План рассказа ванька чехова 3 класс

Чехов а., рассказ ванька жанр: рассказы о детяхглавные герои рассказа ванька и их характеристикаванька жуков. мальчик, 9 лет. в услужении

Чехов А., рассказ «Ванька»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Ванька» и их характеристика

  1. Ванька Жуков. Мальчик, 9 лет. В услужении у сапожника. Несчастное, забитое, вечно голодное существо. Умеет писать и читать, но многого просто не знает.
  2. Дед Константин Макарыч. Ночной сторож. Старичок 65 лет. Худенький, маленький, веселый. Очень добрый.
  3. Аляхин. Сапожник. Злой, жестокий, равнодушный.

План пересказа рассказа «Ванька»

  1. Ночь перед Рождеством
  2. Начало письма Ваньки
  3. Ванька вспоминает дедушку
  4. Ванька рассказывает о своей жизни
  5. Ванька описывает Москву
  6. Ванька вспоминает, как ходил в лес за елкой
  7. Ванька умоляет забрать его
  8. Ванька пишет адрес
  9. Ванька отправляет письмо
  10. Сон Ваньки.

Кратчайшее содержание рассказа «Ванька» для читательского дневника в 6 предложений

  1. В ночь перед Рождеством Ванька стал писать письмо дедушке.
  2. Он представил, что дедушка сейчас смотрит на церковь и балагурит с дворней.
  3. Ванька рассказал, что его бьют, плохо кормят и не дают спать.
  4. Он описал магазины Москвы и вспомнил, как ходил за елкой в лес.
  5. Ванька попросил забрать его и подписал письмо.
  6. Ванька отправил письмо и лег спать.

Главная мысль рассказа «Ванька»
Любая беда кажется не такой страшной, если с кем-нибудь поделиться ею.

Чему учит рассказ «Ванька»
Рассказ учит любви, сочувствию, ласке по отношению к детям. Учит любить всех детей, вне зависимости от того, чьи они. Учит никогда не быть жестоким по отношению к детям. Учит терпению и вере, учит надежде. Учит правильно писать письма и подписывать адрес.

Отзыв на рассказ «Ванька»
Меня очень тронул это рассказ. Мальчика Ваньку очень жалко, ведь его письмо конечно не дойдет до дедушки, потому что мальчик не указал адрес. А значит жизнь мальчика не изменится. Но пока он спит, он счастлив, ведь сон — лучший лекарь. И может быть, дедушка сам решит приехать проведать мальчика на Рождество, а значит и заберет его домой. Ведь на Рождество случаются разные чудеса.

Пословицы к рассказу «Ванька»
Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Все хорошо, что хорошо кончается.
Всякому терпенью бывает конец.
За сироту только бог заступится.


Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Ванька»
Девятилетний Ванька был три месяца назад отдан в услужение к сапожнику Аляхину. В ночь перед Рождеством мальчик не спал, и дождавшись, когда все уйдут в церковь, стал писать письмо дедушке, Константину Макарычу.
Ванька поздравил дедушку с Рождеством и пожелал ему всех благ, сказав, что кроме дедушки у него никого нет.
Он представил себе дедушку, худенького, подвижного старичка 65 лет, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем дедушка спит, а по ночам ходит вокруг барской усадьбы и стучит в колотушку. С ним бегает старая собака Каштанка и кобелек Вьюн. Этот Вьюн кажется добрым и ласковым, но улучив момент любит укусить или украсть курицу. За что Вьюна часто бьют.
Ванька представил, как в этот час дедушка стоит у ворот, смотрит на церковь и пощипывает кухарку и горничную. Потом угощает их табаком и смеется, когда те чихают. Потом угощает табаком собак. А вокруг стоит чистая морозная погода и ярко светит Млечный путь.
Ванька вздохнул и продолжил письмо.
Он рассказал, как хозяин отчесал его шпандырем за то, что он уснул, качая хозяйского ребенка. Потом рассказал про селедку, которой тыкала ему в морду хозяйка, за то, что он чистил ее с хвоста. Рассказал про подмастерьев, которые посылают его в кабак за водкой и красть огурцы. Рассказал про постоянные побои. Потом про еду, которую он почти не видит, про то, что спать ему приходится в сенях, а когда хозяйский ребенок плачет, то и вовсе приходится ночью качать люльку.
Ванька назвал дедушку милым и попросил забрать его отсюда, потому что сил терпеть у него не осталось. Он обещал тереть деду табак и соглашался быть высеченным, предлагал чистить сапоги или пойти в подпаски. Ванька писал, что здесь ему смерть приходит и что он даже думал пешком бежать в деревню, но у него нет сапог и он побоялся замерзнуть. Он обещал, что когда вырастет будет защищать и кормить деда.
Дальше Ванька стал рассказывать про Москву. Что город это большой и в магазинах продают крючки прямо с удочками, ружья как у барина, а в мясных лавках полно тетеревов и зайцев.
И еще попросил Ванька, чтобы дед выпросил у барыни золоченный орех на елке и спрятал для него в сундук.
Ванька остановился и вспомнил, что за елкой для барина всегда ходил в лес дедушка и брал его с собой. Он долго выбирал елку, крякал, а потом тащил срубленное дерево в господский дом. Там больше всех хлопотала Ольга Игнатьевна, которая по доброму относилась к Ваньке, и, пока жива была мать Ваньки, учила его читать, писать, и даже танцевать кадриль, давала леденцы. Но когда Пелагея, мать Ваньки умерла, того перевели на кухню к деду, а потом к сапожнику Аляхину.
Ванька снова стал просить дедушку приехать и забрать его, рассказал про голод, про то, что его недавно ударили так, что он упал еле очухался. Потом передал приветы знакомым, наказал беречь гармонь и подписался — «Иван Жуков».
Потом Ванька сложил мятый листок в конверт, подписал его «На деревню дедушке», добавил «Константину Макарычу» и накинув шапку побежал на улицу. Там он бросил письмо в почтовый ящик, откуда, как он знал, письма развозят пьяные ямщики, и вернулся в дом.
Скоро он уже спал и видел во сне, как дедушка читает его письмо, сидя на печи, а рядом ходит Вьюн и вертит хвостом.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Ванька»

План рассказа ванька чехова 3 класс

План рассказа ванька чехова 3 класс

Цель:

  • Познакомить с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
  • Работать над навыками чтения, вырабатывать умения работать с текстом;
  • Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь;
  • формировать гражданскую и нравственную позицию учащихся, личностное отношение к окружающей действительности;
  • воспитывать добрые чувства.

Задачи:

  • формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения в соответствии с требованиями государственного общественного стандарта по предмету для начальной ступени школы;
  • повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
  • знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
  • развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
  • воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Учащиеся должны:

Иметь представление о событиях, описанных в рассказе.

Уметь

  • читать бегло, осознанно, правильно, выразительно,
  • проявлять готовность к литературному творчеству,
  • рассуждать о прочитанном,
  • свободно делиться своими мыслями,
  • при анализе художественного произведения обращаться к тексту,
  • отстаивать личную позицию.

Знать

  • произведения писателей,
  • позицию автора при характеристике героев.

Оборудование:

  • ТСО: проектор, комьпьютер, экран;
  • комьютерная презентация к уроку;
  • учебник «Литературного чтения» Л.А.Ефросинина, рабочая тетрадь № 1;
  • выставка книг А.П.Чехова;
  • портрет А.П.Чехова;
  • карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Введение в тему урока.

— Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.

а)

«Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов)

б) «Вечером мальчик спешит к клиентам, доставляет бельё заказчикам. Бежит к фабриканту, бежит к генералу, к помещику в другие дома несётся».  («Школа» Алексеев)

  • Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
  • В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
  • Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права»)

Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.

  • Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)

3. Сообщение темы урока

  • Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Антона Павловича Чехова «Ванька», жизнью и творчеством этого писателя.

(На доске: портрет А.П.Чехова, название рассказа «Ванька».)

4. Подготовительная работа.

а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.

(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)

  • Многим этот писатель уже знаком. Алина и Женя подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове.

(Учитель заранее проводит с докладчиками подготовительную работу.)

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.

После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.

б) Выставка книг А.П.Чехова.

(Носит ознакомительно-рекомендательный характер.)

  • Младшие школьники читают рассказы о детях: «Детвора», «Ванька», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» — две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.

5. Первичное восприятие текста.

  • Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.

(Читает учитель и подготовленные ученики, Ребята следят по учебнику.)

6. Проверка первичного восприятия текста.

а)

  • Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
  • Какие чувства испытали?
  • Что взволновало?
  • К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
  • Докажите.

(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)

б) Моделирование обложки (магнитная доска).

  • Какое произведение прочитали? Покажите.
  • Кто автор этого рассказа?
  • Как озаглавлен рассказ?

7. Чтение и анализ произведения.

  • Ребята, кому из вас уже захотелось перечитать этот рассказ?

а) Словарная работа.

  • Давайте познакомимся с трудными словами. Они помогут нам изготовить более точную копию письма.

(Индивидуальное задание накануне: прочитать текст и найти непонятные по смыслу слова. Ребята должны найти значения этих слов в словарях.)

  • заутреня – служба в церкви, совершаемая рано утром;
  • образ – икона;
  • шпандырь – ремень, которым сапожники прикрепляют работу к ноге;
  • людская – помещение для слуг в барском доме;
  • дворня – дворовые люди, т.е. прислуга – конюхи, повара, прачки и др.
  • подмастерье – помощник мастера;
  • клирос – место певчих (хора) в церкви;
  • сидельцы – продавцы-зазывалы в лавках (магазинах);
  • восторг – восхищение, подъём радостных чувств;
  • судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью;
  • почтительный – уважительный, обходительный, вежливый;
  • ночь под рождество – церковный праздник;
  • кадриль – пляска в четыре пары;
  • кредитом не пользуется – не вызывает доверия.

б) Выборочное чтение по вопросам учителя.

— Я вам буду задавать вопросы, а отвечать вы будите словами, предложениями из текста.

  • Как звали главного героя?
  • Сколько ему лет?
  • К кому он был отдан в ученье?
  • Прочитайте, как жилось ему у сапожника?
  • Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в ученье к сапожнику, приходится много хуже, чем Петьке из произведения Алексеева «Школа»?
  • А какие у мальчиков одинаковые проблемы? (одинаковы бесправны, не могут учится)
  • Из чего же состоит «ученье» Ваньки? (Ваньку не учат ремеслу, а используют в качестве подсобных рабочих; его обижают и над ним издеваются)
  • Почему же Ванька не ложился спать?
  •  Найдите и прочитайте отрывок к этой иллюстрации.

Физкультминутка.

в) Работа в парах.

  • Прочитайте строки из Ванькиного письма деду, где говориться о полном отчаянии мальчика.

«возьми меня отсюда, а то помру»,
«нету никакой моей возможности, просто смерть одна».

г) Самостоятельная работа в тетради «Проталинки».

  • А задание в тетради поможет нам проверить, какими внимательными вы были?

Прочитайте задание.

  • Чтобы выполнить задание, необходимо вернуться к тексту. А ребятам, у которых лежат конверты, помогут выполнить задание карточки.

8. Знакомство с шедеврами мировой культуры

  • Жизнь Ваньки и других детей его времени была трудной, тяжёлой. Дети находились в безвыходном положении им неоткуда ждать помощи.
  • Как Чехов так смог рассказать о Ваньке, что нам становится его жаль? (Он сумел встать на его место. Он понял его чувства.)
  • Ребята, не только писатели и поэты рассказывали о трудной жизни детей, но и художники писали картины. (Репродукция картин В.Г.Перова «Тройка» и В.Е.Маковского «Свидание»)
  • Посмотрите на картины и скажите: что объединяет их и рассказ А.П.Чехова «Ванька»?

Вывод: Бедность у крестьян была такая, что им нечем было прокормить своих детей. Чуть бывало, в беднейшей семье исполнится мальчику лет семь или восемь, родители отдают его в город, на фабрику, где за кусок хлеба приходится работать с утра до ночи.

9. Обобщающая беседа.

  • Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась? (Учатся, не работают, Живут в семьях и т.д.)
  • Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права»)

Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми.

  • А как вы думаете, каким вырастет Ванька? (Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
  • Чем заканчивается рассказ? (многоточием)
  • Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
  • Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? ( конечно не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
  • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Давайте и мы представим такой поворот событий!

(Сценка двух почтальонов.)

1 почтальон: Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

От автора: К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

10. Итог урока

  • С творчеством, какого писателя мы познакомились?
  • Какие моменты из жизни Чехова вам запомнились?
  • Назовите произведение, с которым познакомились.
  • Что понравилось вам на уроке?

11. Выставление отметок. Похвала.

12. Домашнее задание (по выбору).

1 группа- стр.140 -145 выразительное чтение, кроссворд.

2 группа — стр. 140-145 выр.чт.; Согласишься ли ты, с тем, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный? Покажи это, обращаясь к тексту.

3 группа — Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по плану, данному в учебнике на стр. 146

Приложение. Самоанализ урока

Конспект

урока по литературному чтению.

3 г класс

Тема: А.П.Чехов «Ванька».

