План рассказа мальчик у христа на елке

Келехсаева марина сослановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош 42 г. владикавказа рсо-алания конспект урока по литературе что это

Келехсаева Марина Сослановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №42

$г. Владикавказа РСО-Алания

Конспект урока по литературе «Что это за мир такой?..» для 7 класса

(по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»)

Цель урока: показать типичные образы детей, никому не нужны$х, забытых, брошенных; продолжить формирование навыков анализа произведения; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; сформировать у учащихся чувство ответственности за тех, кто рядом; пробудить чувство сострадания к герою, а также ко всем обездоленным детям.

Господи, что это за мир такой,

$ если решил он обойтись без добрых людей?

В.Распутин

Малютка, я бы мог утопить$

в слезах, пролитых тобою,

всех, кто тебя обидел.

Но я соберу, соберу все слезы,

пролитые всеми детьми на свете,

Яростно хлынут они

$ И обрушат несправедливость.

Гарольд Гриффин,

канадский поэт

Под эпиграфами к уроку ключевые слова: ДОБР$ОТА, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ВЕРА (индивидуальное задание – ЛЗ этих слов)

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека.

Вера – убеждение в существовании Бога.

Ход урока:

Слово учителя.

Ребята! Вы прочитали рассказ Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Это первая наша встреча с писателем. Прежде чем приступить к анализу произведения, давайте побли$же познакомимся с человеком, который заставил трепетать наши сердца, заставил призадуматься о судьбе обездоленных и угнетенных.

Сообщение подготовленного ученика о жизни Ф.М.Достоевского.

Как вы понимаете слова: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу»?

Обрести Христа – обрести веру в Бога. Иисус Христос для человека – Спаситель.

$ Уверовав в Христа, человек следует Ему и в страданиях, и в любви, и в сострадании к ближнему, обретая и спасая тем самым свою бессмертную душу.

Учитель: Ф.М. Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких для чтения романов. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел ра$збудить совесть каждого человека, чтобы тот никогда не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни — голод, страдания, грубость, грязь, унижения и оскорбления.

Для Достоевского было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит, неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство $с любовью и радостью! Тогда и сам он будет ДОБРЕЕ, СПРАВЕДЛИВЕЕ, МИЛОСЕРДНЕЕ!

Один из любимых героев Достоевского говорит детям (зачитать): «…Теперь, в эту минуту, как я смотрю на ваши добрые, милые лица, — милые мои деточки, может быть вы не поймете, что я вам скажу, потому что я говорю часто очень непонятно, но вы все-таки запомните и потом когда-нибудь согласитесь с моими словами. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома».

Итак, ребята, судьба обездоленных детей в рассказе «Мальчик у Христа на елке».

Представьте, пожалуйста, произведение (составляем литературный «паспорт»):

  1. $Литературная форма:

проза

2. Литературный род:

$— эпический

3.Литературный жанр:

авторская литература. Рассказ, так как он мал по объему, говорится в нем об одном событии из жизни героя, происходящее изображено на протяжении короткого времени.

$4. Тема рассказа:

Изображение обездоленных детей.

5. Для чего написан рассказ, какова его идея?

На этот вопрос попробуем ответить анализом произведения.

  • Давайте уточним, к какому жанру относится произведение?

Святочных рассказов. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова.

  • В чем особенность святочных рассказов?

Действие происходит в праздничные дни, в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, добрая неожиданность, конец, как правило, хороший.$

  • $С каким событием связано Рождество и что вы ощущаете в эти праздничные дни?

  • Вспомним наше настроение перед праздником. Детские впечатления незабываемы: праздничная суета, подготовка сюрпризов, елка, добрые лица близких людей. Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Каким вы представляете себе героя рассказа?

описания внешности, манеры поведения.

  • По этому описанию можно представить зримый образ мальчика. Каков же он?

Мальчик несчастен, одинок, он беден, до него никому нет дела. Но он ребенок, способный радоваться чуду, сказке – живым куклам.

$

  • Как в первой части рассказа раскрывается характер мальчика?

В первой части создается обобщенн$ый, типичный образ детей, никому не нужных, брошенных и забытых. Достоевский рисует страшную картину жизни людей, которые поколение за поколением живут бродяжничеством, воровством и преступлением.

  • Как автор показывает обреченность, трагедию детей?

Другие люди не замечают их: «Один из них … ночевал у одного дворника в какой- то корзине, и тот его так и не замечал».

  • Как вы думаете, почему автор употребил несовершен$ный вид глагола «не замечал»? Какую мысль автора выражает грамматическая форма глагола?

Подчеркивается постоянство действия. «Не замечал» — отворачивался, не хотел видеть ради своего спокойствия.

  • $С какой целью автор неверно цитирует Некрасова? Сопоставьте с оригиналом и сделайте вывод.

— 1. «Скверный» от слова «скверна» — нечто гнусное, мерзкое, порочное, то, что кощунственно. (Кощунствовать – оскорблять святыню).

2. «Безжалостно» вместо «по капле» — отражает отношение автора к происходящему.

3. «Вливал» — т.е. насильно.

Таким образом, в отношении ДЕТСТВА («Детство» — название стихотворения) совершается преступление, циничное, насильственное, оскорбляющее святость детства, убивающее СВЯТОЕ – ДУШУ РЕБЕНКА!

  • Что же ждет общество в будущем?

