План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

Мотивационный постановка учебной задачиосновной периодзакрепление знаний и способов действий.физминутка контроль и самопроверкаподведение итога занятиярефлексия домашнее задание5 мин10 мин2 мин 8

Мотивационный

Постановка Учебной задачи

Основной период

закрепление знаний и способов действий.

Физминутка

Контроль и самопроверка

Подведение итога занятия

Рефлексия

Домашнее задание

5 мин

10 мин

2 мин

8 мин

5 мин

6мин

5 мин

2 мин

1 мин

Ребята, на доске записан ребус:

                ч=к м=в

кулич + Омск + АЯ + битва

— Что зашифровано в этом ребусе?                           — (Куликовская битва).

— Это тема нашего урока.

— Давайте подумаем, что мы должны сегодня узнать?

— Какие цели поставим? (когда произошла битва, планы сторон, каков итог урока,  значение и последствия для страны).

— Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?

Мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – стремление к объединению русских земель.

Какое княжество стоит во главе этого процесса? – (Московское).

Во многом возвышение Москвы зависело от великого князя. Большую роль в возвышении Москвы сыграл князь Дмитрий Иванович.

-При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами.   Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из-за сушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.

-Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал платить   дань .

Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя?

-Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.

-Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

-Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

  Ребята, посмотрите на стр.70 учебника рисунок «Вооружение русского воина»

— Задание: рассмотреть рисунок и составить небольшой рассказ.

( выбор опорных слов: доспехи, кольчуга, шлем с забралом, кольчужная сетка, панцирь, меч, копье, боевые топоры, ножи, булава).

— Какими качествами должны были обладать русские воины?

— На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

-Ребята, подумайте, почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка церкви?

-Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон.

Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи.

Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулсябольшой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.

Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мериться с Русью силами в больших сражениях.

—  К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему?   (Погибло много воинов.)

— Ребята,  прочитайте  текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника.

— Найдите  на карте место Куликовской битвы. 

Расскажите  по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.

– Что нового узнали на уроке?

– Кто запомнил, когда произошла Куликовская битва?

– О чём заставил задуматься этот урок?

— Оцените свою работу на уроке. Кто сегодня гордится собой?

— У кого сегодня получилось то, что не получалось раньше?

— Кто был самым активным, самым любознательным?

— Ребята, найдите  сведения о Дмитрии Донском и  подготовьте сообщение.

Озвучивает тему и цель и урока.

Задает детям вопросы.

Задает вопросы.

Рассказывает о истории России.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы

Слушают легенду.

Задает вопросы.

Знакомит детей с картой.

Акцентирует внимание на конечных результатах урока

Задает домашнее задание

Отгадывают кроссворд

Формулируют  тему и цель урока.

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос.

Слушают  рассказ учителя

Слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Записывают домашнее задание

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П:узнавание  новой темы при взаимодействии с детьми.

Извлечение необходимой информации из текста (П).

К: уметь обмениваться мнениями; слушать  другого – ученика;

Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

П: Умение сравнивать, высказывать своё мнение.

К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

П: умение делать выводы

Осознание и произвольное построение речевых высказываний (П

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



8



0

Куликовская битва происходила между русскими воинами, которые пришли на место боя, Куликово поле, из Москвы, и войском хана Мамая. Куликово поле находилось на берегу реки Дона, а так же притока Непрядвы.

Приведу пример плана:

hvoRnPGiQzDRFZc8ihigejQdnzYqvt.png

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

План Куликовский битвы можно составить довольно просто. Приведу пример плана.

  • Русь до Куликовской битвы.
  • Князь Дмитрий Иванович.
  • Сражение на Куликовом поле.
  • Наступление Тахтамыша.
  • Результаты сражения.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



5



0

Начать рассказ, я думаю, надо с краткого объяснения — по каким причинам произошла битва, что стало предпосылками для ее возникновения.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

<hr />

Далее необходимо описать участников битвы, место ее проведения и расположение войск.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

<hr />

Затем должно быть описание основных моментов битвы.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

<hr />

Обязательно надо рассказать об итогах сражения

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

<hr />

В конце рассказа следует упомянуть о значении Куликовской битвы в истории Руси.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

<hr />

Соответственно, план рассказа о Куликовской битве будет выглядеть следующим образом:

  1. Причины возникновения конфликта, приведшие к битве.
  2. Дата и место проведения Куликовской битвы.
  3. Участники битвы и их войска.
  4. Ход битвы.
  5. Итоги битвы.
  6. Значение Куликовской битвы в истории.

<hr />

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



5



0

Составим план Куликовской битвы по которому можно будет составить рассказ либо написать сочинение.

  1. Причины по которым началась Куликовская битва.
  2. В каком году произошла Куликовская битва?
  3. Участники Куликовской битвы (в этом пункте нужно указать, что битва шла между русским войском и Золотой Ордой).
  4. Как происходила битва?
  5. Какая стратегия была у каждого войска?
  6. Исход битвы.

