План рассказа о стране 3 класс окружающий мир

Цель: ознакомить учеников с крупнейшими странами мира: францией, великобританией, японией, сша, китаем, индией; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление; воспитывать культуру

Цель:

  • ознакомить учеников с крупнейшими странами
    мира: Францией, Великобританией, Японией, США,
    Китаем, Индией;
  • развивать познавательный интерес, кругозор,
    мышление;
  • воспитывать культуру общения и
    самостоятельность.

Оборудование: слайды, политическая карта,
жетоны, фотографии.

Ход урока

Мотивация.

  • 1,2 — выше голова
  • 3,4 — руки шире.
  • 5,6 — тихо сесть.
  • 7,8 — лень отбросим.

Повторение.

-О чем мы говорили на предыдущем уроке?

-Сколько вы знаете материков?

Какой это материк?

<Приложение1, СЛАЙД №2>

Проверим, правы ли вы или нет.

<Приложение1, СЛАЙД №3>

-Какой это материк?

<Приложение1, СЛАЙДЫ №4-6>

Целеполагание.

-Мы назвали только 3 материка. А какие еще 3 мы не
назвали?

-На каком же материке мы с вами живем?

-А в какой стране мы живем?

-Ребята, а знаете ли вы еще какие-нибудь страны?

-Кто же из вас был в США? В Китае? В Японии?

-А хотите побывать в этих странах?

-Так, давайте же отправимся в путешествия по
этим странам мира.

-Но так как времени у нас мало, всего лишь урок,
то я предлагаю вам посетить только 6 стран мира :
Францию, Великобританию, США, Японию, Китай,
Индию.

-Как вы думаете, они далеко от нас?

-Тогда на каком транспорте мы с вами отправимся
в это путешествие?

<Приложение1, СЛАЙД №7>

-Так, для начала нам надо выбрать маршрут, по
которому мы будем путешествовать.

-В этом нам поможет, что?

-Почему она называется политическая карта?

<Приложение1, СЛАЙД №8>

Ознакомление с новым материалом.

-Предлагаю начать с ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

-Все готовы к полету, пристегнули ремни.
Полетели.

Звучит музыка.

Показ на карте расположение страны.

Показ слайдов и рассказ подготовленных детей
об этих странах.

Великобритания.

На реке Темзе расположена столица
Великобритании Лондон- это огромный
многонациональный город. Один из старейших
городов в Европе.

Здесь много зелени. А в самом большом парке
Лондона — Гайд-парке всегда собирается много
туристов. Великобритания- это королевство.
Сейчас эта страна является высокоразвитым
государством. Здесь производят автомобили,
выпускают электронные изделия, добывают нефть.

Великобритания — страна древней культуры.

Мрачная неприступная крепость на берегу Темзы —
это Тауэр, сложенный из темных камней замок.
Существует легенда, что Тауэр, а вместе с ним и
все королевство будут существовать до тех пор,
пока в нем будут жить вороны.

В настоящее время в Тауэре живут 8 ворон. К ним
приставлены служители, они за ними ухаживают, их
кормят.

Так что королева может спать спокойно, Их
королевству ничто не грозит.

Франция.

Столица Франции Париж — один из красивейших
городов мира. Он возник более 2000 лет тому назад на
острове посреди реки Сены.

Париж привлекает туристов своими
историческими памятниками. В центре города
возвышается великолепный собор Парижской
Богоматери. На берегу Сены стоит Эйфелева
Башня-символ Парижа.

Больше всего в стране живет французов, но можно
здесь встретить негров и арабов, а также русских.

На промышленных предприятиях Франции
выпускают разнообразные изделия: от самолетов и
космических кораблей до знаменитых на весь мир
духов. Славится еще страна и своими
виноградниками.

США.

Столица страны- Вашингтон- назван так в честь
первого американского президента. В столице
много государственных учреждений, музеев,
памятников, парков и нет совсем промышленных
предприятий.

Самый большой и знаменитый город-Нью-Йорк.
Вблизи Нью-Йоркского порта видна гигантская
статуя Свободы. Женщина с гордо поднятой головой,
держит в руке пылающий факел.

Недалеко от Лос-Анджелеса к неописуемой
радости детей создан парк развлечений —
Диснейленд. И дети, и взрослые с большим
удовольствием посещают сказочный Диснейленд,
созданный великим американским
режиссером-мультипликатором-Уолтом Диснеем.

США — одна из самых населенных стран мира. По
численности населения она занимает 3 место на
Земле.

Индия.

История индии насчитывает 3 тысячи лет. В
глубине страны расположены древние индийские
крепости, храмы, города, и среди них столица- Дели.

Индию всегда представляли страной чудес,
несметных богатств. Жители Индии говорят более,
чем на 800 языках. Индия выделяется не только
численностью населения, но и разнообразием
выпускаемых товаров. Эта страна — мировой лидер
по кол-ву производимых за год кинофильмов.

Я думаю, что нет такого человека, который бы не
любил индийские фильмы. А как прекрасны их танцы!
В этом мы сейчас и убедимся.

Япония.

Японцы называют свою страну Никон, что означает
«восход солнца».

Почти все население Японии живет на узкой
полосе плодородных равнин. Здесь возделан каждый
клочок земли.

Рисовые поля, фруктовые сады, чайные плантации
тщательно обработаны искусными руками
трудолюбивых японских крестьян.

Столица Японии-Токио. Число жителе в ней-12млн
человек. Токио восхищает и поражает тех, кто
приезжает сюда в 1 раз своими памятниками,
старыми парками, зданиями высотой в 60 этажей,
скоростными автострадами.

Япония- страна самобытной культуры. В Японских
домах очень мало мебели. Весь пол покрыт
циновками из рисовой соломы. На полу сидят, когда
обедают, на полу спят, подстелив специальные
матрасы.

Едят японцы палочками вареный без соли и жира
рис, который заедают овощами или рыбой, запивают
все это супом , соевой пастой.

Китай.

Китай занимает огромную территорию на востоке
Евразии. Китай богат разнообразными полезными
ископаемыми.

В Китае много крупных городов, которые в
основном находятся на востоке страны. Например,
столица — Пекин .Этот город входит в число самых
больших в мире.

Всем известна Китайская стена.

В Китае выпускают больше, чем в любой другой
стране компьютеров, игрушек, одежды и обуви.
Через 20 лет Китай станет крупнейшей промышленной
державой мира.

Сегодня Китай остается страной с самой большой
численностью населения. Власти Китая принимают
разные меры, направленные на снижение
рождаемости.

Дети исполняют танцы этих стран.

<Приложение1, СЛАЙДЫ №9-40>

Закрепление.

— А пока мы летим домой, я вам предлагаю
поиграть.

-Откройте наши бортжурналы на стр. 128-129.

-Возьмите фишки. Я буду называть
достопримечательности стран, в которых мы
побывали, а вы их должны найти на фотографиях и
накрыть фишками. Если вы во время путешествия
были внимательны, то у вас не будет никаких
проблем. Вы легко справитесь с этим заданием.

1. Великая Китайская стена.(6)

2. Столица Индии.(4)

3. Эйфелева башня. (2)

4. Статуя свободы в США. (3)

5. Парламент в Лондоне. (1)

6. Столица Японии-Токио. (5)

Итог урока.

