План рассказа русалочка ганс христиан андерсен 4 класс

Сочинения по литературе другие план сказки русалочка андерсена 1. подводное царство. 2. русалочка и ее сестры. 3. день рождения принца.
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • План сказки Русалочка Андерсена

1. Подводное царство.
2. Русалочка и ее сестры.
3. День рождения принца.
4. Спасение принца Русалочкой.
5. Договор с ведьмой и жизнь во дворце.
6. Гибель Русалочки.

Пересказ сказки

Где-то далеко на поверхности моря вода красивая, чистая и синяя. Море скрывает в глубинах волшебные деревья, травы и рыб. В самом глубоком месте, можно найти великолепный замок, где живет король подводного царства. Стены покрыты кораллами, а крыша состоит из ракушек, которые открываются и закрываются.

Король долгое время был вдовцом, поэтому его мать помогала управлять замком. Она была умной и гордой женщиной. Больше всего она любила своих внучек и у нее их было шесть. Самая младшая была самой красивой. У нее была чудесная кожа и голубые глаза. Большую часть времени внучки проводили в саду, где у них было свое особое место, а младшая кружила вокруг бабушки и напоминала ей о солнце.

Русалочка росла необычной, застенчивой девушкой. Самой большой радостью для нее были новости, пришедшие из мира на поверхности, новости о людях. Ее бабушка всегда рассказывала истории о людях, их привычках, кораблях и городах.

Когда русалочке исполнилось 15 лет, она наконец-то смогла подняться на поверхность моря и насладиться свежим воздухом. Она увидела корабль, на котором проходила вечеринка, и молодого человека с большими черными глазами. Это был принц. Вечеринка проходила в честь его дня рождения. Русалочка наблюдала за праздником, пока не наступила буря. Волны становились все больше и больше, и люди стали паниковать. Принц упал в море, и Русалочка бросилась спасать его, чтобы он не утонул. Она вытащила принца на берег, поцеловала и бросилась к морю.

Принца окружили красивые девушки. Он не знал, кто его спас, улыбнулся всем, и это огорчило Русалочку. Прошли дни, и вскоре она все рассказала сестрам. Они помогли найти принца, чтобы она могла наблюдать за ним каждый день.

Русалочка хотела покинуть море, чтобы быть рядом с принцем. Она решила искать помощи у старой ведьмы. Та сказала ей, что она пришла вовремя, потому что у нее есть нужное зелье. Русалочка получит свои ноги, но с каждым ее шагом она будет чувствовать огромную боль и должна будет убедить принца, что она для него единственная. Если она потерпит неудачу, то превратится в морскую пену. Также ведьма хотела, чтобы ее голос был самым красивым во всем подводном мире. Русалочка согласилась и потеряла голос.

Придя на землю, Русалочка выпила зелье, почувствовала сильную боль и потеряла сознание. Когда она очнулась, то увидела принца. Он помог ей встать и отвез ее в замок. К сожалению, Русалочка не могла говорить, и принц думал, что она немая. Принц любил Русалочку, но не как будущую жену, а как ребенка. Он признался, что любит ее, потому что она напомнила ему девушку, которая спасла его.

Однажды в замке появилась принцесса. Она так сильно напомнила принцу девушку, которая спасла его, что он решил жениться на ней. Русалочка поняла, что умрет на следующий день, поэтому она решила провести свою последнюю ночь, танцуя в лодке. К ней подплыли сестры, у которых были подстрижены волосы. Они сказали, что отдали волосы ведьме и вручили Русалочке нож, которым она должна была нанести удар принцу. Когда его кровь упадет ей на ноги, она превратится в русалку и проживет 300 лет.

Когда Русалочка подошла к принцу, она не смогла его убить. Она выбросила нож и прыгнула в море. Она ждала своей смерти. Вскоре Русалочка поднялась в мир воздушных призраков, в последний раз увидела принца и направилась к облакам.

4 класс. 4 пункта

Также читают:

Картинка к сочинению План сказки Русалочка Андерсена

План сказки Русалочка Андерсена

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Вид из моего окна зимой 6, 5 класс

    Наступает зима, и за окошком меняется, преображается мир. Я люблю первый снег, робко заметающий желтые осенние листья, кружащий в воздухе, легкий и колючий.

  • Деревня Собакевича – описание в поэме Мертвые души

    Все имения помещиков, в которых побывал Чичиков удивительным образом дополняли характеры своих владельцев. Деревня Собакевича не стала исключением. Она соразмерна хозяину – такая же большая. Всё в деревне сделано на совесть и простоит века.

  • Сочинение Что делает человека человеком?

    Все мы – люди, каждый из нас – человек. Мы умеем разговаривать, мыслить, творить и ходить прямо, но только ли по этой причине каждого из нас можно назвать человеком? Конечно, нет.

  • Сочинение на тему Курение вредит здоровью

    О вредном воздействии курения на организм знает каждый. Но, несмотря на это, в каждом городе и в каждом населенном пункте нашей большой планеты большое количество курящих людей.

  • Образ и характеристика Марка Крысобоя в романе Мастер и Маргарита

    Прозвище второстепенного героя Марка Крысобоя указывает на его сущность. Крысобоем называют крысу, которую специальным образом тренируют для того чтобы уничтожать других крыс и грызунов.

                  Открытый урок литературного чтения в  4 классе    

  Тема: Г.Х.Андерсен “Русалочка»

  Цели:

      Реализация детьми своих способностей и потенциала личности.

Задачи:                                                                                                        

     Развивать универсальные учебные действия учащихся:

 предметные:

           расширение кругозора детей о жизни Г.Х.Андерсена,

          актуализировать литературоведческие термины: пейзаж, эпитет, сравнение

             информационные:

           развивать умения анализировать и представлять информацию  в

          виде схемы, модели, рисунка

            коммуникативные:

             развивать социально приемлемые формы поведения;

            умения  самостоятельного и совместного принятия решений;

            навыков диалогового общения и социального взаимодействия.

             Личностные:

             формировать позитивную самооценку, самоуважение;

              воспитывать целеустремленность и настойчивость.

                              ХОД  УРОКА.

I.   Организационный  момент.

II. Слайд 1

1. Стихотворение загадка.

              Девочка спит и  пока что не знает,

                 Что в этой сказке её ожидает:

                 Жаба под утро её украдёт,

                 В нору упрячет бессовестный крот…

                 Впрочем, довольно! Нужна ли подсказка?

                 Кто эта девочка? Чья это сказка?

                 («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен.)

                III. Творчество и жизнь писателя. Слайд  2.(Портрет писателя и годы  жизни)

  1. – Что вы узнали из биографии Г.Х.Андерсена? (Слайд 3 – 4)
  2. Викторина по произведениям.

— Вспомним, какие произведения писателя читали, знаете? Назовите их.

(«Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине», «Гадкий  утёнок»)

— Что вы можете сказать о произведении «Гадкий  утёнок»? Какая пословица подходит к этим произведениям? (КТО  КРЕПКО  ДЕРЖИТСЯ, ТОТ  ПОБЕЖДАЕТ. КТО ДУХОМ  УПАЛ,  ТОТ  ПРОПАЛ.)

— Над каким произведением Андерсена мы работали на предыдущих уроках?

 Слайд 5

-О  чём  эта  сказка?

( О любви  девушки  к  юноше.)

IY.Сообщение цели и задач  урока.(формулируют учащиеся)

 Y.Работа над  сказкой «Русалочка» Использование приёма моделирования. (Наполняя   модели содержанием, учащиеся доказывают отрывками их текста, выборочное чтение)

Слайд 6.

—  Кто главный герой сказки?

Русалочка

—  Как можно разделить жизнь Русалочки?

подводный мир                       земной мир

—  С  кем  живёт  Русалочка в подводном мире?

Жила с отцом, бабушкой, сёстрами, принцессами

—  Какой она была  из  сестёр?

Самая младшая , милее всех

 —  Что  особенного  было  у  русалочки,  впрочем как и у остальных?

Вместо  ног  хвост, как  у  рыб.

—  О  чём  мечтала  Русалочка,  о  чём  думала?

 Тянуло  на поверхность

—  Когда  она  впервые  поднялась  на  поверхность?

Поднялась  на  поверхность  в 15 лет

—  Что  и  кого  она  увидела, когда  подняла  голову  над  водой?

—  Что  произошло  во время  бури?

Во время  бури  спасла  молодого принца

—  Как  это  было?

—   Изменилась  ли  Русалочка  после  этого события?

Стала  ещё  тише,  ещё  задумчивее, чем прежде.

Приплывала ко дворцу каждый  вечер или каждую  ночь

—  Зачем?

 Всё сильнее тянуло  к  людям

Полюбила  принца  больше , чем отца и мать.

—   Каким  ещё  прекрасным качеством обладала Русалочка?

Пела  лучше  всех

—  Что  говорит о  силе,  о глубине  чувства  Русалочки к  принцу?

—  Как   она  сама   об   этом  говорит?

 Пошла бы на всё – только бы быть с принцем.

Итак,  на  что  пошла  Русалочка?

Отдала свой чудный голос, стала немая.

— Как  это  произошло? Что чувствовала Русалочка по дороге к ведьме? Почему не вернулась назад?

Покинула  отцовский дом навсегда. (простилась со своей подводной жизнью)

 Что испытала  Русалочка, когда покидала свой родной дом?

Терпеливо переносила боль.

—  Кем стала Русалочка  во дворце принца?

 Стала первой красавицей при дворе.

—  Любил ли принц Русалочку?

(Он любил  её как милое,  доброе дитя. Ему было хорошо с ней,  он привязывался к Русалочке всё больше и больше)

— Мог ли принц жениться на Русалочке? Почему?

(Он даже не думал об этом, он искал девушку, которая спасла ему жизнь)

_ Как поступила Русалочка, когда принц сообщил о своей женитьбе?

— Кто и как пытался её спасти?

— Могла ли свою жизнь спасти Русалочка?

-Что для этого она должна сделать?

-Почему не выполнила наказ сестёр, что её остановило?

 Не смогла убить принца.

— Что же стало с Русалочкой?

 Тело расплылось пеной.

Стала дочерью воздуха, вознеслась к розовым облакам.

YI.  Художественные особенности пейзажа в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка».

«Цветные» слова: 

вода _________________________,_______________________________

песок _________________________, ______________________________

жемчужины _____________________

цветы ___________________________, ____________________________

деревья _________________________

окна ____________________________

Эпитеты:                       деревья _________________________

                                        окна        _________________________

                                        стебли   __________________________

Сравнения:   вода, как ______________________________________________________

                     рыбы, как______________________________________________________

                    солнце, как ____________________________________________________

Сделайте вывод, восполнив предложения:

Пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, _________________, _________________. Он помогает читателю ________________________________________________________________, перенестись мысленно в ______________________________________________________________. Пейзаж с его красотой, ________________________, ________________________ соответствует ____________________, _____________________ настроению, царящему в доме морского царя.

(пейзаж не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. Давайте прочитаем этот отрывок и сопоставим его с предыдущим)

YII. Заполните таблицу примерами. Найдите конкретные предметы, описание которых противопоставлено.

Подводное царство

Жилище ведьмы

Только не подумайте, что дно голое, один только белый песок. Нет, там растут невиданные деревья и цветы…

Морское дно

?

?

сад

Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные-полурастения, похожие на стоглавых змей…

В самом глубоком месте стоит дворец морского царя – стены его из кораллов…

дом

?

YIII.Закрепление.

1.Общие выводы по сказке.

-Понравился ли конец сказки? Почему не  понравился?

 (Обидно за Русалочку, она так любила принца, что пожертвовала всем)

— Как бы вам хотелось закончить сказку?

— А отношение автора к случившемуся вы почувствовали?

 (Он опечален, как и мы, что принц не ответил на чувства Русалочки)

—  Виноват ли кто-нибудь в том, что  мечты Русалочки не сбылись?

(Нет, принц хороший, но полюбил другую)

2.Работа над  лексическим  значением  слова.

—  Как вы поняли лексическое значение слова любить?

Слайд  7

ЛЮБИТЬ —  (выслушиваются мнения  детей)

* заботиться,

* внимательно относиться к окружающим,

* быть готовым к самопожертвованию

—  Что  это значит?

(Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека)

—  О какой любви говорит автор в этой сказке?

 (девушки к юноше)

—  Кого ещё может связывать чувство  любви?

(детей и родителей, человека и родного дома, человека и животных, человека и природу, человека и Родину).

IX. ИТОГ УРОКА.

— Чему   учит  нас  эта сказка?

(Ценить чувство любви во всех его проявлениях и бережно относиться к нему).

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Свои варианты окончания сказки.

План открытого урока по литературному чтению

Класс: 4 «А»

ФИО учителя класса: Амирханова Х.А.

Тема: Г. Х. Андерсен «Русалочка»

Цель: воспитание интереса к зарубежной литературе, расширение знаний детей о жизни и творчестве Г.Х. Андерсена и знакомство с новым литературным произведением «Русалочка»

Планируемый результат:

Личностный – демонстрируют доброжелательность, умение слушать друг друга, проявляют интерес к урокам литературного чтения.

Метапредметный – демонстрируют умение самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы;

Умение оценивать свою работу на уроке; умение извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения; умение высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметный – демонстрируют знания о произведении «Русалочка», знакомы с биографией Г. Х. Андерсона, совершенствуют навык выразительного и осознанного чтения, обогащают словарный запас, развивают внимание, учатся составлять портретную характеристику героев.

Задачи:

Воспитательная – Воспитывать доброжелательность, умение слушать друг друга, интерес к урокам литературного чтения.

Развивающая – Развивать регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы; развивать умение оценивать свою работу на уроке; познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения, развивать внимание: коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения,совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения, обогащать словарный запас.

Образовательная – продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена, с произведением «Русалочка», учить составлять портретные характеристики героев.

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий.

Оснащение: компьютер, проектор, презентация. Индивидуальное: учебник.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Принципы обучения и воспитания:

Принцип диалогизации (учить с помощью диалога взаимодействует с обучающимися);

принцип наглядности;

принцип систематичности и последовательности;

принцип доступности;

принцип создание положительного эмоционального подъёма;

принцип воспитание через взаимодействие.

Методы обучения и воспитания:

По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, художественное слово, объяснение, рассказ; наглядный: демонстрация, иллюстрация; практический: упражнение, работа с учебником, анализ художественного текста.

По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) –частично-поисковый, проблемный.

Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.

Методы организации учебно – познавательной деятельностиметоды самостоятельной работы.

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности (1-2мин).

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (10-15мин).

3. Решение проблемы (10-12 мин).

Физ. минутка

4. Первичное закрепление (15 мин).

5. Организация самостоятельной работы (5-8мин).
6 Информация о домашнем задании (1-2 мин).

7. Рефлексия учебной деятельности (1-2мин).

Использованная литература:

Список литературы:

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

  2. Учебник Литературное чтение 4 класс часть 1. Школа России.

  3. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение/ М.В. Голованова, О.Ю. Шарапова. – М.: Дрофа, 2005. – 176с.

Интернет ресурсы:

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/?q=458&n=215Литературная техника

http://www.bookfb2.ru/?p=316302 Уроки литературного чтения

http://festival.1september.ru/articles/560735/ Школа литературного чтения

1.Мотивация к учебной деятельности

Задача: с мотивировать детей на предстоящую деятельность.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа)

— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должно лежать: карандаш, ручка, тетрадь, учебник. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнёмся, подарим свои улыбки. Ведь улыбки располагают к приятному общению.

— Скажите пожалуйста, вы любите путешествовать? 
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране сказок, по сказочному лесу. Нас ждут увлекательные горы, поля, моря и тропы. Но они не простые, а заколдованные. А чтобы расколдовать, нужно будет выполнять задания.
-Готовы к путешествию?
-Тогда начнем.

Личностные УУД:

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной деятельности.

Коммуникативные УУД:

Формируем умение слушать и понимать других;

2.Актуализация опорных знаний и способов действий.

Задача: Повторить заученный материал на предыдущем уроке, сформулировать тему и задачи урока.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа, худ. слово), демонстрация

Метод развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием

— На прошлом уроке вам было дано задание. Какое? (пересказ)

— Сейчас мы проверим, как вы подготовились к уроку. (По желанию, по списку спрашиваю, кто готов отвечать)

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока, планировать пути решения поставленной проблемы

Познавательный УУД: извлекать представленную информацию в разных формах, строить рассуждения

3.Решение проблемы

Задача: Найти решение поставленной проблемы

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), наглядный (демонстрация)

-Ребята, посмотрите на доску.

На доске фамилии: Цветаева, Андерсен, Ахматова, Есенин, Рубцов

— Что это? Почему слова объединены в одну группу? (потому, что это фамилии).

— Какая фамилия лишняя? Почему? (фамилия Андерсена лишняя, т.к. все поэты, а он – зарубежный писатель – сказочник). Кто знает в какой стране родился Андерсен? (Дании)

— Какие сказки Андерсена вы знаете? (ответы детей)

— Чтобы узнать название сказки, с которой мы будем знакомиться отгадайте загадку.

Я живу на дне морском 
Во дворце из лилий 
Вместе с сестрами, отцом, 
Рыбами чудными. 
У меня красивый хвост 
И волшебный голос. 
И искрится под водой 
Золотистый волос. 
У меня желанье есть — 
Стать земной девчонкой: 
Буду бегать, танцевать 
И смеяться звонко!

Догадались, о ком речь? (Русалочка)

-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? (тема: Г. Х. Андерсон, «Русалочка»)

— Какие задачи мы поставим?

1. Расширить знания о творчестве Г. Х. Андерсена.

2. Познакомиться с произведением «Русалочка».

— Сейчас, я хочу познакомить вас с некоторыми страницами жизни и творчества Г. Х. Андерсена.

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Дании, в городе Оденсе. Отец Андерсена, Ханс Андерсен, был бедным башмачником, а мать, Анна Мари Андерсдаттер, была прачкой из бедной семьи. Он рос очень эмоциональным и восприимчивым ребенком. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик боялся ходить в школу, и мама отдала его в благотворительную школу, где физические наказания не практиковались. В возрасте 14 лет Ханс поехал в Копенгаген «Чтобы стать знаменитым!».

— В какой стране находиться этот город? (Дании)

Первый опубликованный Андерсеном фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера» принёс писателю известность.

Спустя немного времени он написал прославившие его «Сказки». 

По его сказкам была первая постановка балета — «Сказки в картинах».

Вскоре Андерсен тяжело заболевает. Болезнь настолько сильно овладела им, что Андерсен умирает 4 августа 1875 года.

Личностные УУД: проявление интереса к уроку

Регулятивные УУД: планировать пути решения поставленной проблемы

Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения, овладение диалогической и монологической речью.

Физ. минутка

Задача: снять мышечную и зрительную усталость, посредством выполнения элементарных физических упражнений.

Педагогическое требование.

Художественное слово. Упражнение.

— Чтобы снять напряжение с наших мышц, давайте отдохнем. Повторяйте за мной.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

— Присаживайтесь на свои места!

Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.

4.Первичное закрепление

Задача:

закрепить изученный материал, проверить усвоили ли обучающиеся новый материал.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа), работа с текстом.

— Предлагаю, познакомиться со сказкой.

— Откройте учебник на странице 167. Прочитайте название. «Русалочка»

— Я включу вам аудио запись. Мы послушаем сегодня только первую часть, т.к. эту сказку мы будем изучать несколько уроков. Вы внимательно слушайте.

Прежде чем прослушать сказку «Русалочка» разберем некоторые слова:

Кораллы – очень похожи на камни, но на самом деле это настоящие живые существа. То, что ты видишь, когда смотришь на них, является скелетом, который они строят. Само же существо живет на поверхности каменистых скелетов предыдущих поколений, и из таких слоев известняка в тропических водах образуются рифы. Каждая коралловая головка называется полипом. У полипа есть рот и венчик маленьких рук, или щупальцев.

Янтарь – окаменевшая живица (смола) древнейших хвойных деревьев, обычно прозрачная желтого или красноватого цвета, обрабатываемые для украшений, а также используется в медицине.

Фейерверк – высоко взлетающие из ракет декоративные огни.

— Как будем вести себя во время слушания? (слушатели будут вести себя тихо, следить по тексту)

-Вам понравилась сказка?

-Что особенно запомнилось?

-Какие чувства у вас вызвало начало сказки?

Как вы думаете, о чем эта сказка?

Как вы поняли, кто главный герой сказки?

-Как автор описывает морское царство?

-Сколько сестер было у русалочки? (шесть)

-Как автор описывает русалочку? О чем мечтала она?

-Когда русалочке разрешили всплыть на поверхность? (Когда ей исполнилось 15 лет)

-Как вы думаете, какие чувства она испытывала при этом? (Радость, восторг, она всегда мечтала об этом)

-Что увидела русалочка на поверхности моря?

-Какие чувства у нее возникли к принцу? (Любовь с первого взгляда)

-Почему русалочка, не думая о том, что сама может погибнуть, бросилась спасать принца? (Он ей очень понравился, она не хотела, чтобы он погиб)

Коммуникативные УУД: высказывать свои мысли в устной форме или письменной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

5.Организация самостоятельной работы

Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала.

Методы организации учебно – познавательной деятельности:

(Методы самостоятельной работы.)

— Сейчас, поработайте самостоятельно.

— Какие основные события происходят в этой части? (Описание морского царства, день рождения русалочки, встреча с принцем, буря)

-Давайте озаглавим каждую микро-часть и запишем план. (варианты детей)

1 часть. «Подводный мир»

2 часть. «Долгожданный день»

3 часть. «Первая любовь»

4 часть. «Буря»

-Обсудите свою часть. Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисовали бы к данной части. Расскажите!

Познавательные УУД: общеучебные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

6.Информация о домашнем задании

Задача: дать инструктаж по выполнению домашнего задания.

По источнику получения знаний:

Словесные (беседа, объяснение)

-Наш урок подходит к концу, откройте дневник, запишите. Дома, вам нужно нарисовать рисунок к той части, которую вы обсуждали в классе. На следующем уроке, мы устроим выставку работ. Если кто- то хочет дополнительную оценку, вы можете составить кроссворд по сказкам Г.Х. Андерсена.

Личностные УУД: самоопределение

7.Рефлексия учебной деятельности

Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности

  1. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

(Поощрение. Создание ситуации успеха)

-Давайте подведем итоги нашего урока.

-Посмотрите на задачи нашего урока, мы достигли их?

-Что нового вы узнали об Андерсене?

-С какой сказкой мы сегодня начали знакомство?

— На следующем уроке мы продолжим знакомится со сказкой и узнаем полюбил ли принц русалочку и, как развиваются события дальше.

— Сейчас оцените свою работу на уроке. Я раздам вам оценочные листы. Подпишите их и нужное подчеркните.

1. На уроке я работал(а) активно / пассивно.

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен.

3. Урок для меня показался интересным / скучным.

4. Мое настроение улучшилось/ухудшилось.

5. Материал урока мне был полезен / бесполезен.

Спасибо за урок! До свидания!

Личностные УУД: самоопределение

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение диалогической формы речи

Регулятивные УУД: умение оценивать свою работу на уроке.

Литературное чтение, 4 класс

Урок 62. Г. Х. Андерсен «Русалочка». Легенда и сказка

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Рассказ о Русалочке. Отражение в авторской сказке романтических легенд Дании

Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении.

Глоссарий по теме

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Пейзаж в литературе —  является одним из самых мощных средств для создания воображаемого мира произведения. Пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. Кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.

Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-либо исторических событиях или личностях. В широком смысле — недостоверное повествование о фактах реальной действительности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.66 — 71
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока.

Урок проходит в форме диалога двух персонажей: мальчик Витя10 лет ученик 4 класса, его младшая сестра Аня.

А: Вчера мы читали сказку Русалочка

В: Эту сказку написал великий датский сказочник Г. Х. Андерсен. Тебе понравилась сказка? Какая она по настроению?

А: Я сказку не дочитала. Поэтому дать полный ответ на твой вопрос не могу. Мне очень понравилось главная героиня — Русалочка. Я обратила внимание на сравнения и эпитеты в начале повествования, они придают сказке особую поэтичность и красочность. Эта поэтичность помогает подчеркнуть особенность Русалочки. Она отличалась от своих сестер: Для описания главной героини автор использует прием сравнение. «Милее всех»; «тихая, задумчивая»; мечтает о мире людей, который притягивал ее своей необычностью.

В: «Больше всего русалочка любила слушать рассказы о мире людей там, наверху. Старой бабушке пришлось рассказать ей все, что она знала о кораблях и городах, о людях и животных. Особенно чудесным и удивительным казалось русалочке то, что цветы на земле пахнут, — не то что здесь, на морском дне, — леса там зеленые, а рыбы среди ветвей поют так громко и красиво, что просто заслушаешься».

А: Андерсен красочно описывает родные места русалочки: сад, дворец. «В самом глубоком месте стоит дворец морского царя — стены его из кораллов, высокие стрельчатые окна из самого чистого янтаря, а крыша сплошь раковины; они то открываются, то закрываются, смотря по тому, прилив или отлив, и это очень красиво, ведь в каждой лежат сияющие жемчужины — одна-единственная была бы великим украшением в короне любой королевы.» Великолепие морского дна не радовало Русалочку. Она не могла дождаться, когда ей исполнится 15 лет, и можно будет всплывать на поверхность.

В: Обрати внимание, какую картину рисует автор, когда Русалочка поднимается на поверхность моря. «Когда она подняла голову над водой, солнце только что село, но облака еще отсвечивали розовым и золотым, а в бледно-красном небе уже зажглись ясные вечерние звезды; воздух был мягкий и свежий, море спокойно. Именно в этот день она впервые увидела принца и полюбила его.»

А: Красочные описания солнца, корабля, фейерверка, создают необычный фон для встречи героев. И вдруг буря, беда на корабле.

В: Появление бури именно в тот день, когда русалочка первый раз оказалась на поверхности моря не случайно. Можно предположить, что автор как бы намекает нам о её трагической судьбе.

А: Русалочка очень добрая и бесстрашная. Она бросилась спасать принца. Проплывая между бревнами и досками от разбитого корабля, совсем не думает о том, что они могут ее раздавить. 

В: Этой сказке датский писатель Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый, пусть и без тебя.

А: ЛЮБИТЬ это заботиться, внимательно относиться к окружающим, быть готовым к самопожертвованию. Что  такое самопожертвование?

В: Пожертвовать самым дорогим ради любимого человека. Давай дочитаем сказку, и ты все поймешь.

Поскольку сказка имеет большой объем, ее прочитывание может сопровождаться выделением основных частей и их озаглавливанием. Можно выделить пять основных частей сказки. Возможные формулировки пунктов плана:

  1. Безмятежная жизнь Русалочки до ее пятнадцатилетия. 
  2. Необыкновенная встреча Русалочки с принцем. (Первый урок)
  3. Первое страшное испытание героини: «чудный голос» за «две маленькие ножки». 
  4. Страдания «немой крошки».
  5. Прекрасная смерть Русалочки.

Словарная работа

А: В тексте встретились незнакомые для меня слова: стрельчатые окна и гавань.

В: Стрельчатые — окна в готическом стиле арочной формы завершающиеся острием, ассоциируются со средневековьем и величественными замками. Гавань — как правило, гаванью называют акваторию порта, непосредственно примыкающую к причалам, где производится погрузка и разгрузка судов, посадка и высадка пассажиров. Также в гавани суда могут находиться на длительной стоянке. 

А: Мне очень грустно от того, что у сказки оказался такой печальный конец. Но я поняла, что такое самопожертвование. Русалочка больше жизни любила принца, даже больше чем отца и мать.

В: Именно это чувство отправило ее  к бурным водоворотам, за которыми жила ведьма. Обрати внимание, что пейзаж, созданный Андерсеном, необычайно поэтичен, он не только создает особое настроение, он способен отражать мысли и ощущения персонажей, кроме того, автор при помощи пейзажа может выразить свое отношение к героям. Один из самых ярких моментов сказки – это описание дороги к ведьме. «Вместо деревьев и кустов в нем росли полипы – полуживотные — полурастения, похожие на стоглавых змей, выраставших прямо из песка; ветви их были подобны длинным осклизлым рукам с пальцами, извивающимися, как черви; полипы ни на минуту не переставали шевелиться от корня до самой верхушки и хватали гибкими пальцами все, что только им попадалось, и уж: больше не выпускали.»

А: Это описание говорит о том, что Ведьма — явно отрицательный персонаж, жестокий и злобный. Она ничего не делает просто так. За все нужно платить большой ценой.

В: Русалочка заплатила очень высокую цену: потеряла чудесный голос, возможность жить беззаботно триста лет. Кроме мучительной физической боли («ей было так больно, будто она ступала по острым ножам»), она испытывает еще более сильную душевную боль. Девушка не могла рассказать принцу о своей любви, и ее мучила тоска по дому. Принц, любя ее, и не помышлял «сделать ее своей женой». 

А: Мужество, бесстрашие, верность своим идеалам, твердость характера. Эти качества мы видим у главной героини и это удивительно, ведь в начале повествования автор подчеркивал хрупкость и слабость Русалочки.

В: Нельзя кого-то обвинить в смерти главной героини. Это был ее выбор. Принц не смог полюбить русалку более, чем как чудесное и нежное дитя, это любовь больше походит на отношение брата к сестре. Он любил другую девушку, которая, как он считал, спасла ему жизнь.

А: Даже когда сестры предложили ей спасти свою жизнь, русалочка отказалась, она предпочла, чтобы её возлюбленный остался жить и был счастлив.

В: Я думаю, нельзя сказать, что у этой сказки печальный конец. Посмотри, как изображается смерть Русалочки. Для ответа на этот сложный вопрос нужно выполнить следующее задание: найти в тексте эпитеты, с помощью которых автор рисует картину смерти. Результаты запиши.

А: русалочка не чувствовала смерти.

солнце – «ясное»,

облака – «розовые»,

паруса – «белые»,

музыка – «возвышенная»,

создания – «прозрачные», «чудные».

В: Русалка — в народных поверьях и сказках существо в образе таинственной обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде. Это существо связано с духами умерших, утопленницами или погибшими невестами и детьми. В нём природа жизни и смерти переплетены магическим образом. Считается, что русалки не умеют плакать и не имеют бессмертной, человеческой души, а европейские легенды гласят, что они хотели бы обрести душу, но не могут найти себе силы оставить море.

А: Картина смерти печальна, но и одновременно светла, возвышенна и прекрасна. Русалочка улетает в заоблачный мир, где она сможет обрести любовь и счастье, каких не нашла на земле. Автор дарует ей возможность самой, не завися от чужой воли, обрести бессмертную душу.

В: В бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился Андерсен, установлен памятник русалочке. Бронзовая Русалочка один из самых известных в мире символов Копенгагена (а, может быть, и всей Дании)

А: Русалочке поставлен в Дании памятник за мужество, волю, преданность и настоящую любовь. Своим подвигом она заслужила право на бессмертную человеческую душу.

В: Как ты думаешь, почему автор так печально закончил эту сказку?

А:

  1. Андерсен хотел, чтобы мы, читая о смерти Русалочки, учились состраданию.
  2. Смертью своей любимой героини автор хотел показать силу настоящей любви, бескорыстной и самоотверженной.
  3. Автор не верил, что в реальной земной жизни можно найти любовь и взаимопонимание. Они есть лишь в «заоблачном мире» (учитель может напомнить детям, что некрасивый Андерсен был несчастен в своей личной жизни).

Разбор типового тренировочного задания

Восстанови правильное описание предметов в сказке. Измени если нужно окончание.

солнце – «возвышенное»

облака – «белые», «прозрачные»,

паруса – «розовые»

музыка – «чудная».

создания – «ясные»,

Правильный вариант/варианты

солнце – «ясное»,

облака – «розовые»,

паруса – «белые»,

музыка – «возвышенная»,

создания – «прозрачные», «чудные».

«Цветные» слова: 

Текст вопроса: Найди в тексте, каким цветом Андерсен разукрашивает перечисленные предметы.

вода _________________________,_______________________________

песок _________________________, ______________________________

солнце _____________________

цветы __________________________

небо __________________________

облака__________________________

деревья _________________________

окна ____________________________

Правильный ответ:

«Цветные» слова: 

вода темно-синяя,

песок белый, голубоватый, как серное пламя

солнце пурпурное 

цветы алые

Небо было сплошь золотое

облака красные и фиолетовые, розовые 

деревья огненно-красные и темно-синие, розовую плакучую иву

окна янтарные

Разбор типового контрольного задания

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте

Текст вопроса: Вставь пропущенные слова в текст.

 Она видела ……… солнце и какие-то ……….., ………. создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них ……… паруса корабля и ……… облака в небе; голос их звучал как ………, но такая ……….., что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.

Правильный ответ:

Она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и розовые облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих.

  • План рассказа путешествие муравьишки
  • План рассказа про толстого
  • План рассказа пушкина дубровский
  • План рассказа пушкина станционный смотритель
  • План рассказа про ломоносова