Семейный спор
Юрий Гагарин вырос в Гжатске. В честь него город получил название Гагарин. К юбилею города родителей космонавта просят одобрить медаль про космос. Анна Тимофеевна довольна, а Алексей Иванович спорит: городу 250 лет. При Петре Первом через него везли «хлебушек» в Петербург. Быть на медали старому имени города!
В школу
Война на Смоленщине. Юра Гагарин с ранцем и блинами идет в 1 класс сельской школы, как на праздник. Мать под окном школы слышит, как он читает стихи про летчика. Потом учительница строит детей по росту – Юра в самом конце. Мать утешает сына: «Не горюй, сыночек, ты еще выше всех вымахаешь!» Так и случилось в апреле 1961 года!
Холмик посреди деревни
Народное ополчение идет сражаться с фашистами. Отец Гагарина хром – его не берут. В этот день мать с Юрой пошли на могилку большевика Семена Сушкина. В Гражданскую войну он не стал прятаться от белых – и его убили. Юра на всю жизнь запомнил «могильный холмик» героя.
Жилища богатырей
Село Клушино, где Юра провел детство, «историческое место». Здесь дорога с насыпями-жилищами богатырей, тут разбито войско гетмана Жолкевского, тут прошел Наполеон. Экскурсию прерывает вражеский налет. Гибнет почтальонша Дуня. Дома у Гагариных вспоминают деда Ивана Гагару, силача, гуляку. Он любил радость и жизнь. А значит, умел жить. И Юра такой: заступается за новенькую в классе и всем интересуется.
Ночью
Наши отступают. В Клушино среди ночи ждут немцев. Мать с Юрой, Валентином, Зоей и Борей идет спать к соседке. Изба полна народа. Вместе не страшно. Немец зашел с фонариком – и увидел чистые, детские глаза Юры. «Какие сны ему снятся, если он может так смотреть!» А снилось Юре, как он раков на речке ловил…
Старая ветла
Гагарины жили в землянке, а немец – в их избе. Хромого с детства Алексея Ивановича поставили мельником. Он для фашистов мало молол. Выпороли его в комендатуре. А он смолчал: «Нельзя, чтоб мальчонка слышал…» Ведь Юра под дверью ждал отца, тоже битый. Оба набираются сил у крепкой, стойкой ветлы, посаженной прадедом Алексея Ивановича.
Юрина война
Избу Гагариных занял здоровенный злой немец Альберт. Сказал – навсегда, и жену сюда привезет. Семья перешла в погреб. Однажды ребятишки посмеялись, что немцев погонят с русской земли, как Наполеона с французами. Альберт от злости подвесил малыша Борю на дерево. Мать и Юра едва успели его спасти.
У Юры своя «маленькая, но небезопасная война» с врагами. Он засыпает дорогу гвоздями и стеклом, чтоб падали мотоциклисты и глохли машины. И портит Альберту зарядку для аккумуляторов. Как стали наши наступать – Альберт, прихватив добро Гагариных, улепетывать. Юра швырнул в грузовик камень – вот Альберт перепугался!
Снова за учебу
После освобождения Клушино Алексей Иванович добился, чтоб его взяли на фронт. А Юра с ребятишками пошел в школу. Вместо чернил – отвар свеклы, вместо учебника – Юрин «Боевой устав пехоты». Всем классом читают про защиту Родины.
Буянка
Старшего брата и сестру Юры немцы угнали в Германию. Они вернулись в конце войны. Юре с мамой пришлось пахать землю. Отец пришел с войны больным. Работала мать. Помогла и коровка Буянка. Молока и самим хватило, и на продажу. Пастушком при ней был Юра. «Добрая русская корова» заслужила памятник!
В бескрайнем небе
Саратовский аэроклуб, курсант Юрий Гагарин совершает свой первый самостоятельный полет на самолете ПО-2, «кукурузнике». На земле его поздравляют инструктор Мартьянов и генерал. Тот самый, чей самолет был подбит у Клушино. Юра тогда помог летчикам. И вот – встретились. Генерал сказал, что Юре не в литейщики надо идти, а в летчики.
Ворота в небо
Гагарин окончил Саратовский техникум, но пошел не в металлурги, а снова учиться. На этот раз в Оренбургское летное училище. Принять решение ему помог Мастер-литейщик. Сказал, что профессию нужно выбирать по сердцу.
В городском саду
В Оренбурге курсанту-сержанту Гагарину нравится студентка медтехникума Валя Горячева. Через друга Юру Дергунова он знакомится с ней. Гагарин, невысокий парень, на одном характере спасает свою баскетбольную команду удачным броском. Валя становится его женой и вдовой. Растит дочек. Его друг Дергунов тоже погиб.
Звезды
Юра с детства любил звезды. Ведь они так красивы! И про невесту матери сказал: она как звездочка! А совершая полет вокруг Земли, успел заметить в иллюминаторе любимую звездочку. И сам, погибнув, стал звездой…
Урок анатомии
Перевод летчиков в полевой лагерь. Юрий навещает Валю, которой не дается анатомия. Он мгновенно запоминает урок – и пересказывает ей. Это не память, а цепкий ум. После чего бежит в лагерь – целых 35 км!
Тост
Юрий Гагарин уже лейтенант. Гости спорят на его свадьбе: кого пошлют в космос после полета собаки Лайки. Гагарин уверен: летчика-испытателя. Отец пьет за здоровье смельчака, еще не зная, что им станет его сын.
Гибель Дергунова
Гагарин с другом Дергуновым служит на Севере. Дергунов – веселый парень и талантливый летчик со своим «почерком». Погиб он на земле, а не в небе. Его мотоцикл сбил грузовик. Потрясенный Гагарин думает: страшно погибнуть, если ничего не успел сделать. Сам он успел многое. Но погибать ему было не легче.
В сурдокамере
Сурдокамера – испытание одиночеством. Главному конструктору Королеву важно понять, выстоит ли человек один на один с космосом? В ней все думали о прошлом, пережитом. И только Юра, с улыбкой, о будущем. Королев уверен: «Никто после полета так не улыбнется человечеству и Вселенной, как Юра Гагарин».
