План рассказа о тундре

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 114. укм перспектива1. что в произведении бианки

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 114. 

УКМ «Перспектива»

1. Что в произведении Бианки правда, а что вымысел?

Вымыслом являются мысли и разговоры насекомых, их взаимопомощь.

Правдой оказывается описание внешности и особенностей поведения насекомых.

2. От чьего имени ведётся рассказ?

Рассказ ведётся от имени автора, писателя Валентина Бианки.

3. Что вы можете сказать об авторе рассказа?

Это человек внимательный, наблюдательный, любящий природу.

4. Расскажите, что вы знаете о В. Бианки. Найдите статью о нём в энциклопедии.

Рассказ «Краткая биография писателя Валентине Бианки» для 3 класса

Будущий писатель родился 11 февраля 1894 года в Санкт-Петербурге. Его отец был биологом и работал в орнитологическом отделении музея. Он и привил мальчику любовь к природе и всем живым существам.

Когда Бианки вырос он тоже стал орнитологом, изучал природу Алтая, путешествовал на Телецкое озеро.

В начале 20-х годов прошлого века Бианки стал писать рассказы и сказки о природе. Чуть позднее он стал публиковать «Лесную газету», книгу о животных и птицах, которая сделала писателя знаменитым.

«Лесная газета» выходила несколько лет. В ней оказались собраны лучшие рассказы и сказки писателя.

Бианки очень любил природу, он был внимательным наблюдателем, предпочитал не охотиться, а изучать. Он очень много узнал об образе жизни животных и птиц и спешил поделиться своими знаниями с читателями.

Бианки хотел, чтобы мальчики и девочки тоже полюбили природу.

Умер писатель в 1959 году в возрасте 65 лет. Он написал более 120 книг, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

5. Представьте себе маленьких помощников Муравьишки. Нарисуйте их в своём воображении, используя строки из рассказа.

Гусеница-землемер. Червяк-червяком. Спереди ножки и сзади — ножки. Пошёл землю мерить.

Паук-сенокосец. Ноги как ходули, между ног голова.

Жужелица. Ноги ровные, шестиногий конь.

Жучок-блошачок. Чуть от земли видно.

Кузнечик. Длинные здание ноги. Крылья за спиной.

Майский хрущ. Тяжёлый, неуклюжий конь. Жёсткие крылья, как перевёрнутые корыта.

6. Найдите в тексте опорные слова и выражения. С их помощью составьте план. Перескажите рассказ Бианки другу.

План рассказа «Приключения муравьишки» по опорным словам

  1. Дунул ветер и сорвал листок с ветки.
  2. Пошёл землю мерить.
  3. Начал паук ходули переставлять.
  4. Бежит шестиногий конь.
  5. Пружинки складные.
  6. Перенесли кузнечика через забор.
  7. Река и водомер.
  8. Крылья, как корыта.
  9. Качается Муравьишка на листовёртке.

Пересказ рассказа «Приключения муравьишки» другу для 3 класса

Однажды муравьишка забрался высоко на берёзу, загляделся на вид вокруг, но дунул ветер и сорвал лист с муравьём. Унесло муравья далеко-далеко, за деревню. Не знал он, как домой в муравейник добираться будет, и сильно расстроился.

Но встретил муравьишка гусеницу-землемера. Согласилась гусеница помочь муравьишке. Сел муравей на гусеницу, а та пошла землю мерить. Растрясла муравьишку. 

Слез муравьишка с гусеницы, паука-сенокосца увидел. Согласился паук помочь муравьишке. Сел муравей на паука, а тот давай длинные ноги, как ходули переставлять. Но медленно шёл паук, не понравилось это муравью.

Пересел он на жужелицу. Та побежала, как конь шестиногий. Вмиг до картофельных грядок довезла.

Там муравьишка пересел на жучка-блошачка. Тот хоть и маленький, а высоко прыгает. Доставил муравья до забора.

Там муравью кузнечик помог. Ноги длинные разогнул, подпрыгнул, крылья выпустил и перемахнул через забор.

А там река. Как через неё бедному муравью переправиться? А солнце уже к земле клонится. Не успевает муравей. Но помог ему клоп-водомер через реку переправиться.

А дальше уже хрущ майский на помощь спешит. Тот помчался так, что у муравья дух захватило. Доставил хрущ муравья к родной берёзе, на самой вершине высадил.

Стал муравей просить листовёртку помочь ему спуститься. А та отказала. Обиделся муравей, укусил гусеницу, а та с перепугу упала и давай паутинку разматывать. А муравей за гусеницу уцепился и спускается.

Так и добрался муравьишко до муравейника. А тут и солнце село.

7. Придумайте историю про то, как Муравьишке помогала, например, бабочка. Составьте план текста и запишите получившийся рассказ в творческую тетрадь.

План рассказа о бабочке, которая помогла Муравьишке.

  1. На высокой берёзе.
  2. Летящая бабочка.
  3. Доброта бабочки.
  4. Муравей спустился.

Рассказ о бабочке, которая помогал муравьишке для 3 класса

Опустил майский хрущ муравьишку на высокий сук и улетел. А бедный муравьишка не знает, как спуститься, ведь солнце уже садится.

Вдруг видит муравьишка, летит мимо бабочка, крылышками порхает. Стал он просить бабочку помочь ему с дерева спуститься.

Не стала отказывать бабочка, велела муравью сесть на спину и держаться крепче.

А потом спустилась к самому муравейнику. Спрыгнул муравей на землю, поблагодарил бабочку и домой поспешил. Тут и солнце село.

AVvXsEiwV9FhtoWZe6S6oUpBvLlvmgsspJAKX91H5h1Dc1QDzd9JTPZVOYrJzO8Ia6UwVxa5G 39pvEoBGZeYrgHVjjUOeuR64rfZWQBMxQHF5J9RnfKVhaPWaDHMo1zVFF VX2UIo0HcbSdvMn9jtuYTNm4ahgla85OijM 9usr spo3smqfdqOQE 8C0539Q=w400 h280

На чтение 24 мин. Просмотров 2 Опубликовано

image
image

Где располагаются тундры?

Под термином «тундра» подразумевают природную зону, характерную для субарктического климата. На севере тундровая экосистема сменяется арктическими пустынями, на юге – лесотундрой, затем тайгой. Территории, занимающие площади севернее таежных массивов, называют Арктикой.

Тундры протянулись вдоль берегов Северного Ледовитого океана, принадлежащих России, Канаде, США (Аляска), Норвегии, Исландии, Дании (Гренландия).

Российские тундры занимают около 20% площади страны. Наблюдаются от западной границы с Норвегией, простираясь до Берингова пролива, захватывая Чукотку и северную половину Камчатки.

Читайте также:  Вопрос маленького хамелеона: найдем ответ на самый большой вопрос!

тундра — животные, растения видео фото картинки

Тундра, природная зона на севере континента, территория вечной мерзлоты, здесь почва никогда не оттаивает на глубину более полуметра. Конечно же деревья не могут выжить в подобных условиях и вся растительность тундры состоит из простейших растений, менее требовательных к внешним условиям.

По своему характеру ландшафта, тундра может быть торфянистая, болотистая и каменистая. Растительность в основном мхи и лишайники, встречаются иногда низкорослые травы, и уж очень редкие представители это карликовые берёзы и ползучие полярные ивы. Кустарников в тундре нет, они лишь расположены на границе с таёжной зоной, а севернее вся растительность стелется около земли.

Но не смотря на все суровые условия обитания, здесь все таки есть свои жители. В первую очередь это конечно северный олень, можно сказать главный житель тундры. Его порой огромные стада кочуют по бескрайним северным просторам в поисках лучшего участка с кормом. Но огромное количество кровососущих насекомых ещё сильнее усложняет и так нелёгкую жизнь.

Насекомые комары, различная мошка, оводы, слепни и т.д. в огромных количествах заселили этот регион. Тундра стала для них своеобразным домом, где нет большого разнообразия птиц и других насекомоядных хищников, несущих им гибель. Мошка в тундре настоящее бедствие и лишь с приходом осени можно спокойно вздохнуть и насладиться в полной мере этой природной красотой.

Тундра прекрасна в весеннее время, когда пёстрый ковер из трав радует глаз и редкие островки северных цветков, как оазисы в пустыне дарят нам свою неповторимую красоту. Тундра является домом и для полярных медведей, которые со своей белой шкурой как яркое пятно на общем фоне выделяются за многие километры. Живёт в Тундре и песец, его основным кормом являются полярные лемминги, и от плодовитости которого песец напрямую зависит.

Среди птиц хотелось бы выделить полярную сову, красивейший представитель пернатого мира, так же сюда для размножения летом прилетает и белая куропатка. Зато реки и озера тундры полны рыбой, запасы их порой просто огромны, и кому посчастливилось порыбачить в этих северных реках, надолго запомнят эти неповторимые моменты. А вообще, тундра прекрасна, неповторима и по-своему красива. Пейзажи тундры с одной стороны не отличаются разнообразием, но с другой они несут в себе некую свободу, простор, края без конца и края. Недаром многие люди полюбили эти суровые, но так же и прекрасные природные участки, именуемые тундра. Сбережем природу для наших потомков! katyaburg.ru

Тундра животные Тундра растения Растения тундры

Животные тундры Тундра животные, растения Тундра растения, животные Растения тундры фото Животные тундры фото Тундра растения Тундра животные

видео

Фильм «Животный мир — Арена сражений. Тундра». Видео

Фильм «Удивительное путешествие в тундру». Видео

Понравилось, расскажите друзьям:

Климат

Кратко опишем климат тундры.