Технологическая карта урока

Предмет:

Литературное чтение

Тема урока:

А.П.Чехов «Ванька»

Цель урока:

Продолжение работы над содержанием произведения

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать;

— учить наблюдать за словом автора, авторской позицией;

— вырабатывать умения работать с текстом; развивать словарный запас;

— формировать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения

Личностные УУД:

— воспитывать нравственные качества, культуру общения;

— развитие воображения, эмоциональной чуткости и мышления;

Метапредметные УУД

Регулятивные:

— умение распознавать части речи;

— умение сравнивать;

— учиться высказывать своё мнение;

Коммуникативные УУД:

— готовность получать необходимую конструктивную критику и поощрение со стороны одноклассников и учителя;

— умение участвовать в коллективном обсуждении произведения;

— использовать текст произведения для сопоставления, сравнения и анализа;

Познавательные УУД:

— развивать наблюдательность, устную речь, внимание;

— воспитывать у детей чувство сострадания, расширить кругозор учащихся знаниями по истории нашей Родины;

— устанавливать причинно- следственные связи;

— умение пользоваться знаниями, полученными ранее;
— делать выводы в результате совместной работы всего класса;

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок изучения литературного произведения

Познавательные ресурсы:

— учебник;

— доска;

— наглядные материалы;

— проектор;

— репродукция картины;

Ход урока.

I Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы совершим небольшое

путешествие в прошлое. Для того, чтобы

узнать о чем будем говорить, мы должны вспомнить произведение,

которое читали на прошлом уроке .

(учитель держит в руках конверт. На конверте

адрес «На деревню дедушке»)

-Вспомните, как называется это произведение?

— Кто автор?

— В демонстрационном альбоме «Детские писатели и поэты» найдите и рассмотрите портрет и вспомините известные вам произведения А.П.Чехова.

— Что мы знаем об Антоне Павловиче Чехове? (кейсовые технологии+просмотровое чтение)

— Антон Павлович был истинным патриотом своей страны, очень внимательно наблюдал за событиями, происходящими вокруг. А так как он сам вырос в многодетной семье, то не мог оставить без внимания тему тяжелого детства. Произведение «Ванька» было написано не для детей, но быстро вошло в круг детского чтения. Хотя сам автор признавался — «Писать для детей вообще не умею». Первая публикация текста этого произведения была 25 декабря 1886 г. в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы».

— Мастером какого жанра считается Ч.? Кроме того, он — талантливый драматург, академик, врач по профессии. Но мы сегодня говорим о его рассказах.

— Вспомните все признаки рассказа, как жанра литературных произведений.

(- Признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое число героев, описание одного эпизода из жизни героя.)

II Актуализация знаний:

— Итак, на прошлом уроке мы познакомились с текстом этого рассказа. На его изучение отводится 2 урока. Кто же догадался, чем мы займёмся на сегодняшнем уроке ?

( — Мы будем перечитывать рассказ.

— Мы будем анализировать его).

— Как же мы анализируем прочитанное произведение?

(Находим исторические факты, узнаём значение новых слов, составляем характеристику героев, учимся понимать их поступки, мысли, находим в тексте литературные приёмы и средства художественной выразительности, пытаемся понять, для чего автор их использовал, рисуем обложку книги, делим текст на смысловые части, составляем план).

— Мы уже имеем опыт анализа литературных произведений, значит сегодня мы своё умение будем совершенствовать.

-Я предлагаю оценить своё умение на начало урока, в конце урока мы попробуем оценить себя вновь и сравнить получившиеся результаты.

— Перед вами листочки с умения и критериями их оценивания.

Умения по работе с литературным произведением

В начале

Урока.

В конце урока

1.Знание лексики старинных слов, использованных в тексте.

2.Умение ориентироваться в тексте данного рассказа.

3.Умение составлять характеристику героя.

4.Умение определять главную мысль рассказа.

Всего баллов:

Критерии:

2 балла — знаю, умею

1 балл – могу выполнить с помощью учителя или с подсказками одноклассников

0 баллов – пока не знаю, не умею, но хочу научиться

III Работа над анализом произведения.

1). Уточнение и обогащение словарного запаса учащихся

на основе текста произведения.

— В тексте встретилось много незнакомых слов. При первичном прочтении рассказа мы с помощью словаря, контекста, взрослого объясняли их лексическое значение. Проверим, запомнились ли они вам.

— Обратимся к «Литературному сундучку». Здесь сегодня лежат архаизмы из рассказа «Ванька». Почему мы их так называем? (устаревшие, не употребляются в современной речи). Достанем только синие карточки.

Остальные работают в парах, соединяя понятие и его толкование. Проверка-озвучивание у доски

(Ребята вынимают синие карточки-слова с устаревшими понятиями (заутреня,шпандырь,клирос, сидельцы,подмастерье, образ, колотушка, ледник, выволочка, подпасок, ямщик), дают определение, приводят примеры.

— В сундучке ещё осталась карточка красного цвета. Зачем она здесь? Об этом мы узнаем в конце урока.

— О чём говорит обилие старинных слов-архаизмов в данном рассказе?

(- А.П.Чехов описывает жизнь в прошлом, тогда эти слова употреблялись.)

— А сегодня я хочу пополнить ваш словарь ещё одним новым словом.

(На слайде появляется сначала только слово. Учитель выясняет, может кто-то из детей уже сам знает объяснение этого слова, и только затем

(открывается 4 слайд)

Эпиграф – ( от греч. «надпись»)

— цитата, фраза, помещённая перед текстом литературного произведения, с целью указать основной смысл текста.

— Я предлагаю вам прочитать 2 варианта эпиграфов, можете посоветоваться с соседом по парте и решить, какое из изречений наиболее точно подходит к рассказу «Ванька» А.П.Чехова.

( На доске:

«В детстве у меня не было детства.»

А. Чехов

«Зрелище бедствий народных невыносимо мой друг!»

Н.Некрасов

— Почему именно второй эпиграф подходит к рассказу «Ванька» ?

(Учащиеся отвечают).

Вывод этапа:

— Сейчас вы вспомнили значение слов-архаизмов, использованных в рассказе, познакомились с новым словом, даже выбрали эпиграф к тексту.

— Оцените себя, отметьте это в листочке самооценивания.

2). Работа над умением ориентироваться в прочитанном тексте. Выборочное чтение.

— Кто же главный герой рассказа?

( 9- летний мальчик – сирота, Ванька Жуков, отданный в ученье

к сапожнику ).

— О каком эпизоде из его жизни идёт повествование?

(- Рассказ идёт о том, как он пишет письмо своему дедушке в деревню).

— Но рассказ — это не только письмо Ваньки, но и описание старой Москвы, его любимой деревни, природы, быта людей того времени, т.е. исторические факты.

— Проверим себя, насколько хорошо ориентируемся в тексте.

Проведём выборочное чтение.

а). — Найдите описание города, в котором сейчас живёт Ванька.