О чем думал герой
После полета в космос майора Гагарина всюду ждали. В том числе, в родных летных школах. Неуклюжий застенчивый курсант спрашивает героя: о чем он думал, когда шел рапортовать правительству? О высоком, великом? Оказывается, о развязавшемся шнурке. И курсант поверил в себя. Герой – это такой же человек, как и он.
Форель
В отпуске с Гагариным произошел случай. Он ловил рыбу с приятелем Ивановым. К Юрию рыба шла, к другу – нет. Гагарин поменялся с ним местами. Наконец, и тот вытащил форель. Да вот беда: маловата. Таких велено отпускать. А тот покривил совестью, сделал вид, что в самый раз. Нет, не быть такому парню космонавтом!
Друг детства
На похоронах Гагарина – друг детства. Он к 34 годам стал солидным человеком, инженером, руководителем. И всегда с сожалением смотрел на Юрия. Тот не сразу нашел призвание. Из литейщиков – в летчики. Потом опять учеба. Служба в Заполярье. И только потом – полет 12 апреля 1961 года и слава. Невдомек другу: зачем Гагарин сел испытывать тот самолет? Ведь у него и так все было! Не знает он, что это не конец, а бессмертие.
Фотография
Кажется: «один-единственный скромный виток вокруг Земли», но как велико значение этого подвига! Бортовой журнал полета маленький, с простыми строчками: «Вошел в тень Земли…» Первый, кто преодолел земное притяжение, первый, кто увидел Землю с неба. После гибели Гагарина в самолете в его вещах нашли маленькое фото конструктора Королева. Оно всегда было с Юрием. Это два героя страны.
В те последние мгновения
Наверно, последней, кто видел погибших Гагарина и Серегина живыми, была официантка Настя. Она передала Юрию забытый именной талончик на обед. Дядя Насти, житель Еремино, уверен, что Гагарин мог спастись. Один. На парашюте. Но без Серегина не стал. Так Гагарина и «не уберегли»…
День с Германом Титовым, или Еще раз об улыбке Гагарина
Для создания фильма о Гагарине идет беседа с его другом, вторым советским космонавтом, и просто хорошим человеком Германом Титовым. «Весь мир – от мала до велика – улыбался в ответ Гагарину». В этой улыбке был весь наш народ. Если найдется артист с такой улыбкой – фильму быть. Не нашлось… среди взрослых. А о детстве Гагарина фильм сняли. И мальчишка в нем по-гагарински улыбается.
Читательский дневник «Маленькие рассказы о большой судьбе» Нагибина
Сюжет
Юрий Гагарин – простой парень из Гжатска. Вместе с отцом-инвалидом Алексеем Ивановичем, матерью Анной Тимофеевной, братьями и сестрой он был в оккупации. И «воевал», как мог: портил технику фашистов, подбрасывая на дорогу гвозди. Потом выучился на летчика, создал семью, первым облетел Землю, улыбнулся Вселенной и миру знаменитой улыбкой. И погиб с летчиком Серегиным, испытывая самолет.
Отзыв
Рассказы о детстве, молодости, подвиге и смерти первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина. Из них можно узнать о его большой и дружной семье, первой школе, выживании в войну, отваге, честности и смышлености маленького Юры. О дружбе, связавшей его с конструктором Королевым, его жене Валентине и дочках. Полет Гагарина – шаг в освоении человечеством космоса, шаг за пределы земного мира. Рассказы учат любить Родину, свой народ, гордиться героями своей страны, мечтать, искать призвание, быть смелым, целеустремленным, уметь дружить и дарить людям радость.
Урок литературы ПРОБЛЕМА «СЕМЬЯ И ШКОЛА» В
РАССКАЗЕ Ю. НАГИБИНА «ЗИМНИЙ ДУБ»*
Рассматривается проблема «семья и школа» в
рассказе Ю. Нагибина, созданном в период «оттепели» и отражающем процессы
становления принципов личностно-ориентированного образования
и воспитания молодого поколения в нашей
стране.
Ключевые слова: семья, школа, образ ребенка,
имя персонажа, хронотоп, традиции русской классики, сюжетная деталь.
Один из талантливых русских писателей Юрий
Маркович Нагибин, творческий путь которого на- чался в 1940-м г., в своих
произведениях не раз обращался к вопросам личностно-ориентированного воспитания
и образования. Ю.М. Нагибин считал, что «человеческая личность закладывается в
дет- стве; от детских впечатлений, наблюдений, переживаний во многом зависит,
каким станет чело- век» [14, с. 11]. В этом смысле его рассказ «Зимний дуб»
(1953) является шедевром прозы художника- реалиста и глубокого психолога,
понимающего значимость диалога учителя и ученика в процессе фор- мирования
личности ребенка. Время создания произведения – период «оттепели», который
характе- ризуется демократизацией общественных процессов. В системе образования
тоже происходят изме- нения: в 1958 г. был принят «Закон об укреплении связи
школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР»,
который предусматривал переход на восьмилетнее обуче- ние. В целом «период
50–80-х годов характеризуется гуманистической и демократической направлен-
ностью» [4, с. 52]. Чуткий к запросам своего времени писатель в рассматриваемом
рассказе «обгоняет» государственное законодательство, выявляя способы
установления доверительных, искренних отно- шений между семьей и школой,
взаимодействие которых способствует интеллектуальному росту и ду- ховному
воспитанию учащихся.
В рассказе «Зимний дуб» Ю.М. Нагибин
изображает богатый внутренний мир мальчика Са- вушкина, подчеркивает его
наблюдательность и уважительное отношение ко всему живому [12]. На первый
взгляд, школьные проблемы отодвинуты в произведении на второй план, а на первый
выдвигается тема природы, ведь название рассказа – «Зимний дуб». По
классификации Е.В. Джан- джаковой, «Зимний дуб» относится к «типу заглавия,
обозначающего растения, явления приро- ды, времена года, времена суток,
собственные имена мифологических, исторических и литера- турных героев» [6, с.