Читайте также:  Котики и пингвины. Почему весь Рунет увлечен видео с Антарктиды

Для тундры характерны продолжительная зима, короткое лето, незначительное количество осадков, полярные день и ночь. Преобладают осадки в виде снега, часты туманы. Холода наблюдаются зимой и летом, из-за этого испарение недостаточное, что приводит к развитию болот.

Короткий безморозный период, холодное лето, сильные ветры, сдувающие снежный покров – все это привело к формированию многолетней мерзлоты, которая в тундре развита повсеместно.

Полезные ископаемые

Буровая установка на территории арктической тундры. Однако, учитывая климатические различия данных регионов, проводить параллели между крайним севером и экватором было бы неправильно. К тому же, юг не может похвастать колоссальными залежами таких полезных ископаемых, как нефть и уран. Нет там и прекрасных полярных ночей. Так что эта часть земного шара всё равно вызывает огромный интерес как исследователей, так и транснациональных корпораций, желающих получить сверхприбыли, исчисляемые миллиардами долларов.

Тундры России

Тундры России протянулись от 28° в.д. до 169° з.д., размещаясь в разных климатических условиях.

Рассмотрим таблицу, где приведены основные характеристики климата российских тундр разных регионов страны.

Регион Средняя температура, °С Безморозный период, дней Кол-во осадков, мм/год Глубина снежного покрова, м Мощность мерзлоты, м
январь июль
Кольский полуостров -8-10 +10+16 210 350-400 0,2-0,3 Менее 15-20
Восточно-Европейская зона -15-20 +10+13 100-120 400-500 0,5-0,7 Около 200
Западная Сибирь -20-30 +8+10 45-75 250-350 0,5-0,7 От 300 до 500
Средняя Сибирь -30-35 +8+10 45-60 200-250 0,2-0,3
Восточная Сибирь +5+7 Менее 0,2
Чукотка -25-30 +8+12 60-90 350-400 0,7-0,8 100-150

Как выглядит тундра летом и зимой

Вообще, лето сложно назвать тёплым, ведь средняя температура не поднимается выше 10 градусов. В такие месяцы солнце совсем не уходит с небосклона, пытаясь успеть хоть немного согреть замерзшую землю. Но как выглядит тундра летом?

В относительно тёплые месяцы пространства тундры покрывает вода, превращая обширные территории в огромные болота. Природная зона тундра покрывается пышным цветом в самом начале лета. Учитывая, что оно совсем короткое, все растения стремятся успеть завершить цикл развития в кратчайшие сроки.

Зимой на земле лежит очень толстый слой снега. Так как почти вся территория пролегает за полярным кругом, природная зона тундра лишена солнечного света большую часть года. Зима длится долго, намного дольше, чем в других областях земного шара. На этой территории нет смежных времен года, то есть ни весны, ни осени.

Особенности регионов

Самый мягкий климат в тундрах Кольского полуострова, так как там заметно влияние теплого Северо-Атлантического течения. Здесь многолетняя мерзлота наблюдается в виде отдельных очагов. Летом верхний слой почвы прогревается на глубину до 1 м.

Рис. 2. Мурманский тундровый заказник.

Самый суровый климат характерен для сибирской тундры. Об этом свидетельствуют средние температуры июля и января, а также среднегодовое количество осадков. Особенно выделяется Восточная Сибирь, где почти нет снежного покрова, совсем короткое, холодное лето. Мерзлота оттаивает на 5-10 см или сохраняется весь год.

На Чукотке, окруженной морями, немного теплее и достаточно снега.

Каждый год в тундре проводится гонка на собачьих упряжках «Надежда». Участники совершают «бросок» протяженностью более 680 км, на это им требуется 10 дней непрерывного движения.

Рис. 3. Чукотка, гонка на собаках «Надежда».

Исчезающие виды птиц

В тундре водятся следующие редкие виды птиц:

Читайте также:  Содержание белки в домашних условиях. Стоит ли заводить белку в доме?

1. Краснозобая казарка. Этот вид зимой обитает на берегу Каспийского моря, а летом переселяется на Таймыр, популяции малочисленные.

2. Розовая чайка. Это красивый вид птиц с ярким оперением. Они водятся в тундре небольшими стаями.

3. Орлан. Является крупной птицей, размах крыльев которого составляет 2,5 метра. Это хищник, который на зиму меняет место жительства, а в мае возвращается в тундру.

4. Кречет быстроклылый. Все время птица обитает в привычном месте проживания. Вид является хищной птицей, и в течение всего года ей хватает пропитания.

5. Белоклювая гагара. У этой птицы весьма хрупкие гнезда. В результате охоты хищников птенцы умирают в большом количестве.

6. Белый гусь. Поселения гусей непостоянные, поэтому трудно отслеживать численность популяций. Сокращению вида способствует охота людей и диких животных.

7. Сапсан. Этот вид имеет относительно определенные место обитания, но мигрирует на зиму в теплые края. Сохранность численности зависит от пропитания, которое птица может добыть.

8. Желтозобик

Единственный представитель своего рода канадских песочников. Примечателен отличительным внешним видом и поведением. Снижение популяции желтозобика датируется с 1920 года, в связи с массовой охотой. На данный момент основной угрозой сокращения численности является изменение состояния их естественного ареала обитания.

Полярная сова

Какие животные занесены в «Красную книгу»

Страницы «Красной книги» разноцветные.

На желтых страницах описаны виды животных, число которых недавно начало резко уменьшаться.

Белые страницы – это виды животных, которые всегда были не слишком распространены. На этих страницах много видов эндемиков — животных, которые водятся на какой-то небольшой территории и больше нигде в мире.

Серые страницы отведены малоизученным животным. Таких очень много среди обитателей океана.

На красные страницы занесены редкие и вымирающие виды.

Читайте также:  Обыкновенная игрунка (Уистити) / Callithrix Jacchus

Черные страницы – хроника вымирания. Этих животных спасти не успели.

Виды, которым удалось вернуться с опасной черты и восстановить популяцию, попадают на зеленые страницы книги.

Хищники

Песец

Арктическая лиса – второе название песца, и не просто так: песец относится к роду лисиц, к которому относятся рыжие и черно-бурые «хитрые» представительницы. У песца более приземистое тело, короткие круглые ушки и укороченная мордочка. Такая внешность позволяет выживать в суровом тундровом климате.

Арктическая лиса всеядна: любят леммингов, нападает на отбившихся оленят, не побрезгует падалью, рыбой, охотно поедает ягоды, водоросли.

Песцы образуют и живут большими семьями, состоящими из пары самца и самки, молодых годовалых самочек и детенышей. Самец принимает активное участие в прокорме детенышей.

Волк

Волки – всеми известные хищники с самым широким ареалом обитания. Выделяется тундровый подвид волка – с длинной, густой и светлой шерстью. Их популяция практически на прямую зависит от распространения северных оленей, которые составляют чуть ли не единственный их источник пропитания в зимнее время. Летом волки охотятся на зайцев-беляков, леммингов, снежных баранов в горной местности.

Сообщение о тундре 4 класс

Окружающий мир 4 класс пример сообщения о тундре

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток – холодная безлесная равнина…

Зима в тундре долгая (7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50 º). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. И хотя наступает полярный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра. Зимой по несколько дней свирепствует пурга.

За кроткое лето поверхность тундры оттаивает примерно на полметра в глубину. А ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не оттаивает. Многолетняя мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озер, а почва влажная. Почва тундры бедна перегноем. Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но все-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь.

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на олений лишайник, или ягель. Он служит основной пищей для северных оленей.

В тундре очень много различных мхов. Кроме того, здесь растут морошка, голубика, брусника. Удивительны карликовая березка и карликовая ива. Растения тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров.

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, все оживает. Многие растения торопятся зацвести, образовать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.

Летом в тундре много комаров и мошек. Их личинки развиваются в водоемах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остатков растений).

На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птенцов, а на зиму улетают в теплые края. Другие птицы – белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Белая куропатка – растительноядная птица. Летом ее оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая сова – птица хищная. Оперение у нее круглый год белое. Оно плотное и хорошо защищает  от ледяных ветров. На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток, а особенно на грызунов – леммингов. Эти маленькие зверьки зимой не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.

От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей – песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими свое потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детенышей. Зато, когда леммингов много, потомство у сов и песцов большое и всем малышам хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение.

Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта, позволяющие ему с легкостью перемещаться по глубокому снегу.

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и даже от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбившихся от стада животных.

Природа тундры сурова. Но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом.

Смотрите также:

Сообщение о Красной книге 3-4 класс окружающий мир Животные Красной книги России – зубр Сообщение “Растения Красной книги России – Лотос” Белый медведь – краткое сообщение для школьников Включить эффекты 1 из 19 Отключить эффекты Смотреть похожие

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по предмету “Окружающий мир” на тему: “Тундра”, созданная преподавателем специально для того, чтобы познакомить школьников с этим суровым краем с нетронутой красотой, рассказать, какие животные и растения выбрали тундру своим домом.

Краткое содержание

  • Повторение
  • Моря и Океаны
  • Тест
  • Кроссворд
  • Интерактивная карта «Природные зоны»
  • Физминутка
  • Тундра
  • Растения тундры
  • Формат pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов 19
  • Аудитория
  • Слова
  • Конспект Отсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем

Содержание

  • Слайд 1

    «Окружающий мир» По теме «Тундра» 4 класс

  • Слайд 2

    Содержание:

    • 3 слайд – Повторение
    • 4 слайд – Моря и Океаны
    • 5 слайд – Тест
    • 6 слайд – Кроссворд
    • 7 слайд – Интерактивная карта «Природные зоны»
    • 8 слайд – Физминутка
    • 9 слайд – Тундра
    • 10 слайд – Растения тундры
    • 11, 12 слайды – Животные Тундры
    • 13, 14, 15 слайды – Видеофильмы о животных
    • 16, 17 слайды – Тундра и человек
    • 18 слайд – Таймырский заповедник
    • 19 слайд – Используемая литература и источники
  • Слайд 3

    Повторение:

    Самое большое озеро России

    • Онежское
    • Байкал
    • Каспийское

    Река впадающая в Каспийское море-озеро

    • Дон
    • Волга
    • Кама

    Река Соединяющая озеро Байкал с Северным Ледовитым Океаном

    • Енисей
    • Обь
    • Лена

    Самая длинная река России

    • Волга
    • Лена
    • Обь
    • Енисей

    Море Атлантического океана на территории России

    • Японское море
    • Балтийское море
    • Чёрное море

    Какие озёра в народе называют «Огне-батюшко и Ладого-матушка»?

    • Аральское и Каспийское
    • Ладожское и Онежское
  • Слайд 4

    Соедини стрелками моря и океаны

    • Моря
    • Океаны
    • Японское
    • Балтийское
    • Лаптевых
    • Чукотское
    • Берингово
    • Карское
    • Баренцево
    • Восточно-Сибирское
    • Чёрное
    • Охотское
    • Северный Ледовитый
    • Тихий
    • Атлантический
  • Слайд 5

    Тест

    Природная зона Арктических пустынь расположена:

    а) на островах Тихого океана

    б )на островах Северного Ледовитого океана

    Территория зоны:

    а) густо заселена людьми

    б) не имеет коренного населения

    В Арктике для растений и животных сложились:

    а) суровые условия

    б) комфортные условия

    В ледяной зоне растут:

    а) кедры, берёзы, черёмуха

    б) лишайники, мхи, полярные маки

    В Арктике обитают:

    а) волки, белые медведи, рыси

    б) моржи, тюлени, белые медведи

    Большое скопление птиц на скалах называют:

    а) «птичьи рынки»

    б) «птичьи базары»

  • Слайд 6
    1. Короткое название ледяной зоны.
    2. Птица с необычным красным клювом
    3. Название острова, на котором
    4. расположен заповедник
    5. Арктика – царство снега и …
    6. Растения, живущие в толще воды
    7. Вид рыбы, обитающий в северных морях

    ТУНДРА

  • Слайд 7
    • Зона Арктических пустынь
    • Зона Тундры
    • Карта России. Природные зоны.
  • Слайд 8

    Физминутка

  • Слайд 9

    Тундра

    • Расположена чуть южнее Арктики
    • Холодная бескрайняя равнина o
    • Зима длится около 7-8 месяцев, t – -50
    • 2 месяца – полярная ночь
    • За короткое лето поверхность оттаивает на глубину от 50 см до 1 метра
    • Кругом болота, так как вода не впитывается в мёрзлую землю
  • Слайд 10

    Растения Тундры

    • Морошка
    • Брусника
    • Голубика
    • Карликовая ива
    • Карликовая берёза
    • Олений лишайник(ягель)
  • Слайд 11
    • Кайра
    • Тупик
    • Чайка
    • Кречет
    • Овцебык

    Животные Тундры (Фотографии)

  • Слайд 12

    Животные Тундры(Фотографии)

    • Полярная сова
    • Северные олени
    • Заяц – беляк
  • Слайд 13

    Фильмы о животных Тундры.

    • Малый (тундровый) лебедь
    • Лебеди
  • Слайд 14
    • Лемминги
    • Песец
  • Слайд 15
    • Заяц-беляк
    • Волк
  • Слайд 16

    Тундра и человек

    Оленеводы разводят домашних северных оленей.

  • Слайд 17

    В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

  • Слайд 18

    Таймырский заповедник

    • Место расположения
    • Эмблема
  • Слайд 19

    Используемая литература и источники:

    • Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
    • Энциклопедия «Что такое? Кто такой?»
    • Учебник А.А Плешакова «Окружающий мир» 4 класс
    • Звуки природы Тундры
    • Песня «Самоцветы» – «Увезу тебя я в Тундру»
    • Интернет сайт:

173 Добавить на сайт Кинорежим Добавить в избранное Удалить из избранного Россия 10880 1 августа 2013 Дети тундры

Чум, нехитрая еда и стада северных оленей вокруг – обитатели тундры привыкли к традиционному кочевому образу жизни. Они не смотрят сериалы по телевизору и не пользуются Интернетом. И хотя их дети учатся в школах-интернатах, далеко не все родители это одобряют. Документальный фильм “Дети тундры” повествует об удивительной повседневной жизни коренных народов Крайнего Севера.

Фильм также доступен на английском языке 

Смотрите также

ПОКАЗАТЬ БОЛЬШЕ Новости smi2.ru Новости МирТесен

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема : « Тундра и человек»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.

Тема : « Тундра и человек»

Цель: находить общие и отличительные черты природной зоны

Задачи :

-продолжить работу над формированием общеучебных навыков , основанных на способности учащихся анализировать , сравнивать, наблюдать;

Читайте также:  Загрязнение воды Загрязнение воды происходит главным образом, когда люди перегружают водную окружающую среду, ручьи, озера, подземные воды, заливы и моря, – презентация

-развивать навык работы в парах;

— воспитывать навык правильного отношения к окружающему миру.

Оборудование и наглядные пособия:

карта природных зон России, иллюстрации растений и животных тундры, энциклопедии, материалы интернет-сайтов, компьютерное сопровождение

УМК « Перспективная начальная школа»

Ход урока.

I Оргмомент

-Поприветствуйте друг друга знаками поддержки , улыбками, успехов вам на уроке.

II Актуализация опорных знаний

— Разгадайте кроссворд и определите тему нашего урока.

А. Правитель в Киевской Руси.

Б.Центр системы , в которую входит Земля

В. Религия на Руси после 988 года.

Г. Поборы, которые взимали завоеватели с жителей Киевской Руси

к н я з ь
с о л н ц е
х р и с т и а н с т в о
д а н ь

— Что означает это слово в окружающем мире?

Читайте также:  Смальта (мозаика) – новая жизнь древнего мозаичного ремесла

— О какой зоне пойдет речь? Находится по соседству с ледяной пустыней, но немног о там теплее, хотя лето длится 1,5 месяца.

Какое важно и грамотно определить уточнение? ( Южнее побережья морей Северного Ледовитого океана, занимает шестую часть территории России.)

III Проверка домашнего задания с опорой на план ответа, иллюстрации учебника, домашние заготовки с интернет-сайтов.

1.План ответа:

— климат тундры;

— животный мир тундры;

— растительный мир.

— Объясните , почему лишайники нельзя отнести к растениям?

2. Сообщения учащихся из дополнительных источников , использование интернет- ресурсов.

IVРабота над новым материалом.

— Какие пункты плана работы над зоной мы еще не затронули? Влияние человека на природу зоны, значение зоны для человека)

— Над этим нам сегодня и предстоит поработать , продолжим делать открытия.

1.

— Отыщите по карте и назовите коренных жителей этой зоны. ( Коми, эвенки, нанайцы, якуты, чукчи, ханты, манси)

— Определите основное занятие жителей этой зоны? ( Оленеводство)

Читайте также:  Стационарные и передвижные источники выброса загрязняющих веществ

Как ,по-вашему, чем еще могут заниматься жители тундры? Что поможет в поиске ответа ?

( Карта) (Рыболовство, добыча пушнины, добыча полезных ископаемых)

— В таймырских озерах водится ценная рыба : чир, мускун, северный омуль, сиг, голец.

2.

— А теперь поговорим о вреде , который наносит человек природе этого края.( Стада оленей , выращиваемых человеком, сгоняют птиц и разрушают птичьи гнезда, вытаптывают зеленый покров, для восстановления которого требуется не один сезон, не рационально ведут отстрел пушного зверя, загрязнение окружающей природы после добычи полезных ископаемых . после проезда на вездеходе восстановление покрова происходит в течение 10-12 лет, браконьерство)

3.

Сообщение о розовой чайке , белом журавле ( Прил.1).

4. Охрана зоны тундры.

— Природа тундры очень ранима и относиться к ней нужно бережно. Особенно беззащитна она перед браконьерами. Охота на песцов, уток, куропаток строго ограничена, а на редких птиц – белого журавля и розовую чайку — вообще запрещена. Пастухи оленей стали получать специальные листы -маршруты. Как только олени перестали ходить через места гнездовий , повысилась их численность. Такие птицы, как стерхи, вообще не выносят соседства людей и проезжих дорог.

V Закрепление нового материала.

Чтение статьи учебника.

V I Работа в парах.

Заполнение таблицы « Тундра и человек» ( Прил.2) по первому параметру

VI IИтог.

— Используя карту , назовите природные зоны, по которым протекает река Обь.

— Найдите на карте город Мурманск – незамерзающий морской порт России. В какой природной зоне он находится? Работать по новой зоне мы будем на следующем уроке.

VII.Домашнее задание: продолжить заполнение таблицы, опираясь на текст учебника, продолжить поиск дополнительного материала.

Приложение1.

Розовые чайки – это небольшие ( не крупнее вороны ) птицы. Они очень красивы : клюв черный . спина и хвост сизые, ноги красные. Вокруг шеи – черное ожерелье ( только летом) . а на голове. груди и брюшке – перья с нежно – розовым отливом. Гнездовья розовых чаек встречаются только в низовьях Индигирки и Колымы ( Якутия) на кочках среди озер. Здесь птицы выводят своих птенцов, выкармливают их жуками, мухами и другими насекомыми Интересно . что на зиму они улетают не на юг , а на север, где держатся на незамерзающих полыньях , питаясь рачками и рыбой.

Белый журавль, или стерх, — самый крупный среди журавлей , массой до 8 кг. Оперение у него почти все белое ( только часть перьев черная). Клюв буровато-красный, глаза бледно-желтые, ноги и часть головы красные. Свои гнездовья стерхи устраивают на открытых кочках среди травянистых болот. У них бывает один или два птенца. Родители кормят их растительной пищей. Белым журавлям необходим покой, они покидают места , где их потревожили. В тундре их покой нарушают стада домашних оленей

Приложение2.

Название зоны Месторасположение Растения зоны Животный мир зоны Деятельность человека

.

Материалы к физкультминутке:

изобразить продвижение оленя, белого медведя, песца.

Конспект проектной деятельности по теме «Экологические проблемы тундры»

Тема.

Читайте также:  Проблемы урбанизации. Влияние урбанизации на экологию и здоровье населения. Коломна, 2013 год ГБОУ СПО «Коломенский медицинский колледж» Учебно-исследовательская. – презентация

Экологические проблемы тундры.

Проблема

:

Из-за деятельности человека над многими частями российской тундры нависла опасность экологической катастрофы.

Где искать решения?

Как сохранить уникальную экосистему тундры?

Цель:

Раскрыть экологическую проблему тундры , воспитывать уважение и любовь к природе, углублять знания детей в области географии.

Задачи:

  • показать природную уникальность суровой природной зоны;
  • выявить экологические проблемы зоны тундры;
  • предложить свой вариант пути решения проблемы;
  • расширить кругозор по данной теме;
  • закрепить на практике навыки работы с компьютерными технологиями.

Тип занятия:

исследовательский проект

Оборудование:

Интернет ресурсы, дополнительная литература школьной библиотеки, компьютер, мультимедийный проектор, видеоролики: «Тундра, край вечной мерзлоты», «Бесконтрольный разлив нефти», «Экологический патруль» «Таймырский заповедник», краски для рисования, альбомы, ватман.

План:

Исследовательский проект

Уникальность тундры Экологические проблемы Пути решения

проблем

Ход занятия:

На уроке географии по теме «Зона тундры» ученики узнали, что тундра уникальна своей суровой красотой и ранимостью. Нами было выявлено, что по вине человека в этой природной зоне возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всех обитателей тундры. Учащиеся заинтересовались этой темой и задались вопросом: «А какие действия человека приводят к экологической проблеме? Каковы пути решения этих проблем? Какой вклад может внести каждый из нас в решение некоторых таких проблем».

Так была определена тема

проекта, а его актуальность не вызывала сомнений.

Очертили проблему

: выяснить причины возникновения этих проблем.

Затем мы сформулировали цель

и задачи нашего исследования.

Каждый из участников проекта по своему усмотрению выбрал экологическую проблему для самостоятельного изучения. Опираясь на источники дополнительной информации, учащиеся устанавливали причины возникновения данной проблемы, их последствия, насколько актуальны эти проблемы для нашей страны и даже для нашей местности, пути решения этих проблем. Результаты деятельности по проекту были представлены в индивидуальных отчетах на заключительном этапе работы над проектом. Отчеты были оформлены в виде плакатов, презентаций и сопровождались устным рассказом учащихся об исследованной проблеме. В конце своего рассказа каждый участник проекта выдвигал свои предложения по решению данной проблемы.

