План рассказа пять веков

Конспект урока литературы тема: а.и. куприн тапр. внутренний мир человека. примы его художественного раскрытия. класс: 6 а тип: комбинированный урок

Конспект
урока литературы

Тема: А.И.
Куприн «Тапёр». Внутренний мир человека. Приёмы его художественного
раскрытия.

Класс: 6
«А»

Тип: комбинированный
урок

Цель: создать
условия для ознакомления обучающихся с идейно-художественным содержанием
рассказа А.И.Куприна «Тапёр», акцентируя их внимание на утверждение
писателем торжества чуда в жизни человека, подготовленного его талантом и
трудолюбием;

-образовательные:

углубить
и расширить знания обучающихся о жизни и творчестве А.И.Куприна;

-раскрыть внутренний мир
героя рассказа, посредством использования писателем приёмов его художественного
описания;

-обеспечить усвоение
литературоведческих терминов: «рассказ», «жанровые
особенности»,»кульминация», «портрет»;

-обогатить словарный
запас обучающихся следующими словами: тапёр, хлебосольный, испокон веков,
сумятица, архиерей, картонаж, башлык, шредеровское пианино, талант, чудо;

-развивающие:

продолжить
развитие навыков анализа прозаического художественного текста произведения,
читательской наблюдательности, монологической речи учащихся, умения отбирать и
обобщать необходимую информацию из художественного текста;

-воспитательные:

на
основе художественного произведения способствовать воспитанию у обучающихся
таких черт личности, как: трудолюбие, старательность, терпение

Ожидаемый результат: расширение
знаний о жизни и творчестве А.И.Куприна; выявление художественной идеи
рассказа; раскрытие внутреннего мира героя, на основе используемых писателем
художественных приёмов.

Ход урока:

I.Организационный
момент       


Здравствуйте ребята!

В
жизни каждого из нас встречаются много трудностей и проблем. Но каждая из
возникающих проблем – это как камень моста для перехода через пропасть. Если не
останавливаться и не сдаваться, то можно перейти через самую глубокую бездну. Я
хочу пожелать вам в каждом уроке школьном и уроке жизненном никогда не
останавливаться и не сдаваться.

II.
Проверка у обучающихся знаний основных библиографических фактов о писателе


Ребята, я просила вас самостоятельно познвкомиться с биографией А.И.Куприна


Сейчас я хочу предложить вам небольшой блиц-опрос, который покажет, на сколько
хорошо вы знаете основные факты из биографии и творчества писателя Александра
Ивановича. Блиц-опрос предполагает вопросы, ответить на которые необходимо как
можно быстрее и точнее. Покажите мне свою готовность.

Блиц-опрос:

1.      Когда
родился А.И.Куприн? (26 августа 1870 года)

2.      Где
находится малая родина писателя? (г. Наровчат, Пензенская губерния)

3.      В
каких учреждениях получал образование Александр Иванович? (Второй Московский
кадетский корпус, Александровское военное училище)

4.      Что
вам известно о родителях Александра Ивановича? (отец происходил из «детей
лекарских учеников», умер в 37 лет, мать принадлежала к древнему, некогда
знатному роду татарских князей, давно разорившихся)

5.      В
каких профессиях Куприн попробовал свои силы? (офицер, газетный репортёр,
чернорабочий, грузчик, спортсмен-атлет, ездовой в цирке, драматический актёр,
зубной техник, учётчик на заводе, продавец, лесник, землемер, охотник, рыбак,
садовод, управлял имением, разводил свиней, выращивал табак, спускался в
угольную шахту, на морское дно, поднимался на воздушном шаре, летал на
самолёте, работал редактором и критиком)

6.      Откуда
Александр Иванович брал сюжеты для своих произведений? (Сюжеты для своих
произведений он брал из живой действительности)

7.      Назовите
произведения писателя, которые вам уже знакомы? («Белый пудель»,
«Слон», «Золотой петух»)


Молодцы. Стоит отметить, что вы хорошо знаете основные факты из жизни и
творчества Александра Ивановича Куприна.

III.
Углубление знаний обучающихся о жизни А.И.Куприна

Учащиеся
знакомят с  некоторыми интересными фактами из жизни писателя:

1. 
Однажды Федор Шаляпин представил гостям своего друга Александра Ивановича
Куприна, как «самый чуткий нос России». Писатель мог четко разложить
парфюм на его составляющие компоненты. Куприн часто восхищал своих коллег
невероятно точными определениями. Например, в споре с Буниным и Чеховым он
победил одной фразой: «Молодые девушки пахнут арбузом и парным молоком. А
старушки, здесь на юге, — горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и —
ладаном».

2.
Также, это может показаться странным, но Куприн был ленивый писатель. Его
супруга Мария Карловна за это очень ругалась и даже поколачивала муженька. Дело
дошло до того, что она предъявила ему ультиматум: он снимает себе холостую
комнату и будет работать над «Поединком». А она станет навещать его. Иногда. И
он может приходить домой, но при одном условии: в дом его пустят лишь в том
случае, если он предъявит следующую главу повести. Однажды Куприн принес Марии
Карловне несколько старых страниц. Обман раскрылся и домой писателя стали
пускать только после прочтения «работы».

3.
Куприн был невероятно любознательным и смелым человеком. Прежде, чем он взялся
за перо, и запечатлел на бумаге фантастические работы, Александр Иванович
поменял более двадцати профессий, некоторые из которых вы озвучили в ответах
блиц-опроса. Про Куприна даже сочинили стишок: «Спустился ты на дно морское,/
Поднялся ты за облака./ Из четырех стихий в покое/ Огонь оставил ты пока».
Куприн одним из первых среди русских литераторов рискнул присоединиться к
путешествиям по воздуху и под воду. Работал он исключительно от интереса
испытать себя в новой должности и роли. Достигая очередной карьерной вершины, с
азартом переходил к преодолению следующей. Друзья писателя неоднократно
слышали: «Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою
или побыть женщиной и испытать роды».

IV.
Вводное слово учителя

         -А
сейчас я предлагаю вашему вниманию одно стихотворение, которое поможет вам
определить, какая тема нашего урока.

Объясните
мне немного,

Если
знаете ответ.

Почему
считает кто-то,

Что
чудес на свете нет.

Если
семечко живое

Посадить
и поливать —

Будет
дерево большое,

Надо
только подождать!

После
дождика возможно,

Вот
так чудо из чудес,

Видно
радугу — дорожку

Аж
до Солнца и небес.

Ночью,
чудная минута —

Месяц
вышел, лунный принц,

Словно
огонек салюта,

Звездочка
упала вниз.

А
недавно мне приснился

Добрый
и волшебный сон.

Как
же тут не удивиться?

Ведь
сегодня сбылся он!

Если
очень ждать и верить,

И
смотреть во все глаза,

Постучатся
в наши двери

Волшебство
и чудеса!

Как
вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

(о том, что в жизни у каждого человека могут случится чудеса)


В каком произведении Александра Ивановича идет речь о неожиданном чуде? (
в
произведении «Тапёр»)

Какие
цели на сегодняшний урок мы можем с вами поставить?(
торжества чуда в
жизни человека, подготовленного его талантом и трудолюбием;)

Многие писатели обращались к празднику Рождества Христова как к
основе для своих произведений. И такие произведения получили название
рождественских.
Основателем жанра рождественского рассказа принято считать
Чарльза Диккенса, который задал основные постулаты «рождественской философии»:
Также Н.В. Гоголь обращался к рождественской теме. «Ночь перед Рождеством»
(ролик учащихся)

Сегодня нам предстоит проанализировать один из рассказов А. И.
Куприна и решить задачу: можно ли отнести рассказ А. И.Куприна к циклу
рождественских и почему

-Дома
вы познакомились с данным произведением

Ну
а поскольку речь зашла о празднике, то выясним, есть ли в рассказе атмосфера
праздника? Как писателю удаётся её передать?       (
суматоха, приготовления, ёлка, суета. Писатель передаёт
атмосферу при помощи описания действий, глаголов, описания гостей и хозяев.)

Ребята,
как вы думаете, что такое чудо?

Примерные
ответы учащихся:

Чудо


нечто, происходящее под влиянием сверхъестественных сил;


нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление;


сказочное, необычное;


вызывает общее удивление, восхищение;


удивительное, поразительное.

А о каком чуде идёт речь
в рассказе А. И Куприна? Может быть, совершается какое-то другое чудо?

         — В рассказе речь идёт о чуде рукотворном, которое
может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором,
обращенным на других людей.

РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ.

Где
происходит действие рассказа?

В
доме семьи Рудневых


Что мы узнаем о семействе Рудневых?

Описанию
семьи уделяется много места в рассказе: оно хлебосольное; отец любил, чтобы в
доме было много гостей, не скупился на угощение, был радушным, добрым хозяином,
любил музыку и знал в ней толк. В семье много детей. И дру¬зья любили бывать в
этом доме, так как им всегда были здесь рады.


Что же случилось перед праздником, почему все так отчаянно волнуются?

(инсценировка)

Музыкантов
все нет!

Вывод:
это завязка действия (тетрадь)

Тиночка 
и Татьяна Рудневы наряжают ёлку, исполняют песню Надежды Тананко
«Рождественская ёлочка» (1 куплет и припев).


Mesdames, а где же тапер? Я спрашивала у всех в доме, и никто ничего не знает.
Тот говорит — мне не приказывали, тот говорит — это не мое дело… У нас
постоянно, постоянно так, — горячилась Тиночка, топая каблуком о пол.
Всегда что-нибудь перепутают, забудут и потом начинают сваливать друг на
друга…

Самая
старшая из сестер, Лидия Аркадьевна, стояла перед трюмо. Повернувшись боком к
зеркалу и изогнув назад свою прекрасную обнаженную шею, она, слегка прищуривая
близорукие глаза, закалывала в волосы чайную розу. Она не выносила никакого
шума и относилась к «мелюзге» с холодным и вежливым презрением.
Взглянув на отражение Тины в зеркале, она заметила с неудовольствием:


Больше всего в доме беспорядка делаешь, конечно, ты, — сколько раз я тебя
просила, чтобы ты не вбегала, как сумасшедшая, в комнаты.

Тина
насмешливо присела и показала зеркалу язык. Потом она обернулась к другой
сестре, Татьяне Аркадьевне, около которой возилась на полу модистка, подметывая
на живую нитку низ голубой юбки, и затараторила:


Ну, понятно, что от нашей Несмеяны-царевны ничего, кроме наставлений, не
услышишь. Танечка, голубушка, как бы ты там все это устроила. Меня никто не
слушается, только смеются, когда я говорю… Танечка, пойдем, пожалуйста, а то
ведь скоро шесть часов, через час и елку будем зажигать…

Тина
сгорала от нетерпеливого беспокойства. Десять раз подбегала она к Тане,
отводила ее в сторону и шептала взволнованно:


Танечка, голубушка, как же теперь нам быть?.. Ведь это же ни на что не похоже.
Какое же Рождество без музыки!? Где тапёр?

В
переднюю вошла Дуняша, еще не снявшая шубки, закиданной комьями грязного снега.
Сзади ее копошилась в темном углу какая-то маленькая фигурка, разматывавшая
желтый башлык, окутывавший ее голову.


Только, барышня, не браните меня.
Разрази меня бог — в пяти местах
была и ни одного тапера не застала. Вот нашла этого мальца, да уж и сама не
знаю, годится ли. Убей меня бог, только один и остался. Божится, что играл на
вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

Татьяна
сделала мальчику несколько шагов и, сама стесняясь не меньше его, спросила
нерешительно:


Вы говорите, что вам уже приходилось… играть на вечерах?


Да… я играл, — ответил он голосом, несколько сиплым от мороза и от робости. —
Вам, может быть, оттого кажется, что я такой маленький…


Ах, нет, вовсе не это… Вам ведь лет тринадцать, должно быть?


Четырнадцать-с.


Это, конечно, все равно. Но я боюсь, что без привычки вам будет тяжело.

Мальчик
откашлялся.


О нет, не беспокойтесь… Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым
вечерам, почти не переставая…

Таня
вопросительно посмотрела на старшую сестру, Лидия Аркадьевна, отличавшаяся
странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и
приниженному, спросила со своей обычной презрительной миной:


Вы умеете, молодой человек, играть кадриль?

Мальчик
качнулся туловищем вперед, что должно было означать поклон.


Умею-с.


И вальс умеете?


Да-с.


Может быть, и польку тоже?

Мальчик
вдруг густо покраснел, но ответил сдержанным тоном:


Да, и польку тоже.


А лансье?

Большие
глаза мальчика вдруг блеснули гневом и насмешкой. Даже напряженная неловкость
его позы внезапно исчезла.


Если вам угодно, mademoiselle, то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все
сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа.


Воображаю!

— деланно, точно актриса на сцене, уронила Лидия, задетая этим самоуверенным
ответом.

Мальчик
перевел глаза на Таню, в которой он инстинктивно угадал заступницу, и теперь
эти огромные глаза приняли умоляющее выражение.


Пожалуйста, прошу вас… позвольте мне что-нибудь сыграть… Угодно вам вот
это?

(Мальчик садится за фортепиано и начинает играть).

Как
присутствующие реагируют на игру музыканта?

Игра мальчика привлекла
слушателей: «зала постепенно заполнилась…»

Отец
восклицает: «Какой мастер!», «Прекрасно играете!», «Безбожно заставлять его
играть танцы!»

Татьяна восхищена: «Правда отлично игра­ет?»

   Лидия ушла.
(тетрадь)

Почему
ушла? Помните, при каких обстоятельствах мальчик стал играть?

Его обидела недоверием старшая
из сестер — Лидия.


Как вы думаете, почему мальчик стал играть «Венгерскую рапсодию», а не какое-то
другое произведение. Легко ли мы ответим на этот вопрос, если никогда не
слышали произведение? У нас есть такая возможность.

(слушание рапсодии и ответ на
тот же вопрос)

Это
красивое, очень сложное произве­дение. Оно трудное для исполнителя, требует
высокого мастерства, музыкальное произведение Листа соответствует настроению
мальчика.


Попробуйте передать характер музыки.

торжественное, утверждающее,
серьезное — подчеркивает настроение юного пианиста.

Скажите,
а мог бы писатель на этом закончить рассказ? Какие части можно было бы здесь
найти?

•      Кульминацией
был бы момент виртуозной игры мальчика,

•      Заключением
— победа пианиста.

СЛОВО
УЧИТЕЛЯ

Но
автор, как мы убедились, замечательный психолог, на этом не кончает
повествование. Поэтому звучит уже другая музыка. Это марш из «Фауста».

Он
раскрывает перед нами двери столо¬вой и под звуки торжественного марша из
«Фауста» ведет к красавице елке, на которой за¬жигают свечи.

(9)

Потрясающее
зрелище нарядной ёлки удивляет детей. А что ещё придумал писатель, что полнее
раскрыть торжественность момента?

Герой
— Аркадий Николаевич Руд¬нев, любитель и знаток музыки, просит сыг¬рать марш из
«Фауста»..

второй
части рассказа.)

Почему
появление нового гостя заста­вило пианиста повернуть голову к входной двери?
Что об этом говорит сам автор?

Мальчик почувствовал волнение, охва­тившее
всех присутствующих. «Не переставая играть, он увидел, что в залу вошел пожилой
господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех
присутствующих».

Каким
мы видим этого человека?

·        
Это пожилой господин, «немного выше среднего роста и довольно
широк в кости, но не полн».

· 
«Держался он с такой изящной, не­уловимо небрежной и величавой
простотой, которая свойственна только людям большого света».

Что
в его облике особенно впечатляло?

Всего
замечательнее было его лицо: огромный лоб, изборожденный морщинами, глаза
смотрели тяжело, утомленно и недо­вольно. Губы энергично и плотно сжаты. Вооб­ще
лицо было властное и упорное. «Общее впечатление
довершала длинная грива густых,
небрежно заброшенных назад волос. Все
это делало характерную голову похожей на льви­ную…»

Кто
же это?

(Откроем
портрет композитора, поме­щенный на доске, — Антона Григорьевича Ру­бинштейна —
великого русского композитора, музыканта, известного всему миру).

—Знал ли его Юрий
Азагаров?

Нет.

—А присутствующие?

Да, многие знали его.

—А
мы знакомы с этим композитором?

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

·        
Согласитесь со мной, что Куприн не только мастер-психолог, умеющий
передать тончайшие переживания человека, но и мас­тер портрета? Писатель
удивительно точно и ярко передал внешность и характерные особенно­сти
Рубинштейна глазами своего героя. Вели­кий музыкант и композитор словно ожил
под его пером.

(Проверка опережающего
индивидуального задания: рассказ о Рубинштейне)

Каково состояние
мальчика? Почему ис­пуган, изумлен, смущен?


Как играл мальчик в этот раз? Прочи­тайте отрывок выразительно, стараясь пере­дать
волнение пианиста.

«Он
заиграл, сначала робко, неуверенно, гораздо хуже, чем играл в первый раз. Но
понемногу к нему вернулись смелость и вдох­новение. Присутствие того властного
и не­обыкновенного человека почему-то вдруг наполнило его душу артистическим
волнением и придало его пальцам исключительную гиб­кость и послушность. Он сам
чувствовал, что никогда еще не играл в своей жизни так хоро­шо, как в этот
раз…»

Какова
реакция Рубинштейна на игру пианиста?

Постепенно
проясняется его хмурое ли­цо, смягчается мало-помалу строгое выраже­ние губ. И
мы знаем почему: мальчик играл превосходно.

Вероятно,
подобные мысли могли пронес­тись в голове великого маэстро. Волнение вы­нудило
его покинуть залу. Но Куприн не гово­рит об этом читателю, как бы оставляя за
ним право самому сделать вывод.

—    Как
завершается рассказ? Кто, по-ва­шему, этот талантливый мальчик?

Писатель не назвал нам его имени. Но мы знаем, сколько
учеников было у Рубинштейна, скольким он помог на их трудном пути к славе.
Одним из талантливых учеников Рубинштейна
был П.И.Чайковский. Но это не о нем, ведь в то время
Чайковский уже закончил учебу и работал в Московской консерватории. Известны
встречи Рубинштейна с молодым Рахманиновым.

В
конечном счете, не так уж важно, кто этот мальчик.


О чем заставляет задуматься нас писа­тель?


О чём же этот рассказ?

О
бедности и богат­стве, о добре и милосердии, об отзывчивости и высокомерии, о
неожиданных поворотах судьбы, о таланте, который порой требует поддержки и
внимания, иначе погибнет. А ещё он о Рождестве, которое может подарить чудо,
встречу с чудеснейшими людьми, день, в который могут сбыться самые заветные
мечты и желания
.(тетрадь)

СЛОВО
УЧИТЕЛЯ

Вот
и ответили мы с вами на вопрос, поставленный в начале урока. Этот рассказ один
из цикла рождественских рассказов русских писателей. Верю, что встре­ча с
героями Куприна сделает нас лучше, отзывчивее на добро и красоту.

IX.
Подведение итогов
    

-Ребята,
давайте с вами подведем итог сегодняшнему уроку. Какова же главная идея
произведения «Тапёр»? (у каждого в жизни случаются чудеса и по
достоинству оценивается талант тогда, когда прикладываешь к этому все усилия)

-Какой
урок можно извлечь из данного произведения? (мало иметь талант, нужны
трудолюбие, терпение, старание, везение, умение не опускать руки и идти вперед)

56564554.jpg

X.
Домашнее задание

         —Вашим
домашним заданием будет — подготовить творческий пересказ, предположив, о чём
могли говорить, «едучи в санях в морозную рождественскую ночь»,
великий маэстро и начинающий музыкант.

На чтение 6 мин Обновлено

Читательский дневник сказочной повести «Домовенок Кузька» поможет заполнить такие данные: жанр, главная мысль, главные герои, краткое содержание, отзыв. Также важно подобрать пословицы к произведению и понять чему учит эта история.

Александрова «Домовенок Кузька» читательский дневник

Автор — Александрова Татьяна

Жанр: сказочная повесть

Сколько страниц — 136

Год написания — 1977

«Домовенок Кузя» главная мысль

Со всем можно справиться и все преодолеть, если есть у тебя верные друзья.

 «Домовенок Кузя» главные герои и их характеристики

  • Наташа — семилетняя девочка, добрая и любопытная, подружилась с Домовенком
  • Кузька — домовенок, семи веков. Совсем ребенок по меркам домовых. Добрый и открытый, он очень хозяйственный и обожает все сладкое.
  • Лешик — сын лешего, друг Кузьки. Верный друг, который не бросит в беде.
  • Диадох. Дед Лешика, сто веков. Умный и мудрый.
  • Баба-яга — полюбила Кузьку, и не хотела с ним расставаться
  • Водяной — большой и страшный, но трусливый и ленивый.

Второстепенные герои:

  • Медведь — добрый и сильный.
  • Лиса — хитрая, умная, придумала как обмануть кикимор.
  • Кот бабы Яги. Помогал друзьям сбежать от бабы-Яги
  • Кикиморы. Украли сундучок Кузьки
  • Русалки. Переживали, когда Кузька пропал

 «Домовенок Кузя» план

  1. Знакомство Домовенка и Наташи
  2. История жизни домовенка
  3. Дружба с Кузьки и Лешика
  4. Кузька у Бабы-Яги
  5. Побег
  6. Пропажа сундучка
  7. Помощь Лисы
  8. Возвращение к родному дому
  9. Новое жилище

«Домовенок Кузька» чему учит?

Сказка учит нас тому, что друзьям нужно помогать, даже если они не обращаются к нам с просьбами. Учит добру, терпению.  Сказка напоминает нам о том, что нужно знать родословную своей семьи и помнить о своих предках.

Отзыв о сказке «Домовенок Кузька»

домовенок кузя главная мысльМне понравилась эта интересная и увлекательная сказка в которой рассказывается в ней о лохматом домовенке, в жизни которого было много интересных поворотов. Меня порадовало, то что маленький Домовенок Кузя стал примерным и почтенным домовым, который следил за порядком в доме и дружил с людьми.

Сказка помогла мне понять, что друзей нужно ценить и любить, потому что они делают нашу жизнь наполненной. Без друзей грустно и скучно, а с друзьями можно преодолеть любые жизненные сложности и неприятности.

Пословицы к сказке «Домовенок Кузька»

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Всякий дом хозяином держится.
  • Горе тому, кто непорядком живет в дому.
  •  Старый друг — лучше новых двух.
  • Глаза боятся, а руки делают.

«Домовенок Кузька» краткое содежание для читательского дневника

  1. Наташа находит за веником домовенка Кузьку и селит его в своем ящике с игрушкам
  2. Когда-то давно, Кузька оказался после пожара вместе с волшебным сундучком в лесу и познакомился с лешими.
  3. Но потом он попал к бабе Яге в домик хорошего настроения и баба Яга окружила Кузьку заботами
  4. Баба-яга балует Кузьку и у того портится характер, он становится ленивым и грубым.
  5. Лешик и Кузька бегут от бабы-яги, но кикиморы отнимают у них волшебный сундучок, и никто не может помочь вернуть его, кроме лисы.
  6. Домовёнок остался жить в комнате Наташи, герои подружились и во всём друг другу помогали, а к нему в гости приходит домовенок Вуколочка и маленький водяной.

Краткий пересказ

Александрова Домовенок Кузька краткое содержаниеСемья Наташи только что переехала в новый дом. Пока родители переносили вещи, Наташа убиралась в новой квартире.

Услыхав, как кто-то громко чихает, Наташа отодвинула веник и вдруг увидела крошечное существо в красной рубашке.  Они познакомились и вскоре девочка узнала, что незнакомца зовут Кузькой и он живет целых семь веков.

Девочка ухаживает за домовенком: купает его, кормит печеньем, а затем он сам находит себе удобное место для проживания. Домик он себе устроил в ящике с игрушками, в комнате Наташи.

Наташа знакомит Кузю с плитой, ванной, мылом, батареей отопления, холодильником, пирожными и, даже, самолетом за окнами дома. В ответ домовенок сыплет русским фольклором, перемежая разговор прибаутками, присказками и забытыми русскими словами. Но самая большая тайна домового в его чудесном сундуке. Стоит положить туда картинку, созданную человеком, и произнести волшебные слова, как поведает сундучок подлинную и удивительную историю о том, кто или что на картинке. После многих попыток Наташе удается нарисовать Кузин портрет «как в зеркале», его помещают в сундучок, и сказка сказывается.
Из этого повествования мы узнаем всю историю жизни Кузьки. От детства, проведенного в деревенской избе под печкой, до попадания в квартиру Наташи.

Оказывается, полтора века назад он вместе с другими домовятами жил в доме, пока не случился  пожар. Дед Папила спас все домовят, а Кузька сбежал вместе с сундучком, который дед велел беречь.

В лесу Кузька кзнал от новых друзей своих, леших, тайны и праздники, законы и беды их жизни. Домовенок Кузя подружился с Лешиком, внуком главного лешего. Возраст Лешика был почтенный — аж пять веков, а затем лесовик знакомит Кузьку с дедом Диадохом.

Лесной житель решил помочь домовенку отыскать родную деревеньку, да только простудился и заболел Кузя. Проболел до поздней осени, , а дед его лечил травами и корой. Осенью лешим в спячку пора. Успел Лешик поселить друга на зиму к Бабе-Яге.
Странная это была бабушка. Когда добрая — в доброй избе жила, холила да лелеяла Кузю, кормила да обхаживала. А как злой становилась — улетала в злую избу. Туда Лешик велел Кузе не соваться — съест. Прожив зиму у Яги, катаясь как сыр в масле, растолстел и обленился домовенок, про поиски свои забыл, стал угрюмым и грубым. Только, проснувшийся по весне, друг Лешик понял, что пора спасать Кузю.

Принес Лешик из леса сундучок, что у старого лешего в норе зиму хранился, думал выманить им лентяя из кровати. Да только и Бабе-Яге сундучок нужен был — хранил он неведомую ей тайну. А как не могла старая открыть диковину, как стала крушить да жечь Кузино сокровище, очнулся домовенок от спячки и сбежал.

Шли Лешик и домовенок через болото, да от Бабы-яги прятались. Живущие там кикиморы от злости да глупости, скуки да вредности отняли у домовенка сундучок. Не испугались зеленые даже разбуженного добрыми русалками Водяного. Висеть бы сундучку на коряге среди болота, да звери лесные, медведь и лиса, помогли злыдней обхитрить.

Получив свою шкатулку назад, Кузька на прощание хочет позабавить домовой лесной народ сказкой из чудесного сундука, да никто кроме людей картинки понятные создавать не умеет.

Нашел в лесу Лешика и Кузьку дед Диадох, вывел их на полянку, а затем Кузька в корыте поплыл к родному дому. Только дом был другой, но домовенок туда зашел, а затем девочку Настю встретил, которая оказалась его прабабушкой.

Наташа выслушала историю Кузьки, а затем увидела, что в её дом пожаловали еще двое домовых, один из них Вуколочкой оказался. А в аквариуме поселился крохотный водяной, которого Вуколочка принес.

  • План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение
  • План рассказа про золотую рыбку
  • План рассказа про илью муромца 4 класс
  • План рассказа приемыш мамин сибиряк 4 класс
  • План рассказа приключения тома сойера