$Дикость (зачитать последний абзац I$ части)

Содержание:

  • 1 На этой тревожной ноте заканчивается I часть произведения. (Обращаемся к стихотворению Г.Гриффина «Слезы», заранее записанное на доске или спроецированное на интерактивную доску)
  • 2 Как изображает автор отношение общества к детям во второй части рассказа?
  • 3 — «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика» (стр.374)
  • 4 — «…сидят там четыре богатые барыни…» (стор.375)
  • 5 (Обратите внимание на девушку, которая дала копеечку.)
  • 6 $ Что стало с мальчиком? Кто виноват в его смерти?
  • 7 — развернутый ответ, потом зачитать: «И узнал он, что…»
  • 8 Итак, мы видим, что общество относится к ребенку бездушно в каждом конкретном случае. Рассуждения писателя о судьбе детей в первой части усиливаются конкретным рассказом о судьбе одного ребенка во второй части.
  • 9 Какой художественный прием использует автор?
  • 10 $ — Прием антитезы.
  • 11 Как прием антитезы «мертвость» общества людей?
  • 12 $ — «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям.
  • 13 — Мир Христа (мир света, любви, радости, прощения) противопоставляется миру земному (миру холода, темноты, отчаяния, злобы).
  • 14 Как характеризует мальчика эпизод «Елка у Христа»?
  • 15 — Мальчик хотел всем рассказать об увиденных куколках, он способен удивляться, радоваться жизни, он любит всех людей.
  • 16 $ Теперь давайте попробуем объяснить смысл слов, с которых начинается повествование и которые неоднократно повторяются в рассказе: «Дети – страшный народ, они снятся и мерещатся».
  • 17 — Мерещиться – представляться неясно, представляться вдали, казаться во сне и наяву. Дети «странны» взрослым своей способностью действовать не по разуму и расчету. Они способны мечтать, удивляться, сохранить душу $в бездушном мире.
  • 18 Выводы.
  • 19 В притче о богаче и Лазаре из Евангелия есть стих: «…и даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». «Мальчику у Христа на елке» не поверят люди бездушные, не способные к состраданию и любви. Автор не принуждает нас верить в то, что произошло, он говорит о своей позиции человека, любящего детей и верующего во Христа.
  • 20 Христос для Достоевского не отвлеченный идеал, но абсолютное, высшее Благо и совершенная Красота. Поэтому он$ пишет: «Если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».
  • 21 Тихо звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Подводим итоги.
  • 22 Уроки Ф.М.Достоевского. Чему научил рассказ? К чему призывает писатель?
  • 23 — К ДОБРУ, ВЕРЕ, МИЛОСЕРДИЮ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.
  • 24 Задание на дом:
  • 25 Сочинение-рассуждение «О чем заставил задуматься рассказ «Мальчик у Христа на елке»?

На этой тревожной ноте заканчивается I часть произведения. (Обращаемся к стихотворению Г.Гриффина «Слезы», заранее записанное на доске или спроецированное на интерактивную доску)


  • Как изображает автор отношение общества к детям во второй части рассказа?

«Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтобы не заметить мальчика» (стр.374)

— «…сидят там четыре богатые барыни…» (стор.375)

(Обратите внимание на девушку, которая дала копеечку.)


  • $ Что стало с мальчиком? Кто виноват в его смерти?

развернутый ответ, потом зачитать: «И узнал он, что…»

Итак, мы видим, что общество относится к ребенку бездушно в каждом конкретном случае. Рассуждения писателя о судьбе детей в первой части усиливаются конкретным рассказом о судьбе одного ребенка во второй части.


  • Какой художественный прием использует автор?

$ Прием антитезы.


  • Как прием антитезы «мертвость» общества людей?

$ «Живые куколки» противопоставлены мертвым душой людям.

— Мир Христа (мир света, любви, радости, прощения) противопоставляется миру земному (миру холода, темноты, отчаяния, злобы).


  • Как характеризует мальчика эпизод «Елка у Христа»?

Мальчик хотел всем рассказать об увиденных куколках, он способен удивляться, радоваться жизни, он любит всех людей.


  • $ Теперь давайте попробуем объяснить смысл слов, с которых начинается повествование и которые неоднократно повторяются в рассказе: «Дети – страшный народ, они снятся и мерещатся».

Мерещиться – представляться неясно, представляться вдали, казаться во сне и наяву. Дети «странны» взрослым своей способностью действовать не по разуму и расчету. Они способны мечтать, удивляться, сохранить душу $в бездушном мире.

Выводы.

В притче о богаче и Лазаре из Евангелия есть стих: «…и даже если кто из мертвых воскреснет, не поверят». «Мальчику у Христа на елке» не поверят люди бездушные, не способные к состраданию и любви. Автор не принуждает нас верить в то, что произошло, он говорит о своей позиции человека, любящего детей и верующего во Христа.

Христос для Достоевского не отвлеченный идеал, но абсолютное, высшее Благо и совершенная Красота. Поэтому он$ пишет: «Если бы кто доказал мне, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели со истиной».

Тихо звучит песня «Генералы песчаных карьеров». Подводим итоги.


  • Уроки Ф.М.Достоевского. Чему научил рассказ? К чему призывает писатель?

К ДОБРУ, ВЕРЕ, МИЛОСЕРДИЮ, СПРАВЕДЛИВОСТИ.


  • Задание на дом:

Сочинение-рассуждение «О чем заставил задуматься рассказ «Мальчик у Христа на елке»?

$

$

Использованная литература:

1. Материал учебника по литературе для 7 класса под ред. М. Ладыгина.

2.Текст рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

В РАМКАХ ОБЛАСТНОЙ АКЦИИ

Подробности
Создано 17.11.2021 13:36

ГЕНИЙ И ПРОРОК РОССИИ

     11 ноября в нашей стране и за рубежом отмечалось 200-летие со дня рождения великого русского писателя Ф.М. Достоевского.

     Достоевский принадлежит к тем авторам, чьи жизнь и творчество – это неразрывное целое. Его рассказы, романы, повести тяготеют к исповеди – в них нашли своё отражение и трагические повороты судьбы писателя, и его идейные убеждения, философские искания и драматическое мироощущение.

    В рамках областной акции «Достоевский в созвучиях и притяжениях», организованной Донской государственной публичной библиотекой, библиотекари сельских отделов провели мероприятия, посвященные творчеству писателя.

    В Гагаринском отделе на заочной встрече с писателем «Человек есть тайна, которую надо разгадать», пользователи познакомились с основными моментами биографии Достоевского. Читатели пришли к выводу, что для писателя невероятно близка тема неразрывности жизни и творчества. По окончании мероприятия проведена викторина «Мир Достоевского». Эпиграфом стали слова Ф. М. Достоевского «Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное».

IMG 20211026 110714 Гаг

    В библиотеке была оформлена книжная выставка для широкого круга читателей «Многоликий Достоевский». Вниманию читателей представлены книги из фонда библиотеки: «Белые ночи», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Записки из мертвого дома» и другие.

Вниманию читателей предоставлен рекомендательный список «Писатель на все времена», подготовленный библиотекарем.

     В Николаевском отделе МБУК МЦБ прошла беседа-обзор «В ряду великих имен…», эпиграфом к которой, были выбраны слова юбиляра «Перестать читать книги — значит перестать мыслить». Библиотекарь Людмила Михайловна Кучерова провела обзор книг самых известных произведений писателя. Слушатели приняли активное участие в обсуждении романов, приводя в пример свои мысли и чувства, характеризуя героев романов Достоевского.

7a36dab0-5a0b-4d14-919a-179b33686a9a Никол

    Библиотекарь предложила своим читателям выбрать карточку с понравившейся цитатой великого писателя. На память о состоявшейся встрече ее участникам был подарен буклет «Великий мыслитель и гениальный писатель».

    В Вербочанском отделе МБУК МЦБ библиотекарь Лариса Петровна Чмира провела мероприятие в рамках областной акции «Достоевский в созвучиях и притяжениях», посвящённое 200-летию со Дня рождения Ф.М. Достоевского. На встречу были приглашены пользователи отдела, учитель начальных классов Вербочанской МБОУ СОШ Надежда Яковлевна Журавлёва, а также все желающие, которым небезразлично творчество писателя.

Вербоч дост

     Книжная выставка «Щедра на гениев Россия» познакомила с литературой писателя, его произведениями и портретами. Завершилось мероприятие чтением вслух отрывка из рождественского рассказа Федора Михайловича Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» и стихотворением «Божий дар».

      Присутствующие пришли к выводу, что для писателя невероятно близка тема неразрывности жизни и творчества. На память все участники получили буклеты, соответствующие тематике данного мероприятия.

     В Грузиновском отделе МБУК МЦБ была оформлена книжная выставка «Здесь с нами великий Достоевский». Это такие знаменитые произведения как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Подросток», которые принесли Достоевскому мировую славу.

IMG 20211103 121314 1 груз

   Был проведен флешбук «Читаем Ф.М. Достоевского», где библиотекарь предложила зачитать вслух отрывки из романа «Преступление и наказание». Каждому приходившему в этот день библиотеку был вручен буклет о жизни и творчестве русского писателя-гуманиста.

    Библиотекарь Вольно-Донского отдела Коренькова Ирина Леонидовна в рамках акции «Достоевский в созвучиях и притяжениях» оформила книжную выставку «Достоевский и мир великих романов». Читателям и жителям станицы Вольно-Донской розданы буклеты «Мир Достоевского».

с книгой ВД

   В акции «Читаю Достоевского» приняли участие работники сельской администрации, и читатели библиотеки. В социальной сети «ВКонтакте» разместила информация о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского.

      В Общанском отделе МБУК МЦБ прошел литературный час «Человек – есть тайна». Участниками мероприятия стали учащиеся 6 класса Общанской ООШ. В рамках школьной программы, на уроках литературы, ребята еще не изучали творчество Ф.М. Достоевского, и библиотекарь Кравцова Наталья Ивановна рассказала о жизни и творчестве писателя.

20211015 130222 Общан

     Далее ребята ознакомились с книжной выставкой «Читайте Достоевского, любите Достоевского…»

      В заключение встречи библиотекарь прочла вслух рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» и вручила информационные буклеты «Писатель потрясающий душу».

В Широко-Атамановском отделе МБУК МЦБ проведены громкие чтения «Читайте Достоевского. Любите Достоевского» с участием жителей хутора и работников Администрации Широко-Атамановского сельского поселения (С.В. Савилов, И.С. Аверченко, Н.В. Шпакевич, О.В. Ефримовская, Н.В. Тихоновская, Н.Н. Двужилова и другие). Прочитаны отрывки из романов «Идиот», «Белые ночи», отрывок из рассказа «Мальчик у Христа на елке» и рождественское стихотворение «Божий дар».

ДостоевскийГромкиеЧтенияШ-А

Библиотекарь Наталья Дмитриевна Беляевская познакомила всех с книжной выставкой-портретом «Федор Достоевский – 200 лет спустя», с биографией писателя, как постепенно он развивался в своем творчестве. Вниманию пользователей представлены были произведения писателя из фонда библиотеки: «Преступление и наказание», «Идиот», «Белые ночи», «Бедные люди». Они посмотрели презентацию «Федор Михайлович Достоевский – исследователь человеческих душ». Все участники громких чтений получили буклет «Писатель, потрясающий душу».

      В Комсомольском отделе прошла беседа у выставки «Достоевский: 200 лет жизни и творчества». Библиотекарь Ольга Юрьевна Губенко рассказала интересные факты из биографии писателя, об особенностях его мировоззрения, своеобразном творчестве, познакомила с наиболее известными произведениями классика русской литературы. Посетители библиотеки просмотрели видеопрезентацию «Постигая мир Достоевского: 200 лет жизни и творчества», подготовленную библиотекарем.

IMG 20211110 091947 комс

    На улицах поселка жителям были вручены буклеты «Гений и пророк России», в буклете описана биография писателя и известные произведения:

С буклетом можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/wall-194658515_2314

Достоевский, Федор Михайлович. Бедные люди / Федор Михайлович Достоевский. — Москва : Дрофа : Вече, 2002. — 429 с. — ISBN 5-7107-6591. — Текст : непосредственный.

Достоевский, Федор Михайлович . Преступление и наказание : роман в 6 ч. с эпилогом / Федор Михайлович Достоевский. — Киев : Днiпро, 1983. — 524с. — Текст : непосредственный.

Достоевский, Федор Михайлович. Братья Карамазовы : роман в 4 ч. с эпилогом / Федор Михайлович Достоевский. — Москва : Слово, 2008. — 771 с. — ISBN 978-5-85050-955-2. — Текст : непосредственный.

УРОКИ ДОБРА И МИЛОСЕРДИЯ  ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы обсудим рассказ замечательного русского писателя Ф.М. Достоевского « Мальчик у Христа на елке». Рассказ написан в 1876 году. Предлагаю Вам для прослушивания радиоспектакль. Будьте внимательны, чтобы потом принять активное участие в обсуждении произведения.

•        Прослушивание радиоспектакля – «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ» по одноименному рассказу Ф.М. Достоевского. Исполнитель: ПРАВОСЛАВНЫЙ ТЕАТР «СТРАННИК». Продолжительность: 11:04

-Какое у вас настроение после прослушивания рассказа? Почему?

-Подумайте, почему у героя рассказа нет имени?

— Перед Вами лежит текст произведения. Посмотрите, как построен рассказ? Почему автор разделил ее на две части? Почему дано такое название?

Композиционно произведение разделено на 2 части.

I часть — «Мальчик с ручкой».

II часть — «Мальчик у Христа на елке»

* Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.

— Какой эпизод служит завязкой рассказа? (знакомство с героем рассказа)

— Развитие действия…(мальчик в городе. Картины, которые он там увидел)

— Самым ярким, напряжённым эпизодом в рассказе является эпизод…(Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке)

— Получается, это кульминация нашего рассказа. А развязка? (Мальчик умирает)

— Ребята, о чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.).

— В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).

— Как обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты авторской характеристики героя, опираясь на текст. (Плохо одет, раскрываем смысл понятия «с ручкой» (попрошайка), только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).

— С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)

— Будущее мальчика «с ручкой»? (Воровство, пьянство, бродяжничество.)

— Какой вывод мы можем сделать, исходя из первой части рассказа? (Ф.М. Достоевский даёт обобщённый портрет детей, вынужденных голодать, просить милостыню, терпеть унижения, побои, жестокость со стороны окружающих).

II часть – это само по себе законченное произведение. Основной частью, именем которой и назван весь рассказ, является вторая часть. Давайте понаблюдаем, в какой мир попадает главный герой рассказа.

Работа в группах:

1 ряд – В подвале

2 ряд – На улице

3 ряд – У Христа на ёлке.

Ребята работают с текстом, выписывают слова и словосочетания, которые помогут описать художественное пространство рассказа.

В подвале: сырой и холодный подвал, мороз, нары, тонкая, как блин, подстилка, стонала старуха, ему стало жутко, пускал пар изо рта. Описание подвала вызывает чувства безысходности, тупика, плачевного состояния героев.

На улице: свет и люди, стук и гром, одиноко и жутко, плакать-то ему хочется. ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»). А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).

— Ребята, как Вы думаете, с какой целью писатель сопоставляет в рассказе эти картины? Замкнутое пространство грязного, душного, мрачного подвала и праздничные, нарядные, весёлые улицы города? (показать настроение героя, его отчаяние; заострить внимание на том, что людей не интересует ничего, кроме себя)

У Христа на ёлке: смеётся радостно, свет, дети нарядные, чистенькие, всё блестит, всё сияет, все они целуют его.

— Ребята, а теперь найдите описание мальчика. Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере? (спокоен, неприхотлив, решителен)

— Вспомните, во что был одет мальчик? (В халатик. Слово употреблено с уменьшительно-ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно)

— Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела». Почему Достоевский обращает наше внимание на выкатившуюся копеечку? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы; Эта копеечка ему была не нужна; денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, не имеет какой-либо ценности.

— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой).

— Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить». Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя? ( «Вспомнил, заплакал, побежал»).

— Верно. Ребята, рассматриваемое нами произведение относится к жанру рождественского рассказа. А что такое Рождество? Какие ассоциации возникают у Вас с этим словом?

Рождество – праздник; чудо; ёлка; подарки; рождение Иисуса Христа.

  • Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.

— А что такое чудо? Как вы понимаете это слово?

Чудо а, мн. чудеса, -ее, -есам, ср. 1. В религиозных представлениях: явление, вызванное вмешательством божественной силы, а также вообще нечто небывалое. Свершилось ч. Надеяться на чудеса (когда нет выхода, нет спасения). Ч. из чудес! (о чем-н. совершенно необыкновенном; разг.). 2. чего. Нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью. Ч. искусства. Чудеса героизма. 3. чудо, в знач. сказ. Удивительно, поразительно хорош (разг.).

— Да, верно. А с каким событием связано Рождество?

Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешнего времени, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель (Мать – Мария, Иосиф её муж). Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…

Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.

Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно — единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.

Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.

Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

— Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? (Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)

— Ребята, как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь)

—  «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет». Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа — то счастливый, если нет — другое дело. Веришь или нет — вот что главное.

Рождество – это дни всеобщей любви и добра. Обратитесь к эпиграфу нашего урока. Как Вы понимаете данные слова Ч. Диккенса? В рождественские праздники было принято творить добрые дела: помогать больным и нуждающимся, слать подарки старикам в богадельни и т. п.

Рождество – это праздник ожидания чуда. Его с нетерпением ждут и взрослые, и дети. Ребята, вспомните, с каким произведением о Рождестве мы недавно познакомились? Правильно, «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя. Как герои повести встречают этот праздник?

Верно, во время святок было принято колядовать – рядиться, устраивать игры, ходить по домам, поздравлять с Рождеством и Новым годом, шутить. В песнях радовали, веселили хозяев, вселяли надежду на будущее. Хозяевам полагалось одаривать колядующих маленькими печеньями, блинами и пряниками. Праздник излучает добро, радость, веселье, счастливый смех.

Но есть и обратная сторона медали. В жизни рядом с достатком, радостью, счастьем соседствуют нужда, горе и одиночество. Тому доказательство рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

Ребята, наша с Вами задача подумать над тем, как помочь людям, которые, быть может, находятся рядом с нами и ждут или помощи, или просто поддержки, какого-то участия.

— Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»))

* Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.

— Ребята, как Вы думаете, надо ли детям двадцать первого века читать произведения о тяжёлой жизни детей в девятнадцатом веке? Почему?

Верно. В рассказе отчётливо звучит призыв: «Будьте милосердны!» Эта мысль была актуальна в 19 веке, она не потеряла своей актуальности и в 21 веке. Ведь ещё много людей нуждается в сострадании и помощи.

Творческая работа:

Вы видите на доске ёлку, но какая же ёлка без украшений?! Перед Вами на парте есть цветная бумага, ножницы, трафарет. Предлагаю Вам сделать ёлочные игрушки, а потом украсить нашу ёлочку. Но игрушки не простые. Пусть каждый из Вас напишет пожелание тем детям, которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации (дети без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями).  

— Ребята, в наше время действует много благотворительных акций, которые направлены на помощь детям. Это и фонд «Милосердие», и фонд «Подари жизнь». Призываю Вас не быть равнодушными, ведь, как писал А.П. Чехов, «равнодушие – это паралич души», давайте участвовать в благотворительных акциях, помогать тем, кто нуждается.

Домашнее задание.

Вы отметили, что концовка рассказа грустная, а вам, наверное, хотелось бы, чтобы рассказ получился более весёлым, ведь каждый человек имеет право на счастье, на то, чтобы встретить Рождество в кругу семьи за праздничным столом. Попробуйте придумать и написать счастливый конец к рассказу «Мальчик у Христа на ёлке».

Урок мне хотелось бы закончить следующими словами:

Не бойтесь дарить согревающих слов,

И добрые делать дела.

Чем больше в огонь вы положите дров,

Тем больше вернется тепла.

Словарь:

Милосердие -я, ср. Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Проявить м. Взывать к чьему-н. милосердию. Общество “М.”. Действовать без милосердия (жестоко).

Вера -ы, ас. 1. Убеждённость, глубокая уверенность в ком-чём-н. В. в победу. В. в людей. 2. Убеждённость в существовании Бога, высших божественных сил. В. в Бога. 3. То же, что вероисповедание. Христианская в. Человек иной веры. * Принят на веру — признать истинным без доказательств. Верой и правдой служить кому — служить преданно, честно.

Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.

Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.

Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя.

p17 knopka1 knopka4

«Мальчик у Христа на елке» как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского

Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, Ее никто не принял; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик.

Достоевский наглядно нам показывает – ничто не прошло, мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, эта история длится и длится в веках, а мы оказываемся так же жестокосердны, неотзывчивы, неблагодарны, как большинство ее первоначальных участников. Господь постоянно надеется на нас – и мы столь же постоянно обманываем Его надежды [4].

Следует отметить, что автор прямо не называет, в каком городе происходит действие: «… это случилось в каком-то огромном городе и в ужасный мороз». Но исследователи указывают на то, что Достоевский на страницах рассказа воспроизводит «петербургский колорит», подчеркивая тем самым реальность происходящего. Он создается благодаря присутствию в произведении ряда типичных для русской жизни фигур («хозяйка углов», «халатник», «блюститель порядка», «барыня», «дворники»), благодаря контрастной характеристике уголка русской провинции, откуда приехал герой («деревянные низенькие домики» со ставнями, темнота, собаки) и столицы, описание которой близко описанию Петербурга с его фантастическими, миражными огнями в «Невском проспекте». «Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то!» – замечает герой. Так, Достоевский с одной стороны создает образ Петербурга, с другой – выделяя слово какой-то курсивом, желает подчеркнуть универсальный характер происходящего: дети гибнут от холода и голода в любом российском городе. В этих целях писатель не дает и имя мальчику, желая заострить внимание на том, что события, описываемые в рассказе, могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком.

В городе, в котором оказывается мальчик, находим, как отмечают исследователи, взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…» [11, с.460]. Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика» [11, с.459]. Е. Душечкина в своих статьях указывает на то, что некоторые писатели XIX века считали Петербург самым несвяточным местом в России [1].И. И. Панов – большой любитель русских святок – жаловался: «Может быть, внутри России святки сохраняют ещё и теперь поэзию старины … но Петербург давно утратил её» [1].

