Конспект НОД
Образовательная область «Коммуникация»
Развитие речи
Тема: «Дикие животные»
Образовательные цели. Формирование представлений о внешнем мире, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формирование обобщающего понятия «дикие животные». Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа).
Развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Воспитательные цели. Формирование интереса к живой природе, доброжелательности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование. Фигурки и плоскостные изображения диких животных, сюжетные картинки для организационного момента, две небольшие куклы, комплект предметных картинок, названия которых начинаются со звуков [а],[о].
Предварительная работа. Чтение стихов о диких животных Е. Трутневой, И. Токмаковой, рассказов Е. Чарушина, разучивание пальчиковой гимнастики «Сидит белка в тележке», составление и заучивание словосочетаний «серый волк», «рыжая лиса», «бурый медведь», «белый заяц».
- Организационный момент. [Развитие грамматического строя речи (составление простых предложений со зрительной опорой).]
Воспитатель: Посмотрите на свои картинки. Расскажите, какие животные на них изображены. Обратите внимание на цвет меха животных.
1-й ребёнок: Это бурый медведь.
2-й ребёнок: Это белый зайчик.
3-й ребёнок: Это рыжая лиса.
4-й ребёнок: Это серый волк.
Воспитатель: Молодцы! Садитесь.
- Беседа о диких животных. [Рассматривание фигурок животных. Составление рассказа-описания по образцу и данному плану. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Воспитатель расставляет на столе фигурки диких животных.
Воспитатель: Посмотрите на эти фигурки. Кого вы узнали?
1-й ребёнок: Это волк.
2-й ребёнок: Это медведь.
3-й ребёнок: Это лиса.
4-й ребёнок: Это заяц.
Воспитатель: Это дикие животные. Они живут в лесу, сами о себе заботятся, сами себе добывают пищу. Давайте попробуем составить рассказы о них. Послушайте рассказ о медведе.
Это медведь. Он большой, бурый. У него сильные лапы.
Попробуйте рассказать об остальных животных. Назовите животное, расскажите, какое оно и что у него есть. Я помогу вам и покажу ту часть животного, о которой вы расскажете.
1-й ребёнок: Это зайчик. Он маленький, беленький. У него длинные уши.
2-й ребёнок: Это лиса. Она рыжая, красивая. У неё пушистый хвост.
3-й ребёнок: Это волк. Он серый, лохматый. У него острые зубы.
4-й ребёнок: Это белка. Она маленькая, серая. У неё кисточки на ушках.
Воспитатель: Отличные рассказы!
- Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики.]
Воспитатель приглашает детей на коврик и выполняет пальчиковую гимнастику вместе с ними.
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки.
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Хлопают в ладони и ударяют кулачок о кулачок попеременно.
Загибают по одному пальчику, начиная с большого, на обеих руках одновременно.
- Дыхательная гимнастика. Упражнение №4 (для постановки дыхания). [Развитие речевого дыхания.]
Воспитатель предлагает детям встать прямо, опустить руки, сделать спокойный вдох, «послать воздух в животик», а на выдохе посчитать до пяти и обратно.
Упражнение проводится 2-3 раза.
- Игра «Кого не стало?» [Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции, употребление существительных в форме родительного падежа со значением отсутствия).]
Воспитатель приглашает детей за стол и с помощью плоскостных фигур собирает на магнитной доске картину.
Воспитатель: Каких животных вы видите на картинке? Что они делают?
1-й ребёнок: Белка сидит на дереве.
2-й ребёнок: Медведь спит в берлоге.
3-й ребёнок: Заяц бежит по снегу.
4-й ребёнок: Лиса гонится за зайцем.
Воспитатель: А сейчас вы закроете глаза, и я уберу одно животное, а вы скажете, когда откроете глаза, кого не стало. (Убирает изображение зайца.) Кого не стало?
Дети: Не стало зайца.
Воспитатель возвращает изображение зайца на место. Аналогично проводится работа с изображением лисы и белки. Воспитатель проводить оценку работы детей.
- Игра «Помоги Ане и Оле». [Развитие фонематических представлений, дифференциация звуков [а] — [о] в словах с опорой на картинки.]
Воспитатель сажает на стол двух кукол, раскладывает небольшие предметные картинки.
Воспитатель: Куклу в красном платье зовут Аня. Вы будете помогать Ане собирать картинки, названия которых начинаются со звука [а]. Куклу в жёлтом платье зовут Оля. Вы будете помогать ей собирать картинки, названия которых начинаются со звука [о].
Дети кладут картинки, названия которых начинаются со звука [а] (арбуз, апельсин, ананас, аист), рядом с куклой в красном платье, а картинки, названия которых начинаются со звука [о] (ослик, обруч, окунь, облако), рядом с куклой в жёлтом платье. Воспитатель оценивает работу детей.
- Игра «Мамы и детёныши». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами –онок, -ёнок, -ат, -ят).]
Воспитатель помещает на наборное полотно плоскостные фигурки диких животных, а детям раздаёт плоскостные фигурки детёнышей животных.
Воспитатель: Лесные мамы потеряли своих малышей, сейчас вы поможете найти их. Я буду показывать лесную маму и называть её, а тот из вас, у кого её малыш, должен принести его и закрепить рядом с мамой. Это лиса. Кто у неё?
1-й ребёнок: У неё лисёнок.
Воспитатель: Это белка. Кто у неё?
2-й ребёнок: У неё бельчонок.
Воспитатель: Это волчица. Кто у неё?
3-й ребёнок: У неё волчонок.
Воспитатель: Это медведица. Кто у неё?
4-й ребёнок: У неё медвежонок.
Воспитатель: Молодцы! Помогли всем мамам найти своих малышей.
- Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления, памяти.]
Воспитатель убирает наборное полотно с фигурками животных.
Воспитатель: Я хочу проверить, хорошо ли вы запомнили названия диких и домашних животных. Будем играть в игру «Кто лишний?». Слушайте внимательно. Лиса, волк, собака, медведь. Кто лишний?
Дети: Собака.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это домашнее животное.
Воспитатель: А все остальные?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Молодцы! Слушайте дальше. Кошка, корова, белка, лошадь. Кто лишний?
Дети: Это белка.
Воспитатель: Почему?
Дети: Это дикое животное.
Воспитатель: А все остальные?
Дети: Домашние животные.
Воспитатель: Молодцы!
- Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Воспитатель предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, что узнали нового о диких животных, какие игры и упражнения им понравились. Можно предложить детям оценить работу друг друга.
Зимний лес на рисунке И. Шишкина особенный, спящий. В нем словно остановилась жизнь: река почти полностью замерзла, деревья застыли, присыпанные снегом. Цветовая гамма проста: черный, белый, коричневый. Удачно выбранная основа (коричневая бумага), прекрасно передает цвета и настроение пасмурного зимнего вечера. Безжизненность пейзажа нарушают лишь небольшие проталины в ледовом ковре речушки, отражающие зимний лес.
Проталины словно дают надежду на скорую весну, на пробуждение от спячки. Заснеженные деревья, отражаясь в проступающей воде, словно готовятся к наступлению нового этапа жизни, к пробуждению.
Пример 1
Иван Шишкин – знаменитый русский художник. Он знаменит тем, что рисовал невероятной красоты пейзажи. Я видела уже множество его картин. Каждая его работа казалась мне вовсе не картиной, а фотографией. Он настолько реально изображал природу, что даже не верилось, что это все просто сочетание красок! «Зима в лесу» – одна из самых известных его картин. На картине изображена зимняя пора. Деревья, покрытые снегом, наклонены в разные стороны. Они будто образуют тропинку вдаль. Тропинка эта вся заснеженная. Ни одного человека, ни одной зверушки не прошлось по этой тропинке. Снег лежит на ней ровным слоем и не виднеется ни одного следа. Хочется пройтись по этой тропинке. Интересно, насколько глубокий там слой снега? Наверное, на картине изображено позднее утро. Деревья с левой стороны освещены светом солнца. Оно уже высоко в небе. Вдали виднеется голубое небо. Хочется оказаться там и послушать звуки природы. Как хрустит снега под ногами и как поют зимние птицы. Картины Шишкина всегда мне очень нравились. Я люблю долго их рассматривать и иногда представлять себя там, прямо в том месте, которое изобразил художник. И эта картина, под названием «Иней» мне тоже очень понравилась!
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)
Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы - Сочинение по картине Айвазовского Георгиевский монастырь
На большинстве произведениях Айвазовского изображены моря, а в особенности чаще всего Чёрное море. Одной из таких замечательных и ранних картин является «Георгиевский монастырь». Эта работа была написана в 1846 году - Сочинение Описание картины Портрет сына художника Тропинина (7 класс)
Знаменитый отечественный живописец Тропинин был признанным знатоком написания картин с тончайшим описанием внешнего облика. Всякое из его творений действительно произведение искусства, которое проникает в душу и остается
Пример 2
Картина знаменитого русского художника Шишкина ( 1832-1898) была написана в 1890 году. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. На картине мы видим тихий, зимний лес. Перед нами высокие деревья, запорошенные снежком. Светит яркое солнце, оно еле-еле пробивается сквозь чащу и оставляет солнечные блики на снегу и на деревьях в центре картины. Ветки деревьев тянутся к солнцу, им не хватает тепла. Рядом с деревьями растут небольшие кустики, они тоже утонули в снегу. Ветер легко дует, придавая свежесть. Снег покрыл скатертью землю и образовал большие сугробы. Вдалеке мы видим безлюдное, снежное поле, к нему можно пройти через весь лес. Эта картина описывает всю красоту русской природы. Небо чисто голубое, без облаков. Вокруг ни одного человека, в такие моменты чувствуешь человеческую свободу. От картины веет морозной свежестью и одиночеством. Скоро придёт весна, снег растает, и природа начнет оживать. Картина выполнена в черных, голубых и белых оттенках, они прекрасно сочетаются между собой и передают всю атмосферу, в которой находится художник. Мне очень понравилась эта картина ощущением свежести и ее цветовой палитрой. Мне очень понравилась эта картина и я бы хотела посмотреть на неё вживую в галерее.
Описание картины С.А. Тутунова “Зима пришла. Детство”
Вариант 1
Картина Тутунова Зима пришла. Детство, написана художником в 1960 году в Москве. На холсте автор отобразил маленького мальчика, видимо только что, вставшего с постели и с удивлением смотрящего в утреннее окно на новую картину мира. А за окном его молодому взору раскрывается интересное зрелище отличающаяся от того, что он видел вчера.
Во дворе все белым бело, все покрыто белоснежным покровом крыши домов, деревья на которых еще не совсем опали листья и даже на старом заборе, который также преобразился украшенный пушистыми шапками снега.
Все как в сказке, на улице тихо и блаженно, белый снег кружится в танце и падает крупными хлопьями, а на окна прилипают разномастные красивые снежинки. На улице природа отражает свои новые краски жизни упорядоченные временем года.
Засмотревшись в окно малыш в мечтах представляет о наступающем новом годе, о подарках от деда мороза, он в мечтах о катаниях на санках с горки, а еще о лепке снеговика с его друзьями ровесниками и многое, многое другое. О какое же это прекрасное время, кто в детстве не любил зиму, именно пушисто снежную с сугробами, с инеем на ветвях деревьев, красивыми узорами на окнах деревенских домишек.
Художник Сергей Андреевич Тутунов в картине Зима пришла. Детство., хотел раскрыть зрителю детские впечатления и мечты маленького мальчика, возможно впервые с осознанием его молодого разума увидевшего необычайно зрелищную красоту зимы, ее загадочность, свежесть морозного утра с мерцающими гирляндами снежинок бликующих на снежном покрове.
Как известно, художник Тутунов часто принимал участие в различных выставках изобразительного искусства, где он и продемонстрировал это произведение, полотно очень впечатлило многих посетителей от мала до велика. Перед картиной можно подолгу стоять и расcматривать, мечтать и размышлять о детстве, о первом снеге, о красоте русской природы и о любви к родине.
В 1960 году картина Тутунова Зима пришла. Детство. была куплена руководством Государственной Третьяковской галереи, где сегодня она и находится.
Вариант 2
Зима имеет особое значение для детей и взрослых. Глазами детей зима — это время волшебства и чудес. Об этом сезоне было написано и создано множество произведений. Произведение Тутунова «Зима пришла» олицетворяет волшебство зимнего сезона. На полотне нарисован маленький мальчик, который только встал с постели ранним утром. На полотне мальчик пристально смотрит в окно.
Мальчуган замечает интересное зрелище, смотря в окно. Уведенное зрелище отличается от того, что он видел вчера. Через окно были заметны крыши соседних зданий, которые покрыты белым снегом. Также мальчик заметил деревья, которые покрыты пушистым снежком.
На полотне изображена сказочная зима. Снег кружит и танцует, спускаясь с неба большими хлопьями. При этом на полотне можно увидеть прилипшие снежинки к окну. Мальчик видит, как зима проявляет себя во всей красе.
Смотря в окно, мальчик мечтает о Новом годе, подарках, которых он получит. Также зима приятна для мальчика катанием на санках, лепкой снеговика и играми с друзьями.
Сам автор С. А. Тутунов в своем произведении «Зима пришла» пожелал рассказать людям об сказочных впечатлениях маленького мальчика, который смотрел в окно. Мальчик олицетворял всю красоту, загадочность и свежесть зимнего раннего утра. Это утро красовалось под светящимся снежным покровом.
Во время зимнего сезона вся почва становится белая как бумажный лист. Каждого человека и этого мальчика белоснежное зимнее время одаривает миром в душе. Зима обеспечивает огромным количеством снежка, который может хрустеть под обувью. Х
олодный воздух имеет резкость, при котором нельзя надышаться. Для многих людей зима означает запах мандарина и зеленую елку. Поскольку именно зимой наступает Новый год. По картине «Зима пришла» можно представить себе полное описание этого сезона. Почти все людям нравится зимнее время, от маленьких детей до взрослых.
Поскольку зима связана с волшебством, каждый человек надеется на исполнение желания и мечты. Даже может произойти чудо в жизни, которое запомнится навсегда. В чудо и исполнение мечты и желаний помогает поверить полотно Тутунова. Эту картину можно встретить на выставке изобразительных искусств самого автора.
Пример 3
Сегодня я ознакомился с картиной великого художника Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу» или «Иней», на которой изображен зимний лес. Иван Иванович знаменит своим невероятным талантом изображения пейзажей на холсте. Одним из самых популярных творений этого художника является та самая картина, которую мы сейчас рассмотрим. Лес, на иллюстрации, как и многие животные, «впал в спячку» на долгую, холодную зиму. Некоторые деревья, покрыты инеем, повалены друг на друга. Кажется, будто мы стоим на краю леса. Ещё чуть-чуть, и выйдем из него в бескрайнее заснеженное поле. Так же можно заметить, что лес будто бы разделен на две части: слева светлая сказочная сторона леса, а справа тёмная и неизвестная. Картина выполнена в нескольких тусклых цветах: белый, чёрный и серый. Разбавляет эти краски чистое голубое небо на заднем плане, которое указывает нам на то, что действие происходит днем. Мне понравилась эта картина тем, что её хочется рассматривать, каждый раз замечая что-то новое, удивительное.
Сочинение по картине «Зимний лес»
Вариант 1
Зима в лесу – это нечто особенное. В это время года лес отдыхает. Деревья, сбросив до весны листья, спят. И только хвойные всегда в одной поре — они зеленеют, как и прежде.
В подземных норах и берлогах спят звери, многие из них залегли в спячку до самой весны. Насекомые тоже попрятались, для них сейчас слишком холодно. Большинство птиц покинули эти края, улетев на юг. Они вернутся вместе с теплом. Зато не спят и не прячутся лисы и волки, они не боятся зимы. Главная их добыча – это зайцы, но они тоже неплохо подготовились, сменив заметную серую шубу на белую. Теперь их почти не видно в снегу.
Зимний лес укрыт снежными заносами. Вокруг видно только темные стволы, иногда проглядывают зеленые ветви елок. Все остальное надежно скрыто белым покрывалом. В солнечные дни в лесу все сверкает, будто россыпи драгоценных камней.
В отличие от города, в лесу снег не становится грязным, он остается чистым на протяжение всей зимы. Ведь здесь нет машин и промышленных труб. Однако если посмотреть внимательно, на белоснежном ковре заметны меленькие тропки — это следы животных.
Если повезет, в лесу можно встретить и зимних птиц, обитающих в средней полосе: свиристелей, снегирей, клестов. Обычно они питаются еловыми шишками или мерзлыми ягодами. Даже в холодное время года лесная жизнь не замирает.
Никто не нарушает тишину и спокойствие зимнего леса. Только иногда в выходные находятся любители проложить лыжню на лесных тропинках. Тихо здесь, только ветки замерзших деревьев изредка потрескивают от мороза. Да хруст снега под ногами во время прогулки разрывает тишину зимнего леса. Хотя зимой здесь, конечно, трудно пройти — проваливаешься в сугробы по колено, а то и по пояс.
Как ни крути, а зимний лес прекрасен, он дремлет до весны, создавая внутри себя умиротворенную, сверкающую атмосферу.
Вариант 2
Когда приходит зима, всё вокруг меняется. Природа чувствует, что настало время отдохнуть от роскошных убранств. Она наряжается во всё белое и красивое. Лес покрывается снежными хлопьями, которые без конца падают на верхушки деревьев. На зелёных иголках сосен и елей появляются едва заметные сосульки. Вокруг всё красивое и невероятное. Кажется, что лес превращается в сказку.
Каждое дерево спешит надеть новый наряд. Каждый зверёк становится пушистым и проворным. Лес меняется. Белое покрывало закрывает собой всё, что видит. Это делает деревья сказочными. Каждая их веточка блестит на солнце и привлекает к себе много внимания. Если присмотреться, то можно заметить, как снежинки кружатся и падают на тропки. Они украшают всё вокруг.
Зимний лес невероятен, он привлекает людей своей таинственностью. Здесь каждая веточка и каждый кустик словно собрал в себе всю красоту зимы. Снег аккуратно украшает деревья, наряжает их в белые шубки. Они выглядят очень счастливыми и довольными. Люди, которые приходят в лес, это замечают. Каждому человеку хочется прикоснуться к невероятным убранствам.
Даже звери надевают новые шубки. Зайцы становятся беленькими, они не хотят выделяться. Только светлый мех сможет спрятать их от хищников. Лес знает это и сам наряжается только в белое. Он помогает маленьким животным обрести спокойствие.
Один раз посетив такой лес, о нём сложно забыть. Он чарует своей чистотой и непорочностью. Каждое дуновение ветра или движение веточки приносит что-то новое. Никакая сила не может разрушить красоту, которая создаётся природой. Она неповторима и превращает всё вокруг словно в другой мир. Эта таинственная жизнь леса открывается всего на мгновение, но её уже трудно забыть.
Только зимой начинается настоящая сказка, которую могут прочитать только самые внимательные.
Это интересно: Сочинение на тему «Тихий дон» Шолохов. Легендарный роман и экранизация.
Вариант 3
Зима – очень красивая и таинственная пора года. Это хорошо можно увидеть, прогуливаясь по заснеженному лесу. Земля укрыта белоснежным ковром, деревья одели сказочные наряды. Всё украшено ослепительным снегом, прозрачным льдом и серебристой изморозью. Стоит выглянуть солнышку и всё начинает под его лучами искрится и переливаться всеми цветами радуги. Находясь в зимнем лесу, ты словно попадаешь в сказку.
Прогуливаясь по тропинкам зимнего леса можно услышать, как скрипят и трещат замёрзшие деревья от мороза. А хруст только выпавшего снега нарушает звенящую тишину леса. На сугробах можно увидеть не только узоры, оставленные морозным ветром, но и следы животных, которые бродят в поисках пропитания. Зима – тяжёлая и голодная пора для животных. Многие делают осенью запасы, чтобы пережить это нелёгкое время, а некоторые звери, такие как медведи и барсуки, впадают в спячку до самой весны. Птиц тоже редко встретишь в лесу: много птиц улетает в тёплые края, а некоторые ищут пропитания в городе. Жизнь в лесу затихает, но не останавливается.
Вдохновлённые волшебством и сказочной красотой зимнего леса, много композиторов и поэтов создали замечательные произведения. А также художники, любуясь зимними пейзажами, нарисовали множество хороших картин.
Зимой часто бывают сильные снегопады и метели, из-за которых не получается прогуляться по лесу. В такие моменты лес становится суровым. Все зверушки и птицы прячутся в своих норках, и стараются не высовываться пока утихнет вьюга. Сильные ветра сдувают с верхушек деревьев снег и образуют на земле большие сугробы и снежные завалы.
В зимнем лесу время словно останавливается. Заснеженная мирная природа дарит ощущение спокойствия, покоя и умиротворения. Мне нравится бродить по заснеженным тропинкам и любоваться красотой. Это хорошая возможность побыть вдали от городской суеты и наслаждаясь тишиной леса, погрузится в свои размышления. Общение с природой многому учит. Например, заботиться о диких животных, ведь зимой им трудно найти себе пищу. Можно соорудить кормушки и повесить их на деревья, чтобы птицы и белки могли лакомиться едой. Заботясь об окружающем мире, мы всегда будем счастливы, ведь будем постоянно лицезреть красивые пейзажи. Прививая своим деткам любовь к природе и животным, мы сможем сохранить наш красивый мир как можно дольше. За хорошее отношение природа всегда нас отблагодарит.
Вариант 4
Каждый человек что-то любит. Животных, путешествия, компьютерные игры. Я люблю лес и зиму. Поэтому зиму в лесу люблю вдвойне.
Лес зимой очень красив, пусть и присутствует всего 3 цвета: белый, зелёный и коричневый. Встречаются и другие цвета: красные гроздья рябины, рыжие шубы зверей, но основных всё-таки 3. В начале зимы снег ещё не грязный, как весной. А белый и пушистый. Ёлки и сосны в снегу даже в феврале напоминают о Новом годе.
Когда заходишь в зимний лес, поначалу он только кажется пустым. Приглядевшись и прислушавшись, можно увидеть и услышать многое. На сухом дереве дятел долбит ствол, ищет себе пропитание. Вездесущие синички перелетают с куста на куст. Реже можно встретить снегирей. Недалеко за городом люди в лесу вешают кормушки для птиц. Иногда в эти кормушки заглядывают и белки, кто ж откажется от еды в суровое время года? Зимой белок виднее, чем летом. На снегу рыжая шубка хорошо заметна на снегу.
Интересно читать следы, которые животные оставляют на снежном покрове. Птичьи – большие и маленькие, заячьи, которые легко узнать. Чуть глубже в лес, там, где зимой человек не ходит, встречаются следы лисы, кабана или лося. Ну, а лесной снеговик с морковкой говорит о присутствии человека.
Грибников зимой не увидишь, а вот спортсменов легко. Лыжники в зимнем лесу – обычное дело. В морозный солнечный день хорошо покататься по лесу. Можно пробежаться по уже раскатанной лыжне, а можно проложить свою. Пешком по глубокому снегу ходить очень сложно, а вот лыжи не дают провалиться под снег. Главное, не уехать далеко, а то можно заблудиться. Для тех, кто не любит лыжи, есть и другие зимние развлечения: санки, ватрушки, коньки. Катание на коньках по лесному озеру нельзя сравнить с катком – места гораздо больше! А горки для санок, самодельные или природные, можно найти в любом лесу.
Хорошо зимой уехать подальше и развести в лесу костёр. Сразу вспоминается сказка «12 месяцев». Посидеть, погреться у костра, попить чаю из термоса и пожарить на огне кусочек припасённого хлеба – это очень интересно и напоминает небольшое приключение.
Прогулки по зимнему лесу хороши для здоровья. Свежий воздух, спорт, морозец укрепляют иммунитет лучше, чем любое лекарство. А если взять с собой фотоаппарат, то останется много красивых кадров зимы в лесу.
Смотрите также «Утро в сосновом лесу» — одна из известнейших картин великого русского художника И. И. Шишкина, которую он написал в 1889 году.
Картине «Зима», Шишкина И.И.
Взгляните на картину. Здесь практически все усыпано снегом, из других цветов всего-то и остались лишь стволы деревьев, старых сосен. При этом снег все укрыл словно толстым ватным одеялом, прилежно и повсюду. Не забыв ни про ветки молодых сосен, ни про старые пеньки и стволы упавших деревьев. Настроение зимнего царства снега и леса поглощенного в него постепенно и явно пробуждается при детальном осмотре этого шедевра.
Что же, теперь самое время перейти к примерам сочинений по этой картине.
Презентация на тему Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе с использованием схем- моделей. презентация к уроку (подготовительная группа), из раздела: Разное. Эта презентация содержит 18 слайда(ов). Информативные слайды и изображения помогут Вам заинтересовать аудиторию. Скачать презентацию на данную тему можно внизу страницы, поделившись ссылкой с помощью социальных кнопок. Также можно добавить наш сайт презентаций в закладки! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.
Слайды и текст этой презентации
Открыть в PDF
Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе с использованием схем- моделей
Чирухина Г.В.
Ц Е Л Ь
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
— развитие свободного общения со взрослыми;
— совершенствовать диалогическую форму речи.
— развивать монологическую форму речи;
— учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие, рассказы;
— учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
— развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
З А Д А Ч И
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных образовательных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Этап обучения связной речи детей 6-7 лет по картинно-графическим планам.
Этап игрового практикума составления описательных рассказов по план — схемам.
Этап составления схем – моделей детьми по авторским рассказам и рассказам из личного опыта.
Этап обучения связной речи детей 6-7 лет по картинно-графическим планам.
Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно- графические планы.
Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов без опоры на сюжетную картинку.
Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитие действий.
Этап игрового практикума, составление описательных рассказов по план — схемам.
Дидактическая игра «Хорошо-плохо»
Цель :развивать умение устанавливать причинно-следственные связи междуразными природными явлениями, животными, предметами и их назначением.
Ход игры: детям необходимо разделить схемы по назначению: что плохо, что хорошо для фруктовых садов, объяснить почему.
Дидактическая игра «Что за птица?»
Цель: учить описывать птиц по характерным признакам и узнавать их по описанию.
Ход игры: водящий загадывает перелетную птицу, затем описывает ее с опорой на графические схемы и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетела?». Правильно угадавший, становится водящим.
«Мой любимый овощ»- рассказать о нем по схеме.
«Расскажи,какая одежда» -выбрать картинку с изображением одежды и составить описательный рассказ с опорой на схему.
«Расскажи про животное»-рассказать о диком животном холодных стран.
«Приметы зимы»- составить предложения о приметах зимы, а затем рассказ «Зимушка –зима» с использованием опорных схем.
Рассказы по готовым схемам – моделям
Ю. Пшонкин «Беличьи кладовые»
Этап составления схем – моделей детьми по авторским рассказам и рассказам из личного опыта.
Спасибо за внимание!
Темникова Ирина
Георгиевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Ясли-сад № 316 г.Донецка»
Коррекционно-развивающее
занятие по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Тема:
«Составление рассказа-описания по теме и предложенной схеме «Звери наших лесов»
Коррекционно-образовательные
цели: закрепить представления
о зверях наших лесов, об их внешнем виде, повадках, образе жизни в осенний
период. Расширить и активизировать словарь по теме (животное, зверь, медведь,
волк, лиса, барсук, заяц, белка, еж, лось, олень, рысь, рога, копыта, мех,
шкура, лапа, берлога, нора, дупло, логово, лежка; дикий, хищное, травоядное,
голодный, злой; менять, линять, спать, заготавливать, утеплять, добывать,
охотиться). Учить детей составлять описательный рассказ о диком животном с опорой
на схему по предложенному плану. Совершенствовать грамматический строй речи
(употребление существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят); упражнять
в подборе слов-антонимов; употреблении предложного падежа существительного.
Совершенствовать навык слогового анализа слова. Развивать у детей связную речь,
умение отвечать на вопросы полным предложением, память, внимание, мышление.
Продолжать развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Воспитывать у
детей правильное поведение по отношению к животным.
Оборудование: таблица-схема описания животного,
индивидуальные картинки с изображением диких животных, квадраты желтого,
зеленого и синего цвета на каждого ребенка, мяч, зеркала, бассейн с горохом и
фигурками зверей.
Ход занятия
1. Организационный
момент. (Развитие тонкой
моторики, объявление темы занятия.)
— Ребята, я предлагаю
вам по очереди опустить руку в бассейн и достать то, что там спрятано.
— Положите на стол
то, что вы достали из пальчикового бассейна. Скажите, кто это?
— Как вы думаете, о
ком мы сегодня будем говорить на занятии? Какие это животные?
— Правильно, мы будем
говорить о зверях, которые живут в наших лесах, о диких животных. Будем учиться
составлять о них маленькие рассказы. Не забывайте, что говорить надо
четко, правильно выговаривая звуки.
2. Дидактическая
игра «Кто где живет».
(Употребление предложного падежа имени существительного.)
— Давайте вспомним,
где в лесу живут наши звери. Назовите их дом. Напоминаю, что отвечать нужно
полным предложением, как я: «Барсук живет в норе».
— Лиса живет в норе.
Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Ежик прячется в листве. Заяц спит
под кустом. Рысь живет на дереве. Белка живет в дупле.
— Дома каких животных
мы не назвали? Олени, лоси спят на земле. Место, где они отдыхают лежа,
называется лежка.
3. Артикуляционная
гимнастика для шипящих звуков.
— Пусть звери
отдохнут, а мы выполним знакомые вам упражнения:
— «Прятки», «Чашечка».
4. Игра «Скажи
наоборот».
— Ребята, все животные
разные: они не похожи внешне и по характеру друг на друга.
— Давайте поиграем в
игру «Скажи наоборот» и узнаем, чем они отличаются. Я начну, а вы продолжайте:
* Волк смелый, а заяц
… (трусливый.)
* Медведь большой, а
ежик … (маленький.)
* Олень бегает
быстро, а еж … (медленно.)
* У барсука шерсть
гладкая, а у ежа иголки … (колючие.)
* Волк злой, а белка
… (добрая.)
* Лось рогатый, а
волк … (безрогий.)
* Заяц ловкий, а
медведь … (неуклюжий).
* У волка хвост
опущен вниз, а у белки …(поднят вверх).
-Молодца, ребята. А
теперь вспомним, как же зовут детенышей наших зверей.
5. Игра с мячом
«Большие и маленькие»
— Я буду бросать вам
мяч и называть взрослое животное, а вы называть его детеныша (детенышей) и
возвращать мяч мне.
-Лиса – лисенок —
лисята; медведь – медвежонок – медвежата; лось – лосенок – лосята; заяц –
зайчонок – зайчата; барсук – барсучонок – барсучата; белка – бельчонок –
бельчата; еж – ежонок – ежата; рысь – рысенок – рысята; олень – олененок –
оленята, волк – волчонок – волчата.
6.Составление рассказа-описания
по схеме и предложенному плану.
— Ребята, я предлагаю
рассказать о том животном, картинка которого лежит у вас на столе. А поможет в
этом вот эта схема (на доске вывешивается таблица-схема).
— Внимательно
смотрите и слушайте, как вы будете рассказывать. (План рассказа дается с
одновременным показом на схеме.)
— Сначала назовите
свое животное. Скажите, дикое оно или домашнее. Где в лесу его дом. Опишите
внешний вид: размер, чем покрыто тело, цвет шерсти, особенности частей тела.
Назовите его детенышей, как подает голос, чем питается. Скажите, опасен ли этот
зверь для человека или нет? Чем? Как нужно относиться к диким животным?
7.Игра «Разноцветные
квадраты».
— У каждого из вас
три квадрата разного цвета.
ЗАДАНИЕ: разделите
слово-название своего животного на слоги. Если название состоит из одного
слога, то накройте свое животное желтым квадратом; зеленым – если в слове два
слога; синим – если в слове три слога.
7. Итог:— О ком мы говорили? Что вы составляли по
схеме о животных? Чей рассказ вам понравился? (Проводится оценка работы детей)
изменения. Осенние месяцы
Отгадывание загадок. Составление рассказа с опорой на картинку и
схемы.
3
Растения осенью. Занятия людей в осеннее время
1
Упражнения на
развитие внимания. Игра «Угадай овощ». Рассказ учителя о порядке выращивания
картофеля, капусты, свёклы, гороха.
Узнавание и различение овощей. Составление описания овощей.
Растения
4
Растения сада. Плодовые деревья, ягодные кустарники
1
Работа с иллюстрациями. Узнавание и различение фруктов. Опиши любой
фрукт или ягоду (цвет, размер, вкус, на чём растёт)
5
Лес (лиственные и хвойные деревья) и лесные ягоды (съедобные,
несъедобные, ядовиты) Грибы: съедобные, несъедобные, ядовитые
1
Лес. Виды
леса. Растения леса. Опиши и нарисуй лесные деревья. Работа с иллюстрациями и
муляжами грибов. Различение съедобных и ядовитых грибов. Нарисуй съедобный и
ядовитый гриб.
6
Проверочная работа №1 «Осенние изменения в природе.»
1
Неживая природа
7
Термометр (градусник)
1
Рассматривание иллюстрации. Назначение термометра. Зарисовать
термометр.
8
Восход и закат солнца
1
Просмотр видеоматериалов, иллюстраций. Выбор нужной картинки,
аргументация.
II четверть – 7 часов
Сезонные изменения в природе
1
Животные осенью (лесные животные, насекомые, птицы)
1
Беседа о диких
животных осенью. Упражнения в составлении фразы по сюжетной картинке.
Описание картинки по памяти. Рассказ учителя.
Игра «Угадай по описанию». Отгадывание загадок.
Животные
2
Птицы: внешний вид, строение, среда обитания,
питание.
Перелётные
(соловьи, дрозды) и зимующие
(дятлы, галки) птицы
1
Беседа «Каких птиц ты знаешь?». Рассказ учителя о перелётных птицах.
Отгадывание
загадок про птиц. Упражнения в классификации.
Упражнения в
запоминании. Подбор слов – действий к картинкам.
Составление предложений по картинке «Синицы на кормушке».
Сезонные изменения в природе
3
Зима. Временные изменения. Зимние месяцы
1
Работа с иллюстрациями. Упражнения в подборе слов на тему «Зима».
Отгадывание загадок. Составление рассказа с опорой на картинку и схемы.
4
Растения зимой. Занятия людей в зимнее
1
Просмотр иллюстраций. Упражнения в узнавании и определении
время
растений.
Упражнения в описании растений по вопросам.
5
Проверочная
работа №2 «Зима»
1
Выполнение
заданий практической работы
Человек
6
Дыхание
человека
1
Работа с
учебником. Беседа «Человек и его основные органы». Упражнения в названии и
определении частей тела. Составление рассказа «Органы дыхания»
7
Профилактика
простудных заболеваний
1
Просмотр
видеоматериалов. Беседа о значении и мерах профилактики простудных
заболеваний.
III
четверть – 11 часов
Сезонные
изменения в природе
1
Животные
зимой
1
Просмотр
иллюстраций, отгадывание загадок. Беседа о диких животных зимой. Рассказ по
картинке.
Животные
2
Дикие
животные: лось, кабан, заяц
1
Просмотр
иллюстраций, рассказ учителя. Составление рассказа о диком животном, месте
его обитания.
3
Домашние
животные: корова, свинья, кролики
1
Просмотр иллюстраций. Загадки про домашних животных. Составление
рассказа о домашнем животном.
4
Сравнительные характеристики диких и домашних животных
1
Сравнение
диких и домашних животных.
Неживая
природа
5
Солнце в
разные времена года
1
Просмотр
видеоматериалов. Рассказ учителя о влиянии солнца на смену времён года.
6
Воздух.
Значение воздуха
1
Беседа о
значении воздуха.
Животные
7
Хищные
птицы: ястреб, коршун, сова
1
Просмотр видеоматериалов, рассказ учителя о хищных птицах.
Отгадывание загадок. Составление рассказа о хищной птице.
8
Певчие
птицы: жаворонки, ласточки
1
Просмотр
видеоматериалов, рассказ учителя о певчих птицах. Отгадывание загадок.
Составление рассказа о певчей птице.
Человек
9
Кровь.
Сердце. Пульс
1
Работа с
учебником. Рассказ учителя. Подсчет пульса.
Сезонные
изменения в природе
10
Проверочная
работа №3 «Животные»
1
Выполнение
заданий практической работы
11
Весна.
Временные изменения. Весенние
1
Работа с
иллюстрациями. Упражнения в подборе слов на тему «Весна».
месяцы.
Животные весной
Отгадывание
загадок. Составление рассказа с опорой на картинку и схемы.
IV
четверть – 8 часов
Неживая
природа
1
Ветер.
Направление ветра
1
Просмотр
видеоматериалов. Рассказ учителя.
Человек
2
Окружающая
среда и здоровье человека
1
Рассказ учителя. Составление рассказа «Как можно сохранить природу»
3
Питание
человека. Разнообразие продуктов
1
Беседа о
правильном питании.
Сезонные
изменения в природе
4
Растения
весной. Занятия людей в весеннее время. Плоды и семена. Травы
1
Просмотр
иллюстраций. Беседа о весенних изменениях в природе.
Растения
5
Промежуточная аттестация (тестовые
задания) «Сезонные изменения в природе»
1
Выполнение тестовых заданий
Сезонные
изменения в природе
6
Лето.
Временные изменения. Летние месяцы
1
Работа с
иллюстрациями. Упражнения в подборе слов на тему «Весна». Отгадывание
загадок. Составление рассказа с опорой на картинку и схемы.
7
Проверочная
работа №4 «Человек»
1
Выполнение заданий проверочной работы
8
Растения
летом. Животные летом. Занятия людей в летний период.
1
Просмотр иллюстраций. Беседа о летних изменениях в природе.
Составление рассказа о летних каникулах.
Итого
34