Роль и место в литературе
Иван Андреевич Крылов поднял жанр басни на новый, более высокий уровень. В его произведениях есть не только народная мудрость, но и эстетический потенциал народа. Басни Крылова сблизили литературную речь с живой разговорной речью. Многие критики считали Крылова первым реалистом в русской литературе. К числу его последователей причисляют таких гениев, как Пушкин и Грибоедов.
Происхождение и ранние годы
Иван Андреевич Крылов появился на свет 2 февраля 1769 года в Российской империи, в Москве. Его семья не имела высокого дохода, поэтому с юных лет будущий баснописец знал, что такое нужда.
Дом, в котором родился Иван Крылов
Отец – Андрей Прохорович Крылов был военным. Он не имел фактического образования, однако умел читать и писать. К книгам имел большую страсть, которую передал своему сыну Ивану вместе с огромным сундуком книг.
Мать – Мария Алексеевна Крылова. После того, как не стало мужа, сама заботилась о воспитании сына.
Ранние года Иван провел в разъездах, так как отец был военным. И хотя семья была бедной, но атмосфера была творческой. Отец обучил сына грамоте и привил любовь к чтению.
Образование
Первое образование Иван получил дома. Отец обучил его грамоте, а французский язык он выучил в семействе зажиточных соседей.
Иван Крылов в молодости
С детства Крылов много читал по примеру своего отца. В Москве посещал учебное заведение, однако не смог его закончил из-за материальной нужды. Однако благодаря настойчивости и способностям он сумел стать одним из самых выдающихся русских деятелей и обогатить русскую словесность своим творчеством.
Творчество
Дом в Петербурге, где жил и умер Крылов
С юности Крылов любил бывать среди народа. Он посещал народные гуляния, даже брал участие в уличных боях. Так он познавал извне тайну русской души, запоминал манеру речи простого народа. Поэтому не удивительно, что его творчество будет основано на фольклоре.
1782 год был переломным в жизни Крылова. Он с матерью переезжает Петербург. Здесь Иван устраивается на казенную службу. Но скучная работа не удовлетворяет юношу — и он пробует свои силы в творчестве. Начал он с драматургии.
В 1784 году он создает либретто «Кофейница». Написано это произведение было под влиянием творчества Аблесимова и Новикова. Один издатель выдал юному автору за книгу 60 рублей, но сразу не напечатал. Критики считают это либретто юношеской пробой пера драматурга.
Главные произведения
Памятник в Москве
Драматические произведения Крылова не произвели особого впечатления на критиков и читателей. Но неудачи в этой сфере не охладили творческий пыл автора. Даже наоборот они обострили его сатирический талант, который он потом мастерски применил в жанре басни. Именно басни прославили Ивана Крылова.
В 1805 году Крылов дает на рассмотрение одному известному литературному критику свой сборник басен. И он высоко оценил творчество писателя.
К наиболее известным басням можно отнести: «Волк и ягненок», «Квартет», «Лисица и виноград», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей». Стоит отметить, что сюжет этих басен был позаимствован Крыловым у древнегреческого баснописца Эзопа. Заслуга Ивана Крылова в том, что он обогатил эти басни русской народной речью; написал их в стихотворной форме и сделал диалоги разлогими.
Последние годы
В последние годы жизни писатель работал библиотекарем и продолжал писать басни. Не стало Ивана Крылова 9 ноября 1844 года из-за воспаления легких.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1769 | Год рождения Ивана Крылова |
1774 | Переезд в город Тверь |
1782 | Жизнь в Петербурге |
1784 | Крылов пишет либретто «Кофейница» |
1792 | Работа в издательстве «Зритель» |
1805 | Одобрение сборника басен Крылова известным критиком И.И. Дмитриевым |
1809 | Публикация первого сборника басен |
1819 | Издание шести томов басен |
1820 | Награда орденом св. Владимира 4-й степени |
1844 | Не стало Ивана Крылова |
Интересные факты из жизни писателя
- Количество басен Крылова — более 230. Они вошли в девять сборников.
- Иван Крылов не имел полного образования, но, как и отец, много читал, занимался самообразованием – и как следствие стал одним из тех, кто обогатил русскую словесность.
Памятник лебедю, раку и щуке
- В 1825 году во Франции выходит первый сборник басен Ивана Крылова на итальянском и французском языке.
Память о писателе
Именем Крылова в России и странах СНГ названо много улиц и переулков. В Санкт-Петербурге установлен памятник Ивану Крылову в Летнем саду. В Омске, Санкт-Петербурге и Ярославле есть библиотеки им. И. Крылова. Все это говорит о том, что творчество баснописца Ивана Андреевича Крылова высоко ценят и в настоящее время благодарные почитатели таланта автора.
