План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Тема. л.н.толстой котенок. цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами л.н. толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логиче­ское мьшление, творческие способности; совершенствовать техни­ку чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся восприни­мать на слух художественные произведения; соотносить смысл по­словицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) — С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)

— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей ……………

— К каким рассказам подходят эти пословицы

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”

Грамоте учиться – всегда пригодится.

б) Организация работы в парах

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)

— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»

— Начнём с речевой разминки .

— Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

2. Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

— Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

Амбар

стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Солома

травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Щавель

очень быстро

Подле

около

Что было духу

строение для хранения зерна, муки.

3. Поэтапное чтение рассказа.

  • Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А

Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

  • Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где

вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с

ним.

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

  • Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад!

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

  • Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину

и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася

что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки

хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал

его с собой в поле.

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего

котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в

нашем случае как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя

столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно

во все времена …)

V. Закрепление изученного материала

1.Работа над выразительностью речи.

— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

( радостно)

— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

2. Составление характеристики героя.

— Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.

— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

— А когда нашли?

— Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?

— Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

— Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.

— Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

— Как вы думаете, что пережил Вася?

А кто виноват, что котенок попал в беду?

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

3.Работа в парах.

На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.

— Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.

4. Работа в группах.

— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План рассказа

1. Кошка пропала.

2. Нашлась, да не одна, а с котятами!

3. На прогулке с котенком.

4. Чуть не случилась беда!

— Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?

5. Работа с иллюстрацией.

— Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

— Найдите это место в тексте и прочитайте.

— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.

— Определите главную мысль каждой части.

VI. Итог урока.

— Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.

( «Жизнь дана на добрые дела» )

— Как вы понимаете смысл пословицы?

VII. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

VIII.Домашнее задание

Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.

1. Организационный момент

Цель:
обеспечить включение в деловой ритм

2. Отработка техники чтения

3. Проверка домашнего задания

4. Подготовка к восприятию

а) задание: подберите слова, противоположные по
смыслу.

Слайд 2

б) беседа о любви к живой природе

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

5. Работа над новым материалом

Чтение рассказа учителем.

Обмен впечатлениями.

Беседа по содержанию.

Работа в парах

Физкультминутка.

Словарная работа.

Слайд 8

Работа в малых группах.

Составление плана для пересказа.

Слайд 9

Беседа о красоте живой природы.

Итог урока.

Домашнее задание:

 – Добрый день, дорогие
ребята. Начинаем урок литературного чтения.

Каждый день – всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

– Для работы нам нужен помощник – наш язычок.
Давайте подготовим его к работе.
Давайте попробуем надуть воздушный шарик, и
вдруг он у нас сдувается на (1, 2), (1, 2, 3).
–  Какого цвета воздушный шарик?
– Молодцы! Посмотрите на экран. Как связаны
картинки с домашней работой?
– Прочитайте, кто какие загадки о животных
приготовил.
– Спасибо. Молодцы.
– Посмотрите на экран. Подберите слова,
противоположные по смыслу.

Глупый – умный
Слабый – сильный
Лживый – честный
Плохой – хороший

– Может ли человек быть только хорошим или
только плохим? (Да, есть люди добрые и честные, а
бывают жадные и жестокие)

 – В каждом человеке есть две половинки:
белая и чёрная, важно только, какую человек
откроет больше  в себе.
– Обратимся к словам А. Л. Барто: «Я сорвал цветок
– и он завял, я поймал жука – и он умер на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно
только сердцем».
– Что значит, «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит
радоваться всему живому, улыбаться бабочкам,
беречь, любить красоту.)

Молодцы.
– Ребята, как вы думаете, как человек должен
относиться к животным ? А животные чем ответят?
Человек должен любить и заботиться о животных, а
они в свою очередь тоже ответят нам преданностью
на нашу любовь и ласку.
– Посмотрите, пожалуйста, на экран.

На экране напечатаны произведения

  • «Филипок»
  • «Правда всего дороже»
  • «Старый дед и внучек»

– Что объединяет эти произведения? (Автор
всех произведений – Л.Н. Толстой.)

– Хотите  выполнить ещё  одно задание?
– Как его будете выполнять?
– Зачеркните буквы, которые подходят к шифру, а
из оставшихся букв соберите слово.

К     М     О   
 
У     Л    
Т    
З     Ё     Ы  
 
Г       Н     О 
 
  А     Р    
К

Шифр: 2, ,4,  5,  7, 9, 10, 13, 14

КОТЁНОК

– Как вы думаете, что общего у этих 2 слов:

ТОЛСТОЙ                         
КОТЁНОК

– Какова же тема сегодняшнего урока?
– Что должны уметь на уроке чтения, выберите из
предложенных вариантов
(На экране слова: играть,  выразительно
читать,
петь, отвечать на вопросы,
бегать, озаглавливать части текста,
внимательно слушать, оценивать товарищей).

– Спасибо. Молодцы.

– А теперь внимательно прослушайте рассказ и
решите, совпадает ли ваше предположение с
содержанием?

Подтвердились ли ваши предположения?
– Понравился ли вам рассказ?
– Кто понравился больше всего?
– Почему?
– Вы волновались, когда слушали рассказ?
– За кого волновались? (За котёнка, за Васю).
– За кого волновались больше? (За котёнка)
–  На карточке у вас даны слова, выберите те,
которые характеризуют котёнка.

слабый                   
беззащитный

сильный                 
маленький

здоровый                
пушистый

усатый                    
белый

полосатый              
большой

– Какие повадки характерны для котика?
– Как умывается? Как потягивается? Как изгибает
спинку?

Как у котика усы
Удивительно красы
Глаза смелые, зубки белые.
Выйдет котик в огород.
Всполошиться весь народ.

– В тексте вам встретились слова, значение
которых мы разберём

амбар – сарай, где хранится зерно;
подле – около, возле;
прочь – в другую сторону;
щавель – съедобное растение с листьями
кислого вкуса;
что было духу – очень быстро.

Сейчас мы научимся читать
это произведение в малых группах
выразительно.
– Каждой группе я дам предложения из части
текста, ваша задача – собрать из предложений
часть и в правильной последовательности её
прочитать, соблюдая все законы  литературного
чтения.
Задача других групп – внимательно слушать текст
и выбрать из предложенных вариантов название
этой части текста.

По мере чтения частей текста
появляется.план 

План

1. «Весной кошка пропала» (огорчение)
2. «У неё котята» (радость)
3. «Серый, с белыми лапками» (повествовательная
интонация)
4. «Забыли про котёнка» (страх)
5. «Собаки хотят схватить котёнка» (страх)
6. «Вася закрыл его от собак» (радость)

(с комментированием настроения).

– Давайте вернёмся к словам А. Барто (зачитываю
слова ещё раз)
– Ребята как вы думаете, Вася прикоснулся
сердцем к красоте живой природы?
– Каждый ли человек может прикоснуться к красоте
живой природы?
– Наверное, да, если он этого хочет.
– Прикасаться к красоте природы мы можем
ежедневно, ведь в любом явлении мы можем увидеть
что – то необычное. Надо только пофантазировать.
Нашим уроком мы в какой –то степени попытались
прикоснуться к красоте природы сердцем. Мне бы
хотелось, чтобы вы мысленно пожелали всем птицам,
зверям благополучно перенести зиму. А нам,
ребята, необходимо как можно чаще прикасаться к
красоте живой природы сердцем, чтобы оно у нас не
зачерствело.

– Чем мы можем помочь животным?
– Мне понравилось, как на уроке работали …
– Спасибо за урок.

– прочитать рассказ;
– вспомнить пункты плана и записать в тетрадь;
– рассказать интересную историю о своём
животном.

Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».

Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

а) — С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)

— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.

Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.

Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы

Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»

Толстой учил … детей

Он сочинял … для детей ……………

— К каким рассказам подходят эти пословицы

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”

Грамоте учиться – всегда пригодится.

б) Организация работы в парах

Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)

Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ.

III. Изучение нового материала.

1.Речевая разминка.

— Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»

— Начнём с речевой разминки .

Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

ол – ил – ул – ал

Белый кот клубок катал.

ил –ул –ал –ол

Он загнал его под стол,

ал – ол – ил – ул

А затем загнал под стул.

ел – ил – ёл – ял

Долго кот клубок катал,

ил – ел – юл — ул

Потянулся и уснул.

2. Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

— Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

3. Поэтапное чтение рассказа.

  • Чтение 1 части.

Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети

искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А

Катя стояла внизу и всё спрашивала:

— Нашёл? Нашёл?

Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:

— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)

— Когда происходило событие? (весной)

— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?

— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?

  • Чтение 2 части.

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где

вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с

ним.

— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.

— Что они делали с котёнком?

— Что произошло с другими котятами?

— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут

развиваться события?

  • Чтение 3 части.

Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на

него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

— Назад, назад!

— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)

— Почему же котёнок остался один?

— Когда ребята вспомнили о котёнке?

— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)

Можете вы предположить, что случится?

  • Чтение 4 части.

И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят

схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину

и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася

что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки

хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал

его с собой в поле.

— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?

— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.

— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)

— Как поступил Вася?

— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего

котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в

нашем случае как раз это и видно).

IV. Работа с текстом после чтения.

1. Беседа о прочитанном.

— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.

— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)

— Кто является главным героем? (дети)

— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?

— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?

— Вам понравился рассказ?

Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя

столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно

во все времена …)

V. Закрепление изученного материала

1.Работа над выразительностью речи.

— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?

( радостно)

— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)

2. Составление характеристики героя.

— Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.

— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?

— А когда нашли?

— Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?

— Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?

— Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.

— Можно ли осуждать Катю, что она убежала?

— Как вы думаете, что пережил Вася?

А кто виноват, что котенок попал в беду?

— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)

— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?

3.Работа в парах.

На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.

— Выберите слова, которые характеризуют Васю.

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.

4. Работа в группах.

— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.

Проверка выполнения работы.

План рассказа

1. Кошка пропала.

2. Нашлась, да не одна, а с котятами!

3. На прогулке с котенком.

4. Чуть не случилась беда!

— Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?

5. Работа с иллюстрацией.

— Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?

— Найдите это место в тексте и прочитайте.

— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.

6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.

— Определите главную мысль каждой части.

VI. Итог урока.

Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.

( «Жизнь дана на добрые дела» )

— Как вы понимаете смысл пословицы?

VII. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке я узнал…

Этот рассказ учит меня…

После урока мне захотелось…

VIII.Домашнее задание

Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.

By Administrator

|

14.11.2019

Урок литературного чтения во 2 классе Л. Н.Толстой — детям. Знакомство с былью «Котёнок».

Документы в архиве:

Название документа котёнок. doc

Л. Н.Толстой — детям. Знакомство с былью Котёнок

Урок литературного чтения по учебнику

Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого «Литературное чтение»

УМК «Школы России»

В. В. Рибинская, учитель начальных классов
Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», учить работать с текстом.

Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся.

Оборудование: Текст на каждого ученика; выставка произведений Л. Н.Толстого; презентация Power Point «Л. Н.Толстой «Котёнок»; конверты с заданиями для групповой и парной работы; MP 3 файлы «Чистоговорка», «Если нравиться тебе, то делай так»; слайд – фильм Котёнок https://metodisty. ru

Тип урока: открытие новых знаний

I. Организационный момент

— Всем – доброе утро.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться

Деревьям и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И стало вокруг всё добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длиться до вечера.

— Давайте так проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.

II. Подготовка к изучению нового материала

Актуализация опорных знаний

А) Выставка книг Л. Н.Толстого

На перемене вы рассматривали книги.

-Что общего у этих книг? (Их написал Л. Н.Толстой) На слайде портрет писателя.

— Чем они отличаются? – ( В них разные рассказы, сказки; разные рисунки; книги разные по размеру, по толщине)

— Для кого писал Л. Н.Толстой? ( Он писал для детей и взрослых?)

— 625 произведений для детей написал Л. Н.Толстой.

— Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах азбуки.

Б) организация работы в парах

Поиграем в игру «Найди лишнее»

— Возьмите конверт с цветными полосками.

(На цветных полосках написаны названия рассказов: «Два товарища», «Правда всего дороже»,«Господин учитель Жук», «Жучка», «Три калача и одна баранка»)

— Найдите среди пяти полосок лишнюю.

Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».

-Обоснуйте свой ответ. Слайд с изображением цветных полосок.

— Лишнее произведение — «Господин учитель Жук», так как все остальные, кроме этого, написал Л. Н. Толстой.

— Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н.Толстого мы познакомимся сегодня.

Ученик загадывает загадку классу:

Что за зверь со мной играет,

Не мычит, не ржёт, не лает.

Нападает на клубки,

Прячет в лапки коготки?

— Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Будем читать рассказ Толстого «Котёнок»).

— А вот этот котёнок будет с нами играть и во всём помогать. (Учитель показывает игрушку котёнка)

III. Освоение нового знания

— Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка? ( Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)

-Один ученик поработает учителем. Он поможет классу читать слоги. (На слайде записаны слоги , ученик у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки. )

Ученики повторяют за диктором чистоговорки:

Белый кот клубок катал.

Он загнал его под стол

А затем загнал под стул

Долго кот клубок катал

Потянулся и уснул

— Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы.

Составьте из букв слова. Чья пара справиться с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.)

На доске слова: котёнок

— Что общего у этих слов? – (У них одинаковая часть –кот — ; одинаковое значение.)

— Как называются такие слова? (Такие слова называются родственными.)

Спасибо, говорит вам котёнок. А как ласково вы называете своего котёнка?

Работа с текстом.

Читают текст подготовленные ученики.

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

— Чей поступок понравился?

— За кого переживали?

— Какие трудные слова встретили в тексте?

Работа над лексическим значением слов

Работа в парах по карточкам.

Учащиеся получают карточку.

Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».

Соедините линиями слово и его значение.

Амбар травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Солома строение для хранения зерна, муки.

Щавель стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Что требуется сделать?

( Надо объяснить значение слов из рассказа «Котёнок». Соединить линиями слово и его значение.)

Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Ученик без пары выполняет такое же задание у компьютера. П о завершении работы сверяют свою работу с Образцом на слайде.

— Пара, выполнившая задание, поднимает «общую руку».

Проверка выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде.

— Объясните значение слов.

Амбар — строение для хранения зерна, муки.

Щавель — травянистое дикорастущее с кислым вкусом.

Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота.

Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур»,

Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап»

Вот поймает мышку киска,

Дай за это ей сосиску.

Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу».

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»

Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап»

Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.

Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».

IV. Первичное закрепление

Определение стиля художественного произведения

— Котёнок расшалился и раскидал по классу буквы.

(На стенах в классе буквы б, ы, л, ь. На обратной стороне каждой карточки вопросы по содержанию рассказа.)

— Найдите букву, которая стоит второй по счёту в алфавите. (Это буква б).

Ученик читает вопрос на карточке с буквой б.

— Как звали брата и сестру? (Их звали Вася и Катя)

— На эту букву слова в русском языке не начинаются. (Это буква ы.)

Вопрос классу на карточке с буквой ы: — В какое время года у кошки родились котята?

( Котята родились весной)

— На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна. (Это буква л.)

Вопрос классу: — Почему котёнок остался один?

( Дети пошли собирать щавель и забыли про котёнка.)

— Эта буква не обозначает звука. — (Это буква ь)

Вопрос классу: — Кто спас котёнка? (Вася спас котёнка)

На доске появляется слово: БЫЛЬ

— Какое слово мы составили? (Хором: быль.)

— Где вы встречали это слово? ( Оно записано в книге под названием «Котёнок»)

— На какое слово оно похоже? (На слово «было».)

— Мог такой случай с котёнком произойти на самом деле? –(Да, такой случай с котёнком произойти мог.)

— Тогда догадайтесь, что такое быль. Быль – случай из жизни.

На доске табличка

Случай из жизни

V. Обобщение усвоенного, связь сформированных представлений с известными фактами

Работа с текстом

— 1 и 2 абзац – чтение хором

3 абзац – жужжащее чтение.

— Найдите в тексте ответ на вопрос «Как выглядел котёнок?» и прочитайте его.

4, 5, 6 – выборочное чтение

Найдите ответы на вопросы в тексте:

— Как вёл себя котёнок при встрече с собаками?

— Что сделала Катя?

— Как проявил себя Вася?

VI. Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями.

Составление диафильма из рисунков

Работа в группе.

Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации.

— Побудьте в роли режиссёров. Возьмите свои рисунки и встаньте в той последовательности, как происходили события в были.

— Расскажите каждый, какой сюжет изображён на вашем рисунке?

— Посмотрите Слайд — фильм С рисунками настоящего художника Л. Ходакова.

VII. Контроль за результатами обучения

Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л. Н.Толстого.

5 учеников перед классом из карточек составляют из слов пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Получился наш урок добрым?

— Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок?

— Какие задания понравились?

— Что было трудным?

«Спасибо за работу на уроке» — говорит вам котёнок.

Название документа презентация Котёнок. ppt

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок литературного чтения 2 класс по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г.Горецкого «Литературное чтение» УМК «Школа России» МКОУ «Эссойльская СОШ» Рибинская Вера Васильевна учитель начальных классов

Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)

Найди лишнее: Старый дед и внучек Правда всего дороже Филипок Сказка о рыбаке и рыбке

Ол – ил – ул – ал ил –ул –ал –ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел – юл — ул

Амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение для хранения зерна, муки стебли пшеницы, ржи после обмолота что было духу подле очень быстро около

План 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший котёнок. 4. Дети забыли котёнка на дороге. 5. Страшные собаки. 6. Вася спасает котёнка.

Спасибо за урок

Электронные ресурсы: https://i. allday. ru/uploads/posts/201 10/thumbs/1287252298_repin-1844-1930. portret-l. n.-tolstogo..jpg портрет Л. Н.Толстого https://b-track. ru/song/25706/Детские-Песни/Если весело-живётся-2/ — минусовка

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

    Начальные классы

Методическая разработка включает: конспект урока, презентацию, аудиофайлы.

Методические рекомендации к использованию презентации

В презентацию включены речевая разминка (слайд 4), музыкальная физминутка (слайд 6), упражнения для проверки работы в парах (слайд 3) и «Найди лишнее» (слайд 5) «Работа над лексическим значением слов», а также (слайд 7) «Примерный план пересказа».

При работе над лексическим значением слов учащиеся в парах выполняют задание на карточках, ученик без пары выполняет это же задание на компьютере.

Слайд 5. Соединить слово и его значение. (указатель – фломастер)

По завершении работы учащиеся сверяют свою работу с образцом на слайде.

Организация: МБОУ «Прогимназия № 90 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Карта урока литературного чтения.

Тема: Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Цель: ознакомить учащихся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа».

• познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, иллюстрациям.

• предметные: умение выразительно читать, интонационно соблюдая знаки препинания; находить в тексте литературные приёмы.

• регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

• коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения; высказывать своё мнение, опираясь на личный жизненный опыт.

• личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; развитие эстетических чувств; воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).

• познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

• коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;

• личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок чтения – дистанционный, а это значит, что мы с вами будем общаться на расстоянии. Немножко непривычно, но мы справимся.

Для урока вам понадобится: компьютер, хорошее настроение, учебник литературного чтения 2 часть.

2. Актуализация знаний.

1) Какой раздел изучаем?

С какими авторами уже познакомились?

Какое произведение тебе понравилось больше? Почему?

2) Прочти скороговорку сначала медленно, четко проговаривая все слова:

Дайте плюшку в плошку кошке

Будет кушать понемножку,

А совсем не понарошку

С дружкой мышкой Нюшка кошка

А теперь, прочти вопросительно. Прочти с грустью, радостно. Постарайся прочесть как можно быстрее, четко проговаривая все слова.

Молодец!

Скажите, о чем говорится в чистоговорке?

Что ты знаешь о котах?

Писатели – детям.

Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Николай Носов.

3. Самоопределение к деятельности

Чтобы понять, о чем пойдет речь, прочти стихотворение:

На каток нужна ушанка,

На морях нужна панамка,

В лесу — в платочке веселей,

Но в шляпке я всего милей

Что в своем стихотворении перечисляет автор?

Как, одним словом, можем назвать все перечисленные предметы?

Совершенно верно!

Скажи, а что такое шляпа?

Веришь ли ты в то, что бывают живые шляпы?

Сегодня, ты найдёшь ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ. Как ты думаешь, о чем будет рассказ?

Ушанку, панамку, платочек, шляпу.

Головные уборы.

Шля́па — головной убор, состоящий из двух частей: тулья́ — часть, покрывающая голову; поля — выступающая за края для защиты лица, плеч, шеи от солнца, ветра и атмосферных осадков.

4. Работа по теме урока.

Ты познакомишься с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и мы. Из произведения Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».

Перейди по указанной ссылке и прослушай рассказ: https://yandex.ru/efir?stream_id=vClfKXLXvftE

Как ты думаешь, этот рассказ смешной или страшный?

Кто у тебя вызвал смех, а кого было жалко?

Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

5. Словарная работа.

В тексте встречаются неизвестные слова, давай уточним их значение:

Что такое КОЧЕРГА?

Что такое КОМОД?

Каким, словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?

А слово ПЛЮХНУТЬ?

Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Треснуть — ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

6. Работа с учебником.

Открой учебник на стр. 54-58 самостоятельно прочитай рассказ.

7. Физ.минутка.

Предлагаю отдохнуть. Включи видео, встань и повторяй движения: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

8. Анализ содержания.

1) Ответь на вопросы устно:

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что Васька делал в начале рассказа?

Как звали мальчиков, героев рассказа?

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Что предложил сделать Вадик?

Что предложил Вовка?

Кто попал картошкой в шляпу?

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?

Скажи, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?

Отлично!

Васька.

Васька сидел на полу возле комода.

Васька увидел на шляпе муху.

В начале рассказа Васька ловил мух.

Володя и Вадик.

Кочергу и лыжную палку.

Шляпа лежала возле стола и не двигалась.

Вадик хотел спугнуть, стучать по полу кочергой.

Вовка предложил кидать картошкой в шляпу.

В шляпу попал Вадик.

Мальчики увидели котенка.

Мальчики обрадовались.

Предположения.

9. Закрепление изученного.

2) Приготовь карандаш.

Расставь события в порядке их следования:

На комоде, на самом краю лежала шляпа.

Они взяли кочергу и лыжную палку…

Они раскрашивали картинки …

— Васька! – обрадовались ребята.

Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.

… хотел поднять шляпу и вдруг как закричит…

Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.

3) Соотнеси картинку, с заголовком:

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Володя и Вадик сидели дома.

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Вовка и Вадик пошли в атаку.

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Мальчики трясутся от страха.

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Шляпа живая?

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Это же наш котенок Васька!

4) К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем?

Совершенно верно!

Что такое рассказ?

Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Подумай, если этот рассказ юмористический, мы его весь будем читать радостно?

Почему?

Верно! Умница!

Тогда, тебе с легкостью удастся выполнить следующее задание.

5) Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какие чувства испытывали герои.

Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.

Чувства мальчиков Авторские слова

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.

Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
— Ай! — и прыг на диван.

-Я у-у-хо-хожу! — говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.

Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?

Это рассказ.

Рассказ – это произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.

Нет.

Потому что герои рассказа совершали разные действия и при этом испытывали разные эмоции.

9. Итог урока.

Давай повторим!

Как называется рассказ, который мы читали?

Кто его автор?

1) Открой ссылку и выполни тест: https://nickdegolden.ru/test-po-rasskazu-zhivaja-shljapa/

Молодец!

2) Прочти пословицы.

• Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  • У страха глаза велики.

Обведи ту, которая подходит к содержанию рассказа.

«Живая шляпа»

Николай Николаевич Носов.

10. Рефлексия.

Рассмотри картины.

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

План рассказа про кошку 2 класс литературное чтение

Чем они отличаются друг от друга?

Какое настроение у тебя осталось после прочтения?

Раскрась кружочек с картинкой, соответствующей твоему настроению.

Спасибо!

Первая в холодных тонах – передает грустное настроение.

Вторая яркая – передает веселое настроение.

11. Домашнее задание.

Подготовь пересказ.

Спасибо за урок!

1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1, Ч.2. – М.: «Просвещение», 2010. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Анащенкова С.В. и др. – М.: «Просвещение», 2011

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2ч. – М.: «Просвещение», 2016

3. Светловская, Н. Н. Встречи с писателями [Текст] : пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 248.

4. Стефанеко Н.А.. Литературное чтение: Методические рекомендации. 2 класс. – М.: «Просвещение», 2012

5. Кржижановский С. Читатель // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925.

6. Лавлинский СП. Технология литературного образования. Коммуникатив-но-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов.— М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.

7. Методы и приёмы работы с ключевыми словами текста на уроках русского

языка и литературы : сборник методических рекомендаций. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017 – 48 с.

  • План рассказа про золотую рыбку
  • План рассказа про илью муромца 4 класс
  • План рассказа приемыш мамин сибиряк 4 класс
  • План рассказа приключения тома сойера
  • План рассказа после бала план