План рассказа морозко 3 класс

План к сказке морозко ке, стихи в строфе, как бы внутренняя рифма/. и крутится в мом мозгу: мазурка, море, смерть,


План к сказке «Морозко»

ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

>Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Морозко»

Конспект урока литературного чтения «Русская сказка «Морозко». Пересказ», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Оборудование: видеозапись отрывка экранизации сказки «Морозко», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске записана скороговорка.)

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

— Какое интересное слово есть в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало слякотно.)

(Чтение с орфографическим проговором, затем с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе.)

— Прочитайте скороговоркой.

III. Проверка домашнего задания

— Дайте характеристику героя сказки.

— Посмотрим фрагмент экранизации сказки «Морозко» о том, как обе героини попадают в лес. Сравним их поведение.

(Учитель показывает два видеофрагмента.)

— Что вы можете сказать о них?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Разделите сказку на смысловые части и озаглавьте каждую часть.

— Сравните свои заголовки с данным планом.

План

1. Мачехина дочь и падчерица.

2. Падчерица в лесу у Морозко.

3. Старикова дочь возвращается домой в злате, в серебре.

4. Старухина дочь под елью.

5. Старуха встречает дочь.

— Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рас­сказе употреблять сказочные слова и выражения.

VI. Рефлексия

— Вспомните все, чем мы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?

— Когда вы испытывали трудности?

VII. Подведение итогов урока

— Какие пословицы и поговорки отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?

• Бог терпел и нам велел.

• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.

• Терпение и труд все перетрут.

• Пока солнце взойдет — роса очи выест.

• Час терпеть — век жить.

• Терпи, казак, атаманом будешь.

— Как бы вы ответили на вопросы, что правда, а что неправда, что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Домашнее задание

Читать русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева.

Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 — 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Цель:

  1. Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать
    содеражние текста по вопросам; выделять главную мысль;
  2. Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения,
    сравнения;
  3. Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
  4. Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: хэ

  • Рисунки детей к стихотворению А.С.Пушкина “Зимнее утро”.
  • Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
  • Маленький короб; мочало; береста.

Познавательные способности: 1–2 уровня.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Вступительная беседа.
  4. Сообщение темы урока.
  5. Ознакомительное чтение.
  6. Словарная работа.
  7. Анализ содержания текста по вопросам.
  8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
  9. Выделение главной мысли.
  10. Итог урока.
  11. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина “Зимнее утро”.

Какие слова мы разбирали с вами вчера?

Вечор вчера вечером; нынче – сегодня.

Посмотрите на рисунки, как вы думаете, какой из них наиболее близко подходит
к данному произведению?

3. Вступительная беседа.

А.С.Пушкин писал не только стихи. Он написал еще сказки. Вспомните, какие
сказки он написал?

– “Сказка о рыбаке и рыбке”

– “Сказка о золотом петушке”

– “Сказка о царе Салтане…”

– “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

– “Сказка о попе и его работнике Балде”.

Это авторские сказки, т.е. их написал автор; в данном случае А.С.Пушкин.

Но есть такие сказки, где автор нам неизвестен. Это народные сказки.
Вспомните, какие русские народные сказки мы читали с вами во 2 классе?

– “У страха глаза велики”.

– “Лиса и тетерев”.

– “Лиса и волк”.

-“Гуси – лебеди”.

4. Сообщение темы урока.

Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.

5. Ознакомительное чтение.

Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова. Начало читает учитель,
потом три ученика.

6. Словарная работа.

Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?

– Мачеха – не родная мать.

– Падчерица – не родная дочь.

– Затужил, заплакал – опечалился.

– Озноб – замерзла до дрожи.

– Окостенеть – замерзнуть до смерти.

– Сжалился – пожалел.

– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.

– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.

– Заголосила – громко закричала, заплакала.


Запомните эти слова.

7. Беседа по содержанию.

– Понравилась ли вам сказка?

– Что запомнилось?

– Кого было жалко?

– А кого нет?

– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.

– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.

