План рассказа старый дед и внучек 2 класс

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 4 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 135-136. укм школа россиираздел чудесный мир классики.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 135-136. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Чудесный мир классики». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие стихотворения Пушкина о природе ты читал раньше? С какими познакомился в этом разделе? О каких временах года пишет поэт? Как ему удаётся передать красоту природу в разное время года?

Я читала многие стихотворения Пушкина о природе.

Во втором классе мы изучали стихотворения «Вот север, тучи нагоняя» и «Зима, крестьянин торжествуя».

В третьем классе мы проходили стихотворения «Зимний вечер» и «Зимнее утро».

В этом году прочли стихотворения «Унылая пора» и «Туча».

Поэт пишет об осени, лете и зиме. Он одушевляет природу и поэтому она оживает в его описаниях. Пушкин использует очень красивые эпитеты и сравнения, которые позволяют ему показать всю красоту природы.

2. Знаешь ли ты какие-нибудь восточные сказки? Перескажи одну из них. Постарайся употребить в своём рассказе такие слова, которые помогут слушателям представить страну, город, одежду и занятия героев.

Пересказ восточной сказки «Али-баба и сорок разбойников» для 4 класса

В одном персидском городе жил бедняк Али-Баба и его богатый брат Касим. Касим торговал на базаре цветными халатами и был женат на дочери судьи.

Али-Баба возил в город дрова с гор и едва сводил концы с концами. Он был женат на доброй девушке.

Однажды Али-Баба стал свидетелем того, как банда разбойников скрылась в пещере. Он услышал волшебные слова, которые открывали пещеру: «Симсим, откройся».

Когда разбойники уехали, Али-Баба вошёл в пещеру и набрал много сокровищ.

О богатстве брата узнал Касим, и тоже отправился в пещеру. Но от жадности он забыл волшебные слова, его застали разбойники и убили.

Разбойники решили найти Али-Бабу. Они отправились в город. Но служанка Али-Бабы заметила, что их дом помечают крестиком, и поставила такие же кресты на всех домах.

А когда разбойники попытались проникнуть в дом в кувшинах, служанка залила их кипящим маслом, а атамана зарезала кинжалом.

Али-Баба был счастлив и щедро наградил находчивую служанку.

3. Какие сказки Пушкина ты читал? Разгадай кроссворд. Объясни как ты понимаешь слово отгадку. Какую … сказку ты прочитал в этом разделе?

Я читала все сказки Пушкина: «О попе и работнике его Балде», «О золотом петушке», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О рыбаке и рыбке», «О царе Салтане».

Пример заполнения кроссворда можно посмотреть внизу страницы.

По вертикали получается слово Прозаическая. Это значит написанная прозой, не стихами.

В этом раздели мы прочитали стихотворную сказку «О мёртвой царевне» и прозаическую сказку «Ашик-Кериб».

4. Вспомни, что такое басня? В чём заключаются её особенности?

Это литературное произведение, которое носит поучительный характер. Героями басен являются животные, наделённые характерами людей. Автор использует иносказание.

5. В чём необычность басен Толстого? Есть ли в них иносказательность? Какова мораль басен Толстого? Выражена ли она в его произведениях? Откуда мы можем узнать, что хотел сказать нам автор?

В баснях Толстого героями выступают люди, а не животные. Писатель не использует иносказание, но его басни очень поучительны.

Мораль басен Толстого содержится в основной мысли басни. Она обязательно выражена в произведениях, но иногда не явно.

Например, в басне «Правда всего дороже» мораль вынесена в заголовок. А в басне «Как мужик убрал камень» она неявная. Но её можно выразить пословицей: «Сметка всего дороже».

Найдя главную мысль басни, мы понимаем, что хотел сказать писатель. Например, в басне «Старый дед и внучек» ребёнок вырезает для родителей лохань. Родителям становится стыдно, а мы понимаем, что старых нужно уважать.

6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются? Обсудите с другом.

Эти рассказы сближаются тем, что их герои мальчики, которые очень любят своих родителей, особенно маму. Об этом говорит Николенька, о маме беспокоится Володя.

Различаются эти рассказы поступками мальчиков. Николенька очень домашний и тихий ребёнок. Для него счастье в том, чтобы быть рядом с мамой.

Володя сбегает в Америку и делает маме больно. Но он осознаёт свою ошибку.

7. Какие произведения Толстого о детях ты читал раньше? Что общего между детьми-героями этих произведений? Почему автору важно рассказать о них и их жизни? Чему он хочет научить своих читателей? Какое произведение тебе особенно запомнилось? Составь план рассказа и перескажи его.

Я читала много рассказов Толстого о детях. 

Это «Филипок», «Старый дед и внучек», «Котёнок», «Акула», «Прыжок» и некоторые другие.

Герои этих рассказов — обычные дети, часто живущие в деревне. Все они совершают какие-то поступки, заставляющие читателя переживать за них. Иногда это очень добрые и правильные поступки, как решение Филипка идти в школу. Иногда — глупые, как попытка мальчика поймать на мачте обезьяну.

Но автор специально рассказывает об этих поступках, чтобы на примере своих героев научить читателя тому, как правильно поступать, а как поступать не надо. Для него важно, чтобы читатели выросли хорошими и честными людьми.

Мне особенно понравился рассказ «Акула», пример пересказа которого можно найти по ссылке.

1

МБОУ Суховская СОШ

Пролетарского района

Ростовской области

Конспект урока литературного чтения

$Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

$2 класс

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов

Пирогова Наталья Николаевна

2014 – 2015 учебный год

Тип урока: $Урок открытия новых знаний.

Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:

Образовательные:

Создавать условия$ для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).

Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

$Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат$

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

$Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

$Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства: $фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы:Учебник, выставка книг, толковый словарь.

Ход $урока

1.Организационный момент. Психологический настрой.

— О чём говорит моя мимика?

— Какой человек вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?

Помним золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и … (ты поступай с ними)

— Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать?

(Улыбнуться)

— Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

$(Мимику – улыбка прикрепляю к доске)

— Выберите слова, которые можно отнести к нашему настроению.

(на доске карточки:страх, счастье, мир, беспокойство, одиночество, неуверенность, спокойствие, дружба, вражда, понимание)

— Выскажи своё мнение, почему так распределились слова?

— Продолжи мою мысль, используя выбранные слова

«Как хорошо было бы в мире, если бы…»

— Но так бывает не всегда. В жизни не всегда люди м$огут сохранить мир между собой.

— Сегодня мы постараемся разобраться, что мешает человеческим отношениям.

2. Постановка цели и темы урока.

— А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя которого нам подскажет выставка книг.

— Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия. Как вы думаете, с каким пис$ателем мы сегодня познакомимся?

— Верно. Это Л.Н.Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.

— Я приглашаю моих помощников, группу РВС:

Разведай…

Выясни…

Сообщи…

— Познакомьте нас с автором этого произведения.

$ Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь он посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

Толстой всё время тру$дился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич Толстой считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

Л.Н.Толстой очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Он очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

$3. Изучение нового материала

Откройте учебник на стр.108. Прежде чем мы прочитаем статью, выполним упражнение, которое поможет нам правильно читать. Первый раз читаем трудные слова плавно, по слогам, зат$ем – целыми словами.

3. Работа с учебником.

3.1 Речевая разминка.

труд-ны-е – трудные

от-ве-чать – отвечать

о-ши-бить-ся – ошибиться

ста-рос-ти — старости

соб-ствен-ной – собственной

$3.2 Чтение статьи о Л.Н.Толстом

Читаем текст по предложениям, «цепочкой»

— Что же вы ещё узнали о писателе?

(Л.Н.Толстой любил и понимал детей.

Л.Н.Толстой ставил перед собой сложные задачи.

Он ничего не боялся, кроме собственной совести)

Для того чтобы определить о ком мы сегодня будем читать, отгадайте загадку:

$Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям. Называется рассказ «Старый дед и внучек»

3.3 Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.

а) Прогнозирование. Работа по иллюстрации.

$Переверните страницу, кого вы видите на этой иллюстрации?

(Семью)

— А как вы думаете, эта семья живёт в наше время?

— Почему вы так решили? (Герои в старинной одежде, в лаптях, лавки, посуда)

б) Словарная работа.

$ -Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются. Как вы думаете, где можно найти информацию об этих словах.

( В толковом словаре, спросить у учителя, у родителей)

Найдём определение слов в толковом словаре.

ЛОХАНКА – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья.

$ НЕВЕСТКА – жена сына

Уточним значение СЛАЖИВАТЬ и БРАНИТЬ

Подберите синонимы к слову слаживать (строить, мастерить),

Бранить (ругать, укорять)

3.4 Первичное$ восприятие текста. Целевая установка.

-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.

(Учитель читает первую часть рассказа)

Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

$Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Как вы думаете, что будет дальше? Чем закончится рассказ?

( Дети высказывают свои предположения)

Инсценирование второй части рассказа.$

— Как вы думаете, о чём эта история?

(Эта история о том, что нужно уважительно относится к старшим, что близкие люди не должны ссориться, нужно внимательно и заботливо относится к родителям)

3.5 Чтение текста по абзацам.

Каждый понимает авторскую мысль по-своему. Давайте перечитаем рассказ и выясним, кто из ребят прав. Но сначала немного отдохнём.

3.6 Физминутка.

$Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, $щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

3.7 Вторичный синтез.

— Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

— Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

— А почему дед уро$нил и разбил чашку?

(Дети выбирают слова из словаря-помощника)

— Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается.

— Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

— Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

— Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку.

Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том,$ что сыну досталась плохая жена)

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

— Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он не заступился за своего родного отца?

(Он равнодушный, бездушный, слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

— Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

$

3.8 Чтение отрывка в лицах.

Подготовьте чтение диалога Миши и отца по ролям. Как надо -читать слова отца? Миши? Возьмите карточку 1 (Приложение 1). Отметьте в тексте слова каждого из действующих лиц. Подготовьтесь к чтению вслух этого отрывка. Работаем в парах. 1 вариант читает слова отца, 2 вариант читает слова Миши.

Проведём пробы на роль отца и Миши. Прочитайте фразу, которую произносит отец. Кто по-вашему мнению лучше подходит на роль отца? Почему? Прочитайте фразу, которую произносит Миша. Кто лучше подходит на роль Миши?

Итак … и … прочитают весь отрывок.

Чт$о испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный)

    1. $Логический анализ текста.

а) Определение поучения басни

— Можно ли назвать эту историю поучительной?

Чему она учит?

— Какой жанр литературы вы уже знаете, который создаётся с этой целью?

(Басня)

— Что такое басня?

(Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение $и мораль)

— С какими баснями вы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Чем отличаются

— Что общего в баснях Крылова и Толстого?

(Есть мораль и поучение)

б) Выбор пословицы для определения идеи $басни.

— Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь

— Сейчас вам необходимо поработать в группе.

Возьмите карточку №2 (Приложение 2) и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания и выберите пословицу, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек»

— Прочтите вслух пословицы, которые у вас получились.

Какая пословица точно отражает идею басни?

$4. Обобщение.

Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может такая история произойти в наше время?

Есть ли в вашей семье пожилые люди, расскажите, как вы к ним относитесь?

(Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

-Старость не самая р$адостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту, здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности, ободрить его добрым словом.

— Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

4.1 Рефлексия

Издревле символом семьи являлось дерево$, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.

Возьмите листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

(Дети зачитывают и крепят листики к дереву)

Видите наше дерево стало ещё краше. И хочется верить,

Что вы постигли важную библейскую мудрость «Чти отца своего и мать свою»

А ещё хочу раздать каждому из вас пам$ятку «Советы детям»

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

  5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»

$

4.2 Оценивание.

Благодарю вас за работу на уроке.

4.3 Домашнее задание.

1. Стр.110 – 111 чит. и пер., нарисовать рисунок.

2. Стр.110 — 111 чит. и пер., составить рассказ о своей семье.

