План рассказа про толстого

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация по литературному чтениюл.н.толстой филипок.2 класс описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: речевая

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)

Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Речевая разминка Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Под горой у

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Научитесь читать скороговорку как можно быстрее.
    Под горой у сосновой опушки
    Жили-были четыре старушки.
    Жили-были четыре старушки,
    Все четыре большие болтушки.

  • 2 слайд

    Речевая разминкаПроизнеси сначала медленно, потом быстроРасскажите про покуп

    Описание слайда:

    Речевая разминка
    Произнеси сначала медленно, потом быстро
    Расскажите про покупки
    Про какие про покупки?
    Про покупки про покупки,
    Про покупочки свои.

  • 3 слайд

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить100

    Описание слайда:

    Отгадав ребус, узнаете фамилию писателя, о котором мы сегодня будем говорить
    100

  • 4 слайд

    граф крестьянские дети школа «Азбука»Лев Николаевич Толстой 1828 – 1910

    Описание слайда:

    граф
    крестьянские дети
    школа
    «Азбука»
    Лев Николаевич Толстой
    1828 – 1910

  • 5 слайд

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился

    Описание слайда:

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910), прозаик, драматург, публицист. Родился 9 сентября (по старому стилю 28 августа) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

  • 6 слайд

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьян

    Описание слайда:

    Он изучает педагогику и в 1859 г. Открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, затем помогает открыть ещё более 20 школ в окрестных деревнях.

  • 7 слайд

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как

    Описание слайда:

    В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Определённой программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли успешно. Их вёл сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей. Он же сам пишет «Азбуку» для обучения детей чтению.

  • 8 слайд

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ,

    Описание слайда:

    Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Ясной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ?
    — Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. .., а на с. …рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ.

  • 9 слайд

    Лев Николаевич ТолстойФилипок

    Описание слайда:

    Лев Николаевич Толстой
    Филипок

  • 10 слайд

    Первичное чтение и словарная работа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Парал

    Описание слайда:

    Первичное чтение и словарная работа
    (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.)
    Поденный — относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата).
    Слобода — большое село, деревня.
    Постреленок — непоседа, шалун.
    Сенцы, сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый — шустрый, смелый.

  • 11 слайд

    План рассказа про толстого

  • 12 слайд

    План рассказа про толстого

  • 13 слайд

    Обсуждение рассказа — С чего начинается рассказ? — Почему Филипок не ходил

    Описание слайда:

    Обсуждение рассказа
    — С чего начинается рассказ?
    — Почему Филипок не ходил с ребятами в школу?
    — Что приключилось с мальчиком по дороге?
    — Как развивались события в школе?
    — Как мальчик начал складывать свое имя?
    — Чем закончился рассказ?

  • 14 слайд

    Повторное чтение (Рассказ читают учащиеся.)

    Описание слайда:

    Повторное чтение
    (Рассказ читают учащиеся.)

  • 15 слайд

    Что вы узнали о Филипке в самом начале? - Почему он остался дома? - Где были

    Описание слайда:

    Что вы узнали о Филипке в самом начале?
    — Почему он остался дома? — Где были родители?
    Подённая работа — работа, которая оплачивается по отработанным дням.
    — Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.
    — Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую?

  • 16 слайд

    - Кто же помог Филипку? - Как он назвал Филипка? Пострелёнок - озорник, сор

    Описание слайда:

    — Кто же помог Филипку?
    — Как он назвал Филипка?
    Пострелёнок — озорник, сорванец.
    — Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?
    Полы — нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
    Во весь дух — очень быстро.
    — Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? — Почему? — Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

    — Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

  • 17 слайд

    Друзья познаются в беде.Грамоте учиться –всегда пригодится.Пословицы

    Описание слайда:

    Друзья познаются в беде.
    Грамоте учиться –всегда пригодится.
    Пословицы

  • 18 слайд

    Слобода - сторона, улица. - Прочитайте, далеко ли была школа? - Что случило

    Описание слайда:

    Слобода — сторона, улица.
    — Прочитайте, далеко ли была школа?
    — Что случилось по дороге в школу?
    — Почему собаки залаяли?
    — Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?
    — Подумайте, что было дальше?
    — А как поступили бы вы?
    — Узнаем, как поступил Филипок.

  • 19 слайд

    - Как же Филипок всё-таки решился войти в школу? - Что он сделал, когда вошёл

    Описание слайда:

    — Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?
    — Что он сделал, когда вошёл? — Почему? О чём это говорит?
    Сенцы — помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    — Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)
    Немой- лишённый способности говорить.
    — Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.
    — А почему же он заплакал?

  • 20 слайд

    - Кто поддержал Филипка?) - Что они рассказали о Филипке? Прочитайте. Украдк

    Описание слайда:

    — Кто поддержал Филипка?)
    — Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.
    Украдкой — скрытно, незаметно от других.

    — Когда же осмелел Филипок?
    — А за что похвалил?
    — Как о себе говорит Филипок?

    Бедовый — ловкий, сообразительный.
    Страсть какой — очень.
    — Зачем он так сказал учителю?

  • 21 слайд

    храбрость доброта трудолюбие решительность

    Описание слайда:

    храбрость

    доброта

    трудолюбие

    решительность

  • 22 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность

  • 23 слайд

    Составление плана рассказа — Перед вами искаженный план текста. Восстановите

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    — Перед вами искаженный план текста. Восстановите его.
    1. Опасная часть дороги в школу.
    2. Знакомая дорога.
    3. «Ты погоди хвалиться…»
    4. Филипок отправляется в школу.
    5. Встреча с учителем.
    6. Скучно дома.
    7. Раздумья на пороге школы.
    8. Филипок в классе.

  • 24 слайд

    Составление плана рассказа (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

    Описание слайда:

    Составление плана рассказа
    (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.)

  • 25 слайд

    физкультминуткадля глаз

    Описание слайда:

    физкультминутка
    для глаз

  • 26 слайд

    План рассказа про толстого

  • 27 слайд

    План рассказа про толстого

  • 28 слайд

    А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В сторону, вперёд, назад

    Описание слайда:

    А теперь, ребята, встали!
    Быстро руки вверх подняли,
    В сторону, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево,
    Тихо сели, вновь за дело.

  • 29 слайд

    Работа над пересказом— Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени

    Описание слайда:

    Работа над пересказом

    — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут?
    — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.)

  • 30 слайд

    Работа с пословицами в парах. — Откройте учебник на с. 124, выполните зада

    Описание слайда:

    Работа с пословицами в парах.

    — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10.

  • 31 слайд

    храбрость – доброта – трудолюбие – решительность -трусостьзлостьленьнеув

    Описание слайда:

    храбрость –

    доброта –

    трудолюбие –

    решительность —
    трусость
    злость
    лень
    неуверенность
    хвастливость

  • 32 слайд

    План рассказа про толстого

  • 33 слайд

    План рассказа про толстого

  • 34 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 35 слайд

    Тест по рассказу Проверим, внимательно ли вы читали. 1С кем Филипок остался

    Описание слайда:

    Тест по рассказу
    Проверим, внимательно ли вы читали.
    1С кем Филипок остался дома?
    а) с братом;
    б) с дедушкой;
    в) с бабушкой.
    2. Почему мальчик по дороге упал?
    а) испугался;
    б) споткнулся’,
    в) уронила собака.
    3. Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся?
    а) что учитель прогонит,
    б) что учитель заставит учиться;
    в) что ребята будут смеяться.
    4. Какое задание учитель дал Филипку?
    а) решить задачу;
    б) написать свое имя;
    в) сложить свое имя.
    5.Кто учил мальчика читать?
    а) мама;
    б) Костюшка’,
    в) друг.

  • 36 слайд

    Итог урока - С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились? - Что нового,

    Описание слайда:

    Итог урока

    — С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
    — Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
    — Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

  • 37 слайд

    Домашнее задание Пересказать рассказ Л.Н. Толстого «Филипок» Пересказ

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»

    Пересказать рассказ
    Л.Н. Толстого «Филипок»
    от лица самого героя.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Речевая разминкаПроверка домашнего задания Работа по теме урока Физкультминутка Закрепление изученного Научитесь читать скороговорку как можно быстрее. Расскажите о своей семье. На прошлом уроке вы познакомились с биографией Л.Н. Толстого. А что вам особенно запомнилось? (Выска зывания детей.) Лев Николаевич создал школу для крестьянских детей в Яс ной Поляне. И рассказ, который мы сегодня прочитаем, с этим связан. Уточните, о чем будет рассказ? (О школе для крестьянских детей.) Узнайте, верно ли вы ответили. Прочитайте название рассказа на с. 112, а на с. 115 рассмотрите иллюстрацию. Предположите конкретнее, о чем рассказ. (Дается время на обдумывание задания и высказывание предположений.) Ну что ж, проверим ваши предположения. Пришло время познакомиться с рассказом. С чего начинается рассказ? Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Что приключилось с мальчиком по дороге? Как развивались события в школе? Как мальчик начал складывать свое имя? Чем закончился рассказ? Проверим, внимательно ли вы читали. Под горой у сосновой опушки Жили-были четыре старушки. Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки. Введение в тему Первичное чтение и словарная работа Обсуждение рассказа (Рассказ читают учитель и учащиеся. Параллельно ведется словарная работа — с устаревшими словами.) Поденный- относящийся к счету, учету или расчету по дням (,поденная работа, плата). Слобода- большое село, деревня. Постреленок— непоседа, шалун. Сенцы, сени— в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом. Бедовый— шустрый, смелый. Повторное чтение Тест по рассказу (Рассказ читают учащиеся.) Составление плана рассказа — Перед вами искаженный (перестроенный) план текста. Восстановите его. (Ученики работают самостоятельно.) 1. Опасная часть дороги в школу. 2. Знакомая дорога. 3.«Ты погоди хвалиться…» 4. Филипок отправляется в школу. 5.Встреча с учителем. 6.Скучно дома. 7. Раздумья на пороге школы. 8.Филипок в классе. (Ответ. 6, 4, 2, 1, 7, 8, 5, 3.) Работа над пересказом — Сейчас мы будем учиться пересказывать текст от имени главного героя. Как его зовут? (Филипок.) — Какие слова мы будем употреблять при пересказе вместо слов «мальчик», «Филипок», «он»? (Я, мне, меня.) (Дети выполняют задание.) 2. Работа с пословицами — Откройте учебник на с. 124, выполните задание 10. (Дети работают в парах. Читают пословицы, вспоминают при¬меры из жизни, когда можно их употребить.) С кем Филипок остался дома? Почему мальчик по дороге упал? Почему он долго стоял на крыльце школы, чего боялся? Какое задание учитель дал Филипку? Кто учил мальчика читать? а) с братом; б) с дедушкой; в) с бабушкой. а) испугался; б) споткнулся’, в) уронила собака. а) что учитель прогонит, б) что учитель заставит учиться; в) что ребята будут смеяться. а) решить задачу; б) написать свое имя; в) сложить свое имя. а) мама; б) Костюшка’, в) друг.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Филипок.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Котёнок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Стрекоза и муравей».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по теме «Сказки А.С. Пушкина». Викторина по сказкам поэта.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Сравнение литературной и народной сказок.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное 
Учреждение

« Средняя  общеобразовательная  Монаковская  школа »

У Р О К Ч Т Е Н И ЯПО РАССКАЗУ Л.ТОЛСТОГО

                                                    
                  Котенева  Лариса  Васильевна

                                                                     
 учитель начальных классов    

с. Монаково

ТЕМА. Л. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»

ЦЕЛИ: углубить
знания о творчестве Л. Н.Толстого;

              расширить представления о жизни  животных;

              развивать речь и логическое мышление учащихся;

              продолжить работу над выразительностью чтения;

 воспитывать доброе отношение к животным, учить
понимать

 чужую  боль.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Л.Н.Толстого, на доске записаны: цитата
«Маленький Толстой был очень чувствителен – когда он слушал печальные истории
или видел, например, убитую птичку, то плакал и его за это звали «Лева-рева»;
афоризмы: «Спешите делать добрые дела», «Тот, кто не имеет сострадания,
жесток»; картинки с изображениями льва, собачки, словарик (Доброта –
отзывчивость, стремление делать добро другим. Сострадание- жалость,
сочувствие), сердца разного размера, рассказы Л.Толстого о животных.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— Прозвенел звонок на наш открытый урок. Доброе утро, дети! Доброе
утро, гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несет вам радость общения,
наполнит наши сердца благородными чувствами.

II. УПАРЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТРАБОТКУ
ПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРАВИЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

УПРАЖНЕНИЯ ЗАРАНЕЕ НАПИСАНЫ НА ДОСКЕ. ДЕТИ ЧИТАЮТ
ХОРОМ.

1.    
Чтение слов с
закрытым слогом с четким проговариванием:

кот – рот – вот

    день – пень – тень

   лось – нос – вез

2.    
  Чтение цитаты
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»

3.    
Чтение слов слева
направо, и наоборот

  как  коп  шелк

 дед  боб  шорох

4.    
Чтение
стихотворения (первый раз «про себя», второй – вслух, выразительно)

— Подумайте, каким тоном будем читать стихотворение? (Грустно,
печально)

Бедная собака – бросили ее.

Старая собака – где ее жилье?

Злой хозяин, вредный, выгнал за порог!

Перед нею, бедной, нет уже дорог.

— В последнее время на улицах городов и сел бродят бездомные собаки.
Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до
озлобления и отчаяния. Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о
них?

Дети рассказывают о своих младших друзьях.

А
знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живет рядом с человеком? Это первое
прирученное им животное. А кто из вас был в зоопарке? Кто видел льва? Что вы
можете о нем рассказать?

Дети рассказывают о том, что лев – крупное хищное
животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у
самцов. Длина тела достигает 2м 40см, вес более 230кг.

— Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него
необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними
животными, когда они слышат это могуче рычание. В зоопарке они доживают до 50
лет.

III. ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

1.    
Обмен впечатлениями

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Льва Николаевича
Толстого, потому я вновь говорю: «Здравствуйте, замечательный русский писатель
Лев Николаевич Толстой!»

А сейчас откройте учебник на с.44. Как называется рассказ?

— О чем нам может рассказать заголовок?

— Читаем слово над заголовком. Что оно означает? (Быль – это было, было
на самом деле)

— История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно в
далеком от берегов России городе Лондоне. Может быть, об этой истории ему
рассказал какой-нибудь моряк, который там бывал. Кто знает. Но дело в том
(зачитываются цитата), что эта черта – сострадание, т.е. умение чувствовать
чужие страдания, сохранилась в нем до конца жизни. В старших классах вы
познакомитесь с романами этого писателя и через его творчество глубже узнаете
его самого.

— Какие чувства рождаются при чтении этого рассказа? В какие моменты
они возникают?

      2. Чтение текста учителем

— Понравился рассказ? Какие у вас впечатления?

— Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?

— Как выглядят животные? (Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят,
что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва.

Наверное, ей одной было плохо, ее часто обижали. Наверное, с ней никто
не гулял, поэтому ее схватили и бросили в клетку. Теперь она ничего не боится,
лев ее защитит)

— Что бы вы подписали под этой  иллюстрацией?

       3. Чтение вслух (два первых абзаца)

— Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?

Затем читают только девочки до слов «…не трогал ее».

— Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со
львом? Подтвердите это словами из текста.

— Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?

Затем читают только мальчики о дружбе животных.

— В чем проявилась забота льва по отношению к собаке?

До конца текст читают хорошо читающие ученики.

— Как вел себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.

— Отчего умер лев?

         4. Чтение «спринт» (дети быстро просматривают глазами текст)

— Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам эту историю?

— Лев Николаевич Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы
хотелось, чтобы вы этому тоже научились.

Учитель читает афоризмы, записанные на доске.

5.    
Чтение-«разведка»
(подготовка к составлению плана)

— На какие три части можно разбить текст этого рассказа? Как озаглавить
каждую часть?

(1-я часть – Встреча в клетке

2-я часть – Дружба животных

3-я часть – Смерть друзей

Выразительное чтение учащимися каждой части.

6.    
Творческое задание

— Если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы
состояться между ними при первой встрече?

— А теперь изобразите эту встречу мимикой и жестами.

     7. Викторина

— Как называются эти рассказы? Что из них мы узнаем.

Первый ученик читает. «Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я
ехал служить на Кавказ, я его велел запереть. На первой станции я хотел уже
садиться на другую лошадь, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то
черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь
дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под
телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая
слюну, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевая дышать,
бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку  на бок и постукивал хвостом о
землю.

       Я узнал потом, что он после меня пробил раму и
выскочил из окна и прямо по моему следу проскакал по дороге так верст 20 в самый
жар.»

Второй ученик. «Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
«Назад!» — и увидели, что скачет охотник, а впереди него две собаки – увидали
котенка и хотят его схватить. А котенок глупый, вместо того чтобы бежать,
присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак,
закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в
одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася
упал животом на котенка и закрыл его от собак.»

Третий ученик. «…свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря,
и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а … подлетел к
гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали
кричать и бросать в … каменьями.

… выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли. … сел на
край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

… устал и не мог лететь на море. Тогда … отлетел от
них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистели и запищали еще жалобнее. Тогда …
вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю.»

IV. ИТОГ УРОКА

— Мы познакомились с
рассказом «Лев и собачка», вспомнили те, что читали раньше. Чтобы вы хотели
сказать автору этих рассказов?

— У нас в классе есть
такие ребята, которые умеют жалеть наших младших бессловесных братьев?
Проявляют чуткость к обиженному? Могли бы защитить их в нужный момент?

— Значит, у этих
детей большое и доброе сердце. Запомните, ребята! «Все доброе на Земле – от
солнца, все хорошее – от человека».

Учащиеся, которых назвали
дети, получают сердце с надписью «Самому доброму и чуткому». С обратной стороны
– «Величие души раскрывается не в великом, а в повседневном».


V. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

— Придумайте свою
концовку рассказа, чтобы она была радостной. Нарисуйте плакат, посвященный
защите животных.

Прозвенел звонок и
закончился наш урок. Всем большое спасибо!

Класс  2                   

УМК
«Школа России»                                  Предмет
:
Литературное чтение

Название
раздела

Русские
писатели

Тема
урока

Л.Толстой
« Правда всего дороже»

Тип
урока

Урок
первичного предъявления новых знаний

Педагогическая
цель

Стимулировать
познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание к произведениям
Л.Н.Толстого

Задачи
урока

Образовательные:

  • Обогащение
    нравственного опыта младших школьников;

Развивающие:

·        
Развивать
устную речь;

·        
Развивать 
дикцию, словарный запас;

  • Развивать
    эмоционально-чувственную сферу;
  • Развитие
    умения обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

·        
Воспитывать
нравственные качества;

·        
Воспитывать
интерес к миру художественной литературы;

·        
Воспитывать
чувство взаимопомощи, умения работать дружно, вместе.

Универсальные

учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:

-создать
содержательные и организованные условия для развития умения анализировать
сравнивать выделять главное;

-содействовать
развитию умения наблюдать исследовать;

-формировать
умения формулировать ответы на вопросы учителя;

-формировать
умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров,
имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о
значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.

Регулятивные:


обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;

-содействовать
развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;

 —
адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера
по поводу качества чтения и правильности ответов.

Комунникативные


содействовать развитию у детей  умению общаться;

-обеспечить
развитие диалогической и монологической речи.

Личностные:

-способствовать
формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе
познавательных интересов, учебных мотивов.

-помочь
учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного
материала, ценность совместной деятельности;

-содействовать
развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в
литературных произведениях.

Формы и
методы  обучения

Формы:
фронтальная,
индивидуальная.

Методы:
словесный,
наглядный, практический

Используемые технологии

ИКТ, технология проблемного обучения,
здоровьесберегающие и современные методы обучения: проблемно – поисковый

Ожидаемый
результат

1.Овладение
навыком слогового чтения, понимание содержания текста;

2.Умение
полно и правильно отвечать на вопросы  по содержанию произведения; 

3.Обогащение
словарного лексического запаса, развитие устной речи  и познавательного
интереса;

4.Умение
давать оценку нравственным  поступкам людей

Образовательные
(цифровые) ресурсы

учебник
“Литературное чтение” 2 класс, ч (автор Л. Ф. Климанова); карточки для индивидуальной,
парной работы , цветные карандаши; презентация к уроку, мультимедиапроектор,
компьютер;

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

                           
                                   Мотивация учебной деятельности

Слайд №1

 Долгожданный
дан звонок

Начинается
урок.

Ум и
сердце в работу вложи,

Каждой
минутой в труде дорожи.


Русская пословица утверждает :

«
Упустишь минуту – потеряешь час».

Я вам
желаю ни упустить, ни одной минутки, чтобы урок прошёл интересно, с пользой
для каждого из вас.

        —
Послушайте высказывание Анатолия Лесных

Книга
учит добро понимать,

О
поступках людей рассуждать.

Коль
плохой, то его осудить,

Ну а
слабый его защитить!

Дети
учатся думать, мечтать,

На
вопросы ответ получать.

Каждый
раз что – нибудь узнают,

Окружающий
мир познают.

-Чему
учат книги? ( Книги учат нас доброте, вежливости. Учат любить своих
родных, беречь природу, учат думать, мечтать.)

Как вы
думаете, так ли это важно уметь читать? (Да, я считаю, что уметь читать –
это очень важно. Из книг узнаём много интересного, поучительного.)

Рассуждают
о том, чему учат книги, о важности умения читать

Делают
установку на  формирование навыка чтения

Актуализация опорных знаний

Слайд
№2

Слайд
№3

Слайд
№4


Чтобы узнать, с каким произведением вам предстоит познакомиться, я предлагаю
поиграть в игру « Третий лишний»

НАЗВАНИЯ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ

« Стрекоза и муравей», « Старый дед и внучек», « Лебедь, рак и щука».


Что лишнее? Почему?

 —
Вспомните,  что такое рассказ? ( Рассказ – это небольшое литературное
произведение в прозе)

(
слово рассказ на доске)

ПОРТРЕТЫ
ПИСАТЕЛЕЙ

Н. Носов, Э. Успенский, Л. Толстой

Портрет
какого писателя лишний? Объясните. ( Л. Толстой – русский писатель, а
остальные  современные детские писатели).  ( Карточка Толстой на доске)

ОБЛОЖКИ
КНИГ

« Филипок», Старый дед и внучек», « Правда всего дороже».


Какая книга  лишняя ? Докажите. ( на доске название рассказа)

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу( зелёный всё
получилось, справился с заданием, жёлтый – были затруднения).

                                        Постановка
темы и  цели урока

Слайд №5

 ( на
доске рассказ  запись: рассказ Л. Толстой « Правда всего дороже»


Сформулируйте тему урока. ( знакомство с рассказом Л. Толстого « Правда всего
дороже»).

 —
Каковы цели этого знакомства? ( узнать героев рассказа, о каком событии
рассказывается , понять чему можем научиться у героев этого рассказа,
выразить своё отношение к герою и его поступку).

— Чтобы
реализовать данные цели, я хотела вам предложить план работы, но его
последовательность была нарушена.

Предлагаю
объединиться в пары и восстановить правильную последовательность работы над
текстом.

Проверка
выполнения работы.

                               
ПЛАН

1.
Прочитать рассказ Л. Толстого» Правда всего дороже»

2.
Осмыслить его содержание с помощью вопросов.

3.Соотнести
содержание текста с реальной жизнью.

4.Выразительное
чтение( по ролям) произведения.

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу

Работа
в  паре

Ответы  детей

Первичное восприятие текста

1.     
 1.Чтение
рассказа  хорошо читающим  ребёнком.


Какое впечатление произвёл рассказ?


Чей поступок особенно понравился? Почему?


За кого переживали?

Прежде,
чем продолжим работу, отдохнём.

Внимательное     слушание текста.

Первичная оценка
поступков героев, впечатления от лите­ратурного произведения.

                                                              
Физминутка

Вторичное восприятие текста  

Слайд
6

Слайд
7

 —
Откройте учебник на стр.  116, прочитайте рассказ « Правда всего дороже».

 — Кто
является главным героем рассказа?

 — Что
случилось с мальчиком, зачитайте.

— Что
обозначает слово нечаянно? ( случайно)

 — Как
поступил мальчик?

 — Как
вы оцениваете поступок мальчика?

 — Легко
ли ему было сказать правду? Подтвердите словами из текста.

Как
вы понимаете значение слова затрясся? ( задрожать, содрогаться всем телом).

 — Почему
дети очень часто боятся отвечать за свои поступки?

Поступки
– наказание

 —
Почему отец не наказал сына?

 —
Значит каким был поступок мальчика? ( честным, смелым, правдивым)

Если поступок
честный, правдивый, смелый, то чаще всего он вызывает  прощение,  доверие и
уважение).

И даже
если наказание остаётся, то оно не страшное и быстро забывается.

— А в
вашей жизни были похожие ситуации?

 — Такие
случаи могут происходить в жизни людей.

 —
Скажите, на какие 2 группы можно разделить поступки?

Давайте вместе попробуем сделать правильный выбор.

 Сейчас
вы будете работать в паре.  На карточке записаны поступки  детей. Те
поступки, которые вы считаете хорошими , честными обозначьте зелёным цветом,
а поступки ,которые вы считаете плохими – красным.


Давайте проверим вашу работу.

 —  А
теперь поможем детям, которые совершили плохие поступки.

Возьмите лист самооценки и оцените свою работу.

ВЫВОД: В
каждом из вас, ребята, есть волшебная сила ваших слов и поступков.
Постарайтесь совершать как можно больше хороших и добрых поступков. Не
бойтесь сказать правду, если где – нибудь оступились.

ПОМНИТЕ,
правда – это покаяние за совершённое действие . И только раскаявшегося
человека можно простить и помочь исправить ошибки.

Самостоятельная

работа.

Ответы
детей.

Словарная
работа.

Приводят
примеры из своей жизни

Работа в
паре.

Определяют
хорошие поступки и плохие

Дают
оценку  поступкам  людей

Слайд
8

Слайд
№9

 
Ребята, посмотрите ещё раз внимательно на рассказ Л. Толстого, как он
записан?

— Что
такое диалог?

 —
Ключевым словом в данном диалоге является слово  ПРАВДА. В словаре Ожегова
можно уточнить значение этого слова.

ПРАВДА –

 — то,
что существует в действительности;

— то,
что соответствует реальному положению вещей.

 —
Многогранными красками играет это слово в русских пословицах и поговорках.
Давайте прочитаем и объясним значение данных пословиц.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. ( правду никогда не
скроешь, не сожжёшь, не утаишь)

Все пройдет — одна правда останется.(всё забывается, а
правда остаётся)

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем мучиться и скрывать)

–Какая из данных
пословиц подходит к рассказу? (К рассказу подходит третья пословица)

2.     
 


Чьи слова есть в диалоге? Чтение по ролям.

Осмысление
пословиц

Выбор
пословицы.

Чьи
слова есть в диалоге.

Итог урока

Слайд
№10

 —
Итак, какая была  главная учебная задача урока? ( Знакомство с рассказом Л.
Толстого ).

 —
Вернёмся к плану и посмотрим все ли пункты плана удалось реализовать?

.

Рефлексия

 Положите
оценочный лист и поведите итог своей работы. Если у вас больше кружков
зелёного цвета, закрасьте зелёным, если больше жёлтого, закрасьте – жёлтым.

 
Ваши правдивые результаты помогут склеить разбитую чашку. Возьмите осколочек
того цвета, каким закрасили последний кружок.

 
Пить из разбитой чашки нельзя, но можно посадить красивый цветок, и она ещё
долго будет нас  радовать.

Д/з
с 116 прочитать рассказ по ролям.

Прикрепляют
на доске.

Толстой «Котёнок» Какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс?

1 Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

Толстой Котёнок Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс

2 Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

3 Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера

Чуть не случилась беда!

Нашлась, да не одна, а с котятами!

Кошка пропала

На прогулке с котёнком

4 К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

5 Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.

Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать. Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями. Полностью соответствует содержанию. Эмоциональный рассказ. Выражено своё отношение к происходящему. Не нарушена логика.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Толстой «Котенок» стр. 39 — 40

4

Corelpainter

Ответы (10):

Share

3

Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.

Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.

Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:

План рассказа про толстого

Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:

8d14b6e175c7e2575a74ad7df0e1cf51

Выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася и Катя, Весной, пропала, искали везде.
  2. Тонкие голоса, крыша амбара, чудесные котята
  3. Играть на дороге, солома, щавель, забыли
  4. Испугалась, закричала, побежала, упал животом, охотник, отогнал.

Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.

Share

8

1)Рассмотрим все иллюстрации. На них мальчик и девочка заинтересованно смотрят на кошку с котятами. Катюша молоко для кошки-мамы принесла. И довольные ребята поят животных. Потом уже другая ситуация на второй картинке. Ребята прихватили котёночка с собой. На иллюстрации №3 одинокий брошенный котёнок оказался в смертельно опасной ситуации. И на четвёртой видим, как малыша, к счастью, спасли. Мальчик Вася это сделал.

2)Иллюстрацию №1 можно назвать такими словами из текста.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

А вот второй рисунок, к которому можно подобрать следующее название:

d92728288a45865e5736567301e2a015

На третьей иллюстрации вот что происходит:

685b1bf93aaab54e7a82edb717602b43

На четвёртой картинке

fafd4716b99e0e9fd478ad4622756747

3)План должен иметь такую последовательность: 4,2,1,3.

4)Ключевыми (опорными) словами могут быть следующие:

ad1ae870a6d35f2c26611589dcf370d6

5)Передать содержание эпизодов рассказика близко к тексту, то бишь пересказать, нужно самостоятельно, это сделать просто.

Share

8

1-2.) Прочитав рассказ и внимательно просмотрев картинки, можно сделать вот такие к ним подписи словами из текста рассказа, которые как раз и рассказывают, что на этих картинках изображено:

План рассказа про толстого

3.) В задании нам дается вот такой план (пронумеруем его пункты, чтобы было понятнее):

507781830b46725e38670171ed0a790e

Но этот план не правильный, он не отражает правильной последовательности событий в рассказе, надо расставить пункты плана вот так:

ec487f777bd7060c2f02bfa1f7f08313

4.) Теперь выписываем опорные слова из рассказа к каждому из этих четырех пунктов плана.

  1. брат, сестра, кошка, весной, амбар;
  2. котята, молоко;
  3. котенок, солома, ветер, щавель, собаки;
  4. Вася, собаки, охотник, домой.

Share

3

После того, как прочитали интересный рассказ «Котенок» Толстого, постараемся ответить на вопросы к рассказу.

План рассказа про толстого

В учебнике даны четыре иллюстрации. Рассмотрим каждую из них и опишем, что на ней изображено.

На первой иллюстрации мы видим, как дети нашли кошку с котятами. Катя принесла молока, ребята поят кошку молоком.

На второй мы видим, что дети пришли в поле. Они взяли котенка, которого оставили себе, с собой на дорогу.

На третьей иллюстрации мы можем видеть, как собаки увидели беззащитного котенка. Они хотят схватить его.

На последней картинке изображено спасение котенка. Вася подбежал к котенку и схватил его, защищая от собак.

Можно сделать следующие записи к рисункам:

Первый рисунок.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

Второй рисунок.

52ba52720c4e8ac94472e74cece1d21e

Третий рисунок.

434c2fcac3b3b7fa3aa131e96cb9982a

Третий рисунок.

d356d35e8142b690f823ee8cee966e3d

Расставим правильную последовательность:

ead90872157494dc987a0022ee66e1b9

Далее выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася, Катя. Кошка, пропажа.
  2. Амбар. Находка, кошка, котята, молоко.
  3. Дорога, солома, котенок, игра.
  4. Охотник, собаки, опасность, спасение, защита.

Дальше можно самостоятельно подготовить пересказ. Рассказ короткий и интересный, пересказать его будет несложно.

Share

3

Чтобы ответить на вопросы задания по литературному чтению к рассказу Толстого «Котенок», нужно внимательно рассмотреть рисунки.

Прочитав рассказ, мы уже точно знаем последовательность событий и можем разместить картинки в правильном порядке.

Верхнюю левую картинку подпишем: Катя … достала молока и принесла кошке.

Нижнюю левую подпишем так: «котенок играл с соломой».

Верхнюю правую подпишем: «впереди него две собаки».

Нижнюю правую подписываем таким образом: «Вася упал животом на котенка».


Расставим правильную последовательность событий рассказа:

  • Чуть не случилась беда! — 4
  • Нашлась, да не одна, а с котятами! — 2
  • Кошка пропала — 1
  • На прогулке с котёнком — 3

Опорные слова по пунктам плана:

1.Вася и его сестра Катя, пропажа, кошка.

2.Нашлась, котята, молоко.

3.Солома, котенок, прогулка.

4.Охотник, охотничьи собаки, угроза котенку, спасение, смелость.

План рассказа про толстого

Готовим пересказ эпизода самостоятельно.

Share

2

Ответим на вопросы к заданию.

aba847d0606d5194cb892b39694f9cc0

На картинке слева вверху мы видим, как девочка Катя пожалела кошку с котятами, сбегала быстро домой и дала кошке молока. На картинке справа вверху изображена драматическая сцена: впереди всадника бегут две гончии собаки, которые во-вот разорвут маленького котенка. На картинке слева внизу можно увидеть, как дети наблюдают за играющим котенком. На картинке справа внизу Вася совершает героический поступок, закрывая своим телом котенка от собак.

  1. Сделаем подписи к предложенным рисункам.

План рассказа про толстого

51220aecab56c426e60d50bf891a2a76

Расставим точно цифры к предложенным надписям:

f216245995d814932dc068483de4e930

  1. Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

bcf7a6d754292c4b752d022d42bc6801

Отвечаем на следующий вопрос задания.

60d638ce0d22c64a6556bbc6c860a65d

Наиболее яркий эпизод в этом рассказе такой. Когда охотник и собаки приблизились к котенку, мальчик Вася не растерялся и закрыл собой котенка на дороге. Это был мужественный поступок, достойный уважения.

Share

2

Перед нами четыре картинки, иллюстрирующие рассказ.

Первая ( верхний левый угол ): дети нашля котенка, дали ему молока, играют с малышом.

Вторая ( под первой ): дети взяли с собой найденыша на прогулку, котенок играет в соломе.

Третья ( верхний правый угол ): по дороге на коне скачет охотник с охотничьими собаками.

Четвертая ( под третьей ): мальчик животом упал на котенка и закрыл его собой от собак.


Пункты плана для рассказа Льва Николаевича Толстого расположены в неправильном порядке. Должно быть так:

  1. Кошка пропала. ( Исчезла домашняя кошка )
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами! ( Кошка родила котят в укромном уголке )
  3. На прогулке с котёнком. ( Ребята стали брать котенка с собой гулять )
  4. Чуть не случилась беда! ( Охотничьи собаки чуть не разорвали беспомощного малыша )

К каждому из пунктов плана можно подобрать опорные слова:

b552fd4190248de4fec1fa5902f25713

Share

2

  • На первой картинке мы видим, как ребята кормят котенка.

На второй картинке мы видим как дети отпустили котенка погулять в поле.

На третьей картинке мы видим, как охотничьи собаки бегут прямо на котенка.

На четвертой картинке мы видим как мальчик спасает котенка.

  • Сделать подписи к картинкам можно следующим образом:

    План рассказа про толстого

  • Последовательность будет такая:

    1. Чуть не случилась беда!
    2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
    3. Кошка пропала
    4. На прогулке с котёнком
  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Первое: брат и сестра, игра, амбар,

Второе: молоко, пять, котенок,

Третье: пошли играть, солома,

Четвертое: собаки, охотник, испугалась, пал животом.

Share

1

Сделаем задание, ответим на вопросы по Толстому «Котенок». Это небольшой детский рассказ.

1) Рассмотрим картинку. Дети дают поесть котенку; котенок играет; охотник с собаками; Вася и котенок.

2) Подпишем картинки, согласно фразам из произведения по сюжету.

7c0bbc617c8aba988da94eccb032d261

3) Последовательность плана следующая:

3c3cfd689157dde443cf4089ff261313

4) Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

• Весна, поиски, Катя, Вася, находить

• находка, котята, пятеро, чудесный

• отправились, дорога, прогулка, котенок

• охотник, собаки, скачка, закрыл, Вася

5) Выбрать любой эпизод из текста, чтобы пересказать. Передать, используя опорные слова.

У Васи и Кати весной потерялась кошка, она не находилась, а когда обнаружила себя, то была не одна, а с котятами.

Share

1

Ответим на вопросы по рассказу «Котенок»:

1.Рассмотрим картинки. На первой картинке мы видим как дети кормят молоком котенка. Потом котенок игрался соломой, а дети смеялись. На третьем рисунке мы видим двух больших собак и охотника. На четвертом рисунке Вася падает на живот и защищает котенка.

План рассказа про толстого

2.План сделан неверно, правильная последовательность должна быть такая:

План рассказа про толстого

3.Напишем такие опорные слова:

Вася и Катя — пропажа, кошка, ребята.

Нашлась — кошка, котята, молоко.

Котенок играется — солома, веселится, смеются.

Охотник — собаки, страх, испуг, котенок.

Подготовим пересказ по эпизодам самостоятельно.

План сочинения «Жилин и Костылин в рассказе Л.Н.Толстого Кавказский пленник»:

1. Вступление.
2. Общее у Жилина и Костылина.
3. Различие персонажей.
3.1. Портрет.
3.2. «Говорящая» фамилия.
3.3. Поведение во время нападения татар.
3.4. Поведение в плену.
3.5. Занятия в плену.
3.6. Мнение татар о пленных.
3.7. Как проявляется характер офицеров при подготовке и во время побега.
4. Жилин – истинный герой, достойный подражания.

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» не только о войне. Это произведение о нравственном выборе и характере человека. Автор раскрывает нам, читателям, свое представление о том, каким должен быть человек.

Главные герои рассказа – офицеры русской армии Жилин и Костылин. Между ними много общего: оба служат в одном полку на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен, оба пишут письмо, чтобы прислали выкуп, оба участвуют в побеге. Казалось бы, события, происходящие с героями, одинаковые, но Толстой показывает, насколько по-разному они проявляют себя при этом.

Автор дает портретную характеристику каждого героя. «Жилин хоть не велик ростом, а удал был». Удалой – значит смелый и отважный человек. «Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет». Этот персонаж предстает перед нами как физически слабый человек. С помощью нелестных эпитетов с самого начала повествования Толстой вызывает у нас негативное отношение к нему.

Но по одной внешности нельзя судить о внутренних качествах человека. Поэтому автор наделяет героев «говорящими» фамилиями. Так фамилия Жилин ассоциируется со словами «жила, жилистый, двужильный». Так можно сказать о крепком, выносливом человеке. В основе фамилии Костылин лежит слово «костыль» — палка-опора для хромых и безногих. Костылин предстает человеком, нуждающимся в опоре, поддержке, слабым не только внешне, но и внутренне, то есть безвольном. Приемом «говорящих» фамилий Толстой не только дает характеристики персонажам, но и подчеркивает свое авторское отношение к ним.

Для характеристики героев в эпизодах своего рассказа Толстой использует еще один прием. Это прием антитезы, то есть прием контраста, противопоставления характеров и образов. Так во время нападения татар поведение офицеров совершенно разное. Для Жилина характерна решительность, смелость. Он способен противостоять врагу. Это человек не из робкого десятка. Костылин же – его полная противоположность: трус и предатель. Он нарушает уговор не разъезжаться, оставляет товарища без ружья, сбегает, ведет себя так, как не подобает вести себя офицеру русской армии.

По-разному ведут себя герои в татарском плену. Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать, зная, что ей негде взять деньги. Он проявляет себя как заботливый, любящий сын, Жилин не падает духом, надеется только на себя, верит в собственные силы, в удачу, активно ищет выход из создавшейся ситуации, проявляет смелость. «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Внутреннее состояние Костылина в плену совсем иное. Он очень подавлен, ничего не хочет предпринимать, не борется и пассивно подчиняется обстоятельствам. Костылин верит только в выкуп, поэтому, не торгуясь, соглашается на него. Он уверен, что родственники обязаны его выкупить.

Жилин – деятельный человек. Он и в плену не сидит без дела, рукодельничает, учится понимать местный язык, проявляет смекалку и находчивость, изучает местность, высматривая как бы ему устроить побег. А в это время Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».

Жилин не озлобляется в плену, понимая, что мирные жители татарского аула ему не враги. Он делает игрушки для детей, среди взрослого населения слывет мастером. «Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы». Горцы уважают его за умелые руки и мужество. Его хвалят: «Джигит», то есть молодец. Костылин ничем себя перед местными жителями не проявляет. О нем говорят, что он «мирный».

Зная, что помощи ждать неоткуда, Жилин, не жалея сил, готовится к побегу: прокапывает под стеной дыру, ждет удобного момента для осуществления задуманного. Костылин видит, как трудно дается подкоп, но даже и не пытается чем-либо помочь. Он не верит в возможность освобождения собственными силами, соглашается принять участие в побеге лишь под натиском уговоров Жилина. Различно ведут себя герои и во время побега. Жилин, не смотря на израненные об камни ноги, выглядит бодро, идет бойко. Костылин отстает, охает, ноет. Он обуза для своего товарища. Но Жилин подбадривает, утешает его. Его нравственные принципы, честь русского офицера не дают ему бросить раскисшего от усталости товарища, хотя тот ведет себя очень эгоистично. Он не думает о Жилине, о том, что из-за своей нерасторопности, небрежности, неосторожности побег может сорваться. Костылин погружен только в себя, в собственную боль. Он настолько малодушен, что ради спасения не хочет потерпеть, криком выдает не только себя, но и Жилина, срывает побег. Оказавшись в плену второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и снова бежит, уже удачно. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Жизнь человека, его судьба всецело зависят только от него самого, от его поведения в той или иной ситуации. Не будь пассивен, имей активную жизненную позицию, не предавай, не сдавайся ни при каких обстоятельствах, не будь слюнтяем и нюней, ищи хорошее в людях, будь к ним добр и отзывчив – вот чему учит рассказ «Кавказский пленник». Прошло уже около 150 лет с момента опубликования рассказа, но и сейчас мысли, заложенные Тургеневым в произведении, остаются актуальными. Иван Жилин – по-прежнему истинный герой, достойный подражания. Можно только восхищаться его честностью, волей и мужеством. Называя свой рассказ «Кавказский пленник», Толстой имел в виду именно этого персонажа.

  • План рассказа пушкина станционный смотритель
  • План рассказа про ломоносова
  • План рассказа про маму 2 класс
  • План рассказа пять веков
  • План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение