ответ дан • проверенный экспертом. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. 1. Смотреть ответ. 5 выводов по рассказу «Настаўнік Чарчэння» Я зразумел(-а) што. сочинение «пасланне настаўніку будучага». цитаты про Пинск по бел.яз. с авторами. Предыдущий. Следующий. Премиум-доступ со Знаниями Плюс. Начни учиться еще быстрее с неограниченным доступом к ответам от экспертов. Подпишись. Добро пожаловать! Получи неограниченный доступ к миллионам подробных ответов. Попробуй сегодня. О нас.
План по тексту «Страта» Генрых Далидович, 6 пунктов по каждой части. 1. Смотреть ответ. Анастасия456790 Анастасия456790. 1.Навiчок Мiця 2.Мiця-талантоiвы вучань 3.Сакрэт Мiцi 4.Стась прыходзiць да Мiцi штодзённа 5.Мiця памёр 6.Стась вырастае,але помнiць Мiцю. Новые вопросы в Беларуская мова. СО161.
Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: Помогите составит план страта. Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том, что жизнь домашнего животного.Разговор Васи с вернувшимся отцом, поиски убежавшей коровы нагнетают напряжение и подводят к эмоциональной вершине, кульминации рассказа: корова погибла.Эмоциональное произведение от которого можно даже заплакать. План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. Складаны план по рассказу Страта. Мне нужно описание семьи Бокуцеý из рассказа «Страта». Спасибо. 1)класс 2)сословие 3) партия 4)каста 5)страта что не относится к понятию «социальная.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Белорусский язык. Максимка. 31 июля, 02:55. План по тексту «Страта» Генрых Далидович, 6 пунктов по каждой части. +3. Ответы (1). Новые вопросы по белорусскому языку.
Генрых Далідовіч «Страта». Знаёмства з галоўнымі героямі апавядання. Мэты і задачы ўрока: дапамагчы вучням разгледзець дзве першыя часткі апавядання, высветліць рэальна-жыццёвую яго аснову, спрыяць знаёмству з героямі — Стасем і Міцем Бокуцем, назапашванню матэрыял для аналізу вобраза навічка-пяцікласніка Міці (падрабязнае дэталёвае апісанне яго знешнасці, паводзін на ўроках і дома, размовы бацькоў Стася і вяскоўцаў пра сям’ю Бокуцяў і Міцеву хваробу і інш.); развіваць звязнае маўленне, навыкі выразнага. – Якое ўражанне пакінулі ў вас першыя дзве часткі апавядання Генрыха Далідовіча «Страта»? Чаму? – Што вы даведаліся пра сям’ю Бокуцяў у пачатку твора.
Найди верный ответ на вопрос ✅ «Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература .» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответы. Помоги с ответом по литературе. чому нашим сучасникам потрібна повість шинель? Нет ответа. Помогите написать отзыв (что вам понравилось и что именно, может даже поведение некоторых героев) по произведению У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Нет ответа.
Помогите составить план по сказке»Страта» Генрых Далiдовiч. 0. 1.Навiчок Мiця 2.Мiця-талантоiвы вучань 3.Сакрэт Мiцi 4.Стась прыходзiць да Мiцi штодзённа 5.Мiця памёр 6.Стась вырастае,але помнiць Мiцю.
Чытаць апавяданне Генрыха Далідовіча «Страта». Главная → Беларуская літаратура → Генрых Далідовіч → Генрых Далідовіч — Страта. Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.
План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. 259. ОТВЕТЫ. 1.Новичок 2.5″ А» 3.Разумны хлопчык 4. Стась зайздросциць яму 5.Мицю пакрыудзили 6.Мы гуляли у футбол 7.У засценку сядзеу Миця 8.Мы зачем Мицю гуляць у футбол 9.Стас прыйшоу да дому 10.Мицева няшчасце 11.Урок матэматыцы 12.Мицева зрабилася блага 13.Невылечная хвароба 14.Мы вярнулися у класс 15.Миця злёг у пасцель 16.Я прывык.
План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. 0 интересует 0 не интересует. 18 просмотров. Помогите !! План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. Нужно составить план по рассказу Генрыха Далидовича «Губаты. Розташуйте події в хронологічній послідовності: а) Страта Яна Гуса в Констанці б). Добро пожаловать на сайт Школьные решения и ответы. У нас вы можете задавать задачи и получать решения от других членов сообщества.