Как мы знаем в этой битве поражение потерпело войско Золотой Орды, хотя изначально шансов на победу у них было больше, чем у русского войско. Однако, отвага, смекалка и храбрость Дмитрия Донского обеспечила русскому войску такую желанную победу.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



5



0

План для рассказа о Куликовской битвы составить несложно, я могу предложить такой план:

  1. Предыстория. Причины и предпосылки Куликовской битвы.
  2. Участники битвы. Соотношение и развертывание сил.
  3. Ход битвы. Дата битвы. Поединок между татарином Челубея и Александром Пересветом.
  4. Исход битвы, основные результаты.
  5. Значение Куликовской битвы, основные выводы.

Когда будете по этому плану писать рассказ о битве, особое внимание стоит уделить значению этой битвы.

На проекте Большой вопрос есть вопрос о том, как можно написать рассказ «Куликовская битва». Есть вопрос о том, как написать рассказ о Куликовской битвы от имени русского воина.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



3



0

Важное для России событие — Куликовская битва, состоялось на Куликовом поле ( территория Тульской области ) 8 сентября 1830 года.

Битва проходила между русским войском, возлавляемым московским князем Дмитрием Донским, и войском Золотой Орды под предводительством монгольского хана Мамая. Поводом стал отказ князя от выплаты дани.

Русское войско состояло в основном из воинов Владимирского и Смоленского княжеств, примерная численность составляла около десяти тысяч человек. Войско Мамая было более многочисленным, в нем было много наемников, в том числе с литовских, русских и осетинских земель.

Сражение развернулось возле устья Дона и Непрявды.

Дмитрий Донской расположил свои силы таким образом:

За передовым отрядом шла пехота, а по краям ( левому и правому ) были выставлены конные полки. Решающую роль в исходе кровопролитного сраженя сыграл засадный полк, спрятанный в лесу. Когда победы казалось бы была на стороне ордынцев, полк появился из леса и обеспечил викторию

войску Дмитрия Донского.

Сражение на Куликовом поле нельзя назвать решающим, татаро-монгольское иго просуществовало после нее еще много лет. Но эта битва показала, что Золотая Орда все же уязвима и ее можно победить.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



2



0

План рассказа о Куликовской битве:

  1. Причины и предпосылки, в результате которых произошла Куликовская битва.
  2. Участники битвы (состав участников, вооружение, полководцы).
  3. Расположение противоборствующих войск (преимущества, недостатки).
  4. Ход битвы и её итог.
  5. Значение Куликовской битвы.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



2



0

Куликовская битва состоялась в 1380 году между русским войском под предводительством князя Дмитрия и татаро-монгольским под предводительством Мамая.

Место битвы расположилось между рекой Дон и притоком реки Непрядвы.

Расстановку сил и ход боя можно посмотреть на схеме.

План боя можно составить, основываясь на исторические события того времени.

  1. Причина возникновения противостояния русского войска и татаро-монгольского.
  2. Время и место проведения боя.
  3. Расположение русского войска, передовые части, резерв в дубовой роще.
  4. Расположение войска хана Мамая.
  5. Первое наступление.
  6. В бой вступает резерв войска Дмитрия.
  7. Войско Мамая отступает.
  8. Героизм русских солдат.
  9. Значение Куликовской битвы.

    План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе



1



0

Предлагаю два плана: первый более узкий, не предполагающий развернутых ответов, второй более широкий.

Итак, первый план.

  1. Где и когда происходила Куликовская битва.
  2. Кто принимал участие в битве.
  3. Причина разногласий русских и татаро-монголов.
  4. Ход битвы.
  5. Чем закончилось сражение.

Второй план.

1) Как жила Русь до Куликовской битвы, предпосылки сражения.

2) План, расположение войск.

3) Ход битвы.

4) Поединок Челубея и Пересвета.

5) Исход битвы и ее значение для Руси.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

Арктика это полярная и ледяная часть нашей планеты, в которую входят:

29kGNLm6BZbgTngFe1ni3hN9pEQyy1.png

Большая часть этой территории постоянно покрыта огромным и толстым слоем льда и снега, такая мрачная и холодная пустыня.

Но на самом деле это не так в Арктике очень разный климат, он может существенно отличатся:

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

Если говорить о флоре и фауне, то в таком климате на этой территории , практически нет деревьев, а прорастают в основном злаки, осока, лишайник, карликовые ивы и березы.

Животный мир представлен довольно широко и разнообразно:

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

Но главная проблема Арктики в ее хрупкости, если что-то в арктической экосистеме будет разрушено, то исправить будет практически не возможно, охрана данной территории должна быть основным приоритетом.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

О животных, занесенных в Красную книгу, можно прочесть 1.здесь, 2. здесь и 3. здесь.

На первом ресурсе сообщается о флоридской пуме, мануле, красном волке. Подробно описано о местах обитания этих редких животных, внешнем виде, особенностях питания и добыче пищи. Названы причины исчезновения этих видов животных.

По второй ссылке вы пройдете на экологический портал. Здесь много интересной информации о редких животных нашей страны, занесенных в Красную книгу и находящихся под защитой государства. Материал настолько интересен, что читается, как приключение в животный мир гор, лесов, тайги, тундры, степей и морских просторов.

На третьем сайте рассказывается о других животных из Красной книги. Сайт не менее интересный и захватывающий.

Здесь вы можете прочесть сообщение о росомахе. Интересном хищном животном, обитающем в нашей стране и в других регионах мира.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

Доклад сообщение о Бельгии для 3 класса можно оставить так:

Бельгия — это европейская стана, что расположилась на северо-западе. Ее столица — Брюссель. Правильнее называть эту страну — Королевство Бельгия.

Это довольно дождливая страна с мягкой зимой и летом. Небо часто затянуто облаками, а снег иногда и вовсе не выпадает в зимние месяцы.

Вот еще информация об этой стране:

Сообщение о Бельгии

Несмотря на то, что Бельгия действительно у многих ассоциируется с шоколадом, эта страна славиться еще текстилем и металлопродукцией. В этой стране находится крупнейшие центра по торговле алмазами.

Примечательно, что более 95% населения страны — это городские жители. Здесь очень любят велоспорт и футбол, в этой стране проводятся крупные мировые соревнования по велоспорту.

Бельгия славится свой фламандской живописью. В свое время именно в этой стране создавал свои шедевры Рубенс.

WdjkQEbnFUEAdX7ZIary3NRpiUNfhlD.png

Сообщение о Бельгии 3 класс

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

  1. Река Колорадо протекает по западной части Северной Америки.
  2. Колорадо берет начало в Скалистых горах, на высоте более 3000 метров. Впадает в Калифорнийский залив Тихого океана.
  3. Река сначала течет в юго-западном направлении, затем — в южном.
  4. Поскольку Колорадо протекает по гористой местности, с характкрными для Скалистых гор ландшафтами, река известна глубокими каньонами. Также горы определяют извилистость реки.
  5. Питание реки в осном снежное, за счет таяния снегов в горах. Также дополняют питание реки дожди и подземные воды.
  6. Воды реки используются для нужд населения, промышленности и сельского хозяйства. Воды настолько усиленно используются человеком, что даже не доходят до истока, расходуясь. Наиболее полноволна река весной и в начале лета, когда тают снега в горах.

План рассказа куликовская битва 4 класс по литературе

На мой взгляд, план зависит от того, большой город или маленький, но если в среднем то, возможно, следующим образом:

  1. Название и как оно менялось, год появления сведений о городе.
  2. Расположение. В каком регионе страны. На какой реке. Население.
  3. История города, в том числе в истории страны.
  4. Экономика города. Основные предприятия и организации. Основные занятия населения.
  5. Достопримечательност­<wbr />и. Музеи. Стадионы.
  6. Театры, кино, рестораны, катки, бассейны, спортклубы и другие развлечения.
  7. Интересные здания, сооружения, парки, сады, надережные.
  8. Развлечения для детей и юношества: дома творчества, музыкальные школы, кружки, секции.

урока:

  • познакомить с Куликовской битвой;
  • формировать представление о подвигах
    защитников Руси;
  • развивать интерес к истории, любовь к Родине,
    умение рассуждать и анализировать

Оборудование: карта, иллюстрации, учебник,
рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения
Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами,
магнитофон

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей урока.

— Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее
путешествие по страницам истории нашего
Отечества. Познакомимся еще с одной из побед
русского народа. А для этого что вы должны делать
на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)

1) слушать;

2) думать;

3) узнавать;

4) сравнивать;

5) делать выводы.

III. Актуализация знаний. Слайд 3.

— Но прежде чем начинать новую тему, давайте
вспомним материал прошлого урока. Проверку
домашнего задания проведем с помощью заданий в
рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются
карточки с заданием, которые они выполняют
отдельно от класса и самостоятельно.)

— Откройте тетради на странице 22.

Выполним графический диктант. Если вы согласны
с высказыванием, пишите знак +,если не согласны,
то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?

1. При князе Иване Даниловиче Москва была
деревянной и в ней нередко случались пожары.

2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали
в Москве.

3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана
Даниловича было написано на бересте.

4. Изделия московских оружейников славились на
всю Русь.

5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой
Орды с богатыми дарами.

Задание на карточках. Впиши в клеточки слова
на букву “К”.

1.

2.

3.

1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

2. Имя византийского императора, по легенде
приславшего в подарок шапку Мономаха.

3. Укрепленный центр древнерусского города.

IV. Определение содержания, темы урока по
названию произведения.

— Ребята, а теперь мы переходим к основной теме
нашего урока и отправляемся в интереснейшее
путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед
русского народа.

