Найти строчки, которые помогли бы нам озвучить эту картинку?

7. Что было в горшке? Найти в тексте.

8. Что росло на заколдованном месте?

9. Вам страшно было читать эту историю деда? Что в повести фантастическое, что реальное? На какие произведения похожа эта повесть (на рассказ, сказку, легенду, предание)?

VII. Итоги урока

1. За счёт чего автору удаётся достичь “искренней, непринуждённой весёлости”?

Учащиеся приводят доказательства.

2. Игра по повести «Третий лишний»

3. Оценки за урок.

VIII. Домашнее задание.

1. Пересказ статьи о писателе на стр. 172-173.

2. Стр. 184 задание №4.

3. Пересказ одной из повестей из «Вечеров…»

Сегодня
мы…

·                  
Познакомимся с особенностями такого жанра, как повесть.

·                  
Поговорим о произведении Николая Васильевича Гоголя «Заколдованное
место».

·                  
Выясним, можем ли мы называть это произведение повестью.

Ну, а
пока что давайте присоединимся к Алине. Той внезапно захотелось что-нибудь
почитать!

– Могу
предложить отличный роман, – заметил Артём. – Не оторвёшься!

– Но это
слишком длинно, – отозвалась Алина. – Я буду его читать и читать и просто умру
от нетерпения – мне всегда хочется побыстрее знать, чем дело кончилось!

– Тогда
как насчёт рассказа? – предложил Миша.

– А он
слишком короткий, – сказала Алина. – Я прочитаю его быстро – и погрузиться в историю
не успею!

– Тогда
тебе нужна повесть! – хором воскликнули Миша и Артем.

– Что-что
мне нужно? – заинтересовалась Алина.

Пришло
время кое-что вспомнить. На уроках мы выделяли три рода литературы – эпос,
лирика и драма
.

Но о
каких эпических жанрах мы говорили?

Например,
о рассказе. Это небольшое произведение в прозе. Объём рассказа
обычно маленький. В рассказе раскрывается одна сюжетная линия. Персонажей
немного. А время действия – небольшое.

Но мы
говорили и о романе! Который отличается от рассказа своим масштабом:
в нём всего гораздо больше.

Роман –
обычно толстое, солидное произведение. В нём может быть несколько сюжетных
линий. А поэтому должно быть и много персонажей. В романе часто действия
происходят довольно долго.

Но что же
такое тогда повесть? Это нечто промежуточное между рассказом и
романом
. Повесть больше рассказа. Но при этом меньше романа.

То есть,
это средний жанр. А значит, текста в нём будет не очень много – но при
этом и не мало.

В повести
обычно одна основная сюжетная линия, но она раскрывается как следует.

Персонажей
в повести не будет много.

А вот
происходить действия могут как несколько дней, так и несколько месяцев и
даже лет.

И именно
из-за своей серединности повесть считается жанром, с определением которого
постоянно возникают проблемы. Что это значит – не много и не мало? Сколько
страниц должно быть в повести? И как отличить повесть от короткого романа или
длинного рассказа?

Забавно,
но и наука не знает ответа на этот вопрос.

Да что
там наука! Иногда даже сами литераторы путаются и то называют своё произведение
романом, то повестью… то опять романом!

image001С
повестями мы встречаемся довольно часто – даже когда читаем сказки.

Например,
«Волшебник Изумрудного города» – это сказочная повесть. И всем известный
«Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого – тоже.

А совсем
недавно мы читали сказку-повесть Анатолия Погорельского «Чёрная курица, или
Подземные жители».

Со
многими повестями нам только предстоит познакомиться на уроках литературы.

В разных
классах мы обратимся и к повести «Капитанская дочка» Пушкина и к «Тарасу
Бульбе» Гоголя, прочтём и повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова.

Но что мы
должны запомнить пока что?

Повесть
– эпическое произведение среднего размера.

Повесть
больше рассказа, но меньше романа.

Повесть
иногда бывает трудно отличить от короткого романа или длинного рассказа.

– Ух ты!
– воскликнула Алина. – Кажется, и я знаю отличную
повесть. Мы с ней немного знакомы – называется «Повесть временных лет». Очень
старая повесть.

– Но…
погоди…, – заволновался Артем. – Это ведь не повесть, это летопись! Но
почему тогда она так называется?!

А дело в
том, что раньше словом повесть называли любое повествование.
Недаром эти слова – однокоренные.

Получается,
что в старину повестью вообще называли весть о каком-то событии. Потому
что в этом жанре рассказывалось что-то, что человек видел сам.

Это
немного повлияло и на то, как в начале 19 в. понимали термин «повесть».
Повестью называли в том числе и рассказы. Ведь жанра рассказа в то время ещё не
было.

Получается,
что всё, что меньше романа, называлось повестью. Это мог быть короткий
текст – который мы сейчас назовём рассказом. Или более длинный – который мы
сейчас назовём повестью. Но в те времена было просто: не роман? Значит,
повесть.


Кажется, я знаю, что хочу прочитать! – встрепенулась Алина. – Вот, смотри –
повесть Николая Васильевича Гоголя, «Заколдованное место».

– Гм, —
усомнился Артём. – А в каком смысле – повесть? В старинном? Или мы и сейчас
можем называть этот текст повестью?

Попробуем
разобраться.

Сначала
посмотрим на объём текста.

При
помощи компьютерного подсчёта легко увидеть, что в тексте около 2300 слов. В
книге текст занимает с десяток страниц. Так что он как-то подозрительно похож
на рассказ!

Но ничего
не доказано, пока мы не взглянули на сюжет.

А
сюжет-то строится вокруг приключений главного героя. В тексте нам просто
рассказывается несколько эпизодов, связанных с заколдованным местом и поисками
клада.

Получается,
что здесь одна сюжетная линия, и та несложная.

Но может
быть, тут много персонажей?

По сути,
тут один главный персонаж: дед рассказчика. Всех остальных мы видим
мельком, они не влияют на сюжет. Так что этих персонажей можно записать в
эпизодические.

И тут уже
есть серьёзные сомнения, что перед нами повесть…

А что там
со временем и местом действия?

Основное
действия произведения укладывается в трое суток.

Да и
место действия – по сути, одна деревня и её окрестности.

Совсем
непохоже на повесть!

И что у
нас получается?

«Заколдованное
место» Гоголя – это маленький текст. В нём одна сюжетная линия. Один главный
персонаж. И действия длятся недолго.

Но это же
рассказ!

И
действительно, по современной классификации перед нами рассказ.

Гоголь
назвал своё произведение повестью только потому, что жанра рассказа в его
времена просто не существовало!

И каждый
раз, когда это произведение называют повестью – это просто дань уважения
автору.

– Повесть
или не повесть, а я всё равно это прочитаю, −
усмехнулась Алина. – Ведь стоит на неё мельком взглянуть – и можно увидеть
сколько здесь всего интересного!

Конечно,
мы поговорим об этом интересном подробнее.

Другие персонажи

Рассказчик – дьячок, который рассказал историю из своего детства.

Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Заколдованное место»
  • для самых компанейских — Главные герои «Заколдованное место»
  • для самых крутых — Читать «Заколдованное место» полностью

Гоголь, Краткое содержание Заколдованное место, План

На днях мы познакомились с повестью Гоголя Заколдованное место на уроке в 5 классе. Это произведение является завершающей повестью второй части знаменитых Вечеров на хуторе близ Диканьки.

Данную быль рассказывает дьячок Фома, а история о том, как дьявольская сила которая с легкостью может обморочить любого, как обморочила его деда.

Давайте же познакомимся с пересказом Заколдованное место, чтобы познакомиться с сутью произведения.

Заколдованное место краткое содержание

Рассказ дьячка переносит нас в его детство. Было ему тогда около одиннадцати лет. Дед его был еще жив, был крепок и мог заниматься домашними делами. И вот, когда отец Фомы уехал с младшим братом в Крым, чтобы продать табак, дома остались дед с мамой и он с двумя братьями.

В это время дед сажает у дороги баштан, где было все, что душа пожелает. Здесь и огурцы, и горох, и дыни, и репа, и арбузы. Сам он построил курень у баштана, чтобы иметь возможность стеречь его. Веселое тогда было время. По дороге за день проезжало очень много чумаков, которые делились историями. Заслушаешься.

Особенно интересно было слушать знакомых деда, которые как вспомнят прежнее, как разольются.

Вот как-то проезжали мимо баштана знакомые старика. Остановились у нас, расселись возле куреня и, закурив свои люльки, давай рассказывать истории, не остановить их. Вот уже и полдник пришел. Дед угощает всех дынями, а внукам говорит танцевать казачка, да не удержался он и сам в пляс пошел.

Танцевал так перед своими знакомыми, что только курева стояла, вот только в одном месте ноги становились деревянными. И как не пытался дед станцевать какую-то свою штуку, не получалось. Дойдет до заколдованного места и все, как вкопанный, а ведь не хотелось осрамиться перед знакомыми. Начал старик проклинать сатану.

Дед даже смех услышал, думал, что кто-то из чумаков смеется. Обернулся, а он вообще в другом месте находится. Нет никого да и не день вовсе, а вечер уже. Стал рассматривать округу, оказалось, что он в другом конце села. Нашел дед тропинку и пошел домой. По дороге увидел какую-то могилку, где загорелась свеча, о потом и вторая. По поверьям, в таком месте зарыт клад.

Вот и приметил старик место, бросив на могилу ветку, чтобы вернуться вновь. Пришел дед в курень и даже не поев, лег спать.

Уже рано утром отправился дед на поиски того самого места, где был он вчера, но не нашел. А тут еще и дождь начался. Словом, злой и промокший вернулся старик в курень и долго еще отзывался нелестными словами в сторону нечистой силы, которая посмеялась над ним. В новый день проснулся дед, как ни в чем не бывало, бродил по баштану, занимался делами.