Ю.В. Стерликова в своей статье пишет о том, что «герои-дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они – посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения» [9, с.87]. Подобного мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке» нет. Здесь герой встречается, как отмечалось ранее, с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. В этом произведение Достоевского расходится с традиционными рождественскими (святочными) рассказами, где образ ребенка напоминал взрослому о чем-то добром и вечном.

Во встречах героя рассказа с блюстителем порядка, дамой, большим мальчиком людям предлагается узнать в мальчике Младенца-Христа и в себе – друга Христова. Это так легко – ведь на дворе Рождество, и все вот сейчас вспоминают события и образы двухтысячелетней давности. Но никто не оказывается способен увидеть их вновь вокруг себя. Никто не узнает Христа в «рабском виде». Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» [4]. И когда спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» [4].

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил рождественскую елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке газета «Голос» сообщала: «26 декабря, в пятницу, в петербургском собрании художников назначен большой детский праздник «елка» с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горами, электрическим освещением и проч. и проч. Елки петербургского собрания художников много уже лет славятся своим прекрасным устройством. По сей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий. Не худо заблаговременно запастись входными билетами» [8, с.34].

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Оно дается через описание елки, увиденной мальчиком лишь через большое стекло. «А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на елке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то» [11, с.460].

Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся округ светящейся елки. Но этот праздник не приносит радости ребенку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Вспомним, что его дама вытолкнула за дверь, толпа напугала до смерти. «Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным» – , пишет Л.В. Кирякова в своей статье [5, с.37].

После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, «маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые были «совсем как живые». Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, «живые куколки», противопоставлены мертвым душой людям.

Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа. Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, – семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, – но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…» [11, с.461].

В рассказе Достоевского находим обилие вопросительных и восклицательных предложений, которые передают душевное состояние мальчика: то восхищение и радость, то боль и страх: «Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то» [11, с.460] ! Так, вопросительные предложения помогают ввести читателя в поток сознания героя. «Да что же это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые»! – любуется мальчик. Таким образом, как указывает С.В. Сергушева, создается впечатление, что читатель находится рядом с героем, видит и слышит его [8, с.34]. Исследовательница замечает, что эффект «присутствия» создают и однородные члены, которые делают описание более детальным, подробным, заставляют обратить внимание на скорбные подробности жизни мальчика. Как, например, в следующем отрывке: «Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят пальчики и на ножках, а на руках стали сосем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше». С.В. Сергушева отмечает, что мальчику холодно не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности, душевной мертвости [8, с.34]. А один из критиков XIX столетия писал, что в этом рассказе «сказалась вся могучесть дарования психолога-романиста, вся теплота чувств, которою такой мастер играть» Достоевский [10, с.324].

Г.М. Фридлендером был установлен тот литературный источник, который дал Достоевскому готовую рамку для задуманного святочного рассказа. Источником этим было популярное рождественское стихотворение немецкого поэта Фридриха Рюккерта «Елка сироты», повествующее о замерзающем ребенке в рождественскую ночь на улице и попадающем после смерти на «Христову ёлку». Исследователи отмечают, что эти два произведения художественно несоизмеримы: Достоевский создал оригинальный рассказ, глубоко национальный, петербургский по содержанию и очень далекий от стихотворения Рюккерта по тону и колориту, стилю и языку.

У Рюккерта дитя, обретши блаженство на небе, успокоилось и забыло о своих земных страданиях: «Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет». Стихотворение призывает надеяться на будущее и уповать на божественную справедливость. У Достоевского, по мнению исследователей, картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, чтобы эти страдания могли быть прощены, могли бесследно изгладиться из памяти читателя [10, с.322-324]. Не случайно то, что мальчика встречают на Христовой елке не ангелы, но дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью, документальностью, история смерти, которую, как считал писатель, непростительно забыть: «И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…» [11, c.461-462]. Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином праздничном мире – справедливом мире радости и Христовой любви. В указании автора на этот идеал и заключается смысл рассказа [3].

Итак, рассказ «Мальчик у Христа на елке» содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. И если реальность оборачивается для героя трагедией (ребенок замерзает в канун Рождества), то фантастический план изображаемого привносит элемент чудесного. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. Но фантастическое в рассказе не выходит за рамки реального, оно связано с предсмертным видением замерзающего мальчика. Реальность происходящего подчеркивает с одной стороны образ автора-рассказчика, обрамляющий все повествование, а с другой – воссозданный образ Санкт-Петербурга. Мотив реальности тесно связан с фантастическими элементами. Так, на райской елке у Христа у каждого ребенка своя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Недаром В.А. Туниманов заметит, что Ф.М. Достоевский разработал в произведениях, помещенных в «Дневнике писателя», принцип реализма, доходящего до фантастического.

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам.

Жанр святочного рассказа в России возник раньше рождественского. Предтечей первого явились устные истории или былички, рассказываемые в святочные вечера от Рождества до Крещения. Оформляться жанр стал в рамках романтической прозы 20-30 гг. XIX в. с ее интересом к национальной старине и таинственному. Рождественский рассказ теснее связан с Рождеством, первые рассказы этого типа появились Европе. Родоначальником жанра по праву считается английский писатель Ч. Диккенс. Финалом в его рассказах была победа света над мраком, добра над злом. Святочный (рождественский) рассказ можно распознать по следующим признакам:

наличие элемента чудесного;

наличие среди героев ребенка;

наличие нравственного урока, морали.

Среди главных мотивов святочного (рождественского) рассказа выделяют следующие: мотив «нравственного перерождения героев», мотив «божественного дитя», мотив «рождественского чуда».

