План рассказа тихое утро

В рассказе юрия казакова тихое утро в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель володя и простой деревенский парень
  • В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яша – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Автор не описывает его внешности, но я думаю, что он среднего роста, широкий в плечах, сильный, выносливый, так как постоянно занимается спортом, лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. На нём старые штаны и рубаха. Он бос, и по-видимому это не приносит ему неудобств.
    Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Яшка специально встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки приготовил, а в ответ вместо благодарности получил – “А не рано?” Ребята поссорились из-за этого пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но постепенно благодаря восторгу Володи от утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, о реке.
    И вдруг случается непредвиденное, Володя падает в реку и начинает тонуть. Яшка, хотя был и зол на товарища, не раздумывая, бросился спасать тонущего друга, он поступил как настоящий герой и верный товарищ. Спасение Володи –заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яшка в какой-то момент уже не верил, что он выживет.
    Всё это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, Яша проявили себя с лучшей стороны. наверное так)

  • Образ Яшки, является одним из лучших образов данного произведения «Тихое утро». Главным сюжет данного произведения, является отличие двух мальчишек, разность их характеров и взглядов на жизнь.
    Всё начинается с того, что приехавший друг Яшки, абсолютно не имеет понятия, что такое деревенская жизнь, и что здесь можно делать. Яшка, является главным персонажем данной работы. Он смелый деревенский мальчишка. В силу своего воспитания, он одет в рваные и старые вещи, которые практически ни когда не снимает. Яшка очень популярный среди деревенских парней, так как характер у него был ворчливый и не простой. Любимое занятие у Яшки, это была рыбалка. Именно ей он уделял большую часть своего свободного времени. Рыбалка для Яшки, это не только хобби, но и познавательное увлечение. Благодаря своей любознательности, мальчишка очень досконально изучает виды рыб, как их ловить и в каком водоёме она обитает. Приехавший друг из Москвы Володя, становиться тесно связан с Яшкой и его увлечением рыбалкой.   Несмотря на то что, Яшка постоянно ворчит по пустякам, их дружба продолжается. Именно своим хмурым лицом Яшка и отличался от других, тем самым ставя себя на первое место среди своих ровесников.
    Очень ярко выражались его тёмные руки. Именно руками он любил искать червей, дабы доказать свою любовь к этому занятию. Володя не знал, как правильно поступать в неких ситуациях, и ему приходилось просто молчать и слушать Яшку. В таком течении, между друзьями возникали ссоры, но они быстро забывались, когда Яшка показывал, как он умеет ловить рыбу. Сельская жизнь, приучила Яшку вставать очень рано, и этим он очень отличался от своего городского друга Володи.
    Но в один прекрасный день, на рыбалке, Володя по своей неосторожности попадает в воду. Видя это, Яшка понимает, что его городской друг начинает тонуть, не думая бросается в воду, дабы спасти товарища. Именно такого  поступка от Яшки не ожидал ни кто в деревне,  ведь Яшка прыгнул в незнакомый водоём, который даже был незнаком взрослым. В отчаянии, Яшка всеми силами спасет друга, забыв о тех недоразумениях, которые возникали в их отношении, не смотря на то, что они были абсолютно разные люди. Этот подвиг стал известен всем в округе, и Яшка стал ещё более популярным среди детей.
    Данная работа автора, дала пример многим читателям, о том, какой может быть сила воли юноши. Благодаря данному произведению, автор показал, какой может быть настоящая дружба. Эту работу по достоинству оценили многие современные писатели, что повысило карьеру  Михаил Михайловича Козакова.

  • Вот: В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?» Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке.
    Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
    Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

  • План
    Введение
    Ю.П. Казаков пишет о типичных вещах с несвойственной стороны.
    Основная часть
    Володя и Яша — главные герои рассказа:
    — портретные характеристики героев;
    — характеры героев;
    Природа созвучна настроению мальчиков:
    — омут пугает своей глубиной;
    — Володя упал в воду;
    — Яша спасает приятеля;
    — слёзы Яшки.
    Заключение
    Оба героя проявили себя с лучшей стороны.
    Юрий Павлович Казаков — прозаик второй половины двадцатого века. Писатель обладает особой способностью: писать о типичных вещах, но характеризовать их с несвойственной стороны.
    В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» выведены в образах главных героев два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яшка — типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Портрет героя примечателен: старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы. Мальчик презрительно отнесся к вопросу городского Володи: «А не рано?». Городской мальчик — полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Ребята поссорились из-за пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но Володя имеет более мягкий и уступчивый характер, поэтому не задает лишних вопросов, боясь еще больше рассердить Яшку. Постепенно благодаря полному восторгу Володи от ранней утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клева на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, объясняет услышанные в лесу звуки, говорит о реке. Будущая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу, мрачный омут реки пугает своей глубиной. Через некоторое время Володя упал в воду. Яшка, видя, что его напарник тонет, принимает единственно верное решение: бросается в холодную воду спасать Володю: «Чувствуя, что сейчас задохнется, Яшка рванулся к Володе, схватил его за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх… Не выпуская Володиной рубашки, он стал подталкивать его к берегу. Плыть было тяжело. Почувствовав дно под ногами, Яшка положил Володю грудью на берег, лицом в траву, тяжело вылез сам и вытащил Володю». Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка «заревел, заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слез, плакал он от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…».
    Оба героя из рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» проявили себя с лучшей стороны, а Яшка спас своего друга, как настоящий герой.

  • В рассказе Юрия Казакова «Тихое утро» в образах главных героев представлены два мальчика: городской житель Володя и простой деревенский парень Яшка. Яша – типичный житель сельской местности, знаток настоящей рыбалки. Автор не описывает его внешности, но я думаю, что он среднего роста, широкий в плечах, сильный, выносливый, так как постоянно занимается спортом, лицо продолговатое, худое, загорелое на солнце. На нём старые штаны и рубаха. Он бос, и по-видимому это не приносит ему неудобств.
    Городской мальчик – полная противоположность Яшки: собрался на рыбалку в ботинках. Яшка специально встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки приготовил, а в ответ вместо благодарности получил – “А не рано?” Ребята поссорились из-за этого пустяка, поэтому сердятся друг на друга. Но постепенно благодаря восторгу Володи от утренней прогулки напряжение между мальчиками спадает, они начинают вести бойкий разговор о рыбалке. Яшка с готовностью рассказывает об особенностях клёва на заре, о рыбе, которая водится в здешних водоемах, о реке.
    И вдруг случается непредвиденное, Володя падает в реку и начинает тонуть. Яшка, хотя был и зол на товарища, не раздумывая, бросился спасать тонущего друга, он поступил как настоящий герой и верный товарищ. Спасение Володи –заслуга Яши, сам бы он не выбрался, да и Яшка в какой-то момент уже не верил, что он выживет.
    Всё это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, Яша проявили себя с лучшей стороны. наверное так)

