План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

8 как написать план по прочитанному рассказу ребята и утята м. м. пришвина для дальнейшего пересказа? 10 ответов: 6 0

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение


8

Как написать план по прочитанному рассказу «Ребята и утята» М. М. Пришвина для дальнейшего пересказа?

10 ответов:

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



6



0

Я написала план после прочтения рассказа Михаила Пришвина «Ребята и утята», чтобы в дальнейшем вспомнить и пересказать учителю. Всего получилось 7 пунктов.

  1. Начало пути мамы-утки «чирок-свистунок» из леса к озеру с малышами утятами.
  2. Встреча утиного семейства с детьми.
  3. Утята в плену у мальчишек.
  4. Погоня ребят за мамой-уткой.
  5. Автор рассказа становится свидетелем.
  6. Трусливые мальчишки отпускают утят.
  7. Счастливое утиное семейство благополучно продолжает свой путь.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



4



0

Для того, чтобы составить план пересказа рассказа Михаила Пришвина, надо разбить его на небольшие части по тем событиям, которые описаны в этом произведении.

  1. Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решила перевести пятерых утят из леса, где она их вывела, к озеру.
  2. Ее путь лежал через деревню.
  3. Деревенские мальчишки ради забавы закидали утят шапками.
  4. Взволнованная уточка-мама переживала за своих детей.
  5. На помощь утиному семейству пришёл автор, он заставил вернуть утят матери и пожурил детей.
  6. Семейство продолжило свой путь к озеру.
  7. Автор и мальчишки махали утиному семейству шапками и кричали: «До свидания».

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



2



0

Очень красивый рассказ мастера зарисовок о природе Михаила Пришвина «Ребята и утята». Вот план для его пересказа:

  1. Утка чирок хочет провести утят к озеру в обход деревни.
  2. Возле кузницы утят заметили ребята и закидали шапками
  3. Ребята хотели поймать и маму утку, но подошел автор.
  4. Ребята струсили и сказали, что отпустят утят.
  5. Автор сказал им быстрее вернуть утят маме-уточке.
  6. Уточка обрадовалась и повяла пяток утят дальше к озеру в обход деревни.
  7. Автор помахал утятам шапкой: Счастливый путь!
  8. Ребята замахали шапками: До свидания, утята!

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



2



0

«Ребята и утята» план рассказа

Чтобы выполнить пересказ, нужно выделить в тексте основную мысль и разбить его на смысловые части:

  1. Путь утки и ее утят к озеру.
  2. В дороге случилась беда — ребята закидали утят шапками.
  3. Утку поймать не успели, подошел автор, защитник.
  4. Серьезный разговор автора и ребят.
  5. Освобождение утят, возвращение их матери-утке.
  6. Прощание с утиным семейством.

Благодаря автору, в семействе утки и утят не произошло трагедии. Как и другие рассказы Михаила Пришвина, произведение «Ребята и утята» — о любви к природе и животным, необходимости бережного к ним отношения, защиты природы.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



2



0

1) Знакомство с уточкой, породу которой Пришвин ласково называет «чирок-свистунок».

2) Далекий путь от леса до озера уточке и утятам не сулил ничего хорошего. Но решение было принято и бесстрашная мамаша со всем выводком отправилась в путь.

3) Встреча с ребятами, которые из шалости стали пугать утку и ловить утят.

4) Встревоженный прохожий (им оказался сам писатель) строго пожурил ребят и приказал им вернуть всех утят матери.

5) Ребята почти с радостью выполнили указание взрослого.

6) Уточка, увидев, что все семейство в сборе, с радостью засеменила по овсяному полю. Ее путь до озера был еще не близок.

7) Автор и ребятишки пожелали утятам доброго пути.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



2



0

По рассказу Пришвина «Ребята и утята» дают задание второклассникам. Сам рассказ о том, как маленькая уточка мать решила перевести своих утяток к озеру. Путь у них был очень длинный и мама утка шла позади своих малышей, но опасности все равно подстерегали их всюду, и не только в виде ястреба, лисы, но и ребята стали их ловить, пока не помог спаситель. Пришвин как бы имеет ввиду рассказчика (себя). План можно составить такой.

  • Путь утки с утятами к озеру
  • Опасности по дороге
  • Спаситель
  • Счастливого пути утята и до свидания

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

Для второго класса нас и выручил именно план. Учительница дочке положительную оценку поставила за это задание. Но я естественно поучаствовала в этом упражнении. Рассказ замечательный. Пришвина сама обожала читать в детстве.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



1



0

Текст рассказа показался мне очень непростым, даже мне пришлось некоторые отрывки перечитывать по несколько раз. Для успешного пересказа может оказаться полезным такой план:

  1. Утята и утка-мать спешат на свободу, перебираются из леса на озеро.
  2. Утиное семейство завидели ребята, шапками так легко ловить утят!
  3. Автор рассказа приходит на помощь, пристыжает ребят.
  4. Юные сорванцы возвращают утят их взволнованной матери.
  5. Утка-мать и утята продолжают свое непростое путешествие / Шапки летят в воздух: до свидания, утята!

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



1



0

Пришвин «Ребята и утята» план для пересказа. Выделяем главную мысль и дает название. составляем план

1 Куда идет утка с утятами

2 Сорванцы поймали утят.

3 Разговор автора с ребятами.

4 Освобождение утят.

5 Прощание.

Рассказ о том, как удалось избежать утиной трагедии, для любой мамы, ее дети ее бесценность и мама утка очень переживает за своих утят. Небольшой рассказ, написанный с любовью к природе и животным, на примере которого дети учатся охранять живую природу.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



1



0

В учебнике по литературному чтению за 2 класс уже предложен вариант плана к рассказу М.Пришвина «Ребята и утята», выглядит он так:

9j9jfzYFdd8nrbD0Whm7NFrlzom1JLhH.png

Задание в учебнике звучит так: придумайте свой план к рассказу «Ребята и утята» М.Пришвина, мы с сыном придумали такой:

  1. Утка и утята начинают свое длинное путешествие.
  2. Опасная встреча с детьми.
  3. Замечание взрослого спасает утят.
  4. Дети и взрослый желают утке с утятами счастливого пути.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение



1



0

  1. Путешествие утяток к озеру.
  2. Опасность! (Мальчишки забрали утят).
  3. Встреча сорванцов с автором спасает утят.
  4. Путешествие продолжается.
  5. Счастливой вам дороги, утиное семейство! Будьте осторожны!

Примерно так можно составить этот план.

Само произведение небольшое, понятное детям, поэтому разбить его на смысловые части и озаглавить их несложно.

Читайте также

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

Писательница Валентина Осеева больше всего известна своей повестью «Васек Трубачев», но и среди ее небольших рассказов попадаются настоящие жемчужины. Один из самых ее красивых рассказов «Волшебное слово». Вот краткий план для его пересказа:

  1. Павлик садится на скамейку к маленькому старичку.
  2. Павлик злится и обещает убежать из дома.
  3. Он хочет убежать из-за Ленки, которая не дает ему краски.
  4. И из-за бабушки, которая прогнала за морковь.
  5. И из-за брата, который не взял на лодку.
  6. Старичок говорит что знает волшебное слово которое поможет.
  7. Он прошептал его Павлику и тот убегает пробовать.
  8. Павлик подошел к Ленке и попросил красок сказав Пожалуйста.
  9. Ленка дает ему синюю краску
  10. Бабушка дает Павлику горяченький пирожок.
  11. Брат берет Павлика кататься на лодке.
  12. Волшебник старик уже исчез.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

Рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным» совсем небольшого объема и в принципе легко запоминается для пересказа, но если есть необходимость составить план, то он может иметь примерно такой вид:

  1. Дениска слышит выражение «Тайное становится явным» и просит маму объяснить его.
  2. Дениска завтракает. Аппетита нет. Манная каша как наказание.
  3. Мама предлагает за съеденную кашу взять Дениску в Кремль
  4. Дениска пытается улучшить вкус каши с помощью соли, сахара, кипятка и хрена
  5. Каша совсем противная. Дениска выливает ее в окно.
  6. Мама хвалит Дениску за пустую тарелку.
  7. Стук в дверь. Пришел милиционер и потерпевший.
  8. Тайное стало явным.

    План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

Рассказы Бориса Житкова о животных всегда читаются с интересом, и рассказ «Храбрый утенок» не исключение. Вот какой план можно составить по этому рассказу:

  1. Утят кормят кашей каждое утро.
  2. Грозная стрекоза отпугивает утят. Сама не есть, а утята потом боятся к тарелке подойти.
  3. Хозяйка утят не понимает почему они не едят.
  4. Соседский утенок Алеша. Он смеется и обещает прогнать стрекозу. Утята не верят в его храбрость.
  5. Прилетает стрекоза и по привычке садится на тарелку.
  6. Алеша хватает стрекозу за крылом. Стрекоза вырывается и улетает.
  7. Больше стрекоза не прилетала. Утята потом всегда угощали храброго Алешу.

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

Рассказ писателя Льва Толстого «Как вор сам себя выдал» имеет подзаголовок Быль и представляет собой небольшую историю, про незадачливого воришку. Для его пересказа подойдет такой небольшой план, но ведь и сам рассказ очень маленький, совсем не похожий на роман «Анна Каренина» и тем более на «Войну и мир»:

  1. Вор забрался на чердак и загремел чем-то
  2. Купец услышал и позвал работника
  3. Работник не хотел идти, говоря, что это кошка
  4. Купец настоял, говоря, что это было что-то тяжелое
  5. Вор спрятался в куче листового табака
  6. Купец и работник никого не нашли
  7. Вор собрался убегать, но чихнул
  8. Тут вора и поймали.

    План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

Короткий, но очень трогательный рассказ Льва Толстого рассказывает о преданности, которая как оказывается является не только прерогативой человека. Прочитав этот рассказ его довольно просто запомнить, но можно пользоваться при этом таким планом:

  1. Лондон. Начало прошлого века. Зоопарк.
  2. Для кормления животным посетители приносят бродячих зверей.
  3. Однажды принесли льву маленькую собачку
  4. Лев не стал есть собачку, а лизнул ее
  5. Когда льву дали мяса, он угостил мясом собачку.
  6. Лев и собачка стали дружить
  7. Собачку увидел ее бывший хозяин и просил ее вернуть. Лев отказался
  8. Собачка через год заболела
  9. Лев сопереживал, но собачка умирает
  10. Лев не находит себе места, ложится возле собачки и на 6 день умирает тоже.

    План рассказа ребята и утята 2 класс литературное чтение

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пришвин
  4. Анализ рассказа Пришвина Ребята и утята

М. Пришвин всегда с любовью и с уважением относился к природе. Рассказы этого писателя пронизаны бережным отношением ко всему живому на планете. Рассказ «Ребята и утята» не является исключением.

Маленькая дикая уточка вывела утят. Гнездо находилось в безопасном месте, но вдали от воды. Когда утята подросли, мама-утка повела их к водоему. Им необходимо было перейти через дорогу. В это время там гуляли ребята. Они заметили выводок и захотели подержать утят в руках. Совершенно не подумав о последствиях, дети словили всех малышей. Уточка очень волновалась и переживала за своих деток. Она отлетела на некоторое расстояние от ребят и наблюдала за всем происходящим с огромным волнением.

