План рассказа повесть о петре и февронии муромских 7 класс

Краткое содержание повесть о петре и февронии муромских в городе муроме правил князь павел. к его жене дьявол прислал летающего

Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».
У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч. Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.
Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.
Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.
Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.
Наутро он проснулся здоровым — на теле была лишь одна язва, — но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.
Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.
Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.
Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.
На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом. Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.
Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.
Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем — что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.
Тела их положили в разных местах: Давида — у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию — в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.
Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.
Петр — муромский князь, один из главных героев «Повести». Имя героя является вымышленным, так как «Повесть» создавалась Ермолаем-Еразмом на основе местной народной легенды. В научной литературе принято считать, что в легенде за вымышленными именами муромских князей следует видеть реальных исторических; лиц. Чаще всего имена П. и его брата Павла (также один из героев «Повести») соотносят с двумя братьями — Владимиром и Давидом, правившими в Муроме после смерти их отца князя Георгия с 1175 по 1203 г. С 1203 (после смерти Владимира) по 1228 г. на княжеском престоле был младший брат Давид, а затем княжество перешло к его сыну Юрию. Согласно другой точке зрения, князя П. из «Повести» отождествляют с князем Петром, жившим в начале XVI в., который являлся родоначальником бояр Овцыных. Имя этой исторической личности известно только по родословной, составленной не ранее конца XVI в.
«Повесть» делится на четыре части. П. является действующим лицом во всех четырех частях. В первой части рассказывается история о том, как к невестке П. (жене его брата Павла) стал ходить змей в образе ее мужа. П., достав Агриков меч, убил змея, но его кровь, попав на тело П., вызвала тяжелую болезнь. П. покрылся язвами и струпьями. Этот эпизод «Повести» основан на фольклорном сюжете змееборчества Но наряду со сходством между князем П. и героями волшебных сказок можно обнаружить и различия. Например, князь П. не проходит предварительного испытания, а Агриков меч находит в церкви благодаря ангелу, явившемуся к наму в виде отрока. Главный герой «Повести» не проявляет своих черт (храбрость, ловкость, доброта). Напротив, является чудо, что, разумеется, ближе к житийным, нежели сказочным канонам. Другое отличие: герой сказки не колеблется, вступая в борьбу. П. же сомневается, так как змей принимает облик любимого брата. Поэтому герою «Повести» приходится сначала точно выяснить, где в это время находится князь Павел. И наконец, вместо вознаграждения, положенного герою волшебной сказки, князь П. получает болезнь. Такое завершение первой части мотивирует дальнейший ход повествование.
Во второй части главным действующим лицом является Феврония. Князь П. отправляется на поиски лекаря, и его слуга, случайно попав в деревню Ласково (сохранилась в Рязанской обл. до настоящего времени), встречается там с крестьянской девушкой Февронией. Феврония задает мудрые загадки слуге князя и остроумно отвечает на невыполнимые просьбы князя П. Затем Феврония соглашается вылечить П. с условием, что он возьмет ее в жены после выздоровления. Князь П., вылечившись, забывает о своем обещании и поэтому заболевает снова. Он вынужден опять обратиться к Февронии, и та окончательно вылечивает его, после чего главные герои женятся. Эта часть «Повести» также сопоставима с некоторыми сказочными сюжетами (в частности, с сюжетом о мудрой деве). Но при написании «Повести» автор, очевидно, использовал и местную легенду, которая до сих пор сохранилась в Рязанской обл., о том, как крестьянка деревни Ласково вышла замуж за муромского князя.
Муромские бояре, недовольные тем, что крестьянка стала княгиней, выгоняют Февронию из города. Получив разрешение взять «самое дорогое», Феврония уводит с собой мужа. Оставшись без князя, бояре не могут справиться с управлением княжеством и просят Февронию вернуться.
Последняя часть «Повести» связана со смертью князя и княгини. Постригшись и поселившись в монастыре, супруги договорились умереть в один день и завещали похоронить их в одном гробу. Чувствуя, что умирает, П. послал к Февронии сказать, что время пришло. Его жена вышивала воздух (покров на сосуд со святыми дарами на престоле в церкви) и попросила мужа не умирать, пока она не закончит дело. П. еще раз послал сказать, что ждать больше не в силах. Тогда Феврония, не дошив воздух (т. е. отложив богоугодное дело), умерла вместе с мужем, в один час. Их похоронили раздельно, в мужском и женском монастырях, но на следующее утро обнаружили, что тела их лежат в одном гробу. Люди несколько раз пытались положить их отдельно, но затем поняли, что это Божественное чудо, и похоронили П. и Февронию вместе. В последнем рассказе подводится итог взаимоотношений между П. и Февронией. Благодаря мудрости, такту, благородству Февронии супруги прожили счастливую жизнь и в конце ее пришли к полному согласию. Здесь ведущим персонажем является Феврония, а П. как бы в очередной раз подвергает ее испытанию: она должна выбрать между прямым служением Богу (вышивание воздуха) и любовью к земному человеку, верностью своему слову. И в целом в «Повести» П. как герой не отличается активностью, а лишь совершает ошибки, которые исправляются благодаря мудрости Февронии.
Феврония — главная героиня «Повести». Необычность ее заключается прежде всего в том, что она, являясь героиней жития, сама действует исключительно активно. На первый план выдвигаются ее личные достоинства: ум, благородство, кротость, благодаря которым она самостоятельно с честью выходит из различных жизненных коллизий и конфликтов. Ф. — один из немногих персонажей др.-русск. литературы, которые поднимаются вверх по социальной лестнице (опять же только благодаря личным достоинствам, и прежде всего уму), нарушая при этом средневековые представления об иерархии: дочь древолаза (собирателя дикого меда) становится женой князя (в подобные ситуации достаточно часто попадают герои фольклора, но не литературы). Но странным образом изменение общественного положения героини не нарушает общей гармонии в мире людей. Напротив, сама Ф. создает эту гармонию вокруг себя.
В первой части «Повести» Ф. не участвует в действии. Сюжет второй части можно сопоставить с сюжетом сказки о мудрой деве. Обычно в этой сказке повествование построено на том, что человек высокого социального статуса (царь, князь, барин) вынужден решать какую-либо трудную задачу. Неожиданно эту загадку решает девушка-крестьянка. Царь или барин состязаются с ней в мудрости, мужчина в итоге признает превосходство женщины над собой и берет ее себе в жены. На сюжетном уровне «Повесть» и сказка похожи, но в «Повести» речь идет о состязании не только в сообразительности, но и в благородстве: Ф. держит свое слово и исцеляет князя, а тот нарушает его, заранее решив обмануть дочь древолаза. Желая откупиться от Ф., князь Петр посылает ей дары, но Ф. отвергает их. После этого следуют повторная болезнь Петра и его полное исцеление. Таким образом, высокомерие Петра оказывается побежденным кротостью и благородством Ф. В «Повести» обращает на себя внимание не только сам факт исцеления, но и то, каким образом оно совершается: Ф. лечит Петра специальной мазью (исцеление наступает в результате использования мази, а не благодаря Провидению, что нетипично для средневековой литературы и, видимо, отражает новый взгляд на самостоятельность личности человека), т. е. она не только мудра, но и обнаруживает знахарские знания и способности.
В третьей части «Повести» описывается конфликт между муромскими боярами и Ф. Здесь можно провести фольклорную сюжетную параллель: мудрая дева, выйдя замуж, нарушает запрет мужа не вмешиваться в его дела, за что тот выгоняет ее, разрешив взять самое дорогое. Героиня уводит с собой мужа и объясняет, что поступила так, как он ей разрешил. Таким образом, она еще раз доказывает свою мудрость, и конфликт между супругами мирно разрешается. В сказке напряженность создается тем, что героиня должна остроумно переиграть своего партнера. Конфликт же.Ф. с боярами возникает из-за того, что они недовольны крестьянскими привычками Ф. Князь Петр самоустраняется от решения этого конфликта, предоставив жене решать их дальнейшую судьбу. Правда, он вскоре начинает сомневаться в правильности своего поступка — оставления княжества ради жены. Ф., в отличие от героини сказки, должна не перехитрить мужа, а убедить его преодолеть сомнения. Следовательно, повествование держится на описании взаимоотношений между главными героями, где Петр всегда проявляет отрицательные качества или пассивность, а Ф. разрешает любую ситуацию самостоятельно.
В четвертой части, когда герои умирают, Ф. опять делает правильный выбор, теперь уже между богоугодным делом (вышивание воздуха) и любовью к мужу (Ф. держит свое обещание умереть в одно время с Петром). Правильность выбора подтверждается чудом: тела князя и княгини оказывались по воле Бога в одном гробу вопреки стараниям людей, которые пытались похоронить их по отдельности. Этим актом подтверждается правильность поступков героев и их святость.
Герои «Повести» и сюжет ее в несколько искаженном виде упоминаются, например, в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник».

Тема: «Гимн любви и верности».

Жемчужина древнерусской литературы – «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Цель: познакомить обучающихся с жемчужиной древнерусской литературы – «Повестью о Петре и Февронии Муромских», помочь увидеть идейно-художественное своеобразие повести и жизненные ценности, утверждаемые в ней.

Задачи:

  1. Выявить особенности жанра древнерусской повести.

  2. Формировать умение выделять тему и идею произведения.

  3. Совершенствовать навыки анализа текста.

  4. Развивать навыки выразительного чтения и пересказа.

  5. Воспитывать школьников в духе уважения к семейным ценностям.

Методические приемы:

Комментарии учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, словарная работа, пересказ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Приложение: компьютерная презентация.

Эпиграф к уроку:

Любовь долготерпит, милосердствует, Любовь не

завидует, любовь не превозносится, не гордится, …не

ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется

неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему

верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не

перестает…

Апостол Павел.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Проверка готовности учеников к уроку.

  2. Актуализация знаний.

Дома вы прочитали «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которая была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем – Еразмом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии Муромских» была особенно популярна у русских читателей того времени. Это было одно из самых любимых, самых читаемых произведений древнерусской литературы. До нас дошло полторы сотни его списков, это значит, что повесть много раз переписывалась, широко распространялась в разных краях русской земли.

  • Чем же история жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии привлекала читателей?

Герои её — исторические лица, княжившие в Муроме в начале XIII века, до 1228 года жившие на муромской земле, где сейчас покоятся их останки. Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей.

Главной идеей сегодняшнего урока является следующее: Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию. 

  • Обсудим эпиграф к уроку:

  • Как вы понимаете слова апостола Павла в свете прочитанной вами «Повести о Петре и Февронии Муромских»?

  1. Определение проблемы урока.

  • Почему Петр и Феврония особо почитаемы Православной Церковью?

  • Почему они причислены к лику святых?

  • В чем заключается их подвиг?

  • Какой урок они преподносят нам?

  • Какие качества святые являют всем, кто хочет построить свои отношения с близким человеком?

Проблемный вопрос:

    • Предположите, какую связь с уроком имеет это фото?

IV. «Соколиный глаз» (определение уровня читательского восприятия): ответьте на вопросы:

1.В какое село отправился слуга в поиске лекаря?

2.Где находился Агриков меч? Каково его назначение?

3.Какое условие поставила Феврония перед лечением князя?

4.За что бояре невзлюбили девушку?

5.Зачем приказала не все струпья помазать?

6.Что оказалось в ладони Февронии после обеда?

7.Что предлагали бояре Февронии вместо мужа?

8.Почему бояре перебили друг друга?

9.Чьей была дочерью Феврония?

10.Что вышивала Феврония пред смертью?

V. Осмысление темы урока:

  • Чем интересна повесть?

  • Что она напоминает?

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» близка к фольклорным жанрам: сказка, былина. Но с развитием сюжета образы Петра и Февронии все больше приобретают черты русских святых, а финал повести – классический образец житийной литературы.

  • Житие — произведение о святых, государственных и религиозных деятелях, чья жизнь и поступки расценены как образцовые. (Запись в тетрадях)

  • Определение композиционных элементов повести.

Работа в группах: найти в произведении элементы жития и элементы сказки. Результаты оформим в таблицу:

Сказочные Житийные

  • Какова же главная тема повести?

  • Порассуждаем:

О чем свидетельствуют загадки Февронии? Что автор намеренно хочет подчеркнуть в ней?

  • Прочитайте в повести загадки Февронии.

— Найдите ответ на первую загадку. На вторую, на третью.

— С какой целью автор использует их здесь? (для характеристики мудрой девы. Вместе с гонцом князя читатель восхищается умом девушки, красотой её загадочной речи, глубиной мысли).

— Какие еще приведете примеры, подтверждающие мудрость героини?

— Знала ли она, что князь обманет ее в первый раз?

  • Расскажите, приводя подтверждение из текста:

1. Как жили молодые после замужества?

2. Как вы понимаете выражение «благочестиво и праведно»?

3. Какой выбор делает Петр между женой и троном? Как это его характеризует?

4. Почему его попросили вернуться?

5. Как княжили после возвращения? Чего не любили в общественном укладе?

6. Какой пример подавали своим правлением?

7. Согласны ли вы с позицией автора, что этот брак совершился на небесах…  Как об этом говорит автор? Прочитайте.

8. Что помогает Петру и Февронии преодолеть все неприятности? (Жизнь по законам Божиим).

9. В чём же находит своё высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Умирают в один день и час и не разлучаются после смерти).

10. Какое чудо неоднократно совершалось после их смерти? (Они оказывались в одном гробу).

11. Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и даже смерти?

VI. Закрепление.

  • Нравится ли вам Феврония? Да или нет, почему?

Д.С. Лихачев отмечал:

«Животворящая сила любви Февронии так велика, что жердья, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зерна священного ладана. Она настолько сильна духом, что разгадывает мысли встреченных ею людей. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра».

Слово учителя.

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком.

После смерти Петр и Феврония были канонизированы, т.е. причислены к лику святых. С тех пор святые благоверные Петр и Феврония почитаются русским народом хранителями семейного счастья, образцами супружеской верности.

  • Вспомним фото, которое я показывала в начале урока.

8 июля Православная  церковь чтит  святых  Петра и Февронию, и именно этот день считают   днем влюбленных в православии, именно в этот день отмечается всероссийский День семьи, любви и верности. А ромашка стала символом этого праздника.

Немало людей совершают паломничество в Муром: и те, кто только решили вступить в брак, и те, кто только пришел поблагодарить этих святых за покровительство в их семейной жизни или попросить об их молитве перед Господом о даровании семейного лада и счастья.

В Троицком монастыре города Мурома в Храме Вознесения Господня  хранятся мощи святых Петра и Февронии. Здесь же и покров с их изображением. В этом же храме есть ещё одна святыня — икона благоверных князя Петра и княгини Февронии. Она оберегает семьи от несчастий, является покровительницей любви и брака и почитается верующими как символ супружеской любви и верности.

VII. Итоги урока. Рефлексия.

— Над чем заставило вас задуматься это произведение?

Слово учителя.

В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, — оказываются единством. 

Будем помнить об этом!

Поклоняемся вечным святыням,
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне-
Мир жестокий спасет красота.

VIII. Домашнее задание: выразить письменно собственное отношение к кому-нибудь из героев «Повести».

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Журнал «Воспитание школьников», № 10, 2008 г.

  2. Журнал «Духовно-нравственное воспитание», № 6, 2008 г.

  3. Православная энциклопедия.

  4. Б.И. Турьянская. Литература в 7 классе. Урок за уроком.

Слайд 1

Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя Д. С. Лихачёв.

Слайд 2

“Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма .

Слайд 4

Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.) Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения ( сказка, рассказ, драма и т.п.)

Слайд 5

Жанры древнерусской литературы летопись повесть слово апокриф хождение житие-прославление жизни святого (агиография)

Слайд 6

Основа Житий реальные биографии исторических лиц

Слайд 7

НО! Идеальные образы создавались так:

Слайд 8

условные биографии в соответствии с традиционной схемой:

Слайд 9

1. рождение от благочестивых родителей 2. раннее монашество 3. религиозный подвиг 4. блаженная кончина и чудеса у гроба 5. похвальное слово святому

Слайд 10

Каковы же обязательные элементы жития святого? Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого. Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

Слайд 11

Сюжет жития Особенности изображения святого В основе сюжета — рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви. В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он — избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.

Слайд 12

Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: повесть, сказка? житие? “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма . Найдите в произведении черты жития или элементы сказки.

Слайд 13

Работа в группах Черты жития 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр — благочестивый, святой; Феврония — святая, преподобная, преблаженная , блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

Слайд 14

Признаки сказки 1. Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая — на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой — змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

Слайд 15

В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.

Слайд 16

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

Слайд 17

Тема Идея Пафос Тема — история любви , а не жизнеописание святого, нет описаний страданий. Тема идеальной супружеской жизни в миру и муд — рого управления государством. Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь — это великое, всепобеждающее чувство. Пафос — утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого. В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

Слайд 18

Композиция Первая часть — повествование о подвиге Петра. Какой подвиг он совершил? Он отыскивает чудесный меч и бесстрашно вступает в схватку с врагом. Перед нами — тип поведения мужчины-христианина в критической ситуации: он не задается вопросом, стоит ли защищать брата-князя, беззащитную женщину и само княжество, раз пришла беда, его удел — борьба. Недаром Петр в поисках чудесного меча обращается к Богу, и именно в храме чудесный отрок (ангел) указывает на местонахождение оружия — в алтарной церковной стене. . Иными словами, меч освящен и храним Божиими силами.

Слайд 19

Меч-кладенец Агриков меч Меч-кладенец — наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Мечом-кладе нцом многие богатыри Убивализлобных и опасных змеев.

Слайд 20

Вторая часть — повествование о подвигах Февронии, дочери простого рязанского древолазца (бортника).

Слайд 21

Выделите основные эпизоды в произведении Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.

Слайд 22

Анализ эпизода Композиция эпизодов Композиция первого рассказа повести: Зачин : змей летает к жене князя Павла. Завязка : выясняется, что убить змея может только князь Петр. Он должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка : после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка : князь Петр заболевает.

Слайд 23

Работа в группах Составьте композиционные планы других эпизодов и подготовьте их сжатый пересказ Композиция третьего рассказа: Зачин : бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка : бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. В пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка : на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка : Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих.

Слайд 24

Как вы представляете жизненный путь князя Петра? Пётр проходит в повести сложный путь духовного обновления. Путь исцеления главного героя «Повести» может быть представлен следующей парадоксальной, казалось бы, схемой: жениться = смириться = исцелиться душой = исцелиться телом. Действительно, герой одерживает победу над внешним злом мира, воплощённым в образе змия-искусителя, во имя чести брата, а святой — над внутренним злом гордыни во имя достоинства человека, всякого человека, человека как такового.

Слайд 25

Какой главный подвиг совершил Пётр во второй части повести? Вторая часть посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. “Развитие сюжета повести — это ступени, этапы постепенного нравственного прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей в мир вечных истин” Н.С. Демкова.

Слайд 26

Как помогла Февронья Петру одержать духовную победу? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе: не случайно она предстаёт при первой встрече занятой ткачеством, а перед смертью занята вышиванием, это косвенно подчёркивает её связь с судьбой. Но её всеведение обеспечено не колдовским даром, а силой любви. Как пишет академик Д.С. Лихачёв: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа — князя Петра” .

Слайд 27

Смысл притчевого эпизода жития — “чудесное оживление обрубков” Что символизирует этот эпизод? Буквальный смысл этого эпизода заключается в подтверждении чудодейственного дара святой девы Февронии, ибо действует она не по своему разумению, а по Божьему соизволению. Аллегорический — свидетельствует о том, что изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула и княжеской власти, как возвращается жизнь обрубкам. Символический , вбирающий другие значения, указывает на то, что, всё потеряв в жизни сей, Пётр и Феврония обретут жизнь вечную, ибо смерть для них — это путь к бессмертию. И всё-таки до последнего предела чудо это так и остаётся тайной.

Слайд 28

Пётр и Феврония , избравшие друг друга раз и навсегда, умолили Бога, “чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку”.

Слайд 29

“Неразумные люди” этого, конечно, не поймут и попробуют похоронить отдельно, ибо незадолго до смерти Пётр и Феврония приняли монашество, а следовательно, дали обет безбрачия. Но Бог судил иначе. “И снова утром оказались святые в едином гробе”, — торжествуя, повторит Ермолай-Еразм . Великая сила удерживает их в едином поле Любви.

Слайд 30

Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

Слайд 31

Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

Слайд 34

Тест И когда хотели слуги грузить их имущество с берега на суда, из города Мурома пришли вельможи и стали говорить: «Господин князь! От всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, не оставь нас сиротами и возвращайся на отчий престол. Многие вельможи погибли в городе от меча. Каждый из них хотел править, и сами себя губили. А оставшиеся в живых вместе со всем народом молят тебя, говоря: господин князь, прогневали мы тебя и раздражили, поскольку не хотели, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими женами, ныне же мы, со всеми домами своими, рабы ваши, и хотим вас, любим и молим, не оставьте нас, рабов своих!» Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

Слайд 35

А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по годам 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью 4) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. А2. Что произошло после того, как князь и княгиня Муромские покинули Муром? город стал процветать в городе начались междоусобицы 3) ничего не изменилось 4) в город ворвались враги.

Слайд 36

А3. Объясните значение слова «тленные». А4. В словосочетаниях «были милостивыми», « блаженный князь», «блаженная княгиня», « богатств тленных», « истинными пастырями» выделенные слова являются: 1) метафорами 2) олицетворениями 3) эпитетами

Слайд 37

Задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя их, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик Б1. Какой эпитет использует автор для характеристики Петра и Февроньи ? Раскройте значение этого слова. Б2. Как вы понимаете смысл слов: «Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью»?

Слайд 38

Светлана Николаевна Мищенко АВТОР ПРЕЗЕНТАЦИИ: Это произведение из разряда `вечных`, к тому же оно программное. Обычно уроки проходят интересно, а семиклассники — люди вполне взрослые, чтобы оценить глубину повести.

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация к уроку литературы в 7 классе на тему «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

План рассказа повесть о петре и февронии муромских 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

План рассказа повесть о петре и февронии муромских 7 класс

2 слайд

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Описание слайда:

Повесть о Петре и Февронии Муромских

3 слайд

Цель урока: Познакомиться с произведением древнерусской литературы. Определит

Описание слайда:

Цель урока: Познакомиться с произведением древнерусской литературы. Определить проблематику повести. Выявить новаторство Ермолая- Еразма в создании характера героини. Расширить понятие эпизода эпического произведения. Развивать аналитические умения и письменную речь.

4 слайд

Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа

Описание слайда:

Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного. А. С. Дёмин

5 слайд

Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, к

Описание слайда:

Повесть была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом настоятелем собора Спаса на Бору в Москве, а потом монахом. Это не единственное его сочинение, но «Повесть о Петре и Февронии» была особенно популярна.

6 слайд

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века

Описание слайда:

Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале Xlll века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

7 слайд

Основные особенности повести Повесть похожа на житие, но содержание произведе

Описание слайда:

Основные особенности повести Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития. Начало повести напоминает волшебную сказку.

8 слайд

Найдите признаки жития и волшебной сказки в произведении, составьте таблицу

Описание слайда:

Найдите признаки жития и волшебной сказки в произведении, составьте таблицу

9 слайд

Заполнить таблицу:

Описание слайда:

Заполнить таблицу:

10 слайд

Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характ

Описание слайда:

Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости. Тема – история любви. Идея произведения заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

11 слайд

Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

Описание слайда:

Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

12 слайд

8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудот

Описание слайда:

8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

13 слайд

Домашнее задание 1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодо

Описание слайда:

Домашнее задание 1.Подготовить пересказ (инсценировку, киносценарий ) эпизодов повести. 2. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?

14 слайд

Работа с текстом произведения (выполнение и проверка домашнего задания) основ

Описание слайда:

Работа с текстом произведения (выполнение и проверка домашнего задания) основные эпизоды повести: 1.Проделки дьявола 2.Отчего смерть змея приключится. .3.Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. 4.Агриков меч найден. 5. Змей убит. 6.Мудрая девушка из села Ласково. 7.Условие Февронии и исцеление.

15 слайд

8. Заговор против княгини Февронии. 9. «Дайте то, что я прошу!» 10. Прозорлив

Описание слайда:

8. Заговор против княгини Февронии. 9. «Дайте то, что я прошу!» 10. Прозорливость Февронии. 11. Возвращение в Муром и счастливое княжение. 12. «Приспело время преставления». 13.Чудеса с телами Петра и Февронии.

16 слайд

Анализ эпизода эпического произведения 1) Озаглавить эпизод. 2)Указать, какое

Описание слайда:

Анализ эпизода эпического произведения 1) Озаглавить эпизод. 2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении( в начале, в конце, главный или незначительный) 3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета. 4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.

17 слайд

6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно. 7)Язык

Описание слайда:

6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно. 7)Языковые особенности эпизода — анализ средств языка, используемых автором. 5)Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль .

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

План рассказа повесть о петре и февронии муромских 7 класс

  • Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов

План рассказа повесть о петре и февронии муромских 7 класс

  • Сейчас обучается 328 человек из 65 регионов

План рассказа повесть о петре и февронии муромских 7 класс

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация может быть использована на уроке литературы в 7 классе при изучении повести древнерусской литературы о Петре и Февронии Муромских.

Повесть о Петре и Февронии Муромских — это красивая история  любви крестьянской девушки и князя-любви сильной и непобедимой.

Цель: раскрытие идеи всемогущества любви и её воплощение в » Повести…», определение нравственного облика человека Древней Руси.

 В презентации изложен материал по истории написания написания повести. Указаны основные особенности древнерусской повести, тема, идея произведения.

Учащимся предлагается заполнить сравнительную таблицу: указать признаки сказки и черты жития в повести.

Проверен экспертом

Общая информация


Номер материала:

ДБ-1372304

Вам будут интересны эти курсы:

Слайд 2

Слайд3

Слайд4

Слайд 5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд 9

Слайд 10

  1. Изучение новой темы.
  1. Слово учителя, сообщение темы и целей урока.

Про Петра и Февронию Муромских

Много славных имен на Святой на Руси,
Много сказано былей – кого ни спроси,
И меж былей жива – не крива, не стара –
Про Февронью-жену и супруга-Петра.

…Петр в Муроме-граде на княжестве был,
И мечом неприязненна Змия убил.
А Февронья, что с юности стала мудра,
Врачевала великие раны Петра.

Многократно просили бояре Петра –
Мол, простую крестьянку – гони со двора,
Знатну дочь близ себя посади на престол!..
Князь послушал бояр… и из града ушел…

И челом ему били громадою всей:
Возвращайся, о княже, с женою своей!
И во Муроме правь до скончания дней,
Коли столь неразлучна душа твоя с ней.

И в любви благодатной – к успению лет
Дали Петр и Февронья взаимный обет,
Будто в каменну вместе возлягут кровать,
Где вдвоем – до Страшного Суда – почивать.

И свершилось заветное: праведным сном
Опочили согласно во гробе одном.
А народ – по земному уму порешил,
И усопших немедля разнять поспешил.

В усыпальницу князеву – князя снесли,
А жену его – в скит, на погост отвезли.
Но в канун погребенья – всех весть потрясла:
Снова в каменный гроб воротились тела.

Оттого это сталось, что мертвую плоть
Сочетал – словно души – Всесильный Господь.
Оттого это сталось, что верен завет:
Смерти нет для любви – только свет, только свет!

Смерти нет, смерти нет!.. И века напролет
К обоюдным останкам болезный народ
Исцеляться приходит, и Славу поет.
Потому что любовь никогда не прейдет!

Потому что любовь – паче смерти – для всех,
Кто уверовал в вечную жизнь в небесех!

                           Матвей Славко,  лирник

        

 Сегодня на уроке мы с вами будем работать над жемчужиной древнерусской литературы, созданной в конце 40-х годов XVI века и относящейся к муромо-рязанскому  циклу, «Повестью о Петре и Февронии».

    Анализируя это трогательное сказание, мы поговорим об  отношениях между людьми, подумаем, какие человеческие качества ценились в это время на Руси, какие нравственные идеалы ценны и поныне.

    Жизнь семейной четы, описанная в данной повести  — это история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи

Итак, перед нами «Повесть о Петре и Февронии».

  1. Сообщение  ученика  об авторе и исторической основе повести.

       Написана эта повесть выдающимся писателем и публицистом Ермолаем  (фамилия до нас не дошла). Автор повести был сначала священником в Пскове, занимался литературным творчеством, затем он стал  протопопом (настоятелем собора) дворцового Собора Спаса на Бору в Москве, а в 1560-е годы постригся  в Пскове в монахи, приняв имя Еразм.

К  созданию «Повести о Петре и Февронии» Ермолай — Еразм   приступил по предложению митрополита Макария в связи с соборной канонизацией муромских святых в 1547 г.

Петр и Феврония – исторические личности.  Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково, которое упоминается в повести, существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солодча, откуда родом была Феврония.

Ермолай-Еразм  литературно обработал местные предания и создал повесть.

  1. Работа над таблицей.

—   Но, как известно, митрополит Макарий не включил заказанное им житие в библейский сборник «Великие Четьи — Минеи» (ежемесячные чтения). Почему? Ответить на этот вопрос мы попробуем через составление таблицы.

 —  Найдите в изучаемом произведении черты сказки, жития, повести (заполняется по ходу обсуждения)

Сказка

Житие

Повесть

Сказка — произведение устного народного творчества               о вымышленных событиях,       с участием волшебных, фантастических сил.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых,

 их деяний.

Жития имели определенную структуру.

По́весть — прозаический жанр, тяготеющий

к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

—  Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»

 —  Не указано точное время, оно   отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро».

  —  Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе,  вторая – на сказку о мудрой деве.

 —  Есть волшебные вещи: агриков меч.

 —   Добро побеждает зло  (Пётр победил змия).

 —  Загадки и  хитроумные испытания.

 —  Постоянные эпитеты (лукавый змей, блаженный князь,  мудрая дева);  повторы  (два раза исцелялся, три раза посылал к жене перед смертью).

—  Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания,

через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).

 —  Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.

 —  Герои  живут по «заповедям Божьим,  в  трудную минуту обращаются к Богу.

 —  Необычная смерть и посмертные чудеса (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час,  не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов).

—  Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Феврониисломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).

—  Достоверность «Повести…» придают названия  конкретных  мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

 —  Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в  1228 году).

 —  В центре произведения  —  образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные  испытания.

 —  В повести отражен один из острейших конфликтов  XVI века — история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

—  Итак, каков жанр у этого произведения? Можно ли назвать это произведение житием?  

(Делается вывод по определению жанра: в этом произведении есть и элементы сказок, и элементы жития, и элементы исторической повести.

Это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера).

 — Так почему же это произведение не было включено в сборник? (Нетрадиционный характер житийной «Повести о Петре и Февронии», фольклорные мотивы, ее лаконизм, отсутствие этикетных черт делал ее, очевидно, неподходящей для агиографических канонов XVI в.)

  1. Беседа по вопросам.

   Забракованное для официальной книжности произведение наперекор цензуре оказалось излюбленным чтением современников Ермолая-Еразма  и их потомков. Оно распространилось в огромном числе списков и в нескольких редакциях.

Мы с вами знаем, что Петр и Феврония не случайно стали героями повести. Князь Петр для писателя – воплощение справедливой княжеской власти: рассказав о правлении князя Петра, автор показал, какой должна быть эта власть.

 Но разве всегда Петр поступал по совести? Разве не вызывал осуждения?        

(Не женился сразу на Февронии, стал ее испытывать, когда жены бояр  стали наговаривать на нее, например, про крошки, которые она собирает).

— Так почему же автор делает Петра главным героем?

(Петр раскаялся, исправил свои ошибки, он вел праведную жизнь, был скромен, но тверд в вере).

— Как вы думаете, почему автор в качестве главной героини выбрал девушку не знатную, а крестьянского происхождения?

(Он учит ценить людей не по происхождению, по их поступкам, хотел сказать, что и среди крестьян есть люди мудрые, чистые, верные).

Не забудем, что герои повести – реальные исторические лица.

— Какие чувства вы испытывали к героине, читая о ней?

(Сочувствовали, жалели, когда ее не принял Петр, а потом бояре; уважали за ум, верность, радовались, когда все поняли, что она мудрая, добрая, справедливая, и приняли ее).

—  Посмотрите на записанные изречения.

Мудрая жена – всегда радость для своего мужа и для окружающих.  

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.

 — Можем ли мы подтвердить эти изречения  нашим текстом?

 — И как мы видим из произведения, Пётр  был очень благодарен Богу за такую жену, и когда бояре и знать предложили ему выбирать между женой и престолом, он выбрал ее:
«Блаженный же князь Петр не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой,  … по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить».

— Почему автор не рисует портретов героев повести?

(Не внешность, не красота  главное для него, как не главное это для Петра и Февронии. Петр убедился в уме, душевной красоте девушки. Ведь до того, как Петр взял с великими почестями Февронию в Муром, они друг друга не видели и все общение вели через слуг).

— В чем находит свое высшее выражение неиссякаемая сила взаимной любви Петра и Февронии? (Оба супруга, не мысля возможности пережить друг друга, умирают в один и тот же день и час и не разлучаются даже после смерти, наперекор тем, кто пытался их разлучить).

 —  Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году, ныне открыто почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Поныне своими молитвами святые Петр и Феврония низводят небесное благословение на супружеские пары и их детей

 — В чем основноезначение «Повести…»?  Какие жизненные ценности утверждаются в ней?

(Повесть эта своего рода гимн вере, любви и верности.

Любовь к людям, мужество, смирение, семейные ценности, верность, религиозность.

Торжество веры, мудрости, разума, добра и любви – основная идея повести.)

—  Жизнь святых Петра и Февронии — это пример, достойный подражания, заставляющий задуматься о том, что такое супружество и счастье в браке.

    Ермолай-Еразмиз глубины веков поведал нам  о культуре отношений между мужчиной и женщиной, сущестовавшей  семь веков назад.Жизнь по заповедям Божьим, осознанное желание человека творить добро, любовь и верность  –ценности, над которыми не властно время.

Слайд 11

Слайд 12

  1. Всероссийский день семьи, любви и верности.

С 2008 года в России день 8 июля объявлен Всероссийским днем семьи, любви и верности. Символично, что этот праздник впервые отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более700 лет православные почитают 8 июля память покровителей семейного счастья.

В некоторых российских городах с 2008 года стали устанавливать памятники Петру и Февронии.

Очень много людей в этот день совершает паломничество в Муром, чтобы поблагодарить святую супружескую паруза покровительство в их семейной жизни или попросить о даровании семейного лада и счастья.

 — Почему же Пётр и Феврония, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом?

Ответ лежит на поверхности: богатый потрясениями ХХ век, годы реформ поколебали многие ценности, на которых покоятся жизнеспособность, физическое и нравственное здоровье общества и человека. В том числе такой важнейший устой, каким всегда являлась крепкая семья. Последствия её разрушения оказались тяжкими: сокращение рождаемости, сотни тысяч беспризорных и безнадзорных детей, распространение алкоголизма, наркомании, преступности, эгоизма и цинизма. Необходимо остановить циничное разрушение семьи и супружества глобализацией!

  1. Прослушивание песни «Пётр и Феврония»               в исполнении хора  «Пересвет» (солист Владислав Косарев).
  1. Домашнее задание (записано на доске).
  1. Провести словарную работу: задание №2, стр. 56.
  2. Подготовить чтение «Повести…»  по ролям или пересказ, близкий к тексту, обратив внимание на сказовые интонации.

  • План рассказа повесть о разорении рязани батыем
  • План рассказа портрет гоголь
  • План рассказа по литературному чтению 2 класс
  • План рассказа по картине на английском языке
  • План рассказа по колено ноги в золоте