Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».
Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) — С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)
— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.
Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы
Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»
Толстой учил … детей
Он сочинял … для детей ……………
— К каким рассказам подходят эти пословицы
“Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”
Грамоте учиться – всегда пригодится.
б) Организация работы в парах
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)
— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».
-Обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала.
1.Речевая разминка.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»
— Начнём с речевой разминки .
— Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)
ол – ил – ул – ал
Белый кот клубок катал.
ил –ул –ал –ол
Он загнал его под стол,
ал – ол – ил – ул
А затем загнал под стул.
ел – ил – ёл – ял
Долго кот клубок катал,
ил – ел – юл — ул
Потянулся и уснул.
2. Работа над лексическим значением слов
Работа в парах по карточкам.
Учащиеся получают карточку.
— Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».
Соедините линиями слово и его значение.
Амбар | стебли пшеницы, ржи после обмолота. |
Солома | травянистое дикорастущее с кислым вкусом. |
Щавель | очень быстро |
Подле | около |
Что было духу | строение для хранения зерна, муки. |
3. Поэтапное чтение рассказа.
-
Чтение 1 части.
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А
Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)
— Когда происходило событие? (весной)
— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?
— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?
-
Чтение 2 части.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где
вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с
ним.
— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.
— Что они делали с котёнком?
— Что произошло с другими котятами?
— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут
развиваться события?
-
Чтение 3 части.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на
него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
— Назад, назад!
— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)
— Почему же котёнок остался один?
— Когда ребята вспомнили о котёнке?
— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)
Можете вы предположить, что случится?
-
Чтение 4 части.
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят
схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину
и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася
что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки
хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал
его с собой в поле.
— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?
— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.
— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
— Как поступил Вася?
— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего
котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в
нашем случае как раз это и видно).
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Беседа о прочитанном.
— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.
— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)
— Кто является главным героем? (дети)
— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?
— Вам понравился рассказ?
Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя
столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно
во все времена …)
V. Закрепление изученного материала
1.Работа над выразительностью речи.
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?
( радостно)
— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)
2. Составление характеристики героя.
— Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
— А когда нашли?
— Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
— Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?
— Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.
— Можно ли осуждать Катю, что она убежала?
— Как вы думаете, что пережил Вася?
— А кто виноват, что котенок попал в беду?
— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?
(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)
— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?
3.Работа в парах.
На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.
— Выберите слова, которые характеризуют Васю.
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.
4. Работа в группах.
— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.
Проверка выполнения работы.
План рассказа
1. Кошка пропала.
2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
3. На прогулке с котенком.
4. Чуть не случилась беда!
— Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?
5. Работа с иллюстрацией.
— Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?
— Найдите это место в тексте и прочитайте.
— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.
6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.
— Определите главную мысль каждой части.
VI. Итог урока.
— Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.
( «Жизнь дана на добрые дела» )
— Как вы понимаете смысл пословицы?
VII. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Этот рассказ учит меня…
После урока мне захотелось…
VIII.Домашнее задание
Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.
1. Организационный момент Цель: 2. Отработка техники чтения 3. Проверка домашнего задания 4. Подготовка к восприятию а) задание: подберите слова, противоположные по Слайд 2 б) беседа о любви к живой природе Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 5. Работа над новым материалом Чтение рассказа учителем. Обмен впечатлениями. Беседа по содержанию. Работа в парах Физкультминутка. Словарная работа. Слайд 8 Работа в малых группах. Составление плана для пересказа. Слайд 9 Беседа о красоте живой природы. Итог урока. Домашнее задание: | – Добрый день, дорогие ребята. Начинаем урок литературного чтения.
– Для работы нам нужен помощник – наш язычок.
– Может ли человек быть только хорошим или На экране напечатаны произведения
– Что объединяет эти произведения? (Автор К М О Шифр: 2, ,4, 5, 7, 9, 10, 13, 14 КОТЁНОК – Как вы думаете, что общего у этих 2 слов: ТОЛСТОЙ – Какова же тема сегодняшнего урока? – А теперь внимательно прослушайте рассказ и Подтвердились ли ваши предположения?
– Какие повадки характерны для котика?
