Открытый урок по литературе в 7 классе
Тема: «Любить человека» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Задачи урока: 1) в ходе литературоведческого анализа рассказа А. П. Платонова «Юшка» услышать нравственный завет писателя;
2) выявить особую структуру по строения «маленького» рассказа; рассмотреть понятие «маленький человек»;
3) дать учебному занятию личностно-ориентированную направленность;
4) формирование читательской, познавательной, информационной, коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.
Тип урока: урок формирования нравственных ценностей.
Форма урока: урок-размышление.
Цели урока: 1) образовательная – углубить знания обучающихся о личности и творчестве А.П. Платонова, обучение анализу художественного произведения и самостоятельной работе с ним;
2) развивающая – развитие творческого и логического мышления обучающихся, их устной и письменной речи; личная оценка творчества А.П. Платонова;
3) воспитательная – формирование нравственных ценностей у обучающихся, умений оценивать поступки людей с нравственных позиций; воспитание любви к родному языку;
4) познавательная – обогащение словарного запаса обучающихся, углубленное изучение русской литературы XX века через понимание её красоты, богатства и истории, через музыку и живопись, художественное слово.
Форма организации учебной деятельности:
— индивидуальная;
— фронтальная;
-групповая.
Методы и технологии, используемые на уроке:
-диалоговая технология;
-личностно-ориентированное обучение;
-технология развития критического мышления;
-технология проблемного обучения;
-ИКТ.
Приёмы деятельности учителя:
— беседа;
-вызов к размышлению (создание проблемных ситуаций);
-работа со словом;
-использование презентации в качестве иллюстративного материала.
Основные виды деятельности обучающихся:
— диалог;
— анализ художественного текста, выразительное чтение, пересказ;
-самостоятельная работа (осмысленное чтение, работы со словарем);
Оборудование урока: (на партах – рабочие материалы):
-учебник – хрестоматия для ООУ в 2-х частях (автор составитель В.Я. Коровина, М.: Просвещение, 2017г., ч.2);
— приложение на электронном носителе (CD диск с аудио-записью к рассказу А.П. Платонова «Юшка»);
— записи на доске.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
1) Ребята, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (с А.П. Платоновым)
2) Чем был уникален этот человек? (Талантливый инженер и яркий писатель)
3) Как вы понимаете слова Платонова, взятые в качестве эпиграфа? (Творчество Платонова пробуждает уважение и бережное отношение к человеку, умение видеть в нем доброе, хорошее)
4) Какой рассказ вы прочитали к сегодняшнему уроку? (рассказ «Юшка»)
5) Каким будет наш урок? О ком и о чем мы с Вами поговорим? Каковы цель и задача нашего занятия? (Ответы ребят)
II. Анализ рассказа А.П. Платонова «Юшка»
-Как начинается рассказ?
— Что было в нем особенного? (Блаженный, кроткий, смирный…)
— Какие чувства мы испытываем к герою? (Сострадание, сочувствие…)
1) Постановка задачи: работа с ключевыми словами есть ли среди данных слов синонимы? (2 группы слов) – записи в тетрадях.
— Какого человека на Руси называли «блаженным»? (счастливого, юродивого, безумца, прорицателя)
— Как вы понимаете слово «сокровенный»? (дорогой для близких людей, ценный)
-Кто такой «праведник»? (человек строгих моральных правил)
— Определите значение слов «сострадание, милосердие, «гуманизм»? (ответы ребят
— Назовите имя главного героя? (Ефим Дмитриевич) (Ефим – от древнегреч. «Ефимий» — «благочестивый», «священный», «доброжелательный»).
— Сколько ему лет? (40)
— Какое прозвище люди дали герою и почему? (Юшка – «маленький» человек, униженный и оскорбленный ближними)
— Где он работал? (в кузнице)
— Узнайте героев по портретной характеристике (Это Юшка и его приемная дочь)
— Какие тропы использует Платонов в их описании? (Эпитеты и сравнения, которые показывают, что родными могут стать люди не только по крови, но и по душе!)
— Почему люди обижают Юшку? (у них слепое сердце)
— Что говорит Юшка своим обидчикам? («Я тоже всему свету нужен…»)
III. Анализ эпизода практической работы №: «В июле…до слов…солнечным светом». (аудиозапись) (Работают четыре группы: прослушав и прочитав эпизод, найти тропы и определить жизненную формулу Юшки!!!) — 1 группа – эпитеты, 2 группа – метафоры, 3 группа – олицетворения, 4 группа – формула Юшка (Ребята читают примеры).
— Какова жизненная формула Юшки? В чем его счастье? (в любви к людям, к природе, ко всему живому, к Родине) –, которая есть бесконечное добро к ближнему – ( цитата уральского поэта Константина Васильевича Скворцова о добре) — это настоящее счастье.
IV. Минутка отдыха – формула счастья –.
V. 1.Объяснение нового литературоведческого термина «синквейн»:
— Сегодня мы научимся новому виду творческой работы, которая поможет дать характеристику героям – это синквейн — (записи в тетраде)
Структура синквейна: —
2. Составление синквейна о Юшке (вместе)
— проверка —
3. Закрепление. Творческая практическая работа. Работа в группах.
VI. Обобщение изученного:
-Какими чувствами были переполнены сердца Юшки и его дочери? (состраданием и любовью к людям) – на доску прикрепить сердца
— Какие еще синонимы можно подобрать к слову «сострадание»? (ответы ребят – на доске вывешиваются синонимы к данному слову)
— Замечательная уральская поэтесса Ася Горская так сказала о совести:
Она уходит, снова возвращается.
Как жить тому, кто с нею распрощается?
Блажен по-настоящему лишь тот,
Кто с ней в согласии всегда живет.
Она – твой самый главный господин
От детской колыбели до седин.
VII. Итоги урока – слайд 30 – рефлексия:
Узнал – удивило – интересно – получилось – трудно – научился – могу!
VIII.Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру (7-10 предложений) на тему: «Любить человека – это значит…»
IX. Руководители групп – обучающиеся – сами выставляют оценки своей группе.
Творчество А. Платонова довольно разнообразно. Перу писателя принадлежат детские сказки, повести, романы («Котлован«), а также небольшие произведения («В прекрасном и яростном мире«). Среди них и рассказ «Юшка», смысл которого в раскрывании души и сердца автора. Рассказ изучают в 7 классе, но понять и прочувствовать, в чем главный смысл «Юшки» не просто. Для этого нужно подробно проанализировать детище Платонова.
Краткое содержание рассказа Юшка
Небольшой по объему рассказ охватывает довольно значительный промежуток времени. События в произведении развиваются последовательно и условно делятся на несколько частей:
- описание главного героя;
- его жизнь, взаимоотношения с окружающими людьми;
- смерть и появление приемной дочери.
Интересно! Платонов долгое время был в опале. Его творчество не нравилось Сталину, считавшему произведения писателя «кулацкой хроникой». Поэтому «Юшка» увидел свет лишь через 30 лет после написания.
С каждой частью рассказа Юшка смысл сюжета раскрывается все больше, позволяя углубиться в главные проблемы.
Когда-то давно в одном российском городке жил немолодой мужчина по имени Ефим Дмитриевич, называемый местными жителями Юшкой. Худой, с поседевшими волосами и слезящимися глазами Ефим казался глубоким стариком. На самом деле мужчине не было и 40 лет, а старила героя тяжелая болезнь – чахотка.