Вечером дед захотел обкопать новое место для тыквы. Однако проходя мимо заколдованного места не удержался, вышел на середину и топнул ногой. И вновь на том самом месте оказался, куда и вчера попал. Вот и могилка, и голубятня, и гумно. Стал копать старик, докопал до котелка.

При этом ему все время мерещились странные вещи, то баранья голова, то медведь, то птичка какая-то, а то и вовсе какое-то чудище нечистое. Да и ночь выдалась без звезд и месяца. Словом, стало жутко, хотелось было старику оставить котел, да вдруг все по-прежнему стало, и вроде как не было вокруг ничего странного.

Подумал дед о том, что нечистая сила так над ним развлекается. Схватил дед котел и давай бежать, только на огороде попа смог перевести дух.

В это время к детям пришла мать, принесла ужин, а деда все нет и нет. Пришлось есть без него. Женщина убралась после ужина, а помои вылить некуда было. Тут видит, бочка надвигается, видимо, ребята шалят и толкают ее. В эту бочку женщина и вылила помои. Оказалось, это был дед, который теперь стоял весь облитый. Сам же он решил похвастаться кладом и дал казан, в котором оказался сор и дрязг.

С того времени дед не верил черту и внукам приказал не верить. Заколдованное место старик огородил и бросал туда разный сор. При этом, даже когда на этом месте землю засаживали другие, именно в странном месте никогда не родило, а если и вырастет что-то, то черт знает что.

Главные герои повести Гоголя

Если говорить о повести Гоголя и его героях, то стоит выделить самого Фому, того самого дьячка, который и рассказал историю. А также его деда, с которым приключилась чертовщина.

План

1. История из детства.2. Дед и внуки на баштане гоняют воробьев.3. Встреча со старыми друзьями.4. Заколдованное место, где располагался клад.5. Дед ищет помеченное место, но не находит.6. Еще одна попытка поиска клада, встреча с нечистой силой.7. Клад — обман зрения.

8. Дед не верит в черта, но место так и осталось заколдованным, где ничто не росло.

Источник: https://sochinyshka.ru/gogol-kratkoe-soderzhanie-zakoldovannoe-mesto-plan.html

Краткое содержание

Рассказчик, дьячок одной церквушки, рассказал историю, которая произошла с ним в раннем детстве. Отец его вместе с трехлетним братом отправился в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех сыновей и старика-деда стеречь баштан. Это было прибыльное дело: «проезжие толкутся по дороге, всякому захочется полакомиться арбузом или дынею». Жители соседних хуторов часто носили в обмен индеек, кур, яйца. Словом, семье жилось весьма неплохо.

Дед рассказчика больше всего любил, когда по дороге проезжали возы чумаков. Это были видавшие виды путешественники, пересмотревшие немало на своем веку. Любой из них «пойдет рассказывать — только уши развешивай».

Однажды у деда Максима на привал остановились знакомые ему чумаки. На радостях он угостил каждого медовой дыней и велел внукам развлечь гостей веселыми танцами. Вскоре старик сам не выдержал и принялся выделывать такие коленца, что чумаки только диву давались. Но неожиданно, дойдя до определенного места, ноги его словно деревенели и сами собой останавливались. Упрямый дед Максим «пустился снова и начал чесать дробно, мелко, любо глядеть; до середины — нет! не вытанцовывается, да и полно!».

Услышав смех, дед оглянулся и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.

Тогда Максим подошел к заколдованному участку на своем огороде, и «ударил в сердцах заступом». Он вновь оказался возле могилки и принялся копать землю. Но нечистая сила не оставляла в покое старика – кто-то постоянно чихал, гудел, трещал под самым его ухом, из темноты появились звериные головы, которые его дразнили. Максим не на шутку испугался: «боже ты мой, какая ночь! ни звезд, ни месяца; вокруг провалы; под ногами круча без дна; над головою свесилась гора и вот-вот, кажись, так и хочет оборваться на него». Однако он продолжал настойчиво копать, и вскоре отрыл котел с кладом.

Максим схватил свою добычу и что есть силы припустил домой, прочь от страшного места. Когда же довольный старик принес котел домой, то оказалось, что в нем лежало не золото, а «сор, дрязг… стыдно сказать, что такое». После этого случая дед это место «загородил плетнем, велел кидать все, что ни есть непотребного, весь бурьян и сор, который выгребал из баштана». При малейшем же подозрении на странные явления он осенял все крестным знамением и шептал слова молитвы. Позже соседи арендовали у Максима огород, но на том проклятом месте ничего хорошего у них не росло.

Заколдованное место. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был еще дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трех еще сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошел разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошел. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошел до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашел в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонек, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

Продолжение после рекламы:

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошел ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошел он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашел котел. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котел, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котел и кинулся бежать.

