Ф.И. О. учителя Ахмадиева Екатерина Владимировна
Предмет Литература
Класс 5б
Тема «Э.Т.А. Гофман и его сказка «Щелкунчик и мышиный король»
Тип урока Урок открытия новых знаний
Цели: научить учащихся умению анализировать прочитанное; закрепление у учащихся умений синтезировать полученную информацию и делать выводы по поставленной проблеме;
Планируемые результаты:
Метапредметные:
1)познавательные: осуществлять поиск нужной информации из различных источников, формировать логические умения, осуществлять межпредметные связи
2)регулятивные УУД:
-выделять и формулировать то, что уже усвоено или нужно усвоить
-планировать свою деятельность, ставить цели, добиваться их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
3) коммуникативные УУД:
-соблюдать правила речевого поведения
-уметь высказывать свою точку зрения
— представлять результаты своего труда в форме презентации.
Личностные:
— формировать эмоциональный настрой на роке
-формировать нравственно-эстетические ценности.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— Ребята, слышали ли вы когда-нибудь выражение:
«Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны…»
-Эти слова принадлежат Антуану де Сент-Экзюпери.( писатель, поэт, профессиональный летчик). Автор произведения «Маленький принц».
— А какое явление сопровождает ребенка на протяжении всего детства? (Сказка)
-Сегодня мы с вам отправимся на встречу с прекрасным миром сказки, а поможет нам в этом произведение…….»Щелкунчик и Мышиный король»
2.Мотиация к учебной деятельности.
Определение жанра произведения.
-Ребята, к какому литературному жанру относится произведение «Щелкунчики Мышиный король?» (Волшебная сказка).
-Вспомните особенности жанра волшебной сказки.
- Мир волшебной сказки делится на свой и чужой
- В волшебной сказке есть чудесные превращения
- У главных героев есть волшебные помощники
- Магические числа
- Трудные испытания для главных героев
- Победа добра над злом
-У каждого в детстве была своя любимая сказка. Какая? Это та книга, которую не хотелось отпускать. Порой она была вся потрепана. Но это та настольная книга, которая сопровождала вас в детстве. А любил ли кто-нибудь из вас «Щелкунчика»?
-Сегодня на уроке у нас будет создание лэпбука. Все необходимое есть на столах. В рамках урока вам необходимо быть внимательными.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.
3.Начало произведения. Елка. Рождество. Чайковский. Волшебство. У каждого ребенка свои ассоциации
Начнём с того, что на секундочку закроем глаза, Совершить путешествие в волшебный мир сказки нам поможет прекрасная музыка Петра Ильича Чайковского (начинает тихо звучать музыка). Её сладкие звуки на своих крыльях уносят нас далеко-далеко…
Прослушивание музыкального фрагмента (музыка П. И. Чайковского к балету «Щелкунчик»)
?Рождественская ночь… Какое настроение передаёт эта музыка? Какие ассоциации
– 24 декабря (записать на доске).
– Чем знаменателен этот день?
– Ночь с 24 на 25 декабря – Рождественская у католиков и по старому, дореволюционному, календарю.
– Известно, что именно под Рождество всегда случаются волшебные истории, творятся чудеса и совершается нечто такое… Хочу напомнить вам, что именно 24 декабря и происходят события в доме советника медицины Штальбаума, которые самым неожиданным образом изменили жизнь девочки Мари.
– Двадцать четвёртого декабря (в западных странах Рождество празднуют 25 декабря) детям советника медицины Штальбаума весь день не разрешалось входить в проходную комнату, а уж в смежную с ней гостиную их совсем не пускали.
? Маленькие герои сказки тоже с нетерпением ждут волшебства и, конечно, подарков.
4. Главные герои. Образ Дроссельмейера-Почему Машу так заинтересовала эта игрушка? Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)
-Как Маша вела себя по отношению к Щелкунчику?
-А Фриц?
-Расскажите, что случилось с Щелкунчиком, когда Фриц начал колоть орехи?
-Как характеризует Фрица его поступок? (Фриц грубый, жестокий мальчик)
Назовите главных героев рассказа с которыми мы познакомились? (Мари, Фриц, Дроссельмейр, Щелкунчик)
-Создайте словестный портрет каждого героя по группам.
Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой (какая красота имеется в виду?): это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. Крёстный сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать. А к Рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился. Поэтому родители тут же заботливо убирали его подарок. П
Дроссельмейер – это второе «я» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, отражение автора в сказочном мире, который существует одновременно с обыденным. Но для того, чтобы увидеть его, надо обладать качествами «истинного музыканта». Мари, судя по всему, ими обладает, поэтому она и сравнивает Щелкунчика и Дроссельмейера.
Маша Щелкунчик Дроссельмейер Фриц
Добрая смелый добрый изящная некрасивый красивая неожиданный милая артистичный щедрый грубый жестокий
-Чтение полученных портретов.
-Какие черты характера вы хотели б воспитывать в себе?
Дроссельмейер – центральная фигура сказки, соединяющая разные пространства и времена. Он – давний друг семьи Штальбаумов, старший советник суда, крестный Мари и Фрица; и в то же время королевский часовщик и чудодей; а еще великий искусник в изготовлении замысловатых игрушек – мастер, достигший в своем искусстве такого совершенства, что сделанное его руками оживает. Дроссельмейер внешне не симпатичен, строг и требователен, беспристрастен. В преддверии всех необычайных событий Мари видит его на часах вместо совы и очень пугается. Своим появлением он обозначает границу между мирами. В обыденной реальности на часах сидит золоченая сова, как только часы бьют 12, там оказывается Дроссельмейер. Сова – символ мудрости, но так же и колдовства, ночная птица, в средневековой Западной Европе считалось, что в сов могут превращаться ведьмы. Дроссельмейер появляется вместо совы и словно предупреждает Мари: « Не надо бояться, но будь внимательна!» Для Мари Дроссельмейер – крестный, и так же как фея-крестная дарит Золушке королевский бал и счастливую встречу с принцем, Дроссельмейер дарит Мари сказочный мир и встречу со Щелкунчиком. Он воплощает собой образ Мудреца.
Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство ,а внутренний мир и его душа.
Какие подарки получили Мари и Фриц?
? Какой из подарков заинтересовал Мари больше всего? Почему?
? Как вы думаете, почему автор показывает Щелкунчика после прекрасных подарков?
(Некрасивый Щелкунчик не сразу привлекает к себе внимание. Но ведь и Дроссельмейер был внешне неприятен, а Мари и Фриц сумели понять, что у него доброе сердце)
? Какие чудеса начинаются в жизни Мари с момента появления в доме Щелкунчика? (Глава «чудеса»)
- Найдите описание Щелкунчика, прочитайте
Внешне Щелкунчик непривлекателен и даже уродлив. Что же заставило Мари полюбить эту игрушку с первого взгляда? (Она заметила, что этот человечек обладает лицом, которое светилось добродушием, глазами которые смотрели приветливо и доброжелательно, скромностью, ласковой улыбкой и хорошим вкусом)
- Как характеризует Мари, что она всем игрушкам предпочла Щелкунчика? (Мари тонко чувствующий человек. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту)
- Что еще заметила девочка вглядываясь в Щелкунчика? (Сходство с крестным Дроссельмейром)
- Почему автор показывает своего героя после прекрасных подарков? (Щелкунчик некрасив, на фоне ярких подарков, сказочник хочет посмотреть добрые ли сердца у детей, смогут ли они полюбить маленького уродца, ведь крёстный тоже был некрасив, но дети сумели понять, что у него доброе сердце)
Как автору повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» Гофману удалось создать у читателей предчувствие предвкушения чуда? (Уже в начале есть загадка и тайна: действие происходит под Рождество, а, как известно, именно в это время случаются чудеса, Мари воспринимает Щелкунчика как живого, Дроссельмейер непостижимым образом похож на новую игрушку.) (Слайд 10.)
Портрет главного героя (чтение). Глава «Ёлка»
«Старший советник суда Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик…»
? Привлекателен ли этот портрет? Почему же Дроссельмейера так любили и взрослые, и дети?
(Он был очень добрым, любил дарить людям радость. Он не был красивым внешне, но красота его души не оставалась незамеченной. Он умел творить чудеса).
? Какое чудо мог совершить Дроссельмейер?
«… Когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил крёстный Дроссельмейер…, тыкал часы колючими инструментами…, но вреда часам не причинял, наоборот – они снова оживали и сейчас же принимались весело тик-такать, звонить, петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у крёстного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят…»
? В нашей повседневной жизни часы просто ходят или тикают. А крёстный Дроссельмейер «слышит» их иначе. Как?
(Часы поют, тик-такают и даже могут капризничать)
Как вы думаете, всякий ли человек в ходе обычных часов может услышать такую музыку? Что можно сказать о человеке, который умеет ТАК воспринимать мир?
(Рассуждаем о том, что порою самые незаметные люди оказываются необыкновенными, тонкими, способными своими руками сотворить чудо. И очень важно уметь за некрасивой или заурядной внешностью разглядеть красивые души и сердца.)
С чего начинается сказка? С какого Комментированное чтение. Дроссельмейер. Человек не совсем обыкновенный? Крѐстный сам был великим искусником, он знал толк в часах и даже умел их делать. А к Рождеству… события? Обратимся к главе «Ёлка». -Кто же такой Дроссельмейер? Кем он является в семье Штальбаум? -Дроссельмейер не совсем обычен. А что в нѐм, как вы считаете, необычно? -Какие подарки приготовил крѐстный для Фрица и Мари? — Какие чувства переполнили детей, когда они увидели подарки Дроссельмейера? Со слов «Дети знали, что теперь черѐд подаркам крѐстного Дроссельмейера..» и до слов «Фриц положил локти на стол и долго рассматривал чудесный замок с танцующими и прохаживающимися человечками». Учащиеся делают вывод из прочитанного. 5. Слайды 4 и 5. «Любимец» Замечательный человечек, который полюбился Мари с первого взгляда. «Странное сходство» Щелкунчика с Дроссельмейером — Какой подарок заметила Мари? -Чем он был необычен? -Как Мари отнеслась к нему? А Фриц? -Почему Мари нашла в Щелкунчике странное сходство с Дроссельмейером? Глава «Чудеса». -Что за странные события произошли в полночь? -Кого увидела Мари на часах? полночь? Глава «Битва». Расскажите о событиях в главе «Битва». -Как Мари спасла Щелкунчика? -Действительно ли всѐ это произошло с Мари? Мари заболела. Комментированное чтение. -Почему крѐстный не удивляется упрѐкам Мари? Ответы учащихся. Вывод: Дроссельмейер тщательно скрывает ото всех свой внутренний мир. Он не
— К кому приходят сказки? (К добрым, ласковым людям.)
5. Кто такой Щелкунчик.
-смотрим фрагмент. Союзмультфильм 1973 г. 10/49
-читаем Гофмана
А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном рединготе и в смешном колпаке, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным»
-история создания Немецкое Рождество немыслимо без традиционных сочных колбас. Колбаса для жителей Германии – пришедший из средних веков символ дома, достатка, устойчивости. Съев сало для колбас, Мышильда тем самым посягнула на устои королевства. Другая традиция – разнообразные Рождественские сладости, упоминаниями о которых заполнена вся сказка. В состоятельных немецких семьях сахарные фигурки задерживались надолго, они стояли как статуэтки в высоких буфетах. Марципан, сахарные куколки, драже, имбирные пряничные человечки, карамельки и в заключении сказки целый сладкий волшебный мир – Кукольное королевство с Миндально – Изюмными воротами, Рождественским лесом, озером Миндального молока с рыбками ломбардских орехов, Цукатной рощей, Леденцовым лугом и селом Пряничное. Все это – верх кондитерского искусства. Гофман противопоставляет сытость «колбасного пира» красоте и изяществу « страны сладостей», которая является настоящим произведением искусства.
Щелкунчик сумел разгрызть твердый орех Кракатук, здесь символизм – «познание сути». Образ ореха часто встречается в мифологической литературе. Характерное свойство орехов заключается в том, что у них очень твердая скорлупа, а потому их не возможно съесть, не проникнув сквозь нее. Это один из самых первых видов пищи человечества. В средневековой мифологии орех был символом Христа, Его Учения, т. к. внешне оно казалось очень жестким, но если человеку удавалось глубже вникнуть в него, оно становилось благодатным и полезным. Так в средние века служители церкви интерпретировали образ ореха. « Образ ореха в определенном контексте можно ассоциировать с Самостью или с аспектом целостности бессознательного» (Мария-Луиза фон Франц)
Немецкое выражение « твердый орех » обозначает трудную задачу, трудное положение или обстоятельства. В Англии и Германии есть такая метафора: решить проблему – значит расколоть орех. Это важное умение и платой за него становится внешность. Щелкунчик мужественно принимает ограничения, сохраняя при этом твердость, уверенность, королевское достоинство и веру в будущее.
Из Википедии : «Щелкунчик – кукла, исполненная из металла или дерева, предназначенная для раскалывания ореховой скорлупы» Материал из которого сделан Щелкунчик в сказке – дерево. Его основные свойства – одушевленный, прочный, здоровый, поддающийся обработке. Свойства эти скорее духовного порядка, поскольку физически герой испытывает боль, холод, усталость. Во многих сказках упоминаются куклы, сделанные из дерева – Буратино, Пиноккио, деревянные солдаты Урфина Джуса. Существуют мифы о сотворении человека из дерева и о боге, слившемся с мировым деревом. Возможно, Щелкунчик в силу происхождения является частью мирового дерева, оттого правота героя в сказке чувствуется изначально.
В 19 лет он начал писать свои первые романы и сказки, которые позже и принесли ему всемирную известность.
«Щелкунчик и Мышиный Король» — одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.
Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум — нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, — тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств…
Но это лишь одно из превращений и чудес, на которые так богата жизнь и которые видел и чувствовал во всем великий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.
( Рассказ подготовленный заранее ученицей)
– Где же писатели находят сюжеты для своих сказок? (Часто сюжеты подсказывает сама жизнь)
– Чему учат сказки? (Не мириться со злом, стремиться наказать его, торжествовать должно только добро; не надо гоняться за счастьем, сумей рассмотреть его – оно рядом, даже в самом обычном.)
Когда появился первый Щелкунчик, кто его сделал и почему деревянные щипцы для колки орехов в виде солдатика стали так популярны в Рождество?
Увидев Щелкунчика, каждый из нас вспоминает что-то доброе, искреннее, чудесное. Кто-то — любимый мультфильм, а кто-то только вчера читал сказку Гофмана своему маленькому рыцарю или принцессе. Но, полюбив историю отважного деревянного человечка с детства, не все из нас знают историю этой игрушки. Откуда берет начало Щелкунчик и почему он стал символом Рождества во многих странах?Щелкунчик родился в городке Зайфен в Рудных горах Германии и существует уже более 300 лет. Он представляет собой механическую куклу-солдатика, блестящую от лака, в треуголке и изящном мундирчике, с бородкой из кроличьего меха, с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью. В рот вкладывается орех, дергается косичка, челюсти смыкаются — крак! — и орех расколот.Когда-то по дну ручьёв в Рудных горах перекатывались крупинки чистого олова. Рудокопы складывали из камней ступенчатые запруды, вылавливали светло-серые бусинки, плавили их в фарфоровых чашечках и делали ходовую по тем временам оловянную посуду. Отсюда и пошло название деревушки Зайфен, что значит «мыть», «намывать».В долгие зимние вечера рудокопы любили посидеть в домашнем тепле, вырезая из душистого деревянного чурбачка забавную зверюшку, героя народной сказки, злую соседку, похожую на ведьму, или ненавистных притеснителей — князя, барона, выколачивающих кнутом последнюю копейку у бедняка рудокопа. Жадного притеснителя изображали с зубастым, огромным, прожорливым ртом. Какому-то весёлому резчику пришла в голову озорная идея — заставить деревянного уродца щёлкать орехи. Пусть потрудится и посмешит рудокопов!Так появился на свет Щелкунчик — деревянная кукла-карикатура — король, разбойник и жандарм, фабрикант и мироед. Создавая фигурки из различной величины цилиндрических болванок, зайфенские мастера получали сперва «ломаный» корпус, а затем, при помощи бумаги, перьев, меха и соответствующей разрисовки достигали поразительно живого изображения. При своих крошечных размерах щелкунчик относился к самым дешёвым игрушкам, что также послужило его широкому распространению и популярности.В 1699 году Иоганн Химан, крестьянин из Зайфена, нагрузил ручную тачку деревянными игрушками своих односельчан и покатил её по извилистым горным тропам и колдобистым просёлочным дорогам на ярмарку в Лейпциг. Он прошагал с тачкой почти триста километров туда и обратно, но вернулся довольный — игрушки распродал выгодно. И особенно понравился покупателям «Зубастик». С тех пор каждый уважающий себя мастер в деревне должен был сделать своего Щелкунчика.Так в начале XIX века и увидел Щелкунчика замечательный немецкий сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман. Кукла становится главным персонажем его сказки «Щелкунчик и мышиный король», которая впервые была опубликована в 1816 г. Её главные герои — девочка по имени Марихен Штальбаум (при переводе на русский язык её называли и Кларой, и Марией, и просто Машей) и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен её крёстный, сказочник Дроссельмейер, в канун Рождества. Никто из окружающих, конечно, не догадывается, и только мудрый сказочник знает, что на самом деле Щелкунчик — это не уродливая игрушка, а прекрасный принц, заколдованный мышиной королевой Мышильдой…Благодаря этой удивительно трогательной и поучительной сказке, Щелкунчик стал символом Рождества. В России история Щелкунчика получила ошеломительную популярность после того, как Пётр Ильич Чайковский сочинил балет «Щелкунчик».К началу XX века игрушки-щелкунчики стали похожи на мрачных старых солдат, лесников, полицейских и пожарных. А с лёгкой руки мастера Рихарда Лангера (1887-1957) в 1910-х годах Щелкунчик стал коренастым мужичком с круглым носом-пуговкой и треуголкой. Известно также, что во время Второй мировой войны Щелкунчик попал за океан — американские солдаты охотно отправляли его в подарок своим детям: в их понимании Щелкунчик символизировал силу, защиту и приносил удачу. Сегодня Щелкунчики являются одним из наиболее традиционных немецких подарков на Рождество, и изготавливаются эти игрушки в многочисленных мастерских по всей Германии в разнообразных вариациях, в том или ином художественном оформлении.
- 6. кластер -Двоемирие Реальность и фантастика-образ крестного Это сказочные герои или реальные? (Реальные)
- И события, с которых начинается сказка, тоже реальные.
Но среди этих героев есть один, который привлекает наше внимание. Кто это? (Дроссельмейер)
Найдите описание его портрета. Перечитайте, привлекателен ли этот портрет?
- Почему же Дроссельмейера так любят и ценят взрослые и дети? (У него добрая душа, он любит приносить радость людям, умеет творить чудеса – необычный мастер)
- После прочтения 1 части появилось ли у вас предчувствие чуда?
- Почему? (Нарядная елка, ожидание детей в темной спальне, сочельник)
В ночь перед Рождеством всегда происходят чудеса.
- Запись на доске: волшебный герой (Щелкунчик), ночь – время волшебства, часы – волшебный предмет.
Два мира: свой – чужой Время: день – ночьПроизведение Гофмана напоминает расписную матрешку – внутри одной сказки обнаруживается еще одна, а в ней еще…События сказки разворачиваются в нескольких реальностях одновременно (Типы реальности. Пронина Е.Е.).Используя типологию реальностей и образ часов развитие сюжета сказки можно представить как движение по часовой стрелке.
1. Это реальная реальность. Здесь присутствуют люди – Мари, ее родители, Дроссельмейер… куклы – Щелкунчик, солдатики …звери – обыкновенные домашние мыши, которые грызут все подряд.
2. Это реальная виртуальность. У нее есть свое особое место в сказке –высокий стеклянный шкаф для игрушек, стоящий в гостиной. Мари играет с рождественскими подарками, и в полночь с боем часов перемещается в мир сказки.
3. Это виртуальная виртуальность. Здесь обыденные вещи преображаются в особый мир волшебства и тайн. Маша уже не просто девочка – она обладает волшебным даром – способна противостоять всемогущему мышиному королю. Щелкунчик – заколдованный принц. Мышиный король, не просто грызун, — фантастическое звероподобное существо, несущее угрозу людям.
4. Это виртуальная реальность. После участия в битве кукольного и мышиного миров, Мари убеждена, история Щелкунчика – подлинная, в противостоянии с мышиным королем многое будет зависеть и от нее.
В истории Щелкунчика соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря…». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчик
7.Лэпбук (книжка в руках)Пусть станет вашей настольной книгой
8.Балет «Щелкунчик»
Действующие лица | Описание |
Штальбаум | советник медицины, именно в его доме разворачиваются все события |
Мари | дочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика |
Фриц | брат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике |
Дроссельмейер | крестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе |
Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Подготовка к PISA
Цель
урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки
анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения,
как сострадание, вера, ответственность, доброта.
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Вступительное слово
Русский писатель Константин Михайлович
Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом
флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.
В 1856 году юноша был зачислен кандидатом
в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к
литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое
стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе
в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения,
поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.
Вопреки желаниям отца, это путешествие
наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно
здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были
изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания»
(1867).
В 1864 году Станюковичу все-таки удалось
уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством
петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в
дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода»
(1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев»
(1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).
В конце 70-х годов Станюкович много бывал
за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что
в 1885 году был сослан в Томск.
В 1902 году Станюкович закончил свое
главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по
настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в
Неаполе.
3. Работа
по теме урока
Рождественский
рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или
происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал
рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к
святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены
добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь,
назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод
маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и
отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы
всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.
—
Чтение текста + беседа по вопросам.
— Где происходило действие? (Батавия – город на
северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).
— В какое время суток начинается
повествование? (Ночью).
— Какая это ночь? (Рождественская ночь).
— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о
празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те,
которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на
бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах…
Опротивело… Скорей бы вернуться!»).
— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).
— Что сказал Ефремов по поводу падения
звезды? («– Это
бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много,
братцы, падает их в эту ночь… – По какой такой причине, братец? –
задорно спросил пожилой, плотный матрос. – А по такой причине, милый
человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую
ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как
ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и
принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной
полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит
младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне
сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…»).
— Чей жалобный крик с берега услышали
матросы? (Крик
младенца).
— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика
в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).
— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).
— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с
ними? (Да).
— Куда обещали поместить маленького
малайца? (В
приют).
— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел
попросить, чтобы его оставили).
— Согласился ли капитан оставить
мальчика? (Нет).
— Какие нравственные качества проявили
матросы? (Милосердие,
сострадание, доброту).
— Стали бы вы спасать ребенка на месте
матросов? Обоснуйте свой ответ. (Письменные ответы учеников)
— «Как мы уже выяснили, в рассказе
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает нам
найти здесь элементы рождественского рассказа: «…в эту ночь не бунтуй, а веди
себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь…
Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в
бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то
все горя ничего не стоят… Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь
обидит младенца, — тому великое будет наказание…». И далее мы слышим плач
ребёнка. Русские матросы достали малайского чернокожего мальчика из завязшего
мокрого песка, накормили и взяли с собой, а на следующий день договорились с
губернатором о том, чтобы ребёнка поместили в приют. Так для бедного мальчика
тоже свершилось чудо. Здесь чудо происходит с ребенком. Детский образ в таких
рассказах выполняет не только сюжетообразующую функцию: именно благодаря ему
становится очевидной текстуальная параллель святочного рассказа и Евангелия.
Дитя в литературном тексте, как Младенец-Христос, вершит чудеса: герои
переходят от отчаяния к состоянию счастья, обретают нечаянное богатство и
прочее».
4.
Тестирование
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе на теме:»Смысл названия рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
-
2 слайд
Описание слайда:
А.И.Куприн «Чудесный доктор»
1. Перечитайте первый абзац . Как вы понимаете выражение «следующий рассказ не есть плод досужего вымысла»? -
3 слайд
Описание слайда:
Николай Иванович Пирогов
(1810-1881)
Врач, основоположник военно-полевой хирургии. Участвовал в обороне Севастополя (1854-55) во время Крымской войны в качестве доктора. Первым применил наркоз во время операции на поле боя. Ему принадлежат многие открытия в области хирургии, он автор медицинских книг и атласов. -
4 слайд
Описание слайда:
Сам же А. И. Куприн подтверждал, что рассказ не является художественным вымыслом, а является реальной историей, которую он услышал спустя 30 лет из уст одного из членов семейства Мерцаловых.
Возможно, что образ Мерцалова в данном случае собирательный, ведь мы не знаем сколько ещё было подобных бедных семейств, которым бескорыстно и милосердно помогал чудесный доктор Николай Иванович Пирогов. -
5 слайд
Описание слайда:
Александр Иванович Куприн
Александр Иванович Куприн родился в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Мать дворянского происхождения, принадлежала к старинному княжескому татарскому роду. Отец его умер, когда мальчику не исполнилось и года. Мать вынуждена была поселиться в московском вдовьем доме. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать определила его в Разумовский сиротский пансион, где он прожил 4 года. В 1880 году он поступил во вторую московскую военную гимназию, которая через 2 года была преобразована в кадетский корпус. Тягостная жизнь “казенного мальчика” была изображена им впоследствии в повести “На переломе”. Позже Куприн сотрудничает в газетах, становится профессиональным литератором. В 1919 году Куприн уехал за границу, постоянно тосковал по России. В 1937 году вернулся в родную Москву. “Даже цветы на родине пахнут по-иному”,-говорил он.
А.И.Куприн был человеком, обладающим громадной жизненной силой. Эта сила делала его зорким, любопытным, любознательным. Он как-то сказал, что хотел бы на несколько минут стать каждым человеком, встреченным им, каждым животным, мухой или растением, чтобы знать, что они думают, что чувствуют. -
6 слайд
Описание слайда:
— Как вы понимаете значение слова “чудесный”? (словарное определение слова чудесный: 1) являющийся чудом, волшебный, сверхъестественный;
2) проникнутый фантастикой, полный чудес, удивительный, необычный;
3)чудный, замечательный -
7 слайд
Описание слайда:
Святочный рассказ?? Почему?
Александр Куприн. Елка в капельке
Александр Фёдоров-Давыдов. Хаврошина ёлка
Антон Чехов. Мальчики
Ванька
Аркадий Аверченко. Рождественский день у Киндяковых
Василий Никифоров-Волгин. Заутреня Святителей под Новый год
Василий Розанов. С Рождеством Христовым!
В сочельник
Евгений Поселянин. Николка
И.А. Ильин. Рождественское письмо
Монахиня Варвара. Рождество Христово. Детство золотое
Софья Макарова. Рождественский фонарь
Константин Станюкович. Рождественская ночь
Леонид Андреев. Ангелочек
Лидия Алексеевна Чарская. Герои
Елка через сто лет
Максим Горький. Извозчик
Михаил Зощенко. Ёлка
Надежда Лухманова. Чудо Рождественской ночи
Ёлка в зимнице
Николай Лесков. Христос в гостях у мужика
Под Рождество обидели
Николай Телешов. Елка Митрича -
8 слайд
Описание слайда:
Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определённой спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.
-
9 слайд
Описание слайда:
Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и как счастливая случайность, удачное совпадение, которые в парадигме значений календарной прозы тоже видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика.
-
10 слайд
Описание слайда:
КЕРОСИН
ДОСУЖИЙ
РЫСАКИ
ПОЛОЗЬЯ
ЛЮЛЬКА
РИЗА
ОТРЕПКИ -
11 слайд
Описание слайда:
— Ребята, в какое время года происходит действие в рассказе?
— Что увидели мальчики на витрине магазина?
— Чем вы можете объяснить впечатление, которое произвела “великолепная выставка” витрины на мальчиков?
— А как вы относитесь к праздникам?
— Какие чувства вы испытываете при их приближении?
— Ребята, а могла ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни? -
12 слайд
Описание слайда:
Почему мальчики не могли надеяться на праздник и подарки? Как об этом говорится в тексте ) до того момента как они приходят домой?
-
13 слайд
Описание слайда:
Анализ рассказа
Кто они, герои рассказа «Чудесный доктор»?
В какой ситуации мы впервые встречаемся с Гришей и Володей? -
14 слайд
Описание слайда:
«Запах нищеты»
Как семья Мерцаловых оказалась в бедственном положении? -
15 слайд
Описание слайда:
— Где жили Мерцаловы?
— Расскажите, что произошло в семье?
— Почему они оказались в подвале и жили в таких ужасных условиях?
— Какая обстановка, атмосфера царила в доме Мерцаловых? (Зачитайте, приведите примеры).
— Пытался ли Мерцалов достать денег?
— Почему все, к кому обращался Мерцалов за помощью, отказывали ему?
— Что он предпринимал?
— Почему уходит из подземелья Мерцалов -
16 слайд
Описание слайда:
Роль пейзажа в произведении
Зачитайте пейзажную зарисовку. С помощью каких средств Куприн передаёт красоту зимнего пейзажа? -
17 слайд
Описание слайда:
Роль портрета в произведении. «Встреча с незнакомцем»
Портрет Мерцалова и «чудесного доктора» -
18 слайд
Описание слайда:
— В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?
— Как вы понимаете высказывание современного ученого Ильи Шевелёва: “Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие милосерднее”? К кому из персонажей рассказа вы могли бы применить эти слова?
— Почему незнакомец присел на скамейку рядом с Мерцаловым?
— Почему он не ушел после “озлобленных криков” Мерцалова? Какую помощь оказывает незнакомец семье Мерцалова? Кто он по профессии?
— Почему незнакомец, уходя от Мерцаловых, не назвал своего имени?
Какие прилагательные вы бы подобрали, ххарактеризуя поступок незнакомца? -
19 слайд
Описание слайда:
— Почему не дал деньги открыто? (Потому что боялся поставить в неловкое положение, не хотел обидеть или как-то оскорбить хозяев)
— Определите, пожалуйста, как в тексте проявляются оттенки значения слова “чудесный”?
— Что было “чудесного” в поступках незнакомца? -
20 слайд
Описание слайда:
— Скажите, пожалуйста, изменила ли эта встреча с чудесным незнакомцем жизнь Мерцаловых?
— Ребята, какова основная мысль рассказа? (Не унывать, не падать духом, в любой ситуации оставаться человеком)
— Чему он нас учит? -
21 слайд
Описание слайда:
Что же такое ЧУДО? Как бы вы ответили на вопрос, отталкиваясь от текста данного рассказа??
-
22 слайд
Описание слайда:
Сострадание
Милосердие
Участие
Бескорыстие
благодетель -
23 слайд
Описание слайда:
Сформулируйте рецепт доктора Пирогова?
-
24 слайд
-
25 слайд
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Краткое описание документа:
Презентация как иллюстрация к видеоуроку «Смысл названия рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор». Актуально при дистанционном обучении.
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л. и др. / Под ред. Сухих И.Н.
Похожие материалы
-
Смысл названия рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»
-
Сказка по литературе «Владимирская земля»
-
Сказка по литературе «Феи леса»
-
Сказка по литературе «Олениха и кузнец»
-
Сказка по литературе «Приключения принцессы»
-
Контрольная работа по литературе
-
Статья по литературе на тему «Мифы народов мира»
-
Викторина по литературе на тему «Календарные мифы. Масленица»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5436315 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
Европейская комиссия выпустила 32-страничный документ «Руководящие принципы Европейской комиссии по инклюзивной коммуникации»/European Commission Guidelines for Inclusive Communication, своеобразный «политкорректный словарь-справочник», предназначенный для еврочиновников и европарламентариев.
Напомним, что Еврокомиссия (ЕК) — высший орган исполнительной власти Европейского союза, ответственный за подготовку законопроектов. Кабинет министров из 27 членов-комиссаров. С 1.12.2019 ЕК возглавляет акушер-гинеколог по специальности, бывший функционер немецкого Христианско-демократического союза и бывший министр обороны Германии, экс-член руководства швабовского Всемирного экономического форума, горячая сторонница однополых браков Урсула Гертруда фон дер Ляйен.
Так вот, Еврокомиссия запретила сотрудникам использовать в своей речи слова, которые могут быть оскорбительными для людей определённого пола, каких-либо рас, национальностей или верований, разных возрастов и сексуальных предпочтений. В частности, оскорбительными и неприемлемыми признаны слова «Рождество», «господин», госпожа», «гей», «лесбиянка» и мн. др. Под запрет попали любые упоминания Санта Клауса, Девы Марии, Иосифа.
«Избегайте предположения, что все являются христианами. Не все празднуют рождественские праздники. Мы должны учитывать тот факт, что у людей разные религиозные традиции и календари«, — говорится в документе. Поэтому вместо Рождества — только «праздничный период» (holiday season).
Ни в коем случае нельзя даже — внимание! — употреблять словосочетание «колонизация Марса». Допустима лишь фраза «отправка людей на Марс». Серьёзно. Ибо необходимо формировать «инклюзивную коммуникацию».
«Вместо «опасных» слов предлагается использовать их нейтральные аналоги. Например, вместо указания какого-то конкретного сексуального меньшинства, предлагается говорить об «однополых парах». А то ведь и ошибиться можно. Значительное место в документе уделено именно вопросам, связанных с полом. Теперь чиновникам запрещается использовать такие слова, которые содержат корень, связанный с мужским полом, например в английском слове policeman (полицейский) часть man как раз и обозначает мужчину. Даже слово «рукотворный» (man-made) предлагается заменить на «искусственно созданный», а вместо фразы «огонь — величайшее достижение человека» (слово для человека и мужчины здесь совпадают) использовать выражение «огонь — величайшее достижение человечества». Рекомендуется избегать и традиционного для многих языков упоминания при перечислении сначала мужчин и их социальных ролей, то есть говоря о родителях, «отец и мать» будет звучать неинклюзивно. Помимо всего прочего в чёрный список попало и обращение «дамы и господа», вместо которого предлагается употреблять «дорогие коллеги». Кроме того, при выборе иллюстраций для докладов работники Еврокомиссии должны стараться, чтобы на картинках «женщины и девушки не были представлены дома или в пассивных ролях, в то время как мужчины активны и склонны к приключениям». Некоторые слова относительно недавно попали в списки запрещенных. Например, таким понятием стала «колонизация», причём даже применительно к освоению пространства за пределами Земли. «Рождество» тоже оказалось исключено, вместо него теперь просто «праздники». Ведь для мигрантов-мусульман упоминание христианского праздника может быть неприятно«, — пишет «Комсомольская правда».
«Вместо слов «гей» (gay) и «лесбиянка» (lesbian) предлагается взять в оборот фразы «однополая пара» (same-gender couple) или использовать слово гей в сочетании с существительным person (gay person). В глоссарии отмечается, что чиновники не должны «предполагать» сексуальную ориентацию человека или его гендерную идентичность. Авторы рекомендуют спрашивать, какие местоимения предпочитает собеседник. От чиновников также требуют воздержаться от использования таких терминов, как «рукотворный» (man-made) и «дамы и господа» в официальных публикациях. Взамен предлагается использовать «искусственно созданный» (synthetic) и «коллеги» (colleagues, participants)«, — уточняет Газета.Ru. «Авторы инструкции считают, что тем самым элиты повлияют на общество и традиции европейцев, которые станут более нейтральными и толерантными«, — указывает «МК».
Официальный представитель Еврокомиссии Эрик Мамер: «Это рекомендация, цель которой — показать разнообразие европейской культуры«. Еврокомиссар по вопросам равенства Хелена Далли (представляющая Партию европейских социалистов и Лейбористскую партию Мальты): «Мы всегда должны предлагать инклюзивное общение, гарантируя таким образом, что каждый будет оценён и признан во всех наших материалах, независимо от пола, расы или этнического происхождения, религии, инвалидности, возраста или сексуальной ориентации«.
двойной клик — редактировать изображение
Несогласие с инициативой ЕК выразил государственный секретарь Ватикана кардинал Пьетро Паролин. «Я считаю стремление избавиться от дискриминации правильным. Однако, на мой взгляд, это, конечно, не способ достижения данной цели. Потому что в конечном итоге это рискует разрушить, уничтожить человека… Европа обязана своим существованием и своей идентичностью многим вкладам. Мы, конечно, не можем забыть, что одним из главных вкладов, если не главным, было само христианство. Поэтому уничтожение различий и уничтожение корней означает именно уничтожение личности«, — сказал он 30 ноября в интервью порталу Vatican News.
Консервативные политики и журналисты тоже, естественно, раскритиковали инициативу. А федеральный секретарь итальянской «Лиги» (Лиги Севера), экс-вице-премьер Маттео Сальвини просто написал: «Мария, мама. Иосиф, папа. Да здравствует святое Рождество. Надеюсь, что никого в Европе это не обидит«.
После появления внутреннего документа на страницах СМИ, еврочиновники нехотя объявили, что рекомендации временно отозваны для «доработки«.
двойной клик — редактировать изображение
Тем временем в Великобритании правительство наложило запрет на слоган акции, призывающей к ПЦР-тестированию перед поездками: «Не забирайте COVID домой на Рождество». Из опасений, что он оскорбит религиозные меньшинства, сообщила Daily Mail.