210]. Однако у Нагибина заглавие приобретает символическое значение вечной,
неподверженной никаким идеологическим деформациям, никаким политическим «замо-
розкам» жизни. Издавна лес принимал в свои владения путешественников,
охотников, птицеловов. О пользе «живого леса» и необходимости его сохранения
пишет в это время и Леонид Леонов в ро- мане «Русский лес» (1953): «Самый лес в
этом месте был сирый, с подмокшими, словно обуг- ленными снизу стволами, в
диких, до земли свисавших космах мха. Он прикидывался нищим, с которого и
взять нечего, и то отвлекал в сторону малинничком на поляне, усыпанным спе- лой
ягодой, то пытался откупиться гнездом с уже подросшими птенцами, то стращал,
на- конец, рослым можжевелом, что, подобно схимнику в темном балахоне с
островерхим кол- паком, выбредал навстречу из-за корней повалившейся ели;
именно эти нехитрые уловки леса и доказывали правильность пути» [8, с. 94]. В
данном эпизоде лес представлен хозяином много- ликого природного мира, где
человек – не «царь», а его органическая часть.
* Работа выполнена под
руководством Переваловой С.В., доктора филологических наук, профессора кафедры
литературы и ме- тодики её преподавания ФГБОУ ВО «ВГСПУ».
Ю.М. Нагибин в своем рассказе останавливает
читательское внимание на дубе, долгожителе лес- ного царства и покровителе всех
его обитателей. В словаре С.И. Ожегова представлено следующее оп- ределение
дерева: «ДУБ, -а; мн. -ы, -ов, м. Крупное лиственное дерево сем. буковых с
крепкой древеси- ной и плодами-желудями. Вековые дубы. На дубе или на дубу»
[16, с. 82]. Дуб означает силу, защиту, долговечность, мужество, верность и
благородство. В заглавии произведения выведен именно такой образ дерева, он по
праву тоже становится одним из главных героев повествования. Однако в центре
внимания автора и читателей – современники Нагибина, «маленькие» люди большой
страны, которые пережили войну, разруху и жестокость послевоенного времени. Это
– молодая учительница Анна Ва- сильевна, совершающая привычный путь от Уваровки
к своей школе, и ее непослушный ученик по фа- милии Савушкин. Конфликт
возникает с момента очередного опоздания Савушкина на урок и обостря- ется,
когда школьник называет существительным словосочетание «зимний дуб». Во время
объяснения темы «Имя существительное» в 5 «А» классе Анна Васильевна попросила
учащихся подобрать при- меры. Дети перечисляли те предметы, которые видели
вокруг себя: «окно», «стол», «дом», «дорога». Один только Савушкин, не в силах
сдерживать своей счастливой тайны, воскликнул: «Просто дуб – что! Зимний дуб –
вот это существительное!» [12, с. 72]. Мальчик по-своему прав: каждый день по
дороге в школу Савушкин видит этот величественный дуб, к которому можно
прикоснуться, следо- вательно, зимний дуб – существительное, отвечающее на
вопрос «что?». Ведь значение слова зависит от того, какой смысл мы в него
вкладываем. Эту идею поддерживает Михаил Алексеев в своем произ- ведении «Хлеб
– имя существительное» (1964), намеренно «корректируя» правила грамматики:
«Хлеб! Что могет быть важнее хлеба?! <…> Хлеб – имя существительное, а
весь остальной продукт – прилагательное. Так-то, товарищ командир!» [1, с. 21].
В рассказе Ю.М. Нагибина Анна Васильевна в
начале урока была раздражена поведением
опоздавшего школьника, поэтому параллельно внешнему
конфликту в душе молодой строгой учи- тельницы развивается конфликт внутренний,
который преодолевается героиней, как ни странно, именно с помощью незадачливого
ученика Савушкина. Дело в том, что Анне Васильевне нра- вилось казаться строгой
и в школе, и за ее пределами. Соблюдение дисциплины – залог успеха на
уроке. Если кто-нибудь из учеников опаздывал на урок, это означало, что
учительский день без- надежно испорчен: Анна Васильевна глубоко переживала свои
педагогические неудачи, но не име- ла представления об интересах и заботах
детей. Благодаря экскурсии по зимнему лесу, которую по дороге из школы
проводит для нее Савушкин, она открыла для себя удивительный мир приро- ды,
ощутила свою причастность к ней. Вот почему такую важную роль в произведении
играет зим- ний пейзаж, неотъемлемой деталью которого становится зимний дуб. По
мнению Е. Добина, «де- тали приписывалась функция наглядного, чувственно
ощутимого подтверждения достоверности, правдивости, жизненной полноты
художественного образа, всей образной системы» [7, с. 300]. В реалистическом
рассказе Нагибина образ дуба отличает жизненная убедительность: «Едва они
ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как
сразу пе- ренеслись в иной, зачарованный мир покоя и беззвучья. Сороки,
вороны, перелетая с дерева на дерево, колыхали ветви, сшибали шишки, порой,
задев крылом, обламывали хрупкие, сухие прутики. Но ничто не рождало здесь
звука» [12, с. 73]. В рассказе зимний дуб и его «обитатели» сближают учительницу
Анну Васильевну и школьника Савушкина.
Поэтичные пейзажи заснеженного леса заставляют
вспомнить об образе дуба в русской ли- рике: «Всё то, чем дерево выделяется
среди других форм растительности (крепость ствола, мо- гучая крона), выделяет
дуб среди других деревьев, делая его как бы царём древесного царства. Он
олицетворяет собой высшую степень твёрдости, мужества, силы, величия» [20, с.
26]. В созна- нии русских читателей навсегда закрепилось: дуб – олицетворение
жизненной мощи и неиссякае- мой энергии. «Высокий», «могучий», «цветущий» –
характерные эпитеты дуба у поэтов первой по- ловины XIX в.:
Среди долины ровныя На гладкой высоте,
Цветёт, растёт высокий дуб В могучей красоте
[2, с. 39].
А. Мерзляков «Среди долины ровныя»
По-видимому, для Юрия Нагибина, во второй
половине ХХ столетия наследующего гуманисти- ческие традиции русской классики,
был особенно важен такой образ царственного дуба, покровителя всей земли,
поскольку дуб и в его рассказе – «среди долины ровныя»: «Посреди поляны в белых
свер- кающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб.
