План рассказа о ломоносове 5 класс

Урок литературы в 5 классеучитель: и.м. андреева тема урока: михаил васильевич ломоносовцели:учащиеся должны:иметь представление о м.в.ломоносове ученом и поэте;уметь выделять

Урок литературы в 5 классе

Учитель: И.М. Андреева

Тема  урока:

«Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:

Учащиеся должны:

  1. Иметь представление о М.В.Ломоносове  ученом и поэте;
  2. Уметь выделять главное, обобщать, делать выводы;
  3. Иметь представление и уметь анализировать стихотворение;
  4. Уметь составлять синквейн.

Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Учитель:

Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов

( 1711 – 1765)

“Все испытал и все проник”

(А.С.Пушкин)

Учитель.

Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил  занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.

Ваша задача, ребята,  слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание,  об этом вы узнает позже.

Итак, я начинаю.

        Любимая наука М.В.Ломоносова – химия.  Он создал  химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

        Занимаясь физикой, он раскрыл загадку  грозы и северного сияния.

        Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

        Он первый в мире географ-полярник.

        Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

        Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила  из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.

        Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

        Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I», «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).

Полтавская баталия. Мозаика Ломоносовской мастерской. 1762-1764. Общий вид

        В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

                — Как вы думаете, чье имя он носит?

( имя  Михаила Васильевича Ломоносова).

        Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на  интерактивной доске памятник).

Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой

Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что,  по словам А.С. Пушкина,  «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».

Задание.

А теперь, ребята, вспомните все то,  о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова,  названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.

        Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться  с ребятами, сидящими рядом с вами.

Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.

Учитель.

Я думаю, что  вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Работа с учебником.

Чтение стр. 51 – вслух  или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.

Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых

Подведем итог первой части нашего урока.

— Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной  доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.

Учитель

Ученики

1 (одно) существительное

Ломоносов М.В.

2 (два) прилагательных

великий

знаменитый

3 (три) глагола

учился

работал

открывал

Фраза

Преуспел в разных  науках.

Вывод

Ученый

“Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.

        Вторая часть урока будет посвящена  поэтическому дару М.В.Ломоносова.  Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста.  Это стихотворение, некоторые называют  басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».

Перед чтением стихотворение необходимо провести  словарную работу, так как в  этом произведение встречаются лексические и грамматические архаизмы.

Слова и выражения следует записать на доску, а рядом указать современный вариант или предложить ребятам объяснить значения слов и выражений, а после объяснения дописать современный вариант.

Если это будет интерактивная доска,  то напротив слов и выражений следует указать современный вариант, все это закрыть «ширмой», а  после того, как ребята попытаются объяснить значения данных слов, открыть вариант, который записан на доске.

Пример записи

 Случились вместе                 – встретились вместе

 Астроном                         – человек, изучающий небесные тела

 В пиру                        — на обеде

 Весьма                        — очень

 Спорили …. в жару                — горячо спорили

 Круг Солнца ходит                — вокруг Солнца ходит

 Слыл                                — был известным

 Как ты о сем сомненье

 рассуждаешь?                — Что ты думаешь об этом?

 Очаг                                — устройство для разведения и поддержания огня

 Жаркое                        — жареное мясное кушанье

 — Кто такие Коперник и Птолемей?

Ребята обращаются к сноскам в учебнике на стр.  (учатся работать со сносками) и зачитывают данную там информацию.

Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Беседа по вопросам:

—  Когда жили Коперник и Птолемей?

— Могли ли реально они встретиться  друг с другом?

— Чем противоположны взгляды ученых?

Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца

                        Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли

— А как на самом деле?

— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

— Как повар решает этот спор?

Вывод:

Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.

Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

Домашнее задание:

— Как вы думаете,  ребята, что будет задано на дом или что бы вы хотели, чтобы вам задали на дом?

Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.

А также, прочитайте стр. учебника

Учитель.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Сочинение про ломоносова 5 класс – Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Михаил Васильевич Ломоносов — гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки. Он организовывал науку в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей, генеалогией, а также рисованием. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, находившийся в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети. После возвращения в Россию он служил в физическом классе Академии, а в 1745 году стал профессором химии. До этого ни один русский не получал это звание.


Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. Он добивается чтения публичных лекций на русском языке, до этого они читались исключительно на латыни и немецком. При нем начинается набор студентов из семинарий, строится первая химическая лаборатория для проведения исследований. Он стремится сделать книги более доступными для обычных людей, а естественные науки — применимыми на практике, пишет труды по химии и физике. После открытия в 1755 году Московского университета Михаил Васильевич пытается отстоять право низшего сословия на образование.

Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки. Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке. Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Он также внес вклад в развитие литературного русского языка, разделив все слова по «трем штилям».


Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.

dokladiki.ru

Доклад о Ломоносове 5 класс

Ломоносов в русской и российской
истории – Леонардо Да Винчи в европейской. 
И, если Леонардо Да Винчи был в основном инженером (так бы это сейчас
называлось), то Михайло Васильевич Ломоносов был Ученым. Именно так, с большой
буквы. Сложно одним словом сказать кем он был. Физиком? Да. В период торжества
теплорода именно он отстаивал теорию, что теплота обусловлена движением
корпускул (молекул-атомов) и продвигал атомно-молекулярные представления о
строении вещества. Химик? Да, он открыл закон сохранения материи и движения. Одного

этого хватило бы, что бы остаться в памяти людей.  Он исключил флогистон из химических агентов и
заложил основы физической химии. Он первым начал читать лекции по физической
химии.  Ребята, он открыл атмосферу на Венере!
Он исследовал силу тяжести, проводил опыты с электричеством, выдвинул свое
учение о свете и создал новые оптические приборы. Например телескоп-рефрактор,
и только через 27 лет подобный прибор создал Гершель, который и считается
автором изобретения. Он создал прибор для «сгущения света» что бы рассматривать
ночью удаленные объекты на море «ночезрительную трубу», как он сам этот прибор
назвал. Он создавал барометры, аппарат для поднятия в воздух метеорологических
приборов, держитесь за что-нибудь, на принципе геликоптера, попросту –
вертолета.  Прибор для того, что бы
глубже видеть дно. Его «горизонтоскоп» — это прообраз перископа.

Он изучал строение Земли, объяснил происхождение многих
минералов.


Мало? Он первый начал отстаивать важность для России и мира
Северного морского пути и освоения Сибири – «Могущество России будет
произрастать Сибирью и Северным океаном».

Он и историк, он обоснованно критиковал норманнскую теорию
происхождения Руси.

В искусстве возродил производство смальты и создавал с учениками
мозаичные картины, возродив мозаику. 
Основатель силлабо-тонического стихосложения. Способ, когда безударные и
ударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для стихотворения.

Вот образец от Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной — случай берегут;

Создатель русской оды и высокого стихосложения. Это он ввел
классицизм в русскую литературу, разделив ее на высокий, средний и низкий
стили, что дало возможность упорядочить теорию стихосложения. Занимался
грамматикой русского языка.

Я не пытался перечесть все его дела, хотел показать широту

его интересов и кругозора. Ну как его называть? Только Ученым. Или Гражданином,
тоже с большой буквы.

Родился под Архангельском в 1711 году. Сын крестьянина. Отец
был человек добрый «в крайнем невежестве воспитанный».  Говорят, пешком пришел в Москву (это почти 500
километров), что бы учиться. С 19731 по 1734 год учился в
Славяно-греко-латинской академии в Москве. И уже в 1735 году отобран в числе 12
учеников для определения в Академию наук. В 1736-39 Марбургский университет в
Германии. Был избран членом Академий наук и художеств многих стран. Умер от
воспаления легких в 1765 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Вот такой великий человек наш соотечественник.

Оцени ответ

pomogajka.com

Ломоносов Михаил Васильевич — биография

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельского края. Отец его был поморским крестьянином, имел землю и суда по Мурманскому берегу. Та же участь, достойная и прибыльная, хотя нелегкая, ждала и его сына. Но судьба распорядилась иначе. В Ломоносове рано проявилась страсть к познанию: грамоту крестьянский сын освоил успешно, книги полюбил с детства. Вопреки воле отца Ломоносов стремится за знаниями в большой мир. В 1731 году он втайне от родных ушел с обозом в Москву.