Ирина Зарицкая | Просмотров: 11.6k | Оценить:
Иван Андреевич Крылов (1769–1844 гг.), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Детство и юность
Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича перевели по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Семья в которой родился Иван Андреевич
Крылов родился в семье армейского офицера, участвовавшего в подавлении восстания Емельяна Пугачева, но не получившего от властей ни земельных угодий, ни повышения в чине. Андрей Прохорович Крылов оставил в наследство сыну лишь сундук с книгами.
По косвенным источникам можно сделать вывод, что А.П. Крылов активно участвовал в отражении осады пугачевцами Оренбурга. А.С. Пушкин в своей «Истории Пугачева» свидетельствовал, что вся семья Крыловых, в том числе и пятилетний Иван, была приговорена бунтовщиком к повешению.
Им приходилось скрываться от Пугачева. Временами было нечего есть. Возможно, из-за этого впоследствии Крылов будет проявлять неуемный аппетит. Среди высшего общества ходили легенды о невероятном обжорстве баснописца.
Пытаясь поправить материальное положение семьи, отец Крылова выехал на гражданскую службу в Тверь. Там он получил должность председателя магистрата, но и она не приносила существенного дохода. В 1778 г. Андрей Прохорович умер. Мария Алексеевна Крылова отправилась с детьми в столицу: во-первых, она надеялась получить пенсию по потере кормильца, а во-вторых, позаботиться об устройстве старшего сына на работу.
В пенсии было отказано, что вынудило вдову зарабатывать на жизнь чтением заупокойных молитв над покойниками.
Но в отношении второй просьбы Крыловой правительство пошло навстречу. Иван был принят на работу в казенную палату приказным служителем. Хотя платили немного, угроза голода и нищеты отступила на второй план.
Ранее творчество. Драматургия
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А. О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
Современные автору критики, хотя и не высказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М. Е. Лобанова, сам И. А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я. Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.
Трудовая деятельность
Ввиду того, что семья испытывала нужду, Крылов очень рано начал работать. В 1777 году его взяли в магистрат Твери, где до смерти служил отец, на должность подканцеляриста. Платили там копейки, но так семья, по крайней мере, не умирала с голода.
В 1782 году мать с сыновьями переехала в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать о пенсии. Здесь Иван устроился на работу в казённую палату с жалованием 80-90 рублей.
В 1788 году умерла мать, и на Крылова полностью легли обязанности по воспитанию младшего брата Льва. Иван Андреевич всю жизнь потом заботился о нём, как о родном сыне. Работа в казённой палате перестала устраивать Крылова и он перешёл трудиться в Кабинет Её Величества (это было учреждение типа личной канцелярии Императрицы).
Издательская деятельность
Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов».
Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.
Литературная деятельность
В 1784 году Крылов написал своё первое произведение – оперное либретто «Кофейница». В последующие два года он сочинил ещё две трагедии «Клеопатра» и «Филомела», затем последовали комедии «Бешеная семья» и «Сочинитель в прихожей». Так молодой драматург стал близко сотрудничать с театральным комитетом, получив при этом даровой билет.
Следующая комедия «Проказники» отличалась от двух предыдущих, она уже была по-новому смелой, живой и остроумной.
В 1788 году в журнале «Утренние часы» были напечатаны первые басни Крылова. Едкие и полные сарказма одобрения у читателей и критиков они не получили.
Крылов принял решение забросить государственную службу и заняться издательской деятельностью. В течение нескольких лет он занимался выпуском сатирических журналов:
- «Почта духов»;
- «Зритель»;
- «Санкт-Петербургский Меркурий».
В этих журналах он печатал свои басни и некоторые прозаические произведения.
Власти не слишком жаловали такой сарказм Крылова, Императрица даже предложила ему уехать за границу на некоторое время. Но Иван Андреевич отказался и переехал в Зубриловку – имение князя Голицына. Там он работал в качестве секретаря, учил детей, а также писал пьесы для домашних спектаклей.
К активной литературной деятельности Крылов вернулся в 1806 году. Он приехал в Санкт-Петербург, где поставил одну за другой две комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», имевшие огромный успех.
А в 1809 году начался взлёт Крылова как баснописца. Первый сборник его басен включал в себя 23 произведения, среди них знаменитая «Слон и Моська». Книга оказалась весьма популярной, и читатели стали с нетерпением ждать новых басен Крылова.
Наряду с этим Иван Андреевич вернулся к государственной службе, почти 30 лет он проработал в Императорской публичной библиотеке.
Из-под пера Крылова вышло более 200 басен, в них он обличал и человеческие пороки, и русскую действительность. Каждому ребёнку известны такие его произведения:
- «Волк и Ягнёнок»;
- «Ворона и Лисица»;
- «Стрекоза и Муравей»;
- «Лебедь, Рак и Щука»;
- «Мартышка и очки»;
- «Квартет».
Многие выражения из его басен прочно вошли в разговорную русскую речь и стали крылатыми.
Последние годы
В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С. Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И. И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, многие из которых изучаются в разных классах в школе, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.
Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 года от двухстороннего воспаления лёгких.
Личная жизнь
О рассеянности, небрежной неряшливости и невероятном аппетите Ивана Крылова ходили легенды и слагались анекдоты. Вполне в его духе было положить в карман сюртука ночной чепчик вместо платка, вытянуть его во время пребывания в обществе и высморкаться. Иван Андреевич абсолютно равнодушно относился к своему внешнему виду. Казалось бы, такой человек никак не мог пользоваться вниманием у дам. Тем не менее сохранились сведения его современников, утверждавших, что личная жизнь Ивана Крылова хотя и не была бурной, но уж точно не отсутствовала.
Иван Крылов
В 22 года он полюбил дочь священника из Брянского уезда Анну. Девушка ответила ему взаимностью. Но когда молодые люди решили жениться, родные Анны воспротивились этому браку. Они были в дальнем родстве с Лермонтовым и, к тому же, состоятельны. Поэтому выдать замуж дочь за бедного рифмоплёта они отказались. Но Анна так тосковала, что родители наконец согласились выдать её замуж за Ивана Крылова, о чём телеграфировали ему в Санкт-Петербург. Но Крылов ответил, что у него нет денег, чтобы приехать в Брянск, и попросил привезти Анну к нему. Родные девушки были оскорблены ответом, и брак не состоялся.
Иван Крылов и императрица Мария Федоровна
Современники Ивана Крылова писали, что к неряшливому и сумасбродному баснописцу были неравнодушны именитые дамы. Якобы его любила балерина, бывшая содержанкой великого князя Константина Павловича. Но баснописец отшутился, что к браку непригоден. Говорят, что обаятельному толстяку очень симпатизировала сама императрица Мария Фёдоровна. И это несмотря на то, что Иван Андреевич осмелился появиться перед ней в дырявом сапоге, из которого торчал палец, да ещё и чихнуть, когда целовал руку императрице.
Памятник Ивану Крылову
Иван Крылов так никогда и не женился. Официально у него нет детей. Но современники баснописца утверждали, что у Ивана Андреевича всё же наличествовала гражданская жена. Это была его домработница Феня. Жениться на ней Крылов не мог, так как общество бы его осудило. Тем не менее Феня родила девочку Сашу, которую считают внебрачной дочерью Крылова. О том, что это может быть правдой, говорит факт, что после смерти Фени Саша осталась жить у Крылова. А после её замужества Крылов с удовольствием нянчил её детей и переписал всё свое имущество на имя мужа Александры. Во время кончины Ивана Крылова у его постели находились Саша, её муж и двое детей.
Популярные темы сообщений
- Древнеегипетский Бог Анубис
Мир древнеегипетских богов — это мир тайн, удивительных историй с невероятными героями, в которых существует немало сюжетов как с положительными, так и с отрицательными персонажами. - Клевер
Клевер – это род растений. Этот род включает в себя почти три сотни разновидностей по всему миру. Самым распространенным видом клевера считается клевер луговой – тот самый цветочек, который часто растет на клумбах как сорняк - Город Орск
Город Орск был построен как крепость для защиты земель казахов, присоединившихся к Российской империи, боясь набегов на них кочевников. Со временем город становился всё более популярным,
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Цель:
- познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова;
- выделить особенности басни как эпического
жанра.
Оформление кабинета: портреты
И.А. Крылова, тексты басен, на доске (через
проектор) – годы жизни Крылова, понятия мораль и
басня, тема урока.
Иван Андреевич Крылов. (1769 – 1844)
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)
Ход урока
- Слово учителя
Когда-то он был молодым. Но в истории литературы
все знают его как “дедушку Крылова”. Когда
произносят его имя, сразу перед глазами
возникает тучный старик с седыми волосами. На его
глазах сменилось несколько поколений писателей,
поэты знали и любили басни Крылова. Он бывал в
доме у Дельвига, когда там собирались литераторы,
и всегда басни Крылова оставались злободневными
и остроумными.
Знают Крылова и сейчас Он так популярен, потому
что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.
И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел
доказать той части дворян, которые выступали
против развития науки (а таких было немало даже
при дворе), их неправоту. Басня была сильным
оружием в этом споре.
Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в
баснях Крылова – лишь средство донести до
читателя важные истины, которые потом помогут
разобраться в том, “что такое хорошо и что такое
плохо”.
А что же такое басня? Кто знает?
БАСНЯ – это краткий стихотворный или
прозаический рассказ нравоучительного
характера, имеющий иносказательный,
аллегорический смысл.
Все ли слова понятны? Иносказание – выражение
иного, другого, скрытого смысла
Аллегория – изображение предмета, за которым
скрывается другое понятие или другой предмет: за
лисой – хитрый человек, за ягненком –
беззащитный человек.
Язык басен легкий, простой, запоминаются басни
хорошо, особенно начало и конец, в которых чаще
всего бывает выражена основная мысль, то есть
мораль.
МОРАЛЬ – это начальные или заключительные
строки басни с нравоучительным выводом.
И несут люди по жизни тог, что узнали из таких,
казалось бы, простеньких крыловских басен. Все
знают, например, что “услужливый дурак опаснее
врага”, что “у сильного всегда бессильный
виноват”, что “лесть гнусна, вредна”, и что “в
сердце льстец всегда отыщет уголок”.
А что мы знаем о самом Крылове, авторе этих
замечательных слов?
- А теперь обратимся к басням.
- “Ворона и Лисица”.
- Найдите в басне мораль (Уж сколько лет
твердили миру…) - Что такое ЛЕСТЬ? (лицемерие, угодливое
восхваление) - Почему она гнусна, то есть омерзительна, внушает
отвращение? (неприятно видеть человека,
готового ради своей выгоды на лицемерие). А
почему лесть вредна? (вводит в заблуждение
того, кто обладает чем-то ценным, заставляет его
видеть мир в искаженном свете). - А почему в сердце льстец всегда отыщет уголок? (слушать
комплименты – очень заманчиво и при этом не
прилагать никаких усилий) - Почему Лисица получила сыр? (Ворона ей
поверила и потеряла бдительность) - Есть в басне положительный герой? (Нет. Льстец
страшен, а кто принимает эту лесть – смешон. И
тот, и другой теряют чувство собственного
достоинства).
- “Свинья под Дубом”
- С какой интонацией надо читать слова Свиньи? (лениво,
спокойно, нагло). А почему? - Давайте в тетрадочках запишем слова, которые
характеризуют Свинью. (Наглая, необразованная,
ленивая, глупая и др.) А Дуб? (мудрый, умный и
др.). - Каким словом характеризует Дуб Свинью? (Неблагодарная).
- Докажите, что Свинья действительно
неблагодарна.
(…Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.)
- Что означает выражение: “поступить
по-свински”, “подложить свинью”? (Совершить
подлость) - Какова мораль этой басни, какой вывод делает сам
Крылов?
(Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.)
- В чем проявляется аллегория в данной басне и в
баснях Крылова вообще?
- Домашнее задание
- По желанию – проиллюстрировать басни с
цитатами-комментариями к рисункам - “Волк на псарне” выучить наизусть.
- стр. 58. устно.
- Рефлексия.
- С каким автором мы познакомились?
- Чем он запомнился?
- Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите
примеры. - Почему на портрете изображен И.С. Крылов и звери?
Какое отношение к творчеству Крылова они имеют?
Приложение 1.
План открытого занятия по теме: «И.А.Крылов. Биография. Басни.» |
Педагог дополнительного образования Цукаева Хава Руслановна кружок «Юный литератор» |
МБУ ДО «Ачхой-Мартановский ДДЮТиЭ » |
План открытого занятия по теме:
«И.А.Крылов. Биография. Басни».
Цель: познакомить с биографией И.А.Крылова;
развитие речи и творческого мышления обучающихся;
воспитать чувства доброты, справедливости, честности, привить любовь к
чтению.
Оборудование: басни (раздаточный материал), выставка книг писателя, портрет
И.А.Крылова, иллюстрации басен, тесты, кроссворд,
аудиозапись басни «Волк и Ягненок», шарики с загадками,
листочки, ручки.
Ход занятия
I.Организационный момент
1. Настрой на занятие.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сели прямо, расправили плечи. Руки перед собой. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой темой.
2. Артминутка.
— Но вначале мы подготовим к работе, свой речевой аппарат. А для этого мы проговорим скороговорку: Проворонила ворона воронят.
— Работать мы будем в группах.
3. Подведение к теме занятия.
— Тему нашего занятия вы должны отгадать, разгадав кроссворд. Загадки для отгадывания кроссворда находятся в воздушных шариках. Как вы видите, шариков 8, а загадок 6, а 2 из этих 8 шариков пустые. Чтобы лопнуть шарики с каждой команды выходят по одному участнику, каждому участнику нужно лопнуть 2 шарика, в итоге 2 шарика остается. Если вы найдете все 6 загадок, то с легкостью сможете разгадать кроссворд, ну а если, только 4, то ключевое слово кроссворда, вам придется отгадывать наугад.
На всё это вам дается 90 секунд.
Кроссворд:
1.Живут на земле очень древние жители,
Давние предки их мамонтов видели.
Люди не жили, когда…
Уже много лет по планете ходил. (крокодил)
2. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?.. (апрель)
3.Чем вкусней он будет, братцы,
Чем в нем больше круглых дыр.
Любит в масле покататься
Этот вкусный желтый… (сыр)
4. На зеленом шнурочке
Белые звоночки. (ландыш)
5. Без пути и без дороги
ходит самый длинноногий.
В тучах прячется,
во мгле, только ноги на земле. (дождь)
6. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
— Время вышло. Ваши варианты ответов.
— Молодцы! Правильно. А теперь, давайте запишем ответы в кроссворд.
— Ребята, посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали в зеленых клетках?
— Правильно. (Крылов)
— А теперь скажите, по какой теме мы будем сегодня заниматься?
— (Крылов И. А. Биография. Басни).
— Правильно, молодцы!
— Запишем тему на доске.
— Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия на сегодня?
(сегодня мы узнаем о биографии И.А.Крылова, познакомимся с его баснями).
— Молодцы! А сейчас давайте приступим к нашему занятию.
II. Работа по изучению новой темы.
— Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».
— Посмотрите на портрет И.А.Крылова.
— Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный).
— Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.
— А теперь давайте послушаем.
Педагог совместно с заранее подготовленным учеником читают о биографии.
Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах. (Дадаева Селима)
Детство и юность (Байсангурова Аминат)
Иван Андреевич родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами.
Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Ранее творчество. Драматургия
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» Аблесимова Александра Онисимовича, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.
Издательская деятельность (Байсангурова Аминат)
Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов». Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.
Последние годы
В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.
Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 от двухстороннего воспаления лёгких.
— Прежде чем познакомиться с баснями, давайте вспомним, что же такое басня?
Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.
III. Практическая часть.
— Вы немножко отдохнули, а сейчас давайте прочитаем басни Ивана Андреевича Крылов.
— Ребята, сегодня мы прочитаем 3 басни «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, щука и рак». Ребята во время чтения басен, внимательно слушайте и делайте себе заметки, в завершении занятия вам придется ответить на тестовые вопросы.
1.Чтение басни «Ворона и лисица».
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
* * *
Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было, совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрушки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,—
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
— Что нашла ворона утром?
— Что решила ворона сделать?
— Кто « на ту беду» близко пробегала?
— Что остановило лису?
— Что говорила лиса вороне?
— Чем закончилась басня?
2.Чтение басни «Лебедь, щука и рак».
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Мораль басни Лебедь, щука и рак
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
— Сколько героев в басне?
— Ребята, почему герои басни не смогли справиться с возом?
— Объясните, как вы понимаете следующие слова:
«И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!»
— Ребята вы, наверное, устали, давайте проведем физкультминутку. Встали все.
IV. Физкультминутка.
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?
— Молодцы!
— А теперь давайте продолжим.
3. Чтение басни «Квартет».
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Мораль басни Квартет
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь.
— Скажите, эта басня «Квартет» заканчивается или начинается моралью? (Заканчивается.)
— Прочитайте мораль басни, т.к. это звучит у Крылова.
— Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)
— О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)
— Ребята, вы, наверное, устали, давайте посмотрим инсценирование басни нашими девочками, Лезиной и Маликой.
— Вы внимательно слушайте и смотрите, делайте себе заметки.
Инсценирование басни «Волк и Ягненок».
Автор: У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем;
А вот о том, как в Баснях говорят.
***
Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать, хотя законный вид и толк,
Волк: кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву».—
Ягненок: «Когда светлейший Волк позволит,
Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью
От светлости его шагов я на сто пью;
И гневаться напрасно он изволит:
Питья мутить ему никак я не могу».—
Волк: «Поэтому я лгу!
Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!
Да помнится, что ты еще в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!» —
Ягненок: «Помилуй, мне еще и от роду нет году»,— Ягненок говорит.
Волк: «Так это был твой брат».—
Ягненок: «Нет братьев у меня».—
Волк: «Так это кум иль сват
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.
Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
Вы все мне зла хотите
И если можете, то мне всегда вредите,
Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—
Ягненок: «Ах, я чем виноват?» —
Волк: «Молчи! устал я слушать,
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
Автор: Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
— Ребята, скажите, зачем Ягненок пришел к ручейку?
— Кого он там встретил?
— В чем обвинял Волк Ягненка?
V. Закрепление изученного материала.
— Ребята, а сейчас вам дается 3 минуты, чтобы ответить на тестовые вопросы.
Вопросы не сложные.
— Время пошло.
— Ребята, завершаем работу над тестами.
VI. Рефлексия.
— Кто такой И.А.Крылов?
— Каких животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?
— Ребята, продолжите фразы:
Было интересно…
Сегодня на занятии я узнал (а), что…
Больше всего мне понравилось…
Новым для меня стало…
— Молодцы!
— Ребята, а сейчас записываем домашнее задание. Домашнее задание можете выполнить по желанию одно из этих четырех.
VII. Дом. задание
Домашнее задание по выбору:
Чтение басни по ролям;
Инсценировка басни;
Выучить басню наизусть;
Нарисовать иллюстрацию к одной из басен.
До свидания. Занятие окончено. Можете идти домой.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1. Организационный момент (1-2 минуты)
Актуализация знаний
(4-5 минут)
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
«Открытие нового знания»( (7-8 минут)
Первичное закрепление
(4-5 минут)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
(4-5 минут)
7. Включение нового
знания в систему знаний и повторение.
(7-8 минут)
8. Рефлексия деятельности.
(Итог урока 2-3 минуты)
Задание на дом
Включение детей в деятельность.
Учитель: _Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»
Учитель: _Ребята посмотрите на наш рабочий стенд, чей портрет вы видите?
Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете сказать об И.А. по его внешним признакам?
Прочитайте эпиграф к нашему уроку: « …цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты…
М.Горький
Как вы понимаете данное высказывание?
Как вы думаете, подходит ли оно к творчеству И.А.Крылова?
А теперь давайте сформулируем тему нашего урока.
Как выдумаете чему мы должные сегодня с вами научиться, какие знания получить?
Учитель: -Ребята, давайте прочитаем статью учебника о жизни и творчестве И.А.Крылова
Беседа:
- Почему И.А.Крылова называют великим русским баснописцем?
- Как вы понимаете выражение «писать басни на злобу дня»?
- Назовите известные памятники И.А. Крылову.
Учитель: у вас на столах лежат цветные карточки с порядковым номером, давайте прочитаем то, что в них написано. Интересные факты из жизни И.А.Крылова.
1.Крылов и Хостов
Однажды И.А.Крылов сделал какое-то едкое замечание об одном из творений графа Д.И.Хвостова. Граф обиделся и решил отомстить Крылову. Он сочинил сатирические стихи на баснописца и распускал их по городу с видом глубокого сожаления, что вот некоторые неизвестные ему остряки язвят таланты. Вот эти стихи:
«Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит, совсем разбросанный,
Зоил Крылов Иван:
Объелся он иль пьян?»
Крылов тотчас же угадал автора:
«В какую хочешь нарядись кожу, мой милый, а ушка не спрячешь!» — и отомстил автору стихов в ближайшее же время в своей манере. Крылов объявил Хвостову, что он очень бы хотел прослушать новые стихи графа, напросился к нему на обед, где ел за троих. После обеда граф пригласил гостя в кабинет, где начал читать свои стихи, но Крылов повалился на диван, заснул и проспал до самого вечера.
2.Безобразие
Иван Андреевич Крылов слушал оперу, а его соседом оказался какой-то меломан, забывший, что в театре он не один (притопывал в такт музыке, подпевал певцам одним словом, мешал слушать).
— Безобразие! — сказал довольно громко Крылов.
— Это относится ко мне? — оживился сосед.
— Ну как вы могли такое подумать, — ответил ему Крылов. — Это относится к тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас.
3.Лягушки заквакали
На набережной Фонтанки Крылова догнали три студента. Один из них нараспев произнес:
— Туча идет.
Очевидно, он намекал на тучную фигуру незнакомого им старика.
— И лягушки заквакали, — в тон озорнику ответил Крылов.
4.Много ли человеку нужно
Крылов любил поесть и аппетит имел отменный. На обедах в Английском клубе, членом которого он состоял, было принято самим накладывать себе подаваемые блюда. Иван Андреевич накладывал столько, сколько помещалось на тарелке. После обеда он обыкновенно молился и неизменно приговаривал: «Много ли человеку нужно».
Слова эти вызывали веселое оживление среди присутствующих.
5.Позвольте подвинуться
За обеденным столом рядом с Крыловым оказался любитель рыбной ловли. Он рассказывал «потрясающие истории» о своих успехах, в частности о том, какую гигантскую стерлядь поймал. Указывая ее размеры, он развел руки так широко, что коснулся баснописца. Иван Андреевич поспешил отодвинуться со словами: «Позвольте мне подвинуться, чтобы пропустить вашу стерлядь».
6. А вы помойтесь, причешитесь
И.А. Крылов в быту был очень неопрятен. Его растрепанные, нечесаные волосы, запачканные, мятые рубашки и прочие признаки неряшливости вызывали насмешки у знакомых.
Однажды баснописец был приглашен на маскарад.
— Как мне следует одеться, чтобы остаться неузнанным? — спросил он у знакомой дамы.
— А вы помойтесь, причешитесь — вот вас никто и не узнает, — ответила та.
7.Черный шар
П.А. Катенин — поэт, драматург и критик в литературном споре крайне нелестно отзывался о И.А. Крылове.
— У вас к нему, должно быть, личная вражда? — спросили его.
— Вовсе нет, — последовал ответ. — Я сужу о нем только с литературной точки зрения. Спор продолжился, и разгоряченный Катенин привел еще один довод:
— К тому же он плохой человек. При избрании меня в академию один из всех положил черный шар.
8.Мне все-равно
В договоре о квартиросъемке Крылова заставили подписать обещание, что в случае пожара по его вине он обязан заплатить владельцу 60 000 рублей. Крылов подписал к указанной сумме еще два нуля и подписался со словами: «Мне все равно. Ни той, ни другой суммы у меня нет».
9.Крылов и Николай I
И.А.Крылов служил библиотекарем в императорской публичной библиотеке и жил в том же здании. Как-то на лето императорская семья поселилась в Аничковом дворце. Однажды на Невском проспекте император Николай Павлович встретил Крылова:
«А, Иван Андреевич! Каково поживаешь? Давненько не видались мы с тобой».
Баснописец ответил:
«Давненько, Ваше Величество! А, ведь, кажись, соседи?»
10.Крылов и торговцы
Врачи предписали Крылову ежедневные прогулки. Он следовал этому совету, и особенно любил прохаживаться по второму ярусу Гостиного Двора. Но эти прогулки были сопряжены с постоянными помехами, так как торговцы наперебой зазывали, чуть ли не силой затаскивая, Крылова в свои лавки. Однажды Крылова затащили-таки в меховую лавку. Он спросил:
«Ну, покажите, что есть у вас хорошего?»
Перед ним разложили множество мехов. Он внимательно пересмотрел их и попросил показать еще. Так он перебрал весь товар в лавке, поблагодарил и пошел в следующую лавку, где проделал то же самое. Потом зашел в третью лавку, в четвертую… Торговцы быстро поняли, в чем тут дело, и с тех пор Иван Андреевич мог спокойно совершать свои прогулки.
11.Крылов о «Борисе Годунове»
Когда Пушкин читал свою драму «Борис Годунов», все присутствующие горячо выражали свое одобрение и восхищение. Только Крылов спокойно сидел в своем кресле. Немного задетый Пушкин к нему обратился:
«Иван Андреевич! Вам, верно, не нравится мой „Борис“?»
Крылов в ответ рассказал следующий анекдот:
«Один священник в беседах утверждал, что всякое творение Божие есть верх совершенства. Однажды к нему пришел ужасный горбун, с горбами спереди и сзади, показал свои горбы и спросил:
„Неужели, и это тоже верх совершенства?“
На что удивленный священник сказал:
„Да, более горбатого среди горбунов, наверно, нет. Ты — совершеннейший горбун“.
Так и Ваша драма, Александр Сергеевич, наипрекраснейшая в своем роде».
12.Рассеянность Крылова
Будучи старым холостяком И.А.Крылов мало следил за своим туалетом. Когда он приехал во дворец для представления императрице Марии Федоровне, А.Н.Оленин, который должен был представить его Государыне, решил осмотреть одежду Крылова, чтобы убедиться в ее исправности и опрятности. Крылов выразил свое неудовольствие, заявив, что на нем новый мундир. Оленин удивился:
«Да что же это за пуговицы на нем?»
Крылов немного смутился:
«Ох! Они ж еще в бумажках! А мне и невдомек их распустить!»
13.Крылов в гостях
Как-то приехал он в гости к одному своему знакомому. Слуга сказал ему, что барин спит. Крылов прошел в гостиную, улегся там на диван и тоже заснул. Хозяин проснулся, зашел в гостиную и увидел на диване незнакомого спящего человека. Естественно хозяин немного удивился. Еще более его удивил вопрос проснувшегося Крылова:
«Что Вам угодно?»
Но он быстро пришел в себя:
«Позвольте лучше мне задать этот вопрос. Здесь моя квартира».
Крылов удивился:
«Как? Ведь здесь живет N?»
Хозяин возразил:
«Нет! Теперь я живу здесь. N жил до меня. А как Вас величать?»
Крылов ответил. Хозяин очень обрадовался, что у него в доме находится такая знаменитость, и просил у него чести остаться и отобедать с ним. Но Крылов отказался:
«Мне и так теперь совестно смотреть на Вас».
14.Готов еще раз провиниться
Однажды граф Мусин-Пушкин пригласил Крылова на обед, главным блюдом которого были специальным образом приготовленные итальянцем-поваром макароны. Крылов опоздал на обед и приехал, когда уже подавали главное блюдо. Граф весело сказал:
«Виноваты! Вот вам и наказание!»
И Крылову наложили глубокую тарелку макарон с верхом. Крылов справился с этим наказанием. После этого граф предложил Крылову начать обед с самого начала по порядку, то есть с супа. Когда дело дошло до макарон, Крылову опять наложили полную тарелку. Когда Крылов доедал макароны, его сосед выразил опасение за желудок баснописца. Крылов удивился:
«Да что ему сделается? Я, пожалуй, хоть теперь же готов еще раз провиниться».
Что нового вы узнали?
Давайте составим кластер, в нашем солнышке поместим фомилию Крылов, а вокруг лучики напротив которых вы напишите те сведения, которые вы узнали сегодня на уроке.
Запишем в тетрадь определение терминов басня, мораль, аллегория.
Вопросы для письменной работы:
- Назовите известные вам басни Крылова, в которых действуют:
- Персонажи – животные;
- Персонажи =- люди;
- Персонажи – предметы.
- Из каких басен И.А.Крылова взяты эти слова:
- «Ты все пела? Это дело: так поди же, попляши!»;
- «А Васька слушает, да ест»;
- «Слона – тоя и не приметел»;
- «Сыр выпал — с ним была плутовка такова»;
- «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!»;
- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ли на себя, кума, оборотиться?»
Учитель: -Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее?
-Назовите отличительные признаки басни.
Обратимся к рубрике «Решаем читательские задачи» (ч.1, с.54-55)
Учитель: выразите ваши впечатления от урока. У вас на столе лежит 3 смайлика, поднимите тот, который соответствует вашему настроению: 1. Улыбочка широкая (все понравилось, настроение хорошее); 2. Улыбочка скромная (не все понравилось); 3. Грусть ( не понравилось).
Ознакомиться самостоятельно с материалом под рубрикой «Литературная мастерская» (ч.1, 54-56). Выписать в тетрадь художественные особенности басен Крылова.
Включение в работу, самоопределение
Обучающиеся говорят, что перед ними портрет И.А.Крылова.
Дети говорят, что у него добрые глаза, солидный вид и т.д.
Чтение вслух одного ученика, комментируют данное высказывание.
Обучающиеся делают вывод о том, что басни Крылова помогают человеку бороться с пошлостью в людях, развивают в нем стремление к истине, возбуждает в душах стыд.
Дети говорят, что тему урока: жизнь и творчество И.А.Крылова. После постановки темы, записывают ее в рабочую тетрадь.
Ученики: углубить знания о Жизни и творчестве писателя, научиться видеть мораль в баснях Крылова
Чтение вслух одного ученика (ч.1, с.52-53)
Отвечают, опираясь на прочитанную статью
Выразительное чтение учащимися по очереди
ПУУД: структурирование знаний
1.а)Осел, козел, да косолапый Мишка («Квартет»), Мартышка, Волк, Ягненок.
b) Лжец, Демьян, Фока, Сенюша,Федя,псари, ловчий, ларчик.
2.»Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей», «Слон и Моська»
Самостоятельная работа, самоконтроль.
РУУД: составление плана действий, саморегуляция;
ПУУД: пошаговое выполнение задачи4
РУУД: оценка результатов работы
Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы.
КУУД: владение монологической формой речи
Восстановление учебной мотивации
ЛУУД: самоопределение
ЛУУД: мобилизхация внимания, уважение к окружающим;
КУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
РУУД: саморегуляция
ПУУД: извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.
КУУД: инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение диалогической и монологической формой речи.
РУУД: целеполагание
ПУУД: применение методов информационного поиска;
КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
ПУУД: применение методов информационного поиска;
РУУД: коррекция