– В тексте вам встретились слова, значение амбар – сарай, где хранится зерно; – Сейчас мы научимся читать По мере чтения частей текста План 1. «Весной кошка пропала» (огорчение) (с комментированием настроения). – Давайте вернёмся к словам А. Барто (зачитываю – Чем мы можем помочь животным? – прочитать рассказ; |
Тема. Л.Н.Толстой « Котенок».
Цели: познакомить учашихся с поучительными рассказами Л.Н. Толстого; учить составлять план; развивать внимание, логическое мьшление, творческие способности; совершенствовать технику чтения; воспитывать честность, доброе отношение к животным.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; составлять план рассказа, пересказывать текст подробно, выборочно; характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
а) — С творчеством какого писателя мы знакомимся на уроках чтения?( с творчеством Л.Н.Толстого)
— Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого. Продолжите предложения.
Л.Н.Толстой родился в 1828 году в имении …… Ясная Поляна.
Л.Н. Толстой открыл для детей ….школы
Писатель написал для детей учебник….. «Азбука»
Толстой учил … детей
Он сочинял … для детей ……………
— К каким рассказам подходят эти пословицы
“Кто родителей почитает, тот вовек не погибает”
Грамоте учиться – всегда пригодится.
б) Организация работы в парах
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия произведений: «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже», «Филипок», «У страха глаза велики»)
— Найдите среди четырёх полосок лишнюю. Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».
-Обоснуйте свой ответ.
III. Изучение нового материала.
1.Речевая разминка.
— Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Л.Н.Толстого «Котенок»
— Начнём с речевой разминки .
— Для чего нужна речевая разминка? (Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)
ол – ил – ул – ал
Белый кот клубок катал.
ил –ул –ал –ол
Он загнал его под стол,
ал – ол – ил – ул
А затем загнал под стул.
ел – ил – ёл – ял
Долго кот клубок катал,
ил – ел – юл — ул
Потянулся и уснул.
2. Работа над лексическим значением слов
Работа в парах по карточкам.
Учащиеся получают карточку.
— Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».
Соедините линиями слово и его значение.
3. Поэтапное чтение рассказа.
-
Чтение 1 части.
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети
искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали, над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А
Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. (делаем остановку)
— Когда происходило событие? (весной)
— Из каких слов видно, что дети переживали за кошку?
— Можете вы предположить, что же будет дальше. Как будут развиваться события?
-
Чтение 2 части.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где
вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с
ним.
— Какого котёнка ребята выбрали себе? Ответим словами из текста.
— Что они делали с котёнком?
— Что произошло с другими котятами?
— Теперь мы знаем, что у ребят появился котёнок. Как думаете, как дальше будут
развиваться события?
-
Чтение 3 части.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на
него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
— Назад, назад!
— Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него). Что значит радовались? (любовались)
— Почему же котёнок остался один?
— Когда ребята вспомнили о котёнке?
— В какой момент вы испытали волнение (заволновались?)
Можете вы предположить, что случится?
-
Чтение 4 части.
И увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят
схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину
и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася
что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки
хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал
его с собой в поле.
— Как вы думаете, что пережили дети в этот момент?
— Как повела себя Катя? Ответим словами из текста.
— Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала? (нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
— Как поступил Вася?
— Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент? (Боялся, но только не за себя, а за своего
котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в
нашем случае как раз это и видно).
IV. Работа с текстом после чтения.
1. Беседа о прочитанном.
— Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?
Это рассказ-быль, быль – о том, что произошло на самом деле.
— Сколько действующих персонажей в рассказе? (Вася, Катя, кошка, мама, котёнок, собаки, охотник)
— Кто является главным героем? (дети)
— Опишите, какими вы представляете Васю и Катю?
— Вам симпатичны ребята? Чем симпатичны?
— Вам понравился рассказ?
Рассказ этот был написан очень давно, но, как вы думаете, почему мы его читаем, спустя
столько лет? (Люди много веков уже держат возле себя животных, заботится о них нужно
во все времена …)
V. Закрепление изученного материала
1.Работа над выразительностью речи.
— Найдите отрывок, как дети обнаружили котят? Как будем читать?