Юшка помогал местному кузнецу, живя у него на кухне. За работу с ним расплачивались хлебом, кашей, щами, а на чай, сахар, одежду кузнец давал деньгами. Но никто не видел, чтобы Юшка пил чай и ел сахар, да и носил он много лет одну и ту же одежду.
Был Ефим трудолюбивым, добродушным, никого не обижал, любил всякое живое существо, будь то дерево, цветок, животное либо человек. Но люди не любили бедняка. Дети бросали в идущего по улице Юшку камни, песок, ветки. Мужчина лишь улыбался и молчал.
Его молчание еще больше злило детей. Им хотелось, чтобы юродивый рассердился, закричал. Но Ефим радовался и смеялся с детьми, говоря, что они любят его, поэтому задевают.
Взрослые также не отставали от детей. На бедного Юшку каждый старался вылить свое горе либо злость. Отмалчивавшегося мужчину избивали, оставив лежать избитого на дороге. Только дочка кузнеца иногда помогала Ефиму подняться и дойти до дома.
Смерть Юшки
С приходом лета Юшка куда-то на месяц исчезал. Люди думали, что помощник кузнеца живет это время в селе у родственников. Вернувшись из путешествия, Юшка вновь работал в кузнице, а люди по-прежнему измывались над ним.
Болезнь давала о себе знать, мужчина слабел с каждым днем. Очередным летом Ефим не смог уйти как обычно, оставшись в городе.
Возвращаясь после работы домой, Юшка встретил прохожего, начавшего осыпать бедняка насмешками. Но в этот раз герой не стал отмалчиваться, заявив, что рожден, как все, матерью и ничем от других не отличается.
Разозлившись на посмевшего перечить юродивого, прохожий ударил героя, тот упал на землю. Прохожий спокойно отправился домой.
Бездыханное тело Ефима обнаружил столяр. Похоронами Юшки занималась семья кузнеца. Попрощаться с бедняком пришли все его мучители.
Прошло время. Юродивого постепенно стали забывать. Но из-за отсутствия «мальчика для битья» злоба не находила выхода, скапливаясь в душе и портя людям жизнь.
Однажды на пороге кузницы появилась девушка, интересующаяся Ефимом Дмитриевичем. Не сразу до хозяина кузницы дошло, что речь идет о Юшке. Как оказалось, девушка была сиротой, которую взял под опеку Ефим. К этой девочке ежегодно ездил герой, отдавая накопленные сбережения. Помощь названого отца помогла девушке выучиться на врача.
Девушка осталась в городе и бесплатно лечила больных. Местные жители прозвали ее Юшкиной дочерью, хотя уже о нем самом никто не помнил.
Анализ рассказа Юшка Платонова
В непритязательном на первый взгляд рассказе «Юшка» смысл сюжета отличается необычной глубиной.
Платонов затрагивает такие важные темы, как:
- милосердие;
- добро и зло;
- любовь;
- жестокость;
- равнодушие;
- сострадание;
- равенство людей.
Для их раскрытия автор использует персонажей произведения, главным из которых является помощник кузнеца – Ефим Дмитриевич. Через образ главного героя, которого никто не называет по имени и отчеству, прозвав пренебрежительно Юшкой, автор передает основной смысл рассказа.
Ефим противопоставлен остальным жителям города. Несмотря на то, что мужчину всю жизнь обижают, герой ни на кого не держит зла, любя всех вокруг и всей своей жизнью доказывая, что только добром можно победить зло.
Чтобы сконцентрировать внимание на образе Юшки, Платонов озаглавливает его именем рассказ, вложив в название двойной смысл. Слово Юшка, являющееся уменьшительным от Ефим (Юхим), с одной стороны означает жидкую похлебку, с другой – кровь. Автор этим хотел показать, что мягкому, кроткому герою придется пройти тяжелый, окрашенный кровью путь.
Интересно! Некоторые исследователи творчества Платонова считали, что образу Юшки писатель придал черты Христа.
Безобидный юродивый стал символом духовности, чистоты, подтверждением того, что добро, сделанное человеком, остается и после его смерти, передаваясь другим людям.
В чем суть концовки
К концу произведения Юшка погибает от руки одного из местных жителей. И сначала кажется, что зло, жестокость побеждают добро и любовь. Но после появления в городе девушки-сироты, оказавшейся приемной дочерью главного героя, в рассказе Юшка смысл финала становится более понятен.
Оказывается, таинственные исчезновения Юшки были связаны с этой девушкой, которой герой помогал выучиться. И теперь девушка приехала к названному отцу, чтобы вылечить его.
Несмотря на то, что Ефима уже нет в живых, девушка остается в городе лечить людей, желая таким образом вернуть свой долг. Дочь героя продолжает дело своего благодетеля, стараясь исцелять не только тела, но и души. Возможно, подопечная Юшки сможет сделать то, в чем герой видел смысл своей жизни – излечить людские сердца от злобы, жестокости, вселив в них любовь, доброту.
Интересно! Произведение Платонова «Юшка» экранизировали дважды – в 2012 и 2018 годах. Режиссером второго фильма под названием «Прости нас, Юшка!» стала Юлия Горбачевская.
Благодаря такому финалу «Юшки», произведение Платонова по смыслу больше напоминает притчу. Ефим, всю жизнь заботящийся о населении городка, продолжает делать это и после смерти, подарив людям ту, которая лечит и опекает их.
Устами Юшки Платонов призывает быть терпимее, милосерднее к людям, непохожим на других. Нужно оценивать людей не по внешности, а по поступкам, чтобы суметь разглядеть под невзрачной внешностью красивую, благородную душу.
Кнспект урока литературы в 7 «Б» классе.
Тема урока: Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку (по рассказу А.Платонова «Юшка»)
Цель: Помочь учащимся увидеть, что главную ценность для человека представляет другой человек; подвести к пониманию важности сострадания, любви и доброго отношения к людям.
-научить определять проблемы, поднятые автором в произведении, давать характеристику герою; — —
-Развивать логическое мышление обучающихся, умение анализировать и делать выводы, обобщения.
— Побуждать к речевой деятельности и осуществлять контроль за ней.
— Устанавливать связь между изученным материалом и практической частью.
-развивать навыки сотрудничества со взрослыми.
Оборудование: мультимедийная презентация; опорные слова из текста произведения; толковый словарь В.И Даля.
Этапы урока
Основные виды деятельности учителя
Основные виды деятельности учащихся
1Организация начала урока
Цель: подготовка обучающихся к работе на уроке.
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас и надеюсь на плодотворную работу. Урок сегодня необычный. А начать я его хочу со слов притчи.
«Однажды Диоген зажег фонарь и пошел с ним по городу.
-Что ты ищешь днем с фонарем?- спрашивали его афиняне.
-Я ищу Человека,- отвечал он.
-Кого именно? Меня? Его?
-Ищу Человека!- повторял мудрец, вглядываясь в лица своих сограждан и продолжая свой путь по площади.
Готовятся к уроку.
2.Проверка домашнего задания.
3. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний
Цель: Организовать познавательную деятельность обучающихся.
Какого Человека искал Диоген?
Что значит быть Человеком? Странно, а вокруг было много народа. (Искал он полноценную нравственную личность. При встрече с таким человеком фонарь Диогена должен был погаснуть)
Как вы понимаете: полноценная нравственная личность? Какими качествами он должен обладать?
А вот как греки видели образец совершенного человека: в нем сочетаются физическая сила и одухотворенное лицо.