— А когда может произойти победа, в чем? (Война,
битва, бой)

— Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам
подходит для урока? (На доске записаны навания
трех тем: “Такие разные праздники”,
“Куликовская битва”, “Славные символы Росии”)

— Куликовская битва. Слайд 4.

V. Работа над новой темой.

— Ребята, новую тему мне хочется начать с песни
о Куликовской битве.

Дети слушают песню.

Слайд 5. Дети читают статью на стр. 70 по частям и
озаглавливают их, записывая план в тетрадь.

Слайд 2.

Часть 1

Не раз поднимались русские люди против Золотой
Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя
Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде
открытый вызов — перестал платить ненавистную
дань. В ту пору в

Орде было неспокойно. Многочисленные соперники
вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из
наиболее сильных правителей оказался Мамай.
Он-то и решил наказать Русь за неповиновение.
Спор должен был решиться на поле боя.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим
эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал
платить дань)
Запишем это в тетрадь. Открыли
тетради, запишем число, тему и план.

— Как вы думаете, ребята, а какими качествами
обладал князь? Посмотрите на доске подсказки –
пословицы:

  • Лучше биться орлом, чем жить зайцем
  • Смелость города берет
  • Храбрец в день битвы познается

Ответы детей: смелость, храбрость, отвага…

Слайд 6.

Часть 2

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с
огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по
приказу великого князя Дмитрия Ивановича
помчались

гонцы в разные стороны Русской земли с призывом
собирать силы для отпора врагу. И потянулись к
Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто
никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и
горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди
молились о даровании победы, просили Бога о
защите Русской земли.

— Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим
эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем
название этой части в тетрадь.

— А зачем он это делает? Какая русская пословица
есть?( Один в поле не воин)

— А каком качестве князя это говорит? Посмотрим
пословицы:

  • Ум дороже золота
  • Разум силу победит
  • У умной головы сто рук

Ответы детей: ум, мудрость …

Слайд 7.

Часть 3

А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий
монастырь. По преданию, основатель Троицкого
монастыря Сергий благословил князя Дмитрия
Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он
отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.

— Как озаглавим эту часть? (Князь едет за
благославлением)

— О чем это говорит?

Пословицы на доске:

  • Не по нашему хотенью, по Божью изволенью
  • Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море
  • Человек так, а Бог инак
  • Человек предполагает, а Бог располагает

Ответы детей: вера в Бога…

Слайд 8.

Часть 4

В начале сентября русское войско вышло к Дону.
На Куликовом поле, расположенном между Доном и
его притоком – рекой Непрядвой,

8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Учитель показывает на карте это место.

Слайд 9.

Ранний утренний туман стлался над полем
будущей битвы, когда здесь выстроились русские
полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок
слегка колыхал знамена. Над главным полком
развевалось великокняжеское знамя с ликом
Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового
ратника стоял в общем строю.

— А какой черте характера это говорит?
Пословицы:

  • И тихая вода крутые берега берет

Ответы детей: Скромность…

Слайд 10.

Часть 5

Читает учитель

И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь
назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за
Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и
начальник, стану впереди и хочу положить свою
голову в пример другим. Честная смерть лучше
позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань,
чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад
возвращаться.”

— Как это характеризует князя? Пословицы:

  • Честь чести и на слово верит
  • Береги честь с молоду

Ответы детей. (Честность от слово честь
достоинство, хорошее качество, порядочность)

Слайд 11.

Часть 6

Перед началом битвы в единоборстве сразились
богатыри – татарский воин Челубей и русский воин
Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба
храбреца пали замертво.

Слайд 12.

И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были
удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался
наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых,
ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли
поднялись над полем брани и закрыли солнце.

Слайд 13.

Начали враги теснить русских воинов.

— А какой черте характера князя опять говорится?
Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя
не выделял)

Слайд 14.

Часть 7

И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по
врагу русская конница, находившаяся в засаде.
Растерялся неприятель и вскоре обратился в
бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих
полчищ.

Значение победы. Слайд 15.

— Ребята, прочитаем значение победы в
Куликовской битве.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о
ней и в других странах. Ликовали русские люди, но
и печалились. Славили воинов – победителей и
оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с
тех пор прозвали Донским.

Выросло значение Москвы и ее князя в глазах
русских людей.

Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа
на поле Куликовом дала народу веру в то, что
зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

VI. Физкультминутка под музыку.

Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

VII. Закрепление изученного.

— Теперь проверим насколько вы внимательно
слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем
кроссворд.

img1

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с
русским витязем

3. Приток Дона близ места Куликовской битвы

4. Прозвание князя- победителя в Куликовской
битве

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

9. Военачальник монголо-татар

10. Русский богатырь, противник Челубея

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю
основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря

5. Поле битвы 8 сентября 1380 года

6. Город, князь которого организовал отпор
ордынцам

8. Русский князь, стоявший во главе войска в
Куликовской битве

По горизонтали: По вертикали:
1. Челубей

3. Непрядва

4. Донской

7. Калита

9. Мамай

10.Пересвет

11. Ослябю

2. Сергий

5. Куликово

6. Москва

8. Дмитрий

— Молодцы! Хорошо усвоили материал.

VIII. Потомки помнят.

— Ребята, народ помнит своих героев. Много
памятников поставлено героям Куликовской битвы.

Слайд 16. Храм Сергия Радонежского,
увековечивший память героев Куликовской битвы.

Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте
Куликовской битвы.

Слайд 18. Куликово поле, монумент героям
Куликовской битвы.

Вывод

— Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем
эти события? И нужно ли помнить героев, которые
защищали нашу Родину? (Ответы детей)

— Правильно, ребята!

Слайд 19.

— Говорят, что нельзя считать культурным того
человека, который не знает истории своей Родины,
своего народа. Каждое поколение, как и каждый
человек, учится на своём собственном опыте, на
своих ошибках. И всё же история былых времён
должна учить всех нас. Знать прошлое – это
значит, во многом понять настоящее и уметь
предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны
изучать и знать историю своей страны.

IX. Работа в парах.

— А сейчас давайте запишем те хорошие качества,
которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские
воины тех времен. Работать будете в парах.

— Проверим вашу работу.

— Ребята, как вы думаете какими же качествами
обладали русские воины тех времен и сам князь
Дмитрий?

— Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой,
силой!

— Они любили свою Родину, свой русский народ и
готовы были отдать свои жизни за них!

X. Рефлексия.

— Ребята, а сейчас в наше время нужны эти
качества защитникам Отечества?

Дети отвечают.

— Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники
Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти
качества.

XI. Итог урока.

— Ребята, что же нового вы узнали на уроке?

Дети отвечают.

— Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу
над татарами на Куликовом поле.

XII. Домашнее задание.

Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.

Используемая литература.

1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник
“Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва
“Просвещение” 2009г., стр.70–72, тетрадь
“Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва
“Просвещение” 2012г., стр. 22–26

2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу
“Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва
“Вако” 2008г.,стр.287

3. Ресурсы Интернета

  1. Энциклопедия
  2. История
  3. Куликовская битва

Куликовская битва – это знаменитое сражение, которое состоялось в 1380 году. Битва состоялась на южной стороне, где находился берег речки Дона, а если быть точнее – то на Куликовом поле. Именно потому и называлась эта битва – Куликовская. Точная дата сражение – 8 сентября 1380 года. Сражение было совершено между двумя противниками, один из которых был татаро-монгольский завоеватель, хан Мамай, и другой – московский князь Дмитрий.

Сражение было жестоким, но обе стороны были сильны, так как у татаро-монгольского хана было очень большое войско, хотя и у князя было не мало смелых бойцов. Такая война пошла между этими двумя противниками не зря, ведь Орда раньше была самой главной силой над всеми русскими землями.

Но когда князья почувствовали собственную силу – они решили дать отпор этим татарам, которые нагло разоряли их земли. А потому князь Дмитрий окончательно разорвал отношения с монголо-татарами. И естественно, это разозлило нового противника. Для начала князь прошелся по землям Орды, и захватил несколько городов, которые принадлежали Орде. И орда оказалась не до конца подготовленной к битве, а именно потому завоевывать города оказалось достаточно легко.

4 класс

Предпосылки Куликовской битвы, кратко

Вместе с событиями, которые описаны выше, произошла смерть литовского короля Ольгерда. Его место занял Ягайло, который первым делом решил наладить отношения с мощной Ордой. В результате монголо-татары получили мощного союзника, а Россия оказалась зажатой между врагами: с востока татарами, с запада литовцами. Это никоим образом не поколебало решимость русских дать отпор врагу. Более того, было собрано войско, во главе которого встал Дмитрий Боброк-Валынцев. Он совершил поход на земли на Волге и захватил несколько городов,. Которые принадлежали Орде.

Следующие крупные события, которые создали предпосылки Куликовской битвы, произошли в 1378 году. Именно тогда по Руси прошел слух о том, что Орда направило крупной войско для того, чтобы покарать непокорных русских. Предыдущие уроки показывали, что монголо-татары выжигают все на своем пути, а значит, пускать их в плодородные земли нельзя. Великий князь Дмитрий собрал дружину и отправился навстречу врагу. Их встреча произошла недалеко от реки Вожи. Маневр русских имел фактор неожиданности. Никогда до этого дружина князя не опускалась так глубоко на юг страны для битвы с врагом. Но бой был неминуем. Татары оказались к нему неготовые. Русское войско достаточно легко одержало победу. Это еще больше вселило уверенность в том, что монголы обычные люди и с ними можно бороться.

Олег Рязанский и Литовский князь должны были воевать на стороне Мамая


На стороне Мамая, что возглавлял войска Орды, планировали выступить дружина князя Олега Рязанского и воины князя Ягайло, что был литовцем.

Но задумке не суждено было сбыться. Молниеносное наступление русских войск на позиции Мамая с последующим их разгромом не оставили им шанса. Всё, на что они были способны — напасть на отходящие повозки с ранеными и трофеями.

Подготовка к сражению – куликовская битва кратко

События у реки Вожи стали последней каплей. Мамай желал мести. Ему не давали покоя лавры Батыя и новый хан мечтал повторить его подвиг и пройтись огнем по всей Руси. Последние события показывали, что русские не так слабы, как раньше, а значит, монголам нужен союзник. Его нашли достаточно быстро. В роли союзников Мамая выступили:

  • Король литовский — Ягайло.
  • Князь рязанский – Олег.

Исторические документы указывают на то, что князь рязанский занимал противоречивую позицию, стараясь угадать победителя. Для этого он заключил союз с Ордой, но при этом регулярно сообщал в другие княжества информацию о передвижении монгольского войска. Сам Мамай собирал сильное войско, в которое вошли полки со всех земель, которые были подконтрольны Орде, в том числе и крымские татары.

Подготовка русских войск

Назревавшие события требовали от Великого князя решительных действий. Именно в этот момент надо было собрать сильное войско, которое сможет дать отпор врагу и покажет всему миру, что Русь не покорена окончательно. Около 30 городов выразили готовность предоставить свою дружину в объединенное войско. Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья:

  • Дмитрий Боброк-Волыниц
  • Владимир Серпуховский
  • Андрей Ольгердович
  • Дмитрий Ольгердович

Вместе с тем вся страна поднималась на борьбу. В дружину записывались буквально все, кто мог держать в руках меч. Ненависть к врагу стала тем фактором, который объединил разобщенные русские земли. Пусть только на время. Объединенное войско выдвинулось на Дон, где было решено дать отпор Мамаю.

Ослабление Золотой Орды

Краткое содержание «Куликовская битва»:

После покорения русских земель правители монголо-татарского государства – Золотой Орды – не сомневались, что обеспечили себе надежный доход. Отныне все русские князья обязаны были платить ордынским ханам большую дань – плату за спокойствие на своих землях.

Но со временем некогда могущественная и влиятельная Золотая Орда стала приходить в упадок. Внутри нее начали происходить разногласия, началась борьба за власть.

Во второй половине XIV века внушительная часть монголо-татарского государства оказалась в руках темника Мамая. В те времена темником назывался военачальник, который возглавлял тумен – войско численностью в 10 тысяч воинов. Мамай оказался сильным и волевым человеком, и ему беспрекословно подчинились.

Тем временем на Руси набирало силу Московское княжество. В течение двухсот лет русские князья исправно платили дань ордынским ханам, но ситуация изменилась, когда к власти пришел внук Ивана Калиты – московский князь Дмитрий Иванович. Видя слабость Золотой Орды, он понял, что настало время для решительных действий.

Куликовская битва – кратко о ходе сражения

7 сентября 1380 года русская армия подошла к Дону. Позиция была довольно опасная, поскольку удерживание раки имело, как преимущества, так и недостатки. Преимущество – легче было воевать против монголо-татар, поскольку тем пришлось бы форсировать реку. Недостаток – в любой момент к полю битвы могли подоспеть Ягайло и Олег Рязанский. В этом случае тыл русской армии был бы полностью открыт. Решение было принято единственно правильное: русская армия переправилась через Дон и сожгла после себя все мосты. Этим удалось обезопасить тыл.

Князь Дмитрий прибегнул к хитрости. Основные силы русской армии выстроились в классической манере. Впереди стоял «большой полк», который должен был сдерживать главный натиск противника, по краям располагались полк правой и левой руки. Вместе с тем было решено использовать Засадной полк, который был скрыт в лесной чаще. Этот полк возглавили лучшие князья Дмитрий Боброк и Владимир Серпуховский.

Куликовская битва началась ранним утром 8 сентября 1380 года, едва только над Куликовым полем рассеялся туман. Согласно летописным источникам битва началась сражение богатырей. Русский монах Пересвет сражался с ордынцем Челубеем. Удар копий богатырей был настолько силен, что оба они умерли на месте. После этого началась битва.

Дмитрий, несмотря на свой статус, одел на себя доспехи простого воина и встал во главе Большого полка. Своим мужеством князь заражал солдат на подвиг, который им предстояло совершить. Стартовый натиск ордынцев был страшный. Всю силу своего удара они бросили на полк левой руки, где русские войска стали заметно сдавать позиции. В момент, когда армия Мамая прорвала оборону в этом месте, а также когда начала совершать маневр с целью зайти в тыл основным силам русичей, в бой вступил Засадный полк, который со страшной силой и неожиданно ударил в тыл самими атаковавшим ордынцам. Началась паника. Татары были уверены, что сам Бог против них. Убежденный в том, что убили всех позади себя, они говорили, что это мертвые русские восстают для сражения. В таком состоянии сражение было ими проиграно достаточно быстро и Мамай со своей ордой был вынужден спешно отступать. Так завершилась Куликовская битва.

В бою полегло много людей с обеих сторон. Самого Дмитрия очень долго не могли найти. Ближе к вечеру, когда разбирали с поля трупы убитых, обнаружили тело князя. Он был жив!

Пересвет и Челубей

Интересен факт, что перед началом битвы произошел поединок между русским богатырем Пересветом и татарским силачом Челубеем. Бой был настолько тяжелым, что порою оба богатыря падали, как мертвые, не находя в себе сил продолжать поединок.


Поединок Пересвета с Челубеем

После этого на Куликовом поле началась великая битва, в которой Дмитрий Донской наравне воевал вместе с воинами, и совершил немало подвигов. В противоположность этому, Мамай предпочел следить за сражением со стороны. Такой тяжелой и кровопролитной битвы, как на Куликовом поле, ордынцы еще не видели.

При этом стоит отметить, что татары имели преимущество в численности бойцов и в целом выглядели более активно. Они теснили русские войска и считали, что уже вскоре одержат победу.

Как вдруг, в битву вмешалась кавалерия Донского во главе с князем Владимиром Андреевичем. В результате бойцы Мамая обратились в бегство, оставив на поле брани много погибших и раненых.

По окончанию битвы, израненного Дмитрия Ивановича нашли под деревом.


Дмитрий Донской на Куликовом поле

Именно славная победа в Куликовской битве над войском Мамая стала причиной того, что московского князя начали называть Дмитрием Донским.

Обе стороны потеряли сотни тысяч воинов, в результате чего Куликовское поле превратилось в настоящее кладбище. Не случайно Куликовскую битву знают еще, как Мамаево побоище, или Донское побоище.


Куликовская битва

На протяжении еще 8 дней русичи хоронили своих соотечественников.

Интересен факт, что Ягайло, находясь в относительной близости к месту сражения, увел свои войска обратно, когда узнал о победе Дмитрия над Мамаем.

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

Консолидация вокруг Москвы

Именно Москва руководила сбором дани для Золотой Орды. В 1374 году, после того как Мамай поддержал тверского князя в борьбе за Владимирский престол, Дмитрий Донской отказался платить ему золото, собранное с населения. В дальнейшем конфликт перешел в открытую войну.

Русские армии грабили татар на Средней Волге. В 1377 году они были разгромлены на реке Пьяне. Московские войска ответили уже через несколько месяцев. На реке Воже им удалось победить мурзу Бегича. Однако эти сражения были только репетициями предстоящей сечи.

Точная численность войск до сих пор не установлена


Точная численность войск до сих пор не установлена. Многие историки спорят до сих пор. По самым низким подсчетам, со стороны войска Донского и Мамайских воинов выступало всего несколько тысяч человек. Другие же источники утверждают, что только войско хана насчитывало более 800 тысяч душ.

Известная электронная энциклопедия же сообщает о цифрах в 70 тысяч с нашей, и до 150 с ордынской стороны. Этот же источник сообщает, что славяне потеряли около 20 тысяч человек, в то время как орда лишилась 8/9 всего войска.

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )

Урок литературного чтения в 4 Д классе.

УМК «Перспектива»»

Учитель: Кирсанова Н.Н.

Тема: Куликовская битва.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель: познакомить с произведением «Куликовская битва», с Дмитрием Донским как исторической личностью; учить понимать исторические произведения о Родине.

Задачи:

Образовательные:

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, актуализировать имеющиеся у учащихся знания;

Развивающие:

помочь учащимся самостоятельно изучить некоторый материал;

Воспитательные:

помочь активно воспринимать изучаемый материал, прививать любовь к истории Родины;

УУД

Личностные:

осознание смысла учения, важность изучаемого материала;

умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные:

формирование умения выполнять свои действия  по образцу (правилу);

формирование  умения адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки.

Познавательные:

формирование умения строить доказательства, развитие мышления и внимания;

развитие умения анализировать и обобщать полученные знания.

Коммуникативные:

формирование умения работать у доски;

развитие умения высказывать  свои мысли и доказывать свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Литературное чтение», 4кл., 1 ч., Л.Ф. Климанова., Л.А. Виноградская. Москва «Просвещение» 2014г., творческая тетрадь.

1.Мотивация к учебной деятельности

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие  вглубь веков. Путешествие длится целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на активизацию урока.

2.Актуализация и пробные учебные действия

Ребята, обратите внимание на доску. На ней надпись: «2018 год – год Российской истории».

Почему именно 2018 год?

Я вам немного подскажу. (Вывешиваю на доску дату 862)

Число 862 вам о чем-нибудь горит?

В 862 году Русь стала государством под управлением князя Рюрика.

Подумайте, и ответьте на вопрос.

Сколько лет прошло между этими двумя датами?

Эту дату мы отмечаем в этом году.

Замечательно!

Нет.

1156 лет.

3.Выявление места и причины затруднения

Чтобы отмечать эту дату истории, историю нужно изучать. (Открывается крыло доски – за ним: даты, имена, события, напечатанные на бумаге одного цвета, но расположенные в хаотичном порядке).
Перелистаем страницы истории. Но я вижу, что страницы перепутались. Составьте из них хронологическую цепочку.  

862 год – Рюрик – Новгород
1240 год – Александр Невский – Нева – шведы
1242 год – Чудское озеро – крестоносцы
1238 год  – Батый – татаро-монгольское нашествие

(События будут расставлены в хаотичном порядке)

Какое имя мы пропустили? 
Как вы думаете, какое имя будет следующим? 
Хорошо!

Какая же родственная связь была между Александром Невским, Иваном Калитой и Дмитрием Донским?

Замечательно!
Обратите внимание, что эти люди не имели фамилии, но мы их знаем по прозвищам, которые получены ими заслуженно.

Выходит один ученик и пытается составить хронологическую цепочку, если же у него это не получается, помогает весь класс коллективно.

Иван Калита.

Дмитрий Донской.

Александр Невский – дед Ивана Калиты, Иван Калита  – дед Дмитрия Донского.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Ребята, так какую же цель мы сегодня поставим перед собой?

Замечательно!

А еще?

Молодцы!

Посмотрите, на слайд. (На слайде выведены портреты Дмитрия Донского в княжеской и военной одежде).

Откуда мы раньше могли слышать это имя? Откуда мы можем получить информацию о нем?

Да, совершенно верно!


Познакомиться с Дмитрием Донским, как с исторической личностью.

Познакомиться с произведением «Куликовская битва»

Ответы детей.

Из интернета, фильма, песни, энциклопедии, от учителя.

5.Реализация построенного проекта

Начнем с учебника. Откроем стр. № 70 и прочитаем один важный факт.

Замечательно!

Вы внимательно читали, поэтому сможете ответить на несколько вопросов.

1) Когда же русское и татарское войско сошлось?

2) Почему Дмитрий был назван Донским?

3) С кем неразрывно связано имя Дмитрия Донского?

Молодцы!

Дети открывают учебники.

1) 8 сентября 1380 г.

2) За победу в сражении на Куликовском поле, за Доном.

3) С именем великого русского святого Сергия Радонежского.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

А теперь, обратим внимание на стр. № 71 и начнем знакомство с произведением «Куликовская битва»

Начнем читать по цепочке. (Далее я останавливаю последнего читающего ученика и продолжаю читать сама.

Ребята, что вы узнали из прочитанного? Давайте с вами проведем викторину.

За правильные ответы я буду давать звёздочки.

1) Почему Мамай захотел разорить Светлую Русь?

2) Какое войско он набрал? Какие были у него воины?

3) К кому Дмитрий Иванович поехал посоветоваться, как ему быть?

4) Что предсказал Сергий Радонежский Дмитрию Донскому?

5) Наше войско вышло из Москвы, добралось до Коломны и двинулось на…

6) Кого дал Сергий Радонежский в помощь Дмитрию Донскому?

7) Кем они был изначально, прежде чем укрыться в монастырь?

8) Как их звали?

9) До куда донесся шум боя?

10) Какой народ возвращался с Куликова поля?

Молодцы! Внимательно читали и слушали произведение! А теперь, пришло время немного отдохнуть.

Встаем.

Физкультминутка ( на экране)

Садимся.

Дети читают.

Ответы детей.

1) Потому что, царь Золотой Орды решил, что ему мало дани.

2) Неисчислимое войско, воины были монгольские, кавказские, татарские, итальянские.

3) К старцу.

4) Победу.

5) На Дон.

6) Двух монахов.

7) Воинами.

8) Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

9) До дубравы.

10) Русский народ.

Дети встают.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Пришло время поработать самостоятельно

поразмышляйте, пофантазируйте и нарисуйте сюжет победы великого русского народа на Куликовском поле.

Рисуют.

8.Включение в систему знаний и повторений

Представим, наши работы в виде выставки. (Каждый ученик выходит и прикрепляет магнитом свой рисунок на доску).

Ребята, вы такие молодцы!

Выходят к доске.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Итак, ребята, наш урок подошел к концу.

Вы все очень хорошо сегодня потрудились.

Какая же тема нашего урока?

Ребята, мы достигли поставленной цели?

Замечательно!

В чем заслуга Дмитрия Донского?

У вас на столах лежат листочки для того, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

hello_html_8d3ca26.gif

Домашнее задание: Пересказ произведения «Куликовская битва»

Выставление оценок.

Урок окончен.

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Да.

Он одержал победу над царем Золотой Орды.

  • План рассказа крестьянские дети
  • План рассказа лев и собачка толстого
  • План рассказа кот иваныч скребицкий
  • План рассказа корона старости
  • План рассказа котенок л н толстой литература 2 класс