План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

Гдз по литературному чтению 2 класс учебник климанова, горецкий, голованова. издательство: просвещение 2020 2021 2022авторы: климанова л.ф., горецкий в.г., голованова

ГДЗ по литературному чтению 2 класс учебник Климанова, Горецкий, Голованова.

Издательство: Просвещение 2020 2021 2022
Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Команда DNSIS подготовила для вас решения и ответы на литру второго класса.
Во 2-ом классе вас ждет много интересных иллюстрированных, технических и творческих заданий, иногда они бывают сложными но с этим вам помогут наши ответы, вы можете быть в них уверены. Учебно-методический сборник по Литературному чтению за 2 класс, в котором представлены произведения, нацелен привить детям лучшие качества.
Учебное пособие ФГОС Школа России состоит из учебника(2 части) и рабочей тетради, мы подготовили ответы на все вопросы программы этого пособия.

Содержание 
Самое великое чудо на свете стр. 3

Что уже знаем и умеем стр. 4

Как рассказать о прочитанной книге стр. 4

История книги стр. 6

Библиотека стр. 8

Наши проекты стр.9

Проверим себя стр. 10

Устное народное творчество стр. 11

Что уже знаем и умеем стр. 12

В мире книг стр. 13

Разноцветные страницы

Шибаев А. Вспомни сказку стр. 14

Пословицы и поговорки стр. 16

Русские народные песни

«Ты, рябинушка…» стр. 18

«Берёза моя, берёзонька…» стр. 18

Потешки и прибаутки

«Петушок, петушок…» стр. 20

«Кошка на окошке…» стр. 20

«Стучит, бренчит на улице…» стр. 21

«Куда, заинька, бежишь?..» стр. 21

Считалки и небылицы

«Конь ретивый…» стр. 22

«Ой ты, зоренька-заря…» стр. 22

«Начинается считалка…» стр. 22

«Ой, люля, та-ра-ра!..» стр. 23

Загадки стр. 24

Сказки

Коваль Ю. Сказки стр. 26

Петушок и бобовое зёрнышко стр. 28

У страха глаза велики стр. 31

Лиса и тетерев стр. 34

Каша из топора стр. 37

Поговорим о самом главном

Лиса и журавль стр. 40

Как хорошо уметь читать

Гуси-лебеди стр. 42

Проверим себя стр. 46

Люблю природу русскую. Осень стр. 53

Что уже знаем и умеем стр. 54

Как подготовиться к выразительному чтению стр. 54

В мире книг стр. 55

Разноцветные страницы

Волина В. «Шла лисица…» стр. 56

Сапгир Г. Считалочка стр. 57

Тютчев Ф. «Есть в осени первоначальной…» стр. 58

Бальмонт К. «Поспевает брусника…» стр. 59

Плещеев А. «Осень наступила…» стр. 60

Фет А. «Ласточки пропали…» стр. 61

Осенние листья

Толстой А. «Осень. Обсыпается весь наш

бедный сад…» стр.62

Есенин С. «Закружилась листва золотая…» стр. 63 Брюсов В. «Сухие листья, сухие листья…» стр. 64

Токмакова И. «Опустел скворечник…» стр. 65

Берестов В. Хитрые грибы стр. 66

Грибы стр. 67

Поговорим о самом главном

«В каждом зёрнышке пшеницы…» стр. 68

Блокадный хлеб стр. 68

Как хорошо уметь читать

Пришвин М. Осеннее утро стр. 69

Проверим себя стр. 70

Русские писатели стр. 71

Что уже знаем и умеем стр. 72

Как составить план произведения стр. 72

В мире книг стр. 73

Разноцветные страницы

Токмакова И. Десять птичек — стайка стр.74

Могутин Ю. «Над речушкой в тиши…» стр. 75

Александр Сергеевич Пушкин стр. 76

«У лукоморья дуб зелёный…» стр.77

Сказка о рыбаке и рыбке стр. 79

Иван Андреевич Крылов стр. 88

Лебедь, Щука и Рак стр. 90

Стрекоза и Муравей стр. 92

Лев Николаевич Толстой стр. 94

Котёнок стр. 96

Поговорим о самом главном

Толстой Л. Н. Правда всего дороже стр. 98

Как хорошо уметь читать

Толстой Л. Н. Филипок стр. 99

Проверим себя стр. 103

О братьях наших меньших стр.105

Что уже знаем и умеем стр. 106

Как составить отзыв стр. 106

В мире книг стр.107

Разноцветные страницы

Брезкун С. «Гр-р-рянул…» стр.108

Бородицкая М. «Грачиха говорит грачу…» стр. 109

Пивоварова И. «Жила-была собака…» стр.110

Берестов В. Кошкин щенок стр. 111

Как придумать рассказ стр. 112

Пришвин М. Ребята и утята стр. 113

Чарушин Е. Страшный рассказ стр. 117

Житков Б. Храбрый утёнок стр. 120

Бианки В. Музыкант стр. 122

Как хорошо уметь читать

Бианки В. Сова стр. 125

Поговорим о самом главном

Благинина Е. Мороз стр. 129

Проверим себя стр. 130

Наши проекты стр. 131
Люблю природу русскую. Зима стр. 133  

Что уже знаем и умеем стр. 134

Как выучить стихотворение наизусть стр. 134

В мире книг стр. 135

Разноцветные страницы

Погореловский С. «В гору…» стр. 136

Погореловский С.

«На виду честного люда…» стр. 136

Прокофьев А. «Как на горке, на горе…» стр. 137

Первый снег

Бунин И. «Зимним холодом пахнуло…» стр. 138

Бальмонт К. Снежинка стр. 139

Аким Я. «Утром кот…» стр. 140

Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…» стр. 141

Есенин С. «Поёт зима — аукает…» стр. 142

Есенин С. Берёза стр. 143

Пушкин А. С. «Вот север, тучи нагоняя…» стр. 144

Пушкин А. С.

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» стр. 145

Поговорим о самом главном

Два мороза стр. 146

Как хорошо уметь читать

Михалков С. Новогодняя быль стр. 149

Проверим себя стр. 152

Цели:

  • совершенствовать навыки правильного,
    выразительного чтения;
  • воспитывать любовь к родной природе;
  • развивать умения видеть в окружающей природе
    красоту и учить бережно относиться к тому, что
    тебя окружает;
  • с помощью аукциона знаний развивать активность
    учащихся в учебной деятельности.

Наглядность: репродукции картин И.Левитана,
А.Саврасова, И.Грабаря и др. художников; таблица
по выразительному чтению; запись на доске
цветными мелками; “Люблю природу русскую. Осень.
Осенние листья”. Учебник Л.Ф. Климановой “Родная
речь”

Ход урока

Организационный момент

Учитель:

Выпрямили спинки, потянулись к небушку,
солнышку, расправили позвонки и позвоночники и
так же ровно сели и легли на свои рабочие места.

Начинаем урок чтения.

Какую большую тему мы сейчас проходим?

Ученики:

Люблю природу русскую.

Учитель:

А какая более узкая тема входит в эту большую
тему?

Ученики:

Осень.

Осенние листья.

Учитель:

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
произведениями об осени и будем
совершенствовать навыки чтения.

Вы видите на доске репродукции картин
И.Грабаря, И.Левитана, А. Саврасова. Художники, как
и поэты, по-разному относятся к осени. Кто осень
любит, изображает ее в радостных, теплых, светлых
тонах, а кому-то осень навевает тоску и печаль.

Перечислите, пожалуйста, поэтов, которые
посвятили свои стихи осени.

Ученики называют авторов пройденных
произведений.

Учитель:

Стихотворения каких поэтов вызывают печаль,
тревогу тоску?

Ученики:

К. Бальмонта, А.Фета, А. Плещеева, А. Толстого, В
Брюсова.

Учитель:

А кому из поэтов осень нравится?

Ученики:

С.Есенину, И. Токмаковой, В. Берестову.

Проверка домашнего задания.

А какое настроение передает В. Берестов в
стихотворении “Хитрые грибы?”

Ученики:

Веселое, шутливое, игривое.

Учитель:

Сейчас мы проверим, как вы подготовили дома
выразительное чтение этого стихотворения. Вы
должны прочитать друг другу стихотворение,
передав настроение автора. Вы читаете и
оцениваете. Отметку показываете поднятием вверх
пальчиков. Потом мы посмотрим, совпадет ли оценка
вашего товарища по парте с оценкой всего класса.
При чтении не забывайте о составляющих
выразительного чтения, которые указаны в нашей
таблице: это темп, интонация, паузы, логическое
ударение, тембр.

Ученики читают друг другу стихотворение,
поднимают вверх пальчики, соответствующие
оценке товарища.

Учитель: (После прочтения учениками
стихотворения)

Кто не согласен с оценкой товарища?

Ученики поднимают руки.

Учитель:

Кто не согласен с оценкой товарища, прочитает
выразительно стихотворение всему классу. Класс
оценит ваше чтение, прокомментирует ошибки. Мы
сравним оценку товарища и оценку всего класса.

Читают ученики, не согласные с оценкой и 2-3
ученика по усмотрению учителя. Ученики всего
класса поднимают вверх пальчики, оценивая
читающих, комментируя их чтение.

Учитель:

Экзамен выразительного чтения вы выдержали, но
чтение не бывает выразительным, если допускаются
ошибки. Какой вид чтения помогает эти ошибки
устранять?

Ученики:

Орфографическое чтение.

Учитель:

Какое же чтение называется орфографическим?

Ученики:

Читаем, как пишем: по слогам, четко проговаривая
орфограммы, гласные, согласные.

Учитель:

Дома вы должны были подготовить
орфографическое чтение научного текста
“Грибы”. Проверим, как вы справились с этим
заданием.

Ученики читают текст орфографически вслух по
одному предложению, оценивают поднятием
пальчиков, комментируют допущенные ошибки.

Учитель:

Научиться красиво читать нам помогает
скорочтение. Этот же научный текст “Грибы” вы
прочитаете друг другу скороговоркой по одному
абзацу, не забывая при этом, что необходимо четко
проговаривать слова, не допускать ошибки. Паузы
делаете только тогда, когда необходимо вдохнуть.

Ученики читают текст друг другу скороговоркой,
оценивают друг друга.

1-2 ученика читают скороговоркой всему классу
отрывки научного текста на оценку.

Учитель:

Мы очень хорошо поработали. Вы показали, что
умеете читать выразительно, поработали над
техникой чтения, читая орфографически и
скороговоркой.

А теперь мы отдохнем. Дежурные ученики выходят
к доске и проводят физминутку.

Физминутка

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (садятся на корточки)
Дунул ветер – полетели, (поднимаются, машут
руками)

Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели. (садятся)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели, (поднимаются, кружатся,
машут руками)

И на землю снова сели. (садятся за парты)

Учитель:

Сегодня мы познакомимся с произведением
писателя-прозаика М. Пришвина – большого знатока
и любителя русской природы, который все свои
произведения посвятил описанию родной природы,
что вызывает у читателей чувство любви к Родине.

Откройте учебники на стр. 78 и найдите рассказ М.
Пришвина “Осеннее утро”.

Прочитайте текст произведения про себя и
ответьте на вопросы:

— Какие чувства вызывает у писателя осень?
Докажите это строчками текста.

— Можно ли этот рассказ отнести к нашей теме?
Докажите.

Учитель пишет эти вопросы на доске.

Кто первым прочитает и выполнит задание,
подходит к учителю, шепчет ответы и при
правильном ответе становится “учителем”,
опрашивает своих товарищей.

Чтение рассказа про себя. Ученики, выполнившие
задание, поднимают сигнальную карточку
(светофорик), подходят к учителю, ответив,
становятся “учителями” и подходят к детям,
которые тоже выполнили задание и которые при
правильном ответе тоже становятся учителями. Так
в работу включается весь класс.

Учитель:

О каких приметах осени рассказывает автор?
Ответьте строчками текста.

Ученики:

Об отлете птиц, о листопаде и о том, что “долго
день пробуждается”.

Учитель:

Какие чувства вызывает у Пришвина осень? Чему
радуется писатель? Чем огорчается? Подтвердите
словами автора.

Ученики:

“И так-то бывает грустно, и так хорошо, и
шепчешь и тихонько:

— Летите, летите!”

Автор радуется “…хорошему теплому дню…”,
огорчается “…уже больше не ждем летящей
паутинки бабьего лета: все разлетелись и вот-вот
журавли полетят, а там гуси, грачи – и все
кончится…”

Рассказ М. Пришвина “Осеннее утро” можно
отнести к теме урока, т.к. в нем говорится о
приметах осени, о листопаде.

Учитель:

Можно ли сказать, что Пришвин любит родную
природу? Прочитайте строчки, подтверждающие это.

Ученики:

“Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к
сердцу приложишь и душой вместе с птичками и
листьями куда-то летишь”.

Учитель:

Прочитайте строчки, в которых описывается, как
летят осенние листья. С чем сравнивает писатель
летящие листья?

Ученики:

“Листик за листиком падают с липы на крышу,
какой листик летит парашютиком, какой мотыльком,
какой винтиком.”

“и ветер с крыши поднимает все листья и летят
они к реке куда-то вместе с перелетными
птичками”

Учитель:

Сколько чувств, любви, сердечности, красоты
вложил автор в этот рассказ об осени. И мы должны
прочитать этот рассказ так, чтобы донести до
слушателей всю красоту родной природы.
Послушайте, как нужно читать этот текст.

Образец чтения текста учителем.

Учитель:

А сейчас вы самостоятельно будете готовить
выразительное чтение этого рассказа. Простыми
карандашиками можете подчеркнуть главные
значимые слова, наметить паузы. Не забывайте об
интонации радости, восхищения, восторга, грусти,
удивления. Подумайте, какие строчки нужно
прочитать погромче, а какие потише. Не забудьте о
темпе чтения.

Самостоятельная работа учащихся над
выразительным чтением текста.

Учитель:

Теперь вы проверьте друг друга, соблюдает ли
ваш товарищ при чтении все составляющие
выразительного чтения. После проверки оцените,
подняв вверх пальчики, соответствующие отметке.
А также прокомментируйте чтение своего товарища.

Дети в парах по очереди читают друг другу
рассказ, поднимают вверх пальчики.

Учитель:

Кому понравилось чтение вашего товарища?

Кто заметил какие-то ошибки при выразительном
чтении? Какие это ошибки? Кто не согласен с
отметкой товарища?

Идет обсуждение чтения в парах.

Учитель:

Сегодня на уроке мы познакомились с новым
произведением писателя М.Пришвина, который
глубоко любит русскую природу. Дома вы так должны
прочитать этот рассказ, чтобы мы все
прочувствовали эту любовь.

М. Пришвин сравнивает полет листьев с полетом
парашютика, мотыльком, винтиком. Понаблюдайте и
вы, как летят осенние листики при ветре или при
тихой погоде. С чем вы можете сравнить летящие
листья?

Ответьте также на вопрос: сколько раз в
рассказе М. Пришвина “Осеннее утро” повторяется
слово “утро”?

Урок окончен.

Примечание: на протяжении всего урока
проводится аукцион знаний. За каждый ответ на
вопрос дети получают определенное количество
очков в виде фишек. Если вопрос трудный, то ставка
очков (фишек) увеличивается, пока не найдется
желающий ответить на этот трудный вопрос. В конце
урока подводятся итоги. У кого больше всего
очков, тот получает соответствующий приз.

Толстой «Котёнок» Какие ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс?

1 Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

Толстой Котёнок Ответы на вопросы по литературному чтению 2 класс

2 Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

3 Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера

Чуть не случилась беда!

Нашлась, да не одна, а с котятами!

Кошка пропала

На прогулке с котёнком

4 К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

5 Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.

Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать. Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями. Полностью соответствует содержанию. Эмоциональный рассказ. Выражено своё отношение к происходящему. Не нарушена логика.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 2 класс. Толстой «Котенок» стр. 39 — 40

4

Corelpainter

Ответы (10):

Share

3

Ответим на вопросы к рассказу Толстого «Котенок» в рабочей тетради.

Рассмотрим рисунки. На первом мы видим как дети играют с найденным и оставленным котенком, кормят его молоком. Под этим рисунком мы видим как дети взяли котенка с собой в поле. Третий рисунок показывает как котенка заметили огромные собаки, которые бежали рядом с охотником. И на последнем рисунке Вася с риском для жизни закрывает маленького котенка грудью от собак.

Сделаем подписи к рисункам словами из рассказа:

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

Теперь посмотрим на план. Он неверно отражает последовательность событий. Ведь сперва пропала кошка, потом она нашлась с котятами, затем дети пошли на прогулку и потом чуть не случилась беда:

8d14b6e175c7e2575a74ad7df0e1cf51

Выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася и Катя, Весной, пропала, искали везде.
  2. Тонкие голоса, крыша амбара, чудесные котята
  3. Играть на дороге, солома, щавель, забыли
  4. Испугалась, закричала, побежала, упал животом, охотник, отогнал.

Выбрать часть для пересказа каждый должен индивидуально. Пересказ выполняется по опорным словам.

Share

8

1)Рассмотрим все иллюстрации. На них мальчик и девочка заинтересованно смотрят на кошку с котятами. Катюша молоко для кошки-мамы принесла. И довольные ребята поят животных. Потом уже другая ситуация на второй картинке. Ребята прихватили котёночка с собой. На иллюстрации №3 одинокий брошенный котёнок оказался в смертельно опасной ситуации. И на четвёртой видим, как малыша, к счастью, спасли. Мальчик Вася это сделал.

2)Иллюстрацию №1 можно назвать такими словами из текста.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

А вот второй рисунок, к которому можно подобрать следующее название:

d92728288a45865e5736567301e2a015

На третьей иллюстрации вот что происходит:

685b1bf93aaab54e7a82edb717602b43

На четвёртой картинке

fafd4716b99e0e9fd478ad4622756747

3)План должен иметь такую последовательность: 4,2,1,3.

4)Ключевыми (опорными) словами могут быть следующие:

ad1ae870a6d35f2c26611589dcf370d6

5)Передать содержание эпизодов рассказика близко к тексту, то бишь пересказать, нужно самостоятельно, это сделать просто.

Share

8

1-2.) Прочитав рассказ и внимательно просмотрев картинки, можно сделать вот такие к ним подписи словами из текста рассказа, которые как раз и рассказывают, что на этих картинках изображено:

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

3.) В задании нам дается вот такой план (пронумеруем его пункты, чтобы было понятнее):

507781830b46725e38670171ed0a790e

Но этот план не правильный, он не отражает правильной последовательности событий в рассказе, надо расставить пункты плана вот так:

ec487f777bd7060c2f02bfa1f7f08313

4.) Теперь выписываем опорные слова из рассказа к каждому из этих четырех пунктов плана.

  1. брат, сестра, кошка, весной, амбар;
  2. котята, молоко;
  3. котенок, солома, ветер, щавель, собаки;
  4. Вася, собаки, охотник, домой.

Share

3

После того, как прочитали интересный рассказ «Котенок» Толстого, постараемся ответить на вопросы к рассказу.

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

В учебнике даны четыре иллюстрации. Рассмотрим каждую из них и опишем, что на ней изображено.

На первой иллюстрации мы видим, как дети нашли кошку с котятами. Катя принесла молока, ребята поят кошку молоком.

На второй мы видим, что дети пришли в поле. Они взяли котенка, которого оставили себе, с собой на дорогу.

На третьей иллюстрации мы можем видеть, как собаки увидели беззащитного котенка. Они хотят схватить его.

На последней картинке изображено спасение котенка. Вася подбежал к котенку и схватил его, защищая от собак.

Можно сделать следующие записи к рисункам:

Первый рисунок.

70dff5c4e20186e5ad1d1e7dee136a30

Второй рисунок.

52ba52720c4e8ac94472e74cece1d21e

Третий рисунок.

434c2fcac3b3b7fa3aa131e96cb9982a

Третий рисунок.

d356d35e8142b690f823ee8cee966e3d

Расставим правильную последовательность:

ead90872157494dc987a0022ee66e1b9

Далее выпишем опорные слова к пунктам плана:

  1. Вася, Катя. Кошка, пропажа.
  2. Амбар. Находка, кошка, котята, молоко.
  3. Дорога, солома, котенок, игра.
  4. Охотник, собаки, опасность, спасение, защита.

Дальше можно самостоятельно подготовить пересказ. Рассказ короткий и интересный, пересказать его будет несложно.

Share

3

Чтобы ответить на вопросы задания по литературному чтению к рассказу Толстого «Котенок», нужно внимательно рассмотреть рисунки.

Прочитав рассказ, мы уже точно знаем последовательность событий и можем разместить картинки в правильном порядке.

Верхнюю левую картинку подпишем: Катя … достала молока и принесла кошке.

Нижнюю левую подпишем так: «котенок играл с соломой».

Верхнюю правую подпишем: «впереди него две собаки».

Нижнюю правую подписываем таким образом: «Вася упал животом на котенка».


Расставим правильную последовательность событий рассказа:

  • Чуть не случилась беда! — 4
  • Нашлась, да не одна, а с котятами! — 2
  • Кошка пропала — 1
  • На прогулке с котёнком — 3

Опорные слова по пунктам плана:

1.Вася и его сестра Катя, пропажа, кошка.

2.Нашлась, котята, молоко.

3.Солома, котенок, прогулка.

4.Охотник, охотничьи собаки, угроза котенку, спасение, смелость.

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

Готовим пересказ эпизода самостоятельно.

Share

2

Ответим на вопросы к заданию.

aba847d0606d5194cb892b39694f9cc0

На картинке слева вверху мы видим, как девочка Катя пожалела кошку с котятами, сбегала быстро домой и дала кошке молока. На картинке справа вверху изображена драматическая сцена: впереди всадника бегут две гончии собаки, которые во-вот разорвут маленького котенка. На картинке слева внизу можно увидеть, как дети наблюдают за играющим котенком. На картинке справа внизу Вася совершает героический поступок, закрывая своим телом котенка от собак.

  1. Сделаем подписи к предложенным рисункам.

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

51220aecab56c426e60d50bf891a2a76

Расставим точно цифры к предложенным надписям:

f216245995d814932dc068483de4e930

  1. Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

bcf7a6d754292c4b752d022d42bc6801

Отвечаем на следующий вопрос задания.

60d638ce0d22c64a6556bbc6c860a65d

Наиболее яркий эпизод в этом рассказе такой. Когда охотник и собаки приблизились к котенку, мальчик Вася не растерялся и закрыл собой котенка на дороге. Это был мужественный поступок, достойный уважения.

Share

2

Перед нами четыре картинки, иллюстрирующие рассказ.

Первая ( верхний левый угол ): дети нашля котенка, дали ему молока, играют с малышом.

Вторая ( под первой ): дети взяли с собой найденыша на прогулку, котенок играет в соломе.

Третья ( верхний правый угол ): по дороге на коне скачет охотник с охотничьими собаками.

Четвертая ( под третьей ): мальчик животом упал на котенка и закрыл его собой от собак.


Пункты плана для рассказа Льва Николаевича Толстого расположены в неправильном порядке. Должно быть так:

  1. Кошка пропала. ( Исчезла домашняя кошка )
  2. Нашлась, да не одна, а с котятами! ( Кошка родила котят в укромном уголке )
  3. На прогулке с котёнком. ( Ребята стали брать котенка с собой гулять )
  4. Чуть не случилась беда! ( Охотничьи собаки чуть не разорвали беспомощного малыша )

К каждому из пунктов плана можно подобрать опорные слова:

b552fd4190248de4fec1fa5902f25713

Share

2

  • На первой картинке мы видим, как ребята кормят котенка.

На второй картинке мы видим как дети отпустили котенка погулять в поле.

На третьей картинке мы видим, как охотничьи собаки бегут прямо на котенка.

На четвертой картинке мы видим как мальчик спасает котенка.

  • Сделать подписи к картинкам можно следующим образом:

    План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

  • Последовательность будет такая:

    1. Чуть не случилась беда!
    2. Нашлась, да не одна, а с котятами!
    3. Кошка пропала
    4. На прогулке с котёнком
  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Первое: брат и сестра, игра, амбар,

Второе: молоко, пять, котенок,

Третье: пошли играть, солома,

Четвертое: собаки, охотник, испугалась, пал животом.

Share

1

Сделаем задание, ответим на вопросы по Толстому «Котенок». Это небольшой детский рассказ.

1) Рассмотрим картинку. Дети дают поесть котенку; котенок играет; охотник с собаками; Вася и котенок.

2) Подпишем картинки, согласно фразам из произведения по сюжету.

7c0bbc617c8aba988da94eccb032d261

3) Последовательность плана следующая:

3c3cfd689157dde443cf4089ff261313

4) Находим соответствующие опорные слова из текста, отражающие план.

• Весна, поиски, Катя, Вася, находить

• находка, котята, пятеро, чудесный

• отправились, дорога, прогулка, котенок

• охотник, собаки, скачка, закрыл, Вася

5) Выбрать любой эпизод из текста, чтобы пересказать. Передать, используя опорные слова.

У Васи и Кати весной потерялась кошка, она не находилась, а когда обнаружила себя, то была не одна, а с котятами.

Share

1

Ответим на вопросы по рассказу «Котенок»:

1.Рассмотрим картинки. На первой картинке мы видим как дети кормят молоком котенка. Потом котенок игрался соломой, а дети смеялись. На третьем рисунке мы видим двух больших собак и охотника. На четвертом рисунке Вася падает на живот и защищает котенка.

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

2.План сделан неверно, правильная последовательность должна быть такая:

План рассказа осеннее утро пришвин 2 класс литературное чтение

3.Напишем такие опорные слова:

Вася и Катя — пропажа, кошка, ребята.

Нашлась — кошка, котята, молоко.

Котенок играется — солома, веселится, смеются.

Охотник — собаки, страх, испуг, котенок.

