План рассказа повесть о разорении рязани батыем

Евпатий коловрат русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. кто это?

Евпатий Коловрат – русский былинный герой, о существовании которого споры не прекращаются вот уже в течение долгих десятилетий. Кто это? И был ли он на самом деле? За какие заслуги ему посвящают песни и устанавливают памятники?

В 1237 году на Рязанскую землю пришли войска Батыя. Их путь был достаточно легким, поскольку земли Руси были густонаселенными, и практически в каждом городе верховодили родственники – князья, боровшиеся друг с другом за власть. Эти распри и стали главной причиной того, что монголо-татары за несколько лет прокатились смертоносным перекати-полем по русским землям.

Легкомысленное отношение к опасным соседям привело к тому, что оборонительных сооружений на пути следования войска практически не существовало. Укрепляли только сами города.

Предыстория

Единственным серьезным письменным свидетельством существования Евпатия Коловрата считается «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она существует в нескольких версиях-списках, причем эти варианты изложения событий, хотя и имеют общие черты, разнятся в деталях. Например, в одних из них говорится о том, что Евпатий был боярином, в других – воеводой.

Падение Рязани

В момент, когда орды приближались к Рязани, Юрий Игоревич отправил своего брата (или племянника – тут вопрос тоже спорный) Ингвара Игоревича за помощью в Чернигов. Вместе с Ингваром отбыл и Евпатий. Историки считают, что Ингвар на самом деле к тому времени уже умер, и летописцы, писавшие «Повесть о разорении Рязани Батыем», просто ошиблись.

Как бы там ни было, Ингвар вернулся с Епатием Коловратом на Рязанскую землю и увидел там страшную картину: «…города разорены, церкви пожжены, люди убиты. И помчался во град Рязань и увидел город разорен, государей убитых и множество народа полегшего: одни убиты и посечены, другие пожжены, а иные в реке потоплены.»

Рязань была защищена десятиметровыми валами, на которых стояли дубовые стены с бойницами. Укрепления поливали водой, которая замерзала и делала город еще неприступнее. Люди бессменно вели сражение на стенах. Но защитников было мало, и силы их иссякали, тогда как войска ордынцев накатывались волнами – уставших и раненых воинов сменяли другие, отдохнувшие, сытые и подлеченные.

В итоге после пятидневного штурма город пал. Это произошло 21 декабря 1237 года.

Подвиг Евпатия

Вернувшийся на пепелище, Ингвар похоронил родственников и объявил траур (плач) по погибшим. Затем собрал полторы тысячи воинов, уцелевших за стенами Рязани, и отправился мстить обидчикам. Догнал он их под Суздалем и напал внезапно, с тыла. В этой битве особо отличился Коловрат. Он проехал сквозь войско ордынцев, разрубая врагов «до седла». Когда его оружие тупилось, он брал мечи врага и продолжал свой кровавый путь.

Батый послал биться с ним Таврула – брата своей жены. Этого персонажа также упоминают в былинном эпосе под именем Бахмет Тавруевич (Хоставрул). Он похвалялся привезти хану живого Коловрата. Однако Евпатий в бою «рассече его на полы до седла».

И после тяжкой битвы, один на один с самим Таврулом, богатырь не сдавался, и тогда монголо-татары в ход пустили самое тяжелое оружие – по́рок. Это катапульты, или баллисты, использовавшиеся в качестве осадного орудия. Снарядами служили тяжелые камни. Точность попадания у них чрезвычайно мала – значит, ордынцы не жалели своих для того, чтобы поразить такую важную «мишень». И им это в конце концов удалось.

Сам хан признал доблесть воина заслуживающей уважения: «И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего».

Он приказал захваченным в плен русичам отвезти тело на родину и похоронить с почестями.

Вопросы и еще раз вопросы

Часто возникает вопрос – был ли Евпатий христианином? В качестве аргументов приводятся, в частности, его имя и фамилия. Те, кто считает его язычником, указывают на коловрат – славянский языческий символ солнца, а также на то, что такого имени нет в Святцах. А после возникновения христианства на Руси у знатных людей вошло в моду давать детям «правильные» имена.

Противники этой теории считают, что Евпатий – видоизмененное имя Ипатий, и в святцах есть такой святой – Ипатий Гангрский. Фамилия же, по мнению прохристианских исследователей, свидетельствует лишь о воинских умениях. Коловрат – это разновидность русского арбалета.

Другие ученые считают, что Евпатий символизирует Русь, которая погибает, но не сдается врагу повести характерны черты эпических былинных песен XIII-XIV веков. То есть это произведение можно считать больше художественным, нежели историческим. Соответственно здесь присутствуют гипербола и символизм. Да и неточности с персонажами указывают на то, что рассматривать повесть в качестве серьезного исторического документа не стоит.

Но как бы там ни было, наверняка во времена нашествия Батыя встречались подобные подвиги и были люди невиданной силы духа. Благодаря им русские прославились как удивительный и заслуживающий всяческого уважения народ.

В 50 километрах от Рязани, на побережье реки Оки, находится одно их крупнейших и старейших городищ России — Старая Рязань. В XII–XIII веках город был столицей Великого Рязанского княжества, а также его экономическим и культурным центром.

Стольный город вел активную торговлю с другими княжествами и странами Востока и Запада. Сюда свозили драгоценные металлы, бусы, янтарь, изделия из хрусталя, вино и оливковое масло. Местные ремесленники трудились в кузницах, гончарных и бронзолитейных мастерских.