Сформулируйте цель нашего урока. О чем мы будем говорить. Сегодня поговорим о таких качествах человека, как доброта, любовь, милосердие, всепрощение. Тема нашего урока :
«Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку»
Нужны ли такие качества человеку?
Рождаясь, человек приходит в мир жестокий и в то же время прекрасный, добрый. Очень трудно понять этот мир, найти себя в нем, понять смысл человеческой жизни.
Тогда в чем смысл человеческой жизни?
Попробуем разобраться в представленной проблеме.
Чтобы доказать, что нужно сделать?
-определить последовательность действий для выхода из затруднительной ситуации.
-проанализируем эпизоды;
— сделаем вывод
Отвечают на вопросы учителя,
выдвигают предположения понимания цели урока.
Формулируют проблему и строят план выхода из нее
4.Изучение нового материала.
Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе,правиле,явлении
Автор нас знакомит с Юшкой. Зачитайте портретную характеристику героя. Соответствует ли он греческому идеалу?
Что необычного в его внешности? (Глаза- зеркало души). Что же отражается в глазах Юшки? ( В глазах слезы. Душа плачет)
Отчего же больно ему?
Анализ эпизода «Отношение детей к Юшке»
Что влечет детей к Юшке? Как Юшка отвечает на их жестокость? Обижался ли он? Несмотря на то, что они донимают его криками и ударами, что ими движет реакция зло в ответ на зло, и зло- это радость для них, Юшка понимает, что дети не виноваты в том. Что в них нет добра и радостно откликается на «радость» детей. «Они меня любят», и рад своей нужности детям. Юшка верил, что дети не знают. Что делать для любви.
Анализ: «Отношение взрослых к Юшке»
Используя цитаты, ответьте на вопросы:
Почему взрослые обижают юшку? Чем он им отвечает?
Почему же и дети и взрослые так относились к нему?
«Да что ты, блажной непохожий ходишь тут?»
(Они не могут простить уму непохожести, молчаливой крепости. Они отвечали обидой на обиду, а всех прощал, сочувствовал им, их злобе. Сердце в людях бывает слепое. Как вы это понимаете?
Анализ встречи Юшки с веселым прохожим
Какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда? Чем помешал Юшка прохожему? Почему Юшка осерчал , может быть, первый раз в жизни? Впервые Юшка возражает прохожему
Анализируют текст, осмысливают его содержание
5.Первичное закрепление полученных знаний
Цель: умение анализировать эпизоды, находить ответы в тексте.
Почему Юшку после смерти называли Ефимом Дмитриевичем?(Люди узнали, что у него есть приемная сирота, о которой он заботился бескорыстно. Юшка обладал сочувствием, состраданием, как потом выяснилось, он оказался единственным человеком, который окружал девочку –сироту заботой и любовью. Платонов писал: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию.
Жил ли Юшка по правде? Можно его назвать праведником? Кто такой праведник? (Жить праведной жизнью – это значит жить по законам человечности, значит жить по правде, по совести, по –доброму. Праведники лишены злопамятства, мстительности ,и злобы. Они не отвечают злом на зло,.не утрачивают веры в людей, подобно библейскому закону не ожесточаются, а продолжают любить людей)
Дают нравственную оценку герою, подтверждают словами текста
Физкультминутка
— Встаньте, поднимите руки вверх, потянитесь к солнышку, как Юшка.
— Сядьте, закройте глаза, представьте Юшку, улыбнитесь ему. Ведь человеку при встрече достаточно улыбнуться, чтобы на душе стало радостно.
1-я проблемная ситуация.
Эпизод: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» проанализируйт и ответьте на вопрос: «Какая подмеченная автором деталь встречается в этом эпизоде»?
(деталь: чай с сахаром. Это говорит о том, что в семьях никогда не говорили о нравственных и духовных ценностях,)
2-я проблемная ситуация:
Увидев Юшку, взрослый человек говорил ему: «Да что ты блажной, непохожий ходишь тут?»
— Что значит блажной? (найти значение слова в словаре). Назовите однокоренные слова: ( Блаженный, благодарный, благовоспитанный, благополучный, благонравный)
Почему так принижено слово «благо» в грубое «блажной»?
Анализируют текст и дают характеристику героям, представляют результаты и оценивают свою работу
5.Обобщение и систематизация знаний.
— Можно ли сказать, что та любовь, которая исходила от Юшки, с его смертью исчезла бесследно? («Там девушка припала к земле, в которой лежал мёртвый Юшка, человек, кормивший её с детства, никогда не евший сахара, чтоб она ела его…кто её любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца. Приёмная его дочь по-прежнему весь день лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших.)
Добру не всегда удается победить, но это не значит, что оно бессильно. Любовь и доброта никуда не исчезают, даже когда человек умирает, они продолжают жить.
Участвуют в обобщающей фронтальной беседе
6. Подведение итогов.
Цель: сделать вывод и подвести итог,как работал класс на уроке.
Возвращаемся к началу нашего урока. Какой проблемный вопрос был поставлен, и весь урок мы пытались ответить на него. Так в чем же смысл жизни человека? ( Нести добро, любовь людям, уметь прощать, жить по правде и по совести)
В сердце Юшки жила огромная любовь ко всему, что его окружало. Нужно верить в великую силу любви и помнить, что только любовь порождает добро, а зло ничего не может породить.
Домашнее задание:
Составить таблицу: какими качествами обладал Юшка.
По словарю дайте определение словам: милосердие, сострадание, праведник.
(Учитель оценивает работу учащихся на уроке и объясняет домашнее задание)
Коррекция пробелов в усвоении темы урока.
Слушают инструкцию по выполнению домашнего задания, задают вопросы
Автор Андрей Измаилов На чтение 16 мин. Просмотров 1 Опубликовано
Юшка
Юшка — главный герой одноименного рассказа А. П. Платонова; рано состарившийся бедняга, больной чахоткой; помощник кузнеца в одном городке. Юшка — добросердечный человек. Несмотря на негатив и оскорбления, которые сыпались в его адрес из-за физической несостоятельности, он сумел сохранить любовь к людям и окружающей его действительности. На самом деле, он бедный юродивый, страдающий от чахотки.
редких седых волос. Одежда у него вся старая, потрепанная. Он ни на что не тратит денег, чтоб откладывать до лета, а потом отвозить одной девушке-сироте за учебу в пансионе. Он давно заботится о ней, как о родной дочери. Жители города так и полагают, что он уезжает в деревню к дочери.
Девушка учится на врача, чтобы вылечить Юшку от чахотки, но не успевает. Бедняга с годами становится слабее и уже не может переносить насмешек окружающих. В один день его толкает в грудь какой-то озлобленный прохожий. Юшка падает и, ударившись о землю, умирает. Окружающих людей он раздражал своей непохожестью на них и неизменной добротой.
раз, услышав что-нибудь обидное в свой адрес, он не обижался, а только говорил, что они так своеобразно проявляют к нему любовь. К тому же он был убежден, что нужен людям, о чем часто говорил дочери кузнеца, на которого работал. Когда он умер, стало понятно, зачем он был нужен всем. Они на нем срывали свою природную злость, а когда некому было сказать обидное слово, начали ругаться друг с другом.
При жизни герой работал помощником преуспевающего кузнеца. Несмотря на свою немощность, с утра до вечера помогал носить воду и уголь, раздувал мехом горн и т. д. Очень трепетно относился к окружающей природе — любил аромат цветов, красоту бабочек и разных жучков, мог часами гладить кору на деревьях. Только на природе он отдыхал душой и забывал о своем недуге.