Справочник школьника и студента. Беларуская мова. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. 0 интересует 0 не интересует. 181 видели. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. помогите. составит. План на апавяданне Генрых Далідовіч «Губаты». Характарыстыка герояу па апавяданни Страта Генрых Далидович. Обратная связь. Учиться и решать задачи с пояснениями просто.
План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! Помогите составит план страта» генрых далідовіч Помогите составит план страта» генрых далідовіч. План к рассказу Янки Брыль -Зеленая школа — Школьные. Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература. Каких вы знаете современников белорусской поэзии (моложе 40) ? какие стихитворения они написали? Ответы (1). Сто за конік у сядле? Ответы : Краткое содержание В. Быкав (Страта) Нужен план к рассказу «Тирлик». Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература +5 pts. Ответ дан. 5 Класс план к рассказу Василёк по бел.лит. М. Лыньков. План по сказке генриха далидовича страта Ответы и решения. Литература: Помогите !!
Нужно на белорусской. Чаму «страта» Василя Быкава так называецца? Помогите пожалуйста. Краткое содержание страта Василь Быкав. Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том, что жизнь домашнего животного.Разговор Васи с вернувшимся отцом, поиски убежавшей коровы нагнетают напряжение и подводят к эмоциональной вершине, кульминации рассказа: корова погибла.Эмоциональное произведение от которого можно даже заплакать. ответил 06 Март, 18 от Diana142000_zn (68 баллов) ● 1. Ваш комментарий к ответу: Отображаемое имя (по желанию)
План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! Помогите составит план страта» генрых далідовіч Помогите составит план страта» генрых далідовіч. План к рассказу Янки Брыль -Зеленая школа — Школьные. Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература. Каких вы знаете современников белорусской поэзии (моложе 40) ? какие стихитворения они написали? Ответы (1). Сто за конік у сядле? Ответы : Краткое содержание В. Быкав (Страта) Нужен план к рассказу «Тирлик». Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература +5 pts. Ответ дан. 5 Класс план к рассказу Василёк по бел.лит. М. Лыньков. План по сказке генриха далидовича страта Ответы и решения. Литература: Помогите !!
Трудовой кодекс Республики Беларусь. Профилактика коронавируса и гриппа. План организационных мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19. Одно окно. Перечень осуществляемых административных процедур. Основные нормативные правовые акты по вопросам осуществления административных процедур. Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в учреждении. Платежные реквизиты. Словазлучэнне як сінтаксічная адзінка. Граматычнае значэнне словазлучэння ( 8 кл.). doc, 39 кб. Змітрок Бядуля » На Каляды к сыну» ( 7 кл.), .doc, 56кб. Анатоль Вярцінскі » Рэквіем па кожным чацвёртым» . ( 8 кл.).doc, 60кб.
Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Вопросы-ответы » Беларуская мова. Пожалуйста помогите написать цитатный план по рассказу «страта»Пожалуйста,это очень безотлагательно. Заказать домашнюю работу. Пожалуйста помогите написать цитатный план по рассказу «страта» Пожалуйста,это очень сроч.
Генрых Далідовіч «Страта» Глава 1. Дружба — вялікая справа. Без дружбы чалавеку цяжка . 7:30. Генрых Далідовіч «Страта» Главы 3 і 4. Читаю произведение на белорусском языке для 8 класса дзяльба кабанчыка аудиокнига. Проходят в 8 классе Буду рада . 19:31. Лебядзіны скіт (1952) Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч слушать на белорусском языке. Антонина Аркадьевна Тофелева. Views 2.5KYear ago. лебединый скит читать на белорусском проходят в 6 классе учебник авторов Бельски, Цитова на стр 15 до стр 26 . 13:11. Якуб Колас «Крыніца».
Помогите составить план по сказке»Страта» Генрых Далiдовiч. Краткое садержание страта Генрых Далидович. Генріх Далідовіч «Губаты» краткое содержание. Розташуйте події в хронологічній послідовності: а) Страта Яна Гуса в Констанці б). Нужно сделать рассказ о семье Бокуцяу́ (твор «Страта») помогите!!! Нужно на белорусской. Чаму «страта» Василя Быкава так называецца? Помогите пожалуйста.
5 клас. Беларуская літаратура. Генрых Далідовіч “Страта”. Міхальчэня Н.В., Генрых Далідовіч ‘Страта’ Заключэнне: главы 5 і 6., Кузьма Чорны ‘Насцечка’ Часткі 6 і 7., Кузьма Чорны. ‘Насцечка’. Частка 4., Кузьма Чорны ‘Насцечка’ Частка 3., Дзедава рукавiчка: беларуская народная казка.
Нужно на белорусской. Чаму «страта» Василя Быкава так называецца? Помогите пожалуйста. Краткое содержание страта Василь Быкав. Что такое страта(ы)? Характарыстыка герояу па апавяданни Страта Генрых Далидович. План да твора «Страта». Вобраз Мици и Стася у творы «Страта» Генрих Далидович. Но каждую черту типо добрый,. Добро пожаловать на сайт Ответы Онлайн, где вы можете задавать вопросы и получать ответы от других членов сообщества. Пожалуйста помогите написать цитатный план по рассказу «страта» Пожалуйста,это очень. 0 голосов. Пожалуйста помогите н.
Помогите составит план страта» генрых далідовіч. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. Поделиться. 0. 0. Жека Петренко. 1 ответ 419 07 Янв 2018 1 рейтинг. Войдите, чтобы оставить свой ответ.
Тема: Наш край
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник -» слизень -» змея -» сова. Клевер — кузнечик -»ящерица -» орел.)
Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина…»).)
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на карте территорию, где мы живем.
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)
— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)
— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
2. Работа в группах
— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.
(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Сообщения учащихся
— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)
— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
(После выступления — загадки о животных своего края.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)
— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.
3. Творческая работа
— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
(Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)
— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 138 учебника.
2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.
3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.
© wikimedia.org. Василий Суриков, «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»
25 Сен 2021, 04:00
440 лет назад, в сентябре 1581 года, начался знаменитый поход казаков под командованием Ермака. Научный обозреватель Тайги.инфо Илья Кабанов рассказывает, как образ легендарного покорителя Сибири закрепился в российской культуре.
Ермак — пожалуй, главный герой российского экспансионистского эпоса. В коллективном сознании он занимает место Одиссея, Колумба и Кортеса, а его казаки — одновременно и воины Александра Македонского, и ковбои на американском Диком Западе. Как европейские поселенцы в Северной Америке отодвигали границу колоний на запад, так и Ермак с последователями покоряли азиатский фронтир.
Именно Ермак первым показал, что для русского проекта горы и реки — не препятствие, а средство передвижения. С его сибирским походом Московское царство наконец-то выплеснулось за пределы Уральских гор. После этого российская экспансия не прекращалась, пока не достигла Тихого океана на востоке и границ европейских монархий на западе.
При этом Ермака одинаково не любили и при царе, и при Сталине. В Российской империи его долго считали воплощением малоприятной для самодержавия казацкой вольницы, едва ли не разбойником сродни Степану Разину и Емельяну Пугачеву. Мол, самовольно отправился в Сибирь, нарушил, можно сказать, государственную границу, втянул отчизну непонятно во что. На первом памятнике, установленном в Тобольске в 1839 году, даже нет лица Ермака — только табличка с именем. На постаменте было написано просто: «Покорителю Сибири Ермаку».
Впрочем, даже это имя скорее символ, чем реальность. В разное время покоритель Сибири носил, как минимум, семь имен, данных ему разными авторами: Ермак, Ермил, Еремей, Василий, Тимофей, Герман, Ермолай. Народная молва порой наделяла его и фамилией: он бывал Алениным (почти Лениным!) и Бургомировым. Известно, что лично знавшие его люди использовали уважительную форму — Ермак Тимофеевич.
Во второй половине XIX века Ермак ненадолго вошел в пантеон национальных героев и даже попал на фриз монумента «Тысячелетие России» в Великом Новгороде — его суверен Иван Грозный, к слову, такой чести не удостоился.
Скульпторам, кстати, пришлось полагаться на свою фантазию, ведь прижизненных портретов Ермака не сохранилось. К счастью, остались воспоминания современников. В частности, великий русский картограф и строитель Семен Ремезов, отец которого лично знал некоторых участников сибирского похода Ермака, так описывал его внешний вид: «Вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом середней, и плоск, и плечист». Под возрастом здесь следует понимать рост. Получается, что Ермак Тимофеевич был коренастым и темноволосым бородачом среднего роста.
При коммунистической власти Ермак оказался уже олицетворением дремучего империализма и пешкой большого капитала. Он даже не сразу появился в советских школьных учебниках — еще в 1953 году сталинские историки его оценивали довольно негативно. Но нелюбовь чиновников компенсировалась народным обожанием: были и песни, и сверхпопулярная биографическая книга «Ермак», которую неоднократно переиздавали.