Брифли существует благодаря рекламе:

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползет: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в нее помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котел, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнем, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».

Основное развитие событий

Дед не на шутку разошелся, и ноги его перестают слушаться. Он начинает ругаться на них, но толку нет никакого. Сзади его послышался смех. Повернувшись, он никого там не увидел. Дед начинает понимать, что он находится в каком-то непонятном месте. Перед ним раскинулось просторное и голое поле, сбоку расположился лес, возле которого имеется огромный шест.
Дед на миг подумал, что место ему знакомо и поле принадлежит писарю, а жердь – это голубятня местного священника. Автор отмечает, что небо было черным до страха, месяцы не было видно и кругом сплошная темнота.

Дед решается пойти по полю и спустя время находит тропинку. Впереди него виднеется небольшой огонек. Как оказалось – это на могилке. Огонек весьма быстро погас и появился совершенно в другом месте.

Героя сразу же переполнила радость, он подумал, что нашел клад. Единственное, о чем он жалел, так это то, что у него нет с собой лопаты. Он считал, что это не беда и решил отметить чем-нибудь место, чтобы прийти позже. Дед выбрал большую ветку и обозначил ей могилу с кладом, где виднелся огонек. Сделав такую манипуляцию, он вернулся обратно. Было уже позднее время и все дети уже давно спали.

О своей находке главный герой не рассказывал никому и на следующий день, взяв с собой заступ, он отправился на гору, где был ночью и отметил клад. Пришедши на место, он совсем не узнавал его. Голубятня стояла на месте, а вот гумна то не было. Как только повернется дед в сторону поля, голубятня пропадает.

Вернулся старик домой с пустыми руками. На следующий день дед решил вскопать грядку и случайно ударил лопатой именно в то место, где танцевал ранее. В этот момент картинка вокруг резко поменялась, и он оказался именно в том поле, где был ранее и видел огоньки. Очень сильно обрадовался дед и побежал уже к знакомой могиле. На месте могилы лежал огромный камень. Он убирает его и решает немного понюхать табачку. В этот момент слышит громкое чихание над собой, оглянувшись по сторонам, он никого не видит.

Дед начинает копать могилу и отрывает котел. Он сильно радуется своей находке и кричит: «Вот ты где!». Такие же слова за ним повторяет птица, сидевшая на ветке, а потом и баранья голова с дерева. Вдруг из леса выглянул медведь и повторил эту фразу. Не успевает старик что-либо сказать, как все окружающее за ним повторяет. Это сильно пугает деда и он убегает…

Сейчас читают

  • Краткое содержание Куприн Штабс-капитан Рыбников
    Одновременно с известием о поражении от японцев российского военного флота, Рыбниковым была получено сообщение, пришедшее из сибирского города. Получив его, он селится в никудышной гостинице, и все свое время проводит, посещая театры
  • Краткое содержание Эсхил Орестея
    «Орестея» Эсхила состоит из трех трагедий. Первая часть «Агамемнон» повествует о великом царе Аргоса, вторая названа «Хоэфоры», а третья – «Евмениды».
  • Краткое содержание Горький Легенда о Данко из Старуха Изергиль
    Много лет назад в степи, возле леса, жило несколько таборов людей. Как-то явились чужие племена и оттеснили их в лесную чащу. Там царил полумрак, кроны густых деревьев всегда закрывали солнце и небо
  • Краткое содержание Ирвин Шоу Богач, бедняк
    1945 год. В семье Джордахов, проживающих в Порт-Филиппе, давно нет ни любви, ни уважения друг к другу. У главы семьи своя пекарня, но он полон ненависти ко всему окружающему. Жена видит свои проблемы в муже, считая
  • Мамин-Сибиряк

Анализ произведения Гоголя Заколдованное место Помощь по литературе

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько.

Повести «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта.

Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов.

В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча.

Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки». «курень». «баштан». «хлопцы» . ..

Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства.

Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести — дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми». но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести — само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу…«возле грядки с огурцами». так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер». Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается.

В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда.

В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Человек и космос. исследование космоса

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин. Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

Краткое содержание Гоголь Заколдованное место для читательского дневника

Рассказ Гоголя «Заколдованное место» входит в цикл его цельного произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки». В рассказе повествуется об истории жизни деда, который попал в очень загадочные обстоятельства.

Мужик (будучи уже в преклонном в возрасте) попадает в «заколдованно место». Происходит это все по странному стечению обстоятельств. Рассказ ведется от лица дьяка Фомы. С момента происшествия прошло уже немало лет.

Данный рассказ Николая Васильевича Гоголя учит не доверять тому, что недоступно нашему сознанию , не совершать каких-то действий, которые имеют непонятное происхождение.

Простой русский мужик хотел понять, что произошло с ним обычным летним вечером, но он не учел природы всех этих действий и событий. К таким загадочным и до конца непонятным событиям стоит относиться с большой осторожностью.

Не стоит проявлять большой интерес к тому, чего до конца не понимаешь.

Читать краткое содержание Заколдованное место Гоголя

Главным рассказчиком этого произведения является дьяк Фома. Он вместе с читателями в своем рассказе отправляется в далекое прошлое, где с его близким родственником произошли удивительные вещи, природу которых Фома, даже спустя такой длительный промежуток времени, не сумел объяснить.

Однажды, когда Фома был еще совсем ребенком, произошла очень странная и одновременно интересная история. Его отец отправился на заработки вместе с сыном, поэтому они некоторое время жили с матерью, дедом и братьями. Его дед был человеком своеобразным, он значительно отличался от других, видимо, поэтому именно с ним приключилась такая история.

Дед в свое свободное время стеречь баштан. Дело это весьма прибыльное, не отнимает много сил, всегда можно развлечь себя разговорами с прохожими и покупателями. Так и случилось в один из вечеров.

В один из дней, за разговором с покупателями, дед Фомы пустился в пляс. Видимо, среди проезжавших людей оказалось много его знакомых и товарищей.

Мало того, дед еще и заставил участвовать внуков в этом маскараде.

Войдя во вкус, дед продолжал активные движения ногами, но вдруг он понял, что он не смог двигаться дальше. Внезапно, он оказался совершенно в другом месте.

Те, кто принимали участие в разговоре и внуки куда-то непонятным образом исчезли. Дед запаниковал, место было совершенно не знакомым ему ранее.

Он слышал какой-то непонятный смех, шел мимо старого кладбища, видел ужасающие картины. Поздно ночью он вернулся домой.

На следующий день он взял с себя слово понять, где находится это место и разобраться, что здесь не так.

Он взял с собой лопату и отправился исследовать место, чтобы разобраться с тем непонятным случаем. Ввиду того, что внезапно начался дождь, дед решил оставить свою затею и возобновить поиски на следующий день.

На следующий день ближе к вечеру он идет копать огород, чтобы перекопать грядки. В ходе работы, разозлившись, он ударяет с силой заступом по земле. Вдруг, он опять оказывается в том самом несчастном поле. Он оказался недалеко от могилы. На ней находился камень. Он решил прикурить, но услышал какие-то подозрительные звуки, будто кто-то чихнул рядом с его головой.

Опять дед увидел страшные картины. Перед ним говорили животные, баранья голова, происходили ужасные вещи, которые не поддавались объяснению. Дед не на шутку испугался. Он хотел было бежать, но ноги не слушались его. Дед выбросил котел, и вдруг все стало так, как было до этого происшествия.

Он, не мучая уже себя объяснениями и догадками причины того, что с ним произошло, бросился бежать.

К тому времени родственники и близкие уже стали бить тревогу, потому что не могли найти деда. Они недоумевали, как мог пропасть человек, который еще накануне был абсолютно здоров и пребывал в хорошем расположении духа. Но произошло очень странное событие и здесь.

После ужина, когда мать нашего рассказчика пошла выносить мусорное ведро, она обнаружила нашего героя в бочке. Дети, думая, что бочка пуста, игрались с ней и дурачились. Когда мать захотела вылить мусорное ведро в бочку и обнаружила там деда, она долго не могла прийти в себя после случившегося.

После всего этого дед стал с опаской ходить мимо странного места, через какое-то время он огородил его забором, чтобы никто не попал в такую же странную и непонятную историю

Оцените произведение: 206

Читать краткое содержание Заколдованное место. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Источник: https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gogol/zakoldovannoe-mesto

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Рассказчик сказал, что история эта произошла в то время, когда ему было лет 11. Отец, взяв одного из сыновей, уехал в Крым продавать табак. Дома осталась мать с тремя сыновьями да дед, который сторожил баштан, а дыни и арбузы с него продавал проезжим. Дети стали жить с дедушкой в курене около баштана.

Как-то раз остановились рядом с куренем возы с чумаками. Чумаки были дедовы знакомцы. Угостив, дед заставил внуков танцевать, да и сам пошёл плясать.

  • Детство — краткое содержание для читательского дневника повести Максима Горького

Вдруг около одного места у грядки с огурцами не получилось у него поднять ноги. Снова начал он танец, дошёл до середины и снова ноги стали. Сзади послышался смех, оглянулся дед — никого нет, а вокруг гладкое поле. Разглядел он, что очутился недалеко от огорода попа и гумна писаря.

Было темно, но дед нашёл дорожку и вдруг увидел, как недалеко на могилке свечка вспыхнула и потухла, а затем невдалеке другая загорелась. Дед решил, что это знак, указывающий на клад. Заступа у него не было, он отметил это место большой веткой дерева и вернулся на баштан.

Следующим вечером взял дед лопату, заступ и отправился к примеченному месту. Придя туда, увидел, что с местом творится несуразное: то голубятню попову видно, а гумна нет, то гумно видно, а голубятня спряталась.