  1. Этап «Уникальность тундры»
  1. Название и изображение на карте (изучала Антонина Г.)
  • Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры.
  • Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина»

    . В переводе с финского – «бесплодная, враждебная».

  1. Климат тундры (изучал и подготовил Павел К.)

Зима

долгая, продолжается 7-8 месяцев, температура достигает -50° С. Большую часть года тундра покрыта снегом, глубиной не более 15-30 см, а под ним — вечная мерзлота , которая уходит на глубину 50 м.

Лето

короткое и прохладное. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) не превышает +10° С. Даже в самый разгар лета бывают заморозки и выпадает снег. За летний период почва оттаивает в глубину всего на 30-45 см. Из-за этого задерживается влага, которая способствует заболачиванию местности (около 70% ее территории заболочено).

  1. Животный мир и пищевые связи (подготовила Екатерина П.)

Несмотря на суровые природные условия Тундры, в ней есть разнообразная жизнь животных, птиц и растений. Все животные приспособились к сильным холодам Тундры, у них есть толстый слой жира, густой мех. Растения Тундры маленькие, им нужно быть маленькими, чтобы их не выдул ветер и снег.

Просмотр видеофильма «Тундра, край вечной мерзлоты».

ФИЗМИНУТКА

image

  1. Этап «Экологические проблемы»
  1. Добыча нефти и строительство нефтепроводов (изучал и подготовил Михаил С. И Максим М.)

При добыче нефти часто происходят аварии, её утечка наносит большой вред тундровым экосистемам.

Просмотр видеофильма «Бесконтрольная нефть заливает тундру»

  1. Разрушение почв (изучили и подготовили Мария Ф. и Евгения З.)

Автопоезда оставляют после себя мусор и уничтожают растительный покров почвы.

Вся тундра покрыта густой сеткой тракторных и автомобильных следов, которые не зарастают в течение десятилетий.

  1. Браконьерство (изучали и подготовили Александр К. и Влад К.)

Охота и браконьерство, гибель оленьих пастбищ от неумеренного выпаса, повреждение тундры, беспокойство животных — это может привести к экологической катастрофе, если сегодня не принять никаких мер по защите тундры!

Читайте также:  Экосистема леса Экосистема леса. Вопросы Каковы особенности круговорота веществ в экосистеме леса? Как связаны живые организмы в экосистеме леса? Какую. – презентация

  1. Этап «Пути решения проблем»

Ни один из участников проекта не остался равнодушным к решению проблем тундры.

  1. Подводя итоги работы над проектом, был сделан вывод:
  • Во всех экологических бедах нашей планеты виноват человек, который с развитием техники, науки, новых технологий возомнил себя покорителем природы.
  • Такое «покорение» привело к нарушению экологического равновесия, к загрязнению воды, воздуха, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных.

Просмотр видеороликов «Экологический патруль», «Таймырский заповедник»

  1. Итог — творческое задание

    image

Участники проекта нарисовали рисунки и плакаты на тему «Берегите природу»

Самоанализ занятия

  1. Форма занятия

    – исследовательский проект.

  2. Планируемые результаты изучения материала:
  • Учащиеся должны знать

    причины экологической катастрофы тундры.

  • Называть

    объекты хозяйственной деятельности человека: нефтепровод, нефтяная вышка, вездеход. Природные объекты, первоочередно пострадавшие в результате экологической катастрофы (пастбища, северные олени, почва и т.п.)

  • Показывать на карте

    природную зону тундры.

  1. Методы обучения:

    словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, стимулирование, использование ИКТ.

  2. Формы организации учебной деятельности:
  1. работа с учебника;
  2. непосредственный выход в Интернет;
  3. сюжетный повествовательный рассказ;
  4. творческое задание (создание презентации, рисунки и плакаты)
  1. Развитие умений учащихся:
  • работать с текстом учебника, дополнительной литературы в школьной библиотеке и выделять главное;
  • анализировать и выделять главное при работе с интернет ресурсами
  • слушать рассказ учителя, делать выводы;
  • участвовать в аналитической беседе;
  • решать проблемы;
  • формировать личностное отношение к содержанию исследовательского проекта;
  • сопереживать, соучаствовать в изучаемых событиях.
  1. На уроке применяются педтехнологии:
  • развивающее-коррекционного обучения;
  • дифференцированного обучения;
  • информационная технология;
  • здоровьесберегающая технология.
  1. На занятие используются межпредметная связь с биологией

  • План подготовки учителя к уроку сочинения этюда
  • План по сказке по щучьему велению по моему хотению 3 класс
  • План работы по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе план учителя
  • План по сказке о царе салтане 3 класс литература 1 часть страница 103
  • План к сказке котенок 2 класс по литературному чтению