Учился он сначала в заведении, которое имело название «Спасские школы». Несмотря на его «низкое» происхождение, способности Ломоносова, его прилежание и быстрые успехи были замечены. Ломоносову пришлось скрыть от преподавателей свое крестьянское происхождение, иначе дальнейшее движение его в науке было бы невозможным.

В числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии в 1736 году его пригласили в Петербург для учения при Академии наук. Проявив себя снова прилежным и одаренным учеником, Ломоносов был послан в Германию (Марбург) для изучения химии и горных дел. Также он «учился и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике».

В Марбурге он получил обширное и основательное образование. Следующим этапом его пути была учеба во Фрейбурге.

Из-за ссоры с наставником Ломоносов ушел из Фрейбурга без дозволения Академии. Какое-то время он странствовал по Германии. По некоторым источ­никам, по дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости. После странствий в 1741 году Ломоносов при­был, согласно приказанию Академии, в Россию.

Он начинает свою работу в Российской Академии наук адъюнктом по физи­ке, затем профессором химии, в этой должности Ломоносов оставался до конца жизни.

Много сил и упорства приложил Ломоносов к тому, чтобы развивалась русская наука, чтобы одаренные молодые люди разных званий и сословий имели возмож­ность получать образование на родине. Ломоносов проявлял себя не только как гениальный химик, физик, астроном, механик, филолог, но и как патриот.


Одна из величайших заслуг Ломоносова — его вклад в развитие русского ли­тературного языка. Он систематизировал лексику, разделив все слова на груп­пы по сфере употребления. Затем, создав «теорию трех штилей», он подробно описал, как, из каких элементов можно творить словесные произведения разной направленности. Свою теорию он применил на практике, создавая на русском языке, преображенном и очищенном от «обветшалой» церковнославянской лек­сики, научные труды, произведения «изящной» словесности: оды, дружеские послания, тексты высоких и низких жанров. Усилиями его гения и труда в рус­скую культуру вошел классицизм.

Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на рус­ском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах.

Умер Ломоносов в 1765 году в Санкт-Петербурге в зените славы.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.soch67.info

Краткая биография Ломоносова самое главное для детей

Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, писателем и ученым, поэзии и открытия которые дошли до сегодня. Он прославился во всем мире уровнем своего мозга и знаний. Своими достижениями он покорил весь мир.

Он родился в 1711 года 8 ноября в Архангельской области. С детство он выделялся своим упорством и знаниями. В возрасте 14 лет он научился без ошибок писать. В Российском империи того времени, научиться без ошибок писать было большое достижения, так как некоторые люди в возрасте не умели, так красиво писать как он.

Узнав о том, что его отец хочет поженить его в возрасте 19 лет, Михаил Васильевич Ломоносов решил бежать в Москву. Так как не было ни каких средств для переезда в Москву, он с Архангельской области до Москвы прошел пешком.


Поступил он там в академию, где 12-летний курс, он прошел за 5 лет. Знания и его упорство настолько поразили всех, что в академии, он был один из лучших. Его с академии в 1736 году отправляют в Германию учиться.

С тех пор он активно начинает учить множество наук и читает множество произведений, как и древние произведения так и новые. В Германии, он также выделялся своими знаниями и ставил опыты в разных сферах. Он собирал библиотеку и читал множество книг.

В 1741 году, он возвращается на родину из Германии. В 1742 году его назначают адъютантом в Петербургской академии, а за три года он получает степень профессора в области химии.

В 1754 год, за 2 года до смерти, он начинает активно строит проект академии. Данная академия было названа именем Ломоносова. В 1756 году от воспаления легких, ученый погибает. Его хранят в Петербургском кладбище.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Биография Ломоносова по датам

8 (19) ноября 1711 года появился на свет Михаил Васильевич Ломоносов в селении Денисовка, что в Архангельской области. Семья, в которой появился на свет великий ученый жила богато. Основным занятием его отца было рыболовство. Поэтому, что говорится с младых ногтей, выходил Михаил с батюшкой на промысел.

Такие походы в море дали много для общего развития Михаила Васильевича. Он научился ценить красоты русской природы, видеть необычное в обыденном, в том, что мы зачастую не замечаем.

Кроме эстетической составляющей, плавание и рыболовство сформировали основу характера Михаила Ломоносова.

В раннем возрасте Ломоносов научился читать и писать, но в совершенстве владеть грамотой он стал лишь в возрасте четырнадцати лет.

Отец решил, что, когда его наследнику исполнится девятнадцать – он его женит. Михаилу не понравилась подобная перспектива и он, когда ему исполнилось девятнадцать, пешком отправился в Москву получать образование. Этот поступок рассказывает о внутренних качествах Ломоносова, о том, что у Михаила была непреодолимая тяга к знаниям.

В 1731 году Ломоносов добрался-таки до стольного града Москвы и поступил в академию Славяно-греко-латинскую. Время учебы можно охарактеризовать как трудное и бедственное, потому что главная проблема – это голод.

Благодаря железной выдержке и стальной силе воли Михаил Васильевич всего за пять лет освоил двенадцатилетний курс обучения в учебном заведении.

Наступил 1736 год. Михайло, как нескольких прочих хорошо занимающихся учащихся, отправляют в Германию, чтобы там постигали и совершенствовали познания в технической и естественной областях наук.

Также, там на немецкой стороне, Ломоносов Михаил увлекся изучением иностранных языков и литературы.

Благодаря любви к словесности, он стал формировать собственную библиотечку, почетное место в которой заняли труды античных и современных писателей.

В Германии Михаил Васильевич ведет активную научную работу: читает лекции студентам, пишет научные доклады, проводит опыты, и, конечно же, постигает новые науки.

Параллельно, в связи с увлечением литературой, начинает слагать вирши.

В 1741 году Ломоносов приезжает в Россию.

В 1742 году Михайло становится аспирантом Петербургской академии наук, а спустя всего три года – он уже профессор в области химической науки.

Прошло некоторое время и вот настал 1754 год. Это год знаменательный для российской науки, потому что Михаил Васильевич создал проект Московского университета, который впоследствии станет носить имя того, кто некогда стоял у его истоков.

В научном плане, Ломоносов совершил немало: открыл физический закон сохранения материи, в оптике разработал теорию цвета, создал специальные оптические приборы.

Примерно в это же время Михаил Ломоносов увлекся изучением истории России. В результате он создал труд «Краткий российский летописец с родословием». Этот научный труд приобрел широкую популярность среди историков, потому что в разы упростил работу с исторической документацией. Также эту книгу прочитали многие грамотные люди того времени, да и сейчас ее популярность остается достаточно высокой, но, увы, в узких кругах.

Когда знаменитому соотечественнику исполнилось пятьдесят четыре года, то он заболел пневмонией. Медицина в то время была, к сожалению, не так технологична, как сегодня, и Ломоносов скончался от банального воспаления легких.

Прах великого ученого упокоен на Лазаревском кладбище Петербурга 4 (15) апреля 1765 года.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

sochinenie pro lomonosova 5 klass 0

uchim-klass.ru

Краткая биография Ломоносова самое главное (жизнь и творчество)

Михаил Васильевич Ломоносов – родился в 1711 году, а умер в 1765.

Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

Родился Михаил Васильевич в богатой семье, в маленьком селе. Его убеждения о восхитительных дарах природы были сформированы ещё в детстве, когда он вместе с отцом путешествовал по морю. В совершеннолетнем возрасте сбегает из отчего дома в столицу, потому что узнаёт о планах своего отца. Тот собирался женить Ломоносова на незнакомке.

В Москве Михаил Васильевич жил бедно, потому что отец отказался содержать беглеца. Но Ломоносову удалось достойно отучится в академии, после чего пришлось уехать заграницу, чтобы продолжить обучение

После возвращения на родину Ломоносова признали великим химиком в Петербургской академии. Им был открыт закон о сохранении материи. Но, не смотря на это, автор продолжал работать и над творческой деятельностью. Умер Ломоносов в возрасте средних лет от воспаления лёгких .

В течение совей жизни Ломоносов написал произведения разных жанров: от научно-популярных, до художественных.

5 класс, 3 класс, 4,7 ,9 класс. для детей по литературе

Краткая биография Ломоносова по датам

Михаил Ломоносов родился восьмого (девятнадцатого) ноября тысяча семьсот одиннадцатого года в деревне Мишанинская Архангельской губернии. Позже деревня была реорганизована в село, которое в тысяча девятьсот одиннадцатом году переименовали в Ломоносово.

В конце тысяча девятьсот тридцатом году Михаил Васильевич отправляется на обучение в Москву. Здесь он в течение пяти лет проходит двенадцатилетнюю программу обучения.

Став одним из выдающихся студентов, в тысяча семьсот тридцать шестом году Ломоносов едет в Германию, чтобы продолжить свое обучение. В Германии делает упор на изучение естественных наук, иностранного языка и литературы. Однако, параллельно успевает заниматься опытами, читать лекции для студентов, а также писать стихотворения.

В тысяча семьсот сорок первом году Михаил принимает решение возвратиться в родные края. После возвращения трудится в Петербургской академии наук, где в тысяча семьсот сорок втором году его назначают адъюнктом класса физики. Затем, по прошествии трех лет, Ломоносов становится профессором химии.

Неоценим вклад Михаила Ломоносова в развитие физики, химии, истории, географии и многих других наук. Важно отметить, что именно Ломоносов обосновал закон сохранения массы вещества.

Умер Михаил Васильевич четвертого (пятнадцатого) апреля тысяча семьсот шестьдесят пятого года вследствие воспаления легких.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Петр Николаевич Врангель

    Пётр Врангель – один из величайших генералов Русской армии, командовал войсками Белого движения на юге России.

  • Роджер Бэкон

    Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

  • Вознесенский Андрей Андреевич

    Андрей Андреевич Вознесенский родился 12 мая 1933 года в Москве. Раннее детство провел в родном городе матери Киржаче Владимирской области. Был эвакуирован с матерью в Курган во времена Великой Отечественной войны.

  • Гераклит Эфесский

    Эфес – город, который и сейчас существует на территории Турции, но в современном мире он известен разве только популярным сортом пива и баскетбольной командой. Во времена досократовского периода греческой философии

  • Василий Иванович Баженов

    Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

chitatelskij-dnevnik.ru

Доклад о Ломоносове | Kratkoe.com

Небольшой доклад о Ломоносове для учеников может быть дополнен данными его биографии.

Доклад о Ломоносове

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

Родился будущий ученый 19 ноября 1711 года недалеко от села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшейся морским промыслом. Мать Михаила умерла рано, поэтому его воспитывала мачеха. Читать он научился рано, а первыми прочитанными книгами были «Грамматика», «Арифметика» и «Стихотворный Псалтырь».

В декабре 1730 года Ломоносов на рыбном обозе уехал в Москву, а в январе 1731 года, представившись сыном дворянина, стал учащимся Славяно-греко-латинской академии, где учился 5 лет и изучал латинский язык, а также всю тогдашнюю «науку». Как одного из самых лучших учеников, в 1735 году его отправили учиться в Санкт-Петербург в Академический университет, а уже через год он был направлен в Германию, где изучал математику, физику, философию, химию и металлургию. В Германии будущий ученый женился.

Получив европейское образование, в 1742 году он вернулся в Россию и поступил на службу в физический класс Академии, а в 1745 году стал первым русским, которого выбрали профессором химии. В то время лекции читались на латыни либо на немецком языке, но Ломоносов добился того, чтобы чтение публичных лекций осуществлялось на русском языке. В 1746 году благодаря ему для учебы начали набирать студентов из семинарий, также Ломоносов хлопочет о доступности книг, о том, чтобы все естественные науки могли применяться на практике, а также пишет научные трактаты по физике и химии.

В то время российский народ практически не имел доступа к наукам, поэтому с 1748 года Ломоносов вступает в ожесточенные споры с немцем Миллером, и обвиняет его в том, что в науке тот принижает русский народ. В 1748 году учёный добился построения первой в России химической лаборатории для проведения исследований.

Именно Ломоносов разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера

С 1749 года Михаила Ломоносова начинают принимать в высшем свете, и вскоре ученый привлекает внимание Императорского Двора. Но все свои знакомства в высшем свете ученый использует для развития российской науки. После того, как при его непосредственном участии ученого в 1755 году состоялось открытие Московского университета, он отстаивает права на образование самого низшего русского сословия. В 1758 году ученому поручают контролировать работу Географического департамента, Исторического собрания, университета и Академической гимназии при Академии Наук. В эти годы он работает над составлением Российского Атласа, занимается устройством гимназии, а в 1763 году избирается членом Академии художеств. В конце жизни Ломоносов был избран почётным членом Стокгольмской и Болонской академий наук.

Умер Михаил Ломоносов 15 апреля 1765 года от воспаления лёгких.

Этот доклад о М. В. Ломоносове могут использовать ученика 3, 4 , 5 класса.

kratkoe.com

доклад о Ломоносове 5 класс

доклад о Ломоносове 5 класс

Ответы:

Ломоносов в русской и российской истории – Леонардо Да Винчи в европейской.  И, если Леонардо Да Винчи был в основном инженером (так бы это сейчас называлось), то Михайло Васильевич Ломоносов был Ученым. Именно так, с большой буквы. Сложно одним словом сказать кем он был. Физиком? Да. В период торжества теплорода именно он отстаивал теорию, что теплота обусловлена движением корпускул (молекул-атомов) и продвигал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Химик? Да, он открыл закон сохранения материи и движения. Одного этого хватило бы, что бы остаться в памяти людей.  Он исключил флогистон из химических агентов и заложил основы физической химии. Он первым начал читать лекции по физической химии.  Ребята, он открыл атмосферу на Венере! Он исследовал силу тяжести, проводил опыты с электричеством, выдвинул свое учение о свете и создал новые оптические приборы. Например телескоп-рефрактор, и только через 27 лет подобный прибор создал Гершель, который и считается автором изобретения. Он создал прибор для «сгущения света» что бы рассматривать ночью удаленные объекты на море «ночезрительную трубу», как он сам этот прибор назвал. Он создавал барометры, аппарат для поднятия в воздух метеорологических приборов, держитесь за что-нибудь, на принципе геликоптера, попросту – вертолета.  Прибор для того, что бы глубже видеть дно. Его «горизонтоскоп» — это прообраз перископа. Он изучал строение Земли, объяснил происхождение многих минералов. Мало? Он первый начал отстаивать важность для России и мира Северного морского пути и освоения Сибири – «Могущество России будет произрастать Сибирью и Северным океаном». Он и историк, он обоснованно критиковал норманнскую теорию происхождения Руси. В искусстве возродил производство смальты и создавал с учениками мозаичные картины, возродив мозаику.  Основатель силлабо-тонического стихосложения. Способ, когда безударные и ударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для стихотворения. Вот образец от Ломоносова: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастной — случай берегут; Создатель русской оды и высокого стихосложения. Это он ввел классицизм в русскую литературу, разделив ее на высокий, средний и низкий стили, что дало возможность упорядочить теорию стихосложения. Занимался грамматикой русского языка. Я не пытался перечесть все его дела, хотел показать широту его интересов и кругозора. Ну как его называть? Только Ученым. Или Гражданином, тоже с большой буквы. Родился под Архангельском в 1711 году. Сын крестьянина. Отец был человек добрый «в крайнем невежестве воспитанный».  Говорят, пешком пришел в Москву (это почти 500 километров), что бы учиться. С 19731 по 1734 год учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. И уже в 1735 году отобран в числе 12 учеников для определения в Академию наук. В 1736-39 Марбургский университет в Германии. Был избран членом Академий наук и художеств многих стран. Умер от воспаления легких в 1765 году. Похоронен в Санкт-Петербурге. Вот такой великий человек наш соотечественник.

cwetochki.ru

Урок литературы в 5 классе

Тема урока:

«Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:

Учащиеся должны:

  1. Иметь представление о М.В.Ломоносове ученом и поэте;

  2. Уметь выделять главное, обобщать, делать выводы;

  3. Иметь представление и уметь анализировать стихотворение;

  4. Уметь составлять синквейн.

Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Учитель:

Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов

( 1711 – 1765)

Все испытал и все проник”

(А.С.Пушкин)

Учитель.

Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.

Ваша задача, ребята, слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание, об этом вы узнает позже.

Итак, я начинаю.

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Он первый в мире географ-полярник.

Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.

Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I», «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).

В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

— Как вы думаете, чье имя он носит?

( имя Михаила Васильевича Ломоносова).

Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).

Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой

Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что, по словам А.С. Пушкина, «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».

Задание.

А теперь, ребята, вспомните все то, о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.

Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться с ребятами, сидящими рядом с вами.

Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.

Учитель.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Работа с учебником.

Чтение стр. 51 – вслух или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.


Подведем итог первой части нашего урока.

— Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.

“Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.

Вторая часть урока будет посвящена поэтическому дару М.В.Ломоносова. Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста. Это стихотворение, некоторые называют басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».

Перед чтением стихотворение необходимо провести словарную работу, так как в этом произведение встречаются лексические и грамматические архаизмы.

Слова и выражения следует записать на доску, а рядом указать современный вариант или предложить ребятам объяснить значения слов и выражений, а после объяснения дописать современный вариант.

Если это будет интерактивная доска, то напротив слов и выражений следует указать современный вариант, все это закрыть «ширмой», а после того, как ребята попытаются объяснить значения данных слов, открыть вариант, который записан на доске.

Пример записи

Случились вместе – встретились вместе

Астроном – человек, изучающий небесные тела

В пиру — на обеде

Весьма — очень

Спорили …. в жару — горячо спорили

Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит

Слыл — был известным

Как ты о сем сомненье

рассуждаешь? — Что ты думаешь об этом?

Очаг — устройство для разведения и поддержания огня

Жаркое — жареное мясное кушанье

— Кто такие Коперник и Птолемей?

Ребята обращаются к сноскам в учебнике на стр. (учатся работать со сносками) и зачитывают данную там информацию.

Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Беседа по вопросам:

— Когда жили Коперник и Птолемей?

— Могли ли реально они встретиться друг с другом?

— Чем противоположны взгляды ученых?

Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца

Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли

— А как на самом деле?

— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

— Как повар решает этот спор?

Вывод:

Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.

Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

Домашнее задание:

— Как вы думаете, ребята, что будет задано на дом или что бы вы хотели, чтобы вам задали на дом?

Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.

А также, прочитайте стр. учебника

4.

Постановка учебной задачи и её решение

2 мин

Назовите принцип, по которому зашифрованы слова?

Назовите эти слова полностью.

ДНСКЙ     НВСКЙ    ПТР    ЛМНСВ

(Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)

Какое слово лишнее?(Ломоносов)

Почему ?(потому что мы ещё о нём не говорили)

Какая тема у нас будет на уроке?

Какие цели мы перед собой поставим на этом уроке?

Что вы о нём уже знаете?

Что хотите узнать? Сформулируйте вопросы.

Сегодня на уроке узнаем, что сделал для России великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.

Словесный:

ответы на вопросы

определение темы и целей урока

Слушают.

Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Ставят цели.

П: строят речевое высказывание

М: высказывание, обоснование своей точки зрения, ориентация в своей системе знаний.

Л:самоопределение

5.

Решение частных задач

20 мин

Пользуясь текстом учебника, составьте план в парах рассказа о М. В. Ломоносове.

Кто готов озвучить свой план о Ломоносове.

(2-3 пары зачитывают план рассказа)

Сейчас восстановите деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

Возвращение в Россию.

Учёба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учёба в Славяно- греко-латинской академии.

В Петербургской академии.

Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой (Михаилом) Ломоносовым. Найдите на карте на с. 92–93 учебника родину Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году. Он был сыном крестьянина деревни Денисовки Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец был рыбаком и готовил своего сына к тому же промыслу. Но судьба распорядилась иначе. Мальчик как-то выучился грамоте и, будучи oт природы очень грамотным и любознательным, пристрастился к чтению. Он прочитал все, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги. У соседа нашлись славянская грамматика и арифметика, напечатанная для школ по велению Петра I; Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть. Но вскоре его постигло несчастье. Он лишился матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это еще сильнее разжигало в нем желание учиться, и он решил пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу. Но как же это сделать? Просить отца – нечего было и думать. Тогда Ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег и в одну морозную ночь бежал, взяв с собой книги. Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день встретил земляка, который взял его к себе и помог определить в школу при монастыре. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведен в следующий класс. За пять лет он прошел курс школы, выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел все. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл ученый крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все. По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была учреждена Академия наук, то есть Собрание ученых, которые занимались науками. При Академии находилась и гимназия, где учили молодых людей. В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших учеников. Несмотря на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу. В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров. В Германии он занимался у всемирно известного ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лет, и все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком в России. Свои стихи («Ода на взятие Хотина») Ломоносов прислал в Академию. Здесь все были поражены легкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрицы. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России. Но, несмотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя. Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие, написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое. Ломоносов сочинял и  стихи, ставшие образцом стиля для других писателей. Но даже будучи профессором, Ломоносов продолжал терпеть нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова, графа Воронцова и других. Тогда императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу (усадьбу) и деревню. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается первым русским ученым. Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.

Физкультминутка

 Откройте рабочие тетради на с.36, если вы внимательно читали текст, то вам легко будет разгадать кроссворд.

В каком веке был открыт Московский университет?(в 18)

В каком веке было изобретено книгопечатание?(15)

В каком веке создавалась «Повесть временных лет»(в 12)

В каком веке был издан «Букварь» Кариона Истомина?(в 17)

В каком веке в России произошло открытие Академии наук?(в 18)

Запишите эти ответы, выполняя задание 2 на с.37.

Практический : работа с учебником в парах

Практический :работа с планом рассказа

Практический : работа с картой

Словесный:

рассказ

работать с учебником

Выполнять задания в рабочей тетради

Словесный: ответы на вопросы

Составлять план рассказа

Восстанавливаю план рассказа

Разгадывают кроссворд

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

П: осмысленно слушают.

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

6.

Итог урока.

Оценивание работы учащихся

5 мин

Наш закончился урок,

Подведем ему итог.


В каком году и где родился М. В. Ломоносов?

– Кем был его отец?

– Как прозвали односельчане судно Ломоносова?

– Чем интересовался Ломоносов в 10 лет?

– Во сколько лет Михаил стал учить грамоту?

– Кто был его первым учителем?

– Назовите первые учебники Ломоносова.

– Какое решение принял Ломоносов?

– Когда и каким образом он добрался до Москвы?

Сколько было лет Ломоносову, когда он отправился в Москву?

– Куда ему удалось поступить в Москве?

– Какой язык был международным языком науки в то время?

– Какие трудности возникли у Ломоносова?

– Куда был отправлен Ломоносов за отличную учебу?

– Где начал работать Ломоносов по возвращении на родину?

– В каких областях раскрылся талант Ломоносова?

– Какие он сделал открытия?

– Что организовал Ломоносов?

– Что сказал великий ученый для развития образования в России?

– Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук?

Словесный:

Беседа

Отвечают на вопросы.

П: строят речевое высказывание

П: строят рассуждения

Р:осуществляют итоговый контроль

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — крупнейший русский ученый-естествоиспытатель, историк, лингвист, теоретик литературы, поэт, художник. Его имя стало символом служения науке и родной стране, стремления к знаниям. Это сообщение посвящено биографии великого соотечественника, его наследию.

Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.

Михаил Васильевич Ломоносов — разносторонне одаренная и гармонично развитая личность. Он уделял внимание всем наукам, известным в то время: физике, химии, геологии, метеорологии, географии, астрономии, математике. Кроме того, Ломоносов изучал строение русского языка, его интересовала риторика, педагогика, философия, стихосложение, история, изобразительные искусства. Таким образом, Ломоносов успешно занимался точными и гуманитарными науками, а также искусствами. За такую разносторонность Ломоносова называют ещё «универсальным человеком».

Реферат о Ломоносове.

Михаил Васильевич Ломоносов — «универсальный» человек.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря его усилиям в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора. Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

Биография

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.

Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.

Детство в рыбацкой деревне.

В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.
Он читал книги — и стал великим.

В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.

В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.

В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.

В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.

Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Урок о сохранении массы для академиков.

В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.

Общение на высшем уровне.

Представление проекта императрице Елизавете Петровне.

Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

Как учёный-естествоиспытатель:

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше. Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятниук учёному около МГУ.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

  • План рассказа о мертвой царевне и о семи богатырях пушкин
  • План рассказа о полезном ископаемом
  • План рассказа о льве николаевиче толстом
  • План рассказа о животном из красной книги 2 класс окружающий мир
  • План рассказа о домашнем питомце для 2 класса окружающий мир