План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Организация: мбоу прогимназия 90 г. челябинсканаселенный пункт: г. челябинсккарта урока литературного чтения.тема: юмористический рассказ н.н. носова живая шляпа.цель: ознакомить

Организация: МБОУ «Прогимназия № 90 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Карта урока литературного чтения.

Тема: Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Цель: ознакомить учащихся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа».

• познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, иллюстрациям.

• предметные: умение выразительно читать, интонационно соблюдая знаки препинания; находить в тексте литературные приёмы.

• регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

• коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения; высказывать своё мнение, опираясь на личный жизненный опыт.

• личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; развитие эстетических чувств; воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

• познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

• коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

• личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок чтения – дистанционный, а это значит, что мы с вами будем общаться на расстоянии. Немножко непривычно, но мы справимся.

Для урока вам понадобится: компьютер, хорошее настроение, учебник литературного чтения 2 часть.

2. Актуализация знаний.

1) Какой раздел изучаем?

С какими авторами уже познакомились?

Какое произведение тебе понравилось больше? Почему?

2) Прочти скороговорку сначала медленно, четко проговаривая все слова:

Дайте плюшку в плошку кошке

Будет кушать понемножку,

А совсем не понарошку

С дружкой мышкой Нюшка кошка

А теперь, прочти вопросительно. Прочти с грустью, радостно. Постарайся прочесть как можно быстрее, четко проговаривая все слова.

Молодец!

Скажите, о чем говорится в чистоговорке?

Что ты знаешь о котах?

Писатели – детям.

Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Николай Носов.

3. Самоопределение к деятельности

Чтобы понять, о чем пойдет речь, прочти стихотворение:

На каток нужна ушанка,

На морях нужна панамка,

В лесу — в платочке веселей,

Но в шляпке я всего милей

Что в своем стихотворении перечисляет автор?

Как, одним словом, можем назвать все перечисленные предметы?

Совершенно верно!

Скажи, а что такое шляпа?

Веришь ли ты в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня, ты найдёшь ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ. Как ты думаешь, о чем будет рассказ?

Ушанку, панамку, платочек, шляпу.

Головные уборы.

Шля́па — головной убор, состоящий из двух частей: тулья́ — часть, покрывающая голову; поля — выступающая за края для защиты лица, плеч, шеи от солнца, ветра и атмосферных осадков.

4. Работа по теме урока.

Ты познакомишься с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и мы. Из произведения Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».

Перейди по указанной ссылке и прослушай рассказ: https://yandex.ru/efir?stream_id=vClfKXLXvftE

Как ты думаешь, этот рассказ смешной или страшный?

Кто у тебя вызвал смех, а кого было жалко?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

5. Словарная работа.

В тексте встречаются неизвестные слова, давай уточним их значение:

Что такое КОЧЕРГА?

Что такое КОМОД?

Каким, словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Треснуть — ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

6. Работа с учебником.

Открой учебник на стр. 54-58 самостоятельно прочитай рассказ.

7. Физ.минутка.

Предлагаю отдохнуть. Включи видео, встань и повторяй движения: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

8. Анализ содержания.

1) Ответь на вопросы устно:

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Вовка?

Кто попал картошкой в шляпу?

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

Скажи, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?

Отлично!

Васька.

Васька сидел на полу возле комода.

Васька увидел на шляпе муху.

В начале рассказа Васька ловил мух.

Володя и Вадик.

Кочергу и лыжную палку.

Шляпа лежала возле стола и не двигалась.

Вадик хотел спугнуть, стучать по полу кочергой.

Вовка предложил кидать картошкой в шляпу.

В шляпу попал Вадик.

Мальчики увидели котенка.

Мальчики обрадовались.

Предположения.

9. Закрепление изученного.

2) Приготовь карандаш.

Расставь события в порядке их следования:

На комоде, на самом краю лежала шляпа.

Они взяли кочергу и лыжную палку…

Они раскрашивали картинки …

— Васька! – обрадовались ребята.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

… хотел поднять шляпу и вдруг как закричит…

Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

3) Соотнеси картинку, с заголовком:

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Володя и Вадик сидели дома.

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Вовка и Вадик пошли в атаку.

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Мальчики трясутся от страха.

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Шляпа живая?

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Это же наш котенок Васька!

4) К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем?

Совершенно верно!

Что такое рассказ?

Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Подумай, если этот рассказ юмористический, мы его весь будем читать радостно?

Почему?

Верно! Умница!

Тогда, тебе с легкостью удастся выполнить следующее задание.

5) Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какие чувства испытывали герои.

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

Чувства мальчиков Авторские слова

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
— Ай! — и прыг на диван.

-Я у-у-хо-хожу! — говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Это рассказ.

Рассказ – это произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.

Нет.

Потому что герои рассказа совершали разные действия и при этом испытывали разные эмоции.

9. Итог урока.

Давай повторим!

Как называется рассказ, который мы читали?

Кто его автор?

1) Открой ссылку и выполни тест: https://nickdegolden.ru/test-po-rasskazu-zhivaja-shljapa/

Молодец!

2) Прочти пословицы.

• Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  • У страха глаза велики.

Обведи ту, которая подходит к содержанию рассказа.

«Живая шляпа»

Николай Николаевич Носов.

10. Рефлексия.

Рассмотри картины.

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

План рассказа у страха глаза велики 2 класс литературное чтение

Чем они отличаются друг от друга?

Какое настроение у тебя осталось после прочтения?

Раскрась кружочек с картинкой, соответствующей твоему настроению.

Спасибо!

Первая в холодных тонах – передает грустное настроение.

Вторая яркая – передает веселое настроение.

11. Домашнее задание.

Подготовь пересказ.

Спасибо за урок!

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1, Ч.2. – М.: «Просвещение», 2010. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Анащенкова С.В. и др. – М.: «Просвещение», 2011

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2ч. – М.: «Просвещение», 2016

3. Светловская, Н. Н. Встречи с писателями [Текст] : пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 248.

4. Стефанеко Н.А.. Литературное чтение: Методические рекомендации. 2 класс. – М.: «Просвещение», 2012

5. Кржижановский С. Читатель // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925.

6. Лавлинский СП. Технология литературного образования. Коммуникатив-но-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов.— М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.

7. Методы и приёмы работы с ключевыми словами текста на уроках русского

языка и литературы : сборник методических рекомендаций. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017 – 48 с.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Литературное чтение»

для обучающейся 2 класса с ОВЗ НОДА (вариант 6.2.)

(надомное обучение)

2020 — 2021 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)

  • Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

  • Приказом Минобрнауки от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897»

  • СанПина 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 268. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Основной образовательной программы МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;

  • Положения о рабочей программе МБОУ «Средняя образовательная школа № города Новоалтайска Алтайского края»;

  • авторской рабочей программы Климанова Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. — М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа составлена для индивидуального обучения на дому, с учётом индивидуальных способностей ребёнка. В авторскую программу внесены изменения:

  • по общему количеству часов, отводимых на изучение программы

  • по количеству часов, отводимых на изучение элементов содержания программы, учитывая особенности обучающейся;

  • в порядок изучения разделов программы, что способствует увеличению количества времени отводимых на изучение сложных тем курса.

Цели программы:

 Продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, пробуждать интерес к словесному творчеству и  к чтению художественных произведений.

Задачи программы:

  • Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

  • Учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся.

  • Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление.

  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус.

  • Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

  • Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе.

  • Формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.

  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности.

  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

  • Обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения.

  • Работать с различными типами текстов.

  • Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

У обучающейся будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке;

  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;

  • представления об общих нравственных категориях (доброте, зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступках, так и поступков других людей;

  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этническими требованиями;

  • ориентация на здоровый образ жизни;

  • понимание чувств других людей и способность сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой; — познавательная мотивация учения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающаяся научится:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;

  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

  • использовать изученные правила, способы действий, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать собственную учебную деятельность и действия, необходимые для решения учебных задач;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов и с помощью способов контроля результатов;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;

  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;

  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать ее в работе над ошибками.

Познавательные УУД :

Обучающаяся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе, схемы для решения учебных задач; — дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тесты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать понятия; осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • троить речевое высказывание с позицией передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные УУД

Обучающаяся научится:

  • вступать в общение с учителем, задавать вопросы на уточнение;

  • создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

  • употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога; находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию;

  • оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;

  • оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях;

  • находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет.

