План рассказа старуха изергиль горький

берегите в себе человека!: 30 бессмертных цитат антона павловича чеховачехов писатель гениальный. это бесспорно. но из уважения к его

«Берегите в себе ЧЕЛОВЕКА!»: 30 бессмертных цитат Антона Павловича Чехова

«Чехов – писатель гениальный. Это бесспорно. Но из уважения к его исключительной скромности никто из людей, писавших о нем, не сказал об этом прямо. Даже после смерти Чехова мы стесняемся об этом говорить, чтобы не рассердить его. Сам Чехов наложил запрет на это слово. Чехов был скромен, как может быть скромным только подлинно великий человек. Он не терпел чванства, спеси, хвастовства. Чехов был добр и гуманен как писатель. Пожалуй, нет в нашей литературе другого человека, который бы с большим доброжелательством относился к людям, страдал за них и стремился им помочь.» (Константин Паустовский)

29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов — великий классик литературы и великий гуманист. «Берегите в себе Человека» — вот, пожалуй, основной лейтмотив его творчества. И сегодня мы часто обращаемся к Чехову в поисках ответа на самые животрепещущие вопросы.

«Познай самого себя» — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом.

Жизнь, по сути, очень простая штука и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её испортить.

Только в беде люди могут понять, как не легко быть хозяином своих чувств и мыслей.

Мы были молодые и глупые. Мы верили в магическое слово «потом». Никогда, никогда это «потом» не наступает.

Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…

Между «есть бог» и «нет бога» лежит громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец.

Самое главное, самое главное — не унижай своего близкого. Лучше сказать: «Ангел мой!», а не «Дурак»

Пока я не любил, я… тоже отлично знал, что такое любовь.

Никакой красотой женщина не может заплатить мужу за свою пустоту.

Женщины без мужского общества блекнут, а мужчины без женского глупеют.

Женщины мечтают иметь узкую ступню, но жить на широкую ногу.

Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу

Посмотришь на иное создание — миллион восторгов, а заглянешь в душу — обыкновенный крокодил.

Если не знаешь, что испытываешь к человеку — закрой глаза и представь: его нет. Нигде. Не было и не будет. Тогда всё станет ясно.

Серьёзность человека, обладающего чувством юмора, в сто раз серьёзней серьёзности серьёзного человека.

Нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью.

Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, даже в минуты скорби и печали, нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию, что могло бы быть и хуже.

Когда в твой палец попадает заноза, радуйся: «Хорошо, что не в глаз!»

Всё знают и всё понимают только дураки да шарлатаны.

Одна боль всегда уменьшает другую. Наступите вы на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет.

Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, — ничего не делай.

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь.

Нужно по капле выдавливать из себя раба.

Никто не хочет любить в нас обыкновенного человека.

«Циник» — слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья.

Если бы все люди сговорились и стали вдруг искренни, то всё бы у них пошло к чёрту прахом.

Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик.

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.

Прав тот, кто искренен.

Берегите в себе ЧЕЛОВЕКА!

Берегите в себе человека

Светлана КОНОНОВА, учитель английского языка школы №1293:

–Иногда кажется, что человечность ушла куда-то очень далеко в прошлое и лучик милосердия все реже может вспыхнуть в одном из нас.

Соглашусь, что темп современной жизни диктует свои правила и вносит свои коррективы в жизнь семьи и общества в целом. Он накладывает неизгладимый отпечаток на человеческие отношения.

Максим Горький в пьесе «На дне» сказал: «Человек – это звучит гордо!» Независимо от того, какой сейчас на дворе век, эта фраза продолжает оставаться актуальной и злободневной. Сохранить в себе человека порой ой как непросто.

Очень важно уметь сопереживать ближнему, протянуть ему вовремя руку помощи и не остаться холодным и равнодушным к окружающим. Своевременно оказанные помощь и поддержка могут реально спасти жизнь человека.

Человеческое сердце одновременно и большое, и совсем крошечное. Оно может остановиться в любой момент и не дождаться чьего-либо сострадания, чьего-либо участия, которые порой так нужны. Конечно, всю любовь к людям вместить в одном сердце невозможно, очень важно не быть равнодушными, черствыми и эгоистичными.

Поделитесь частицей себя со своими близкими, с коллегами, да и просто иногда с больными и беспомощными людьми, и тогда весь мир вокруг вас озарится теплым лучиком счастья.

Берегите себя, берегите родных, Даже если приходится туго. Уважайте себя, уважайте других И всегда берегите друг друга. Берегите тогда, когда всем тяжело, Окружайте заботой, вниманием. И дарите друг другу любовь и тепло, Относитесь ко всем с пониманием. Принимайте легко, что судьбою дано, Не ропщите на жизнь понапрасну, Берегите в себе человека, и все, Не поддайтесь слепому соблазну.

Инна САВЧУК, заместитель директора по воспитанию и социализации школы №1371 «Крылатское»:

–Почему русская классическая литература с XIX века так пристально, так трепетно и даже надрывно всматривалась в человека, пытаясь понять его природу и увидеть в нем следы присутствия Бога? Богоподобие подверглось сомнению, качнулись устои непреложной веры…

XX век рвал время на части, не жалея никого вокруг. Человек получил огонь, знания и силу. Захлебнувшись в упоении от новой игрушки, швырял это все в разные стороны, ощущая себя венцом природы.

Возгордился, подчинил стихию, изобрел новые механизмы и инструменты в борьбе с ней, и вот уже умирает от микроскопической ранки Базаров, мастеровой в лаборатории природы, управлявшийся, по его разумению, с ней. Насмешка И.С.Тургенева или закон самой жизни?

Он разный. Человек Данко жертвует собой ради счастья других людей, он ведет их к свету ценой жизни, и люди, завидев свет освобождения, позволяют ему умереть, а потом бегут по бездыханному телу, бегут, не оглядываясь на него, бегут к своему счастью. А кто-то осторожный наступает на пылающее сердце. На всякий случай. Это тоже люди.

Потом, конечно, будет память о герое, но потом, потом… А в решающий миг именно они, люди, вынудили Данко вырвать сердце и погибнуть, так как возроптали, устав идти. Человек остался там, где Данко. Ему позволили быть вечным примером любви к людям.

