План рассказа руслан и людмила 1 песнь

Сочинения по литературе пушкин план поэмы руслан и людмила свадьба руслана и людмилы похищение людмилы встреча с финном ненависть рогдая
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • План поэмы Руслан и Людмила
  1. Свадьба Руслана и Людмилы
  2. Похищение Людмилы
  3. Встреча с Финном
  4. Ненависть Рогдая
  5. Волшебный замок Черномора
  6. Битва Руслана и Рогдая
  7. Тайна колпака Черномора
  8. Руслан и Голова
  9. Непробудный сон Людмилы
  10. Бой Черномора и Руслана
  11. Грёзы Руслана
  12. Смерть Руслана
  13. Прощание Финна
  14. Нападение печенег
  15. Пробуждение Людмилы

Краткий пересказ

Великий киевский князь Владимир выдавал свою славную дочь Людмилу за богатыря по имени Руслан. По обычаю, после пиршеств жених и невеста отправились почивать. Как вдруг, в темноте, раздались непонятные речи, и Людмила, в мгновение ока, исчезла в темноте. Унес ее некий колдун.

На поиски Людмилы, кроме Руслана, были отправлены три его соперника. Направились они в разные стороны. На пути Руслану встретился старый и мудрый волшебник Финн. Он то и рассказал Руслану о том, что его суженную похитил злой кудесник Черномор.

Один из соперников Руслана, Рогдай, пылая ненавистью к нему, свернул со своего пути и поехал за ним с недобрыми намерениями.

После похищения, Людмила очнулась в совершенно ей не знакомом месте, но великолепие этого места поражало. Целый день она гуляла по садам, между водопадами и прекрасными статуями. Вечером, вернувшись к себе в покои, ее посетил Черномор, от куда был с визгом изгнан. В то время как Руслан продолжал свой путь, на него, с криками, набросился Рогдай. Долго длилось их сражение, пока Руслан не сбросил соперника в воды Днепра.

Проснувшись рано утром Людмила в своей комнате заметила колпак Черномора, который она сбросила с него при прошлой встрече. Дурачась она вертела его на голове, как вдруг в зеркале исчезло ее изображение. Тут она и поняла, что колпак имел магические свойства.

Путь Руслана пролегал через поле боя, покрытого костями и доспехами. Неподалеку он заметил огромный холм, который как будто дышал. Это была огромная Голова, которая поведала ему свою историю. О его брате Черноморе, о его предательстве и обмане. Голова вручила Руслану меч, с помощью которого возможно отомстить колдуну.

На протяжении всего долгого пути Руслану предстояли великие битвы с ведьмами и великанами. Пока суженный Людмилы спешил к ней, она скрывалась под шапкой-невидимкой в садах царства злого колдуна. Но тот нашел способ поймать непослушную, притворившись ее мужем. Коварный план сработал и дочь великого князя погрузилась в глубокий сон.

В это время у самых ворот Руслан вызывал на бой Черномора. Рассказала Голова Руслану тайну о силе колдуна, что та кроется в его бороде. Поднял колдун богатыря в небо, а тот и вцепился ему в бороду. Так три дня колдун его кружил, но тот не сдавался. Поддался колдун и спустил Руслана к земле. Отрубил он Черномору бороду и побежал на поиски Людмилы. Долго искал он ее и нашел, спящую, непробудным сном.

Отправился Руслан со спящей Людмилой домой. Утомился Руслан и в долине поддался тяжести и уснул. Фарлаф, соперник его оставшийся, воспользовался этим и убил Руслана мечом в грудь. После победы над Русланом Фарлаф привез Людмилу в Киев, но не очнулась она. Это была не единственная плохая весть. На Киев напали печенеги.

А в то время над хладным телом Руслана кругом ходил его верный конь. Узнал друг мудрый прорицатель о гибели его. Добыл он для него живую и мертвую воду. Оживил он богатыря. Попрощались они и отправился Руслан в Киев к своей возлюбленной. Да на дорогу мудрец дал кольцо волшебное Руслану, которое жену его пробудит.

Киев содрогался от сражений, окружили их. Как вдруг раздался страшный шум. Кто-то ворвался во стан противника и громил всех на своем пути. Признали жители в нем богатыря отважного, Руслана. Сломя голову он несся к Людмиле по улицам Киева. Волшебное прикосновение кольца пробудила спящую. Увидев это Владимир зарыдал и приказал играть вторую свадьбу.

Также читают:

Картинка к сочинению План поэмы Руслан и Людмила

План поэмы Руслан и Людмила

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Юона Новая планета 8 класс

    Итак, на картине изображены планеты. Но внимание приковывает именно та, которая зарождается в данную минуту. Она поднимается из-за горизонта и моментально ослепляет всех людей. Вокруг разносятся ярко-оранжевые лучи

  • Характеристика и образ Кирилла Троекурова в романе Дубровский Пушкина сочинение

    Кирила Петрович Троекуров – один из центральных персонажей романа А.С.Пушкина «Дубровский». В образе героя собраны и отражены пороки дворянского общества 19 века.