Обучающаяся получат возможность научиться:

  • высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • понимать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • участвовать в диалоге, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;

  • опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;

 Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений , понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование-создание текста по аналогии, рассуждение- письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

Из них количество проверочных работ

Проверим себя и оценим свои достижения

Проекты

Самое великое чудо на свете

1

1

Устное народное творчество

5

1

Люблю природу русскую. Осень

2

1

Русские писатели

4

1

О братьях наших меньших

4

1

Из детских журналов

2

1

1

Люблю природу русскую. Зима

3

1

Писатели – детям

4

1

Я и мои друзья

3

1

Люблю природу русскую. Весна

2

1

1

И в шутку и всерьез

3

1

Литература зарубежных стран

3

1

1

Итого

35

Календарно-тематический поурочный план

урока

Тема урока, виды деятельности обучающихся (контрольные, лабораторные работы, развитие речи, экскурсии и т.д.

Дата

проведения

Самое великое чудо на свете (1ч)

1

Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

Устное народное творчество (5ч)

2

Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки, считалки и небылицы малые жанры устного народного творчества

3

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

4

Русская народная сказка «Каша из топора»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Проверим себя и оценим достижения по разделу «Устное народное творчество»

Люблю природу русскую. Осень. (2 ч)

5

Картины осенней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила…».

6

А.Фет «Ласточки пропали…», «Осенние листья» — тема для поэтов.

В.Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» М.Пришвин «Осеннее утро»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую»

Русские писатели (4 ч)

7

А.С.Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». Лирическое стихотворение А.С. Пушкина

8

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

9

И.А.Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»

10

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Котёнок». Л.Н.Толстой «Филиппок».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Русские писатели»

О братьях наших меньших (4 ч)

11

Научно-популярный текст Н.Сладкова.

А.Шибаев «Кто кем становится»

12

Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок».

13

М.Пришвин «Ребята и утята». Е.Чарушин «Страшный рассказ»

14

В. Бианки «Музыкант», «Сова». Б. Житков «Храбрый утёнок»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «О братьях наших меньших»

Из детских журналов (2 ч)

15

Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?», «Что это было?», «Очень-очень вкусный пирог», С.Маршак «Весёлые чижи». Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка»

16

Проект «Мой любимый детский журнал».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Из детских журналов»

Люблю природу русскую. Зима. (3 ч)

17

Зимние загадки.

И.А.Бунин «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Я.Л.Аким «Утром кот принёс на лапах…», Ф.И.Тютчева «Чародейкою Зимою…». С.А.Есенин «Поёт зима, аукает…», «Берёза».

18

Русская народная сказка«Два Мороза».

19

С.В.Михалков «Новогодняя быль», А.Л.Барто «Дело было в январе…», С.Д.Дрожжин «Улицей гуляет…»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Люблю природу русскую. Зима»

Писатели детям (4 ч)

20

К. И. Чуковский. Сказки. «Федорино горе».

21

С.Я.Маршак «Кот и лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок».

22

А.Л.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука…», «В школу, «Вовка – добрая душа»

23

Н.Н.Носов «Затейники», «Живая шляпа», «На горке». Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Писатели детям»

Я и мои друзья (3ч)

24

В. Берестов. «За игрой». В. Лунин «Я и Вовка».

25

Н.Булгаков «Анна, не грусти!». Ю.Ермолаев «Два пирожных»

26

В.Осеева «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Я и мои друзья »

Люблю природу русскую. Весна. (2ч)

27

Весенние загадки. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды». А.Н.Плещеев «Весна», «Сельская песенка».

А.А.Блок «На лугу». С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот…».

А.Н.Плещеев «В бурю». Е.А.Благинина «Посидим в тишине»

Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»

28

Проект 9 мая. Оценка планируемых достижений.

И в шутку и всерьез (3ч)

29

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни-Пуха». Э.Н.Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память».

30

В.Д.Берестов «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»

И.П.Токмакова «Плим», «В чудной стране».

Г.Б.Остёр «Будем знакомы»

31

В.Ю.Драгунский «Тайное становится явным».

Оценка планируемых достижений

Литература зарубежных стран (3ч)

32

Американские народные песенки. Английские народные песенки Французские народные песенки. Немецкие народные песенки

33

Шарль Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

Э.Хогарт «Мафин и паук»

34

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

Оценка планируемых достижений

35

Резерв

19 ноября 

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря в сказке. Характеристика героев сказки

 Сегодня познакомимся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

По этому произведению снят мультфильм. Предлагаю вам посмотреть. 

А  теперь поработаем с текстом.  Произведение длинное. Поэтому разделите его на 3 части (как раз на 3 дня). 

1 часть — с. 90-94 (до слов внизу «Воротился старик ко старухе…»)

2 часть — с. 94 -97 (до слов «Старик к старухе воротился …»)

3 часть — с.97 — 100.

В сказке встречаются устаревшие слова, т.е. слова, которые мы уже не употребляем.

В конце в словарике найдите и прочитайте значение выделенных слов. 

Значение слов, которых нет в словаре:

Корыто — предмет хозяйственного обихода, открытая продолговатая ёмкость для стирки белья, корма скота и т. п. 

Землянка — углублённое в землю жилище, прямоугольное или округлое в плане, с перекрытием из жердей или брёвен, засыпанных землёй.

Душегрейка — женская тёплая кофта без рукавов.

Кичка — старинный русский праздничный головной убор замужней женщины.

Царские палаты  это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.

Д/З Вам нужно будет за три дня (до понедельника) прочитать это произведение.

В понедельник в классе будем работать по тексту  выборочным чтением. 

17 ноября 

Тема: А. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».  А. Пушкина «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

 Сегодня начинаем новый раздел «Русские писатели» и познакомимся с их  произведениями. 

А.С. Пушкин. 

AVvXsEgCJs6b7ufyTpfGDvLCtmec44exoL2F7Hkz5G4TusA9cKTI2x7aCf0aJ E xdq4AnCKYq3k9c lD9bEeep8hpK6nLjhuSQcoMDul9yvjDjYGnNHFRv6mG9u6E39VQ89bpD3dknAMIK26lC ygi9F4FWhd04yg34bdiL69l91G3ebclVKFD23 LqCdC5Q=s320

Посмотрите краткую биографию поэта.

Познакомьтесь с отрывками его произведений в учебнике на с. 85. Узнали из каких сказок? 

А.С. Пушкин писал не только стихи. В списке его творчества есть поэмы и романы. 

Поэма — это это литературный жанр, повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему. (повествование, т.е. рассказ, но в стихотворной форме).

Роман — это литературный жанр, большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

В ваших учебниках даны отрывки из таких произведений. Н с. 86-87 познакомьтесь с отрывком, который является вступлением к поэме «Руслан и Людмила». Выполните задание №3 на с. 87 (устно).

И ещё два отрывка, но уже из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». На с. 89 прочитайте отрывок. Устно ответьте на вопрос № 1. 

А вот отрывок на с. 88 вам нужно будет выучить наизусть. 

Д/З Прочитать с. 84-89. Выучить отрывок с. 88.

 16 ноября 

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».  

 Мы заканчиваем раздел «Люблю природу русскую. Осень». 

На с. 78 прочитайте рассказ М. Пришвина «Осеннее утро». Ответьте на вопросы №1 и 

№ 2. 

Ниже прочитайте стихотворение И. Бунина. Составьте небольшой рассказ на тему «Утро в осеннем лесу». Опорные слова даны в задании № 3 под стихотворением.  

15 ноября

 Тема: В. Брюсов «Листья сухие…»,  В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» (Из энциклопедии)

   Продолжаем знакомиться с поэтами и их стихотворениями об осени.

 Выразительно прочитайте в учебнике  новые стихотворения на с. 74 — 76.  Ответьте на вопросы. 

 Познакомьтесь с текстом на с. 77. 

Это текст из энциклопедии. А что такое энциклопедия? 

Энциклопедия — это научное справочное пособие по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря.              

 Нарисуйте на листе бумаги  «жителей» особого царства живой природы. 

Кто не рассказал стихотворение — жду.