-Наш самолет благополучно совершил посадку. Вот
мы и дома.

-Понравилось ли вам путешествовать по странам
мира?

-Где же мы побывали?

-Какая страна вам особенно понравилась,
запомнилась. Почему?

-Когда вы вырастите, в какую бы вы отправились
страну отдохнуть?

Домашнее задание.

Стр. 132-139, прочитать; стр.72-73 № 9-11 в тетради;
подготовить сообщение о любой из этих стран.

Приложение.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Как путешествия могут изменить человека? тема №101 3 примера готового итогового сочинения 2021-2022 по литературе 11 класс для допуска к ЕГЭ 2022 с  аргументами из литературы и литературными произведениями.

Посмотреть аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», а также вы можете посмотреть темы итогового сочинения 2021-2022.

Итоговое сочинение ЕГЭ 2022 на тему как путешествия могут изменить человека?

В жизни человека может быть много путешествий. Больших и маленьких, интересных и утомительных, лёгких и сложных. Есть мнение что из путешествия люди возвращаются не такими, какими были раньше. Действительно ли путешествие меняет человека?

Однозначно ответить нельзя, так как как человеком преследуются разные цели. Путешествие обогащает личность, делает разносторонней, оставляет в памяти приятные воспоминания, расширяет кругозор, даёт возможность познакомиться с новой культурой.

Странствия открывают новые имена и тайны, меняют отношение к жизни. Попробую в этом разобраться. Литература прославилась немалым количеством произведений, в которых герои путешествовали, познавая мир, меняя свои взгляды и совершенствуясь. Например, в произведении А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» главный герой путешествует от одной планеты к другой. Во время странствий он знакомится с жителями этих планет, их привычками, укладом жизни, системой ценностей. Все они очень разные и вместе помогают понять принцу важное. Например, то, что самого главного невозможно увидеть глазами. Более того, он приобрёл важный опыт и понимание истинных ценностей, освоил важность заботы в своём доме и о тех, кто ему доверился. Каждый из жителей планет — иллюстратор к определённому восприятию смысла жизни. Так лис научил его дружить. Чтобы подружиться, нужно создать узы, нести ответственность за отношения. Мальчик понял, что не хочет, как пьяница, находиться в плену своей страсти и в тоже время страдать от неё. Маленький принц освоил много полезных вещей и изменил своё отношение к жизни. В произведении А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» главный герой также отправляется в путешествие. Он знакомится с истинным положением народа, наблюдает вседозволенность помещиков и чиновников. Конечно, для героя это встреча с ужасами и несправедливостями крепостного права стала нравственным потрясением. Жители деревни рассказывают, что шесть дней круглосуточно и без отдыха работают на барщине и только седьмой посвящают себе и своей большой семье.

Плачевное состояние дорог, городских построек, рассказы местных наводят повествователя на размышления о корыстолюбии, вреде чинопочитания, причинах пьянства. Путешествие преображает личность рассказчика, открывает ему глаза на беззаконие, порождённое крепостным правом. Главным героем овладевает внутреннее негодование, огорчение и ужас.

Таким образом, путешествия играют важную роль в жизни человека, помогают понять её смысл, увидеть то, что может изменить его мировоззрение, дают понять, какие ценности следует искать на жизненном пути и как относиться к неудачам и потерям. Путешествия — это уникальная возможность познать себя и открыть новые грани окружающего мира.

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №2

Мир полон приключений и интересных памятников культуры. Путешествовать любят многие люди. Это закономерно, ведь хочется отдыхать, узнавать новое в культуре народов, стран. Но может ли путешествие изменить мировоззрение человека, повлиять на его мысли? Для ответа на данный вопрос стоит рассмотреть некоторые тезисы.

Путешествие – способ расширить представления о жизни. Это мнение находит подтверждение в русской литературе.

Стоит вспомнить повесть «Очарованный странник», которую написал Н.С. Лесков. В неё герой по фамилии Флягин много путешествует по стране. Он был в разных землях, видел жизнь кочевых татар, познакомился с их обычаями. В сцене, когда Иван Флягин видит соревнование татар, он решает сам попробовать себя и свои силы в непростом «задании». Он садится напротив татарина, и они бьют друг друга кнутами. Победителем стал Флягин. Он оказался у татар, где ещё лучше узнал их позицию. С ней он был не согласен, т.к. имел свои взгляды на жизнь. Однако Иван научился у татар тому, что нужно ценить свою землю и своих людей, чтить традиции. Также Флягин осознал мысль о том, что важно уважать других людей. Иван изменил мировоззрение, потому что он попадал в разные ситуации. И они были возможны благодаря путешествиям, в которых был герой повести. Оставался бы он на одном месте, то вряд ли смог бы расширить свои взгляды и осознать многие важные для честной жизни истины.

Как видно, путешествие позволяет увидеть обычаи других народов, что способствует осознанию многих вещей. Включая и любовь к своей земле. Путешествие способно не просто повлиять на взгляды человека, но и может научить его разбираться в людях.

Примером написанному выше служит роман «Мёртвые души», который нередко величают поэмой в прозе за красоту и величие описания русской природы. Николай Гоголь сумел показать глазами пройдохи Чичикова Русь. Герой путешествует. Он оценивает характеры и нравы. Города и поместья помещиков всегда отличаются друг от друга, потому что имеют свой темп жизни, свои условия проживания. И всё это влияет на характеры людей. Чичиков учится находить подходы к разным людям. И в этом плане ему помогают путешествия. Павел Чичиков изучает характеры. Он интересуется ситуациями, происходящими во владениях помещиков. Чичиков хитёр, но он постоянно узнает новое, потому что человек – существо уникальное, которое можно годами изучать, так и не поняв полностью его природу и ход неординарных мыслей. Чичиков также оценивает местность. Он начинает многое понимать в поведении людей, анализируя их места проживания. При этом Павел открывает для себя красоту природы. И это важный момент, который помогает ему отдыхать от дел.

Путешествия помогут любому человеку увидеть много нового, научиться разгадывать характеры людей.

Завершая свои мысли, напишу вывод. Мировоззрение человека может поменяться, если он будет много путешествовать. Новые люди, обычаи, другая обстановка – всё это накладывает печать перемен на людей. Путешествия вдохновляют, позволяют видеть то, что раньше осталось незамеченным людьми. 

Пример итогового сочинения ЕГЭ 2022 №3

Путешествия меняют мировоззрение человека — это факт, который известен с давних пор. Веками люди отправлялись в дорогу, чтобы набраться ума и опыта, узнать много нового и интересного. В пути мы находим себя и новые пути реализации того, что в себе открыли. Подтверждение этому мы находим в литературных произведениях.