(Зачитывается описание Москвы 19 века.)

— Какие исторические факты мы узнали из этого отрывка?

( Москва в 19 веке была большим городом, дома были очень добротные, как выражается Ванька «господские», на улицах можно было увидеть много лошадей, много магазинов, которые назывались лавками, собаки бегали по улицам).

б). — Найдите отрывок, который рассказывает нам о том, как раньше доставляли письма?

(Зачитывается отрывок о ямщиках.)

— И вновь автор знакомит нас с историческими фактами. А для чего?

( Чтобы мы лучше себе представили то время, в котором жил главный герой рассказа.)

в). Зачитайте отрывок о том, где и как раньше жил Ванька.

— Что мы узнали?

(Что Ванька и в деревне не имел своего дома, что мама жила в барском доме, работая прислугой. Что богатые люди не работали, ведь барышня выучила Ваньку грамоте только от скуки.)

? г) — Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку. — А кто помогал Ваньке наряжать елку?

— Расскажите о том, как Ольга Игнатьевна относилась к Ваньке. (Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль)

— Изменилась ли жизнь мальчика после смерти матери? Что произошло? (Сначала его отправили на кухню к деду, а после отослали в Москву на обучение к сапожнику Аляхину)

? д) — Найдите в тексте момент, где описывается дедушка Ваньки.

— Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему? (В воспоминаниях мальчика жизнь в деревне казалась хорошей, спокойной и тихой, потому что он был в окружении добрых, родных людей)

? е) — Найдите и прочитайте описание ночной деревни.

— Хотели бы вы оказаться в такой прекрасной деревне? Как думаете, а Ванька мечтал вернуться в нее? (Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой)

Вывод этапа:

— Сейчас вы поняли, как важно уметь ориентироваться в тексте. Как же надо читать произведение, чтобы хорошо ориентироваться в нём?

(- Надо читать вдумчиво).

— Иногда необходимо вернуться к прочитанному. Это делают даже взрослые.

— Оцените себя в листочке самооценивания по второму показателю.

3). Драматизация: «Ванька пишет письмо».

(Подготовка к работе над составлением характеристики героя).

(открывается 6 слайд)

— Посмотрите на слайд, кого вы видите? Что вам кажется необычным? Как выглядит Ванька? Соответствует ли рисунок описанию Ваньки в рассказе?

— А теперь я предлагаю вам представить себя реальными свидетелями тех событий.

( Один ученик, одетый соответственно, «пишет» письмо деду.)

( После просмотра продолжается анализ.)

-Что мы узнали из письма? Почему Ванька оказался в чужом городе, у чужих людей?

(Умерла мама, и он остался сиротой без средств к существованию.)

— Какие ещё факты из его жизни открывает это письмо?

(О том, что его не учат, что он работает и нянькой и на кухне, приходиться ему прислуживать не только хозяевам, а и подмастерьям, даже красть.)

-Какое чувство вы испытали впервые услышав текст этого письма?

(Жалость к мальчику.)

— Почему?

( Мальчика бьют чем попало: и шпандырем, и колодками, таскают за волосы, насмехаются, унижают, спит он в холодных сенях, вечно голодный.

— Как долго так живёт Ванька?

( Уже три месяца).

— А зачем Ванька пишет письмо?

(Учитель обращает внимание на две жизни Ваньки «До и после».

На доске это подтверждают иллюстрации из книг.

Вывод этапа:

— На доске предложение с пропущенными словами. Восстановите его.

«Отдали учить…, а на самом деле…».

(«Отдали учить… сапожному делу, а на самом деле… взяли в прислуги».)

4). Составление характеристики главного героя.

— Как описывает Ваньку А.П.Чехов? Составим характеристику главного героя в тетрадях, доказывая фактами рассказа.

(на слайде 7 слова, обозначающие черты характера людей. Выбираем то, что характеризует Ваньку).

Добрый, злой, бессердечный, жадный, трудолюбивый, ленивый, вежливый, любознательный, равнодушный, впечатлительный, догадливый, смелый, боязливый, трус, внимательный.

— Оцените себя в листочке самооценивания по третьему показателю.

-Обратите внимание, что описывает автор характер главного героя через его поступки и через отношение к нему других людей.

Главный герой — ребёнок!

Составьте модель обложки к этому произведению.

IV Итоговый этап урока.

— Итак, наш урок подходит к концу, давайте заглянем ещё раз в «Литературный сундучок» и узнаем тайну красной карточки. (Проводится минутка развития креативного мышления.)

На карточке выражение «Красная нить».

— Что обозначает это выражение? (Рассказывает ученик, которому было дано индивидуальное домашнее задание).

— Когда единая мысль или тема проходят через всё выступление или сочинение, мы обычно говорим: «Эта тема проходит красной нитью».

Выражение пришло от английских моряков. С 1776 года при изготовлении канатов для английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Делалось это для того, чтобы предотвратить хищения. С тех пор, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать – он флотский. (Ушакова 0.Д. Почему так говорят: фразеологический словарь школьника. – СПб.: издательский дом «Литера», 2008.)- — Какова красная нить рассказа «Ванька»? Для чего А.П.Чехов написал это произведение?

( Чтобы показать трудную жизнь детей в прошлом. Он как бы говорит нам : «Цените своё детство! Цените что имеете! »).

— Шёл 1886 год , Чехов А.П. жил в такое время, когда нельзя было открыто говорить о тяжелой жизни детей в подмастерьях. Чехов был человеком неравнодушным, имел чуткое сердце, будучи врачом по образованию, он лечил бесплатно бедных людей, на свои средства построил 3 школы в подмосковных сёлах для бедноты, совершил очень опасную и трудную поездку на Сахалин, чтобы лечить и немного облегчить жизнь ссыльных.

— Так в чём же главная идея этого произведения?

(- Рассказ заставляет людей не быть равнодушными, иметь чувство сострадания и бороться за светлое детство всех детей.)

— Хочется закончить урок стихотворными строками:

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 
И если кому-то…, кому-то поможет 
Твоя доброта и улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря!

— Оцените себя в листочке самооценивания по четвёртому показателю.

— Пришло время сравнить наши показатели самооценки умений. Встаньте те, у кого баллов в конце урока стало больше.

— Чему же мы учились на уроке?

Домашнее задание:

— Представьте, что вы могли бы написать Ване письмо. Каким бы оно было? Что бы вы ему сказали?

— Я предлагаю вам написать такое письмо. вы должны дополнить письмо, чтобы отправить его Ване.

Здравствуй, Ваня! Меня зовут ____________________. Прочитав твою историю, ________________________________________________. Мне хочется помочь тебе, потому что _____________________________________. Я думаю, что тебе следует _______________________________________________. Удачи!

