Пояснительная записка.
Развитие речи включает владение речью как
средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха; знакомство с художественной литературой (детской), понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественная литература. Воспитание интереса и
любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать
художественные произведения, следить за развитием действий*.
Развивающая речевая среда. Приучать детей –
будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
Совершенствовать речь как средство общения.
Выяснять, что дети хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели
бы узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться
играть, какие мультфильмы готовы смотреть повторно и почему, какие рассказы (о
чем) предпочитают слушать и т. п.
Опираясь на опыт детей и учитывая их предпочтения, подбирать
наглядные материалы для самостоятельного восприятия с последующим обсуждением с
воспитателем и сверстниками. Уточнять высказывания детей, помогать им более
точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и
делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Помогать осваивать
формы речевого этикета. Продолжать содержательно, эмоционально рассказывать
детям об интересных фактах и событиях. Приучать детей к самостоятельности
суждений.
Формирование словаря. Продолжать работу по
обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря детей.
Побуждать детей интересоваться смыслом слова.
Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном
соответствии с их значением и целью высказывания. Помогать детям осваивать
выразительные средства языка.
Звуковая культура речи. Совершенствовать умение
различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию:
учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с
естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух: учить называть
слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении,
определять место звука в слове. Отрабатывать интонационную выразительность
речи.
Грамматический строй речи. Продолжать упражнять
детей в согласовании слов в предложении. Совершенствовать умение
образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами,
глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.
Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые
средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.
д.).
Связная
речь. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую
формы речи. Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком,
между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками,
воспитывать культуру речевого общения. Продолжать учить содержательно и
выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах; о содержании картины;
по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать
составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять
рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие
сказки на заданную тему.
Подготовка
к обучению грамоте. Дать представления о предложении (без грамматического
определения). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений
(без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности. Учить
детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша,
ма-ли-на, бе-ре-за) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить
выделять последовательность звуков в простых словах**.
В соответствии с программой, на образовательную
область «Речевое развитие» отводится 34 занятия.
Образовательная область «Речевое развитие» продолжает
развивать интерес детей к художественной литературе, пополнять литературный
багаж сказками, загадками, считалками, скороговорками. Формированию интереса и
потребности в чтении (восприятии) книг способствует решение следующих задач:
формирование целостной картины
мира, в том числе первичных ценностных представлений;
приобщение к словесному искусству,
в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Литературный материал
оказывает большое влияние на интеллект, речь ребенка, его позитивное отношение
к миру.
Читательский опыт начинает
закладываться в детстве. Это возраст, в котором ярко проявляется способность
слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное
произведение, искренне сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к
прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как
часто и каким образом читают детям.
Детская литература как
часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются
образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения
и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует
развитию эстетического сознания ребенка, формированию его мировоззрения.
современная литература
(русская и зарубежная).
Система работы по ознакомлению дошкольников с
произведениями художественной литературы включает:
свободное общение воспитателя
с детьми на основе прочитанной художественной литературы.
1-я неделя: чтение народных и авторских сказок, драматизация
небольших произведений или отрывков из сказок, рассматривание иллюстрированных
изданий сказок (моноизданий, сборников);
2-я неделя: чтение стихотворений (лирических, игровых,
юмористических), рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;
3-я неделя: чтение рассказов и повестей, рассматривание
иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;
4-я неделя: путешествие по страницам «толстой» книги.
пересказывают отрывок из
сказки, рассказа.
РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ.
Номер
занятия
Содержание
(разделы,
темы)
Даты
проведения
Оборудование
Основные
виды
Образовательных
Областей
(ОО)
план
факт
1
1.«Подготовишки».
Цель:
Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему,
выяснить хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить
высказывания.
2.
Составление рассказа по картине « В школу».
Цель:
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее
навыки построения сюжета ( завязка, кульминация, развязка).
3 неделя
сентября
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 19)
2. О.С.
Ушакова.
«
Развитие речи детей 5-7 лет».
(
стр.135).
Наглядный
материал:
картина
« В школу».
Речевое
развитие
2
1.Звуковая
культура речи (проверочное).
Цель:
выяснить, как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей
группе.
2.Пересказ
рассказа К.Ушинского «Четыре желания».
Цель:
Учить передавать художественный текст последовательно и точно, без пропусков
и повторений.
4 неделя
сентября
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.
21.)
2. О.С.
Ушакова.
«
Развитие речи детей 5-7 лет».
(
стр.137).
Материал:
Рассказ
К.Ушинского « Четыре желания».
Речевое
развитие
3
1.Для
чего нужны стихи?
Цель:
Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи.
Выяснить, какие программные стихотворения дети помнят.
2.Беседа
о А.Пушкине.
Цель:
Рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от
восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта.
5 неделя
сентября
1.
В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе
группа.» ( стр.23, 25)
Речевое
развитие
4
1.Пересказ
итальянской сказки « Как осел петь перестал.»
Цель:
Познакомить детей с итальянской сказкой « Как осел петь перестал.» Помогать
детям пересказывать небольшие тексты без существенных пропусков и повторов.
2.
Составление текста- рассуждения.
Цель:
Учить употреблению сложноподчиненных предложений.
1 неделя
Октября
1.
В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. подготовительная к школе
группа.» ( стр. 24,)
2. О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр 139.);
Наглядный
материал
: картина «Зайцы».
Речевое
развитие
5
1.Лексико-грамматические
упражнения.
Цель:
Активизировать речь детей.
2.
Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат».
Цель:
Развивать у детей умение связывать в единое целое отдельные части рассказа,
передавая текст точно, последовательно. Выразительно.
2 неделя
октября
1.
В.В.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе
группа.» ( стр.26.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.141);
Материал :
рассказ В.Бианки
«Купание
медвежат».
Речевое
развитие
6
1.Заучивание
стихотворения А.Фета « Ласточки пропали…»
Цель:
Помочь детям запомнить стихотворение А.Фета « Ласточки пропали…»
2.Составление
рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».
Цель:
Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно
строить сюжет.
3 неделя
октября
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.27.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.147);
Наглядный
материал
:картинки – заяц, волк, белка, кролик, галка.
Речевое
развитие
7
1.Звуковая
культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Цель:
Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять
количество и порядок слов в предложении.
2.Составление
текста-поздравления.
Цель:
Учить составлять текст-поздравление.
4 неделя
октября
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.28.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 150);
Наглядный
материал
: игрушки- музыкальные инструменты: барабан, балалайка, гармонь, дудочка,
звоночки.
Речевое
развитие
8
1.Русские
народные сказки.
Цель:
Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
2.
Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Цель:
Учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей.
Их поступки, переживания.
1 неделя
ноября
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.30.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 153)
Речевое
развитие
9
1.Сегодня
так светло кругом!
Цель:
Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.
2.Осенние
мотивы.
Цель: Учить
детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять. Почему понравилась та или
иная иллюстрация.
2 неделя
ноября
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.35.,
36)
Речевое
развитие
10
1.Звуковая
культура речи, Работа над предложением.
Цель:
Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и
последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой
стороной слова.
2.Составление
рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Цель:
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность,
точность и выразительность.
3 неделя
ноября
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.37.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.159);
Наглядный
материал:
картина
«Лиса с лисятами».
Речевое
развитие
11
1
Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет».
Цель:
Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
2.
Лексические игры и упражнения.
Цель:
Активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.
4 неделя
ноября
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.39.40)
Речевое
развитие
12
1.Первый
снег. Заучивание наизусть стихотворения А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Цель:
Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить
стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
2.
Составление рассказа по картине « Не боимся мы мороза».
Цель:
Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать
для описания зимы образные слова и выражения.
5 неделя
ноября
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.42.)
2.
О.С.Ушакова О.С. Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.163);
Наглядный
материал: картины
« Не
боимся мы мороза», «Саша и снеговик».
Речевое
развитие
13
1.Работа
с иллюстрированными изданиями сказок.
Цель:
Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать
речь детей.
2.Составление
рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
Цель:
Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать
связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа.
1 неделя
декабря
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр. 45.)
2.О.С.Ушакова
О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.165);
Наглядный
материал: игрушки-
лисенок, щенок.
Речевое
развитие
14
1.Звуковая
культура речи.
Цель:
Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой
анализ слова.
2.
Чтение рассказа Л.Толстого «Прыжок».
Цель:
Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы
Л.Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок».
2 неделя
декабря
1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.»
( стр. 46, 47)
Речевое
развитие
15
1.Тяпа и
Топ сварили компот.
Цель:
Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с
последовательно развивающимися действием.
2.
Пересказ сказки « У страха глаза велики».
Цель:
Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторение,
выразительно передавая речь персонажей.
3 неделя
декабря
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр. 48.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.168); Материал:
сказка «
У страха глаза велики».
Речевое
развитие
16
1.Повторение
стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой».
Цель:
Повторить с детьми любимые стихотворения.
2.Составление
рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке».
Цель:
Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и
находить целесообразную форму передачи этого содержания.
4 неделя
декабря
1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.51.)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.175);
Речевое
развитие
17
1.Новогодние
встречи.
Цель:
Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта.
2.Произведения
Н.Носова
Цель:
Вспомнить с детьми рассказы Н Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения
Незнайки и его друзей».
2 неделя
января
1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр.54.)
Речевое развитие
18
1.Здравствуй,
гостья-зима!
Цель:
Познакомить детей со стихотворениями о зиме.
2.Лекситческие
игры и упражнения.
Цель:
Активизировать словарный запас детей.
3 неделя
января
1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.»
( стр55,56.)
Речевое
развитие
19
1.Чтение
сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев».
Цель:
Познакомить со сказкой С.Маршака «Двенадцать месяцев».
2.Творческие
рассказы детей.
Цель:
Активизировать фантазию и речь детей.
4 неделя
января
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр57, 55.)
Речевое
развитие
20
1.Чтение
русской народной сказки «Никита Кожемяка».
Цель:
Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной
сказкой «Никита Кожемяка».
2.
Звуковая культура речи.
Цель:
продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить
слова с открытыми слогами на части.
5 неделя
января
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.»
( стр58.)
Речевое
развитие
21
1.Работа
по сюжетной картине.
Цель:
Совершенствовать умение детей озаглавить картину, составить план рассказа.
2.Чтение
былины «Илья Муромец и Соловей –разбойник».
Цель:
Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного
богатыря Илья Муромца.
1 неделя
февраля
1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.»
( стр59, 60)
Речевое
развитие
22
1.Лексические
игры и упражнения.
Цель:
Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие
речи.
2. Составление
рассказа «Как Ежок попал в беду по серии сюжетных картин.
Цель:
Обучать построению синтаксических конструкций, развивать умение использовать
разные способы связи между частями текста.
2 неделя
февраля
1. В.В.
Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» (
стр61.)
2.
О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр.181)
Наглядный
материал: 1
картинка- ежонок упал в яму, бельчонок, медвежонок и зайчонок стоят и смотрят
в яму; 2- бельчонок и медвежонок кидают в яму прутики и ветки, зайчонок стоит
испуганный; 3- ежонок выбрался, зайчонок угощает всех морковкой; 4- зверята
веселятся.
Речевое
развитие
23
1.Пересказ
рассказа В.Бианки «Музыкант».
Цель:
Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
2.Чтение
рассказа Е.Воробьева «Обрывок провода».
Цель:
Обогатить литературный багаж детей, помочь прочувствовать необычность
описанной в рассказе ситуации.
3 неделя
февраля
1. В.В
.Гербова. « Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.»
( стр62)
Речевое развитие
24
1.Чтение
былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»
Цель:
Приобщать детей к былинному эпосу, к былинному складу речи.
2.
Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Цель:
Совершенствовать фонематическое восприятие детей. Формировать умение делить
слова на части.
4 неделя
февраля
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 63,
64)
Речевое
развитие
25
1.Чтение
сказки В.Даля «Старик-годовик».
Цель: Совершенствовать
диалогическую речь детей.
2.
Сочинение сказки на заданную тему.
Цель:
Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику
сказочного жанра.
1 неделя
марта
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 65)
2.
О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 196);
Наглядный
материал: репродукция
картины В.Бакшеева « Голубая весна».
Речевое
развитие
26
1.Заучивание
стихотворения П.Соловьевой «Ночь и день».
Цель:
Познакомить детей со стихотворением П.Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в
выразительном чтении стихотворения.
2.Лексические
игры и упражнения.
Цель:
Активизировать речь детей, учить их импровизировать.
2 неделя
марта
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.
66,67)
Речевое
развитие
27
1.Весна
идет, весне дорогу!
Цель:
Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
2.чтение
былины «Садко».
Цель:
Познакомить детей с былиной «Садко».
3 неделя
марта
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр.
68,71)
Речевое
развитие
28
1.
Чтение сказки «Снегурочка».
Цель:
Познакомить детей с народной сказкой, с образом Снегурочки.
2.Лексико-грамматические
упражнения.
Цель:
Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь,
помогать правильно строить сложноподчиненные предложения.
4 неделя
марта
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр .71)
Речевое
развитие
29
1.Сочиняем
сказку про Золушку.
Цель:
Помогать детям составлять творческие рассказы.
2.Пересказ
сказки «Как аукнется, так и откликнется.»
Цель:
Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из
текста.
1 неделя
апреля
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 72)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 199);
Речевое
развитие
30
1.Рссказы
по картинкам.
Цель:
Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с
последовательно развивающимся действием.
2.
Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».
Цель:
Учить составлять коллективный рассказ-описание.
2 неделя
апреля
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 73)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 202);
Наглядный
материал:
картина
«Если бы мы были художниками».
Речевое
развитие
31
1.Звуковая
культура речи. Подготовка к обучению грамоте.
Цель:
Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить
слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в
словах.
2.Пересказ
сказки «Лиса и козел.»
Цель:
Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».
3 неделя
апреля
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр .74,
75)
Речевое
развитие
32
1.Заучивание
стихотворения З.Александровой «Родина».
Цель:
Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она
одна»), запомнить произведение.
2.Звуковая
культура речи. Подготовка к грамоте.
Цель:
совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и
слоговой анализ слов.
4 неделя
апреля
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр. 76,
78.)
Речевое
развитие
33
1.Весенние
стихи.
Цель:
Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне.
2.Беседа
о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В.Бианки «Май».
Цель:
Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник
информации. С помощью рассказа В.Бианки познакомить детей с приметами мая-
последнего месяца весны.
1 неделя
мая
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 79.)
Речевое
развитие.
34
1.Лексико-грамматические
упражнения.
Цель:
Активизировать речь детей.
2.
Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
Цель:
Закреплять умение составлять рассказ на заданную тему.
2 неделя
мая
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 80).
2.
.О.С.Ушакова « Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 210);
Речевое
развитие.
35
1.пересказ
рассказа Э.Шима «Очень вредная крапива».
Цель:
Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты,
правильно строить предложения.
2.Составление
рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Цель:
Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему.
3 неделя
мая
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 81)
2.О.С.Ушакова
« Развитие речи детей 5-7 лет». (стр. 214);
Речевое
развитие.
36
1. Повторение стихотворения З.
Александровой «Родина».
Цель:
помочь детям понять смысл стихотворения, запомнить произведение.
2. В.
Катаев «Цветик-семицветик» Цель: подвести к пониманию нравственного смысла
сказки, мотивированной оценке поступков и характера главной героини,
закрепить знания о жанровых особенностях сказки.
4 неделя
мая
1.В.В.Гербова.
« Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа.» ( стр 76)
2. О. С. Ушакова « Развитие речи детей 5-7
лет», стр. 164
Речевое
развитие
«Откуда у нас брались деньги, мы до сих пор понять не можем», — говорит Алексей из Слуцка, который прислал историю о ремонте в старой квартире на конкурс читательских историй с онлайн-гипермаркетом 21vek.by. Как семья своими силами всего за 2,5 месяца и 4,5 тысячи долларов преобразила жилье — читайте в материале. А еще Алексей расписал все расходы до копейки!
Алексей рассказывает, что в феврале 2021 года они с женой и ребенком решили расширить жилплощадь и продали свою однокомнатную квартиру. В марте они купили двушку площадью 47 квадратных метров на пятом этаже в старом панельном доме с батареями в стене.
— Хорошо, что в прошлой квартире мы всего три года назад делали ремонт и руки еще не забыли, что это. Для ускорения ремонта решили временно переехать к родителям супруги, забыть, что такое выходные, и все бесшумные работы делать до трех часов ночи. Супруга морально поддерживала, носила бутерброды с кофе, чтобы я хоть как-то питался. Все нажитое непосильным трудом мы отправили на временное хранение в гараж. Квартира досталась нам, так сказать, от бабушки с отделкой 90-х.
Супруги оформили документы на квартиру и в этот же день приступили к демонтажным работам.
— Спасибо родственникам, что помогли с этим дружной компанией, иначе бы мы одни за год все не вынесли. На одну только выноску мебели ушло два дня (ведь это пятый этаж и узкие панельные подъезды). Далее приступили к удалению культурного слоя со стен. Скажу вам так: это еще то удовольствие. Не знаю, на что клеили обои, но местами они отрывались вместе с бетоном, а на снятие краски со стен в кухне и санузле ушло восемь дней, три скребка и 17 баллончиков газа. Потом мы сняли старые полы и ура — перед нами голая бетонная коробка.
Алексей говорит, что по образованию и по характеру работ он инженер-строитель. Супруга — медицинский работник, отец — электромонтажник.
— Это и была наша основная строительная бригада. Все работы, за исключением замены ПВХ-окна и стяжки пола, делали сами. Экономить старались на всем, без ущерба качеству и без растягивания сроков строительства. Сэкономить получилось прилично, основную часть работ и закупку сделали до строительного бума и подорожания цен. Ну и «21-й вeк» со своими акциями пришелся очень кстати. Так, мы купили дверную фурнитуру, ванну, унитаз, смесители, полотенцесушитель, лампочки, точечные светильники, духовой шкаф (правда, привезли с дефектом на лицевой панели, но сделали скидку в пункте самовывоза, чему я был сильно удивлен) и кучу всякой мелочи со скидкой в среднем 20-30%. Хвала тем, кто придумал и ввел промокоды! Но удивляло и то, что цена даже без скидок была ниже, чем в большинстве строительных магазинов.
Когда настал момент выбирать плитку, супруги поняли, что цена у частника на кераминовскую плитку гораздо ниже, чем в официальных салонах производителя даже с предоставлением скидки в 20%. Алексей добавляет, что плитку на пол брали в «Березакерамике».
— Далее сделали полусухую стяжку пола. У нас было несколько дней, чтобы накидать небольшой проект и понять примерный план, что как будет выглядеть. К сожалению, не все удалось воплотить в жизнь, но мы над этим работаем.
Проект квартиры Алексея
Потом приступили к электромонтажным работам.
— Было шумно, пыльно и больно соседским ушам, но многие отнеслись к этому с пониманием и согласились с безвыходностью происходящего, позволили чуть пошуметь тогда, когда не стоит, и вот — за четыре дня электрика была готова. Параллельно выполнялись работы по возведению перегородок из гипсокартона. Трубы я заменил за вечер и предусмотрел дополнительные отводы на случай перестановки мебели. Спасибо большое отцу, который шпаклевал стены, пока я мучился с укладкой плитки.
Дальше семья начала выбирать кухню и шкаф для вещей.
— Пробежавшись по мебельным салонам, я был шокирован. Кухня в 2,2 метра стоит от 540 долларов, гардероб 2,4 на 1,6 метра — 610 долларов. Цены — космос, а зная, сколько это стоит на самом деле, я был не готов расстаться с такой суммой. Хорошо, что есть интернет и фабричное частное производство. В итоге я нашел кухню за 767 рублей. Еще 35 рублей стоила доставка из Гомеля.
Гардероб Алексей делал сам. Он нарисовал проект, деталировку, а также нашел в Минске фирму по распилу.
— Заказал за 172 рубля. Счастью не было предела, и я установил все сам за три часа. Далее купили ламинат 33-го класса по старым ценам (результаты одного месяца поисков). После его укладки я сломя голову привез диван и провел первую ночь в нашей новой квартире. Эти эмоции не описать, им не было предела! Но впереди было еще много работы.
Потом супруги поменяли окно в кухне, потому что в других комнатах изначально стояли окна ПВХ.
— Мама с супругой поклеили обои, пока я был на работе. Дверь в санузел купили белорусского производства. Дешево и сердито, но в нашем случае еще и симпатично. Правда, из-за расцветки под бетон изготовление заняло 60 дней. В детскую комнату, к сожалению, дверь поставить в этом году не успеем, ведь изготовление занимает 65 дней. Цвет — все тот же светлый бетон.
Алексей повторяет, что работы в квартире предстоит еще много. Но они рады, что сделали ремонт с нулевым финансовым запасом. На сегодня на ремонт потрачено около 11,3 тысячи рублей.
— Откуда брались деньги, мы до сих пор понять не можем, ведь с момента покупки до полноценного переезда прошло два с половиной месяца. И мы рады, что Новый год проведем в новой для нас квартире. Что хотелось сказать по окончании ремонта: главное не бояться! Ремонт — это не всегда дорого, есть много способов сэкономить. Есть акции, скидки, интернет-площадки в конце концов, где новые вещи люди отдают в два раза дешевле. Да и многие работы можно выполнить самим без специального инструмента.
Кроме рассказа, Алексей прислал полную смету расходов на ремонт, где все прописано до копейки. Отметим, что часто это были одни из самых бюджетных материалов, купленные до подорожания. Вот таблицы с цифрами:
Санузел
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Плитка настенная | 341,24 |
Клей для плитки | 35,64 |
Фуга | 41,5 |
Доставка плитки | 5 |
Ванна | 205,38 |
Унитаз | 138,2 |
Полотенцесушитель | 84,41 |
Перенос приборов учета | 120 |
Трубы и комплектующие | 187,69 |
Вентиляция | 31,35 |
Смеситель | 61,12 |
Дверь, фурнитура | 400 |
Полка и вешалка | 16 |
Освещение | 29,51 |
Потолок | 71,96 |
Неучтенные расходы | 43 |
Итого | 1812 |
Кухня
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Кухня | 767 |
Варочная панель | 650 |
Мойка | 63 |
Духовой шкаф | 950 |
Окно | 520 |
Электрика | 25 |
Обои | 50 |
Освещение | 13 |
Сушилка для посуды | 22 |
Трубы вытяжки | 2,85 |
Плитка, фартук | 58 |
Смеситель и шланги | 68 |
Газовый шланг и вентиль | 19,78 |
Светодиодная подсветка | 55 |
Неучтенные расходы | 20 |
Итого | 3238 |
Детская
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Профиль для ГВЛ | 63,91 |
ГВЛ | 31,5 |
Ламинат, подложка | 276 |
Обои | 179 |
Гардеробная (распил и фурнитура) | 208,1 |
Освещение | 11,7 |
Розетки | 65 |
Неучтенные расходы | 22 |
Итого | 857,2 |
Коридор
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Обои | 72 |
Клей | 21,8 |
Плитка | 233,93 |
Ламинат, подложка, плинтус | 43 |
Освещение | 33,06 |
Стяжка пола вся квартира | 730 |
Утеплитель на пол под стяжку | 128 |
Фуга | 18,94 |
Клей монтажный | 11 |
Вешалка | 17 |
Неучтенные расходы | 17,88 |
Итого | 1327 |
Гостиная
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Профиль для ГВЛ | 105,7 |
ГВЛ | 63 |
Ламинат, подложка, плинтус | 478 |
Электрика | 70 |
Шпаклевка | 13,49 |
Обои | 165 |
Освещение | 66,86 |
Интернет-кабель | 13,76 |
Штукатурные уголки | 8 |
Дверь | 630 |
Саморезы | 30 |
Неучтенные расходы | 15 |
Итого | 1659 |
Инструменты
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Система СВП | 57 |
Инструмент | 122 |
Краска для труб | 14,46 |
Смеси | 111 |
Транспорт | 85 |
Москитная сетка на балкон | 12 |
Электрика | 300 |
Неучтенные расходы | 145 |
Итого | 846,5 |
Оформление квартиры
На что потратили | Сколько потратили рублей |
Сделка купли-продажи квартиры (с ускоренным оформлением) | 371,44 |
Регистрация | 29 |
Переделка договоров | 120 |
Итого | 520,4 |
Кроме того, Алексей накинул еще 10% на неучтенные расходы.
Итого сумма за оформление квартиры и ремонт — 11,3 тысячи рублей.
План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в средней школе: «Learn English through movies and cartoons»
Ключевые слова: английский язык
Класс: 5,6,7.
Форма проведения: беседа.
Цели:
-
совершенствование коммуникативных навыков учащихся;
-
повышение интереса и мотивации учащихся к изучаемому языку.
Задачи:
-
формирование организованности, активности, внимания и памяти в процессе просмотра видеоматериалов;
-
развитие языковой догадки;
-
работа над произносительной стороной речи;
-
воспитание уважительного отношения учащихся к взглядам и мнениям друг друга.
Оснащение: проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска
для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint; распечатанный раздаточный материал по числу учеников.
Время: 50 минут.
План мероприятия
Мероприятие состоит из 4 взаимосвязанных этапов.
1. Организационный этап (5 минут)
Демонстрация презентации (Презентация, Слайды 1–3), (прил.1).
Учитель знакомит учащихся с темой мероприятия. Проводит языковую разминку.
2. Обсуждение того, почему полезно смотреть фильмы на английском. Практические советы по просмотру фильмов на английском. (15 минут)
Демонстрация презентации (слайды 4-15) в сопровождении:
-
рассказа учителя;
-
вопросов ученикам.
3. Просмотр эпизода «Puss in the boots Scene» из мультфильма «Shrek 2», выполнение заданий по просмотренному эпизоду и его обсуждение. (25 минут)
Учитель демонстрирует эпизод из мультфильма «Shrek 2». Учащиеся смотрят эпизод, затем выполняют упражнения и переходят к совместному обсуждению просмотренного.
4. Рефлексия, подведение итогов. (5минут)
Учитель подводит итоги. Учащиеся делятся впечатлениями о проведенном мероприятии: делают выводы, полезно ли смотреть мультфильмы (сериалы, фильмы) на английском и почему, вспоминают новые слова.
Ход мероприятия
В ходе мероприятия учитель демонстрирует презентацию, ведёт диалог с учащимися и предлагает выполнение заданий (прил.2) по просмотренному эпизоду (скрипт прил.3).
1. Организационный этап.
Учитель: Hello, boysandgirls. Today we have an unusual lesson. Today we are going to speak about how to watch movies, cartoons or TV-shows in English. But first I want to ask you some questions.
-
Do you like watching movies/cartoons or TV-shows?
-
Do you watch them in English or in Russian?
-
Do you think it’s useful to watch films in English or it’s just a waste of time?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: When you learn English with movies, you’re taking a wild adventure. Howdoyouunderstandthisquote?
Учащиеся рассуждают и предлагают свои варианты.
2. Обсуждение того, почему полезно смотреть фильмы на английском. Практические советы по просмотру фильмов на английском.
Учитель: Watching movies is a great way to learn how to speak English fluently. It is also one of the funniest ways that can be used while learning English. We will now discuss why watching movies is a great way to learn English! I’ll also give you some tips to help you to learn new words and phrases while you watch, from repeating phrases to watching with (and without) subtitles.
1. Speaking skills: Hearing natives accent helps our speaking skills, especially our fluency in speaking.
2. Pronunciation and listening skills: Hearing native English speakers’ conversation with each other can help to hear how words are pronounced and how to use the right intonation.
3. Vocabulary: Watching English movies is a great way to learn a lot of new words and expressions
4. Learning and having a lot of fun! After all, watching movies is supposed to be fun, right?
Let’s sum it up now. Why watching films is a great way to learn English? What other advantages or maybe disadvantages can be mentioned here?
Учащиеся слушают рассказ учителя, затем делают вывод по всему сказанному и размышляют о том, какие еще есть преимущества и недостатки у данного способа изучения английского языка.
Учитель: So, how can you learn while having so much fun with the film? Let’s speak about practice tips to really learn English with movies.
1. Choose an interesting movie.
This probably sounds obvious, but if you choose a boring movie, you’ll be bored. And if you’re bored, it will be difficult to pay attention for more than one and a half hours!
2. Choose a movie that matches your current English level.
For example, for beginners in English, I usually recommend you learn English through animations. The main reason is because the English is usually very friendly, nice and easy to understand.
3. Take your dictionary.
Сhoose a film with subtitles! So when you hear a word you’re interested in, check it up! Because you went through the trouble to understand it… you’ll be able to remember that word for a long time too!
4. Repeat short phrases!
Sometimes, you might hear something cool in the movie. For example, some short phrases, or slang like, “sure thing” or “you betcha!” that are commonly used in English. If you like how it sounds, it really helps to repeat it! After saying it out loud a while, you will be able to remember it for a longer time! It’s a great and enjoyable exercise—one of my personal favorites.
5. Watch with and without subtitles.
I know it can be really challenging to watch a film in a foreign language without subtitles. So here’s my recommendation. When you watch a film the first time, just turn on subtitles. But if you get the chance to watch it a second time, try turning off subtitles.
6. It’s okay to miss words… just let it go.
Last of all, remember what we said in the start? Watching movies should be fun… so if you miss a word, a phrase, or even many sentences, that’s okay! Just follow along the subtitles and learn that way. Don’t feel bad… watching films is supposed to be fun!
What tips did you like the most? If you know any other secrets how to be successful in learning through watching, you can share this information with your classmates!
Учащиеся слушают рассказ учителя, затем выбирают советы, которые им больше всего понравились и запомнились. Размышляют о том, какие еще советы для просмотра фильмов на английском они знают.
3. Просмотр эпизода «Puss in the boots Scene» из мультфильма «Shrek 2», выполнение заданий по просмотренному эпизоду и его обсуждение.
Учитель: Now, when you understand why it’s important to watch films in English and know how to do it right, I offer you to watch an episode from the cartoon “Shrek 2”.
And who can tell me, how should we watch an episode for the first time? With subtitles or without it?
Before the first watching, please, look through the tasks 1-5 that we’re going to discuss later.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, готовятся к просмотру эпизода в первый раз, просматривая задания 1-5 (прил.2).
Учитель включает эпизод (скрипт прил.3).
Учащиеся смотрят эпизод и выполняют задания.
Учитель: And now let’s discuss some questions and to do some tasks.
Учащиеся совместно с учителем обсуждают вопросы 1-4 и проверяют задание 5.
Учитель: Great job! And now you are going to watch this episode again but this time without subtitles. Before watching, please, look through the tasks 6-10 that we’re going to discuss after.
Учащиеся готовятся к просмотру эпизода во второй раз, просматривая задания 6-10 (прил.2).
Учитель включает эпизод (скрипт прил.3).
Учащиеся смотрят эпизод и выполняют задания.
Учитель: And now let’s discuss the next questions and check the last task.
Учащиеся совместно с учителем обсуждают вопросы 7-10 и проверяют задание 6.
Учитель: Well done! And now let’s have some fun! I need 3 volunteers to do last task for today. Your task is to watch the one-minute episode that I’m going to show you. Listen to it very carefully and pay attention to the intonation. Then I switch off the sound and you task to copy the character’s intonation.
Учащиеся озвучивают героев в течении одной минуты, предварительно посмотрев выбранный учителем эпизод (скрипт прил. 4).
4. Рефлексия, подведение итогов.
Учитель: So, we have some minutes to discuss our lesson. What was the topic? What new words did you learn today? Thank you foryour work. Goodbye!
Учащиеся делятся впечатлениями о мероприятии, отвечают на вопросы учителя.
Тема: Наш край
Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД: познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуникативные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудиозапись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалевского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы
(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)
— Определите, о какой природной зоне идет речь.
• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промерзает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)
• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)
• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)
• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)
— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник -» слизень -» змея -» сова. Клевер — кузнечик -»ящерица -» орел.)
Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.
III. Самоопределение к деятельности
(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то рябина…»).)
— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так необычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае.)
— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.
(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)
— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны
IV. Открытие нового знания
1. Работа со словарем
Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, предельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обрыва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Приморский край.)
— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)
2. Работа с картой
— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учебника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-административная.)
— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъектов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)
— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)
— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)
— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой республики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с картой своего края
— Найдите на карте территорию, где мы живем.
(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)
— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)
— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? с другими округами, республиками, краями? В какой природной зоне мы живем?
(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)
— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.
2. Работа в группах
— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о достопримечательностях нашего края.
(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассматривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)
VI. Физкультминутка
VII. Работа по новой теме
1. Сообщения учащихся
— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.
(После выступления групп можно провести игру «Узнай растение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)
— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.
(После выступления — загадки о животных своего края.)
— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую красивую природу?
— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)
— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.
3. Творческая работа
— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.
(Работа ведется в парах.)
План рассказа о родном крае
1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).
2. Природа края (растения, животные).
3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)
— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие карты вы знаете?
— С какими новыми картами мы сегодня работали?
— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?
— Какие условные обозначения используют в этих картах?
— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)
IX. Рефлексия
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 138 учебника.
2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.
3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.
Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.
Формирование читательской грамотности обучающихся — это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.
Сейчас мы сталкиваемся со следующими проблемами:
-
многие дети имеют низкую скорость чтения;
-
зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;
-
не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
-
затрудняются кратко пересказать содержание;
Возникает противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.
Каковы же особенности формирования читательской грамотности:
1. Формирование навыка чтения (умение правильно прочитывать слова,
понимать смысл текста, выразительно читать).
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Наибольшую привлекательность для детей 1 класса имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения. На уроках обучения грамоте использую следующие приёмы для формирования навыка чтения.
1. Найди и прочитай 6 слов, которые начинаются с буквы А. АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А. СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О. МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ
2. Прочитай слова без лишнего слога.
тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант
3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?
канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень
4. В каждой строчке найди 5 слов. ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю
5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помоги — вновь из букв его сложи:
оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо алатс иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк мреавуй
6. Прочитай текст.
Вечером Женя с Митей ЛИШ ОП ЦЕУЛИ. ЕОЛВЗ ОИГРОД что-то чернело. Дети ШОЛИДОП БЛИПОЖЕ и увидели щегла. Птичка РЕВОПАЛИД ЫОЛРК. Женя ИРПЁНС ЛАЕГЩ домой. К весне ЛОЕГЩ СЯВИЛПРАОП. Женя ПУВЫСТИЛ ЕОГ на волю.
7. Кошка села на окошко (отработка навыка выразительного чтения).
Предложить прочесть фразу (пословицы, поговорки, стихи) с различными интонациями: вопросительно, торжественно, грустно, задумчиво, весело.
8. Шрифты – зазнайки (тренировка целостного восприятия слова). Прочитай все слова, независимо от способа их написания.
Слова написаны разными шрифтами и разными способами:
переСКАзаЛи; недолеТЕЛ; теЛЕФОН; ПЕрекрёсТОК
9. Буква — проказница (развитие наблюдательности и внимания при чтении). Быстро прочитай пары слов, которые отличаются одной буквой — «проказницей»: козы – косы; рак – рад; сыр – сын; песенка – лесенка; сало – мало.
10. Найди. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.
L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T
Один костёр — весь мир согревает. ( Солнце)
11. Замена. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.
По печи узнают человека.
Терпенье и прут всё перетрут.
Здоровому — грач не нужен.
12. Работа с деформированными текстами вызывает интерес. Ребёнку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.
маЗи
лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!
Таким образом, благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ребёнка читать целостно и осознанно, формируется автоматизм навыка чтения, повышается интерес и любовь ребёнка к СЛОВУ. Такие приёмы помогают учащимся улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.
Преимущество таких приёмов заключается в возможности творчески подходить к выполнению предложенных упражнений. Уходит монотонность и трудность процесса чтения. Играя, ребёнок легче запоминает буквосочетания, ему не нужно каждый раз их вновь прочитывать – так появляется необходимый навык. Вслед за этим приходит и целостное восприятие слова. Упражняясь в чтении текстов, внимание ребенка с технической стороны чтения постепенно переключается на его смысловое содержание и интонационную выразительность. Ребёнка перестают пугать «большие» тексты, появляется заинтересованность к описываемым событиям.
На начальном этапе обучения чтению главное – развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приёмов.
№ | Логические приёмы | Примеры заданий |
1 | Уровень – знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2 | Уровень – понимание | Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3 | Уровень – использование | Применить, проиллюстрировать, решить |
4 | Уровень – анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5 | Уровень – синтез | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) |
6 | Уровень – оценка | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Цель: Формирование аналитической культуры при работе с текстом.
И. Соколов-Микитов
Осень в лесу.
Пришёл сентябрь. После знойного лета5, после августовских тёплых дней наступила10 золотая осень.
По опушкам лесов15 ещё растут грибы: красноголовые подосиновики20; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие25 грузди и душистые рыжики. На30 старых больших пнях жмутся друг35к дружке тонконогие опёнки.
В40 моховых болотах ожерельем рассыпана по45 кочкам румяная клюква. На освещённых50 солнцем лесных полянах краснеют гроздья55 рябины.
Чист и прозрачен воздух60. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся65 голоса. На дне лесного ручья70 виден каждый камешек, каждая тонкая75 травинка. По прозрачному высокому небу80 бегут и бегут облака. В85 погожие тихие дни летает над90 землёй, садится на лицо липкая95 паутина.
В эти осенние дни100 многие птицы готовятся к отлёту105.
Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи110. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки115. В шумные стайки собираются скворцы120, улетают на юг певчие птицы125. В дальний путь отправляются дикие130 гуси, покидают родные болота длинноногие135 журавли.
Выполните следующие задания, прочитав текст И. Соколова-Микитова «Осень в лесу».
-
Знания. Прочитай. Запиши ответы:
— Какой месяц наступил? ___________________________________
— Какие грибы растут ранней осенью?___________________________
— Какие ягоды можно встретить в осеннем лесу?____________________
— Какой воздух? ____________________________________
— Какие птицы готовятся к отлёту? _______________________________
— Какие птицы остаются зимовать? ______________________________
-
Понимание. Расскажи про признаки осени.
-
Применение. Приведите аргументы, подтверждающие название рассказа «Осень в лесу».
-
Анализ. Проанализируй текст. Выдели признаки живой и неживой природы.
-
Синтез. Составь план рассказа.
-
Оценивание. Опиши, какие признаки осени ты бы мог увидеть, оказавшись в осеннем лесу.