Казалось, деревья почти- тельно расступились, чтобы дать старшему собрату
развернуться во всей силе» [12, с. 75]. Образ зимнего дуба в анализируемом
рассказе проецируется и на личностные характеристики главных геро- ев. Не
случайно, учительницу русского языка автор называет Анной Васильевной. В статье
В.И. Даля находится определение, которое связывает значение имени Анна c
началом зимы: «АННА ЗИМНЯЯ, в народе, день 9 декабря, начало зимы» [5 ,с. 87].
Ю. Нагибин, подчеркивая учительский статус сво- ей героини, называет ее только
по имени-отчеству, с долей мягкой иронии подмечая: «Всего лишь два года, как
пришла она сюда со студенческой скамьи, – и уже приобрела славу умелого,
опытного препо- давателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в
Черном Яру, и в торфогородке, и на коне- заводе – всюду ее знают, ценят и
называют уважительно – Анна Васильевна» [12, с. 68].
Писатель неизменно утверждал важность
профессии учителя, говоря о том, что личность педаго- га представляет большой
интерес для ребенка. В произведении «Как трудно быть учителем!» (1975) Ю.М.
Нагибин вспоминает о первой учительнице, рассуждает о ее жизни, анализирует ее
действия и пос- тупки: «Почему нам казалось, что у Марии Владимировны должна
быть особая, странная, необык- новенная жизнь? <…> Она давала нам не
меньше, может быть, даже больше своих коллег, но душа ее оставалась сохранной,
свободной, не выкипала, как, скажем, у вечно взволнованной, громоглас- ной,
переходящей от гнева к восторгу и вновь впадающей во гнев Анны Дмитриевны» [13,
с. 190]. Однако значение учителя в судьбе ребенка неоднозначно. С
одной стороны, педагог – это товарищ и наставник, с другой – человек
строгий, порой лишенный проницательности и чуткос- ти. Рассказ «В школу» (1961)
выявляет опасность бестактного поведения учительницы по отношению к ребенку:
«Что ты как испорченная пластинка? – прервала учительница. – Давай дальше.
<…> Класс громко рассмеялся. Юра поглядел возмущённо на товарищей,
сердито – на учительницу, и тут пронзительно прозвенел звонок – вестник
освобождения» [10, с. 5]. Скорее всего, в этом произведении – писательский
протест против пренебрежительного отношения школы, занятой идеей создания
«нового советского человека», к личности самого «маленького человека», ребенка.
Правда, стоит упомянуть: и в период советской истории, «являясь не самым рьяным
представителем власти, учитель был не пассивной жертвой или равнодушным
наблюдателем, он в этих обстоятельствах про- являл незаурядную выдержку и
изобретательность, старался сблизить государственную политическую линию с
насущными потребностями простых людей» [21, с. 82].
Анне Васильевне в «Зимнем дубе» открывается
сложный духовный мир таких «простых лю- дей». Вот Савушкин, фамилия которого
связана с родом героя Великой Отечественной войны лет- чиком А.П. Савушкиным. В
словаре русских фамилий можно узнать происхождение данной фа- милии: «Все
фамилии от различных форм уменьшительных форм имени Савва (в
переводе с арамейского – ‘старец’, ‘дед’), а также других христианских имен,
начинающихся слогом сав: Сав- ватий (др.-евр. – суббота), Савелий (др.-евр. –
испрошеный у Бога), Саверий, Савин (лат. – са- бинянин). Первоначально фамилия
Савиных – родительный падеж прилагательных множественного числа: чей ребенок? –
Савиных» [3, с. 459]. В произведении Нагибина строгая учительница называет
Савушкина только по фамилии. Однако совместное возвращение домой и рассказ
мальчика о зимнем дубе смутил несколько самоуверенную Анну Васильевну, она даже
«чуть покраснела. Она вспомни- ла мать Савушкина – “душевую нянечку”, как
называл ее сын. <…> Одна, без мужа, погибшего
в Отечественную войну, она кормила и растила,
кроме Коли, еще троих детей» [12 ,с. 73]. Кста- ти, образ матери становится
главным в более позднем рассказе «Старая черепаха» (1954), где Ю.М. На- гибин
напоминает: влияние школы должно быть усилено активным и постоянным вовлечением
роди- телей в процесс воспитания. Это понимает отзывчивая, ласковая женщина,
которая «шла и думала о том, что очень трудно вырастить человека, для этого
надо глубоко и трудно жить, и какое счастье, если у ее мальчика будет сильное и
верное сердце. Мать не окликнула Васю: она реши- ла охранять его издали, чтобы
не помешать первому доброму подвигу своего сына…» [15, с. 6].
Настойчиво повторяемая в «Зимнем дубе» фамилия
позволяет предположить, что прототипом мальчика в рассказе стал Валерий
Александрович Савушкин, сын летчика Александра Петровича Са- вушкина. В 1942 г.
Юрий Нагибин работал в должности «инструктора-литератора» на Воронежском фронте
и мог быть знаком с отважным летчиком, по крайней мере, он слышал о легендарной
личнос- ти. В книге «Герои земли Шатурской» представлена биографическая
справка: «Александр Петрович Савушкин родился в 1918 г. в деревне Демино
Шатурского района в семье крестьянина. <…> В 1938 г. с отличием окончил
Борисоглебское училище военных летчиков. За мужество, проявленное в боях,
летчик-истребитель А.П. Савушкин в 1940-м г. был награжден орденом Красного
Знамени» [19, с. 16]. Похоже, Анна Васильевна из рассказа «Зимний дуб» долгое
время не связывала своего ученика с про- славленной фамилией, не задумывалась о
судьбе осиротевшей семьи героя, где труженица-мать, выби- ваясь из сил, растила
и учила своих детей, несомненно, отца ставя им в пример для подражания. Понят-
но, почему пристыженной в конце произведения выглядит молодая учительница:
авторитет педагога, как она теперь осознает, не сводится к приобретению
отчества, в нем главное – умение учить не толь- ко фонетике, грамматике,
синтаксису, главное – учить доброте, вниманию, состраданию, и самой это- му
постоянно учиться.