Автор все увидел и очень строго спросил у детей, зачем они это сделали. Ребята ответили, что хотели просто подержать, а потом отпустить малышей. Тогда писатель объяснил им, что это очень трудно в дикой природе выжить таким маленьким утятам. Им приходится преодолеть много препятствий, чтобы добраться до озера. Дети отпустили утят и помахали им вслед шапками, желая птицам счастливого пути.

Пришвин сопоставил в рассказе детей и утят, чтобы ещё раз обратить внимание людей, что все мы живем в одном мире. Совсем рядом с нами живут утки, гуси, зайцы и лисы. Необходимо жить так, чтобы не вредить другим. Автор своим рассказом учит детей не делать необдуманных вещей по отношению к братьям нашим младшим. Каждое животное способно на чувства, а не только человек. Уточка очень сильно переживала за своих деток, и это было видно. Она сидела с открытым от большого волнения клювиком. Ребята, схватив утят, не подумали, что малыши могут погибнуть. Писатель строго с ними разговаривал и объяснил их ошибку, чтобы дети все поняли и больше так не поступали. Ведь очень часто мальчишки ради забавы бросают в животных камнями. Они не думают, что могут поранить им лапку или крыло. Раненное животное не сможет убежать от хищника или у птиц не будет сил долететь на зимовку в теплые края. Таким образом, из-за озорства ребенка животное погибнет.

Своим небольшим рассказом автор учит детей не совершать плохих поступков по отношению к живой природе.

2 класс

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Пришвина Паутинка↑ ПришвинАнализ рассказа Пришвина Золотой луг →

Сюжет

Однажды дикая утка решила привести свой выводок к озеру. Весной озеро сильно разливалось и затапливало всю округу, и потому умная утка соорудила свое гнездо в трех верстах от него. Теперь же, когда утята подросли и окрепли, мать повела их к воде.

Когда впереди шла открытая местность, утка внимательно контролировала своих малышей, и всегда пропускала их вперед, чтобы ни одного не упускать из вида. Заметив дорогу возле деревенской кузницы, она пропустила вперед свой выводок, и тут появились мальчишки, которые принялись шапками ловить перепуганных утят. Они собрались было поймать и саму утку, но тут заметили рассказчика.

Мужчина строгим голосом поинтересовался у ребят, что они намерены сделать с беззащитными птенцами. Мальчики струсили, и сказали, что отпустят их. Автор пристыдил их, и огляделся в поисках матери-утки – та сидела на кочке в поле и тревожно смотрела на людей. Ребята подбежали к ней, и выпустили утят всех до единого. Утка собрала возле себя малышей, и важно повела их к озеру.

Рассказчик снял шапку, помахал ею и пожелал утятам счастливого пути. Ребятам стало смешно, но мужчина объяснил, что впереди у птенцов – нелегкая дорога, ведь они еще совсем крошки. Ребята последовали его примеру, и также пожелали утятам счастливого пути.

План «Ребята и утята»

План пересказа «Ребята и утята» для 2 класса кратко описывает события, которые происходили с у́точкой и её детёнышами. Он может быть, например, таким:

  1. Начало пути.
  2. Неожиданная встреча с ребятами.
  3. Появление автора.
  4. Спасение.
  5. Прощание с уткой и утятами.

Главные герои произведения: дикая у́точка — заботливая, осторожная и любящая мама; утята — маленькие, несмышлёные, немного трусливые детёныши утки; мальчики — шустрые, весёлые, но послушные хулиганы; автор — справедливый, умный, серьёзный мужчина, спаситель утят.

Русская сказка

О рассказе

Рассказ Михаила Пришвина «Ребята и утята»

Уважением, вниманием, любовью к природе и вообще ко всему живому пронизано творчество Михаила Михайловича Пришвина. Может всем виной его специальность – по профессии знаменитый русский писатель и публицист был агрономом, а скорее всего, дело в его добром сердце.

Заядлый натуралист, внимательный наблюдатель, охотник-любитель, путешественник, — Пришвин, в каждом своём рассказе для детей стремился передать эту трепетность, уважение и восхищение природой, ведь всё в ней так хитро и одновременно гармонично устроено.

Рассказ «Ребята и утята» является одним из самых известных у автора. Это доброе, но небольшое по масштабу и простое по речи произведение, не только входит в сборники сочинений Пришвина, но и не раз издавалось отдельными детскими книжечками. Кроме того, рассказ записан в нескольких версиях в аудиоформатах для прослушивания.

«Ребята и утята» — содержание и главные герои

Главными героями в рассказе выступают утята, вернее мама-утка. Также здесь ещё есть деревенская ребятня и рассказчик, который выступает в произведении воспитателем и главным носителем гуманных идей. А теперь подробнее.

В самом начале рассказчик, он же автор (читатель не может эти понятия не объединять) рассказывает о том, как взрослая мама-утка предприняла непростое путешествие – она ведёт своих маленьких утят из леса к озеру. Путь предстоит для водоплавающих птиц непростой, ведь прошагать им нужно целых три версты (больше трёх километров). Что ж делала утиная семья в лесу? Автор сразу даёт читателю короткое пояснение. Всё дело в том, что весной озеро разливается и хорошее прочное гнездо утка нашла в лесном болоте, а теперь, когда вода спала, утята окрепли, ей предстоит перевести своё желторотое семейство обратно в озеро.

И вот «шествуют» утята к озеру: мама-утка впереди, но на открытых участках детёнышей вперёд пропускает, чтобы они на виду у неё были, так как не мудрено попасться на глаза лисице, ястребу или человеку. Это и произошло с утятами. Когда переходило семейство дорогу, заметили их деревенские мальчишки, стали шапками кидать. Шапка накрывала утёнка, и его легко было словить. Всех переловили, только утку не тронули – та осталась стоять в стороне, тревожно поглядывая на ребят и своих деток.

На счастье взволнованной утиной маме, к ребятам подоспел автор. Мальчишкам он сделал замечание, попенял, что те у утки деток забрали, и велел отпустить тот час. Ребята послушались – отнесли утят к маме. Утка радостно встретила деток и спеша удалилась. А наш рассказчик ещё и шапку снял, громко пожелав утиной семье счастливого пути, чем вызывал усмешку у ребят. Но не стал злиться автор, а объяснил детворе, что утятам предстоит не простой путь к озеру, полный тревог и опасностей. Ребята всё осознали, и также подняли шапки, прокричав вслед уткам добрые пожелания.

Главная мысль рассказа

Главный подтекст рассказа прост и прозрачен. Не стоит совершать необдуманных поступков в отношении птиц и животных. Мы понимаем, что ребята не хотели причинить вреда птицам, но даже в шутку или ради игры не стоит причинять им вред. Неправильные действия мальчишек и утку разволновали, и утят остановили на их не простом пути к озеру.

Автор наглядно говорит нам: иногда почитание и любовь к природе и животным проявляется не только в действии, но и в бездействии. Также уважительное отношение к природе основывается на знаниях. Вот объяснил автор, почему не нужно было тревожить уточек, ребята поняли и всё сделали правильно. Так что любить природу это и ещё и изучать её, быть пытливым и заинтересованным. Только так между человеком и всем живым может быть согласие и дружба.

Читайте текст рассказа «Ребята и утята» вместе с детьми онлайн на нашем сайте бесплатно и без регистрации. Приятного Вам чтения!

Отзывы читателей

Мне очень понравился рассказ и то, как себя повёл рассказчик. Этот человек очень любит природу, зверей и птиц. Готов защищать близких. Очень порадовало, что мальчишки всё же осознали свой нехороший поступок и отпустили птиц.

Мария. Тверь

Читали этот рассказ вместе с ребёнком. Вспомнилась история из жизни, как дети гоняли стаю уток на пруду. Птицы тогда убежали через дачи. И такое наблюдается часто. Мальчишки не понимают, что утки — это живые существа, а в их жизни полно опасностей, поэтому их нужно защищать. Почаще нужно детям читать такие произведения, приучать себя и других помогать братьям нашим меньшим.

Марина. Санкт-Петербург

Хороший, интересный рассказ, небольшой по размеру. Дети очень любят животных, особенно детёнышей. Приведу пример о котятах. Часто ребята их тискают, одевают на них одежду, пытаются уложить спать, а бывает и похуже. В эти моменты они просто не понимают, что животные тоже живые существа. И нам, взрослым, нужно чаще повторять детям, что животных нужно любить и беречь. Рассказ как раз учит этому.
Настя. Нижегородская область

Сочинение 2

Рассказы М. Пришвина наполнены заботливым обращением ко всем животным, которые проживают на планете Земля. Повествование «Ребята и утята» тоже наполнено этим смыслом. Это история о дикой маленькой утке, которая вывела выводок птенцов.

Гнездо было в защищённом месте, но вода была не близко. Когда маленькие птицы немного выросли, мама-утка повела к пруду. Чтобы туда добраться, им нужно было пройти через дорогу. В тот момент на вдоль дороги прогуливались мальчишки.

Ребята увидели целый выводок маленьких птиц и загорелись желанием подержать их на руках. Естественно никто из детей даже не подумал о последствиях, и ребята поймали всех утят один за другим. Мама-утка в свою очередь тревожилась о своих птенцах. Она улетела на некоторое расстояние от них, и с замиранием сердца следила за тем, что там происходило. Всё это увидел писатель. Он подошел к детям и сурово спросил, почему они так поступили. Тогда они ответили, что хотели взять птенцов на руки , а затем выпустить их на свободу. Тогда Пришвин пояснил в чём их вина и что в суровой дикой природе этим неокрепшим птенцам тяжело выживать, и для того чтобы поплавать в пруду им нужно пройти много преград на своём пути. Тогда дети выпустили птиц, желая им счастливого пути.

Уподобив детей с птицами, Пришвин в своём произведении хотел обратить внимание людей на то, что все мы жители одной большой планеты. По соседству возле нас обитают и другие живые существа и люди не должны причинять им вред. В своём рассказе автор хочет научить детей, чтобы они не совершали опрометчивые действия по отношению к животным. Что животные подобно людям тоже испытывают чувства. По уточке было видно, что она очень беспокоилась о своих детях. Она тревожно наблюдала с приоткрытым клювом от того, что сильно боялась за птенцов. Даже не думая о том, что птенцам грозит опасность умереть, дети ловили их.

Автор произведения сурово поговорил с ребятами и указал им на их ошибки, чтобы они всё поняли и больше так себя не вели, потому что часто ради удовольствия дети швыряют в птиц камнями. И им даже в голову не приходит, что они могут повредить им крылья и лапы. Животное, которому нанесли увечье, не способно скрыться от хищника, а птица не улетит зимовать на Юг. Прихоть и баловство детей приведет к гибели животного. Автор произведения хочет научить детей бережному отношению к окружающей среде, чтобы они не причиняли ей вред.

Краткое содержание

Дикая у́точка обитала со своими утятами в лесу. Наступило время переводить их к озеру на свободу. Им было необходимо обойти деревню, чтоб попасть на место. В открытых местах мама шла позади своих деток, чтоб видеть их и контролировать. Около кузницы, когда птицы переходили дорогу, их увидели мальчишки. Они начали швырять шапками в утят и ловить их. Мама бегала от одного детёныша к другому, пытаясь спасти, но ничего не получалось.

