План рассказа наука ненависти

наука ненависти рассказ михаила шолохова, написанный в июне 1942 года в камышине и впервые опубликованный в газете правда 22

«Нау́ка не́нависти» — рассказ Михаила Шолохова, написанный в июне 1942 года в Камышине и впервые опубликованный в газете «Правда» 22 июня 1942 года, спустя ровно год после начала Великой Отечественной войны. В конкретных условиях идущей войны (отступление советских войск на Кавказе и на Волге, ужесточение оккупационного режима на захваченных Третьим рейхом советских территориях), сознательно приуроченный публикаторами к годовщине начала войны.

Сюжет[править | править код]

Рассказчик, приехавший на фронт, разговаривает с лейтенантом Виктором Герасимовым, который неожиданно болезненно реагирует на проходящих мимо него пленных немцев. Рассказчик узнаёт, что лейтенант был в немецком плену. При двух последующих встречах Герасимов рассказывает ему о себе.

До войны потомственный рабочий Виктор Герасимов работал механиком на одном из заводов Западной Сибири. Был женат, растил двоих детей. Вместе с ним жил его отец-инвалид. Жена и отец провожали его на войну с патриотическими наставлениями, и даже секретарь райкома партии, обычно «очень сухой, рассудочный человек», сказал ему несколько слов напутствия, что даже «очки у него будто бы отпотели…» и он не казался «таким уж сухарем».

Уже в июле 1941 года Герасимов принял участие в первых боях. Отступая, его часть взяла в плен пятнадцать немцев, которым бойцы Герасимова даже симпатизировали, давая им еду, табак и называя «камрадами». Опытный боец-кадровик окоротил остальных, коротко сказав о том, как немцы, в отличие от них, обращаются с нашими пленными и мирным населением.

Вскоре часть перешла в наступление, и бойцы увидели всё своими глазами. Больше всего Герасимову запала в память изнасилованная и убитая немцами одиннадцатилетняя девочка, которая шла в школу. Рядом с ней валялся учебник физической географии Баркова и Половинкина для 5 класса. Точно такой же был у дочери Герасимова — пятиклассницы. Чуть позже они увидели место казни красноармейцев: на куче крупно нарубленного мяса стопкой лежали восемь красноармейских пилоток. «Все мы поняли, что имеем дело не с людьми, а с какими-то осатаневшими от крови собачьими выродками».

В сентябре в бою Герасимов был ранен осколками мины, потерял сознание и был взят в плен.

История[править | править код]

По свидетельству главного редактора газеты «Красная звезда» Давида Ортенберга, газетная, журналистская работа Михаила Шолохова, которой Шолохов в целом тяготился, не считая себя журналистом[1], была инициирована именно им, Ортенбергом:

— Михаил Александрович, как вы отнесётесь к такому предложению: ездить по фронтам и писать только то, что вам будет по душе?

Он посмотрел на меня своими синими, лучистыми глазами, кивнул головой. И отправился моложавый полковой комиссар по фронтам, как бы сейчас сказали, в автономное плавание, к героям своих будущих произведений, сражавшихся за Родину.

Нам, конечно, хотелось, чтобы об увиденном Шолохов рассказывал сразу, но всё же мы не торопили писателя. Пришло время, и вот сегодня опубликована его «Наука ненависти».[1]

Однако, впервые рассказ, написанный Шолоховым в июне 1942 года в Камышине, был опубликован 22 июня 1942 года в газете «Правда» и только на следующий день, 23 июня — в «Красной звезде». Следующая публикация появилась в журнале «Политпросветработа» (№ 22 за 1942 год), затем рассказ был издан отдельной брошюрой в серии «Библиотека „Огонек“» (№ 35) издательств «Воениздат» и «Правда». До конца Второй мировой войны рассказ переиздавался несколько десятков раз.[2]

Прототип главного героя рассказа[править | править код]

В основу рассказа Шолохова легла история плена политрука Юго-Западного фронта 26-й армии 27-й отдельной роты медицинского усиления Зиновия Яковлевича Фердмана. Фердман попал в плен 21 сентября 1941 года возле села Денисовка Полтавской области, был помещён в лагерь военнопленных в селе Боканка, 26 сентября бежал из лагеря и 21 ноября вышел в расположение советских войск.

Стилистика записанных Шолоховым показаний Фердмана свидетельствует о том, что Шолохов либо присутствовал на опросе, либо переписал протокол показаний Фердмана в особом отделе.[3]

Среди прочего Фердман дал следующие показания:

…Попал я в плен вместе с рядовыми, без знаков различия, и потому остался жив, а командиров, которые не успевают снять знаков различия, сразу берут отдельно, очень сильно издеваются и потом сразу же расстреливают.

Привели нас вечером в лагерь, а на утро вокруг себя я увидел тысяч 20 людей, которые копошились в грязи, тесноте, оборванные и избитые. Многие, ослабевшие от голода, валялись под ногами. Хотя есть давали каждые сутки, — всем не хватало. Менее сильные физически не ели по 4—5 дней. Кормят просом и подсолнухом. От этого очень многие умирают от запора. Каждый день выносили по 10—15 мертвых.

Часто пленные сами, заметив, что некоторые сильно ослабли, под видом мёртвых перебрасывали их через забор. На утро проверяли, но их не было. Очевидно, их кто-то спасал.[4]

Библиография[править | править код]

  • Ортенберг Давид. Год 1942: Рассказ-хроника / Предисл. Л. Лазарева. — М.: Политиздат, 1988. — 460 с.
  • Смелов Леонид. 70 лет исполнилось рассказу Михаила Шолохова «Наука ненависти» // ИНФОКАМ. — 12 июля 2012 года.
  • Смирнова Галина, Сидорова Надежда. Исполнилось 70 лет со дня первой публикации рассказа М. А. Шолохова «Наука ненависти» // Государственный музей-заповедник М. А. Шолохова. — 22 июня 2012 года.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Текст рассказа
  • Сочинения
  • По литературе
  • Шолохов
  • Анализ произведения Наука ненависти

Произведение относится по жанровой направленности к разряду писательских сочинений, посвященных военной тематике и размышлениям о человеческих судьбах, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Повествование в рассказе осуществляется от лица фронтовика Виктора Герасимова, рассказывающего историю собственной непростой судьбы.

Композиционная структура произведения представляется в четкой схематичной форме, подчеркивающей эволюцию душевного состояния главного персонажа, заключающуюся в изначально добром отношении к жизни и даже фашистским захватчикам, а впоследствии перерожденную в ожесточенную ненависть.

Герой представляется писателем в образе высокого, сутулого человека, имеющего высоко поднятые плечи и спокойное, беспристрастное лицо. В довоенное время Герасимов живет, как и все советские люди, работая механиком на крупном заводском предприятии, воспитывая с женой двух детей, а также оказывая помощь и поддержку пожилому отцу-инвалиду.

С началом войны, охваченный патриотическим настроем, Герасимов отправляется на фронт, где поначалу испытывает сочувствие к врагу, которого побеждает их подразделение. Однако впоследствии к Виктору приходит осознание, что фашистские захватчики представляют собой зверей, жаждущих кровопролития, насилия, издевательств. Подтверждение возникшему у Герасимова чувства к врагам проявляется ежедневно в ведущихся боях, а также бросающихся в глаза истерзанных городах, селах, освобождаемых советской армией, заполненных человеческими телами, зверски убитых женщин, детей, стариков. 

Спустя время, принимая участие в одном из сражений, Герасимов попадает в плен к фашистам, где испытывает на себе бесчеловечное отношение к беспомощным людям в виде неимоверных пыток, постоянного голода, жестоких издевательств. В период нахождения в плену Виктор окончательно понимает, что ненавидит врага всей своей душой, при этом отчаянно желает вырваться из опутавшей его клетки и вернуться домой, к семье. Вера в жизнь, в собственные силы помогает Герасимову осуществить побег из фашистского плена и добраться до партизанского отряда, в котором ему помогают восстановить подорванное здоровье.

Смысловая нагрузка рассказа «Наука ненависти» демонстрирует авторскую позицию по отношению к войнам, являющихся чудовищными существами, калечащими людские судьбы, но в то же время заставляющие человека проявлять в своем характере истинные героические качества.

Анализ 2

Шолохов — знаменитый писатель, который за свою долгу жизнь, написал немало потрясающих историй, и именно они стали популярны не только в России, но и за границей. В своих произведениях, он описывал проблемы 20 века. Это и бытовой насилие, и постоянная нищета бедняков, также война, которая забирала жизни многих людей. Его произведения полностью передавали эмоции и чувства людей, которые жили во время этих исторических событий. Одним из популярных и самый жестокий произведений Шолохова считается «Наука ненависти».

Все произведение видим от лица рассказчика, который однажды приезжает на фронт воевать и отправляется побеседовать с лейтенантом Виктором Герасимом. Во время их дискуссии, рядом с двумя солдатами проходит колонна пленных немцев, и на это событие лейтенант довольно болезненно реагирует. Увидев это, рассказчик спрашивает, что случилось с солдатом, почему он так замер? Тот говорит, что находился однажды в немецком плену и помнить эти ужасные моменты. После этого периодически встречаясь с генералом, наш рассказчик узнает его историю.

До начала войны обычный рабочий Виктор Герасимов работал на заводе механиком в Западной Сибири. Он был женат на прекрасной девушке, и имел двух маленьких детей. Также с ними в доме жил его отец, который в тот момент был уже инвалидом. После того как началась война, Виктор решил пойти на фронт и сражаться за свою родину. Его провожали все, даже скупой и черствый секретарь механика, пожелал ему удачи и вернуться домой целым и невредимым.

Уже в июле 1914 года Герасим отправился на свой первый бой, который прошел довольно успешно. Не смотря, на то, что из-за большого наплыва немцев им пришлось отступить, они ухитрились взять пару врагов в плен, примерно 15 человек. Не смотря, на то, что они были для бойцов настоящими врагами, они хорошо относились к немцам. Давали им вкусную еду, выпивку и просто хорошо проводили с ними время. Но все это быстро закончилось, когда один из бойцов увидев, это сказал, чтобы русские не смели помогать врагам, так как они не видели, как те издеваются над нашими людьми в плену. После этих рассказов от опытного бойца, другие солдаты перестали так хорошо относиться к немцам, но все равно не могла полностью поверить этим ужасным речам.

Довольно быстро юные бойцы увидели этот ад своими глазами. Они видели большое количество убитых, как и солдат, так и мирный жителей которых несчастно пытали немцы. Для многих солдат, особенно для Герасима худшим зрелищем, была маленькая девочка 11 лет, которая была зверски убита, а перед этим изнасилована и избита. Посмотрев на нее солдат, он понял, что она направлялась в школу, так как рядом лежали учебники по физической географии Баркова и Половинова 5 классов. Самой страшное для Герасима было то, что эта девочка имела тот же возраст, как и его дочь, которая тоже была пятиклассницей. Еще одним ужасным зрелищем был момент, где флот увидел на одной из площадей страшное оборудование, где казнили их собратьев, красноармейцев. Они увидели не просто место смерти, а также большое количество порубленных на части людей и одежду солдат. В этот момент войско, поняло, что они воюют не с умными и образованными людьми, которые за свою родину будут горой, а с животными, которые ради забавы готовы перегрызть глотку.

Рассказ завершается тем, что уже осенью в сентябре Герасима сильно ранили миной и его смогли взять в плен немцы.

Это произведение в литературе Шолохова считается одним из самых жестких и ужасных. В нем описывается кошмарная война которая не пощадить, не маленького ребенка, не старика. Также этим произведением автор показал, что во время этих событий главное остаться, не смотря, на все человеком, а не превратиться животное которое только и хочет что зрелищ и крови.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Наука ненависти

Анализ произведения Наука ненависти

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Жизнь рассуждение

    Жизнь – процесс, который очень трудно описать словами. Это понятие люди используют для описания деятельности всех существ на земле. Жизнь – это бесценный дар, данный нам самой природой.

  • Анализ рассказа Заячьи лапы Паустовского

    В рассказе Заячьи лапы Паустовский рассказывает трогательную историю о том как Ларион Малявин спасает зайчика и выхаживает зверька, который до этого помог ему спастись из лесного пожара.

  • Сочинение по роману Мастер и Маргарита Булгакова

    Роман Мастер и Маргарита о судьбе художника, его ответственности перед творчеством, включает евангельский, земной и демонический миры.

  • Анализ повести Портрет Гоголя

    Выдающийся писатель Н.В. Гоголь умел замечать в окружающем мире, не только истинную красоту, но и суровую действительность. Петербург стал для него мрачным и серым городом

  • Сочинение Как мы однажды вылепили снежную бабу 5 класс

    Несмотря на то, что был уже январь, зима только начиналась в наших краях. Вот, например, только вчера выпал первый снег. Весь вечер я провел около окна, зачарованно наблюдая за тем, как аккуратные снежинки мягко опадают на землю

  • План рассказа морской царь и василиса премудрая
  • План рассказа моя родина казахстан 4 класс
  • План рассказа муму 5 класс тургенев план
  • План рассказа михаила зощенко самое главное
  • План рассказа метель и вьюга павел засодимский