12 ноября                     

Тема урока:   А. Толстой «Осень…». С. Есенин «Закружилась листва золотая…». В. Брюсов «Листья сухие…», И. Токмакова «Опустел скворечник…», выразительное чтение стихотворений

Цель: познакомиться с произведениями разных поэтов; учиться читать с выражением и наизусть.

 1. Прочитайте стихотворения поэтов об осени на с. 73-75

2.Ответьте на вопросы 

Физминутка

3. Послушайте ещё одно стихотворение

4. Прочитайте это стихотворение на с. 72.

5 Выучите наизусть. 

Жду видео ваших выступлений.

 10 ноября

Тема урока: К. Бальмонт «Поспевает брусника», А. Плещеев «Осень наступила…». А. Фет «Ласточки пропали…».  Внеклассное чтение 2. Стихи об осени. 

Цель: познакомиться со стихотворениями разных поэтов об осени; учиться читать стихи с выражением.

 1. Работа по учебнику

Прочитайте стихотворения на с. 69-71. Ответьте на вопросы после каждого стихотворения. 

  Озимь – это:

 1.Осенние посевы однолетних злаков, прорастающих осенью и зимующих под снегом.
2.Всходы таких злаков.

Потренируйтесь читать  с выражением.  Какие стихотворения об осени вы знаете?

Д/З подготовьтесь читать с выражением любимое стихотворение об осени. (не наизусть)

9 ноября

Тема урока:  Люблю родную природу. Осень. Картины осенней природы. Осенние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. Образ осени в загадках. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Цель: познакомиться с новым разделом, учиться сопоставлять загадки и отгадки про осень; познакомиться с творчеством Ф.Тютчева. 

 Сегодня познакомимся с новым разделом «Люблю природу русскую. Осень».

1. Работа с учебником 

Откройте учебник на с. 65 и прочитайте, с чем мы познакомимся, чему научимся, изучая этот раздел.

На с. 66 прочитайте обращение к учащимся. 

—    — А вам нравится осень? Если да, то чем?                                                                                На с. прочитайте загадки. Проверьте себя (внизу страницы написаны отгадки). 

      Физминутка 

      2.   Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

      Федор Иванович Тютчев (1803–1873 гг.) – знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Одна из главных тем в творчестве поэта – тема природы. Послушайте его стихотворение «Есть в осени первоначальной…»                                                                                               

 А теперь прочтите это стихотворение на с. 68 самостоятельно. Ответьте на вопросы ниже.    Д/З выразительно читать стихотворение

8 ноября

Тема урока: Внеклассное чтение.  Русская народная сказка. «Гуси-лебеди». Рассказывание сказки по рисункам и по плану. Выборочный пересказ. 

Цель:    познакомимся с русской народной сказкой
«Гуси-лебеди» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
;
будем учиться характеризовать героя сказки по его
поступкам; совершенствовать выразительность чтения, развивать воображение.

  1. Повторение

Ребята, мы продолжаем знакомство со сказками. Давайте вспомним с какими сказками мы успели познакомиться: Петушок и бобовое зернышко; У страха глаза велики; Лиса и тетерев; Лиса и журавль; Каша из топора.  Эти сказки можно разделить на две группы: 

— бытовые сказки

— сказки о животных

Задание 1: разделите пройденные  сказки на эти две группы.

2. Работа над новым материалом

Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом сказок — волшебными.

В
волшебных сказках, как и в бытовых, основные персонажи — люди, но если в
бытовых сказках герои становятся победителями преимущественно благодаря своему
уму, смекалке, смелости, хитрости, то здесь победа одерживается с помощью
чародейства. 

2.1 Предлагаю вам послушать сказку. Гуси — Лебеди

2.2 Работа по учебнику

Откройте учебники с. 48. Найдите выделенные слова в Словарике (в конце учебника).

Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка

Прочитайте сказку.

3. Закрепление 

3.1 Проверка понимания текста.

 — Понравилась вам
сказка?

— Что в сказке
волшебного?

— Назовите героев
сказки.

— Куда ушли мать и
отец?

— Что они сказали
дочке? Послушалась ли она родителей?

— Кто унёс братца?

— Кого встретила
девочка, когда побежала искать братца?

— Помогли ли они в
поиске? Почему?

— Где она нашла
братца?

— Кто помог ей увести
оттуда братца? Почему?

