План рассказа сигнал гаршина

в.м. гаршин лягушка-путешественница выполнила: учитель начальных классов салихова гульсина динафовна2020г. базовый учебник ефросинина л.а., оморокова м.и. 4 класс. учеб. для

«В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

                                                       Выполнила: учитель начальных классов

                                                       Салихова Гульсина Динафовна

2020г.  План рассказа сигнал гаршина

Базовый учебник  Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2019

Тема урока В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Цель урока познакомить детей с произведением В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Необходимое оборудование карточки для групповой работы, «Лесенка успеха» для рефлексии

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

Организационное начало урока

1 мин

-Возьмитесь за руки, чтобы ощутить поддержку товарищей, улыбнитесь друг другу. Передайте своё настроение соседу. И с хорошим настроением начинаем урок.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: настрой на работу, самоанализ к готовности к уроку.

Речевая разминкка

2 мин

-А теперь приступим к дыхательным упражнениям. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. Выдох медленный.

-Вспомните и воспроизведите различные звуки:

Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Делают дыхательные упражнения.

Познавательные: применение предметных знаний.

Актуализация знаний

5 мин

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одним писателем, который писал детям. О жизни и творчестве писателя  В.М. Гаршина  расскажет Анастасия. А Тимур подготовил презентацию о жизни и творчестве этого писателя.

1-й ученик показывает презентацию о В.М. Гаршине, 2-й  ученик рассказывает краткую биографию автора.

Коммуникативные:

умения находить дополнительную информацию по теме урока.

Постановка учебной задачи

5 мин

-А сейчас  мы познакомимся  с  одним из известнейших произведений  В.М.Гаршина, а о ком оно, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Выпучив глаза сидит,

По-французски говорит,

По блошьи прыгает.

По человечьи плавает. (Лягушка)

Произведение, которое написал  В.М.Гаршин  называется «Лягушка – путешественница»

-Кто такие путешественники?

-Любите ли вы путешествовать?

-А на чём можно путешествовать?

-Как вы думает , произведение «Лягушка-путешественница» относится к какому жанру?

-Какие виды сказок вы знаете? (народные и авторские)

— Эта сказка к какому относится?

— Какие бывают типы сказок? (волшебные, о животных, бытовые)

-Давайте попробуем определить, к какому типу относится эта сказка.  

-На чём можно путешествовать в сказках?

-Наверное, вам интересно узнать, как путешествовала лягушка.

-Какие задачи поставим на уроке? (Познакомиться с текстом, понять его содержание, обсудить характер героини)

Формулируют тему урока, определяют жанр произведения, его тип.

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Регулятивные:

определение, формулировка учебной задачи на уроке в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

оформление своей мысли в устной речи., умение договариваться, уступать, находить общее решение при работе в группе

Познавательные: умение сравнивать, анализировать и классифицировать объекты.

Изучение нового материала

12 мин

Слушание аудиозаписи 1-й части.

 — Что мы узнали о лягушке из 1-й части сказки?

Чтение второй части.

Попутно дети выясняют значение слова ПАЯЦ-шут, клоун.

Выборочное чтение (задания для групп)

— Почему лягушка решила лететь на юг?

— Что она придумала, чтобы полететь на юг?

-Что она увидела, поднявшись в воздух?

-Что утки говорили о лягушке?

– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

Чтение третьей части.

-Почему лягушка упала в пруд?

-Что она рассказала местным лягушкам?

-Почему утки не вернулись за ней?

-Понравилась вам сказка?

 -Назовите главных героев сказки.

-Что в этом произведении напоминает сказку?

-А что действительность?

Самооценка – ответы на вопросы

Слушают чтение текста, отвечают на вопросы,  читают выборочно.

Коммуникативные: умение  участвовать в диалоге, умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: умение читать вслух,

умение анализировать информацию.

Познавательные: анализировать содержание рассказа.

Личностные: оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Физкультминутка

2 мин

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали.

Ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Видим, скачут по опушке

Две весёлые лягушки,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгай с пятки на носок.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям – физкультпривет!

Выполняют движения.

Личностные:

ориентировка на здоровый образ жизни.

Закрепление нового материала

6 мин

Дифференцированная работа в группах  

Задание для 1 группы

-Составить словесный портрет лягушки

Задание для 2группы. 

-Заполнить таблицу

Лягушка в начале сказки

Лягушка в конце сказки

Наслаждалась

полетела вверх тормашками

 какая  прекрасная

 бедная спутница

восхитительно

дрыгала всеми лапами

приятно  нежилась

бултыхнулась  в воду)

Задание для 3 группы.

Составить  синквейн «Лягушка»

1.Лягушка.

2.находчивая, хвастливая.

3.Придумала, летела, упала.

4.Утки несли лягушку на прутике.

5.Квакушка.

Самооценка работы в группах

Работают в группах.

Коммуникативные:

умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Итог урока

2

Как автор описывает лягушку в конце сказки? (с иронией)

А как вы думаете, что было главным качеством лягушки, которое её погубило.

(ХВАСТОВСТВО)

-Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».

– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, так как  хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

Обобщают, делают выводы.

Познавательные:

умение отбирать из своего опыта нужную информацию.

Личностные:

Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Рефлексия

«Лесенка успеха»

3 мин

— Ребята,  а теперь оцените себя, на ка-кой ступеньке вы оказались  в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Регулятивные:

самооценка работы на уроке.

Домашнее задание

1 мин

1.Прочитать сказку с.102-110

2 По выбору 1.Придумать своё окончание сказки.

2. Выполнить задания в тетради.

3.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Записывают по выбору задание в дневник.

Личностные: способность выбирать, резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Организационное завершение урока

1 мин

Всем спасибо за хорошую работу!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

г. Кизилюрт

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 4 КЛАССЕ

«У Чёрного моря»

99766294 1

Подготовила:

учитель начальных классов

Хамидова Сарижат Юсупбеговна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема урока: У Чёрного моря.

Цели урока:

сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей;

развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения;

воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

показывать природную зону на карте природных зон;

иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

устанавливать причины своеобразия природной зоны;

моделировать цепи питания природной зоны;

иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

извлекать информацию из карты;

устанавливать причинно-следственные связи;

рассказывать о природной зоне по плану;

готовить сообщения.

Личностные:

осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные — положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование:

электронное приложение к учебнику, карточка «Исправь ошибки в тексте», атлас-определитель «От земли до неба», Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России, гербарий, веточки лавра с листьями.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1. Работа с картой. Проверка домашнего задания.