Сочинение образ цыганка в повести горького детство.Характеристика героя Юшка, Платонов
Categories: Сочинения на свободную тему
Ответы (1) Знаете ответ? Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Характеристика главного героя Юшки в рассказе Платонова Юшка) …» по предмету ? Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по литературе Подробное Краткое содержание В. Ян Юность Полководца. Ответы (1) Сочините сказку. Любой жанр (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка). От 20 до 50 предложений. Ответы (1) Является ли человеческое общество зоопарком Ответы (2) Чем отличаются и похожи сказки Пушкина от народных Ответы (2) Сообщение о любимой сказке-написать почему она тебе понравилась и какой у нее волшебный конфликт Заранее благодарю! Ответы (1)
5-9 класс Хороший вопрос Жалоба Ответить Supertanuxa17 23 авг. 2015 г., 0:13:25 (5 лет назад)
Юшка — бедный юродивый, страдающий от чахотки. Маленького роста, худой, со сморщенным лицом и глазами, как у слепца, в которых всегда стоит влага, «как неостывающие слезы» . Ему всего сорок лет, но окружающим он кажется глубоким старцем. Неизлечимая болезнь состарила его раньше времени. Черствые, бездушные и жестокие люди окружают его: дети смеются над ним, а взрослые, когда у них случается неприятность, срывают на нем свою злобу. Они безжалостно издеваются над больным человеком, бьют его, унижают. Ругая за непослушание, взрослые пугают детей тем, что они, когда вырастут, станут похожими на Юшку: «Будешь ходить летом босой, а зимой в худых валенках, и все тебя будут мучить, и чаю с сахаром не будешь пить, а одну воду!»
Хороший ответ ЖалобаОтветить Ответить
Другие вопросы из категории
левша какой у левши был характер и талант мне нужен только характер и талант! 5-9 класс ответов 1 Помогите написать сочинение на тему:Почему рассказ Куприна назван “Белый пудель”????Всем кто поможет ооогромное СПАСИБО!!!!!!!(*_*)(( 5-9 класс ответов 1 Напишите пожалуйста стих в прозе. Заранее спасибо :з 5-9 класс ответов 1 виноват ли портрет в гибели Чарткова и почему объясните 5-9 класс ответов 1 10 вопросов по рассказу старый гений 5-9 класс ответов 1
Читайте также
Вопросы по рассказу Платонова “Юшка ” 5-9 класс ответов 1 УМОЛЯЮ ЛЮДИ НИКТО НЕ ОТКЛИКАЕТСЯ !!!!!!!!!!!!!В каких сказках музыка является главным героем,в каких баснях 5-9 класс ответов 2 Вопросы к произведению “Юшка” 7 класс) Автор Платонов А.П. 1 Почему так называли главного героя? Прав ли был Юшка, говоря, что его любит
народ?
2 Какие чувства вызывает у вас рассказ Платонова и его герои?
3 Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается от языка всех окружающих его людей?
5-9 класс ответов 1 1)Почему так называют главного героя? Прав ли был Юшка, говоря что его не любит народ? Как вы понимаете слова Юшки: ” Вы, должно быть, любите меня!” 2)
Какие чувства вызывают у вас рассказ Платонова и его герои? 3) Как можно объяснить язык Юшки? Чем отличается он от языка всех окружающих его людей?
5-9 класс ответов 1 Главные герои рассказа К.Г. Паустовского ” Растрепанный воробей”? 5-9 класс ответов 2 Вы находитесь на странице вопроса “Характеристика главного героя Юшки в рассказе Платонова Юшка)“, категории “литература“. Данный вопрос относится к разделу “5-9” классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории “литература“. Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.Платонов А., рассказ “Юшка” Жанр: рассказГлавные герои рассказа “Юшка” и их характеристика
- Юшка. Ефим Дмитриевич. 40 лет. Больной чахоткой мирный и тихий человек. Работящий и влюбленный в природу. Добрый и отзывчивый. Помогал сироте.
- Кузнец. Просто хороший человек.
- Девушка-врач. Сирота, воспитанная Юшкой. Милая, добрая, сострадательная.
План пересказа рассказа “Юшка”
- Старый и больной Юшка
- Дети и Юшка
- Взрослые и Юшка
- Дочь хозяина и Юшка
- Ежегодный отпуск
- Юшка и природа
- Юшка и сердитый прохожий
- Смерть Юшки
- Девушка-врач
Кратчайшее содержание рассказа “Юшка” для читательского дневника в 6 предложений
- Юшка работал в кузнеце, но это был старый и больной человек.
- Его обижали дети и били взрослые, а он считал, что так они выражают свою любовь.
- Раз в год Юшка уходил неизвестно куда и забирал накопленные деньги.
- Юшка возразил прохожему и тот убил Юшку.
- Юшку похоронили и забыли про него.
- К Юшке приехала девушка-врач, сирота, которой Юшка помог выучиться.
Главная мысль рассказа “Юшка” Каждый человек уникален и заслуживает любви.Чему учит рассказ “Юшка” Рассказ учит проявлять сострадание к людям, никогда никого не обижать и оскорблять. Учит быть добрым, учит отзывчивости. Учит любить природу и наслаждаться каждым мигом отпущенной человеку жизни. Учит помогать другим людям.Отзыв на рассказ “Юшка” Меня очень тронул этот рассказ о странном человеке, который считал, что его все любят. Юшка действительно в это верил, потому что сам любил людей и не представлял себе иного отношения к ближнему. Он отказывал себе во всем, чтобы малознакомая ему сирота могла спокойно учиться. Это был очень добрый человек, которого нельзя назвать несчастным. По своему он был счастливее каждого из нас.Пословицы к рассказу “Юшка” Счастье видишь, смелее вперед идешь. Всякому свое счастье, в чужое не заедешь. Свет не без добрых людей. Доброму добрая память. Кто добро творит, тому бог отплатит.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа “Юшка” В давние времена жил у нас старый и больной человек. Он работал подручным кузнеца и носил в кузницу воду и уголь, раздувал горн. Звали его Ефим, но все люди называли его Юшка. Юшка жил на квартире у хозяина кузницы, который платил ему за работу семь рублей 60 копеек и кормил Юшку. Юшка все время ходил в одних и тех же прожженных штанах и блузе, а зимой надевал отцовский полушубок и валенки. Когда Юшка шел на работу, старики подымали молодых, когда он возвращался, люди укладывались спать. Дети завидев Юшку, начинали дразнить его и кидали в него камни и палки. Но старик молча шел мимо и не отвечал детям. Это только больше заводило детей, они не понимали, как живой человек может молча идти, и кидали в него еще камни и палки. Юшка знал, почему дети кидают в него – они любят его и нуждаются в нем, просто не умеют иначе показать свою любовь. Взрослые тоже иногда били Юшку. Встретив его по дороге, они начинали обвинять Юшку во всех своих бедах, ожесточались и били. Иногда Юшка долго лежал в пыли и за ним приходила хозяйская дочь, которая говорила, что лучше бы Юшка умер. Но Юшка удивлялся таким словам и говорил, что его родили родители, что он помогает в кузнице, и народ его любит. Девушка смеялась и указывала на кровоподтеки и синяки, но Юшка стоял на своем. Он объяснял, что народ его любит без разумения. И добавлял, что он еще не стар, просто с детства грудью болел. Из-за этой болезни, раз в год, летом, Юшка на месяц уходил в деревню, к каким-то полузабытым родственникам. Он шел по полям и дышал чистым воздухом и его грудь отдыхала. Юшку