План рассказа метель и вьюга павел засодимский

Автор андрей измаилов на чтение 11 мин. опубликовано 02.07.2021 слово из 4 буквы первая буква к, вторая буква у, третья

На чтение 11 мин. Опубликовано

Слово из 4 буквы (первая буква к, вторая буква у, третья буква р, последняя буква а), определения в сканвордах:

вьюга, метель, поземка (местное) (см. вьюга 5 букв)

(разговорно-сниженное) то же, что: курица (см. курица 6 букв)

Мирослав (родился в 1924) чехословацкий артист балета (см. артист 6 букв)

отара, овечье стадо в поле (см. поле 4 буквы)

река в Закавказье

река города Боржоми

«птичья» река в Грузии

на какой реке стоит грузинский город Рустави?

в долине какой реки стоит город Акстафа?

на какой реке стоит Тбилиси?

водная артерия Тбилиси

течет в Тбилиси

какую реку питает Аракс?

в нее впадает Аракс

одна из главных рек Грузии

грузинская река с «табачным» названием

река в винной долине Грузии

вьюга, метель (обл.)

грузинская река

закавказская река

основная река Грузии

мтквари (груз.)

протекает по Гори и Тбилиси

мешанина из слова «рука»

поилица Тбилиси, Гори и Боржоми

поилица городов Рустави и Боржоми

река, протекающая по Грузии

самая крупная река Закавказья

28 определений к слову “кура” помогут вам составить свой собственный сканворд. Картинки к словам в процессе добавления.

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев, относятся к сезонным богам — к богам Зимы

image

Пурга

К сезонным богам ЗИМЫ относятся многие — холодные зимние красавицы, например:  ВЬЮГА, ПУРГА и МЕТЕЛИЦА.

Есть у них подруга, которая во все сезоны может на Земле появляться — это БУРЯ.

ВЬЮГА — другое имя — ЗАВИРУХА (у украинцев).

МЕТЕЛЬ (Метелица) – дочь Вьюги и старика СНЕГОВЕЯ.

МАРЖАНА  очень интересный зимний персонаж,  по сути, это не зимний, а весенний ритуальный персонаж, чучело-воплощение смерти и зимы, которое топили, чтобы обеспечить урожай.

image

ЗИМЕРЗЛА — Суровое зимнее божество древних славян. Она дышит холодом и морозами. Одежда у нее – тулуп из инея. Морозы – ее дети, они ей корону ледяную куют, сережки из сосулек. Люди обращались к Зимерзле с просьбой не холодить жилище, не вымораживать на полях посевы.

к зимним божествам относятся так же Зимник, Зюзя, Трескунец и другие служители Стужи

В ЛИТЕРАТУРЕ.

Невидимая старуха-зима была уже где-то поблизости, ее холодные цепкие пальцы проникали под кожух, щекотали, обрызгивая все тело зябкой дрожью, пощипывали нос и уши. А что еще будет в студен и просинец, когда на помощь Зимерзле придут ее сыновья Снеговолок и Костяник, свирепые зимние духи, способные застудить все живое насмерть!..

– Она сама вся седая, в волосах ее метель прячется, в рукавах шубы снег родится, – рассказывала княгиня, прижав голову сына к своему боку и рукавами шубы укрывая его от падающих снежинок. – Сама она горбатая, злая, жадная. Ей бы весь белый свет снегом засыпать, все реки навек сковать, всех людей-зверей заморозить! Она самой Морене родная сестра. От них да еще от Мары и Морока вся тьма на земле, весь холод, болезни и смерть сама.

Е.Дворецкая, Янтарные глаза леса

В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

Гнать пургу — говорить заведомую чушь.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ. В игре «Домовята» есть очень чинная старушка Метелица.

********

«Завируха – это красивая, большая, веселая молодица. Завируха одета в белый, снежный, с седым воротником, разукрашенный вышивками кожух, подпоясанная пестрым поясом, в белых сапожках, закрученная в наметку, а рукавиц у нее нет.Она по приказу своего мужа снеговея со своими детьми разносит снег, укрывает всю землю, чтобы тепло было земле, чтобы не вымерзли корни растений, укрывает-застилает все дороги, чтобы хорошо было на санях ездить…» (Степан Килимник).Хоть и крутит вьюга, заносит пути, а иногда сугробы наметает до крыши, все же любит она веселиться. Укроет землю снегом и мчится вме сте с детворой на санках или на коньках. «Метелица – это молодая девушка, в белом венке, с лентами белыми, в корсетке, 10–12 витков дорогого жемчужного ожерелья, с распущенными косами, очень веселая, красиво танцует, в блестящих сапожках, с серебряными подковками»(Степан Килимник). Метелица, метель – дочь вьюги и снеговея. Она собирает все снеговые силы вместе, и они «метут метелицу» – танцуют. А она сама танцует лучше всех, «…играется снегом, то подбрасывает его, то метет им, то крутит, то бросает в глаза людям» (Степан Килимник). «Снеговей – Фольклорный персонаж украинцев. это пригожий дядька, красиво наряженный в свитку, в такой же шапке и рукавицах, как и у Деда Мороза. А сам снеговей весь белый, из снега, а сопровождается густым туманом снега, его не увидеть» (Степан Килимник). Снеговей приходит на зов зимы, становится на гору или на облако, берет в руки большую лопату и, когда подадут ему знак зима или мороз – сеет снег на землю, «…как крестьянин когда-то рожь сеял». И летит снег на все стороны. Снеговей густо укрывает землю, чтобы ей тепло было, греет ее, чтобы ничего в земле не вымерзало. Старается снеговей достаточное количество снега навеять, чтобы весной земля вволю напилась, ибо ж целую зиму она не пьет. Но и снеговей боится весны. Лишь только она дохнет теплом, садится он на седое облако, собирает свои мешки со снегом и улетает на север. Там пополняет снежные запасы, готовится к следующей зиме. Дружит снеговей с ветрами, которые помогают ему в работе. А еще любит вьюгу-завируху и метелицу, ибо никто лучше их снег по земле не развеет. .(1028) . Информация подобрана специально для сайта .  Содержание

Достаточно простое, на первый взгляд, слово «вьюга» на практике вызывает много вопросов. Какой знак пишется после буквы «в» — мягкий или твердый? Рассмотрим, какой вариант правильный — «вьюга» или «въюга», разберем основы его написания. Также следует коснуться синонимов рассматриваемого существительного. Их можно использовать, если написание слова «вьюга» по-прежнему вызывает затруднения.

Правописание слова

Само слово представляет собой существительное. В нем отсутствует приставка: буква «в» ей не является. Знак, вызывающий затруднения, находится в корне слова.

Если обратиться к правилам русского языка, то станет ясно: перед гласной буквой «ю» пишется мягкий знак «ь». Никакого твердого знака «ъ» здесь быть не может.

Он может использоваться как разделитель приставки и корня, а также двух корней. Также твердый знак используется перед гласными буквами «ю», «я», «е», если они находятся после приставок, которые заканчиваются на согласные буквы.

В остальных случаях всегда пишется мягкий знак.

Разбор слова по составу

Закрепить рассмотренное выше правило поможет разбор слова по его составу. Корнем слова является «вьюг». Гласная буква «а» представляет собой окончание слова. Основой рассматриваемого слова является конструкция «вьюг».

Примеры предложений

Рассмотрим примеры предложений, в которых используется слово «вьюга»:

  1. Вьюга вчера была страшная. Дорогу замело очень сильно!
  2. По прогнозу погоды на ближайшие дни в нашем регионе будет властвовать вьюга.
  3. Мы попали в такую вьюгу, что думали — не доедем до дома.

Слово «вьюга» лучше всего просто заучить, чтобы исключить ошибки в его написании.

Синонимы слова «вьюга»

Синонимами рассматриваемого слова «вьюга» являются следующие:

  1. Ветер.
  2. Метель.
  3. Вея.
  4. Пурга.
  5. Буран.
  6. Метелица.
  7. Сильный ветер со снегом.
  8. Завируха.

Если слово «вьюга» вызывает затруднения в написании, то можно использовать любой из указанных синонимов. Ошибки в таком случае не будет.

Неправильное написание слова «вьюга»

Главной ошибкой при использовании в письменной речи слова «вьюга» является замена мягкого знака на твердый.

Таким образом, ошибочным написанием рассматриваемого существительного является следующий вариант: «въюга». Его использование в письменной речи недопустимо.

Заключение

Простое и одновременно сложное существительное «вьюга» часто вызывает затруднения. Главной ошибкой при написании является использование твёрдого знака вместо мягкого. Это неверно, поскольку в соответствии с правилами русского языка, твердый знак пишется после приставок, которые заканчиваются на согласные буквы.

В рассматриваемом слове приставки нет. Буква «в» является частью корня. Поэтому после нее должен использоваться только мягкий знак.

Если слово «вьюга» вызывает затруднения, то можно воспользоваться синонимами. Оптимальным вариантом является заучивание рассматриваемого существительного наизусть.

Меню:

Статьи:

Реклама:

ХОТИТЕ ПРОВЕРИТЬ?