( радостно)
— Найдите описание котенка. Как будем читать? (с любовью, ласково)
2. Составление характеристики героя.
— Итак, мы поговорили о событиях рассказа – это внешний сюжет. Но в рассказе есть и другой сюжет- внутренний – это мир чувств. Давайте проследим, как менялось настроение, состояние детей, выясним, что переживали дети.
— Какое настроение было у детей, когда пропала кошка?
— А когда нашли?
— Как они отнеслись к котенку, которого оставили себе?
— Каким было состояние детей, когда увидели беззащитного котенка и двух собак около него?
— Правильно ли поступила Катя? Поставьте себя на ее место.
— Можно ли осуждать Катю, что она убежала?
— Как вы думаете, что пережил Вася?
— А кто виноват, что котенок попал в беду?
— Какие черты характера проявились в поступке мальчика?
(Решительность, смелость, находчивость, отчаянье, глупость, желание защитить беспомощного, ответственность)
— Что ты можешь сказать о Васе? Какой он?
3.Работа в парах.
На карточках слова: решительность, смелость, находчивость, отчаяние, глупость, ответственность, желание защитить беспомощного.
— Выберите слова, которые характеризуют Васю.
Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения. Он настоящий герой.
4. Работа в группах.
— Сейчас вы будете работать в группах, чтобы восстановить последовательность событий.
Проверка выполнения работы.
План рассказа
1. Кошка пропала.
2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
3. На прогулке с котенком.
4. Чуть не случилась беда!
— Этот план нам поможет разделить текст на 4 части. С какой целью мы выполняли это задание?
5. Работа с иллюстрацией.
— Какой момент рассказа изображен на иллюстрации?
— Найдите это место в тексте и прочитайте.
— В какой последовательности происходят события в рассказе? Расположите картинки в нужном порядке.
6. Деление текста на части, подготовка к пересказу.
— Определите главную мысль каждой части.
VI. Итог урока.
— Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л.Н.Толстого.
( «Жизнь дана на добрые дела» )
— Как вы понимаете смысл пословицы?
VII. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я узнал…
Этот рассказ учит меня…
После урока мне захотелось…
VIII.Домашнее задание
Подготовить рассказ о своём любимце или пересказ текста.
By Administrator
|
14.11.2019
Урок литературного чтения во 2 классе Л. Н.Толстой — детям. Знакомство с былью «Котёнок».
Документы в архиве:
Название документа котёнок. doc
Л. Н.Толстой — детям. Знакомство с былью Котёнок
Урок литературного чтения по учебнику
Л. Ф.Климановой, В. Г.Горецкого «Литературное чтение»
УМК «Школы России»
В. В. Рибинская, учитель начальных классов
Республика Карелия, Пряжинский район, пос. Эссойла
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с новым произведением «Котёнок», учить работать с текстом.
Задачи: Создание условий для самостоятельной постановки учащимися учебной задачи; развитие способности полноценно воспринимать текст и эмоционально откликаться на прочитанное; формирование навыков слогового, правильного, сознательного, беглого чтения; развитие умений выполнять логические операции: анализа, сравнения, классификации, обобщения; расширение словарного запаса учащихся.
Оборудование: Текст на каждого ученика; выставка произведений Л. Н.Толстого; презентация Power Point «Л. Н.Толстой «Котёнок»; конверты с заданиями для групповой и парной работы; MP 3 файлы «Чистоговорка», «Если нравиться тебе, то делай так»; слайд – фильм Котёнок https://metodisty. ru
Тип урока: открытие новых знаний
I. Организационный момент
— Всем – доброе утро.
Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться
Деревьям и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И стало вокруг всё добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера.
— Давайте так проведём наш урок, чтобы он стал для нас интересным, полезным и добрым.
II. Подготовка к изучению нового материала
Актуализация опорных знаний
А) Выставка книг Л. Н.Толстого
На перемене вы рассматривали книги.
-Что общего у этих книг? (Их написал Л. Н.Толстой) На слайде портрет писателя.
— Чем они отличаются? – ( В них разные рассказы, сказки; разные рисунки; книги разные по размеру, по толщине)
— Для кого писал Л. Н.Толстой? ( Он писал для детей и взрослых?)