  • (1 вариант)
    Русская природа с давних времен привлекает прозаиков и поэтов своей одухотворенной простой красотой. Писатели используют пейзажные зарисовки в своих художественных произведениях, делая их поэтичнее, выразительнее.
    В самом названии рассказа Юрия Павловича Казакова «Тихое утро» запечатлено одно из явлений природы. Действительно, все действие произведения происходит ранним летним утром. Но такое название дано писателем не для того, чтобы точно определить время действия. Тишина утра позволяет Ю. Казакову увидеть красоту природы, а также выделяет кульминационное событие, произошедшее с главными героями рассказа на рыбалке.
    Природа в этом произведении не является обычным фоном, на котором разворачиваются основные сюжетные перипетии. Пейзаж помогает писателю раскрыть психологическое состояние героев, передать их эмоциональные переживания. Деревенский мальчик Яшка встал очень рано, чтобы подготовиться к рыбалке со своим городским другом Володей. Повествование в рассказе начинается с описания тумана, который окутал всю деревню рано утром: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было видно и, казалось, никогда не было ни ветряка на горке, ни пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…». Благодаря используемым сравнениям и метафорам читатель представляет себе открывающуюся перед ним картину. Расстилающийся туман является своеобразным обезличенным героем рассказа: он то отступает перед мальчиками, идущими на рыбалку, «открывая все новые и новые дома, и сараи, и школу, и длинные ряды молочно-белых построек фермы», то «будто скупой хозяин» показывает это все только на минуту и затем вновь смыкается сзади. Омут реки, куда пришли мальчики ловить рыбу, предупреждает ребят о своей опасности. Для его описания Ю.П. Казаков использует следующие эпитеты и сравнения: «разливалась глубокими мрачными омутами», «в омутах раздавались редкие тяжкие всплески», «пахло сыростью, глиной и тиной, вода была черная», «было сыро, угрюмо и холодно». Природа как бы предупреждает мальчиков о грозящей опасности, но Яшка с Володей не видят этого предостережения, слишком велико их желание поскорее начать рыбалку.
    Безмятежный пейзаж контрастирует со страшными событиями, произошедшими с мальчиками во время рыбалки, когда Володя чуть было не утонул, поэтому в рассказе постоянно повторяется фраза: «ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели… все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро…», но неспокойно было на душе у Яшки, который видел тонущего Володю, поэтому, собрав все свои силы, Яшка пришел другу на помощь и спас его от неминуемой гибели.
    Итак, природа в рассказе Ю.П. Казакова «Тихое утро» помогает раскрыть внутренние переживания героев, передать их чувства.
    (2 вариант)
    Природа может являться в произведении только красивым фоном, может сама выступать в качестве героя, отражать чувства главных героев произведения, может быть и средством характеристики персонажей.
    В рассказе описано раннее утро, когда двое ребят пошли на рыбалку. Утро это было туманное: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом». Еще очень не хочется просыпаться и природе, и главным героям. По дороге к омуту туман как бы играет с ребятами: «Туман отступал перед ними… Будто скупой хозяин, он показывал все это только на минуту и потом снова смыкался сзади».
    Природа в рассказе полна звуков: из кузницы раздается стук, что-то «звякнуло», кто-то «мелодически прокричал» в лугах, в реках плещется рыба. Эти звуки понятны деревенскому парню и интересны городскому. Пока дошли до омута, «как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг». Туман продолжает тихонько поддаваться солнцу: «туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена».
    Само место рыбалки сразу настораживает одного из главных героев: Володя «поразился мрачности, которая царила в этом омуте».
    Река действительно оказалась опасной, во время рыбалки земля под ногами, как живое существо, «зашевелилась, подалась», и Володя упал в воду. Яшка от страха полез наверх, и земля как бы не пускает его, она «сыпалась у него из-под ног». В воде, когда Володя чуть не утопил своего спасителя, Яша немного успокоился, «только ухватясь за прибрежную осоку».
    Спокойствие природы противопоставлено тому, что происходит: «ярко светило солнце… радужно горела паутина между цветами… и все было так, как и всегда, все дышало покоем и тишиной… а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек…». Ветка тростника для Яши стала соломинкой, за которую хватается утопающий, а Володя чуть не утонул, потому что «одна нога его запуталась в траве».
    Природа и отражает чувства героев, и вступает с ними в противоречие, кому-то помогает, а для кого-то становится страшным испытанием. В конце рассказа «светило солнце, пылали кусты, обрызганные росой, и только вода в омуте оставалась все такой же черной». Не подходи, я предупреждала, как бы говорит она. Кругом же всё, как и ребята, радовалось «новому светлому дню», раннее утро которого чуть не стоило обоим героям жизни.

  • В рассказе Казакова “Тихое утро” перд нами предстают два главных героя – Яшка и Володя. Яшка на правах местного жителя решил отвести своего нового друга Володю, приехавшего из Москвы, на рыбалку. Володя совершенно не приспособлен к деревенской жизни. Яшка смеется над ним, что тот даже на рыбалку одел ботинки, предлагая ему еще и галстук одеть.
    Яшка не понимает, как это не уметь различить звук заводящегося в поле трактора от обыкновенного мотоцикла.
    Яшка снисходительно относится к Володе. Тот в свою очередь немного завидует Яшке, который ходит босиком да еще такой шикарной походкой.
    Все эти чувства и ощущения отходят на второй план, когда Яшке предстоит сделать самое главное решение.
    Когда Володя начинает тонуть, он со страху убегает в деревню, но, сделав десяток шагов он понимает, что только он сможет спасти тонущего Володю. Однако и это сделать нелегко, так как Володя навалился всем весом на приплывшего Яшку. И вот уже Яшка может пойти ко дну. Он в ужасе отталкивает друга, спасаясь сам.
    На берегу к нему приходит осознание, что Володя пошел на дно и только Яшка может нырнуть и вытащить его. Что и делает Яшка.
    Главная мысль рассказа – не теряться в трудную минуту, сосредоточиться, собрать все свои силы и сделать тот единственный правильный шаг, который необходим в данную минуту. Ведь Яшка спас своего друга, не смотря на все разногласия, которые были у них в это утро, на разность взглядов на жизнь.

  • Сюжет

    Деревенский мальчик по имени Яшка проснулся ранним утром, еще до первых петухов. Он оделся, позавтракал, приготовил удочки и червей. На улице все вокруг было окутано таким густым туманом, что ничего не было видно, но Яшка отлично знал дорогу. Он бегом спустился по тропинке к сеновалу, где ночевал его новый приятель Володя, приехавший на каникулы из Москвы. Яшка позвал друга свистом, но тот даже не думал просыпаться. И лишь когда он настойчиво позвал мальчика по имени, тот вышел. Володя был весь помятый, заспанный, и его вид очень разозлил Яшку – он считал, что Володя должен был проснуться, как и он, пораньше, и тщательно подготовиться к предстоящей рыбалке.

    По дороге к реке Яша снисходительно пояснял Володе, далекому от сельской жизни, звуки, которые раздавались в округе: это трактор приступил к работе, то звенели дрозды, а это свистели утки. Володя завидовал своему новому другу, и в сравнении с ним чувствовал себя глупым и беспомощным.

    По пути ребята остановились у старого колодца выпить воды. Когда они спустились к заветному омуту, Яша тихонько объяснил товарищу, что это страшное место, которое пользуется дурной славой среди местных жителей. По словам Яшки, омут настолько глубокий, что вода в нем была ледяная, а на самом дне жил огромный осьминог. Именно поэтому в этом омуте никто из местных ребят никогда не купался. От этих рассказов Володе стало не по себе, но он постарался не подать вида.

    Расположившись на берегу, мальчики закинули удочки. Яшку раздражала беспомощность городского друга, который долго не мог справиться со своей удочкой. Злость Яши еще больше усилилась, когда у него сорвалась рыба. Впрочем, ему вскоре повезло, и он вытащил на берег крупного леща. У Володи в этот момент также начало клевать, и он, бросившись к удочке, упал в воду.

    Увидев, как Володя барахтается в омуте, Яшка решил, что его затягивает на дно осьминог. Он собрался было бежать в деревню за помощью, но понял, что мальчик наверняка утонет, пока он будет бегать туда и обратно. Набравшись смелости, Яша прыгнул в омут и подплыл к тонущему другу. Однако Володя так крепко вцепился в него, что мальчики чуть было не пошли вместе ко дну. Яша с трудом отбился от друга и подплыл к берегу. Когда он оглянулся назад, Володи уже не было на поверхности. Не медля ни секунды, Яша нырнул в омут, нашел Володю и вытащил его на берег. Он принялся трясти его, давить на живот и разводить в стороны руки. Володя еще долго не мог прийти в себя, и вместо слов издавал лишь булькающие звуки. От пережитого потрясения друзья расплакались.

    «Тихое утро» очень краткое содержание

    Ю. П. Казаков «Тихое утро» краткое содержание для читательского дневника:

    Как бы ни было тяжело, Яшка встаёт спозаранку: одевается, завтракает, копает червей и бежит будить своего нового приятеля из Москвы — Володю. Утолив жажду колодезной водой мальчишки отправляются на рыбалку к омуту, который считается самым «рыбным» местом.

    Первую рыбу Яшка упустил, но совсем скоро вытащил из воды огромного леща. Неожиданно ком земли из-под ног Володи сползает в омут. Городской парнишка оказывается в воде и отчаянно барахтается. Яшка бросается на помощь и вытаскивает его на берег.

    Чтобы очистить его лёгкие от воды, Яшка поднимает ноги Володи вверх и трясёт его, как может. Изо рта тонувшего парнишки течёт вода, по его мышцам проходит судорога, он стонет и приходит в себя. Осознав, что всё позади, Яшка пускается в рёв. Вслед за ним взревел и Володя.

    Выводы:

    Сначала двух непохожих мальчишек связало общее дело — страсть к рыбалке. Теперь, после несчастного случая на воде, их дружба обязательно станет намного крепче. Вряд ли рассудительный Володя сможет забыть, как его приятель бросился в опасный омут, чтобы его выручить.

    Короткий пересказ «Тихое утро»

    Краткое содержание «Тихое утро» Казаков:

    Ранним утром, ещё до пробуждения петухов, деревенский мальчишка Яшка проснулся, чтобы пойти на рыбалку. Он тщательно собрался: надел старые штаны и рубаху, позавтракал, накопал червей, приготовил удочки.

    Выйдя на улицу, он увидел, что всё вокруг скрыто густым туманом, ничего не было видно. Яшка побежал вниз по тропинке к сеновалу, на котором ночевал его новый знакомый Володя. Володя приехал в колхоз на каникулы из Москвы.

    Яшка свистом позвал товарища, но тот всё ещё спал, и не откликнулся. Тогда он позвал его по имени, и Володя вышел. Мальчик был сонный, весь помятый. Яшка разозлился на него за то, что он не встал пораньше и не был благодарен Яшке за то, что тот берёт его с собой на рыбалку.

    Всю дорогу Володя очень страдает, от того, что он не похож на уверенного в себе Яшку. По пути мальчишки останавливаются попить воды из старого колодца. Ребята приходят к омуту, который поражает своей мрачностью. Яшка пугает Володю, что здесь нет дна, и в этом бочаге никто не купается. Городскому мальчику становится не по себе от рассказов деревенских ребят об осьминогах, якобы обитающих на дне этого водоёма.

    Мальчишки приступают к ловле рыбы. Яшка профессионально забрасывает удочку и с раздражением наблюдает, как Володя цепляется удилищем за ветлу. В это время у Яшки начинает клевать рыба, но срывается. Злости его нет предела. Позже он всё же сумел вытащить леща. Но в это время начинает клевать у Володи, и тот, пытаясь поймать удочку, падает в омут. Он начинает тонуть.

    Яшка в панике собирается бежать за помощью, но понимает, что этого нельзя делать, иначе Володя погибнет тем временем. Он бросается в омут, чтобы спасти товарища. Володя вцепляется в Яшку мёртвой хваткой, и мальчишки едва не тонут вместе. Яшка отбивается от Володи, выплывает на берег, но понимает, что не может оставить мальчика тонуть. Он возвращается за ним, но Володя уже не показывается на поверхности.

    Яшка ныряет, находит мальчика и вытаскивает того в бессознательном состоянии на берег. Володя приходит в себя, но ничего не может сказать, кроме отдельных звуков и бульканья. Яша, глядя на товарища, чувствует к нему беспредельную нежность. Он счастлив, что спас друга. Но в тот же момент мальчики осознают, что могло произойти. Яшка и Володя вместе плачут от пережитого потрясения.

    Вода в омуте успокаивается, рыба с крючка сорвалась и уплыла. Поднялось тёплое солнце, освещая всё вокруг. И лишь вода в бочаге была по-прежнему мрачной.

    Заключение:

    Это очень просто написанный рассказ о том, как один мальчик спас другого, когда тот тонул, при этом едва не ушел на дно сам. Это произведение рассказывает о моменте взросления человека. Два мальчика, впервые столкнувшись лицом к лицу со смертью, поняли, что она гораздо страшнее басней об осьминогах. Когда все было позади, они смотрели на природу вокруг и осознавали, как прекрасно все то, что они едва не потеряли. А вокруг них разгоралось тихое летнее утро.

    Это интересно: «Пугало» — рассказ Николая Лескова, написанный 1885 году, вошедший в цикл «Святочные рассказы». На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Пугало» для читательского дневника. Автор создает реалистичные картины помещичьего и крепостного быта тех лет, когда он был ребёнком (начало 1840‑х гг.). Определённое место уделяется народным поверьям и легендам.

    Сравнительная характеристика героев (рассказ Ю.П Казакова «Тихое утро»)

    В рассказе два главных героя – Яшка и Володя. Яшка – деревенский паренек

    , вполне
    самостоятельный
    ,
    хорошо знающий рыбные места
    , много раз ходивший на дроздов. Володя –
    московский школьник, никогда не державший в руках удочки, не ловивший птиц.
    Ребята рано встали, чтобы порыбачить. Яшка встал на два часа раньше, накопал червей и разбудил Володю. Тот, хотя и ждал этого утра с нетерпением, чуть не испортил и Яшке, и себе рыбалку, так как еще не проснулся.

    По-разному ребята смотрят на мелочи жизни. Яшка презирает москвича

    за то, что он идет ловить рыбу в ботинках: «Надо было связываться с этим москвичом, который, наверное, и рыбы в глаза не видал, идет на рыбалку в ботинках!..» Для Володи ходить босиком – значит выпендриваться: «Подумаешь, велика важность босиком идти! Воображалы какие!» Чувство обиды не мешает Володе
    стыдиться своей неловкости
    и восхищаться загаром, одеждой, походкой Яшки. А Яшкин гнев смягчило признание Володи в том, что он никогда не ловил рыбу. Только что едва не подрались, и тут же с восторгом обсуждают перспективы будущего ночного лова.
    Не стесняясь своего незнания
    , москвич спрашивает обо всем, что ему интересно и непонятно. Яшка
    отвечает обстоятельно
    , не задаваясь и не подначивая. Володя
    наслаждается утром
    : «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!» Наконец пришли к месту рыбалки, омуту, в котором никто из местных не купается, потому что большая глубина, вода холодная, а Мишка Каюненок врет, что там осьминоги водятся. Володя неумело закидывает, и леска цепляется за ветлу. Яшка, ругаясь на неумелого москвича, сам упустил рыбу. Володя сначала не столько ловит, сколько
    следит за борьбой Яшки с большим лещом
    , его «сердце неистово колотилось», а потом, не сумев сохранить равновесие в борьбе со своей рыбой, падает в омут. Яшка
    сначала ругается
    («Недотепа чертова!»), потом берет ком земли, чтобы швырнуть в лицо неумехи, как только тот вынырнет, но уже в следующее мгновение понимает, что Володя тонет.

    Спасение Володи – заслуга Яши

    , сам бы он не выбрался, да и Яша в какой-то момент уже не верил, что Володя выживет.

    Эта сцена, конечно, характеризует Яшу, здесь он становится главным героем рассказа. Сначала Яша автоматически попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге. Потом, «подгоняемый страшными звуками» помчался за помощью в деревню, но остановился, «будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя», надеяться не на кого. Когда Яшка вернулся, Володя уже скрылся под водой. Преодолевая себя, Яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку». Володя вцепился в Яшу и чуть не утопил его. Оторвав от себя москвича, Яша отплыл и отдышался. Так все кругом было красиво, утро было такое тихое, «а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его».

    Автор не описывает чувств Яши в этот момент. Володю больше не видно, и Яшке приходится нырять, чтобы найти его. Здесь нет описания чувств, есть только описание действий: «Яшка моргнул, отпустил осоку, повел плечами под мокрой рубашкой, глубоко, с перерывами вдохнул и нырнул». Оказалось, что Володя запутался ногой в высокой траве. Яша, задыхаясь, выплыл сам и вытащил Володю. Но на этом испытания не закончились. Яшка начал делать искусственное дыхание – не помогает. Стало еще страшнее, ведь все оказалось напрасным: «Убежать бы куда-нибудь, спрятаться, чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица». Убежать нельзя, некому помочь. И мальчишка вновь действует, делает все, что может и знает: «Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил Володю за ноги, вытянул, насколько хватало сил, вверх и, побагровев от натуги, начал трясти». Изо рта Володи хлынула вода, когда обессиливший Яша хотел «бросить все и бежать куда глаза глядят». Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка. И опять Яшка реагирует на ситуацию поэтапно: сначала «никого сейчас не любил он больше Володи

    », а потом у него из глаз хлынули слезы. Оба парня пришли в себя, оба в шоке от произошедшего. Единственное, что может сейчас, ужасаясь и удивляясь, сказать Володя: «Как я тону-ул!», а Яшка плачет и по-детски злится: «Да-а… Ты уто-па-ть…а мне тебя спаса-а-ать…»

    И все это произошло с ними за короткое время, за утро. За эти несколько часов, особенно за те несколько минут, которые прошли в борьбе за жизнь Володи, мы узнали, каким человеком будет Яша, когда вырастет, как он поведет себя в критической ситуации.

    СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ РАССКАЗА

    Ю,П. КАЗАКОВА «Тихое утро»

    Яшка Володя
    ОБЩЕЕ:

    возраст, любовь к рыбалке, интерес к страшным историям, к отчаянным поступкам

    РАЗЛИЧИЯ
    Сельский житель Горожанин, приехал из Москвы
    Самостоятельный, хорошо знающий рыбные места Школьник, никогда не державший в руках удочки, не ловивший птиц
    Вначале презирает москвича Стыдится своей неловкости
    Отвечает обстоятельно, не задаётся Не стесняется своего незнания
    Ловкость Неуклюжесть
    Задиристость Миролюбие
    Внешность
    Насмешливое лицо

    Загорелый, «особенная походка», сплёвывает

    «заплатанные штаны», босой

    Привык к комфорту. Одет по-городскому

    Краснеет в ответ на шутки, готов разреветься

    Обиду не показывает, но взгляд «ненавидящий»

    Речь
    Сначала говорит с пренебрежением, зло-иронично, язвит, хрипло смеётся Вначале сдерживает злые ответы, затем «восторженно выдохнул»
    Поведение на рыбалке
    Решительность

    Сознательно пугает товарища

    Азарт во время лова

    Стыдится своей неловкости

    Суеверно верит, что Володю схватил осьминог

    Неосторожность

    Веселье, азарт

    Страх

    «напряжённо-страдальческое выражение» лица

    Психологическое состояние в минуты опасности

    и после её благополучного завершения

    Справился со страхом, делает искусственное дыхание, поднимает и трясёт. Потерял все силы в борьбе за жизнь. Всхлипывает от ужаса смерти, обессилел и упал духом.

    «Никого сейчас не любил он больше Володи», заревел

    Чуть не утопил Яшу, когда тонул.

    Ужасается и удивляется «Как я тонул!»

    Испуганное, бледное лицо

    Юрий Павлович Казаков, известный советский писатель в жанре рассказа, современному читателю практически незнаком. Несмотря на то, что героями его являются обычные люди с близкими для каждого проблемами, имя его, как литератора, можно услышать очень и очень редко. Многомудрый Литрекон предлагает проанализировать одно из произведений автора под названием «Тихое утро» по предложенному ниже плану, чтобы мы смогли восполнить этот пробел и открыть для себя нового (хорошо забытого старого) автора.

    История создания

    Считается, что рассказы писателя автобиографичны. Много путешествуя по разным городам и странам, он записывал наиболее интересные сюжеты, искал запоминающиеся образы, чтобы затем перенести их на бумагу. Скорее всего, именно во время одной из таких поездок по России он и нашел вдохновение для «Тихого утра».  

    Напечатан рассказ был в 1954 году, когда Казаков учился в Литературном институте имени Горького. Это была одна из дебютных его работ в большой литературе.

    Жанр, направление

    Небольшой объем текста, два центральных персонажа, всего один значимый эпизод из их жизни, помогающий раскрыть характеры – все это говорит о принадлежности «Тихого утра» к жанру рассказа.

    Направление же определяется как реалистическое. Герои – обычные люди, ведут себя типично. К тому же, сюжет пересказывает то, что произошло с реальными людьми. Особую роль играют пейзажные и портретные детали, которые дополняют представления читателя.

    Смысл названия

    Произведение «Тихое утро» названо по времени действия. И окружающий мир действительно спокоен: природа продолжает свою размеренную жизнь независимо от действий персонажей.

    Для героев же тихим утро назвать сложно – за несколько часов они успевают поссориться, чуть не погибнуть и примириться. В финале же, когда опасность остается позади, а все конфликты разрешаются, приятели вновь могут почувствовать себя умиротворенными.

    Суть: о чем рассказ?

    Деревенский мальчишка по имени Яшка просыпается на рассвете, чтобы подготовиться к рыбалке с новым другом. Быстро завтракает хлебом и молоком, набирает червей для приманки и отправляется будить напарника. Тот встречает друга недовольством – в Москве он так рано не встает. Яшка обижается на нерадостный прием и выплескивает гнев с помощью едких замечаний.

    Наконец, добираются до речки. Клюет редко, но рыбу не удается довести до берега. Яшка вновь злится, мысленно обвиняя во всех неудачах неопытного товарища. Вдруг за крючок цепляется крупный лещ, и на этот раз добыча попадает в руки юных рыбаков. Но тут Володя чуть не теряет удочку, и, пробуя достать ее из воды, тонет сам. Недолго подумав: стоит ли звать на помощь, Яшка все же ныряет следом, так как понимает, что добежать за взрослыми не успеет.

    Дважды он пытается вытащить незадачливого Володю, почти сдается, но, в конце концов, оба оказываются на берегу, где мирятся и радуются счастливому исходу. Подробное краткое содержание с отзывом для читательского дневника Вы найдете здесь.

    Главные герои и их характеристика

    Главные герои рассказа «Тихое утро» перечислены в этом списке:

    1. Яшка — деревенский мальчик, желающий показать приятелю, что такое рыбалка. Привык к местным нравам, знаком с работой, достаточно самостоятелен, так как занимается приготовлениями без помощи родителей. Кажется немного обидчивым и грубым, так как все утро задевает Володю неприятными словами в отместку за испорченное настроение. Тем не менее, отважно прыгает в воду, спасая товарища. Он вовремя раскаивается в недостойном поведении и исправляет ошибку, рискуя собой, чтобы спасти товарища.
    2. Володя — мальчик, приехавший из Москвы. Ему любопытно все, что происходит вокруг, потому что в городе такого не увидишь и не попробуешь. Хочет казаться более значимым, умелым, чем есть на самом деле. «Ладно, пусть…  Пускай издевается, они меня еще узнают, я не позволю им смеяться!» — думает он, когда задетый небрежным отношением, когда Яшка язвит насчет неопытности Володи в рыболовном деле. Но, несмотря на размолвки, он уважает друга и старается перенимать его знания.

    Темы

    Автор раскрывает в рассказе несколько близких для читателей тем: это и детская дружба, и конфликты, происходящие между людьми, и поведение личности в нестандартных, неожиданных ситуациях. Затрагиваются и важные качества зрелой личности: справедливость, сострадание, моральная ответственность. Рассмотрим основные темы в рассказе «Тихое утро» более подробно:

    1. Дружба. Отношения Володи и Яшки проходят через испытания. Сначала мальчики обнаруживают, что имеют разные привычки и навыки. Они преодолевают этот барьер не без трудностей. Но затем их разъединяет настоящая беда: Володя тонет и нуждается в помощи. Яша превозмогает боль и страх, протягивая руку помощи. Это испытание станет для детей фундаментом, на котором они построят крепкую дружбу.
    2. Сострадание. Яша поставил это качество выше любви к себе, выше инстинкта самосохранения. Он проявил силу духа и готовность помочь человеку в самых затруднительных обстоятельствах. Герой проявил сострадание и был вознагражден спасением Володи и его благодарностью.
    3. Моральная ответственность. Яша понимал, что именно он позвал неопытного мальчика на рыбалку, поэтому на его плечах лежит ответственность за его спасение. Он вовремя осознал, что не успеет спасти Володю, если побежит за помощью. Все эти озарения убеждают нас в том, что перед нами зрелая личность, готовая к самопожертвованию во имя других.
    4. Проверка на прочность. Яшка получил уникальный опыт, оказавшись в стрессовой и нетипичной ситуации. Он понял, кто он есть, каково его место в мире. Только испытание позволяет нам осознать, что творится в потаенных уголках нашей души. Яша понял, что он способен на добрые и отважные поступки, что он силен и готов сразиться с жизненными преградами.

    Если темы рассказа «Тихое утро» представлены не в полном объеме, напишите об этом в комментариях, и мы все добавим.

    Проблемы

    Проблематика рассказа «Тихое утро» представлена в списке:

    1. Обидчивость и высокомерие. Яшка ведет себя достаточно высокомерно по отношению к Володе. Негативные чувства вызваны неприятным столкновением утром. Несколько раз Яшка старается зацепить приятеля грубыми словами, не способный забыть о собственной обиде. Но все же он находит в себе храбрость, чтобы попытаться спасти утопающего товарища
    2. Совесть и борьба с собой. Автор поднимает проблему личной ответственности за поступки. Ведь расстроенный Яшка мог сразу же уйти, но совесть не позволяет ему так сделать. Писатель показал внутреннюю борьбу в его душе. Здесь же говорится и об умении побороть эгоизм ради другого человека. 
    3. Несоответствие менталитетов. Володя искренне не может понять деревенского образа жизни, ему чужды эти новые для него обычаи и навыки. Поэтому он не может по достоинству оценить ранний визит друга.
    4. Смелость и трусость. Яше было очень не просто побороть свои страхи и нырнуть в воду. Однако он смог пересилить себя ради высшей цели.

    Основная идея

    Главная мысль рассказа «Тихое утро», которая встречается у многих писателей, заключается в том, что любой способен совершить подвиг в экстренной ситуации. Не важны возраст или социальное положение, на первом месте всегда стоит желание помочь ближнему. Мальчик отступается от эгоцентричных принципов, отпускает обиду и проявляет наилучшие качества человека. 

    Смысл рассказа «Тихое утро» в том, что каждый человек должен выиграть борьбу с собой и встать на сторону гуманизма, порядочности, добра.

    Чему учит?

    В «Тихом утре» Казаков заставляет задуматься о товариществе и призывает читателей вспомнить о роли дружбы в жизни каждого человека. Замечает, что иногда лучше уступить, сдержать гнев, чтобы сохранить хорошие отношения. Потому что в любой момент их может разрушить какая-нибудь трагическая случайность.

    Рассказ «Тихое утро» учит нас превозмогать страх и эгоизм ради высших целей. Всегда лучше прислушаться к голосу совести и сделать то, что мы считаем правильным и достойным.

    Художественные особенности

    Язык произведения «Тихое утро» живой, красочный. Много описаний деревенской природы, которая окружает героев.

    «Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг; еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога сена, темные на дымчатом фоне близкого теперь леса…»

    Встречается множество глаголов, которые придают повествованию динамичность: «страдал», «сердился», «думал», «поглядывал», «завидовал». Помимо указания на конкретные действия, они дополнительно дают характеристику героям.

    Диалоги и отдельные реплики содержат в себе вопросы или восклицания: «Врешь!», «Трактор? Но почему же он трещит?», «Сам знаю!». Речь отрывистая, эмоциональная, что соответствует возрасту и образу мальчишек.

    Автор: Инна Колокольникова

    Слайд 1

    Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Тихое утро». Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного

    Текст слайда:

    Юрий Павлович Казаков.
    Рассказ «Тихое утро».
    Взаимоотношения детей. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.


    Слайд 2

    ДОБРО И ЗЛОДобро — поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать

    Текст слайда:

    ДОБРО И ЗЛО

    Добро — поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой; зло – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.


    Слайд 3

    Цель урока:проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.

    Текст слайда:

    Цель урока:

    проследить за мыслями, чувствами и поступками героев; раскрыть проблему взаимоотношений мальчиков между собой.


    Слайд 4

    План рассказа:1.Ранним утром.2.Яшка будит Володю.3.По дороге на рыбалку.4.Ловля рыбы.5.Володя тонет.6.Спасение Володи.

    Текст слайда:

    План рассказа:

    1.Ранним утром.
    2.Яшка будит Володю.
    3.По дороге на рыбалку.
    4.Ловля рыбы.
    5.Володя тонет.
    6.Спасение Володи.


    Слайд 5

    Утро в деревне:…Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва

    Текст слайда:

    Утро в деревне:

    …Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом. Ближние дома были еще видны, дальние едва проглядывали темными пятнами, а еще дальше, к реке, уже ничего не было не видно, и казалось, никогда не было ни ветряка на горке, пожарной каланчи, ни школы, ни леса на горизонте…


    Слайд 7

    По дороге на рыбалку«…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице».Володя «…с откровенной завистью и

    Текст слайда:

    По дороге на рыбалку

    «…Ребята молча, не глядя друг на друга, пошли по улице».
    Володя «…с откровенной завистью и даже с восхищением поглядывал на босые Яшкины ноги, и на холщовую сумку для рыбы, и на заплатанные, надетые специально на рыбную ловлю штаны и серую рубаху».


    Слайд 8

    «Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно

    Текст слайда:

    «Володе стало необыкновенно весело, и он только теперь почувствовал, как хорошо выйти утром из дому. Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и взвизгивая от восторга!»


    Слайд 9

    Природа в рассказеНо вокруг царит утренний покой: « Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и

    Текст слайда:

    Природа в рассказе

    Но вокруг царит утренний покой:
    « Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь, и как – то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг: туман пришёл в движение, стала видна серая роса на ёлках и кустах…»


    Слайд 10

    Природа в рассказеПредстоящая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя,

    Текст слайда:

    Природа в рассказе

    Предстоящая рыбалка сближает мальчиков. Природа как бы созвучна настроению героев: она притягивает своей красотой. Володя, как и Яшка, начинает чувствовать природу.


    Слайд 11

    Природа в рассказеОн наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге,

    Текст слайда:

    Природа в рассказе

    Он наслаждается утром: «Как славно и легко дышится, как хочется побежать по этой мягкой дороге, помчаться во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга!»


    Слайд 12

    Проблемный вопросСмогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

    Текст слайда:

    Проблемный вопрос

    Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?


    Слайд 13

    Природа в рассказеПостепенно в душах мальчиков воцаряется мирное настроение, как и должно быть на рыбалке среди красоты

    Текст слайда:

    Природа в рассказе

    Постепенно в душах мальчиков воцаряется мирное настроение, как и должно быть на рыбалке среди красоты и покоя, дарованного тихим утром.


    Слайд 14

    Исаак Левитан «У омута»Исаак Левитан «Озеро»«…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».

    Текст слайда:

    Исаак Левитан «У омута»

    Исаак Левитан «Озеро»

    «…Здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно».


    Слайд 15

    Первая неудача.Мальчики расселись на берегу, но с первых же минут их ждёт разочарование – Володя упустил крупную

    Текст слайда:

    Первая неудача.

    Мальчики расселись на берегу, но с первых же минут их ждёт разочарование – Володя упустил крупную рыбу. И вновь Яшка чувствует, как в душе поднимается раздражение: «Тоже мне рыбак ! Сидит раскорякой».


    Слайд 16

    Удача.Наконец удача улыбнулась Яшке: он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул к Володе своё счастливое широкое

    Текст слайда:

    Удача.

    Наконец удача улыбнулась Яшке: он осторожно вытащил из-под живота большого леща, повернул к Володе своё счастливое широкое лицо, сипло засмеялся было, но улыбка его внезапно пропала.


    Слайд 17

    Улыбка внезапно пропала… Улыбка его внезапно пропала… Володя обернулся и увидел, что его удочка медленно сползает в

    Текст слайда:

    Улыбка внезапно пропала…

    Улыбка его внезапно пропала… Володя обернулся и увидел, что его удочка медленно сползает в воду. Он попытался достать удочку, но потерял равновесие и упал в воду. «Дурак!» – сипло закричал Яшка, злобно и страдальчески искривив лицо.


    Слайд 18

    Яшка поспешил за помощью…Сначала Яшка попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил

    Текст слайда:

    Яшка поспешил за помощью…

    Сначала Яшка попятился от воды, во-первых, чтобы самому не свалиться, во-вторых, потому что вспомнил рассказы об осьминоге. Потом, «подгоняемый страшными звуками», помчался за помощью в деревню, но остановился, «будто споткнувшись, чувствуя, что убежать никак нельзя», надеяться не на кого. Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Он кинулся назад, к бочагу, спасать Володю.


    Слайд 19

    Спасение ВолодиПреодолевая себя, Яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе,

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Преодолевая себя, Яша «вскрикнул и скатился вниз», «прыгнул в воду, в два взмаха подплыл к Володе, схватил его за руку». Володя сразу же вцепился в Яшку, стал быстро перебирать руками, цепляясь за рубашку и сумку, наваливаться на него, по – прежнему выдавливая из себя нечеловеческие звуки. Вода хлынула Яшке в рот, Яшка захлебнулся, закашлялся, задыхаясь, ужас охватил его…


    Слайд 20

    Спасение ВолодиОн понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дёрнулся из последних сил, ударил Володю

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Он понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дёрнулся из последних сил, ударил Володю ногой в живот, вынырнул и увидел яркий сплющенный шар солнца. Оторвав от себя москвича, Яша отплыл и отдышался.
    И только ухватившись за прибрежную осоку, он опомнился и посмотрел назад.


    Слайд 21

    Спасение ВолодиТак все кругом было красиво: ярко светило солнце, листья кустов блестели, радужно светилась паутина между цветами,

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Так все кругом было красиво: ярко светило солнце, листья кустов блестели, радужно светилась паутина между цветами, всё дышало покоем и тишиной, утро было такое тихое, «а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное – только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его».


    Слайд 22

    Спасение ВолодиЯшка снова нырнул, схватил Володю за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх и удивился, как

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Яшка снова нырнул, схватил Володю за рубашку, зажмурился, торопливо дернул тело Володи вверх и удивился, как легко и послушно Володя последовал за ним. Вынырнув, Яшка жадно задышал, и теперь ему ничего не нужно, кроме того как дышать и чувствовать, как грудь раз за разом наполняется воздухом.


    Слайд 23

    Спасение ВолодиВытащив Володю на берег, Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил его за ноги, вытянул, насколько хватило

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Вытащив Володю на берег, Яшка всхлипнул от ужаса, вскочил, схватил его за ноги, вытянул, насколько хватило сил и начал трясти.
    Когда сил уже не осталось и Яшка упал духом, готовый бежать куда глаза глядят, — в этот самый момент из рта Володи хлынула вода.


    Слайд 24

    Спасение ВолодиВолодя привстал, точно собирался куда-то бежать, но снова повалился, корчась на сырой земле. Яшка смотрел на

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Володя привстал, точно собирался куда-то бежать, но снова повалился, корчась на сырой земле.
    Яшка смотрел на него и никого он сейчас не любил больше Володи, ничего не было ему милее этого страдающего лица. Робкая, влюблённая улыбка светилась в глазах Яшки.


    Слайд 25

    Спасение ВолодиВдруг Володя очнулся, вытер рукой лицо, взглянул на воду и, заикаясь, выговорил: «Как я… тонул…» Из

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Вдруг Володя очнулся, вытер рукой лицо, взглянул на воду и, заикаясь, выговорил: «Как я… тонул…»
    Из глаз Яшки брызнули слёзы, и он заревел горько, безутешно, сотрясаясь всем телом, задыхаясь и стыдясь своих слёз.


    Слайд 26

    Спасение ВолодиГлаза Володи потемнели, рот приоткрылся, с испугом и недоумением смотрел он на Яшку. Володя заморгал, покривился,

    Текст слайда:

    Спасение Володи

    Глаза Володи потемнели, рот приоткрылся, с испугом и недоумением смотрел он на Яшку. Володя заморгал, покривился, посмотрел опять в воду и сердце его дрогнуло, он всё вспомнил…
    И тоже заплакал, беспомощно опустив голову.


    Слайд 27

    Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал

    Текст слайда:

    Слезы Яшки в финале рассказа свидетельствуют об огромном облегчении, которое испытал герой. Видя улыбку Володи, Яшка плакал от радости, от пережитого страха, от того, что все хорошо кончилось…


    Слайд 28

    Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувство злости, раздражения,

    Текст слайда:

    Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувство злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувство жалости и сострадания к Яшке пришла истинная любовь к своему другу, любовь, которая должна царить в душе каждого человека.


    Слайд 29

    Краткая характеристика героевЯшка – «жаворонок», волевой,ловкий, энергичный,язвительный , грубый, импульсивный,хвастун, отходчивый,знаток природы, любит рассказывать небылицы, Володя- неловкий,

    Текст слайда:

    Краткая характеристика героев

    Яшка – «жаворонок», волевой,ловкий, энергичный,язвительный , грубый, импульсивный,хвастун, отходчивый,знаток природы, любит рассказывать небылицы,
    Володя- неловкий, несобранный, медлительный,скромный, сдержанный,любознательный.Более образованный, чем Яшка, не уверенный в себе).


    Слайд 30

    «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», — утверждал М.Горький. Можно ли

    Текст слайда:

    «Герой – это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть», — утверждал М.Горький. Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение героическим?


    Слайд 31

    В самом деле, непросто, попав в такую ситуацию, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Не всякий

    Текст слайда:

    В самом деле, непросто, попав в такую ситуацию, выстоять, оказаться мужественным и стойким, выдержать испытание. Не всякий взрослый заставил бы себя делать то, что смог за это короткое время Яшка.


    Слайд 32

    Конечно , название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось

    Текст слайда:

    Конечно , название рассказа «Тихое утро» выбрано неслучайно. Слово «тихое» явно противопоставлено содержанию рассказа, чувствам, которые пришлось пережить в это вовсе не тихое утро героям Ю.Казакова. Антитеза, заложенная в названии, помогает читателю ярче и полнее ощутить всё то, что испытали мальчики, и воспринять главную идею произведения: остаться человеком в любых обстоятельствах.


    Слайд 33

    Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого

    Текст слайда:

    Воздух нагрелся, и горизонт дрожал в его теплых струях. Издали с полей летели запахи сена и сладкого клевера. Запахи эти и этот лёгкий тёплый ветер были похожи на дыхание проснувшейся земли, радующейся новому светлому дню.
    Утро по-прежнему было тихим…


    Слайд 34

    РЕФЛЕКСИЯ: Ответ на проблемный вопрос.Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию?

    Текст слайда:

    РЕФЛЕКСИЯ:
    Ответ на проблемный вопрос.
    Смогут ли Яшка и Володя, имеющие разное представление о мире, прийти к взаимопониманию? Почему?

    -Какие поговорки о дружбе и взаимопомощи вы знаете?
    “Друзья познаются в беде”,
    “Сам погибай, а товарища выручай”,
    “Одному не под силу — зови товарища” и т.д


    Слайд 35

    Домашнее задание:Написать сочинение «Яшка – верный товарищ».

    Текст слайда:

    Домашнее задание:

    Написать сочинение «Яшка – верный товарищ».


    I вариант.

    1. К какому жанру относится произведение «Тихое утро»?
    а) рассказ;+
    б) воспоминания;
    в) эссе;
    г) очерк.

    2. Чей портрет описан так: «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы…».
    а) Егора;
    б) Яшки;+
    в) Володи;
    г) Вадьки.

    3.Когда петухи прокричали:
    а) Яшка проснулся +
    б) Яшка заснул
    в) только пришёл домой
    г) завтракал.

    4. Откуда был родом Володя?
    а) из Москвы;+
    б) из Ленинграда;
    в) из Киева;
    г) из той же деревни, что и Яшка.

    5. Яшка поймал:
    а) судака
    б) леща +
    в) щуку
    г) форель.

    6. В каком настроении был Яшка после пробуждения?
    а) плохим;
    б) грустным;
    в) злым;
    г) радостным.+

    7. Зачем Яшка «встал на целый час раньше, червяков накопал, удочки притащил. . . а если по правде говорить, то и встал-то он сегодня из-за этого заморыша, хотел места рыбные ему показать – и вот вместо благодарности и восхищения – “рано!”»? Ребята собирались…
    а) на экскурсию по окрестностям;
    б) на рынок продавать червей;
    в) на рыбалку;+
    г) кататься на лодке.

    8. Что разозлило Яшку с утра?
    а) ему пришлось рано встать;
    б) не получил ожидаемого признания;+
    в) ему пришлось самому копать червей;
    г) ему не нравился Володя.

    9.Что такое рига?
    а) сарай +
    б) печь
    в) крупа
    г) трава.

    10. Кто из ребят обладал походкой, при которой шевелятся плечи и лопатки и даже уши?
    а) Егора;
    б) Яшки;+
    в) Володьки;
    г) Мишки.

    11. Во фразе: «В этом бочаге у нас никто не купается… Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…» – используется…
    а) сравнение;
    б) метафора;
    в) гипербола;+
    г) противопоставление.

    12. Почему Володя упал в воду?
    а) у него закружилась голова
    б) потерял равновесие
    в) его кто-то ударил
    г) рыба на удочке его потянула. +

    13.Кто спас Володю?
    а) дядя
    б) отец
    в) Яшка +
    г) дедушка.

    14. « – Вчера наш завклубом в Плешанском бочаге сома видел….
    У Володи заблестели глаза.
    – Большой?
    – А ты думал! Метра два… А может, и все три – в темноте не разобрать было. Наш завклубом аж перепугался, думал /…/» Что ему показалось?
    а) бегемот;
    б) крокодил;+
    в) привидение;
    г) акула.

    15. Бочаг – это..
    а) глубокая яма, залитая водой;+
    б) остров на реке;
    в) болото;
    г) омут в реке.+

    16. «Наконец он подвел упирающуюся рыбу к берегу, рывком выбросил ее на траву и сейчас же упал на нее животом. У Володи пересохло горло, сердце неистово колотилось…
    – Что у тебя? – присев на корточки, спрашивал он. – Покажи, что у тебя?
    – /…/! – с упоением выговорил Яшка».

    17.Какая рыба была поймана Яшкой?
    а) сом;
    б) щука;
    в) карась:
    г) лещ.+

    18. После падения Володи в воду на ум Яшке «сразу пришел рассказ Мишки о громадных /…/на дне бочага, в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял, что Володю схватил /…/» Кто схватил?
    а) крокодил;
    б) бегемот;
    в) осьминог;+
    г) скат.

    19. После того как Володю спасли, как Яшка на Володю смотрел:
    а) с ненавистью
    б) с лаской
    в) с нежностью +
    г) с завистью.

    20. Что в виде шутки предложил надеть Яшка Володе на рыбалку:
    а) галоши +
    б) ботинки
    в) шляпу
    г) галстук.

    II вариант.

    1. Жанр произведения «Тихое утро»:
    а) рассказ;+
    б) воспоминания;
    в) эссе;
    г) очерк.

    2. «Старые штаны и рубаха, босые ноги, испачканные пальцы…».
    а) Егор;
    б) Яшка;+
    в) Володя;

    3. Что случилось, когда петухи прокричали?
    а) Яшка проснулся +
    б) Яшка заснул
    в) только пришёл домой
    г) завтракал.

    4. Почему Яшка заплакал?
    а) Володя его не поблагодарил;
    б) понял, что мог утонуть;
    в) пережил эмоциональное потрясение;+
    г) уплыла его удочка.

    5. Какова идея рассказа?
    а) дружба познается в беде, взаимовыручку можно считать мерилом нравственности;+
    б) главное в жизни оставаться Человеком, несмотря ни на какие испытания, быть добрым, милосердным;+
    в) нужно быть осторожным человеком, не рисковать, не подвергать себя опасности;
    г) трудности человека закаляют.

    6. Отметьте, о ком идет речь?
    «Рассказы его обладают редкой способностью раскрываться всякий раз с новой, ещё неизведанной стороны…»
    а) о Платонове;
    б) о Казакове; +
    в) об Абрамове;
    г) о Твардовском.

    7. Главный герой рассказа:
    а) Васька;
    б) Яшка; +
    в) Петька.

    8. Определите, откуда приехал Володя:
    а) Москва; +
    б) Ленинград;
    в) Горький;
    г) из той же деревни, что и Яшка.

    9. Выберите обувь нового друга Яшки:
    а) Калоши ;
    б) Ботинки; +
    в) Резиновые сапоги.

    10. Из-за чего разозлился Яшка с утра?
    а) ему пришлось рано встать;
    б) не получил ожидаемого признания;+
    в) ему пришлось самому копать червей;
    г) ему не нравился Володя.

    11. Какой цвет воды в произведении «Тихое утро»?
    а) Зелёная;
    б) Синяя;
    в) Чёрная. +

    12. Определите, что поймал Яшка?
    а) Окуня;
    б) Щуку;
    в) Леща.+

    13. Почему мальчик совершает прыжок в воду?
    а) Хотел отцепить от коряги крючок;
    б) Хотел достать рыбу;
    в) Хотел спасти друга.+

    14. Почему в произведении Ю.П. Казакова мальчик плачет?
    а) Всё перечисленное; +
    б) От радости и пережитого страха;
    в) От того, что Мишка Каюненок врал.

    15. Определите, за какую часть тела Яшка вытянул мальчика из воды:
    а) За ногу;
    б) За шею;
    в) За руку. +

    16. Кульминация для произведения Ю.П. Казакова «Тихое утро»:
    а) падение Володи в реку;+
    б) спасение Яшкой Володи;
    в) поведение Володи после спасения;
    г) плач Яшки.

    17. По словам Мишки на дне водоема живут:
    а) Сомы;
    б) Осьминоги;+
    в) Раки.

    18. Выберите, каким средством выразительности автор воспользовался в своем произведении:
    «В этом бочаге у нас никто не купается… Засасывает… Как ноги опустил вниз, так всё…»
    а) сравнение;
    б) метафора;
    в) гипербола; +
    г) противопоставление.

    19. Какая погода была в произведении Ю.П. Казакова?
    а) Светило солнце;+
    б) Собирались тучи;
    в) Шёл дождь.

    20. Что могло произойти, если бы Яшка не действовал быстро?
    а) обида на Володю;
    б) гордость от своего умения ловить рыбу;
    в) страх и сомнения при виде тонущего Володи;+
    г) слёзы после спасения Володи.

  • План рассказа спящая красавица
  • План рассказа спящая царевна 5 класс жуковский
  • План рассказа специалист аверченко
  • План рассказа старый дед и внучек 2 класс
  • План рассказа собирай по ягодке наберешь кузовок