  • Анализ сказки Сова Бианки

    Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом

  • Анализ романа Страдания юного Вертера Гёте

    «Страдания юного Вертера» были написаны в 1774 году. Это второй успешный роман Гете. Он содержит несколько автобиографической информации. Писатель выразил в нем свою платоническую любовь к Шарлотте Буфф

  • Психологический портрет Печорина

    В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» главным персонажем является молодой офицер Григорий Александрович Печорин. Его психологический портрет занимает весомое место в произведении, раскрывая неоднозначность образа.

Здесь даны основные сведения о поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам (песням). Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой поэмы.

Краткие сведения о произведении

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» написана в 1818–1820 годах, впервые была опубликована в 1820 году. Эта волшебная сказка является первой законченной поэмой поэта.

Главные герои поэмы

  • Руслан — храбрый богатырь, победивший колдуна Черномора.
  • Людмила — дочь князя Владимира, жена Руслана, немного легкомысленная и беспечная красавица.

Другие персонажи

  • Черномор — злобный и коварный карлик с очень длинной бородой, в которой заключена сила его колдовства.
  • Финн — добрый волшебник, помогающий Руслану.
  • Наина — злая колдунья.
  • Голова — огромная голова великана, старшего брата Черномора.

Соперники Руслана:

  • Рогдай — суровый, мрачный витязь.
  • Фарлаф — трусливый, хвастливый человек.
  • Ратмир — юный хазарский хан.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Во вступлении описано лукоморье. В этом волшебном краю автор якобы услышал эту сказку.

Киевский князь выдавал дочь Людмилу за богатыря Руслана. Ночью невесту похитил колдун Черномор. Князь объявил, что тот, кто спасёт его дочь, будет её мужем.

Кроме Руслана искать девушку отправились 3 его соперника: Рогдай, Фарлаф и Ратмир. Но соперники потерпели неудачу. А Руслан встретил доброго волшебника, который сообщил, что сила Черномора заключена в его бороде.

Руслан увидел на поле боя огромную голову. Она пыталась его сдуть, но герой проявил упорство. Голова поразилась силе богатыря. Она рассказала, что была великаном, братом Черномора, и тот его обезглавил. Руслан нашёл под этой головой древний меч и поклялся отомстить колдуну.

В это время Людмила очнулась и увидела, что она в роскошном дворце. Колдун хотел поразить девушку своим богатством и величием, но в её руках случайно оказалась шапка-невидимка. Людмила стала невидима для Черномора и убежала бродить по дворцу и саду.

Колдун заманил её в ловушку, но тут явился Руслан. Богатырь вступил в бой с Черномором и схватил его за бороду. Колдун унёс его в небо и после долгого полёта обессилел. Руслан отрубил ему бороду и взял в плен. Людмилу богатырь не смог разбудить от колдовского сна и увёз её спящей.

На обратном пути Руслан встретил Ратмира. Тот стал рыбаком и женился. Возле Киева Руслан остановился на ночлег. Ведьма Наина подговорила Фарлафа убить спящего Руслана и самому отвезти в Киев Людмилу. Тот так и сделал.

Добрый волшебник с помощью мёртвой и живой воды исцелил Руслана и дал ему кольцо, которое сможет разбудить Людмилу. Богатырь достиг Киева и помог победить печенегов, осаждавших город. Затем он пробудил Людмилу.

Фарлаф сознался в обмане, но его и Черномора на радостях простили.

Краткий пересказ по главам (песням) (более подробный, чем краткое содержание)

Поэт говорит, что посвящает этот «труд игривый» красавицам.

Вступление посвящено описанию сказочного лукоморья.

Песнь 1



Князь Владимир-солнце выдавал младшую дочь за князя Руслана. За свадебным столом сидели 3 хмурых соперника жениха: смелый воин Рогдай, надменный крикун Фарлаф и хазарский хан Ратмир.

Когда закончился пир, молодых отвели в спальню. Внезапно там раздался гром, блеснул свет, и Людмила была похищена неизвестно кем.

Князь Владимир был в гневе, что Руслан не смог сберечь своей жены. Он обещал не только отдать дочь в супруги тому, кто найдёт её, но и полцарства в придачу. Вызвались ехать на поиски жених и его соперники.

Сначала они ехали вместе, но потом каждый избрал свой путь.

Руслан увидел пещеру и нашёл в ней седого старика. Тот сказал, что Людмилу похитил страшный волшебник Черномор, и предрёк, что этот злодей погибнет от руки Руслана.

Руслан спросил старца кто он. Тот сказал, что он Финн. В молодости был он пастухом и полюбил красавицу Наину, но она не любила его. Тогда он решил заслужить в боях внимание гордой красавицы, собрал смелых рыбаков и 10 лет с ними провёл в морских битвах с воинами чужих царей.

Когда он вернулся к Наине и бросил к её ногам окровавленный меч, золото и драгоценные камни, красавица ушла, сказав: «Герой, я не люблю тебя!»

Тогда влюблённый Финн решил привлечь её любовными чарами и стал обучаться в лесах у колдунов. Постигнув силу заклинаний, он вызвал Наину, и она появилась перед ним. Но это была уже горбатая, дряхлая старуха с трясущейся головой, ведь прошло 40 лет. Наина призналась, что она колдунья и что только сейчас воспылала любовью к Финну. Но тот в ужасе убежал от неё. Тогда Наина возненавидела его за то, что возмутил её покой, заставив любить себя.

Старец сказал, что Наина возненавидит и Руслана. Утром витязь простился с ним и отправился дальше.

Песнь 2

Витязь Рогдай, оставив своих спутников, ехал, погружённый в думу. Злой дух внушал ему убить Руслана. Витязь повернул коня и поскакал назад.

В это время Фарлаф обедал у ручейка. Увидев, что кто-то мчится к нему на коне, Фарлаф бросив свой обед, копьё и другое снаряжение, вскочил в седло, поскакал прочь и свалился в ров. Рогдай, догнав Фарлафа, узнал его, и у него опустились руки. Поехал он прочь.

Встретилась ему горбатая старушка и сказала, указав на север: «Там найдёшь его». Рогдай обрадовался и полетел, куда указала старушка.

Фарлаф, лёжа во рву, услышал голос старухи. Она сказала, что привела ему коня, чтобы он ехал в своё селение и жил там без забот. Старушка исчезла, а Фарлаф последовал её совету.

Людмила в замке колдуна была окружена роскошью, ей прислуживали 3 прекрасные девы. Людмила тосковала и плакала. Выбежав из замка, она очутилась в чудесном саду. Обойдя его, увидела она мостик, висящий над потоком на двух скалах. Хотела девушка утонуть в волнах, но не прыгнула с мостика.

Когда она присела на травку, перед ней появился роскошный обед. Решила Людмила, что не будет есть, чтобы умереть, но «подумала — и стала кушать».

Когда наступил вечер, в её комнату зашли арапы, несущие на подушках седую бороду горбатого карлика Черномора. Людмила вскочила в постели, схватила Черномора за колпак, хотела ударить и завизжала так, что карлик зажал уши. Он хотел убежать, но запутался в бороде. Арапы унесли его, а шапка колдуна осталась у Людмилы.

В это время Рогдай догнал Руслана и вступил с ним в бой, но был сброшен Русланом в Днепр.

Песнь 3



Утром к Черномору прилетел крылатый змий и обернулся Наиной. Она предупредила Черномора, что ему угрожает опасность, но тот сказал, что пока волшебный меч не перерубит его бороды, никто не погубит его замыслов, и что Людмила будет его, Руслан же обречён на смерть. Ведьма обернулась чёрным змием и улетела.

Черномор снова пришёл в комнату Людмилы, но её там не было. Оказалось, что утром девушка примерила шапку Черномора, надев её задом наперёд, взглянула в зеркало и не увидела себя. Поняла она, что если шапку надеть задом наперёд, можно стать невидимой.

Руслан тем временем приехал в долину, покрытую костями воинов. После битвы с Рогдаем он остался безоружен. Нашёл он на этом поле щит, копьё, шлем, звонкий рог, кольчугу. Только меч он не взял — все мечи были слишком лёгкими для него. Поехал витязь дальше и заметил вдали большой холм. Конь стал упираться, и храбрый князь увидел перед собой огромную спящую живую голову. Чтобы её разбудить, Руслан пощекотал ей копьём ноздри. Голова открыла глаза и чихнула так, что витязь еле усидел на коне. Голова стало грубо прогонять его, но Руслан, услышав грубые слова, крикнул ей, чтобы она молчала. Тогда голова стала изо всей мочи дуть навстречу князю. Руслан сопротивлялся, но иногда ему приходилось отступать, чтобы отдохнуть, и снова он мчался к голове, которая его дразнила языком.

Наконец, Руслану удалось пронзить ей копьём язык и затем с размаху стукнуть в щёку. Голова покатилась, а на том месте, где она была, засверкал богатырский меч. Руслан схватил его и побежал к голове, чтобы обрубить ей нос и уши. Но услышав её стон, он остановился. Голова сказала, что раньше сам был удалым витязем. Его возненавидел младший брат Черномор, так как завидовал его огромному росту. Из этого рассказа Руслан узнал, что сила Черномора таится в его бороде.

Когда-то Черномор сказал брату, что за восточными горами есть подвал, в котором хранится меч, который отрубит бороду Черномора, а брату его отрубит голову. Черномор сказал, что полезно будет добыть этот меч. Великан посадил брата на плечо и пошёл разыскивать подвал. Найдя его, великан разметал его руками и достал меч. Братья поссорились, так как каждый хотел владеть мечом. Черномор предложил, чтобы они приникли ухом к земле, и кто из них услышит первый звон, тот и будет владеть мечом.

Братья легли на землю. Старший из них хотел обмануть, что услышал звон, но Черномор подкрался к нему и отрубил мечом голову. В ней сохранилась жизнь, и Черномор перенёс её в этот уединённый край, чтобы она стерегла меч. Голова сказала Руслану взять меч и попросила отомстить Черномору, если он встретится на его пути.

Песнь 4

Молодой хазарин Ратмир, отправившись на коне к югу, надеялся к вечеру догнать Людмилу. Но наступала уже ночь, и он стал искать ночлег. Увидел Ратмир вдали замок, по его стене шла дева, пела песню и манила ею молодого путника.

Юного хана встретили у ворот красавицы, повели в замок, и он остался жить среди этих отшельниц, забыв Людмилу.

Руслан же продолжил путь, встречая каждый день новые преграды и побеждая богатырей, ведьм и великанов.

Людмила грустила о своём милом друге. Она была невидима в шапке Черномора. Колдун принял вид Руслана, и Людмила, подбежав, обняла его, но призрак исчез, а с её головы упала шапка. Увидела она перед собой колдуна и лишилась чувств. Черномор стал ласкать Людмилу, но тут раздался звук рога — это кто-то его вызывал на бой. Колдун надел шапку на Людмилу, услышал, что трубят уже сильнее, и понёсся навстречу тому, кто трубит.

Песнь 5



Это вызывал на бой колдуна Руслан. Вдруг он ощутил удар по шлему, посмотрел вверх и увидел, что это Черномор летает с булавой. Руслан увернулся от второго удара, колдун упал в снег и там застрял. Руслан схватил его за бороду, и Черномор полетел по небу вместе с витязем. Два дня носил он Руслана, на третий попросил пощады. Руслан велел колдуну нести его к Людмиле.

Когда Черномор, прилетев к своей обители, опустился на землю, Руслан отхватил ему мечом бороду и положил колдуна в котомку за седло.

В замке Руслан не нашёл своей супруги. В ярости он стал всё крушить, нечаянным ударом сбил с княжны шапку Черномора и увидел, что Людмила в сетях. Радостный витязь порвал сети, но княжна не проснулась. Вдруг он услышал голос Финна. Добрый волшебник сказал, что Людмила очнётся от очарованного сна только в Киеве перед отцом — князем Владимиром.

Поехал витязь в Киев. У него в руках лежала Людмила, а в котомке за седлом сидел Черномор. По дороге он увидел огромную голову и сказал ей, что наказал Черномора. Голова, увидев своего злобного брата, пленённым, произнесла ему укор, и «закончилось её долгое страданье». Увидев смерть головы, Черномор в ужасе молился демонам.

Дальше в пути Руслан увидел Ратмира, который стал рыбаком и живёт с любимой пастушкой. Он рассказал Руслану, что его любили 12 молодых волшебниц, но он оставил их для любимой пастушки. Для неё он «сложил и меч, и шлем тяжёлый, забыл и славу, и врагов». Узнав, что Руслан везёт Людмилу, молодой хан пожелал ему счастья.

Фарлаф скрывался в дальнем краю и ждал Наину. Ведьма явилась, велела ступать за ней, превратилась в кошку и побежала. Фарлаф скакал на коне за ней. Ведьма привела его к кургану, около которого спал Руслан. Фарлаф пронзил ему грудь мечом и умчался на коне, схватив Людмилу. Утром раненый Руслан умер.

Песнь 6



Фарлаф привёз Людмилу в Киев к князю Владимиру и сказал, что она спит, потому что заколдована злым лешим. Рассказал он, что бился 3 дня в муромских лесах с лешим и победил его. Когда прервётся дивный сон Людмилы, он не знает.

В это время в Киеве случилась беда — его осадили печенеги.

Волшебник Финн оживил Руслана с помощью мёртвой и живой воды и дал ему кольцо. Если коснуться им чела Людмилы, исчезнут злые чары, и княжна очнётся. Сообщив это и пожелав Руслану счастья, Финн исчез.

Люди осаждённого Киева утром увидели с городских стен, что меж спящими врагами появился «чудесный воин на коне». Он погубил много печенегов. Воспрянувшие конные дружины славян вышли из города, тоже вступили в бой и обратили врагов в бегство.

Богатырь помчался в княжеский дом, подбежал к Людмиле, коснулся её лица, и она очнулась.

Все были счастливы так, что князь простил Фарлафу его злодейство, а Черномора, лишённого силы чародейства, принял во дворец.

Заключение к краткому пересказу

В поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» раскрыты темы:

  • любовь и верность;
  • смелость и трусость;
  • предательство.

Основная мысль (идея) поэмы «Руслан и Людмила»: настоящая любовь, верность и упорство преодолевают все преграды.

Эта сказочная поэма учит тому, что добро сильнее зла.

Краткое содержание поэмы может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам (песням) — для подготовки к уроку литературы.

Тема: Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина и новым видом жанра (поэма)

Образовательная: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать

Развивающая: умение чувствовать себя и передавать своё отношение через эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательная: прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии;

Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, презентация,  музыкальный центр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Эмоциональный настрой.

-Здравствуйте, ребята. Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Р: организация рабочего места под руководством учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний.

-Чтобы узнать, о каком поэте мы будем с вами разговаривать, вам предстоит угадать по отрывкам сказок их названия, после каждого полного и верного ответа вам будет даваться одна буква из фамилии поэта.

 1.Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.

2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

 Говорит одна девица, —

То на весь крещёный мир

Приготовила б я пир»

3. Как весенней теплою порою

Из-под утренней белой зорюшки,

Что из лесу, из лесу из дремучего

Выходила бурая медведиха

Со милыми детушками-медвежатами

Погулять, посмотреть, себя показать.

4.«Старичок отправился к морю

 Почернело синее море.

 Стал он кликать золотую рыбку

Приплыла к нему золотая рыбка…»

5.Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
 

6.Петушок с высокой спицы.

Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“  

— Кто автор этих произведений?

-Совершенно верно, эти строки из разных сказок принадлежат выдающемуся поэту А.С. Пушкину.

— Какие по жанру произведения у А.С.Пушкина? 

— Что вы знаете о поэте?

Слушают внимательно учителя.

Определяют сказки по отрывкам.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане»

«О медведихе»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Сказка о золотом  петушке»

А.С.Пушкин

Стихотворение, сказка

Родился 6 июня(26 мая по старому календарю)

Л:самоопределение

П:целеполагание.

Биография о А.С.Пушкине.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и все говорили по-французски. Отец Александра был поэтом-любителем, он научил сына читать. Его дядя был известным поэтом. Прадедушкой Александра был африканец Ганнибал. Он служил при царе Петре Первом. Маленький Саша очень любил свою няню, Арину Родионовну, которая рассказывала ему сказки. Когда он вырос, он написал эти сказки в стихах. В 6 лет Пушкин учился в Царскосельском лицее. Там он написал много стихов. А с некоторыми одноклассниками подружился на всю жизнь. После лицея Пушкин стал работать в Коллегии иностранных дел. В те годы он написал поэму «Руслан и Людмила». В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей. В 1837 году поэт стрелялся на дуэли с Дантесом и от раны умер.

Слушают биографию.

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями А.С. Пушкина.

-Представьте себе, что мы с вами попали на морской берег

(включается аудиозапись “Шум моря”).

-Опишите, что вы услышали? 

— Отгадайте загадку и вы узнаете, что увидел автор на берегу моря.

Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим …. стал!

— Сегодня мы познакомимся с отрывком из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Слушают шум моря.

Кричат чайки, шум морской волны.

Дуб.

П: умение на основе анализа объектов делать выводы

  1. Изучение нового материала.
  1. Знакомство с понятием «Поэма».

— Что такое поэма?

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

— Отрывок называется «У лукоморья дуб зеленый…»

Поэма — большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

К: оформлять свои мысли в устной форме;

  1. Просмотр видеофильма.

-Сейчас мы с вами посмотрим фильм, после его просмотра вы должны ответить на следующие вопросы:

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Смотрят видеофильм.

П: умение внимательно слушать и запоминать

  1. Анализ видеофильма.

— Понравился ли вам отрывок?

— Что понравилось?

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Отвечают на вопросы.

П: умение на основе поэмы я отвечать на вопросы.

К: умение оформлять свои мысли в устной форме

  1. Речевая гимнастика.

-Урок литературного чтения – особый, где каждое слово – жемчужина, каждый звук должен произноситься чётко, ясно. Для речевой гимнастики я взяла строчки из вступительной части поэмы – сказки, многим из вас она знакома с дошкольного возраста.

-Откройте свои учебники на 82 странице, найдите первый столбик.

         У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Прочитайте эти строчки глазами.

— Прочитайте так, чтобы слышал только сосед по парте.

— Прочитайте хором  выразительно.

— Кто же у нас выступит в роли артиста? Кто удивит нас своим чтением?  

— Поработаем над первой строчкой:

  • прочитайте фразу так, чтобы всем было понятно, о каком дереве идёт речь;
  • а теперь отметьте голосом, какое это дерево, какой он этот дуб;
  • наконец, прочитайте так, чтобы слушателю было, понятно, где растёт этот дуб.

Слушают учителя.

Делаю то, что требует учитель.

  1. Словарная работа.

-В этой поэме есть «слова-чудеса», непонятные вам. 

– Какие  непонятные слова встретились вам в этом стихотворении? 

– Почему они нам непонятны? 

–  Узнайте значения этих слов в сносках. 

Лукоморье – морской залив.
Леший – сказочное существо, живущее в лесу.
Дол – речная долина.
Видение – призрак, приведение.
Витязь – храбрый сильный воин.
Чахнуть – становиться худым, болезненным.

-Посмотрите на слайд, этих два слова нет на сносках, прочитайте их.

Пленяет – берёт в плен.

Поведаю – расскажу.

Находят непонятные слова, читают сноски.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов

  1.  Чтение отрывка по столбцам.

— Из скольких частей состоит этот отрывок?

— Прочитайте первую часть самостоятельно.

— Что такое лукоморье?

— Как вы думаете, существует ли Лукоморье? 

Кто-то скажет, что Лукоморье – это выдумка. Нет! Лукоморье существует! На Крымском полуострове есть мыс Фиолент, там находится монастырь, основанный в честь явления Святого Георгия Победоносца морякам во время бури. Этот монастырь посетил А.С. Пушкин. Пораженный красотой морского залива в форме лука и, увидев столетний дуб на берегу, поэт сочинил стихотворение, которое стало началом поэмы «Руслан и Людмила».

— Второй столбик громко и выразительно прочитает…

— О чем рассказал автор в этой части?

— Найдите в столбце все чудеса, которые описал поэт.

-Следующий столбец громко и выразительно прочитает…

-Что описывает поэт в этом отрывке?

-Кто выходит из вод на берег?

-Кто их сопровождает?

-Следующий столбец до строк: «Там ступа с Бабою-Ягой» громко и выразительно прочитает…

-Скажите, что здесь описывает поэт?

-Последние строки громко и выразительно прочитает…

-Что здесь описывает поэт?

Из 4х.

О чудесах.        

Леший бродит, русалка сидит.

Как выходят витязи.

Витязи.

Дядька их морской.

Описывает действия героев.

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

Физминутка.

-Перед чтением поэмы полностью, предлагаю вам немного отдохнуть. Тихо вышли все из-за своих парт.

 На поляне дуб зеленый

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!

Походили, порезвились

И на травку опустились.

Выполняют физминутку.

Потягивания – руки вверх.

Потягивания – руки в стороны.

Ходьба на месте.

  1. Выборочное чтение поэмы.

Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?
Какая должна быть интонация?  

-Кто сможет прочитать данное произведение плавно, таинственно, напевно?

Напевное, плавное.

Торжественности и таинственности

П: умение внимательно слушать.

  1. Викторина.

-Сейчас я посмотрю, кто внимательно слушал произведение

-Я вам задаю вопрос, а вы быстро и кратко на него отвечаете.

-Кто из героев говорит, поёт, рассказывает?   

– Сказочный герой, бродит по лесу, строит разные козни. 
– Кому, верно, служит серый волк?               
– Кто выходит из морских волн?                         

– Что идёт, бредёт сама собой? 

– Что стоит без окон, без дверей?                           

-Все эти герои, с которыми мы познакомились, герои русских народных сказок. И именно поэтому Александр Сергеевич Пушкин своё стихотворение заканчивает строчками:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»

Кот

Леший

Царевна

Витязи

Ступа с Бабой Ягой

Избушка                 

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

  1. Виртуальное рисование сказочного дуба.

-Ребята, сейчас мы с вами немного пофантазируем и нарисуем у себя в воображении свой сказочный дуб.

 –Если бы у вас была возможность приобрести себе дома волшебный дуб, то что бы вы хотели на нем иметь?

Виртуально изображают сказочный дуб.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

  1. Итог урока.
  1. Подведение итога урока.

-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились?
-Какой поэт его написал?

-Скажите, что такое поэма?

— Как думаете, что выразил поэт в этом произведении?

«Руслан и Людмила»

А.С.Пушкин

Поэма- большое стихотворное произведение на историческую или героическую  тему.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности

  1. Рефлексия.

-Спасибо вам за хорошую работу и дисциплину. За это я вам дарю дуб 3 «В» класса, в котором будет ваша цепочка эмоций.

-У вас на столах лежит кусочек цепочки, напишите на нем какое настроение подарил вам этот урок и на перемене прикрепите свои цепочки на дуб и пусть это настроение у вас будет всегда!

-Урок окончен, до свидания!

Слушают учителя.

Пишут на листках свое настроение.

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

.

МБОУ «Любинская  СОШ №3»

р.п.Любинский, ул.М.Горького, 90.

Тел. 8(38175)2-27-56 e-mail: school3lubino@rambler.ru

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета

протокол № __от «___»___2020 г.

СОГЛАСОВАНА:

Заместитель директора по УВР

________Н.А.Модинова

«___»_________2020 г

УТВЕРЖДЕНА:

директор школы

____________/С.А.Снегирев/

Приказ № ___от «___»___2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по музыке для 2 а класса

Горлановой Татьяны Владимировны

Учителя начальных классов

Количество часов по учебному плану: 34 ч .

Количество часов по программе: 34 ч

Учебно-методический комплекс:

1.Программа: «Школа России» — учебно-методический комплект для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Научный руководитель комплекта — Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук. В качестве единого целостного данный комплект работает с 2001 года. 

2. Учебник: Критская Е.Д. Музыка. 2 класс: учебн.для общеобразоват. Учреждений/ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- 2-е изд. –М.: Просвещение, 2012.

р.п.Любинский

2020-2021 учебный год

Планируемые результаты освоения предмета.

В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса «Музыка»  являются формирование следующих умений:

— наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

— наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

— выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

— наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

— развитие этических чувств;

— позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

— умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ;

— осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.

Познавательные УУД:

— осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;

— умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

— осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

Коммуникативные УУД:

— наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

— участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметные :

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 2 класса;
  • понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров — оперы и балета;
  • узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 1 классе.
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);
  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);
  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
  • Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)

музыкально творческой деятельности;

  • Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
  • Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;
  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;
  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.

Содержание тем учебного курса:

           В программе II класса семь разделов:

1. «Россия — Родина моя» (3 часа)

2. «День, полный событий» (6 часов)

3. «О России петь — что стремиться в храм» (7 часов)  

4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

5. «В музыкальном театре» (4 часа)

6. «В концертном зале» (5 часов)

7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 часов)

Календарно – тематическое планирование

ТЕМА

кол-во

 часов

дата

«Россия — Родина моя» (3 часа)

1

Как появляется музыка. Мелодия.

1

2

Здравствуй, Родина моя!

1

3

Главная песня страны. Гимн России.

1

«День, полный событий» (6 часов)

4

Музыкальные инструменты (фортепиано)

1

5

Природа и музыка.  Прогулка.

1

6

Танцы, танцы, танцы…

1

7

Эти разные марши. Звучащие картины.

1

8

Расскажи сказку.

1

9

Колыбельные . Мама

Обобщающий урок  

1

«О России петь — что стремиться в храм» (7 часов)

10

Великий колокольный звон. Звучащие картины.

1

11

Святые земли русской. Александр Невский

1

12

Святые земли русской. Сергий Радонежский

1

13

Молитва

Утренняя молитва. В церкви.

1

14

Новый год! Закружился хоровод!.

1

15

Музыка на Новогоднем празднике

1

16

Обобщающий урок

1

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа)

17

Русские народные инструменты.

Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

1

18

Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

1

19

Проводы зимы. Встреча весны…

1

«В музыкальном театре» (4 часа)

20

Детский музыкальный театр.   Опера.

1

21

Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера

1

22

Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

1

23

Опера «Руслан и Людмила». Увертюра. Финал. 

1

«В концертном зале» (5 часов)

24-25

Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк».

2

26

Картинки с выставки. Музыкальное впечатление.

1

27

«Звучит нестареющий Моцарт».

1

28

Симфония № 40. Увертюра.

1

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 часов)

29

 Волшебный цветик – семицветик  «И все это – Бах!». Орган.

1

30

Все в движении. Попутная песня

1

31

Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка.

1

32

«Печаль моя светла..». «Первый» Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

1

33

Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев).

Итоговое тестирование

1

34

Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок.

1

Краткий пересказ поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила» поможет освежить в памяти основные события из произведения, вспомнить главных героев и то, как развивались отношения между ними. А также Многомудрый Литрекон напоминает, что сюжет в сокращении может быть очень полезен при подборе аргументов для экзаменационного сочинения.

Песнь 1

На дворе громкая и пышная свадьба Людмилы, дочери князя Киевского Владимира-Солнце, и Руслана, славного русского богатыря. Пир, где веселятся гости и поет песни знаменитый Садко. После застолья молодые отправились в свою опочивальню, но вдруг случилось странное – в темноте кто-то крадет молодую жену. Руслан видит, как какой-то колдун с бородой улетает с Людмилой. 

Князь в горе объявляет, что отдаст дочь за того, кто спасет ее, ведь новоявленный муж не смог уберечь жену. Появляются несколько претендентов. Кроме Руслана, на поиски Людмилы отправляются три его соперника – воин Рогдай, кутила Фарлаф и хазарский хан Ратмир. Каждый выбирает отдельную дорогу. В путь отправляется и Руслан. 

Богатырь видит на своем пути пещеру, там он встречает волшебника по имени Финн. Тот рассказывает Руслану, что на самом деле Людмилу украл злой колдун Черномор. 

Финн рассказывает богатырю свою историю. В молодости он был влюблен в прекрасную деву Наину, но не смог завоевать ее сердца ни богатыми подарками, ни великими подвигами. Тогда он ушел в леса, стал изучать магию и стал волшебником. Но Финн не мог забыть красоты Наины и через 40 лет снова нашел ее. Вместо юной прекрасной девы он увидел дряблую старуху и отказался от своей любви. Тогда Наина, которая тоже владела магической силой, пообещала мстить.

Песнь 2

Один из соперников Руслана, Рогдай пылает к богатырю ненавистью, поэтому решает избавиться о соперника, догнать и убить его. Но он путает Руслана с Фарлафом и нападает на молодого мужчину. Фарлаф не пострадал, но его сильно испугал этот случай. К нему является Наина и говорит, чтобы он оставил поиски Людмилы. Она и так попадет к нему в руки.Тот соглашается и возвращается домой. 

Рогдай не оставляет поиски Руслана, он догоняет богатыря, начинается жестокая схватка. Руслан одерживает верх и бросает Рогдая в Днепр. 

Людмила просыпается утром в замке Черномора, она обходит его владения, находит роскошные сады, но ничто не радует девушку, она размышляет о самоубийстве. Но к вечеру волшебная сила возвращает Людмилу в ее покои в замке. К ней с множеством слуг приходит Черномор – карлик с длинной бородой. Девушка пугается его вида, кричит и сбивает с колдуна его колпак. Тот со всей своей свитой убегает, путаясь в своей бороде. 

Песнь 3

Наина прилетает к Черномору, она хочет заключить с ним союз против Руслана и Финна, который решил ему помочь. 

Людмила находит в колпаке колдуна удивительное свойство – если надеть его наоборот, то он превращается в шапку-невидимку. 

Руслан тем временем продолжает путь и находит поле битвы, где берет себе новые доспехи. Посреди поля богатырь видит огромную человеческую голову, она начинает дуть на него, устраивая сильнейший вихрь, но Руслан умудряется ударить ее тяжелой рукавицей. Тогда голова откатывается в сторону, а под ней оказывается меч. 

Голова начитает говорить с Русланом, и он узнает ее историю. Когда-то это была голова ратного воина-богатыря, младшим братом его был карлик-колдун Черномор, волшебная сила которого заключалась в его бороде. Вместе они искали меч, он был волшебным и, по приданиям, должен был одному из них отсечь голову, а другому бороду. Когда братья нашли меч, Черномор предал старшего брата, отсек ему голову и наказал ей стеречь волшебный меч на безлюдном поле.

Песнь 4

Ратмир продолжает поиски Людмилы, он видит на пути замок на скалах. Это обитель прекрасных дев. Ратмир бросает путь и остается с девами, которые дарят ему свою любовь.

Людмила пользуется шапкой-невидимкой, чтобы спрятаться от Черномора в его владениях. Колдун не может найти девушку, тогда он решает ее обмануть и превращается в раненого Руслана, который зовет жену на помощь. Девушка верит в обман и бежит на помощь мужу, тогда Черномор ловит ее и погружает в глубокий сон. В это же время приезжает Руслан. 

Песнь 5

Начинается битва между богатырем Русланом и колдуном Черномором. Кажется, у колдуна преимущество, ведь тот умеет летать, но Руслан умудряется ухватиться за волшебную бороду. В страхе Черномор взлетел и понес богатыря по воздуху. Руслан грозит, что отрежет волшебную бороду, после этого колдун несет его к Людмиле. 

Девушка все еще находится в глубоком сне. Руслан забирает ее и везет домой. Они едут через поле, на котором лежит Голова, которая, умирая, корит Черномора за его деяния.

По пути Руслан встречает Ратмира, но тот больше не покушается на сердце Людмилы, он полюбил прекрасную рыбачку и поселился с ней в лесной глуши. 

Но угрозу молодым представляет Фарлаф. Его руками Наина решает отомстить Руслану. Околдованный волшебницей, Фарлаф находит поле, где прилег отдохнуть богатырь, три раза вонзает ему нож в грудь и крадет спящую Людмилу. 

Песнь 6

Фарлаф и Людмила приезжают в Киев. Юноша рассказывает князю историю о том, как спас девушку от ужасного лешего. Но Людмила все еще спит, и никто не знает, как пробудить девушку. 

На Киев нападают печенеги, но войско князя Владимира не может победить врага. Тем временем Финн узнает, что случилось с Русланом, и решает помочь другу. Он отправляется в горючие степи и добывает там живую и мертвую воду, чтобы спасти Руслана. Юноша оживает. 

Печенеги побеждают, но тут на поле битвы появляется неизвестный богатырь, и вскоре враг бежит. Этим богатырем был Руслан. Он разбудил Людмилу кольцом, которое ему дал друг Финн. 

Князь Владимир ликует, Руслан и Людмила снова празднуют свадьбу. 

Автор: Екатерина Костерина

  • План рассказа путешествие муравьишки
  • План рассказа про толстого
  • План рассказа пушкина дубровский
  • План рассказа пушкина станционный смотритель
  • План рассказа про ломоносова