Тут припустил проливной дождь, и дед побежал в свой курень.

Назавтра, поужинав, он взял заступ и пошёл прокопать грядку для тыкв. Проходя мимо места, где позавчера ему не вытанцовывалось, в сердцах ударил землю заступом — и оказался опять в поле. Увидел голубятню, гумно, могилку, на которой навалена ветка. На могиле лежал заросший травой камень. Отвалил его дед, хотел табачку понюхать, да кто-то как чихнёт у него над головой. Посмотрел вокруг — нет никого.

Стал он копать, увидел в яме котёл и воскликнул: «А, голубчик, вот где ты!» Те же слова пропищал птичий нос, проблеяла баранья голова, проревел медведь. Хотел дед убежать — «под ногами круча без дна; над головою свесилась гора». Бросил он котёл, и стало всё по-прежнему. Решил дед, что нечисть только пугает, снова схватил котёл и побежал во весь дух.

Тем временем дети и мать их, пришедшая с хутора, гадали, где дед. Наконец пришёл он, открыл котёл, а там «сор, дрязг».

С той поры решил он никогда не верить чёрту, а проклятое место загородил плетнём. Когда эту землю наняли под баштан, на заколдованном месте вырастало непонятно что: не то арбуз, не то тыква, не то огурец.

Одно из произведений Гоголя, входящее в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Как и все сказки этого цикла, содержит в себе мистические элементы. Сюжет повести основан на народных поверьях и легендах о зачарованных местах. В основе сюжета «Заколдованного места» лежит рассказ дьячка о случае, происшедшем с его дедом. Дед, попав на заколдованное место, позарился на дармовое богатство, но оно превратилось в мусор, что говорит о том, что дары нечистой силы не имеют никакой ценности.

Очень краткое содержание для читательского дневника

История эта случилась, когда рассказчик был мальчиком. Около баштана, который сторожил его дед, остановились чумаки. Пошла у них с дедом гулянка. Около одного места ноги у деда стали, принялся он снова плясать, но ноги остановились там же.

Осмотрелся дед и увидел, что стоит в поле. Поманил его огонёк на могилке. Дед подумал, что это знак, указывающий на клад.

На следующий вечер отправился он туда с заступом и лопатой, но попал под проливной дождь и вернулся назад.

На третий день собрался он копать грядку на баштане. Проходя мимо заколдованного места, где ему не вытанцовывалось, он со злостью ударил по нему заступом. И сразу очутился у могилки.

Выкопал там дед котёл, и его окружила невидимая нечисть. Он схватил котёл и припустил домой. В котле оказался только сор.

Заколдованное место на баштане дед огородил. Когда он сдал эту землю в наём, там вырастало что-то удивительное: не то арбуз, не то тыква, не то огурец.

План для пересказа

Рассказ о заколдованном месте короткий и не имеет разделения на главы. Но для удобства можно условно разделить его на несколько частей, чтобы составить план для пересказа:

  1. Дед и его курень.
  2. Приезд чумаков и танцы.
  3. Проклятое место и могилка со свечой.
  4. Неудачные поиски того самого места.
  5. Снова у могилки: извлечение клада.
  6. Страшные игры нечистой силы.
  7. Что на самом деле оказалось в котле.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Рассказчик сказал, что история эта произошла в то время, когда ему было лет 11. Отец, взяв одного из сыновей, уехал в Крым продавать табак. Дома осталась мать с тремя сыновьями да дед, который сторожил баштан, а дыни и арбузы с него продавал проезжим. Дети стали жить с дедушкой в курене около баштана.

Как-то раз остановились рядом с куренем возы с чумаками. Чумаки были дедовы знакомцы. Угостив, дед заставил внуков танцевать, да и сам пошёл плясать.

Вдруг около одного места у грядки с огурцами не получилось у него поднять ноги. Снова начал он танец, дошёл до середины и снова ноги стали. Сзади послышался смех, оглянулся дед — никого нет, а вокруг гладкое поле. Разглядел он, что очутился недалеко от огорода попа и гумна писаря.

Было темно, но дед нашёл дорожку и вдруг увидел, как недалеко на могилке свечка вспыхнула и потухла, а затем невдалеке другая загорелась. Дед решил, что это знак, указывающий на клад. Заступа у него не было, он отметил это место большой веткой дерева и вернулся на баштан.

Следующим вечером взял дед лопату, заступ и отправился к примеченному месту. Придя туда, увидел, что с местом творится несуразное: то голубятню попову видно, а гумна нет, то гумно видно, а голубятня спряталась.

Тут припустил проливной дождь, и дед побежал в свой курень.

Назавтра, поужинав, он взял заступ и пошёл прокопать грядку для тыкв. Проходя мимо места, где позавчера ему не вытанцовывалось, в сердцах ударил землю заступом — и оказался опять в поле. Увидел голубятню, гумно, могилку, на которой навалена ветка. На могиле лежал заросший травой камень. Отвалил его дед, хотел табачку понюхать, да кто-то как чихнёт у него над головой. Посмотрел вокруг — нет никого.