Изменения в характере путешественника мы можем наблюдать в диалектике души Ивана Флягина, героя повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Персонаж всю жизнь провел в странствиях и извлек много полезного из своих приключений. Сделать это ему помогла феноменальная открытость. Он охотно общался с людьми и был восприимчив к их мудрости. Это и помогло ему усвоить уроки, данные ему дорогой. Он изучал традиции и характеры окружающих, мотал на ус поучительные эпизоды и делал выводы. Несмотря на то, что образования Иван не имел, он стал зрелым и умным собеседником, знающим жизнь не понаслышке. Он побывал и среди татар, и в средней полосе России, и на Кавказе, и в столице. Его богатый опыт был интересен слушателям. Благодаря ему Иван стал хорошим проповедником и состоялся на духовном поприще. В путешествии он приобрел такие качества характера, как открытость, терпимость, любознательность.

Метаморфозы характера путешественника мы видим и в образе Макара Чудры, героя одноименного рассказа М. Горького. Он отличается внимательностью, любознательностью и нестандартным мышлением. Его взор проникает в суть вещей. Так, он вовсе не завидует тем, кто ведет оседлый образ жизни. Макар утверждает, что они — рабы своей земли, собственность своей собственности. Они зависимы от зоны комфорта и привязаны к ней так, будто ею ограничивается весь мир. В этом их главная ошибка. Они сознательно лишают себя шанса узнать о том, что происходит вокруг, поэтому в их судьбе ничего не меняется. Они не знают о новых возможностях и перспективах. Совсем по-другому живет Макар. Он счастлив и свободен, ведь странствует по свету и узнает новую информацию каждый день. Это помогло ему стать мудрее. Каждый его день — это открытие, а не рабское преклонение перед материальными ценностями.

Таким образом, путешествия могут изменить человека в лучшую сторону. Он приобретает в дороге опыт и уникальные знания, которые развивают его личность. Те, кто повидал мир, отличаются высоким уровнем эрудиции и многочисленными навыками адаптации в иных условиях.

Аргументы для сочинения:

А. Грин в повести «Алые паруса» описал жизнь Артура Грэя — юноши, который предпочел морское дело дипломатической службе. Артур ушел в море юнгой, многому научился и со временем стал капитаном своего собственного судна. Читатель становится свидетелем эволюции его характера. Инфантильный мечтатель, рожденный с серебряной ложкой во рту, превращается в сильного мужчину, который сам может себя обеспечить. Если бы Артур остался под родительским крылом, его мир был бы ограничен поместьем и бытом аристократа с его условностями и рамками. А в море он увидел многое и освободился от предрассудков своей среды. Поэтому он не увидел ничего плохого в союзе с обычной девушкой из Каперны. Богатый дворянин избрал дочь бедного моряка себе в спутницы. Кроме того, мы видим и необыкновенную мудрость героя: он научился делать чудеса своими руками. Высокий уровень развития Артура — это следствие его кочевого образа жизни.

© Николай Малахин. Валентин Власов

«Биология перестала быть описательной наукой»: новосибирский академик о новых разработках в пандемию

14 Дек 2021, 09:50

Научный руководитель Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, академик Валентин Власов рассказал Тайге.инфо о разработках сибирских ученых во время пандемии коронавируса, «фуфломицинах» и «чудовищных заработках» фармкомпаний. Он отметил, что лекарства от COVID-19 до сих пор нет — первым таким препаратом могут стать антитела, а правительствам всех стран следует уделить особое влияние биотерроризму. Эксперт также признал отставание России в биологических науках, за которыми стоят уже не миллиарды, а триллионы долларов.

Тайга.инфо: Вы выступили на заседании Сибирского отделения РАН, посвященному пандемии коронавируса и вкладу сибирских ученых в борьбу с ней. Расскажите о нем.

— Первым докладом на собрании был вводный доклад член-корреспондента Сергея Нетёсова, который подробно рассказал о проблемах пандемии, о том, что делается в мире для борьбы с коронавирусной инфекцией, а также о том, как проходит вакцинация у нас и за рубежом. А моя задача была рассказать о вкладе новосибирских биологов и биотехнологов в создание средств диагностики и терапии, необходимых для борьбы с пандемией.

Надо сказать, что пандемия оказалась тяжелым испытанием для системы здравоохранения, для разработчиков и производителей средств защиты от вирусной инфекции, средств обнаружения вирусов и средств борьбы с ними.

И это не только у нас, так во всем мире. Надо сказать, что государственные организации не справились с проблемами пандемии нигде, кроме Китая. Вот Китай оказался готов к неожиданным вызовам, а во всех остальных странах возникли очень большие проблемы. В первую очередь проблемы с тестированием. Не было в нужном количестве надежных тест-систем. Во Франции, Германии, Италии очереди на получение результатов тестирования были многодневные — больше недели. Тест теряет смысл при этом.

Тайга.инфо: Но в России сначала ситуация была не сильно лучше.

— Надо сказать, что в нашей стране эту проблему удалось решить, причем довольно быстро, благодаря деятельности наших биотехнологических компаний. В первую очередь у нас оказался готов фундамент — производство необходимых для конструирования наборов тест-систем для обнаружения коронавирусной РНК компонентов. Это сделала известная биотехнологическая компания «Биосан», располагающаяся в новосибирском Технопарке. Все производители тест-систем в России пользуются компонентами компании «Биосан». И «Биосан» традиционно экспортирует эти компоненты в европейские страны — в Германию, Великобританию, в Соединенные Штаты даже.

Понятно, что когда началась пандемия, экспорт прекратился. Вся продукция компании была направлена на удовлетворение небывало возросших потребностей российских производителей тест-систем. Компании нужно было резко нарастить объемы производства, что удалось сделать благодаря поддержке новосибирского правительства. Так были созданы условия для массового производства в стране тест-систем на коронавирус высокого качества. Они были разработаны отечественными учеными, и началось их производство. Причем эти ученые не получали никакой государственной поддержки для своих работ. Специально отмечу, задачу разработки высококачественных тест-систем и их производства решили ученые и частные компании, а вовсе не организации Роспотребнадзора. В Новосибирске выдающихся достижений в их производстве достигли известные компании «Вектор-Бест» и «Биологический союз». Они сделали, по нашим подсчетам, порядка 22% от всех тест-систем, произведенных в России.

Занимались наши ученые и проблемами создания противовирусных препаратов. Здесь я должен сказать, что несмотря на рекламные обещания и красивые заголовки, лекарств от коронавируса сейчас не существует. Лечат больного препаратами, которые снимают симптомы, облегчают состояние. Понятно, что убрать воспаление — это хорошо, тромбообразование устранить — тоже хорошо. Но такие лекарства вирусу вреда не приносят.

Тайга.инфо: Лечат последствия.

— Да. А нужны лекарства прямого действия. Недавно появились сообщения, что начаты испытания двух новых препаратов прямого действия, в том числе и в России, один из них — «Паксловид» от компании Pfizer, по предварительным сообщениям, показывает хорошую эффективность. Но я бы пока не торопился радоваться, мы уже слышали неоднократно победные сообщения, которые оказывались впоследствии пустым звуком.

Даже перечислять не буду все эти «фавипиравиры» и «фуфломицины». Печальная правда такова, что препаратов, действующих прямо на вирус, как это делают антибиотики в случае бактериальных инфекций, на сегодня нет.