вьюга Слово “вьюга” пишется через мягкий знак. Дело в том, что мягкий знак пишется если находится в корне слова. В нашем случае это как раз именно так. Если бы это была приставка там мог бы быть твердый знак. Вьюга – это снежная метель, ветер несущий снег.

Пример предложения с этим словом:

На улице мела вьюга.

Вы ошиблись в написании слова. Вы написали въюга, а на самом деле слово пишется так:

вьюга

Запомните пожалуйста – именно вьюга И совсем никак не въюга. Используйте наш сайт и пишите правильно! Рассказать друзьям о сайте: Похожие слова Свежие слова

О метелях и буранах

Опубликовано 05.02.2013 13:01

imageВыпадение или перенос снега при сильном ветре в нашей местности называют по-разному – и метель, и вьюга, и буран. В чем же отличие и есть ли оно? Давайте разберемся. Сначала о терминологии, принятой на метеостанциях. 

МЕТЕЛЬ – переносснега ветром в приземном слое воздуха. Различают поземок, низовую и общую метель. Поземок – высота переноса снега не более 2м от поверхности снежного покрова, может наблюдаться как при выпадении снега, так и при безоблачном небе, видимость ухудшается незначительно. Низовая метель – частицы снега поднимаются выше 2м, значительно ухудшая горизонтальную видимость, но состояние неба можно определить. Общая метель отмечается, когда неба не видно и невозможно определить, выпадает ли снег из облаков или только переносится ветром. Горизонтальная и вертикальная видимость ухудшается значительно. При поземке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков.

Очень сильную общую метель часто называют бураном, пургой или вьюгой, но это просто местные названия одного и того же явления погоды. Слово “буран” чаще применяется в степных зонах, а “пурга” – принятое название на севере. А вообще названий для метели очень много, вот синонимы из разных краев и областей страны:

буран, бурга, ветер, вея, веялица, виялица, ворогуша, вьюга, вьялица, голомяно, деруга, дерунья, драка, заверть, завертяй, заверуха, завива, завируха, завирюха, завитуха, заволока, завороха, закрутень, заметель, заметь, замять, кича, крутелица, крутень, куга, кура, курга, курева, куревуха, курень, курта, кутельга, кутельма, кутерга, кутерьма, кутеха, кутига, кутиловка, кутиха, кутня, метелица, метуха, мятель, падера, поземка, поземок, потасовка, пурга, пурдега, путерьга, рям, сильный ветер со снегом, снежная буря, судра, фортуна, фурта, хвилюга, хурта, чалкын, чигер, чистяк, шквыра

Среднегодовое число дней с метелью в некоторых городах России:

Архангельск— 13,

Мурманск— 37,

Санкт-Петербург— 6,

Москва— 11,

Воронеж— 15,

Ростов-на-Дону— 5,

Астрахань— 2,

Самара— 15,

Казань— 31,

Екатеринбург— 24,

Сыктывкар— 18,

Оренбург— 22,

Омск— 29,

Ханты-Мансийск— 35,

Томск— 20,

Иркутск— 10,

Якутск— 2,

Петропавловск-Камчатский— 38,

Хабаровск— 14,

Владивосток— 15.

Для нашего района самым “метелевым” месяцем по многолетним данным является февраль.

Как отличить низовую метель от общей

При сильном ветре, когда снег несётся выше наблюдателя, бывает трудно отличить низовую метель от общей. Но есть несколько отличительных признаков.

Общая метель чаще бывает при циклоническойпогоде, а низовая — при антициклонической.

При общей метели снежинки сохраняют свою первоначальную форму, а при низовой — несутся уже их обломки.

При общей метели её интенсивность мало зависит от рельефа, а при низовой — количество переносимого снега определяется характером подстилающей поверхности.

При общей метели отложение снега мало зависит от скорости ветра, а при низовой — определяется изменчивостью ветра.

При общей метели образуются толстые слои однородного снега небольшой плотности, при низовой — снег отлагается неравномерно, с разной, иногда очень высокой, плотностью.

А.С.Сапрыгина, начальник МС

Фотографии из галереи

image

Лыжная гонка на…

Фотоконкурс “Мы…

Лыжная гонка на…

Мы любим спорт!