с.173, №4,5

Сюжет

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Жанр и направление

Небольшой объем изложенной рассказчиком конкретной истории из жизни конкретного человека позволяет отнести “Ваньку” к произведению из разряда новеллистики — рассказу, выражаясь проще. Острота проблемы, поднятой Чеховым, позволяет отнести рассказ произведениям разряда социально-обличительной беллетристики. Безусловно, Чехов не осуждает никого открыто, но даже травмированный и уничиженный детский рассудок, через который нам сообщается история в красках, передает все подробности мещанства и хищничества, изничтожающего Россию изнутри. Направление творчества Чехова — реализм.

Однако вопрос конкретной жанровой принадлежности рассказа не решен до сих пор. Существует два основных пути, по которым эксперты присваивают “Ваньке” узкоспециализированный жанр.

  1. Так, литературоведом Г.Г. Рамазановой были сформулированы положения первой теории, которая отмечает сосуществование в рассказе жизнеутверждающих рождественских мотивов волшебства и справедливости с картинами, описывающими безнадежное положение Ваньки Жукова, обреченного на продолжение пытки детской души в каземате взрослой алчности. Этот синтез противоположных в целом идей и надежд позволяет причислить произведение к жанру “антирождественских рассказов”, которым еще до Чехова в совершенстве овладел Ч. Диккенс.
  2. Автор второй, весьма неординарной, теории — И. А. Есаулов считает, что рассказ от начала до конца позитивен, и завершающие фрагменты произведения вовсе не хоронят надежду на счастье Ваньки, а наоборот, возрождают и утверждают ее. Есаулов в своих размышлениях опирается на факт того, что каждый взгляд, брошенный на отражение свечи в оконном стекле — есть ничто иное, как преодоление границы между московским и деревенским миром: стоит Ваньке взглянуть на пламя, как в рассказе меняются времена глаголов. Так, городские воспоминания иногда фиксируются в прошедшем времени, а картины-воспоминания — в настоящем. А финальная сцена рассказа, когда Константин Макарович, свесив ночи с печи, читает письмо Ваньки, написана Чеховым с использованием глаголов как раз-таки в настоящего времени. Это позволяет нам считать, что чудо все же произошло, и заветное письмо нашло нужную деревню и нужного дедушку.

Отзыв

Любой ребенок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишен, и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живет его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдет, и на Рождество приедет старик-сторож и заберет внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Темы

Тематика рассказа «Ванька» заняла и так много Вашего времени, но если Вам не хватило какой-либо темы, то Многомудрый Литрекон с удовольствием ее добавит, когда увидит указание на это в комментариях.

  1. Тема надежды
    . Основная тема рассказа, обосновывающая, кажущиеся максимально наивными, действия главного героя. За 3 месяца пребывания на Ваньку было оказано достаточно эмоционального давления, чтобы он отрекся от идеи справедливости и доброты. Так бы и было, не будь он еще ребенком. Потому как основа детского мировоззрения — любовь, которую, как известно, не изжить ничем. Но Ванька свято верит в чуть ли не сакральный для него образ деда, как единственного человека, способного спасти его из этого добровольного плена. В Ваньке Жукове Чехов отражает чистую, полную веры душу, перспективы на счастье которой, однако, едва ли прослеживаются.
  2. Тема детства
    . Как уже говорилось выше, тема детства была обожаема Чеховым, как человеком, чей жизненный опыт, приобретенный за детство, помог ему стать здравомыслящим, эмпатичным человеком и гениальным писателем гораздо раньше не уступавших ему по таланту современников. В “Ваньке” тема детства раскрыта в контексте “сиротства”, т.е. на примере отсутствия детства у мальчика, Чехов доказывает необходимость педагогических и социальных вложений со стороны общества, обязанного обеспечить детям то, чего они заслуживают.
  3. Тема мещанства.
    Раскрывается автором за счет таких персонажей, как Аляхин и его супруга. Аляхины — пример людей, практикующих чуть ли не первобытные подходы ко всему: ведению домашнего хозяйства, воспитанию, обучению. Сложно представить, чему, кроме обувного дела и ненависти, может обучить Ваньку Аляхин. Его мировоззрение ограничено теми опрощенными морально-этическими нормами, которые приняты в ремесленнических кварталах Москвы, в которых, во основном из-за тяжелых условий труда и бедности, образовалась обособленная культура взглядов на остальной мир, полный неблагодарных и высокомерных потребителей.
  4. Тема агрессии
    . Она раскрыта Чеховым своеобразно: Аляхины ни разу не имели объективных причин для применения грубой физической силы по отношению к Ваньке. Тем не менее, Ваньке приходилось терпеть побои и унижения, незаслуженно ему адресуемые. Чехов показывает, что зло и склонность к насилию естественно существуют в любом человеке и активно руководят действиями безвольного тела, не имеющего должного эмоционального интеллекта, позволяющего их сдерживать.

Проблемы

Проблематика рассказа «Ванька» будет изложена более подробно, если на то поступит высочайшее соизволение читателя, которое позволит Многомудрому Литрекону дополнить разбор по плану.

  1. Проблема “бездествия”
    . Проблема сиротства и беспризорничества стояла в Российской империи, без преувеличения, остро. Однако нужно брать во внимание, что не только дети, не имевшие никакого попечения, были лишены детства: деспотизм со стороны родителей и опекунов терпело, как ни прискорбно, еще большее количество детей (мы можем лишь догадываться о точных числах). Тому примером является наш герой — Ванька. Нельзя однозначно сказать, что было бы лучше для него: нищенствовать в деревне, терпеть увечья от Аляхина, воспринимая это к себе обращение как нормальное, или жить сиротском доме в окружении несчастных и обездоленных ровесников.
  2. Проблема жестокости и равнодушия
    . Чехова, как моралиста, чрезвычайно беспокоит процесс поведенческого и чувственного опрощения взаимоотношений между людьми. Фатальность перманентно совершаемых людьми ошибок Чехов показывает на примере взаимоотношений безнадежно несчастных и обозленных взрослых с ребенком, чью чистую душу, полную доверия и тепла, их поступки и проявления слабости деформируют и уродуют — делают похожей на свою.
  3. Проблема несправедливости
    . Вопрос о том, как судьба распределяет счастье между его потенциальными обладателями, издавна принадлежит к разряду хрестоматийных. Эта тема поднималась Чеховым ни раз, будучи подкрепляема печальными подробностями его биографии. Подчеркивая, что природа мира априори несправедлива, он писал: «Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

Ему на Рождество не дарили подарков

Рассказ «Ванька» Антона Чехова – олицетворение отношения богатых и знатных господ к бедным детям того времени. Казалось бы, канун Рождества, когда ребята получают подарки и радуются рождению Спасителя Христа.

