План рассказа мальчики 4 класс литературное чтение рабочая тетрадь

Автор на чтение 6 мин. просмотров 367 опубликовано 10.03.2021 составить план рассказа мальчики чехова можно использовав предоставленные варианты краткий,

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

? с. 165
Вернись к началу рассказа. Прочитай фрагмент, где говорится о встрече Володи с семьёй. Как можно охарактеризовать атмосферу этой встречи? Какую роль в её создании играют звуковые впечатления?

Как встречали Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы? Его ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…».
Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».

Связано ли с этой атмосферой то, что родные Володи не сразу заметили присутствие Чечевицына и что отец Володи всё время путал его фамилию?

Родные Володи не сразу заметили его товарища по гимназии, а отец постоянно путает его фамилию, конечно же, не специально и не из-за высокомерного к нему отношения. Все домашние очень обрадованы и слишком взбудоражены появлением Володи. Но его товарищу они тоже рады: «— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту».

? с. 165 — 166
Эта атмосфера характерна для семьи Королёвых? Чтобы ответить на этот вопрос, найди отрывок, где члены семьи мастерят
елочные украшения. Как они реагируют на появление каждой новой поделки?

Дружно ли мастерят ёлочные игрушки отец с дочерьми? При появлении каждой новой поделки они проявляют какие-то чувства, эмоции или относятся к этому спокойно, равнодушно? (Нет, не равнодушно: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) А мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»? (Да: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Как ведёт себя отец? (Он «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».) Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи.

Подтверди, обращаясь к тексту, что Володя всегда раньше был частью этой общей атмосферы, а в этот приезд ведёт себя необычно. Как ты думаешь, причина в том, что у него изменился характер, или в том, что он приехал домой не один, а с товарищем? Подтверди своё мнение строчками из текста.

То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…».
Теперь же поведение Володи изменилось: «Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие».
Отчего же поведение Володи стало другим? Вероятно, он повзрослел, и его характер изменился? Или всё дело в том, что он приехал не один, а с товарищем? Вспомните, как ведёт себя Чечевицын («Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся… Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос»). Верно ли, что поведение Володи становится таким же? Теперь Володя «говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». Он обменивается с Чечевицыным взглядами, и, судя по всему, «мысли у мальчиков были общие». Они о чём-то шепчутся, «раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту». Вероятно, если бы не присутствие товарища, Володя продолжал бы оставаться таким же, как прежде: при встрече его так захватила атмосфера бурной семейной радости, что он вспомнил («спохватился») о Чечевицыне, лишь когда того заметила его мать. Очевидно, Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у них есть какая-то тайна, и то, что происходит в семье, Володе как будто уже не очень интересно.

Найди описание внешности Чечевицына. Кто же его так пристально рассматривает? Заинтересовал ли Чечевицын сестёр Володи?

Чечевицын «увиден» глазами девочек — сестёр Володи, которые им заинтригованы, они испытывают к нему повышенный интерес, несмотря на то, что приятель Володи очень некрасивый и угрюмый мальчик и не обращает на девочек внимания. Возможно, сёстры Володи заинтересованы Чечевицыным потому, что тот так сильно отличается от их брата. Девочки «не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек».

? с. 172
— Мальчики провели в доме Королёвых две ночи перед тем, как убежали из дома, — сказала Евдокия Васильевна. — Как они чувствовали себя в первую ночь перед побегом? А что и почему изменилось во вторую ночь? Откуда мы всё это узнаём: чьими глазами ведётся наблюдение за мальчиками?
Ты можешь ответить на эти вопросы?

За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— С начала в Пермь… — тихо говорил Ч ечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причём Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга».
Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером В олодя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр». Как вы думаете: струсил ли Володя, испугался ли трудностей, связанных с побегом, или наконец-то осознал, как его поступок отразиться на родных, и понял, что должен нести ответственность за свои действия? А может ли он отказаться от задуманного и тем самым подвести Чечевицына? («Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».) 

Кто же пристально наблюдает за большинством сцен? (Старшие сёстры Володи, Катя и Соня.) «Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор»; «Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери».

Кто из мальчиков по-настоящему увлекается книгами Майн Рида? Подтверди своё мнение строчками из текста.

Книгами Майн Рида увлечён Ч ечевицын. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
— Вы читали Майн Рида?
— Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься?
Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал:
— Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут.
Чечевицын грустно улыбнулся и добавил:
— А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».

Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Удаётся ли ему заразить своим увлечением окружающих его людей? Только ли товарища он покорил силой своего воображения?

Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот  худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев». Обратите внимание на те чувства, которые вызывает в сёстрах Чечевицын: вместо того чтобы возмутиться, прийти в ужас от планов мальчиков, негодовать на Чечевицына, который подстрекает Володю бежать в Америку, девочки видят в товарище брата замечательного человека и неустрашимого героя.

Продолжает ли он (Чечевицын) жить в этом литературном мире, несмотря на неудавшуюся экспедицию?

Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он ведёт себя так, потому что он грубый и невоспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей? (Нет, очевидно, он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».

Для кого из мальчиков побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты? Сможешь это подтвердить, обращаясь к тексту?

Очевидно, что побег в А мерику как несчастье воспринимает Володя. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту». Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать  о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».

Можно ли сказать, что у Володи больше любви и сочувствия к родителям, чем у его сестёр, Кати и Сони?

Катя и Соня быстро узнали про планы и замыслы мальчиков, они захвачены происходящим и, похоже, не осознают всю серьёзность ситуации: «— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезёт нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят… Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку… Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами, полными слёз, сказала: — А х, мне так страшно!» Девочки воспринимают происходящее как увлекательную игру, как настоящее приключение. Даже когда становится понятно, что мальчики и в самом деле намерены бежать, а Кате делается страшно, сёстры не предпринимают никаких шагов к тому, чтобы помешать брату. Вспомните, как тяжело переживал свое безвыходное положение Володя (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму. И после побега мальчиков сёстры всё равно не говорят, что знают, где те могут находиться, хотя взрослые сходят с ума от волнения: «…ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку». Таким образом, действительно можно сказать, что у Кати и Сони меньше сочувствия к родителям, в большей степени безответственное отношение к происходящему, чем у брата.

Почему девочки Королёвы проявили бóльшую наблюдательность, чем их родители? Чем это можно объяснить?

Сёстры Володи гораздо более наблюдательны, чем их родители, которые, похоже, не заметили изменений в поведении сына или не придали этому значения. Катя и Соня пристально наблюдают за Чечевицыным и Володей: «…обе старшие девочки стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор… Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери…». Чем же можно объяснить такую наблюдательность? Возможно, девочкам скучно жить в тесном мирке их уютного дома. Им самим не хватает ярких впечатлений, приключений. Девочки тоскуют по романтике дальних странствий. А может, их потрясает своей загадочностью некрасивый Чечевицын, и они незаметно попадают под его влияние?

Почему отец Володи при знакомстве с Чечевицыным всё время путает его фамилию, а отчитывая мальчиков, произносит её
правильно?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как отец вёл себя и что говорил в начале рассказа, при знакомстве с Чечевицыным. (Он был очень рад приезду сына, но как-то рассеян, увлечён другими мыслями, видимо, подготовкой к празднику, поэтому и путал постоянно фамилию Володиного товарища.) Узнав о побеге, отец Володи не понимает, как можно было столь легкомысленно отнестись не только к родителям, но и к своей гимназической репутации: «— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат». Он догадывается, кто был инициатором побега («А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно!»), и уже не может относиться к Чечевицыну просто как «к одному из гимназических товарищей сына». Побег мальчиков причинил отцу Володи столько горя и беспокойства, что теперь он запомнит фамилию Чечевицына надолго.

Найди в тексте фрагменты, отмеченные цветом. Как ты думаешь, зачем писатель почти дословно повторяет сцену приезда Володи домой?