— 625 произведений для детей написал Л. Н.Толстой.
— Вспомните, с какими из них вы встречались на страницах азбуки.
Б) организация работы в парах
—Поиграем в игру «Найди лишнее»
— Возьмите конверт с цветными полосками.
(На цветных полосках написаны названия рассказов: «Два товарища», «Правда всего дороже»,«Господин учитель Жук», «Жучка», «Три калача и одна баранка»)
— Найдите среди пяти полосок лишнюю.
Пара, которая справилась с заданием, возьмите полоску в «общую руку».
-Обоснуйте свой ответ. Слайд с изображением цветных полосок.
— Лишнее произведение — «Господин учитель Жук», так как все остальные, кроме этого, написал Л. Н. Толстой.
— Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н.Толстого мы познакомимся сегодня.
Ученик загадывает загадку классу:
Что за зверь со мной играет,
Не мычит, не ржёт, не лает.
Нападает на клубки,
Прячет в лапки коготки?
— Какую учебную задачу мы поставим на урок? (Будем читать рассказ Толстого «Котёнок»).
— А вот этот котёнок будет с нами играть и во всём помогать. (Учитель показывает игрушку котёнка)
III. Освоение нового знания
— Начнём с речевой разминки. Для чего нужна речевая разминка? ( Разминка нужна, чтобы хорошо и правильно говорить; чётко произносить звуки; выразительно читать)
-Один ученик поработает учителем. Он поможет классу читать слоги. (На слайде записаны слоги , ученик у доски следит указкой за словами диктора. Дети хором повторяют чистоговорки. )
Ученики повторяют за диктором чистоговорки:
Белый кот клубок катал.
Он загнал его под стол
А затем загнал под стул
Долго кот клубок катал
Потянулся и уснул
— Кот играл со своими любимыми словами и рассыпал их на буквы.
Составьте из букв слова. Чья пара справиться с заданием, поднимите общую руку. (Каждая пара получает конверт с буквами, составляет по одному слову. Такое же слово пара находит на столе у учителя и помещает его на доску рядом с котёнком.)
На доске слова: котёнок
— Что общего у этих слов? – (У них одинаковая часть –кот — ; одинаковое значение.)
— Как называются такие слова? (Такие слова называются родственными.)
Спасибо, говорит вам котёнок. А как ласково вы называете своего котёнка?
Работа с текстом.
Читают текст подготовленные ученики.
— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?
— Чей поступок понравился?
— За кого переживали?
— Какие трудные слова встретили в тексте?
Работа над лексическим значением слов
Работа в парах по карточкам.
Учащиеся получают карточку.
Объясните значение слов из рассказа «Котёнок».
Соедините линиями слово и его значение.
Амбар травянистое дикорастущее с кислым вкусом.
Солома строение для хранения зерна, муки.
Щавель стебли пшеницы, ржи после обмолота.
— Что требуется сделать?
( Надо объяснить значение слов из рассказа «Котёнок». Соединить линиями слово и его значение.)
Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Ученик без пары выполняет такое же задание у компьютера. П о завершении работы сверяют свою работу с Образцом на слайде.
— Пара, выполнившая задание, поднимает «общую руку».
Проверка выполненного задания. Учащиеся сравнивают свою работу с заданием на слайде.
— Объясните значение слов.
Амбар — строение для хранения зерна, муки.
Щавель — травянистое дикорастущее с кислым вкусом.
Солома – стебли пшеницы, ржи после обмолота.
Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур»,
Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап»
Вот поймает мышку киска,
Дай за это ей сосиску.
Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу».
Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу»
Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап»
Если любят кошку люди, кошка верным другом будет.
Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу».
IV. Первичное закрепление
Определение стиля художественного произведения
— Котёнок расшалился и раскидал по классу буквы.
(На стенах в классе буквы б, ы, л, ь. На обратной стороне каждой карточки вопросы по содержанию рассказа.)
— Найдите букву, которая стоит второй по счёту в алфавите. (Это буква б).
Ученик читает вопрос на карточке с буквой б.