«Ищу человека», – сокрушался еще в Древней Греции Диоген, бродя среди людей с фонарем в руках. Так трудно в толпе найти человека, так нелегко узнать его между прочих. Что отличает его? Умение управлять природой?

«Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой?» – старый софист Воланд тоже подвергает сомнению власть человека даже над самим собой. Стало быть, дело не в этом. Человечность не в превосходстве… Самое главное, что делает человека человеком, – это любовь.

Наталья ШОШИНА, учитель русского языка и литературы школы №1371 «Крылатское»:

–Школа готовит ученика к жизни, развивая ум, формируя национальную идентичность, обогащая нравственно душу. Не помнить сегодня историю своей страны стыдно для человека и страшно для государства, и речь здесь идет не о невежестве среди граждан, а о защите ценностей страны.

Несколько лет мое внимание привлекает Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений». Этот интересный проект существует с 2014 года, его цель – мотивация обучающихся к проявлению социальной активности, приобщение к базовым национальным ценностям Российского государства.

Безусловно, олимпиада играет большую роль в патриотическом воспитании школьников, потому что позволяет изучить героическое прошлое России, страницы истории семьи, подвиги людей. Она важна еще и потому, что создает условия для развития и самореализации учеников.

Участники конкурса разных возрастных категорий (4‑5‑е классы, 6‑8‑е классы, 9‑11‑е классы) знакомятся с Положением об олимпиаде: изучают задачи, требования, выбирают тему с учетом личного интереса к событиям и героям войны, выстраивают собственный план по решению практической задачи – создание индивидуального информационно-исследовательского проекта.

Важно отметить и тот факт, что конкурсантами являются дети одной учебной параллели, но разной направленности – математической, гуманитарной, естественно-научной, все они конкурентоспособны.

Критерии содержательной части олимпиадной работы «Не прервется связь поколений» (соответствие содержания выбранной номинации; последовательность и логичность изложения содержания; наличие аргументов, подтверждающих позицию автора работы; наличие авторитетных источников, использованных в работе; практическая значимость работы; фактическая точность) формируют мировоззрение ученика, определяют его нравственно-ценностный ориентир: он собирает материал из разных источников (беседует с родственниками, читает авторитетные книги, работает с семейными архивными документами, посещает музеи и памятные места, становится волонтером в поисковом отряде, просматривает страницы интернет-проектов «Мемориал», «Память народа», использует ресурсы МЭШ, где размещены материалы Главного архивного управления столицы), извлекает необходимое, формирует собственное высказывание по выбранной теме, сотрудничает с ветераном ВОВ, учителем, библиотекарем, экскурсоводом, принимает во внимание различные факты, оценивает их.

Немаловажными являются и критерии графической части проекта «Не прервется связь поколений», в частности, необходимость использования цифровых средств визуализации, аналитических, статистических данных, иллюстрирующих этапы работы и результативность: конкурсанты составляют диаграммы, оцифровывают фотографии, делают презентации и видеофильмы.

Структура олимпиадных проектов выстроена таким образом, что помогает увидеть взаимо­связь прошлого с современным миром всесторонне: участники приходят к разным выводам – положительным и отрицательным (если результат исследования неутешителен, вызывает негодование, беспокойство, то обязательным компонентом в проекте становится наличие рекомендации по решению проблемы).

Современное общество требует от человека, чтобы он был высокоразвитым. Формирование компетенций, внедрение научно-технических достижений приводит к позитивным результатам, но лишает человека возможности проявить истинные чувства, его мышление становится цифровым, наблюдается тенденция к тому, что люди превращаются только в потребителей.

Заслуга конкурса «Не прервется связь поколений» еще и в том, что создает прекрасные условия для сохранения в себе человечности. Как это происходит? За счет чего? Участники проекта приобщаются к прошлому страны, изучают судьбы конкретных людей.

События Великой Отечественной войны, боевые подвиги родственников (а большая часть конкурсантов пишут именно о родственниках) не могут оставить детей равнодушными, в каждой строчке чувствуются огромное уважение, сочувствие и гордость за все, что связано с великой датой.

Наверное, стоит отметить, что в прошлом году в олимпиаде приняли участие 17811 школьников и студентов колледжей, из них 1371 стали победителями, а 4973 – призерами. Согласно комплексной системе подсчетов результатов в школе №1371 балльный показатель тоже стабильно высокий.

Так что же делает человека человеком? Ум, душа, защита национальных ценностей, знание истории прошлого.

Валерия ДОСТОЙНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1371 «Крылатское»:

–Что значит быть человеком? Отличаться от животных? Находиться на вершине пищевой цепочки? Чувствовать себя прямоходящим? Мне думается, нет. Человек – прежде всего разумное существо. Это тот, кто действует не инстинктами, а разумом.

Наша жизнь должна быть наполнена смыслом. Как много в мире людей, которые проживают каждый день одинаково. Работают, занимаются домашним хозяйством, путешествуют, посещают театры и музеи. Но вот мир накрыла эпидемия. Работников перевели на дистанционную работу, театры, музеи, да что там, даже страны закрыли. И оказались все заперты в своих домах.

Мне кажется, вот тогда многие поняли, как важно быть Человеком. Человеком, способным помочь, посочувствовать, оказать помощь тем, кто в этом нуждается. За суетой жизни мы не успеваем остановиться, посмотреть вокруг и увидеть.

Увидеть детей, которым давно не читал на ночь книжку, родителей, которые скучают, соседку-старушку, которой трудно дойти до магазина, бездомного животного. И оказывается, люди могут быть людьми: помогать, защищать, объединяться, поддерживать друг друга. Таких людей много, очень много.

Может быть, нам нужна была эта передышка, чтобы посмотреть вокруг другими глазами, остановиться, передохнуть, пообщаться не на бегу с семьей, родителями, помочь им. Человек отличается от животных тем, что способен сочувствовать, способен сказать спасибо.

Мне очень хочется, чтобы мы оставались людьми всегда, не только в трудные моменты жизни. Ведь помощь другому позволяет почувствовать себя нужным, прожившим свой день не зря.

Татьяна БЕЛОСЛУДЦЕВА, учитель химии и биологии школы №1293:

–Что помогает человеку в жизни или может помочь? На этот вопрос мы отвечаем каждую минуту своей жизни. В детстве, если повезло, нам помогали семья и взрослые. Любовь родителей с первых минут жизни дает детям защиту, заботу и учит справляться с жизненными трудностями.

Мне очень повезло. Я росла именно в такой семье, где умели ценить свой и чужой труд. В семье, которая пережила и переживает все трудности моей большой страны. Безусловная любовь к Родине дает человеку веру в себя и в свои силы.

Мой дед Николай, переживший духовные, политические и экономические потрясения XX века, учил любить русские песни, русскую кухню, традиции семьи. Дед рассказывал о быте и жизни раскулаченной семьи, и не было в этих историях агрессии или злости. Было много погибших и пропавших.

Как он умел хвалить меня за хорошо вымытую посуду, аккуратно заправленную кровать! Удивлялся, как его внучка расстилает красиво коврики, книги читала лучше всех телеведущих. Труд и «полезный» отдых были главным в семье деда и в семье его детей.

Вообще я хотела поддержать рекомендации психологов о том, как полезно иметь хобби. Хобби, увлечения помогают и украшают нашу жизнь Мое – вязание, плетение и разного рода рукоделия, где есть нить. Моточки новых ниток – это фантастика! В нитках есть своя история, технология и, главное, есть будущее, которое зависит от меня… а все другое подождет.

Работа учителя всегда была интересной и многоплановой. Ежедневная подготовка к урокам, проверки работ, учеба и ответственность за школьную и вне­школьную работу требовали много времени, терпения и любви.

Мое рукоделие помогает мне остановиться и чуть-чуть отстраниться от нерешаемых задач. Создавать ощутимое материальное полотно из петель – теплое и красивое, гладкое или рельефное.

Вязание – это процесс простой и доступный, но в этом действии могут появиться и спокойно обдумываться ответы на разные вопросы, могут возникнуть творческие идеи, восстанавливается душевный покой, и самое приятное, если не понравится созданное, то могу распустить и быть все время в поисках.

Вязать меня научила мама, а я научила свою дочь. Хитрый дед Николай всегда любил рукоделие и не скупился меня нахваливать за коряво связанный шарфик и разного размера носки. Говорят, что рукоделие от безделья, пусть говорят. Дмитрий Менделеев всю жизнь любил делать чемоданы, и у него хорошо получалось! Хобби, увлечения – это так по-человечески.

«Берегите в себе человека!» (по произведениям А. П. Чехова)

В человеке все должно

быть прекрасно…

А. П. Чехов

Есть писатели — художники, под пером которых оживают яркие, пронизанные солнцем пейзажи, возникают выпуклые, живые фигуры. Есть творцы музыки сло­ва, когда хочется читать вслух, наслаждаясь музыкальностью фразы, ее необыч­ной звукописью. Есть конструкторы, цель которых — выстроить необыкновенно сложный сюжет, с запутанной интригой. Есть великие моралисты и учителя.

А вот Антона Павловича Чехова я представляю врачом. Доктором не только по медицинскому образованию, но и по таланту. По призванию вскрывать человечес­кие пороки и недостатки, лечить болезни общества, искоренять их причины.

Кредо писателя: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Этим и объясняется ненависть Чехова к любому убожеству, душевной вялости, пошлости, ограниченности — умственной и нравственной.

Скрупулезно, точно, как в истории болезни, описывает Чехов деградацию док­тора Старцева в рассказе «Ионыч».

Мы видим, как шаг за шагом добросовестный земский врач, интеллигентный, думающий человек Дмитрий Ионыч Старцев превращается в обычного стяжателя, который видит уже не больных, а «разноцветные бумажки», и пересчитывает их по вечерам, приобретая уже не новых знакомых и книги, а недвижимость. Соб­ственно говоря, его романтическая любовь к Котику закончилась еще до отказа девушки выйти за него замуж. Она закончилась в тот момент, когда в голове Стар­цева промелькнула мысль: «А приданого дадут, должно быть, немало!»

И вот результат — вместо самоотверженной работы земского врача появляется обширная практика, он разучился ходить пешком, обрюзг. Страшная чеховская деталь: герой утратил не только здоровье, нормальный облик, голос, но и само имя. То, что от него осталось — «Ионыч», скорее напоминает кличку.

Учитель греческого языка Беликов —- человек в футляре, ходячий циркуляр «как бы чего не вышло» — замкнул себя добровольно от бушующей вокруг жизни. Вро­де вспыхнула, разгорелась в нем искорка — влюбился, даже поговаривал о семей­ной жизни. Не сумел перешагнуть воздвигнутый им же самим мертвый, ненуж­ный барьер условностей — и искорка эта навсегда угасла. Гроб стал его последним, окончательным футляром. Но посмотрите, как нас — нас тоже! — предостерегает мудрый Чехов: «А сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

У каждого человека должна быть цель в жизни. Путеводная звезда, что придает силы, само желание жить. Цель Николая Ивановича Чимши-Гималайского — уча­сток земли, обязательно с крыжовником, который надо купить во что бы то ни стало, даже доведя до смерти своей экономией жену. Этот клочок земли заслонил ему весь мир, подобно новой шинели гоголевского Акакия Акакиевича.

Когда достигнет цели, жизнь остановится: идти дальше некуда. Первое, что бросается в глаза брату: кухарка, «похожая на свинью», собака, «тоже похожая на свинью», сам хозяин, который «того и гляди хрюкнет в одеяло». При виде этого счастливого человека, довольного своей судьбой, самим собой, овладевает «тяже­лое чувство, близкое к отчаянию». Это как болезнь, еще не ощущаемая пациентом, но уже видимая близкими.

Прав Чехов, человеку, личности нужно «не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и осо­бенности своего свободного духа».

Любовь, самое личное, самое сокровенное чувство, окрыляющее человека, опре­деляющее во многом его путь.

Умный, порядочный человек Алехин полюбил жену своего знакомого, знает об ее ответном чувстве к нему, но… «Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим». И вовсе не потому, что существовал долг перед семьей Анны Алексеевны, боязнь причинить кому-то горе, зло. В первую очередь, боялись пере­мен, ответственности за эти перемены в своей жизни, в жизни любимого человека. И только расставаясь навсегда, вдруг поняли, что когда любишь, то «нужно исхо­дить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или доброде­тель в их ходячем смысле». Материал с сайта //iEssay.ru

Лечение затруднено, когда больной сам опускает руки. Болезнь отступает, если человек активно борется с ней. Герои «Дамы с собачкой», казалось бы, уже навсег­да погрязшие в пошлости, в условиях этого мира, живущие условной чуждой им жизнью вдруг просыпаются для новой жизни. «Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали все в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». И пускай много сложностей еще на пути этих двух любящих, мы верим, что они смогут их преодолеть, потому что сумели сберечь свое чувство, то человеческое, что должно быть в каждом из нас.

Чтобы называться человеком, по Чехову, нужно обладать смелостью и силой, решительностью выбора своего жизненного пути, желанием отдавать себя людям. Так, уйдет из родительского дома, уготовленного ей уютного мирка несостоявшаяся невеста очень «положительного жениха» Надя Шумина, шагнет в неизвестное — создавать свой «вишневый сад», свою красоту и свежесть, Аня Раневская, будут жить и работать для людей три сестры Прозоровы, так и не приняв мир пошлости и злобы, сумев сохранить в себе эту атмосферу добра и внимания к людям.

«Берегите в себе человека!» — восклицает мудрый, насмешливый и очень доб­рый Антон Павлович Чехов, прививая своими книгами вакцину от ограниченнос­ти, пошлости и злобы. И пусть слова, пережившие столетие, живут в каждом из нас, делая читателя чуточку лучше, сильнее, гуманнее.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • берегите в себе человека. а. п. чехов
  • собака похожая на свинью кухарка тоже похожая на свинью
  • сочинение по цитате чехова берегите в себе человека
  • берегите в себе человека стих
  • ,thtubnt d ct,t xtkjdtrf

Сочинение

Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: «Наше время — не время великих задач». Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.

Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление к иной жизни рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход.

В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: «Я недавно видел пьесу «Сирано де Бержерак» и пришел от нее в восторг: «Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны. Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!»

Это восхищение людьми «с солнцем в крови» проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе «Макар Чудра». Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький преклоняется перед сильной, могучей страстью «естественного» человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор — это община, где действуют свои суровые законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, — рабов копейки, живущим мелкими страстями.

В «Песне о Соколе» спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет «безумство» тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в «Песне о Буревестнике», которая явилась прямым призывом к революции, «буре».

Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести «в бедную жизнь такие вымыслы», которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами «людей дна», также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами «рыцарей» или «благородных дикарей».

Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.

В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она «отражает» душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложное подобие», созданное людьми.

Воплощением этого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.

Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь «вторым Я» автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные» герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от «незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье, людям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни».

И мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа о Леньке, и «мудрость» Ужа — это «мещанский идеал» для Горького. Традиционной в романтизме противостояние «личности» и «толпы» усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому получается парадоксальный результат: «человек толпы» походит на «демона», стремящегося к «воле для себя» (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной «личностью».

Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе «Дело с застежками». Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть «активной», то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности «жить, а не примиряться».

Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или «свободы» в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положительного героя.

Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».

Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Романтические произведения Горького особенно любит молодежь, потому что в молодости человек более всего одержим стремлением переделать, перестроить жизнь. Идеальные, светлые, благородные герои и через сто лет привлекают читателя своей непохожестью на окружающих нас людей. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!» Да, существующая жизнь с ее укладом преподносится как некая истина, но она не вечна. Борьба за изменение жизни, вечное движение вперед — вот в чем заключается подлинная истина!

Раннее творчество Горького поражает, прежде всего, необычным для молодого писателя художественным разнообразием, смелой уверенностью, с которой он создает различные по краскам и поэтической интонации произведения. Огромный талант художника восходящего класса — пролетариата, черпающий могучую силу в «движении самих масс», выявился уже на первых порах литературной работы Максима Горького.
Выступив, как глашатай грядущей бури, Горький попал в тон общественному настроению. В 1920 г. он писал: «Я начал свою работу возбудителем революционного настроения славой безумству храбрых». Экзаменационные вопросы и ответы. Литература. 9 и 11 выпускные классы. Учебное пособие. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. — С.214. Это относится, прежде всего, к ранним романтическим произведениям Горького. В 1890-х гг. он написал рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Хан и его сын», «Немой», «Возвращение норманнов из Англии », « Слепота любви», сказки «Девушка и Смерть», «О маленькой фее и молодом чабане», «Песню о Соколе», «Песню о Буревестнике», «Легенду о Марко» и др. Все они отличаются одной особенностью, которую можно определить словами Л.Андреева: «вкус свободы, чего-то вольного, широкого, смелого». Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. — М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. — С.614. Во всех звучит мотив неприятия действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центре этих произведений — фигура сильного, гордого, смелого человека, не покоряющегося никому, несгибаемого. И все эти произведения, как живые самоцветы, переливаются небывалыми красками, распространяя вокруг романтический отблеск.

Рассказ «Макар Чудра» — утверждение идеала личной свободы

В центре ранних произведений Максима Горького — исключительные характеры, сильные духом и гордые люди, у которых, по словам автора, «солнце в крови». Эта метафора порождает ряд близких ей образов, связанных с мотивом огня, искр, пламени, факела. У этих героев — горящие сердца. Эта особенность свойственна не только Данко, но и персонажам первого рассказа Горького — «Макар Чудра». Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие. — СПб.: «Паритет», 2002. — С.131.
Под задумчивую мелодию плеска набегающих волн начинает свой рассказ старый цыган Макар Чудра. С первых же строк читателя охватывает чувство необычного: безграничная степь слева и бесконечное море справа, старый цыган, лежащий в красивой сильной позе, шелест прибрежных кустов — все это настраивает на разговор о чем-то сокровенном, самом главном. Макар Чудра неторопливо ведет речь о призвании человека и его роли на земле. «Человек – раб, как только родился, всю жизнь раб и все тут», — рассуждает Макар. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. — М.: Олимп; ООО «Фирма «издательство АСТ», 1999. — С.18. И противопоставляет этому свое: «Человек родится, чтобы узнать, что такое воля, ширь степная, слышать говор морской волны»; «Коли жить — так царями над всей землей».
Эту мысль иллюстрирует легенда о любви Лойко Зобара и Рады, которые не стали рабами своего чувства. Их образы исключительны и романтизированы. У Лойко Зобара «очи, как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце». Там же, с.21. Когда он сидит на коне, кажется, будто выкован из одного куска железа вместе с конем. Сила и красота Зобара не уступают его доброте. «Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было». Там же, с.20. Под стать и красавица Рада. Макар Чудра называет ее орлицей. «О ней словами не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было на скрипке сыграть, да и тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».
Гордая Рада долго отвергала чувства Лойко Зобара, ибо воля была ей дороже любви. Когда же решила стать его женой, то поставила условие, которое Лойко не мог выполнить, не унизив себя. Неразрешимый конфликт приводит к трагическому финалу: герои погибают, но остаются свободными, любовь и даже жизнь принесены в жертву воле. В этом рассказе впервые возникаем романтический образ любящего человеческого сердца: Лойко Зобар, который мог бы вырвать сердце из груди для счастья ближнего, проверяет, крепкое ли сердце у его любимой, и вонзает в него нож. И тот же нож, но уже в руках солдата Данилы поражает сердце Зобара. Любовь и жажда свободы оказываются злыми демонами, разрушающими счастье людей. Вместе с Макаром Чудрой рассказчик восхищается силой характера героев. И вместе с ним не может ответить на вопрос, проходящий лейтмотивом через весь рассказ: как сделать людей счастливыми и что такое счастье.
В рассказе «Макар Чудра» сформулировано два разных понимания счастья. Первое — в словах «строгого человека»: «Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь». Там же, с.18. Этот тезис тут же развенчивается: оказывается бог не дал «строгому человеку» даже одежды, чтобы прикрыть голое тело. Второй тезис доказан судьбой Лойко Зобара и Рады: воля дороже жизни, счастье — в свободе. Романтическое мировосприятие молодого Горького восходит к известным пушкинским словам: «На свете счастья нет, а есть покой и воля…»

Рассказ «Старуха Изергиль» — осознание личности человека

На морском берегу под Аккерманом в Бессарабии слушает автор легенды старухи Изергиль. Здесь все полно атмосферной любви: мужчины «бронзовые, с пышными черными усами и густыми кудрями до плеч», женщины, «веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». Фантазия автора и ночь делают их неотразимо прекрасными. Природа гармонирует романтическому настроению автора: листва вздыхает и шепчется, ветер играет шелковистыми волосами женщин.
По контрасту изображена старуха Изергиль: время согнуло ее пополам, костлявое тело, тусклые глаза, скрипучий голос. Безжалостное время уносит красоту и вместе с ней любовь. Старуха Изергиль рассказывает о своей жизни, о своих возлюбленных: «Голос ее хрустел, точно старуха говорила костями». Горький подводит читателя к мысли, что любовь не вечна, как не вечен человек. Что же остается в жизни на века? Горький вложил в уста старухи Изергиль две легенды: о сыне орла Ларе, который считал себя первым на земле и хотел счастья лишь для себя, и о Данко, отдавшем свое сердце людям.
Образы Лары и Данко резко контрастны, хотя оба они — смелые, сильные и гордые люди. Лара живет по законам сильного, которому «все дозволено». Он убивает девушку, так как она не покорилась его воле, и наступает ей ногой на грудь. Жестокость Лары основана на чувстве превосходства сильной личности над толпой. Горький развенчивает популярные в конце XIX в. идеи немецкого философа Ницше. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше доказывал, что люди делятся на сильных (орлов) и слабых (ягнят), которым суждено быть рабами. Ницшеанская апология неравенства, идея аристократического превосходства избранных над всеми остальными были впоследствии использованы в идеологии и практике фашизма. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».
В легенде о Ларе Горький показывает, что ницшеанца, исповедующего мораль «сильному все дозволено», ждет одиночество, которое страшнее смерти. «Наказание ему — в нем самом», — говорит самый мудрый из людей после того, как Лара совершает преступление. И Лара, обреченный на вечную жизнь и вечное странствие, превращается в черную тень, иссушенную солнцем и ветрами. Осуждая эгоиста, который только берет от людей, ничего не давая взамен, старуха Изергиль говорит: «За все, что человек берет, он платит собой, своим умом и силой, иногда — жизнью».
Данко расплачивается жизнью, совершая подвиг во имя счастья людей. Голубые искры, вспыхивающие по ночам в степи — это искры его горящего сердца, осветившего дорогу к свободе. Непроходимый лес, где великаны-деревья стояли каменной стеной, жадная пасть болота, сильные и злые враги родили у людей страх. Тогда и появился Данко: — «Что сделаю я для людей, — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…»
Как мы видели, поэтическая метафора — «отдать сердце любимому» возникала и в рассказе «Макар Чудра», и в сказке о маленькой фее. Но здесь она превращается в развернутый поэтический образ, трактуемый буквально. Горький вкладывает новый высокий смысл в стертую банальную фразу, которой веками сопровождалось объяснение в любви: «отдать руку и сердце». Живое человеческое сердце Данко стало факелом, освещающим человечеству путь к новой жизни. И хотя «осторожный человек» все-таки наступил на него ногой, голубые искры в степи вечно напоминают людям о подвиге Данко.
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» определяется фразой «В жизни всегда есть место подвигам». Смельчак Данко, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе», выражает сокровенную горьковскую мысль: счастье и воля одного человека немыслимы без счастья и освобождения народа.

«Песнь о Соколе» — гимн действию во имя свободы, света

«Безумство храбрых — вот мудрость жизни» — утверждает Горький в «Песне о Соколе». Основной прием, с помощью которого утверждается этот тезис, — диалог двух разных « правд», двух миросозерцании, двух контрастных образов — Сокола и Ужа. Тем же приемом пользовался писатель в других рассказах. Вольный чабан — антипод слепого Крота, эгоист Лара противопоставлен альтруисту Данко. В «Песне о Соколе» перед читателем выступают герой и мещанин. Самодовольный Уж убежден в незыблемости старого порядка. В темном ущелье ему прекрасно: «тепло и сыро». Небо для него — пустое место, а Сокол, мечтающий о полетах в небо, — настоящий безумец. С ядовитой иронией Уж утверждает, что прелесть полетов — в паденье.
В душе Сокола живет безумная жажда свободы, света. Своей смертью он утверждает правоту подвига во имя свободы.
Смерть Сокола — это одновременно и полное развенчание «мудрого» Ужа. В «Песне о Соколе» заметна прямая перекличка с легендой о Данко: голубые искры горящего сердца вспыхивают во тьме ночи, вечно напоминая людям о Данко. Смерть Сокола тоже приносит ему бессмертие: «И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!».
От произведения к произведению в раннем творчестве Горького нарастает и выкристаллизовывается тема подвига. Лойко Зобар, Рада, маленькая фея совершают безумства во имя любви. Их поступки неординарны, но это еще не подвиг. Девушка, вступающая в конфликт с царем, дерзко побеждает Страх, Судьбу и Смерть («Девушка и Смерть»). Ее смелость — тоже безумство храбрых, хотя оно и направлено на защиту личного счастья. Смелость и дерзость Лары приводят к преступлению, ибо он, как пушкинский Алеко, «для себя лишь хочет воли». И только Данко и Сокол своей смертью утверждают бессмертие подвига. Так проблема воли и счастья отдельного человека отходит на второй план, сменяясь проблемой счастья для всего человечества. «Безумство храбрых» приносит моральное удовлетворение самим смельчакам: «Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня — моя награда!» — декларирует горьковский Человек. Спиридонова Л.А. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться». Ранние романтические произведения Горького будили сознание неполноценности жизни, несправедливой и безобразной, рождали мечту о героях, восстающих против установленных веками порядков.
Революционно-романтическая идея определила и художественное своеобразие произведений Горького: патетический возвышенный стиль, романтическая фабула, жанр сказки, легенды, песни, аллегории, условно символический фон действия. В рассказах Горького легко обнаружить характерные для романтизма исключительность героев, обстановки действия, языка. Но вместе с тем в них наличествуют черты, свойственные лишь Горькому: контрастное сопоставление героя и мещанина, Человека и раба. Действие произведения, как правило, организовано вокруг диалога идей, романтическое обрамление рассказа создает фон, на котором выпукло выступает авторская мысль. Иногда таким обрамлением служит пейзаж — романтическое описание моря, степи, грозы. Иногда — стройная гармония звуков песни. Значение звуковых образов в романтических произведениях Горького трудно переоценить: мелодия скрипки звучит в рассказе о любви Лойко Зобара и Рады, свист вольного ветра и дыхание грозы — в сказке о маленькой фее, «дивная музыка откровения» — в «Песне о Соколе», грозный рев бури — в «Песне о Буревестнике». Гармония звуков дополняет гармонию аллегорических образов. Образ орла как символ сильной личности, возникает при характеристике героев, имеющих ницшеанские черты: орлица Рада, свободный, как орел, чабан, сын орла Лара. Образ Сокола связан с представлением о герое-альтруисте. Макар Чудра называет соколом рассказчика, мечтающего сделать всех людей счастливыми. Наконец, Буревестник символизирует движение самих масс, образ грядущего возмездия.
Горький щедро пользуется фольклорными мотивами и образами, перелагает молдавские, валашские, гуцульские легенды, которые подслушал во время скитаний по Руси. Язык романтических произведений Горького цветист и узорен, напевно звучен.

Заключение
Раннее творчество Максима Горького примечательно разными стилями, отмеченной Л. Толстым, А.П. Чеховым и В.Г. Короленко. На творчество юного Горького оказало влияние многих писателей: А.С. Пушкина, Помяловского, Г. Успенского, Н.С. Лескова, М.Ю. Лермонтова, Байрона, Шиллера.
Писатель обращался и к реалистическому, и к романтическому направлениям искусства, которые в ряде случаев существовали самостоятельно, но нередко прихотливо перемешивались. Однако на первых порах у Горького доминировала произведения романтического стиля, резко выделяясь своей яркостью.
Действительно, в ранних рассказах Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рисуется романтическая ситуация противоборства сильного человека (Данко, Лара, Сокол) с окружающим его миром, а также проблема человека как личности вообще. Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»). Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Лары остается тень, после Данко — искры.
Разрыв между героическим прошлым и жалкой, бесцветной жизнью в настоящем, между «должным» и «сущим», между великой «мечтой» и «серой эпохой» явился той почвой, на которой родился романтизм раннего Горького.
Все герои раннего творчества Горького нравственно эмоциональны и переживают душевную травму, выбирая между любовью и свободой, но они выбирают все же последнее, обходя любовь стороной и предпочитая только свободу.
Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные писателем М.Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.
Горький, открыто заявивший еще в конце XIX века о своей вере в человека, в его разум, в его творческие, преобразующие возможности, до сегодняшнего дня продолжает вызывать интерес у читателей.

Первый период творчества великого писателя М. Горького характеризовался как период романтизма.

Главным образом романтических произведений Горького является образ героического человека, готового к подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”. В нем Горький показал судьбы двух людей: Ларры и Данко. Один из них принес людям добро, другой — зло.

Ларра был сыном орла, очень гордый, как и его отец. Попав в племя своей матери, он разговаривал с высокопочитаемыми людьми, как с равными. Ларра считал, что он лучший на земле, и таких, как он, больше нет. Он относился к людям, как к рабам. Для него были непонятны жалость, уважение к другим, любовь. Он был один, и он был горд собой. Ему ничего не было нужно, и он ничего не давал другим.

Когда он жестоко убил одну девушку, люди не могли придумать ему достойную кару. Поговорив с ним, они поняли, что для него были чужды привязанности, чувства. Ларра во всем хотел походить на своего отца, быть таким же независимым и одиноко гордым. Но его отец был один. Ему нужны общение, семья, любовь, дружба, ответственность за кого-либо. Тогда люди из племени решили, что лучше оставить его одного. Долго ходил Ларра по земле. Он добывал себе все, что хотел, и люди не могли его убить, защищенного божьей карой. И когда они поняли это, то стали над ним смеяться. Люди потеряли к нему всякий интерес. Тогда Ларра стал еще более одиноким. Он понял, на что обрекли его люди, какую жестокую кару они выбрали ему. Он понял то, что чувствуют люди, и как они живут. Ему захотелось общения, ласки, любви, но этого он не мог получить, потому что был всеми отвергнут.

Другой герой рассказа — Данко. На одно племя напали враги. И перед ними стал выбор: сдаться в вечное рабство врагу или идти через непроходимый лес. Они не могли решить, все сидели и думали. И тут появился Данко. Это был смелый и красивый юноша. Он сказал: “Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь!” Люди, испуганные смертью, скованные страхом и изнуренные думами, послушались ясного и правдивого голоса Данко. Они, безвольные и ослабленные, подчинились доброй и могучей силе, излучаемой Данко. В них он зародил надежду на хорошую жизнь. Однако ко гда люди устали, пали духом, им стало стыдно признаться себе в этом. Тогда они озлобились против Дан-ко. Люди набросились на него и хотели убить. Данко не мог озлобиться на них из-за жалости. Он очень любил людей, и всю свою любовь доказал своим поступком. Данко вырвал из груди свое сердце и, освещая путь, повел людей через лес. Когда люди вышли из леса, то они, ослепленные радостью, позабыли, какую дорогую цену заплатил за них Данко. Он умер, рассыпалось его сердце искрами по всему небу, но образ героя-освободителя навсегда останется жить в сердцах людей. “В жизни всегда есть место подвигам”, — говорит старуха Изергиль.

В поэме “Девушка и Смерть” М. Горький прославляет чувство любви, которое победило смерть.

В знаменитой пьесе “Песня о Соколе” прослеживается идея подвига. Сокол — олицетворение борца за народное счастье. М. Горький показывает нам идеального героя, которому присущи храбрость, героизм, презрение смерти и ненависть к врагу. “Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!”

Каждый герой романтических рассказов М. Горького — это активный, целеустремленный человек, противящийся злу всеми способами.

Цель урока: познакомить обучающихся с вехами биографии и творчества Горького; показать особенности романтизма Горького. Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя.

Методические приемы: реферат, лекция, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Ход урока.

  1. Водное слово учителя.

Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали его творчество со школьной скамьи. О Горьком сложились определенные представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР.

  1. Реферат по биографии Горького.
  1. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического мира: принцип романтического двоемирия. Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противостояние романтика и окружающего его мира – коренная черта этого литературного направления.

Именно таковы герои ранних романтических рассказов Горького.

Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем в романтическом пейзаже.

Приведите примеры, доказывающие это.

Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море». Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль» (1894): «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порывы, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».

В рассказе «Челкаш» (1894) морской пейзаж описывается несколько раз. При свете жаркого солнца: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». И темной ночью: «по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным, соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мечты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».

Обратим внимание на развернутую метафоричность стиля Горького, на яркую звукопись.

Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену. По ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

  1. Беседа по романтическому этапу творчества М.Горького.

Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша с «его кипучей, нервной натурой, жадной до впечатлений». Челкаша автор представляет читателю так: «старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, старухи Изергиль – Данко и Ларра – тоже воплощают собой единственную черту: Ларра – крайний индивидуализм, Данко – крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям.)

Какова мотивировка характеров героев?

(Данко, Рада, Зобар, Челкаш таковы по своей сути, таковы изначально.

Ларра – сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Обратим внимание на необычность и звучность имен героев.

Действие легенд происходит в глубокой древности – это как будто время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Поэтому в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Лары, которую видит Изергиль, образы Рады и Лойко Зобара, соткавшиеся перед взором рассказчика в темноте ночи.)

Каков смысл противопоставления Данко и Лары?

(Ларра уподоблен могучему зверю: «Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу»; «у него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого». По прошествии лет выясняется, что этот сын орла и женщины был лишен сердца: «Ларра хотел вонзить в себя нож, но сломался нож – точно в камень ударили им. Страшна и закономерна постигшая его кара – быть тенью: «Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». В образе Лары воплощена античеловеческая сущность.

Данко несет в себе неиссякаемую любовь к тем, кто были как звери, как волки, окружавшие его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. Одно желание владело им – вытеснить из их сознания мрак, жестокость, страх перед темным лесом, оттуда «смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное». Сердце Данко загорелось и сгорело, чтобы рассеять тьму не только лесную, но и душевную. Спасенные люди не обратили внимания на упавшее рядом гордое сердце, и один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой».

Подумаем, чего испугался осторожный человек.

Отметим символические параллели: свет и тьма, солнце и болотный холод, огненное сердце и каменная плоть.

Самоотверженное служение людям противопоставлено индивидуализму Лары и выражает идеал самого писателя
.)

V. Беседа.

Композиция (построение художественного произведения) подчинена одной цели – наиболее полно раскрыть образ главного героя, являющегося выразителем авторской идеи.

Как раскрываются в композиции образы героев?

(Композиция «Макара Чудры» и «Старухи Изергиль» — рассказ в рассказе. Этот прием часто встречается в литературе. Рассказывая легенды своего народа, герои рассказов выражают свои представления о людях, о том, что считают ценным и важным в жизни. Они словно создают координат, по которой можно судить и о них.

В композиции важную роль играют портретные характеристики. Портрет Рады дается опосредованно. О ее необычайной красоте мы узнаем по реакции людей, которых она поражала. (Описание Рады.) Гордая Рада отвергала и деньги, и предложение идти в жены к магнату. Гордость и красота равновелики в этой героине.

Зато портрет Лойко нарисован подробно. (Описание Лойко.)


В чем конфликт произведения и как он разрешается?

(Рассказывая о любви Рады и Лойко, Макар Чудра полагает, что только так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, только так можно было сохранить собственную свободу. Конфликт между любовью и гордостью разрешается смертью обоих –

покориться любимому человеку ни один не захотел.)

(Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но взгляд этого человека, путешествующего по Руси, встречающегося с разными людьми, очень важен. Воспринимающее сознание (герой-рассказчик) является важнейшим предметом изображения, критерием авторской оценки действительности, средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, поэтичностью, гордостью.)

(В «Старухе Изергиль» автор сталкивает в легендах идеал, выражающий любовь к людям, и самопожертвование, и антиидеал, доведенный до крайности индивидуализм. Эти две легенды как бы обрамляют повествование жизни самой старухи Изергиль. Осуждая Лару, героиня думает, что ее судьба ближе к Данко – она тоже посвящена любви. Но из рассказов о себе самой героиня предстает, скорее, жестокой: она с легкостью забывала прежнюю любовь ради новой, оставляла некогда любимых людей. Ее равнодушие поражает.)

Какую роль в композиции играет портрет Старухи Изергиль?

(Портрет героини противоречив. Из ее рассказов можно представить, как хороша она была в молодости. Но портрет старухи вызывает почти отвращение, нарочито нагнетаются антиэстетические черты. (Описание Старухи.) Черты портрета Лары сближают этих героев. (Описание Лары.).)

Как соотносятся романтизм и реализм в рассказе?

(Автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтических рассказах Горького. Реалистичность его в том, что в характере и судьбе его отразились типические обстоятельства русской жизни 1890 – х годов. Развитие капитализма привело к тому, что со своих мест оказались сорванными миллионы людей, многие из которых составили армию босяков, бродяг, оторвавшихся от прошлой жизни и не нашедших себе места в новых условиях. Автобиографический герой Горького принадлежит к таким людям.)

Как композиция раскрывает образ романтического героя в рассказе «Челкаш»?

(Формально рассказ состоит из пролога и трех частей. В прологе обрисовано место действия – порт
:
«Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, подвозящих груз, металлический вопль железных листов, откуда-то падающих на камень мостовой, глухой стук дерева, дребезжанье извозчичьих телег, свистки пароходов, то глухо ревущие, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат – все эти звуки сливаются в оглушительную музыку трудового дня…».
Отметим приемы, с помощью которых создается эта картина: прежде всего, звукопись (ассонансы и аллитерации) и бессоюзие, придающее динамизм описанию.)

Какова роль портрета героев в рассказе?

(Портрет героя в первой части раскрывает его характер: «сухие и угловатые кисти, обтянутые коричневой кожей»; «всклоченные черные с проседью волосы»; «смятое, острое, хищное лицо»; «длинный, костлявый, немного сутулый»; с «горбатым, хищным

носом» и «холодными серыми глазами». Автор прямо пишет о его сходстве «с степным ястребом своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал».)

Каково значение слова «хищник»?

(Обратим внимание, сколько раз встретился эпитет «хищный». Очевидно, он раскрывает суть героя. Вспомним, как часто Горький уподобляет своих героев птицам – орлу, соколу, ястребу.)

Какова роль Гаврилы в рассказе?

(Челкаш противопоставлен Гавриле, деревенскому простоватому парню. Портрет Гаврилы построен по контрасту с портретом самого Челкаша: «ребячьи голубые глаза» смотрят «доверчиво и добродушно», движения неуклюжи, рот то широко раскрыт, то «шлепает губами». Челкаш чувствует себя хозяином жизни Гаврилы, попавшего в его волчьи лапы, к этому примешивается и отеческое чувство. Глядя на Гаврилу, Челкаш вспоминает свое деревенское прошлое: «Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах».)

Когда происходит развязка рассказа «Челкаш»?

(В третьей части, в диалоге Челкаша и Гаврилы окончательно проясняется, насколько это разные люди. Ради наживы трусливый и жадный Гаврила готов на унижение, на преступление, на убийство: он едва не убил Челкаша. Гаврила вызывает презрение, отвращение у Челкаша.
Окончательно автор разводит героев так: Гаврила «снял свой мокрый картуз, перекрестился, посмотрел на деньги, зажатые в ладони, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их за пазуху и широкими твердыми шагами пошел берегом в сторону, противоположную той, где скрылся Челкаш»
.)

VI Вопросы по ранним романтическим рассказам М.Горького.

  1. Как вы понимаете принцип «романтического двоемирия» в творчестве Горького?
  2. Каковы особенности пейзажа в ранних романтических рассказах Горького? Какова роль пейзажа?
  3. Как вы понимаете слова героини рассказа Горького «Старуха Изергиль»: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются»?
  4. Чего испугался «осторожный человек» из рассказа «Старуха Изергиль», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко?
  5. С какими литературным персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
  6. Каков идеал человека в ранних романтических рассказах Горького?
  7. В чем, по-вашему, смысл противопоставления героев Горького – Челкаша и Гаврилы?
  8. В чем вы видите особенности романтизма Горького?

Сочинение

В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу «рассказ в рассказе». Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого крымского чабана, рассказывающего ему легенды и сказки, поющего странные песни, а потом красивым языком передает читателям услышанное. Это позволяет автору добиться той достоверности, которая ему необходима. Мы безоговорочно верим в существование Ужа и Сокола, в их беседу. Автору не надо убеждать читателя в достоверности событий. Да это и не важно — сказка перед нами или быль.

Автор показывает две философии, два образа жизни. «Безумству храбрых» Уж противопоставляет «низкие истины», он даже прикрывается показным патриотизмом: «Пусть те, кто землю любить не могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли творенье — землей живу я». Кажется, что автор соглашается с этой мещанской философией. Но это только внешнее впечатление. Горький приглашает читателя самого сделать выбор, а не решает все за него. Автор как бы говорит: «Да, существует жизнь, есть истина, но она не вечна. Развитие жизни рождает новые истины».
Горький — мастер короткого рассказа. Сукупыми, но яркими фразами он умеет сказать гораздо больше, чем порой стоит за длинными философскими рассуждениями. Мастерство и художественное дарование Горького раскрылось уже в раннем его творчестве. «По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное, чарующее душу, смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения». Подтверждением тому является «Песня о Соколе»

«Макар Чудра» — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете «Кавказ» в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький. Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.

В своих ранних произведениях, в том числе и в «Макаре Чудре», Горький предстает перед нами как писатель-романтик. Главный герой — старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин — раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Рад-да — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца.

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения — так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый

подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.

Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями. Сюжетная находка Горького — то, что о молодости и любви рассказывает старость — позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.

Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко — это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг — сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен.

Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра — одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать — нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только приоряются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше — что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества.

Свобода и любовь — тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького — не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни.

  • План рассказа серая шейка по частям
  • План рассказа сиротка скребицкий
  • План рассказа сигнал гаршина
  • План рассказа сивка бурка 2 класс
  • План рассказа серая звездочка бориса заходера