Окруженный со всех сторон огромными насыпями и стенами, город казался хорошо защищенным, почти неприступным. Однако, согласно «Повести о разорении Батыем Рязани», это не помешало монгольским ордам, во главе с полководцем Батыем, почти полностью уничтожить город зимой 1237 года. Спустя несколько веков о судьбе Старой Рязани напоминали только остатки гигантских оборонительных сооружений, а земли, на которых стоял древний город, стали использоваться как пашни.

Городище Старая Рязань

В наши дни уже ничего не напоминает о былом величии столицы Рязанского княжества. Из построек остались лишь массивные оборонительные валы и фундаменты древних церквей. Единственная историческая постройка на территории городища — руины Борисоглебского Собора, построенного в XIX веке и разрушенного во времена Советской России.

Городище Старая Рязань считается памятником истории федерального значения и находится под охраной государства.

Раскопки и находки

Первые находки совершали обычные крестьяне в конце XVIII — начале XIX веков, но целенаправленные раскопки Старой Рязани начались 1822 году. Тогда же был найден самый крупный и богатый из кладов, который теперь хранится в Оружейной палате Московского кремля.

С тех пор новые клады обнаруживали еще не раз. Так в 1878 году, во время очередных раскопок, была обнаружена бронзовая статуэтка, олицетворяющая одного из славянских идолов. Артефакт найден экспедицией под руководством выдающегося археолога А. В. Силиванова, на месте некогда стоявшего здесь Спасского собора. В дальнейшем находка была передана музею Рязанского кремля.

Последний из полностью сохранившихся кладов найден в 2005 году, в раскопанном жилище XIII века. Клад представлял собой ряд позолоченных ювелирных украшений — медальоны, ожерелья, подвески. В 2010 году на Северном городище был найден серебряный перстень с гравировкой.

Городище Старая Рязань

Помимо украшений и драгоценностей, на территории городища в разное время были найдены: первая в Старой Рязани берестяная грамота, каменная пластинка с именем ордынского хана, фрагменты посуды, следы ремесленного производства, денежные слитки. По количеству найденных кладов Рязанское городище занимает второе место после Киева. Большинство найденных предметов передано Рязанскому историко-архитектурном музее-заповеднику.

Находились и другие не менее интересные вещи. Так, в 2011 г. на территории посада найдены остатки завода по обжигу кирпичей (предположительно XVIII век), на котором производили кирпичи для возведения расположенной рядом Преображенской церкви.

Благодаря многочисленным раскопкам и исследованиям, которые продолжаются здесь и по сегодняшний день, археологам удалось найти фундаменты жилищ, ремесленных мастерских и укреплений, а также восстановить план застройки.

Городище Старая Рязань на google-панораме

Достопримечательности

  • Руины Борисоглебского собора, построенного на фундаменте одного из более древних рязанских храмов. В советские годы храм был разрушен почти до основания, осталась только арка из красного кирпича
  • Белокаменный памятный крест в честь святых Кирилла и Мефодия. Рядом с ним открываются потрясающие виды на Оку и Спасск
  • Алатырь-камень — лежащий на дне оврага валун белого цвета, якобы появившийся на свет в результате обрушения стенок оврага. В народе ходят множество баек о мистических свойств камня
  • Прошедшие через войны и столетия земляные валы. Они имеют высоту четыре метра и почти два километра длиной. Для создания такого огромного сооружения потребовалось огромное количество материальных и человеческих ресурсов
  • Родник в овраге Серебрянки

Городище Старая Рязань

В местечке Спасская Лука, что вблизи Старой Рязани, находится еще один археологический объект — полукруглое сооружение из 13 деревянных столбов, найденное на высоком холме. Возраст рязанского «Стоунхенджа», по оценкам некоторых ученых, составляет порядка 4 000 лет.

История

Первые упоминания о Старой Рязане датируются 1096 годом, тогда город населяли около 1 500 человек, среди которых были преимущественно земледельцы и ремесленники. Власть принадлежала князьям и городскому вече.

Начиная с середины XII века в Рязань начали активно стягиваться люди со всей Руси (со смоленских, ростовских, суздальских, приднепровских земель), так сформировалось Рязанское княжество. В это же время город начинают активно фортифицировать, так как Старая Рязань находилась на окраине Руси и вероятно часто подвергалась набегам со стороны кочевников.

Считается, что уже к началу XIII века город населяло около 8 000 людей. С ростом населения, росла и потребность в религиозных сооружениях, началось строительство церквей — Спасского и Успенского соборов.

Городище Старая Рязань

Разрушение города

По одной из версий, зимой 1237 года случилась катастрофа, повлекшая за собой почти полное разрушения города, — войска монгольского хана Батыя вторглись в столицу рязанского княжества и полностью разграбили её. В последующие годы набеги продолжались, с каждым разом заставляя всё больше людей покидать родные места. Постепенно, столичные, а затем и кафедральные функции были переданы Переяславлю-Рязанскому. Переяславль, согласно названию «перенял славу Рязани» к XIV веку.

Единственным рукописным источником, освещающим события тех лет, является «Повесть о разорении Батыем Рязани», поэтому трудно с точностью сказать, как развивались события после разорения города и по какой причине он окончательно опустел.

Городище Старая Рязань

Наши дни

Сегодня городище представляет собой большое заросшее поле, площадью около 70 гектаров, окруженное крутыми склонами оврагов и земляных валов. На первый взгляд может показаться, что кроме природных ландшафтов здесь уже ничего не осталось, но это не так. В результате археологических раскопок, начавшихся еще в XIX веке, были найдены фундаменты нескольких церквей и установлено расположение основных ворот города, также удалось найти немалое количество кладов с драгоценностями из золота и серебра.

