План рассказа о вещем олеге 7 класс

Ниже приводится цитатный план к слову о полку игореве, который размещен в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на

Ниже приводится цитатный план к «Слову о полку Игореве», который размещен в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначен для дословного копирования.

1. Вступление.

Не прилично ли будет нам, братия,

Начать древним складом

Печальную повесть о битвах Игоря,

Игоря Святославича!

2. Сборы Игоря и Всеволода в поход.

И рек Игорь дружине своей:

«Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон…

3. Выступление войска в поход.

Игорь ратных к Дону ведет!

Уже беда его птиц скликает…

4. Первый бой, победа над половцами.

Русские поле великое червлеными щитами прегородили,

Ища себе чести, а князю славы.

В пятницу на заре потоптали они нечестивые полки половецкие

5. Начало второй битвы на реке Каяле.

Половцы идут от Дона, и от моря, и от всех сторон.

Русские полки отступили.

6. История сражений с половцами.

Были веки Трояновы,

Миновались лета Ярославовы;

Были битвы Олега,

Олега Святославича.

7. Поражение русских на Каяле.

На третий день к полдню

Пали знамена Игоревы!

8. Новое бедствие Руси от половцев.

Тоска разлилась по Русской земле,

Обильна печаль потекла среди земли Русския.

9. Сновидение Святослава.

И Святославу смутный сон привиделся:

«В Киеве на горах в ночь сию с вечера…

10. «Златое слово» Святослава.

Тогда изронил Святослав великий слово златое, со слезами смешанное…

11. Воззвание Святослава к князьям о помощи.

Вступите, вступите в стремя златое

За честь сего времени, за Русскую землю…

12. Плач Ярославны.

Ярославна поутру плачет в Путивле на стене, приговаривая:

«О ветер ты, ветер!

К чему же так сильно веешь?

13. Бегство Игоря из плена.

Прянул князь Игорь горностаем в тростник,

Белым гоголем на воду;

Взвергнулся князь на быстра коня,

Соскочил с него босым волком,

И помчался он к лугу Донца;

14. Возвращение Игоря на русскую землю.

Солнце светит на небе —

Игорь-князь в Русской земле!



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    Цель: — знакомство с произведением Пушкина. Понятие о балладе.

    — Анализ художественных особенностей «Песни…»

    — характеристика героев, тема, идея.

    1. Ввести школьников в мир тех далеких лет Киевской Руси, когда люди верили в пророчества волхвов- кудесников.

    2. Познакомить с историей создания стихотворения.

    3. Показать школьникам преимущества художественно-поэтического изображения у Пушкина по сравнению с летописными повествованиями.

    4. Вспомнить жанровые особенности баллады.

    5. Развивать образное мышление и воображение учащихся.

    6. Вырабатывать умение активно воздействовать словами на слушателей, умение владеть речью.

    Воспитывать эмоциональную восприимчивость и отзывчивость

    “У нас все от Пушкина”

    (Ф.М Достоевский)

    Ход урока .

    I. вступление ( слайды по творчеству)

    Я с детских лет язык России
    По сказкам Пушкина учил.
    Он свет мечты неугасимой
    Навек мне в сердце поселил.
    Львов утопал в осенней ночи,
    И дождь, и снег, и мрак густой…
    Мне виделись Татьяны очи,
    Полтавы полдень золотой…
    Олег дружинников сзывает,
    В бой Пугачев ведет людей,
    Волшебной сказкой озаряет
    Мне детство Пушкин чародей.
    А “буря мглою небо кроет…”,
    Но солнце верилось – взойдет…
    День брезжит новою зарёю –
    К нам Русь на выручку идет!
    Та книга до сих пор со мною,
    Меня отец учил по ней
    Любить Россию всей душою,
    Её язык, её людей.

    (Р. Братунь)

    Удивительный  Александр Сергеевич… Величайший поэт всех времен и народов. Его имя знакомо нам едва ли не с колыбели, оно сопровождает нас всю жизнь. Из года в год мы на уроках литературы обращаемся к изучению его творчества. Не исключение и 7 класс. Я надеюсь, что герой, о котором мы сегодня будем говорить, будет таким же узнаваемым, как и те, которые мы только что видели. Речь сегодня пойдёт о стихотворном произведении «Песнь о вещем Олеге».

    Еще с лицейских лет Пушкина интересовали события мировой и русской истории. В ранних произведениях он часто использует исторические события, образы государственных деятелей. Патриотическая гордость владеет молодым поэтом при воспоминании о совсем недавних исторических событиях — Отечественной войне 1812 года и победе над Наполеоном.

    — Интерес к истории с годами углубляется. Находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин собирает материалы для истории народного движения Степана Разина. В 1827 году был начат роман «Арап Петра Великого», исторический роман из эпохи Петра I. Глубокий интерес к народным движениям, «русскому бунту», тщательное изучение материалов пугачевского восстания привели Пушкина к созданию двух произведений на эту тему — повести «Капитанская дочка» и «Истории Пугачева».

    — Мы действительно можем назвать Пушкина первым поэтом-историком. Из этой любви и интереса Пушкина к истории родились многие произведения. «Песнь о Вещем Олеге» так же основана на исторических фактах. Что же побудило Пушкина обратиться к седой древности?

    Легенда о смерти киевского князя Олега сохранилась в летописи. Она была известна Пушкину с юности и положена в основу “Песни о вещем Олеге”. Правительство было недовольно его вольнолюбивыми стихами. Ему грозила ссылка в Сибирь. Друзья поэта предприняли хлопоты, увенчавшиеся успехом. В начале мая 1820 года царь утвердил предложение о переводе Пушкина в южные губернии России. Живя на юге, он побывал в Киеве, богатом памятниками старины. Там он посетил гору Щекавицу, где, по преданию, похоронены князь Олег и княгиня Ольга. Увиденное разбудило поэтическое воображение Олега, одного из первых русских князей, основателей древнерусского киевского государства.

    — Давайте вспомним, что мы знаем о князе Олеге? (доклады учеников)

    Олег был сильный, могучий князь В 10 веке власть переходила по родовому принципу. Олег обманом, хитростью овладел Киевом. Уничтожил династию Киевичей и стал княжить. Ему принадлежат знаменитые слова: «Да будет Киев матерью городов русских». Он не раз отражал набеги нападавших на Русь кочевников и совершал победоносные походы на соседние страны. Летопись рассказывает о том, как Олег совершил поход на Византию, овладел столицей Византийской империи Константинополем (русские называли его Царь-град — современный Стамбул) и, уйдя оттуда, в знак победы прибил на воротах города свой щит. «Народ, удивленный его славою и богатством, привезенными, единогласно назвал Олега Вещим, то есть мудрым и даже волхвом» (Карамзин)

    — Давайте подробнее узнаем, как проходило взятие Царьграда. ( ВИДЕО — 4 мин.)

    Итак, обратимся к летописи, а вернее к переводу эпизода из «Львовской летописи», в котором рассказывается история смерти князя Олега ( раздать листочки с переводом)

    Что мы узнаём из отрывка? Сопоставьте лексическое значение слова «вещий» с прочитанным фрагментом. Не видите ли вы какого-либо противоречия? ( «умеющий предвидеть будущее» князь не сумел уберечься от злой участи)

     — Почему же так произошло? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к основным событиям, составляющим сюжет баллады Расположите события в том порядке, как они идут в балладе (задание выполняется письменно, через 3—4 минуты проверяется коллективно) Итак, события в балладе идут так (слайд ):

    1. Предсказание

    2. Разлука с конем

    3. Возвращение на Родину

    4. Воспоминание о коне и сожаление об утрате товарища

    5. Появление змеи

    6. Гибель князя

    — Изменилось ли что-нибудь в композиции баллады по сравнению с летописью? (в случае затруднения перечитываем первые два предложения из летописи и видим, что летопись начинается с воспоминаний о коне, а баллада — с предсказания кудесника)

    — Пушкин не случайно избирает хронологическую последовательность повествования, выводя центральный эпизод баллады на первый план.

    1) Что больше понравилось: отрывок из летописи или произведение Пушкина? Почему? (В летописи об Олеге говорится очень кратко, все изложено бесстрастно, сухо, нет его прощания с конем. Одни голые факты, а подробностей нет. В стихотворении Пушкина мы видим и Олега, и кудесника, понимаем их характеры, узнаем, как Олег любил коня. Повествование живое, эмоциональное, проникновенное, торжественное, лиричное.)

    3) Событие это происходило более, чем 1000 лет, и от Пушкина более, чем на 900. Однако поэт излагает это так, будто всё происходит сейчас. Как Пушкину удалось перенести нас в такой далёкий 10 век? Как удалось приблизить к нам то, что было так давно?

    — Обратим внимание и на то, что, рассказывая о таком далеком времени, Пушкин употребляет глаголы настоящего времени. Этот способ изложения как бы приближает к нам такие далекие события, оживляет перед нами картины давно ушедшей в прошлое эпохи.

    Что ещё в тексте помогает нам перенестись в ту эпоху? (В языке “Песни…” много устаревших слов, которые теперь употребляются только в книгах исторических. Эти слова напоминают о том, что события, о которых рассказывает поэт, происходили очень давно, когда всё было другим: жизнь, обычаи, нравы… )

    (архаизмы – устаревшие слова). Дома вы должны были выписать такие слова в тетрадь. Давайте поговорим о них.

    Песнь о вещем Олеге” переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки – восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река – наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ – богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун – бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших на бранном поле – поле битвы, в сече – в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган – могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ, оружие (щит, меч, лук, копьё, секиру, боевой топорик с длинной рукояткой). Воина хоронили с конем – верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле.

    После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

    Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий – судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от “чудо”). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее ( будущее)

    — но есть ещё одно слово ВЕЩИЙ. Как вы понимаете смысл этого слова? Кузьмина Н. подготовила небольшое сообщение.( слайд о словарях).

    Вот как даётся толкование этих слов в словарях : В.И. даль считает, что Вещий – кому всё ведомо и кто вещает будущее; прорицатель, предсказатель; умный, мудрый, предусмотрительный.

    В словаре Ушакова Вещий (книжн. поэт. устар.) – знающий или предсказывающий будущее, пророческий

    В словаре Ожегова мы видим Вещий (высок.) – предвидящий будущее, пророческий.

    -А вот интересно, действительно ли Олег обладал даром прорицателя или был просто мудр? В день, когда умер князь, в небе вспыхнула яркая звезда. Точно такую же люди наблюдали в момент его рождения рождения . Впоследствии эту звезду назовут кометой Голлей. Загадочные события сопровождают Олега с самого рождения. ( видео?)

    — Знание и понимание смысла этих слов поможет нам при работе с текстом.

    II. Чтение “Песни о вещем Олеге”и анализ.

    — Давайте послушаем эпизод встречи князя с кудесником в исполнении актёра Журавлёва.

    Беседа по тексту.

    — Каким вы себе представляете князя Олега? (На белом стройном коне, верном спутнике, с золотой сбруей, развевающейся гривой, в цареградской броне(одежда из металлических пластинок и колец).

    — Какими представляете дружинников? (Воины, сопровождающие князя, вооружены щитами, мечами, копьями, одеты в кольчуги и шлемы. На лицах написана суровая решимость, желание отомстить врагу за “буйные набеги”, опустошающие села и посевы (нивы), сопровождающиеся угоном жителей в плен.)

    — Почему “неразумным хозарам”? (Русь – могучая страна)
    — Каким вы представляете себе кудесника? Давайте вчитаемся в ту характеристику, которую дает ему Пушкин, какими эпитетами наделяет (Найти в тексте) :

    • “вдохновенный кудесник” (вдохновленный, воодушевленный богами, наделенный мудростью, чудесным даром узнавать будущее);

    • “покорный Перуну старик одному” (служитель бога Перуна, верящий в его силу и могущество);

    • “заветов грядущего вестник” (предсказатель будущего);

    • “мудрый старец”.

    — Почему поэт употребляет книжные слова? (Придают торжественность.)

    — Какой видится вам внешность кудесника на основе этой характеристики?

    (Худой, высокий, седой старик с бородой, с морщинистым лицом, огрубевшим от ветра, с горящими пронзительными глазами. На нем белая длинная рубаха, подпоясанная веревкой, он опирается на суховатую палку, через плечо – сумка из холстины. Вся фигура — выражение величие, гордости, уверенности в себе. Кудесник прямо и смело смотрит на приближающегося с дружиной князя.)

    — Каким мы видим Олега? (Мужественное суровое лицо, покровительственный взгляд, устремленный на стоящего перед ним старца.)

    — Мы слышим его речь. О чем спрашивает Олег кудесника? (О том, что ждет его в будущем, не ждет ли его в походе смерть.)

    — Почему Олег спрашивает о своем будущем кудесника? (Верит в то, что он “любимец богов”, которые открывают ему будущее людей .)

    — Как вы понимаете слова: “Открой мне всю правду, не бойся …”(Князь думает, что кудесник, как и все люди, боится его, убеждает не бояться. Привык к всеобщему поклонению, уверен в том, что все люди трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную правду. Относится к людям пренебрежительно, свысока. Разговаривая с кудесником, князь даже не счел нужным сойти с коня.)

    — Что князь обещает в награду кудеснику? Зачем? (Предполагает, что кудесник из страха будет говорить только то, что приятно князю. Горькая ирония слышится в его фразе: Олег обещал любого коня кудеснику, а получилось так, что судьба отбирает коня, причем не любого, а любимого и преданного. И Олег бессилен. )

    — Каким тоном обращается Олег к кудеснику?- (Тоном властного владыки, привыкшего повелевать, убежденным в том, что его обращение может вызвать душевный трепет. В речи звучит и невольное уважение к прорицателю, и снисходительность могучего, но милостивого владыки, и высокомерие властелин, привыкшего к всеобщему поклонению)

    Пророчество кудесника. Участники этой сцены? (Олег напряженно ловит каждое слово старца. Воины застыли. Кудесник с торжественно поднятой к нему рукой : не боится Олега, т.к. знает правду свыше; не может говорить иначе. Слишком торжественный момент прорицания.)

    — Речь кудесника содержит прямой ответ на вопрос князя. Как же отвечает Олег кудеснику? Каким чувством проникнуты его слова? (Кудесник не боится князя, его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Начало речи кудесника проникнуто гордым сознанием своей независимости , чувством собственного достоинства, уверенностью в своей способности знать “небесную волю”. Он не привык ни перед кем склонять головы.)

    — Как должны звучать слова кудесника? (Медленно, величаво, внушительно. Прорицатель как бы сам поражен значительностью судьбы, открывшейся его взору.)
    — В какой момент предсказания происходит резкая (ничем не подготовленная) смена интонации, приобретая мрачный, трагический характер? (В конце предсказания.)
    — Что же предсказал князю кудесник? (Имя Олега будет прославлено победами, но смерть князя ждет не в бою.)

    Раздумья Олега над предсказанием.

    — Какие же мысли и чувства волнуют князя после предсказания? . Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.

    “Олег усмехнулся” (Не поверил: слишком неожиданно предсказание. Сомневается в правдивости. Он великий правитель, могучий, вещий и вдруг такая смерть (как у обычного человек. Смерть не от ран (как воин герой), не от болезни, старости, а от коня.

    “Чело и взор омрачилися думой” (Не верить, как сын своего времени не может. Вспомнил, что кудесник – “любимец богов”, его предсказание должно быть правдивым, должно исполниться, и Олега охватила тревога. Как прожил свою жизнь Олег? Всегда ли достойно себя вел? )

    — Олег колеблется. Но какое решение принимает?(Расстаться с конем – верит.)

    Прощание с конем.

    Прощание с конем — один из самых драматичных эпизодов:

    Прощай мой товарищ, мой верный слуга,

    Расстаться настало нам время;

    Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

    В твое позлащенное стремя.

    Прощай, утешайся — да помни меня…

    Каким же видим князя в момент разлуки? Жесты, поза, выражение лица? (“В молчанье с коня он слезает угрюмый …” Подавлен мыслью о разлуке неизбежной…)

    — Как у Пушкина показана сильная привязанность Олега к коню, до сих пор не появляющаяся? (“Прощальной рукой и гладит, и треплет по шее крутой”… Медлит, не может расстаться…)

    — Каким эпитетом подчеркнуто душевное состояние героя? (“Прощальной рукой”…Перед нами уже не могучий владыка, а человек, глубоко переживающий вынужденную разлуку с верным другом.)

    — Как называет Олег коня? “(мой товарищ, мой верный слуга”)
    — В чем выразилась забота князя о судьбе коня во время расставания?
    — Чем объясняется такая сильная привязанность к коню ? (Вспомним о значении боевого коня для воина Древней Руси.)
    — А как князь относится к предсказанию кудесника? (читаем и комментируем строфу  8)

    — Несмотря на предостережение, предсказание волхва сбылось. Да какое предсказание! Древние славяне считали, что убитый в загробном мире становился рабом убийцы. Князь умер от коня! слово «князь» восходит к «конь-аз», священному единству коня и всадника. По поверьям, лошадь знала тайны загробного мира, земли и циклы её развития. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания. Известной символической парой в мифологии стали конь и змея, где конь олицетворял доброе начало, а змея — злое. Отсюда во многих змееборческих сюжетах появляется конь, попирающий змею. Эту же символическую пару мы видим и в легенде о вещем Олеге, князе, которому было предсказано, что он погибнет от своего верного коня. Такая смерть для воина была страшна, и Олег отпустил своего коня пастись на воле, чтобы избежать своей участи. ( по пророчеству, волхва – хранителя бога Велеса, часто изображали в виде змеи.)

    Через несколько лет вещий Олег погиб от укуса змеи, прятавшейся в черепе своего умершего коня. Именно привязанность и любовь к коню и толкают Олега на гибель. События следуют за чувствами человека.

    — (слайд 13) За что же, по мнению автора, князь наказан так жестоко? (основное в ответах учеников: князь ведет себя недостойно, испугался предсказания, хочет обойти судьбу, презирает кудесника)

    — Сможете теперь вы назвать одну из основных тем песни? (тема судьбы) не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься.

    —  Пушкин писал своему другу Вяземскому: «Судьба не перестаёт с тобою проказить. Не сердись на неё, не ведает бо, что творит. Представь её огромной обезьяной, которой дана полная воля. Кто посадит её на цепь? Ни ты, ни я, никто. Делать нечего, так и говорить нечего…». Как тема судьбы решена в песне, почему «вещий» Олег не сумел уберечься от злой участи? (От судьбы не уйдешь! судьба играла с самим Пушкиным. Статья Е. Лебедевой «Белокурый меня убьет. Так колдунья пророчила» А. С. Пушкин показывает, что у каждого человека в жизни есть свое предназначение, у каждого своя судьба.

    -Вот какая она необычная — «Песнь о вещем Олеге»! Но это далеко не все её тайны.

    -Знаете ли вы, что во время Гражданской войны и в красных, и в белых войсках любили распевать на один и тот же лихой мотив… «Песнь о вещем Олеге»? Вот только припев к этому гимну был их собственного сочинения и отличался одной строкой (слайд 15)(слушаем гимн в исполнении хора Валаамского монастыря).

    — Федор Михайлович Достоевский сказал когда-то: “У нас все от Пушкина”. И был совершенно прав, потому что именно Пушкин явился создателем русского литературного языка, потому что именно Пушкин стал основоположником исторической литературы в России. Гений Пушкина не превзойден, потому что Пушкин – это сама Россия.
    Лишь за одну судьбу я поручусь:
    Поэт, хранимый памятью народа,
    Он будет жив, пока пребудет Русь,
    Покуда живы Честь, Любовь, Свобода.

    Рефлексия:

    1) Деятельностная рефлексия.
    Сегодня на уроке я (осмыслил(а), по-новому взглянул(а), задумался, убедился…)
    2) Эмоциональная рефлексия.
    • «Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)
    • «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А. С. Пушкин)
    • «Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)
    • «И скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)
    • «Я счастлива…» (А. Ахматова)

    Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок из «песни» (обязательно), (дополнительно)составить кроссворд по произведению .

    Конспект урока по произведению А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

    Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий — судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от «чудо»). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы,могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега.Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.

    4. Прием «Верное-неверное утверждение». На столах у учащихся карточки, на которых написаны утверждения. Целесообразно использовать сочетание индивидуальной и групповой форм работы. Перед просмотром фильма нужно о верное утверждение, знаком «-»- неверное. Сначала учащиеся самостоятельно делают пометки, затем, сравнивая результаты, определяют проблемные вопросы. Важно, чтобы учащиеся в группе самостоятельно определили пути решения возникших проблем (распределили задачи перед просмотром фильма между членами группы).

    1. Торговый путь, проходивший через Киев, назывался «Путь из варяг в греки»
    2. Олег правил в 11 веке.
    3. Россы служили в византийском флоте.
    4.Олег не воевал с Византией.
    5. Олег поставил ладьи на колеса и пошел по суше на Константинополь.
    6.Олег прибил свой щит на врата Цареграда.
    7. Вещим Олега назвал Пушкин.

    5.Просмотр учебного фильма «История государства Российского. Олег» и проверка верных и неверных ответов. (https://www.youtube.com/watch?v=MdeYoOdtlnw&list=PLDoamrN475WF4UGgtY11Mqpi0F8MET8Ir&index=5)

    6. Беседа с учащимися по содержанию фильма.

    -Какой эпизод из биографии князя Олега А.С.Пушкин изобразил в своем произведении?

    -Народ назвал Олега Вещим. Что значит это слово?

    -Посмотрим, что написано об этом слове в толковых словарях. (На слайде помещены словарные статьи из разных словарей). Уточняем лексическое значение слова.

    V. Физкультминутка. (Видеоурок).

    VI. Работа над темой урока. Работа с текстом.

    1.Знакомство с летописным источником, чтение отрывка из летописи.

    «Повесть временных лет»:

    «И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!» Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: «Никогда не сяду на него и не увижу его больше». И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: «Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?». Тот же ответил: «Умер». Олег же посмеялся и укорил того волхва, сказав: «Лживо говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив». И приказал оседлать себе коня: «Да увижу кости его». И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: «От этого ли черепа смерть мне принять?». И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от этого он разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три.» И могила его видна была во время летописателя Нестора.

    Конспект урока «А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    Форма

    : комбинированный урок

    Цели и задачи:

    знакомство с летописным источником и текстом произведения; анализ содержания произведения; развитие образного мышления и воображения учащихся, способности сопереживать и сочувствовать.

    Ход урока

    1. Рефлексия

    Слово учителя

    Здравствуйте, ребята. У вас на партах лежат картинки- смайлики. Напишите «Я» на том смайлике, который соответствует вашему настроению.

    1. Проверка домашнего задания

    На предыдущих уроках вы знакомились с творчеством А.С.Пушкина. Сейчас мы вспомним некоторые факты из его биографии. Игра «Да-нет». Если я называю правильный факт, вы говорите «Да», если неправильный- «Нет», при этом объясняя ошибку.

    • А.С.Пушкин родился в 1799 году (да)
    • А.С.Пушкин родился в Петербурге (нет, в Москве)
    • Отец А.С.Пушкина был внуком «арапа Петра Великого» Абрама Петровича Ганнибала (нет, мать, Надежда Осиповна , была его внучкой)
    • Пушкин учился в Царскосельском лицее (да)
    • На экзамене в лицее юный Пушкин всех поразил, прочитав стихотворение «Зимнее утро» (нет, Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском селе»)
    • Во время Михайловской ссылки рядом с Пушкиным были его друзья (нет, только няня)
    • Своей няне Пушкин посвятил стихотворение «Зимнее утро»( нет, стихотворение называется «Няне»)

    III.Постановка целей и задач урока

    Слово учителя

    Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина, которое называется «Песнь о вещем Олеге».На слайде записаны цели, которые мы ставим перед собой на этом уроке (слайд № 3)

    • Вспомнить известные факты о жизни и верованиях древних славян
    • Познакомиться с легендой о князе Олеге и стихотворением «Песнь о вещем Олеге», основанном на этой легенде
    • Читать и анализировать текст
    • Учиться сопереживать героям, развивать образное мышление

    IV.Работа над темой урока

    Слово учителя

    А.С.Пушкин всегда интересовался историей русского народа. Примером тому могут служить такие его произведения: «Борис Годунов», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка» и др. Он хорошо знал труды великих историков того времени, например, Н.М.Карамзина, обращался к летописям, в которых находил подлинные свидетельства о далёком прошлом.

    У нас на уроке присутствует группа историков (заранее подготовленные учащиеся), которые хотели бы вам рассказать о наших предках, славянах.

    Рассказ учащихся с демонстрацией слайдов

    1-й ученик (слайд №5-6) Древние славяне верили, что души умерших в бою воинов продолжают жить после смерти. Хоронили воина с его оружием. А ещё вместе с воином хоронили его коня-самого верного друга. Хороший конь для воина-славянина был дороже золота. Потерять в бою коня, т.е. стать пешим, было равносильно смерти. Когда воин погибал, над его могилой насыпали холм, курган, и устраивали языческий обряд – тризну – пели песни в честь погибшего, прославляли его подвиги.

    2-й ученик (слайд №7)Древние славяне верили в судьбу. Они считали, что есть люди, которые знают волю богов, т.е. могут предсказывать будущее. Таких людей называли волхвами, или кудесниками.

    Существует легенда о киевском князе Олеге, которому кудесник предсказал судьбу.

    3-й ученик (слайд №8-9) Олег княжил в 10 веке и прославился в истории своими делами: объединил славянские государства в одно Киевское, защитил Русь от набегов кочевников хазар, совершил множество военных походов, принёсших государству силу и богатство, а ему –славу. Таков был поход князя Олега на Царьград (современный Стамбул), на вратах которого в знак своей победы князь оставил свой щит.

    В народе князя Олега за его мудрость и дальновидность прозвали «вещим».

    4-й ученик (слайд№10) Легенда о князе Олеге.

    Вопросы по легенде:

    • Что предсказали Олегу волхвы?
    • Ка поступил князь с конём?
    • Сбылось ли предсказание кудесника?

    Слово учителя

    Легенду о князе Олеге А.С.Пушкин прочитал в летописи «Повесть временных лет» (слайд №11), записанной монахом Нестором. Она настолько заинтересовала писателя, что вскоре появилось стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

    Прежде чем мы прочтём стихотворение, давайте проведём словарную работу и познакомимся со значением некоторых слов (слайд №12)

    Волхвы – языческие служители божества у славян.

    Вещий– дальновидный

    Жребий — судьба

    Тризна – торжественные похороны

    Праща – древнее ручное боевое оружие

    Эти слова вызывают у нас ощущение старины, древности. Как они называются?

    Чтение учителем стихотворения (слайды №13-17)

    Вопросы учащимся:

    • Что вам понравилось больше: летопись или стихотворение? Почему?
    • Что общего в летописи и стихотворении?

    Чтение определения баллады(слайд № 18)

    Баллада — стихотворение, в основе сюжета которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным сюжетом.

    Можем ли мы сказать, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада? Чем различаются летопись и баллада?

    Работа над содержанием баллады

    На сколько частей можно разделить текст? Выделим смысловые части:

    • Встреча Олега с кудесником и предсказание волхва
    • Прощание Олега с конём
    • Пир у князя. Олег вспоминает о коне
    • Олег на могиле коня
    • Тризна Олега

    Работа в группах

    Каждая группа выбирает секретаря, который будет записывать ответы, и докладчика, который будет представлять ответы перед классом. На карточках, которые получает каждая группа, содержатся вопросы, требующие подтверждения словами из текста (записывать не надо, достаточно отметить в учебнике).Каждая группа работает с одной смысловой частью:

    1 группа: Каким показан в отрывке кудесник, а каким князь? Как они относятся друг к другу?

    2 группа: Какие чувства испытывает Олег к коню? Как он их показывает?

    3 группа: Какие чувства Олега А.С.Пушкин показывает в отрывке «Пир у князя»?

    4 группа: В каких строчках А.С.Пушкин показывает горечь утраты князя?

    5 группа: Как поэт называет тризну Олега? Почему?

    Прослушивание ответов учащихся.

    IV.Подведение итогов урока

    Проблемный вопрос:

    Представьте, что князь не поверил словам кудесника и не расстался с конём.

    Что было бы тогда?

    Достигли ли мы поставленных целей?

    Понравилась вам баллада? О чём она?

    Кому вы сочувствовали в балладе: князю или коню? Обоснуйте.

    V.Рефлесия

    Посмотрите на свои смайлы: изменилось ли ваше настроение к концу урока?

    VI. Домашнее задание:

    выразительно читать балладу «Песнь о вещем Олеге»

    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • План рассказа на тему значение воды в жизни человека для 3 класса окружающий мир
  • План рассказа недоросль по действиям
  • План рассказа никакой я горчицы не ел
  • План рассказа на тему жизнь дождевого червя
  • План рассказа на тему роль второстепенных персонажей пьесы гроза