Сегодняшним и завтрашним ученикам и учителям
важно знать: именем Героя Советского Сою- за А.П. Савушкина названы улицы в
Астрахани, Воронеже и Ленинграде. В Санкт-Петербурге живет внук храброго
летчика Александр Савушкин-младший. Он собрал огромную коллекцию материалов о
дедушке. Валерий Савушкин не помнил легендарного отца, погибшего в мае 1943 г.,
но считал сво- им долгом рассказывать о его подвигах. Александр Савушкин в
воздушных сражениях не раз демон- стрировал высокое боевое мастерство. Молодые
летчики чувствовали себя увереннее и сильнее рядом с опытным командиром.
Самоотверженность таких, как Савушкин, быстрота действий и взаимовыруч- ка
товарищей обеспечили победу советским истребителям. Сведения о наградных
документах сохра- нились на сайте «Подвиг народа»: «За время Великой
Отечественной войны с немецкими захватчика- ми, т. Савушкин показывает образцы
бесстрашия и стойкости в борьбе с коварным врагом. Личным примером поведения в
бою, четкостью выполнения боевых приказов, требовательностью к себе и под-
чиненным, скромностью большевика, т. Савушкин заслужил любовь и уважение
личного состава час- ти» [18].
Когда-то военкору Нагибину запали в душу не
только фамилии фронтовиков: его, уцелевшего на войне, интересовали и судьбы
тех, кто не дождался домой своих близких. Кроме того, он на себе ис- пытал
горечь «безотцовщины»: родной отец Нагибина был расстрелян, а репрессированный
отчим со- слан в республику Коми, где впоследствии умер.
Вспоминая об отчиме, писатель говорит о
ценности отцовского воспитания в жизни ребенка, осо- бенно мальчика:
«Считается, что отцовское начало – сильное. Для меня это всегда было иным:
мягким, страдающим, спасающим от последней грубости. Я должен быть ему
благодарен боль- ше, чем любой другой сын – своему отцу, кормившему, поившему,
одевавшему его» [11, с. 85].
Таким образом, рассказ «Зимний дуб» и сегодня
напоминает нам о таких базовых ценностях, как любовь к Родине, внимание к
ближнему, бережное отношение к природе, забота о старших и млад- ших. Мальчик
Савушкин «воспитывает» молодую учительницу, помогает ей усвоить уроки доброты и
гуманности. Ю.М. Нагибину удалось показать, как личность ребенка, его чувства и
переживания ста- новятся предметом изучения для взрослых, утверждая
необходимость использования в школьном об- разовании личностно-ориентированного
подхода.
Литература
1. Алексеев М.Н. Хлеб – имя
существительное // Роман-газета. 1964. № 17(317). М.: Худож. лит-ра, 1964.
2. Банников Н.В. Три века русской
поэзии. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986.
3. Ганжина И.М. Словарь современных
русских фамилий. М.: АСТ, Астрель, 2001.
4. Гуркина Н.К. История образования
в России (Х–ХХ века): учеб. пособие. СПб.:СПбГУАП, 2001.
5. Даль В.И. Толковый словарь
живого великорусского языка: в 4-х т. М.: Цитадель, 1998.
6. Джанджакова Е.В. О поэтике
заглавий // Лингвистика и поэтика: сб. ст. / отв. ред. В.П. Григорьв. М.:
Наука, 1979. С. 207–214.
7. Добин Е. Сюжет и
действительность. Искусство детали. Л.: Сов. писатель: Ленингр. отд-ние, 1981.
8. Леонов Л.М. Русский лес. М.:
Худож. лит., 1979.
9. Литературная энциклопедия
терминов и понятий / под. ред. А.И. Николюкина. М.: Интелвак, 2001.
10. Нагибин Ю.М. В школу // Рассказы
о Гагарине. М.: Детская литература, 1979. C. 3–5.
11. Нагибин Ю.М. Дневник. М.: Книжный
сад, 1996.
12. Нагибин Ю.М. Зимний дуб //
Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 1. Рассказы (1946–1965).
С. 68–77.
13. Нагибин Ю.М. Как трудно быть
учителем! // Московская книга: рассказы. М.: Моск. рабочий, 1985. C. 186–205.
14. Нагибин Ю.М. Книга о старой
Москве. Всполошный звон. М.: РИПОЛ классик, 2012.
15. Нагибин Ю.М. Старая черепаха //
Избранное. Рассказы. М.: Детская литература, 1988. С. 4–6.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
Толковый словарь русского языка (А–Я). 2-е изд. М.: Азъ, 1992.
17. Петровский Н.А. Словарь русских
личных имен. 2-е изд. М.: Рус. яз., 1980.
18. Подвиг народа в Великой
Отечественной войне 1941–1945 гг. [Электронный ресурс]. URL:
http://podvignaroda. ru/?#tab=navHome (дата обращения: 02.02.2018).
19. Чистяков Н.Д. Герои земли
Шатурской: 1941–1945. с. Архангельское, 2005.
20. Эпштейн М. «Мужеские» деревья. Об
образе деревьев в русской поэзии: дубе, клене и тополе // Литература. 2009.
16–30 ноябр. № 22. С. 26–30.
21. Юинг Е. Томас. Учителя эпохи
сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. / пер. с англ. Д.А.
Благова. М.; РОССПЭН: Фонд «Президентский центр Б.Н. Ельцина», 2011.
Прежде всего, Зеленский обширно описал журналистам личность Василия Бурбы — бывшего руководителя Главного управления разведки Министерства обороны Украины, при котором разрабатывалась операция по поимке «вагнеровцев».
По словам самого Бурбы, после отсрочки операции, обернувшейся ее срывом, он потребовал у президента разобраться, не стал ли провал результатом «слива» информации о ней кем-то из коридоров украинской власти белорусским или российским спецслужбам. Но вместо этого Бурба был уволен с поста главы разведки президентским указом. Он стал единственным украинским разведчиком, пообщавшимся с Bellingcat без сохранения анонимности.
В изложении Владимира Зеленского Бурба — «мелочный» человек, «авантюрист и аферист». Зеленский напомнил, что во времена акций протеста на Майдане в 2013-2014 годах Бурба, тогда высокопоставленный сотрудник Службы безопасности Украины, руководил блокированием транспорта активистов на подъездах к Киеву.
Документы, свидетельствующие об этом, были обнародованы в 2014 году. По словам Бурбы, он был допрошен в связи с этими событиями более двух десятков раз. В настоящее время Бурба не является подозреваемым ни по одному делу, связанному с расследованием событий на Майдане.
«Он не разведчик, он СБУшник, он лично разведопераций не выполнял», — говорил о Бурбе Зеленский. «Это разведка, это же не Бессарабка [Бессарабский рынок в центре Киева — ред.] Всем известно, что он занимался таким бизнесом: он получал ту или иную информацию, и на этой информации зарабатывал деньги», — продолжал президент Украины. Вечером в пятницу Василий Бурба заявил, что подаст на Владимира Зеленского в суд за эти обвинения.
«Когда я пришел, я хотел его [Бурбу] уволить, потому что разведчики не очень хорошо о нем говорили», — резюмировал Зеленский.
Впрочем, внятных объяснений, почему Василий Бурба был отправлен Зеленским в отставку лишь на пятнадцатом месяце его президентства, на пресс-марафоне не прозвучало.
Для того, чтобы продемонстрировать журналистам профессиональные и человеческие качества Бурбы, Зеленский довольно сбивчиво рассказал им об одной из операций, которую предлагал реализовать главный военный разведчик Украины.
«Он принес какую-то информацию, что мы получили оперативную информацию о ковиде. Кто придумал ковид и есть даже формула вакцины. Он назвал мне эту страну. Предложил мне передать эту информацию Российской Федерации или китайским коллегам», — сказал Зеленский.
«Он обвинил в том, что кто-то распространяет ковид. Но вы понимаете, мы же не идиоты. Он предложил это передать и публично об этом сказать. Я не знаю, за кого он нас принимал, но в этот момент стало окончательно понятно, что товарищ просто хочет, как говорят разведчики, какую-то торпеду пустить», — продолжил Зеленский.
Президент закончил свои рассуждения тем, что обвинил своего предшественника Петра Порошенко в том, что именно он посредством Бурбы хотел испортить отношения Украины с Соединенными Штатами Америки.
Многие журналисты, слушавшие этот спич Зеленского в помещении, где проходил пресс-марафон, утратили нить сюжета президентского рассказа еще на его первых предложениях.
Возможно, Зеленский имел в виду сюжет, описанный накануне пресс-марафона близким к Офису президента блогером, бывшим журналистом Сергеем Лещенко. «Еще одна спецоперация, которую предлагал Василий Бурба, — это похищение формулы вакцины от коронавируса в западных лабораториях. Это не шутка», — написал он в «Фейсбуке».
Сам Бурба в пятницу вечером заявил, что «впервые слышит» о любой подобной спецоперации. «Единственное, что меня объединяет с ковидом, это то, что я вакцинирован», — заявил он.
Владимир Зеленский заявил, что во время его регулярных совещаний с руководителями украинских разведывательных ведомств ему ни разу не говорили о подготовке операции по захвату «вагнеровцев». «Про это никто никогда не докладывал, никогда об этом не говорилось. Да, была информация, что есть «вагнеровцы», что готовятся разные вещи, они бандиты, девять из них граждане Украины. Общие были вещи. Но когда садились все разведчики, этой информации не было», — сказал он.
Слова президента противоречат информации из отчета Bellingcat, который утверждает, что Зеленскому доложили о подготовке операции 15 июня 2020 года, более чем за месяц до ее предполагаемого финала, он принципиально одобрил ее 26 июня, а 1 июля конкретный план операции был утвержден министром обороны Украины Андреем Тараном.
Тем не менее, в эмоциональном изложении Зеленского, все время переходящего с украинского на русский и обратно на украинский, дальнейшие события выглядели так.
«Приходит товарищ Бурба и говорит: вот такая-то ситуация. А я говорю: я знаю, вы ж уже говорили, что есть несколько направлений, и другие разведчики, там 20 планов какие-то разрабатывают, но должны быть все детали. И рассказывает, что он предлагает. У меня был один только вопрос, и я прямо его задал… «Турецкие авиалинии» [в самолете этой авиакомпании «вагнеровцы» должны были вылететь из Минска в Стамбул — ред.] Эрдоган должен знать? Нет. Понял», — рассказал Зеленский.
Отчет Bellingcat не упоминает о причастности к операции по поимке «вагнеровцев» спецслужб любых других стран, кроме Украины. В то же время, российские и украинские СМИ писали о возможной причастности к ней спецслужб США и Турции.
Зеленский продолжил пересказывать свой разговор с Бурбой: «А когда вы предлагаете, чтобы снизился самолет, и мы его приземлили в Украине, у меня вопрос: а если боевики захватят этот самолет, [такое] может быть? — Может, — это он [Бурба] отвечает. — А скажите мне, пожалуйста, а может быть такое, что они заберут этот самолет, и все люди погибнут, может? — Даже лучше, мы обвиним в этом других».
«Я сказал: я считаю, что это не наша операция, это был мой ответ. Она непродуманная подробно, я готов одобрить любую операцию, даже эту, если будут подробно просчитаны вещи и если не пострадают люди. Когда он вышел, я сказал, что после Америки он хочет меня поссорить — не только меня, а втянуть Украину в огромный скандал с Эрдоганом. Эрдоган бы никогда нам этого не простил… Я бы никогда не въехал в эту стену», — заявил Зеленский.
По словам Зеленского, когда Бурба понял, что «его идеи хлопнуты и расколоты» — то есть, следует понимать, разработанную им операцию по поимке «вагнеровцев» Зеленский не санкционирует, он «слил» информацию о ее проведении средствам массовой информации.
Вместе с тем, Зеленский отверг озвученные в отчете Bellingcat предположения о том, что глава его офиса Андрей Ермак мог отдать разведчикам распоряжение о переносе финального этапа операции, так как у него нет для этого полномочий.
«Мне стыдно за этот эпизод в жизни разведки Украины», — резюмировал Зеленский.
В пятницу вечером Василий Бурба заявил, что обсуждал с президентом каждую деталь, каждое мероприятие спецоперации посекундно.
Относительно якобы своих слов о допустимости и даже желаемости жертв среди мирного населения в случае, если «вагнеровцы» захватят самолет «Турецких авиалиний», Бурба сказал: «Мы не можем быть удовлетворены, если будут погибшие люди. Любой разведчик, как бы он ни ненавидел врага, понимает, что жизнь на первом месте, поэтому таких слов не было».
Бурба воздержался от более подробных объяснений по поводу сорванной операции, ссылаясь на то, что по-прежнему не может разглашать сведения, являющиеся государственной тайной.
В то же время, он заявил, что в феврале этого года неназванный им глава украинской спецслужбы передавал ему условия «сделки» от офиса президента: Бурба должен был публично опровергнуть факт подготовки операции по поимке «вагнеровцев», а взамен за это получить должность посла в «стране, которая находится очень далеко». Ранее в этом году киевские СМИ со ссылкой на анонимные источники сообщали, что Бурбе предлагали пост посла Украины в Австралии.
«Это не «Квартал»
На протяжении пресс-марафона вопрос о «Вагнергейте» был задан Владимиру Зеленскому два раза. И если отвечая на первый из них, Зеленский получил возможность озвучить свою версию происшедшего, то ответ на второй перерос в эмоциональную перепалку с задавшим его журналистом.
Юрий Бутусов, главный редактор издания «Цензор», которое на протяжении последнего года регулярно информировало своих читателей о «Вагнергейте» со ссылкой на источники в спецслужбах, прямо обвинил Зеленского во лжи.
«Я очень прошу, чтобы ваши фантазии, которые вы распространяете на всю страну, вы хоть раз рассказали бы на допросе у следователя, потому что руководство государством во время войны — это не «Квартал» [комик-студия «Квартал 95″, в которой до избрания президентом трудился Зеленский — ред.], и вам нужно это выучить», — говорил Бутусов.
Владимир Зеленский же заявил, что Бутусов просто обиделся на него, так как не получил должности в министерстве обороны.
Кроме того, Зеленский заявил, что из-за публикаций Бутусова вынужден вести неприятные беседы с руководством западных государств. Президент не распространялся на эту тему, но дал понять, что речь, в частности, о том, что Бутусов первым сообщил о применении украинскими войсками на Донбассе турецкого беспилотника «Байрактар».
«Относительно дронов. Я вам скажу, на вашей совести смерти людей. После этого сколько было на нас атак и сброшенных бомб дронами», — обратился Зеленский к журналисту, не объяснив, что конкретно он имеет в виду.
В расследовательской группе Bellingcat заявления Зеленского прокомментировали лаконично. Один из членов группы и автор доклада на тему «Вагнергейта» Христо Грозев в своем «Твиттере» привел слова Зеленского, сказанные им на пресс-марафоне: «Мне стыдно за эту [спецоперацию]». Другой расследователь Bellingcat Элиот Хиггинс прокомментировал эту цитату словами: «Мне стыдно из-за этой пресс-конференции».
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Родной (русской) литературе»
для обучающихся 5-9 классов составлена с целью реализации Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования на
основе следующих документов:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
•
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».
•
Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря2010 г. №1897».
•
Основная
образовательная программа основного общего образования МБОУ ____ (5-9 классы)
(приказ №183 от 28.08.2020 г.)
•
Примерная
программа основного общего образования по «Родной
(русской) литературе» для обучающихся 5-9 классов для образовательных
учреждений с русским языком обучения.
Согласно учебному
плану МБОУ _____ на изучение «Родной (русской) литературы» в 5-9
классах отводится:
Классы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
5 класс | 0,5 часа | 17 часов |
6 класс | 0,5 часа | 17 часов |
7 класс | 0,5 часа | 17 часов |
8 класс | 0,5 часа | 17 часов |
9 класс | 0,5 часа | 17 часов |
Итого: | 2,5 часа | 85 часов |
Рабочая программа ориентирована
на учебник
Литература. 5-9 классы. Авторы: В.Я. Коровин, В.П. Журавлёв, М.
«Просвещение», 2017 год.
Цели
изучения
учебного предмета «Родная (русская) литература»:
— формирование духовно
развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным
самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
— развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
— овладение возможными алгоритмами постижения
смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и
суждений по поводу прочитанного;
— использование опыта общения с произведениями
художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании;
— воспитание
ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
— приобщение к
литературному наследию своего народа; создание представлений о русской
литературе как едином национальном достоянии;
— формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
— развитие
проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Данные цели реализуются в задачах обучения:
— формирование разносторонне развитой, гармоничной
личности, воспитанию гражданина, патриота;
— приобщение к гуманистическим ценностям культуры и
развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека,
эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и
вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру;
— общение школьника с произведениями искусства слова
на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными
художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с
писателями.
— знакомство с произведениями словесного искусства
народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии
художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной
России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения учебного
предмета «Родная (русская) литература»:
1. Российская
гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России,
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность
истории народов и государств, находившихся на территории современной России);
интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному
самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении,
расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах
светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя
как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил
поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
(формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и
отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в
непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в
жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно
взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация
себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в
сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества,
ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в
группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов
реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и
безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей.
8. Развитость эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера (способность понимать художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как
особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека;
потребность в общении с художественными произведениями, сформированность
активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической
культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к
занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты изучения «Родной
(русской) литературы» в основной школе:
1. Умение самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. Владение основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать,
применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных
и познавательных задач; смысловое чтение;
8. Умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
9. Умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной
речью;
10. Формирование и
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий.
Предметные результаты освоения учебного
предмета «Родная (русская) литература»:
1. Осознание значимости чтения и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2. Понимание родной литературы как одной
из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
3. Обеспечение культурной
самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного
языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа,
российской и мировой культуры;
4. Воспитание квалифицированного
читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое
мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных
жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего
характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое
досуговое чтение;
5. Развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6. Овладение процедурами смыслового и
эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий
литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и
т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни,
отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета
«Родная (русская) литература»
5 класс
Введение. Значимость
чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Славянская мифология
Из литературы XIX века
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни
«Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная
проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость,
невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и
ситуаций. Мораль.
В.И. Даль.
Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность
языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен
для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.
Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование
описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка
«Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки.
Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в
ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к
событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в
окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение «Зло и добро в
сказке».
Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка
«Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания
образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком
сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. «Легенда
о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя
благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ
«Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых
о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе
начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение » Мир глазами
ребёнка».