Стал он копать, увидел в яме котёл и воскликнул: «А, голубчик, вот где ты!» Те же слова пропищал птичий нос, проблеяла баранья голова, проревел медведь. Хотел дед убежать — «под ногами круча без дна; над головою свесилась гора». Бросил он котёл, и стало всё по-прежнему. Решил дед, что нечисть только пугает, снова схватил котёл и побежал во весь дух.

Тем временем дети и мать их, пришедшая с хутора, гадали, где дед. Наконец пришёл он, открыл котёл, а там «сор, дрязг».

С той поры решил он никогда не верить чёрту, а проклятое место загородил плетнём. Когда эту землю наняли под баштан, на заколдованном месте вырастало непонятно что: не то арбуз, не то тыква, не то огурец.

Главные герои

Главным героем произведения Гоголя «Заколдованное место» является дед Максим. Это пожилой, но всё же крепкий старик, который, по словам рассказчика, был человеком весёлым, задорным, жизнерадостным и интересным. Он хозяйственный и хорошо присматривает за своим баштаном. Любит повеселиться, пошутить, иногда — прихвастнуть. Отличается дружелюбием и гостеприимством, угощает гостей дынями и старается всячески их развеселить. Обожает слушать рассказы приезжающих чумаков: для него это всё равно, что голодному галушки. Также любит понюхать хорошего табаку.

Своих внуков старик называет «собачьи дети», порой ворчит и бранится, но ясно, что все они его любимцы. Именно для них он старался принести клад, чтобы купить им бублики и золотые жупаны. Внуки тоже любят его в ответ. Иногда он не прочь подшутить над ними.

Яркости образу деда придаёт его необычная и колоритная манера речи. Его можно назвать смелым и отчаянным человеком, он не боится даже чёрта, ругает и проклинает нечистую силу: «А, шельмовский сатана!». Старик привык всегда доводить начатое дело до конца: оставив клад, на другой день он никак не может забыть об этом.

Можно сказать, что дед Максим в некоторых моментах является комичным персонажем: например, когда он ползёт к дому с котлом в руках, будто бочка лезет, а мать выливает на него помои, он выглядит забавно. В произведении присутствуют и другие персонажи, которые являются второстепенными:

  1. Внуки деда. Одиннадцатилетний Фома, Остап и ещё один их брат — озорные мальчишки, которые гоняют по баштану воробьёв и живут в раздолье, наедаясь за день огурцов, дынь, репы, арбузов. Беспокоятся о деде, когда он надолго пропадает куда-то.
  2. Мать мальчишек. Рабочая и хозяйственная женщина, которая приходит к детям из хутора и приносит им горшок горячих галушек. По ошибке вылила на деда помои.
  3. Чумаки Болячка, Крутотрыщенко, Печерыця, Ковелек, Стецько и другие. Весёлые рассказчики, которые хорошо знают деда, не прочь отдохнуть перед его куренем, покурить люльки и поговорить, хотя порой беседа может растянуться на несколько часов.

Цитаты

«Я тогда был еще дурень» Дед.

«Отворотился хоть бы в сторону, когда хочешь чихнуть!», «Нет, не любит, видно, черт табаку!», «Дурень же он, а такого табаку ни деду, ни отцу его не доводилось нюхать!» Дед.

«Да тут страшно слово сказать!» Дед.

Подробнее: Н.В. Гоголь «Заколдованное место»: цитаты героя и автора повести

Краткий анализ и размышления

История под названием «Заколдованное место» подаётся писателем как быль, но по жанру больше напоминает мистическую сказку. В картине произведения удачно переплетаются две составляющих:

  • мистика;
  • юмор;
  • быль.

Доподлинно известно, что впервые повесть была напечатана в 1832 году и вошла в авторский сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Точный год её написания неизвестен, предположительно 1829 -1830.

Повествование основано на фольклоре, что придаёт ему неповторимую атмосферу деревенского быта того времени. Такую историю нельзя написать, если не знать образа жизни обычных людей. Только человеку, знакомому с крестьянской жизнью не понаслышке, под силу передать ту силу образов, которые присущи гоголевским персонажам. Писатель умело смешал юмор с глубокой моралью, которая проглядывается между строк этого произведения — только нажитое честным трудом богатство может принести человеку счастье.

Повесть предназначена для изучения в 5 классе, однако современным детям очень сложно понять некоторые термины и слова, использованные в повествовании. Для того чтобы при написании сочинения или оформления читательского дневника не исказился смысл произведения, ученикам лучше использовать краткий пересказ истории. Но познакомиться с полной версией нужно обязательно. Ведь никакой, даже самый точный пересказ, не сможет передать ту атмосферу, которую можно прочувствовать только с гоголевским стилем написания.