Лыжная гонка на…


    Что же такое МЕТЕЛЬ? Наверное, сильный ветер и снег…
Согласно многим словарям, метель и вьюга —  синонимы, а вьюга  просто  разновидность метели.
Слово «вьюга» употребляется в повседневной бытовой речи и художественных произведениях. Гидрометеослужба такого термина не знает.
В толковом словаре Владимира Даля вьюга — слово, родственное метели.Даль разделяет два понятия: «мя тель» (буран сверху) и «ме тель» (буран снизу).
Метель и вьюга — близкородственные понятия, но официально принято употреблять слово «метель», «вьюга» — народное название.
Вьюга —  такая же, как буран, снежный занос или пурга. Не  путайте метель со снегопадом, когда из облаков выпадают снежные осадки.
Метель может сопровождаться снегопадом, но главное отличие — ветер, поднимающий вверх лежащий снег или кидающий в сторону снег падающий.
Метель  проявляет себя по-разному. Она может начаться как легкая зимняя поземка и постепенно превратиться в сильнейший буран.
Метеорологи различают три вида метели: поземок, низовая метель и так называемая общая метель.
При поземке лежащий на земле снег поднимается и сразу переносится ветром на высоте не более двух метров.
Это возможно, если снег сухой и не смерзшийся, а скорость ветра составляет не менее 5-6 метров в секунду.
Низовая метель —  ветер переносит снежные массы в слое высотой нескольких метров. Скорость ветра при этом не менее 7-9 метров в секунду.
«Общая метель» —  перенос ветром снега становится сильным и невозможно определить, есть ли снегопад или перемещается только снег, поднятый с земли.
Слово «метель» применяется тогда, когда мощный, порывистый ветер перемещает над землей снежные массы приблизительно в одном направлении.
Особенно часто метеливьюги, бывают в феврале. Даже поговорка есть: «В феврале хозяйничают две подруги: метель да вьюга».
Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри.
О вьюге говорят, когда сильный изменчивый ветер начинает закручивать вихревые потоки, снег кружится и носится по воздуху во всех направлениях.
Вьюга возникает над неровным рельефом местности, метель идет над ровной земной поверхностью.
При вьюге снег откладывается неравномерно, при метели достаточно однородным слоем не слишком большой плотности.
При вьюге в воздухе носятся уже обломки снежинок, при метели многие из них сохраняют свою изначальную форму.
Теперь все знают, что метель — это перенос снега ветром над землей в одном направлении.
Почему метель — это плохо?
Опасны огромные массы горизонтально летящего снега, что затрудняет дыхание, передвижение и видимость;
— опасны снежные заносы не только зимой, но и ранней весной;
— вред для земледелия, так как порывистые, мощные ветры выдувают снег с полей.
—  снежные бураны особенно опасны, могут привести к опасным для жизни человека последствиям.
Снежные бураны способствуют налипанию мокрого и тяжелого снега на ветви деревьев,  провода электропередач, автотранспорт и жилые дома.
Какая бывает метель? 
— порывистая, ураганная, шквальная, пронизывающая;
— завывающая, заунывная, звонкая, легкая, мглистая;
— мутная, надоедливая, неугомонная, свирепая;
— сильная, слепящая, холодная, шумная, яростная.
Что делает метель?
Метель дует, шумит, свистит, качает деревья, гонит снега.

Загадки и стихи про МЕТЕЛЬ

  • Гуляю в поле, летаю на воле,
    Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
    Вдоль села пробегаю,
    Сугробы наметаю. (метель)
  • Сердитый дворник у ворот
    Метлою белою метёт.
    Всю ночь работал до утра,
    А снегу больше, чем вчера. (метель)
  • Из-за серых гор высоких,
    Из чужих земель далёких
    Прилетела ведьма злая,
    Дикой песней всех пугая.
    Закружила она всё.
    Запуржила она всё.
    Стало холодно. (метель)
  • Все кругом белым-бело,
    Чисто поле замело.
    Это Зимушке постель
    Стелет бабушка … (метель).
  • Это что за кума:
    Занавесила дома,
    Всю ночь жалобно провыла,
    Везде перины постелила .(метель) 
  • Я с морозами дружу, землю заметаю.
    Прилетаю и кружу, песню завываю.
    Ветерок — мой младший брат —
    Мне всегда бывает рад.(метель)
  •   Мы снежинки!
    Это мы Парашютики зимы.
    Это мы над вами кружим,
    Это мы с ветрами дружим.
    Мы танцуем дни и ночи,
    Даже несколько недель.
    Наши танцы, между прочим,
    Называются — метель.
    Автор: Н. Бромлей
  • По дороге по прямой
    Шла зима с морозами,
    Шла зима к себе домой —
    Снег стелила розовый.
    За зимою две метели
    Снег тот веяли, мели,
    Снег взвивали, как хотели,
    И кидали хрустали.
      Автор: А. Прокофьев
  • Что взгрустнула, матушка Метель?
    Ноешь, воешь, плачешь целый день.
    — Платье буйный ветер мне порвал,
    Белы ленты в косах растрепал,
    Закружил, запорошил глаза.
    Мои крылья — будто паруса.
    Ох, устала по земле ходить!
    Хочется мне в тишине побыть,
    Окунуться в мягкие снега
    И уснуть, хотя бы до утра.
    Автор: С. Лосева
  • Кружится и хохочет
    Метель под Новый год.
    Снег опуститься хочет, а ветер не дает.
    И весело деревьям, и каждому кусту,
    Снежинки, как смешинки,
    Танцуют на лету.
    Автор: А.Прокофьев
  • Ах, метели вы, метели
    Прилетели, налетели.
    И оставили хлопот
    От порога до ворот,
    От ворот и до дороги,
    От дороги до Сереги.
    А Серега — тракторист.
    Раз,два,три — и путь наш чист!
          Автор: А. Бовт

devochka 1 3 1 e1617353419324

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ордынского района Новосибирской области –

Новошарапская средняя общеобразовательная школа

Принято педагогическим советом Утверждена

Протокол № от ..2020 г. Пр. № от ..2020 г.

Директор школы Д.А.Лихачёв

Рабочая программА по учебному предмету «Литературное чтение

на родном (русском) языке»

в 5 – 9 классах на 2020 – 2021 учебный год

Составитель:

Усольцева Александра Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Нормативная правовая основа для разработки настоящей примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» составляют следующие документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);

«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели изучения родной (русской) литературы, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного предмета в «Литературное чтение на родном (русском) языке» учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по родному (русской) литературе на личностном, метапредметном и предметном уровнях, примерное содержание учебного предмета «Родная литература».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования/Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л.П.Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2018/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/ и учебника для общеобразовательных учреждений в двух частях «Литература 5класс» /В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, М.Просвещение 2018.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.

  • Древнерусская литература.

  • Русская литература XVIII в.

  • Русская литература XIX в.

  • Русская литература XX в.

Место учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Учебный предмет «Литературное чтение на родном (русском) языке» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.

Программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана на 17 часов.

Класс

Количество часов в неделю

Количество часов в год

5

0,5

17

6

0,5

17

7

0,5

17

8

0,5

17

9

0,5

17

Итого

2,5

85

В данной программе предусмотрены часы на выполнение практической части программы.

Контрольные работы: в V- IX классах — 2 сочинения.

Форма организации образовательного процесса — классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар. Виды и формы контроля:

  • письменный ответ на вопрос;

  • выразительное чтение (чтение наизусть);

  • сочинение на литературоведческую тему;

  • проект.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

  • потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

  • уважительно относиться к родной литературе;

  • оценивать свои и чужие поступки;

  • проявлять внимание, желание больше узнать.

  • понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.

Регулятивные УУД:

  • формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;

  • анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

  • совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

  • планированию пути достижения цели;

  • установлению целевых приоритетов;

  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

  • учитывать условия выполнения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения;

  • извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);

  • излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.

Учащийся научится:

  • строить сообщение в устной форме;

  • находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

  • обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

  • планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;

  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

  • устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • задавать вопросы.

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9 классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

  • осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

  • владеть различными видами пересказа,

  • пересказывать сюжет;

  • выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

  • пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

  • пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

  • характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

  • характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

  • формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся научится:

  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

  • характеризовать нравственную позицию героев;

  • формулировать художественную идею произведения;

  • формулировать вопросы для размышления;

  • участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

  • давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

  • выразительно читать произведения лирики;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Календарно- тематическое планирование

5 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Своеобразие родной литературы.

1

Родная литература как национально-культурная ценность народа

2

Русский фольклор.

2

1

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках

3

Древнерусская литература.

1

Афанасий Никитин Из «Хождения за три моря».

4

Из литературы XVIII века

1

Михаил Васильевич Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…».

5

Из литературы XIX века.

1

Басни. Толстой Л.Н «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».

1

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?».

Поэтический образ Родины

1

1

Вяземский П.А. Стихотворение «Первый снег».

1

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»:

Литература XX века

1

Пермяк Е.А. Сказка «Березовая роща».

1

1

Гайдар А.П. «Тимур и его команда».

1

Пантелеев Л. «Шкидские рассказы».

1

1

Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».

Пришвин М.М. «Остров спасения»

Родная природа

в произведениях поэтов ХХ века

1

Рубцов Н.М. «Родная деревня»

Блок А. «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…».

1

Самойлов Д. «Сказка».

Берестов В. «Почему-то в детстве…»

Всего

13

4

Календарно-тематическое планирование

6 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/р

К/р

1111

Своеобразие родной литературы

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

2.

Русский фольклор

1

Воплощение в фольклорных произведениях национального характера, народных нравственных ценностей, прославление силы, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Выразительное чтение произведения. Характеристика героев фольклорных произведений.

3.

Древнерусская литература

1

«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.

4.

Литература XIX века

Поэтический образ Родины.

1

1

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

1

Ф.М. Достоевский. «Мальчики».Сострадание и сопереживание в романе Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы». Роль семьи в воспитании ребёнка.

1

Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.

1

И. С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихотворений.

5.

Литература XX века

Стихи о прекрасном и неведомом

1

Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Ранимость души подростка. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе..

1

А.И. Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

1

Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

1

А. Алексин «Домашнее сочинение». Взрослые и дети. Радости и огорчения, расставания, сомнения и открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Настоящая любовь.

1

Р.П. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями в литературе и в жизни. Позиция автора. Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

2

1

А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь», Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре».Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.

15 час

2

Календарно- тематическое планирование

7 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Русский фольклор

1

Героические былины. «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Святогор- богатырь»

2

Древнерусская литература

1

«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.

«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.

«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.

3

Литература XVIII века

1

А.Сумароков. «Эпиграмма».

В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»

4

Литература XIX века

1

И.А.Крылов. «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Историческая основа басен.

5

1

А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».

6

1

И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта

(на выбор).

7

1

А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».

8

1

1

А.И.Куприн.«Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».

9

Литература XX века

1

А.Аверченко. Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.

Сатирические произведения. Сатира. Юмор.

10

1

Тэффи. «Свои и чужие».. Проблема взаимоотношений между своими и чужими.

11

1

М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.

12

1

Н.Заболоцкий. «Некрасивая девочка». Вечная проблема красоты (внешней и внутренней).

13

1

В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.

14

1

1

В.Шукшин. «Критики». Отношения между поколениями, проблема «отцов и детей».

15

1

Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.

Всего

15

2

Календарно- тематическое планирование

8 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Введение.

1

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе.

Значение художественного произведения

в культурном наследии страны

2

Из устного народного творчества

1

1

Фольклорные традиции в русской литературе. Народные песни в произведениях русской литерату Роль народных песен («Как во городе было во Казани» и «Не шуми, мати зеленая дубравушка» и другие) в произведениях Пушкина: «Борис Годунов», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Бахчисарайский фонтан» или Народные песни как средство раскрытия идейного содержания произведений Пушкина и Некрасова (поэма «Кому на Руси жить хорошо». Фольклор в поэме – это пословицы, сказочные персонажи, загадки).

ры.

3

Древнерусская литература

1

1

А.Никитин. «Хождение за три моря» или «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным во время его путешествия в индийское государство Бахмани в1468 гг.

4

Литература XVIII века

1

1

Карамзин Н.М. Повесть

« Евгений и Юлия». Произведение «Евгений и Юлия» как оригинальная «русская истинная повесть». Система образов

5

Литература XIX века

1

1

А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга.

6

1

1

Н.П.Вагнер «Христова детка»или Павел Засодимский «В метель и вьюгу». Рождественские рассказы. Мотив «божественного дитя».

7

Поэзия 19 века.

1

А. Толстой. Слово о поэте. «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке князя М. Репнина в эпоху Ивана Грозного.

Теория литературы: лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды

8

Литература XX века

1

1

А.Т. Аверченко «Специалист» или другое произведение писателя. Сатирические и юмористические рассказы писателя. Тонкий юмор и грустный смех

писателя.

9

Проза о Великой Отечественной войне

1

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки» (главы). -Изображение жизни мальчишек во время

Великой Отечественной войны, история о трудностях, опасностях и приключениях, о дружбе, смелости и стойкости.

Д. Гранин и А. Адамович «Блокадная книга».

(По выбору). –Героизм жителей осажденного фашистами Ленинграда, переживших тяжелейшие блокадные дни.

10

Современная литература.

Проза о подростках и для подростков последних десятилетий

1

1

Нравственная проблематика, гуманистическое звучание произведений.

Д.Доцук. Рассказ о писательнице. «Голос»- повесть о том, как побороть страхи. Жизнь современных подростков в жестоком мире взрослых.

Н. Назаркин «Мандариновые острова»

(фрагменты)-повесть о мальчишках,

которые едва ли не большую часть

своей жизни проводят в больнице, но это не мешает им играть, фантазировать,

придумывать воображаемые миры

Всего

10

7

Календарно- тематическое планирование

9 класс

Наименование разделов, тем

Количество часов

Тема

Общее

Р/Р

К/Р

1

Древнерусская

литература

1

Особенности развития древнерусской литературы.

«Задонщина». Тема единения Русской земли..

2

Из литературы XVIII века

1

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина.

3

1

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.

4

Из литературы XIX

1

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

5

1

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа

6

Из литературы XX века

1

И.А.Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».

7

1

А.Толстой. «Русский характер» — своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

8

1

1

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.

9

1

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 

10

1

«Прости меня, мама!» Рассказы Юрия Казакова «Запах хлеба». и К.Г.Паустовского «Телеграмма». Отношение к матери. Смысл названия рассказов.

11

1

А.Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.

12

1

В.Быков. «Крутой берег реки». Гуманное отношение к человеку.

13

1

Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

14

1

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»

15

1

Е. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Проблема отсутствия понимания между людьми.

16

1

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя

Всего

16

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

5 – 6 класс

  1. Книги вчера, сегодня, завтра

  2. Литература и мой край

  3. Мои ровесники в литературных произведениях

  4. Знаменитые поэты и писатели моего города

  5. Что читают мои одноклассники

  6. Новаторство А.П.Чехова и значение его творчества

7 — 8 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях писателей

  2. Литературные премии

  3. Памятники литературным героям

  4. Символика яблока в русской литературе

  5. Образы растений и цветов в литературе

  6. Песни Б Окуджавы о Великой Отечественной войне

8 – 9 классы

  1. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

  2. Мудрость слова

  3. Мой Высоцкий

  4. Что читают в моем классе

Использована рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 15-31.

УКМ «Школа России»

Ответы на вопросы раздела «Устное народное творчество»

1. Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.

К устному народному творчеству мы относим произведения, автором которых является народ. Такие произведения сочинялись во все времена, и раньше передавались из уст в уста.

В этих произведениях люди выражали свою мечту о счастье.

К устному народному творчеству относятся малые фольклорные произведения, в том числе сказки. Сказки бывают волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках всегда есть волшебные предметы и сказочные превращения.

2. Какие виды народного творчества ты знаешь?

Заклички, песни, потешки, скороговорки, пословицы, загадки, сказки.

3. Составь список книг, которые можно поместить на выставке «Народное творчество».

Список книг для выставки устное народное творчество:

  1. Русские народные сказки.
  2. Русские волшебные сказки.
  3. Русские бытовые сказки.
  4. Русские сказки о животных.
  5. Сборник «Народные песни».
  6. «100 пословиц и поговорок».
  7. Сказки народов России.
  8. «Пословицы и поговорки о временах года».
  9. «Лучшие детские загадки о животных».
  10. «Считалки и скороговорки для детей».

4. Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка). Возможно, в том месте где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного искусства. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.

Примеры рассказов о каждом из этих народных промыслов можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Дополни текст заклички:

Бабочка, бабочка, сядь на ладошку —

Сядь на цветок — принеси нам медок.

Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам!

Принесите нам тёплую весну и солнце!

6. Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов «Весна-красна!

Пример заклички про весну для 3 класса

Весна-красна! Приходи к нам быстрей!

Яркое солнышко, свети нам теплей!

Милый дождик лей, лей сильней!

Мы станцуем вам быстрый хоровод

Чтобы меньше было у людей хлопот! 

Приходи скорее в гости к нам весна!

Красно солнышко горит и весна красна!

7. Собери пословицы на стр. 53 в учебнике. Восстанови загадки на стр. 54.

Пример выполнения этого задания смотри в ответах на вопросы учебника к этому разделу по ссылке.

8. Придумай свои загадки к словам: лёд, снег, весна, листья, дождь, лес, подсолнух.

Примеры загадок к словам для 3 класса

Между снегом и водой

Он бывает голубой.

(лёд)

Солнце на земле растёт — 

Кто захочет, тот сорвёт!

(Подсолнух)

Он не море и не поле — 

Для деревьев он раздолье!

(Лес)

Под деревьями трава, 

А на дереве ….

(Листва)

С неба звёздочки летят,

Только губы холодят.

(Снег)

Если он идёт стеной — 

Это значит проливной.

(Дождь)

Тает снег, бегут ручьи. Прилетели вновь грачи.

Значит кончилась зима. Значит к нам пришла …

(Весна)

9. Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие «докучать».

Это понятие лучше всего раскрывает слово «Надоедать».

10. Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?

Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте!

Повторяющиеся слова: ноги, хвост, увязнет, вытащит.

Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?

10. Попробуй сочинить докучную сказку.

Примеры оригинальных докучных сказок можно посмотреть, перейдя по ссылке.

11. Раздели текст сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка на смысловые части. Выпиши опорные слова. Озаглавь части. Можно ли твою запись считать планом? Докажи.

План сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» можно посмотреть, перейдя по ссылке.

12. Сколько раз повторяются слова «Солнце высоко…»? Какие ещё слова повторяются?

Слова «Солнце высоко…» повторяются в сказке три раза.