— Назовите природную зону, которую мы с вами изучили на прошлом уроке. (Пустыни).

— Пустынь в России немного у нас.

Прощаться с пустыней не будем спешить —

О ней мы сейчас будем говорить.

(Ученик показывает на карте полупустыни и пустыни.) (Южнее зоны степей, на юго-западе страны по берегам Каспийского моря расположена природная зона полупустыни и пустыни.)

2. Работа в группе. Задание на карточке.

— Исправьте ошибки в тексте.

Отличительной особенностью зоны пустынь является сплошной растительный покров (правильно — отсутствие растительного покрова). Ветер наносит холмы песка, которые называют джузгунами (правильно — барханами). Но есть растения, которые своими корнями удерживают передвижение песков, — это сайгак (правильно — колосняк) и джузгун. В пустыне встречаются крупные животные — тушканчики (правильно — сайгаки), они кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи. А забавное животное песчанка (правильно — тушканчик) передвигается прыжками.

3. Самоопределение к деятельности.

— Перечислите по порядку природные зоны. (Зона арктических пустынь, тундра, зона лесов (тайга, смешанные и широколиственные леса), зона степей, пустыни, субтропики).

— О какой природной зоне мы не говорили? (О субтропиках.)

— Назовите тему урока. Слайд 8.

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

(Изучить особенности природной зоны, узнать о климате, как климат влияет на растительный и животный мир.)

4. Открытие нового знания.

1. Работа с картой.

— Обратимся к помощнице — карте. Что она нам расскажет? Найдём на карте субтропики.

(Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны — Кавказские горы, а с другой — Чёрное море.)

— В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Давайте рассмотрим простой пример: вы на пляже. Когда вода теплее — днём или вечером? (Вечером.)

— Да, вода медленно нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем море отдаёт побережью зимой тёплый воздух. Кавказские горы находятся близко, прямо у самого побережья. Они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра, поэтому на побережье умеренно жаркое лето и тёплая зима. Выпадает много осадков. Море посылает на землю большое количество влаги, и оно тоже задерживается горами.

— Выясним, что же обозначает слово «субтропики». Вам уже известно, что такое тропики. (Тропики — это тепловой пояс, расположенный по обе стороны от экватора.)

— А что означает приставка «суб «? В переводе с латинского это означает «под». Так что же такое субтропики? (Это территория под тропиками. Субтропики — области, лежащие к северу и югу от тропиков, по климату приближающиеся к жаркому, тропическому поясу.)

— Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь, на Черноморском побережье, — лишь её маленькая часть.

2. Работа в группах.

— Продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи.

— Вспомните правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Своё несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

— Вспомните правила сотрудничества.

1. Выполняю свою часть работы.

2. Принимаю трудности другого как свои.

3. Вношу свою часть в общий результат.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 1.

1. Растения дикорастущие.

2. Растения, завезённые из тёплых стран.

3. Растения фруктовые.

— Ботаники, пользуясь учебником (стр. 132), энциклопедией «Я познаю мир. Растения», Красной книгой России расскажите о растениях субтропиков по плану.

План рассказа для группы ботаников. Группа № 2.

1. Редкие растения, которые внесены в Красную книгу России.

2. Иглица колхидская.

3. Самшид колхидский.

4. Тис ягодный.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 126 — 130), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», атласом-определителем «От земли до неба», расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 3.

1. Морские обитатели.

2. Обитатели суши.

— Зоологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), энциклопедией «Я познаю мир. Животные», Красной книгой России расскажите о животных субтропиков по плану.

План рассказа для группы зоологов. Группа № 4.

1. Обитатели моря, которые попали в Красную книгу России.

2. Обитатели суши, которые попали в Красную книгу России.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 131 — 132), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 5.

1. Красивейшие города-курорты.

2. Их главные достопримечательности.

— Экологи, пользуясь учебником (стр. 132 — 133), расскажите об экологии зоны по плану.

План рассказа для группы экологов. Группа № 6.

1. Экологические проблемы Черноморского побережья.

2. Национальный парк «Сочинский».

5. Первичное закрепление.

Сообщения учащихся. (Рассказы сопровождаются демонстрацией слайдов.)

Рассказ ботаников. Группа № 1.

Благоприятные условия — тепло, влага, обилие солнечного света, плодородные почвы- дают возможность расти высоким деревьям с крупными листьями, теплолюбивым. В лесах на склонах гор растут широколиственные деревья — дуб Слайд 9, бук Слайд 10, каштан настоящий Слайд 11.

В парках и на городских улицах люди выращивают красивые растения, привезённые из разных тёплых стран: кипарисы Слайд 12, магнолии Слайд 13, пальмы Слайд 14. Эти растения круглый год остаются зелёными.

В садах зреют грецкие орехи Слайд 15, инжир Слайд 16, абрикосы Слайд 17, персики Слайд 18.

Дополнение.

Каштан — дерево-долгожитель, может жить до тысячи лет, его высота достигает 35 м. Листья у него продолговатые с острыми зубчиками. Плоды — орехи — употребляют в пищу.

На склонах гор раскинулись плантации чая. Слайд 19.

На Черноморском побережье растёт виноград Слайд 20 и ………….. . (Лавр.)

Лавр Слайд 21 — вечнозелёный кустарник, который внешне напоминает небольшое деревце.

Живёт около 400 лет. В древ­не­гре­че­ской куль­ту­ре лавр оли­це­тво­рял по­бе­ду и мир и был по­свя­щён Апол­ло­ну. Слайд 22. Вот по­че­му в Гре­ции му­зы­кан­тов, по­этов, тан­цо­ров, по­кро­ви­те­лем ко­то­рых был Апол­лон, на­граж­да­ли имен­но лав­ро­вы­ми вен­ка­ми Слайд 23,

в то время как спортс­ме­нов, ат­ле­тов увен­чи­ва­ли олив­ко­вы­ми или сель­де­рей­ны­ми венками.

В Древ­нем Риме лав­ро­вый венок ста­но­вит­ся выс­шим зна­ком во­ин­ской и им­пе­ра­тор­ской славы.

Ли­стья лавра из­дав­на ис­поль­зу­ют в ка­че­стве аро­ма­ти­че­ской при­пра­вы.

Рассказ ботаников. Группа № 2.