Характеристика Заколдованного места

Само место не несёт в себе физической опасности для человека. На протяжении всего рассказа можно убедиться, что «нечто» заманивает и запугивает своих «собеседников», играет с Максимом: то ставит ему препятствия, пугая эхом, галлюцинациями, чиханием, то затихает, подпуская ближе.

В итоге, Место проучивает деда Максима, который полез за кладом, в надежде получить горшок золота. И добивался клада он, грубо ругаясь, и копал под могилой вопреки страху — жадность перевешивала. Так в итоге и получил котёл грязи и постыдного всего. Более вреда место не приносило. Но и пользы от него не было. Даже трава не росла на пятаке, откуда ранее Дед Максим передвигался в загадочный мир.

Другие персонажи

Рассказчик – дьячок, который рассказал историю из своего детства.

Семья рассказчика – отец, торговавший табаком, мать и трое братьев.

А ещё у нас есть:

  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Заколдованное место»
  • для самых компанейских — Главные герои «Заколдованное место»
  • для самых крутых — Читать «Заколдованное место» полностью

Роль Заколдованного места

Трудно говорить о месте, как о человеке. Иметь мысли и совершать действия Заколдованное место, само по себе не могло. Но вот живущая в нём сущность, которую сам Максим называл и чёртом и дьяволом. В общем, сразу окликнул нечистью. Никто не узнает, что бы было, будь Максим повежливее и помягче. Возможно — любопытнее, но не нахальнее. Дух, обитающий в местности, однозначно, не любил или никогда не знал табака: он чихал при его виде. Наверняка, желая серьёзного урона Максиму, он бы воплотил свои цели в реальность, мог «заманить» и всю семью. Так как, читатель этого не видеть даже намёком, то можно сделать вывод, что само по себе и место не плохое и «Нечто» в нём живущее — не монстр, а, как максимум, мелкий пакостник.

Злая ли шутка нечистой силы или нравоучение — но, судя по дальнейшему поведению Максима, урок запомнился ему на всю жизнь. Человек обратился к вере и не допускал к себе более соблазнов «бесплатного сыра».

Ответы к школьным учебникам

Конкретно такая история не могла приключиться по сути. Реальным смотрится дед, охраняющий баштан совместно с внуками, чумаки, которые проезжали мимо и тормознули отдохнуть, мама, которая принесла галушки на ужин. Правдивы и другие бытовые детали. Не могло быть умопомрачительного попадания из 1-го места в другое, которое в обыкновенной жизни нереально отыскать, превращение пня в морду чудища. Не может птичий нос раздельно от птицы клевать котел и гласить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может гласить медведь. В этой истории дед денек спустя после первого раза попадает на одно и то же место, а там все пылает свечка. Свечка не может так длительно пылать. В этой истории действительность соединяется с фантастикой.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 169

Рассмотрите иллюстрации художника М. Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

На иллюстрации М. Клодта изображен дед около пня с огромными очами. Мне заколдованное место представляется малость по другому. Слева нависает большущая черная гора, справа провал, туда летят камешки. В центре из-за горы выглядывает «мерзостная рожа» с красноватыми очами, высунула красноватый язык и дразнит деда. Дед по сопоставлению с этой харей небольшой и испуганный.


Гоголь Н. В. сказка «Заколдованное место»

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки «Заколдованное место» и их характеристика

  1. Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  2. Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  3. Мать рассказчика. Вылила на деда помои.

План пересказа сказки «Заколдованное место

  1. Дьячок начинает рассказ
  2. Дед и его курень
  3. Приезд чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могилы
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Извлечение котла
  11. Горячие помои
  12. Мусор в котле.
  13. Не верь нечистой силе.

Кратчайшее содержание сказки «Заколдованное место» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  2. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  3. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  5. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  6. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

Главная мысль сказки «Заколдованное место»
Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка «Заколдованное место»
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку «Заколдованное место»
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке «Заколдованное место»
Силен черт, да воли нет.
Было бы болото, а черти будут.
Связался с чертом — пеняй на себя.
Богу молись и черту фиги не показывай.
Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке «Заколдованное место»
Чумак — возчик
Баштан — бахча
Кавун — арбуз
Левада — огород
Хустка — платок
Кухва — бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Заколдованное место»
Дьячок рассказывает случай из молодости.
Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата. На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами.
Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать. Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит — не получается.
Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку. Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась — клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился.
На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти. А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами.
На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.
Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал.
Поворачивается дед — никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. «Вот ты где, голубчик» — говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют.
Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная — ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице. Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало.
Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился.
А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед. Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает.
Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь — а это дед.
Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает. Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать.
Хорошие там арбузы выросли.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Заколдованное место»

План рассказа заколдованное место гоголь 5 класс

План рассказа заколдованное место гоголь 5 класс

  • План рассказа дубровский том 1 глава 1
  • План рассказа дубровский том первый
  • План рассказа ермолай и мельничиха
  • План рассказа дубровский по главам 6 класс в сокращении
  • План рассказа дубровского все главы