Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 139-141.
Раздел «Люби всё живое»
УКМ «Перспектива»
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Умеете ли вы наблюдать за природой? Любите ли вы о ней читать?
Я умею и люблю наблюдать за природой. Я часто гуляю в парке, бываю в деревне у бабушки, хожу на реку. Везде я наблюдаю за природой, птицами и животными, деревьями и травами. Мне всё очень интересно.
2. Какие рассказы о природе вы читали? Какие из прочитанных произведений вам больше всего понравились? Составьте отзыв о прочитанном вами произведении.
Я прочитала много рассказов о природе, все включённые в этот раздел, а так же много рассказов Виталия Бианки, Евгения Чарушина и Георгия Скребицкого. Особенно мне понравилась сказка «Серая шейка».
Отзыв на сказку Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» для 3 класса
Я прочитала сказку «Серая шейка». Её автор писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Главными героями сказки являются уточка Серая шейка, её друг Заяц и коварная Лиса.
Серая шейка не смогла улететь осенью на юг со своими родителями, у неё болело прокусанное Лисой крыло. Всю зиму она стойко держалась, плавая в полынье, и не позволяя Лисе себя схватить. Ей очень помогал в этом добрый и весёлый Заяц, с которым уточка подружилась в лесу. А Лиса каждый день приходила к проруби и пыталась поймать уточку. Но всё закончилось хорошо, и Серую Шейку унёс домой старик-охотник, чтобы подарить своим внучкам.
Тема это произведения — дружба и взаимовыручка. А его главная мысль в том, что никогда нельзя отчаиваться и сдаваться, из самой трудной ситуации вам помогут выбраться верные друзья.
Мне очень понравилась эта сказка. Местами мне было очень жаль уточку, иногда я негодовала на злую лису, и особенно мне понравился позитивный финал истории. Я бы всем посоветовала прочитать эту прекрасную сказку.
3. Вчитайтесь в содержание рассказа Носова «Карасик» и поразмышляйте над ним.
Из какого предложения можно узнать, что у мальчика пропал интерес к карасику? О чём его предупредила мама?
О том, что у мальчика пропал интерес, мы можем узнать из последнего предложения первого абзаца «Первое время он очень интересовался рыбкой…»
Мама говорила Вите смотреть за Мурзиком, чтобы тот не съел карасика.
Что вы можете сказать о поступке Серёжи, который решил поменять рыбку на свисток? Какое настроение было у ребят после такого обмена? Можно ли было Виталику поступить иначе? Как?
Серёжа хитрый и настойчивый. Он добился своего и заставил Витю ослушаться маму. Это плохой поступок.
Серёжа радовался обмену, а Вите стало жаль карасика и он боялся маму.
Витя должен был поступить иначе. Он не должен был соглашаться на обмен и слушать Серёжу. Обошёлся бы он без свистка.
Опишите, как Виталик общался с Мурзиком во дворе. Какие свойства характера мальчика проявились в этом эпизоде? Докажите, что один необдуманный, плохой поступок влечёт за собой другой.
Витя не хотел, чтобы мама увидела Мурзика, и пытался спрятать его в подвале. Он уговаривал кота, называл глупеньким, заталкивал его в отдушину.
В этот момент Витя показал жалость, любовь к животным, упорство, но и трусость.
Если бы Витя не стал меняться, ему не пришлось бы врать и оговаривать Мурзика. Один плохой поступок привёл к другому.
Осознавал ли мальчик свою ошибку? По какой причине Виталик не мог сразу признаться маме? Как было на душе у мальчика? Почему?
Мальчик осознал свою ошибку и хотел признаться. Сразу признаться ему было страшно, но страх за Мурзика оказался сильнее страха перед наказанием.
На душе мальчика было нехорошо, потому что он обманул маму. А без Мурзика ему было скучно, он жалел котёнка.
Перечитайте самый комичный эпизод рассказа. На кого мама сердилась? Почему?
Самый комичный эпизод — ловля Мурзика в комнате. Мама сердилась на кота, за то, что тот съел рыбку.
4. Как должны звучать слова Виталика в диалоге с мамой: уверенно, бодро громко или виновато, тихо, неуверенно?
Признание Виталика и рассказ об обмене звучат виновато, тихо, неуверенно.
5. Как вы думаете, изменится ли Виталик после случая с карасиком или нет?
Я думаю, что мальчик много понял. Он понял, что нельзя обманывать маму и сваливать вину на другого. Нельзя идти на поводу у друзей. Нельзя ценить вещь дороже живого существа. Он обязательно измениться после этого случая!
6. Попробуйте передать содержание рассказа. Для этого необходимо составить план, пересказать рассказ.
План рассказа Носова «Карасик» для пересказа
- Карасик и Мурзик.
- Обмен с Серёжей.
- Попытка спрятать Мурзика.
- Возвращение Мурзика.
- Признание и прощение.
Пересказ рассказа Носова «Карасик» для 3 класса
Мама купила Вите серебристого карасика и первое время мальчик с удовольствием за ним ухаживал. Но потом он стал забывать про карасика. А ещё у него дома жил котёнок Мурзик. Мама предупреждала Витю, чтобы тот следил, как бы Мурзик не съел карасика.
Однажды к Вите пришёл Серёжа, увидел карасика и стал предлагать поменяться. Он предлагал Вите отличный свисток. Витя сомневался, ведь мама запретила ему меняться, но потом не устоял. Он отдал карасика Серёже, а тот унёс рыбку в банке. Серёжа был радостный, а Вите было грустно.
Дома мама спросила его про карасика, и подумала, что того съел Мурзик. Витя пошёл во двор искать Мурзика, но на самом деле, он хотел спрятать кота от мамы. Он запихал Мурзика в отдушину подвала и прикрыл отверстие кирпичом. Вите было жаль Мурзика и он стащил из дома котлетку, чтобы угостить котёнка, но того в подвале уже не было.
Дома без Мурзика Вите было скучно, он уже хотел признаться маме, но духу у него не хватило. Тут за окном появился Мурзик. Когда Мурзик прыгнул в форточку, мама хотела схватить его, а кот стал прыгать по комнате. Наконец, он упал в аквариум и был извлечён мамой.
Тут Витя заплакал и стал просить маму не бить Мурзика. Он рассказал про обмен и обман. Мама простила сына, потому что тот признался сам. А Витя стал сушить Мурзика у батареи и кормить его котлетой.
7. Вы познакомились с произведением Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Вы, наверное, обратили внимание, что текст разделён на части. Перед вами план каждой части.
8. Будьте внимательны! В плане или тексте допущена ошибка. Найдите её.