В Красную книгу России внесены редкие растения этих мест: иглица колхидская, самшид колхидский, тис ягодный.

Самшит колхидский Слайд 25 — дерево, имеющее крепкую, плотную древесину. К сожалению, самшиты в настоящее время на грани исчезновения.

Тис ягодный Слайд 26. Высотой 10 — 20 м, в отдельных случаях до 28 м. 
Растёт относительно медленно, но при этом отличается большой продолжительностью жизни: от 1,5 до 4 тысяч лет.
Тис ягодный, занимавший первоначально очень большую территорию, был почти полностью истреблён человеком из-за своей прочной и практически «вечной» древесины, обладающей сильными бактерицидными свойствами — она убивает даже те микроорга-низмы, которые имеются в воздухе.

Иглица колхидская Слайд 27 — многолетний полукустарник. Растение высотой 45 — 55 см. Стебли прямые. Цветки мелкие, распускаются постепенно в течение осени и зимы; весной созревают плоды. Ягоды крупные, красные.

Рассказ зоологов. Группа № 3.

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья Кавказа.

Очень интересны морские обитатели: дельфины Слайд 29, морские коньки Слайд 30 , морские иглы Слайд 31, а также крабы Слайд 32, медузы Слайд 33.

Находясь на берегу, издалека слышишь стрекотание сидящих на веточках цикад

Слайд 34 (они питаются соком растений). Среди зелёных листьев притаился хищный богомол Слайд 35, который поджидает добычу — мух и других насекомых.

Изредка встречается удивительной красоты бабочка олеандровый бражник. Слайд 36. Много и других красивых бабочек. Слайд 37.

В лесах обитают косули Слайд 38, медведи Слайд 39, кабаны Слайд 40.

На берегу моря живут чайки Слайд 41, бакланы Слайд 42, которые кормятся рыбой.

Дополнение.

Морские коньки — это рыбки с головой, похожей на голову сказочного Конька-Горбунка. У них нет постоянной окраски: сядет морской конёк на бурую водоросль — и сам станет бурым, сядет на зелёную — позеленеет.

Дополнение.

В атласе — определителе, стр. 159.

Ни с кем не спутаешь богомола! Его передние ноги с шипами и зубчиками приспособлены для захватывания и удерживания добычи. Богомол достигает в длину до 7 см.

Рассказ зоологов. Группа № 4.

На страницы Красной книги попали животные — дельфин черноморская афалина и жужелица кавказская.

Дельфины Слайд 44 — это зубастые киты, только намного меньше. Длина афалины — 2 — 3 м, вес — 150 — 300 кг. Зубы крепкие. Это самые умные морские животные, они замечательные пловцы, легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Дельфины никогда не оставляют сородича в беде. Случалось, дельфины спасали людей. Ориентируются и общаются между собой дельфины с помощью звуковых сигналов.

Жужелица кавказская Слайд 45 — крупный красивый жук длиной 32 — 55 мм. Верх тела синий, иногда с фиолетовым или зелёным оттенком, блестящий, низ чёрный. Жук наиболее активен ночью, но иногда наблюдается и дневная активность. Питается улитками.

6. Физкультминутка. Слайд 47.

Звучит музыка, дети играют в игру.

Рассказ экологов. Группа № 5.

Берег Чёрного моря — это место, куда приезжают отдыхать тысячи людей из всех уголков России. Здесь расположены красивейшие города-курорты Сочи Слайд 49 и Ялта

Одна из главных достопримечательностей города Сочи — Дендрарий Слайд 51

(от греческого слова «дендрон» дерево). Это необыкновенно красивый парк, где собраны растения со всего мира. Здесь можно увидеть могучий кедр Слайд 52, родина которого — далёкие горы Гималаи, и эвкалипт Слайд 53, «приехавший» из Австралии, и слоновую пальму Слайд 54 из Южной Америки. Мы увидим бамбуковые рощи Слайд 55, заросли кактусов Слайд 56 и высокие кипарисы Слайд 57.

В числе главных достопримечательностей города Ялта — Никитский ботанический сад Слайд 58. Здесь представлены растения из самых разных уголков Земли. Очень богата коллекция кактусов. Слайд 59.

Дополнение.

Дендрарий в Сочи был основан в 1892 году Сергеем Николаевичем Худековым (нашим земляком). Слайд 60.

Рассказ экологов. Группа № 6.

Люди, приезжающие отдыхать к морю, не всегда относятся к природе бережно. Они срывают красивые цветы, ломают ветки деревьев и кустарников, выбрасывают мусор где попало, ловят на память жуков, бабочек, других насекомых, уничтожают крабов, медуз. Если к медузе прикоснуться, она обжигает, словно крапива. Так медуза защищается. Но некоторые люди, вместо того чтобы купаться осторожнее, предпочитают уничтожать медуз: выбрасывают их на берег, где они погибают под лучами солнца.

Для сохранения природы Черноморского побережья Кавказа в 1983 году создан национальный парк «Сочинский» Слайд 62.

Каждый, кто живёт на берегах Чёрного моря или приезжает сюда отдыхать, обязан беречь природу этих замечательных мест.

7. Включение нового знания в систему знаний.

1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Заполним таблицу, выполняя задание 3 на стр. 61.

(Ученики самостоятельно с помощью учебника заполняют таблицу, затем проверяют друг у друга.)

Обитатели суши — цикады, богомол, жужелица кавказская, олеандровый бражник, косули.

Обитатели суши, добывающие пищу в море, — чайки, бакланы.

Обитатели моря — дельфины, морские коньки, морские иглы, крабы, медузы.

Слайд 64 — 65.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Какова была цель урока? Достигли её? Докажите. (Правильно выполнили самостоятельную работу.)

— Что нового для себя узнали? (Сегодня на уроке я узнал … . Мне показалось интересным, что … .) Слайд 66.

— Понравилось ли вам работать в группе?

— С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите карточку: солнышко или тучку.

10. Домашнее задание. Слайд 67.

1. Прочитать текст на стр. 126 — 134, выполнить задания.

2. Выполнить задания в рабочей тетради на стр. 60 — 63, по желанию подготовьте сообщение об одном из растений или животных зоны субтропиков России.

— Вы все молодцы. Спасибо за урок.

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение представляет собой работу, которую обязан написать каждый выпускник школы, лицея и гимназии. Данное испытание необходимо, так как оно является допуском к государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название: «Преступление и наказание — вечная тема». В рамках данного направления выпускник может поразмышлять над тем, что собой представляет преступление, достоин ли преступник сочувствия и снисхождения? Кроме того, школьник может проанализировать существенные отличия между преступлением и ошибкой. Какие именно поступки порождают чувство вины у человека? Можно ли оправдать преступление? Над этими важными вопросами одиннадцатиклассник может рассуждать в рамках данного направления. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы  для итогового сочинения подходят в данном случае. 

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает, что именно совесть препятствует совершению преступлений и может спасти человека от рокового шага.
  2. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Жители деревни вынуждены воровать торф, чтобы выжить, ведь государство поставило их в такие невыносимые условия.
  3. И.С. Тургенев, «Бирюк». Преступление можно оправдать и простить, если человек совершил его из-за безвыходности. Лесник отпускает крестьянина, потому что он воровал лес лишь из-за необходимости содержать семью, а другого выхода у него не было.
  4. В.П. Астафьев, «Людочка». Насилие над женщиной никак нельзя оправдать, ведь безнаказанность дает преступникам возможность продолжать домогательства и доводить жертву до отчаянного шага. А вот самосуд в данном случае оправдать можно, ведь закон никак не защитил Люду.
  5. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Главный герой убил доносчика, но в данном ситуации он был вправе сделать это, ведь изменник своими действиями угрожал безопасности других пленников.
  6. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Преступные наклонности появляются еще в детстве из-за плохих условий жизни и недостаточного контроля родителей. Поэтому дети в рассказе нарушали закон: играли в азартные игры и даже били товарища.
  7. В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Валек стал вором не потому, что был порочным мальчиком, а потому, что жил на улице и не мог прокормить себя и сестру иначе. Его положение — ответ на вопрос, почему люди становятся преступниками.
  8. И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Педофилию нельзя оправдать, ее последствия для личности и общества чудовищны. Олю совратил взрослый мужчина, и ее жизнь была разрушена. Она пошла на дурному пути и была убита одним из обманутых обожателей.
  9. И.А. Бунин, «Степа». Не все преступления наказываются, ведь о многих мы просто не знаем. Главный герой совратил невинную девушку и скрылся ответственности, обманув ее.
  10. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Некоторые поступки приобретают статус преступления лишь со временем, когда люди осознают их пагубные последствия. Вот и методы господина наживать деньги на подневольном труде рабочих и рукоприкладстве на производстве сегодня осуждаются, а тогда поощрялись.
  11. Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал преступником только потому, что государство не выплатило ему положенную пенсию и фактически обрекло его на смерть.
  12. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Главный герой смог предотвратить преступление, проявив отзывчивость и милосердие. Вот самое надежное средство от повышения уровня преступности.
  13. С. Моэм, «Дождь». Порой своими гонениями и неприятием мы лишь усугубляем состояние преступника и отрезаем ему дорогу к добродетели. Вот и священник своими преследованиями лишь довел гулящую женщину до отчаяния, хотя она готова была отказаться от своего ремесла, если бы он только пощадил ее.
  14. И.С. Тургенев, «Му-му». Порой человека доводят до преступления те, кто не оставляет ему другого выбора. Герасим топит собаку, потому что барыня вынуждает его сделать это.
  15. А.П. Чехов, «Хамелеон». Нельзя рассчитывать на закон, если его представители одержимы чинопочитанием и алчностью. Очумелов то находит состав преступления, то отменяет свое решение, и эти колебания зависят от того, кому принадлежит нашкодившая собака.
  16. В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Преступлением нужно назвать тот поступок, который нарушает права и свободы личности. Например, в молодости Игнатьич изнасиловал девушку в лесу лишь на том основании, что она предпочла другого. Он не получил наказания, но сам чувствовал себя виноватым до конца дней.
  17. А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». В обществе, где царит социальное неравенство, всегда будут преступления. Например, Минский по сути похитил Дуню у законного представителя и должен был понести наказание, но закон был на стороне богатых и знатных, и Самсон не смог защитить свои права.
  18. А.П. Чехов, «Спать хочется». Героиня совершила ужасное преступление, но как ее винить, если люди своим жестоким обращением сами довели ее до этого поступка?
  19. А. Платонов, «Юшка». Главный герой все время прощал и оправдывал нарушение своих прав и свобод, и в итоге был убит, потому что люди уже привыкли нарушать его личные границы и использовать его в качестве мальчика для битья.
  20. А. Платонов, «Песчаная учительница». Кочевое племя ограбило жителей Хошутово, свело на нет их усилия сделать свою жизнь лучше. Но их можно оправдать, ведь они поставлены в такие условия, где грабеж — единственный путь к выживанию.
  21. А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Машинист был осужден за халатность, но его оправдали, когда доказали, что он ослеп на рабочем месте от вспышки молнии. Не стоит спешить с выводами, пока не собраны все доказательства виновности.
  22. А.П. Чехов, «В аптеке». Настоящее преступление — это равнодушие к людям. Провизор, который не отпустил лекарство больному, видя его состояние, должен быть наказан, ведь из-за его безразличия и формализма человек может погибнуть.
  23. А.П. Чехов, «Переполох». Муж украл у жены брошку, потому что она своим контролем вынудила его сделать это. Но из-за его поступка обвинение пало на других людей, и Мария, главная героиня рассказа, не стала терпеть оскорбления и покинула этот дом.
  24. В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой». Преступные наклонности проявляются у людей с детства, но правильное воспитание помогает не допустить того, что ребенок пойдет по кривой дорожке. Это доказала бабушка мальчика, которая сумела пристыдить его за мошенничество.
  25. В.М. Гаршин, «Сигнал». Василий отчаялся решить социальные проблемы мирным путем и решил спровоцировать железнодорожную аварию, чтобы отомстить людям и побудить их задуматься над положением работников ЖД. Однако такой поступок оправдать нельзя, ведь он лишь ухудшит ситуацию в целом и приведет к гибели невиновных людей.
  26. Л. Н. Андреев, «Предстояла кража». Сюжет данного произведения очень прост. Один вор вышел на улицу, чтобы встретиться с товарищем. Герои задумали кражу, и, возможно, даже убийство. Однако  своего подельника вор так и не встретил. Увидев замерзающего беззащитного щенка, преступник забрал его домой. В своём рассказе писатель показал, как доброта и милосердие победили преступные наклонности. Вору до глубины души было жалко маленького щенка. Жалость пробудила в нем самые лучшие человеческие качества. 
  27. О. Генри «Родственные души». В центре повествования изображён вор, который пробирается ночью в особняк. Поднимаясь на третий этаж, он увидел хозяина, который мирно спал. Преступник будит его и приказывает ему поднять две руки. Из-за своего хронического ревматизма хозяин смог поднять только правую руку. Вор говорит в ответ, что тоже страдает ревматизмом. Постепенно разговор переходит в приятную и дружелюбную беседу. Несмотря на то, что главный герой является вором, в финале произведения он проявляет лучшие человеческие качества. В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Всё люди — братья, и в любой непонятной ситуации лучше поговорить и прийти к мирному решению проблем. У нас часто совпадают интересы и проблемы. 
  28. А.П. Чехов, «Злоумышленник«. События разворачиваются в зале суда. Главным героем рассказа является Денис Григорьев, которого обвиняют в порче железной дороги и краже гаек. По мнению следователя, Денис виновен. Из-за него могли погибнуть люди. Главный герой не отрицает своей вины. Однако он заявляет, что его поступок является типичным делом простых мужиков. Они совершают подобное, чтобы заработать себе на жизнь. При этом Денис не признает тот факт, что из-за этого преступления могли погибнуть люди. Ведь они стараются выбирать подходящие места, где можно добыть гайку. Но персонаж попадает в тюрьму. Причина многих преступлений — обыкновенное невежество.
  29. Ричард Мэтисон, «Кнопка, кнопка». В данном рассказе автор показал такие человеческие пороки, как алчность и уверенность в своей полной безнаказанности. В своем произведении писатель заставляет читателя задуматься над многими важными вопросами. Как стоит поступить: оставаться человеком или жить так, как хочется? Ричард в своём рассказе описал очень неординарную ситуацию. Так, если нажать на кнопку, то кто-то в мире умрёт. При этом человек не будет знать, кто именно умер. А в качестве награды он получит 50.000 долларов. В рассказе автор представил силу искушения. 
  30. Эдгар По, «Сердце обличитель». В центре повествования автор показал чудовищный замысел убийства. Писатель продемонстрировал, как навязчивые идеи могут привести к преступлению. К сожалению, такую тенденцию можно проследить и в наши дни. Рассказчик повествует о тщательном расчёте убийства старика. При этом мотив убийства является аморальным. Рассказчику не понравился глаз старика. За совершенное деяние преступник получает наказание. Убийца начинает слышать стук бьющегося сердца мёртвого человека.

Метки: 11 классВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеПреступление и наказаниесписок книгсписок литературы

Читайте также:

В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.

История создания 

До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».

Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.

Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.

Жанр, направление 

Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).

Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.

Смысл названия 

Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.

Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.

Суть: о чем рассказ?

Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.

Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.

Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.

Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.

В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.

Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.

Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании. 

Главные герои и их характеристика 

Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:

Семён Иванов персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа.
Василий Спиридонов  сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно.

Темы 

В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.

  1. Тема маленького человека раскрывается в рассказе «Сигнал» наиболее полно. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны к ним, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Поэтому Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
  2. Тема справедливости. Герои находятся в одном положении, но по-разному находят выход из него. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их. 
  3. Тема добра и зла. Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей. 

Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.

Проблемы

В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.

  • Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
  • Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
  • Фатализм. Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.

Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.

Основная идея 

Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.

Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.

Чему учит? 

Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».

Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал». 

Художественные особенности 

Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов 

«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».

Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые: 

«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».

Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).

Критика 

Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник». 

Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.

Автор: Инна Колокольникова

В.М Гаршин. Проблема героизма
и подвига в рассказе «Сигнал».

Эпиграф к уроку: Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе.

(А. Хомяков)

В жизни
всегда есть место подвигу. Человек порой даже и не представляет, что может
стать героем, ведет себя так, как диктует сердце, а при этом совершает такой
поступок, который достоин восхищения.

Тема героизма не редка в литературе, многие
писатели хоть раз обращались к ней. Интересную интерпретацию мы находим в
рассказе Всеволода Гаршина 

«Сигнал». Всеволод Михайлович Гаршин (1855–1888) – автор двух небольших книжек
рассказов,.Этот рассказ был написан и впервые опубликован в журнале «Северный
вестник»
в 1887г.

Кто является главными участниками этого
эпизода, как и рассказа в целом?
Семен Иванов и Василий Спиридов

Учитель: Давайте выполним следующее задание в
парах, чтобы охарактеризовать каждого из персонажей. (Сделать таблицу с
характеристикой героев)

Учитель: Каким же представляется вам Семен?

В рассказе Семен предстает человеком,
одной из главных черт которого является покорность жизненным обстоятельствам,
«талан-судьбе» («ничего, жить можно»). Повествование о том времени, когда Семен
«служил в денщиках», позволяет понять, что постепенно в характере Семена
чувство ответственности выходит на первый план. Им он руководствуется и по
отношению к работе на железной дороге. Семен с покорностью довольствуется малым
и все время пытается убедить и Василия действовать так же. В решающий момент он
старается сделать все, чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу.

Учитель: Хорошо! А каким вы увидели Василия?

Василий – человек импульсивный, легко
возбудимый, действующий под влиянием эмоций. Он не намерен довольствоваться
тем, что имеет. Он не хочет смириться со своей судьбой. Его захлестнули злоба,
обида, желание нанести ответный удар.

Чтобы отомстить, Василий портит пути, за
которыми обязан был смотреть.

Учитель: Итак, образы главных героев различны.
Чьи действия вам кажутся более предсказуемыми? Почему?

Ученики высказывают свою точку зрения и
аргументируют ее.

Скажите ребята, а как называется чувство
сожаления с духовной точки зрения?

Раскаяние

Учитель: Ребята, может ли чувство раскаяния
как-то компенсировать необдуманный поступок Василия?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: Таким образом, несмотря на различие
характеров главных героев рассказа, их мироощущения, в решающий момент они
поступают так, чтобы предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали
бы пассажиры.

Учитель: Что хотел сказать В.М. Гаршин своим
рассказом?

Этим рассказом Гаршин говорит нам, что
высшим смыслом жизни остается жертвенная любовь, то есть готовность не
раздумывая отдать свою жизнь за других.

V.Выставление оценок и домашнее задание:

Учитель: Ребята, сегодня вы хорошо
поработали! Молодцы! И каждый заслуженно получает оценку.

А дома вы выполните следующие задания:

I. Письменно ответить на вопрос:

·        
Какой смысл
вкладывает писатель в название своего рассказа?

Подготовить
презентацию о журнале «Северный вестник»

Составить 5
вопросов по данному произведению на маленьких листочках.

Всеволод Михайлович Гаршин

Сигнал

   Семен Иванов
служил сторожем на железной дороге. От его будки до одной станции было
двенадцать, до другой — десять верст. Верстах в четырех в прошлом году открыли
большую прядильню; из-за лесу ее высокая труба чернела, а ближе, кроме соседних
будок, и жилья не было.

   Семен Иванов был
человек больной и разбитый. Девять лет тому назад он побывал на войне: служил в
денщиках у офицера и целый поход с ним сделал. Голодал он, и мерз, и на солнце
жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз;
случалось и под пулями бывать, да, слава богу, ни одна не задела. Стоял раз
полк в первой линии; целую неделю с турками перестрелка была: лежит наша цепь,
а через лощинку — турецкая, и с утра до вечера постреливают. Семенов офицер
тоже в цепи был; каждый — день три раза носил ему Семен из полковых кухонь, из
оврага, самовар горячий и обед. Идет с самоваром по открытому месту, пули
свистят, в камни щелкают; страшно Семену, плачет, а сам идет. Господа офицеры
очень довольны им были: всегда у них горячий чай был. Вернулся он из похода
целый, только руки и ноги ломить стало. Немало горя пришлось ему с тех пор
отведать. Пришел он домой — отец старик помер; сынишка был по четвертому году —
тоже помер, горлом болел; остался Семен с женой сам-друг. Не задалось им и
хозяйство, да и трудно с пухлыми руками и ногами землю пахать. Пришлось им в
своей деревне невтерпеж; пошли на новые места счастья искать. Побывал Семен с
женой и на Линии, и в Херсоне, и в Донщине; нигде счастья не достали. Пошла
жена в прислуги, а Семен по-прежнему все бродит. Пришлось ему раз по машине
ехать; на одной станции видит — начальник будто знакомый. Глядит на него Семен,
и начальник тоже в Семеново лицо всматривается. Узнали друг друга: офицер
своего полка оказался.

   — Ты Иванов? —
говорит.

   — Так точно, ваше
благородие, я самый и есть.

   — Ты как сюда
попал?

   Рассказал ему
Семен: так, мол, и так.

   — Куда ж теперь
идешь?

   — Не могу знать,
ваше благородие.

   — Как так, дурак,
не можешь знать?

   — Так точно, ваше
благородие, потому податься некуда. Работы какой, ваше благородие, искать
надобно.

   Посмотрел на него
начальник станции, подумал и говорит:

   — Вот что, брат,
оставайся-ка ты покудова на станции. Ты, кажется, женат? Где у тебя жена?

   — Так точно, ваше
благородие, женат; жена в городе Курске, у купца в услужении находится.

   — Ну, так пиши
жене, чтобы ехала. Билет даровой выхлопочу. Тут у нас дорожная будка очистится;
уж попрошу за тебя начальника дистанции.

   — Много
благодарен, ваше благородие, — ответил Семен.

   Остался он на
станции. Помогал у начальника на кухне, дрова рубил, двор, платформу мел. Через
две недели приехала жена, и поехал Семен на ручной тележке в свою будку. Будка
новая, теплая, дров сколько хочешь; огород маленький от прежних сторожей
остался, и земли с полдесятины пахотной по бокам полотна было. Обрадовался
Семен; стал думать, как свое хозяйство заведет, корову, лошадь купит.

   Дали ему весь
нужный припас: флаг зеленый, флаг красный, фонари, рожок, молот, ключ — гайки
подвинчивать, лом, лопату, метел, болтов, костылей; дали две книжечки с
правилами и расписание поездов. Первое время Семен ночи не спал, все расписание
твердил; поезд еще через два часа пойдет, а он обойдет свой участок, сядет на
лавочку у будки и все смотрит и слушает, не дрожат ли рельсы, не шумит ли
поезд. Вытвердил он наизусть и правила; хоть и плохо читал, по складам, а
все-таки вытвердил.

   Дело было летом;
работа нетяжелая, снегу отгребать не надо, да и поезд на той дороге редко.
Обойдет Семен свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить,
щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое
устраивать. В хозяйстве только у него помеха была: что ни задумает сделать, обо
всем дорожного мастера проси, а тот начальнику дистанции доложит; пока просьба
вернется, время и ушло. Стали Семен с женою даже скучать.

   Прошло времени
месяца два; стал Семен с соседями-сторожами знакомиться. Один был старик
древний; все сменить его собирались: едва из будки выбирался. Жена за него и
обход делала. Другой будочник, что поближе к станции, был человек молодой, из
себя худой и жилистый. Встретились они с Семеном в первый раз на полотне,
посередине между будками, на обходе; Семен шапку снял, поклонился.

   — Доброго, —
говорит, — здоровья, сосед. Сосед поглядел на него сбоку.

   — Здравствуй, —
говорит.

   Повернулся и
пошел прочь. Бабы после между собою встретились. Поздоровалась Семенова Арина с
соседкой; та тоже разговаривать много не стала, ушла. Увидел раз ее Семен.

   — Что это, —
говорит, — у тебя, молодица, муж неразговорчивый? Помолчала баба, потом
говорит:

   — Да о чем ему с
тобой разговаривать? У всякого свое… Иди себе с богом.

   Однако прошло еще
времени с месяц, познакомились. Сойдутся Семен с Василием на полотне, сядут на
край, трубочки покуривают и рассказывают про свое житье-бытье. Василий все
больше помалчивал, а Семен и про деревню свою и про поход рассказывал.

   — Немало, —
говорит, — я горя на своем веку принял, а веку моего не бог весть сколько. Не
дал бог счастья. Уж кому какую талан-судьбу господь даст, так уж и есть.
Так-то, братец, Василий Степаныч.

   А Василий
Степаныч трубку об рельс выколотил, встал и говорит:

   — Не талан-судьба
нас с тобою век заедает, а люди. Нету на свете зверя хищнее и злее человека.
Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает.

   — Ну, брат, волк
волка ест, это ты не говори.

   — К слову
пришлось, и сказал. Все-таки нету твари жесточе. Не людская бы злость да
жадность — жить бы можно было. Всякий тебя за живое ухватить норовит, да кус
откусить, да слопать.

   Задумался Семен.

   — Не знаю, —
говорит, — брат. Может, оно так, а коли и так, так уж есть на то от бога
положение.

   — А коли так, —
говорит Василий, — так нечего нам с тобой и разговаривать. Коли всякую
скверность на бога взваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не
человеком быть, а скотом. Вот тебе мой сказ.

   Повернулся и
пошел, не простившись. Встал и Семен.

   — Сосед, —
кричит, — за что же ругаешься?

   Не обернулся
сосед, пошел. Долго смотрел на него Семен, пока на выемке на повороте стало
Василия не видно. Вернулся домой и говорит жене:

   — Ну, Арина, и
сосед же у нас: зелье, не человек. Однако не поссорились они; встретились опять
и по-прежнему разговаривать стали, и все о том же.

   — Э, брат, кабы
не люди… не сидели бы мы с тобою в будках этих, — говорит Василий.

   — Что ж в
будке… ничего, жить можно.

   — Жить можно,
жить можно… Эх, ты! Много жил, мало нажил, много смотрел, мало увидел.
Бедному человеку, в будке там или где, какое уж житье! Едят тебя живодеры эти.
Весь сок выжимают, а стар станешь — выбросят, как жмыху какую, свиньям на корм.
Ты сколько жалованья получаешь?

   — Да маловато,
Василий Степанович. Двенадцать рублей.

   — А я тринадцать
с полтиной. Позволь тебя спросить, почему? По правилу, от правления всем одно
полагается: пятнадцать целковых в месяц, отопление, освещение. Кто же это нам с
тобой двенадцать или там тринадцать с полтиной определил? Чьему брюху на сало,
в чей карман остальные три рубля или же полтора полагаются? Позволь тебя спросить?..
А ты говоришь, жить можно! Ты пойми, не об полуторах там или трех рублях
разговор идет. Хоть бы и все пятнадцать платили. Был я на станции в прошлом
месяце; директор проезжал, так я его видел. Имел такую честь. Едет себе в
отдельном вагоне; вышел на платформу, стоит, цепь золотую распустил по животу,
щеки красные, будто налитые… Напился нашей крови. Эх, кабы сила да власть!..
Да не останусь я здесь долго; уйду, куда глаза глядят.

   — Куда же ты
уйдешь, Степаныч? От добра добра не ищут. Тут тебе и дом, тепло, и землицы
маленько. Жена у тебя работница…

   — Землицы!
Посмотрел бы ты на землицу мою. Ни прута на ней нету. Посадил было весной
капустки, так и то дорожный мастер приехал. «Это, говорит, что такое?
Почему без доношения? Почему без разрешения? Выкопать, чтоб и духу ее не
было». Пьяный был. В другой раз ничего бы не сказал, а тут втемяшилось…
«Три рубля штрафу!..»

   Помолчал Василий,
потянул трубочки и говорит тихо:

   — Немного еще,
зашиб бы я его до смерти.

   — Ну, сосед, и
горяч ты, я тебе скажу.

   — Не горяч я, а
по правде говорю и размышляю. Да еще дождется он у меня, красная рожа! Самому
начальнику дистанции жаловаться буду. Посмотрим!

   И точно
пожаловался.

   Проезжал раз
начальник дистанции путь осматривать. Через три дня после того господа важные
из Петербурга должны были по дороге проехать: ревизию делали, так перед их
проездом все надо было в порядок привести. Балласту подсыпали, подровняли,
шпалы пересмотрели, костыли подколотили, гайки подвинтили, столбы подкрасили,
на переездах приказали желтого песочку подсыпать. Соседка-сторожиха и старика
своего выгнала травку подщипать. Работал Семен целую неделю; все в исправность
привел и на себе кафтан починил, вычистил, а бляху медную кирпичом до сияния
оттер. Работал и Василий. Приехал начальник дистанции на дрезине; четверо
рабочих рукоять вертят; шестерни жужжат; мчится тележка верст по двадцать в
час, только колеса воют. Подлетел к Семеновой будке; подскочил Семен,
отрапортовал по-солдатски. Все в исправности оказалось.

   — Ты давно здесь?
— спрашивает начальник.

   — Со второго мая,
ваше благородие.

   — Ладно. Спасибо.
А в сто шестьдесят четвертом номере кто?

   Дорожный мастер
(вместе с ним на дрезине ехал) ответил:

   — Василий
Спиридов.

   — Спиридов,
Спиридов… А, это тот самый, что в прошлом году был у вас на замечании?

   — Он самый и
есть-с.

   — Ну, ладно,
посмотрим Василия Спиридова. Трогай. Налегли рабочие на рукояти; пошла дрезина
в ход. Смотрит Семен на нее и думает: «Ну, будет у них с соседом
игра».

   Часа через два
пошел он в обход. Видит, из выемки по полотну идет кто-то, на голове будто
белое что виднеется. Стал Семен присматриваться — Василий; в руке палка, за
плечами узелок маленький, щека платком завязана.

   — Сосед, куда
собрался? — кричит Семен. Подошел Василий совсем близко: лица на нем нету,

   белый, как мел,
глаза дикие; говорить начал — голос обрывается.

   — В город, —
говорит, — в Москву… в правление.

   — В правление…
Вот что! Жаловаться, стало быть, идешь? Брось, Василий Степаныч, забудь…

   — Нет, брат, не
забуду. Поздно забывать. Видишь, он меня в лицо ударил, в кровь разбил. Пока
жив, не забуду, не оставлю так. Учить их надо, кровопийцев…

   Взял его за руку
Семен:

   — Оставь,
Степаныч, верно тебе говорю: лучше не сделаешь.

   — Чего там лучше!
Знаю сам, что лучше не сделаю; правду ты про талан-судьбу говорил. Себе лучше
не сделаю, но за правду надо, брат, стоять.

   — Да ты скажи, с
чего все пошло-то?

   — Да с чего…
Осмотрел все, с дрезины сошел, в будку заглянул. Я уж знал, что строго будет
спрашивать; все как следует исправил. Ехать уж хотел, а я с жалобой. Он сейчас
кричать. «Тут, говорит, правительственная ревизия, такой-сякой, а ты об
огороде жалобы подавать! Тут, говорит, тайные советники, а ты с капустой
лезешь!» Я не стерпел, слово сказал, не то чтобы очень, но так уж ему
обидно показалось. Как даст он мне… Терпенье наше проклятое! Тут бы его
надо… а я стою себе, будто так оно и следует. Уехали они, опамятовался я, вот
обмыл себе лицо и пошел.

   — Как же
будка-то?

   — Жена осталась.
Не прозевает; да ну их совсем и с дорогой ихней!

   Встал Василий,
собрался.

   — Прощай, Иваныч.
Не знаю, найду ли управу себе.

   — Неужто пешком
пойдешь?

   — На станции на
товарный попрошусь: завтра в Москве буду.

   Простились
соседи; ушел Василий, и долго его не было. Жена за него работала, день и ночь
не спала; извелась совсем, поджидаючи мужа. На третий день проехала ревизия:
паровоз, вагон багажный и два первого класса, а Василия все нет. На четвертый
день увидел Семен его хозяйку: лицо от слез пухлое, глаза красные.

   — Вернулся муж? —
спрашивает.

   Махнула баба
рукой, ничего не сказала и пошла в свою сторону.

————

   Научился Семен
когда-то, еще мальчишкой, из тальника дудки делать. Выжжет таловой палке
сердце, дырки, где надо, высверлит, на конце пищик сделает и так славно
наладит, что хоть что угодно играй. Делывал он в досужее время дудок много и с
знакомым товарным кондуктором в город на базар отправлял; давали ему там за
штуку по две копейки. На третий день после ревизии оставил он дома жену
вечерний шестичасовой поезд встретить, а сам взял ножик и в лес пошел, палок
себе нарезать. Дошел он до конца своего участка, — на этом месте путь круто
поворачивал, — спустился с насыпи и пошел лесом под гору. За полверсты было большое
болото, и около него отличнейшие кусты для его дудок росли. Нарезал он палок
целый пук и пошел домой. Идет лесом; солнце уже низко было; тишина мертвая,
слышно только, как птицы чиликают да валежник под ногами хрустит. Прошел Семен
немного еще, скоро полотно; и чудится ему, что-то еще слышно: будто где-то
железо о железо позвякивает. Пошел Семен скорей. Ремонту в то время на их
участке не было. «Что бы это значило?» — думает. Выходит он на опушку
— перед ним железнодорожная насыпь подымается; наверху, на полотне, человек
сидит на корточках, что-то делает; стал подыматься Семен потихоньку к нему:
думал, гайки кто воровать пришел. Смотрит — и человек поднялся, в руках у него
лом; поддел он рельс ломом, как двинет его в сторону. Потемнело у Семена в
глазах; крикнуть хочет — не может. Видит он Василия, бежит бегом, а тот с ломом
и ключом с другой стороны насыпи кубарем катится.

   — Василий
Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом! Поставим рельс, никто не
узнает. Воротись, спаси свою душу от греха.

   Не обернулся
Василий, в лес ушел.

   Стоит Семен над
отвороченным рельсом, палки свои выронил. Поезд идет не товарный, пассажирский.
И не остановишь его ничем: флага нет. Рельса на место не поставишь; голыми
руками костылей не забьешь. Бежать надо, непременно бежать в будку за
каким-нибудь припасом. Господи, помоги!

   Бежит Семен к
своей будке, задыхается. Бежит — вот-вот упадет. Выбежал из лесу — до будки
«со сажен, не больше, осталось, слышит — на фабрике гудок загудел. Шесть
часов. А в две минуты седьмого поезд пройдет. Господи! Спаси невинные души! Так
и видит перед собою Семен: хватит паровоз левым колесом об рельсовый обруб,
дрогнет, накренится, пойдет шпалы рвать и вдребезги бить, а тут кривая,
закругление, да насыпь, да валиться-то вниз одиннадцать сажен, а там, в третьем
классе, народу битком набито, дети малые… Сидят они теперь все, ни о чем не
думают. Господи, вразуми ты меня!.. Нет, до будки добежать и назад вовремя
вернуться не поспеешь…

   Не добежал Семен
до будки, повернул назад, побежал скорее прежнего. Бежит почти без памяти; сам
не знает, что еще будет. Добежал до отвороченного рельса: палки его кучей
лежат. Нагнулся он, схватил одну, сам не понимая зачем, дальше побежал. Чудится
ему, что уже поезд идет. Слышит свисток далекий, слышит, рельсы мерно и
потихоньку подрагивать начали. Бежать дальше сил нету; остановился он от
страшного места саженях во ста: тут ему точно светом голову осветило. Снял он
шапку, вынул из нее платок бумажный; вынул нож из-за голенища; перекрестился,
господи благослови!

   Ударил себя ножом
в левую руку повыше локтя, брызнула кровь, полила горячей струей; намочил он в
ней свой платок, расправил, растянул, навязал на палку и выставил свой красный
флаг.

   Стоит, флагом
своим размахивает, а поезд уж виден. Не видит его машинист, подойдет близко, а
на ста саженях не остановить тяжелого поезда!

   А кровь все льет
и льет; прижимает рану к боку, хочет зажать ее, но не унимается кровь; видно,
глубоко поранил он руку. Закружилось у него в голове, в глазах черные мухи залетали;
потом и совсем потемнело; в ушах звон колокольный. Не видит он поезда и не
слышит шума: одна мысль в голове: «Не устою, упаду, уроню флаг; пройдет
поезд через меня… помоги, господи, пошли смену…»

   И стало черно в
глазах его и пусто в душе его, и выронил он флаг. Но не упало кровавое знамя на
землю: чья-то рука подхватила его и подняла высоко навстречу подходящему
поезду. Машинист увидел его, закрыл регулятор и дал контрпар. Поезд
остановился.

   Выскочили из
вагонов люди, сбились толпою. Видят: лежит человек весь в крови, без памяти;
другой возле него стоит с кровавой тряпкой на палке.

   Обвел Василий
всех глазами, опустил голову:

   — Вяжите меня, —
говорит, — я рельс отворотил.

   1887 г.

Дрезина – это небольшая тележка, передвигаемая по
рельсам вручную.

Костыль — Это толстый гвоздь, которым рельс
прикрепляется к шпале.

  • План рассказа сивка бурка 2 класс
  • План рассказа серая звездочка бориса заходера
  • План рассказа семья пешеходовых
  • План рассказа самое главное 2 класс литературное чтение
  • План рассказа рикки тикки тави