В современной культуре Ермак — герой с множеством лиц и маска для разных героев. В зависимости от контекста и исторической целесообразности он одновременно покоритель фронтира и легендарный богатырь, могучая рука государства и символ народной свободы, русский Колумб и всадник апокалипсиса для коренных народов Сибири. Впрочем, по сравнению с другими героями отечественного средневековья ему еще повезло — остальных просто никто не помнит.
Экранный дебют Ермака состоялся на заре российского кинематографа. В 1914 году компания Александра Ханжонкова, одного из пионеров русского кино, выпустила фильм режиссера Василия Гончарова «Ермак Тимофеевич — покоритель Сибири» (другое название — «Волга и Сибирь»). К сожалению, фильм не сохранился до нашего времени.
Любопытно, что первый фильм про Ермака был снят до Октябрьской революции, а второй и последний — после распада Советского Союза. Между этими кинобиографиями — только одно краткое появление на большом экране. В картине Ивана Пырьева «Сказание о земле Сибирской» Ермак оказывается одним из персонажей симфонической оратории, которую создает главный герой. Хотя официальное отношение к Ермаку в сталинскую эпоху было прохладным, его вклад в русскую историю в этом произведении внутри фильма оценивается скорее положительно — именно он начал процесс покорения сибирских просторов, который теперь продолжают советские люди.
Придуманный авторами легендарного сериала «Вечный зов», многосерийный фильм «Ермак» снимался десять лет. Работа над ним началась в перестройку, а завершилась только в середине девяностых: некоторые артисты за время бесконечных съемок успели умереть.
Главный герой «Ермака» больше похож на былинного персонажа, чем на исторического деятеля. По старой русской традиции, десять лет он провел без суда и следствия в заточении, после чего сбежал, подружился с казаками, возглавил их отряд, грабил купцов, побывал в крымском плену, опять сбежал, поступил на службу к Строгановым, победил хана Кучума и, в конце концов, погиб в одной из стычек с кучумовым войском.
Самое удивительное в «Ермаке», что несмотря на эпический размах, это очень камерная история. В голливудском кино есть жанр «бадди-муви» — фильм о приключениях двух товарищей. «Ермак» — такой же «бадди-муви», поскольку центральное место в его сюжете занимает дружба Ермака и Ивана Кольцо (его роль исполнил еще молодой и почти не эпатажный Никита Джигурда). Вместе они проходят огонь, воду и медные трубы, они неразлучны и смерть одного приводит к гибели второго. То есть, под видом патриотического фильма о покорении Сибири авторы сняли историю крепкой мужской дружбы — кажется, такое было возможно только в «лихие девяностые».
В зале прилетов новосибирского аэропорта «Толмачёво» пассажиров встречает странная скульптура. Она изображает сурового волка напротив не менее сурового мужчины, сидящего верхом на коне с пятью ногами. Волк здесь символизируют Сибирь, мужчина — Ермака Тимофеевича, а вот что означают пять ног, остается загадкой. В этом парадоксальном образе — весь Ермак. Никто толком не знает, кем он был на самом деле, но встреча с Сибирью изменила не только его судьбу, но и всю Россию.
Илья Кабанов, научный обозреватель Тайги.инфо (@metkere)
В Тобольске вспыхнул скандал при обсуждении имени для международного аэропорта, возведённого на средства нефтегазохимической компании «Сибур Холдинг». Местная общественная палата не стала включать в перечень для голосования имя Ермака Тимофеевича – казачьего атамана, который является историческим завоевателем Сибири для русского государства.
В список вошли архитектор и картограф Семён Ремезов, композитор Александр Алябьев, художник Василий Перов, писатель Пётр Ершов, а также этнограф Михаил Знаменский. Официально мотивы решения не включать в этот список Ермака не озвучивались. Однако для Тюменской области это уже не первый скандал, связанный с попыткой увековечить имя покорителя Сибири.
Идея возвести памятник атаману и объявить его отцом-основателем Тюмени и Тобольска натыкалась на сопротивление со стороны отдельных радикально настроенных групп сибирских татар. Опасаясь межнациональных конфликтов, местные власти снимали все инициативы с повестки. Позиция противников личности сибирского завоевателя строится на утверждении, что Ермак подверг угнетению местное коренное население, стерев с карты мира Сибирское ханство, после того как разбил войска хана Кучума. Однако историки придерживаются мнения, что Ермак, присоединив эти малонаселённые земли к русскому государству, напротив, защитил местные племена от самоуправства и разбойничьих набегов. А в своей политике атаман следовал принципам религиозной и национальной терпимости, во многом заложив и укрепив Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, где чтят и уважают культуру и устои самобытных этносов, считают историки.
Картина Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». 1895 год.
В защиту имени Ермака уже выступил ряд российских деятелей культуры, политиков и историков. В частности, исключением сибирского завоевателя из списка возмутились публицист Егор Холмогоров, писатель Захар Прилепин, депутат Госдумы от Ростовской области Виктор Водолацкий, а также директор Института российской истории РАН, член президиума Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, доктор исторических наук Юрий Петров. Отдельные критики окрестили ситуацию «жутким свинством» и даже попросили проверить версию о пантюркистском турецком следе в этой истории.
Как заявил «Октагону» член областной общественной палаты, краевед, полковник ФСБ в отставке Александр Петрушин, входящий также в тюменскую комиссию по топонимике, он не считает, что имя Ермака кем-то «замыливается», и призывает не усматривать здесь какой-либо подоплёки.
– Что сделаешь, если в результате обсуждения имя Ермака Тимофеевича не попало в список. Я, например, спокойно к этому отношусь. Памятник, кстати, стоит в Тобольске с 1839 года. Хватит ему. Зачем в каждом городе мы опять будем ставить Ермака? Везде ставили Ленина, что получилось, вы знаете. Поэтому давайте будем к этому относится спокойно, – сказал он и попросил не политизировать этот вопрос.
– Кто сейчас помнит, что аэропорт Рощино носит имя Дмитрия Менделеева? А аэропорт города Сургута чьё имя носит, помните? Не знаете. И здесь так же: если будут летать в Тобольск, никто даже и не вспомнит какое-то имя, – добавил Петрушин.
Презентация строящегося аэропорта во время рабочей поездки губернатора в Тобольск. 10 сентября 2020 года.Фото: официальный портал органов государственной власти Тюменской области
В регионе есть силы, которые придают историческим событиям многовековой давности политический и национальный контекст, считает депутат тюменской облдумы от ЛДПР, зампред комитета по социальной политике Глеб Трубин. Парламентарий добавляет, что в десятках мест в России стоят памятники Ермаку и это никого не смущает.
– Видимо, у нас считают, что есть какая-то опасность. Вместо того чтобы сейчас, наоборот, рассказать правду, как-то осветить и гордиться этим именем, мы почему-то такими решениями порождаем ненужное раздражение, негатив, дополнительные социальные волнения. Я, когда в Тобольске бываю, всегда слышу, что люди хотят, чтобы звучало имя Ермака, – подчеркнул депутат.
Председатель Национально-культурной автономии сибирских татар и татар Тюменской области Лейсан Хурматуллина поговорила с «Октагоном» о сложившейся ситуации, однако не стала давать официальные комментарии. Письменный запрос редакции к моменту публикации материала остался без ответа. Неофициально в автономии сибирских татар утверждают, что жёсткая позиция по Ермаку исходит не от них, а от другой, радикально настроенной группы татар, не входящих в состав их организации.
По информации издания, в автономии сибирских татар негласно получили заверения губернатора Александра Моора в том, что имя Ермака никогда не появится в названии аэропорта или в какой-либо другой форме.
В пресс-службе администрации главы региона официальную позицию губернатора не прокомментировали.
Как утверждают источники «Октагона» в региональном правительстве, решение о забвении имени Ермака принято уже давно и эта позиция носит принципиальный характер для властей. Вопросы внутренней и национальной политики в регионе курирует бессменный вице-губернатор Тюменской области Сергей Сарычев, более 20 лет занимающий свой пост.
– Сарычев очень щепетильно относится ко всем вопросам, которые связаны с межнациональной политикой в регионе, – говорят собеседники. – Ермак является мощным раздражающим фактором для сибирских татар, и власти стремятся каждый раз купировать этот вопрос, возникающий на повестке.
Вопросы внутренней и национальной политики в Тюменской области курирует Сергей Сарычев.Фото: Dmitry Tkachuk/URA.RU/TASS
«Тюменская матрёшка» считается неблагополучным регионом в плане террористических угроз из-за исламского фактора. На днях это в очередной раз подтвердил секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, проводя совещание в соседнем с Тобольском городе Ханты-Мансийске. Каждый год в большой Тюменской области выявляют и ликвидируют «спящие» ваххабитские ячейки, именно поэтому власти стараются лишний раз не провоцировать радикальные элементы и с особой тщательностью подходят к межнациональным вопросам.