Скорее всего, первыми препаратами прямого действия на коронавирус станут антитела. Это природный способ борьбы с инфекциями. Правда с ними есть свои сложности — это большие молекулы, их сложно будет производить, они будут дорогими. Антитела, нейтрализующие коронавирус и перспективные для применения в клинике, разрабатываются в нескольких ведущих лабораториях мира. Здесь тоже есть чем похвалиться сибирским ученым — в институте Молекулярной и клеточной биологии профессор Александр Таранин разработал высокопроизводительную технологию поиска клеток иммунной системы человека, которые производят антитела, нейтрализующие вирус. Ученые разработали экспериментальную схему, позволяющую находить в крови пациентов такие клетки, извлекать из них кодирующие полезные антитела гены и переносить их в клетки-производители, которые могут нарабатывать антитела в больших количествах.

Тайга.инфо: А потом можно с помощью этих клеток производить много таких антител в промышленном масштабе?

— Да, получаются готовые клетки-фабрики антител, с их помощью можно нарабатывать антитела в промышленном масштабе. Это все отработано, кроме организации масштабного производства пока. Нужны большие деньги на организацию производства, на испытания.

Тайга.инфо: Была недавно новость, что в Китае такие антитела нашли. Это значит, что у нас — тоже?

— Эта область очень «горячая», новостей много. И в американских лабораториях нашли уже много антител, которые нейтрализуют все известные варианты вируса. Антител описано уже много, сегодня нельзя сказать, какие хуже, какие лучше, ведь никто их не сравнивал. Но в работах Таранина разработана весьма эффективная технология, которая позволяет быстро находить нужные клетки, производящие антитела, в крови переболевших людей. Допустим, появился новый вариант вируса, на который старые антитела не действуют. Взяв кровь переболевшего новым вирусом, ученые в течение нескольких дней найдут правильные антитела, победители вируса.

И третий вопрос — это вакцина. У нас есть работающая вакцина «Спутник V», которая отлично зарекомендовала себя не только в России, но и за рубежом. В Аргентине очень хорошие испытания прошли. У нас в институте, например, мы вакцинировали всех. В итоге из 412 человек заболели только 12, да и то в очень легкой форме, то есть все сработало. А когда вакцинации не было, у нас заболевали по 10−15 пациентов в день, в том числе и очень тяжело.

На пике пандемии мы в институте не хотели останавливать работу. Мы сделали свою тест-систему, и всех сотрудников ежедневно проверяли. Поэтому институт работал непрерывно. Выявляли всех инфицированных и тестировали всех, кто был с ними в контакте.

Но что важно понимать про вакцины. Вакцины Moderna и Pfizer — это РНК-вакцины, за которыми огромное будущее. Я думаю, что сейчас все ведущие разработчики вакцин будут переходить на эту технологию. Для производства этих вакцин нужны специальные химические компоненты. Дело в том, что эти вакцины — не просто РНК, это продукты синтетической биологии. Эти РНК построены с применением в них искусственных компонентов, которые надо синтезировать, в природе их нет. Это очень непростая задача. У нас в стране никто синтезировать такие вещества не умел. И здесь снова совершили прорыв новосибирские биотехнологи — компании «Биосан» и «Биолабмикс» разработали технологии синтеза главных компонентов для конструирования РНК вакцин и организовали их производства. Теперь отечественные разработчики вакцин обеспечены необходимым. Новосибирские компании вновь обеспечили фундамент для развития нового направления науки и технологий, для производства широкого спектра вакцин нового поколения.

Тайга.инфо: Мы поговорили о достижениях в борьбе с пандемией. А какие проблемы перед нами стоят?

— Высветился ряд связанных с эпидемией проблем. Все это сопровождалось и пандемией дезинформации и лжи, которая разлилась вокруг этой истории по разным причинам. Понятно, все эти лжелекарства и лженаука появились, потому что хищные фармкомпании стали зарабатывать чудовищные деньги на этом деле. Они пытаются продвинуть и продавать любую химию. И продвигают, и скармливают несчастным пациентам бесполезное или даже вредное, зачастую за государственные деньги. Режимам, хоть коммунистическим, хоть капиталистическим, очень удобно стало контролировать поведение народных масс.

Тайга.инфо: Маски режимам как раз неудобны. Плохо работает распознавание лиц.

— Да. Но маски-то как раз обязательно нужно носить, и нужно соблюдать дистанцию и прекратить многотысячные сборища. Это главные способы ограничить распространение инфекции. Упомянув фармкомпании, также стоит вспомнить о военных.

Ведь впервые проведен столь масштабный эксперимент, моделирующий биологическую войну. Почему военные масштабно не применяли биологическое оружие? Считалось, что оружие это неизбирательное, что будет поражать всех, в том числе и нападающих. А еще считалось, что для военных применений нужен непременно вирус с высокой летальностью. Что там какие-то коронавирусы, от которых смертность 1−2% — это ерунда! А жизнь показала, что все не так. С этим «не очень смертельным» вирусом вирусом рухнули экономики, людей погибло, как в больших войнах.

Кто подготовлен, тот выжил. Китайцы вообще почти не пострадали, хотя первыми попали под удар эпидемии. Благодаря хорошей организации и дисциплине. А если страна имеет готовую вакцину до эпидемии? Я думаю, что у военных сейчас появился мощный такой стимул поразмышлять о биооружии. Вирусы сделать сейчас очень легко. Природа нам подкинула вирус, подкинет еще, не сомневайтесь.

Найдутся желающие помочь природе. Я думаю, опасность биотерроризма, хоть в плане экспериментов безумных ученых, хоть в плане неаккуратных военных биологов становится реальной. И это общая проблема, мировая.

А наша конкретная российская проблема — это отставание биологической науки. Биологическая наука в мире сейчас развивается невероятными темпами, пандемия подхлестнула. Биология вышла из колыбели, она перестала быть описательной наукой, она стала давать продукты. Раньше биологические работы поддерживало только государство, когда речь шла о поиске чего-то нового, о фундаментальных исследованиях. Сейчас речь идет о производстве множества продуктов с помощью биотехнологических подходов, о миллиардных прибылях. В финансирование биологических исследований стал вкладываться бизнес. А вложения бизнеса — на порядки больше, чем вложения государства. Прогресс в области биотехнологии, генетики, синтетической биологии огромный. А мы отстаем очень сильно.

Тайга.инфо: Вы же говорите, что «Биосан» все сделал.

— Это решение частной проблемы для одного класса соединений, для РНК-вакцин. И лишь одно из направлений синтетической биологии. А ведь современная синтетическая биология, генетика, молекулярная биология — это новые материалы, молекулярные устройства, растения и животные с новыми свойствами, методы лечения и диагностики, продукты питания. Это направление науки меняет весь окружающий нас мир и созданные им продукты везде вокруг нас.

Тайга.инфо: У нас же все боятся ГМО.

— Во-первых, зря так уж сильно боятся ГМО — это раздутые политиками страсти. Во-вторых, ГМО ругают за то, что в геном природных растений или животных встраивали чужеродные гены. Сейчас разработаны методы, когда можно не использовать чужеродные гены, а просто точечно изменять последовательность «родных» генов клетки. Это позволяют делать появившиеся недавно технологии генетического редактирования. То есть, растения и животные, геном которых изменен такими методами, они никакие не трансгенные, на них запреты не распространяются.

За такими технологиями уже не миллиарды, триллионы стоят. Это огромный прогресс. А у нас проблема с развитием работ в этой области. В стране нет собственных базовых инструментов даже — высокопроизводительных секвенаторов и синтезаторов ДНК. Это про инструменты я говорю, а на самом-то деле главное даже не инструмент. Любая работа в области молекулярной биологии требует огромного количества всяких мелких реактивов. Фермент такой, фермент сякой, антитела такие, антитела сякие. Их очень много. Они дороги, они трудно транспортируемы, они портятся очень быстро. У нас сроки поставки из-за рубежа огромные. Многого нам не продают, а всего и не накупишь, а если и купишь, то наступает момент борьбы с таможней и транспортировкой.

Поэтому наша наука в передовых областях биологии и биотехнологии отстает. Например, у нас в стране людей, которые реально работают в области синтетической биологии, можно пересчитать на пальцах.

Тайга.инфо: Это в Новосибирске или в целом в стране?

В масштабах страны человек 10 ведущих специалистов. В США — тысячи. И вот в этой ситуации очень большое значение имеет подготовка кадров. Что мы видим сейчас? У нас два года идет пандемия. У нас огромное отставание в генетических технологиях, руководство страны это прекрасно осознает, и по решениям «сверху» два года назад была создана программа «Генетические технологии». Туда вкладываются серьезные деньги. Для реализации этой программы нужны специалисты, много химиков и биологов.

Потребность в них растет во всех странах, которые стремятся доминировать в современных областях науки и технологий.

В США в 2012 году совет по науке представил президенту видение о том, что нужно делать в этой области. Было сказано, что США для того, чтобы развиваться в существующей экономической ситуации и быть лидером, не хватает ежегодно миллиона выпускников вузов, которые работают в области химии, биологии, физики. И совет предложил программу массового привлечения абитуриентов и программу «перетаскивания» на эти специальности студентов с других факультетов.

Тайга.инфо: А у нас что происходит?

— Мы только в начале пути. Опять Новосибирск может гордиться — у нас ведется проект гражданской науки «Охотник за микробами». Это первый такой масштабный проект гражданской науки в стране, очень успешный. Он поддержан грантом от Минобрнауки РФ по программе «Генетические технологии». И вот я подхожу к тому, что НГУ нужно сейчас особое внимание уделить, создать современные условия для подготовки специалистов в области химии, биологии, физики.

Факультет естественных наук явно находится в застывшей ситуации, он давно не получает должной поддержки. Главное, что не хватает лабораторных помещений для практикумов. Компании готовы помогать университету, но, по моему мнению, ФЕН вниманием обделен. Для меня было ударом узнать, что университет наш не оказался в первых рядах при проведении недавнего конкурса. Его программа не была оценена в числе лучших.

Тайга.инфо: Не была оценена программа университета?

— Да, программа. Она оценивалась по какой-то хитрой системе, есть несколько градаций. Наш НГУ не оказался в числе лучших.

Тайга.инфо: С чем это связано? Мы привыкли считать, что у нас один из лучших университетов.

— Первая моя реакция была, когда я об этом узнал, что это большая несправедливость, предвзятое отношение. Я выпускник НГУ и считаю его лучшим. Но что же случилось? В чем же дело? Оказалось, что наша программа была недостаточно хорошо представлена и недостаточно хорошо написана. Это важнейшее направление современной науки не находит должного отражения в программе развития нашего университета. Нам делают замечание, что университет не заявляет амбициозных программ, у него нет желания меняться ни в какую сторону с учетом новых вызовов. Вот такие замечания делают.

Сейчас смысл в том, чтобы студенты не просто слушали лекции и механически выполняли лабораторные стандартные работы, а чтобы они сразу начинали выполнять свои научные проекты. В ходе обучения по таким программам студенты получают навыки: как самому собирать знания для своего проекта, как решать задачи с неизвестным ответом. В такой системе студенты могут реально сделать открытия и выйти на практически важные результаты, сделать свой стартап. Университету нужна такая программа стартапинга. Мы готовы это делать у себя на кафедре молекулярной биологии и биотехнологии. Это я точно буду делать, я студентов уже предупредил. Но для того, чтобы всё это развивать, нужны помещения. Сегодня у нас физически нет возможности это реализовать на площадке НГУ.

И у меня большое беспокойство, как будет строиться лабораторный корпус, потому что у нас — биологов, биотехнологов, физиков, химиков — никто пока не спросил, какие помещения нам нужны. Никто не спросил, где установить вытяжные установки, где помещения, подготовленные по стандартам работы с микробиологическими объектами и клетками высших организмов, какой высоты потолки. Мы хотим, чтобы корпус был адекватного размера и подходил для задач факультета.

Беседовал Алексей Мазур

  • 8a1d365746dabfbef6728c8554ac

    Қазақ тілі, математика, әдебиеттік оқу пәндері бойынша тестте 30 сұрақ берілген

  • no image test

    Тест предназначен для закрепления изученного материала и его повторения. Удачи в прохождении!

  • no image test

    Проверочная работа по математике за курс начального общего образования

  • f037e0e54102b6b4d05607202446

    тест для учащихся 3-4 классов по математике задания не простые. Пожелаем удачи.

  • no image test

    При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, другими справочными материалами.

  • 828b5af3433fa25bfff2df9abb61

    Итоговый тест за 2 четверть в 4 классе по курсу «Окружающий мир» (УМК «Школа России») состоит из 13 заданий. Задания 1-11 имеют один правильный ответ. Задания 12-13 имеют несколько правильных ответов.

  • no image test

    Тест предназначен для проверки знаний по теме «Литературные сказки» 4 класс УМК «Школа России»

  • no image test

    Проверочная работа по МАТЕМАТИКЕ 4 КЛАСС. Постарайся выполнить правильно как можно больше заданий.

  • bb632ac14237b44de89df754cb57

    Итоговый тест по окружающему миру (Плешаков А. 4 класс) по разделу «Родной край — часть большой страны»

  • f58932a44182aecf831e7aebb722

    Викторина к уроку литературного чтения к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек». УМК «Школа России». Учебник «Литературное чтение 4 класс, часть 1» авторов Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др.

  • no image test

    Тест содержит 10 слов, в которых пропущены безударные падежные окончания. Необходимо знать признаки типов склонения существительных.

  • 5f4880994432ba641f836be720fc

    13 заданий. Критерии: «5» — 13 баллов, «4» — 11-12 баллов, «3» — 9-10 баллов. 

  • b47bdc4140769596f9c397f5543f

    Тест по окружающему миру УМК «Школа России» учебник  «окружающий мир, 4 класс, часть 1». Авторы: А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова

  • 7bf0757f4a9484ffa41944768447

    Тест-тренажёр содержит упражнения по подготовке к ВПР. Данный тест можно использовать как мониторинг качества знаний, а также в качестве тренинга к мониторингу и повторению материала. Задания позволяют выявить уровень готовности младших школьников к выполнению ВПР и провести необходимую коррекционную работу.

  • no image test

    При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами

  • no image test

    Вариант теста по окружающему миру для 4-го класса по программе УМК «Школа России».