очень любил природу, и поэтому целовал траву, гладил кору деревьев, поднимал мертвых насекомых. И радовался птицам и зверям. В это время чахотка отпускала Юшку и он вспоминал, что ему всего сорок лет. Каждый год он забирал накопленные деньги, брал котомку и брел неизвестно куда, к неизвестно кому. Но в этот год Юшка никуда не ушел. Он сильно болел зимой и совсем ослаб. Однажды он тихо брел по улице и прохожий посмеялся над ним, сказав, что Юшка чучело, и если бы он умер, это бы его потешило. И тут в первый раз в своей жизни Юшка рассердился. Он заявил прохожему, что также нужен свету, как и он. Прохожий тоже рассердился, ему показалось обидным, что Юшка уровнял его и себя. И прохожий ударил Юшку. Юшка упал и остался лежать. Его нашел столяр и увидел, что Юшка умер. Хозяин кузницы приготовил тело Юшки к погребению. К Юшке пришел весь тот народ, что смеялся над ним и обижал его. А потом его похоронили и забыли про него. Жить без Юшки стало хуже, потому что вся та злоба, которую срывали на безответном Юшке теперь оставалась промеж людей. А осенью в кузницу пришла девушка и спросила Ефима Дмитриевича. Кузнец не сразу понял, о ком идет речь, но вспомнил, что Юшка по паспорту был Дмитриевич. Девушка подтвердила, что ей нужен Юшка. Она была худенькой и тихой. Девушка рассказала, что она сирота, и воспитывалась в пансионе. А Юшка приходил каждый год проведать ее и приносил денег на весь год обучения. Теперь она закончила университет, а Юшка не пришел. Кузнец молча повел гостью на кладбище. Там девушка припала губами к земле на могиле человека, который не ел сахар, чтобы она его ела. Девушка знала про болезнь Юшки и сама выучилась на врача, чтобы лечить людей. она осталась в городе и лечила всех, ни с кого не беря платы. Сейчас она состарилась, но все ее любят и знают, называя дочерью Юшки, забыв самого Юшку, и что дочерью ему она не была.Рисунки и иллюстрации к рассказу “Юшка”
История создания
Рассказ «Юшка» был написан Платоновым в первой половине 30-х гг., а опубликован только после смерти писателя, в 1966 г., в «Избранном».
Литературное направление и жанр
«Юшка» – это рассказ, раскрывающий на нескольких страницах образ мыслей населения целого городка и менталитет человека как такового.
В произведении неожиданный конец, связанный с приездом в город сироты, выученной на врача. Такая концовка делает рассказ похожим на новеллу. Есть в произведении и сходство с притчей, если воспринимать концовку как мораль, показывающую истинное милосердие.
Тема, основная мысль и проблематика
Тема рассказа – природа добра и зла, милосердия и жестокости, красота человеческой души. Основная мысль может быть выражена сразу несколькими библейскими истинами: творить добро нужно бескорыстно; человеческие сердца лукавы и крайне испорчены, поэтому люди не ведают, что творят; нужно возлюбить ближнего своего, как самого себя. Проблематика рассказа тоже связана с нравственностью. Платонов поднимает проблему запоздалой благодарности, презрения и жестокости к непохожим на всех. Одна из важнейших проблем – нравственная мёртвость героев, противопоставленная нравственной живости Юшки, хотя как раз в его живости сомневаются дети.
Сюжет и композиция
Действие рассказа происходит «в старинное время». Такая отсылка к прошлому делает рассказ почти сказкой, начинающейся со слов «в некотором царстве жили-были». То есть герой рассказа сразу представлен как универсальный вневременной герой, в котором воплощены нравственные ориентиры человечества.
Помощник кузнеца Юшка, над которым смеются все жители города как над существом кротким и безответным, каждое лето уходит на месяц. По его словам, то к племяннице, то к другой родственнице в деревню или в Москву. В тот год, когда Юшка не пошёл никуда, чувствуя себя очень плохо, он умер, сбитый с ног очередным насмешником.
Осенью в городе появилась сирота, которую Юшка всю жизнь кормил и учил. Девушка приехала, чтобы вылечить своего благодетеля от туберкулёза. Она осталась в городе и всю жизнь посвятила бескорыстной помощи больным.
Герои
Рассказ назван по имени главного героя. Юшка – это не прозвище, как думают многие читатели, а уменьшительно-ласкательное имя, которое в Воронежской губернии образовывалось от южнорусского варианта имени Ефим – Юхим. Но слово юшка в том же южнорусском диалекте означает жидкую еду наподобие супа, вообще жидкость и даже кровь. Таким образом, имя героя как бы говорящее. Оно намекает на способность героя приспособиться к жёсткому злому миру, как приспосабливается вода к форме сосуда. А также имя – намёк на смерть героя, умершего от открывшегося кровотечения, очевидно, спровоцированного ударом в грудь.
Юшка – помощник кузнеца. Сейчас человека, который выполняет такую работу, «которую нужно было делать», назвали бы чернорабочим. Его возраст определяется как «старый на вид». Только в средине рассказа читатель узнаёт, что Юшке было 40 лет, а слабым и старым на вид он был из-за болезни.
Рассказ оказался пророческим и для самого Платонова, который умер от туберкулёза, заразившись от сына, попавшего в тюрьму в 15 лет и выпущенного через 2,5 года уже тяжелобольным.
В портрете Юшки подчёркнуты его худоба и невысокий рост. Особо выделены глаза, белые, как у слепца, со стоящими в них постоянно слезами. Этот образ не случаен: Юшка видит мир не таким, каким он есть на самом деле. Он не замечает зла, считая его проявлением любви, и словно вечно плачет о нуждах других.
Юшка похож на блаженного, какими их представлял русский народ. Разница только в том, что блаженных не принято было обижать. Но Юшку унижают и бьют, называя не блаженным, а блажным, непохожим, животным, божьим чучелом, юродом негодным. И требуют, чтобы Юшка был похожим на них, жил, как все.
Юшка считает всех людей равными «по надобности». Его случайно убивает односельчанин как раз за то, что он осмелился равнять себя с ним.
Герой соотносим даже с Христом, который пострадал за народ, претерпев мучения. Когда над Христом издевались римские солдаты, он молчал, не объясняя им ничего. Но ещё больше похож на Юшку герой романа Булгакова, написанного чуть позже «Юшки», в 1937 г. Иешуа, в отличие от библейского Иисуса, активно оправдывает обидчиков, называя их добрыми людьми. Так и Юшка называет обижающих его детей родными, маленькими.
Юшка считает, что он нужен и детям, и взрослым. Казалось бы, он ошибочно делает вывод о том, что дети и взрослые нуждаются в нём, потому что любят его. Но через годы становится понятным, что его действительно любили, просто не умея выразить ни любви, ни потребности в нём. А именно так и думал Юшка, которого обижали.
Как и многие блаженные, Юшка обходится малым. Свой крошечный доход (семь рублей и шестьдесят копеек в месяц) Юшка не тратит на чай и сахар, довольствуясь простой бесплатной едой кузнеца – хлебом, щами и кашей. Настолько же проста и одежда Юшки, которая за все годы как будто не изнашивается, оставаясь равномерно ветхой и дырявой, но исполняя своё предназначение.