Экскурсии на городище Старая Рязань

Посетить уникальную рязанскую достопримечательность можно в составе экскурсионной группы. Организованные поездки осуществляются только летом.

Стоимость обзорной экскурсии по маршруту Рязань — Старая Рязань + территория городища — 8 600 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров — 7 000 рублей.

Стоимость без доставки до места проведения экскурсии — 3 450 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров — 2 300 рублей.

На территории городища также проходит ежегодный Историко-патриотический праздник «Старая Рязань».

Панорама Городища Старая Рязань с высоты

Как доехать до городища Старая Рязань

Добраться до городища можно на машине по одному из маршрутов.

Первый маршрут лежит по трассе M5. Доезжаем до села Кирицы, за ним поворачиваем на Разбердеево. Отсюда дорога идет в Фатьяновку, перед которой будет поворот налево, прямо к городищу.

Второй маршрут лежит по Солотчинскому шоссе, через Спасск. Доехав до центра Спасска надо повернуть в сторону автовокзала и ехать до понтонного моста. Переехав мост надо повернуть направо. Далее ехать вдоль Оки, до Церкви Преображения Господня и выше по склону.

Координаты для навигатора: 54°23′59″N (54.399591), 40°25′43″E (40.428738).

На общественном транспорте добраться до городища можно автобусом Рязань — Исады, до села Фатьяновка, а также автобусом Рязань — Спасск. Далее пешком до парома через Оку, потом направо и вверх к городищу.

Если нет машины, но хочется доехать с комфортом, лучше воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Видео «Городище Старая Рязань с высоты»

План рассказа повесть о разорении рязани батыем

Irina

август 2018

Городище и его история впечатляют!

План рассказа повесть о разорении рязани батыем

Boris

август 2017

Внешне ничего особенного. Потрясает ощущение времени и незащищенности человека.

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие интересные места Рязани

Куда сходить и что посмотреть в Рязани

Полезные ссылки:

 ✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на booking.com. Более 2500 отзывов.

 ✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

 ✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Интегрированный  урок (история + литература)

Тема  урока: Монголо – татарское  нашествие.

Цели: достичь  целостного  представления  об  изучаемом  явлении,

событии, процессе,  которые  отражаются в  теме, разделе  программы;

познакомить  учащихся  с  монголо-татарским  нашествием  на  Русь.

Задачи: изучить  военный  аспект  противостояния  земледельцев  и

кочевников, раскрыть  военно-грабительский  характер  монгольских

завоеваний  и  героическую  борьбу  народных  масс  против  монголо-татарских   завоевателей;

    развивать   речь, мышление, исторические  знания;

    воспитывать  чувства  патриотизма, героизма.

Термины: хан, нукеры, нойоны, араты, курултай.

Оборудование: учебник, карта «Феодальная  раздробленность  Руси  в  

12 – 13 вв.», иллюстрации.

                                      Ход    урока

I.Организационный  момент.

II.Этап  актуализации  полученных   знаний:

а) работа  по  карточкам;

1. Древнейшая  русская  летопись  называется:

а) « Русская   Правда»;

б) « Повесть  о  вещем  Олеге»;

в) « Повесть  временных  лет».

2. Вервь – это

а) община;

б) веревка;

в) чудовище.

3. « Уроки  и  погосты» были  установлены:

а) Олегом;

б) Игорем;

в) Ольгой.

4. Кто  первым  крестился:

а) Владимир;

б) Игорь;

в) Святослав.

5. Первая  христианская  церковь  в  Киеве  — это

а) Десятинная   церковь;

б) храм  Святой  Софии;

в) церковь  Святого  Георгия.

6.Беспощадно  осуждает  княжеские  усобицы  автор:

а) « Повести  временных  лет»;

б) « Поучение  Владимира  Мономаха»;

в) «Слово  о  полку  Игореве».

б) фронтальный     опрос.

Учитель. Мы   закончили   изучать  раздел  «Русь  IX-XIIвв». Обратимся  к  страницам  истории. Вспомните  основные  события  этого   периода.

  — Когда  произошло  крещение  Руси?

  -Охарактеризуйте  значение  принятия крещения  на Руси.

  -Какие  литературные  произведения  Древней  Руси  вы  знаете?

  -К  чему  призывал   автор  «Слова  о  полку  Игореве»?

  -Назовите   причины  феодальной   раздробленности?

  -Покажите  на  карте  княжества, на  которые  была  раздробленна  Русь?

  -Как  междоусобные  войны  отразились  на   состояние   обороноспособ-

ности   Руси?

Итак,  мы   видим, что  к  XIII веку  Русь  была   раздроблена, ослаблена   и  

это  способствовало  огромному  военному   успеху   врагам   Руси.

    3. Этап   изучения   нового   материала.

   Перелистнем  страницу  истории. Мы  начинаем  изучать  новый  период  в

истории  России  «Русь  в   XIII-XVвв.». Сегодня  мы  рассмотрим  события   XIII века – «Монголо-татарское  нашествие».

    Цель  урока:  познакомиться  с  монголо-татарским  нашествием, выявить

причины   успешных  завоевательных  походов. Урок   необычный. Сегодня  мы  рассмотрим  материалы   исторических  событий   не  только  на   исторических   фактах, но  и  обратимся  к  источникам  художественной  литературы, с  которыми  вас   познакомит  учитель  литературы.