А.И. Приставкин. Рассказ
«Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная
проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта).
Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка
«Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её
реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения,
взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа.
Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях
поэтов XX века
В. Я. Брюсов. Стихотворение
«Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное
своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное
состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение
«Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер
слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать
её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Крыма
По выбору учителя.
6 класс
Введение (1) Книга
как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка.
Н.Д. Телешов. «Белая
цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные
проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы ХIХ века
А.С. Пушкин.
«Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие,
благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство
Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как
череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать.
Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести
героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И.
С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…»
(из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его
отношение к родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века
Софья Радзиевская. «Болотные
робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг
нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей
полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в
человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур
и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское
движение.
Сочинение «Тимуровцы сейчас?»
Стихи о прекрасном и неведомом.
А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н. Гумилёв «Жираф», Д.
Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве…».
А.Г. Алексин. «Самый
счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку?
Необходимость бережного отношения к близким.
А.В. Масс. «Сказка
о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя).
Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. «Помощница
ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений
современной литературы».
Творчество писателей и поэтов Крыма (по
выбору учителя).
7 класс
Введение Значение
художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в
формировании личности человека.
Из литературы XVIII века
И. И.Дмитриев. Поэт
и видный государственный чиновник. Русская басня. Отражение пороков человека в
баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как
основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века
Ф.Н.Глинка. Краткие
сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные
темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ
«Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении
писателя.
В.М.Гаршин. Психологизм
произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе
«Сигнал».
Из литературы XX – XXI века
А. Т.Аверченко.
Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой
Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные
вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о великих людях России.
«Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия
Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов.
Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны
на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема
памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства
выразительности в произведении.
В.Н.Крупин. Краткие
сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя
Касаткин».
Сочинение «Уроки жалости и скорби в
русской литературе.»
С.А.Баруздин.
Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная
красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В. Масс.
Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван
Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ
«Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и
внешняя.
Е.А. Евтушенко. Краткая биография.
Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.
Творчество писателей и поэтов Крыма Ю.
Магалиф, Е. Стюарт, Б. Богатков, В. Астафьев и др. по выбору учителя и
учащихся.
8 класс
Введение. Родная
литература как способ познания жизни.
Из древнерусской литературы Рассказы
русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни
в древнерусской литературе. «Гнездо орла».
Из литературы XVIII века
Карамзин Н.М. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства
Российского».
Из литературы XIX века
Бестужев-Марлинский А.А.
«Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и
благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А.
Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад».
Звукопись.
Гаршин В.М. «То,
чего не было». Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство
иносказания.
Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века
в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки.
Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души
подростка.
Сочинение «Глубина человеческих чувств и
способы их выражения в литературе»
Из литературы XX века
Пантелеев Л. «Главный инженер».
Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного
подвига во имя победы. Или Васильев Б.П. «Завтра была война».
Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.
Рождественский Р.И.
Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле
безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. «Ужасный
почерк». Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. «Рыцарь
Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ
«Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ
«Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей (
по выбору учителя).
Практикум выразительного
чтения.
Ю. Левитанский «Диалог у новогодней ёлки»,
Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча».
Мотив одиночества в лирике.
Творчество писателей и поэтов Крыма (по
выбору обучающихся и учителя)
9 класс
Введение. Прогноз
развития литературных традиций.
Из русской литературы XVIII века
Н. М. Карамзин «Сиерра Морена» –
яркий образец лирической прозы русского романтического направления XVIII века.
Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века
Поэтические традиции XIX века в творчестве
А.Н. Апухтина. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли
ночная…». Анализ стихотворения
Л.Н. Толстой. «Народные
рассказы» — подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь
к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и
др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П. Чехов. «В
рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Из литературы XX века
Традиции литературы XX века. Малый эпический жанр.
А. М. Горький «Макар Чудра». Герои
неоромантизма.
А.И. Куприн «Живое
и мертвое» в рассказе Куприна А.И. «Габринус». Две героини, две судьбы.
Ю.П. Казаков. «Двое
в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика
психологического параллелизма.
К.Д. Воробьёв. «Гуси-лебеди».
Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия
рассказа.
В. Быков Повесть
«Обелиск». Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне.
Из современной русской литературы
Солженицын А.И. Цикл
«Крохотки» — многолетние раздумья автора о человеке, природе, о проблемах современного
общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в
раскрытии образа автора. (Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
Распутин В.Г. «Женский
разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.
Т.Н. Толстая «Соня»
Мотив времени. Тема нравственного выбора. Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник
миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в
рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции.
Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг
нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь
исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы
Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во
время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин «Белый
квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой
жизни в изображении писателя.
Рождественский Р.И. Величие
духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
Творчество писателей и поэтов Крыма Любовь
к малой родине (по выбору обучающихся и учителя)
Тематическое
планирование
5 класс
№ п/п | Название | Количество часов |
1 | Введение. Славянская | 3 |
2 | Из русской литературы XIX | 4 |
3 | Из русской литературы | 7 |
4 | Родная природа в | 1 |
5 | Творчество писателей и | 2 |
Итого: | 17 | |
6 класс | ||
1 | Введение. Литературная | 2 |
2 | Из русской литературы XIX | 3 |
3 | Из русской литературы | 11 |
4 | Творчество писателей и | 1 |
Итого: | 17 | |
7 класс | ||
1 | Введение. Из русской | 2 |
2 | Из русской литературы | 3 |
3 | Из русской литературы | 11 |
4 | Творчество писателей и | 1 |
Итого: | 17 | |
8 класс | ||
1 | Введение. Из древнерусской | 2 |
2 | Из литературы XVIII века | 1 |
3 | Из русской литературы XIX | 6 |
4 | Из русской литературы XX | 7 |
5 | Творчество писателей и | 1 |
Итого: | 17 | |
9 класс | ||
1 | Введение. Прогноз развития | 1 |
2 | Из русской литературы XVIII | 1 |
3 | Из русской литературы | 3 |
4 | Из русской литературы | 10 |
5 | Из современной русской | 1 |
6 | Творчество писателей и | 1 |
Итого: | 17 |