Ошибка очень простая. В тексте учебника сказка разделена на четыре части, а план состоит из пяти частей. Ошибка в том, что в тексте не выделена пятая часть.
9. Обсудите с друзьями, почему надо выделить эту часть. С какого предложения в тексте она начинается.
Пятую часть нужно выделить обязательно, потому что в ней рассказывается о финале этой истории, о том, как уточке удалось спастись от лисы. В этой части появляется новый герой — старик.
Пятая часть начинается с предложения: «Дело было утром».
10. План какой части наиболее полно отражает её содержание и состояние героев? Озаглавьте каждую часть.
Наиболее полно отражает содержание и состояние героев план 4 части. Он самый подробный.
Дадим заголовки каждой части плана.
- Расставание с утками.
- Знакомство с зайцем.
- Начало зимы.
- Проделки лисы.
- Неожиданное спасение.
11. Выберите понравившуюся часть произведения и попробуйте пересказать её с помощью плана.
Пример пересказа сказки «Серая шейка» по частям плана можно посмотреть, перейдя по ссылке.
12. Предложите свой вариант плана понравившейся вас части произведения Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
Свой вариант плана сказки «Серая шейка» по частям
1 часть
- Птицы готовятся к отлёту на юг.
- Наступил роковой день прощания.
- Утки улетели, а Шейка осталась одна.
2 часть
- Серая шейка боится, что река замёрзнет.
- Она встречает в лесу зайца.
- Заяц жалеет утку и рассказывает о себе.
3 часть
- Небольшая полынья посередине.
- Появление лисы.
- Поздравление с зимой.
4 часть
- Такая красивая, но страшная зима.
- Попытка лисы добраться до уточки.
- Настойчивость лисы и волнение зайца.
5 часть
- Старик охотится на зайцев.
- Старик видит лису у полыньи.
- Утка вместо лисы.
- Старик уносит утку внучкам.
Конспект НОД
«Мы слепили снежный ком… Будешь, ком, снеговиком!»
Цель: Развитие познавательной активности и любознательности детей. Развитие художественных и творческих способностей детей на основе знакомства с техникой изготовления поделки из фольги. Задачи: Образовательные: — Закрепить и систематизировать представления детей о снеге и его свойствах. — Путем практического исследования побуждать детей делать выводы. — Закрепить умение работать по технологическим картам. Коррекционно – развивающие: — Развивать познавательный интерес и любознательность детей к объектам неживой природы на основе сравнения, обобщения, установления элементарных причинно-следственных связей. — Учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. — Развивать мышления, внимание, творческие способности. — Развивать мелкую моторику рук. — Развивать и обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество. Коррекционно-воспитательные: — Воспитывать личностные качества: самостоятельность, активность, повышение самооценки, аккуратность, дисциплинированность.
Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; Наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки) Опыты и эксперименты со снегом /измерение глубины снега; окрашивание снега/ Чтение познавательной литературы по теме; Разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях.
Оборудование: Тазик со снегом, ведерко, снеговик, мандарины, кусок марли, технологическая карта изготовления снеговика из фольги. На каждого ребенка: тарелка, лист белой и цветной бумаги; игрушка от киндер-сюрприза; стаканчик с холодной водой; фольга, шпажка, зубочистка, крышечка от бутылки молока. Аудиозапись спокойной классической музыки.
Ход образовательной деятельности
Орг. момент.
Воспитатель. Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Давайте и мы с вами поздороваемся – споем приветствие.
Коррекционная песенка — распевка с оздоровительным массажем / автор С. Коротаева/
Здравствуйте, ладошки
Хлоп-хлоп-хлоп. / Три хлопка в ладоши/
Здравствуйте, сапожки
Топ-топ-топ. /Топают ногами/
Здравствуйте, лягушки
Ква-ква-ква. /Сжимают пальцы рук/
Здравствуйте, кукушки
Ку-ку, ку-ку. /Слегка наклоны головы/
Здравствуй утро, здравствуй, день,
Нам здороваться не лень.
Пожелайте друг другу доброго утра.
— Ребята, какое сейчас время года? /Зима/
А какой самый характерный признак зимы? /Снег; очень холодно и морозно/
А какие вы знаете слова – родственники к слову снег? /Снег – снежный – снеговик – Снегурочка – снежинка – заснеженный — …/
А когда на улице много снега это хорошо или плохо?
Ответы детей. При необходимости воспитатель уточняет и дополняет ответы детей.
Хорошо: можно строить снежные крепости, играть в снежки, кататься на санках и лыжах, кататься со снежных горок….
Снег укрывает землю и под ним как под одеялом тепло растениям, корням цветов, кустарников, деревьев, посеянной под зиму ржи. Пословица «Много снега – много хлеба».
В сильные морозы некоторые птицы прячутся под снегом от холода. В рыхлом снегу много воздуха, а он помогает сохранять тепло.
Жители Крайнего Севера строят себе дома из снега (называется – иглу).
100 любимых стихов малышей (10 стр.)
На пол кладут шкуры северных оленей, а стены завешивают сукном. Внутри такого дома тепло даже в самые сильные морозы.
Плохо: все дорожки, тропинки, обочины дорог заметены снегом. По сугробам трудно ходить. Дворникам нелегко убирать много выпавшего снега.
Ветки деревьев под тяжестью снега могут сломаться.
Диким животным трудно найти себе пищу под снегом.
В лесу лоси своими длинными тонкими ногами застревают в толще снега и становятся легкой добычей волков.
— А какое у вас самое любимое занятие зимой на прогулке? /Лепить снеговиков/
Я для вас приготовила сюрприз, который находиться вот под этим ведерком. А какой вы узнаете, если отгадаете загадку.
Что за снежный человек,
Нос — морковка, тело – снег.
Вырос посреди двора,
Где гуляет детвора,
Нарядился в пуховик
Белоснежный… / Снеговик/.
Воспитатель поднимает ведерко, под которым находиться снеговичок. /Дети с удовольствием рассматривают его/. Почему снеговик так называется? /Потому что он вылеплен из снега. А здесь у меня (воспитатель показывает на закрытый крышкой тазик)
— Одеяло белое, не руками сделано — Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось.
Что же у меня здесь? /Снег. / Зачем я его принесла? /Дать детям высказать предположения/
Я сегодня хочу пригласить вас в лабораторию для исследования снега. Исследовательская деятельность Опыт №1. «Какого цвета снег?» Положите комочек снега на цветной лист бумаги, приложите к нему белый лист бумаги, сравните. Что вы видите? /Ответы детей/ Вывод: Снег белого цвета.
Опыт №2. «Какой снег на ощупь?» Потрогайте снег руками. Какой он на ощупь? Дети: Холодный, мокрый, мягкий. В: Вспомните вчерашние свои ощущения от снега на улице в мороз. Дети: Снег был легкий, пушистый, сухой, хрустящий, сыпучий. Вывод: Первое время в тепле снег холодный, мокрый, мягкий, не сыпучий.
Опыт №3. «Определение прозрачности» Положите под комочек снега игрушку от киндер-сюрприза. Посмотрите, видна ли игрушка под снегом? /Нет/ Вывод: Снег не прозрачный.
Опыт №4 «Имеет ли снег запах?» Понюхайте мандарин. Что вы чувствуете, какой мандарин? /Ароматный, душистый…/ А теперь понюхайте снег. /У него нет запаха/ Вывод: Снег не имеет запаха.
Опыт №5. «Тонет ли снег?» Положите немного снега в стаканчик с холодной водой. Что вы видите? /Снег плавает на поверхности воды и постепенно начинает таять, растворяться. Вывод: Снег не тонет в воде, так как сам состоит из воды.
— А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть. Физкультминутка «Зимушка-зима» /Дети выполняют движения по тексту/
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым /Хороводный шаг/
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
А теперь бочком, бочком друг за другом все бегом / Боковой галоп/
Ножка ножку догоняла, все бегом за ней скакала.
С ковырялочкой все вместе потанцуем мы на месте / Движение «ковырялочка»/
Массаж биологически активных зон «наступили холода» для профилактики простудных заболеваний:
Наступили холода (потереть ладошки друг о друга)
Превратилась в лед вода (мягко провести пальчиками по шее сверху вниз)
Я на лыжах иду (растереть ладонями уши)
На снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично расстилать лоб движениями в стороны – к середине лба)
Дети вновь возвращаются в лабораторию.
Опыт-наблюдение №6. «Воздействие температуры»
Посмотрите, пожалуйста, в ведерко, в котором мы оставили часть снега. Что с ним случилось, пока мы проводили опыты и играли? /Он растаял и превратился в воду/
Почему? /Здесь тепло. Снег растаял от тепла/
Вывод: под действием тепла снег таит, превращаясь в воду.
Опыт №7. «Исследование чистоты снега»
Снег у нас превратился в воду. А водичка чистая, прозрачная? /Да/
На первый взгляд действительно достаточно чистая. Но так ли это на самом деле сейчас проверим.
Процеживаем эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя.
Что мы видим? /На марле осталась грязь.
Вывод: Снег грязный.
Какой еще очень важный, для любителей поесть на улице снег, сделаем вывод?
/Снег есть нельзя не только потому, что он очень холодный, но и грязный. От этого тоже можно заболеть. /
Теперь давайте объединим всё, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, холодный, не имеет запаха, не прозрачный, не тонет в воде, под действием тепла превращается в воду, грязный.
— Ой, ребята, посмотрите на нашего снеговичка!
Пока мы с вами проводили опыты, снеговичок… растаял. /Дать детям выразить свои эмоции!/
— Жаль снеговичка. Что будем делать? /Слепим нового на прогулке, ….
Но когда потеплеет, он тоже растает.
— Подумайте, а можно ли создать такого снеговика, который никогда не может растаять?
Дети. — Да: нарисовать на бумаге; сделать аппликацию; вылепить из пластилина, глины, соленого теста; сшить из ткани…./
Я вам предлагаю сейчас сделать снеговичка из уже знакомого нам материала – фольги. Хотите? /Да/. Проходите и садитесь за столы.
Но прежде нам надо подготовить свои пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять /Загибают пальчики по одному в обеих руках/
Мы во двор пошли гулять. /»Идем» по столу указательным и средним пальчиками/
Бабу снежную лепили, / «Лепим комочек двумя ладонями/
Птичек крошками кормили, /Крошащие движения всеми пальцами/
С горки мы потом катались, /Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки/
А ещё в снегу валялись, /Кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой/
Все в снегу домой пришли, /Отряхиваем ладошки/
Съели суп и спать легли. /Движения воображаемой ложкой, руки под щёки/
Отдохнули, а теперь за работу! Дети погружаются в творческую деятельность по созданию снеговика из легкого, пластичного материала – фольги. Звучит спокойная классическая музыка.
Наши снеговички готовы. В качестве шляпки – крышечка от бутылки из-под молока.
Вот какие у нас получились забавные симпатичные снеговички!
Упражнение на расслабление организма: «Снеговик»
Дети представляют, что каждый из них снеговик. Большой, красивый, которого вылепили из снега. У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снеговик начинает таять. Далее дети изображают, как тает снеговик. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снеговик превращается в лужицу, растекающуюся по земле.
Итог – обсуждение (понравилось ли проводить опыты; что интересного нового узнали; чей снеговичок самый симпатичный)
Технология изготовления снеговика.
1. Нам потребуется: пищевая фольга; 2. Отрываем полотна фольги небольшого деревянная шпажка для шашлычков; зубочистка. размера.
3. Формируем шарик. 4. «Лепим» 3 шарика разного размера.
5. Протыкаем шарики шпажкой. 6. Средний шарик протыкаем горизонтально
Это руки. На них «лепим» варежки.
7. Из полоски фольги делаем шляпу. Носик делаем в технике «квиллинг».
1. Запиши имена героев.
Коля, Саша, Женя, Катя.
2.
Снежный кролик
Подумай и укажи +, какой была Катя.
маленькая, настойчивая, трудолюбивая
3. Кто что вылепил из снега? Запиши или нарисуй.
4. Какие слова упорно повторяла Катя? Запиши.
А я буду зайчика лепить.
5. Собери пословицу. Прочитай её и подумай, подходит ли она к рассказу В. Сутеева.
Всякий человек по делу познаётся.
Да, эта пословица подходит к рассказу. Катя была настойчива и трудолюбива и вылепила в конце концов замечательного снежного зайчика.
6. Обведи рисунки и раскрась те снежные фигуры, которые тебе понравились. Найди в тексте слова о них и прочитай.
Слон — «У меня слон будет. Небольшой. С хоботом.»
Снегурочка — «У снегурочки ледяной кокошник и косы длинные до земли.»
Дед Мороз — «С белой бородой и зелёной ёлочкой в руке.»
Белый мишка — «Как живой, с палкой-клюкой в лапах.»
Зайчик — «чудесного пушистого зайчика с большими ушами, длинными ногами и коротеньким хвостиком. И весь зайчик — из снега.»
Тема урока. В. Сутеев «Снежный зайчик»
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, понимание того, что любое начатое дело нужно доводить до конца.
- Познавательные: формирование умения извлекать информацию из текста, иллюстраций.
- Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Регулятивные:формирование умения прогнозировать содержание текста, осуществлять личностную рефлексию.
Учебно-методическое обеспечение:
- Учебник » Литературное чтение», 2 класс, Л.А. Ефросинина.
- Рабочая тетрадь по литературному чтению, 2 класс. Л.А.
Ефросинина.
- Презентация портрет В Сутеева, чистоговорки.
Конспект урока
- Мотивирование к учебной деятельности
— Как нужно говорить, чтобы вас с интересом слушали? (четко произносить звуки в словах, соблюдать нужную интонацию и темп речи)
— Для этого мы сейчас поработаем со скороговорками.. (слайды)
— Сначала читайте медленно шепотом, а потом повторите вслух с нужной интонацией и темпом речи.
1. На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
2. Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.
3. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
4. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
— Смысл каких слов вам не понятен? Давайте вместе попробуем раскрыть значение слов или обратимся к толковому словарю С. Ожегова.
- Проверка домашнего задания.
Какое задание вам было задано? (подробный пересказ одной из частей произведения).
— Попробуем рассказывать текст в паре.
Самооценка учащихся по итогам проверки домашнего задания.
- Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- 1 этап. Работа с текстом до чтения (антиципация)
Посмотрите на портрет Владимира Григорьевича Сутеева. Что вы можете сказать об этом человеке (у него добрые, умные глаза)
Предположите, о чем или о ком может писать такой человек? (о животных. О детях, о хороших поступках).
— Прочитайте, как Владимир Сутеев назвал свое произведение? (Снежный зайчик).
— Предположите, о чем может быть это произведение? И какое оно может быть по жанру?(о зайчике, может быть рассказ, а может быть сказка?)
— А теперь рассмотрите иллюстрации. Что сейчас можете сказать? (Это скорее всего рассказ о том, как дети лепили снежные фигуры)
Почему тогда называется произведение «Снежный зайчик?
Дети работают в четверках. Один из группы высказывает предположение о событиях, которые произойдут в произведении.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Для того, чтобы проверить ваши предположения, давайте проведем диалог с автором через текст (стадия осмысления).
1 часть читаю сама, 2, 3 часть читают хорошо читающие ребята, 4 часть дети читают самостоятельно).
Давайте выясним, чьи предположения подтвердились.
Чтение вслух с остановками (после чтения отрывка делается остановка, ведется работа по пониманию прочитанного). Словарная работа ведется по ходу чтения рассказа.
— Почему ребята решили лепить из снега?
— Кого решил вылепить Коля? Саша? Женя? Маленькая Катя?
— Что такое кокошник?
— Прочитайте, с чего началась работа.
— Прочитайте описание снеговика, которого слепил Коля.
— Расскажите, какие получились фигурки у других ребят.
У всех ли ребят получились фигуры?
Прочитайте, что сказала Катя.
— Перечислите, кого во второй раз слепили ребята.
Получился ли зайчик у Кати?
— Что такое скафандр? У кого может быть скафандр?
— Прочитайте, как вела себя Катя, когда рассыпалась ею вылепденная фигурка.
— Сколько фигурок успели сделать ребята?
— Как вы думаете, почему Катя не остановилась, а упорно лепила зайчика.
Правильно ли она поступила?
— Куда решили пойти ребята, когда налепили много разных фигур?
Почему Катя с ними не пошла?
— Что она сказала?
— А почему она это сказала тихо, чтобы никто не слышал?
Проблемный вопрос.
Расскажите, какой вы себе представляете Катю.
— Чем закончилось это произведение?
Прочитайте описание зайчика.
Работа с текстом после прочтения.
— Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ. Докажите (написано в прозе, нет волшебства, животные не разговаривают).
— Какими чертами характера обладает маленькая Катя?
Это хорошие черты характера или нет? Докажите.
— В чем заключает главная мысль рассказа?
— Для кого Владимир Сутеев написал этот рассказ?
Посмотрите презентацию произведений В. Сутеева, прочитайте самостоятельно.
Работа в тетради по литературному чтению. Заполнение бортового журнала «Кто что вылепил из снега»
- Итог урока. Рефлексия.
Полный текст материала Урок литературного чтения «В. Сутеев. «Снежный зайчик»»; 2 класс (продуктивное чтение) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
О детях и для детей
Ответы к стр. 33 – 35
Владимир Сутеев
Снежный зайчик
1
День был тёплый, снег был мокрый. Вышли ребята во двор. Что делать?
– Давайте что-нибудь из снега сделаем, – предложил Коля. – Я, например, думаю настоящего снеговика вылепить.
– Правильно, – поддержал Саша. – Я медведя белого сделаю.
Женя подумала и придумала:
– У меня слон будет. Небольшой. С хоботом.
А Катя, самая маленькая, сказала:
– А я буду зайчика лепить.
И пошла работа! Сначала ребята накатали из липкого снега большие шары, потом каждый стал своё лепить – кто что задумал.
2
Раньше всех Коля своего снеговика закончил. Замечательный получился снеговик: с метлой в руке, с ведром на голове.
У Саши белый мишка вышел как живой, с палкой-клюкой в лапах.
Женя небольшого слона сделала. С хоботом.
А самая маленькая, Катя, лепила-лепила, но так и не получился у нее зайчик… Кучка снега – и всё.
Когда все налюбовались на свою работу, Коля сказал:
– Давайте ещё лепить. Я, например, хочу деда-мороза сделать.
– А я – снегурочку! – крикнул Саша.
Женя подумала и придумала:
– Я построю снежный домик с ледяными окошками.
А самая маленькая, Катя, тихо сказала:
– А я буду зайчика лепить.
3
Вот и новые фигуры во дворе появились.
У Коли очень хороший дед-мороз вышел: с белой бородой и зелёной ёлочкой в руке.
Рядом с дедом-морозом Саша свою снегурочку поставил. У снегурочки ледяной кокошник и косы длинные до земли.
Женя для Бобика прекрасный домик построила: с печкой, с высокой трубой и прозрачными ледяными окошками.
А самая маленькая, Катя, лепила-лепил зайчика, а он вдруг упал и рассыпался…
От работы раскраснелись ребята. Чем дальше, тем больше хочется сделать.
– Я ракету строю! – кричит Коля.
– Я – спутник! – кричит Саша.
Женя сразу придумала:
– А у меня космонавт будет. В скафандре.
А самая маленькая, Катя, не плакала, только чуть слышно прошептала:
– А я… я буду зайчика лепить…
Спутник готов! На стартовой площадке стоит Колина ракета.
А самая маленькая, Катя, ещё не успела сделать своего зайчика. У него ещё нет ног, нет хвостика, нет длинных ушей.
Только есть живот и голова.
4
Вон сколько интересных вещей из снега получилось!
Но устали ребята, надо отдохнуть.
– Лепить больше не будем. Пошли в снежки играть! – предложил Коля.
– Лучше на лыжах кататься, – сказал Саша.
– По-моему, лучше всего идти на горку, на санках спускаться, – придумала Женя.
И все решили покататься на лыжах, поиграть в снежки и с горки на санках съехать.
А самая маленькая, Катя, сказала:
– Я не пойду с вами…
И так, чтобы никто не слышал, про себя добавила: “Я буду зайчика лепить”.
Поиграли ребята в снежки, покатались на лыжах, спустились на санках с горки и, когда вернулись во двор, вдруг увидели чудесного пушистого зайчика с большими ушами, длинными ногами и коротеньким хвостиком. И весь зайчик – из снега.
Его самая маленькая, Катя, вылепила.
1. Запиши имена героев.
Коля, Саша, Женя, Катя.
2. Подумай и укажи +
, какой была Катя.
+
маленькая умная
+
настойчивая +
трудолюбивая
3. Кто что вылепил из снега? Запиши или нарисуй.
Имя героя | В первый раз
| Во второй раз
| В третий раз
|
Коля | снеговика | деда-мороза | ракету |
Саша | белого медведя | снегурочку | спутник |
Женя | слона | | космонавта |
Катя | зайчика | зайчика | зайчика |
Сутеев В., рассказ «Снежный зайчик»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Снежный зайчик» и их характеристика
- Коля, Саша, Женя, большие ребята. Азартные, веселые, всем довольные.
- Катя. Маленькая девочка. Упрямая, настойчивая, неунывающая.
План пересказа рассказа «Снежный зайчик»
- Мокрый снег во дворе
- Ребята решают что будут лепить
- Катя лепит зайчика
- Ребята начинают лепить следующие фигуры
- Катя лепит зайчика
- Ребята лепят еще фигуры
- Катя лепит зайчика
- Ребята ушли играть
- Пушистый зайчик.
Кратчайшее содержание рассказа «Снежный зайчик» для читательского дневника в 6 предложений
- Ребята во дворе стали лепить снежные фигурки, а Катя лепила зайчика.
- У всех фигурки получились, а у Кати нет.
- Ребята вылепили по второй фигурке, а Катя все лепила зайчика
- Ребята налепили еще фигур, а Катя лепила зайчика
- Ребята ушли играть и кататься, а Катя осталась.
- Когда ребята вернулись, они увидели красивого пушистого зайчика.
Главная мысль рассказа «Снежный зайчик»
В любом деле главное настойчивость.
Чему учит рассказ «Снежный зайчик»
Рассказ учит быть упрямым и настойчивым. Всегда добиваться поставленной цели. Не унывать и не сдаваться, как бы тебе не было тяжело. Учит помогать тем, кому трудно. Учит работать вместе и отдыхать вместе.
Отзыв на рассказ «Снежный зайчик»
Мне очень понравился этот хороший рассказ. Маленькая Катя в нем — настоящий молодец. Она не сдалась и не заплакала, она упрямо лепила зайчика и наконец слепила. И ее зайчик оказался самым красивым. А вот поведение ребят мне не очень понравилось. Они могли бы помочь маленькой девочке. Вместе по-любому лучше играть, чем в одиночку.
Пословицы к рассказу «Снежный зайчик»
Терпенье и труд все перетрут.
Не мытьем, так катаньем.
Всякое дело терпеньем одолеть можно.
Капля по капле и камень долбит.
К гребцу и берег приплывает.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Снежный зайчик»
Вышли однажды дети зимой во двор, видят, снег мокрый, лепить из него легко. Стали думать, что слепить из снега. Коля решил снеговика слепить. Саша решил медведя вылепить. Женя сказала, что слона лепить будет. А маленькая Катя сказала, что слепит зайчика.
Вот принялись дети лепить, что задумали.
Раньше всех Коля снеговика слепил. Получился снеговик на загляденье. Потом и Саша своего медведя вылепил. А следом Женя слепила слона с хоботом. А у маленькой Кати только кучка снега получилась.
Стали дети думать, что еще слепить. Коля решил деда Мороза лепить. Саша — Снегурочку, Женя заявила, что снежный дом вылепит. А Катя сказал, что будет зайчика лепить.
И снова вылепили ребята постарше свои фигурки, а у маленькой Кати зайчик взял и рассыпался.
А ребята остановится не могут. Все лепить хотят. Коля — ракету, Саша — спутник, Женя — космонавта. А маленькая Катя — зайчика.
И снова двор наполнился разными фигурками, а маленькая Катя так и не успела слепить зайчика.
Тогда ребята решили пойти играть в снежки, кататься на лыжах и санках. А Катя сказала, что останется и неслышно добавила, что будет лепить зайчика.
И ребята ушли, накатались, наигрались, а когда вернулись, увидели среди всех фигур самую красивую — маленького пушистого зайчика. Его Катя слепила.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Снежный зайчик»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературного чтения
во 2 «Б» классе
по теме
«Произведения о детях и для детей»,
В. Сутеев «Снежный зайчик»
Н. Носов «Затейники»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема:
«Произведения о детях и для детей. В. Сутеев «Снежный зайчик». Н. Носов «Затейники»
Тип урока
: урок — викторина
Цель:
создать условия для целостного восприятия произведений;
развивать учебные и читательские умения: выделять главную мысль произведения, соотносить пословицу с содержанием произведения;
формировать нравственные понятия: «труд-лень», «смелость-трусость»;
Оборудование:
выставка книг В. Сутеева, Н. Носова, портреты писателей, сюжетные картинки.
Форма проведения:
урок-викторина.
Ход занятия
I. Организационный момент
В школу ты пришел учиться, не лениться, а учиться.
На уроке не зевай, на вопросы отвечай.
II. Викторина по произведениям В. Сутеева и Н. Носова
За правильные ответы учащиеся получают жетоны.
III. Сообщение темы урока
Вряд ли у нас в стране найдется человек, который не знаком с Владимиром Сутеевым. Он — художник, сценарист, режиссер, который выпустил множество книг и мультфильмов, знаменитый, маститый, всенародно любимый. Даже те, кто не может припомнить этого имени, наверняка знают Чиполлино, доктора Айболита, Пифа, Мойдодыра, Кота-рыболова, Козленка, который умел считать до десяти, и великое множество других веселых и добрых героев, нарисованных им для детских книжек и мультиков.…
IV. Работа над произведением В. Сутеева «Снежный зайчик»
1. Словарная работа: кокошник – разукрашенный полукруглый старинный головной убор .
2. Слушание.
3. Проверка первичного восприятия.
О чем этот рассказ?
В. Сутеев, рассказ о детях «Снежный зайчик»
4. Повторное чтение «цепочкой» по частям. Работа по содержанию произведения.
Какой вы представляете Катю?
Какое настроение было у ребят?
5. Выборочное чтение.
Найдите в тексте описание Деда Мороза и Снегурочки.
V. Физ. пауза
Зайка серенький сидит и усами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо зайке лапки греть.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.
VI. Работа над иллюстрациями.
Какой момент проиллюстрировал худоник?
Что лепили ребята в первый, второй, третий раз?
VII. Работа в тетради
1. Запиши имена героев.
2. Кто что вылепил из снега. Запиши или нарисуй.
3. Какие слова упорно повторяла Катя?
4. Собери пословицу. «Всякий человек по делу познается».
Как соотнести пословицу с содержанием произведения?
Чему учит В. Сутеев?
VIII. Викторина по произведениям Н. Носова.
Н. Носов – детский писатель. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников
Знаменитый герой, который ничего не знал.
2. Какие овощи взяли ребята на огороде?
3.Что пришивал Котька на штаны?
4. В каком рассказе говориться о ведре мороженого?
5.Что сварил на ужин Мишка?
6. Кого испугались ребята в рассказе «Тук, тук, тук».
X. Итог урока
Кто получил 5 жетонов, больше 5, меньше 5? Вы хорошо работали, молодцы!
XI. Рефлексия
На уроке я узнал (а)…
Мне было интересно …
Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 2 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 42-50.
УКМ «Школа России»
Раздел «О братьях наших меньших»
1. Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме.
На выставке уже есть книги В. Берестова «Кошкин щенок», С. Михалкова «Мы везём с собой кота», В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и В. Сутеева «Кто сказал Мяу».
Дополним выставку книгами:
- Т. Александрова «Медвежонок Бурик»
- Г. Балл «Желтячок»
- Б. Заходер «Русачок»
- В. Сутеев «Мешок яблок»
- М. Горький «Воробьишко»
- Б. Житков «Мангуста»
- М. Пришвин «Изобретатель»
2. Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так: Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтого беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган…
Мама-курица пожалела утёнка и отвела его к себе во двор. Разные птицы обступили утёнка и стали думать, как найти его родителей. Но в это время от пруда поднялась мама-утка.
Она увидела сыночка и обрадовалась. Она поблагодарила курицу за заботу и сказала, что если встретить её цыплят в воде, обязательно отведёт их к маме.
3. Возьми в библиотеке книгу Андерсена «Гадкий утёнок». Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую ты придумал сам? Данные сравнения занеси в таблицу.
Жанр: сказка о животных /-/ сказка о животных.
Герои: гадкий утёнок, лебеди, обитатели двора /-/ утёнок, курица, утка, обитатели двора.
События: гадкого утёнка обижали, он убежал, вырос и стал лебедем /-/ курица нашла утёнка, спасла его, вернула маме-утке.
Чем произведение заканчивается: гадкий утёнок становится лебедем и находит своих /-/ мама-укта забирает пропавшего утёнка.
4. Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?
На обложке мы читаем название книги: «Ребята и утята», а также имя автора: Михаил Пришвин.
5. Докажи, что произведение Пришвина «Ребята и утята» является рассказом. Используй слова и словосочетания.
Это произведение является рассказом, потому что: написано прозой, в нём отсутствуют рифма и ритм, в основе лежит реальное событие, у его героев разные характеры и они совершают разные поступки.
6. Прочитай разные варианты плана к рассказу Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.
Мне больше всего понравился второй вариант плана. Он сделан в форме заголовков к четырём частям рассказа. Но по этим заголовкам непросто представить, о чём идёт речь в каждой части.
Первый вариант плана более содержательный, но не такой красивый. По его пунктам можно понять о содержании частей.
Третий вариант слишком затянут, в его пунктах много лишних слов.
План к рассказу Пришвина «Ребята и утята» для 2 класса
- Дорога к озеру.
- Встреча с мальчишками.
- Укор взрослого.
- Счастливого пути, утята!
Е. Чарушин «Страшный рассказ»
1. Объясни, почему рассказ так называется.
Рассказ называется страшным, потому что его герои сильно испугались.
2. Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.
- Мальчики одни.
- Легли спать.
- За дверью кто-то топает ногами.
- Пришли папа с мамой.
3. Дополни данные слова другими. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения. Запиши рассказ.
Дополним словами: остались одни, какие храбрые, услышали как, испугались, закрылись одеялом, по углам, свернулся шариком, да это ёжик, остался жить.
Рассказ про мальчиков, которые боялись ёжика для 2 класса.
Однажды мальчики остались дома одни. Они легли спать и говорили друг другу, какие они храбрые.
Вдруг они услышали, как за дверью кто-то топает ногами. Мальчики испугались и закрылись с головой одеялом.
Потом пришли папа с мамой и стали смотреть по углам. Кто-то пробежал в угол и свернулся шариком. Да это ёжик!
Ёжик остался жить в доме и часто топал ногами. Но теперь его никто не боялся.
Б. Житков «Храбрый утёнок»
1. Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый.
Подчёркиваем: самоотверженный, готовый прийти на помощь, смелый.
2. Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.
Утёнок был маленьким, но очень смелым. Он не испугался стрекозу и схватил её клювом.
3. Представь, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда бы легло в основу рассказа?
В основу рассказа могли бы лечь оба события. По теме подходит ситуация, когда взрослый мальчик отбирает у малышей конфеты. Также подходит ситуация, когда на детскую площадку прибегает злая собака.
Другой вариант рассказа про мальчика Алёшу можно прочитать, перейдя по ссылке.
4. Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в произведении.
Каждое утро ребята собирались во дворе и играли в песочнице.
5. Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено, составь план.
На первом рисунке большой мальчик отбирает у малыша конфету. Но приходит Алёша и даёт хулигану сдачу.
На втором рисунке малыши пугаются большой собаки. Но появляется Алёша и прогоняет её.
План рассказа про Алёшу по рисункам
- Появление хулигана или собаки.
- Испуг малышей.
- Появление Алёши.
- Изгнание хулигана или собаки.
6. Подведи итог, сделай вывод.
С тех пор хулиган больше не приставал к малышам.
Или: С тех пор собака больше не прибегала к песочнице.
А мальчик Алёша стал героем двора.
Пишем статью в школьную стенгазету.
1. Обсудите с другом. Что такое школьная стенгазета? Чему она бывает посвящена?
Школьная стенгазета — это рукописное литературное издание в виде плаката. который вешают на стену. Она заполняется школьниками, которые пишут статьи, рассказы, рисуют иллюстрации и делают фотографии.
Стенгазета может быть посвящена важному событию, празднику или какой-то теме.
2. Какие источники информации вы будете использовать для статьи «Как помочь животным в зимнее время».
Для такой статьи я воспользуюсь информацией в интернете о том, как живут звери и птицы в зимнее время года.
3. Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.
План статьи в стенгазету для 2 класса
- Зима — суровое время года.
- Долг каждого человека.
- Как помочь лосям.
- Как помочь птицам.
- Вывод-заключение.
Пример написанной по этому плану статьи на тему «Как помочь животным в зимнее время» можно прочить, перейдя по ссылке.
Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Соотнеси авторов произведений и названия.
«Страшный рассказ» — Е. Чарушин
«Кошкин щенок» — В. Берестов
«Ребята и утята» — М. Пришвин
«Храбрый утёнок» — Б. Житков
«Музыкант», «Сова» — В. Бианки
Алгоритм действий: открыть содержание, найти нужный раздел, найти название произведения, посмотреть его автора.
2. Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.
Стихотворение: В. Берестов «Кошкин щенок»
Рассказ: В. Бианки «Музыкант»
3. Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?
Он должен обладать: добротой, ответственностью, жалостью, лаской, пониманием и трудолюбием.
То есть, всеми перечисленными качествами.
Спецификация
итоговой контрольной работы по литературному чтению для учащихся 2 классов начальной школы
Цель – проверить систему предметных знаний и предметных умений, реализацию требований ФГОС НОО по основным разделам программы.
Содержание работы соответствует основным требованиям к планируемым результатам освоения программы по литературному чтению за 2 класс.
Содержание работы определено на основе следующих документов:
$— Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 год)
— Программа «Литературное чтение». Автор Ефросинина Л.А. УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Виноградовой Н.Ф.
Задачи: — проверить знания учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса. Работа носит комплексный характер и соответствует требованиям программы.
Содержание работы: $вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученных произведений, анализ которых позволяет назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль.
Структура контрольной работы позволяет оценить уровень подготовки учащихся 2-х классов по разделам:
-
Виды речевой и читательской деятельности;
-
Круг чтения;
-
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
-
Чтение: работа с информацией.
Распределение заданий работы по разделам содержания курса математики
-
Раздел содержания
Номер задания
Виды речевой и читательской деятельности
1, 2, 4, 5, 10
Круг чтения
3, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15.
$Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
$Чтение: работа с информацией.
1, 2
Проверяемые умения и уровни их сложности
-
Номер задания
Проверяемые умения
Уровень сложности
1
— умение воспринимать литературное произведение
— умение находить информацию, заданную в явном виде.
базовый
2
— умение отвечать на вопросы по содержанию произведения
базовый
3
— умение классифицировать произведения по жанру
базовый
4
— умение соотносить произведение с жанром
$ базовый
5
— умение использовать поисковое чтение для получения информации о произведении и авторе
базовый
6
— умение устанавливать авторскую принадлежность с произведением.
базовый
7
— $умение соотносить отрывок с автором и заголовком
базовый
8
— умение классифицировать произведения по авторской принадлежности
базовый
9
— умение устанавливать авторскую принадлежность с произведением.
базовый
10
$— умение находить рифмующиеся слова в произведении
базовый
11*
— умение определять главных героев произведения;
— умение соотносить отрывок с автором и заголовком.
повышенный
12*
— умение устанавливать авторскую принадлежность с произведением.
повышенный
13*
— умение соотносить произведение с жанром фольклора
$повышенный
14*
— знание фамилии, имени и отчества русских писателей
повышенный
15*
— умение устанавливать авторскую принадлежность с произведением
повышенный
Общее время выполнения работы – 40 минут.
Оценка выполнения работы
-
$
Номер задания
Количество баллов
Критерии оценивания
1
1
Верно найден ответ на вопрос
2
1
Верно найден ответ на вопрос
3
2
2 — задание выполнено без ошибок
1 – выполнено не менее половины задания.
4
$2
2 — задание выполнено без ошибок
1 – выполнено не менее половины задания.
$ 5
1
Задание выполнено верно
6
2
2 — задание выполнено без ошибок
1 – допущена одна ошибка
7
1
Задание выполнено верно
8
1
$ Задание выполнено верно
9
2
2 — задание выполнено без ошибок
1 – допущена одна ошибка
10
1
Задание выполнено верно
Итого
14
11*
1
Задание выполнено верно
12*
2
2 — задание выполнено без ошибок
$1-выполнено не менее половины задания.
13*
2
2 — задание выполнено без ошибок
1-выполнено не менее половины задания.$
14*
1
Задание выполнено верно
15*
5
За каждый верный ответ 1 балл.
Итого
11
«5» — 14-13 баллов
«4» — 12-10 баллов
«3» — 9-7 баллов
«2»- менее 7 баллов
Правильно выполненное задание повышенного уровня оценивается отдельно («4» или «5»; «2» и «3» за него ставить не нужно). При этом оценка за контрольную работу не снижается, если учащийся не стал делать задание повышенного уровня или выполнил его с ошибкой.
«5» — 11 баллов
«4» — 10-9 баллов
$
Ответы
-
Русь – светлое место.
Русь – страна света.
-
У меня слёзы из глаз от радости.
-
$Фольклор – потешки, загадки, пословицы, небылицы, заклички, сказки, песни, былины, скороговорки.
-
Загадка
Пословица
-
Это отрывок из рассказа Сергея Алексеевича Баруздина «Как Алёшке учиться надоело».
-
М.Зощенко – «Самое главное»
Е. Пермяк – «Смородинка»
Н.Носов – «Заплатка»
7. Н.Носов «Заплатка»
8. Катя из рассказа В. Сутеева «Снежный зайчик»
9. «Маленькие человечки» — Братья Гримм
« Пятеро из одного стручка» — Х.-К. Андерсен
$« Две пословицы» — Е.Пермяк
10. Жаворонка — сторонка
Соловья – моя
11. Лебедь, Рак, Щука
«Лебедь, Щука и Рак»
12. «Снежный зайчик», «Кто лучше?»
13. Загадка
Потешка
14. Лев Николаевич
15. И. Никитин
Н. Носов
Былины
И. Крылов
В. Сутеев
Урок разработан по 130 приказу.
Калаузек Надежда Фаритовна
Поурочный план по самопознанию
Раздел: | Мудрость веков | |
ФИО педагога | Калаузек Надежда Фаритовна | |
Дата: | ||
Класс: 3 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих:- |
Тема урока № 8 | Учение – мой труд | |
Цели обучения в соответствии | Умеет проявлять ответственность в делах и поступках | |
Ценность: | Внутренний покой | |
Качества: | Трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность | |
Цель урока | Расширение представлений учащихся об общечеловеческой ценности Внутренний покой через осознание важности учения как непрерывного труда в жизни человека | |
Задачи урока:
| Раскрыть смысл понятия «Учение – мой труд»; Развивать стремление быть упорным и трудолюбивым; Воспитывать стремление к познанию нового. |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Ресурсы |
Орг.момент 1.Позитивный настрой | Учитель приветствует детей и проверяет готовность к уроку. Учитель проводит позитивный настрой с целью концентрации внимания; настроить на позитивное мышление и внутренний покой. «Путешествие на облаке» Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица.Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас втакое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.) Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Откройте глаза…Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. -Какие ощущения испытали при позитивном настрое? | Учащиеся слушают, концентрирую свои мысли и успокаиваются Учащиеся отвечают на вопрос | |
2. Проверка опережающего домашнего задания(беседа) | Учитель организует беседу по прочитанному отрывку из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» с целью выявления качеств, позволяющих хорошо учиться. -Почему Костя Шишкин пропускал школу? — Какой совет дал Косте директор школы? -А как мальчику удалось добиться успехов по арифметике? — Как вы понимаете смысл фразы «Учёба и есть самый настоящий труд»? -Какие качества помогают хорошо учиться? — Вспомните случай из своей жизни, когда эти качества помогли вам добиться успехов в учёбе? -Расскажите о своих чувствах, когда вы добиваетесь успехов? | Учебник самопоз-нания 3 класс с.27-29 | |
3.Позитивное высказывание (цитата) (беседа) | Учитель знакомит с цитатой урока и предлагает ответить на вопросы. Учение и труд рядом живут. (на интерактивной доске) — Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Чему учит пословица? | Проговаривают хором. Объясняют смысл пословицы и записывают её в тетрадь | Презентация, рабочие тетради https://posloviz.ru/category/trud/ |
4.Рассказывание истории (беседа) | Учитель предлагает послушать сказку в подарок с целью глубокого раскрытия темы урока. Сказка про ослика или о том, как полезно ходить в школу В одном лесу жил был ослик с друзьями- зверятами. Они любили гулять, играть, веселиться. Наступила осень. Все зверята пошли в школу, только ослик не хотел учиться, вот, однажды пришел почтальон из соседнего леса и принес ослику письмо от бабушки. Но так как ослик в школу не ходил и буквы не учил, то прочитать письмо не смог. Он пошел к друзьям-зверятам и попросил их прочесть письмо. Но зверята ответили ослику: «Ты сам должен научиться читать, тебе это в жизни всегда пригодится. Вот представь себе, идешь ты в магазин и сам читаешь названия магазинов и улиц. Покупая игрушки или конфеты, также читаешь их название. Ведь это так интересно – уметь читать, поэтому, учись читать сам!». Ослик расстроился и заплакал. Мимо пробегал зайчик, ему стало жалко упрямого ослика, и зайчик прочитал письмо от бабушки. Она писала: Дорогой мой, ослик! Помни, путь к знаниям лежит через скалистые горы, на которые тебе придется карабкаться изо всех сил. Первая гора называется – «Трудно». Трудно буквы писать, учиться читать, задачи решать, но ты помни мою подсказку: «Если трудно – смелей и старайся сильней». И тогда одолеешь ты гору, научишься справляться с трудностями. Вторая гора называется – «Скучно». Скучно буквы, цифры по строчке аккуратно писать. Хочется бегать, играть, хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда ты научишься справляться со скукой и подойдешь к самой крутой горе – «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются и неверные тропы сами собой выбираются. Но ты заучи мою подсказку: «Если ошибка приключится, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь ученым осликом – пятерочником. Успехов тебе в учебе! Твоя бабушка. Ослик обрадовался письму и на следующий день с друзьями-зверятами торопился в школу. Сначала ослику было трудно учиться в школе. Так не хотелось слушать объяснения учителя, не получалось задачу составить и решить ее, кривые буквы падали со строки. И тогда ослик вспоминал «подсказки» бабушки, и старательно применял их на уроках. Примерно выводил каждую буковку, циферку, научился читать, решать и запоминать объяснения учителя. И у ослика стало получаться все замечательно! Сейчас ослик совсем взрослый, он выучился и стал профессором медицинских наук. К нему в гости приходят бабушка и друзья-зверята. Бабушка гордится достижением внука. Все вместе они пьют чай, вспоминают детство. А также ослик-профессор лечит бабушку и друзей от всех болезней. Учитель организует беседу с целью понимания содержимого рассказа. -Чем любили заниматься друзья – зверята? -Почему ослик не пошёл осенью со своими друзьями в школу? -От кого получил письмо из соседнего леса? -Какие чувства испытал ослик, когда не смог прочитать письмо от бабушки? -Почему друзья не помогли прочитать письмо? А кто помог? -Про какие 3 горы говорила бабушка в письме? -Какими качествами нужно обладать, чтобы справится с трудностями и ленью? -Осознал ли ослик, что необходимо учиться с трудолюбием и упорством? -Расскажите случай из вашей жизни, когда трудолюбие и упорство помогли вам. | Слушают учителя Отвечая на вопросы учителя, раскрывают качества трудолюбия, упорства и ответственности. | Иллюстрации |
5.Творческая работа 7 мин | Учитель предлагает раскрасить птицу счастья. Одно крыло – упорство в достижении цели, другое крыло – трудолюбие и подумать, как и в каких делах, эта птица поможет в жизни. | Учащиеся раскрашивают птицу счастья и рассказывают, где в их жизни пригодится эта птица. | |
6.Домашнее задание | Учитель с целью опережения изучения следующей темы предлагает прочитать рассказ «Осенние каникулы» | Учебник С.36-37 | |
7. Групповое пение | Учитель предлагает исполнить песню Юрия Кудинова «Учиться!» с целью закрепления из закрепления изучаемой ценности. Тебе нужны как воздух знания, Припев: Привет, девчонки и мальчишки. -О чём эта песня? | Учащиеся совместно с учителем исполняют песню | |
8.Заключите льная минута урока | Учитель под музыку завершает урок. Давайте сядем удобно и вспомним наш урок, вспомним, о чём мы говорили на уроке… Старайтесь всегда быть ответственными и трудолюбивыми. Выполняйте порученные дела, добывайте новые знания с большой любовью и упорством и тогда у вас всегда всё будет получаться! Спасибо за урок! | Дети закрывают глаза | Спокойная музыка |
-75%
Сохранить у себя:
КСП по самопознанию 3 класс «Учение – мой труд» (47.55 KB)