План рассказа по литературному чтению 2 класс

Что такое план пересказа это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. он

Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.

Как составить общий план рассказа

Виды планов

Перед тем как приступать к работе, поинтересуйтесь у учителя, какой должен быть план рассказа: вопросный, тезисный, план-опорный, назывной или комбинированный. Если нет задания подготовить структуру конкретного вида, выбирайте то, что вам ближе и понятнее.

Виды планов:

  1. Тезисный. Содержание всех пунктов выражается тезисами, короткими формулировками.
  2. Вопросный. Пункты пишутся как вопросы, ответы на которые передают суть фрагмента произведения.
  3. План-опорная схема. При таком подходе не выдумывают называния частей текста самостоятельно, а используют отрывки предложений непосредственно из рассказа.
  4. Назывной. Тезисы выражаются именами существительными.
  5. Комбинированный. Содержит несколько разных видов планов.

Обязательные части плана

Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.

В идеале структура включает такие обязательные части:

  1. Вступление. Описывают место действия, знакомят с персонажами.
  2. Завязка. Описывают событие, с которого начинается развитие сюжета.
  3. Развитие действия. Ключевые события, которые происходят в произведении.
  4. Кульминация. В этой части отражают самый напряженный момент повествования.
  5. Развязка. Описывают, к чему привели действия героев.

Как сделать план пересказа

План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.

Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:

  1. Прочитать рассказ.
  2. Определить его основную тему.
  3. Выписать имена главных героев.
  4. Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
  5. Прочитать первую часть, озаглавить. Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста. Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе.
  6. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их.
  7. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.

Еще несколько полезных советов для пересказа:

  • прочитать текст, проанализировать, выделить его суть;
  • убрать подробности, детали, чтобы упростить текст и сократить;
  • отдельные действия, явления — обобщить;
  • чтобы текст не стал слишком сухим, бездушным, в заключении добавить образные выражения, слова, которые передадут эмоции и настроение книги.

Чем младше школьник, тем сложнее ему дается такая задача. Подсказки, как написать план рассказа в младших классах:

  1. Внимательно прочтите текст. Обсудите, что понравилось, что не понравилось.
  2. Самый простой способ составить план — читать текст по абзацам и придумывать название к каждому из них.
  3. Перечитайте план. Уберите описательные части. Оставьте самое главное.

Примеры плана

С начальных классов учителя стараются приучать детей к пересказу текста. В учебниках нередко встречаются задания составить планы по прочитанным литературным произведениям.

2 класс

На примере рассказа «Ребята и утята» М. Пришвина рассмотрим, что такое план рассказа во 2 классе и как его написать:

  1. Читаем рассказ, обращаем внимание на то, о чем говорится в начале рассказа, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст.
  2. Делим рассказ на смысловые части, которые отличаются друг от друга содержанием.
  3. Перечитываем части, пересказываем своими словами, подбираем заголовок.
  4. Записываем заголовок к каждой части.
  5. Проверяем себя.

Составляем план по рассказу:

  1. Утка вышла с утятами на прогулку.
  2. Путь к озеру, в обход.
  3. Встреча с мальчишками, они ловят утят.
  4. Рассказчик пристыдил мальчишек.
  5. Мальчишки кричат утятам «До свидания!».

3 класс

Рассмотрим, как составить план рассказа для 3 класса на примере рассказа В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»:

  1. Путешествие Муравьишки с березы.
  2. Падение и встреча с гусеницей-землемером.
  3. Путешествие на пауке-Сенокосце.
  4. Путешествие на жужелице.
  5. Путешествие на жучке-Блошачке.
  6. Путешествие на кузнечике.
  7. Путешествие на водомере.
  8. Путешествие на майском жуке.
  9. Путешествие на гусенице Листовертке и возвращение домой.

4 класс

Как правило, детям составить план рассказа в 4 классе уже не составляет труда. Пример плана по рассказу М.М. Пришвина «Выскочка»:

  1. Сторож Вьюшка.
  2. Потеря подарка.
  3. Сорока с пыльцой в голове.
  4. Выскочка без хвоста.
  5. Осуждение сороками бесхвостой Выскочки.

В процессе обучения школьникам предстоит выполнить немало заданий, среди которых – подготовка собственного устного рассказа на заданную учителем тематику. Например, это может быть небольшой текст о домашнем питомце или пересказ классического произведения. Чтобы все получилось как надо, следует знать, как составить план рассказа, что обязательно в него включить. Наш материал поможет разобраться.

Что это такое

План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.

Ребенок читает книгу

Порядок работы

Рассмотрим, как составить план рассказа (2 класс), чтобы в нем нашли отражение все требуемые учителем элементы. Выделяется несколько этапов работы:

  • Прочитать само произведение.
  • Определить его основную идею, о чем говорится в тексте. Какие события описываются автором, чем начинается и чем заканчивается текст.
  • Разделить текст на смысловые части (позднее будет приведен пример). Каждая из них должна быть законченной по смыслу.
  • В выделенных частях обозначить самое главное, основные действия персонажей.
  • Повторное чтение каждого из фрагментов, придумывание ему подзаголовка и главных (ключевых) слов. Их не должно быть очень много, вполне достаточно выписать собственные имена и 2-3 важнейших существительных или прилагательных.
  • Подробный пересказ.

Такова последовательность работы, позволяющая ответить на вопрос, как правильно составить план рассказа. Далее приведем конкретный пример, разберем текст из программы второго класса Л. Н. Толстого «Лев и собачка».

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачонка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачонка легла на спину, подняла лапки и стала, махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке.

Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собаку, и пустил к нему в клетку живую собаку; но лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

Определение темы

Прочитав небольшой текст, следует определить его тему, то есть сказать, о чем говорится в произведении. Это несложно – в рассказе Толстого речь идет о льве и маленькой собачке, их удивительной дружбе. Автор с нескрываемым сочувствием описывает преданность льва своему неожиданному другу.

Далее следует выявить, чем начинается и чем заканчивается текст:

  • Начало – барин ради шутки решает бросить свою маленькую собачку в клетку с хищником. Но неожиданно для всех лев не разодрал несчастную, а проявил сочувствие, потом – искренне привязался к ней.
  • Конец – смерть обоих животных.

Поэтому при пересказе важно добиться того, чтобы начинать со встречи, а заканчивать гибелью героев.

Удивительная дружба животных

Выделение смысловых частей

Рассматривая, как составить план рассказа, следует выделить в тексте несколько фрагментов, каждый из которых представляет собой законченное повествование. Текст еще раз перечитывают, карандашом отмечают, где закончилась одна мысль автора и началась другая. Определить конец каждой смысловой части можно также по появлению новых героев или по началу нового действия.

В рассказе «Лев и собачка» выделим следующие фрагменты:

  1. Вступление – особенности зоопарков описываемого времени (плата взималась животными, которые шли на корм хищникам).
  2. Человек захотел посмотреть на диких животных и принес свою собачку.
  3. Животное бросили в клетку льва.
  4. Хищник пожалел беднягу.
  5. Неожиданная дружба льва и собаки.
  6. Хозяин пытается вернуть питомца. Грозное недовольство хищника.
  7. Через год собачка заболела и умерла.
  8. Лев отказался от пищи, горевал, не принял другую собаку, которую дал ему владелец и вскоре умер.

Таким образом, получилось 8 частей, каждая из которых закончена по смыслу. После разделения текста следует внимательно перечитать каждую часть и подумать, нет ли необходимости выделить еще какой-либо «кусочек».

Лев и собачка - иллюстрация

Подзаголовки

Рассматривая, как составить план рассказа, мы подошли к следующему этапу работы – емко озаглавить каждый из выделенных ранее фрагментов. Следует стремиться к тому, чтобы содержание изложить 2-4 словами. В нашем случае получаются такие заголовки:

  1. Жизнь лондонского зоопарка.
  2. Жестокий хозяин.
  3. Опасная встреча.
  4. Хищник добрее людей.
  5. Странная дружба.
  6. Сильный защищает слабого.
  7. Болезнь и смерть собачки.
  8. Отчаяние и гибель льва.

Также получилось 8 подзаголовков, каждый из которых представляет собой пункт плана. Используя его, можно без проблем пересказать текст, поскольку все основные события, которые описал Толстой, в нем представлены.

Работа детей с текстом

Сложный план

Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:

3. Опасная встреча.

  • 3.1 Поведение собачки (сжалась в угол, боится, замахала хвостиком).
  • 3.2 Реакция хищника (понюхал, потрогал, дал мяса).

8. Отчаяние и гибель льва.

  • 8.1 Хищник понял, что его собачка умерла.
  • 8.2 Отказ от пищи, муки и терзания.
  • 8.3 Реакция на чужого песика.
  • 8.4 Смерть.

Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.

Чтение рассказа с мамой

Основные ошибки

Рассмотрев, как составить план рассказа о животном, проанализируем основные ошибки, которые могут допускать школьники. Их несколько:

  • Выделение очень большого или, напротив, очень малого количества смысловых частей.
  • Нарушение логики, перестановка частей местами.
  • Отсутствие необходимых компонентов: вступления, кульминации и развязки.
  • Неправильный подбор заголовков к пунктам. Надо так называть части текста, чтобы, читая название, сразу удавалось вспомнить, о чем говорится в данном фрагменте.

Избежать этих ошибок поможет грамотная и вдумчивая работа над текстом, его неоднократное перечитывание с карандашом в руках. Конечно, второй класс – это лишь вторая ступень начальной школы. Времени на то, чтобы научиться анализировать произведение, у детей будет вполне достаточно, но чем раньше начать, тем лучше будет результат на ЕГЭ. Поэтому работе над составлением плана текста должно уделяться особое внимание, она помогает выделять главное и отсеивать малозначительные детали, тренирует мышление, логику и память.

Мы рассмотрели, как составить план рассказа (2 класс), из каких этапов должна состоять работа. Если что-то не получается с первого раза, не стоит унывать, надо упорно работать, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Всем
известно, что существует несколько видов пересказа и обычно они проходят в
такой форме. Учитель выбирает текст и просит детей ознакомиться с ним дома, а
затем на уроке ученики передают содержание прочитанного либо по вопросам, либо
пересказывают подробно. Выслушивание на уроке одного и того же текста,
исполняемого разными детьми у доски, утомляет учеников. Такой пересказ волнует
только самого читающего, да и то с точки зрения получение отметки. Часто можно
наблюдать, что ученик, пересказывая текст или отрывок из него, не понимает
содержания, а его ответ лишь заученные дома фразы.

Как
сделать данный вид деятельности интересным, как вовлечь всех детей в классе в
творческую работу?

В
своем уроке я попробую ответить на данные вопросы, которые волнуют многих
учителей.

Чтобы
урок прошел успешно необходимо выполнить следующие условия при его
подготовке
:

  1. Предварительное
    чтение текста дома.
  2. Знание
    детьми схем авторской работы. (Приложение 1)
  3. Знание
    способов творческой работы, которые были введены учителем постепенно.
  4. Сформированность
    умения учащихся оценивать работу своих товарищей.
  5. Групповая
    форма работы.

Способы
творческой работы при пересказе текста

1. Использование памятки. (Приложение 2)

2. Использование схем. Дети
схематично зарисовывают основные моменты текста. Данный вид деятельности
рекомендую для той категории учеников, у которых есть проблемы с памятью.

3. Инсценирование.
Этот вид деятельности направлен на развитие воображения, формирование
установки на чтение не как на развлечение, а как на труд души.

Исходя
из этих способов, в классе формируются три группы.

Таким
образом, на данном уроке ученики выступают в роли:

Читателя
— прочитали произведение дома и пред выполнением работы просматривают текст
снова.

Слушателя-
выслушивают ответы своих товарищей.

Актера
— проигрывают сюжет произведения.

Критика
— оценивают работу своих товарищей.

Тема:
Николай Носов «Фантазеры» (пересказ художественного текста)

Цель: учить школьников
пересказывать художественное произведение, выбирая при этом доступный своим
способностям вид деятельности. Учить детей обращать внимание на автора
произведения, на название рассказа и на смысл этого названия.

 Помочь
детям осознать нравственный смысл произведения: кого из героев можно назвать
«фантазерами», а кого «врунами».

Развивать
интерес к творчеству писателя, развивать речь, воображение, навыки чтения,
навыки работы со словарем.

Оборудование:
схемы
авторской работы (Приложение 1), толковые словари, памятки (Приложение 2),
чистые листы бумаги и карандаши, черные и белые кружки для оценки, учебники
«Литературное чтение».

Форма
работы
:
групповая

Ход урока

1.
Оргмомент


Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
Посмотрите на меня, я хочу увидеть ваши глаза, понять как вы готовы к уроку,
какое у вас настроение.

2.
«Мозговой штурм»

  • Как
    называется рассказ, который вы прочитали дома? («Фантазеры»)
  • Кто
    автор рассказа? (Николай Носов)
  • Кто
    рассказчик: РГ или РП. (РП)
  • Какая
    из схем, представленных на доске, подходит к данному произведению?
    (Приложение 1)
  • Докажите,
    что в этом произведении РП. (рассказчик не называет себя, он как бы
    наблюдает со стороны за происходящими событиями)

3.
Постановка
учебной задачи


Сегодня на уроке нам необходимо пересказать все три части рассказа «Фантазеры».
Я предлагаю вам следующие виды работы: работа с памяткой, составление схем,
инсценирование. Выберите тот вид работы, который вам больше нравится.

Дети
объединяются в группы, в зависимости от вида деятельности.

Учитель
каждой группе дает задание.

1
группа:
раздаются
памятки, толковые словари

В
1 части рассказа найдите непонятные вам слова, попробуйте объяснить их
значение, составьте план этой части.

Расскажите,
как составить план? (выделить главное в абзаце)

2
группа:

прочитайте еще раз 2 часть, а затем схематично зарисуйте ее. Вы будете
рассказывать по своим зарисовкам.

3
группа:

вам предстоит инсценировать 3 часть рассказа. Прочитайте, распределите роли.
Подумайте, какие предметы вам помогут в работе.

Дается
время на подготовку (рекомендуется включить спокойную музыку).

4.
Проверка выполненной работы


Дома при чтении произведения, в какой роли вы выступали? (читателя)


Кто вы на уроке? (читатели, слушатели, актеры)


Совершенно верно. Но я хочу напомнить вам, что вы будете оценивать работу своих
товарищей. Приготовьте черные и белые кружки. Что они означают? (белый цвет — понравилось,
черный — не понравилось).


Ребята, при оценивании не забудьте сказать, что именно вам понравилось или
почему вы считаете, что кто-то из товарищей выступил неудачно.

1
группа.

Значение
непонятных слов. В первой части нам было непонятно значение слов: «небылицы»,
«фантазеры», «космическое пространство». Мы нашли значение этих слов в толковом
словаре.

Небылицы
— неправдоподобные истории, фантазеры — от слова фантазия, что означает
способность к творческому воображению, мечта, нечто надуманное, несбыточное.
Пространство от слова «простор» — свобода, раздолье. А космическое пространство
— это простор за пределами земной атмосферы.

План
1 части.

1. Возраст.

2. Фантазии о море: как
переплывали, встреча с акулой.

3. Встреча с крокодилом.

4. Фантазии о транспорте.

5. Полеты во сне.

Далее
идет пересказ по плану.

Итоговые
вопросы учителя:


Чему позавидовал Стасик?


Можно ли таких врунов назвать «фантазерами»? Почему? (ребята врут для
удивления, придумывают что-нибудь «небывалое», развивают свою фантазию)

Класс
оценивает работу 1 группы.

2
группа:
представляют
схематичную зарисовку 2 части рассказа и передают по схеме содержание 2 части.
(Приложение 3)

Итоговые
вопросы учителя:


Почему Стасик считал, что врать не стыдно? («Мы же никого не обманываем»)


Когда, с точки зрения Игоря, есть смысл врать? («.. а я вчера соврал, мне от
этого польза»)


Почему Мишутка и Стасик отказались сидеть на лавочке с Игорем? (Игорь рад, что
из-за него «другому досталось»)


На чьей стороне вы в этой ссоре?

Оценка
классом.

3
группа:

инсценировка эпизода на лестнице: диалог героев.

 Роли:
Мишутка, Стасик, Ира.

Предметы:
сделали из бумаги макет мороженого.

Мимикой
и жестами дети подчеркивают настроение девочки в начале встречи.(грустное,
потому что ее наказали несправедливо) и в конце, когда мальчики поделились с
ней мороженым.

Итоговые
вопросы учителя.


Зачем Стасик врет, что они не хотят мороженого? (Чтобы Ира не отказалась есть
мороженое)


Как отнеслась Ира к выдумке Мишутки, что он один раз «съел целое ведро
мороженого»? (Засмеялась)


На чьей стороне, по вашему мнению, симпатии  рассказчика? (На стороне Мишутки и
Стасика)

Оценка
классом..

5.
Итог урока


Какая форма работы на уроке вам понравилась?


Что хотели бы рассказать родителям о нашем уроке?


Мне тоже понравилось с вами работать. Я благодарю вас за урок.

6.
Домашнее задание

Сделайте
небольшие зарисовки к этому рассказу, еще раз подумайте, почему Н. Носов назвал
свой рассказ «Фантазеры»?

Муниципальное общеобразовательное
учреждение

средняя общеобразовательная школа №
85

Урок чтения во 2 классе УМК «Гармония»

Составление плана к сказке В. Гаршина
« Лягушка-путешественница»

Автор: Крупская Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

Крупская Светлана Юрьевна

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 85 г. Тайшета

Тема: Составление плана к сказке
В. Гаршина « Лягушка-путешественница».

Цели: 1. Развивать память, речь
учащихся, умение работать с текстом,
составлять план произведения.

2. Учить пересказывать текст с
опорой на план.

3. Совершенствовать навык
выразительного, вдумчивого, осознанного
чтения.

4. Воспитывать нравственные черты
характера, любовь к литературе.

Оборудование: 1. Портрет В. Гаршина.

2. Выставка книг.

3. Рисунки к произведению.

Ход урока:

1 этап: Организационный момент.

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонько сидим.

Ну-ка же проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять!

Речевая разминка.

— Давайте выучим новую скороговорку:

Слышен шорох в камышах-

От него шумит в ушах:

Сто бесстрашных лягушат

Цаплю шёпотом страшат.

2этап: Проверка домашнего задания.

— Какое произведение читали на прошлом
уроке? Кто автор?

— В домашнем задании нужно было нарисовать
рисунки к прочитанному.

1. Выставка рисунков по сказке
«Лягушка-путешественница».

2. Беседа по содержанию и подготовка к
выразительному чтению.

— О чём говорится в начале сказки?

— С какой интонацией будем читать?

— Как просит лягушка уток взять её с
собой? Каким тоном надо читать этот
отрывок?

— Где в её словах обращение?

— Как её отвечают утки? Что они рассказывают
о юге?

(С восторгом, они кричали, оглушили
лягушку.)

— С какой интонацией нужно прочитать
слова уток, когда они восхищались идеей
лягушки?

— Что кричали дети, когда увидели
пролетающих уток?

-С какой интонацией прочитаем слова
лягушки, когда хвасталась?

3. Выразительное чтение.

4. Гимнастика для глаз (Игра «Волшебная
точка»).

— Подвигайте пальчиками ног…

Поиграйте пальчиками рук…

Пошевелите ушками…

А теперь носиком, глазками…

-Теперь у нас нет ничего, что ещё хотело
бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.

Наша волшебная точка может выполнять
команды.

Задание:

1. Глазками передвигаем точку по
таблице из одного окошка в другое
согласно командам: вверх, вправо, вниз,
влево. Где, в каком окошке наша точка?

2. Закрыли глаза и мысленно двигаемся
с точкой.

3. Управляем точкой молча. (Направление
учитель показывает указкой. Ученики
соотносят жест учителя с местонахождением
точки.)

3 этап: Работа по теме урока, Постановка
целей.

— Сегодня мы продолжим работу над сказкой
В. Гаршина «Лягушка-путешественница»,
разделим текст сказки на части и составим
план.

— Для того чтобы лучше запомнить и
пересказать прочитанное, послушайте
совет:

Очень часто пересказ

Вы твердите много раз,

Это трудно – много раз,

Это нудно – много раз.

И поэтому у нас

Есть другой совет для вас.

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о нём:

Что рассказано? О чём?

Что зачем произошло?

И к чему всё привело?

Прочитайте ещё раз –

И запомните рассказ.

4 этап: Изучение нового материала.

1. Чтение сказки про себя. (Работа в
парах.)

-Прочитайте сказку и, посовещавшись,
разделите текст на части.

2. Обсуждение работы и запись плана на
доске.

— На сколько частей раздели сказку? (На
пять.)

— Прочитайте первую часть ( до слов:
«Вдруг тонкий, светящийся…»).

— Какое название ей можно дать? («Жизнь
лягушки до встречи с утками».)

— Прочитайте вторую часть (до слов: «Нашли
хороший, прочный прутик…»).

— Дайте ей название. («Встреча с утками.
Замечательная идея».)

— Прочитайте третью часть (до слов: «На
следующем отдыхе…»).

-Назовите её, («Полёт на юг»).

— Прочитайте четвёртую часть (до слов:
«Она скоро вынырнула из воды…»).

— Назовите. («Падение в грязный пруд.»
Или : «Это я! Я! Придумала!»).

— Прочитайте пятую часть до конца.

— Назовите её. («Чудесная история»).

— В какой части заключена идея сказки?
(В четвёртой).

— Сформулируйте её. (Результат
самовосхваления.)

— Посмотрите на доску. Что у нас получилось?
(План сказки «Лягушка-путешественница»).

План.

1. Жизнь лягушки до встречи с утками.

2. встреча с утками. Замечательная идея.

3. полёт на юг.

4. Падение в грязный пруд.

5. чудная история о необыкновенном
способе путешествия на утках.

-Что такое план? Зачем он нужен?

План – это краткое изложение текста.
Он помогает пересказать текст от начала
до конца.

Физкультминутка.

На болоте две подружки, две зелёные
лягушки,

Утром рано умывались, полотенцем
растирались.

Ножками топали, ручками хлопали.

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

— Подготовьте пересказ сказки по плану
(самостоятельная работа).

3. Пересказ сказки учащимися по плану.

4. Сравнение двух пересказов (подробного
и сокращённого).

— Послушайте другой пересказ и подумайте,
который из них лучше.

Жила-была лягушка-квакушка.

Однажды в болото, где жила лягушка,
опустились и сели утки. Они летели на
юг. Лягушка попросила уток взять её с
собой. Утки согласились. Две из них взяли
в клювы прутик, а лягушка прицепилась
посередине. Так они путешествовали
несколько дней. Но однажды, когда утки
летели низко над землёй, лягушка забыла
об осторожности и упала в грязный пруд.
Утки улетели. А лягушка навсегда
поселилась в том пруду.

— Какой пересказ вам понравился больше?
Почему?

Вывод: сказку нужно рассказывать
подробно, не упуская деталей повествования.
Иначе она будет неинтересной.

5 этап: Подведение итогов урока.

— Чему научились на уроке?

— Как надо пересказывать сказки?

— Кто из вас очень устал на уроке? Поднимите
руку.

— А кто чувствует, что у него прибавилось
сил?

Выставляю оценки.

6 этап: Домашнее задание.

Выбрать отрывок сказки, который подходит
для чтения по ролям; подготовиться к
чтению по ролям.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по литературному
    чтению. О.В.Кубасова 2 класс

  2. «Литературное чтение» учебник.

  3. Рабочая тетрадь.

  4. Поурочное планирование по учебнику
    О.В.Кубасова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа д. Новые Ивайтенки

Унечского района Брянской области

План – конспект урока

по литературному чтению

2 класс

В Бианки «Музыкант».

Подробный пересказ на основе плана.

Учитель: Малышева Л. А.

Цели: познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки и  его произведением «Музыкант», понять глубину содержания этого произведения

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

-предметные: познакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить их читать выразительно, без ошибок; развивать память, внимание, мышление; прививать любовь к природе, учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану.

-метапредметные:

1) познавательные: ученики продолжат развивать память, внимание, мышление, речь;

2) коммуникативные: продолжат учится слышать собеседника, вести диалог, вступать в речевое общение, договариваться, приходить к общему мнению;

3) регулятивные: продолжат учится принимать и сохранять учебную задачу, принимать инструкцию педагога и четко следовать ей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя;

— личностные: продолжат принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослым и свестниками в разных социальных ситуациях, формировать личностный смысл учения, проявлять познавательный интереск изучаемому предмету, сформируют основные морально-этические нормы поведения.

Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник, аудиозапись.

ХОД УРОКА

IМотивация учебной деятельности

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно, 
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

– Улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.

II. Актуализация знаний

– Чтобы узнать тему нашего урока, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:

1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)
 
2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)

3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно.   (Еж)

. Появляется слайд № 1. стрекоза, утята, ежик.

– Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Животные)
– Скажите, из каких они произведений и кто автор? («Стрекоза» «Храбрый утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин.) 
– Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).
– Фамилию писателя, произведение которого будем  изучать сегодня на уроке, вы узнаете, прослушав отрывок. 
(Читаю отрывок произведения «Сова» 2 часть, стр.146-147)
– Кто автор прослушанного отрывка? (Появляется слайд № 2 – портрет Бианки)
– Из какого произведения этот отрывок? (Сова)
– Знакомы мы с творчеством писателя?
– Автора произведения определили.

Появляется слайд № 3. На слайде изображение анаграммы Т Н У М А З Ы К. (Убрать медведя)

– Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте его расшифровать. Слово начинается с буквы М.
– Что это за слово? (Музыкант.)
– Как вы понимаете значение слова  музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей)
– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова  музыкант?
– Сейчас Лиза прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте.

Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов)

– Подтвердились ваши предположения?

III.Проверка домашнего задания.

IV. Определение темы. Постановка целей урока

– Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите, свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки. 
– Кто сформулирует тему урока? (В.В. Бианки «Музыкант»)

(На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант»)

– Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа.
– Правильно сформулировали тему урока?
– На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию
– На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?) 
– Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя) 
– Хотите это узнать?
– Тогда назовите учебную цель нашего урока?
Цель.  (Что мы должны узнать?)
Узнать, почему произведение называется музыкант?
Определите главную мысль произведения?
– Можем мы это сделать? Почему?
– Какую цель мы должны еще поставить на уроке?
– В чем заключается главная мысль произведения.
– Чтобы достичь этих целей, мы должны с вами в первую очередь прочитать произведение.
– Чтобы понять содержание текста, нужно проанализировать его.
На каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность, с помощью накопительных кружков, которые лежат у вас на парте. За правильно выполненную работу вы будете брать по кружку. В конце урока не только подведем итог вашей работы, но и оценим ее.

– Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.

V. Работа по теме урока

Знакомство с биографией В. В. Бианки

Виталий Валентинович Бианки (1894—1959) — известный писатель, автор произведений для детей. Он вырос в семье известного ученого. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои — животные, птицы, растения. Он написал приблизительно 300 произведений. Бианки — мастер литературной сказки. Почти все его сказки — научны, они рассказывают о живом мире природы, учат детей бережно относиться к ней, любить ее.

Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте 
вместе с писателем отправимся в этот охотничий домик на опушке леса. Для этого:

– Прослушайте произведение «Музыкант» в исполнении артиста Л.Поволоцкой. Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там.(Включается аудиозапись)

Проверка общего понимания текста.

– Понравилось ли вам это произведение?
– Что вас удивило?

Определение жанра произведения

(На доске карточки с названием жанров)

  • Сказка

  • Басня

  • Стихотворение

  • Рассказ

  • Загадка

– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению. 
– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение?
Докажите, что это рассказ(Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае  из жизни старика – охотника).
– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.

Физкультминутка

Колокольчик

Ветерок головку клонит,

Колокольчик сон свой гонит.

Ты головку вверх подкинь

И пропой: «Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь».

Повторное чтение углублённый анализ

О наших соседях — бурых медведях

Бурые медведи живут и на равнинах, и в горах, там, где есть глухие леса с буреломом, болотами, водоемами. Они отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь — большой любитель меда: даже укусов пчелиных не боится, лишь бы полакомиться.

Осенью зверю приходится заботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны.

Говорят, что зимой медведь лапу сосет. Так ведь этим сыт не будешь! Да и не сосет он лапу. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую кожу с подошвы.

Следы бурых медведей иногда можно спутать с человеческими. За развалистую походку прозвали медведя косолапым. Только зря: мед-иедьпроворен и может догнать даже лошадь.

– Итак, начинаем работать с рассказом.
– Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
– Сколько в нем частей? (4 части)

(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой части идет анализ)

1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.
По ходу чтения идет словарная работа.
Появляется слайд  № 6 Словарная работа (по щелчку)

– Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик) 
– Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на  скрипке – плохо играл) 
  – Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома) 
  – Прочитайте значение слова

  • колхозник – работник колхоза

  • опушка  – край леса

– Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
– Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.)
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя.У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.)
– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть).

– Как озаглавим эту часть? (Медвежатник любил музыку)

Появляется слайд  № 7

– А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись:Крис Паркер Симфония).
– Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
– Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется танцевать).
– Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и тренироваться)
– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику.  (Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу).
– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
– Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.

2) Самостоятельное чтение 2 части.

Вопросы по содержанию.

– Какая главная мысль 2 части? Докажите словами из текста (В лесу старик долго искал медведя). 
– Как озаглавим ее? (Охота на медведя) (На слайде по щелчку) 
– Чем закончились поиски? (Он не нашел даже и следа его).  (Как вы это понимаете?)
– По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. (Проверка)
– Прочитайте вопрос, после второй части.
– Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)

3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.

– Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку

Вопросы по содержанию.

– Скажите, какая главная мысль этой части? (Игра медведя на разбитом дереве) 
– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и сосредоточенно играл.Прислушивался к звукам с большим интересом.)
– Как озаглавим ее? (Медведь – музыкант) (На слайде по щелчку) 
– Какую словесную картину вы бы нарисовали к этой части?
– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете? (Дети высказывают свое мнение)

4) Чтение 4 части по ролям (или жужжащие чтение, зависит от времени)

– Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
– Сколько действующих лиц в этом отрывке?( 3)
– Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников.
– Что чувствовал старик к медведю? А колхозник?
– В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я).  (Любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю.Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.)
– Как озаглавим ее? (Охотник пожалел медведя) (Слайд по щелчку)
– А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
– Что мы составили к этому рассказу? (План)
– Для чего мы это делали? (Чтобы легче было пересказать текст)

Закрепление содержания произведения.

– Чтоб узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование.
– Взяли листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то – .

  • Старик медвежатник играл на балалайке (–) На скрипке.

  • Знакомый охотник в лесу видел волка (–) Медведя.

  • Старик присел отдохнуть на пенек (+)

  • Звук, который  услышал старик слышался с опушки (+)

  • Медведь сидел на дереве (–) Под деревом.

  • Старик убил медведя (–)

– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по эталону.

– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок.(Возьмите себе по одному кружку)
– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.

– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное явление в природе)
– Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать животным, т.к. это наши братья меньшие.)
– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить? Подтвердились ваши предположения?

VI. Рефлексия

На доске изображены 2 медведя:улыбающийся, грустный

– если сегодня на уроке вы открыли для себя что-то новое при знакомстве с произведением, то  прикрепите зеленый кружок около улыбающегося медведя;
– если ничего нового  не узнали, для себя ничего не открыли, произведение не затронуло ваших чувств, то прикрепите красный кружок около грустного медведя;

VII. Итог урока.

С каким рассказом вы познакомились на уроке?

Кто его автор?

Почему автор назвал его «Музыкант»?

Какое название дали бы вы?

VIII. Домашнее задание.

 Подготовить пересказ текста, синквейн «Медведь», выполнить задание 7 на с. 145.

  • План рассказа по картине на английском языке
  • План рассказа по колено ноги в золоте
  • План рассказа песчаная учительница
  • План рассказа пиковая дама
  • План рассказа песнь о вещем олеге пушкин