III.Объяснение  нового   материала. 

Рассказ.Учитель  истории.1. Рождение  Монгольской   империи.

   В  начале  XIIIв.  на  Русь  стали  доходить  слухи  о  появлении  где-то  на

востоке  мощной  державы  степных  кочевников.  Вскоре  грозная  опасность

встала  уже  у  русских  границ. Это  были  монголо- татары. Во  второй  по-

ловине XII-в начале XIIIвв. от  Великой  китайской  стены  до  озера  Байкал  жили  многочисленные  племена.  Монголы  были  одним  из  этих  племен.

Татары  были  другим  местным  племенем. Они  враждовали  между  собой,

но  позднее  татары  были покорены  монголами. Так  и  закрепилось  название  монголо- татары. Монголы  были кочевниками. Основой   их  хо-

зяйства  были  табуны  коней,  стада  рогатого   скота, поэтому  они   постоянно  нуждались  в  обширных  и  богатых   пастбищах. Среди  монголов  выделялись: вожди- ханы, племенные  старейшины- нойоны, прос-

тые   соплеменники   араты, отборная   гвардия — нукеры. Монголы  были  воинственны. Захват  пастбищ, уничтожение  других  народов, часто  становились  для  скотоводов   жизненной   потребностью, иначе  им   грозила  смерть  от  голода.

       2.Чингисхан – великий  хан (1204-1205гг.)

    У  каждого   народа  есть  свой  лидер, который  ведёт  за  собой. Таким

лидером  среди  монгольского  племени  был  хан  Тэмучен, впоследствии

прозванный  Чингисханом – т. е. великим  ханом. Об   этом  вожде   расска-

жут  нам  ребята, которые  получили  опережающее  задание.

   Учащиеся. В  конце  50-х  начале 60-х гг. XIIв.  одному из  монгольских  вождей  Есугэю  удалось   подчинить  своему  влиянию  основную  часть  монгол.  В  его  семье  родился    старший  сын  Тэмучэн, будущий  Чингисхан. Однако  Есугэй  недолго  был  наверху.  Враждовавшие  с  ним

татары  отравили  его,   и  объединение  Есугэя   распалось. Долгое  время  вдова  Есугэя  с  детьми  бедствовала, скиталась  по  степям,  но  подросшему  Тэмучэну  удалось  собрать  свою  дружину. К  1190г. когда  ему  не  было  и

тридцати  лет, удалось  подчинить  своему  влиянию  основную  часть  монгольских   племен  и  занять  трон  всех   монголов. В  эти  годы   он  показал  себя  отважным  воином,  смелым  до  безрассудства, отличался  беспощадностью  и  коварством  в  борьбе  с   врагом. Победив  врагов , он,

по  преданию,  варил  их  в  семидесяти  медных   котлах.

    Подчинив  себе  большую  часть  монголов, Тэмучэн  провёл  ряд  реформ.

Ввёл  десятичную  систему  организации  армии  и  всего  общества- всё  взрослое  население  делилось  на  тумены (тьмы) по  10  тысяч  воинов, тысячи, сотни  и  десятки. Десяток  совпадал  с  семьёй.  Во  главе  этих  от-

рядов, и  в  мирное  время  стояли  командиры. Суровыми  мерами   поддер-

живалась  железная   дисциплина; за  бегство  с  поля  боя  одного  воина  —  

смертью  наказывался  весь  десяток, вся  семья.

    На  курултае (съезде  вождей) в  1204-1205гг. Тэмучэн  был  провозглашён  Чингисханом  т.е. великим  ханом. Ему  удалось  объединить  монголов   в

единое  государство. Вскоре  была провозглашена  цель  монголов  —   завоевание   мирового  господства.

   В  1211г. Чингисхан  обрушился  на  Китай.  Он  использовал   в   управлении   опыт     и    знания  китайских  чиновников : привлёк  к  себе  китайских  учёных, военных  специалистов.

    Монгольская  армия  была  сильна  конницей , всадники  вооружены  лука-

ми  со  стрелами, саблями, копьями, арканами, китайскими осадными   стено-

битными  и   камнеметными  машинами, метательными  снарядами  с   горю-

чей  смесью, в  состав которой  входила  нефть.

   Чингисхан  располагал  превосходной  разведкой. Нередко  роль  разведчи-

ков  играли  посольства.

   В  1219-1220гг. Чингисхан  захватил  Среднюю  Азию, Иран, Азербайджан,

Северный  Кавказ, его  войска  появились  на  землях  половцев.

  3.Трагедия  на  Калке  1223г.

   В 1223году  монголы  вторглись  в  Половецкую   степь. Под  руководством

лучших  полководцев  Чингисхана – молодого  Джэбэ и  умудрённого  опытом  старого  Субэдэ. Половецкий  хан  обратился  к  русским  князьям  за  

помощью. Откликнулись  несколько  русских князей. Дали  согласие  киевс-

кий  князь  Мстислав  Святославич, а  также  князья   помельче. Юрий  Владимиро-Суздальский   направил  ростовский   полк, но   тот  не    успел

явиться. 31  мая  1223года   на   реке  Калке   произошла  битва. Но  не  было   согласованности   в   действиях   русских   князей:  они  не  имели  общего  

командования,  постоянно   спорили   между   собой. Мстислав  Киевский  стоял   со   своими   силами   на   одном   из   холмов   и   не  участвовал  в

битве.