Подготовим пересказ по эпизодам самостоятельно.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 3»
Камышловского городского округа

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
Уровень образования:

Начальное общее образование

Стандарт:

ФГОС

Уровень изучения предмета:

Базовый

Нормативный срок изучения
предмета:

4 года

Класс:

1-4 классы

КАМЫШЛОВ

1. Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
•
формирование чувства гордости за свою Родину, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций многонационального российского общества;
•
формирование
средствами
литературных
произведений
целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов,
культур;
•
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических
потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания
наизусть произведений художественной литературы;
•
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
•
формирование уважительного отношения к иному мнению,
истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к
людям иной национальной принадлежности;
•
овладение начальными навыками адаптации к школе, к
школьному коллективу;
•
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
•
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев
литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
•
наличие мотивации к творческому труду и бережному
отношению к материальным и духовным ценностям, формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать
их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу
урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

• планировать свои действия на отдельных этапах урока,
восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин
(картинному плану); контролировать выполненные задания с опорой на
эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты
собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);
• определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме.
Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/
неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к
улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной
форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные
установки.
Познавательные УУД
• понимать и толковать условные знаки и символы для передачи
информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки
и пр.);
• пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и
предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму
(значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие
воссоздающего и творческого воображения; сравнивать и сопоставлять
произведения между собой, называя общее и различное в них
(художественные и научно-познавательные тексты) под руководством
учителя; сопоставлять эпизод из литературного произведения с
иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение
литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем.
Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
из 2-4 предложений;
• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного
творчества и литературных произведений как часть родной национальной
культуры;
• осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста,
вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;
• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении
загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании,
при выполнении проектных заданий;
• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
•
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное
обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;
•
формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и
доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
•
строить связное высказывание из 3-4 предложений по
предложенной теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о
чём говорит собеседник;

•
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над
поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя
доступные оценочные средства.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
•
воспринимать на слух различные виды текстов;
•
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных
рассказов и сказок;
•
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным,
прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на
основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
•
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного
произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои
поступки с поступками литературных героев;
•
читать и понимать жанры устного народного творчества;
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
при чтении отражать настроение автора читаемого текста.
Обучающиеся научатся:
Творческая деятельность
•
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы
чтения;
•
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под
руководством учителя;
•
составлять высказывание на тему прочитанного или
прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях;
главными героями являются…).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
пересказывать текст подробно на основе коллективно
составленного плана и под руководством учителя;
•
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и
ценности семейных отношений под руководством учителя;
•
соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и
поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и
поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
Обучающиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
•
различать произведения по жанру малые фольклорные формы,
большие фольклорные формы;
•
отличать прозаический текст от поэтического;
•
называть героев произведения, давать их простейшую
характеристику.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
находить в текстах народных сказок факты, связанные с историей
России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);

•
использовать знания о рифме, особенностях жанров
(стихотворения, сказки,
небылицы, песенки, потешки), особенностях
юмористического
произведения
в
своей
литературно-творческой
деятельности.
2. Содержание учебного курса
Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи.
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на
вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
Умение задавать вопрос по услышанному учебному произведению.
Чтение вслух.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному,
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии
с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости
чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение про себя.
Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественного,
учебного, научно-популярного и их сравнение. Определение целей и задач
создание этих видов текста.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых
знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о
художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге. Типы
книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения.
Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими
сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Получение первоначальных представлений об изобразительных и
выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании
словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и
музыкальности стихотворной речи).
Говорение (культура речевого общения).
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого
высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса
собеседника, умение отвечать на поставленные вопросы, умение
самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.
Круг детского чтения.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские
возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках,
об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогающие
накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств
«читательской самостоятельности».
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).
Формирование умений узнавать и различать такие жанры
литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня;
определение художественных особенностей произведений: лексика,
построение (композиция).
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие
выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного
произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков
героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста
с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов,
сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с
использованием специфической для данного произведения лексики (по
вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные
через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе
анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,
выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие
умения
предвосхищать
(предвидеть)
ход
развития
сюжета,
последовательности событий.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных
произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,
устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с
деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий. Развитие умения
различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,
оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать
свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить
литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою,
объяснять свой выбор.

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№
п/п
1

2

Название темы
Великий, могучий русский язык –
родной язык русского народа
«С чего начинается Родина»
1.М. Матусовский. С чего начинается
Родина
2.В. Степанов. Что мы Родиной зовём
3.Пословицы и поговорки о Родине
4.Путешествие по страницам детского
журнала «Большая переменка»
«Русский язык – родной язык русского
народа»
1.М. Крюков. Много языков на свете
разных
2.О. Я. Яковенко. Русский язык
3.Сухарев А. Сказка о Великом могучем
русском языке
4.Пословицы и поговорки о языке и речи,
о силе доброго и злого слова
Устное народное творчество
Малые фольклорные жанры. Считалки,
прибаутки. Заклички – приговорки,
небылицы – перевертыши.
«Водят мыши хоровод», «На улице»,
«Музыканты»,
«Коза
–
хлопота»,
«Совушка», «Скок – поскок»,
«Конь»,
«Зайка», «Гости», колыбельные.
Сказки

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности
обучающихся

1 класс (17 часов)
5
Прогнозировать содержание раздела.
Подбирать книги на выставку в соответствии с
темой раздела, рассказывать о ней
в соответствии с коллективно составленным
планом, обсуждать прочитанное.
Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.
Воспринимать на слух произведение.
Отвечатьнавопросыпосодержанию
художественного произведения.
Читать вслух плавно по слогам и целыми
словами, передавать интонационно конец
предложения.
Объяснять название произведения.

4

Сравнивать различные произведения малых
и больших жанров: находить сходство и
различия.
Работать в паре, договариваться друг с другом,
проявлять внимание.
Проверять чтение друг друга, работая в парах, и
самостоятельно оценивать свои достижения.

Русская народная сказка «Жихарка».
Русская народная сказка «Курочка,
мышка и тетерев» (по выбору).
Русская народная сказка «Утушка».
Докучные сказки: «Про белого бычка»,
«Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку
и рака», «Про сову», «Пусть ворона
мокнет» (по выбору)

3

Тематические
литературные
произведения различных жанров
Произведения о животных
1.Детки в клетке. С.Маршак
2.Купанье медвежат. В.Бианки
3.Как волки
учат своих детей.
Л.Н.Толстой
4.Лиса Патрикеевна. К.Д.Ушинский
5.Кот Агапыч. Б.Емельянов
6.Буренушка. Народная песня
7.Кот. Г.Цыферов

Произведения о детях
1.Саша-дразнилка. Н.Артюхова
2.В полет. Г.Бойко
3.Спрятался. В.Голявкин
4.Арбуз. Л.Сергеев
6.Аленкины удивленки. Е.Дубравный

7

Читать известную сказку плавно, целыми
словами, при повторении читать выразительно, воспринимать на слух художественное
произведение.
Отвечатьнавопросыпосодержанию
произведения.
Называть героев сказки и причины совершаемых
ими поступков, давать их нравственную оценку.
Пересказывать сказку подробно на основе
картинного плана и по памяти.
Анализировать книги
на
выставке
в
соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
Прогнозировать содержание раздела.
Воспринимать на слух художественное произведение.
Учитьсяработатьвпаре,обсуждать
прочитанное, договариваться друг с другом;
использовать речевой этикет; проявлять
внимание друг к другу.
произведение
с
выражением.
Читать
Рассказывать истории из жизни братьев наших
меньших, выражать своё мнение при
обсуждении проблемных ситуаций.
Анализировать книги
на
выставке
в
соответствии с темой раздела.
Представлять книгу с выставки в соответствии с
коллективно составленным планом.
дружба, кого можно назвать другом, приятелем.
Читать произведение, отражая настроение,
высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и
необидного способа общения.
Определять тему произведения и главную
мысль.
Оценивать свой ответ в соответствии с
образцом.
Планировать возможный вариант исправления
допущенных ошибок.

Произведения о человеческих ценностях
1.До первого дождя. В.Осеева
2.Смородинка. Е.Пермяк
3.Цветные мелки. Л.Сергеев
4.Только бы не закричать! Е.Ильина
5.Поссорились. А.Кузнецова
6.Сонечка. А.Барто

4

Произведения о труде и лени
1.Катя. А.Барто
2.Чем болен мальчик. С.Маршак
3.Страшная история. Э.Успенский
4.Лялечка. А.Барто
5.Наташа и воротничок. И. Демьянова
6.Как Маша стала большой
Е.Пермяк
Творческая мастерская
Проверочная работа. Викторина «Наш
великий, могучий, прекрасный русский
язык»
Инсценирование русской народной сказки
(по усмотрению учителя).

1

Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Учиться
в
паре, обсуждать
работать
прочитанное, договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы, распределять
работу в группе, находить нужную информацию в

соответствии с
заданием, представлять
найденную информацию в группе
1
2

3

4

5

2 класс (17 часов)
Вводный урок курса литературное 1
Предполагать на основе названия содержание
главы.
чтение на родном языке
Планировать работу с произведением на
О родной стране – России
1
И.С. Никитин «Юг и север».
уроке. Читать с выражением, опираясь на ритм
произведения.
Устное народное творчество
2
Читать, выражая настроение произведения.
Шуточные русские народные песни для
Читать с выражением, опираясь на ритм
детей.
произведения.
Русские заклички, народные приметы
Находить созвучные окончания слов
в песне.
песни, потешки,
прибаутки,
Сочинять
небылицы, опираясь на опыт создания народного
творчества.
Находить различия в закличках и прибаутках,
сходных по теме.
О детях и для детей
4
Анализировать заголовок произведения.
С. В. Михалков «Фома», «Про мимозу».
Сравнивать
героев
произведения,
С. Я. Маршак «Вот какой рассеянный»
характеризовать их поступки, используя слова
Э. Н. Успенский. Стихи для детей.
с противоположным значением.
«Матрёшка», «Смешной слонёнок»
Инсценировать стихотворение .
Н. Н. Носов «Прятки»
Мир сказок
3
Прогнозировать содержание раздела.
К.
И.
Чуковский
«Чудо-дерево»,
Читать произведения вслух с постепенным
«Цыплёнок» Д.Н.Мамин-Сибиряк «Про
переходом на чтение про себя, называть
Воронушку-чёрную головушку и жёлтую
волшебные события и предметы в сказках.
птичку Канарейку»
авторские
и народные
Сравнивать
А. Н. Толстой «Сорочьи сказки»
произведения.
Ф.И.Одоевский «Два дерева»

6

Животные – наши друзья
3
Саша Чёрный «Маленький полотёр», «Про
кота» В.И.Белов «Рассказы о всякой
живности» В.П.Астафьев «Белогрудка»

Сравнивать сказки и рассказы о животных.
Определять последовательность событий.
Составлять план.
по
плану
Пересказывать подробно
произведение.
героев
произведения,
Определять
характеризовать их, выражать своё собственное
отношение к героям, давать нравственную
оценку поступкам.

7

Весна пришла
Г. А.Скребицкий «Весне навстречу»
К. Д. Бальмонт «Весна», «Праздник
весны»
Е. А. Благинина «Весна»

Представлять картины весенней природы.
Находить слова в стихотворении, которые
помогают представитьгероев. Объяснять
отдельные выражения в лирическом тексте.
Сравнивать стихотворения о весне разных
поэтов.
Придумывать самостоятельно вопросы
к стихотворению.
Оценивать свой ответ.

1
2

Вводный урок курса литературное
чтение на родном языке
Русские народные сказки
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Русская народная сказка «Зимовье»

3

3 класс (17 часов)
1
Предполагать на основе названия содержание
главы.
2
Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к
ним.
Делить текст на части.
самостоятельно
Пересказывать текстпо
составленному плану, находить героев, которые
противопоставлены в сказке.
Называть основные черты характера героев.
Характеризовать героев произведения.
Сравнивать героев произведения, героев
разных сказок.

3

4

Времена года
3
Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет.
«Весенний дождь»
«Мир прекрасных сказок дня»
(стихотворения Ю.Шкуты)
В.В.Бианки. «Синичкин календарь»
В.В.Бианки. «Лесная газета»
В.Е.Молчанов. «Танюшкино солнышко»,
«Чудесный мотылек»
М.М.Пришвин. «Лягушонок», «Ёж»,
«Гаечки».
Ю.И.Макаров. «Лётчик»
Писатели – детям
4
Сказки А.С.Пушкина
А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о
работнике его Балде»
А.С.Пушкин. «Сказка о золотом петушке»
Басни И.А.Крылова
И.А.Крылов. «Квартет», «Волк и
журавль».
Произведения Л.Н.Толстого
Л.Н.Толстой. Рассказы
Л.Н.Толстой. Сказки, истории.
Произведения К.Г.Паустовского
К.Г.Паустовский. «Дремучий медведь»
К.Г.Паустовский. «Стальное колечко»
Сказки русских писателей
А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или
Приключения Буратино»
Рассказы К.Д.Ушинского

Инсценировать сказку: распределять роли,
выбирать диалоги
Планировать работу на уроке, осмысливать
цели чтения.
Читать и воспринимать на слух лирические
тексты.
Читать стихотворения, отражая позицию автора
и своё отношение к изображаемому.
Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать своё мнение.
в
произведениях
средства
Находить
художественной
выразительности:
олицетворения, эпитеты, сравнения.
Прогнозировать содержание раздела.
Планировать работу на уроке, выбирать виды
деятельности.
Читать произведения вслух и про себя,
увеличивая темп чтения.
содержание прочитанного,
Понимать
высказывать своё отношение.
отличительные особенности
Называть
стихотворного текста.
Находить
средства
художественной
выразительности в лирических текстах (эпитеты,
сравнения).
Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
Знать особенности литературной сказки.
Определять нравственный смысл литературной сказки.

5

6

К.Д.Ушинский. «Как рубашка в поле
выросла»
К.Д.Ушинский. «Четыре желания»
Стихи и рассказы о детях и для детей
4
Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и
Жучка».
Стихотворения А.Л.Барто,
С.В.Михалкова, С.Я.Маршака
Стихотворения Ю.И.Макарова.
Б.В.Заходер. «Занимательная зоология»
Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг»,
«Волны ходят ходуном»
Наша Родина – Россия
Стихотворения о Родине
Моя малая Родина (стихотворения)

Понимать нравственный смысл рассказов.
Определять основную мысль рассказа.
Составлять план произведения.
Рассказывать о герое, подбирая из произведения
слова-определения, характеризующие
его поступки и характер.
Пересказывать произведение на основе
плана.

2

Отвечатьнавопросыпосодержанию
произведения, определять главную мысль текста.
Придумывать свои вопросы к текстам.
Составлять свои рассказы о защитниках родины.

1

Находить в библиотеке детские журналы по
выбранной теме.
Воспринимать на слух прочитанное и отвечать
на вопросы по содержанию.

Рассказы о защитниках Родины.
Их имена – наша гордость!

7

1

Детская периодическая печать
По страницам детских журналов

Вводный урок курса литературное
чтение на родном языке

4 класс (17 часов)
1
Предполагать на основе названия содержание
главы, знать фамилии, имена и отчества
писателей, произведения которых читали в 1—3
классах.

2

«Расскажу вам сказку…»
П. Бажов
(уральские
сказочники)

1

Определять главную мысль произведения и

писатели-

3

«Люблю природу русскую…» (Осень)
Стихи уральских поэтов

1

4

« Русские писатели – детям»
Б. Житков, А. Волков, Б. Заходер, А.
Куприн, М Зощенко, Л. Пантелеев, Н.
Сладков, И. Соколов – Микитов, К.
Паустовский.

2

смысл заглавия.
Делить текст на части.
Составлять план сказки с опорой на главные
события.
Пересказывать сказку по плану подробно и
выборочно.
Придумывать свой вариант сказки, используя
литературные приёмы.
Наслаждаться поэзией, понимать и любить
её.
Определять самостоятельно интонацию, которая
большевсего
соответствует содержанию
произведения.
Определять по тексту, как отражаются
переживания автора в его стихах.
Размышлять, всегда ли совпадают они с
собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям.
Понимать позицию писателя, его отношение
к окружающему миру, своим героям.
Характеризовать героев произведений.
Наблюдать за выразительностью литературного
языка в произведениях лучших русских
писателей.
Выражать своё отношение к мыслям автора,
его советам и героям произведений.
суждение
о значении
Высказывать
произведений русских классиков для России и
русской культуры.

5

«Страна детства»
Н. Носов, В. Драгунский, В. Осеева, А
Гайдар, С. Михалков, Ю. Яковлев, К.
Ушинский. М. Горький.

3

6

« Люблю природу русскую...» (Зима)
Стихи уральских поэтов

1

7

« О братьях наших меньших»
Е. Чарушин, В Бианки, В.П.Астафьев, М.
Пришвин.

3

8

« Суровые военные годы»
В. Катаев, Б. Полевой, Л. Воронкова,
Алексеев, С. Баруздин, В. Богомолов, А.
Митяев, Л. Кассиль, А. Лиханов.

3

Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги.
Находить смешные эпизоды из юмористических
рассказов, определять отношение автора к
героям.
Определять, что важное и серьёзное скрывается
за усмешкой автора.
Анализировать заголовки произведений.
в своей
речи средства
Использовать
художественной выразительности (сравнения,
эпитеты).
Воспринимать
на слух
художественное
произведение, читать выразительно стихи
русских поэтов, воспроизводить их наизусть.
средства
художественной
Определять
выразительности в лирическом тексте.
Высказывать своё мнение о герое стихотворных
произведений.
стихи
выразительно,
передавая
Читать
изменения в настроении, выраженные автором.
Составлять план.
Пересказывать
подробно
по плану
произведение.
героев
произведения,
Определять
характеризовать их, выражать своё собственное
отношение к героям, давать нравственную
оценку поступкам.
Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную
мысль темы. Выражать своё отношение к
мыслям автора, его советам и героям
произведений.

9

«Скоро лето»
Стихи уральских поэтов

1

10

«Проверь себя»

1

Всего:

67 часов

слух
художественное
Воспринимать на
произведение, читать выразительно стихи
русских поэтов, воспроизводить их наизусть.
средства
художественной
Определять
выразительности в лирическом тексте.
Высказывать своё мнение о герое стихотворных
произведений.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
Учиться работать
в
паре, обсуждать
прочитанное, договариваться друг с другом.
Участвовать в работе группы, распределять
работу в группе, находить нужную информацию в
соответствии
с
заданием,
представлять
найденную информацию в группе

Литературное чтение

УМК «Школа России»

2 класс

Тема: М.Пришвин «Осеннее утро»

Цель: создать условия для ознакомления с творчеством М.М. Пришвина.

Задачи:

1) обучающая – познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного выразительного  чтения;

2) развивающая – создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение работать в группе;

3) воспитывающая – создать условия для воспитания любознательности, аккуратности, уважительного отношения к одноклассникам; прививать любовь к родной природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Предметные:передать чувства автора, его замысел.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение работать в группах.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, проявлять самостоятельность и ответственность за выбор.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, наглядности, слайд-презентация, карточки с изображением листьев, яблок; выставка книг М.М. Пришвина.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Примечания

1.Мотивирование к учебной деятельности.

— Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья.

Всех вас рада видеть я!

— У нас сегодня необычный урок.

— Сегодня вы будете работать в группах. Вспомним правила поведения: (слайд №1)

1) работать дружно;

2) выступает ответственный;

3) показывать готовность группы.

Я приготовила вам загадку:
Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
О каком времени года мы сегодня будем говорить?

— Сегодня в течение урока мы с вами создадим книгу об осени, которая останется в вашем классе. Первое, что я вкладываю в книгу-это загадки об осени, если в конце нашего урока время останется, то мы с ними поработаем.

Дети приветствуют учителя и гостей.

— Осенью.

— Об осени.

Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация.

Применение ИКТ на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний

3.Изучение нового материала

— Кто мне, ребята, назовет осенние месяцы?

Правильно, молодцы. Но у этих месяцев раньше были еще и другие названия. Кто их знает?(слайд №2)
Сентябрь – хмурень

Октябрь – листопадник

Ноябрь – полузимник.

— Почему так называли раньше осенние месяцы?

— полная информация об этих старых названиях будет находится в вашей книге.

— Оказывается, что красота осени волновала сердца художников, поэтов, писателей, музыкантов.

Работа в группах с репродукциями картин./Приложение 1/

— А сейчас посмотрите на репродукции картин русских художников, которые находятся у вас на столах. Поработайте в группе, подумайте, обсудите и ответьте на вопрос «Какими красками пользовались художники? Какую цветовую гамму использовали?».

На обсуждение вам дается 1 минута.

— Это репродукции также будут находиться в вашей книге.

Дыхательная разминка.

— Давайте побудем волшебниками и попробуем произнести звук дрожания листьев [Ф_Ф_Ф]! Полетели на землю и упали – [П_П_П]! Зашуршали – [Ш_Ш_Ш]! Подул ветер – [У_У_У]! Дует сильный ветер…

1. Формулирование темы урока.

— Посмотрите, что произошло, подул осенний ветерок и все слова рассыпались на слоги, помогите собрать словосочетание. /Приложение 2/

   О СЕН НЕ Е УТ РО (слайд №3)

— Что у вас получилось?

— Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Осеннее утро» М.М.Пришвина.

2. Знакомство с автором произведения.

— А расскажет нам о нём ученица 4 класса, победительница Конкурса чтецов Фазылова Татьяна.

— Спасибо! Биография и портрет писателя — это следующая страница нашей книги.

— Вашему вниманию представляю выставку книг М.М. Пришвина. У вас на партах лежат обложки его книг. Рассмотрите их, прочитайте названия. Сделайте вывод, о чём писал М.М. Пришвин. 

— Правильно, ребята. М.М. Пришвин был влюблён в свою родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей.

-А теперь хочу вас попросить превратиться в осенние листочки. Для этого все встаем с места, берем в руки листочки, которые вы видите у себя на столах и повторяем за мной.

Физкультминутка/Приложение 3/

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели,( поднимаются и машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.(садятся)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели (поднимаются, кружатся, машут руками)

И на землю снова сели.(садятся за парты)

3. Работа над рассказом М. Пришвина «Осеннее утро». Первичное чтение.

( Учитель читает рассказ). (слайд №4 видео)

— Сейчас я прочитаю для вас произведение, а вы следите за моим чтением и пометьте обязательно карандашом слова непонятные вам, трудные для вас.

-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

-Какое осеннее утро помог нам увидеть писатель?

4. Словарная работа.

— Какие слова вы отметили?

Как вы объясните значение этих слов?

Мало-помалу — медленно по чуть-чуть. 

Душа — бестелесная оболочка, невидимая человеческому глазу.

—  Что такое парашютик, винтик, мотылек?

Парашют – устройство с раскрывающимся в воздухе куполом.

Парашютик – маленький парашют.

 — Как летит парашют?

—  Как вращается винт?

— Что такое винтик?

Винт – крепежное приспособление со спиральной нарезкой.

— Кто такой мотылек?

Мотылёк – маленькая бабочка.

— Как летит мотылёк?

— К какому жанру относится это произведение? Выберите ответ и докажите.

На доске карточка (Сказка, стихотворение, рассказ). /Приложение 4/

5. Вторичное чтение произведения.

— Сколько частей в тексте? (Выделены цветом). /Приложение 5/

— Прочитайте самостоятельно рассказ. Первая группа – первую часть, вторая – вторую, третья – третью.

-С чем сравнивает автор летящие листья?

— Как автор прощается с листьями?

— Что вы узнали о  «бабьем лете»?      Длительный период теплой и сухой погоды в конце сентября или первой половины октября. В «бабье лето» происходит вторичное зацветание некоторых растений.

— А сейчас скажите мне, сколько раз в рассказе повторяется слово «утро»?

-А почему Пришвин назвал рассказ «Осеннее утро»?

-Какие слова нам подсказывают об этом?  

— Как вы понимаете последние слова «и всё кончится»?

— Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Высказывания детей.

— Осеннее утро.

— О природе.

— Три.

— Летите, летите!

— Последние тёплые дни.

— Ни разу.

— День открывает глаза, долго день пробуждается.

Регулятивные УУД:принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.

4.Итог урока.

-Что нового вы узнали на уроке?

-С каким произведением мы познакомились? Назовите автора?

Регулятивные УУД, познавательные УУД.

5. Домашнее задание.

— Мы сегодня много говорили об осени. Я вас попрошу, чтобы вы пронаблюдали об осенних изменениях в нашем родном городе и изобразили на листе – нарисовали рисунок «Осень в Когалыме», который вы вложите в книгу.

Осмысление д/з.

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

— Чтобы узнать с каким настроением вы заканчиваете урок, оцените себя.

-Для этого я вам предлагаю вспомнить, что осень-это не только грустная пора, но и веселая — пора сбора даров природы и урожая. Поэтому у вас на партах у вас яблоки разных цветов /Приложение 6/ (слайд №5,6)

-Если вы считаете, что настроение у вас отличное, вы старались, работали на уроке, то красное яблоко   прикрепляйте к нашему дереву.

-Если что-то у вас не получилось и вы знаете, что можете намного лучше, то желтое.

-А если вам было не интересно, вы увидели трудности и вам надо постараться, то зеленое.

— За отличную работу на уроке, за помощь мне я собрала для вас небольшой урожай и хочу каждого угостить вкусными красными яблоками.

-Спасибо всем за урок! До новых встреч!

Давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

— Сбор урожая.

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/309711-otkrytyj-urok-po-literaturnomu-chteniju-vo-2-

  • План по сказке спящая царевна 5 класс литература коровина
  • План рассказа лошадиная фамилия
  • План рассказа кукушка ненецкая сказка
  • План пересказа рассказа дружок образцова
  • План по сказке портной и царь армянская сказка