Также повторяются слова: «Не пей, братец»,  и призыв Иванушки: «Выплынь, выплынь на бережок».

13. Раздели сказку «Иван-царевич и серый волк на три части. Озаглавь их.

Пример разделения сказки на три части можно посмотреть в ответах на вопросы учебника, перейдя по ссылке.

14. Как ты понимаешь выражение «Синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает»? Какую картину ты себе представляешь?

Это выражение описывает скорость передвижения волка. 

Я представляю такие картины:

Леса пробегали мимо глаз с такой скоростью, что казались синими.

От помахивания хвоста на бегу по воде озёр идут волны.

15. Каким был Иван-царевич?

Он был добрым, смелым, решительным и мужественным. Он не был хитрым, потому что всё время попадался. Он был исполнительным и трудолюбивым, потому честно сторожил яблоки. Он не был глупым, но и умным его нельзя назвать.

16. Сравни сказку, иллюстрации Билибина и репродукции картин Васнецова. Какое настроение создают? Запиши свои мысли используя опорные слова.

Пример сравнения картины Васнецова и иллюстрации Билибина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

17. Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.

Портрет: Аргунов «Портрет Шереметьева», Маковский «Алексеич».

Пейзаж: Ге «Мост в Вико», Шишкин «Дубы».

Натюрморт: Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами», Серебрякова «Натюрморт с кувшином».

18. Найди в сказке «Сивка-бурка» зачин.

Зачин: «Жил-был старик, и было у него три сына».

Мы сразу узнаём, кто будет героями сказки.

19. Составь таблицу сказочных зачинов. 

Жили-были: «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

В некотором царстве, в некотором государстве: «Царевна-лягушка», «Медное, серебряное и золотое царства»,  «Каменное царство».

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве: «Сказка о золотом петушке».

Ехал однажды мужик с базара: «Мудрая девушка».

20. По каким признакам можно определить волшебную сказку?

Выбираем: Чудеса и превращения, волшебные слова, волшебные предметы, троекратные повторы.

Дополняем: волшебные существа, сказочный мир, борьба добра со злом.

21. Вспомни сказку в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

Вспомним сказку «Вещий сон». В ней используются сразу три волшебных предмета из этого списка.

Её главными героями являются Иван, Царевич и Елена Прекрасная.

Иван не хотел рассказывать вещий сон и Царевич бросил его в темницу. Сам Царевич поехал свататься к Елене Прекрасной, а Иван набрал одиннадцать товарищей и поехал следом.

По дороге он забрал у спорящих старичков шапку-невидиму, сапоги-скороходы и ковёр-самолёт, и с их помощью помог Царевичу отгадать загадки Елены.

Царевич успешно женился и вернулся домой.

В этом и состоял вещий сон, увиденный Иваном.

22. Рассмотри иллюстрацию Васнецова на стр. 43 учебника. К какому эпизоду сказки можно её отнести?

Это эпизод третьего прыжка Сивки-Бурки. Иван допрыгнул до Елены и снял перстень.

Герои очень красивые, как я их и представляла.

23. Придумай свои вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка».

Двадцать вопросов по содержанию сказки и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

24. Как бы ты сказал, что такое сказка?

Сказка — это литературное или народное произведение, которое изображает всё чудесное, необычное, волшебное. В ней всегда добро побеждает зло.

25. Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать?

Чудесные превращения, троекратные повторы, зачин, концовка, присказка, сказочные помощники, невероятные события.

26. Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах:

Бытовые сказки: «Каша из топора», «Умная внучка», «Как Иванушка-дурачок дверь стерёг».

Сказки о животных: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Петушок и бобовое зёрнышко».

Волшебные сказки: «Сивка-бурка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

27. Сравни произведения художников Билибина и Васнецова. Составь рассказ об одном из них. Запиши план рассказа.

Пример рассказа о художниках Васнецове и Билибине можно посмотреть в ответах на вопросы  учебника к этому разделу, перейдя по ссылке.

План рассказа о художнике для 3 класса

  1. Годы жизни.
  2. Как стал художником.
  3. Самые известные картины.
  4. Моя любимая картина.
  5. Впечатление от картины.

28. Сочини свою волшебную сказку.

Пример самостоятельно мной придуманной волшебной сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

29. Говорят, что сказка — добрым молодцам урок. Чему тебя учат сказки?

Сказки учат: отличать добро от зла; совершать хорошие поступки; быть находчивым и смелым; быть мудрым, отзывчивым, честным; понимать, что такое настоящая дружба; сравнивать героев.

1

  • План рассказа н с лескова левша
  • План рассказа москва река
  • План рассказа моя семья
  • План рассказа марья моревна
  • План рассказа мальчики толстого