    Половцы   дрогнули,  смяв  русские   рати. Монголы   перешли   в   нас-

тупление. Шесть   князей    были   убиты. Монголы   окружили  лагерь   князей,  не   участвовавших   в   битве. Три   дня   длилась   осада,  и   князья

сдались   после   того, как   монголы   обещали   сохранить   жизнь   дружинникам. Но   монголы   нарушили    обещание   и  перебили  русских   князей. Многие   из них  были   подвергнуты   мучительной   казни: их    связали,  бросили  на  землю,  сверху   положили   доски  и  устроили  пир,  слушая   стоны  умирающих.

   Учитель истории.Чем   на  ваш   взгляд, можно  объяснить  трагический  для  Руси исход  битвы  на  Калке?

   Учитель истории. 4. Вторжение  Батыя  на  Русь   1237-1240гг.

В  1227г.  умер  Чингисхан, завещавший  монголам  покорить   всю  землю.

Главной  силой  этого  был  Джучи, старший  сын  Чингисхана, но  он  незадолго  до  смерти  отца  умер. Главой   западного  улуса  стал  сын  Джучи  и  внук  Чингисхана  — Батый.

     Осенью, 1236 года, на  Волжскую  Болгарию  двинулось   огромное  войско  Батыя.  Её  города  и  селения  были  выжжены, жителей  перебили   и  увели  в  плен.

     В  декабре   1237года  Батый   подошёл  к  Рязанскому   княжеству. Рязан-

цы  послали  за  помощью   в   другие  земли, но  остались  с  врагом  одни.  21  декабря 1237г.  после  пяти  дней  осады   Рязань  пала.

Учитель    литературы.

   1.Аналитическая  беседа.

— Художественная   литература,  посвященная  событиям  отечественной  истории, можно  сказать , необозрима. И такое  историческое   событие, как

монголо-татарское  нашествие,  стало  сюжетом  многих  литературных

произведений. Скажите, как  вы  считаете, в  чём  разница  в   отражении  исторических  событий  в   исторических   документах   и     художествен-

ных   произведениях?

-Вспомните, в  каких  произведениях, изучаемых  вами  ранее  на  уроках  

литературы, встречается  тема  вторжения  хана  Батыя  на  Русь?

-Обратимся   к  «Повести  о  разорении  Рязани  Батыем». Что  вы  можете  сказать  о  её  авторе?

— Как  поступил   великий  князь  Юрий   Ингваревич  Рязанский, узнав  

«О   нашествии  хана  Батыя»?

— Как  принял  послов  хан  Батый? Какие   ещё  эпизоды  или   образы  повести  привлекли  ваше  внимание?

— Поработаем  с  текстом  повести, прочитаем  отрывок, в   котором  расска-

зывается  о  битве  ратников  князя  Юрия  Ингваревича  Рязанского  с  ордынцами   на   границе  земли  Рязанской.

2.Чтение  отрывка  из  повести  учащимся.

   « И  пошли  против  нечестивого  царя  Батыя, и  встретили  его  около  границ   рязанских. И  напали  на  него, и  стали  биться  с  ним  крепко  и  мужественно, и  была    сеча  зла  и  ужасна. Много  сильных  полков  Батыевых  пало. И  увидел  царь  Батый, что  сила  рязанская  бьётся  крепко  и  мужественно, и испугался. Но  против  гнева  божия  кто  постоит! Батыева  же  сила  велики  были  и  непреоборимы; один  рязанец  бился  с  тысячей; а  два – с  десятью  тысячами. Все   равно  умерли  и   единую  чашу   смертную  испили. Ни  один  из  них  не  повернул  назад, но  все  вместе   полегли   мертвые».

  « И  стал  воевать  царь  Батый  окаянный   Рязанскую   землю, и  пошел  ко  граду  Рязани.  И  осадил   град,  и  бились  пять  дней     неотступно. Батыево  войско   переменялось, а  горожане   бессменно   бились. И  многих  горожан  убили, а  иных  ранили, а  иные  от   великих  трудов  изнемогли. А  в  шестой  день  спозаранку  пошли  поганые  на  город – одни  с  огнями, а  другие  с  пороками,  а  третьи  с  бесчисленными   лестницами  —  и  взяли  град  Рязань  месяца  декабря  в  двадцать  первый  день. И  не  осталось   в  городе  ни  одного  живого: все  равно  умерли  и  единую  чашу  смертную  испили. Не  было   тут ни  стонущего, ни  плачущего  —  ни  отца  и  матери  о  детях, ни  детей  об  отце  и  матери, ни  брата  о  брате, ни  сродников  о   сродниках,  но  все  вместе  лежали   мертвые».

Учитель литературы:- Какие  слова  из  текста   подтверждают  мужество  и  героизм  русичей?

— Каковы  были  силы   хана  Батыя?

— Итак, мы  видим, что  ордынцы  превосходили  по  численности  рязанцев  во  много  раз.

 3. Чтение  отрывка  из  повести  учащимся.

  — Летописец  говорит, что  рязанцы  бились  пять  дней  неотступно.

Художник И. Дешалыт  на  картине «Падение  старой  Рязани  1237г.»

изображает  битву  защитников   Рязани  с  воинами  хана  Батыя.

Как  ни  мужественно  бились  русские  воины, хан  Батый  всё-таки  одержал  победу. Как  вы  считаете  почему?

— Поэт  Н. Языков, современник  и  друг  А.Пушкина, посвятил  подвигу

Евпатия  Коловрата  стихотворение. Послушайте  отрывок  из  стихотво-

рения.

4.Чтение  учителем  литературы  отрывка  из  стихотворения  Н.Языкова «Евпатий   Коловрат».

« Ты,  знаешь  ли,  витязь, ужасную  весть?-

В  рязанские  степи   вломились  татары!

Там   сильные  долго   сшибались  удары,

Там   долго  сражались  с   насилием  честь,

Но  все   победили  Батыевы   рати:

Наш   град-пепелище, и   князь   наш  убит!»

Евпатий  бледный   гонец  говорит,

И  страшно  бледнея, внимает  Евпатийй.

« О  витязь! Я  видел  сей  день   роковой:

Багровое  пламя  весь  град   обхватило,

Как  башня   спрямилось, как  буря, завыло;

На   стогнах  смертельный  свирепствовал  бой,

И   крики  последних   молитв  и   проклятий

В   дыму   заглушали   звенящий   булат-

Всё   пало,…и  небо   стерпело  сей  ад!»

Ужасно   бледнея,   внимает  Евпатий.

-С  каким  из  прочитанных  отрывков   из  повести  можно   сопоставить

это   стихотворение?

— Что  в  них   общего  и  в  чём   разница?

Учитель   истории.

Итак, Рязанское   княжество  было   разорено. Батый   идёт  на   Владимиро-Суздальское   княжество, покоряет  Москву  и   идёт   к  

Владимиру. Владимировский   князь  Юрий  Всеволодович  скачет  за

Помощью, оставив  в  городе   своих   родных. Монголы  подошли  к  

Владимиру 3 февраля 1238г. Посмотрите  на   картину  «Оборона  города  Владимира  от  монголо-татар»   Котлярова.

   Монголы   окружили  город  частоколом , установили  стенобитные  и  

камнеметные   машины. 6  февраля  им   удалось   пробить  дубовые   кре-

постные  стены, но   защитники  отбили  натиск. Утром  7   февраля  начался  решающий  штурм, сквозь  рухнувшие  во   многих  местах  сте-ны    воины  Батыя  ворвались   в   город  и  перебили  всех.

   4  марта  1238г.  произошло  крупное  сражение  на   реке  Сити, погиба-ет  здесь и  владимировский   князь.

   5  марта, после  двухнедельной  осады  монголы  взяли  маленький  город  Торжок   и   двинулись   в   сторону  Новгорода. Однако, в    ста

верстах  от  города, они  повернули  на  юг.

    Историки  предполагают, что  причиной  этому  была  начавшаяся

весенняя  распутица   и   большие  потери.

    По   дороге  в  южные    степи  много  хлопот   причинил   хану  Батыю

маленький   городок   Козельск   —  семь  недель  не   могли   взять  его.

«Злой  город»  —   так  прозвали  они  взятый  город  Козельск.

   В   1238г. набравшись  сил  в  причерноморских  степях, Батый  захватил

Чернигов, Переяславль. В  1240г.  подошёл  к  Киеву. Почти  все  киевляне  пали  под  стрелами  неприятеля, оказались  в  плену. Некому  было  оплакивать и   хоронить  погибших. Русь «стонала» от  боли, горе  было

всеобщим.

   В  1241г. Батый  прошёл  по  землям  Польши, Венгрии, Чехии,  и    в  

1242г.  повернул   назад  в  степи  и  в   устье  реки  Волга  основал  город

Сарай – Бату   —    станицу  западного  улуса  Монгольской  империи.

Учитель   литературы.

— Страшному  времени  монголо-татарского  нашествия  Н.Кончаловская

посвятила  такое  стихотворение:

Был  страшный  год, когда  все  страны

Боялись  больше, чем  огня,

Батыя  —  внука  Чингисхана,

Своё  соседство  с  ним  кляня.

Был  страшный  век, когда  монголы

На  Русь  лавиною  пошли,

В  осенний  день, по  степи голой,

Топча  сухие  ковыли.

Так  шла  чудовищным  потоком

На  Русь  монгольская  орда.

В  одном  стремлении  жестоком

Сжигать  и   грабить  города.

5. Самостоятельная   работа.

Создание   словесного  образа  Батыя. Работа  с  отрывками  из   древнерусской   летописи  « Повесть  о  разорении  Рязани  Батыем».

Задание: найти   слово  (или   слова), которыми  автор  характеризует  хана  Батыя.

« И   пошли  против  нечестивого  царя   Батыя, и  встретили  его  около   границ  рязанских. И  напали  на  него, и  стали   биться  с  ним  крепко  и  мужественно, и  была  сеча   зла  и  ужасна. Много  сильных  полков  Батыевых   пало. И  увидел  царь  Батый, что  сила  рязанская  бьётся  крепко   и  мужественно, и  испугался».

« И  некий  из  вельмож  рязанских  по  имени  Евпатий  Коловрат  был  в  то   время  в  Чернигове  с  князем  Ингварем  Ингваревичем, и  услышал  о  нашествии  зловерного  царя  Батыя, и  помчался   быстро. И  приехал  в  землю  Рязанскую, и  увидел  её  опустевшую, города   разорены, церкви  пожжены, люди  убиты».

« И  пришел  князь  Фёдор  Юрьевич  на  реку  на  Воронеж  к  царю  Батыя, и  принес  ему  дары, и  молил  царя, чтобы  не  воевал  Рязанской  земли. Безбожный  же, лживый  и  немилосердный  царь  Батый  дары  принял  и  во  лжи  своей  притворно  обещал  не   ходить  войной  на  Рязанскую  землю».

« Окаянный  же  Батый  дохнул  огнем  от  мерзкого  сердца   своего  и  тотчас  повелел  Олега  ножами  рассечь  на  части. И  был  он  второй  страстотерпец  Стефан, принял  венец  страдания  от  всемилостивого  бога  и  испил  чашу  смертную  вместе  со  всею  своею   братьею».

« И  увидел  царь  Батый  Олега  Ингваревича, столь  красивого  и  храброго, изнемогающего  от  тяжких  ран, и хотел  уврачевать  его  от  тяжких  ран  и  к  своей  вере  склонить. Но  князь  Олег  Ингваревич  ускорил  царя  Батыя  и  назвал  его  безбожным  и  врагом  христианства».

« И  услышал  великий  князь  Юрий  Ингваревич  об   убиении  безбожным  царем  Батыем   возлюбленного  сына   своего, блаженного  князя  Федора, и  других  князей, и  что  перебито  много  лучших  людей, и  стал  плакать  о  них  с  великой  княгиней  и  с  другими  княгинями  и  с  братией  своей. И  плакал  город   весь  много  времени».

« И  стал   воевать  царь  Батый  Рязанскую  землю, и  пошел   ко  граду  Рязани. И  осадил  град, и  бились    пять  дней   неотступно. Батыево  войско  переменялось, а  горожане   бессменно  бились. И  многих  горожан  убили, а  иных  ранили, а  иные   от  великих  трудов  изнемогали. А  в  шестой  день  спозаранку  пошли  поганые  на  город – одни  с  огнями, другие  с  пороками, а  третьи  с  бесчисленными  лестницами  —  и  взяли  град  Рязань  месяца  декабря  в  двадцать  первый  день».

Результат.

Хан   Батый —  безбожный, враг  христианства, немилосердный, лукав и  

немилостив, нечестивый, окаянный, жестокий, зловредный.

IV.Рефлексия.

Учитель  истории. Итак, мы   познакомились  с  темой «Монголо-татарское   нашествие», и  даже  нарисовали   словесный  портрет  Батыя.

Назовите  причины  успешных  завоевательных  походов   монголо-татарской   армии.

Реклама   книг.

Ученик. Если  вы   хотите  наиболее  подробно  познакомиться  с  истори-

ческими  фактами  монголо-татарского  нашествия, вы  можете  найти

нужные  материалы   в   двухтомном   издании  книг   Н. Карамзина «История   государства  Российского».

    В  трилогии   Василия  Яна   «Чингисхан», «Батый»  и   «К   последнему  

морю»  вы   познакомитесь   с   событиями, охватывающими  время  от    завоевания    Хорезма    Чингисханом  до   смерти  жестокого  завоевателя,

с  событиями  героической   защиты  Рязани   и  Киева, подвергшихся   беспощадному   разорению. Здесь  вы  встретите  и   доблесть, и   коварство и   любовь.

    С   древнерусскими   летописными   произведениями, рассказывающи-

ми   о   монголо-татарском   нашествии, вы  можете  познакомиться  в  

сборнике « Повести   древней   Руси» —  Л. А .Дмитриева, Н.В. Понырко.

Обязательно   прочтите   эти  книги!

V.ИТОГ.Учитель  истории. События, рассмотренные  на  уроке, это  только  начало   монголо-татарского  ига. Впереди    Русь  ждала  горькая   и   трудная  

судьба.

Ученик.          О, судьбы   Родины!

                   О, судьбы  Родины! Печальны  и   прекрасны!

                   Россия   шла    сквозь  ярмарки  и   казни

                   Вся  в   зное   войн, вся  в  заревах, как  в   зорях.

                   В  кольчугах  шла, в  кафтанах  и  камзолах.

                   Весёлая, насмешливая, злая,

                  От   широты  небес  до   маленького  злака,

                   Пропахшая  копытами  и    боем.

                   О, Родиною   каждый  тяжко  болен.

                   Её   купавами    и       куполами,

                   Её   свободами  и       кабалами,

                   Мой  взор  чего-то   упустить  боится,

                   История, смотрю  в  твои  бойницы.

                                                          М.Кожаева.

Оценка   учащихся.

Домашнее  задание: п.19,20  до   страницы  129, ответить  на  вопросы№1-3.

На чтение 5 мин Просмотров 40
Обновлено

Всем интересующимся древнерусской литературой советуем читать краткое содержание произведения «Повесть о разорении Рязани Батыем» – патриотического воинского сочинения, созданного в начале XIV в. Повесть посвящена реальному историческому событию – татаро-монгольскому походу на русские земли в 1237 г.

Главные герои

Евпатий Коловрат – могучий богатырь, состоящий на службе рязанского князя. Возглавив малочисленный отряд, Евпатий нанес большой урон татаро-монгольскому войску.

Юрий Ингваревич – рязанский князь, одним из первых погибший в ходе нашествия хана Батыя.

Батый – татаро-монгольский хан, начавший в 1237 г. масштабный поход на Запад, в результате которого разорению подверглись русские земли.

Краткое содержание

В 1237 г. хан Батый во главе несметного татаро-монгольского войска вторгся на Русь и подступил к Рязанскому княжеству. Он отправил послов к княжившему в Рязани Юрию Ингваревичу с требованием дани.

Юрий Ингваревич обратился за помощью к великому князю Георгию Всеволодовичу, но не дождался никакой поддержки. Владимирский князь намеревался в одиночку выступить против Батыя.

Тогда Юрий Ингваревич призвал к себе братьев Давыда Ингваревича Муромского и Глеба Ингваревича Коломенского, а также Олега Красного, Всеволода Пронского и еще несколько князей. Они стали думать, как избавить Рязанское княжество от опасности. Одновременно с этим Юрий Ингваревич послал к хану с щедрыми дарами своего сына Федора Юрьевича, который должен был попытаться уговорить Батыя пощадить Рязань и ее жителей.

Хан Батый вероломно пообещал, что обойдет княжество стороной. При этом он начал дерзко требовать, чтобы ему выдали знатных рязанских женщин и девушек в качестве наложниц.

В княжеском окружении нашелся один недоброжелатель Федора Юрьевича. Он посоветовал Батыю потребовать княгиню Евпраксию – жену Федора Юрьевича, славящуюся красотой.

Наглое требование хана возмутило молодого князя. Он смело заявил, что татаро-монголы смогут овладеть женщинами рязанцев лишь в том случае, если победят их в бою. Батый в ответ приказал казнить Федора Юрьевича и всех членов посольства.

В живых остался лишь один из любимых княжеских воспитанников по имени Апоница. Ему удалось спрятаться, а затем забрать труп Федора Юрьевича и похоронить его.

Апоница вернулся в Рязань и рассказал о трагедии Евпраксии. Узнав о гибели мужа, княгиня взяла на руки малолетнего сына Ивана и вместе с ребенком выбросилась из окна, разбившись насмерть.

Казнь сына Батыем глубоко опечалила Юрия Ингваревича. Рязанский князь понял, что договариваться с татаро-монголами бесполезно. Он стал спешно собирать войско.

Юрий Ингваревич обратился к рязанским воинам с проникновенной речью, призвав их не жалеть своих жизней в борьбе за родные земли и христианскую веру. Получив благословение от епископа, князь с братьями и соратниками выступил навстречу татаро-монголам.

На границе княжества состоялась жестокая битва. Рязанцы мужественно сражались, удивляя противника своей доблестью. Однако силы были слишком неравными. Каждому русскому воину противостояло несколько врагов.

В бою погиб Юрий Ингваревич, многие князья и все рязанские воины. Лишь Олег Ингваревич, получив множество ран, был захвачен татаро-монголами в плен. Батый был восхищен мужеством достойного противника. Он хотел вылечить Олега Ингваревича и сделать его своим военачальником. Хан стал уговаривать пленника принять веру татаро-монголов.

Олег Ингваревич гордо ответил, что никогда не отступится от веры отцов и не примкнет к безбожникам. Батый разгневался и приказал казнить князя.

Разгромив княжеское войско, татаро-монголы осадили Рязань. Все рязанцы встали на защиту города. После пятидневной осады захватчики пошли на решительный приступ. Использовав мощные стенобитные орудия и лестницы, татаро-монголы смогли захватить Рязань. Город пал двадцать первого декабря 1237 г.

Мать Юрия Ингваревича Агриппина вместе с другими женщинами из княжеской семьи пыталась укрыться в церкви. Татаро-монголы ворвались в святой храм и беспощадно всех перебили.

Батый устроил в Рязани кровавую резню, никого не оставив в живых. Полностью разорив город, он двинулся в дальнейший поход по русским землям.

Одни знатный рязанец по имени Евпатий Коловрат находился в это время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингваревичем. Узнав о нашествии Батыя, он во главе малой дружины спешно выступил на защиту города. Добравшись до Рязани, Евпатий с горечью увидел, что опоздал.

Коловрат пришел в ярость от вида многочисленных трупов, сожженных и разграбленных домов и церквей. Он собрал всех чудом уцелевших рязанцев и направился следом за татаро-монголами. Отряд Евпатия насчитывал всего лишь тысячу семьсот человек.

Рязанские воины догнали Батыя в суздальских землях и с ходу пошли в атаку. Небольшой отряд яростно налетел на татаро-монголов, как ураган. Рязанцы во главе с Евпатием с таким бешенством истребляли неприятелей, что у них тупились мечи. Хан пришел в ужас от этого неожиданного нападения.

Татаро-монголам удалось взять в плен пять тяжело израненных человек. Они заявили, что состоят в отряде Евпатия Коловрата, который служит князю Ингварю Ингваревичу. Князь послал своих людей, чтобы с честью встретить и проводить хана.

Узнав имя своего могучего противника, Батый выслал против него своего родственника Хостоврула, который пообещал доставить Евпатия живым. Однако в бою Коловрат убил Хостоврула и еще многих знатных татаро-монголов.

Отчаявшись одолеть рязанский отряд в битве, Батый приказал обстрелять его из камнеметных орудий. Татаро-монголы засыпали русских воинов тяжелыми камнями. Непобедимый Евпатий был убит.

Хан и все татаро-монголы отнеслись к мертвому богатырю с огромным уважением. Батый заявил, что мечтал бы иметь такого воина в своем войске. Тело Коловрата было выдано захваченным в плен рязанцам, которых хан приказал отпустить на волю.

В Рязань вернулся Ингварь Ингваревич и увидел, что город превращен врагами в руины, а тела его любимых братьев и всех рязанцев лежат в поле, терзаемые хищными зверями и птицами. Князь занял рязанский престол, повелел похоронить всех погибших и стал активно восстанавливать разрушенный город и наполнять его новыми жителями.

  • План рассказа портрет гоголь
  • План рассказа по литературному чтению 2 класс
  • План рассказа по картине на английском языке
  • План рассказа по колено ноги в золоте
  • План рассказа песчаная учительница