— Как звали брата и сестру? (Их звали Вася и Катя)
— На эту букву слова в русском языке не начинаются. (Это буква ы.)
Вопрос классу на карточке с буквой ы: — В какое время года у кошки родились котята?
( Котята родились весной)
— На эту букву начинаются слова: лимон, лук, луна. (Это буква л.)
Вопрос классу: — Почему котёнок остался один?
( Дети пошли собирать щавель и забыли про котёнка.)
— Эта буква не обозначает звука. — (Это буква ь)
Вопрос классу: — Кто спас котёнка? (Вася спас котёнка)
На доске появляется слово: БЫЛЬ
— Какое слово мы составили? (Хором: быль.)
— Где вы встречали это слово? ( Оно записано в книге под названием «Котёнок»)
— На какое слово оно похоже? (На слово «было».)
— Мог такой случай с котёнком произойти на самом деле? –(Да, такой случай с котёнком произойти мог.)
— Тогда догадайтесь, что такое быль. Быль – случай из жизни.
На доске табличка
Случай из жизни
V. Обобщение усвоенного, связь сформированных представлений с известными фактами
Работа с текстом
— 1 и 2 абзац – чтение хором
3 абзац – жужжащее чтение.
— Найдите в тексте ответ на вопрос «Как выглядел котёнок?» и прочитайте его.
4, 5, 6 – выборочное чтение
Найдите ответы на вопросы в тексте:
— Как вёл себя котёнок при встрече с собаками?
— Что сделала Катя?
— Как проявил себя Вася?
VI. Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями.
Составление диафильма из рисунков
Работа в группе.
— Дома вы читали этот текст самостоятельно и нарисовали к нему иллюстрации.
— Побудьте в роли режиссёров. Возьмите свои рисунки и встаньте в той последовательности, как происходили события в были.
— Расскажите каждый, какой сюжет изображён на вашем рисунке?
— Посмотрите Слайд — фильм С рисунками настоящего художника Л. Ходакова.
VII. Контроль за результатами обучения
Восстановите пословицу из слов и узнайте, к чему призывают произведения Л. Н.Толстого.
5 учеников перед классом из карточек составляют из слов пословицу: «Жизнь дана на добрые дела»
— Как вы понимаете смысл пословицы?
— Получился наш урок добрым?
— Вспомните, какую учебную задачу мы ставили на урок?
— Какие задания понравились?
— Что было трудным?
«Спасибо за работу на уроке» — говорит вам котёнок.
Название документа презентация Котёнок. ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок литературного чтения 2 класс по учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г.Горецкого «Литературное чтение» УМК «Школа России» МКОУ «Эссойльская СОШ» Рибинская Вера Васильевна учитель начальных классов
Лев Николаевич Толстой (1828 — 1910)
Найди лишнее: Старый дед и внучек Правда всего дороже Филипок Сказка о рыбаке и рыбке
Ол – ил – ул – ал ил –ул –ал –ол ал – ол – ил – ул ел – ил – ёл – ял ил – ел – юл — ул
Амбар щавель солома травянистое дикорастущее растение с кислым вкусом строение для хранения зерна, муки стебли пшеницы, ржи после обмолота что было духу подле очень быстро около
План 1. У Кати и Васи пропала кошка. 2. Дети нашли котят. 3. Самый лучший котёнок. 4. Дети забыли котёнка на дороге. 5. Страшные собаки. 6. Вася спасает котёнка.
Спасибо за урок
Электронные ресурсы: https://i. allday. ru/uploads/posts/201 10/thumbs/1287252298_repin-1844-1930. portret-l. n.-tolstogo..jpg портрет Л. Н.Толстого https://b-track. ru/song/25706/Детские-Песни/Если весело-живётся-2/ — минусовка
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».
- Начальные классы
Методическая разработка включает: конспект урока, презентацию, аудиофайлы.
Методические рекомендации к использованию презентации
В презентацию включены речевая разминка (слайд 4), музыкальная физминутка (слайд 6), упражнения для проверки работы в парах (слайд 3) и «Найди лишнее» (слайд 5) «Работа над лексическим значением слов», а также (слайд 7) «Примерный план пересказа».