Народ обижал Юшку, потому что в сердцах людей «лютая ярость», «злое горе и обида». Кротость Юшки противопоставлена агрессии людей, спровоцированной их горем, виновником которого все считают Юшку.
К Юшке добра Даша, дочь кузнеца. Она пытается объяснить Юшке, что его никто не любит, что его жизнь напрасна. Но Юшка знает, зачем он живёт: по воле родителей и для цели, о которой он никому не говорит, как и о своей любви ко всему живому.
Юшка не нуждается в людях, как они в нём, зато, уходя в безлюдные места, Юшка переживал единение с природой. Он чувствовал себя осиротевшим даже от смерти жука или букашки. Именно живая природа исцеляла героя, давая ему силы.
После смерти Юшка разделяет судьбу многих юродивых и святых. Нашедший его труп столяр сразу просит прощения: «Забраковали тебя люди». Проститься с ним пришёл весь народ. Но потом Юшку забыли, как забывают и обычных людей, и юродивых, и святых. Одинокий Юшка оказался благодетелем, даровав народу ту, что стала заботиться о нём – выращенную и выученную на его деньги сиротку, ставшую врачом. Её и называют дочерью доброго Юшки, не помня его самого.
Особенности стиля
В рассказе встречаются традиционные для Платонова мотивы. Один из них – мотив смерти. Дети сомневаются в том, что Юшка живой, потому что он не отвечает злом на их зло.
Пейзаж в рассказе раскрывает источник душевных сил героя. В отличие от людей, черпающих энергию из удовольствия обижать слабых, Юшка слабых поддерживал и воспринимал себя как часть природы. Странное платоновское выражение «лица жуков», встречающееся и в других произведениях, показывает, что и природу Юшка воспринимал как равную себе, очеловечивая её.
Платонов создаёт убедительный образ счастья, которое случается с людьми вопреки их злым поступкам. Жизнь писателя во многом была подобна жизни его героя: тяжёлая неблагодарная работа, в которую он вкладывал душу, и преждевременная смерть от болезни.
По произведению: «Юшка»
По писателю: Платонов Андрей Платонович
Анализ рассказа «Юшка» (А. Платонов)
Рассказ «Юшка» А. Платонова — это небольшое, но глубокое по смыслу произведение. Автор говорит с читателями о происхождении добра и зла и о присутствии этих противоположных понятий в обществе.
С помощью этого рассказа Платонов затрагивает и поднимает нравственные вопросы и проблемы, существующие в жизни общества. Отношения между людьми, людское равнодушие, травля, унижения, жестокость – все это писатель изображает на протяжении всего произведения.
Главным героем рассказа Платонова является Юшка, человек добрый, незлобивый, любящий людей и все живое, но живущий в злом и жестоком мире. На примере его жизни, отношения к нему людей и его смерти автор говорит о дефиците любви, добра, сострадания и милосердия в обществе.
Из истории написания
Рассказ «Юшка» А. Платонов написал в 1935 году, но опубликовали его лишь через тридцать лет, в 1966 г., уже после смерти автора. Долгое время тексты Платонова почти не издавались, потому что были запрещены.
В тот тяжелый для страны реакционный период, когда людей арестовывали, ссылали в лагеря, расстреливали, было трудно говорить о добре и сострадании. И образ милосердного, жалкого и малахольного персонажа, имеющего непривлекательную внешность, непринятого обществом, безропотно сносящего всякую жестокость, насмешки, издевательства, был не интересен и не нужен.
Но Платонов даже в то тяжелое время понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно должно быть настоящим, без кулаков.
Жанр и смысл названия рассказа
Произведение Платонова «Юшка» относится к реалистическому направлению в литературе, хотя некоторая обобщенность персонажей в рассказе указывает на его сходство с притчей.
В названии рассказа фигурирует уменьшительная форма имени Ефим. Так зовут главного героя – Ефим Дмитриевич. Но из-за его кротости, слабости, болезненности, беззащитности окружающие зовут его Юшкой, они даже забыли настоящее имя героя.
«Юшка» – это слово из местного диалекта русских южан имеет 2 смысла: 1. Жидкая похлебка. 2. Кровь.
В название рассказа Платонов вкладывает оба смысла. Первый, что герой мягкий, не имеющий четкой формы, словно жидкость. Подразумевая второй смысл, автор предсказывает, что герою предстоит пройти трудный и мучительный путь, страдая от людской жестокости.
Суть рассказа, характеристика главного героя
В рассказе «Юшка» повествуется о больном и состарившемся рано помощнике кузнеца Юшке. Портрет его внешности скорее отталкивающий, чем привлекательный. Автор рисует тщедушного, изнуренного мучившей его чахоткой, слабого человека. Ему 40 лет, а выглядел он, как старик. Он был не от мира сего, даже глаза у него не такие, как у всех, а белые, как у слепца.
Он из года в год носит одну и ту же одежду, экономит на своем питании. Очень любит природу, каждую былинку, цветок, любит людей и не замечает зла окружающих его взрослых и детей.
За то, что Юшка не похож на других, а также за его беззащитность, слабость, незлобивость, доброту его не любят окружающие и всячески измываются над ним. Юшку преследуют и бьют дети, обижают пьяные или озлобленные взрослые. Он это все безответно и безропотно сносит. В итоге герой погибает.
Темы и проблемы рассказа
В своем рассказе автор поднимает проблемы морали, нравственности, гуманизма и милосердия в обществе. В произведении прослеживаются темы добра и зла, любви и неприязни, сострадания и жестокости, самопожертвования.
Проблематика рассказа раскрывает противостояние добра и зла, людского равнодушия и озлобленности, а также автор затрагивает тяжелую и безрадостную жизнь людей, делавшую их такими, их безразличие и равнодушие.
В процессе этого противостояния добро погибает, но потом возрождается с появлением девушки-сироты, приемной дочери Юшки, которую он вырастил и выучил.
Рассказ А. Платонова «Юшка» учит нас быть милосердными, сострадательными, принимать людей со всеми их недостатками, быть толерантными друг к другу.
Анализ рассказа «Юшка» (А. Платонов)
Рассказ А. Платонова «Юшка» — это попытка писателя поговорить о природе добра и зла. Писатель делает своим героем человека, искренне любящего людей и не признающего жестокости, и на его примере говорит о нехватке любви и милосердия, которые могли бы спасти мир. Многомудрый Литрекон предлагает анализ рассказа «Юшка» по плану, который поможет разобрать идеи и особенности этого небольшого, но глубокого произведения.
История создания
Рассказ «Юшка» был написан А. Платоновым в 1935 году, но вышел в свет только спустя тридцать лет, уже после смерти писателя — в 1966 году. Его работы почти не печатались, так как были признаны опасными для режима. Кроме того, этот период истории СССР признан реакционным: аресты, политические дела, трудовые лагеря — все это угнетало общество и печать. Казалось бы, зачем в такое время писать о милосердном, но жалком и малохольном герое, который жестокости может противопоставить только терпение? Этому городу нужен другой герой! Но нет, Платонов уже тогда, во времена мировых войн, эпидемий и катастроф, понимал, что злу можно противопоставить только добро, и оно без кулаков.
В 30-е годы автор пережил глубокую депрессию: многие его коллеги и друзья были арестованы, убиты или сидели без работы по призванию, потому что режим объявил им бойком. Все люди, неугодные партийной повестке дня, были вычеркнуты из жизни общества. Над семьей Климентовых (такова настоящая фамилия писателя) сгущались тучи. Уже после написания «Юшки» его сына посадят на 10 лет в лагеря, где он заболеет туберкулезом, а потом заразит им всю семью писателя. Вот так «хорошо» жилось людям при Сталине, которого сейчас принято ставить в пример…
К моменту написания текста А. Платонов был уже сформировавшимся писателем. Он работал в сферах журналистики, кино, сценарного дела, но в глубине души оставался философом. В своем рассказе он поднимает вопросы жестокости и милосердия, а также равенства людей и значимости каждого отдельного человека.
Жанр, направление
Традиционно «Юшку» А. Платонова относят к жанру рассказа и реалистическому направлению. Небольшое по объему произведение имеет одну сюжетную линию и раскрывает жизнь нескольких центральных персонажей.
В то же время неопределенность времени и места повествования, а также нравственные уроки, которые дает автор, позволяют говорить о притчевом характере текста. Каждый из героев представляет живой, но несколько обобщенный характер, характерный для притчи или назидательной истории.
Смысл названия
Почему рассказ был назван «Юшка»? В название рассказа вынесено имя центрального персонажа. Юшка – это уменьшительная форма имени, которая образовалось от южнорусского варианта имени Ефим. Из-за кротости и болезненности героя никто из окружающих и не думает называть этого человека Ефимом Дмитриевичем – они даже забывают, что таково настоящее имя Юшки.
Слово «юшка» в южнорусском диалекте также имеет значение жидкой похлебки, жидкости вообще и даже крови. Это делает имя героя говорящим. Со стороны он кажется мягким и бесформенным, как вода, но сравнение с кровью дает намек на тяжелый путь героя и те муки, которые ему предстоит вынести из-за людской жестокости.
Суть: о чем?
В центре рассказа «Юшка» оказывается больной и рано состарившийся помощник кузнеца, которого все называют Юшка. Своим внешним видом и привычками герой напоминает блаженного. Он получает жалованье, но ничего себе не покупает, все время носит одну и ту же одежду, а главное – как будто совсем не замечает зла окружающего мира.
Люди не любят и обижают Юшку. Дети, завидев этого странного человека, начинают дразниться и кидать в него комьями грязи. Взрослые, особенно если они чем-то расстроены или пьяны, свирепеют от его странности и кротости. Никто не понимает, почему Юшка не злится в ответ, почему лишь улыбается и радуется, словно один знает что-то важное и недоступное для остальных.
Это знание Юшки – его вера в то, что он нужен людям. Что они любят его, просто совсем не умеют правильно выразить свою любовь. Еще одна тайна помощника кузнеца открывается только после его смерти: есть осиротевшая девочка, которую он устраивает в семью, а затем отправляет учиться и тратит на это все свои сбережения. Отучившись на врача, девушка приезжает в город и узнает о смерти своего приемного отца, но все равно решает остаться, чтобы помогать людям.
Главные герои и их характеристика
Главный герой рассказа Юшка (мужчина 40 лет) на первый взгляд кажется стариком, но оказывается, что изнуренным и слабым он выглядит из-за мучившей его болезни. Особый акцент в портрете делается на глазах героя:
«Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы».
Возможно, именно поэтому Юшка видит мир не таким, каким он является на самом деле: любит в нем все живое и совсем не замечает зла и агрессии. Когда Юшку очередной раз избивают на улице, дочь кузнеца замечает, что лучше бы ему умереть, чем жить такой жизнью, на что герой заявляет: «Меня, Даша, народ любит». Старик объясняет, что «сердце в людях бывает слепое», поэтому они не всегда могут правильно выразить свою любовь, однако он чувствует, что нужен людям, и не злится на них.
Подтверждением того, что герой проживает свою жизнь не напрасно, является приезд в город его приемной дочери. Оказывается, что тайно ото всех герой помогал оставшейся одной сироте: устроил ее сначала в семью, затем в школу с пансионом, каждый год навещал и привозил деньги. Девушка вырастает доброй и отзывчивой, она учится на врача и желает вылечить столько сделавшего для нее человека, но не успевает. И все же она остается в городе, устраивается в больницу для чахоточных и всю жизнь посвящает помощи людям, для которых навсегда становится «дочерью доброго Юшки».
Центральными в рассказе «Юшка» становятся темы жестокости и милосердия.
- Добро и зло. Люди не понимают и не принимают непохожего на них Юшку. Их приводит в негодование способность старика довольствоваться самыми простыми вещами, годами обходиться без чая и новой одежды, изо дня в день прилежно выполнять всю черновую работу в кузнице, выносить постоянные издевательства и при этом не злиться на жизнь, а любить ее. Людям становится просто и привычно вымещать свою агрессию на том, кто кажется другим, кто не может или не хочет им отвечать. Жестокость принимается ими за норму, и норма эта разбивается только с гибелью Юшки. Проститься с помощником кузнеца приходит весь народ, который не сразу, но понимает, как этот человек на самом деле был нужен.
- Еще одна важная тема рассказа «Юшка» – любовь к людям, к миру и всему живому. Юшка твердо уверен, что нужен людям. Эта вера позволяет старику улыбаться и радоваться в ответ на обидные крики детей или оскорбления прохожих. Он способен видеть и чувствовать красоту мира, но не выставляет это напоказ. Только раз в год, уйдя подальше от города и его суеты, этот человек мог наслаждаться благоуханием трав и лесов, целовать цветы, слушать пение птиц и на время забывать о своей тяжкой жизни и болезни. Тайно ото всех он помогал бедной сироте, из которой сумел вырастить такого же чуткого и доброго человека.
- Сострадание. Юшка умел сочувствовать людям и видел их боль, поэтому позволял им вымещать злобу. Также его отзывчивость выражается в самопожертвовании ради сироты. Он ограничивал себя во всем, зато помог девочке обрести профессию и выйти в люди.
Проблемы
Проблематика рассказа «Юшка» представлена Многомудрым Литреконом ниже:
- А. Платонов в своем рассказе затрагивает проблему вечного противостояния добра и зла. С одной стороны оказывается человеческая жесткость. Люди могут быть жестоки по своей натуре, но чаще их озлобляют тяжелые обстоятельства и испытания. Прохожие, которые обижают Юшку, обычно чем-то расстроены и единственный выход своей злобе видят в возможности выплеснуть ее на беззащитного человека. Как говорит сам Юшка, они «слепы сердцем» и просто не знают, что можно по-другому. С другой стороны противостояния – бескорыстное добро, которым отвечает людям главный герой повествования. Оно становится для автора символом истинной любви к людям и миру.
- Еще одна поднятая А. Платоновым проблема – равенство всех людей, каждый из которых приходит в этот мир со своей миссией. К большому сожалению автора, не все готовы понимать и принимать это равенство. Жизнь Юшки кажется окружающим недоразумением и трагедией. То, как он был нужен, горожане понимают только после его гибели.
- Непонимание. Люди не в состоянии понять того, кто хоть в чем-то отличается от них. Они готовы слепо осуждать Юшку, выдумывать небылицы, открыто оскорблять его, лишь бы оправдать слепоту своего сердца.
Основная идея
Нравственный смысл рассказа «Юшка» можно вывести из всего жизненного пути, который проходит герой. Его основной принцип – любовь и принятие людей со всеми их пороками и недостатками. Юшка остается кротким и добрым, когда его дразнят и бьют, потому что верит, что люди поступают так не из злобы, а по непониманию и неведению. Возможно, единственный раз он «осерчал в ответ», когда встреченный прохожий усомнился, что жизнь Юшки не пуста и для чего-то нужна. Вера Юшки проста и чиста, поэтому он с уверенностью заявляет:
«Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя…».
Почему после смерти Юшки всем стало хуже? Автор отмечает, что после ухода Юшки жизнь в городе меняется:
«Теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними».
Добрый Юшка как будто служил все это время громоотводом для человеческой злости. Он безропотно принимал все обиды и оскорбления, потому что верил, что нужен и по-своему любим каждым из обидчиков. Такова главная мысль рассказа «Юшка». Без него люди начали выплескивать вся свою злобу и горечь друг на друга. Возможно, некоторые из горожан интуитивно поняли, какую ношу тащил на себе этот странный человек. Неспроста столяр извиняется за всех перед уже погибшим Юшкой, а проститься с героем собирается весь народ.
Чему учит?
Нравственные уроки, которые даются в рассказе «Юшка», оказываются созвучны основным библейским заповедям. Прежде всего, это утверждение бескорыстной любви к ближнему и мысль о том, что на насилие нельзя отвечать злом. Вся жизнь Юшки становится подтверждением этих истин. Он честно и прилежно работает, несмотря на тяжелую болезнь. Он любуется красотой и совершенством мира. Кроме того, Юшка отдает свою заботу и свои сбережения на содержание девочки-сироты. Он растит для мира доброго и отзывчивого человека. Автор учит нас ценить каждого человека, ведь судить окружающих и наклеивать им ценники мы не вправе.
Возможно, в неожиданном приезде его приемной дочери в город, в ее стремлении остаться и помогать людям – основной смысл всего рассказа. Человек волен не отвечать на зло, и тогда своим добром он даст жизнь новому добру. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Юшка».
Критика и художественные особенности
Рассказ написан А. Платоновым простым и понятным языком, в нем нет так много длинных описаний или рассуждений. Тем не менее, в отдельных емких чертах и деталях писателю удается передать трагизм судьбы своего героя и собственное отношение к происходящему. Писатель показывает, что Юшке удается не только смирять, принимая на себя, злобу других людей, но и продолжить свое дело, вырастив чуткую, отзывчивую девушку, готовую лечить людей и облегчать их страдания.
Исследователями отмечалась близость персонажа А. Платонова к образу Христа. Юшка уверен, что люди не злы, просто не умеют правильно выразить свою любовь, он как может облегчает их страдания и трагически гибнет, принимая на себя всю их злость и жестокость.
Простой и глубокий рассказ А. Платонова «Юшка» помогает задуматься о жестокости и милосердии, о равенстве людей и о силе, которую несет в мир добро.
Анализ «Юшка» Платонов
Произведения А. Платонова учат читателей быть добрыми друг к другу, милосердными. Автор осуждает человеческую жестокость и чёрствость, помогая сделать правильные выводы. Ярким образцом этого пласта его творчества является рассказ «Юшка». Сюжет и герои его незамысловаты, но благодаря вечным мотивам доброты, сострадания произведение заняло важное место в литературном наследии русских авторов. Школьники изучают «Юшку» в 7 классе. В статье представлен анализ рассказа, который поможет быстро и качественно подготовиться к уроку и ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1935.
История создания – Произведение было создано в первой половине ХХ века, а опубликовали его лишь в 1966 г. в сборнике «Избранное».
Тема – В произведении А. Платонов затронул темы доброты и милосердия, а также человеческой жестокости.
Композиция – Организация рассказа несложная. Сюжет развивается последовательно. Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери. Произведение охватывает достаточно большой промежуток времени благодаря стремительному развитию событий.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения практически не исследована. Но определённые выводы можно сделать, если учесть биографию писателя. Год написания «Юшки» – 1935. К этому времени А. Платонов уже сформировался как писатель, успел поработать в редакциях. Но Сталин запретил публиковать произведения Платонова, считая их опасными для режима. В тот период А. Платонов практически не печатался.
Рассказ «Юшка» увидел мир в 1966 г. в сборнике «Избранное». Критика положительно отзывалась о произведении.
для самых рациональных —
для самых компанейских —
для самых занятых —
Анализ рассказа «Юшка» следует начинать с характеристики тем и образов.
В русской литературе первой половины ХХ века активно развивались мотивы революций, войны, однако некоторые писатели даже в таких условиях отдавали предпочтение моральной проблематике. Не исключение и А. Платонов.
Основные темы «Юшки» – милосердие и доброта, а также жестокость. Для их реализации автор создал оригинальную систему образов. В центре произведения Ефим, которому деревенские жители дали прозвище Юшка. С ним мы знакомимся в начале рассказа. А. Платонов создает детальный портрет героя: ему сорок лет, но выглядит он как старик. Организм Юшки изнурен чахоткой и тяжёлой работой.
Ефим был помощником кузнеца. К работе относился очень ответственно. В начале произведения автор держит интригу: читателю интересно, зачем Ефим копил деньги. Далее оказывается, что весь свой заработок герой отдавал приёмной дочери, жившей в городе.
В деревне Ефима недолюбливали. Односельчане сгоняли на беззащитном Юшке злость, хотя он ничего худого им не делал, наоборот, всегда готов был прийти на помощь. Как-то Юшку побили. За ним ухаживала хозяйская дочь. Диалог между этими героями как нельзя лучше демонстрирует внутренний мир Юшки.
Девушка приговаривала, что лучше бы Ефим умер. Она не понимала, зачем так жить. Ответ работника удивил её: « Меня, Даша, народ любит! ». Поступки односельчан герой оправдывал со свойственным ему простодушием: « Сердце в людях бывает слепое ».
Судьба Юшки сложилась трагически: его походя, невзначай убил односельчанин. В деревню приехала приемная дочь Юшки. Оказалось, девушка училась на врача и очень хотела вылечить отца. Кажется, ей передалась доброта Юшки. Девушка осталась в деревне, чтобы бескорыстно помогать людям.
Смысл названия можно толковать по-разному. При помощи него автор концентрирует внимание на главном герое. Кроме того, просторечное значение слова «юшка» – кровь, а мы знаем, что героя не раз избивали до крови.
Идея произведения – воспевание лучших моральных качеств человека. Автор показывает, что без таких людей, как Юшка, мир стал бы жестоким.
Основная мысль: нужно учиться видеть в людях хорошее, даже если прекрасные качества скрыты под непривлекательной внешностью. Это то, чему учит читателя А. Платонов.
Композиция
Организация рассказа отличается простотой. Сюжет развивается последовательно. Условно его можно разделить на несколько частей: рассказ о внешности Юшки и его взаимоотношениях с односельчанами, разговор Юшки и Даши, рассказ о ежегодном отъезде Юшки, смерть героя, приезд приёмной дочери Ефима в деревню. С каждой частью автор все больше углубляется в главные проблемы.
Важную роль в раскрытии заявленных тем играют портреты Юшки и его приёмной дочери.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Юшки».
Жанровая характеристика – обязательный пункт плана литературного разбора. «Юшка» А. Платонова – это рассказ, В нём можно заметить такие признаки малого литературного жанра: небольшой объем, внимание автора сконцентрировано на одной сюжетной линии, система образов неразветвленная, 1–3 главных героя. Направление произведения – реализм, так как автор правдиво описывает человеческую жизнь.