План рассказа в дурном обществе план

Сочинения по литературе чехов образ буркина в рассказе крыжовник знаменитый классик антон чехов открывает в свом произведении феномен человека в
  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Образ Буркина в рассказе Крыжовник

Знаменитый классик Антон Чехов открывает в своём произведении феномен человека в «футляре». Главные герои рассказа проводят время вместе, делясь друг с другом различными воспоминаниями из жизни. Среди них сам Буркин, его друг Иван Иванович с братом Николаем и помещик Алёхин.

Буркин работал преподавателем в одной из гимназий и, как и его собеседники, представлял собой «футлярную» личность. Этот человек был небольшого роста, довольно полного телосложения и имел длинную тёмную бороду. На его голове виднелась лысина. Буркин увлекался охотой и мог рассказывать о ней очень много. Вместе с Иваном Ивановичем они часто устраивали посиделки.

Однажды после охоты друзья заглянули в гости к помещику Алёхину. Мужчины завели длительную беседу, во время которой Иван Иванович поведал историю о своём брате по имени Николай.

Будучи ещё юношей, Николай поставил цель обзавестись личной усадьбой и выращивать на ней крыжовник. Ради неё он упорно трудился, тратя средства лишь на самые необходимые предметы. Мужчина бедно одевался и совершенно не заботился о жене. Спустя много лет Николай приобрёл особняк и высадил два десятка кустов крыжовника на прилегающей территории. Именно этот ягодный куст стал его «футляром».

Проблемой помещика Алёхина был долг за обучение в университете. Чтобы его погасить, ему приходилось годами в поте лица трудиться на усадьбе. Алёхин был недоволен своей пустой и бессмысленной жизнью, но ничего поделать не мог. Это был его «футляр».

Описанию Буркина автор рассказа посвятил не столь много времени. Главной особенностью персонажа была искренняя любовь к родной природе и увлечение охотой. Возвращаясь с неё вместе с Иваном Ивановичем, они созерцали красоты вокруг села и вслух восхищались великолепием русских просторов.

Во время разговоров Буркин нередко прерывал своего друга, если тот с чрезмерным упоением начинал говорить о материальных вещах. Он не любил проявления жадности. В качестве предлога для прекращения беседы Буркин мог попросту сказать, что время позднее, и пора расходиться по домам. Человеком он был довольно мудрым, и в своих философствованиях о жизни упоминал образное выражение «футлярность», говоря о людях, желающих скрыться от жестокого и несправедливого внешнего мира в собственной оболочке.

Тема, поднятая Чеховым в рассказе «Крыжовник», актуальна и в наши дни. Немало людей по разным причинам разочаровываются в жизни и пытаются уйти в себя, создав некий «футлярный» мир, где им хорошо и комфортно.

2 вариант

Товарищ Буркин находится на второстепенных ролях в известном рассказе автора «О любви». Еще он считается  персонажем «Маленькой трилогии».

Алехин — главный герой в творчестве автора. Он повествует историю во время еды Буркина, Иван Иваныча и Алехина.

Буркин в произведении является основным слушателем, когда Алехин начинает разговор о любовных историях. В этот момент главный герой открывает свои любовные переживания. Буркин соглашается с рассказчиком истории, подтверждая, услышанные слова.

Буркин и Иван Иваныч становятся зрителями любовных переживаний несчастного человека.

Алехин не отражает, которые участвовали в истории. Однако, ребята догадались про кого говорил главный герой. Еще в рассказе отмечено, что Буркин считал Анну величественной и талантливой дамой.

В этом произведении автор дает понять читателю, что гости слушают Алехина, пытаясь скоротать время.

Во время рассказа Алехина на улице уже установилась нормальная погода, но Буркин и Иван Иваныч продолжали слушать рассказ Алехина. Автор демонстрирует заинтересованность гостей в истории героя.

Анализ рассказа происходит, исходя из определенных черт композиции: история Алехина не прерывается, она отмечена в произведении одним элементом. Из этого определения можно отметить, что гости слушают рассказ, не перебивая главного героя умозаключениями.

После интересного рассказа Алехина, они отправились на балкон. Они восхищались великолепным пейзажем и живописными красотами,  не забывая жалеть Алехина. Природные пейзажи в произведении помогают хорошо передать сочувствие к Алехину и Анне. Автор хочет, чтобы читатель проникся сочувствием к этим людям, не забывая о настоящих человеческих качествах. Гости его жалели, так как он занимался полезной трудовой деятельностью. Гости сравнивают стремления и труд героя с белкой в колесе.

Читатель заметит, что слушатели истории думали об Анне Алексеевне. Еще у них были печальные лица, когда Алехин рассказывал о прощании с любимой женщиной в поезде. В размышлениях героев отмечается светлые чувства к несчастным людям.

Еще Буркин принял участие во всех произведениях автора. Читатель замечает, что в рассказе «Человек в футляре» он был повествователем жизни Беликова, а в рассказе «Крыжовник» Буркин и Алехин считаются гостями, которым Иван Иваныч повествует захватывающие моменты из жизни других людей.

Характеристика героя

Антон Павлович Чехов в свое время написал множество произведений. Среди них было значительное число коротких рассказов, в которых автор мог поделиться своими мыслями и переживаниями. Смотря на мир глазами героев своих произведений, писатель рассуждал об устройстве мира, взаимоотношениях между людьми. Он думал о политике, о дворянах и деревенских людях, об образованных студентах и тех, кому никогда не суждено было выбраться из-под гнета нищеты. В Буркине можно разглядеть самого Чехова, вынужденного молча наблюдать за происходящим.

В рассказе «Крыжовник» всего несколько действующих лиц: Иван Иванович – ветеринарный врач, Буркин – учитель гимназии, Алехин – помещик и Пелагея – горничная. В основном весь рассказ ведется Иваном Ивановичем, Буркин выступает лишь сторонним слушателем.

Врач и учитель были застигнуты грозой и вынуждены искать ночлег у Алехина. Автор описывает происходящие вокруг них события в серых и мрачных цветах: моросит дождь, немытый хозяин, ради гостей решивший наконец-то помыться, грязные дороги и пыльные амбары. И очень сильно поражает главных героев вышедшая им навстречу Пелагея – женщина красивая и вежливая. Ее появление заставляет мужчин переглянуться – так странно видеть ее в доме такого неопрятного мужчины как Алехин.

Основные события происходят уже в главной комнате, где расположились мужчины. После мытья они укутаны в теплые халаты и готовы с удовольствием слушать долгие рассказы о женщинах и изящных людях. Но Иван Иванович почему-то решил поведать друзьям о своем брате, который вспомнился ему в этот вечер.

Рассказ этот прозвучал для читателя неоднозначно. Брат Ивана Ивановича долгие годы мечтал о собственном имении. Он хотел построить на своей земле большой дом, нанять слуг и выращивать крыжовник. И так сильно он загорелся этой идеей, что был готов ради нее буквально на все. Мужчина жил впроголодь, не позволял себе купить ничего лишнего. Те деньги, которые ему давали близкие на еду, он откладывал на свою мечту – купить собственный участок. Во имя этой идеи он женился на богатой женщине. Она ему была совершенно безразлична – брат не давал ей еды, экономил на лекарствах. Вскоре несчастная умерла, а все ее деньги перешли к жестокому мужу.

Иван Иванович сам удивляется, что мужчине даже не было жаль бывшую жену. Глаза его горели только об упоминании будущего дома. И вскоре он получил желаемое. Но не совсем таким, каким хотел бы. Участок был неопрятен, дом небольшим, а крыжовник кислым и жестким. Но брат был полностью всем доволен и вполне счастлив.