На этом сайте вы можете прочитать полный рассказ Антона Павловича Чехова “Ванька“

Но Ваня знает, что даже великий праздник не повлияет на отношение к нему хозяев, и в этот день все будет по-прежнему: побои, упреки, грубость. Поэтому пишет слезное письмо, где выражает всю тоску и боль.

Предлагаем прочитать повесть Антона Павловича Чехова, мастера короткой прозы «Дом с мезонином»

Произведение заканчивается многоточием. Мальчонка так и останется работать у сапожника. Что ждет его – покажет будущее.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Ванька» понятна: на примере истории Ваньки Жукова Чехов хочет донести простую, но усиленно игнорируемую идею о том, что дети несут на себе крест страдания за грехи взрослых, теряющих способность любить и сочувствовать в погоне за неясными идеалами лучшей жизни, наступление которой далеко не гарантировано с приобретением кажущихся сейчас необходимыми благ. Мир, который строят взрослые, предназначен для взрослых страстей и желаний: азарта, пафоса, блуда, что в корне неверно. Надежным фундаментом, заложенным старшими поколениями, должны быть бескорыстные и оттого шаткие по началу идеи и идеалы поколений младших, способные привести к гармоничному развитию общества с природой и с его собственным духовно-лирическим мироощущением. Таков смысл рассказа Чехова «Ванька».

В Ваньке Жукове совмещаются два мира, обыкновенно противоречащих друг другу. Мир, где подобает верить в Бога — взрослый, страшный и безобразный. И мир, где каждый верит в свое, маленькое, а потому столь очевидно возможное и близкое, чудо — детский, который мы все рады бы никогда не покидать. Ведь в этом мире возможно все: и неведомая сила разбудит спящего Бога, очевидно, по недоразумению, допускающего несчастья людей на земле, и безадресное письмо найдет своего адресата среди множества серых лиц.

Так почему же для одних весь мир не стоит и слезы ребенка, в то время как другие не ведут счета этим слезам, превращая грааль детской души во вместилище собственных страхов и комплексов?

Чехов «Ванька» в сокращении

А. П. Чехов «Ванька» краткое содержание для читательского дневника:

Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили.

Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста.

Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.

Вывод:

Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — это книга, написанная в 1887 году, о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ — это короткое произведение, где достаточно сложно раскрыть какую-то важную и обширную тему, но Чехов — настоящий мастер в этом деле. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Основные события могут показаться кому-то даже знакомыми, будто бы взятыми из его же детской биографии.

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

Доклад о Чехове

Антон Павлович Чехов родился 29 января 1860 года в городе Таганроге. Чехов почти ничего не написал специально для детей. Только рассказ “Белолобый” напрямую адресован детям, даже хрестоматийная “Каштанка” была переработана для маленьких читателей.
Детскую литературу он иронически определял, как “так называемую”, настоящей литературой не считал, высмеивал за плохой язык, второсортность и неестественность. Лучше всех он сформулировал то, что для многих и ныне является открытием: “Детям надо давать только то, что годится и для взрослых”.


Расхожая фраза Чехова: “В детстве у меня не было детства”, безусловно, правдива. Он достаточно натерпелся от сурового отца, неудачливого владельца бакалейной лавки, который часто пускал в ход розги. Дети помогали по хозяйству, пели в церковном хоре, вызывая умиление взрослых, и чувствуя себя при этом “маленькими каторжниками”.


У таганрогского мальчишки были свои радости: море, красавец Дон, степь, чтение, домашние спектакли, походы в настоящий театр. Были и печали: скучная учёба в гимназии, необходимость зарабатывать деньги, чтобы отправлять их в Москву, куда от долговой тюрьмы бежал разорившийся отец вместе с остальными членами семьи. Из затянувшегося гимназического “заключения”, (Чехов дважды оставался на второй год), пришло смешное прозвище “Чехонте”, которым наградил его преподаватель Закона Божия, “порадовавший” мать сообщением, что из её детей не выйдет ничего путного. Как часто подобные приговоры бывают неверными!

В 1879 году Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета. Снова пришлось учиться и работать, чтобы содержать семью. Главный доход приносила литература. Первая публикация Антона Чехова рассказы “Письмо к учёному соседу” и “Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.?” (журнал “Стрекоза”, 1880).


Его короткие рассказы наводнили юмористические журналы и газеты. Он писал так много, что, кроме самых известных псевдонимов: «Антоша Чехонте», «Брат моего брата», «Человек без селезёнки», придумал ещё несколько десятков. Природная наблюдательность автора, умение превратить практически любой предмет в тему смешной истории, живость языка и особая “театрализованность” рассказов, где герои, как актёры на сцене, разыгрывали свои роли, производили огромное впечатление на читателей. Среди его рассказов немало подлинных шедевров. Что, казалось бы, можно извлечь из обычного случая, когда герой вспоминает фамилию какого-то человека? А мы упиваемся авторской изобретательностью, его умением “растягивать” сюжет, весело обыгрывая подробности (“Лошадиная фамилия”). А в какое уморительное цирковое представление превращает писатель рыбную ловлю (“Налим”)! Чехову не надо было искать темы и сюжеты, их предлагала сама жизнь. Практикующий врач, он видел разных людей, побывал в разных местах, пересёк всю страну, чтобы работать в самой страшной российской тюрьме на острове Сахалин. Постепенно юмор уходит из его творчества. Он пишет о людях, которые беспросветно несчастны. Среди множества героев, вызывающих сильнейшее, до сердечной боли, авторское сочувствие, дети.


Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный в ученики к сапожнику (“Ванька”), в своём душераздирающем письме к деду описывая бесконечные унижения, умоляя “увези меня отсюда, а то помру”, перечёркивает призрачную надежду на спасение, написав адрес на конверте “На деревню дедушке. Константину Макарычу”. Не знает ребёнок адреса, по которому надо обращаться за помощью, нет такого адреса… В рассказе “Мальчики” звучит одна из главных чеховских тем тема неудачи, невезения. Смешными кажутся два гимназистика, собравшиеся в Америку за золотом. Предприятие их обернулось полным конфузом: в Гостином дворе ближайшего города они спрашивали, где купить порох, и были пойманы. Но чувства Володи: жалость к матери, стыд, раскаяние, страх наказания, вовсе не смешны. Тепло и свет наполняют рассказы Чехова о детях (“Гриша”, “В детской”). Добротой и нежностью согреты истории о больном щенке, пригретом волчицей (“Белолобый”), и о потерявшейся в зимней вьюге собачонке (“Каштанка”).


Редкое для героев Чехова счастье испытывает мальчик Егорушка (повесть “Степь”), открывая безбрежную, вольную красоту природы… Знакомство с этими произведениями Чехова позволяет лучше понять его взрослую прозу и драматургию.

Другие интересные работы по этому предмету:

Доклад о Максиме Горьком

«Жизнь и творчество А. П. Чехова». П л а н

1. А. П. Чехов — выдающийся русский прозаик и драматург. 2. Детство и юность Чехова: а) обучение в Старокостянтинівській школе; б) первые литературные опыты будущего писателя во время учебы в гимназии. 3. Вступление Чехова на медицинский факультет Московского университета. 4. Первые публикации юмористических рассказов Чехова в журналах «Стрекоза», «Осколки». 5. Выход первого сборника рассказов писателя- «Сказки Мельпомены». 6. Разоблачение современной Чехову действительности в рассказах «Хирургия», «Хамелеон», «Смерть чиновника». 7. «Пестрые рассказы»- подведен итог сделанному. 8. Роль медицинской практики в расширении опыта писателя. 9. Написание книг «Из Сибири», «Остров Сахалин» под впечатлением поездки на остров Сахалин. 10. Просветительская деятельность Чехова во время пребывания в имении Меліхове. 11. Новый этап в творчестве Чехова — занятия драматургией: а) новаторство Чехова-драматурга; б) особенности пьесы «Чайка»; в) другие драматические произведения- «Вишневый сад», «Три сестры». 12.Одруження Чехова с Ольгой Книппер. 13.Раптова смерть писателя во время лечения на немецком курорте Баденвейлер.