В рассказе «Мальчик у Христа на елке» мы находим все вышеперечисленные признаки. Так, его действие происходит в канун Рождества. В образе главного героя отражается мотив «божественного дитя»: младенца Христа, не принятого миром. На образ Христа указывают возраст героя и его одежда: ему лет шесть или даже менее, одет он в какой-то халатик. Именно таким предстает младенец Христос во многих православных иконах. Мотив «божественного дитя» связывает исследуемый рассказ с другими рождественскими произведениями («Сверчок за очагом» Ч. Диккенса, «Христова детка» Вагнера), где ребенок символизирует идею добра и милосердия.

В исследуемом нами рассказе прослеживается евангельская направленность, связанная с изображением подвала. Он напоминает образ разоренного вертепа, из которого все разбрелись, кроме умирающей старухи и мертво пьяного халатника. Ситуация Рождества повторяется в ухудшенном варианте: как когда-то для готовой родить Богоматери не нашлось места в гостиницах и домах Вифлеема, так и в исследуемом рассказе в канун великого праздника никто не оказал помощи больной матери, приехавшей из чужого города, и ее мальчику.

Мотив чудесного связан в рассказе с ирреальным, с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В реальном же пласте изображаемого чудо не происходит, совершается трагедия: ребенок замерзает. Эта трагическая развязка роднит рассказ с другими рождественскими произведениями: Г.Х. Андерсена «Девочка с серными спичками» и Ф. Рюккерта «Елка сироты», в которых по сюжету дети-герои обретают счастье, тепло, уют в потустороннем мире. Такой трагический финал выделяет исследуемый нами рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле. Нет в рассказе и мотива «нравственного перерождения героев», что также отделяет его от многих рождественских произведений. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика.

Реалистическое изображение в рассказе становится ведущей его чертой. На реальность происходящего постоянно указывают образ автора-рассказчика и воссозданный образ Санкт-Петербурга, считающийся одним из несвяточных мест России. Возможно, из-за такого хронотопа чудо на земле не происходит. Мотив трагического не покидает и изображаемую райскую елку у Христа, где у каждого ребенка соя история смерти, поражающая документальностью и будничностью. Ф.М. Достоевский словно хочет сказать, что нельзя забывать о страданиях детей не только на земле, но и на небе.

В рассказе создается особый психологизм, передающийся через изображаемый поток сознания героя.

Рассказ «Мальчик у Христа на елке» сопряжен, с одной стороны, с темой униженных и оскорбленных, а с другой – с философско-символической проблемой незаслуженных и не подлежащих оправданию, безвинных страданий детей в романе «Братья Карамазовы», где ни одна слезинка ребенка не может стоить счастья всего мира.

Библиографический список

Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов // http: // www. palomnic. org/bibl_lit/bibl/edu

Егоров В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие. – Тольятти: Развитие через образование, 1994. – 48 с.

Захаров В.Н. Учиться России // http: // www. portal – slovo. ru

Касаткина, Т. «Мальчик у Христа на елке» // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm

Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.37.

Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе – 2003. – № 5. – С.35-36.

Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; – М.: Дет. лит., 1996. – 223 с.: ил.

Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С.32-35.

Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. – Тольятти: ТГУ, 2002. – С.85-97.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Т.22. – Л.: Наука, 1981. – 407 с.

Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12 томах. Т.12. – М.: Правда, 1982. – 544 с.

Швачко М.В. Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века // http: // 64.233.183.104/search? q=cache: j3J5aD7Sm2IJ: tsu. tmb. ru/ru/ob_yniv/struct_podr/inst_filologii/dikkens/shvachko. doc

http: // ru. wikepedia. org/wiki/

Приложение

Приложение № 1

Фридрих Рюккерт (1788-1866)»Елка сироты».

В вечер накануне рождества дитя-сирота бегает по улицам города, чтобы полюбоваться на зажженные свечи.

Оно стоит подолгу перед каждым домом, заглядывает в освещенные комнаты, которые смотрятся в окно, видит украшенные свечами елки, и на сердце ребенка становится невыносимо тяжко.

Дитя, рыдая, говорит: «У каждого ребенка есть сегодня своя елка, свои свечи, они доставляют ему радость, только у меня, бедного, ее нет.

Прежде, когда дома я жил с братьями и сестрами, и для меня сиял свет рождества; ныне же, на чужбине, я всеми забыт.

Неужели не позовет меня к себе и не даст мне ничего, неужели о всех этих рядах домов нет для меня – пусть самого маленького – уголка?

Неужели никто не пустит меня внутрь? Мне ведь ничего не надо для себя, мне хочется лишь насладиться блеском рождественских подарков, которые предназначены другим!»

Дитя стучится двери и в ворота, в окна и в витрины, но никто не выходит, чтобы позвать его с собой; се нутрии глухи к его мольбам.

Каждый отец занят своими детьми; о них же думает и одаряет их мать; до чужого ребенка никому нет дела.

«О дорогой Христос-покровитель! Нет у меня ни отца, ни матери, кроме тебя. Будь же ты моим утешителем, раз все обо мне забыли!»

Дитя своим дыханием пытается согреть замерзшую руку, оно глубже прячется в одежду и, полное ожидания, замирает посреди улицы.

Но вот через улицу к нему приближается другое дитя в белом одеянии. В руке его светоч, и как чудно звучит его голос!

«Я – Христос, день рождения которого празднуют сегодня, я был некогда ребенком, – таким, как ты. И я не забуду о тебе, даже если се остальные позабыли.

Мое слово принадлежит одинаково всем. Я одаряю своими сокровищами здесь, на улицах, так же, как там, в комнатах.

Я заставлю твою елку сиять здесь, на открытом воздухе, такими яркими огнями, какими не сияет ни одна там, внутри».

Ребенок-Христос указал рукой на небо – там стояла елка, сверкающая звездами на бесчисленных ветвях.

О, как сверкали свечи, такие далекие и в то же время близкие! И как забилось сердце ребенка-сироты, увидевшего свою елку!

Он почувствовал себя как о сне, тогда с елки спустились ангелочки и увлекли его с собою наверх, к свету.

Ныне дитя-сирота вернулось к себе на родину, на елку к Христу. И то, что было уготовано ему на земле, оно легко там позабудет.

МКОУ АГО «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

$

Конспект урока литературы

с использованием технологии развития критического мышления

Горести и радости рождественской ночи.

(Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»)

Составитель: Мальцева Т.В.,

учитель русского языка и литературы

$I$ квалификационная категория

п. Уфимский

2013 г.

Тип: внеклассное чтение.

Тема:$ Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке».)

Цели:

  • приобщение к наследию самого сложного отечественн$ого писателя;

  • совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;

  • глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.

Оборудование: запись на доске, текст, иллю$страции к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. 
$Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

$1. Вступительное слово учителя.

… Близко ли вам слово «рождество»?

Сравните его с однокоренным «рождение».

— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?

$ Задание № 1. Запишите, какие ассоциации у вас возникают со словом «рождество». О чем может быть рассказ, с$вязанный с рождеством?

Известный писатель Чарльз Диккенс писал об этом празднике, подумайте и выпишите ключевые слова.

«Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в$ календаре, когда люди свободно раскрывают друг другу сердца».

(Ключевые слова – милосердие, доброта, всепрощение, раскрывать друг другу сердца.)

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье?

$

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на этот вопрос, прочитав рассказ М.Ф. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» (Рассказ дети не читали)

Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века,одного из самых «трудных» писателей.

— Посмотрите внимательно на $портрет этого писателя.

— Что поражает в его внешности? (Глаза…)

Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, кото$рое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.

«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.

Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.

— А как вы понимаете эти слова?

Чтение и анализ рассказа.

$

— Давайте о$братимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».

Задание № 2.Перед вами цепочка ключевых слов, попробуйте составить небольшой рассказ-прогноз, используя эти слова. После прочтения рассказа Достоевского мы увидим насколько были верны наши предположения. (Мальчик в подвале, хотелось кушать, мама холодная, какой город, мерзлый пар, одиноко и жутко, полицейский отвернулся, в комнате бегали нарядные дети, на него закричали, схватили за халатик, он было заснул, это Христова елка)

Чтение с останов$ками. (Текст читает учитель)

МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ

Ф.М. Достоевский

Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случ$илось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстил$ке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, бр$юзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг наш$арив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

1-ая остановка.

Прием «тонких и толстых вопросов»

    $

  • С кем мы знакомимся в этом отрывке?

  • Что мы узнаем о мальчике и его маме из этого отрывка?

Каким был подвал, в котором находится мальчик? Опишите его. Укажите детали (Подвал сырой, холодный, жутко в темноте, ХОЛОДНО!)

$

  • Почему мальчик решился выйти из подвала?

$Чтение 2 части.

Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

$Вот и опять улица, — ох, какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно $пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему двер$ь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят,$ — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

$2-ая остановка.

$Как встречает мальчика этот неведомый ему ранее мир? Как относятся к нему люди?

(Полицмейстер отвернулись (безразличие); Закричали, замахали, выгнали (равнодушие); Мальчишка ударил, поддал (злоба и ненависть)

Получается вся красота – это лишь мишура! Как чувствует себя мальчик в этом мире, он может согреться? (Нет, он еще больше замерзает. $ХОЛОДНО! Не мог согнуть красные пальчики. На ручки дует)

Прием «Ромашка вопросов»

Попробуйте составить во$прос, который соответствует цвету выбранного вами лепестка. Задайте этот вопрос соседней команде.

Наш вопрос____

Примеры вопросов разных видов.

$Простой вопрос (Что видел мальчик за стеклами домов, гуляя по городу?)

Уточняющий вопрос (Вы сказали, что мальчик видел … Что чувствовал мальчик в это время?)

Интерпретационный (объясняющий) вопрос (Почему мальчик решил спрятаться в чужом дворе за дровами?)

Творческий вопрос (Что бы произошло с мальчиком, если бы его приютили богатые барыни?)

Оценочный вопрос (Плохо или хорошо поступали люди, встретившиеся в холод$ном городе мальчику?)

Практический вопрос (Случалось ли вам слышать о бессердечном отношении к детям?)

Прием «Дерево предсказаний»

Ребята, я предлагаю вам предположить, что произойдет в рассказе дальше и чем закончится рассказ. (Что будет дальше? Чем закончится рассказ?) На листочках запишите свои мысли $и разместите их на дереве.

Чтение 3 части.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг п$ерестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь или пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!

Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это в$сё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

Мама! Мама! Ах, как хорошо$ тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых т$ам нет своей ёлки… — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь $так хорошо… А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.

3-я остановка

— Какие эпизоды, детали вас потрясли?

(Зачитать примеры.)

— Когда происходит перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, зас$ыпает и попадает на елку к Христу.)

Кто встречает мальчика на елке у Христа?

Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью ис$тория смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?

(В реальном мире для них нет елки.)

Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)$

Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

— И почему появляются их мамы? $(Их судьбы также печальны.)

— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)

— И почему дети обернулись ангелами Христа?

(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).

— $Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.

Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Ро$ждественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.

Прием «Кластер»

В центре вопрос «О чем этот рассказ?» (милосердии, сострадании, любви к ближнему, взаимопомощи и т.п.)

$III. Итог урока: обращение к эпиграфу урока.

  • План рассказа лев николаевич толстой детство
  • План рассказа ледовое побоище
  • План рассказа куст сирени
  • План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе
  • План рассказа крестьянские дети