План рассказа лягушка путешественница 3 класс

Урок литературного чтения 3-б класс урок 51 дата: 18.01.21тема. в.м.гаршин лягушка путешественницатип урока: усвоение новых знанийцели: обучающие: подвести

Урок  литературного чтения 3-Б класс          Урок № 51         Дата: 18.01.21

Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели:

Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению  словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

 Воспитывающие: содействовать воспитанию   нравственных качеств    на примере произведения В. М. Гаршина.

Оборудование: учебник “Литературное чтение”, презентация

Планируемые результаты и формирование УУД.

Личностные.   Обучающиеся научатся  осознавать и определять свои эмоции;

 ориентироваться  в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.                                                                                              Метапредметные.  Обучающиеся будут стремиться  адекватно  оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока;   составлять план решения учебной   проблемы совместно с учителем;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения , извлекать и  перерабатывать информацию, пользоваться словарями,   строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

  Предметные.  Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут  читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Проверьте глазами все ли готово у вас к уроку.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников

— Чем для нас интересны произведения этого писателя?

(В его произведениях,   герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают,  чтобы мы сами сделали вывод)

— назовите произведение В.М.Гаршина, с которым вы познакомились дома. («Лягушка – путешественница)

— Определите жанр и тему произведения? ( литературная сказка о животных, анималистическая)

— В   произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели , постараемся воспринять и понять этот мир.

 — какие задачи будем решать при исследовании текста?

( увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою)

— как вы предлагаете поработать?

(высказывать свое  мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке)

  — Какие чувства испытали вы после прочтения произведения? Почему?

  3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

Беседа по произведению.

  • — Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?

—  Для ответа на этот вопрос,  давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения  работаем карандашом)

(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)

— Докажите словами автора.

НАСЛАЖДАЛАСЬ       КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ      ВОСХИТИТЕЛЬНО

ПРИЯТНО     НЕЖИЛАСЬ     ПРИШЛА В ВОСТОРГ

 — Вывод: ( именно эти выражения характеризуют    доброжелательное  отношение к героине).

  • Характеристика лягушки.

         Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка?

           Какие черты характера проявляет героиня?

УМНАЯ         ГЛУПАЯ        НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ        ЗАСТЕНЧИВАЯ        СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ        МЕЧТАТЕЛЬНАЯ        ЛЮБОПЫТНАЯ

    Работа в парах.

 Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:

1 пара «осторожная»

2 пара  «изобретательная»

3 пара «смелая»

  Вывод: (за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость — лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)

— Ребята, а какое у вас навеяло сейчас настроение во время нашей работ?

(словарик настроений: веселое, шутливое, сосредоточенное, сказочное)

Музыкальная физкультминутка

  • Выделение главной мысли произведения.

Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей.

  Она  поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.

 – Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).

 – Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она?(Хвастливая)

— Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте?  (хвастовство)

   – Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине ?

(да изменилось он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её  полета)

 — У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.

 Постарайтесь их найти во время чтения.   Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».

ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ

БЕДНАЯ СПУТНИЦА

ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ

БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ.

— За что автор наказал лягушку? (за хвастовство и тщеславие)

Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).

  • Определение   проблемы  произведения.

— Какая проблема лежит в основе сказки? (проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница)

— Прочитайте выписанные черты характера лягушки.  

— Разделите названные качества на положительные и отрицательные .

 — Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только  хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость,любознательность.  

  •  Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?

(образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)

— Итак вернемся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал»  автор.

( порок  хвастовства, нескоромности) .

— Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство — несчастье человека.

— Почему Гаршинской лягушке смерть не грозит?  

(он решил   только  проучить  её  за  хвастовство).

—  Автор не негодует, не читает нравоучений, он уверяет своего читателя, т.е. нас, что эти черты истребляются смехом, иронией, а отнюдь не строгим порицанием.

— Как Вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?  

(  автор с иронией  осуждает людей, у которых есть такая черта характера . Говорит о людях умных, но хвастливых. )

5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного   

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

ЛЯГУШКА

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

 УМНАЯ, ХВАСТЛИВАЯ

Описание действия в рамках темы, 3 глагола. ( что делает?)

ДУМАЛА, ЛЕТЕЛА, ХВАСТАЛАСЬ

Предложение по теме.

 СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК…

Синоним из одного слова по теме

  ХВАСТОВСТВО

     — Выразительное чтение. (озвучка фрагмента  мультфильма)

6. Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания

Хочется послушать ваше собственное мнение.

 — какой совет вы дали бы нашей героине?

Информационные сообщения

Сказка «Лягушка-путешественница» создана на сюжетной основе рассказа своеобразного индийского учебника, призванного учить человека разумному поведению. Правда, главной героиней древнеиндийского сюжета является водоплавающая черепаха, а её спутниками два гуся. Все герои наделены именами, и сама ситуация путешествия имеет совершенно иную мотивацию: черепаха не хочет остаться умирать в пруду, который высыхает. В.М.Гаршин берёт за основу один только фрагмент: гуси несут на палке черепаху, и она, не удержавшись «от реплики» падает и разбивается.

2. Меня удивил ещё один факт. Лягушки — своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал _____________________

Самым интересным на уроке было ________________________

— где вы можете применить полученные знания?

(в общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов).

7. Домашнее задание.   Читать произведение, отвечать на вопросы

8. Итог урока. Оценивание.

Дата проведения

9.02.

Класс  6 – а

Русск. лит

Тема. В. Гаршин «
То чего не было «, « Лягушка – путешественница»

Педагогические
цели
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить
определять нравственный смысл сказки, учить сравнивать сюжеты различных сказок
о животных; учить отвечать на поставленные вопросы; выделять главную мысль,
давать характеристику героев произведения; обогащать словарный запас учащихся;
воспитывать доброту, милосердие.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся должны знать содержание сказки В.М. Гаршина «Лягушка
-путешественница»; определять основные особенности сказочного сюжета; должны
уметь читать произведение вслух с переходом на чтение про себя; прогнозировать
содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;
выделять особенности литературной сказки.

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивацию к учебной
деятельности и осознавать личностный смысл учения; осознавать эстетические
потребности и ценности; проявлять интерес к чтению произведений великих русских
писателей и поэтов; гордиться своей страной, людьми, проживающими на её
территории, их талантами; осознавать, что хвастовство – это порок, с которым
необходимо бороться.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
Сравнивать сказки по различным основаниям. Участвовать в работе группы.

Межпредметные связи

Русский язык, темы «Лексика», «Текст»

Образовательные ресурсы

Учебник, рабочая тетрадь, презентация, СD диск с данной сказкой.

Ход урока

Этапы урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся

I.Мотивация к учебной деятельности.
Создание эмоционального настроя.
Учитель помогает детям настроиться на работу, снять напряжение.
— Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок?
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Дети отвечают: интересным, эмоциональным, поучительным

II.Речевая разминка
-Прочитайте загадки жужжащим способом. Отгадайте их.
Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами.)

Выпуча глаза, сидит,
По-французски говорит,
По-блошачьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка).
— Прочитайте загадки орфографически (так как написано); затем орфоэпически; в
медленном темпе; скороговоркой.

Читают загадки, говорят отгадки

III. Постановка целей и сообщение темы урока.

Рассказ об авторе сказки.
— Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?
-Прочитайте что написано:
АКШУГЛЯЛ АЦИННЕВТСЕШЕТУП
-Как вы думаете, о чём эта сказка?
-Какие цели поставим перед работай со сказкой?
-Рассмотрите иллюстрации к сказке и ответьте, как они помогают раскрыть
содержание произведения?

-Мы сегодня познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой
будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин
(1853-1888). Род Гаршиных-старинный дворянский. В. М. Гаршин родился в 1853
году. С 1864 года он учился в Петербургской 7-й гимназии. В 1874 году Гаршин
окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Гаршин написал
ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Сказание о гордом Агее»,
«Сигнал» и др. 24 марта 1888 года Всеволод Михайлович Гаршин скончался.
Писатель похоронен в Музее-некрополе «Литературные мостки» в Санкт –
Петербурге.

Предположения детей

Дети отвечают: узнать содержание сказки, познакомится с героями, дать им
характеристику, научиться выразительно читать.

Слушают рассказ учителя

Слово учителя о жизни и творчестве В.М. Гаршина.

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том
рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных
сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea Princeps», «То, чего не было». А
последним произведением этого писателя стала известная многим сказка
«Лягушка-путешественница».

Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 года в
Екатеринославской губернии, в имении бабушки, которое называлось «Приятная
долина». Один его дед был помещик, другой – морской офицер, отец – тоже
военный, офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни
запечатлелись в сознании мальчика.

В семье Гаршиных жил слуга – старый солдат Жуков, участник многих
военных походов. Его рассказы очень любил слушать маленький Всеволод. Под их
влиянием ещё в четыре года он неоднократно собирался в «поход», на войну. Он
заказывал повару на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё увязывал в
узелок, надевал его на плечи и являлся прощаться с домашними. Эти сборы не были
для мальчика игрой, он тогда искренне верил в возможность немедленно сделаться
солдатом. Печальный, приходил он к матери прощаться. «Прощайте, мама, — говорил
он, — что же делать, все должны служить!» «Но ты подожди, пока вырастешь, —
отвечала мать, — куда же тебе идти, голубчик, такому малому?» «Нет, мама, я
должен», — и глаза мальчика наполнялись слезами. Когда же очередь доходила до
прощанья с няней, та начинала плакать и причитать над ним, как над настоящим
новобранцем. Всеволод заливался горькими слезами и, наконец, соглашался на
убеждения матери отложить поход до утра. Утро вечера мудренее, — говорит
пословица, и мальчик, проснувшись утром, совершенно забывал о вчерашнем.

Малолетнему Всеволоду часто приходилось переезжать с места на
место с полком, в котором служил его отец. Впечатления от этих детских
странствий запомнятся мальчику на всю жизнь: усталые, грустные лица солдат,
которых царская служба оторвала на долгие годы от родных и близких, горестные
вздохи крестьян, которым, сколько ни бейся, не выбраться из постоянной нужды.
Когда отец вышел в отставку, он купил дом в степном городке «Старобельске». Там
и прошло детство будущего писателя. Когда Всеволоду было пять лет, его мать
уехала со старшими братьями в Петербург, а Всеволод остался с отцом…»Жили мы с
ним (отцом) то в деревне, то в городе, то у одного из моих дядей в
Старобельском же уезде, — писал Гаршин в своей автобиографической заметке. –
Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в три года жизни с
отцом, от пяти до восьмилетнего возраста». Он рано научился читать и на пятом
году жизни уже сам читал книги. Спустя много лет Гаршин вспоминал себя
маленьким ребёнком, когда жил с отцом, как сидели они вдвоём в долгие зимние
вечера, отец – за счётами, Всеволод – за книгой. Неярко горела сальная свечка,
потом пламя становилось тусклым, и нужно было снимать со свечи нагар
специальными щипцами. Годы, проведённые с отцом, — это не только чтение книг;
это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми
днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами,
лягушками, изучал повадки зверей. Зародившуюся в это время любовь к природе он
сохранил на всю жизнь. Позже, когда жил в Петербурге, он вспоминал:

Мне жалко вас, родимые места,

Мне жалко вашей вольной красоты;

Мне скучно здесь, душа болит в разлуке

С родимой степью, где дышать привольно,

Где солнце так тепло сияет с неба;

Где мириады трав цветут, кивая

Навстречу мне головками своими…

Будущему писателю исполнилось шесть лет, когда в России было
отменено крепостное право. Но это мало что изменило в судьбе большинства
простых русских людей. По-прежнему нищенски скудным был урожай на тощих
крестьянских полях, по-прежнему грабили народ и жирели помещики.

Между тем мальчик рос, поступил в гимназию. Учился он, по его
собственному признанию, «довольно плохо», хорошие отметки получал только за
русские «сочинения» и по естественным наукам, которые очень любил. Однако о
гимназии у него остались «самые дружелюбные воспоминания» и о своих учителях и
воспитателях он вспоминал с благодарностью. Товарищи в нём души не чаяли, и он
сохранил с ними добрые отношения на всю жизнь. После окончания гимназии
Всеволод поступил в горный институт. Но пора «послужить» всё же пришла, когда в
1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать
добровольцем. На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат
в офицеры, а по окончании войны уволили в запас.

Ещё когда Гаршин был учеником гимназии, он пробовал писать статьи
и стихи в гимназических рукописных журналах. И теперь он решил посвятить себя
литературе. В 1882 году вышла первая книга рассказов В.М. Гаршина. И.С.Тургенев
называл Гаршина своим литературным наследником.

Писать точно и ярко Всеволоду Михайловичу Гаршину помогало другое
его увлечение – живопись. Он дружил со многими русскими художниками, часто бывал
на их выставках, посвящал им свои статьи и рассказы.

Тот, кто бывал в Третьяковской галерее, наверняка запомнил картину
И.Е.Репина «Не ждали». На ней изображён революционер, возвратившийся после
долгой царской ссылки, домой, к своей семье. Если внимательно присмотреться к
фотографическим портретам писателя В.М. Гаршина и человека, которого написал на
своём полотне знаменитый художник, можно обнаружить несомненное сходство,
особенно похожи глаза. В них – страдание и боль. В них легко «читается» история
трудной, полной лишений жизни. И в то же время эти глаза смотрят на нас прямо и
решительно. Человек этот, несмотря на все выпавшие, на его долю невзгоды, готов
снова повторить уже пройденный однажды путь. Готов к борьбе. Наверное,
неслучайно, создавая картину, художник вспомнил писателя Гаршина и сделал
своего героя похожим на него.

В 1887 году осенью обострились признаки душевной болезни Гаршина,
врачи советовали уехать в Крым или на Кавказ. Но душевное состояние Гаршина
было столь невыносимо, что он сам не захотел больше жить.

19 марта 1888 года Гаршин скончался.

Поэт Николай Минский написал стихотворение «Над могилой Гаршина»:

Ты грустно прожил жизнь. Больная совесть века

Тебя отметила глашатаем своим –

В дни злобы ты любил людей и человека,

И жаждал веровать, безверием томим.

Я ничего не знал прекрасней и печальней

Лучистых глаз твоих и бледного чела,

Как будто для тебя земная жизнь была

Тоской по родине, недостижимо дальней…

Всеволод Михайлович Гаршин мало прожил. Мало успел написать.
Собрание его сочинений всего одна небольшая книга. Но книга эта – «томов
премногих тяжелей». Почему «тяжелей», наверное, объяснять не нужно. В ней
писатель оставил нам самые заветные свои мысли и чувства. О любви к людям, о
желании всеми силами ума и души бороться за их счастье. Оставил своё тревожное,
бьющееся и по сей день сердце.

Знакомство со сказкой В.М. Гаршина «То, чего не было».

Выразительное чтение по ролям в классе.

Чтобы актуализировать в сознании школьников событийный ряд
произведения, преподаватель задаёт на дом предварительную работу со сказкой
«То, чего не было» по вопросам:

·        
О чём эта сказка? Почему она так называется?

·        
Где и когда происходят события?

·        
Какое событие главное? Чем оно закончилось?

·        
Кто вам понравился и не понравился? Почему?

·        
Какими словами завершается сказка?

Второй урок посвящён собственно анализу сказки «То, чего не было»
в форме беседы с классом.

Ход урока–анализа.

Главная задача урока: познакомить детей с анализом художественного
произведения в единстве формы (в данном случае его видимых элементов) и
содержания, показать их взаимосвязь, их взаимообусловленность. На первый план
выдвигается такой элемент формы, как сюжет.

Проводя литературно-методический анализ, учитель уже ставит
вопросы и задания к тексту и сам отвечает на них, т.е.продумывает образцовый
вариант выполнения своего же задания детям. При переводе результатов
литературно-методического анализа в детскую аудиторию всегда возникает проблема
адаптации. В частности, сложность представляет наличие литературоведческой,
языковедческой терминологии. Поэтому я разработала вопросы, которые обеспечат
восприятие произведения детьми на достаточном уровне.

У: Что мы прочитали, сказку, рассказ, стихотворение или что-то
другое?

Д: Сказку.

У: Почему вы так думаете? Докажите.

Д: В сказке животные разговаривают как люди, происходят чудесные
события. Конец сказки весёлый, радостный, счастливый; в ней происходит борьба
между добром и злом; герои преодолевают трудности, многие эти сказочные
элементы есть в сказке Гаршина.

У: Чем сказка Гаршина не похожа на другую литературную сказку?

Д: Сказка в отличии от большинства других заканчивается грустно.
Это необычная сказка.

У: Ребята, а в каком другом жанре, кроме жанра сказки, животные
одушевлены?

Д: В баснях. Например, басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

У: Вернёмся к нашей сказке. Почему она так называется?

Д: Спор животных не мог произойти на самом деле.

У: Какие мысли возникли у вас при чтении этого произведения? Как
бы вы ответили на вопрос «Что есть мир?»

У: Где и когда происходят события? С чего всё началось? Найдите в
тексте и зачитайте описание места событий.

У: О чём должно думать порядочное животное, по мнению навозного
жука?

Д: Заботиться надо о своём потомстве. Жизнь есть труд для будущего
поколения.

У: Почему муравей называет себя несчастным?

Д: Он работает, выбиваясь из сил, в жару, не для себя лично, а для
казны, и никто а это спасибо не скажет.

У: Чем похожа и чем отличается жизнь муравья и навозного жука?

Д: Они оба трудятся, но жук для себя и своего потомства, а муравей
для общего блага.

У: Что есть мир для кузнечика?

Д: Для кузнечика мир необъятен и бесконечен, кузнечик очень
весёлый

и жизнерадостный.

У: Прочитайте о том, что видел на своём веку гнедой? Что означают
многоточия в его речи?

Д: Гнедой много размышляет, думает, но не говорит вслух, он очень
старый и мудрый.

У: В чём смысл жизни улитки?

Д: Был бы лопух, а его довольно, сиди себе да ешь лист на котором
сидишь.

У: Что можно сказать об улитке?

Д: Она ленивая, довольствуется малым, ни к чему не стремится,
ворчливая, всякие разговоры её раздражают и от этого у неё болит голова.

У: Кого кузнечик назвал практическими натурами и почему?

Д: Он назвал практическими натурами улитку и гусеницу, так как
решил, что они обе заботятся только о том, как набить себе живот.

У: Можно ли назвать гусеницу практической натурой?

Д: Гусеница набивает себе живот, чтобы не погибнуть и в будущем
стать бабочкой.

У: Какое настроение вызвал у вас поступок мух?

Д: Грустно, что мухи довольны, а их мама увязла в варенье.

У: Что можно сказать о мухах?

Д: Безжалостные, самодовольные, бессердечные, эгоистичные.

У: Какое событие главное в сказке? Д: Пришёл Антон и нечаянно
раздавил компанию.

У: Чем закончилась сказка?

Д: Ящерица убежала, мухи полетели обсасывать свою мёртвую,
обманную вареньем маменьку.

У: Какая фраза в сказке выполняет роль нравоучения, морали?
Почему?

Д: Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои
убеждения. И она была совершенно права. Надо знать, где и когда можно
высказывать свои убеждения, а где надо промолчать.

У: Можно сделать вывод, что «То, чего не было» это и сказка, и
философская притча.

У: Ребята, обратимся к началу сказки? К его первому предложению.

Д: В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому,
что было 28 градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было везде
жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было ещё
жарче, потому что место было закрытое от ветра густым- прегустым вишняком.

У: Можно ли назвать такое начало мелодичным и напевным,
произведение какого фольклорного жанра оно вам напоминает? Почему?

Д: Стих русских былин тоже певучий, неторопливый, длинный, с
повторами.

У: Найдите и зачитайте место, где заканчивается описательная часть
сказки и начинается её иная, событийная часть.

Д: Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то
полянке и сидело целое общество неспавших господ.

У: В сказке несколько эпизодов, так как несколько главных героев.
Можно ли сказать, что эпизоды похожи между собой?

Д: Каждый герой рассуждает о смысле жизни и окружающем его мире.

У: Правильно, все герои отвечают на один и тот же вопрос «Что есть
мир?» Поэтому все эпизоды равнозначны между собой и можно сравнивать сюжет с
матрёшкой, внутри которой сидят куколки (эпизоды).

У: В сказке автором использован специальный приём, который
используется также в баснях – это аллегория (иносказание). Вспомните, что это
такое?

Д: Под видом животных изображаются люди.

У: Как сказал А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам — урок». А какой урок вы извлекли из этой сказки?

Д: У каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об
окружающем мире.

У каждого есть своё мнение и оно имеет право на существование.
Высказывать своё мнение иногда бывает опасно.

В этом мире надо быть очень внимательным, чтобы нечаянно не пострадать.

В мире много людей, которые живут ничего не делая, только в своё
удовольствие, другие трудятся для своей семьи или для всех людей, есть люди
плохо относящиеся к своим близким.

У: Вы правы, ребята, в своей сказке писатель затронул самые разные
стороны человеческой жизни.

У: Попробуйте догадаться какое определение, к какому герою сказки
относится?

Мрачный, несчастный (муравей), трудолюбивый (муравей, жук),
весёлый, жизнерадостный (кузнечик), глубокомысленный, мудрый (гнедой), ленивая
(улитка), безжалостные, эгоистичные, самовлюблённые (мухи), мечтательная
недотрога (гусеница), самая любознательная, скромная (ящерица).

У: Почему ящерица самая любознательная и скромная?

Д: Она задала вопрос «Что есть мир?» и долго выслушивала разные
мнения.

У: Какие пословицы передают основную идею сказки?

Д: Умные речи приятно и слушать.

Живи всяк своим умом.

У всякого словца жди конца.

Меньше говори, да больше делай.

Людских речей не переслушаешь.

У: Подводя итог разговора, ящерица сказала: Господа, я думаю, что
все вы совершенно правы, но с другой стороны… Но ящерица так и не успела
сказать, что было с другой стороны. Как вы думаете, что хотела сказать ящерица?

Д:

У: Итак, с какой сказкой мы сегодня
познакомились и кто её автор?

Д: Мы познакомились со сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было».

У: Как называются сказки, у которых есть автор?

Д: Такие сказки называются авторскими.

IV. Организация познавательной деятельности.
Подготовительная работа.
Первичное восприятие текста.

Проверка эмоционального восприятия.

— Над каким жанром мы будем сегодня работать?
-Что такое сказка?
-Какие бывают сказки?
-Назовите особенности сказочного жанра.

-Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают
путешественницами? И как это может быть?

Предлагает прослушать сказку по диску.
-Заинтересовала вас эта сказка? О чём она?
Над сказкой
Это произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках назидательный
смысл.

Дети делают предположения.

Отвечают

V. Физкультминутка
Называет животных, дети имитируют их движениями.

Выполняют задания

VI.Чтение сказки
Предлагает прочитать сказку и, пользуясь специальными значками, произвести
разметку текста: v- это я зна ; + — это новое для меня; !  этим
я удивлен; * — это было интересно.
Выполняют задания

VII. Работа по теме урока.
Беседа по содержанию сказки.
Чтение в лицах диалога от лягушки.
Характеристика лягушки. Беседа о её путешествии.
-Как жилось лягушке на болоте?
-Почему она решилась отправиться в дальние края?

— Прочитайте в лицах этот диалог, показав голосом, как они разговаривают.
— Расскажите, какой была лягушка. Выберите правильный ответ из предложенных в
задании учебника.
-Как чувствовала себя лягушка во время путешествия?
-Почему она просила лететь пониже?
-Удалось ли путешествие на юг?
-Подберите поговорку к сказке.
-Поверьте, внимательно ли вы слушали сказку. Выполните тест из рабочей тетради.

Отвечают на вопросы

Читают по ролям

Отвечают на вопросы

VIII. Подготовка к пересказу сказки.
После текста учащимся предлагается построить события в логической
последовательности.
Выполняют задания

IX. Подведение итогов.
Составление синквейна.
-Составим синквейн про лягушку. ( в переводе с французского – 5 строчек-
нерифмованное стихотворение)
Инструкция:
1-я строчка: тема (одно существительное);
2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);
4-я строчка: фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (целое
предложение);
5-я строчка: синоним из одного слова к теме.

Составляют синквейн:
Лягушка;
Лупоглазая, толстая;
соображает, болтает, хвастает;
изобретает необыкновенный способ летать;
Путешественница.

XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
— На следующих уроках мы продолжим работу над этой темой. Оцените свою работу.
Покажите мне свою ленту «Мои успехи».
— Труден путь к знаниям, но мы преодолели трудности. Что помогало нам на дороге
знаний?
Вы были внимательными, активными.
Учащиеся показывают.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе

по теме: В.М.Гаршин

«Лягушка — путешественница»

(УМК «Школа России»)

подготовила

учитель начальных классов

Конищева Нина Георгиевна

Грязное 2014

img user file 5484111c55b37 1

Всеволод Михайлович Гаршин

в имении Приятная Долина

Екатеринославской губернии

(ныне Донецкая область,

img user file 5484111c55b37 2

Старобельск – место,

где прошло детство писателя

(Луганская область, Украина)

img user file 5484111c55b37 3

Книги,

«Мир Божий» А.Разин

«Хижина дяди Тома»

Гарриет Бичер — Стоу

img user file 5484111c55b37 4

Книги,

которые прочитал Всеволод Михайлович до 8 лет

img user file 5484111c55b37 5

Мемориальный музей В.М. Гаршина

в с. Переездное Артемовского района

Донецкой области

img user file 5484111c55b37 6

Памятник

Гаршину В. М.
село Переездное

Артемовского района

Донецкой области

img user file 5484111c55b37 7
img user file 5484111c55b37 8
img user file 5484111c55b37 9
img user file 5484111c55b37 10
img user file 5484111c55b37 11

Выпуча глаза, сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.

img user file 5484111c55b37 12
img user file 5484111c55b37 13

Прочитайте, что написано

АКШУГЯЛ

АЦИННЕВТСЕШЕТУП

img user file 5484111c55b37 14
img user file 5484111c55b37 15

Наслаждение

(по Т.Ф.Ефремовой)

Нежиться

.

(по Д.Н.Ушакову)

img user file 5484111c55b37 16

Словарная работа

Коряга

– суковатый

(часто погрузившийся в воду)

кусок сваленного,

подгнившего дерева.

(по С.И.Ожегову)

Тина

— водоросли, плавающие

густой массой в водоемах.

(по С.И.Ожегову)

img user file 5484111c55b37 17

Верста

— старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Захватило дух

— тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных переживаний, ощущений и т. п.)

Присутствие духа

— наличие выдержки.

Скирд

– большой стог

сена (соломы)

img user file 5484111c55b37 18

Цеп

— примитивное

сельскохозяйственное

орудие для обмолота

зерновых культур.

Запрыгало сердце

— сильно забилось (от волнения)

Полетела вверх тормашками

— кувырком, через голову.

img user file 5484111c55b37 19
img user file 5484111c55b37 20

Расскажи, какой была лягушка:

изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, находчивой, болтливой, любопытной, решительной, неунывающей, жизнерадостной, осторожной.

img user file 5484111c55b37 21
img user file 5484111c55b37 22

Список использованной литературы

1.Учебник «Литературное чтение» , 1ч. для 3 класса

2. «Поурочные разработки по литературному чтению» к УМК. Л. Ф.Климановой и др. (Школа России) 3 класс.

3.Русский биографический словарь (1896-1905); Аспект — пресс; оформитель А. А. Половцов

4. ЕфремоваТ.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.  Дрофа, Русский язык, 2000

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.).

img user file 5484111c55b37 23

 Интернет — ресурсы

1.​ http://christiania.ucoz.ru

2.​ http://donbass.ua/news/region

3.​ http://www.in-books.ru

4.​ http://litsay.eu

5.​ http://bookmix.ru

6.​ http://www.libex.ru

7.​ http://www.bookin.org.ru

8.​ http://knigi.b111.org

9.​ http://goraknig.org

10.​ http://www.bookin.org.ru

11.​ http://lori.ru

12.​ http://www.photosight.ru

13.​ http://www.ksenija-blazhennaja.ru

14.​ http://www.donbass-info.com

15.​ http://www.biblus.ru

16.​ http://letitbook.net

17.​ http://rofltv.ru

18.​ http://n-kam.ru

19.​ http://www.zoofirma.ru

20.​ http://short-movies.ru

21.​ http://www.neizvestniy-geniy.ru

22.​ http://old.tvkultura.ru

23.​ http://beyondmatrix.org

24.​ http://woolpix.ru

25.​ http://www.kinopoisk.ru

img1

В. Гаршин

Всеволод Михайлович Гаршин
русский писатель и литературный критик

Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губернии в знатной дворянской семье. Род Гаршиных происходил по преданию от мурзы Гаршы, выходца из Золотой Орды, жившего в период при Иване III. Отец был военным, и детские годы Всеволода прошли в военной среде. Он рос очень развитым ребенком

img2
img3

Тренинг

«Солнышко и тучка»

img4

  • Критерии:

  • «5»- 25-23баллов
  • «4»-22-18баллов
  • «3»-17-14баллов

img5

Кластер

путешественница

img6
img7

  • 1. Правила выразительного чтения.
  • — Прежде чем мы начнём работать по учебнику, давайте вспомним правила выразительного чтения.
  • (Памятки выразительного чтения)

  • Учитесь читать выразительно
  • 1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.
  • 2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чем читаете.
  • 3. Определите свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.
  • 4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).
  • 5. Читайте, четко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  • 6. Выделяйте голосом важные места.

img8

Стратегия
«
Толстые и тонкие вопросы
»

«Тонкие вопросы»

«Толстые вопросы»

Где
жила лягушка?

Дайте три объяснения, почему лягушка решила полететь с утками?

О чём
мечтала лягушка?

Почему, вы считаете, что лягушке было интересно?

Что
придумала, как улететь с утками

Что если, бы лягушка не открыла свой рот?

img9

  • Проверка понимания прочитанного.

Тестирование

  • — Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос.
  • — Почему не состоялось путешествие Лягушки?
  • а) лягушки не умеют летать;
  • б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
  • в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

img10

  • 2. Работа в группах.
  • Задания для групп.
  • 1)
    Подготовиться к чтению по ролям диалога
  • От слов “И добрые утки…” до слов: “…Это я!”
  • 2)
    Придумайте другой конец сказки, в котором Лягушка не была хвастливой.
  • 3
    )Иллюстрирование словами. Представьте, что вы художник. Опишите словами любой эпизод из сказки.
  • 4
    )Ответьте на вопрос.
  • Можно ли считать Лягушку смелой, находчивой, изобретательной, хвастливой?
  • Можно ли поговорку “Хвастовство наказывает” соотнести со сказкой “Лягушка- путешественница”? Докажите.
  • 5)
    Нарисуйте любой эпизод к этой сказке

img11

«
Плюс-минус-вопрос
»

Увидела много интересных мест.

Показана дружба лягушки и уток

Хвастливая лягушка

Изобретательность лягушки учит тому, что можно найти выход из любой ситуации

Говорит только о том, какая она умная и хорошая.

Прилетят ли утки за своей лягушкой? И если да, то как сложиться потом жизнь лягушки, и если нет

img12

Рефлексия

  • Большой палец — для меня это важно и интересно.
  • Указательный палец- мне было трудно
  • Средний палец – для меня было недостаточно
  • Безымянный палец- моё настроение
  • Мизинец- мои предложения

Разделы:


Начальная школа

Цели:
продолжить знакомство с творчеством
русского писателя и его сказкой
“Лягушка-путешественница; подвести учащихся к
пониманию основной мысли произведения,
посредством анализа содержания сказки;
развивать речь, образное мышление,
познавательную способность учащихся, навык
выразительного чтения, воспитывать
положительные качества: уважительное отношение
друг к другу, чувство собственного достоинства,
не зазнаваться и не хвастать.

Оборудование: презентация (Приложение
1), портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к
сказке “Лягушка-путешественница”, карточки для
работы в парах, пословицы, карточки для речевой
разминки, учебник “Литературное чтение. 4-й
класс, часть первая”, рабочая тетрадь
“Литературное чтение № 1”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
Пригласил нас на урок.
Ты историю одну послушай,
Умом-разумом смекай
Да на ум себе мотай.

II. Речевая разминка.

1. Прочти правильно и быстро скороговорку.
За день лягушка очень устала,
Лягушка постельку себе застлала.
Постель у лягушки из камышинок,
А одеяло – из листьев кувшинок.
Болотная кочка – лягушке под ушко.
Из мягкого мха – моховая подушка.

Прочитайте сначала спокойно, а затем выделяя
слова логическим ударением:

2. Опустел скворечник
,
Улетели
птицы,
Листьям
на деревьях
Тоже не сидится.

Целый день
сегодня
Все летят, летят

Видно, тоже в Африку
Улететь
хотят.

О каком времени года это стихотворение?

III. Проверка домашнего задания.

Рассказ об Аггее из сказания В.М. Гаршина
“Приключения Аггея” и выразительное чтение
понравившихся отрывков.

Почему это произведение называется сказанием?
Кто автор сказания?

IV. Актуализация знаний.

А сейчас отгадайте загадку:

Не зверь, не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду плюх! (Лягушка)

Каким вы представляете это животное? Какие
слова вы подобрали бы, чтобы рассказать о
лягушке.

V. Сообщение темы и целей урока.

Вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем
работать с произведением, в котором будет
рассказываться о ком? (О лягушке). Это сказка
Всеволода Михайловича Гаршина
“Лягушка-путешественница”. (Слайд 2)

Всеволод Михайлович написал
“Лягушку-путешественницу, когда ему было 32 года.
Произведение было написано последним в его
жизни. Болезнь не позволила больше писать. И вот
уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка
пронизана лёгкой иронией, что читать её одно
удовольствие. (Ирония – это тонкая, скрытая
насмешка). Сказка “Лягушка-путешественница”
авторская, но начинается такими же словами,
которые часто встречаются в русских народных
сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была)

Давайте вернёмся к названию нашего
произведения. Кто такие путешественники? Кто
может путешествовать?

VI. Работа по теме урока.

Чтение сказки хорошо читающими учениками. (Слайд
3-5)

Если встретятся непонятные слова, отметьте
карандашом.

Понравилось ли вам сказка? Чем?

Как жилось лягушке в болоте?

Почему она решила отправиться в дальние края?
(услышала рассказ уток и это стало её мечтой)

Как лягушка относилась к окружающему миру?

Использует ли Гаршин аллегорию в своей сказке?

Сбылась ли мечта лягушки?

Что помешало сбыться её мечте? (Хвастовство,
зазнайство, самолюбие)

Музыкальная физкультминутка.

VII. Закрепление изученного. Работа в парах.

  • с осуждением
  • с иронией
  • 2. Выберите слова, характеризующие лягушку, а
    лишние зачеркните. (Слайд 7)

    Сообразительная, скромная, трусливая, смелая,
    болтливая, любопытная, решительная, хвастливая,
    вежливая, изобретательная, жизнерадостная.

    3. Найдите правильный ответ на вопрос и
    подчеркните. (Слайд 8)


    Почему не состоялось путешествие лягушки?

    а) лягушки не умеют летать;

    б) прутик оказался непрочным;

    в) из-за хвастовства лягушки.

    Проверка выполнения.

    VIII. Сообщения учащихся о лягушках.
    (Слайд 9)

    Что вы знаете о жизни лягушек?

    1. Удивительное существо — лягушка! С одной
    стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с
    лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но
    если отбросить предубеждения и приглядеться
    внимательно, то с другой стороны, по изяществу
    движений и утонченности нарядов не уступит любой
    царевне. Лягушки — очаровательные существа, они
    вполне могут быть отнесены к числу самых
    красивых животных нашей планеты.

    2. Лягушка принадлежит к земноводным, а точнее к
    бесхвостым амфибиям. Хотя к бесхвостым амфибиям
    еще принадлежат жабы, квакши, древолазы,
    жерлянки, чесночницы, но они настолько внешне
    похожи, что в народе их всех обычно называют либо
    жабами (если не нравятся), либо лягушками (если
    нравятся). Лягушки очень хорошо освоили нашу
    планету, заселив ее почти до полярных границ
    континентов. Их можно встретить и в лесах и
    болотах, и в глубине пустынь, если там есть хотя
    бы крохотный источник воды. Лягушки живут и в
    диких, еще неосвоенных человеком районах
    планеты, и в крупных городах. Они живут и на
    деревьях, и в земле, были случаи, когда на
    двухметровой глубине в твердой глине находили
    живых лягушек.

    3. Разнообразие мест обитания лягушек
    отразилось и на их видовом разнообразии. Они
    могут быть и маленькими, не больше одного
    сантиметра в длину, и гигантскими — до 33
    сантиметров и весом в 3,5 кг. Лягушки своеобразные
    чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности
    некоторые из них совершают трехметровые прыжки.
    Лягушки не только плавают и скачут, они могут
    летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки,
    паря как белки-летяги, легко покрывают
    расстояние в 10-12 метров. Выйдя из воды, лягушки
    сохранили потребность во влажной коже. В отличие
    от многих других существ, населяющих планету,
    тело бесхвостых амфибий покрыто голой, ничем не
    защищенной, влажной кожей, что является
    прекрасной почвой для развития всевозможных
    микроорганизмов. Для того чтобы этого не
    произошло, лягушечья кожа выделяет
    бактерицидные вещества. Это объясняет, почему
    лягушку бросали в молоко, чтобы последнее не
    скисло. Но природа не останавливается на
    достигнутом на полпути, и у некоторых лягушек
    кожа выделяет такой яд, что мало не покажется.
    Кстати, самыми ядовитыми существами на свете
    являются не змеи, а лягушки.

    XI. Творческая работа “Проба пера”.

    Рабочая тетрадь № 1 (стр. 62. Задание № 4).

    X. Итог урока.

    Работа с пословицами. (Слайд 10)

    Какие пословицы подходят к сказке?

    Хвастовство само себя накажет.

    Кто хвалится, тот с горы свалится.

    Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.

    В чем же смысл сказки Гаршина? (Нельзя
    хвастаться)

    XI. Рефлексия.

    Чему научила вас эта сказка?

    Какой совет вы бы дали всем?

    XII. Оценки.

    XIII. Домашнее задание (по выбору). (Слайд 11)

    • разделить сказку на части и озаглавить;
    • краткий пересказ сказки;
    • придумайте другую концовку сказки.

    Презентация к урокуВ.Гаршин «Лягушка-путешественница»
    2

    Прозвенел уже звонок
    Начинается урок
    Будем мы сейчас трудиться
    Новым знаниям учиться.

    3

    Речевая разминка За день лягушка очень устала,
    Лягушка постельку себе застлала.
    Постель у лягушки из камышинок,
    А одеяло – из листьев кувшинок.
    Болотная кочка – лягушке под ушко.
    Из мягкого мха – моховая подушка. -Прочитайте сначала медленно, потом быстро

    4

    Что за странная зверушка
    По дорожке скачет?
    И не мягкая игрушка,
    И не круглый мячик.
    У неё одни слова:
    Знает только “ Ква, ква, ква”…
    Отгадайте загадку.

    5

    В.М.Гаршин Сказка про храброго зайца»
    Д.Н.Мамин-Сибиряк Мороз Иванович
    Ф.М.Одоевский Лягушка-путешественница
    Посмотрите, исправьте, чтобы было правильно

    6

    Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.г.)
    Всеволод Михайлович написал “Лягушку-путешественницу, когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. Болезнь не позволила больше писать. И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие

    78

    Путешественник- это тот, кто хочет увидеть мир, почувствовать вкус другой жизни, возможно, познакомиться с новой культурой, или поучиться у мудрой старины. Ему недостаточно пыльных книг, а хочется всё попробовать своими руками. И это желание становится таким сильным, что срывает человека с места и отправляет его в путь.

    9

    Словарная работа
    Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их Скирды (хлеб в скирдах) — стога сена.
    Цеп (стук цепов) — ручное орудие для молотьбы.
    Верста- Старинная русская мера равная 1 км.6 м.
    Паяц (бумажный паяц) – старинное название клоуна.

    10

    Закричала очень громко
    Полетела вверх ногами
    самообладание
    Фразеологические обороты:

    Присутствие духа
    Полетела вверх тормашками
    Закричала во всё горло

    11

    Физкультминутка На болоте две лягушки, две зелёные подружки,Рано утром умывались, полотенцем растирались.
    Ножками топали, глазками хлопали.
    Вправо, влево наклонялись
    И обратно возвращались.
    Вот друзья в чём наш секрет,Всем ребятам: «Физкульт-привет!

    12

    Рефлексия — Чему нас научила сказка? — Какой совет вы бы дали всем?
    — Понравился вам сегодня урок?
    — Что больше всего запомнилось?
    — Изменилось ли ваше настроение к концу урока.
    — Оцените свою работу на уроке.

    13

    Домашнее задание (по выбору) -Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть.
    — Краткий пересказ сказки
    — Придумать другую концовку сказки.
    — Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.
    -Нарисовать иллюстрацию к сказке.

    14

    Лягушка- http://sashka.inf.ua/pl/pl9a.jpg
    Лягушка- http://playcast.ru/uploads/2008/05/28/587067.jpg
    Портрет писателя- http://www.donbass-info.com/images/stories/monument/artemovskiy_region/garshin_v_m_02.jpg
    Обложка книги- http://otvet.imgsmail.ru/download/7cc51fb5127e14da70bf82636fe569d4_i-2352.jpg
    Лягушка-путешественница-http://img.runcitytest.org/storage/6486.jpg
    Интернет- ресурсы:

    Жила-была на свете лягушка-квакушка. Сидела она в болоте, ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. И весь век она прожила бы благополучно — конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Но случилось одно происшествие.

    Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

    «Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! — думала она. — Какое это наслаждение — жить на свете!»

    Дождик моросил по её пёстренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала, но, к счастью, вспомнила, что была уже осень и что осенью лягушки не квакают, — на это есть весна, — и что, заквакав, она может уронить своё лягушечье достоинство. Поэтому она промолчала и продолжала нежиться.

    Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью — раздаётся в воздухе, когда летит высоко над вами стадо таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, спустились и сели как раз в то самое болото, где жила лягушка.

    — Кря, кря! — сказала одна из них, — Лететь ещё далеко; надо покушать.

    И лягушка сейчас же спряталась. Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и толстую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, она нырнула под корягу. Однако, подумав, она решилась высунуть из воды свою лупоглазую голову: ей было очень интересно узнать, куда летят утки.

    — Кря, кря! — сказала другая утка, — уже холодно становится! Скорей на юг! Скорей на юг!

    И все утки стали громко крякать в знак одобрения.

    — Госпожи утки! — осмелилась сказать лягушка, — что такое юг, на который вы летите? Прошу извинения за беспокойство.

    И утки окружили лягушку. Сначала у них явилось желание съесть её, но каждая из них подумала, что лягушка слишком велика и не пролезет в горло. Тогда все они начали кричать, хлопая крыльями:

    — Хорошо на юге! Теперь там тепло! Там есть такие славные тёплые болота! Какие там червяки! Хорошо на юге!

    Они так кричали, что почти оглушили лягушку. Едва-едва она убедила их замолчать и попросила одну из них, которая казалась ей толще и умнее всех, объяснить ей, что такое юг. И когда та рассказала ей о юге, то лягушка пришла в восторг, но в конце всё-таки спросила, потому что была осторожна:

    — А много ли там мошек и комаров?

    — О! целые тучи! — отвечала утка.

    — Ква! — сказала лягушка и тут же обернулась посмотреть, нет ли здесь подруг, которые могли бы услышать её и осудить за кваканье осенью. Она уж никак не могла удержаться, чтобы не квакнуть хоть разик.

    — Возьмите меня с собой!

    — Это мне удивительно! — воскликнула утка. — Как мы тебя возьмём? У тебя нет крыльев.

    — Когда вы летите? — спросила лягушка.

    — Скоро, скоро! — закричали все утки. — Кря, кря! кря! кря! Тут холодно! На юг! На юг!

    — Позвольте мне подумать только пять минут, — сказала лягушка, — я сейчас вернусь, я наверно придумаю что-нибудь хорошее.

    И она шлёпнулась с сучка, на который было снова влезла, в воду, нырнула в тину и совершенно зарылась в ней, чтобы посторонние предметы не мешали ей размышлять. Пять минут прошло, утки совсем было собрались лететь, как вдруг из воды, около сучка, на котором она сидела, показалась её морда, и выражение этой морды было самое сияющее, на какое только способна лягушка.

    — Я придумала! Я нашла! — сказала она. — Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь, а я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

    Хотя молчать и тащить хоть бы и лёгкую лягушку три тысячи вёрст не бог знает какое удовольствие, но её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её. Решили переменяться каждые два часа, и так как уток было, как говорится в загадке, столько, да ещё столько, да полстолько, да четверть столька, а лягушка была одна, то нести её приходилось не особенно часто. Нашли хороший, прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось на воздух. У лягушки захватило дух от страшной высоты, на которую её подняли; кроме того, утки летели неровно и дёргали прутик; бедная квакушка болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей мочи стискивала свои челюсти, чтобы не оторваться и не шлёпнуться на землю. Однако она скоро привыкла к своему положению и даже начала осматриваться. Под нею быстро проносились поля, луга, реки и горы, которые ей, впрочем, было очень трудно рассматривать, потому что, вися на прутике, она смотрела назад и немного вверх, но кое-что всё-таки видела и радовалась и гордилась.

    «Вот как я превосходно придумала», — думала она про себя.

    А утки летели вслед за нёсшей её передней парой, кричали и хвалили её.

    — Удивительно умная голова наша лягушка, — говорили они, — даже между утками мало таких найдётся.

    Она едва удержалась, чтобы не поблагодарить их, но вспомнив, что, открыв рот, она свалится со страшной высоты, ещё крепче стиснула челюсти и решилась терпеть. Она болталась таким образом целый день: нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик; это было очень страшно: не раз лягушка чуть было не квакала от страха, но нужно было иметь присутствие духа, и она его имела. Вечером вся компания остановилась в каком-то болоте; с зарёю утки с лягушкой снова пустились в путь, но на этот раз путешественница, чтобы лучше видеть, что делается на пути, прицепилась спинкой и головой вперёд, а брюшком назад. Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах; оттуда доносился людской говор и стук цепов, которыми молотили рожь. Люди смотрели на стаю уток и, замечая в ней что-то странное, показывали на неё руками. И лягушке ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что об ней говорят. На следующем отдыхе она сказала:

    — Нельзя ли нам лететь не так высоко? У меня от высоты кружится голова, и я боюсь свалиться, если мне вдруг сделается дурно.

    И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса:

    — Смотрите, смотрите! — кричали дети в одной деревне, — утки лягушку несут!

    Лягушка услышала это, и у неё прыгало сердце.

    — Смотрите, смотрите! — кричали в другой деревне взрослые, — вот чудо-то!

    «Знают ли они, что это придумала я, а не утки?» — подумала квакушка.

    — Смотрите, смотрите! — кричали в третьей деревне. — Экое чудо! И кто это придумал такую хитрую штуку?

    Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи:

    — Это я! Я!

    И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.

    Она скоро вынырнула из воды и тотчас же опять сгоряча закричала во всё горло:

    — Это я! Это я придумала!

    Но вокруг неё никого не было. Испуганные неожиданным плеском, местные лягушки все попрятались в воду. Когда они начали показываться из неё, то с удивлением смотрели на новую.

    И она рассказала им чудную историю о том, как она думала всю жизнь и наконец изобрела новый, необыкновенный способ путешествия на утках; как у неё были свои собственные утки, которые носили её, куда ей было угодно; как она побывала на прекрасном юге, где так хорошо, где такие прекрасные тёплые болота и так много мошек и всяких других съедобных насекомых.

    — Я заехала к вам посмотреть, как вы живёте, — сказала она. — Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки, которых я отпустила.

    Но утки уж никогда не вернулись. Они думали, что квакушка разбилась о землю, и очень жалели её.

    Сюжет

    В одном болоте жила самая обычная лягушка. С приходом осени зачастили дожди. Лягушка радовалась им, но не квакала, потому что квакать осенью не солидно. Как-то раз на болото села передохнуть стая уток, и лягушка решила поболтать с ними. Узнав, что утки держат путь на юг, она принялась расспрашивать их о юге.

    Утки стали красочно рассказывать о теплых странах, где всегда светило солнышко и было много корма. Лягушке представила себе это чудесное место, и ей так сильно захотелось побывать на юге, что она решила отыскать какой-то способ сделать это. Лягушка была очень сообразительной, и попросила уток перенести ее на юг при помощи прутика. Добрые утки согласились на это необычное предложение. Лягушка схватилась за прутик и утки, взяв его в клювы с обеих сторон, взмыли ввысь.

    Поначалу лягушка приноравливалась к полету, затем она догадалась перевернуться, и так ей стало лучше видно все вокруг. Спустя время лягушка попросила уток лететь чуть пониже, чтобы можно было слышать, о чем говорят на земле. Люди, видя пролетающих уток с лягушкой, очень удивлялись. Не выдержав, лягушка закричала, что это она все придумала – ей хотелось, чтобы все знали, какая она умна и находчивая. С этим криком лягушка упала в небольшой пруд. Она рассказывала местным лягушкам о своем необыкновенном путешествии и о том, что утки непременно вернутся за ней весной, но утки так не прилетели.

    Разбор действия сказки

    Когда на ум приходит какая-то мысль, она может быть оригинальной и странной, обязательно требуется принять её во внимание. Идея, претворённая в жизнь, может оказаться очень полезной. Так и лягушка изобрела довольно необычный способ передвижения, а добрые утки её поддержали. Идея получилась эффективной и сработала.

    Сюжетная линия произведения

    Жила-была в тихой болотной местности обыкновенная лягушка. Наступила осенняя пора, всё чаще стал накапывать дождь. Лягушке нравились эти прохладные дни. Она перестала квакать, потому что в такое время года не подобает себя вести подобным образом.

    Однажды у болота остановились для длительного отдыха перелётные утки. Лягушка начала с ними беседу. Из разговора стало известно, что птицы направляются на юга. Она с нетерпением и любопытством начала задавать вопросы о южных краях.

    Утки во всех красках описали солнце и тепло чужих далёких стран. Там всегда множество еды, там не бывает пасмурной погоды. Лягушка в своём воображении представила эти волшебные края.

    Ей нестерпимо захотелось оказаться в тех чудесных местах. Она приняла решение во что бы то ни стало найти метод туда добраться. Болотная жительница была наделена острым умом и хитростью. Попросила добрых птиц перевезти её в далёкие тёплые края с помощью небольшого прутика.

    Стая пернатых весьма удивились, но поддержали зелёную лягушку в её странной задумке. Лягушка крепко вцепилась за прутик, птицы своими клювами подняли квакушку высоко над землёй.

    В первое время болотная жительница привыкала к полёту под облаками, после ей на ум пришло поменять положение тела. Так путешественнице открылся прекрасный вид на красоту вокруг. Затем лягушка пожелала, чтоб полёт был ближе к земле, ей хотелось краем уха слышать разговоры тех, кто внизу.

    Многие люди замечали стаю перелётных птиц с дополнительным багажом в лице лягушки. Разумеется, они весьма удивлялись. Не вытерпев своего вынужденного молчания, путешественница громко воскликнула, что такое передвижение по воздуху было её личной идеей.

    Болотной жительнице очень хотелось, чтобы окружающие узнали о её находчивости. С этим воплем лягушка свалилась в небольшой водоём. В дальнейшем она рассказывала своим новым подружкам-жабам об исключительном путешествии. Героиня была убеждена, что перелётные птицы обязательно потом прибудут за ней. Весной она их ждала, но стая так и не вернулась.

    Описание основных героев

    Болотная жительница любознательна, ей интересно всё вокруг. Она весьма сообразительна. Побеседовав с птицами, лягушка загорелась желанием отправиться в тёплые страны. Но как же это осуществить, ведь жабы никогда не летали.

    Здесь можно добавить, что героиня была храброй и мужественной, потому что не каждый пойдёт на безвременное расставание с родным домом для претворения в жизнь идеи, которая ещё никем и никогда не воплощалась.

    Характеристика лягушки-путешественницы:

    1. Любопытная — интересны новые знания.
    2. Изобретательная — выдумщица, обладает находчивостью и смекалкой.
    3. Храбрая — не подпадает под влияние чувства страха, не видит угрозы в опасном.
    4. Хвастливая — любит, чтобы её достоинствами (нередко мнимыми) восторгались окружающие.

    Всё прошло замечательно. Но у лягушки напрочь отсутствует терпение. Героиня потеряла благоразумие и прокричала во всеуслышание о своих успехах.

    Главные действующие лица:

    • Лягушка — умная, смекалистая, изобрела действенный способ перемещения.
    • Стая уток — всегда готовые помочь добрые птицы.

    Основная идея — хвастовство и гордыня к добру не приведут. Сказка преподносит урок о благоразумии и скромности. Необходимо уметь найти в себе силы для решения трудных вопросов. Следует быть твёрдым на пути к своей мечте.

    Отзыв

    Если в голову приходит какая-то идея, пусть даже необычная, обязательно стоит попробовать воплотить ее в жизнь. Это сделала лягушка, но, к сожалению, она так и не осуществила свой замысел до конца.

    Рисунок-иллюстрация к сказке Лягушка-путешественница.

    Краткий пересказ

    Повествование начинается на болоте, в котором проживает обыкновенная лягушка, она же главная героиня сказки. Осенью зарядили дожди, но обитательница водоема сидела молча, так как порядочные жабы в это время не квакают. Однажды рядом с ней появились утки, они решили передохнуть во время перелета, лягушка завела с ними беседу. Она узнала, что стая держит путь на юг, та стала интересоваться, что это за место.

    Птицы начали расхваливать и красочно описывать жаркие страны, в которых постоянно светит солнышко, растет много зелени и всегда много корма. Жабе очень понравилась эта благодатная земля, поэтому она стала искать способы добраться туда. Лягушка отличалась сообразительностью, поэтому она попросила уток перенести ее с помощью прутика.

    Птицы должны были обхватить веточку клювом с двух сторон, а она взять прутик в рот, так и поступили. Вскоре утки взмыли в небо.

    Во время полета жаба попросила спуститься пониже, так как она хотела слышать, что говорят внизу. Увидев, как люди смотрят на необычную картинку и удивляются, решила рассказать им, что это она придумала.

    Жаба желала, чтобы они знали, какая она умная, сообразительная и находчивая. С первым криком «Это я!» прутик выпал изо рта хвастливой героини, и она полетела вниз.

    Лягушке повезло, она упала в пруд, ее сразу окружили сородичи, которые с большим вниманием и удовольствием слушали ее рассказ об увлекательном путешествии. Она была уверена, что утки обязательно вернуться за ней весной, но птицы так и не прилетели. Это краткое содержание «Лягушки-путешественницы» для читательского дневника.

    О чем сказка «Лягушка-путешественница»?

    Гаршин «Лягушка-путешественница» читательский дневник, основные записи:

    • Главная мысль: Хвастовство – не самое лучшее качество, которое никогда не доводит до добра.
    • Чему учит: Сказка учит скромности, выдержке, и одновременно умению находить выход в любой ситуации, настойчиво идти к своей цели.
    • Вывод: Если в голову приходит какая-то идея, пусть даже необычная, обязательно стоит попробовать воплотить ее в жизнь. Это сделала лягушка, но, к сожалению, она так и не осуществила свой замысел до конца.

    Еще одна сказка «Царевна-Лягушка» – популярная русская народная сказка, в которой есть место любви, предательству, человеческой зависти и самым удивительным волшебным превращениям. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Царевна-Лягушка» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 5 классе.

    Краткое содержание Лягушка путешественница — Гаршин

    В уютном болотце жила большая лягушка, ей вдоволь хватало комаров и мошек, но однажды осенью пролетавшие на юг утки решили отдохнуть и поесть на долгом пути и опустились вниз. Послушав их разговоры и решив, что на юге теплее, болота приятнее и комаров больше, лягушка решила попросить уток взять ее с собой на юг. Утки согласились, но не знали, как им нести лягушку с собой… тогда изобретательная путешественница придумала, что две утки могут взять прутик концами клювов, а она зацепится посередине ртом, то, поочередно меняясь, стая уток сможет долететь с ней до теплых мест. Утки согласились на этот способ, выказав восхищение умом лягушки.

    Итак, подходящий по крепости прутик был найден, лягушка схватилась за него ртом, утки подцепили клювам – и вот наша путешественница уже в воздухе…

    Поначалу она летела мордою вперед, но ей так было неудобно – воздух на высоте был слишком резок. На первом же привале путешественница сменила положение и продолжала путь спиной к ветру, а также попросила уток снизить высоту полета, чтобы ее могли увидеть с земли люди. Лягушка была полна гордости за себя и за придуманные ею способ путешествия. Поначалу ее не замечали, но вот то там, то тут в разных деревнях стали раздаваться удивленные возгласы, люди спрашивали друг у друга: кто мог додуматься до такой хитрой штуки?

    После пролета на третьей по счету деревней лягушка не выдержала, открыла рот и проквакала: Я! Это я! И, конечно же, ей больше не за что было держаться, и она шлепнулась прямиком в какое-то болотце…

    Вокруг нее сразу же собрались местные лягушки и путешественница с большим апломбом заявила им, что она-де придумала оригинальный способ путешествовать на утках и летала на юг, а на обратном пути решила отпустить уток до следующей весны и посмотреть, как живут жабы в этом болотце.

    Но утки все не возвращались — они ведь думали, что путешественница ударилась об землю и разбилась и жалели ее.

    Отзывы читателей

    Милая, умная и находчивая лягушка. Ее замечательная идея добраться до юга действительно заслуживает минуты славы. Но ее подвело желание похвастаться, она хотела, чтобы все знали о том, что это именно она придумала столь необычный план. На ее примере можно сделать вывод, что не стоит гнаться за похвалой и признанием, а лучше порой промолчать. Если бы к этому совету прислушалась главная героиня, то она бы непременно увидела юг.

    Варвара Сальникова, г. Екатеринбург

    Очень понравилась сказка, так как в ней есть смысл. Идея главной героини действительно была стоящей, несмотря на то, что она так и не добралась до теплых краев. Но в этом она виновата сама, точнее, ее желание рассказать всем о своей великолепной задумке. В любом случае у лягушки есть повод гордиться — она смогла полетать.

    Георгий Ведяшкин, г. Воронеж

    Веселая и поучительная история, с доброй, но хвастливой героиней. С удовольствием прочитали книжку с дочкой, прекрасный сюжет, актуальная тема. Порадовали также иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница». Рисунки на каждой странице, все они очень яркие, интересные. Рекомендую прочитать всем.
    Антонина Моисеева, г. Новосибирск

    Популярные сегодня пересказы

    • Миф о Сизифе: эссе об абсурде — краткое содержание Камю
      Разумности в мире нет, вера потеряла всякую актуальность, а надежда лишена всяких перспектив на будущее. Таковы основные постулаты, предлагаемые нашему вниманию автором эссе об абсурде
    • Камю
      Французский писатель родился 7 ноября 1913 году в Алжире. Альбер потерял отца в раннем возрасте. Льюсь Камю, отец Альбера, получил ранение в 1914 году в битве на Марне из-за чего и умер. Все детство семья писателя прожила в нищете
    • Исаак Левитан — краткое содержание рассказа Паустовского
      Левитан был учеником Саврасова, бедным еврейским мальчиком. Саврасов много пил, у него дрожали руки, он говорил, что у русской природы нет своего певца, выразителя, говорил о европейских художниках
    • Филумена Мартурано — краткое содержание пьесы Филиппо
      История начинается в Неаполе в доме зажиточного, статного и властолюбивого человека 52 лет от роду по имени Доменико Сореано и женщины по имени Филумена 75 лет

    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • План рассказа морозко 3 класс
  • План рассказа два брата 4 класс
  • План по сказке пушкина сказка о царе салтане
  • План рассказа весенний праздник кубановедение 5 класс
  • План по литературному чтению 4 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях