План рассказа толстого филиппок

Организация: мбоу сош3 им. в.а. ермолаева населенный пункт: краснодарский край, мостовского района, с. шедокцель урока: научить учащихся осмыслению и анализу

Организация: МБОУ СОШ№3 им. В.А. Ермолаева

Населенный пункт: Краснодарский край, Мостовского района, с. Шедок

Цель урока: научить учащихся осмыслению и анализу художественного произведения на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Задачи урока:

— научить учащихся выделять основную мысль и основные проблемы, поднятые автором в произведении;

— развивать первоначальные навыки анализа художественного произведения, логическое мышление учащихся;

— прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

— развивать навыки говорения, расширить словарный запас учащихся;

— воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать ближнему.

Ход урока

1.Организационные моменты.

2. Мотивация учебной деятельности.

Портрет Л.Н. Толстого и краткие биографические сведения.

История создания рассказа «Кавказский пленник»: (Слайды 1,2,3,4)

Слово учителя: «В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году».

3. Устная работа по вопросам. (Слайды 5,6,7)

— Тема и идея художественного произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.

— Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Композиционные составляющие рассказа (дать основные понятия по структуре построения прозаического произведения малого жанра)

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. (ввести новый термин «антитез», дать его определение: «противопоставление образов героев, картин, слов, идей, понятий».

Вопросы к классу: (Слайды 8,9,10)

1)- Какие герои, картины противопоставляются в рассказе?

-С какой целью Л.Н. Толстой противопоставляет образы главных героев рассказа Жилина и Костылина?

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

План:

1.Военное звание.

2.Внешняя характеристика:

3.Плен:

а) место жительства в плену;

б) питание пленных;

в) занятия;

г) подготовка к побегу;

4.Первый побег.

5. Второй побег.

Фронтальный опрос учащихся: (Слайд 11,12,13)

— Что общее у героев и что их различает?

— Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?

(Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?

(Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама)

— Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)

Жилин: ходит по аулу, всматривается, выпытывает информацию, считает дни,

рукодельничает

Костылин: скучает, спит, полагается только на внешнюю помощь

(Слайды 14,15,16,17)

Введение термина «антитеза». Антитеза- (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, героев-антагонистов.

  • глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин — ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию горцев?

(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;

— Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;

— однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?

(Он все равно был для них чужой, человек иной веры. Для них он – враг

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?

— Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.

— А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

ФИЗМИНУТКА: (5 мин.) упражнения из рекомендованного комплекса.

2) Обсуждение второй сквозной темы рассказы: милосердие и сострадание к ближнему (Слайды 18,19,20)

а) В чем проявляется сострадание татарской девочки Дины к пленникам?

б) В чём проявляется благородство и сострадание к ближнему со стороны Жилина? (привести пример из эпизода первого побега пленников, отношения Жилина и Костылина к своим близким, оставшимся на родине)

-Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

Работа с текстом произведения:

Проанализируйте текст произведения и определите какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

(Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока.

1. Чему учит рассказ?

2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?

Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

7. Домашнее задание.

Написать домашнее сочинение на тему: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

8.Рефлексия: (Слайд 21)

1. Что вызвало наибольший интерес при чтении рассказа?

2. Какой герой понравился и почему?

3. Что в рассказе вызвало неприятие или непонимание?

4. Какие мысли возникли после прочтения рассказа, о чем он заставил задуматься?

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

учащиеся умеют пересказывать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»;

— у учащихся сформировано умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении

Личностные УУД:

— у учащихся сформирован навык анализа художественного произведения, логическое мышление;

— учащиеся умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

— у детей сформировано умение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

— сформировано умение определить учебные задачи, составлять план и последовательность действий, контроль знаний;

— сформировано нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа;

учащиеся умеют быстро ориентироваться в потоке информации, находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию.

.Познавательные УУД:

— учащиеся могут строить объяснение и логическую цепь рассуждений в устной форме по предложенному плану;

— сформулировано умение ставить проблему, структурировать тексты.

План рассказа толстого филиппок



8



0

Рассказ «Филипок» был написан Львом Толстым специально для детей, чтобы заинтересовать тех учебой в школе. Рассказ очень небольшой, но поучительный. Его очень легко пересказать пользуясь небольшим планом.

План пересказа рассказа льва Толстого «Филипок»:

  1. Филипка не взяли в школу так как он слишком мал
  2. Взял он отцовскую шапку и пошел в школу сам
  3. По дороге пришлось Филипку убегать от собак
  4. Зашел Филипок в школу а учитель и спрашивает его, кто он такой
  5. У Филипка язык отнялся от страха, но ребята сказали кто он
  6. Посадил учитель Филипка на лавку
  7. Стал показывать ему буквы, а Филипок умел читать
  8. Учитель похвалил Филипка и тот стал ходить в школу.

План рассказа толстого филиппок



3



0

Небольшой рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» поветствует о маленьком мальчике Филиппе, который, несмотря на возраст, очень хочет посещать занятия в школе. Можно составить такой план пересказа рассказа «Филипок»:

  1. Филипок — еще маленький мальчик, и мама не пустила его в школу.
  2. Дома мальчику скучно, и он решил, несмотря на запрет, отправиться в школу.
  3. Непростой путь Филипка в школу.
  4. Встреча с учителем — мальчик растерялся и испугался.
  5. Школьники узнали Филипка и сообщили учителю, кто он такой.
  6. Филипок показывает учителю свое умение читать.
  7. Учитель похвалил Филипка и позволил ему ходить в школу со старшими ребятами.

План рассказа толстого филиппок



3



0

Рассказ «Филипок» по объему небольшой, но емкий.

План к рассказу можно придумать такой:

  1. Филлипок остался дома, когда его братик пошел в школу.
  2. Мальчику стало скучно и он решил тоже пойти в школу.
  3. По дороге на Филипка напали собаки, мальчик сильно испугался.
  4. Баба с ведрами спасает мальчика и помогает зайти в школу.
  5. Филипок испугался учителя и не знает, как ему ответить.
  6. Школьники узнали Филипка.
  7. Филипок начинает хвастаться своими знаниями.
  8. Учитель дает добро и Филипок теперь тоже школьник.

Ознакомиться с полным содержанием рассказом «Филипка» можно на этом ресурсе, автор — Лев Николаевич Толстой.

План рассказа толстого филиппок



3



0

К рассказу Льва Николаевича Толстого «Филиппок» можно составить такой план:

  1. Мечта Филипка учиться в школе и уход старшего брата Кости на занятия в школу.
  2. Объяснение взрослых о том, что Филипок еще очень мал.
  3. Решение Филипка пойти в школу, после того как взрослые ушли на работу.
  4. Мальчика напугали собаки из чужого двора.
  5. Раздумья Филипка перед школьными дверями.
  6. Совет посторонней женщины зайти в школу.
  7. Встреча с учителем и оторопь Филипка.
  8. Разговор преподавателя с мальчиком и разрешение посещать занятия вместе с братом.

План рассказа толстого филиппок

План рассказа толстого филиппок



3



0

Для того, чтобы пересказать рассказ Филипок не обязательно читать произведение полностью. Можно прослушать аудио-версию или посмотреть мультфильм. А затем составить небольшой план для ребенка.

  1. Филипок — это младший ребенок, ему интересно было что такое школа, куда ходит брат.
  2. Он дожидается момента когда его никто не заметит и убегает вслед за братишкой.
  3. По пути ему встречаются собаки, которых малыш пугается.
  4. Перед дверьми школы озадаченный малец встречает сперва женщину, а затем учителя.
  5. Пообщавшись со взрослым ребенку дают возможность ходить в учебное заведение.
  6. Мечта Филипка сбылась — с юных лет он стал посещать школу.

<hr />

План рассказа толстого филиппок

План рассказа толстого филиппок



2



0

Надо определить тему каждого отрывка. Это может быть такой план:

  1. Филипок заскучал и пошёл в школу.
  2. Происшествие с собаками.
  3. Страх Филипка перед школой.
  4. Разрешение учителя посещать школу.
  5. Филипок умеет читать.

План рассказа толстого филиппок



2



0

Главный герой рассказа — маленький мальчик по имени Филипок, который очень хотел ходить в школу наравне с другими ребятами, несмотря на свой малый возраст.

План рассказа толстого филиппок

План рассказа может быть следующим:

  1. Мама не пустила Филипка в школу.
  2. Дома с бабушкой скучно.
  3. Путешествие в школу мимо чужих дворов / Злые собаки, мужик и баба с ведрами.
  4. Назад идти — собак встретить, вперед идти — учителя повидать / Непростой выбор.
  5. Встреча с учителем, растерянность мальчика.
  6. Филипок заплакал, но ребята признали в нем брата Костюшки.
  7. Мальчик пишет свое имя.
  8. Не хвались, а учись / Филипок теперь ходит в школу.

К слову, вспомнилось мне одно дошкольное учреждение в моем родном поселке, оно называлось «Филипок». Наконец-то я разгадала загадку, почему у него было именно такой название.

План рассказа толстого филиппок



2



0

Маленькие дети с нетерпением хотят ходить в школу, им интересно все новое и общение с другими детьми. Таким был и главный герой рассказа Филипок.

План рассказа для пересказа:

1). Филипок решил идти в школу, когда бабушка заснула.

2). Собаки.

3). Вот и школа.

4). Учитель расспрашивает Филипка, что он знает.

5). Филипок начинает ходить в школу со всеми.

План рассказа толстого филиппок



2



0

А) Мать Филипка говорит ему о том, что он еще слишком мал для школы.

Б) Незнакомые Филипку собаки и мужик, которых их отогнал.

В) Баба с ведрами помогла Филипку зайти в школу.

Г) Учитель пытается вызнать, кто это пришел, Филипок пугается и плачет.

Д) Учитель пожалел мальчика и позволил приходить ему в школу.

Е) Страсть какой ловкий мальчик!

План рассказа толстого филиппок



2



0

Филиппок замечательный рассказ Льва Николаевича Толстого и нравится ребятишкам. Они его и читают, и слушают в удовольствие. Сам он хоть и не большой, но очень хорошо раскрывает характер мальчика по имени Филиппок. Ему стало в избе скучно, и он хоть и маленький, но решает пойти в школу. Сбить с пути его не смог никто, даже злые собаки и расспросы учителя. На последние он плакал, но домой не ушел. Тогда учитель Филиппка посадил за парту с братом и сказал, что поговорит с мамой мальчика, чтобы она и его отпускала учиться.

План можно составить нижеследующий:

  • Мальчику по имени Филиппок одному дома скучно
  • Что мама сказала Филиппку
  • Дорога Филиппка в школу
  • Опасность по дороге
  • Филиппок в школе
  • Раздумывания на пороге
  • Встреча с учителем
  • Филиппок теперь ученик

Этот план задают в школе детям во втором классе.

План рассказа толстого филиппок

План рассказа толстого филиппок

Приступая к написанию рассказа или стихотворения по теме «Осень», нужно вспомнить, как составляется план анализа литературных произведений, это поможет в составлении своего плана:

  1. Определите содержание лирического или прозаического произведения. Содержание — это почти то же самое, но несколько уже, чем тема. Для нас это будет описание осенней природы, например.
  2. Наметьте идею и основную мысль стихотворения или рассказа. Например: «Осень — прекрасное и красивое время года».
  3. Необходим и сюжет рассказа. В стихах тоже бывают сюжеты.
  4. Продумайте, каким стилем будете писать. Например, используя книжную лексику или просторечия. Одним словом, наметьте лексический рисунок будущего текста.
  5. Теперь осталось написать непосредственный план распределения мыслей по тексту и придумать название произведения об осени.
  6. Назвать стихи можно так: «Жду тебя, осень». Рассказ назовём, например: «Осенняя соната».
  7. План стихотворения: 1) Что я вижу за окном? 2) Почему я жду осень? 3) Как осень влияет на моё настроение?
  8. План рассказа: 1) Поход в осенний лес. 2) Воспоминания об этом походе. 3) Почему хочется снова посетить лес осенью?
  9. Последние пункты планов должны содержать выводы.

План рассказа толстого филиппок

План рассказа Редьярда Киплинга «Братья Маугли».

  1. Счастливая волчья семья.
  2. Тревожное известие переданное шакалом Табаки.
  3. Неудавшаяся охота Шер Хана.
  4. Принятие человеческого детёныша в семью волков.
  5. Мальчик получает имя.
  6. Вожак стаи — Акела.
  7. Балу и Багира становятся на защиту Маугли.
  8. Жизнь Лягушонка в джунглях среди диких животных.
  9. Назревание заговора в стае.
  10. Рассказ Багиры.
  11. Маугли похищает Красный Цветок.
  12. Шер Хан выступает против Акелы в надежде заполучить человеческого детёныша.
  13. Лягушонок побеждает коварного тигра.

Как составить план рассказа Киплинга "Братья Маугли"?

XIV. Прощание Маугли с приёмной семьёй.

План рассказа толстого филиппок

Составим план рассказа Носова «Фантазеры» для пересказа:

  1. Мишутка и Стасик сидят на скамейке
  2. Разговор о том, кто старше и кто больше
  3. Кто переплывал океан, а кто умел летать
  4. Акула откусывает голову
  5. У Мишутки отрастает новая голова
  6. Стасика съедает крокодил и выплевывает
  7. Мишутка давит ногой автобус
  8. Стасик летал ночью на Луну и ничего там не видел
  9. Игорь называет рассказы ребят сказками
  10. Игорь рассказывает про собаку
  11. Игорь говорить, что выдумывать нужно с пользой
  12. Игорь обманывает маму и обижает Иру
  13. Стасик и Мишутка покупают мороженое
  14. Мальчики встречают заплаканную Иру и угощают ее мороженым.
  15. Ведро мороженого.

План рассказа толстого филиппок

Составим план для пересказа к рассказу Л. Андреева «Петька на даче».

  1. Маленький мальчик в парикмахерской.
  2. Петька и его нелегкая жизнь в услужении.
  3. Мальчик Николка, который хочет казаться взрослым.
  4. Постоянная апатия Петьки и мнение его матери.
  5. Петька едет на поезде на дачу и смотрит в окно.
  6. Первые дачные впечатления, первые страхи и удивление.
  7. Петька знакомится с гимназистом Митей и понимает, как следует отдыхать на даче.
  8. Петька любит ловить рыбу.
  9. Страшное письмо и реакция Петьки, узнавшего, что надо возвращаться в город.
  10. Обратная дорога на поезде и наказ матери.
  11. Прежняя апатичная жизнь и ночные рассказы про дачу.

План рассказа толстого филиппок

К рассказу А.Чехова можно сложить план таким образом:

  1. Встреча друзей.
  2. Вспоминания о школе.
  3. Неожиданная новость.
  4. Странное поведение Тонкого.
  5. Реакция Толстого на поведение Тонкого.
  6. Друзья расходятся.
  7. Все были приятно ошеломлены.

Толстой «Котёнок» Какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс?

1 Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

Толстой Котёнок Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс

2 Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

3 Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера

Чуть не случилась беда!

Нашлась, да не одна, а с котятами!

Кошка пропала

На прогулке с котёнком

4 К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

5 Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.

Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать. Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями. Полностью соответствует содержанию. Эмоциональный рассказ. Выражено своё отношение к происходящему. Не нарушена логика.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Толстой «Котенок» стр. 39 — 40

4

Corelpainter

Ответы (10):

Share

3

Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.

Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.

Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:

План рассказа толстого филиппок

Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:

8d14b6e175c7e2575a74ad7df0e1cf51

Выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася и Катя, Весной, пропала, искали везде.
  2. Тонкие голоса, крыша амбара, чудесные котята
  3. Играть на дороге, солома, щавель, забыли
  4. Испугалась, закричала, побежала, упал животом, охотник, отогнал.

Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.

Share

8

1)Рассмотрим все иллюстрации. На них мальчик и девочка заинтересованно смотрят на кошку с котятами. Катюша молоко для кошки-мамы принесла. И довольные ребята поят животных. Потом уже другая ситуация на второй картинке. Ребята прихватили котёночка с собой. На иллюстрации №3 одинокий брошенный котёнок оказался в смертельно опасной ситуации. И на четвёртой видим, как малыша, к счастью, спасли. Мальчик Вася это сделал.

2)Иллюстрацию №1 можно назвать такими словами из текста.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

А вот второй рисунок, к которому можно подобрать следующее название:

d92728288a45865e5736567301e2a015

На третьей иллюстрации вот что происходит:

685b1bf93aaab54e7a82edb717602b43

На четвёртой картинке

fafd4716b99e0e9fd478ad4622756747

3)План должен иметь такую последовательность: 4,2,1,3.

4)Ключевыми (опорными) словами могут быть следующие:

ad1ae870a6d35f2c26611589dcf370d6

5)Передать содержание эпизодов рассказика близко к тексту, то бишь пересказать, нужно самостоятельно, это сделать просто.

Share

8

1-2.) Прочитав рассказ и внимательно просмотрев картинки, можно сделать вот такие к ним подписи словами из текста рассказа, которые как раз и рассказывают, что на этих картинках изображено:

План рассказа толстого филиппок

3.) В задании нам дается вот такой план (пронумеруем его пункты, чтобы было понятнее):

507781830b46725e38670171ed0a790e

Но этот план не правильный, он не отражает правильной последовательности событий в рассказе, надо расставить пункты плана вот так:

ec487f777bd7060c2f02bfa1f7f08313

4.) Теперь выписываем опорные слова из рассказа к каждому из этих четырех пунктов плана.

  1. брат, сестра, кошка, весной, амбар;
  2. котята, молоко;
  3. котенок, солома, ветер, щавель, собаки;
  4. Вася, собаки, охотник, домой.

Share

3

После того, как прочитали интересный рассказ «Котенок» Толстого, постараемся ответить на вопросы к рассказу.

План рассказа толстого филиппок

В учебнике даны четыре иллюстрации. Рассмотрим каждую из них и опишем, что на ней изображено.

На первой иллюстрации мы видим, как дети нашли кошку с котятами. Катя принесла молока, ребята поят кошку молоком.

На второй мы видим, что дети пришли в поле. Они взяли котенка, которого оставили себе, с собой на дорогу.

На третьей иллюстрации мы можем видеть, как собаки увидели беззащитного котенка. Они хотят схватить его.

На последней картинке изображено спасение котенка. Вася подбежал к котенку и схватил его, защищая от собак.

Можно сделать следующие записи к рисункам:

Первый рисунок.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

Второй рисунок.

52ba52720c4e8ac94472e74cece1d21e

Третий рисунок.

434c2fcac3b3b7fa3aa131e96cb9982a

Третий рисунок.

d356d35e8142b690f823ee8cee966e3d

Расставим правильную последовательность:

ead90872157494dc987a0022ee66e1b9

Далее выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася, Катя. Кошка, пропажа.
  2. Амбар. Находка, кошка, котята, молоко.
  3. Дорога, солома, котенок, игра.
  4. Охотник, собаки, опасность, спасение, защита.

Дальше можно самостоятельно подготовить пересказ. Рассказ короткий и интересный, пересказать его будет несложно.

Share

3

Чтобы ответить на вопросы задания по литературному чтению к рассказу Толстого «Котенок», нужно внимательно рассмотреть рисунки.

Прочитав рассказ, мы уже точно знаем последовательность событий и можем разместить картинки в правильном порядке.

Верхнюю левую картинку подпишем: Катя … достала молока и принесла кошке.

Нижнюю левую подпишем так: «котенок играл с соломой».

Верхнюю правую подпишем: «впереди него две собаки».

Нижнюю правую подписываем таким образом: «Вася упал животом на котенка».


Расставим правильную последовательность событий рассказа:

  • Чуть не случилась беда! — 4
  • Нашлась, да не одна, а с котятами! — 2
  • Кошка пропала — 1
  • На прогулке с котёнком — 3

Опорные слова по пунктам плана:

1.Вася и его сестра Катя, пропажа, кошка.

2.Нашлась, котята, молоко.

3.Солома, котенок, прогулка.

4.Охотник, охотничьи собаки, угроза котенку, спасение, смелость.

План рассказа толстого филиппок

Готовим пересказ эпизода самостоятельно.

Share

2

Ответим на вопросы к заданию.

aba847d0606d5194cb892b39694f9cc0

На картинке слева вверху мы видим, как девочка Катя пожалела кошку с котятами, сбегала быстро домой и дала кошке молока. На картинке справа вверху изображена драматическая сцена: впереди всадника бегут две гончии собаки, которые во-вот разорвут маленького котенка. На картинке слева внизу можно увидеть, как дети наблюдают за играющим котенком. На картинке справа внизу Вася совершает героический поступок, закрывая своим телом котенка от собак.

  1. Сделаем подписи к предложенным рисункам.

План рассказа толстого филиппок

51220aecab56c426e60d50bf891a2a76

Расставим точно цифры к предложенным надписям:

f216245995d814932dc068483de4e930

  1. Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

bcf7a6d754292c4b752d022d42bc6801

Отвечаем на следующий вопрос задания.

60d638ce0d22c64a6556bbc6c860a65d

Наиболее яркий эпизод в этом рассказе такой. Когда охотник и собаки приблизились к котенку, мальчик Вася не растерялся и закрыл собой котенка на дороге. Это был мужественный поступок, достойный уважения.

Share

2

Перед нами четыре картинки, иллюстрирующие рассказ.

Первая ( верхний левый угол ): дети нашля котенка, дали ему молока, играют с малышом.

Вторая ( под первой ): дети взяли с собой найденыша на прогулку, котенок играет в соломе.

Третья ( верхний правый угол ): по дороге на коне скачет охотник с охотничьими собаками.

Четвертая ( под третьей ): мальчик животом упал на котенка и закрыл его собой от собак.


Пункты плана для рассказа Льва Николаевича Толстого расположены в неправильном порядке. Должно быть так:

  1. Кошка пропала. ( Исчезла домашняя кошка )
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами! ( Кошка родила котят в укромном уголке )
  3. На прогулке с котёнком. ( Ребята стали брать котенка с собой гулять )
  4. Чуть не случилась беда! ( Охотничьи собаки чуть не разорвали беспомощного малыша )

К каждому из пунктов плана можно подобрать опорные слова:

b552fd4190248de4fec1fa5902f25713

Share

2

  • На первой картинке мы видим, как ребята кормят котенка.

На второй картинке мы видим как дети отпустили котенка погулять в поле.

На третьей картинке мы видим, как охотничьи собаки бегут прямо на котенка.

На четвертой картинке мы видим как мальчик спасает котенка.

  • Сделать подписи к картинкам можно следующим образом:

    План рассказа толстого филиппок

  • Последовательность будет такая:

    1. Чуть не случилась беда!
    2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
    3. Кошка пропала
    4. На прогулке с котёнком
  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Первое: брат и сестра, игра, амбар,

Второе: молоко, пять, котенок,

Третье: пошли играть, солома,

Четвертое: собаки, охотник, испугалась, пал животом.

Share

1

Сделаем задание, ответим на вопросы по Толстому «Котенок». Это небольшой детский рассказ.

1) Рассмотрим картинку. Дети дают поесть котенку; котенок играет; охотник с собаками; Вася и котенок.

2) Подпишем картинки, согласно фразам из произведения по сюжету.

7c0bbc617c8aba988da94eccb032d261

3) Последовательность плана следующая:

3c3cfd689157dde443cf4089ff261313

4) Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

• Весна, поиски, Катя, Вася, находить

• находка, котята, пятеро, чудесный

• отправились, дорога, прогулка, котенок

• охотник, собаки, скачка, закрыл, Вася

5) Выбрать любой эпизод из текста, чтобы пересказать. Передать, используя опорные слова.

У Васи и Кати весной потерялась кошка, она не находилась, а когда обнаружила себя, то была не одна, а с котятами.

Share

1

Ответим на вопросы по рассказу «Котенок»:

1.Рассмотрим картинки. На первой картинке мы видим как дети кормят молоком котенка. Потом котенок игрался соломой, а дети смеялись. На третьем рисунке мы видим двух больших собак и охотника. На четвертом рисунке Вася падает на живот и защищает котенка.

План рассказа толстого филиппок

2.План сделан неверно, правильная последовательность должна быть такая:

План рассказа толстого филиппок

3.Напишем такие опорные слова:

Вася и Катя — пропажа, кошка, ребята.

Нашлась — кошка, котята, молоко.

Котенок играется — солома, веселится, смеются.

Охотник — собаки, страх, испуг, котенок.

Подготовим пересказ по эпизодам самостоятельно.

Конспект урока, проведенного во 2 классе, 19 (18) ноября 2021 г.
Программа «Школа России»

Л.Н. Толстой «Котёнок»

Давыдова Евгения А.Александровна,
учитель ГБОУ школа № 275 

Цель:
 познакомить учащихся с рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план для подробного пересказа произведения.
Задачи:
развивающая: развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения, способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли и чувства. Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей;
— воспитательная: воспитывать честность, добрые отношения к животным. 
Оборудование: Литературное чтение 2 класс,  учебник для образовательных учреждений  в 2х частях, ч. 1, Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение 2020, портрет Толстого, иллюстрация к рассказу, компьютер, экран для показа слайдов, запись музыкальной физкультминутки. 
Формы, методы, приемы, технологии: фронтальная работа, работа с учебником, коллективная работа,  самостоятельная работа, словарная работа,  взаимопроверка, самооценка,  здоровьесберегающая технология. 
Планируемые результаты: 
Предметные:
Познакомить учащихся с поучительным рассказом Л. Н. Толстого «Котенок»; учить составлять план, пересказывать близко к тексту, учить анализировать текст.
Метапредметные:
Использовать речь для регуляции своего действия.
Ставить цель и формулировать проблемы.
Слушать собеседника.
Личностные:
Уважительное отношение к иному мнению.
Содержание урока.

  1.  

Проверка домашнего задания. 
— В каком разделе мы с вами сейчас работаем? (В разделе «Русские писатели»).
-С какими замечательными русскими писателями мы познакомились? ( С А. С. Пушкиным, И. А. Крыловым, Л. Н. Толстым).
-Какое произведение мы читали на прошлом уроке? («Правда всего дороже»)
-Кто автор данного произведения? 
-К какому жанру относится это произведение? (Это рассказ).
-Как вы определили? (Рассказ — это небольшое литературное произведение, которое рассказывает о событии, которое произошло с героем).
— Давайте рассказ прочитаем по ролям. (Мальчик, отец, автор).
— За что отец поблагодарил мальчика? 
II. Знакомство с новым материалом.
1.Беседа.
— На сегодняшнем уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого. 
-Отгадайте загадку и догадайтесь, кто будет главным героем рассказа Л. Н. Толстого
Ученик загадывает загадку классу:
Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
(Котёнок)
-И так, слушайте…… (Чтение рассказа учителем.) 
-Понравилось ли вам произведение?
-Какой эпизод вы слушали с особым волнением? За кого переживали? 
Так как вы думаете, какая у нас с вами цель урока?
(Научиться читать выразительно, отвечать на вопросы к тексту, пересказывать текст).
-А чтобы пересказать текст и ничего не упустить, что надо сделать (Составить план).
Тогда цель нашего урока
 Учиться делить текст на части и составлять план, рассказывать по плану. 
-Как вы думаете, к какому жанру относится данное произведение? (Рассказ, быль).
— Открываем учебники. Прежде чем мы начнем читать рассказ, посмотрите, какое слово выделено розовым цветом? О чем нам это говорит? (Надо узнать значение этого слова).
— В каком словаре мы найдем значение данного слова? (В толковом).
-Перед вами толковые словари. Найдите значение слова амбар.
— Как быстро найти это слово? (Смотрим на первую букву и ищем….)
— Кто выйдет к доске и покажет, как найти слово в словаре (у доски 2 учащихся, работают со словарем и проговаривают свои действия.).
— А как вы объясните… 
2. Словарная работа
— Какие еще слова встретились в тексте,  значение которых вы не знаете?
(если дети не назовут, то самой у них спросить:
— А как вы понимаете?) 
Амбар — строение для хранения зерна, муки;
Солома – стебли пшеницы, ржи;
Щавель —травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом (обратить внимание на ударение в данном слове, можно проверить по орфоэпическому словарю);
Подле– около.
Что было духу – очень быстро. 
Физминутка
Кошка встала, потянулась,
Лапки  вверх, назад прогнулась!
Коготками интенсивно шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у норки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку- влево, ножку- вправо,
А теперь — вперед, назад-
На охоте будешь в форме
И добыче всегда рад! 
3. Чтение рассказа детьми.
— Перед вами лежат конверты. Откройте их. Что вы увидели? (Картинки).
-Сейчас вы прочитаете текст самостоятельно, а затем, работая в парах,   разложите картинки в той последовательности, в которой происходят события в рассказе. 
Чтение рассказа детьми. Работа с картинками. Проверка .
-Проверим, как вы справились с заданием.
Проверка, кратко по содержанию. 
Далее работа над содержанием текста. 
— Что вы можете сказать о Васе? Какой он? Опишите его.
– Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
– Почему ребята взяли котёнка с собой?
– Чему учит этот рассказ? 
4. Чтение рассказа детьми и деление на части.
-А сейчас вы читаете и делите текст на 6 частей, используя иллюстрации. Границы части отмечают карандашом. 
Чтение детьми первой части.
Составление плана
— Прочитайте отрывок, подходящий к первой иллюстрации. 
— Определите главную мысль в первой части? 
Устно ее озаглавить.
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят. Как будем читать? (радостно).
— Озаглавьте вторую часть. 
— В третьем абзаце найдите описание котёнка.
— Как будем читать? (ласково, с любовью). 
— Какой заголовок подойдёт для третьей части?
— Озаглавьте часть. 
— Прочитайте отрывок о том, что произошло с ребятами на прогулке. Как будете читать. (Тревожно).
-Озаглавьте. 
Следующая часть о том, как испугался котенок. Выразительность чтение.
— Озаглавьте. 
— Прочитайте последнюю часть.
Определите главную мысль.
Придумайте заголовок. 
— Теперь посмотрите в учебнике 4 задание.
Давайте восстановим план в том порядке, как происходят события. 
ПЛАН.

  1. Катя и Вася.
  2. Кошка пропала.
  3. Котята в амбаре.
  4. Собаки.
  5. Котенок испугался.
  6. Котенок спасен.  

5.  Пересказ.
-Можем ли мы пересказать рассказ по данному плану.
Пересказ детей по плану, по частям. 
Фронтальный опрос  
– Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
– Какое настроение было у детей, когда пропала кошка? Подтвердите словами из текста (грустное, т. К.  кошка пропала, искали, не могли найти).
– А когда они нашли ее? Подтвердите (радостное, котята чудесные!)
– Как дети отнеслись к котенку, которого оставили себе?
– Каким было состояние детей, когда они увидели беззащитного котенка и двух собак около него? Прочитайте отрывок.
– Как вы думаете, что пережил Вася?
– А кто виноват, что котенок попал в беду?
– А как поступили бы вы?
– Чему учит рассказ? 
IV. Итог урока и д/з
— Какая цель стояла перед нами сегодня?
(Учиться делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану). 
— Достигли мы цели урока?
(Мы познакомились с новым рассказом, учились читать его выразительно, учились составлять план и пересказывать по плану.)
— А теперь посмотрите, у вас в конвертах лежат чистые карточки,  на этих карточках вы отметите: после урока я могу рассказать рассказ Л. Н. Толстого своему младшему брату.
Если вы сможете это сделать, то поставьте +,
Если пересказ вызывает затруднение, то !
— Покажите  карточки.
-Значит сегодня на уроке все хорошо поработали 
В ходе урока оценивается деятельность учащихся (чтение текста, пересказ) с привлечением  учащихся к оценочной деятельности (Какие ошибки допустил? Что можно посоветовать?), тем у кого получилось без ошибок, можно поставить 5. 
Д.З. пересказ рассказа «Котенок» Л. Н. Толстого от лица Васи.
— Как мы начнем наш рассказ. (У нас сестрой Катей была кошка…….)
На этом наш урок окончен.
 

26 мая в музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Хамовниках на пресс-конференции была объявлена программа Пятого международного театрального фестиваля под открытым небом «Толстой».

Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина отметила, что фестиваль зародился пять лет назад по инициативе губернатора Алексея Дюмина. 

В этом году фестиваль впервые проходит под эгидой Комиссии по делам ЮНЕСКО.

В программе фестиваля, который состоится в год столетия музея «Ясная Поляна», – работы разных форматов: от традиционной драмы до хореографии и постановок сайт-специфик. Несколько проектов ведущие режиссеры и драматурги России создали специально для фестиваля. Руководитель фестиваля – директор музея-усадьбы Екатерина Толстая, программный директор – известный театральный критик, помощник ректора по спецпроектам Школы-студии МХАТ Павел Руднев.

Спектакли будут показаны в пространстве усадьбы Льва Толстого под открытым небом: это и главная сцена на восемьсот человек, и малая сцена, расположенная неподалеку от дома Толстого; сцена в Яблоневом саду, и площадка на холме.

В фестивале примут участие театры из 10 российских регионов, будет показано более 20 постановок. Впервые фестивальные события не ограничатся Тульской областью, а пройдут также Перми, Уфе, Хабаровске. В числе специальных проектов 2021 года – работы лидеров современного театра Дмитрия Волкострелова, Виктора Рыжакова, Елены Ненашевой, а также известных драматургов Ярославы Пулинович и Светланы Баженовой.

В день открытия Театр им. Вл. Маяковского (Москва) покажет спектакль «Русский роман» Миндаугаса Карбаускиса — тонкое, соединение биографии и творчества Льва Николаевича Толстого. Вместе с автором пьесы Марюсом Ивашкявичюсом режиссер сплетает произведения и события личной жизни Толстого, в центре которых оказывается жена писателя Софья Андреевна. Главную роль в спектакле исполнит Евгения Симонова.

В спектакле «Алексей Каренин» (Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск) режиссер Константин Солдатов и драматург Василий Сигарев пытаются взглянуть на драму семьи Карениных глазами мужа Анны. Постановка «Жизнь и смерть Ивана Ильича» (Театр-фестиваль «Балтийский дом», Санкт-Петербург) соединит драматический и кукольный театр: галерею персонажей Толстого, размышляющих о вечных вопросах бытия, воплотят артисты и картонные фигурки. Петербургский «Большой театр кукол» покажет спектакль по повести «Холстомер» режиссера Руслана Кудашова.

В позднем творчестве Толстого особое место занимают так называемые «народные рассказы», в которых писатель обращается к жанру притчи. В основу спектакля «Чем люди живы» театра «Ведогонь» (Зеленоград) лег одноименный рассказ Льва Николаевича из этого цикла. Постановка увидела свет после работы в рамках лаборатории фестиваля «Толстой» в 2019 году.

Виктор Рыжаков представит постановку «Балы Толстого», объединяющую фрагменты из рассказа «После бала», романов «Война и мир» и «Анна Каренина». На сцене будут сам режиссер и Фекла Толстая. Сайт-специфик спектакль Елены Ненашевой «Сила слова», созданный в партнерстве с Ростехом, развернется на предприятии компании — одном из старейших российских заводов электроакустического оборудования «Октава». 

Дмитрий Волкострелов и «театр post» подготовят проект «»Война и мир» своими шагами». Это прогулка по усадьбе, длина маршрута которой равна длине всех строк первого издания романа.

Документальная пьеса современных драматургов Ярославы Пулинович и Светланы Баженовой «Толстой о людях. Люди о Толстом» написана специально для фестиваля. Она посвящена не самому Льву Николаевичу, а музею «Ясная Поляна» и людям, работающим в нем. Чтобы по-настоящему окунуться в усадебный мир, авторы прожили в Ясной Поляне десять дней, взяли интервью у работников музея и жителей деревни. Поставит пьесу тульский режиссер Евгений Маленчев, чьи работы с 2018 года участвуют в программе фестиваля. Спектакль создан в сотрудничестве с Летней школой СТД в Звенигороде и будет показан в Ясной Поляне. Параллельно читка пьесы «Толстой о людях. Люди о Толстом» пройдет в трех российских театрах: Пермском академическом Театре-Театре, Башкирском академическом театре им. Гафури и Хабаровском ТЮЗе.

Хореографическую интерпретацию творчества писателя представит Театр «Балет Евгения Панфилова» (Пермь) в балете-сюите TOLSTOY. Это спектакль, созданный по произведениям писателя в рамках «Творческой мастерской В. Васильева» современными хореографами Алексеем Расторгуевым, Павлом Глуховым, Юлией Бачевой, Александром Могилевым и Константином Кейхелем.

Тверской ТЮЗ покажет спектакль «Чайка» британского режиссера Вероники Вигг. Эта постановка, вошедшая в длинный список премии «Золотая маска» сезона-2019/2020, говорит со зрителем о том, с чем каждый человек сталкивается в повседневной жизни: личных отношениях, погоне за счастьем, разбитых мечтах, потерях и обретениях.

Также в программе фестиваля – театрально-образовательный проект «Школа без звонков и домашки» режиссера Юрия Алесина и драматурга Алексея Олейникова, основанный на педагогических идеях Льва Толстого. Спектакль воссоздает один день из жизни крестьянских детей, учеников яснополянской школы, в нем сыграют настоящие учителя. В преддверии фестиваля развернется Детская лаборатория в Ясной Поляне под руководством Аси Хашем, результатом которой станет спектакль в рамках фестивальной программы.

В этом году впервые пройдет лекционный курс «Яснополянская Школа», в котором будут участвовать Дмитрий Бак с лекцией «Поезд, вокзал, девушка, или Еще раз про любовь: что же все-таки случилось с Анной К.»; Елена Ковальская с лекцией «Театр имени Толстого. Каким будет социальный театр в России»; Ирина Кулик, Павел Руднев и другие.

В этом году будут представлены: пьеса по мотивам сказок Софьи Андреевны в постановке Тульского драматического театра и «Филиппок» — кукольного.

Полная программа на сайте: http://tolstoyfestival.ru/

Во время фестиваля время работы коммерческого транспорта будет увеличено, поэтому зрители самых поздних спектаклей смогут с комфортом доехать до Тулы. Муниципальный транспорт будет курсировать согласно расписанию. До остановки общественного транспорта посетители фестиваля смогут доехать на шаттлах, которые будут отправляться от въезда в музей, сообщает пресс-служба правительства Тульской области.

  • План рассказа три дочери
  • План рассказа тихое утро
  • План рассказа то чего не было гаршин
  • План рассказа телеграмма паустовский по пунктам
  • План рассказа спящая красавица