План рассказа песнь о вещем олеге пушкин

Мкоу костылвская основная общеобразовательная школа. учитель русского языка и литературы: коробей н.а. уроки литературы призваны стать действенным орудием воспитания нового

МКОУ «Костылёвская основная общеобразовательная школа».

Учитель русского языка и литературы: Коробей Н.А.

Уроки литературы призваны стать действенным орудием воспитания нового человека с богатым духовным миром, сочетающего в себе идейную бескомпромиссность, нравственн$ую стойкость, эстетическую культуру.

Героико-патриотическая идея является ведущей.

Поэтому я взяла программное произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Конспект открытого урока литературы в 8 классе, разработанного на основе технологии критического мышления.

Конспект урока.

Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

— обучающая:$ познакомить с понятиями « баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», научить пользоваться толковым словарём;

— развивающая:$ развивать речь, творческие способности учащихся;

— воспитательная: воспитывать проявление интереса к прошлому своего отечества, уважение к родному языку.

Задачи:

— повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;

— дать представление о летописи, о документальном и художественном изображении одного и того же повествования;

— показать отличие;

$ — развить умение составлять кинофильм;

— развить умения самооценки и контроля своей деятельности.

Обучающиеся должны

знать:

— определение понятий «песнь», «летопись», «вещий», «жребий»;

— содержание летописного и художественного повествования;

— наизусть отрывок из «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина;

уметь:

— пересказывать летопись о вещем Олеге;

— выразительно читать наизусть отрывок из «Песни…»;

— составлять ус$тно кадры к фильму «Песнь о вещем Олеге»;

использовать в практической деятельности для:

— моделирования и конструирования предложений;

— создания творческих работ;

— увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к прошлому своего отечества, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

План урока.

Основные этапы урока

$

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

$

Методические приёмы и педагогические техники

Результат

1.Вызов.

(оргмомент).

Портрет А.С.Пушкина.

Книга «Древнерусская литература»

2. Стадия осмысления.

$ 1.Сообщает тему и цель урока

2.Пробуждает интерес к получению новой информации

1.Организует получение информации.

Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге».

2.Поддерживает познавательный интерес обучающихся к теме.

3.Отслеживает степень активности обучающихся на различных этапах.

$

Слушают заранее подготовленных учеников.

1. Рассказ о проявлении интереса А.С.Пушкина к прошлому своего отечества.

$2. Рассказ о смерти вещего Олега из летописи (художественный пересказ)

Работа со словарём «баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник»,

Составление сюжетного плана по программе действий.

Анализ каждой части.

1.ИКТ

( Презентация).

2.Художественный пересказ лет$описи.

3.Рассказ.

4. Технология сотрудничества

5. Приём «Покопаемся в памяти».

Технология опережающего обучения.

Приём « ассоциации».

Деятельностный подход.

Приём – составление кадров кинофильма путём создания словесных картин.

Технология КСО

Приём « ассоциации».

Концентрация внимания

$

Умение связно рассказывать, заинтересовывать и внимательно слушать

Название темы и задач. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема.

Слайд №1 Портрет А.С.Пушкина.

Слайд № 2

Набеги половцев на Русь.

$

Умение выстраивать цепочку рассуждений.

Четыре части фильма

Выявление границ и конкретного содержания кадров.

Представление Олега и связь с картиной Васнецова «Богатыри».Слайд № 3,

4,5.6,7(4 части)

$

Физкульминутка (здоровьесохраняющая технология)

$

Рефлексия

4. Помогает обучающимся составлять кадры к кинофильму по частям путём вопросов и выборочного чтения.

Вопросы.

Что больше производит впечатление – летописный источник или художественное произведение?

Совместно с учителем составляют кадры к кинофильму по частям путём вопросов и выборочного чтения.

Пересказ «Песни…» по составленным кадрам. (Работа $в парах).

Чтение по ролям эпизода «Встреча Олега с кудесником»

$ Монологическая речь (рассказ).

Игра «Согласен – не согласен».

Баллада – это песнь…

Кудесник – это пророк. Предсказатель.

Олег – это князь.

Олег не любит коня своего.

Дружина Олега трусливая.

Кудесник обманул князя.

Олег погиб от своего коня.

.

1.Технология сотрудничества

2.Технология КСО

$

3.Артприём

$

Личностно-ориентированный подход

Педагогика сотрудничества.

Составление кадров и просмотр на слайдах. Сравнение.

Умение высказывать предположения,

аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения

Краткая речевая характеристика Олега и кудесника.

Знание текста.

$

Д/З. Иллюстрация по желанию

.

Конспект урока

$Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Цели:

— обучающая: познакомить с понятиями « баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», научить пользоваться толковым словарём;

— развивающая: развивать речь, творческие способности учащихся;

— воспитательная: воспитывать проявление интереса к прошлому своего отечества, уважение к родному языку.

1. Слово ученика.(1)

Слайд№1 (Портрет А.С.Пушкина)

Посмотрите на портрет А.С.Пушкина. С этим поэтом мы знакомы с детства. Его стихотворения отличаются ритмичностью, музыкальностью. Каждое его произведение отличается глубиной поэтической жизни, жизнерад$остным мировосприятием, высокими патриотическими и гуманными чувствами. Это стихотворения «Зимнее утро», «Няне», « Москва! Как много в этом звуке…» и др.

$2. Слово ученика (2).

Слайд №2 .( Древнерусская литература. Летопись. Кудесник.)

А.С.Пушкин проявлял интерес к прошлому своего отечества.

Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет, когда люди наивно верили предсказаньям волхвов-кудесников. (Это слово произошло от слова «чудеса»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племён и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.

Слайд №3 ( Васнецов «Богатыри»)

3. Чтение летописи «Смерть Олега от коня своего» обучающиеся (подготовленные).

4. Учитель.

Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Её драматизм поразил воображение поэта. Он создаёт свою «Песнь…»в 182$2 году в ссылке на юге. Непосредственно увидев, где развёртывается действие его стихотворной баллады.

(Обращение к словарю. «Баллада – это… запись в тетрадь).

Спустя три года он выскажет в письме к Бестужеву своё отношение к легенде:

« Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия…».

Чтение стихотворения мастером художественного слова.(фонограмма) или выразительное чтение учителем.

Задание для $учеников : сравните летопись и художественное произведение. Что общего и чем отличаются?

5. Коллективное составление «кинофильма» на сюжет пушкинской «Песни…» как форма анализа произведения.

Программа действий на доске. (Инструкция).

1) Определите места, где будут развиваться события фильма, и в связи с этим установить, сколько частей будет в нём.

2) Назвать героев, участников событий ( действующих лиц).

3) Наметить, из каких к$адров будет состоять каждая часть «фильма».

( ответы: а) «Князь по полю едет…Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник»;

б) «Пирует с дружиною вещий Олег…»;

в) «Князь тихо на череп коня наступил…»

г) «На холме, у брега Днепра…»

2. Выявление границ и конкретного содержания кадров.( Задача обучающихся – перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного. Задача учителя – ввести в творческую активность обучающихся).

Освоение художественных характеристик действующих лиц: обстановка, внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоотношения.

3. I часть «фильма». Кадры(7): появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; обращен$ие Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья над предсказанием; прощание с конём; слуги уводят коня.

Подтверждение из текста. Работа над образностью: эпитеты, сравнения и т.д.

Высказывания школьников

Слайд № 4

II часть. Кадры: Олег около костей коня.

Слайд № 5

III часть. Кадры: Тризна.(понятие )

Слайд № 6

6. Монологический рассказ по тексту.

7. Игра «Согласен – не согласен».

8.$ Д/З. Наизусть отрывок по выбору обучающихся.

Иллюстрации к «фильму» по желанию обучающихся.

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 14
А. С. ПУШКИН.
«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»

Основное содержание урока


«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Баллада в актёрском исполнении. Развитие понятия о балладе. Художественное воспроизведение быта
и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“». Восприятие и выразительное чтение баллады.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров Устная и письменная характеристика героев. Нравственная оценка их поступков.
Выявление особенностей композиции баллады. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада». Обсуждение
иллюстраций к балладе.

I. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник

Краткое сообщение ученика о киевском князе Олеге и его боевых походах.

Чтение учителем фрагмента «Сказания о смерти Олега от коня» на древнерусском языке.

Какое впечатление производит звучание древнерусского текста?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «О летописном источнике баллады А. С. Пушкина „Песнь о вещем Олеге“»
(см текст статьи ниже):

III. Баллада в актёрском исполнении.
Развитие понятие о балладе

Прослушивание «Песни о вещем Олеге» в актёрском исполнении (см. фонохрестоматию). См текст баллады ниже

— Вспомните, что такое баллада. Найдите особенности баллады
в «Словаре литературоведческих терминов».

— Какие черты баллады в «Песни о вещем Олеге»?

— В чём сходство и различие баллады Пушкина и летописи?

— Выявите черты жанра баллады в «Песни о вещем Олеге». Заполните примерами из баллады цитатную таблицу:

ТАБЛИЦА
Черты жанра баллады в «Песни о вещем Олеге»

Основные черты жанра баллады

Примеры из «Песни о вещем Олеге»

Песня или стихотворение небольшого объёма с динамичным развитием сюжета

Историческая основа сюжета или поэтический пересказ легенды, предания

Основой сюжета является необычайный случай

Острый и напряжённый сюжет, часто с трагическим финалом

Наличие фантастических, сказочных, загадочных элементов

Присутствие необъяснимого, недоговорённого, трагически неразрешимого

IV. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Особенности композиции.
Своеобразие языка

Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте выразительно фрагмент с начала до слов «В награду любого возьмёшь ты коня».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вещий, хозары, кудесник, Перун, любимец богов.

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Что подчёркивают авторские эпитеты: неразумным хозарам, буйный набег, вдохновенный кудесник?

Как звучат формы древнерусских слов в современном языке? Какой характер они придают тексту?

Заполните таблицу соответствий:

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке

Древнерусские слова

Соответствия в современном языке

Сбирается

Отмстить

Кудесник

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Волхвы не боятся могучих владык…» до слов «Но примешь ты смерть от коня своего».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям волхв, Цареград, роковой, пращ, бранный, сеча, незримый хранитель
могущему дан
.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Что подчёркивает автор употреблением метафор грядущие годы таятся во мгле; вижу твой жребий на светлом челе; и пращ, и стрела, и лукавый кинжал
/ Щадят победителя годы
?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке

Древнерусские слова

Соответствия в современном языке

Волхвы

Воитель

Врата

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Олег усмехнулся — однако чело…» до слов «А князю другого коня подвели».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям чело/ И взор омрачилися думой, позлащённое стремя, отроки-други.

Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Найдите контекстуальные синонимы к слову конь.

Что подчёркивает автор их употреблением?

Какое настроение создаёт выражение прощальной рукой?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке

Древнерусские слова

Соответствия в современном языке

Чело

Взор

Позлащённое

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Пирует с дружиною вещий Олег…» до слов «И хочет увидеть он кости коня».

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям дружина, курган, ретивый, внемлет, презреть, давно уж почил непробудным
он сном
.

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».

Ответы на вопросы 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какими деталями автор подчёркивает неумолимый бег времени?

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке

Древнерусские слова

Соответствия в современном языке

Глава

Внемлет

Презреть бы

Группа 5.
Прочитайте выразительно фрагмент со слов «Вот едет могучий Олег со двора» до конца баллады.

Озаглавьте этот отрывок.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям ковыль, тризна, секира, прах, ковши круговые, мне смертию кость угрожала.

Какие драматургические приёмы использует поэт в описании князя Олега (жесты, поза, интонации, настроение)?

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Найдите во фрагменте самый выразительный эпитет, метафору и сравнение и объясните их смысловую роль.

Продолжите заполнение таблицы соответствий. Определите, какой характер древнерусские слова придают тексту.

ТАБЛИЦА
Соответствия древнерусских слов из «Песни о вещем Олеге» словам в современном языке

Древнерусские слова

Соответствия в современном языке

Брег

Вкруг

Смертию

Обобщающий вопрос:

Какие черты быта и нравов Древней Руси отразились в балладе?

V. Смысл сопоставления Олега и волхва

Практическая работа.


Составление плана сравнительной характеристики Олега и кудесника.

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики Олега и кудесника

Общее

Олег

Кудесник

Что общего у Олега и кудесника?
(Оба — жители Киевской Руси, являются олицетворением её быта и нравов, верят предсказаниям, обоим присуща гордость, чувство собственного достоинства,
свободолюбие, мудрость.)

Различное

Основания для сопоставления

Олег

Кудесник

Возраст

Внешность

Социальное положение, материальное благосостояние

Талант, божественный дар

Образ жизни

Особенности речи

Вывод

— Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Итоговый вопрос:

Какую художественную цель преследовал Пушкин, создавая «Песнь о вещем Олеге»:
поэтически пересказать летописный сюжет; показать быт и нравы наших предков; доказать, что предсказания кудесников всегда сбываются; провозгласить
творческую свободу поэта от всяческой цензуры и необходимости служить власти?

Аргументируйте свою позицию.

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение баллады наизусть.

Письменно ответить на вопрос «В чём смысл противопоставления Олега и кудесника?».

Индивидуальные задания.

Создать свои иллюстрации к балладе (см. задание 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства»).

Решить кроссворд (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Выполнить «Творческое задание» учебника.

Подготовить историческую справку о Смутном времени и Борисе Годунове.

Найти иллюстрации к сцене «В келье Пимена» (из трагедии Пушкина «Борис Годунов»).

Групповые задания.

Создать диафильм «Песнь о вещем Олеге» в формате компьютерной презентации.

Подготовиться к выразительному чтению по ролям фрагмента из трагедии «Борис Годунов».

Следующие уроки: А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) >>>


О ЛЕТОПИСНОМ ИСТОЧНИКЕ
«Песни о вещем Олеге»

СКАЗАНИЕ О СМЕРТИ ОЛЕГА ОТ КОНЯ

Многие поэты и прозаики обращались к прошлому и находили в нем немало увлекательных преданий и легенд, на основе которых создавали свои произведения.
Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Прочитаем историю об Олеге в летописи.

Сказание о смерти Олега от коня

И живяше Олегъ миръ има ко всем странамъ, княжа в Киев. И присп осень, и помяну Олегъ конь свой, иже б поставил кормити и не вседати на нь(1). Б бо въпрашал
волъхвовъ и кудесникъ: «От чего ми есть умрети?» И рече ему кудесник один: «Княже! Конь, его же любит и и здиши на нем, от того ти умрети». Олегъ же приим
въ ум(2), си рче: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того». И повел кормити й не водити его к нему, и пребы яколико лт не вид его, дондеже(3) на грекы иде.
И пришедшу ему Киеву и пребывьшю 4 лта, на пятое лто помяну конь, от него же бяхуть рекли волсви умрети. И призва старейшину конюхом, рече: «Кде есть
конь мъй, его же бхъ поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерлъ есть». Олег же посмася и укори кудесника, река: «То ти неправо глаголють волъсви,
но все то льжа есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повел оседлати конь: «А то вижю кости его». И прииде на мсто, идьже бша лежаще кости его голы и лобъ голъ,
и ссде с коня, и посмейся рече: «Отъ сего ли лба смьрть было взяти мн?» И въступи ногою на лобъ; и выникнувши змиа изо лба, и уклюну в ногу. И с того разболся
и умре. И плакашася людие вси плачем великим, и несоша и погребоша его на гор, еже глаголеться Шековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла
Ольгова. И бысть всх лт княжения его 33.

1. …на нь — ни него.
2. …прии́м въ ум — подумал про себя, запомнил.
3. Донде́, донде́же — пока, пока не; когда, как только, как.

* * *
Известный литературовед-пушкинист Сергей Михаилович Бонди пишет, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина это пересказ сохранившейся в летописи легенды
о смерти киевского князя Олега (X век), предсказанной ему волхвом (жрецом славянского бога Перуна(4). Олег в летописях прославляется как мудрый («вещий»)
князь и победитель врагов Киевского княжества, не только хазар кочевого племени, нападавшего на русские владения, но и Византийской империи. По летописному
преданию, Олег овладел столицей империи Константинополем (русские называли его Царьград) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на ворогах города свой щит.
После смерти Олега княжить в Киеве стал князь Игорь, а после него его жена княгиня Ольга.

4. Перу́н — бог грома и молнии у древних славян.

В словах волхва — «вдохновенного кудесника» — Пушкин, несомненно, выражает и свое собственное отношение к преследующему его «могучему владыке», царю, и
декларирует независимость, правдивость подлинной поэзии: «Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


«ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ»
А. С. Пушкин
[2]

Как ныне сбирается вещий Олег[3]
       Отмстить неразумным хозарам[4]:
Их села и нивы за буйный набег
       Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
       Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну[5] старик одному,
       Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
       Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
       Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы[6] не боятся могучих владык,
       А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
       И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.

Запомни же ныне ты слово мое:
       Воителю слава – отрада;
Победой прославлено имя твое:
       Твой щит на вратах Цареграда[7]:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
       В часы роковой непогоды,
И пращ[8], и стрела, и лукавый кинжал
       Щадят победителя годы…
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
       Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
       То мчится по бранному[9] полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся – однако чело[10]
       И взор омрачилися думой.
В молчанье, рукой опершись на седло,
       С коня он слезает угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
       Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
       В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся – да помни меня.
Вы, отроки-други[11], возьмите коня!

Покройте попоной, мохнатым ковром;
       В мой луг под уздцы отведите;
Купайте, кормите отборным зерном;
       Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
       При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
       Над славной главою кургана…
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они…

«А где мой товарищ?– промолвил Олег,–
       Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? всё так же ль лего́к его бег?
       Всё тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
       И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
       Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
       С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра,
       Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
       И молвил: «Спи, друг одинокий!
Твой старый хозяин тебя пережил:
       На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь![12]

Так вот где таилась погибель моя!
       Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия
       Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась:
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
       На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга[13] на холме сидят;
       Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
1822 г.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее?
На чьей стороне автор?

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей… Согласны ли вы
с этим суждением?

4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег” не нравится;
напрасно. Товарищеская любоdь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе
в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение.
Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях В. Васнецова?

Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным и проникновенным?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризнa, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой
старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере
героя с заменой одного слова?

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с коном, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем:
«Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать но ролям?
Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллюстрации, памятники, портреты героев)?

2. Подготовьте балладу к выразительному чтению в классе, передайте при чтении собственное отношение к событиям и героям.

3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили —
князю или кудеснику»? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?

Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)

На чтение 14 мин. Опубликовано

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

1. История создания

Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге» в 1822 году, в период Южной ссылки.

Находясь в изгнании, поэт посещал знаменитые места чужбины, в том числе и Киев. Однажды его внимание привлек курган, о котором шла молва: это древняя могила самого князя Олега!

Впечатлившись легендой, великий гений обратился к «Истории государства Российского» пера Карамзина, где и прочитал о жизни и смерти древнерусского правителя и полководца.

Многие исследователи утверждают, что поэт был знаком и с «Повестью временных лет», в которой тоже есть этот сюжет.

Неизвестно, какой именно первоисточник или, может быть, людская молва повлияли на Пушкина (а скорее всего, все вместе), но, тем не менее, баллада появилась.

2. Литературное направление

«Песнь о вещем Олеге» относится к романтизму.

3. Род

По роду это сюжетная лирика.

4. Жанр

Жанр – баллада, хотя можно увидеть и элементы исторической песни, да и сам автор именно так определяет свое произведение – «песнь».

5. Проблематика

Речь идет о глубоком, многогранном стихотворении. Автор здесь поднимает проблемы, характерные для большинства романтических произведений:

  • рока,
  • трагической предопределенности судьбы и человеческой реакции на предсказание,
  • а также богоизбранности пророков – людей, говорящих от лица бога и не боящихся порицания.

Эти вопросы проходят красной нитью по всему пушкинскому творчеству.

6. Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.

7. Идея

Автор написал «Песнь о вещем Олеге», чтобы выразить свое собственное отношение к року, а также к людям, стоящим выше судьбы, – божественным посланникам.

Эта тема будет очень волновать поэта на протяжении всей его жизни.

И если вопрос о роковой предопределенности событий постепенно забудется, а направление творчества сменится с романтизма на реализм, то красноречивый образ пророка Пушкин не забудет.

8. Пафос

Стихотворение поражает бурей чувств. Читателю передается и волнение, и испуг, и смирение героев.

Мы ощущаем некую тревогу, которая нарастает перед кульминацией, – укусом смертоносной змеи. В то же время читатель невольно сочувствует Олегу, переживает за него.

Описать весь каскад эмоций сложно, потому что «Песнь о вещем Олеге» буквально наполнена ими.

9. Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

10. Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

  • проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
  • и князь Олег.

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

11. Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

12. Сюжет

Сюжет интересен и мистичен.

Олег, собираясь в очередной поход с дружиной, неожиданно встречается с кудесником. Он просит старца предсказать судьбу, а точнее – назвать, когда смерть заберет великого князя. Взамен Олег обещает достойную награду.

Однако волхв – истинный пророк, не нуждающийся ни в чем, живущий по иным законам и боящийся только одного: Перуна. Кудесник перечисляет заслуги полководца, хвалит верного коня, а затем неожиданно заканчивает речь, говоря:

… Но примешь ты смерть от коня своего.

В ответ князь усмехается, но в душе он напуган. Великий полководец призывает своих слуг, отдает им верного коня и прощается с ним, наказывая заботливо ухаживать за животным.

Проходит какое-то время, Олег устраивает пир. Читатель видит, что он уже сед. Значит, миновало много лет с момента прощания с боевым конем.

Вдруг Олег вспоминает про славного товарища и просит о встрече с ним. Но ему отвечают:

Конечно, князь внутренне возмущается и недоумевает. Почему же предсказание не сбылось?

Он желает увидеть кости животного и идет к кургану, где почил конь, наступает на череп, из которого выползает змея и кусает князя. Только тогда вещий Олег понимает, что гибелью ему угрожали кости, а не живой конь.

13. Композиция

Композиция линейная.

Экспозиция – рассказ о целях похода Олега.

Завязка – момент встречи с кудесником и княжеская просьба о предсказании.

Затем следует развитие действий, в котором волхв говорит, что смерть придет от коня, и Олег, внимая этим словам, отрекается от животного навсегда. Идут года, на одном из пиров полководец вспоминает давние события и желает увидеть верного боевого друга. Однако узнает, что тот давно мертв. Олег идет посмотреть на кости коня.

Кульминацией можно назвать момент, когда князь видит змею и понимает суть слов кудесника.

Развязка – смерть вещего Олега.

14. Художественное своеобразие произведения

Для придания необходимого исторического колорита автор использует старославянские и древнерусские слова: «дружина», «тризна», «кудесник» и т.д.

Много глагольной лексики, помогающей нарисовать динамичную картину.

15. Размер, рифма, строфика

Произведение написано амфибрахием – размером, нечасто используемым Пушкиным. Однако для баллады, неторопливо и вдумчиво раскрывающей таинственную историю, такое художественное решение вполне подходит.

Каждая строфа состоит из шести строк.

Рифмовка комбинированная: первые четыре строки перекрестная (АБАБ), последние две – смежная (ВВ).

16. Средства художественной выразительности

Пушкин использовал образный, выразительный язык. В текст «Песни о вещем Олеге» много эпитетов: «вещий Олег», «неразумные хазары», «верный конь» и т.д.

Есть олицетворения:

И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…

Кроме того, в произведении встречаются метафоры: «грядущие годы таятся во мгле», «победой прославлено имя твое», сравнение: «кудри белы как утренний снег».

17. Значение произведения

«Песнь о вещем Олеге» помогает понять отношение автора к року и к месту поэта в этом мире. Она открывает важные аспекты творчества великого русского гения.

18. Актуальность

Произведение актуально до сих пор. Многие современные люди считают, что любой дар дается свыше.

Тот, кто умеет творить, – особенный человек, видящий и воспринимающий мир иначе. Кроме того, роковая неотвратимость жизненных событий тоже остается животрепещущей темой.

19. Моё отношение

Мне нравится пушкинская баллада, потому что она интересная, оригинальная и наполнена мистическим духом.

20. Чему учит

Я думаю, что это произведение учит прислушиваться к намекам или сигналам судьбы, но вместе с тем пытаться реагировать на них правильно.

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • http://hronika.su/kratkij-analiz-stihotvoreniya-pesn-o-veshhem-olege-po-planu/

На чтение 11 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Год написания и публикации — стихотворение написано в 1822 году, а опубликовано в 1825 году. История создания — Будучи в Киеве, Пушкина заинтересовал древний курган. По преданию в этом месте находилась могила князя Олега. Пушкин также прочел труд Карамзина «Истории государства Российского», где были описаны данные события. В этот период времени поэт находился в южной ссылке за свои вольнолюбивые стихи. Я думаю, что в это время его волновали вопросы собственной несвободы, невозможности повлиять на судьбу человека, сосланного в ссылку. Жанр — Историческая баллада (повесть в стихах). Направление — Романтизм. Основная идея — Человек бессилен перед волей рока. Невзирая на могущественность, славу, достаток, судьба может оказаться неблагосклонной не только к слабым и беззащитным, но и к сильным мира сего. Тема — Тема неотвратимости рока, судьбы, отсутствие свободы выбора в жизни человека. Проблема — Человек несвободен в своих желаниях. Жизнью человека управляет его судьба, а не он сам.

Помогай другимОтвечай на вопросы и получай ценные призы каждую неделюСм. подробностиСодержание:

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности. 

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет. 

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью. 

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя. 

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

Экспозиция посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

Завязка о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

Развязка – смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

Эпилог – жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено. 

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе? Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем. 

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

Кудесник – скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом). 

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках. 

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Размер и ритм

Стихотворение написано трехсложным размером, с ударением на второй слог – амфибрахием, характерным для лиро-эпических произведений. Четкий, неторопливый, размеренный ритм создают ощущение торжества и свобод, независимости и незыблемости Великой Руси.

Заключение

Проанализировав композицию, сюжет, лексику, поэтику произведения, можно прийти к выводу, что это – историческая повесть в стихах, цель которой – прославление российского государства, величия и мощи русского народа. 

В то же время показывается, что все люди смертны, и даже монархам не под силу преступить этот великий закон. Данное произведение актуально и в наши дни, поскольку находит отзыв в душе современных читателей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Основная тема знаменитого произведения Пушкина «Песнь о вещем Олеге» — предопределённость человеческой жизни.

К моменту написания этой оригинальной, созданной на материале русских летописей баллады (март 1822 года) поэт находится в самом начале своего творческого пути и только начинает размышлять о «превратностях судеб».

Но он уже ощущает трагическую заданность основных событий, определяющих личную судьбу каждого из живущих.

Та же тема прозвучит в поэме «Цыганы», над которой Пушкин будет работать осенью 1824 года. Поэт завершит её словами: «И всюду страсти роковые, // И от судеб защиты нет…».

Беззащитным перед всемогущей судьбой оказывается в балладе прославленный великими победами, воинской доблестью и мудрой предусмотрительностью князь Олег.

Летописец наделяет князя прозвищем Вещий, что на языке русичей означает «обладающий ясным умом».

Эпитет «вещий» также намекает на причастность к некой вести, небесному посланию, особому пути князя.

Быть может, и ему, избранному среди многих, открыто знание, не доступное простым смертным. Но волхву, которого Олег именует «кудесником», «любимцем богов», открыто больше. Он и предсказывает князю гибель.

На примере Олега мы видим, что обмануть судьбу нельзя, каким бы мудрым, великим и прекрасным ни был человек. «От судеб», действительно, «защиты нет».

Кроме того, в балладе «Песнь о вещем Олеге» Пушкиным впервые затронута тема поэтического избранничества.

Волхв, предсказавший князю верную смерть от коня, символизирует пророка, прорицателя, поэта – человека, которому открыт высший смысл бытия. Он противостоит земному владыке – князю Олегу.

В столкновении двух этих величественных фигур Пушкин видит противостояние общественно важных сил: государственной (управленческой) и духовной.

Олег с неодобрением отнёсся к предсказанию волхва, однако, поверил ему и «принял меры по предотвращению» предначертанного. Но обмануть судьбу не удалось.

Когда князь узнал о гибели любимого животного, он разгневался и начал хулить предсказателя, обвиняя его в обмане. Но тут и поджидала князя гибель.

Возможно, то была месть небес за то, что Олег посмел осуждать старика, возможно, — знак неумолимости судьбы, одинаково жестокой и к малым, и к великим мира сего.

Тема поэта и власти ещё не раз прозвучит в произведениях Пушкина.

Её итоговым аккордом станет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», в котором Пушкин не без иронии скажет о собственном памятнике: «Вознёсся выше он главою непокорной // Александрийского столпа…».

Поэт в очередной раз подчеркнёт, что власть, данная поэту, значительнее, чем удел царя, ибо царь приходит на время, а дела поэта остаются в вечности.

Основная идея баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» состоит в том, что люди одинаково беззащитны перед волей небес. Уйти от судьбы не удастся даже самым великим, мудрым и прозорливым.

Прославленный князь Олег, повесивший свой легендарный щит на ворота Цареграда, думал, что сможет избежать нелепой гибели «от коня своего», узнав предсказание волхва.

Но судьба оказалась мудрее: предначертанное сбылось в самый неожиданный момент, когда Олег пришёл попрощаться со своим любимцем и наступил на его череп, в котором пряталась смертоносная змея.

Это поэтичное летописное предание не могло не вдохновить Пушкина, находящегося в Кишенёвской ссылке, на создание собственного оригинального произведения.

Именно тогда поэт начинает задумываться об особенностях путей жизни разных людей.

Высланный из Петербурга по обвинению в распространении вольнолюбивых стихов, имеющих умысел настроить народ против царя, Пушкин, вероятно, чувствует, что его протест, ссылка, весь этот резко завязавшийся, как бы мы сейчас сказали, «диалог с властью» — это уже Судьба.

В южной ссылке его посещают мысли о расплате за поэтический дар, за дерзость всенародно говорить правду.

В образе балладного кудесника, которого и сам князь Олег признаёт «любимцем богов», легко угадывается образ поэта вообще, пророка в своём отечестве, которому не избежать княжеского гнева.

Узнав о том, что любимый конь умер, Олег, обрекший себя на пожизненную разлуку, не на шутку рассердился: выходит, что волхв обманул его, что не стоило расставаться с любимым животным, чтобы избежать смерти. Но тут-то и настиг его неумолимый рок.

Олег погибает от укуса змеи, выползшей из конского черепа. Змея как древний символ смерти и пророческого знания исполняет волю небес и словно мстит за то, что князь посмел бранить кудесника.

Выходит, что мистическая власть пророка больше, чем земное могущество князя. Первому открыто больше. Несмотря на величие Олега, уйти от судьбы ему не удаётся. Тайное же знание, данное волхву, оказывается правдой.

«Песнь о вещем Олеге» представляет собой одно из первых размышлений Пушкина о поэте и власти, о божественной справедливости и неспособности простых смертных постичь её законы.

Используемые источники:

  • https://reshator.com/sprav/literatura/analiz/pesn-o-veshchem-olege-pushkin/
  • https://nauka.club/literatura/pesn-o-veshchem-olege-analiz.html
  • http://hronika.su/tema-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/
  • http://hronika.su/ideya-proizvedeniya-pushkina-pesn-o-veshhem-olege/

Школа:
 

Учитель:

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
8

«Песнь
о вещем Олеге»: предсказание кудесника.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 – понимать термины: баллада, пиктограмма;

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном
произведении, осмысливать тему;

5.ПО 4 — составлять простой план;

5.ПО
6 –  давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ОС 2-сравнивать художественное произведение с произведениями
других видов искусства, объясняя сходства и различия;

5.ОС 4-оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников)
с точки зрения соответствия теме;

5.АИ 1 — определять жанр и его признаки при поддержке учителя;

5.АИ  5-характеризовать героев при
поддержке учителя;

5.АИ 9 — писать творческие работы (сказки, рассказы,
мини-сочинения на литературные темы по опорным словам, иллюстрациям).

Цели урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы;

-составить вопросный план и оценить его по критериям.

-дать толкование значения устаревших слов;

высказать свою позицию, опираясь на
иллюстрацию;

-оживить картину известного художника;

-заполнить схему «Круги на воде», оценивая событие,
изображенное в художественном произведении.

-знать термин пиктограмма, используя предложенные
значки, создать авторский текст, стилизованный под древние летописи;

-выполнить краткосрочный проект,
доказать, что изучаемое произведение поэта – баллада.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
синтез, оценка.

Критерии оценивания

-читают текст и критически осмысливают его;

 -отвечают на вопросы по тексту;

определяют значение устаревших слов в
тексте;

-высказывают свою позицию, опираясь на иллюстрацию;

-составляют вопросный план;

-оценивают учебную деятельность по критериям;

-выполняют творческое задание.

Языковые

цели

 Использовать навыки слушания, говорения, чтения и письма  для
выражения своих идей в устной и письменной форме;

Ключевые слова и фразы:

Баллада, хазары, кудесник, жребий, чело, пращ, сеча, ретивый,
Перун

Привитие

ценностей

     Способствовать развитию культуры взаимоотношений
(уважение, сотрудничество) при работе в группах, парах, через содержание
текстов

Межпредметные

связи

Межпредметные связи прослеживаются с «Всемирной историей»,
«Русским языком» и «Изобразительным искусством»

ИКТ

Демонстрация картины В.М.Васнецова

Предварительные

знания

     На уроке учащиеся будут продолжать  совершенствовать
навыки чтения и анализа текста, навыки говорения через диалоговую речь

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты начнешь знакомство с балладой А.С. Пушкина «Песнь о вещем
Олеге»; узнаешь значение слова «вещий»; выполнишь задания лингвистического
конструктора; проведешь исследование; заполнишь схему «круги на воде»;
научишься создавать вопросный план и оценивать его по критериям.

2. Психологический настрой

Посмотрите
на солнце. Вы никогда не задумывались, чем пахнет солнце?

Учитель
чит
ает стихотворение К. Бальмонта
«Солнце».

Запах
солнца? Что за вздор!

Нет,
не вздор!

В
солнце звуки и мечты,

Ароматы
и цветы –

Все
слились в согласный хор,

Все
сплелись в один узор.

Солнце
пахнет травами,

Свежими
купавами.

Пробужденною
весной

И
смолистою сосной.

Солнце
светит звонами,

Листьями
зелеными,

Дышит
вешним пеньем птиц,

Дышит
смехом юных лиц.

Подарим друг другу
букет солнечного аромата!!!

image001

Середина урока

3.  Изучение нового материала.

Формирование читательской грамотности

К.
Прием «Внимательный читатель»

Задание: Прочитайте начало «Песни о вещем
Олеге», ответьте на вопросы по прочитанному тексту.

-Кто
сопровождает князя?

-За
что Олег хотел отмстить хазарам?

-Где
встретились князь и кудесник?

-Что
предлагал Олег волхву за предсказание?

-Почему
недруги завидуют князю Олегу?

-Как
погибнет князь, согласно предсказанию?

Дескрипторы:

-дает
полный и краткий ответ на вопрос;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка баллады;

подтверждает собственную
позицию
цитатами из художественного
произведения.

ФО «Аплодисменты»

К. Филологический анализ текста

Расшифровка названия произведения

Почему произведение А.С. Пушкина называется «Песнь о вещем
Олеге», если предсказатель – волхв?

Лингвистический анализ

И. Игра «Лингвистическое лото»

Ребята, перед вами незнакомые слова и разные определения!

Задание: Попробуйте подобрать к каждому слову
правильное определение. Для этого вам в какой-то степени помогут знания по
морфологии русского языка, как думаете, почему? (части речи в первой колонке
можно соотнести со второй, например – «хазары» — сущ. во  мн.ч. – подходит
только «народ»)

1

2

3

4

5

6

7

8

З

Е

Г

Д

В

Б

Ж

А

Далее
учащимся класса задается вопрос: Как вы думаете, с какой целью А.С. Пушкин
использовал устаревшие слова в своем произведении?

Дескрипторы:


отвечает на вопрос о названии произведения, опираясь на подсказку в учебнике;

верно
определяет значения незнакомых слов;


аргументирует использование автором устаревших слов.

ФО «Взаимооценивание»

Теория текста

К. , Г. Прием «Вопросный план»

Знакомство с отличительными чертами вопросного плана.

·        
Записывается в форме вопросов к тексту.

·        
Каждому отрывку текста соответствует один вопрос.

·        
При составлении вопросного плана следует использовать
вопросительные слова: кто, когда, куда, почему и т. д.

Задание: составьте
вопросный план прочитанного отрывка.

Дескрипторы:

-делит текст на смысловые части;

-составляет количество вопросов соответственно количеству
частей;

-использует вопросительные слова и верную структуру вопросов.

ФО «Взаимооценивание по критериям»

К.
Прием «Литературный термин» 

Задание: Записать определение
баллады.

Баллада – стихотворение с
драматическим напряженным сюжетом, в основе которого лежит историческое
событие, легенда или даже бытовой, но обязательно мистический случай.

    Учащиеся будут отвечать на вопрос: Является  ли
произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»  балладой? Почему?

Дескрипторы:

-доказывает, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада;

-приводит аргументы, опираясь на статью  о балладе в учебнике.

ФО «Комментарии учащихся»

4. Закрепление.

К. Прием «Ожившая картина»

Задание: Рассмотри иллюстрацию
художника В. Васнецова к балладе А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»
и ответь на вопросы:

-Какой эпизод изображен на иллюстрации?

-Какова роль данного эпизода в произведении?

-Каким изображен на ней князь Олег?

-Какова тема данного произведения?

-Как ты думаешь, изменится ли ее сюжет, когда кудесник озвучит
свое предсказание?

Дескрипторы:

-определяет роль эпизода в произведении;

— называет основные сюжетные линии произведения;

— формулирует тему произведения;

— предугадывает развитие сюжета картины.

 ФО
«Похвала»

https://thetomatos.com/wp-content/uploads/2016/04/clap-animation-clipart.jpg

       учебник с.59

image003

Конец урока

5.  Итог урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия

И. Прием
«незаконченного предложения»

Мне понравил(о,а)
сь ….., потому что…….

Мне не
понравил(о,а) сь ….., потому что…….

6. Домашнее задание (дифференцированное)

1.     
Выучить  определение баллады (всем)

2.     
«Круги на воде». Какой тебе видится встреча героев?
Дай оценку, заполнив схему «Круги на воде». Учитывай условия задания! (всем)

3.     
«В средневековой келье монаха». Составление зашифрованного
текста ( по выбору)

  • План рассказа отцы и дети по главам
  • План рассказа об илье муромце 4 класс литературное чтение
  • План рассказа первая любовь богомолова
  • План рассказа паустовского телеграмма
  • План рассказа о себе на английском