Перечитайте отрывки, отмеченные жёлтым цветом. Во втором фрагменте автор практически дословно повторяет описание первой встречи: вопит Наталья, лает пёс Милорд. И в первом, и во втором фрагментах передана большая радость родных по поводу возвращения Володи домой. Но за одними и теми же словами в этих двух отрывках скрываются разные чувства и переживания героев рассказа. В первом отрывке счастье родителей и родных Володи от его приезда безоблачно и ничем не омрачено. Сам же Володя ведёт
себя не так, как обычно: «Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

Изучение творчества Чехова является одним из обязательных аспектов программы обучения по литературе для учащихся 4 классов. Его произведения отличаются особенной лёгкостью для прочтения учениками начальной школы и поучительностью содержания. Пересказ любого текста начинается с ознакомления и выделения основных частей. Чтобы составить план к рассказу Чехова «Мальчики» в 4 классе, необходимо внимательно прочитать произведение.

Порядок построения плана

Для начала уместно разделить сказку на смысловые части и выделить в каждой основную мысль для определения хода повествования. Затем следует образно представить рисунок действий, оформить краткую схему и пошагово записать литературный план.

Каждый пункт должен быть кратким и передавать главную идею определённого раздела.

Для примера можно ознакомиться со следующим вариантом:

  1. Долгожданная встреча сына в семье Королёвых.
  2. Чечевицын и секрет друзей.
  3. Сомнения перед побегом.
  4. Розыск беглецов.
  5. Несбывшаяся мечта.

План поможет составить краткий пересказ произведения «Мальчики» Чехова в 4 классе.

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 21 АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ. «МАЛЬЧИКИ»

26.07.2013 15231 0

Цели:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. П. Чехова; показать специфичность, своеобразие произведений А. П. Чехова; учить детей видеть и понимать смешное и грустное, хорошее и плохое, воспитывать ответственность за свои поступки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выразительно читают произведения Л. Н. Толстого.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

Знакомство с жизнью и творчеством А. П. Чехова.

– Сегодня мы прочитаем рассказ о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. Написал рассказ Антон Павлович Чехов.

вывешивается портрет писателя.

– Что вы знаете об этом писателе, какие произведения читали?

Далее учащиеся читают статью «Антон Павлович Чехов» (с. 124, часть 1-я).

– Что вас удивило, поразило в статье?

– Какие открытия сделали?

Учитель в дополнение к прочитанному детьми может привести ученикам те сведения о жизни и творчестве писателя, которых нет в учебнике.

– Родился Антон Павлович Чехов в Таганроге 29 января 1860 года. Дед его был крепостным, выкупившим своё семейство на волю ещё до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович, в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. А через 3 года открыл самостоятельную торговлю в Таганроге, стал купцом.

Павел Егорович, который был очень талантливым человеком, обладал тяжёлым характером. О детстве Чехов вспоминал с болью: семейные скандалы, долгие сидения в лавке отца, частое пение в церковном хоре, который организовал Павел Егорович. На всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но Павел Егорович, который сам прошёл тяжёлую школу, искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».

Но было в чеховском детстве и иное: море с любимой рыбалкой, летние поездки в степь, гимназические проделки и развлечения. Но особенно его увлекал театр. Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.

К сожалению, Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Вскоре в Москву переехала вся семья. В Таганроге остались лишь 15-летний Антон и его младший брат Иван, которым надо было окончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону в нём угол за уроки, которые тот должен был давать его племяннику, Иван переехал жить к тётке.

Новые заботы легли на плечи Антона: надо было самому заботиться о себе, платить за учение, помогать родным, которые очень нуждались в Москве. Знакомые помогли достать ему несколько уроков, и после занятий в гимназии он ходил по урокам, занимался репетиторством.

Так прошло 3 года. Окончив гимназию, юноша уезжает в Москву и застаёт свою семью в тяжелейшем положении. 19-летний Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится он много, усердно и с большим интересом. Но ему нельзя было только учиться – приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот однажды он решил послать в журнал написанный им очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ, а ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим…»

С тех пор рассказы Чехова стали появляться в развлекательных журналах «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Подписывал он их не своим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» – прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.

В 24 года А. П. Чехов окончил университет и получил диплом врача. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это всё были знакомые или же бедняки, как он сам. Чехов был прекрасным врачом: вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.

Рассказы А. П. Чехова почти всегда короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – как-то сказал о себе Чехов, и позже – «Краткость – сестра таланта». В письме брату Александру Чехов говорил о том, что «лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев…» У Чехова вырабатывается замечательная способность: рассказывая о разных персонажах, говорить, думать и чувствовать, как они.

В 1892 году А. П. Чехов переезжает из Москвы в купленное им подмосковное имение Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» Здесь он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим.

В 1895 году Чехов знакомится с художником Левитаном, которого он считал лучшим русским пейзажистом. Позже это знакомство переросло в тесную дружбу.

Через несколько лет (1898 г.) в связи с обострением туберкулёза Чехов уезжает в Ялту. А через год, после смерти отца, Мелихово было продано, и писатель проводит в Ялте последние годы жизни, лишь изредка приезжая в Москву. Рядом с ним – мать и сестра Мария. В 1901 году Чехов женится на знаменитой актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер. Последние годы своей жизни А. П. Чехов полностью посвятил театру, созданию пьес.

1 мая 1904 года Чехов уезжает из Ялты в Москву, а затем с женой в Германию. В Германии (г. Баденвейлер) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер на руках жены. Тело писателя было доставлено в Москву, он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Впоследствии, вспоминая А. П. Чехова, художник Константин Коровин говорил так: «Он был красавец. У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами… Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие, – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Антон Павлович был прост и естествен, он ничего из себя не делал, в нём не было ни тени рисовки или любования самим собою. Прирождённая скромность, особая мера, даже застенчивость – всегда были в Антоне Павловиче». А Иван Бунин отзывался о Чехове так: «Словом он чрезвычайно дорожил, слово высокопарное, фальшивое, книжное действовало на него резко: сам он говорил прекрасно – всегда по-своему, ясно, правильно».

После рассказа о судьбе писателя следует дать детям возможность высказать их мысли, поделиться чувствами.

Затем учитель читает рассказ «Мальчики».

Что хотите сказать?

Для чего А. П. Чехов рассказал эту историю? Чему она учит?

Как вы думаете, это грустный рассказ или смешной? Почему так считаете?

IV. Итог урока.

Чем вам запомнился сегодняшний урок?

Что вас особенно тронуло, заинтересовало?

Домашнее задание:

перечитать рассказ «Мальчики» (с. 125–135, часть 1-я); ответить на вопросы (с. 136); приготовить выразительное чтение наиболее заинтересовавшего эпизода.

Обзор рассказа

Вечер. Семья Королёвых встречает сына Володю после долгой разлуки. Его приезду рады все жильцы дома. Но мальчик оказывается не один.

Он пригласил погостить на рождественские каникулы своего друга Чечевицына. Ребята были удивлены радостным и тёплым приёмом.

Но за ужином сёстры Володи отметили его необычную молчаливость и серьёзность. С родственниками он общался мало, больше внимания уделяя своему товарищу. Оба мальчика были задумчивы и общались только между собой.

Позже девочки решили узнать, какую тайну хранят друзья. Выяснилось, что младший Королёв и Чечевицын, начитавшись историй про приключения и индейцев, решили сбежать из дома и отправиться в Америку. Девочки, подслушав разговоры мечтателей, не выдали их секрета родителям, надеясь на вознаграждение из далёкой страны.

Разработав план путешествия, ребята были уверены в своём успехе. Накануне побега у Володи возникают сомнения о правильности их намерений. Он переживает, насколько расстроится его мама. Но товарищ настойчиво убеждает его идти до конца.

Чечевицын даже выбрал себе прозвище «Монтигомо Ястребиный Коготь», провозгласив себя вождём непобедимых.

Когда мальчики совершили отчаянный поступок, их поведение вызвало негодование среди взрослых. Они вызвали местного урядника для поиска беглецов. Отправили за матерью Чечевицына.

Через несколько дней ребята были пойманы в городе, где они собирались приобрести порох. Когда гимназистов доставили домой, Володя расплакался и бросился к матери, тогда как его друг держался гордо и надменно. Позже у них состоялся разговор с главой семейства Королёвых, который обвинил Чечевицына в произошедшем.