3. Стр.110 – 111 чит. и пер., напис$ать письмо автору.

ИСТОЧНИКИ:

  1. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В

  2. Литературное чтени$е. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н. А.

  3. http://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html

$

Приложение 1:

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

-Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

$

$

Приложение 2:

При солнышке тепло, тот вовек не погибает.

Вся семья вместе, при матери добро.

Кто родителей почитает, так и душа на месте.

МБОУ Б.Те$рсенская средняя общеобразовательная школа

Уренского муниципального района Нижегородской области

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема:

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Разработала и провела:

Храмцова Лариса Сергеевна,

учитель начальных классов

МОУ Б-Терсенской средней

общеобразовательной школы

Б-Терсень

2012-13 уч.г.

Цели:

$ 1.Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».

2.Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения.

3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к родителям.

Оборудование:

компьютер, интерактивная доска,

презентация к уроку, распечатанные карточки для детей,

выставка книг Л.Н.Толстого.

$

$

Ход урока.

1.Оргмомент. Настрой на урок.

-Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня необычный урок — много гостей. Но вы не волнуйтесь: ведь с вами я. А я тоже не буду волноваться, потому что со мной вы, мои умные ребятишки. Мы – вместе!

$ 2.Речевая разминка.

-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе и проведём речевую разминку. Внимание на экран (первый слайд презентации).

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли,

$ Мы посуду мыли сами,

Мы бабуле помогали.

-Что это такое?

-Как мы произносим скороговорку?

-Итак, читаем скороговорку 3 раза — сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.

-А вы помогаете дома старшим?

-С удовольствием или потому что так надо?

-Вот какие трудолюбивые, молодцы!

-А домашнее задание вчера выполняли с удовольствием?

3.Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом? ( двое учащихся пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»)

-Какие качества проявил Вася?

-А вы бы как поступили?

-Есть ли у вас дома$шние питомцы? Как вы за ними ухаживаете?

-Молодцы! И трудолюбивые вы у меня, и смелые, и животных любите. А какие догадливые! Попробуйте сами догадаться ,над чем мы сегодня будем работать.

$

4.Формулировка темы и целей.

Слайд № 2.

-Посмотрите на слайд . Прочитайте запись и определите, о ком идёт речь?

Лев Николаевич Толстой.

Иван Андреевич Крылов.

Александр Сергеевич Пушкин.

Этот человек изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Он очень любил детей и создал ш$колу для бедных. Он прожил 82 года и за всю свою жизнь ничего не боялся, кроме собственной совести. Из трёх перечисленных здесь произведений есть одно, принадлежащее его перу : «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Старый дед и внучек».

-Итак, кто это? Какое из перечисленных произведений написал Л.Н.Толстой?

-Кто сможет ответить, как называется тема сегодняшнего урока?

-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели.

Слайд №3.

Дети читают начало предложения и заканчивают его. После их ответов по щелчку появляются сформулированные цели.

Познакомиться…(с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».)

Учиться читать… ( вырази$тельно.)

Научиться уважительно … (относиться к старшим.)

-Итак, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

Слайд № 4.

5.Первичное восприятие .Чтение учителем произведения.

-Понравился ли вам рассказ?

-Чем?

-Назовите его героев.Как их можно назвать одним словом?

-Чьё поведение в этой семье вам показалось неправильным?

6.Чтение по це$почке.

Какие слова вам непон$ятны?

7.Словарная работа.

Слайд № 5.

Невестка-жена сына.

Лоханка-деревянная ёмкость под умывальником, а также из неё поили скот.

Слаживает-мастерит.

8.Выборочное чтение.

-Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?

$ -Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

-Зачем Миша делал лохань?

-Почему родители Миши заплакали?

-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?

Вывод учителя:

-Молодцы! Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

$ Покружились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

9.Работа с пословицами.

Слайд № 6.

Прочитайте пословицы.

Кто родителей почитает,$ тот вовек не погибает.

При солнышке тепло, при матери добро.

Как аукнется, так и откликнется.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

-Какие из них подходят к нашей истории? Объясните каждую.

-Что значит почитает?

-Чему нас учат эти пословицы?

10. Работа по иллюстрации.

$

Слайд № 7.

-В какое время происходит действие?

-Как вы догадались?

-Найдите и $прочитайте слова, которые соответствуют картинке.

-Ребята, а у вас в семье есть старые люди?

-Как вы к ним относитесь? Почему?

-У вас на партах есть карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика на доске: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, уважение, честность, грубость, забота.

-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова?

-Что изменилос$ь в отношении к дедушке со стороны родителей Миши после разговора с мальчиком? Скажите , используя данные слова.

-Какой вывод для себя вы сделали после чтения этого рассказа?

11. Итоги.

Нет, не правда, что осень старит,

Что седины – это печаль.

Друг мой, годы — земная даль,

Ваша молодость вечно с вами.

Не тверди, что любовь пройдёт,

Не морщинки, а к счастью тропки

На лице твоём, друг мой кроткий,

Я в морщинки твои влюблён.

-О ком эти стихи?

-Какой праздник мы отмечали 1 октября?

-Кому посвящён весь октябрь ме$сяц?

-Кому вы помогли в этом месяце? Как?

-Пожилые люди прожили долгую жизнь, интересную и поучительную для младшего поколения, поэтому необходимо прислушиваться к их советам и помогать им всем не только в октябре, а всегда.

$

-Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

-Как будем относиться к людям старшего поколения?

-Когда — нибудь и мы с вами будем старенькими . И всё доброе, что мы сделаем для других, вернётся к нам, поверьте мне.

-Обратите внимание на выставку книг Л.Н.Толстого, которую я приготовила для вас. Я советую прочитать эти книги. У Толстого все произведения поучительные, и я предлагаю вам на уроке внеклассного чтения поделиться друг с другом всем, чему вас научат эти рассказы. Спасибо за урок. (Оценки.) И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение, которое попалось мне на глаза во время подготовки к уроку.

$ Не забывать отцов и матерей.

Уютный домик, покосившийся с годами,

Трава, рябинка, тропка напрямик,

В нём тихо одиноко проживает

Больной, роднёй заброшенный старик.

К нему я часто забегаю в гости.

$Выходит он ко мне, не торопясь.

«Скрипят ещё мои больные кости»-

Так шутит он, с болезнями борясь.

Здесь рыжий кот облюбовал крылечко.

Дрова лежат и старенький топор…

Усядемся с дедулею у печки

И заведём душевный разговор.

$ Как хочет он со мною поделиться

Всем тем, чему был в молодости рад,

И как водой холодною струится

В жару колодец, словно водопад.

Жену он вспоминает с грустью нежной

И, не скрывая к ней любви своей,

Делясь мечтами юности мятежной,

Часами может он рассказывать о ней.

Ведь и они когда-то были молодыми

И устали не знали никогда,

Но стали волосы совсем седыми,

.

И смерть их разлучила навсегда.

Нет, на дет$ей своих он не в обиде,

Что в дверь его уж больше не стучат,

Но хочется, так хочется увидеть

Уже , должно быть ,выросших внучат.

Вдруг замолчит он. И слеза скупая

Непрошено, нежданно заблестит,

А я молчу и слушаю, вздыхая,

И сердце по-дочернему болит.

$ Давайте к пожилым добрее будем,

А если есть возможность, пусть хотя б одна,-

Приди$те, помогите этим людям.

Господь воздаст за это вам сполна.

Они не безразличны вам, я знаю,

И нет на свете ближе их, родней,

И я прошу вас, я вас умоляю

Не забывать своих отцов и матерей.

Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель:

-познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты:

-учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

-соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

-пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

Оборудование: мультимедийный проект, карточки с пословицами, учебник по литературному чтению (автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий )

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

(приготовленные рисунки к басни вывешиваются на доску)

  1. Постановка целей урока.

-Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством великого писателя, нашего земляка. Откройте учебники на с.108, прочитайте его имя.

-Мы поговорим о том, какими должны быть отношения к семье, как следует относиться к старшим.

В конце урока я попрошу вас ответить на вопросы, поэтому на уроке необходимо внимательно слушать.

IV. Работа по теме урока.

-Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы отвечать на вопросы.

1. Знакомство с биографией.

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам написал. Но много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Он писал специально для школьников.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

2.Проверка восприятия материала.

1.Где жил Л.Н.Толстой?

2. Каким он был человеком?

3.Как Толстой помогал бедным детям?

4.О чем он писал в своих рассказах?

-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

3.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на с.108. Расскажи её по рисункам.

— Кроме этого, он написал огромное количество произведений. Посмотрите внимательно, с какими произведениями вы уже знакомы?

V. Физкультминутка.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

VI. Продолжение работы по теме.

1.Подготовка к чтению рассказа.

-Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать.

— Как вы думаете, о чем это произведение? (предположения детей)

2.Словарная работа.

-Басня «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла очень давно в одной семье. На доске написаны слова, которые встречаются в тексте и уже не употребляются в нашей жизни.

Лоханка — круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Слаживает – сладить – 1.Хорошо устроить, упорядочить.

2.Справиться, привести кого-нибудь к соглашению, послушанию.

3.Первичное восприятие текста.

-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.

— Какие впечатление возникли у вас после прочтения басни?

-Какие чувства вы испытали?

4. Выборочное чтение.

— На сколько частей можно поделить текст? (на 2 части)

— О чём говорится в первой части, во второй части? (В первой говорится о том, как обижали деда, во второй – о том, как сын проучил родителей)

-Прочитайте строчки, в которых объясняется, почему дедушку не сажали за стол.

— Почему было принято решение давать ему еду в лоханку?

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чешку с едой?

-Правильно поступила невестка?

Что делал Миша из дощечек? (лохань)

-Как отреагировали родители на это занятие сына родители?

-Как после этой истории стали относиться к дедушке?

5.Обобщающая беседа.

-Чему учит этот рассказ?

-Можно ли назвать эту басню поучительной? (Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми, отношению к родителям).

-Какова идея произведения? (Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя).

6.Актуальность произведения.

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше времени?

-Как нужно относиться к пожилым людям?

7. Работа с пословицами.

-Собери пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

В недружной семье и сердце на месте.

В семье разлад, добра не бывает.

Когда семья вместе, так и дело идёт прекрасно.

В семье согласно, так и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.

(В недружной семье добра не бывает. В семье разлад, так и дому не рад. Когда семья вместе, и сердце на месте. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Не будет добра, коли в семье вражда.)

VII. Рефлексия.

-Выберите и продолжите любое произведение.

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за…

*После урока мне захотелось…

*Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока.

— С каким произведением мы познакомились?

— Кто автор?

-Что нового вы узнали?

-Какова главная мысль басни Л.Н.Толстого?

IX. Домашнее задание.

-Прочитать сведения о Л.Н.Толстого на стр.108 и составить три вопроса к тексту.

-Составить рассказ о своей семье?

Здесь представлен конспект к уроку на тему «Старый дед и внучек», который Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте. Предмет конспекта: Литература (2 класс). Также здесь Вы можете найти дополнительные учебные материалы и презентации по данной теме, используя которые,
Вы сможете еще больше заинтересовать аудиторию и преподнести еще больше полезной информации.

На чтение 6 мин. Просмотров 625 Опубликовано

dubrovskiy.jpg

План романа Пушкина «Дубровский» вы можете составить сами исходя из предложенных вариантов.

План «Дубровского» по главам

План 1 главы «Дубровского» 1.      Близкие друзья 2.      Ссора 3.      Сговор Троекурова с ШабашкинымГлава 2. 1.      А.Г. Дубровский проигрывает суд 2.      Старый Дубровский заболеваетГлава 3. 1.      Нянька уведомляет о случившемся молодого Дубровского 2.      Приезд Владимира в КистенёвкуГлава 4. 1.      Кирила Петровича мучают угрызения совести 2.      Приезд Троекурова к Дубровскому 3.      Смерть старого ДубровскогоГлава 5. 1.      Похороны А.Г. Дубровского 2.      Приезд чиновников в Кистенёвку 3.      Чиновники остаются в доме на ночьГлава 6. 1.      Архип по распоряжению Владимира поджигает дом 2.      Архип спасает кошкуГлава 7. 1.      Расследование случившегося пожара 2.      В окрестностях появляется шайка разбойниковГлава 8. 1.      Появление молодого учителя-француза Дефоржа 2.      Француз убивает медведяГлава 9. 1.      В день храмового праздника 1 октября 2.      Праздничное застолье в Покровском 3.      Разговор о разбойникахГлава 10 1.      Спицын и Дефорж в одной комнате. 2.      Ограбление и запугивание Спицына ночьюГлава 11. 1.       Знакомство Дубровского с французом-учителем 2.       Обмен документами

План рассказа «Дубровский»

Пушкин «Дубровский» план

Краткий план «Дубровского»

1) Конфликт Дубровского и Троекурова

2) Подписание бумаг на владение Кистиневки

3) Приезд Владимира к отцу (Дубровскому)

4) Смерть Дубровского

5) Передача дома Троекурову

6) Поджог усадьбы Дубровского

7) Кто же виноват в пожаре?

8) История Маши Троекуровой

9) День Храмового праздника у Троекурова

10) Ночное лжеограбление

11) Знакомство с французом Дефоржем

12) Маша и Владимир. Неожиданное откровение.

13) Новый хозяин — князь Верейский

14) Верейский делает предложение Маше

15) Свидание Маши и Дубровского

16) Троекуров решает ускорить свадьбу

17) Троекуров узнает о переписке влюбленных Маши и Дубровского

18) Свадебная цермония

19) Дубровский распускает шайку разбойников

План романа «Дубровский» по главам и много разных других вариантов помогут составить свой план и получить за него хорошую отметку.

План рассказа «Дубровский» по главам составить можно используя эти варианты.

«Дубровский» план по главам

  1. Глава 1: Ссора старых друзей
  2. Глава 2: Троекуров обманывает Дубровского
  3. Глава 3: Письмо от отца
  4. Глава 4: Смерть Андрея
  5. Глава 5: Похороны Дубровского
  6. Глава 6: Владимир поджег поместье
  7. Глава 7: Появление шайки бандитов
  8. Глава 8: Француз Дефорж и его храбрость
  9. Глава 9: Праздник в имении Троекурова
  10. Глава 10: Француз угрожает Спицыну
  11. Глава 11: Дефорж – это Дубровский
  12. Глава 12: Дубровский и Маша признаются в любви
  13. Глава 13: Дружба Троекурова с Верейским
  14. Глава 14: Планирование свадьбы Верейского и Маши
  15. Глава 15: Встреча влюблённых
  16. Глава 16: Письмо
  17. Глава 17: Неудача
  18. Глава 18: Невольное венчание
  19. Глава 19: Маша хранит верность; исчезновение Дубровского
План «Дубровский» 1 глава
План «Дубровский» 2 глава
План 3 главы «Дубровского»
План 4 главы «Дубровского»
План 5 главы «Дубровского»

1 Одиночество Владимира

План 6 главы «Дубровского»

1.Пожар в Кистеневке

План 7 главы «Дубровского»

1.Разбойники обходят стороной поместье Троекурова

План 8 главы «Дубровского»

Вариант 1:

Вариант 2:

План 9 главы «Дубровского»
План 10 главы «Дубровского»

Вариант 1. 1.Пышный бал в имении помещика Троекурова. 2. Танцы учителя и Маши. 3. Веселое застолье без Троекурова. 4. Невеселое настроение Антона Пафнутьича. 5. Деньги Спицына в кожаной сумке. 6. Опасения Антона Пафнутьича по поводу воров. 7. Просьба Антона Пафнутьича переночевать в комнате Дефоржа. 8. Окончание застолья, подготовка гостей к ночлегу. 9. Недовольство Спицына по поводу не слишком безопасной комнаты Дефоржа. 10. Мучительная бессонница Антона Пафнутьича из-за потемок. 11. Непродолжительный сон Спицына. 12. Ограбление Антона Пафнутьича Дефоржем. 13. Дубровский в роли учителя-самозванца.

Вариант 2.

План 11 главы «Дубровского»
План 12 главы «Дубровского»
План 13 главы «Дубровского»

1 Свадебный переполох

План 14 главы «Дубровского»

1. Верейский влюблен в Машу

План 15 главы «Дубровского»

Вариант 1.

1.Тайник с кольцом

Вариант 2.

«Дубровский» план 16 главы
План 17 главы «Дубровского»
План 18 главы «Дубровского»
План 19 главы «Дубровского»

Вариант 1:

Вариант 2:

Детальный план рассказа «Дубровский»

I. Дружба, обернувшаяся враждой.

1. Решение Троекурова отнять у Дубровского имение.

2. Последствия судебных ухищрений.

3. Смерть Дубровского при появлении врага.

4. Раздумья Владимира после похорон отца и остановленный им самосуд.

5. Решение сжечь свой дом привело к невольному преступлению.

6. В округе появились разбойники.

7. Дети Троекурова и новый учитель-смельчак.

II. История любви Дубровского и Маши Троекуровой.

1. Гости Троекурова говорят о разбойниках.

2. Тайна Дефоржа раскрыта.

3. Как Дубровский стал Дефоржем?

4. Объяснение Дубровского с Машей; новость открыта и Троекурову.

5. Новый сосед из Арбатово.

6. Старик Верейский просит руки Маши.

7. Её ночная встреча с Дубровским и уговор о помощи.

8. Письмо Маши Верейскому ухудшило её положение.

9. Неудачная попытка мальчиков помочь пленнице.

10. Дубровский опоздал, и участь Маши решена.

11.Описание боя, после которого Дубровский исчез.

 «Дубровский» цитатный план

  • «терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен».
  • «утвердить за генерал-аншефа Троекурова».
  • «Здравствуй, Володька!».
  • «не было уж и признака жизни в сем теле».
  • «оставьте меня в покое».
  • «каково горит, а?».
  • «появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям».
  • «Сей учитель понравился Кирилу Петровичу».
  • «Кирила Петрович с великим удовольствием стал рассказывать подвиг своего француза».
  • «молчать, или вы пропали. Я – Дубровский».
  • «десять тысяч могу я вам дать, мне нужно только ваше отсутствие и ваши бумаги».
  • «Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья».
  • «Кирила Петрович отправился с дочерью в гости к князю Верейскому».
  • «Теперь, князь, поговорим о деле, то есть о приданом».
  • «Дубровский поцеловал ее руку и скрылся между деревьями».
  • «жди себе кого хочешь в избавители».
  • «я поймал Дубровского».
  • «князь мой муж».
  • «Дубровский скрылся за границу».

Краткий план рассказа «Дубровский»

План романа Пушкина «Дубровский» 6 класс

1). Конфликт двух баринов: Троекуров и Дубровский.

2). Суд. Дубровский лишается имения.

3). Приезд сына Дубровского домой.

4). Неудавшееся примерение. Смерть Дубровского.

5). Дом отдают Троекурову.

6). В. Дубровский сжигает дом, чиновники в нем погибают.

7). Троекуров ищет виновников пожара.

8). Маша

9). Обед у Троекурова

10). Дефорж обкрадывает Спицына

11). Дубровский в роли учителя-француза.

12). Владимир открывается Маше

13). Сосед — князь Верейский.

14). Машу сватает Верейский.

15). Свидание.

16). Скоро свадьба.

17). Кольцо в дупле.

18). Венчание.

19). Дубровский после сражения исчезает.

Используемые источники:

  • https://ktoikak.com/plan-romana-dubrovskiy/
  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-dubrovskiy-po-glavam/

  • План рассказа станционный смотритель 7 класс пушкин
  • План рассказа старуха изергиль горький
  • План рассказа серая шейка по частям
  • План рассказа сиротка скребицкий
  • План рассказа сигнал гаршина