Ребята решили поймать и утку, но здесь появился сам автор и строго спросил, зачем они это делают. Мальчики немного струсили и по просьбе мужчины отпустили всех утят к маме. У́точка бросилась к ним навстречу.

По овсяному полю дальше пошла семья у́точек. Мужчина снял свою шляпу и начал ею махать и желать счастливого пути. Мальчишки немного удивились.

Рассказчик объяснил им, что на самом деле детёнышам утки сложно преодолеть этот путь, им нужна поддержка. И тогда ребята подняли свои пыльные шапки и тоже начали ими махать и кричать: «До свиданья».

Популярные сегодня пересказы

  • Илья Муромец и Соловей разбойник — краткое содержание былины
    Илья Муромец – это великий русский богатырь. Он родился в городе Муроме, который находился не далеко от славного града Киева. Утром он посетил церковную службу, после чего поспешил, чтобы успеть прибыть в Киев
  • Краткое содержание книги Свечечка Казакова
    Наверное, каждому человеку хочется иногда погрустить и вспомнить свои самые заветные тайны и секреты, а больше всего многим хочется вернуться в детство. И об этом вспомнил и наш главный герой
  • Азазель — краткое содержание романа Акунина
    Произведение по жанровой направленности представляет собой конспирологический детектив, являющийся первой книгой серии, повествующей о приключениях необыкновенного сыщика Эраста Петровича Фандорина.
  • Краткое содержание рассказа Лебедянь Тургенев
    В начале произведения автор рассуждает о плюсах и минусах охоты, выделяет удовольствия и трудности. Автор делится с читателем тем, что ему очень нравится путешествовать по губерниям, общаться с людьми

Главная мысль

В этом рассказе автор желал поведать, что нельзя обижать братьев наших меньших. Нужно любить природу и всё живое, помогать младшим и старшим, быть послушными. Каждому ученику можно составить свой вариант плана рассказа «Ребята и утята» во 2 классе и нарисовать рисунок. К рассказу можно подобрать пословицы о добре, слабых и сильных, помощи ближнему, о семье, маме и ребёнке.

Например:

  • Сила без ума — обуза.
  • Что силою взято, то не свято.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Доброе дело без награды не остаётся.
  • Добрая мать добру и учит.

Анализ рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

Анализ произведения «Ребята и утята» М. Пришвина

— Прочитайте название произведения, которое мы будем читать. Можете ли вы по названию рассказа предположить, о чём пойдёт речь? (Я предполагаю что ответы будут такими: о ребятах и утятах; о ребятах; об утятах).

— Кто видел маленьких утят? Где видели? (Все ребята поднимут руки, некоторые видели настоящих в деревнях у бабушек, некоторые скажут что видели на картинках).

— Давайте попробуем ответить на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (не совершать бездумных поступков; думать прежде чем что-то делать; хорошо относится к животным).

— Как вы думаете просто так была выбрана автором птичка – чирок-свистунок? (Да, просто так; где-то видел, решил написать рассказ про эту птичку).

Давайте послушаем информацию об этой птичке: Утки бывают не только домашние, но и дикие. Они немного меньшего размера, чем домашние, и бывают нескольких видов. Самая маленькая из речных уток. Об одной из таких уточек — чирке-свистунке и написал свой рассказ М. М. Пришвин. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами. Предпочитает водоёмы с густыми зарослями. На зиму улетают в тёплые края, а уже в марте вновь прилетают к нам. Гнездо, где высиживают птенцов, делают вдалеке от воды.

-Ребята, теперь, узнав о ней побольше, как вы думаете, зачем автор в самом начале рассказа уточняет что она маленькая и употребляет слово уточка, а не утка? (Зная теперь что чирок-свистунок – это самая маленькая из речных уток, мы можем предположить что автор хочет показать нам с самого начала чтения рассказа что речь пойдёт о беззащитной, беспомощной маленькой птичке).

— Теперь мы можем сказать почему автор выбрал именно эту птичку? (да)

— Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (На свободу)

— Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе).

— Как вы думаете что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась).

— Сколько надо было идти до озера? (версты три)

— Сколько это километров? (чуть больше 3 км)

— Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние)

— А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят).

— Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали).

— Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб).

— Как вы думаете почему мать шла позади? (Чтобы видеть что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них).

— Где ребята увидели утят? (при переходе через дорогу)

— Как вы думаете почему автор именно это место выбрал, когда хотел показать что утка попала в поле зрения ребят? (потому что дорога – это открытая местность, проделывая путь по траве, кустам, их трудно было бы заметить, можно предположить, что другой дороги у них не было, им пришлось идти через дорогу, словами «Вот тут то» автор показывает, что ребята застали утку врасплох).

— Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят).

— Как вы думаете почему автор не написал закидали, а употребил именно слово зашвыряли? (Можно предположить что автор относится к ребятам в этот момент отрицательно, слово зашвыряли звучит более грубо, как будто камнями закидали, не с проста автор пишет – шапками, шапки мягкие, этим писатель показывает, что ребята не хотели причинить им вреда, просто решили похулиганить, для забавы).

— Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разние стороны на несколько шагов в величайшем волнении).

— Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает — превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят).

— Могла ли утка кричать? ( Её немота, беззащитность, отчаяние — все в этих движениях.)

— Зачем автор показывает на сколько шагов птица летала? (Во-первых, несколько шагов человеческих, для маленькой уточки это много, она металась из стороны в сторону, не могла помочь утятам; еще можно предположить что именно несколько шагов, потому что не хотела далеко улетать и боялась оставить их на более большее расстояние).