Однако в этот раз руководству области не удалось удержать конфронтацию внутри региона и тема вышла на федеральный уровень. Губернатор Моор попал в непростую ситуацию, которую уже сложно будет замолчать, и на этот раз придётся отвечать на критику, а также задуматься над поиском компромиссов в вопросе, решение которого откладывалось много лет.
Тюмень
Любители классики и поклонники современного искусства, сторонники интеллектуального отдыха и адепты развлекательного времяпрепровождения – для всех найдётся интересное событие в культурной афише в финальные майские выходные.
Стремительно надвигающееся лето всё прочнее вступает в свои права, и с красотой природы могут посоперничать только творения человеческого духа, запечатлённые в музыке, живописи, в театральных постановках и кинопремьерах. В эти выходные горожане могут вспомнить оскароносный шедевр режиссёра Милоша Формана, услышать бродвейские шлягеры со сцены Новосибирского музыкального театра, познать тонкости документальной фотографии или снова увидеть, как подружились маленькая любопытная рыбка Поньо и мальчик Сосукэ.
В пятницу 28 мая:
У этого спектакля впечатляющий список наград и премий с самых престижных театральных фестивалей: победа в двух номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (Светлана Грунина за роль Ани Скууг) Пятого Межрегионального театрального фестиваля-конкурса «Ново-Сибирский транзит» (2018 года), приз XXIX Фестиваля «Парадиз» Новосибирского отделения СТД в номинации «Лучший дебют в драматическом театре» (Арина Литвиненко за роль Маргрете Ирене). И наконец, Национальная театральная премия «Золотая Маска» (номинация «Драма / спектакль малой формы»).
Спектакль режиссёра Бориса Павловича по пьесе Кетиля Бьёрнстада «Пианисты» – одна из самых знаковых постановок в репертуаре Новосибирского академического молодёжного театра «Глобус».
Роман Кетиля Бьёрнстада – глубокая и искренняя история взросления. Норвежский композитор, живой классик фортепианного джаза, приглашает нас в мир Большой музыки. Этот мир оказывается неожиданно жестоким. Изнанка небесных гармоний, которые звучат в филармонических залах, пропитана потом и кровью.
Камерный спектакль, который заставит вас сделать выбор, который вы ещё никогда не делали в жизни – это «Пианисты» на сцене театра «Глобус»!
Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус» (ул. Каменская, 1), начало в 18:30
***
Эта оперная певица молода, но её музыкальные достижения впечатляют. Она – победительница пятого сезона телепроекта «Большая опера» на канале «Россия-Культура» и обладатель приза зрительских симпатий (2017 г.). Ей рукоплескали Большой зал Московской консерватории, Московский международный Дом музыки, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Красная Площадь и Государственный Кремлёвский Дворец, Афинский Дворец музыки (Греция), Osaka Symphony Hall (Япония), Minato Mirai Hall (Япония), Hungarian State Opera House (Будапешт) и другие престижные концертные площадки.
На сцене Новосибирской филармонии выступит одна из самых блистательных молодых оперных певиц мира Полина Шамаева.
В Новосибирске Полина Шамаева выступит вместе с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением Томаса Зандерлинга. На сцене Государственного концертного зала им. Каца прозвучит программа из произведений Чайковского, Бородина и Прокофьева. Для исполнения масштабных симфонических и хоровых произведений на одной сцене выступят Новосибирская хоровая капелла, Академический хор «Ах НЭТИ», Академический хор им. Юрия Брагинского Новосибирского государственного технического университета, Хор НГУАДИ Jam Sound.
Государственный концертный зал им. Каца (Красный проспект, 181), начало в 19:00
***
В субботу 29 мая:
Новосибирский государственный художественный музей представляет выставку Георгия Александровича Лапшина (1885–1950 гг.) – художника русской эмиграции «первой волны» – широко известного и востребованного как на Западе, так и в России.
В экспозиции выставки, реализованной при поддержке галереи «Наше Наследие» (Москва), представлены живописные произведения автора 1920–1940 гг., отражающие широкий тематический и жанровый диапазон.
Произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Музее Русского импрессионизма, Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан в Казани, а также в других музеях и многочисленных частных коллекциях.
«К основным разделам живописи Лапшина относятся приморская жизнь – виды гавани и портовых городов, созданные под впечатлением от поездок на юг Франции и в Италию; цветочный натюрморт; зимний и сельский пейзажи, отразившие воспоминания художника о России; а также более камерный, городской пейзаж, являющийся частью «парижского мифа», переданный сквозь призму личностного восприятия художника», – отмечает искусствовед Кристина Лебедянская.
Новосибирский государственный художественный музей (Красный проспект, 5)
***
Этот режиссёр возродил Свердловскую киностудию. Его первый фильм «Первые на Луне» заставил критиков и зрителей гадать: что это? Ироничная документалка или серьёзное осмысление мифа о покорении космического пространства? Каждая его следующая работа вызывала необычайный интерес у киноманов: «Овсянки», «Небесные жёны луговых мари», «Война Анны».
29 мая в Новосибирске состоится премьера нового фильма культового российского режиссёра Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария».
«Милая Болгария» — так называется сорт яблок, которые выводит молодой селекционер Леонид Ец, находясь в Алма-Ате в 1943 году. Он пытается разгадать загадку гибели писателя, когда-то жившего здесь, он перебирает и препарирует личные трагедии прошлого: самоубийство молодого сверстника, несчастливая любовь, ужасы войны, а также тайну смерти собственного отца…
После премьерного показа состоится онлайн-обсуждение фильма с режиссёром.
Центр культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7), начало в 19:00
***
В воскресенье 30 мая:
На сцене – двадцать ярких вокальных номеров, многократная смена костюмов, современное визуальное оформление сцены и, конечно, лучшие творческие силы Новосибирского музыкального театра.
Перед зрителями – одна из самых ярких постановок театра «Огни большого города»! Шоу-кабаре создано по мотивам легендарных мюзиклов.
Самый загадочный и притягательный, самый свободный и современный жанр Новосибирского музыкального театра представлен нам сцене во всём его многообразии: зрители услышат хиты из мюзиклов «Аладдин», «Джекилл и Хайд», «Смешная девчонка», «Целуй меня, Кэт», «Вестсайдская история», «Чикаго», «Граф Монте-Кристо», «Поющие под дождем», «Ромео и Джульетта», «Мисс Сайгон»!
И конечно, обрамляют шоу два знаменитых «Кабаре» – номер из мюзикла Джона Кандера и одноимённая композиция Раймонда Паулса.
На сцене в блистательных вокальных и танцевальных номерах – ведущие артисты Новосибирского музыкального театра!
Новосибирский музыкальный театр (ул. Каменская, 43), начало в 18:00
***
Восточный колорит, помноженный на идеалы классического танца, делает «Баядерку», великий спектакль Петипа, одним из самых популярных и зрелищных балетов мировой сцены. Классический любовный треугольник здесь становится не только причиной смертельных страстей, но и поводом для дивной красоты танцев.
Сочинённая великим Мариусом Петипа в зените славы, «Баядерка» балет сколь экзотический, столь и классический «до мозга костей». Любовная драма, где есть место и смертельному соперничеству, и предательству, и клятвопреступлению. Индийские мотивы, конечно, весьма условны, но создают диковинный флёр, не потерявший привлекательности и в ХХI веке.
Кроме всего прочего, «Баядерка» славится одной из самых знаменитых кордебалетных сцен, грандиозными «Тенями». В былые времена балетоманы иногда приезжали в театр только к этому действию, невероятному по красоте и силе гипнотического воздействия. «Тени», даром что по либретто речь идёт о спуске с Гималаев, на самом деле – гимн Санкт-Петербургу, величественному городу белых ночей и призрачных силуэтов.
Балет на музыку Людвига Минкуса в новой сценической редакции Юрия Григоровича в постановке Большого тетра смотрите на большом экране!
Центр культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7), начало в 15:00
***
Кинопремьеры недели:
«Подсолнухи Ван Гога»
Фильм «Подсолнухи Ван Гога» – это уникальная возможность увидеть серию знаменитых натюрмортов великого художник в HD качестве. Так, как вы не видели их раньше.
Пять версий, написанных в Арле «Подсолнухов», без преувеличения можно назвать одними из самых известных картин в мире. Эксклюзивный доступ к выставке, подобной которой не было долгие годы, получили создатели фильма «Подсолнухи Ван Гога».
Почему Ван Гог выбрал именно эти экзотические цветы? Когда они впервые появились в Европе, и кто из мастеров европейского искусства изображал их до Ван Гога? О чём говорит со зрителями художник этими картинами и как интерпретация меняется от одной версии к другой? Что узнали реставраторы, когда изучили «Подсолнухи» в деталях? Чтобы выяснить ответы на все эти вопросы, съёмочная группа побывала не только в Амстердаме, но и в Лондоне, Токио, Филадельфии и Мюнхене.
Документальный фильм режиссёра Дэвида Бикерстаффа смотрите на экранах центра культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7).
«Пролетая над гнездом кукушки»
Безусловный шедевр Милоша Формана, который превратил замечательного чешского режиссёра в безусловно культового режиссёра 70-х годов. Роль, которая обессмертила Джека Николсона и занесла роман весьма посредственного писателя и деятели эпохи хиппи Кена Кизи в анналы искусства XX века. Фильм собрал свыше 100 млн долларов в прокате в США. Критика высоко оценила режиссуру и актёрскую игру, признав «Пролетая над гнездом кукушки» одним из важнейших событий «новой волны» американского кинематографа 1970-х годов.
На экраны Новосибирска в очередной раз в прокат выходит фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Картина стала вторым фильмом в истории мирового кинематографа, завоевавшим «Оскар» в пяти самых престижных номинациях.
Выдающийся пример авторского кино смотрите в выходные дни на экранах Новосибирска.
«Туве»
Хельсинки, 1945 год. Молодая художница Туве Янссон окунается в атмосферу творческой и социальной свободы. Отдавая всю себя серьёзной живописи, Туве развлекается невинными рисунками и историями о лесных невиданных существах. Незаметно сказки о бесстрашных муми-троллях, которые она рассказывала напуганным детям в бомбоубежищах, начинают оживать. То, что начиналось как шалость, приносит Туве международную известность и желанную свободу.
История жизни и творчества создательницы муми-троллей Туве Янссон, снятая режиссёров режиссёром Зайдей Бергрот – это рассказа об необычайной жизни Туве Янссон, в которой было и современное искусство, и яркие вечеринки, и свободные отношения с женатым политиком и страстный роман с режиссёром Вивикой Бэндлер.
Финский художественный фильм «Туве» (Tove) посвящён небольшому отрезку из биографии Янссон, прожившей 86 лет: действие снятой на плёнку картины происходит в Хельсинки 1940-х и 1950-х годов, Янссон было тогда 30−40 лет.
Биографическую драму «Туве» смотрите на экранах центра культуры и отдыха «Победа» в выходные дни. А после специального сеанса 28 мая знаток творчества Туве Янссон и муми-мира, журналист Юлия Казанова ответит на вопросы зрителей в режиме онлайн.
Также в выходные:
28 мая:
— группа «Пекинский велосипед» (Екатеринбург), играющая бодрый эмо-панк, выступит при поддержке местных команд в баре The Rooks (ул. Коммунистическая, 45), начало в 19:00;
— спектакль «Квадратура круга» в постановке Павла Южакова, один из первых спектаклей «Первого Театра», покажут на сцене Новосибирского государственного драматического театра «Старый Дом» (ул. Большевистская, 45), начало спектакля в 19:00;
29 мая:
— лекторий в рамках выставки «Утрата общности» – «Пост-документальность: Преодолевая кризис документальной фотографии», – посвящённый тому, как как искусство может способствовать «проработке» коллективных травм, которые превышают наши возможности в их представлении, пройдёт в пространстве «Арт Ель» (ул. Романова, 23), начало лектория в 19:00;
— аудиовизуальное шоу The Elements, с участием скрипача Михаила Симоняна и Ансамбля солистов «Новосибирская камерата», состоится на сцене Государственного концертного зала им. Каца (Красный проспект, 181), начало в 18:00;
30 мая:
— шедевр гениального Хаяо Миядзаки, полнометражный аниме-фильм, выпущенный студией Ghibli в 2008 году «Рыбка Поньо на утесе», смотрите в центре культуры и отдыха «Победа» (ул. Ленина, 7), начало в 13:15;
— выставку выдающейся немецкой художницы Розмари Трокель «Рисунки, объекты, видео-арт», подготовленная Институтом связей с зарубежными странами ifa (Штутгарт, Германия), смотрите в Белой галере (ул. Ленина, 7), в выходные выставка работает с 13:00.