– Почему Морозко сжалился над падчерицей?

8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.

Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?

Добрая Ленивая
Трудолюбивая Грубая
Вежливая Вредная
Ласковая Сварливая
Терпеливая Злая
Почему?  

Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?

И что она получила от Морозко?

А какая была старухина дочь? И что она получила?

9. Выделение главной мысли.

Как вы думаете, по заслугам они получили?

Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?


Добро вознаграждается, а зло наказывается.

10. Итог урока.

– Что мы сегодня делали?

– Что запомнилось?

– Какие новые слова мы с вами узнали?

11. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы
представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок).

Тема: “Морозко”. Русская народная сказка.

(Продолжение).

Цель: развитие умения читать целыми словами, по ролям, инсценировать
сказку.

Тип урока: комбинированный.

Наглядные пособия: Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
костюмы Морозко, падчерицы, старухиной дочки, старухи, собачки.

Познавательные способности: 1–2 уровня.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение цели урока.
  3. Повторение словарных слов.
  4. Чтение отрывков для инсценировки.
  5. Работа над инсценировкой.
    – выделение ключевых слов
    – чтение по ролям
    – восстановление текста по опоре
    – выявление характера каждого героя
    – пересказ по опоре каждым учеником
    – парная работа
    – подробная инсценировка
  6. Итог урока, оценки.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Оргмомент.

Взаимопроверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

– С какой сказкой мы познакомились с вами вчера? (Русская народная сказка “Морозко”)

– Понравилась вам эта сказка?

– А чем?

– Какой вывод вы сделали, прочитав эту сказку?

– Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

3. Повторение словарных слов. Вспомните, о значении каких слов мы с
вами говорили вчера:

Мачеха, падчерица, затужил, заплакал, озноб, окостенеть, сжалился, короб,
рогожа, заголосила.

Вспомните, что обозначают эти слова? Объясните их смысл.

4. Чтение отрывка для инсценировки.

Сегодня мы с вами попробуем инсценировать эту сказку. Что значит
инсценировать? То есть разыграть на сцене, показать как спектакль с
распределением ролей. Давайте попробуем найти в сказке отрывки, где
разговаривают несколько героев и которые можно инсценировать.

– Разговор Морозко и падчерицы.

– Разговор старухи и собачки (1).

– Разговор Морозко и старухиной дочери.

– Разговор старухи и собачки (2).

5. Расписывание последовательности диалога, работа над инсценировкой.

Какой отрывок вам понравился больше всего?

– Разговор падчерицы и Морозко.

а/ Выделение и запись ключевых слов.

Девочка: Морозко:
Озноб Потрескивает, пощелкивает
Дрожит Поскакивает
Морозушко Сильнее
Батюшка Девица – матушка
Чуть дух переводит  
Окостеневать  
Чуть-чуть языком шевелит Сжалился, отогрел, окутал
Голубчик  

б/ Чтение по ролям.

в/ Восстановление текста по опоре, запись первых букв слов и отдельных
соединительных слов.

г/ Выяснение характера каждого героя и как надо говорить его слова.

д/ Пересказ по опоре каждым учеником на месте (можно пользоваться текстом).

е/ Пересказ по опоре и тексту в парах.

ж/ Подробная инсценировка без заглядывания в текст.

6. Итог урока.

Что сегодня делали на уроке?

Чему учились?

Что нового узнали?

Оценки.

7. Домашнее задание:

Инсценировка отрывка. Можно самостоятельно попробовать инсценировать другой
отрывок.

План рассказа морозко 3 класс


6

Как написать план по прочитанной сказке «Морозко» для дальнейшего пересказа?

10 ответов:

План рассказа морозко 3 класс



2



0

План пересказа русской народной сказки «Морозко»:

  1. У деда была дочь, а у дочери мачеха, которая решила сжить дочь деда со свету
  2. Велела она старику увезти свою дочь в лес, на трескучий мороз
  3. Села девица под елкой, а вокруг Морозко гуляет
  4. Спрашивает Морозку девушку «Тепло ли тебе?», а сам все ниже спускается
  5. «Тепло мне» — отвечает девушка каждый раз
  6. Морозко пожалел девушку и укутал ее дорогими шубами
  7. Приехал старик в лес за дочкой, а та в золоте и серебре, да с подарками
  8. Мачеха разозлилась и отправила в лес свою дочь, тепло одетую
  9. Спрашивает ее Морозко «Тепло ли тебе девушка?»
  10. Старухина дочь отвечает «Застудил совсем, или прочь Морозко»
  11. Обиделся Морозко и заморозил старухину дочь
  12. Привез ее мертвую дед и заголосила старуха.

План рассказа морозко 3 класс



2



0

Интересная и поучительная сказка «Морозко», но детям трудно сразу все запомнить и пересказать своими словами. Вот по плану это будет сделать проще, но… для этого нужно будет внимательно прочитать или просмотреть фильм — сказку «Морозко». Тем более, что она очень интересная. После этого нужно вспомнить, как все начиналось — начало, вступление. Основные, главные моменты в сказке, без которых разворачивание сюжета невозможно.

  1. Жили были дет да старуха. у деда была своя дочь, а у бабки тоже была дочь. Расскажите какие они были по внешности, характеру.
  2. Отношение мачехи к своей падчерице.
  3. Стремление мачехи выдать дочь свою замуж за богатого парня и красивого.
  4. Веление мачехи отцу отвезти дочь в лес на съедение волкам. ( Расскажите подробно, как все произошло, когда это было — зимой или летом и т. д.)
  5. Встреча дочери деда с Морозко. Как Морозко встретился, что в итоге подарил и т. д.)
  6. Возвращение дочери деда
  7. Зависть старухи и ее дочки
  8. Отправление старухиной дочери в лес к Морозко.
  9. Как встретила старухина дочь Морозко. Обида на девушку за ее дерзость.
  10. Расплата за это — заморозил Морозко девушку.

План рассказа морозко 3 класс



2



0

План к известной новогодней сказке «Морозко» можно составить таким образом:

1). Описание главной героини — Настеньки.

2). Жизнь главной героини. Описать отношения в семье.

3). Зависть и ненависть со стороны мачехи и ее дочери. Старик (отец Насти) отвозит Настеньку в лес по приказу злой старухи.

4). Встреча главной героини с Морозко.

5). Довольная мачеха печет блины и отправляет старика за телом дочери.

6). Главная героиня возвращается счастливая и здоровая домой с подарками.

7). Мачеха отправляет любимую дочь на встречу с Морозкой.

8). Встреча непрошеной гостьи и Морозко.

9). Смерть старухиной дочери.

10). Расплата. Слезы злой старухи.

План рассказа морозко 3 класс



2



0

К сказке «Морозко» можно составить следующий план:

  1. Нелегкая жизнь дочери старика Настеньки с мачехой и сводной сестрой.
  2. Решение мачехи избавиться от нелюбимой дочки, заставив старика отвезти ее в холодный лес.
  3. Встреча девушки с Морозко, который стал проверять ее, напуская на Настеньку все больше мороза.
  4. Стойкая выдержка всех испытаний волшебника кроткой Настенькой и вознаграждение девушки мехами и дорогими подарками.
  5. Реакция и зависть мачехи на возвращение румяной Настеньки.
  6. Приказ старухи отвезти и свою родную дочь в лес, в надежде, что Морозко тут же одарит и ее златом-серебром.
  7. Грубость дочери старухи и закономерная расплата, приведшая к ее гибели и наказанию завистливой и злой мачехи.

План рассказа морозко 3 класс

План рассказа морозко 3 класс



1



0

Составляем план пересказа по сказке «Морозко».

Сама сказка не очень длинная, соответственно план будет состоять из нескольких основных моментов.

  1. Жизненные обстоятельства главной героини, падчерицы (в разных вариантах сказки ее звали Марфа либо Настенька), ее отношения с мачехой, отцом и сестрой.
  2. Начало действия — отец вынужден отвезти Настю в лес, по требованию мачехи. Он оставляет ее у большой сосны и возвращается домой.
  3. Встреча Насти и Морозка.
  4. Благополучное возвращение домой, жива-здорова и с подарками.
  5. Злая завистливая мачеха отправляет в лес и свою дочь.
  6. Мачухина дочка вела себя неприветливо, за что и поплатилась — заморозил ее Морозко.

План рассказа морозко 3 класс



1



0

  1. Жили-были Настенька с отцом, его женой, мачехой Настеньки, и ее дочерью.
  2. Отец везет Настеньку в лес по желанию мачехи, оставляет у большой ели.
  3. Настенька встречается с Морозко.
  4. Возвращение Настеньки домой с подарками от Морозко.
  5. Отец Настеньки везет дочь мачехи в лес на то же место.
  6. Встреча дочери мачехи с Морозко.
  7. Морозко замораживает девушку.

План рассказа морозко 3 класс



1



0

<h2>План к сказке Морозко</h2>

1) Семья Настеньки — описание каждого члена семьи.

2) Лютая нелюбовь мачехи к своей падчерице.

3) Жестокая мачеха хочет избавится от падчерицы.

4) Злая мачеха заставляет отца увезти Настеньку в лес и бросить там.

5) Чудесная встреча Настеньки с Морозко.

6) Дорогие подарки Настеньке от Морозко в награду за чуткость.

7) Жгучая зависть мачехи и её родных дочерей к подаркам.

8) Одна из дочерей мачехи тоже едет в лес за чудесными подарками.

9) Морозко не оценил дочь мачехи и решил её наказать.

10) Дочь мачехи замёрзла.

План рассказа морозко 3 класс

План рассказа морозко 3 класс



1



0

Сказка «Морозко» одна из самых любимых детишками. Эдакая история русской Золушки.

Вот примерный план сказки:

  1. Настенька живет с отцом.
  2. Отец приводит в семью мачеху с ее дочерью Марфушей.
  3. Мачеха невзлюбила трудолюбивую падчерицу.
  4. Мачеха избавляется от Настеньки, отец оставляет дочь в холодном лесу.
  5. Настенька знакомится с Морозко.
  6. Настенька выполняет все запросы Морозка.
  7. Настенька получает щедрые дары и возвращается с богатыми подарками домой.
  8. Мачеха отправляет свою дочь в лес, чтобы и той отсыпали подарков.
  9. Морозко не нравится вредная и капризная Марфа, поэтому он ее замораживает.
  10. У Настеньки все хорошо.

План рассказа морозко 3 класс



1



0

План к сказке «Морозко»

1 Как мачеха решила избавиться от падчерицы.

2 Что сделал старик с дочерью.

3 Встреча Настеньки с Морозком.

4 Доброта Морозко.

5 Возвращение падчерицы с подарками.

6 Дочь старухи в лесу.

7 Встреча ленивой девицы с Морозко.

8 Как обиделся Морозко.

9 Плач старухи.

Сказка рассказывает о двух разных по характеру и внешности дочерей, одна дочь добрая, а другая наделена всеми отрицательными качествами. Каждая дочь получила по заслугам, одна за смирение вое получила вознаграждение от доброго Морозко, а вторая за свою жадность от доброго Морозко получила его гнев. Добрые тоже могут злиться и если могут показать свой гнев, то его показывают, поэтому в сказке такой конец, зла на земле не должно быть.

План рассказа морозко 3 класс



0



0

<h2>План к сказке «Морозко»</h2>

  1. Жизнь Настеньки с мачехой, сестрой и родным отцом.
  2. Отношения мачехи и падчерицы.
  3. Наказ мачехи отцу Настеньки о избавлении от нее.
  4. Встреча Настеньки и Морозко.
  5. Испытание Морозко для падчерицы.
  6. Чем одарил Морозко Настеньку и ее возвращение.
  7. Реакция мачехи и сестры на возвращение Настеньки.
  8. Родная дочь мачехи в лесу и ее встреча с Морозко.
  9. Поведение дочери и результат встречи.

Читайте также

План рассказа морозко 3 класс

Сказка «Дикие лебеди» — это одна из наиболее известных и популярных сказок Ганса Христиана Андерсена, для составления плана по ней необходимо будет выделить основные части повествования, каждая из которых заключает в себе ту или иную идею автора. Самый правильный вариант, как мне кажется — это классическое деление текста на основные отрывки, определяющие развитие сюжета — это завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Подробный план может выглядеть так:

  1. Семья короля, появление злой мачехи;
  2. Козни мачехи-колдуньи, разлука Элизы с братьями, поиски братьев, встреча, путешествие с братьями, сон-откровение, свадьба с молодым королём, тяжёлая работа, обвинения Элизы в колдовстве, приговор;
  3. Спасение братьев от чар;
  4. Оправдание Элизы.

<iframe type=»text/html» width=»100%» height=»400″ src=»https://www.youtube.com/embed/GwVIZ3WOQiE?enablejsapi=1″ frameborder=»0″ />

План рассказа морозко 3 класс

Очень хороший вопрос, но вот только ответить на него хочется почему-то примерами сказок не о дружбе между людьми, а о дружбе человека и животного. Потому что, дружба животного всегда бескорыстна, животное никогда не предаст, хотя в сказках и наделяется многими человеческими чертами.

Таков например Конек-Горбунок из сказки Ершова, который много раз выручал Иванушку.

Таков Кот в сапогах, герой сказки Перро, который также сделал своего хозяина маркизом Карабасом. Кстати, есть и русская сказка с аналогичным сюжетом — «Козьма Скоробогатый».

Ну а если вспоминать сказку про дружбу среди людей, то мне кажется тут можно назвать «Иван Быкович» где три Ивана дружили без всякой задней мысли.

А еще прекрасные сказки про лучших друзей «Волшебник Изумрудного города», «Винни-Пух», «Малыш и Карлсон».

План рассказа морозко 3 класс

План рассказа морозко 3 класс

Подбирать произведения к пословице значительно сложнее, чем пословицы к произведению. Требуется вспомнить подходящий сюжет, в данном случае сюжет, в котором бы рассказывалось о том, что друг ради другого пожертвовал бы деньгами или чем-то материальным. Таких произведений наверняка великое множество, а вот вспомнить их нелегко.

Наверное первым делом назову сказку Бажова «Зеленая змейка», в котором два друга гонялись за зеленой змейкой, которая могла дать им богатство, но как оказалось лишь одному.

Потом сказка братьев Гримм «Бременские музыканты».

Вообще многие сказки учат тому, что дружба дороже денег, например «Цветик-семицветик» Катаева.

Из более взрослых произведений почему-то сразу вспоминаются «Три мушкетера» Дюма и «Сердца трех» Джека Лондона.

План рассказа морозко 3 класс

Вот почему-то сразу вспоминается сказка «Приключение Буратино», хотя в ней главный герой большую часть времени как раз бегал от грамоты, не желая учиться, но в конце все-таки осознал свою ошибку и понял, что не веди себя он так опрометчиво, избежал бы многих страшных приключений.

Но все-таки не эта сказка больше всего подходит к данной пословице. Мне больше нравятся сказки «Приключения Незнайки» Носова, в которой главный герой не любил учиться и все время попадал в смешные ситуации, и сказка Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». В этой последней сказке герой — двоечник Витя Перестукин попадает в страну невыученных уроков и сталкивается с теми же задачами, которые не мог решить в школе. Это грозит ему страшными опасностями, но Витя справляется и встает на путь исправления.

А еще можно назвать «Старика Хоттабыча» Лагина, ведь там даже джинн понял необходимость образования и грамотности.

План рассказа морозко 3 класс

План рассказа морозко 3 класс

Главных персонажей в этой сказке Б. Гримм всего два:

  • Гейнц — лентяй, который устав пасти козу, решил жениться на соседкой девушке с тем, чтобы она работала вместо него. Но, надо отметить, что это (желание освободить свою жизнь от «трудов тяжких») характеризует его, как находчивого и предприимчивого персонажа, который, если бы не лень, мог преуспеть в жизни.
  • его жена Трина, оказавшаяся не менее ленивой, чем ее новоиспеченный супруг, обладающая умом, который отметил сам Гейнц, ибо Трине пришло в голову обменять коз на улей у соседа, чтобы предаваться лени, как и ее супруг, и злая, т.к. размечтавшись о том, как будет наказывать своего будущего сыночка от непослушания и непочтения родителям, сгоряча даже разбила горшок с медом.

<hr />

Есть еще трудолюбивый и умный сосед, который охотно променял пчел (один улей) на двух коз.

Конспект  урока  литературного  чтения  для  3 класса,  УМК «Перспектива».

Тема: «Русская народная сказка «Морозко».

Цель:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею

  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Ход урока:

  1. Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать?  Кто главный герой?  Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы?  Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

— О ком загадка?

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше?  Читать сказки, предания, легенды…

  1. Актуализация знаний.

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные  слова

уста

сказывать

сказитель

падчерица

худо

кажный

затужил

молитву творить

тукнуть

подожмала ножки

красная девушка

приданое

паньёй сияет

  1. Чтение и анализ сказки.  Работа над трудными словами.  Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

родная дочь

«что ни сделает, за все ее хвалят»

лень и безделье порождает слабость

падчерица

«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта  мудрость

мачеха

«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели»

злоба

ненависть

жестокость

старик

«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой»

безропотный

забитый

жалкий

морозко

«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!»

олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка

«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут»

верность

— Справедливо ли закончилась сказка?  Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти.  Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку?  Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод:  Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь?  Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

— Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Прочти авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 79-80. 

УКМ «Перспектива»

1. Разделите сказку на смысловые части. Придумайте заголовок к каждой части. Сравните его с данным планом: Мачехина дочь и падчерица; Падчерица в лесу у Морозко; Старикова дочь возвращается домой; Старухина дочь под елью, Старуха встречает дочь.

Разделим текст сказки на смысловые части и дадим им заголовки:

  1. Жизнь падчерицы с мачехой и её дочкой. Злая мачеха.
  2. Падчерица в лесу встречает Морозко. Волшебный старик.
  3. Падчерица возвращается из лесу с богатыми дарами. Награда Морозко.
  4. Старуха отправляет дочь в лес, она встречает Морозко. Грубиянка.
  5. Старухина дочь возвращается из леса. Наказание.

Заголовок каждой части отражает тему смысловой части или плана учебника.

2. Перечитайте первую часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочь.

Падчерицу характеризуют слова: скотину поила-кормила, дрова и воду носила, печь топила, избу мела.

Старухину дочь характеризуют слова: что ни сделает — за всё гладят по головке.

3. Перечитайте вторую часть. Обсудите с другом, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать, испытать?

Морозко был волшебником. Он был могучим и суровым, но у него было доброе сердце. Он никого бы не стал морозить просто так.

Морозко хотел испытать падчерицу.

4. Как падчерица разговаривала с Морозко? Выделите в диалоге Падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

Падчерица разговаривала с Морозко вежливо и приветливо.

Слова с ласкательными суффиксами:

Девица, Морозушко, батюшка, лапушка, голубчик.

5. Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

Выбираем ответ: падчерица была добрая, приветливая.

6. Перечитайте третью часть. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Подумайте в чём особенность её поведения. Какая она?

Старухина дочка оказалась грубой, невежливой, себялюбивой. Она грубо разговаривала с Морозко и рассердила волшебника. 

Поэтому он не дал ей подарков и вообще заморозил до смерти.

7. В сказке есть ещё один необычный герой. Он сообщает нам о неизвестных никому событиях. Кто это? Зачем он нужен? Мог ли это быть старик?

Этот герой — собака под столом.

Собака предсказывает то, что должно случиться. Она нужна, чтобы показать какие надежды питала мачеха, и как они рассыпались прахом. Разговор собаки и мачехи показывает отношение мачехи к падчерице и к своей дочери.

Этим героем не мог быть старик, ведь он не является волшебным персонажем. Он слова не может сказать против мачехи и не умеет видеть будущее.

8. Определите основную мысль сказки. Выделите в тексте опорные слова. Составьте план.

Основная мысль сказки: как вы к людям относитесь, так и люди относятся к вам.

Опорные слова для пересказа:

Живало-бывало, перевернёшься — бита, ничем не угодишь, чтоб мои глаза не видали, старик затужил, озноб, потрескивает, пощёлкивает, девица, батюшка, окостеневать, поминки справляет, старый хрыч, вся в золоте и серебре, не так тявкаешь, руки врозь, руки-ноги отмёрзли, сгинь проклятый, в мешке косточки, в санях мёртвая, заголосила.

План пересказа сказки «Морозко»

  1. Жизнь с мачехой.
  2. Требование мачехи.
  3. Падчерица под елью.
  4. Разговор с Морозко.
  5. Старик находит дочь.
  6. Предсказание собаки.
  7. Возвращение падчерицы.
  8. Старухина дочь и Морозко.
  9. Второе предсказание собаки.
  10. Мертвая старухина дочь.

9. Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рассказе употреблять сказочные слова и выражения.

Пересказ сказки «Морозко» для 3 класса

Живало-бывало в одной деревне старик с женою. Но умерла жена и женился старик на другой.

Злой была мачеха. Падчерицу не любила, во всём она виновата была. Перевернёшься — бита будешь, не перевернёшься — тоже. Ничем падчерица угодить старухе не могла. Хотя и в избе убирала, и дрова носила, и печь топила.

А старухина дочь, что ни сделает, всё равно умница.

Вот стала старуха на старика ругаться и требовать отвезти падчерицу в лес, старым хрычом величала. Затужил старик, но делать нечего, повез дочь в лес, вывалил под деревом и уехал.

Сидит падчерица под елью, озноб её пробирает. А тут Морозко по елочкам потрескивает, да пощёлкивает. Увидел девушку, спустился к ней и давай морозить. А сам спрашивает, тепло ли девице.

А падчерица вежливо отвечает, что тепло, и Морозушкой величает. 

Сжалился Морозко над девушкой.

А старуха старика вновь в лес гонит, косточки от падчерицы собрать. Поехал старик в лес, а там дочь его в злате и серебре сидит, да с богатыми дарами.

А мачеха уже поминки справляет, блины печёт. Только собака под лавкой лает, что падчерица в серебре и золоте вернётся. И как мачеха её не ругала, собака от своих слов не отступала.

Привёз тут старик падчерицу в богатых одеждах и с дарами. Зависть взяла мачеху. Велит она старику родную дочь в лес увезти.

Отвёз старик мачехину дочь в лес, посадил под елью. Пришёл Морозко и давай её морозить, и про тепло спрашивать. А старухина дочь ругается, гонит Морозко, проклятым называет.

Обиделся Морозко и заморозил девушку до окостенения.

Старуха гонит старика в лес за дочкой, а собака тявкает, что косточки привезут.

Так и случилось. Привёз старик косточки, бросилась старуха к саням, а там дочь её мёртвая лежит.

Заголосила старуха, да только поздно.

10. Выберите слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в творческую тетрадь.

Падчерица: добрая, вежливая, приветливая, трудолюбивая.

Мачеха: злая, несправедливая, завистливая.

Мачехина дочь: ленивая, грубая, невежливая, себялюбивая.

Старик: робкий, послушный, тихий, слабый.

1

  • План по сказке пушкина сказка о царе салтане
  • План рассказа весенний праздник кубановедение 5 класс
  • План по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • План пересказа сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс литературное чтение
  • План по рассказу как мужик убрал камень толстой