Буркина почему-то этот рассказ привел в уныние. Мужчина долго не спал в ту ночь, размышляя о человеческой природе. Его образ созвучен каждому читателю. После этого рассказа хочется так же, как и образованный и интеллигентный Буркин, долго и с тоской слушать, как дождь стучит по крыше.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Буркина в рассказе Крыжовник

Образ Буркина в рассказе Крыжовник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Зимний вечер

    Зимний вечер – это прекраснейшее время суток. Как раз вечерком стихает грохот мегаполиса и кругом начинает царствовать воздух тишины и покоя. Иногда стоишь возле своего окошка и смотришь, как красиво снежинки порхают в небе и некоторые

  • Чацкий — борец или жертва? сочинение

    Наверное, нет такого человека, который бы не читал произведение Грибоедова «Горе от ума». И узнать, а главное понять с первого взгляда кем является герой невозможно, да и мнения людей могут разделиться.

  • Сравнительный анализ писем Татьяны и Онегина (сравнение писем)

    Главные герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» проходят сложный путь нравственного прогресса. И письма Татьяны и Евгения как самостоятельные произведения очень полно раскрывают характер героев. Оба письма близки по смыслу

  • Гранатовый браслет. История создания повести Куприна

    Александр Иванович Куприн трудился над произведением в Одессе, в 1910 году. Изначально автор задумал написать рассказ об истории, которая реально случилась в жизни его друзей. Семья Любимовых занимало высокое положение в столичном обществе

  • Сочинение Женские образы в романе Герой нашего времени Лермонтова 9 класс

    Каждая героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова Герой нашего времени имеет тонкую связь с главным героем — Печориным. Они зависимы от него по-своему. Также сам мужчина неравнодушен к ним. Женщины

1.
Организация
начала занятия

Мотивация
к учебной деятельности

Здравствуйте,
ребята. Я рада сегодня видеть вас. Проверьте свою готовность к уроку.

— Было ли вам смешно при чтении
рассказа?

— Это состояние сохранялось у вас
до конца чтения или сменилось другим?

— Что, по-вашему, смешно, а что
грустно в рассказе?

Чехов
— писатель с хитринкой, читать его очень непросто. Главная его хитрость
заключается в том, что он заставляет нас по новому смотреть на привычные
вещи. У Чехова то и дело оказывается смешным то, что принято считать страшным,
грустным — то, что поначалу казалось нам смешным. Но Чехов никогда не покажет
нам, свою главную мысль, идею своего рассказа. Он просто описывает тот или
иной случай, предоставляя читателю возможность самому все понять. Чехов
доверяет своим читателям, а раз сегодня его читатели — это вы, то Чехов
доверяет вам. Только это доверие нужно оправдать. А для этого над рассказами
Чехова нужно думать, их нельзя читать наспех, иначе они совсем неинтересны.

— Наша задача – постижение
художественных особенностей чеховского рассказа.

2. Актуализация  знаний. Проверка
домашнего задания.

— Прежде чем отвечать на вопросы
и говорить о прочитанном, вспомним, что …

Юмор – 1.
Добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение представить события,
недостатки, слабости и т.п. в комическом виде. 2. Художественный прием в
произведениях литературы, основанный на изображении чего-либо в смешном виде.

Ирония – скрытая
насмешка; явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном
виде.

Деталь –
выразительная подробность в произведении. Деталь помогает представить
читателю время, место действия, внешний вид героев, их состояние, характер их
мыслей, понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог – речевое
общение между двумя и более лицами, часть художественного текста, один из его
элементов, воспроизводящий речевое общение персонажей.

3. Работа над содержанием текста

В рассказе встречаются слова, значение которых может
быть вам не совсем понятно, дома вы должны были найти значение этих слов.
Давайте посмотим, что они значат.

Объяснение значения слов бабки, живец, шилишпер
(шереспер), пестрядинный, недоимка, злоумышленник.

-Что стало поводом для обвинения
Д. Г.? (Открученная гайка от рельсы)

-Из чего складывается у писателя
образ?

Исследовательская работа с текстом.

— О чём свидетельствуют детали портрета мужика?
(таблица на доске, открыта только правая часть, левая появляется по ходу
ответов учащихся).

Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Латаные
порты

Бедность
мужика

Чрезвычайно
тощий

Трудная,
голодная жизнь

Пестрядинная
рубаха

Рубахи
из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное
рябинами лицо

Тяжёлые
болезни

Обросшее
волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали
напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о
дремучести

Угрюмая
суровость, паучья суровость

Паук
– символ дикости

— Почему в тексте употреблено слово мужичонка,
а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о
жалком и ничтожном человеке).

                  
Какая
деталь противоречит такому представлению о герое?  (Выражение угрюмой
суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).

-Прочитайте выразительно диалог
героев от слов «Денис Григорьев!» до слов «Так ли это было?»

-Понял ли вопрос Денис? (Нет)
Почему? (В речи следователя много слов, непонятных Д.Г.)

-Обратите внимание на речь
мужика. Найдите слова, не свойственные литературному языку.

-Речевая характеристика – одно из
важных средств раскрытия внутреннего мира человека. Как речь характеризует Д.Г.?(Темный,
необразованный, безграмотный)

-Прокомментируйте описание
жестов, мимики, интонации Д.Г.

1. Хрипит Денис, косясь на
потолок – смущается, потому что оказался в непривычной обстановке.

2. Бормочет Денис, мигая глазами
– оскорблен, потому что говорит правду, а ему не верят.

3. Денис усмехается и недоверчиво
щурит на следователя глаза – он знает, что много лет все деревней гайки
отвинчивали, и хранил Господь.

4. Зевает и крестит рот –
чувствует, что следователь говорит то, что всем известно; ему скучно.

-Прочитайте выразительно по ролям
от слов «Так ты говоришь…» до слов «Ты людей убил бы!».

-Почему следователь считает, что
Денис прикидывается идиотом? (Он считает, что Д.Г. хочет сбить с толку
следователя и уйти от ответственности).

-Следователь не верит мужику,
потому что, по старой русской традиции, мужик хитер, скрытен и всегда готов
обвести господина или барина вокруг пальца, прикинется неучем или дурачком, а
потом сам же будет хвастаться тем, как ловко и легко обманул барина-глупца.

-Прав ли следователь, подозревая
Дениса в обмане?(Денис не притворщик, не хитрец. Он убежден в том, что прав,
потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни)

-На вопрос следователя о том, что
откручивание гаек может привести к крушению поезда, Денис Григорьев
усмехается и недоверчиво щурит глаза. Почему? Докажите текстом. («Избави
господи, ваше благородие! Зачем убивать?…»). (Д.Г. считает, что маленькая
открученная гайка не может принести никому и ничему никакого вреда. Гайка не
бревно или рельс.)

-Прочитайте выразительно от слов
«Послушай… 1081 статья…» до слов «Ну молчи».

-Какого признания добивается
следователь? (Следователь хочет выяснить, знал или не знал Денис о том, что
«с умыслом учиненное повреждение железной дороги может подвергнуть опасности
следующий по сей дороги транспорт»)

-Прочитайте выразительно по ролям
от слов «Наступает молчание» и до конца рассказа.

-Следователь решил, что каждый
разумный человек должен понимать, что отвинчивание гаек ведет к крушению
поездов; Денис Григорьев – разумный человек, и, следовательно, он знал и
понимал, что говорит. А раз так, то он виновен. «Я должен взять тебя под
стражу и отослать в тюрьму»,- говорит мужику следователь.

— К кому обращены слова героя:
«Судьи! Помер покойник барин-генерал…а то показал бы он вам, судьям…надо
судить умеючи, не зря…» (Эти слова обращены к следователю. Д.Г. считает, что
судить нужно за действительный проступок, за настоящее преступление.
Обвинение в том, что он откручивал гайки, с его точки зрения, таким делом не
является)

Разбить класс на две группы (сторона
обвинения и сторона защиты) и ответить на вопрос: «Виновен ли Денис
Григорьев?»

(1. Да, так как его поступок мог
привести к гибели людей. 2. Нет, так как у Дениса Григорьева не было злого
умысла)

— Что не даёт вам прийти к общему
мнению? (Одни смотрят на преступление как представители закона, т.е с
юридической точки зрения; для других важна нравственная сторона вопроса,
объясняющая поведение героя. Денис не имел злого умысла и совершил поступок
по своей необразованности)

-Как вы понимаете значение слова
«злоумышленник»? Воспользуйтесь толковым словарем. (Злоумышленник —
человек,
совершивший преступление с заранее обдуманным намерением)

-Можно ли так назвать Дениса
Григорьева?

-Считает ли его злоумышленником
следователь?

-А автор?

— Чехов не стремится никого
осудить, хотя оба виновны и невиновны, оба вольные или невольные преступники.
С точки зрения крестьянского мира Денис Григорьев – не преступник, а с точки
зрения интеллигентского – преступник. Напротив, следователь в глазах мужика
выглядит преступником, осуждая невинного человека, а в глазах цивилизованного
общества – исполнителем закона и, следовательно, не является виновным.

-Прослушайте диалог между
А.П.Чеховым и молодым юристом:

«Рассказом “Злоумышленник” вы,
Антон Павлович, ставите передо мной крайне сложный вопрос. Если я признаю в
Денисе Григорьеве наличность злой воли, действовавшей сознательно, я должен,
без оговорок, упечь Дениса в тюрьму, как этого требуют интересы общества. Но
он дикарь, он не сознавал преступности деяния, мне его жалко! Если же я
отнесусь к нему как к субъекту, действовавшему без разумения, и поддамся
чувству сострадания, – чем я гарантирую общество, что Денис вновь не отвинтит
гайки на рельсах и не устроит крушения? Вот вопрос! Как же быть?…

-Если б я был судьей, – серьезно
сказал Антон Павлович, – я бы оправдал Дениса…

-На каком основании?

-Я сказал бы ему: «Ты, Денис, еще
не дозрел до типа сознательного преступника, ступай — и дозрей!».

«А.П.Чехов»
М.Горький.

-Почему А.П.Чехов говорит, что
отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла)

-Рассказ «Злоумышленник»
демонстрирует абсолютную невозможность понимания и согласия между мужиком и
следователем, причина которой состоит в том, что у них разное мышление,
разная логика, разное отношение к действительности. Денису Григорьеву
прекрасно живется в его собственном мире. Это не значит, что он глуп и не
способен мыслить. Просто у него другой, нежели у следователя ум. Следователю
не хватает понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещенном мужике
увидел злоумышленника.

-А вы всегда осознаете
последствия своих поступков?

4. Рефлексия

-О чем рассказ А.П.Чехова
«Злоумышленник»?

-Как в названии рассказа и его
финале отразилась авторская позиция?

-Как вы думаете, в каком случае
А.П.Чехову не до иронии и не до смеха?

-А часто ли мы сталкиваемся с
тем, что человек что-то делает, не думая о последствиях?

— Так чему же учит рассказ А,П,
Чехова?

5. Домашнее задание.

Придумать небольшой юмористический рассказ. За
основу взять какую-нибудь ситуацию, свидетелем или участником которой вы
были.

Регулятивные: уметь слушать в соот­ветствии с целевой установкой; принимать и
сохранять учебную цель и задачу;

дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные: внимание,
уважение к сверстникам.

Коммуникативные:планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Познавательные УУД: поиск и
выделение необходимой информации, осознанное и произвольное  построение
речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение
необходимой информации из текста, анализ, умение доказывать.

Коммуникативные
УУД:
умение
с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль

Личностные УУД: оценивать
результат учебной деятельности.

Регулятивные УУД: соотносить
полученный результат с поставленной целью.

Личностные
УУД:
стремление
к речевому самосовершенствованию;

Регулятивные
УУД:
саморегуляция. 

Человек в обществе: труд и соц.лестницы.

Образовательные цели:

познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.

Развивающие цели:

формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы

Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям

Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения:

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

Работа в группах;

Работа с теоретическим материалом, документами;

Самостоятельная работа.

Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности

Создание благоприятного настроя на работу на уроке. Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству.

— Обратите внимание на эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока:

Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир

2. Актуализация знаний

— Давайте вспомним, какие группы общества вы знаете? (Семейные, национальные, профессиональные, конфессиональные, возрастные и т.д.)

— В какие из них входите?

— Можете ли вы определить свое место в этих группах?

— Итак, вы назвали различные варианты самоопределения.

— А будет ли меняться ваше поведение, в зависимости от того, кем вы будете являться на данный момент?

Общество состоит из различных социальных групп — семейных, возрастных, национальных, религиозных и т.д. Каждый человек одновременно может входить

в разные группы, даже в течение дня человек может присоединяться к той или иной группе.

  1. Определение целей и темы урока

— А чем же мы сегодня будем говорить? ( О том, какое место в обществе мы занимаем и как должны себя вести в различных ситуациях).

— Хорошо, давайте запишем тему урока: «Наши статусы и роли».

  1. Этап усвоения новых знаний

— А что же такое статус? (Статус это положение человека или группы в обществе). Запишите его в рабочую тетрадь. (задание 1, рабочий лист).

— Часто разные люди объединены одним и тем же, но у каждого человека своя комбинация статусов.

Задание:

— Попробуйте перечислить как можно больше своих статусов (ответы обучающихся).

— Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея (весельчак). (задание 2, рабочий лист).

— Совершенно верно. Психические и физические данные индивида к статусу не относятся, если они не оказывают сильного влияния на общество. Например, такие особенности человека, как высокий рост, привлекательная внешность, хорошая интуиция, гибкость, пластичность, не являются основанием для приобретения тех или иных статусов. В то же время они могут стать базой для приобретения тех или иных статусов: например, высокой рост-для баскетболиста, красота-для фотомодели, интуиция – для ученого, гибкость и пластичность для танцора и т.д.

Работа с схемой (задание 3)

C:UsersНатальяDownloads1 (2).png

Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:

1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.

Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. 

С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.

2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).

Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).

Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).

3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.

Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).

Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).

Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).

— А какой из перечисленных статусов на данном этапе вашей жизни будет являться главным? Какие статусы вы хотели бы получить в будущем?

— Личные статусы могут быть противоречивыми. Например, хорошая дочь может быть плохой подругой, хороший ученик может быть плохим внуком. Такая ситуация называется несовпадением статусов. Нельзя преуспеть во всех областях жизни, но к этому надо стремиться.

Работа с документом – Сюжет «Сережин папа изменил статус» (задание 4)

Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».

Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.

Зависимость взглядов человека от его статуса необходимо учитывать в общении. Многое в человеке определяет и его профессиональный статус.

Физкультминутка

Задание в группах. Придумайте сценки вашего общения с людьми разных социальных статусов (мама-сын, друг-друг, учитель-ученик, учитель-директор школы).

— Заметили ли вы, что в зависимости от того, каким статусом вы обладаете, начинает меняться ваше поведение (ответы учащихся).

-Почему так происходит? (нельзя одинаково вести себя с другом, мамой, учителем, т.е. выполнять одну и ту же роль).

— А что такое социальная роль? Соберите определение из предложенных слов.

(Социальная роль-образец поведения человека, ожидаемого обществом).

Задание 5 в рабочем листе

— Какую социальную роль вы выполняете в данный момент (ученика).

— Какое ролевое поведение предполагает роль ученика? (внешний вид, внимательность, выполнение требований учителя).

-Молодцы. Другими словами, социальная роль-это то поведение, которое ожидает общество от представителя данного социального статуса. Исполнение и реализация статусных обязанностей и прав (приведите примеры). Мы ожидаем от водителя автобуса, что он будет вести автобус по расписанию, соблюдать ПДД, останавливаться в положенных местах.

— Ролевое поведение включает также образец не только действий, но и эмоциональных реакций и внешнего вида. Представьте себе профессора университета в трико, или продавщицу мяса в вечернем платье.

— Какие же существуют виды социальных ролей?

Виды социальных ролей:

  • формальные
  • неформальные

Задание 6

— Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.

Продавец +

Студент +

Жених —

Гражданин РФ +

Попутчик —

Военнослужащий +

Приятель —

Учитель +

Подруга —

Пешеход —

Пассажир –

— Чем различаются эти роли? (четкость и подробность правил их исполнения).

— Например, действия военнослужащего определены особыми правилами, а роль влюбленного каждый исполняет по-своему.

— Формальные роли можно назвать безличными. Все исполнители должны играть их одинаково. И в этой связи встает вопрос о свободе человека.

— Часто бывает так, что одна роль исполняемая человеком противоречит другой. Иногда это проявляется в конкретных жизненных ситуациях. Например, вам надо подготовиться к контрольной, а мама просит помочь на даче. Бабушка пригласила вас на день рождения, а у вас важный матч.

Работа с документом – Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта» (задание 7 рабочий лист).

Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.

Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?

5. Этап повторения

— А теперь выполним небольшой тест.(задание 8 рабочий лист)

1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?

1) ученик, сын 2) врач, отец 3) весельчак, «душа компании» 4) отличница, школьница

2. К предписанным статусам относится

1) студент 2) внук 3) лидер класса 4) отличник

3. К достигаемым статусам не относится

1) сын 2) учительница 3) кандидат педагогических наук 4) мастер спорта

4.Верны ли следующие суждения о статусе?

А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.

В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.

1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе 4) совокупность статусов человека

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Социальная роль для каждого статуса одна.

1) верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

— Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и поставьте оценки за работу с тестом.

— А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете слова У.Шекспира (ответы учащихся).

Рабочий лист

1) Соберите определение из предложенных слов:в, общество, это,человек, положение,группа, или, статус

2) Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея 

3)Работа со схемой:

C:UsersНатальяDownloads1 (2).png

4)Сюжет «Сережин папа изменил статус» 

Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».

Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.

5) Соберите определение из предложенных слов: общество,  образец, роль, поведение, ожидаемого, социальная, человек

6) Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.

Продавец

Студент

Жених

Гражданин РФ

Попутчик

Военнослужащий

Приятель

Учитель

Подруга

Пешеход

Пассажир

7) Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта» 

Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.

Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?

8)Решите тест

1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?

1) ученик, сын 2) врач, отец 3) весельчак, «душа компании» 4) отличница, школьница

2. К предписанным статусам относится

1) студент 2) внук 3) лидер класса 4) отличник

3. К достигаемым статусам не относится

1) сын 2) учительница 3) кандидат педагогических наук 4) мастер спорта

4.Верны ли следующие суждения о статусе?

А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.

В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.

1) верно только А 2) верно только В 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе    4) совокупность статусов человека

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Социальная роль для каждого статуса одна.

1) верно только А 2) верно только Б  3) верны оба суждения  4) оба суждения не верны

Тема: Слово о В.Г.Короленко. Знакомство с повестью «В дурном обществе»

Класс: 5

Тип урока: изучение нового материала

Цели:
1.Обучающая: познакомить учащихся с личностью В.Г. Короленко, с содержанием повести «В дурном обществе», его темой и идейным содержанием; 

2.Развивающия: развивать монологическую речь, творческие способности обучающихся, общеучебные умения и навыки;
3.Воспитательная: воспитать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову

Оборудование: иллюстрации к повести «В дурном обществе», презентация.

Литература:

1. Поурочные разработки по литературе. 5 класс/ под ред. О.Б. Беломестных и др. – М.: ВАКО, 2004.

2.Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Авт.- сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Слово учителя (10 мин)

  3. Комментированное чтение. Словарная работа (24 мин)

  4. Вывод (2мин)

  5. Информирование о домашнем задании (1 мин)

  6. Комментирование оценок (1 мин)

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Прозвенел звонок

                Начинается урок.

                Нам надо многое понять,

                Чтоб читателями стать.

2. Слово учителя.

Учитель:  В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают «как все», «как принято». Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — люди, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере таких людей мы учимся, как надо жить. Таким удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы был Владимир Галактионович Короленко. Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Короленко «В дурном обществе». Но прежде чем обратиться к произведению, поговорим о его авторе.

Вы видите его портрет на экране и в учебниках. Знакомо ли вам это имя?

Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 г. в Житомире на Украине. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами. Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был… умер, оставив нищих детей своих».

В учебнике дана небольшая биографическая статья о Короленко, откроем страницу 10 и прочитаем ее.

(Чтение статьи)

Учитель: Ребята, как вы считаете, почему дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности?

Ученик: Дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности, потому что отец был украинец, мать полячка. Дети знали три языка: русский, украинский и польский, посещали православный и католический храмы.

Учитель: Повесть «В дурном обществе», ориентированной на юных читателей, Короленко называл своей самой любимой. Впервые повесть была напечатана в журнале «Русская мысль» в 1885 году. В повести Короленко затрагивает такие вечные темы, как дружба, любовь, добро, сопереживание, раскрывает тяжелую жизнь бедных людей, существующих в условиях бесправия и нищеты. Идея — знать и уметь ценить дружбу и отзывчивость. Короленко восхищается представителями «дурного общества», которые обладают этими качествами, которых зачастую не хватает более успешным людям. 

Ребята, откроем страницу 11 и начнем читать повесть.

3.Комментированное чтение. Словарная работа.

Дурное общество- общество, в котором бытуют жестокие законы социального неравенства, общество, обрекшее бедняков на беспросветное существование и гибель. 

Перемежаются- сменять кого-либо, что-либо кем-либо, чем-либо, чередуя одно с другим.

Истлевших- сгореть, сгнить до конца.

Убежище- место, где можно укрыться, скрыться от чего-нибудь.

Ютившегося – помещаться на небольшом пространстве, жить в небольшом помещении.

Сконфуженные- смущенные.

Шмыгнуть – быстро проскользнуть куда-то.

Лукавство – коварство, неискренность.

Гримаса- это искажённое выражение лица человека, связанное с  каким-то чувством (испуг, боль, насмешка и т. п.).

Подземелье — подземное помещение или пространство.

Учитель: Мы прочитали первый абзац. О чем говорится в этом абзаце? Понравилось ли вам начало повести? Почему? От чьего имени ведётся рассказ?

Ученик: Да, нам понравилось начало повести «В дурном обществе». Рассказ ведется от имени мальчика Васи.

Учитель: Как ему живётся дома? Как складывались отношения Васи с отцом?

Ученик: Васе после смерти матери не хватает материнской любви, отец будто совсем позабыл о его существовании и заботится только о сестре Соне.

Учитель: Продолжаем чтение первой главы.

Учитель: Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа?

Ученик: Автор создает образ городка, живущего обыденной жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.

Учитель: Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?

Ученик: Старый Януш был некогда одним из графских служащих и поэтому Януш оставил в замке только бывших слуг или потомков слуг графского рода.

Учитель: Как Вася относился к происходящему?

Ученик: Вася относится к происходящему с презрением. Он не может забыть холодной жестокости, с которой жильцы замка гнали своих несчастных сожителей.

Учитель: Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?

Ученик: Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. “Дурным обществом” называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда-то одним из мелких графских служащих.

Учитель: Как автор описывает пана Тыбурция?

Ученик: В первой главе автор подробно описывает «наружность пана Тыбурция»: «Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум». Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Учитель: Как Короленко описывает детей Тыбурция в первой главе повести?

Ученик: Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырех лет.

Учитель: Ребята, давайте составим план прочитанной нами главы повести:

1.Смерть матери.
      2. Княж-городок.
      3. Замок на острове.
      4. Изгнание жильцов из замка.
      5. Новый приют изгнанников.
      6. Тыбурций Драб.
      7. Дети Тыбурция.

4. Выводы, итоги урока.

Учитель: — Что мы узнали на уроке?

-Что вам понравилось в рассказе?

5. Информирование о домашнем задании.

Учитель: Дома вы должны прочитать со 2 – по 4 главы повести.

6.Комментирование оценок.

Сегодня на уроке активно работали… , они получают оценку «пять». Хорошо дополняли и отвечали на вопросы … , вам ставим оценку «четыре». Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

  • План рассказа антоновские яблоки
  • План рассказа бежин луг 6 класс тургенев
  • План рассказа барышня крестьянка 6 класс кратко
  • План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко
  • План рассказа барсучий нос паустовского 3 класс по частям