  • no image test

    При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.Обязательные ответы на все вопросы теста.

  • 13d02c29497088c4a4bf3eb14d88

    Тест по русскому языку на умение распознавать слова в именительном, родительном, винительном падежах.

  • 5ccbf5a548ff8383642988a45493

    Общеобразовательный тест для учащижся 4 классов. В тесте используются вопросы из общих знаний по физической культуре.

  • no image test

    Викторина по литературному чтению 4 класс, УМК «Школа России»

  • no image test

    Тест содержит вопросы по теме «Спряжение глаголов». Ученик должен знать что такое спряжение глаголов, типы спряжения и их признаки, глаголы — исключения.

  • no image test

    При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.Обязательные ответы на все вопросы теста.

  • 7bd158ac454bae41fd35ee3071bf

    Тест предназначен для проверки знаний по окружающему миру. В тесте два вида вопросов: выбрать один вариант ответа или выбрать несколько вариантов ответа. Читайте внимательно вопросы. Удачи вам!

  • no image test

    Тест по окружающему миру для 4 класса поможет быстро провести опрос и оценить работу учащегося по  теме «Природные зоны России». может использоваться на уроке географии в 5 классе. бесплатно без регистрации и СМС.
     

  • b1a28e7b4959a48c9995212d0a4d

    Проверочная работа по окружающему миру Демоверсии ВПР 2020 года для 4 класса Образец

  • 982de8a342ba8820f7f1b18837b8

    Данный тест предназначен для определения знания предмета «Русский язык» за курс 4 класса.

  • 2c053b1a4097b7e5a680206e7d18

    Тест на базе УМК Spotlight — 4 Module 4 Unit 7a. Сравнение времен Present Simple и Present Continuous

  • fc51354f4cf29eedd357365382b3

    Тест по русскому языку в 4 классе по теме «Падежи имён существительных»

  • fc9a0a234928b3757fe6b658ef1c

    Тест содержит следующие дидактические единицы: последовательность чисел, сложение и вычетание в предалах 100, геометрические фигуры, умножение и деление чисел, сравнение чисел между собой.      

  • no image test

    Проверим на сколько хорошо ты знаешь (или недавно выучил) таблицу умножения? Всю таблицу спрашивать не будем. А вот 25 примеров порешаем?!

  • no image test

    Тест включает в себя 13 слов имён существительных. Необходимо знать типы склонения существительных.

  • no image test

    Тест  на повторение звуков русского языка. Умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки. Находить их в словах. Различать звонкие и глухие согласные звуки.

  • 48f25a584a4e841fdceaec6597d5

    Тест по сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце» предназначен для учащихся 4 класса (УМК «Школа России»)

  • no image test

    Тест предназначен для закрепления изученного материала и его повторения. Удачи в прохождении!

  • 951880f4416db45e59e4237eb6d1

    Задание всего одно, но на странице математики по третьему классу вы найдете больше! 

  • no image test

    Тест содержит вопросы по теме: «Части речи. Повторение». Ученик должен знать названия частей речи, находить слова нужной части речи, выбирать из группы слов слова, заданной части речи.

  • 9f6e01d5469eaa12b96b50c0ae5f

    Увлекательная викторина по русским и зарубежным сказкам для учащихся 1-4 классов

  • a7fdf3fa412db278288303327f39

    Тест на знание неопределенных местоимений some / any для начальной школы.

  • no image test

    Тест предназначен для контроля базовых знаний по окружающему миру на тему «Жизнь леса, луга, водоемов» за курс начальной школы в форме ЕГЭ
     

  • 4b1b278d4bb39e9c28036cf25fd8

    Тест предназначен для учеников начальной школы. Он ориентирован на проверку усвоения темы «Множественное число имен существительных». Может быть использован в качестве тренировочного упражнения.

  • no image test

    При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.Обязательные ответы на все вопросы теста.

  • b32866b245eb92ce18a8577ab0e8

    Данный тест подходит для учащихся 4 класса. Тест на тему «Образование утвердительных предложений в Present Simple Tense».

  • no image test

    Тест направлен на формирование умения определять тип склонения имён существительных.

  • f5f0d47f4162af186dfdaa4090bd

    Данный тест включает в себя выбор правильной формы глагола в зависимости от времени (настоящее, прошедшее или будущее).

  • e83758a54f468cafe8fa6ad855a0

    Тест на знание истори говна. В тесте использованы только самые базовые термины истории говна. Пишите продолжать или нет.

  • 095bdcc040258e625458013ffa69

    Тест по учебнику Ю.А. Комарова Brilliant. Прошедшее время глагола to be+ множественное число существительных( исключения)

  • e34e7d9d4841b7ee60786cdc6932

    Проверь свои знания по математике по теме: Деление многозначного числа на однозначное. Внимательно читай задания и у тебя всё получится. Успехов тебе!

  • no image test

    Этот тест создан для вырабатывания навыка запоминания правильности написания словарных слов

  • no image test

    Тест составлен на основе программы ФГОС.В этом тесте будут примеры,задачи и уравнения.Все очень легко!

  • no image test

    Викторина предназначена для учащихся 4 классов, УМК «Школа России»

  • 640b74754f989f3253f45f5c86e9

    Тест предназначен для контроля качества усвоения материала по теме «Доли».

  • no image test

    При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.Обязательные ответы на все вопросы теста.

  • 62c39ae447a98cb05f20799a5781

    Тест по окружающему миру для 4 класса поможет быстро провести опрос и оценить работу учащегося по теме «Природные зоны». Так же может использоваться на уроке географии в 5 классе.

  • no image test

    ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА, УМК ШКОЛА2100.ПРОЙДИТЕ ТЕСТ. ПОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ.ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

  • 6ff7308342fda8454010654e81ac

    Тест-тренажёр содержит упражнения по подготовке к ВПР. Данный тест можно использовать как мониторинг качества знаний, а также в качестве тренинга к мониторингу и повторению материала. Задания позволяют выявить уровень готовности младших школьников к выполнению ВПР и провести необходимую коррекционную работу.

  • no image test

    Словарные слова 4 класс ( 2 часть ) . Выполнив задание на 5+ выдаётся сертификат!

  • db2d5a444993a6e7be1f8875bcc8

    Задания в тестовой форме по русскому языку для обучающихся 4 класса составлены по основным темам 1 полугодия:
    Постановка ударения  Фонетика Лексические нормы   Состав слова  Перенос слов 
    Правописание безударных гласных, непроизносимых согласных, слов с удвоенными согласными
    Правописание  Ь после шипящих
    Приставки и предлоги
    Части речи и члены предложения
    Род и падеж имен существительных
    Склонение имен существительных
    Спряжение глаголов
    Правописание безударных личных окончаний глаголов
    Правописание падежных окончаний имен существительных
    Предложения с однородными членами, знаки препинания при обобщающих словах
    Фразеологизмы

  • no image test

    Тест для текущего контроля знаний по ОРКСЭ по теме «Урок №13. Тема. Золотое правило этики» (4 класс)

  • no image test

    Тест предназначен для подготовки к сдаче итоговой аттестации за курс начальной школы.

  • 54d2ae804eb1b10aabfa9e14f915

    Рабочий тест по предмету «Музыкальная литература» для учащихся ДШИ

  • no image test

    Проверочная работа по МАТЕМАТИКЕ 4 КЛАСС. Постарайся выполнить правильно как можно больше заданий.

  • 3704c2ed4662a6b8ceb69e2a6062

    Данный тест предназначен для проверки усвоенного материала по произведению С.Я.Маршака «Двеннадцать месяцев»

  • 9c0205cd42d181b49e88f522acc6

    Проверочная работа по русскому языку Демоверсии ВПР 2020 года для 4 класса Образец

  • dfcc09eb47fab3aacb9f29df246a

    Тест рассчитан для подготовки к ВПР по русскому языку. Тест можно проходить в классе или дома. 

  • f2c80f70428b835592b99493a8e1

    Баскетбо́л (англ. basket «корзина» + ball «мяч») — спортивная командная игра с мячом, в которой мяч забрасывают руками в корзину (кольцо) соперника. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти полевых игроков (замены не ограничены).

  • d2b3bcc6403fae17f89239da32bb

    Тест поможет проверить могут ли учащиеся без ошибок образовывать отрицательные предложения в Present Simple

  • no image test

    При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.
    Обязательные ответы на все вопросы теста.

  • 455a99dd4cc485e2ade8bf0946c5

    тест по грамматике английского языка по теме «множественное число существительных» 4 класс

  • 509fdfd549a0b32ff6580b64b9f2

    Проверочная работа предназначена для проверки знаний учащихся 4 класса по разделу «Поэтическая тетрадь» предмета Литературное чтение. УМК «Школа России». Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 1 часть.

  • 5294623e470887bd21ac6bfd3c46

    Тест по окружающему миру 4 класс. Раздел: Природа России. Тема: Леса России. Проверь свои знания.

  • no image test

    Тест для текущего контроля знаний по ОРКСЭ по теме «Урок №14. Тема: Храм» (4 класс)

  • 9e80c3494b698ba9c8e897dab74f

    При спряжении глаголов обучающиеся должны знать:

    систему личных окончаний глаголов I и II спряжения;
    уметь определять спряжение по личным окончаниям глаголов и по инфинитиву в случае безударности личных окончаний,
    глаголы-исключения.

    Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов» представляет собой тест, в который включено 10 вопросов с одним вариантом или несколькими вариантами ответов.
    Для успешного прохождения необходимо ответить правильно не менее 70% вопросов.

  • no image test

    Итоговый тест за курс 4 класса по математике. Содержит 20 заданий. Выполнение теста ограничено по времени.

  • no image test

    С помощью тестов можно оценить результаты обученности детей мо материалам учебника А.А. Плешаков, 4 класс 1ч.

  • no image test

    Тест предназначен для контроля базовых знаний по окружающему миру на тему «Родной край — часть большой страны. Наш край.» за курс начальной школы в форме ЕГЭ

  • no image test

    Тест включает задания на нахождение площади и периметра прямоугольников. В тесте размещены задания базового и программного уровня. Задания базового уровня оцениваются в 1 балл, программного в 2 балла.

  • no image test

    Пройдите тестирование по литературному чтению из 12 вопросов и проверьте, как хорошо вы знаете произведение Мамина-Сибиряка «Вертел».

  • no image test

    Тест для контроля знаний по теме «Периметр и площадь геометрических фигур» для 4 класса, для любого УМК

  • 400918924f8eb9600efcd1704ef5

    Тест предназначен для учащихся 4, 5 классов при отработке устного счёта на все действия с натуральными числами

  • no image test

    Тест предназначен для контроля базовых знаний по теме «Глагол» за курс начальной школы в форме ЕГЭ

  • no image test

    При выполнении работы нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, справочниками, калькулятором.
    Обязательные ответы на все вопросы теста.

  • 12686b854d3ea37d7dfe344a9ae3

    Контрольная работа предназначена для контроля усвоения грамматического материала 4 класса по учебнику «Spotlight/Английский в фокусе.4 класс»

  • 1e70ec8c429ba100c8de2e49c9ba

    Тест предназначен для проверки знаний учащихся 4 класса по теме «Наши природные богатства»

  • no image test

    Тест для текущего контроля знаний по ОРКСЭ по теме «Урок №30. Тема: Любовь и уважение к Отечеству» (4 класс)

  • no image test

    Проверочная работа по МАТЕМАТИКЕ 4 КЛАСС. Постарайся выполнить правильно как можно больше заданий.

  • no image test

    С помощью этого теста можно проверить знания учащихся 4 класса по теме «Имя существительное». Тест состоит из 15 вопросов

  • bb9586e34548841a00e185201e83

    «Окружающий мир», Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.  Человек — живое существо (организм)

  • a0fc36664c17b4e6aff75b8cc4e1

    Тест по информатике для учащихся 4 класса по учебнику Могилева А.В. Издательство БИНОМ

  • 297401b94c11bda9da2315e1b810

    Тест для проверки знаний по теме «Пустыни» из урока «Зона степей. Зона пустынь и полупустынь. Зона субтропиков», по окружающему миру за 4 класс.

  • e6a7e0754b7cbc0f5247e718f59d

    Задание всего одно, но на странице математики по третьему классу вы найдете больше! 

  • 30731b7c443ba36133e96113b13b

    Итоговая контрольная работа по музыке 4 класс УМК «Школа России» автор учебника Е.Д. Критская

  • 4e4abea2496684412bd2b60d4398

    Тест создан для сасотоятельной проверки учащимися изученной темы.Вариант подготовки к контрольной работе по окружающему миру.

  • cdf11a7e464d8976f2db688ee969

    Тест по английскому языку «Irregular verbs» для начальных классов.
    Тест на неправильные глаголы английского языка – быстрый и доступный способ проверить и закрепить знание таких глаголов. Предложения теста включают в себя наиболее употребительные неправильные глаголы.
    Тест предполагает использование двух форм неправильных глаголов.
    Тест на знание неправильных глаголов можно пройти онлайн, бесплатно. Ответы вы получите сразу после заполнения тестовой формы. 

  • no image test

    Диагностические тесты и задания проверяют сформированность учебной и читательской деятельности учащихся 4 класса

  • f539b5c94cb2956e4b3e31893c68

    Тест по окружающему миру для 4 класса по учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир. Часть 1». Обобщение по разделу «Природа России»

  • no image test

    Тест направлен на формирование орфографической зоркости. На формирование умения писать слова с безударной гласной в корне, слова — существительные с безударными падежными окончаниями.

  • no image test

    Полный перечень словарных слов  4 класс. Есть возможность выбрать необходимое количество вопросов. Цель теста — научиться правильно писать словарные слова

  • b82ab66a459982da73f11ab29c68

    Тест по предмету «Окружающий мир» 4 класс по ОП «Школа России» по темам «Иван III», «Мастера печатных дел», «Патриоты России»

  • dfbab6d34870bc92d2c8df3aca11

    Тест предназначен для закрепления знаний по теме «Живая и неживая природа».

  • deee1e9a4205b97b0cf2e80e6dd1

    Тест по окружающему миру 4 класс по теме: «Природные зоны России». Данный тест поможет подготовиться к контрольной работе

AQAGGqflmFRc5GK3xefBjn164iO kTaOoHOBx68l94B7dj

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) обратил внимание государства на отрасль производства альтернативной еды. В организации уверены, что в дальнейшем это позволит отечественным производителям конкурировать с западными компаниями. Подробности — в материале «Известий».

Поддержка для новых продуктов

В РСПП заявили, что разработали план по развитию принципиально новых технологий, которые можно применять в сельском хозяйстве и пищевом производстве. Об этом стало известно в начале декабря.

Под альтернативными продуктами питания понимают еду, изготовленную из белка синтезированного или естественного происхождения.

Но для того чтобы эта сфера привлекла предпринимателей, от государства требуется поддержка: льготное кредитование, полная или частичная компенсация капитальных вложений, субсидии на покупку производственного оборудования, более простая система сертификации. По мнению авторов инициативы, сегодня разработаны такие технологии, которые позволяют быстро проанализировать состав и оценить качество продукта.

Для развития сферы альтернативных продуктов питания также требуется обширная нормативная база.

На данный момент в законодательстве не закреплено понятие «альтернативные продукты питания», не предусмотрено никаких стандартов относительно производства и реализации.

В западных странах такие разработки более популярны, чем в России, обращают внимание в РСПП.

«Объем вложенных средств в венчурные высокотехнологические проекты только в США достиг $239 млрд за три квартала текущего года. В России же сумма инвестиций за три года не превысила $300 млн», — цитирует пресс-служба слова вице-президента РСПП, председателя комитета по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке союза Игоря Вдовина.

Кроме выпуска еды речь идет о разработке и применении биологического удобрения и биозащиты от вредоносных насекомых. По мнению промышленников, развитие биотехнологий может способствовать снижению парниковых выбросов в сельском хозяйстве, которое производит до трети всех парниковых газов в стране, а также восстановлению почв.

В дополнение к предложенным промышленниками преференциям от государства эффективными будут налоговые льготы НДС и по налогу на прибыль, полагает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

— Пока известных производителей альтернативных продуктов в России мало, но часть крупных игроков уже осваивает этот сегмент. Так, например, стартап Welldone привлек $1,5 млн, а крупный производитель удобрений «Уралхим» вложил 300 млн рублей в переработку желтого гороха для производства искусственного мяса, — перечисляет собеседник издания. — Однако мы ожидаем, что перспективы этого сегмента очень большие и рынок будет привлекать как стартапы, так и крупных производителей: «Эфко», Наро-Фоминский мясокомбинат и др.

По данным НРА, на конец 2020 года россияне потратили на «альтернативное мясо» 2,6 млрд рублей, и рынок будет расти на 10−15% в год.

— Это самые скромные подсчеты, возможен и взрывной рост, выражающийся трехзначными процентами на фоне принятия россиянами концепции устойчивого развития, — продолжает Сергей Гришунин.

Главной проблемой аналитик называет «нераспробованность» альтернативных продуктов питания и предубеждения. Возможный лидер этого рынка — искусственное молоко: «По данным на конец 2020 года, россияне потратили на искусственное молоко 6,5 млрд рублей, с перспективой роста 20−30% ежегодно в последующие несколько лет. Когда россияне наконец распробовали этот продукт, рост продаж достигал 500% ежемесячно».

Такая же судьба, по его мнению, может ждать и искусственное мясо.

Острый дефицит белка проявится в ближайшее десятилетие, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

— За последние несколько лет индекс белка на торговой бирже вырос втрое. Причина — в нехватке протеинов. Как правило, животноводческие хозяйства кормят поголовье тем, что могут себе позволить, а не тем, что помогает мясу быть более качественным для потребителя. Грубо говоря, их кормят так, чтобы те не погибли до забоя. В основном — соевым заменителем, которого у нас, кстати, тоже не хватает и который Россия массово закупает у, например, Бразилии, — объясняет Екатерина Косарева.

Проблемы, по мнению эксперта, есть и у агропромышленников.

— Минеральные удобрения нужно применять по науке, исходя из состава почвы, дозированно и выверенно. На практике это получается не всегда, — обращает внимание она.

Так, по словам собеседницы издания, землю сегодня удобряют и навозом. Но не очищенным, а «сырым», что приводит к отравлению верхнего слоя почвы выделениями аммиака.

Следовательно, потребность в белке, синтезированном или естественном, есть.

Если говорить о технологиях, то такие разработки тоже существуют, утверждает аналитик.

— Беда в том, что лабораторные исследования оседают в виде диссертаций или защищенных проектов в архиве научных институтов в разных уголках страны. С другой стороны, есть бизнес, который хочет на этих технологиях заработать. К сожалению, за редким исключением, это две непересекающиеся прямые, — рассуждает собеседница издания.

Кроме того, по мнению эксперта, рынок сбыта сильно недооценен: «Потенциальные потребители искусственного молока и мяса — не только убежденные вегетарианцы, которых, кстати, не так уж и мало. 2% населения в общих масштабах страны — это около 3 млн человек. Это еще и, например, люди, страдающие аллергией на молоко».

Пока технологии не позволяют создать мясо, которое по вкусу конкурировало бы с настоящим, но инженеры над этим работают, и меры поддержки государства должны помочь в развитии этого направления экономики, резюмирует Екатерина Косарева.

Сейчас Россия не может себе позволить активно вкладывать государственные средства, а любые льготы и субсидии — это средства бюджета, считает генеральный директор УК «Универ Сбережения» Виктор Шахурин.

— Даже при массированном подключении средств государства на данном направлении нам сложно будет конкурировать со странами Запада, где объемы венчурных вложений в данный сегмент превосходят российские на несколько порядков. И любой стартап, который в данном сегменте получит какие-то позитивные результаты в России, скорее всего, переберется в итоге куда-нибудь в США, — рассуждает он.

Другая причина, по мнению эксперта, заключается в ограниченном рынке сбыта: «Россияне не настолько озабочены вопросами экологии или идеями вегетарианства, а против определенных технологий, как, например, использование в пищу насекомых, довольно сильно предубеждены».

И наконец, в росте конкуренции в сфере производства продуктов питания на мировом рынке Россия не заинтересована, отмечает собеседник издания.

Интерес к альтернативному рынку еды «должен быть чисто теоретическим», утверждает директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова.

— Что нужно бы делать, так это вкладываться в научные разработки, в R&D (Research and Development) компании, чтобы мы не отстали от мира. Но создавать искусственного конкурента нашим же производителям мяса и прочего нет потребности, — подчеркивает она.

У нас нет дефицита мяса и нет срочной необходимости дать людям возможность получить животный белок таким способом, напомнила эксперт.

— Однако научная разработка нужна, в этом есть возможное будущее, поэтому субсидирование научных разработок в этой области я бы поддержала, — резюмирует Евгения Серова.

  • План рассказа о хищных растениях по биологии 6 класс
  • План рассказа о сильной личности обществознание
  • План рассказа о телах и веществах по окружающему миру 2 класс
  • План рассказа о птице для дошкольников
  • План рассказа о романе дубровский