Как вы думаете, почему автор разговаривает с ребятами строго, сердито, он итак взрослый, дети бы его итак послушали. (Чтобы показать ребятам что так делать нельзя, если бы он просто говорил им обычным голосом, они бы выпустили птиц и все, а так ребята задумались о своем поступке, автор их пристыдил своим голосом).

— Как вы думаете почему мать бросилась спасать своих детей, только после того как ребята ушли? (Она все еще продолжала бояться детей, они могли отпустить утят, чтобы заманить тем самым утку и поймать ее, а еще можно предположить что все-таки утка – дикая, она не приручена, близко не подходит к людям, она убедилась что опасности нет и начала спасать утят).

— Как вы думаете, почему автор уточняет что уточка пошла спасать дочерей и сыновей, ведь он мог бы написать просто – утят? (предположения детей могут быть разными)

— Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (спасите, помогите)

— А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама)

— А ваша мама переживает за вас? (да)

— Как она ведет себя при этом? (разные ответы детей)

— Как в рассказе чаще всего называют уточку? (мать)

— А какая она мама? (заботливая)

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Вначале рассказа мы отвечали на вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом?

Давайте теперь ответим на этот же самый вопрос: О чём заставил автор задуматься ребят, чему он их научил своим рассказом? (об отношениях между людьми, понимать заботы зверей и людей, задумываться о том как мать относится к своим детям, о ее чувствах и переживаниях, думать прежде чем делать).

Презентация на тему Презентация по литературному чтению на тему М.Пришвин Ребята и утята (2 класс), предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 15 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

М.Пришвин «Ребята и утята»Литературное чтение 2 класс. УМК «Школа России»Автор презентацииУчитель начальных классовНюнькова А.А.МОУ «Ряжская СШ №2»г.Ряжск

Текст слайда:

М.Пришвин «Ребята и утята»

Литературное чтение 2 класс. УМК «Школа России»

Автор презентации
Учитель начальных классов
Нюнькова А.А.
МОУ «Ряжская СШ №2»
г.Ряжск


Слайд 2

-Речевая разминкаСтала утка на прудуУчить своих утят.Утята плавать на виду У мамы не хотят.Ужасно утка мучится:«Ну что

Текст слайда:

-Речевая разминка

Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»


Слайд 3

-Прочитайте и отгадайте загадку.Удивительный ребёнок!Только вышел из пелёнок,Может плавать и нырять,Как его родная мать.(Утёнок.)

Текст слайда:

-Прочитайте и отгадайте загадку.

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.

(Утёнок.)


Слайд 4

Словарная работаЧирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше

Текст слайда:

Словарная работа

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. 
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 
Кузница – помещение, где работают кузнецы. 


Слайд 5

План рассказа «Ребята и утята»:Утка повела утят к озеру.Мальчишки закидали шапками утят (пытались их поймать).Утку поймать не

Текст слайда:

План рассказа «Ребята и утята»:

Утка повела утят к озеру.
Мальчишки закидали шапками утят (пытались их поймать).
Утку поймать не успели (подошёл защитник).
Серьёзный приказ.
Выполнение приказа. Утята вернулись к своей маме.
Продолжение путешествия мамы-утки и её утяток.
-До свидания, утята!


Слайд 6

Загадки1. Ползун ползёт, иглы везёт.(Ёж.)2. Кривлён нос-Зелен хвост(Клёст.)

Текст слайда:

Загадки

1. Ползун ползёт, иглы везёт.

(Ёж.)

2. Кривлён нос-
Зелен хвост

(Клёст.)


Слайд 7

3.Маленькая, лёгкая,А за хвост не поднимешь.(Ящерица.)4. Он совсем не кровожадный,Потому что травоядный,На носу два рога,На ногах копыта-От

Текст слайда:

3.Маленькая, лёгкая,
А за хвост не поднимешь.

(Ящерица.)

4. Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
На носу два рога,
На ногах копыта-
От врагов защита.

(Носорог.)


Слайд 8

5. Сам мал, незаметно хожу,Но больше себя ношу.(Муравей.)6. Мать, отца не знаю,Но часто называю,Детей знать не буду,Чужим

Текст слайда:

5. Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу.

(Муравей.)

6. Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.

(Кукушка.)


Слайд 9

7.Снизу камень, сверху камень,Ест траву, но не корова,Яйца несёт но не курица.(Черепаха.)8. Маленький, зелёненький,Коленками назад.(Кузнечик.)

Текст слайда:

7.Снизу камень, сверху камень,
Ест траву, но не корова,
Яйца несёт но не курица.

(Черепаха.)

8. Маленький, зелёненький,
Коленками назад.

(Кузнечик.)


Слайд 10

9. Гости приходят весной,А уходят осенью.(Перелётные птицы.)10. Летом одевается, зимой раздевается.(Лес.)

Текст слайда:

9. Гости приходят весной,
А уходят осенью.

(Перелётные птицы.)

10. Летом одевается, зимой раздевается.

(Лес.)


Слайд 11

Задание на вниманиеКолька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему

Текст слайда:

Задание на внимание

Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырёхлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули крышку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.
Колька раздражённо заметил:
-Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай! Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его: — Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты всё вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать…


Слайд 12

-Что нового вы узнали на уроке?-За что вы похвалили бы себя?-Что вам особенно удалось?

Текст слайда:

-Что нового вы узнали на уроке?
-За что вы похвалили бы себя?
-Что вам особенно удалось?


Слайд 13

-Как называется рассказ, изученный на уроке?-Кто его автор?

Текст слайда:

-Как называется рассказ, изученный на уроке?
-Кто его автор?


Слайд 14

Домашнее задание:Подготовить пересказ текста.

Текст слайда:

Домашнее задание:

Подготовить пересказ текста.


Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.

Ход урока

1.Организационный момент.

.Приветствие Звучит музыка «В мире животных»

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: — Доброе утро!

2. Актуализация знаний

– Почему Вы любите уроки литературного чтения?

– Что ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов:

слайд

Сегодня на уроке мне хотелось бы…

– А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?

– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?

– И этот урок не исключение, нас ждет встреча. Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.

Слайд

3. Введение в тему

– Вы узнали этого писателя? А что Вам известно об его творчестве?

— Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер , когда мальчику было 7 лет .Мама воспитывала одна 5 детей.

— Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат жёлтые листочки – прочитайте, что на них написано.

1.Семье жилось трудно.

2. М.Пришвин помогал людям и природе.

3. Был неравнодушным человеком.

4. Много путешествовал.

5. Любим охоту.

6. Наблюдал за жизнью животных.

7.В 30 лет стал писателем.

8. Писал рассказы о природе.

— Посмотрите ,какие у него добрые глаза. Вот уже много лет нет писателя с нами , но его книги продолжают свою жизнь. Это «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и многие другие.

Слайд

— Ребята, слышите ,чей — это голос? Как кому он принадлежит ?

Как на речку прилетает

Сразу в воду залезает

«Кря» — нырнула на минутку

Вы узнали? Это …..(утка)

— Что вы знаете про уток?

— А это уточка – чирок – свистунок.Чирок- свистунок самая маленькая утка.Она весит меньше ,чем 600 граммов.Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Вот о такой уточке пойдёт сегодня речь.

— Прочитайте название произведения.

СЛАЙД – Ребята и утята

— Что можно предположить по названию рассказа. О чём пойдёт речь?

-А что с ними может происходить?

— Давайте внимательно посмотрим иллюстрацию к рассказу.

СЛАЙД

— Что можно уточнить , глядя на рисунок?

— Какие чувства у вас вызывает эта иллюстрация?

— И так мы выяснили , что героями произведения будут ребята и утята.

— Мы предположили какие события могут с ними происходить. А где это можно проверить?

— Прочитав ,этот рассказ мы должны ответить на главный вопрос урока :

«Над чем заставил задуматься М.Пришвин каждого из вас?»

4.Словарная работа.

— В тексте вам встретятся незнакомые слова и выражения, значение которых нам нужно уточнить.

СЛАЙД

-ХОЛМ

-ВЕРСТА

— ПАРОВОЕ ПОЛЕ

— ОВСЯНОЕ ПОЛЕ

— ВОДА СПАЛА

— КУЗНИЦА

— Если вам необходимо значение какого – либо слова вам поможет Толковый словарь Ожегова.

СЛАЙД

5. Физминутка.

Танец маленьких утят

6. Работа по теме.

Чтение текста с остановками

Вопросы к рассказу

—Как вы думаете это близкий путь или нет?

— Что значит на свободу?

— Почему на кочке было прочное место для гнезда?

— Чуть больше 3 км –это много или мало для человека , а для маленьких утят?

-Кого боялась уточка , почему?

— Для чего пустила вперёд?

— Как вы думаете, что произойдёт дальше?

-Зачем они это сделали?

— Как себя поведёт мама –утка?

-Прочитаем , как описал поведение мамы Пришвин.

— Как чувстует в этот момент себя уточка?

— Если бы утята могли разговаривать, что бы они закричали?

— А какое слово вы произносите , когда боитесь?

— На кого в данном случае похожи утята?

-Как выдумаете как поведёт себя автор?

— Смогли объяснить свой поступок дети?

— Что вы почувствовали в этот момент?

— Как бы вы повели себя, оказавшись на месте ребят?

-Как поведёт себя уточка – мать?

— Что могла сказать уточка?

-Вспомните, как уточка шла в начале рассказа.А почему сейчас побежала впереди?-

-Как автор назвал детей?Что он имел ввиду?

-Чем закончится рассказ?

— Вот так закончилось это история. У этой истории счастливый конец.

7. Закрепление.

— Кто являются главными героями произведения

— Какими были утята в рассказе?

— Каким был автор по отношению к детям? К утятам?

8. Работа в паре.(карточки)

— Какими были ребята?

1 ряд – в начале рассказа

2 ряд – при встречи с автором

3 ряд – в конце рассказа.

9.Работа с пословицами.

СЛАЙД

УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ – УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.

ДОБРЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШЕ СТА СЛОВ.

— Кому из действующих лиц подходит пословица и почему?

10 .продолжение

СЛАЙД

1)

-Чтобы вы теперь изменили в этой иллюстрации , прочитав рассказ?

2) М.Пришвин очень любит природу.И в своих произведениях внимательным читателям даёт уроки.

— Вы поняли , какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?

(ответы)

— Уважать братьев наших меньших

— не совершать бездумных поступков

— любить природу, беречь её

— защищать животных ,оказывать им помощь.

— делать добро.

3) Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

11.Рефлексия

— Ребята ,мы сейчас обсудили героев, их поступки, а вот вы о себе что – нибудь поняли, прочитав этот рассказ. Начните свой ответ со слов

СЛАЙД

Я понял …

Мне захотелось…

Я буду стараться…

слайд

12 Дом.задание

— У вас на столе лежат кружочки с заданиями, предлагаю вам самим выбрать ёщё одно задание:

— красный – нарисовать рисунок к произведению

— зелёный – составить план к рассказу

— жёлтый – пересказать.

13. Итог урока

СЛАЙД- музыка

Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.

Спасибо за урок!

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по учебнику «Литературное чтение» 2 класс

Л.Ф. Климановой,В. Г. Горецкого и др.

УМК «Школа России»

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята».

Провела : Чубукова Г.В.-

учитель начальных классов

Урок по литературному чтению во 2 классе

М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Задачи:

  1. Образовательные:

познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина.

  1. Развивающие:

развивать  речь учащихся, навыки выразительного чтения; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа.

  1. Воспитательные:

воспитывать любовь к природе, к животным;способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок — ромашка

с заданиями.

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Планируемые результаты обучения:

П р е д м е т н ы е : умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их,

составлять картинный план, формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует

автор для описания и характеристики героя.

Л и ч н о с т н ы е : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание

и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

М е т а п р е д м е т н ы е :

Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, ставить вопросы, обращаться за

помощью, взаимодействие в работе. в парах, в мини группах. оценка действий партнера, умение с достаточной

полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Наглядность и оборудование: презентация к уроку, карточки с пословицами, карточки с заданиями, цветок — ромашка

с заданиями.

Компьютер, мультимедийный проектор, учебник.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки; регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве.

Оборудование: Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Ход урока

I.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

Прекрасно всё на небе!

Прекрасно на Земле!

Прекрасно всё вокруг!

Прекрасно всё  во мне!

II.Актуализация знаний

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением автор которого нам уже известен. По опорным словам догадайтесь, кто автор этого произведения.

Писал о природе

Работал агрономом

Его произведения «Этажи леса», «Золотой луг», « Лисичкин хлеб»

-Кто это? (М.М.Пришвин)

III.Определение темы, постановка задач урока:

Разгадайте анаграмму и вы узнаете, как называется произведение с которым мы сегодня познакомимся.

БЯРЕТА И ТЯУТА.

-Как вы думаете о ком пойдет речь на уроке? ( О детях и утятах)

-Назовите тему урока.

— Сегодня мы познакомимся с произведением М. М. Пришвина « Ребята и утята»

-Какие задачи поставим перед собой? ( Познакомиться с жизнью писателя, с его произведением)

IV.Изучение нового материала.

Чтобы узнать больше об этом авторе вы поработаете в паре.

Вам будет дан текст, прочитав его, вы должны будете ответить на вопросы.

-Кем по образованию был Пришвин?

-Почему он выбрал именно эту профессию?

-С какой целью писатель отправлялся в путешествия?

-Какой цели мы достигли, выполняя задание? (познакомились с жизнью писателя)

-Что нам предстоит еще выполнить? (познакомиться с произведением)

-Что мы должны сделать, чтобы реализовать эту цель? (прочитать произведение)

Словарная работа

-В тексте вам встретятся незнакомые слова такие как — уточка чирок –свистунок.

Мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ   подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) 

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она  весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Первичное восприятие текста

 А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте  этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом  отмечайте  непонятные слова. (Читает рассказчик).

  —  О ком этот рассказ?

Как вы понимаете значение этого  слова?

ХОЛМ — небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

  — Какие ещё вы отметили  слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ  —  обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

Физкультминутка  

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки  шеи выгибают.  (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

V.Первичное закрепление изученного материала

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?  (3 версты.)
– Сколько это километров?  (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

«Прием паспорт литературного героя»

Составим паспорт уточки.

Имя- уточка

Создатель-М.М. Пришвин

Прописка- рассказ «Ребята и утята»

Внешний вид-маленькая, дикая, чирок-свистунок

Где встречается-в лесу около озера

Личные качества-заботливая

Анализ и выборочное чтение произведения

 Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?  (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

Докажите строчками из произведения.  (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый? 

Прием «Хорошо плохо»

Давайте порассуждаем о том, какие ребята.

-Что плохого они сделали?

-Что хорошего в их поступке?

-Скажите предложение о ребятах другими словами: «Ребята были несмышленые»

Прием «Эмпатия»

-Представьте себе, что вы уточка. Попытайтесь рассказать эту историю от ее имени.

Приём « Раскадровка»

— Перед вами кадры мультфильма « Ребята и утята». Какой эпизод пропустил художник? Расскажите о нём. Что бы вы нарисовали в недостающем кадре.

Составление плана

-Как можно озаглавить первый кадр (путь к озеру)

-второй (ребята и утята)

-третий( до свидания, утята!)

VI.Обобщающая беседа.

-Как вы понимаете пословицы, подходят ли они к рассказу? Поработайте в группах.

1) Всякий человек в деле познается. (По тому, что совершает человек, помогает другим или нет, можно сделать вывод, какой он человек)

2) Кто скоро помог — тот дважды помог. (Если скоро и во время помочь человеку, можно изменить всю его жизнь)

3) За правое дело стой смело. (Если дело хорошее и поможет другим, то за него нужно браться, чтобы помочь окружающим)

4) Любить природу- это наблюдать и помогать ей. ( За природой нужно всегда наблюдать и если увидишь, что кто-то нуждается в помощи, обязательно помочь)

VII. Итог урока

-С творчеством, какого писателя мы познакомились?

-Как называется произведение?

-Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»?

— К чему нас призывает?

-С какой целью написан этот рассказ?

— Какие задачи были поставлены? ( Познакомиться с жизнью М. М. Пришвина, с его рассказом « Ребята и утята»)

-Достигли мы задач? (да)

VIII.Рефлексия.

-Что понравилось на уроке?

-Что запомнилось?

-Что было трудно?

Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: 

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План рассказа рейс ласточки богомолов
  • План рассказа сказка о потерянном времени план
  • План рассказа привидение в инженерном замке
  • План рассказа по картине поленова золотая осень 4 класс
  • План рассказа петька на даче рассказа
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии