План рассказа на тему зачем земле воздушное покрывало

Форма творческой работы по мхк на тему из истории создания музыкального произведения римского-корсакова шахерезада представлена в виде брошюры с рядом

Форма творческой работы по МХК на тему «Из истории создания музыкального произведения Римского-Корсакова «Шахерезада»» представлена в виде брошюры с рядом заданий и вопросов, на которые учащимся предлагается ответить. Задания для выполнения предполагают игровой характер.

Подробнее о работе:

Темой проекта по музыке «Из истории создания музыкального произведения Римского-Корсакова «Шахерезада»» стало описание событий, изложенных в литературном произведении «Тысяча и одна ночь». Созданная «Умная тетрадь» на тему «Из истории создания музыкального произведения Римского-Корсакова «Шахерезада»» начинается с изложения сказки, рассказанной главной героиней Шахерезадой (авторский текст учителя музыки школы Ткачевой Елены Евгеньевны). Последующая работа выполнена учащейся – автором проекта.

В рамках самостоятельной работы ученица 10 класса создала концепцию «Умной тетради», подобрала ряд вопросов, адресованных игрокам, изучила литературные источники, ставшие основой брошюры, подобрала иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров. Рассказ, ставший основой проекта, должен побуждать учащихся к проявлению интереса к музыке, а вопросы и задания – к проявлению творческого потенциала при их выполнении.

Оглавление

Введение
1. Подбор иллюстративного ряда, описание и составление вопросов, заданий.
Заключение
Литература

Введение

При выборе темы и содержания проекта ведущим ее элементом является

актуальность.

При создании данной работы актуальность заключается в том, что изучение вопросов, связанных с изучением музыки, творчества Н. А. Римского –Корсакова. носит социальный характер, так как отвечает многим положениям Указа Президента РФ «Об утверждении Основ государственной культурной политики». Государственная политика носит приоритетный характер в ряду гуманитарных наук, как наук о человеке, его духовной, нравственной, культурной, общественной деятельности.

Государственная культурная политика поддерживает инициативу граждан в работе по выявлению, изучению, сохранению культурного наследия. Поддерживает проекты в области искусств, гуманитарной науки, отдельных видов культурной деятельности. Музыка как вид искусства является частью жизни людей, отражающей их нравственные позиции, гражданскую позицию. Является национальным достоянием.

Изучение музыки как вида искусства начинается с изучения музыкальных произведений в рамках школьного предмета «Музыка». Постичь основы этого вида искусств задача любого ученика. Особое значение изучение предмета имеет для юных жителей города – петербуржцев, как жителей культурной столицы, где были написаны многие музыкальные произведения, где жили и творили великие русские композиторы и музыканты.

Творчество композитора связано с историей первой в России Санкт-Петербургской императорской консерватории, профессором которой он был. Лучшие, популярные произведения Римского-Корсакова были написаны и поставлены на сцене Императорского Санкт-Петербургского Мариинского театра. Будучи объектом культурного наследия России он дорог ни только горожанам, но и гостям города. Творчество композитора – наша история, наше наследие.

Цель проекта:создать игровое пособие для учащихся по музыке в виде брошюры и ряда вопросов.

Задачи:

  • Создать концепцию «Умной тетради» (рассказ, иллюстрации, задания)
  • Подобрать ряд вопросов, адресованных игрокам
  • Изучить литературные источники, ставшие основой брошюры.
  • Подобрать иллюстративный ряд, соответствующий характеру и содержанию отобранных музыкальных примеров
  • Оформить брошюру
  • Подготовить презентацию проекта

Этапы работы

Подготовительный

  • Сообщение куратору от цели, задумках, вариантах выполнения работы
  • Подготовка необходимых ресурсов для выполнения работы в виде брошюры

Основной

  • Создание ряда вопросов, заданий и ответов Умной тетради
  • Подбор инвентаря для создания и оформления тетради
  • Поиск иллюстраций для оформления тетради
  • Подборка подобранного литературного материала совместно с куратором
  • Изготовление брошюры «Умная тетрадь»
  • Проверка подобранного материала совместно с куратором проекта

Практический

  • Пробные варианты брошюры
  • Корректировка, исправление текста, вопросов
  • Оценка читающих и отвечающих на вопросы

Заключительный

  • Художественное оформление игры

Вопросы и задания по истории создания музыкального произведения Римского-Корсакова «Шахерезада»

В том, что Шахерезада прекрасна и вместе с тем коварна, не сомневайся. В этом ты убедишься, как только начнешь читать сказки «Тысяча и одна ночь».

Ты увлечешься настолько, что забудешь обо всем на свете. Кто же она, эта коварная и прекрасная Шахерезада?

В начале XVII века во Франции появился сборник увлекательных повестей и сказок под названием «Тысяча и одна ночь».

Сказки эти, как говорила легенда, были рассказаны султану Шахриару его женой, мудрой Шахерезадой.

Шли годы, сказки были переведены на многие языки и стали очень популярны в европейских странах. Теперь с литературой Востока могли познакомиться французы, россияне и др. народы.

И все же — что же такое «Тысяча и одна ночь?» Это сочинение, которое создавалось на протяжении многих веков народами Востока: арабами, персами, индусами.

О чем оно? О фантазии и реальности, о жизни народа и его правителях. Это сказки о шумном, пестром, мудром, веселом древнем Востоке.

В сказках всё уживается вместе — дворцы и хижины, султаны и визири, царевны и портные, торговцы и ремесленники, невольницы и жены. Любовь и измены.

Козни и казни. Пышная природа и палящее солнце. Безжизненные пустыни и живое, изменчивое море. Здесь есть всё. И со всем этим ты встретишься, начав их читать.

История самой Шахерезады началась задолго до того, как появилась она во дворце повелителя, грозного и жестокого шаха Шахриара.

Как и у всех восточных царей, у шаха Шахриара по традициям восточных халифатов был гарем: сообщество женщин, девушек, которые будучи наложницами султана, должны были проводить с ним ночи любви. Никто из рабынь не должен был пострадать. Однако, всё было совсем не так.

Шахриар был некогда безмерно счастлив: он был бесконечно влюблен в свою жену. Однажды брат Шахриара, шах Шахзаман, правитель Персии, зная об измене его жены с рабом, предупредил Шахриара:» Друг мой, не верь женщинам, не обращай внимание на их обещания. Женщины притворщицы. Они часто клянутся нам в любви, но горький лед предательства у них в крови.

Не забывай о том, что дьявол сотворил женщину, чтобы изгнать Адама из рая. Никогда не говори о том, что любовь не ослепит тебя и не затмит твой разум. Этого не произойдет. Рано или поздно ты попадешь в эти сети, потому как женскому коварству не существует пределов». Не поверил Шахриар брату. Но вскоре, неожиданно вернувшись с охоты, убедился в правдивости его слов.

Шахриар застал свою любимую супругу в объятиях раба. Впервые вскрикнул Шахриар: «Эй, душа, сейчас спрошу у тебя, какая любовь является сильнее: та, что переходит из уст в уста, или же та, что разрывает сердце без единого слова».

Последний раз взглянул Шахриар в сторону убитой по его приказу жены, сказав: «Блеснуло счастье, словно вспышка молнии. И наступила ночь, еще темнее, чем прежде. Таков горький осадок того сладкого напитка, которым напоила меня моя возлюбленная. Нет больше покоя моему сердцу. Моя душа умерла».

С тех пор горькая печаль и тоска поселилась в сердце султана. Он возненавидел женщин, стал угрюм и жесток. А потому, проведя ночь в покоях султана, ни одна из рабынь не возвращалась в гарем. Все они по приказу его погибали.

История Шахриара была хорошо известна Шахерезаде. Ее отец был самым близким другом шаха. Он был визирем, его помощником и советником. Всегда и повсюду он сопровождал Шахриара, уберегая от гнева, жестоких поступков и неправильных решений. Но ничего не мог он сделать с окаменевшим сердцем своего повелителя.

Возвращаясь из дворца домой, отец рассказывал дочери о жизни Шахриара. И каждый раз, слушая его, Шахерезада представляла себе красивого, умного, но жестокого и одинокого человека.

Сама же она была необыкновенна красива, умна и воспитана. Дочь визиря знала несколько восточных языков, на которых свободно говорила и читала. В доме ее отца была большая библиотека. Воспитанием дочери занимался сам визирь. В то время, когда отец ее был на службе, Шахерезада, переодевшись в простые одежды, тайком убегала от служанок, незаметно покидая дом. Каждый раз дорога ее лежала в сторону городской площади, где находился рынок. Здесь собиралось множество самых разных людей, говорящих на самых разных языках. Ее привлекала шумная толпа горожан, иноземных гостей, торговцев, ремесленников, пестрые, яркие одежды.

Именно сюда стекалось множество людей, желающих послушать сказки восточных монахов. Звали их календерами. Сказки звучали на разных языках. Но Шахерезада, знающая их, понимала и внимала рассказам старцев.

К тому времени, когда отец должен был возвращаться из дворца, Шахерезада уже ждала его, одев на себя самые лучшие платья. Ничего не подозревающий отец, горячо обнимал свою дочь. А она каждый вечер рассказывала ему сказки, услышанные днем. Отец, восхищаясь ее разумом, был уверен, сколь много ей удалось прочесть за день. Она представала перед отцом благовоспитанной дочерью.

Однажды он возвратился из дворца опечаленный и расстроенный. Угрюм и немногословен был он в тот день. Но Шехерезаде удалось разговорить отца. Рассказ был печальным и горьким. Распоряжения султана не обсуждались, а принимались к выполнению. А в этот раз шах приказал то, что было опасно и не предвещало ничего хорошего.

Повелитель распорядился пополнить свой гарем, опустевший к этому времени. В этом не было ничего необычного, ведь по законам султаната шах обязан иметь гарем. Вот только не так просто пополнить его: никто не хотел потерять свою дочь или сестру. Ведь всем хорошо было известно, как поступал шах со своими рабынями. А значит, предстояли и битвы, и кражи, и похищения, и козни. Жестокость, недоверие к женщинам стали причиной угасания и жестокости повелителя.

Выслушав рассказ отца, Шахерезада обеспокоилась, ведь его жизнь теперь зависела от успеха похода в поисках новых рабынь-жен для гарема султана. Всю ночь, не сомкнув глаз, думала она, как помочь горячо любимому отцу. Наутро, за завтраком, сев напротив, она обратилась к нему. Ничего не просила она для себя, лишь предложила выслушать. Услышав план, придуманный ею, отец пришел в ужас.

Он приказал дочери даже не помышлять о том, что было у нее на уме. Долго пришлось Шахерезаде уговаривать отца. Лишь через несколько дней, на исходе срока выхода в поход, отец согласился с дочерью. Подготовка к выполнению плана заняла у Шахерезады целый день. Собрав лучшие платья, драгоценности и все то, что могло бы ей помочь в осуществлении плана. Она отправилась во дворец вместе с отцом. Он прощался с нею навсегда, не будучи уверенным вновь увидеть ее.

С приездом Шахерезады во дворец началась ее история с шахом Шахриаром, изменившая в будущем жизнь обоих. Повелителю доложили о появлении в гареме новой рабыни-наложницы. Но новость эта не взволновала его. Уже давно ничто не волновало его одинокое и разбитое предательством сердце.

Между тем Шахерезада весь день готовилась к встрече с повелителем. В хлопотах провела она все утро и день, готовясь предстать пред ним во всей красе. Прогуливаясь по дворцу, Шехерезада прекрасно изучила расположение залов, внутренних помещений, дивясь и восхищаясь красоте их убранства. Многообразие золота и рубинов, изумрудов и жемчуга, завораживали неповторимостью рисунков в причудливости мозаичных узоров.

Устав от украшавших дворцовые покои. которые своим сиянием приготовлений, Шахерезада несколько раз выходила в сад, где аллеи были наполнены ароматом бесчисленного множества причудливо растущих разноцветных тюльпанов-фонариков. Они распространяли дивный аромат и запах, заставляя забыть о печалях и горестях.

Внимание Шахерезады привлекли цветы, находящиеся на возвышениях, на самых видных местах сада. Здесь, издавая необыкновенно тонкие запахи, были расположены в красивом рисунке тысячи самых разнообразных, самых красивых и редких сортов в полном расцвете тюльпанов, удивительные формы и прелестные окраски которых очаровывали взоры. При этом в разных уголках сада были расставлены невидимые оркестры, которые играли то веселые, то грустные мотивы. Так прошел ее первый день во дворце.

А между тем время приближалось к полуночи. Это было время ее встречи с повелителем. Одев самые дорогие платья, украсив себя необыкновенно красивыми камнями, играющими и отражающими вечерний свет, она вскоре предстала перед Шахриаром. Войдя в его покои, Шахерезада опустилась на колени, склонив голову. Султан приказал встать, но встав, Шахерезада по-прежнему не смела взглянуть на своего повелителя. По традиции Шахриар пригласил жестом наложницу отведать ужин, приготовленный для встречи.

Богатое угощение восточными сладостями и напитками лишь на время отвлекли Шахерезаду. Все это время она помнила о том, для чего и почему она здесь. Закончив трапезу, Шахреар предложил наложнице рассказать о себе – откуда она родом, из какой семьи, чем занималась раньше. Удовлетворив любопытство султана, но при этом не выдав себя, Шахерезада сказала, что знает много самых разных сказок. Еще больше любопытство повелителя возросло тогда, когда наложница предложила султану послушать одну из них. И султан разрешил ей говорить.

Расположившись перед повелителем на разноцветном ковре среди множества мягких, ослепляющих своей красотой подушек, Шахерезада посмела просить повелителя об услуге. «Говори», — молвил он. Зная о последствиях проведенной с повелителем ночи, она была внимательна и осторожна. И все же посмела сказать повелителю о том, что каждая рассказанная ею сказка, закончится на том месте и в то время, когда первые лучи восходящего солнца, коснутся земли. Ничего не подозревающий Шахриар, согласился.

И потекла ее неторопливая речь. Тихий, завораживающий, слегка убаюкивающий голос Шахерезады пленил повелителя. Успокоившись, он увлекся рассказом невольницы. Ее первая сказка была о башмачнике Маруфе. Хитрому и алчному сапожнику удалось обманом жениться на дочери падишаха. Рассказ был столь увлекательным, что Шахриар ни разу не сошел с места, ни разу не оторвал глаз от рассказчицы. Но… всему приходит конец, и сказке тоже. Как только забрезжили первые лучи солнца, Шахерезада низко склонив голову, вновь обратилась к повелителю с просьбой отпустить ее. Вспомнив свое обещание, султан согласился, сказав, что хочет услышать продолжение сказки. «Повелевай, о, мой, султан. Так и будет», — молвила Шахрезада.

Удалившись из покоев султана, Шахерезада весь день провела в своих покоях и в аллеях сада повелителя. Постепенно день угас, и вскоре приблизилась ночь. И вновь, как и в первую ночь своей встречи, Шахерезада предстала перед повелителем в своей ослепительной красоте. А войдя в его покои, она снова опустилась на колени. Но в этот раз султан подняв ее, сразу пригласил расположиться перед ним на ковре. «Продолжи свой рассказ, Шахерезада». Усевшись среди множества расшитых золотом ярких подушек, она вновь предупредила шаха о своем намерении рассказывать сказку до того момента, как только первые лучи солнца коснутся земли.

«Я помню об этом. Рассказывай» И снова потекла ее размеренная спокойная речь. Сказка была столь интересна, что султан ни разу не прервал рассказ Шахерезады, ни разу не оторвал от нее глаз. А она, закончив сказку о Маруфе, искусно вплела в нее начало новой сказки о влюбленных, погибших от любви. Но вот первые лучи солнца коснулись земли, и Шахерезада закончила рассказ.

«Но, Шахерезада, это ведь не конец сказки», -«Ее конец впереди. Ты только пожелай, мой повелитель, и я вновь предстану пред тобой».

Шло время, одна ночь сменяла другую, вслед за одной рассказанной сказкой, звучала другая. Их было множество: «О быке с ослом», «О коварном визире». «О Синдбаде –мореходе», «О трех яблоках», «О христианине», «О животных и птицах», «О лисице и волке». Тонкой нитью плела Шахерезада интригу. И каждая, рассказанная ею сказка, не была закончена на исходе ночи. Каждая из них требовала продолжения. Ночи сменяли друг друга, и было таких ночей ровно 1000 и одна.

И все это время Шахерезада ловко вела свою игру, сближаясь с повелителем. Желание услышать знакомый, ставший столь нужным голос, стал для него необходим. Теперь Шахреар нуждался в своей наложнице еще больше, будучи все еще одиноким, а, порой, все еще печальным. Поняв это, однажды Шахерезада посмела сказать повелителю: «Проснись! Как долго ты будешь отталкивать свое счастье? В спящем сердце не расцветет цветок». Ничего не ответил султан. Лишь глубокая печаль и тоска читались в его глазах.

Но Шахерезада была умна и терпелива. Время и только оно могло залечить раны повелителя, вновь возвращая к радости жизни. Снова и снова текли ее рассказы, так продолжалось долгое время. Однажды, прервав рассказ, Шахерезада обратилась к шаху: «Есть у меня только ты. Ты – моя услада. Ты – моя награда. За все ожидания, веков испытания, очей моих, свет, ты для меня дороже всех. Ты навсегда в сердце моем. Бальзам ты на раны мои. Жить без тебя, словно быть в заточении. От всех моих бед и невзгод ты одно исцеление. Желания твои – закон для меня. Повелевай, мой султан. На всю жизнь я твоя».

И впервые за долгие ночи встреч Шахриар улыбнулся, в глазах его Шахерезада увидела свет и надежду на исцеление. Любовью было объято сердце его к Шахерезаде. Впервые услышала она слова признания: «Ты стала мучительным и одновременно прекраснейшим видением моей души. Любовь к тебе прокралась в глубину моего сердца и окрасила его в самый яркий, не тускнеющий цвет. Любовь сжигает меня изнутри. Я желал бы отдать тебе всего себя без остатка.

И если б ты спросила меня: «Эй, шах, пожертвовал бы ты ради меня?», — ответил, — Ради тебя я готов пожертвовать всем, Шахерезада. Всем на свете!» Услышав признание повелителя, Шахерезада привстала, в желании обнять его, но поняв ее, он продолжил: «Для любой раны бинты и лучшая мазь – это ты. От печали и коварства ты лучшее на свете лекарство. Коль угодно сердцу твоему, приказ отдай мне одному. Покуда ты существуешь, повелительницей мне будешь». Слова эти говорились от души, наполненной радостью, счастьем и любовью. Низко склонив голову, Шахерезада обратилась к повелителю: «О, царь времен, единый в веках и столетиях.

Я – твоя рабыня. Есть ли у меня право пожелать от тебя желание?» И царь сказал ей: «Пожелай и получишь, Шахерезада!». И тогда она кликнула нянек и сказала им: «Принесите моих детей». И они поспешно исполнили просьбу и принесли троих сыновей. Один – ходил, второй – ползал, а третий был на руках рабыни. По знаку повелителя рабыни вышли, передав младенца на руки Шахерезады. Двоих она поставила перед Шахриаром и сказала: «О, царь – это твои сыновья.

Если ты меня убьешь, эти дети останутся без матери. А лучше меня их никто не воспитает». И тут повелитель, опустившись перед ними на колени. Заплакал. А, прижав детей к груди, сказал: «О, Шахерезада, клянусь Аллахом, я помиловал тебя прежде, чем появились эти дети. Да благославит тебя Аллах, твоего отца и твою мать. Призываю Аллаха в свидетели, что я освободил тебя от всего, что может тебе навредить. Каждое утро я спрашиваю о тебе у восходящего солнца, каждую ночь у сверкающей луны.

Без тебя мое сердце разбито на части от горя. Ничто не сравнится с тем днем, когда мы будем вместе. Лику твоему прекрасному завидует рассвет. Твой лик затмевает сверкающую луну. Растаю я от жара раз твой лик – рай». И распространилась во дворце радость. И объявили по всей стране о благой вести –предстоящей свадьбе Шахриара и Шахерезады. А когда наступила 1002 ночь, шах Шахриар сказал: «Шахерезада, теперь тебе ничего не грозит. Можешь смело рассказывать сказки», — «С радостью, повелитель».

Шахерезада сидит у ног шаха. Сейчас она расскажет ему новую сказку. Это будет прекрасная сказка, чудесная и легкая, как сон. –«Ты спишь, Шахерезада?» – Да. Она спит. Позади 1000 и одна ночь». А что впереди? – «Позже, не будите Шахерезаду».

Вот так закончились сказки «Тысяча и одной ночи». Рассказ о Шахриаре, его возлюбленной Шахрезаде и троих их детях.

Наверняка рассказ о хитрой, коварной, но глубоко любящей Шахерезаде, тебе понравился. Наверняка возникнет желание прочесть и ни одну, а многие из 1001 сказки.

Но наш рассказ будет лишь о четырех. Помнишь, в одной из них шел рассказ о Синдбаде –мореходе. Сказка эта состояла из историй, произошедших с ним в разное время, в разных морях и странах, в дружбе и ненависти, злобе и печали. Он терял друзей, заводил новых, гонялся за сокровищами, терял и вновь приобретал их. Его непростая, полная волнений и приключений жизнь была связана с морем и кораблем. Именно они станут причиной многих несчастий Синдбада. Но об этом чуть позже.

Другая – повествовала о приключениях царевичей-календерах. Третья же рассказывала о прекрасной, неповторимой и страстной любви царевича и царевны. И, наконец, четвертая сказка– яркая, шумная, полная страстей и страшных событий. Сказка о Багдадском празднике.

А о чем сейчас пойдет речь?

Нет, не о прекрасной повелительнице сердца Шахреара и не о ней самой.

А о ком?

О том, кто сумел воплотить замысел о ней и ее возлюбленном, рассказав лишь только часть из множества.

Поговорим о другом авторе. Правда, рассказ этот будет вестись не языком слов. Этот другой автор расскажет нам знакомую историю языком звуков, языком музыки.

Речь пойдет о композиторе, сотворившим еще одно чудо. Но не в виде словесной сказки, что рассказывала Шахерезада, а сказки музыкальной. И был им великий музыкант, композитор -сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков.

корсаков 2

Твоих знаний о нем будет достаточно, чтобы вспомнить и ответить на многие ?.

Это будут ? ни только о нем самом, но и о его творчестве, с которым ты уже знаком. В этом сомнений нет.

Выступи в роли знатока музыки

Продолжи фразы.

  • Римского-Корсакова звали ____________.
  • Все члены рода Римских-Корсаковых по мужской линии были ____________.
  • Римский-Корсаков родился в городе __________недалеко от города Санкт-Петербург. Его музыкальные способности проявились рано.
  • В 11-летнем возрасте он переезжает в город __________ и поступает в ____________.

корсаков 4

По окончании обучения он совершает кругосветное путешествие на клипере (вид парусного судна) «Алмаз»

Сильное впечатление на юношу во время путешествия произвело море, его образ займет значительное место в его произведениях.

  • В течение 30 лет Римский-Корсаков будет возглавлять Санкт-Петербургскую ________. Он станет ее профессором.
  • В настоящее время __________ носит его имя.
  • Рядом со зданием Консерватории находится ___________ Римскому-Корсакову.

Римский-Корсаков умер в 1904 году.

  • Он похоронен в _________ лавре, на __________дорожке.
  • Музей-квартира композитора находится в городе________.
  • Римский-Корсаков — автор _____ опер, более _________ романсов, ряда обработок народных песен, симфонических произведений.

Сомненья, прочь. Ты действительно знаток творчества композитора. Ведь твои ответы выглядят так:

  • Николай Андреевич
  • Моряками
  • Тихвин
  • Санкт-Петербург. Морской кадетский корпус
  • Консерваторию
  • Консерватория
  • Памятник
  • Александро-Невская лавра. Композиторская дорожка
  • Санкт-Петербурге
  • 15 опер, 80 романсов

Верно?

Поговорим о том, что же сотворил, придумал, автором какого музыкального произведения был композитор-сказочник.

В название своего произведения Римский-Корсаков выносит имя главной героини сказок «1000 и одной ночи» — Шахерезады.

Произведение написано в форме _______.

Что это за музыкальная форма? Она состоит из частей, которые связаны между собой.

Твой ответ: ________

В данном случае связь частей, в которых речь идет о разных событиях, разных людях, заключается в том, что ведет этот рассказ прекрасная и коварная Шахерезада. Это она, тонко плетя паутину-сказку, соединяет части своего повествования. Это ее голос мы слышим, как только одна сказка рассказана и начата новая. Это она расскажет о море и корабле Синдбада, о царевиче-календере, о влюбленных царевне и царевиче. Наконец, это в ее увлекательном рассказе мы услышим о шумном багдадском празднике.

Вновь твой ответ верен.

Речь идет о сюите, музыкальной форме, состоящей из связанных между собой частей.

Сюита — еще один пример программного произведения.

Стоп!
Вспомним, какое музыкальное произведение называется программным?
Вспомнил? ___________
Отлично.

Ответ зачтен: музыкальное произведение, в основе которого лежит литературное произведение какого-либо жанра.

  1. Новелла 5. Юмореска.
  2. Роман 6. Поэма.
  3. Детектив 7. Рассказ.
  4. Сказка 8. Повесть

В данном случае основой сюиты стал жанр

Правильно!

Название жанра под №4.

Надо сказать, что Римский-Корсаков не следует абсолютно и точно за рассказами Шахерезады. Для своей сюиты он выбирает эпизоды и картины, которые стали историями названных героев.

У тебя прекрасная память, вспомни этих героев.
____ — ____
____ — ____
____ и ____
____ ______

А мы продолжим свой рассказ языком…

Чего? (речь ведь о музыкальном произведении) _________

Правильно — языком музыки. Слово хорошо, а музыка еще лучше. Лучше от того, что дает возможность тоньше и глубже почувствовать душу Шахерезады. Поможет «увидеть и услышать» ревущее море, отважного царевича, яростный бой, шумный восточный базар, влюбленных царевича и царевну, вечно мечтающего о приключениях Синдбада. Музыке подвластно все.

Итак, вперед, за музыкой. Предоставим ей слово.

Первая часть сюиты называется «Море. Корабль Синдбада-морехода».

Море тихо и спокойно. Вдали показался корабль Синдбада. Он плывет, мягко качаясь на волнах. Плавное скольжение по воде рисует светлая тема в исполнении деревянных духовых инструментов: она звучит в высоком регистре, постепенно удаляется и тает, как будто уплывает вдаль.

Синдбад вспоминает, что не всегда так спокойно море, стихия может настигнуть корабль в любую минуту. И тогда налетит порывистый ветер, который разорвет паруса, сломает мачты. Водяные горы поднимутся, закрывая собой горизонт. Долго будет бушевать разъяренное море.

  • А музыка?
  • Как в музыке будет передано это состояние?

Мелодия, которая только что была тиха, безмятежна и спокойна, наполнится силой. Эту силу ей придаст звучание медных духовых: число инструментов в оркестре будет увеличиваться до тех пор, пока сила оркестра не заполнит все звуковое пространство!

И вдруг — о, чудо! Стихия угомонилась, вновь покой и синева безбрежья. Уплывающий вдаль корабль цел и невредим. И снова звучат в высоком регистре струнные деревянные, прозрачен голос солирующих флейты и гобоя. Тема уплывающего вдаль корабля чуть слышна, звук гаснет — ни следа от только что бушевавшей стихии.

Представим себе эту картину.

Как ты думаешь, кто из великих русских живописцев мог так ярко, образно языком красок передать такое разное состояние моря? Ведь оно живое: то спокойное и тихое, то бурлящее и гудящее.

  • И.Шишкин.
  • В. Перов.
  • И.Репин.
  • И. Крамской.
  • И. Суриков.
  • И. Айвазовский,
  • М. Чюрлёнис.

Твой ответ: ___________

Верно!

Ответ под №6.

Однако…

Удивлен? Ты назвал лишь широко известного и тебе, и многим любителям живописи художника – Ивана Айвазовского. А ведь и М.Микалоюс Константинос Чюрлёнис не менее известный живописец!

Это литовский поэт, живописец, композитор в одном лице. Он был талантливым человеком. Его полотна – музыкальные, живописные, поэтические заслуживают ни только беглого знакомства, а долгого внимательного изучения. Он и его произведения этого достойны!

Живопись и музыка рука об руку шли с этим человеком. Его нельзя было представить или только рисующим, или только сочиняющим музыку. Нет, два этих вида искусств соединились в его душе. Чюрлёнис обладал уникальным даром «видеть». Его «зрительный» слух позволял воспринимать аккорды в «цвете». Эта удивительная способность и побудила его к созданию «музыкальных» картин. И было именно так: сначала музыка, а потом – живопись. Среди его живописных произведений «Соната моря», «Соната весны». «Симфония леса».

Вот теперь ответ на вопрос полный. Но вернемся к картинам известного всем живописца Ивана Айвазовского.

И тут же вспомним, как называют художников-живописцев, изображающих море.

  1. Портретист
  2. Маринист
  3. Пейзажист
  4. Карикатурист

Твой ответ №_____

Ответ правильный – маринист.

Почти все работы Айвазовского связаны с образом моря. Вот только все они такие же, как море – разные.

  • Назови самую известную картину Айвазовского. Ее знают все – от мала до велика.

Это «________ ____»

  • Вспомни, что изображено в центре картины ____________

Вспомним вместе

Бушующее море. Обломки корабля. Поломанная бурей мачта. Безбрежное море. Рассвет. Просыпающееся солнце — его почти не видно. Водяная пыль. Крошечные люди. Вновь девятый вал. Огромная волна.

Представь себя в роли писателя, попытайся, представив эту картину, описать ее словами. Не забудь использовать часть речи, которая «разукрасит» твой рассказ, придаст ему зримый, ощутимый образ. Море живое, оно меняется вслед за изменениями погоды. Значит, необходима и другая часть речи. Какая? Догадался?

Глагол. Действуй.

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

Автор: ___________

Вернемся к музыке. Создать подобное невозможно без знаний об особенностях музыки: ее изобразительности и выразительности. Помогают в этом композитору –

Реши, о чем идет речь

  • О нотах
  • Об инструментах
  • О литературных сюжетах
  • О средствах музыкальной выразительности

Твой ответ № ______ ______ _______

Конечно, ты прав. Речь идет о средствах музыкальной выразительности.

Перечисли известные тебе средства выразительности музыки.

Вспомни, о каких из них идет речь:

  • Скорость звучания музыки
  • Последовательное чередование длинных и коротких звуков
  • Настроение в музыке
  • Голос музыкального инструмента
  • Главная мысль музыкального произведения
  • Часть звукоряда
  • Сила звучания музыки

Проверь себя, называя средства выразительности.

Рядом поставь цифру ответа:

__лад, __темп, __тембр, __ритм, __регистр, __динамика, __мелодия.

Ответь, какие из них наиболее значимы при озвучивании 1-ой части сюиты.

Я думаю _________________________________________.

Согласишься ли, что картину моря (тихого, бушующего и вновь спокойного) композитор рисует с помощью динамики, регистров, лада, тембров инструментов, оркестровки?

Твой ответ: ________.

Послушав музыку 1-ой части сюиты, определи своим музыкальным ухом, сколько в ней эпизодов.

Получилось?

1-2-3-4- ?

Твой ответ: __________.

Есть ли повторяющиеся эпизоды?

Ответ: ______.

Сколько, какие?

___ и _________

Изобрази схематично построение этой части

Наведи порядок согласно повторам эпизодов. Раскрась правильно.

  • Какие части схемы будут одинакового цвета?

Как тебе кажется, будучи живописцем, с помощью какого средства живописи ты изобразил бы удаляющийся корабль?

Твой ответ: ____________.

  • А, будучи композитором, какими средствами выразительности этого достичь?

Твой ответ?

______ и ______ и ______

А наш ответ:

Размером (маленький, удаляющийся). Динамикой (тихо-громко). Регистром (средний-верхний)

Самое время вспомнить о главной героине. А ее голос здесь слышен? Но кто же, как не она ведет рассказ? Какое из средств музыкальной выразительности расскажет о ней?

Зачеркни лишнее

Мелодия. Темп. Лад. Регистр, Ритм, Тембр. Динамика.

Правильный ответ: голос музыкального инструмента (тембр)

Какого? Зачеркни лишнее

Виолончель, альт, скрипка (зачеркни лишнее)

Проверь себя:

Тембром скрипки.

Ну, а теперь вспомним, чем заканчивается 1-я часть.

Клокочущее, бурлящее море угомонилось, корабль вновь мягко покачивается на волнах.

Рассказ Шахерезады закончен или нет? Конечно, нет, ведь она уже искусно, незаметно вплела в ее конец начало новой сказки. И вновь, представ перед повелителем, продолжит рассказ. Но это будет уже в следующую ночь. А как мы, слушатели, об этом узнаем?

Музыка об этом скажет. Как?

Подумай!

Верно, звучит голос Шахерезады в исполнении – ______.

Да, скрипки.

Вспомни,как называется тема, характеризующая героя в музыкальном произведении?

Верно, лейтмотив.

Вот и ответ на?, продолжит ли Шахерезада свои сказки. Прежде чем польются прекрасные звуки музыки нового рассказа Шехерезады, мы услышим ее нежный голос. Звучит сказочной красоты мелодия — ее ведут скрипки, это и есть голос рассказчицы. А дальше начнется новая сказка. Ну, а Римский—Корсаков расскажет ее языком музыки.

Вторая часть сюиты — «Рассказ царевича-календера».

Однажды в дом постучали три путника, три странствующих монаха — календера. Все трое в прошлой жизни были царевичами. Козни недобрых людей и злых джиннов лишили их богатства, дома, заставили скитаться по свету. На долю каждого выпало немало удивительных, а порой и страшных приключений. Одного из них приговорили к смерти, другой вступил в единоборство с всесильным джинном, третий потерпев кораблекрушение, на безлюдном острове убил человека, которого любил.

О каком из царевичей ведет речь Шахерезада? Ее рассказ можно связать с историей любого из них. Речь календера, повествующего историю, нетороплива. Мелодия звучит протяжно, печально, ее ведет фагот, тембр которого мягок, напоминая голос человека.

Но вот характер мелодии меняется вслед за изменениями рассказа календера. Она переходит от одного инструмента к другому: от гобоя, звучащего в высоком регистре, под аккомпанемент арфы, к скрипкам. Теперь мелодия похожа не столько на рассказ, причудливый, капризный, сколько на грандиозный танец, мягкий, воздушный.

Вдруг рассказ календера окрашивается в темные тона. Что это? Новый рассказ, о чем он? А что «говорит» музыка?

Она полна раздумья, печали. И вдруг упругий, четкий ритм — марш. Перекличка медных духовых. Яркие, мощные, призывные голоса тромбонов и труб. Это уже не воспоминанья о чем-то прекрасном, легком, воздушном.

Это звуки битвы, страшной, фантастической. Битвы прекрасной девушки со злым духом ифритом. Он превратился в льва и, разинув пасть, ринулся на нее. А она, превратившись в змею, бросилась на него. Бой кипел на земле, жестокий, отчаянный. Наконец, прекрасная дева-царевна сожгла ифрита, и он стал пеплом.

А может, в твоем воображении возникает образ битвы? Битвы прекрасного юноши и чужеземного войска? Ведь не случайно в музыке слышатся звуки барабанов, труб, литавр. Это призывный клич.

Но вот постепенно музыка начинает звучать как-то уж очень сказочно: нереально, призрачно. Почему? Да потому, что на фоне отчаянной битвы, моря звуков, слышится мелодия виолончели, которая поет мягко, задумчиво. Возможно, это голос Шахреара, так сильно увлекшегося рассказом Шахерезады?

Но вновь слышна перекличка тромбонов и труб. Музыка звучит тревожно, по- боевому! Новая отчаянная битва! Но впереди победа! И вот он, марш. Теперь он звучит ликующе, ярко, торжественно. Закончен рассказ календера. И снова голос его звучит задушевно, тепло — вновь поют струнные. Мелодия переходит от их мягких голосов к прозрачным голосам флейты и арфы. Речь календера успокоилась. И тут же возникает голос сказочной красоты, певучести — голос Шахерезады. Она здесь, рядом с ним и с нами, слушателями. Голос скрипок нежен и тонок, мягок и лиричен.

Теперь твоя очередь рассказать о музыке, которая так ярко, образно и выразительно представлена композитором.

Знаток музыки, тебе слово!

Создай словесный портрет героев сюиты с помощью предложенных слов

герои Шахреар Шахерезада Образ моря Образ царевича-календера Образ битвы
.

Словарь: спокойная, простая, ясная, нежная, искренняя, светлая, мягкая, оживленная, быстрая, громкая, легкая, звонкая, шутливая, танцевальная, грозная, кокетливая, плясовая, взволнованная, тревожная, решительная, героическая, огненная, важная, величавая, тяжелая, печальная, трагическая, грустная.

Время представить себя в роли знатока музыки
Вот обозначения средств музыкальной выразительности, которые помогают создать образы героев
Регистр высокий для создания образа _______
Регистр низкий _________
Динамика громко ________
Динамика тихо _________
Инструментовка (тембры медных духовых) ___________
Инструментовка (тембры деревянных духовых) __________
Весь оркестр (тутти) _________

Изобрази схематично рассказ о 2 части сюиты. Сколько будет эпизодов?

  • Составь цветной портрет части.
  • Перечисли средства музыкальной выразительности, используемые композитором во 2 части

.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Из слов, предложенных тебе, выпиши те, которые соответствуют описанию характера марша, лирической песне. ( «Знаток родного языка)

Марш ___________________

Лирическая песня __________________

Словарь: спокойная, простая, ясная, певучая, нежная, легкая, решительная, возвышенная, искренняя, сдержанная, кокетливая, тяжелая, грустная, трагическая, яростная, героическая, мягкая, огненная, шутливая, быстрая.

Ну, а теперь продолжим наш разговор об удивительных сказках. И опять в пути нас будет сопровождать Музыка. Продолжим рассказ ее языком.

Повествование начинается с лирической мелодии — это начало третьей части сюиты. В исполнении скрипок и виолончелей звучит удивительной красоты музыка, близкая по характеру восточной. О ком она? О юном и нежном влюбленном. В сказках Шахерезада скажет о красоте этого юноши: «Когда красоту привели бы, чтоб с ним сравнить, в смущенье опустила бы краса голову… А если б ее спросили: „Видала ль ты подобного?» — то сказала б: „Такого? Нет!»».

Эта часть сюиты называется «Царевич и царевна». А как звучит ее мелодия? Хороша ль она? Ритмичная, танцевальная, грациозно-кокетливая, она звучит под аккомпанемент бубенцов. Мелодия царевны столь прекрасна, что Римский-Корсаков вновь и вновь повторяет ее. Она звучит у разных инструментов, пленяя своей красотой: то у кларнета, то у скрипки с виолончелью, а то поет пронзительным голосом крошки флейты-пикколо.

Но вот пляску царевны прерывает голос царевича. Он звучит задумчиво, грустно. Почему? Царевич мечтает о любви. И голосом солирующей скрипки звучит его песня. Звучит мягко, искренне. Царевич грустит. Но рядом с ним неутомимая рассказчица — Шахерезада, она не даст ему потерять свою возлюбленную, она поможет ему.

И вновь в музыке возникает ее голос. Добрая и мудрая, она зовет нас дальше. И что же? Неожиданно все меняется — уже нет скучающего и грустного царевича. Он преодолел все преграды, он добился любви прекрасной царевны. Его песня звучит как гимн любви — уверенно, торжественно, решительно. Да и мелодия прежде кокетливой царевны тоже изменилась. Она стала теплой, лирической. Ее песня звучит мягко, нежно и также искренне. Любящее и доброе сердце Шахерезады соединило влюбленных.

Но всему наступает конец, и музыке тоже. Сюита заканчивается картиной «Багдадский праздник» и «Корабль разбивается о скалу».

Как и прежде, в начале новой сказки звучит хорошо знакомая мелодия — голос Шахерезады. Снова звучат скрипки — печально, слегка взволнованно. Отчего? Оттого, что рассказ ее не только о веселых, но и о страшных событиях. Но в начале — шумный, яркий, пестрый восточный праздник. В музыке есть все: захватывающие ритмы зажигательной восточной пляски, быстрый, стремительный темп, сила и мощь звучащего оркестра.

Здесь переплелись темы знакомых героев. Звучат голоса царевича-календера, фантастической битвы, пленительной царевны, грозного Шахриара. Это сплетение становится огненным вихрем, наполняется демонической силой. Праздник, настоящий восточный праздник! И в самый разгар вихря — все исчезает! Как, почему? Да потому, что мы с вами в сказке!

И снова перед нами море. Его музыку мы уже узнаем по

первым звукам. Та же мелодия, но мелодия неспокойного, гудящего моря. Буря! Скоро будет буря! А музыка? Она тоже бурлит, клокочет, ревет — сила ее звучания растет, число подхвативших мелодию инструментов увеличивается. Трубы. Громогласные, сильные, тревожно звучащие, — вот оно! Началось! Вихрь, ураган! — не спастись кораблю Синдбада. Ветер и волны мчат его прямо на скалы! И вот — мощный, невероятной силы аккорд всего оркестра, гулкие удары там -тама: корабль разбился!

А что дальше? Что мы «видим» и слышим? Море. Тихое, спокойное. Так бывает всегда после бури. Музыка разливается, согревает душу своим теплом. Вновь звучит плавная, покачивающаяся мелодия — это волны, легкие, чуть ощутимые. Мелодия переходит от одного инструмента к другому, и постепенно ее звучание уже в высоком регистре — корабль уплывает, музыка чуть слышна. Что это означает? Корабль спасся? Нет! Он разбился. Но ведь мы в сказке. И, значит, Синдбад спасся, и вновь, построив корабль, покидает землю. Неутомим Синдбад-мореход, его ждут новые открытия. А чем заканчивается сюита? Любовью и согласием. Шахерезада, прекрасная и мудрая, смягчила грозное сердце султана. И ответил он: «Я помиловал тебя, ибо я убедился, что ты… благочестива, великодушна и чиста сердцем». И музыкальная тема, некогда грозная, суровая, смягчилась, стала спокойнее. И напоследок — опять чарующие звуки темы Шахерезады.

Так заканчивается история о прекрасной и мудрой, коварной и любящей Шахерезаде, рассказанная языком музыки.

Составь схему рассказа 3 части.

Согласно схеме, создай цветовое полотно 3 части

Подчеркни нужное.

Ты — художник по костюмам.

Каким ты видишь костюм восточной царевны?

  • Платье: нарядное, кружевное, шелковое, легкое, воздушное, украшенное бантами, рюшками, цветами, камня ми, бисером, короткое, длинное…
  • Юбка: пышная, длинная, короткая, блестящая, однотонная, цветная, узкая…
  • Шарф: воздушный, легкий, тяжелый, прозрачный, мягкий, парчовый, атласный, шелковый, шерстяной…
  • Туфельки: платформа, резиновые, кожаные, атласные, парчовые, украшенные, изящные, башмачки, бриллиантовые пряжки, молнии, каблук…
  • Накидка: шерстяная, воз душная, легкая, теплая, шифоновая, парчовая, шелковая
  • Шаровары: прозрачные, легкие, шерстяные, длинные, украшенные, воздушные…

Ты — постановщик танцев.

Как, по-твоему, должна двигаться балерина, исполняющая танец царевны? Научи свою актрису.

Движется изящно, плавно, мелкими шажками, выгибает спину, ползет, прыгает, бегает, подпрыгивает; кокетливо улыбается, пожимает плечиками, кружится, обмахивается веером, накидкой, шарфом, склоняет голову на плечо, выгибается дугой, замахивается, увертывается, улыбается, расхаживает вокруг, взлетает, ласково гладит.

При этом ты, как постановщик танца, объясняешь актрисе, что ее героиня обладает и характером, и манерами

Выбери в начале сам: лукавая, важная, изящная, гордая, гибкая, воинственная, подвижная, резвая, самовлюбленная, грозная, грубая, нахальная, самолюбивая, коварная, драчливая, кокетливая, игривая, шаловливая, сварливая, ласковая, неловкая, неуклюжая, обидчивая, нежная.

  • Как по-твоему, зачем Римскому-Корсакову в 4 части вновь понадобилось ввести тему Шехерезады?

Подумал?

Правильно, ведь именно она незримо присутствует во всех частях сюиты, ведя свои рассказы. И еще. Тема, мы ее назвали лейтмотивом, связывает воедино части сюиты.

На твой взгляд, образ кого или чего наиболее близок Римскому-Корсакову (подчеркни), почему?

Моря, корабля, Синдбада, царевичей, Шахерезады, царевны, восточного праздника?
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

Как тебе кажется, почему композитор не следует точно за сказками Шахерезады, почему создал

именно эти образы?
__________________________________________
__________________________________________
__________________________________________

Возможно, среди множества образов сказок Шахерезады образ моря, столь близкий композитору по роду его профессии, занял такое значительное место в сюите. Тема любви – вечная тема. Шахерезада — преданная, глубоко чувственная натура, по-настоящему любящая шаха.

Если ты рисуешь или хочешь попробовать себя в роли художника, создай свой фильм (мультфильм) в последовательности всего повествования сказки. Желаем успехов!

А теперь постарайся ответить на вопросы. Не лукавь.

Тебе понравилось отвечать на вопросы?
Да Нет

Тебе понравился текст сказки о Шахерезаде:
Да Нет

В роли кого ты выступил наиболее удачно?
В роли «________________»

Ответы на какие? Были для тебя сложны?

О средствах музыкальной выразительности, литературы, живописи (подчеркни)

Ощутил ли ты себя в роли постановщика танцев? _______Режиссера? _______ Декоратора? _______

Какое по характеру задание, на твой взгляд, было самым сложным? Почему? Хотел бы ты сам создать какую-либо игру, взяв за основу какое-либо музыкальное произведение?

И, наконец, поставь себе отметку за работу «____».

Спасибо!

В России, как и в других странах Европы, в 19, начале 20 века стали популярны «Арабские сказки». Они были настолько необычны, что стали излюбленным чтением подростков. Вот как об этом рассказывает Сергей Аксаков в книге «Детские годы Багрова-внука»: «При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем.

ел1902 год. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали моё детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Герои, заключённые то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращённые в животных, очарованные рыбы, чёрная собака, овладели мною. Сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! »

И последнее предложение! Перед тобой игровое поле «Синдбад-мореход». Как и в любой другой игре в нашей есть правила. Прочти их. Начинай играть с друзьями. Желаем удачи!

Правила игры:

В эту игру могут играть от 2 до 4 игроков.

Выберите себе фишки, поставьте на старт и отправляйтесь в плаванье с Синдбадом. С позиции 1 можно идти в любую сторону. Бросайте кубик по очереди и продвигайтесь вперед на столько кружков, сколько очков выпало на кубике.

Если твоя фишка попала на кружок с надписью: “Перейди на букву А” – найди кружок с буквой А одного цвета с надписью и перейди на него. Ты попал в сокровищницу! Ходить вокруг сокровищ можно в любую сторону, пока не попадешь на кружок со стрелкой-выходом.

На середине пути ты найдешь два алмаза – кружки 28 и 29. Если твоя фишка попала прямо на кружок 28, следующим ходом переходи сразу на 29 и продолжай движение. А если у тебя выпало очков больше, чем осталось до кружка 28 – тебе придется прийти к 29, сделав полный круг вокруг Синдбада. Только так ты сможешь вернуться на свой путь.

Если у тебя выпало больше очков, чем осталось кружков до финиша, оставайся на месте и передай право хода следующему игроку. Победителем станет тот, кто первым дойдет до финиша.

Условные обозначения ты найдешь на игровом поле.

Желаю удачи!

корсаков 5

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

1.

Жанр – Триллер, хоррор.

Примерный сюжет без подробностей – Застенки секретных лабораторий, где проводились скрытые и жестокие эксперименты над другими расами. 

Персонажи – На выбор автора.

Примечания – История взаимоотношений внутри или может история бунта и побега, или своя версия событий — на усмотрение автора.

2.

Жанр – Современная проза, приключения, психологический триллер.

Примерный сюжет без подробностей – Выживание в дикой природе на планете Земля. Возможно выживание в экстремальных условиях, в одиночку или группой. 

Персонажи – Люди, животные.

Примечания – Обязательное условие — не фантастика, не фэнтези, без мистики, без попаданцев, без магии.

3.

Жанр – Попаданцы, пародия.

Примерный сюжет без подробностей – Несколько человек разных политических убеждений одновременно попадают в голову Сталина утром 21 июня 1941 года.  Они не могут договориться, что делать, как шевелить руками-ногами и не могут воспроизвести акцент, с которым Сталин разговаривал.  Окружение Сталина склоняется к мысли, что у него инсульт.

Персонажи – Стереотипный читатель попаданческой литературы; правоверный коммунист; поклонник Виктора Суворова; американский аспирант-историк, изучавший этот период.

Примечания – Условное название: «Голова сталина» (именно так, с маленькой буквы)

4.

Жанр — Фантастика или фэнтези

Примерный сюжет без подробностей — Случайность, Закономерность и Судьба. На этих трёх началах строятся три идеологии, ярыми приверженцами которых являются представители трёх рас. В основе сюжета может лежать либо война между этими народами, либо их мирное сосуществование. Ключевой момент повествования — столкновение трёх философских взглядов основных персонажей, и попытки каждого из них решить конфликт в свою пользу, и при этом минимально уязвить миропонимание оппонентов.

Персонажи — Любые. Количество главных героев на усмотрение автора. Их может быть как и три (на каждую идеологию), так и один из трёх.

Примечания — Философские рассуждения приветствуются. Размер произведения ограничен лишь минимальными требованиями Ивента. Автор может написать рассказ по типу анекдота: «Заходят как-то в бар…».

5.

Жанр – Фантастика.

Примерный сюжет без подробностей – Герою начинает казаться, что он сходит с ума и видит то, чего не может быть. Он подозревает, что его начальница – не человек, потому что видел случайно нечто странное. Да и в коллективе стал замечать за некоторыми коллегами то, чего люди обычно не делают. Обращается к психологу и обнаруживает, что с тем тоже что-то не то. Герою предстоит выяснить, сумасшествие это или Землю действительно давно захватили пришельцы из космоса и живут среди нас.

Персонажи – Молодой мужчина, холостяк. Работает в обычной фирме системным администратором.

Примечания – Желательно повествование от первого лица.

6.

Жанр – Юмористическое фэнтези. 

Сюжетец – В каком-то мире, в магической боевой школе произошла ошибка. Туда попал крестьянин который не владеет магией. 

Герои – На переднем плане староста класса, главы кружков, директор и учителя.

Примечание – Пусть основное повествование ведется от всех, кроме самого «подкидыша». Они должны внимательно за ним следить и изучать «странное» поведение. Повествование от лица самого крестьянина предлагаю вести лишь изредка, чтобы показать, как сильно ошибались остальные в своих суждениях.

7.

Жанр – Мифологическое фэнтези, боевик.

Примерный сюжет без подробностей – Столкновение реального мира и мира мифов.

Персонажи – Люди, боги, мифологические существа.

Примечания – Нет

8.

Жанр – Боевик.

Примерный сюжет без подробностей – Двое инквизиторов явились в подземное логово еретика (который еще и тайный некромант). Там-же случайно оказывается лунатик. Но подземелье может выпустить лишь одного из четверых, и начинается настоящая мафия. Один из инквизиторов – лицимер, который пришел в инквизицию ради власти, а другой инквизитор – настоящий фанатик своего дела.

Персонажи – Лицемер, лунатик, фанатик, еретик.

Примечания – Нет

9.

Жанр – Фантастика

Примерный сюжет без подробностей – Инопланетяне вторглись на Землю, но земляне ничего не заметили. Вторженцы не видны и не заметны людям, но паразитируют на них. Они заставляют их делать бесполезные для самих хозяев вещи, поглощая их жизненную энергию, которая выделяется от негативных эмоций и неудач, ссор, депрессий (потому то, что человеку не нужно, принесет лишь разочарование). Они насылают приятную иллюзию, что всё прекрасно, чтобы люди верили, что совершать бессмысленные поступки (хозяева думают, что это правильная жизнь и их действия значимы, хотя на самом деле это нужно только паразитам) – единственный вариант.
ГГ начинает видеть паразитов, и как они изменяют мышление людей, он даже осознаёт, что раньше тоже двигался по их указке, пытается «разбудить» людей. 

Персонажи – Люди без сверхъестественных способностей (разве что ГГ видит паразитов и не следует их воле). ГГ – человек обыкновенный, пол, возраст, пр. и другие персонажи на выбор автора.

Примечания – Не делать паразитов хорошими. Показать, как глупо ведут себя люди, теряя единственную драгоценность – время на то, что нужно не им, а паразитам. Бессмысленность действий как может быть явной и понятной (гиперболизирована), так и похожа на обычные совершаемые нами действия, но показать, что они вредны самим людям. 

10.

Жанр – Фантастика

Примерный сюжет без подробностей – Случилось событие, которое поменяло некоторых людей телами. В результате кто-то попал на секретные объекты без соответствующих знаний, кто-то из управляющих страной в тело ребёнка/инвалида/психа, некоторые преступники выбрались таким необычным способом из тюрьм. Кто в кого попал на усмотрение автора. Конечно хотелось бы увидеть интересные варианты. 

Персонажи – Люди без сверхспособностей, ограничены возможностями новых тел, и незнанием всего мира, что произошла смена тел.

Примечания – Не должно быть абсолютной анархии и хаоса. Относительная логичность происходящего, чтобы в него верилось. 

11.

Жанр – Психологический триллер, городская мистика.

Примерный сюжет без подробностей – Герой попадает в переплетение вариантов вариантов, и общается с различными версиями самого себя и своих близких. Версии можно как более-менее реалистичные, так и какие бог на душу положит. В ходе действия обязателен конфликт героя с самим(и) собой в другой версии.

Персонажи – Главный герой раздолбай и балбес. Или балбеска — на усмотрение автора.

Примечания – Без наркоты, похмелья и прочих разжижающих сознание элементов. Пусть сознание плывет само по себе.

12.

Жанр – Фантастический детектив, юмористическая фантастика.

Примерный сюжет без подробностей – На космической станции, находящейся в нейтральном космосе, происходит крупное преступление. Для расследования отправляются детективы от трех рас. По неведомой причине (на все воля автора) им нужно объединиться и вести расследование вместе.

Персонажи – Молодой детектив, которому наконец-то дали настоящее дело. Старый битый жизнью коп, некогда бывший лучшим сыщиком галактики. Обожающий играть на нервах окружающих полицейский-тролль, которого отправили на далекую станцию, чтобы он не бесил начальство.

Примечания – Юмор приветствуется, но не обязателен. Рас три, одна из них люди.

13.

Жанр – Ужасы, мистика

Примерный сюжет без подробностей – Действие происходит в наше время, в нашем мире. Что-то случается по ночам, все это замечают, но делают вид, что этого нет. В следствие чего, ситуация ухудшается.

Персонажи – Два друга, один из которых начинающий сыщик.

Примечания – Один из гг должен умереть

14.

Жанр – Постапокалипсис

Примерный сюжет без подробностей – После катастрофы (любой, кроме технологический), природа возродилась и обрела сознание. Люди не главные на планете. Их осталось мало, они пытаются выжить и построить новый мир в хаосе растений

Персонажи – Семья с ребенком

Примечания – Неожиданная концовка

15.

Жанр – Фэнтези, детектив, юмор.

Примерный сюжет без подробностей – Важный артефакт пропал, ГГ который нифига не сыщик, вынужден расследовать, ну, просто потому, что так карты выпали или его попросили, или ещё почему-то.

Персонажи – Эльфы, орки, гоблины, тролли, хоббиты и вот это вот все.

Примечания – Должно быть что-то реально смешное)))

16.

Жанр – Фантастика, киберпанк

Примерный сюжет без подробностей – В городе появился хакер, который умеет «взламывать» людей. Теперь все, у кого имеются импланты, не в безопасности. Каждый из них может начать делать что-то не по своей воле, а с подачи неизвестного, дергающего за ниточки. 

Персонажи – ГГ — девушка или парень, имеющий более 50% имплантов в теле.

Примечания – Желательна детективная история, но можно обойтись и без нее.

17.

Жанр – Реализм, магреализм, мистика

Примерный сюжет без подробностей – Персонаж едет на поезде, ему зачем-то очень нужно попасть на конечную станцию, хотя велика вероятность, что он умрет раньше, чем доберется до пункта назначения (либо, на выбор автора, просто не сможет вернуться). В пути гг с кем-то разговаривает, возможно, кто-то его пытается отговорить.

Персонажи – На выбор автора: мужчина в возрасте, благородная старость, либо молодая влюбленная девушка.

Примечания – Нет

18.

Жанр – Фэнтези

Примерный сюжет без подробностей – Молодая девушка из глухой провинции обладает исключительным талантом в какой-то области, но его надо развивать. Естественно, у родителей нет денег и возможностей отправить ее в столицу. Есть парень, влюбленный в эту девушку, ей он тоже нравится, но свои чувства они скрывают, боясь получить отказ. Через деревню проезжает молодой аристократ, замечает эту девушку, восхищается ее способностями и предлагает ей уехать с ним, оплатить учебу в столице (это не развод, он на самом деле хочет ей помочь).

Персонажи – Два парня и девушка

Примечания – Обязательное условие: если друг девушки признается ей в чувствах, она останется, станет хорошей женой, но так и не сумеет развить уникальный талант, который мог бы помочь многим людям. Если нет — уезжает вместе с аристократом, добивается успехов в профессиональном плане, в личной жизни — на усмотрение автора, или ничего не получилось, или, возможно, внешне всё хорошо, но внутри иногда она ощущает неудовлетворённость и сама себя убеждает, что ей это только чудится.

19.

Жанр – Боевая фантастика.

Примерный сюжет без подробностей – Две космические расы собираются вступить в бой за систему Малых Медуз, но что-то пошло не так, и перед самым началом битвы открывается спонтанный портал в другое измерение.

Персонажи – Люди и вампиры.

Примечания – В рассказе должно присутствовать много синего цвета и вальс Шопена.

20.

Жанр – Городское фэнтези.

Примерный сюжет без подробностей – Бравый лейтенант милиции Василий, расследуя кражу носков у тролля Никиты, забирается в драконье логово.

Персонажи – Василий и все остальные, на кого у автора хватит фантазии.

Примечания – Желательно присутствие юмора.

21.

Жанр – Стимпанк

Примерный сюжет без подробностей – Двое туристов теряются в катакомбах города

Персонажи – Двое туристов, прочие рандомные персонажи на усмотрение автора

Примечания – Местами очень мрачно, местами смешно, местами философски

22.

Жанр – Фантастика, юмор.

Примерный сюжет без подробностей – Двое подпольных учёных экспериментируют с кустарным прибором, предназначенным для чтения мыслей птиц. В какой-то момент прибор глючит, и разум одного из учёных оказывается в теле уличного голубя. Сообщить об этом ничего не подозревающему коллеге — само по себе проблема, а ко всему прочему кот учёного предпринимает активные попытки поймать и употребить в пищу бывшего кормильца.

Персонажи – Двое учёных, кот, голубь.

Примечания – Нет

23.

Жанр – Мистика, эротика.

Примерный сюжет без подробностей – Сестра главной героини покупает пустующий дом в отдалённом коттеджном посёлке у озера. Пока сестра в командировке, она просит героиню обустроить дом к её будущему отпуску. Героиня едет в посёлок и останавливается в доме, но в первую же ночь обнаруживает, что она там не одна. Странно дружелюбные соседи как один убеждают, что ей просто показалось, но героиня уверена, что это не так.

Персонажи – На усмотрение автора, возможно наличие фэнтези-существ и т.п..

Примечания – Нет

24.

Жанр – Фанфик, детектив.

Примерный сюжет без подробностей – Шерлок Холмс, Гермиона Грейнджер, Серсея Ланнистер и Реактивный Енот едут вместе в купе поезда дальнего следования. Внезапно гаснет свет. Когда он включается, становится ясно, что один из попутчиков исчез. Всё бы ничего, но поезд не останавливался, а дверь купе закрыта изнутри, и спрятаться тут негде…

Персонажи – Вышеупомянутые + другие пассажиры и персонал поезда по желанию автора.

Примечания – Нет

25.

Жанр – Фантастика

Примерный сюжет без подробностей – Писатель пишет приключенческую книгу. Что бы читателю было интересней, он нагнетает страсти, создает ГГ все больше и больше проблем и сложностей, загоняя, буквально в безвыходную ситуацию. И вот, однажды проснувшись утром обнаруживает себя на месте главного героя книги…

Персонажи – Писатель, остальные на усмотрение автора.

Примечания – История с моралью, без нелогичностей)

26.

Жанр – Приключения. Юмор приветствуется, но не обязателен.

Примерный сюжет без подробностей – Герой книги, просыпается после бурной пьянки в компании мажоров, куда попал совершенно случайно, и не узнает местность в которой оказался. (Страна 3 мира, вдали от цивилизации). Денег нет, документов нет, все вокруг говорят на незнакомом языке. Молодой человек уверен, что он «попаданец».

Персонажи – Молодой человек, обожающий читать, выросший на книгах про «попаданцев». Остальные, на ваше усмотрение.

Примечания – Никакой фантастики.

27.

Жанр – Пьеса.

Примерный сюжет без подробностей – В театре готовится новая постановка, которую надо реализовать к определённому сроку. Режиссёр в бешенстве: сценарий не дописан, половина артистов из труппы бунтует, требует более высоких гонораров и лучших условий. Неожиданно появляется меценат, готовый вложить в театр энную сумму денег, но с условием, что в течение месяца они поставят спектакль по мотивам романа, написанного его дочерью, в их загородном доме.

Персонажи – Режиссёр театра — дикий холерик; меценат — лысеющий и толстеющий дядька с огромным бездонным кошельком; его дочь — девушка с высокими амбициями и низкими способностями; артисты.

Примечания – Было бы неплохо представить и любовную линию — дочь мецената влюбляется в одного из артистов.

28.

Жанр – Фантастическая поэма/юмористическая поэма.

Примерный сюжет без подробностей – Битва межпланетных цивилизаций, разворачивающаяся на межзвёздном пространстве «Коллаборация», за власть над всей галактикой.

Персонажи – Одержимый идеей власти параноик Неофит, скромный маньяк-убийца Небыль, странствующий капуцин Бездарь, вымерший титан Опоссум, жена бродяги Галла и сам бродяга, временно пропавший без вести, Тверн.

Примечания – Поэзия и юмор, фантастика — во всей красе.

29.

Жанр – Фэнтези-детектив.

Примерный сюжет без подробностей – Расследование убийства в маленьком городке.

Персонажи – Дознаватель и  горожане — на выбор автора. 

Примечания – Без магии

30.

Жанр – Сказка, Приключения

Примерный сюжет без подробностей – Давным-давно в далеком-предалеком королевстве жила-была королева. Управляла она своими землями не то что идеально, но, как говорится, жить можно. Главной страстью той королевы была вкусная еда. Много пиров провела она, многие блюда испробовала. А сколько поваров работало на кухне её большого дворца!.. Но однажды наступил день, когда королева поняла, что она всё попробовала, не осталось ни одного блюда, напитка, ни одной приправы или специи, которые она не знала бы, которые ей порядком уже не надоели. Взгрустнулось королеве… Но что уж делать, если хочется необычного, а значит — полцарства (или сундучок с золотом и домик недалеко от столицы) повару, который приготовит для королевского бала невиданное доселе блюдо!

История повара, который за определенный срок, должен добыть все сказочные ингредиенты для сказочного блюда и приготовить его по сказочном рецепту для королевского пира. Он может делать это в одиночку или в компании верных (или не очень) друзей. При этом у него есть конкурент(ы).

Персонажи – Главный герой — находчивый и предприимчивый повар. Не гнушается хитрить и обманывать ради достижения поставленной цели. Но, в целом, персонаж вызывающий симпатию у читателя.

Примечания – Легкий полушутливый тон повествования приветствуется.

31.

Жанр – Юмористическое фэнтези, Попаданцы

Примерный сюжет без подробностей – История пародирующая клише жанра «Попаданцы». Из нашей современности в фэнтезийный мир, находящийся на грани кризиса, попадает очередной (-ая) избранный (-ая). Но попытки ГГ быть Сьюхой не работают, принцессы (принцы) не покоряются, а знания из реального (нашего) мира в фэнтези никому не нужны и не важны. Нередко все завершается смертью ГГ, но он(а) то и дело возвращается к ключевому событию, будто в «Дне Сурка», и постепенно учится жить в новом для себя мире.

Персонажи –  Простой и недалёкий главный герой, чьего прокаченного скила в компьютерные игры (макияже) явно недостаточно для выживания в магическом мире.

Примечания – Обязательно наличие добротного юмора и иронии.

32.

Жанр – Киберпанк, Юмор

Примерный сюжет без подробностей – Классический киберпанк: корпорации управляют миром; импланты — не необходимость, а мода; черный рынок апгрейдов процветает. Человечество делает осторожные шаги в сторону полной оцифровки сознания настоящего человека, но пока этические нормы и «удачные» попытки ограничены экспериментами с животными. В т. ч. с домашними. У главного героя умирает старый пёс, и он соглашается сохранить сознание собаки, загрузив его в роботизированную модель животного. Но что-то идет не так, и робопёс начинает разговаривать со своим хозяином, раскрывая, что не такой уж тот и классный, как он сам про себя думал, а сам пёс оказывается тем еще циником и любителем остро пошутить.

Персонажи – ГГ любой и его пёс-робот, повидавший всякое дерьмо в этой жизни.

Примечания – Нет.

33.

Жанр – Фэнтези

Примерный сюжет без подробностей – Доброе ламповое фэнтези. Место действия — магический лес. Небольшое приключение волшебника, который всячески помогает разным лесным обитателям, феечкам и природе.

Персонажи –  Главный герой — волшебник, добрый и мягкий, который даже муху не может обидеть.

Примечания – Допускается создание сборника коротких рассказов про приключения волшебника.

34.

Жанр – Альтернативная история, Фантастика

Примерный сюжет без подробностей – Динозавры не вымерли, эволюционировали в высших разумных существ. При этом разнообразие видов более-менее сохранилось: на Земле уживаются цивилизации как потомков сухопутных ящеров, так и обитателей океанов. Время — ранняя эпоха, соответствующая началу реальных Средних Веков. Среди населения небольшого городка ходит легенда о таинственных прямоходящих существах, с длинными ногами и руками, без хвостов и крыльев, покрытых серой чешуёй. Где они обитают и чем занимаются никому неизвестно. Их называют Серыми Духами и связывают с ними разные несчастья: от солнечных затмений до пропажи горожан. Однажды главный герой находит Серых Духов. Ими оказываются люди, прибывшие в этот мир из альтернативной реальности. Каким образом и для чего они попали в мир динозавров — на усмотрение автора.

Персонажи – Говорящие динозавры.

Примечания – Нет.

35.

Жанр – Киберпанк, можно юмор

Примерный сюжет без подробностей – Саша сталкивается с новой реальностью — нейросети стали легко и массово писать популярные но очень поверхностные книги (буквально читатель на платформе жмёт «сгенерировать» по набору жанров и генерируется книга , полная стереотипов и не содержащая оригинальных ходов) за маленькую оплату. Соответственно, конфликт в том, что Саша хочет писать, и чтобы его/её читали, а люди на 99% читают «алгоритмятину».

Персонажи – Молодой (ая) писатель (ница) Саша

Примечания – Решение конфликта на усмотрение автора, интересно увидеть, что можно придумать. При желании можно усугубить конфликт (дети, ипотека, писательство основной источник дохода) или ослабить (настоящий писатель лёгким движением пера превозмогает мелкую проблему и идёт дальше).

36.

Жанр – Фантастика «ближнего прицела»(недалёкое будущее), абсурд.

Примерный сюжет без подробностей – Системы автоматического принятия взяли на себя большую часть рутины и типовых решений (если у вас хватало данных , чтобы обеспечить эти решения, конечно).
При этом системы безопасности слегка параноидальны, так как с точки зрения компьютера, человек от человека отличается цифровыми отпечатками, которые всё же можно украсть и подделать… В чём система Президента и заподозрила. В результате по нарастающей, и в итоге конец света (ядерная война/крах экономики / и т п)

Персонажи – Президент, охрана президента, специалисты по безопасности и т д

Примечания – Абсурд повседневной жизни, приводящий к глобальным последствиям. Наподобие «у меня для вас посылка, но я её не отдам, потому что у вас документов нету». Страна действия не важна, можно даже вообще имена собственные не использовать (ибо действия будут предприняты одни и те же — все участники «нормальные люди», не хватающие звёзд с неба).
Юмор, степень абсурда и гротеска на усмотрение автора. Я бы предпочел увидеть правдоподобную историю (вроде реально случившейся истории «разработчика уволили, так как кадровик не проставил галочку в программе, и он не мог попасть на работу месяц»).

37.

Жанр – Психологический триллер.

Примерный сюжет без подробностей – Два брата психиатра, которые играют в игру один раз в год, выбирают больного без семьи, начинается психологическая охота слов, доводят жертву до суицида. Кто из братьев играет честно? Правдивая эта игра или просто фарс для маньяка? Что делать одному из братьев если жертва его любимая?

Персонажи Два брата психиатра

Примечания – Время и место выбор за автором. Свободная сюжетная линия.

38.

Жанр – Ужасы, мистика, приключения (ненужное вычеркнуть)

Примерный сюжет без подробностей – Герои книги в детстве потеряли друга в «доме с привидениями», причем взрослые им так и не поверили. И вот, став взрослыми, они собираются вместе и расследуют пропажу друга.

Персонажи – Ботаник, посвятивший года жизни изучению паранормальных явлений; его друг, трусоватый ворчун; миниатюрная девушка, с «отмороженным» характером, любительница подраться.

Примечания – Нет

39.

Жанр – Мистика, городское фентези, Юмор.

Примерный сюжет без подробностей – Домовенок не смог сдать экзамен по домоводству, и теперь ему не положен собственный дом, он остался «на второй год». И подросток искренне не понимает, а зачем ему это все? Зачем ему служить людям, содержать чей то дом… И он решает сбежать, и построить свой собственный дом, где никто ему не указ… В построенный им дом заселяются дети беспризорники.

Персонажи – Домовенок подросток, взрослые домовые, дети беспризорники.

Примечания – Желательно без чернухи, хотелось бы добрую историю.

40.

Жанр – Мистика, Ужасы.

Примерный сюжет без подробностей – Некая сущность, заменяет собой человека, потерпевшего крупную неудачу, и не дорожащего своей жизнью. А сущность очень хочет жить, и старается влиться в жизнь общества и не быть раскрытой. Сущность не обладает памятью жертвы, только результаты нескольких дней наблюдения. Тот кого скопировали мертв. Концовка на усмотрение автора.

Персонажи – Сущность, окружение подмененного человека.

Примечания – Минимум фантастики, фандоп только факт подмены.

  • План рассказа неизвестный цветок
  • План рассказа наука ненависти
  • План рассказа морской царь и василиса премудрая
  • План рассказа моя родина казахстан 4 класс
  • План рассказа муму 5 класс тургенев план