При работе над лексическим значением слов учащиеся в парах выполняют задание на карточках, ученик без пары выполняет это же задание на компьютере.
Слайд 5. Соединить слово и его значение. (указатель – фломастер)
По завершении работы учащиеся сверяют свою работу с образцом на слайде.
Организация: МБОУ «Прогимназия № 90 г. Челябинска»
Населенный пункт: г. Челябинск
Карта урока литературного чтения.
Тема: Юмористический рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа».
Цель: ознакомить учащихся с произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа».
• познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его ключевым словам и фразам, иллюстрациям.
• предметные: умение выразительно читать, интонационно соблюдая знаки препинания; находить в тексте литературные приёмы.
• регулятивные УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
• коммуникативные: умение использовать речевые умения в процессе анализа содержания и структуры произведения; высказывать своё мнение, опираясь на личный жизненный опыт.
• личностные: умение использовать свои жизненные впечатления и переживания в процессе размышления над произведением; развитие эстетических чувств; воспитывать нравственные качества личности (доброту, смелость, решительность).
• познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
• коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,выдвигать гипотезы, предположения, сравнивать, аргументировать свою позицию;
• личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией;
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня необычный урок чтения – дистанционный, а это значит, что мы с вами будем общаться на расстоянии. Немножко непривычно, но мы справимся.
Для урока вам понадобится: компьютер, хорошее настроение, учебник литературного чтения 2 часть.
2. Актуализация знаний.
1) Какой раздел изучаем?
С какими авторами уже познакомились?
Какое произведение тебе понравилось больше? Почему?
2) Прочти скороговорку сначала медленно, четко проговаривая все слова:
Дайте плюшку в плошку кошке
Будет кушать понемножку,
А совсем не понарошку
С дружкой мышкой Нюшка кошка
А теперь, прочти вопросительно. Прочти с грустью, радостно. Постарайся прочесть как можно быстрее, четко проговаривая все слова.
Молодец!
Скажите, о чем говорится в чистоговорке?
Что ты знаешь о котах?
Писатели – детям.
Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Агния Барто, Николай Носов.
3. Самоопределение к деятельности
Чтобы понять, о чем пойдет речь, прочти стихотворение:
На каток нужна ушанка,
На морях нужна панамка,
В лесу — в платочке веселей,
Но в шляпке я всего милей
Что в своем стихотворении перечисляет автор?
Как, одним словом, можем назвать все перечисленные предметы?
Совершенно верно!
Скажи, а что такое шляпа?
Веришь ли ты в то, что бывают живые шляпы?
Сегодня, ты найдёшь ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ. Как ты думаешь, о чем будет рассказ?
Ушанку, панамку, платочек, шляпу.
Головные уборы.
Шля́па — головной убор, состоящий из двух частей: тулья́ — часть, покрывающая голову; поля — выступающая за края для защиты лица, плеч, шеи от солнца, ветра и атмосферных осадков.
4. Работа по теме урока.
Ты познакомишься с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как и мы. Из произведения Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
Перейди по указанной ссылке и прослушай рассказ: https://yandex.ru/efir?stream_id=vClfKXLXvftE
Как ты думаешь, этот рассказ смешной или страшный?
Кто у тебя вызвал смех, а кого было жалко?
Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?
5. Словарная работа.
В тексте встречаются неизвестные слова, давай уточним их значение:
Что такое КОЧЕРГА?
Что такое КОМОД?
Каким, словом можно заменить слово ТРЕСНУТЬ?
А слово ПЛЮХНУТЬ?
Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.
Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.
Треснуть — ударить.
Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.
6. Работа с учебником.
Открой учебник на стр. 54-58 самостоятельно прочитай рассказ.
7. Физ.минутка.
Предлагаю отдохнуть. Включи видео, встань и повторяй движения: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E
8. Анализ содержания.
1) Ответь на вопросы устно:
Как звали кота?
Где сидел Васька?
Кого увидел Васька на шляпе?
Что Васька делал в начале рассказа?
Как звали мальчиков, героев рассказа?
Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
Что происходило со шляпой?
Что предложил сделать Вадик?
Что предложил Вовка?
Кто попал картошкой в шляпу?
Кого увидели мальчики?
Каким стало настроение ребят?
Как вы думаете, какие чувства испытывал котенок на протяжении всего рассказа?
Скажи, в рассказе «Живая шляпа» испугались только мальчики?
Отлично!
Васька.
Васька сидел на полу возле комода.
Васька увидел на шляпе муху.
В начале рассказа Васька ловил мух.
Володя и Вадик.
Кочергу и лыжную палку.
Шляпа лежала возле стола и не двигалась.
Вадик хотел спугнуть, стучать по полу кочергой.
Вовка предложил кидать картошкой в шляпу.
В шляпу попал Вадик.
Мальчики увидели котенка.
Мальчики обрадовались.
Предположения.
9. Закрепление изученного.
2) Приготовь карандаш.
Расставь события в порядке их следования:
На комоде, на самом краю лежала шляпа.
Они взяли кочергу и лыжную палку…
Они раскрашивали картинки …
— Васька! – обрадовались ребята.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять её в шляпу.
… хотел поднять шляпу и вдруг как закричит…
Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
3) Соотнеси картинку, с заголовком:
Володя и Вадик сидели дома.
Вовка и Вадик пошли в атаку.
Мальчики трясутся от страха.
Шляпа живая?
Это же наш котенок Васька!
4) К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучаем?
Совершенно верно!
Что такое рассказ?
Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем это произведение как весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.
Подумай, если этот рассказ юмористический, мы его весь будем читать радостно?
Почему?
Верно! Умница!
Тогда, тебе с легкостью удастся выполнить следующее задание.
5) Прочитав авторские слова, вы должны, используя слова для справок, вписать в таблицу, какие чувства испытывали герои.
Слова для справок: увлечение, испуг, страх, радость.
Чувства мальчиков Авторские слова
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки.
Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Вадик как закричит:
— Ай! — и прыг на диван.
-Я у-у-хо-хожу! — говорит Володя.
-Куда?
-Пойду к себе домой.
-Почему?
-Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать:
-Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Это рассказ.
Рассказ – это произведение небольшое по объёму. Здесь небольшое количество героев. В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей. Рассказывается только один случай из жизни героев.
Нет.
Потому что герои рассказа совершали разные действия и при этом испытывали разные эмоции.
9. Итог урока.
Давай повторим!
Как называется рассказ, который мы читали?
Кто его автор?
1) Открой ссылку и выполни тест: https://nickdegolden.ru/test-po-rasskazu-zhivaja-shljapa/
Молодец!
2) Прочти пословицы.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- У страха глаза велики.
Обведи ту, которая подходит к содержанию рассказа.
«Живая шляпа»
Николай Николаевич Носов.
10. Рефлексия.
Рассмотри картины.
Чем они отличаются друг от друга?
Какое настроение у тебя осталось после прочтения?
Раскрась кружочек с картинкой, соответствующей твоему настроению.
Спасибо!
Первая в холодных тонах – передает грустное настроение.
Вторая яркая – передает веселое настроение.
11. Домашнее задание.
Подготовь пересказ.
Спасибо за урок!
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1, Ч.2. – М.: «Просвещение», 2010. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Анащенкова С.В. и др. – М.: «Просвещение», 2011
2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. Литературное чтение. Учебник 2 класс. В 2ч. – М.: «Просвещение», 2016
3. Светловская, Н. Н. Встречи с писателями [Текст] : пособие для учителя / сост. Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, Н. М. Дружинина. – М. : Просвещение, 1978. – С. 248.
4. Стефанеко Н.А.. Литературное чтение: Методические рекомендации. 2 класс. – М.: «Просвещение», 2012
5. Кржижановский С. Читатель // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1925.
6. Лавлинский СП. Технология литературного образования. Коммуникатив-но-деятельностный подход. Учебное пособие для студентов-филологов.— М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 2003. — 384 с.
7. Методы и приёмы работы с ключевыми словами текста на уроках русского
языка и литературы : сборник методических рекомендаций. – Биробиджан : ОГАОУ ДПО «ИПКПР», 2017 – 48 с.