Тематический план

  • Общее

  • Н.С. Лесков

    Цель: формирование знаний о биографии, философских исканиях, художественном и публицистическом творчестве Н.С. Лескова.

     Задачи:

    краткий обзор жизненного пути Лескова, характеристика его публицистики, периодизация творчества;

    рассмотрение особенностей художественного метода Лескова, его идейных задач и установок;

    анализ рассказов Лескова о праведниках: своеобразие миропонимания и поэтики;

    комплексный анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда» в сравнении с произведениями Толстого и Достоевского.

     Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

    ПК-3 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

    В результате обучающийся должен

    знать: особенности художественного метода Лескова, его идейных задач и установок во взаимосвязи с философскими и социальными исканиями эпохи, мастерство Лескова-стилиста.

    уметь: анализировать произведения литературы; устанавливать сопоставительные связи художественной литературы с социально-историческими, политическими, экономическими условиями развития культуры; работать с научно-исследовательской литературой.

    владеть: навыками комплексного анализа (биографическим, сравнительно-историческим, культурно-историческим, аксиологическим и др.) художественного произведения.

     План:

     1. Жизненный и творческий путь Лескова.

    2. Ключевые идеи статьи Лескова «О героях и праведниках».

    3. Интерес к устойчивым национальным особенностям жизни, самобытным личностям, крупным социально-активным характерам в повестях Лескова «Овцебык», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник», «Человек на часах», «Левша», «Тупейный художник» и др. Отражение в них поисков положительных начал русской жизни.

    4. Бездны души человеческой в повести «Леди Макбет Мценского уезда». Скрытый спор Лескова с Л.Н. Толстым и Достоевским о понимании природы человеческой.

  • М.Е. Салтыков-Щедрин

    Цель: формирование знаний о творческом и жизненном пути, философских, эстетических и общественно-политических взглядах М.Е. Салтыкова-Щедрина.

     Задачи:

    краткий обзор жизненного пути М.Е. Салтыкова-Щедрина, периодизация его творчества;

    комплексный анализ «Истории одного города», выявление вечного и злободневного в романе;

    анализ системы образов в «Господах Головлевых», обсуждение финала романа и его трактовок, знакомство с пониманием финала как проявления пасхального типа русской культуры.

     Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

    ПК-3 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

    В результате обучающийся должен

    знать: главные вехи жизненной и творческой биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина, особенности его художественного метода, отличительные черты его произведений и их связь с эпохой создания.

    уметь: анализировать произведения литературы; устанавливать сопоставительные связи художественной литературы с биографией писателя и его мировоззрением; работать с научно-исследовательской литературой.

    владеть: навыками комплексного анализа (биографическим, сравнительно-историческим, текстологическим, композиционным, аксиологическим и др.) художественного произведения.

     План:

    1. Жизненный и творческий путь Салтыкова-Щедрина
    2. Смысл названия романа «История одного города». Зачин сатиры.
    3. Главы «О корени происхождения глуповцев» и «Опись градоначальникам» в общем замысле произведения. Отношения глуповцев и их правителей.
    4. Галерея градоначальников. Особенности создания образов.
    5. Финал сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина и его трактовки в литературоведении.
    6. «Господа Головлевы» как социально-психологический сатирический роман. Творческая история.
    7. «Принцип семейственности» и его соотношение с «мыслью семейной» произведений Толстого и Достоевского этой поры. Значение финала.
  • Роман «Братья Карамазовы» – итог размышлений Достоевского над судьбами человечества, России, личности

    Цель: закрепление и расширение знаний о личности, биографии и творчестве Ф.М. Достоевского, особенностях его художественного метода и духовных исканий.

    Задачи:

    характеристика романа «Братья Карамазовы» как итога творческого пути Достоевского;

    анализ системы образов в «Братьях Карамазовых», приемов их создания и идейной насыщенности;

    выявление Евангельского текста в романе.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

    ПК-3 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

    В результате обучающийся должен

    знать: особенности художественного метода и духовных исканий Достоевского.

    уметь: анализировать произведения литературы; устанавливать сопоставительные связи художественной литературы с социально-историческими, политическими, экономическими условиями развития культуры; работать с научно-исследовательской литературой.

    владеть: навыками комплексного анализа (биографическим, сравнительно-историческим, культурно-историческим, аксиологическим и др.) художественного произведения.

    План:

    1. Замысел, реалии, комментарии Достоевского к роману.

    2. Тема «случайного семейства». Карамазовщина как проявление кодекса «вседозволенности».

    3. «Исповедь горячего сердца» и образ Дмитрия Карамазова в романе. Проблема выбора пути в финале. Идеал Мадонны и идеал Содомский.

    4. «Бунт», «Легенда о Великом инквизиторе», «Кошмар Ивана Федоровича» – «преступление и наказание» Ивана Карамазова.

    5. Алеша Карамазов: от «Бунта» к «Канне Галилейской» и «Речи у камня».

    6. Образ старца Зосимы, его история и роль в романе.

    7. Образы детей в романе.

    8. Женские образы в романе. «Красота – это страшная и ужасная вещь!»

  • Роман «Анна Каренина»

    Цель: формирование представлений об особенностях мировоззрения и художественного метода Л.Н. Толстого, раздумьях писателя над нравственно-этическими проблемами.

    Задачи:

    обзор жизненного и творческого пути Толстого;

    характеристика особенностей мировоззрения и художественного метода писателя;

    комплексный анализ романа «Анна Каренина»: система образов, компазиционное решение, их роль в раскрытии авторского замысла;

    обзор критических отзывов о романе;

    выявление смысла эпиграфа к роману.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

    ПК-3 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

    В результате обучающийся должен

    знать: особенности мировоззрения и художественного метода Толстого, его нравственно-этические идеалы и приемы их демонстрации в художественном произведении.

    уметь: анализировать произведения литературы; устанавливать сопоставительные связи художественной литературы с социально-историческими, политическими, экономическими условиями развития культуры; работать с научно-исследовательской литературой.

    владеть: навыками комплексного анализа (биографическим, сравнительно-историческим, культурно-историческим, аксиологическим и др.) художественного произведения.

    План:

    История создания романа

    «Мысль семейная» в романе. Семьи Облонских, Карениных, Левиных и др.

    Образ и судьба главной героини. Праведница или грешница?

    Роль эпиграфа в раскрытии смысла романа.

    Образ Левина: автобиографические черты, духовные и этические искания героя.

    • 1. Конспект статьи Н. Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого»

      2. Рецензия на экранизацию/драматическую постановку произведения Толстого (по выбору студента)

      3. Сочинение на тему: «Роль эпиграфов в произведении Л.Н. Толстого» (по выбору студента)

  • В.М. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко

    Цель: рассмотрение литературного процесса 1880–90-х гг., знакомство с вершинными проявлениями малой прозы этого периода – произведениями  В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.Г. Короленко.

    Задачи:

    обзор литературного процесса 1880–90-х гг., характеристика настроений и исканий эпохи;

    знакомство с жизнью и творчеством В.М. Гаршина, особенностями его художественного метода;

    обзор жизненного пути и рассмотрение произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка;

    освещение жизни и творчества, анализ повестей В.Г. Короленко.

     Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

    ПК-3 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

    В результате обучающийся должен

    знать: особенности литературного процесса 1880–90-х гг., характерные черты произведений и вехи жизни и творчества  В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина-Сибиряка, В.Г. Короленко.

    уметь: анализировать произведения литературы; устанавливать сопоставительные связи художественной литературы с социально-историческими, политическими, экономическими условиями развития культуры; работать с научно-исследовательской литературой.

    владеть: навыками комплексного анализа (биографическим, сравнительно-историческим, культурно-историческим, аксиологическим и др.) художественного произведения.

    План:

    1. Особенности литературного процесса 1880–90-х гг.

    2. Жизненный и творческий путь В. Гаршина. Особенности его психологической прозы. Рассказы «Четыре дня», «Встреча», «Трус», «Красный цветок», «Происшествие», «Надежда Николаевна» и др. Темы войны, безумия, греха, смерти и бессмертия. Символика в рассказах Гарина.

    3. Жизненный и творческий путь Д.Н. Мамина-Сибиряка. Особенности поэтики и тематическое богатство его произведений.

    4. Жизненный и творческий путь Короленко. Тематическое богатство его художественного наследия. «Слепой музыкант», «В дурном обществе». Влияние романтизма на творчество Короленко.

    • 1. Обоснованный ответ на вопрос, кто из вынесенных в тему семинара авторов вам ближе и почему?

      2. Охарактеризуйте главные черты творчества одного из писателей-очеркистов 70-90-х годов

  • Тема интеллигенции в повестях и новеллах Чехова

    Цель: закрепление и расширение знаний о личности, биографии и творчестве Чехова, его мировоззренческом пути и особенностях поэтики.

    Задачи:

    характеристика жизни и творчества Чехова в зрелые годы, обзор мировоззренческих исканий писателя, его поэтических открытий, влияния на современников;

    анализ произведений Чехова, выявление системы образов, композиции, особенностей стиля, характеристика центрального чеховского героя – интеллигента;

    выявление особенностей диалога Чехова с литературной традицией.

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

    ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

    ПК-3 – владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем

    В результате обучающийся должен

    знать: мировоззренческий и творческий путь Чехова, особенности философских исканий его героев-интеллигентов, черты поэтики рассказов и драматургии позднего Чехова.

    уметь: анализировать произведения литературы; устанавливать сопоставительные связи художественной литературы с социально-историческими, политическими, экономическими условиями развития культуры; работать с научно-исследовательской литературой.

    владеть: навыками комплексного анализа (биографическим, сравнительно-историческим, культурно-историческим, аксиологическим и др.) художественного произведения.

    План:

    1. Рассказы и повести Чехова 1890-х годов «Попрыгунья», «Душечка», «Ионыч», «Учитель словесности», «Дом с мезонином», «Невеста», «Дама с собачкой»: тема семьи и семейного счастья, сила и слабость героев-интеллигентов, проблема времени.

    2. Философская проза А.П. Чехова: «Палата № 6», «Студент», «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Огни»: смерть и бессмертие, евангельский текст у Чехова, проблема вины и искупления.

    3. Поэтика драматургии А.П. Чехова, новаторство автора. Художественные особенности пьес «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

  • Фонд оценочных средств

    Темы для рефератов

    1. Нравственный идеал в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».
    2. Критическая деятельность Ф.М. Достоевского.
    3. Своеобразие жанра и тематики «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского.
    4. Своеобразие развития темы «маленького человека» в раннем творчестве Ф.М. Достоевского.
    5. Евангельские мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского (по одному из романов).
    6. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского.
    7. Творчество Ф.М. Достоевского в оценке зарубежной критики.
    8. «Некуда» Н.С. Лескова как антинигилистический роман.
    9. Образ праведника в творчестве Н.С. Лескова.
    10. Особенности жанра романа-хроники в творчестве Н.С. Лескова.
    11. Образ России в творчестве Н.С. Лескова.
    12. Москва на страницах романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
    13. Своеобразие психологических портретов в романе «Анна Каренина».
    14. Этическая проблематика в поздних повестях Л.Н. Толстого.
    15. Религиозно-этические проблемы в книге Л.Н. Толстого «Круг чтения».
    16. Мастерство психологического анализа в малой прозе конца ХIХ века.
    17. Тема детства в рассказах А.П. Чехова 1880–90-х годов.
    18. Рассказ «Невеста» в контексте последнего года жизни А.П. Чехова.
    19. Лиризм прозы А.П. Чехова 1890-х годов.
    20. Природа и человек в творчестве А.П. Чехова.
    21. Творчество А.П. Чехова в оценке зарубежных писателей.
    22. Поэтика символизма в рассказе В.М. Гаршина «Красный цветок».
    23. Жанр святочного рассказа в прозе последней трети ХIХ века (Достоевский и Короленко).
    24. Проблема народного характера в рассказе В.Г. Короленко «Соколинец».
    25. В.Г. Короленко и М. Горький.
    26. Русская поэзия конца ХIХ века в музыке.
    27. Весенний цикл стихотворений А.Н. Майкова.

    Вопросы к экзамену по русской литературе последней трети

    XIX века

    1. Проблемы развития русского реализма последней трети XIX в.
    2. Народническая литература. Творчество Г.И.Успенского.
    3. Жизненный и творческий путь Достоевского. Периодизация творчества.
    4. Творчество Достоевского 1844-1849 гг. Роман «Бедные люди» и его место в творческой эволюции писателя. Взаимодействие традиций сентиментализма и поэтики натуральной школы.
    5. Лиризм повести Достоевского «Белые ночи». Тип героя-мечтателя и его значение в творчестве писателя. «Белые ночи» и становление петербургской легенды в русской литературе.
    6. Развитие психологизма Достоевского в романе «Неточка Незванова».
    7. Повесть «Двойник» и специфика осмысления Достоевским подсознательного. Мистические мотивы в повести.
    8. Творчество Достоевского 1857-1865 гг. «Записки из мертвого дома» как автобиографическое свидетельство и художественное исследование. Достоевский о мировоззренческом преображении, совершившемся с ним на каторге.
    9. Нравственный пафос романа «Униженные и оскорбленные». особенности изображения Петербурга. Образы Наташи, Алеши, Кати, Нелли, старика Ихменева, князя Валковского. Образ повествователя и его значение в романе.
    10. Повесть «Записки из подполья». Место в творчестве Достоевского. Философско-психологические основы повести. Особенности трансформации образа мира и человека. Значение полемики с идеями Чернышевского.
    11. Творчество 1866-1881гг. Полифонический роман Достоевского как особый тип романа. М.Бахтин о Достоевском. «Реализм в высшем смысле» в творчестве Достоевского.
    12. Нравственно-философская концепция Достоевского в романе «Преступление и наказание». Борьба идей в романе.
    13. Психологическое мастерство Достоевского в раскрытие внутреннего мир героев в романе «Преступление и наказание».
    14. Философия красоты в романе «Идиот».
    15. «Бесы» как роман-прозрение Достоевского. Мастерство композиции. Психологизм писателя. Апокалиптические мотивы в романе.
    16. Роман «Подросток» и его значение в творческой эволюции Достоевского. Идейные коллизии в романе. Психологическое мастерство писателя в изображении подросткового сознания.
    17. Нравственно-философская проблематика романа «Братья Карамазовы».
    18. «Дневник писателя и его место в творчестве Достоевского. Основные идеи пушкинской речи, как прощального литературно-философского манифеста писателя.
    19. Раннее творчество ЛН.Толстого. «Детство», «Отрочество», «Юность», значение трилогии в разработке художественных принципов писателя. Повесть «Казаки» и ее значение в творческой эволюции Толстого.
    20. Особенности исторической концепции в романе Толстого «Война и мир». Своеобразие эпического хронотопа в жанровой форме романа-эпопеи.
    21. Мастерство Толстого-психолога в изображении внутреннего мира личности (по роману «Война и мир»). Изображение «текучести» человека, как главный принцип психологического анализа.
    22. «Анна Каренина» как нравственно-психологический роман. Толстовская философия любви и ее воплощение в романе.
    23.  Особенности творческого и мировоззренческого перелома Толстого в 1880-е гг. «Исповедь» и ее значение в творчестве писателя. Новое понимание искусства у позднего Толстого (статья «Что такое искусство?»).
    24. Роман «Воскресенье» в творческой эволюции Толстого. Нравственно-философская проблематика романа.
    25. Роман Воскресенье в творческой эволюции Толстого.
      Нравственно-философская проблематика романа.
    26. Н.С. Лесков и традиции антинигилистического романа («Некуда», «На ножах»).
    27. Сказ как определяющий начало в художественной системе Лескова.
      Анализ одной из повестей на выбор («Воительница» или «Сказ о тульском косом левше…»).
    28. Образы праведников в творчестве Лескова («Однодум», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник», «Запечатленный ангел»).
    29. Лесков о глубинах страсти в повести «Леди Макбет Мценского уезда».
    30. Роман Лескова «Соборяне». Его идейно-художественное своеобразие.
    31. Особенности жанра семейной хроники в творчестве Лескова («Захудалый род»).
    32. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина: идейно-художественное своеобразие сатиры. Анализ одного из сатирических циклов Салтыкова-Щедрина  («Губернские очерки», «Помпадуры и Помпадурши», «Современная идиллия», «В среде умеренности и аккуратности»).
    33. Историко-философская концепция Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города». Поэтика сатирического гротеска.
    34. Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».
      Специфика психологического анализа. Притчевое начало.
      Мотив проснувшейся совести и его значение в романе.
    35. Особенности развития русской поэзии 1880-90х годов (С.Я. Надсон, К.С. Случевский, К.М. Фофанов, К.Р. – по выбору студента).
    36. Творчество В.С. Соловьева-поэта. Многообразие лирических и философских мотивов. Соловьев как предтеча русского символизма.
      Поэма «Три свидания» и ее место в творчестве Соловьева.
    37. Творчество В.М. Гаршина. Своеобразие жанра рассказа в творчестве писателя (по одному произведению).
    38. Рассказы В.Г. Короленко. Специфика взаимодействия романтизма и реализма.
    39. Жизненный и творческий путь Чехова. Периодизация творчества писателя.
    40. Ранние рассказы Чехова: особенности юмора и сатиры.
      Специфика формальной организации Чеховского юмористического рассказа (по одному произведению).
    41. Повесть «Степь» и ее значение в творчестве Чехова.
    42. Идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова 1890-1900х годов. Анализ рассказов «Дама с собачкой», «Душечка», «О любви», «Ионыч».
    43. Идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова 1890-1900-х годов. Анализ рассказов «Учитель словесности», «Человек в футляре», «Крыжовник».
    44. Идейно-художественное своеобразие рассказов Чехова 1890-1900х годов. Анализ рассказов «Черный монах», «Святой ночью», «Студент», «Архиерей».
    45. Специфика драматургии Чехова. Особенности психологизма.
      Чеховский подтекст и его значение в становлении реалистического театра («Иванов», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Чайка» – по одному из произведений).
    46. Комедия «Вишневый сад» и ее значение в творчестве Чехова.
      Идейно-философское содержание пьесы. Своеобразие психологического анализа. Лиризм пьесы.