—  Кто помог им
вернуться домой?

— Как бы вы охарактеризовали героиню сказки?

 Д/З Перескажите сказку, пользуясь планом:

1.    Потеря брата.

2.    Поиск.

3.    В избушке у Бабы Яги.

4.    Возвращение домой.

 

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе

Арисланова Людмила Михайловна, учитель начальных классов , ГБОУ школа- интернат г. Владикавказ

Базовый учебник: Климанова Л.Ф «Литературное чтение», 2 класс, Москва, изд. «Просвещение»

Тема: Сказка «У страха глаза велики»

Цель: познакомить учащихся с народной сказкой; совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения; совершенствовать умение делить текст на части; развивать речь, мышление, воображение.

Тип урока: комбинированный.

 Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героя сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план, находить слова.

Формирование УУД:

Личностные:

1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности;

4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова.

Регулятивные (способность организовать свою деятельность):

1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

3.Адекватно оценивать свои достижения;

4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

Познавательные (искать, получать и использовать информацию):

1.Осознавать познавательную информацию;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию;

3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами;

4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;

6. Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения;

   7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;

Коммуникативные:

2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Межпредметные связи: ИЗО, математика, русский язык.

Ресурсы: учебник, предметные картинки, цветные карандаши.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мотивация к деятельности.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.

Л. Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес

 Учащиеся настраиваются на работу.

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

— Восстановите  последовательность сказки по сюжетным картинкам. Выразительное чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Л. Положительное отношение к учению, познавательный интерес; Р. Контролировать процесс и результаты деятельности; П. Понимать информацию, в разных формах; К. Вступать в сотрудничество с учителем и учащимися.

  1. Речевая разминка.

             Сова

У совы-совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнем,

Ночью видят все, как днем!

Неохота, братцы,

Мне с тобой встречаться!

Л. Готовность преодолевать трудности;

Р. Контролировать процесс, вносить коррективы;

П. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной,  переводить её в словесную форму;

К. Вступать в  сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

  1. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности

Фронтальная работа

—  Как вы думаете, почему герой стихотворения не желает встречаться с совой?

— А когда вам бывает страшно?

— Были ли у вас случаи, когда вы, в темноте один предмет приняли за другой?

— Сегодня мы будем читать сказку о страхе. Прочитайте её название. Как вы его понимаете?      

Л. Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес;

Р. Контролировать процесс и результаты деятельности; П. Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной;

 К. осуществлять совместную деятельность

Ответы детей.

  1. Открытие новых знаний.

Фронтальная  работа

Чтение сказки учителем. Чтение сказки цепочкой по абзацам, подготовленными учащимися.

Первичная проверка понимания:
— Понравилась вам сказка? Веселая она или нет?

Л   Л. Эстетические чувства, в  т.ч. чувство точного,                                

Я  яркого слова.

Р. Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

П. Понимать информацию, представленную в разных

 формах:     из    изобразительной, схематичной, модельной;

      переводить её в словесную форму;

К. Участвовать в диалоге, в общей беседе.

Дети читают текст. Отвечают на вопросы.

Физкультминутка

Раз, два, три — ручками похлопайте.

                                                                           Раз, два, три — ножками потопайте

                                                                            Раз, два, три — потянитесь дружно.

                                                                            Раз, два, три – улыбаться нужно!

  1. Первичное осмысление и закрепление

Фронтальная работа

Словарная работа

-Как образованы слова «водоносы», «схоронилась»?

 Работа с именами

— Назовите героев сказки? Как называли рассказчики героев сказки? (хохотушка, старушка, норушка, клохтушка)

Работа с пословицами

На доске записаны пословицы. Найдите те, которые соответствуют сказке:

  • Где ум, там толк.
  • У страха глаза велики.
  • На ловца и зверь бежит.
  • Мир освещается солнцем, а человек знанием.
  • Солнце, воздух и вода – лучшие доктора.
  • Кто робеет, того бьют.

В каждой шутке есть доля правды.

Вода — носить

Притаилась, спряталась, укрылась, сокрылась …

Бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.

Дети выбирают пословицы и объясняют свой выбор.

  1. Итог урока

Фронтальная работа

— С какой сказкой познакомились?

— О чем эта сказка?