В итоге Володя раскаялся в содеянном и извинился, а его гордого друга увезла мать, Чечевицын даже не попрощался, оставив лишь подпись своего прозвища в тетради сестры Володи — Кати.

Пересказ

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей. Даже собака весело гавкала и радовалась приезду Володи.

Отец и мать тепло пригласили друзей пить чай в гостиной. Мальчики согрелись в теплой комнате, сестры Володи во все глаза наблюдали за новым гостем. Он сильно отличался от их пухлого и светлокожего брата. Чечевцын был худеньким и смуглым мальчуганом, его нельзя было назвать красивым, но глаза у него были очень умные и живые. Сестры были восхищены приятелем Володи. За чаем мальчишки о чем-то тихо перешептывались и вообще вели себя как заговорщики.

После чаепития вся семья отправилась украшать елку. Володя, который очень любил это занятие и никогда не пропускал его, в этот раз ушел в свою комнату с приятелем. А сестры решили узнать, какую же тайну скрывают друзья и стали за ними подслушивать.

Мальчишки обсуждали какой-то план. Они начитались книг об индейцах и решили сбежать в Америку. Чечевицын себя назвал Монигомо Ястребиный коготь, а Володе дал кличку Бледнолицый брат. Они с восторгом обсуждали, как попадут в далекую страну, и какие опасности встретятся у них на пути. Они уже готовы ко всем невзгодам.

Сестры, слушая эти разговоры, решили не выдавать мальчиков родителям. Ведь они должны привести им подарки из Америки, золото или слоновые кости.

Володя переживает, ему с трудом дается решение расстаться с семьей. Он не уверен, правильно ли поступает, оставляя их и уезжая так далеко. Утром он рассказывает о своих сомнениях другу, ему очень жаль маму, которая будет плакать, и расстраиваться, узнав о побеге сына. Но Чечевицын, имея влияние на друга, доказывает ему, что решение правильное и не нужно сомневаться. Мальчики убегают из дома.

Когда ближе к обеду мальчиков нигде не обнаруживают и поиски их безрезультатны, родители вызвали урядника. Он приехал и составил документы о пропаже детей. В доме все переполошились, мама постоянно плачет.

К вечеру следующего дня беглецы были возвращены домой. Их нашли в гостином дворе, когда они собирались приобрести порох. Ночь мальчики провели на вокзале.

Родители известили маму Чечевицына, которая вскоре приехала и забрала сына. Володя очень переживал случившееся и жалел о том, что причинил столько горя своим родным. Одной из сестер Володи Чечевицын подписал в тетради «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это была его мечта, несбывшаяся, но такая манящая.

2) Что ты можешь сказать о семье Королёвых? Как родители и дети относятся друг к другу?

Это дружная, многодетная семья.

В семействе четверо детей — три девочки Маша, Соня и Катя и мальчик Володя.

В начале рассказа Чехов описывает, как трогательно происходит встреча приехавшего на каникулы Володи.

Родители, прислуга и сестра радуются приезду мальчика на зимние каникулы.

Они также тепло принимают Чечевицына — друга Володи с гимназии.

Приведи примеры из текста. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

Вся семья Королёвых, с часу на час поджи­давшая своего Володю, бросилась к окнам.

И

Мать и тётка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

А мы тебя ещё вчера ждали! Хорошо до­ехал? Благополучно?

и

Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две.

3) Изменилось ли отношение Володи к семье? Объясни.

Сёстры заметили, что обычно приветливый, улыбчивый и радостный Володя после приезда домой с Чечевицыным стал совсем другой.

Он постоянно шептался со своим товарищем, мало уделял времени родителям и сёстрам, и вообще стал какой-то замкнутый и угрюмый.

Родители и сёстры сначала не догадывались о причине смены настроения Володеньки, потому что мальчики скрывали свои планы.

Они понимали, что если рассказать о своём плане побега, то ничего не удастся и поэтому себя вели отстранённо.

Чем ещё больше провоцировали интерес к своим делам.

  • План рассказа медный всадник
  • План рассказа мальчики автор чехов
  • План рассказа лермонтова ашик кериб
  • План рассказа маленькие человечки
  • План рассказа мальчик у христа на елке