А. Чехов — выдающийся русский прозаик и драматург. Он поднял на недосягаемую высоту жанр повествования новеллы и сказал новое слово в драматургии. Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860г. в г. Таганроге в семье мелкого лавочника. Его отец, Павел Егорович, увлекался церковным пением, руководил церковным хором, играл на скрипке. Его способности передались и его пятерым детям: Александр и Антон стали писателями, Николай — художником, Мария — преподавателем, Михаил — актером мирового уровня. Хотя его жена была против, Павел Чехов отдал сыновей в Царекостянтинівської школы, откуда детей вскоре пришлось убрать, поскольку никаких знаний они не почерпнули. В 1876 году отец Чехова разорился и переехал с семьей в Москву. Антон остался в Таганроге сам, поскольку нужно было закончить гимназию. Однако особых способностей Антон не проявлял и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но причиной этого была не бездарность. Йо- м просто не было когда учиться. Парень был очень занят в батьківсь- кий скамейке и церковном хоре. И все-таки не будь в жизни Чехова церковного хора и пения — не было бы его замечательных рассказов «Художество», «Архиерей», «Студент», «Святой ночью» с удивительной красотой простых верующих душ, с блестящим знанием церковных служб, древнерусского языка. Да и утомительно сидение в лавке не прошло для Чехова бесследно: оно дало ему, по словам И. А. Бунина, «раннее знание людей, сделало его взрослее, поскольку лавка отца была клубом таганрогских жителей, местных крестьян, афонских монахов». Тяжелые впечатления детства и юности найдут позже отражение в рассказах Чехова о детях. Вспомнить хотя бы такие его рассказы, как «Ванька», «Спать хочется». Есть у него также своеобразная серия рассказов об учителях- «Человек в футляре», «Крыжовник», «О первой любви». В годы учебы В гимназии будущий писатель много читал, писал очерки для юмористического гимназические журнала «Заика», где он проявлял себя как профессиональный критик, ярко и образно рассказывая о прочитанном и увиденном. Однако свое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет московского университета. Однако денег на жизнь не хватало, и Чехов начинает активно сотрудничать в журналах: пишет небольшие рассказы и посылает их в разные издания. В 1880 году в журнале «Стрекоза» появляются первые публикации его юмористических рассказов, которые быстро приобретали известность. Он публикует свои юморески под разнообразными, смешными псевдонимами: Балдастов, Брат моего брата, Человек без селезенки, Антонсон, Антоша Чехонте.. Литературные заработки Чехова часто оказываются единственными доходами в семье, где он вскоре становится председателем великого клана. Именно поэтому не все написанные Чеховым произведения одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористических очерков и сценок. Печатается Чехов также в различных изданиях, где принимают его рассказы, но все же он предпочитает журнала «Осколки», где для него был создан специальный раздел под названием «Осколки московской жизни». Некоторые его рассказы тех лет получили очень лестные отзывы, и среди них- «Анюта», «Аптекарша», «Муж». За первые пять лет Чехов написал таких рассказов около 400, воссоздав в них людей разных профессий и социальных слоев: актеров, врачей, военных, купцов, учителей, литераторов, священников, чиновников и многие другие. Все стороны жизни становились объектом художественных интересов Чехова. Писатель высмеивал обывателей, поэтому комизм и ирония составили главную особенность его творчества. В 1884 году выходит первый сборник рассказов Антона Павловича Чехова, положительно оценен критикой,- «Сказки Мельпомены», в который вошли шесть рассказов из жизни людей театра. 1884 год выдался очень удачным для Чехова. Заканчивая университет, он уже был автором таких замечательных произведений, как «Хирургия», «Хамелеон», «Жалобная книга», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», которые позже будут считаться программными в его творчестве. Все они выросли из небольших историй, анекдотов, смешных сценок и по сути превратились в сатирическое обличение современной Чехову действительности. Его рассказы — новеллы — это эпические произведения, в которых ставятся большие морально-психологические проблемы. Чехов в своих произведениях — мастер художественной детали. 1886 год стал переломным в творчестве Чехова. Выпустив в свет книгу «Пестрые рассказы», он словно подвел итог сделанному, чтобы перейти на новую, высшую ступень творческого развития. В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Врачи становятся главными героями его произведений, да и психологию своих персона жев он описывает с чисто медицинською тщательностью. Даже незнакомым с биографией Чехова читателям станет понятно, что писатель создавший такие произведения, как «Палата № 6», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок»,- врач по пофесією. Другие рассказы писателя- «Черный монах», «Человек в футляре», «Ионыч», «Дама с собачкой»,- также стали шедеврами, в которых мы видим глубокий анализ действительности, данный в законченных художественных образах. Писатель отказывается от моральной проповеди, глубоко исследуя зато жизненные явления. Медицинская практика, без сомнения, расширила и жизненный опыт писателя: ведь к нему шли люди не только с различными заболеваниями, но и с разными судьбами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в чеховских произведениях встречаются разных характеров и социальных слоев. Однако критики часто обвиняли Чехова в том, что в своих рассказах он изображает мрачный и серый мир, в котором нет места «живом человеке», как будто этот мир видится глазами больного. Однако писатель по своей натуре был веселым и жизнерадостным человеком. Он был привязан к своей семье, любил сестру и братьев. Антон Павлович с годами и опытом становится все более требовательным к себе. Теперь он уже не стремится к тому, чтобы сразу опубликовать свои произведения, и долго работает над каждым новым рассказом. Постепенно у писателя появляются идеи более объемных произведений, и он начинает писать повести- «Степь», «Мужики», «В овраге», «Моя жизнь». В конце 80-х годов Чехов испытывает неудовлетворенность своими «малыми делами», медицинською практикой в провинции, строительством школ и библиотек. А после смерти брата он чувствует внутреннее опустошение. Ему начинает казаться, что он остановился в своем развитии и не видит никаких дальнейших перспектив. Под влиянием этих пессимистических настроений Чехов, уже тяжело больной туберкулезом, отправляется в трудную поездку на Сахалин — место царской каторги, чтобы в путешествуя набраться новых впечатлений. В апреле 1890 года писатель через Казань, Пермь, Тюмень и Томск отправился к берегам Тихого океана, преодолевая на лошадях четыре с половиной тысячи слоев, и лишь под конец июля он прибыл на Сахалин. То, что ви увидел по дороге на Сахалин и на самом острове, глубоко потрясло писателя. Существование тамошних людей даже трудно было назвать жизнью. Никогда раньше писателю не приходилось еще встречаться с такими безпросвітніми нищетой, дикостью и полным произволом представителей местной власти. Все эти впечатления Чехов передал в книгах «Из Сибири» и «Остров Сахалин». Сразу после поездки на Сахалин Чехов осуществляет большую заграничну путешествие. Он посещает Европу, а затем — Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже ощутить проблемы остріву Сахалин и России в целом. Вскоре после этой поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Меліхове под Москвой. Деревенский преподаватель, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Однако он отказался от каких-либо вознаграждение за свой труд, чтобы не связывать себя какими-то обязанностями. А Теперь. П. Чехов уже всеросійськи признанный писатель; одна за другой выходят сборники его рассказов- «Невинные рассказы», «В потемках». в 1888 году он становится лауреатом Пушкинской премии, а в 1900 году — почетным академиком. Это звание писатель получил одновременно с Л. М. Толстым. Однако вскоре Чехов выходит из академии вместе с. Г. Короленко в знак протеста, когда туда по распоряжению Николая II отказались принять Г. Горького. Новый этап в творчестве Чехова связан с его занятиями драматургией . Чехов был не только искусным художником прозы, но и великим драматургом-новатором. Новаторство Чехова-драматурга заключается прежде всего в создании им нового типа драматического конфликта, где на смену внешним конфликтам пришла глубинная конфликтность сюжетов и ситуаций. Драматургию Чехова отличает и замедленный темп развития событий, воспроизведение потока событий, внешне между собой не связанных (вместо традиционной «единой действия». Сначала он перерабатывает некоторые свои рассказы на пьесы, однако они не имели большого успеха, как это случилось с его пьесе «Иванов». Важным событием в жизни Чехова стало сближение с Мрсковським художественным театром. 17 декабря 1898 года там состоялась первая постановка «Чайки». Спектакль прошел с большим успехом, он оказался историческим событием в жизни театра. С тех пор чайка летит, ставшая эмблемой театра. «Чайка» (1895 — 1896) різковідрізняється от предыдущих пьес Чехова своим лиризмом, символикой и ярко изображенным столкновением различных концепций искусства, концепций жизни. Главной темой пьесы стала тема служения искусству, значение искусства в общественной жизни, тема судьбы талантливого художника. Треплєв не доволен традиционным искусством и стремится создать драму яркую, сильную и самобытную. Однако он не идет дальше традиционных мечтаний. Холодная риторика, абстрактность образов губят его пьесу. Поиски Треплєвим новых форм не подкреплены поисками больших идей, не имеют под собой мировоззренческих основ. Второй писатель в пєсі — Тригорин выступает за правдивое, реалистическое искусство, Он высказывает много правильных мыслей о нем, однако его не вдохновляет большая идея, цель. Процесс творчества для Тригорина болезненный. Качествами настоящего художника наделена Нина Заречная. В ее представлении служение искусству — подвиг, она требует всей жизни. На такой подвиг способна Нина. Если этого нет, если талант не проявляется — человек погибает, как погибает, не раскрыв своего везения, Треплєв. Чехов проверяет своих героев на их верность чувству, на их способность підпорядкоувати свою жизнь искусству. Если прислушаться внимательнее к автохарактеристик героев, в определения, которые они дают друг другу, то можно понять, что Чехов дает некоторое преимущество жизненной позиции Треплева. Жизнь Треплева богаче и интереснее по сравнению с тем серой, обыденной жизнью, которую ведут остальные героев, даже найодухотвореніші — Аркадина и Тригорин. В «Чайке» много любви, т.е. показано, как это могучее чувство настигло всех героев. Особенности пьесы определил сам Чехов: «Комедия, три женских образа, шесть мужских, четыре акты, пейзаж…; много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви». Ослабленность сюжета («мало»), лирическая наполненность, использование пейзажа с целью раскрытия философского содержания и звуковое оформление, перевод действия в подтекстовый план-все было новым для театра. Важным нововведением Чехова было то, что быт и повседневную жизнь героев поданные в такой сложности, противоречия, что за зовнішнью малозначительностью читатель и зритель испытывают большие мысли. Для обозначения этого глубинного жизни, которая протекала по снаружи незначительными событиями, выдающийся режиссер Станиславский ввел термин «подводное течение». Новым этапом в идейно-творческого развития писателя стали пьесы «Три сестры»(1901) и «Вишневый сад»(1904), в которых еще больше чувствуется художественный подтекст («подводное течение») и релістична символика с их центральной идеей: све пробуждается к новой жизни и все увеличивается ненависть в людях обывательщины. Эти пьесы были одобрительно встречены зрителями и критикой. Вскоре они были переведены на иностранные языки. Чеховская драматургия оказала значительное влияние на мировое театральное искусство. «В плеяде крупных европейских драматургов,- заметил Бернард Шоу,- Чехов сияет как звезда первой величины даже рядом с Толстым и Тургеневым». В последние годы своей жизни (с осени 1898) Чехов по состоянию здоровья вынужден был переселиться в Ялту, где и жил, с небольшими перерывами, до самой смерти. В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольгой Книппер, но насладиться своими творческими успехами и супружеским счастьем ему не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь второго июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер. В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отображения тонких душевных переживаний завоевали ему популярность во многих странах мира.

Л и т е р а т у р а:

1. Русская литература.. М., «Наука», 1985. 2. Русская литература. М., «Просвещение», 1989. 3. Зарубежная литература. Т., «Учебная книга», 2000.

  • План рассказа волчишко чарушин
  • План рассказа вертел мамин сибиряк
  • План рассказа белая уточка чтение 3 класс
  • План рассказа былины илья муромец и соловей разбойник
  • План рассказа белолобый чехова