— Сколько действующих лиц в сказке?

К. Читать и слушать, извлекая нужную информацию Отвечать на итоговые вопросы урока.  

  1. Рефлексия

Индивидуальная работа

— Ребята, с каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

Р. Оценивать свои достижения.

Ученики оценивают свою работу с помощью «смайликов».

  1. Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки.                  

Л    Оценивать свои достижения;

.

Методы работы с художественной литературой. Детская  литература  в России возникла на основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно- эстетическому и нравственному формированию многих поколений. Произведения  художественной литературы раскрывают перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героев. Научившись сопереживать с героями  художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, доброта и любовь. Основными методами ознакомления с художественной литературой  являются следующие:   1) ЧТЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ по книге или наизусть. Это дословная передача текста. 2) РАССКАЗЫВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ. Это относительно свободная передача текста 3) ИНСЦЕНИРОВАНИЕ. средство вторичного ознакомление с художественным произведением. 4) ЗАУЧИВАНИЕ НАИЗУСТЬ или пересказ текста. Традиционно в  методике  работыс худ. литературой принято выделять две формы  работы  с книгой в детском саду: чтение и рассказывание. Дети первой младшей группы только начинают своё знакомство с миром художественного слова: Воспитатель приучает малышей слушать коротенькие потешки, песенки, сказки и авторские произведения( стихотворные и прозаические) , обязательно сопровождая чтение показом игрушек, персонажей настольного театра, картинок и прочих наглядных материалов. Педагог побуждает детей договаривать отдельные слова и даже фразы( в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка) . Воспитатель приобщает ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах. Вторая мл. гр. может решать уже более сложные задачи на занятиях по чтению художественной литературы: Дошкольники учатся прослеживать сюжетную линию, сопереживать персонажам. Воспитатель подводит малышей к пониманию поступков героев и их последствий. Малыши под руководством педагога учатся инсценировать коротенькие отрывки из сказок, песенок, потешек. Дети заучивают наизусть небольшие по объёму стихотворения и потешки. . К задачам чтения художественной литературы с детьми средней группы относятся: Формирование у детей представления о том, что книги содержат много интересной и познавательной информации. Углубление знаний об иллюстрациях, их значении в книге. Формирование навыка нравственной оценки произведения. Развитие способности к сопереживанию героям. В старшей группе список задач расширяется: Воспитатель приучает дошкольников слушать большие произведения( по главам) . Педагог побуждает детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения. Воспитывается чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворения. Продолжается формирование навыков выразительного чтения стихотворений, чтения по ролям. Объясняются в доступной детям форме понятие жанра, жанровые особенности сказки, рассказа, стихотворения. Дошкольники учатся сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. К задачам подготовительной группы относятся: Совершенствование умения понимать выразительность языка художественного произведения, красоту поэтического слова. Развитие у дошкольников чувства юмора. Развитие умения ставить себя на место литературного персонажа. Отработка навыков выразительного чтения, драматизации произведения( проявление эмоций посредством интонации, мимики, жестов) . Углубление понятия «жанр», развитие умения их различать. Типы занятий по чтению в детском саду. Можно выделить несколько типов занятий по чтению художественной литературы с дошкольниками: Чтение, рассказывание либо пересказ какого- то одного произведения. Чтение двух и более произведений, которые объединяет одна тематика или образ( например, стихи о зиме, осени и т. д. , русские народные сказки о медведе, лисе, зайчике) . При этом можно комбинировать тексты одного либо разных жанров. Например, на тему дружбы: басню Л. Толстого «Два товарища» с рассказом той же тематики В. Осеевой «Синие листья». О зиме: загадку, стихотворение «Всюду снег» А. Бродского и рассказ «Зимой» И. Соколова- Микитова. О вежливом и уважительном отношении к окружающим: рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «Печенье», «Просто старушка» и русскую народную сказку «Морозко». Одно произведение детям может быть уже известны, а с другим они только будут знакомиться. 3. Объединение на занятии произведений разных видов искусства. Например, чтение сказки «Снегурочка» и прослушивание фрагментов из одноимённой оперы Н. Римского- Корсакова или чтение сказки «Иван Царевич и Серый Волк» и рассматривание к ней иллюстраций В. Васнецова. Чтение либо рассказывание с опорой на наглядность. Как правило, это повторное рассказывание сказки с показом игрушек, персонажей театра( настольного, кукольного, на фланелеграфе) , демонстрацией слайдов. Подготовка к занятию включает следующие моменты: — выбор произведения в соответствии с разработанными критериями( художественный уровень и воспитательное значение) , с учетом возраста детей, текущей образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой; — определение программного содержания – литературной и воспитательной задач; — подготовка воспитателя к чтению произведения: нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное( прочувствовали его) . С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков. Далее идет работа над выразительностью передачи: ( основной тон, интонации) ; расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции. Обяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: замена Другим словом во время чтения прозы, Подбор синонимов( избушка лубяная – деревянная, горница – комната) ; употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинк ой( «течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке) ; . Методика проведения занятия по художественному чтению зависят от типа занятия, содержания литературного материала возраста детей. В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением- выразительное чтение воспитателя, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения, знакомство с писателем: демонстрация портрета, припоминание знакомых произведений данного автора, рассматривание книг, иллюстраций к ним, показ предметной наглядности, создание игровых ситуаций, постановка проблемного вопроса, объяснение непонятных слов и др. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр( рассказ, сказка, стихотворение) , имя автора. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы. По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Во второй части проводится беседа о прочитанном, помогающая определить жанр, основное содержание, особенности структуры произведения, средства художественной выразительности. Как правильно провести с детьми беседу по прочитанному произведению. Не нужно стремиться к тому, чтобы дети просто детально воспроизводили текст: вопросы должны быть продуманными, способствующими лучшему пониманию смысла, углублению эмоций Примеры вопросов на выявление эмоционального отношения к героям: Кто из персонажей сказки больше всего понравился и почему? На кого бы вы хотели быть похожи? С кем бы вы не стали дружить? Вопросы на выявление ключевого смысла произведения: Кто виновен в том, что мама- воробьиха потеряла свой хвост( М. Горький «Воробьишко») ? Почему сказка «У страха глаза велики» так называется? Вопросы на обнаружение мотива: Отчего Машенька не разрешала медведю отдыхать по дороге к бабушке и дедушке( «Маша и медведь») ? Почему мама превратилась в птицу и улетела от своих детей( ненецкая народная сказка «Кукушка») ? Зачем лиса намазала себе голову тестом( «Лиса и волк») ? Вопросы подводящие к выводам Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю? Особенно необходима аналитическая беседа при прочтении произведений о природе или человеческом труде( например, С. Маршак «Откуда стол пришёл», В. Маяковский «Конь- огонь», С. Баруздин «Кто построил этот дом? » и другие) . Педагог не должен от содержания книги переходить к нравоучениям и моральной беседе о поведении отдельных детей в группе. Речь должна идти только о поступках литературных героев: сила художественного образа порой оказывает большее воздействие, чем нотации.   В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого. Чтобы занятие прошло успешно, надо учесть следующее: Занятие должно быть эмоционально насыщенным. Прежде всего это касается манеры речи воспитателя. Ребята должны видеть заинтересованное лицо педагога, его мимику и артикуляцию, а не просто слышать голос. Для этого он должен смотреть не только в книгу, но и на лица детей, чтобы видеть их реакцию. Прозаические произведения( сказки, рассказы) можно рассказывать, а не читать. Что касается стихотворений, то они обычно читаются голосом средней громкости( хотя некоторые нужно рассказывать тихо или, наоборот, громко) и медленно, чтобы дошкольники поняли, о чём идёт речь. Для большей наполненности занятия можно включать в него аудиозаписи( например, где К. Чуковский сам читает свои стихотворные сказки) . В процессе чтения не нужно отвлекать воспитанников дисциплинарными замечаниями: для этой цели педагог может повысить или понизить голос, сделать паузу. К приемам художественного чтения и рассказывания  относят: основной тон, логические ударения, темп, силу голоса, голосовые интонации, позу, мимику, жесты.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План рассказа снежный зайчик сутеева
  • План рассказа солдатская каша
  • План рассказа томка испугался
  • План рассказа слово о полку игореве 9 класс по литературе
  • План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии