План рассказа кот ворюга паустовский

Конспект урока литературного чтения по теме к. г. паустовский кот-ворюга 16 марта 2018 ход урока: цель: развитие умения высказывать свое

Конспект
 урока литературного чтения

по
теме К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»

16
марта 2018

                                                 
Ход урока:

Цель:
развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному и аргументировано доказывать
свое мнение

Задачи:

 — развивать
представление о композиции рассказа, об идее художественного произведения;  о
слове как средстве создания художественного образа;

— способствовать
развитию читательского интереса,

—  формировать
систему читательских умений ( анализ произведения, рисунок)

—  учить
определять нравственную проблему, поставленную автором в рассказе (борьбы добра
и зла); воспитывать гуманное отношение к животным;

— формировать
навыки учебного общения и сотрудничества в коллективе.

1.Организационный
момент.

 Итак,
друзья, внимание-

 Ведь
прозвенел звонок.

Гостей
всех поприветствуем-

 Начнем
скорей урок!


Ребята! Сегодня  наш урок посвящается    важному, нужному  качеству  человека. 
Об этом качестве говорится в стихотворении:

                   
  Слово это серьезное,  главное, важное.

                    
 То, что значит оно, очень нужно для каждого.

                    
 В нем забота и ласка,  тепло и любовь.

                     
В нем стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

                    
 Это качество  в сердце у многих живет

                    
 И о боли других позабыть не дает.

                      И
оно поважнее, чем лица красота.

                    
Догадались, что это?   Сердец ДОБРОТА.

2.Постановка
темы и задач урока

2.1.-А что такое доброта ?


Какие литературные  произведения о доброте мы уже с вами читали?

2 слайд. Посмотрите,
пожалуйста на портрет этого человека. Можете о нём сказать, что он добрый?

·        
А кем он может быть по профессии?

·       
Кто узнал этого писателя?

2.2.Вступительная
беседа-(подготовленный ученик)

3 слайд  Константин
Георгиевич  Паустовский родился  в Москве в семье железнодорожного служащего.
Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к
занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство
будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он
учился в гимназии.  После окончания гимназии учился в университете, сначала в
Киевском, потом в Московском.  Сменил много профессий: от вожатого трамвая и
санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать,
быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о
профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта автора реализовывалась
в писательстве.         

 4 слайд В годы войны
Константин Георгиевич работал военным корреспондентом, а после войны продолжал
писать рассказы,
много путешествовал, бывал в
разных странах, открыл для себя мещерские места (5-6) и городок
Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. Хотя
он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них
много рассказов и сказок.

7
слайд
Посмотрите на обложки книг
К.Г.Паустовского. Узнаёте их? Кто читал эти произведения? Давайте вспомним, о
чём они?

Да,
книги К.Г. Паустовского очень добрые, наполнены любовью к миру и людям

 
8 слайд
 Автор считал, что «в каждом сердце есть
струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»

-А кто догадался о
какой струне пойдёт речь?

2.3.Постановка проблемы
(тема и название произведения)

9 слайд Посмотрите
на следующий слайд. 

·        
Кого
вы видите?

·        
Что
общего у всех картинок?

·        
А
кто нашёл отличие? А все ли кошки здесь одинаковые?

·        
Какие
здесь кошки, коты? (Самодовольные, спокойные, ухоженные.)

·        
А
здесь? (Голодные, уличные, брошенные.)

·        
Кто
знает как называется произведение Паустовского, где главным героем является
данное животное?

Сегодня на уроке
мы познакомимся с новым для нас произведением Паустовского «Кот-ворюга» 10
слайд

·        
Предположите
о чём будет это произведение?
А
кто такой вор?

·        
Есть ли разница между словами воришка и ворюга?

·        
А какой оттенок имеет слово ворюга?

 (Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без
разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.)

Давайте ознакомимся с текстом с.86-88 
( читает  учитель, дети)

3.1.Работа с
текстом. Первичное восприятие.

·      
Какие чувства вызывает кот?( Мне жалко
кота. А мне не жалко, он воровал)

·      
Кто рассказывает нам историю кота?

·      
Как автор называет кота? (бродяга и
бандит, ворюга)

·      
Какую часть речи использует автор, для
описания поступков? (Для описания поступков использованы глаголы действия. )

·      
Если бы мы прочитали только описания
поступков, действий, можно ли было догадаться, что это совершал кот? С кем
ассоциируются эти поступки? (мы бы решили, что всё это делает мальчик-хулиган.)

·      
Как называется этот литературный приём?  (Паустовский
оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами
человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой. )

Учитель:

·        

Что такое завязка?

(Это то, без чего
не было бы всей истории, всего действия. В данном рассказе завязкой является
тот эпизод, когда кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не
украл эту колбасу, его, наверное, и не поймали бы. Но так как он её украл, то
начали развиваться дальнейшие события.)

3.2.Продолжение
чтения детьми-группа

3.3.Анализ
содержания текста.

·        
Какой это рассказ по жанру?(художественный,  весёлый
, серьёзный поучительный, юмористический)

·        
Какие слова вам были непонятны? Какие сможете
объяснить сами?

             Словарная работа

Отчаяние
состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан
бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на
привязи в воду.

Заросли
частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица
небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое
отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за
ворот, за воротник.

Подпалины
рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Припадок
внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря
сознания, судороги).

3.4.Самостоятельная
работа в группах.

 Сейчас
«оперативные»  группы продолжат  самостоятельное расследование.

I 
группа
  исследует место преступления.

— Где происходили 
события?  (В старом доме, около которого много озер)

— Кто проживал в
доме.  (Автор-рассказчик и  Рувим)

— Чем они
занимались? (Ловили рыбу)

 II 
группа
анализирует мотивы и поведение кота

— Каков образ
жизни и  поступки кота?  Как себя ведёт?

 III
группа
составляет словесный   «портрет»
преступника
. (Слайд 12)

— Каков внешний
вид кота. 

— О чем говорит
такая деталь портрета: «разорванное ухо и обрубленный хвост»?

Словесный
портрет «преступника»

Внешний вид:

— тощий

image001
огненно-рыжий                            символ
отваги, мужества, бесстрашия

image002     
— разорванное ухо

     — 
обрубленный грязный хвост                 память
о былых приключениях

— белые подпалины на животе

— зеленые нахальные глаза

Поведение:

— ловко прятался

— воровал все подряд

— потерял всякую совесть

— бродяга и бандит

— смотрел дикими глазами и грозно выл

— решился на отчаянный поступок

— выл и ругался

— вцепился мертвой хваткой

image003Мотив поступков:                                          желание выжить

(Группы работают
2-3 мин, затем идёт обсуждение)

Учитель:

— Что ж, картину «
преступлений кота – ворюги» довольно ясна. И все же я склонна считать, что
«потерпевшие» оговаривают кота!  Не мог он так дерзко себя вести!

Давайте проверим
личности  «потерпевших».

3.5.Игра —
драматизация: «Работа с «потерпевшими».

(Приглашаются
«потерпевшие»: герой  — рассказчик, Рувим, Ленька, которые рассказывают, что
они думают о своем «обидчике» и как они с ним поступили).

Автор –
рассказчик:

— молодой человек

— любит природу

— проводит
свободное время на рыбалке

— дружит с Рувимом
и Лёнькой

Рувим: Рувим
Исаевич Фраерман – писатель и друг Паустовского. Вместе с ним они бродили по
лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями

деликатный

— добрый

Лёнька:

— сын деревенского
сапожника

— славится
бесстрашием и ловкостью

— сообразительный

— добрый мальчик

Учитель:

Какими
чертами характера автор наделил людей? (доброта, забота о животных,
жалость)
4-6 группа опрашивают потерпевших

( Характеристика
главных героев рассказа.)

— Что с ними
постоянно происходило?  (Им досаждал кот)

— Какие
преступления совершил кот?  (Украл рыбу, мясо, сметану и хлеб; разрыл банку с
червями; утащил кукан с окунями, украл со стола ливерную колбасу)

— Что стало
главным занятием, даже смыслом жизни обитателей дома?

(Стремление
поймать  и наказать кота)

— Таким образом,
мы видим, что «потерпевшие» оказались  хорошими и  добрыми людьми, значит, все 
рассказанное о коте  – правда.

— Итак, перед нами
действительно «дерзкий преступник». Это не обычный деревенский кот, живущий в
каждой избе, а кот – ворюга, добывающий пропитание не подачками, а разбоем.

— Как обещали
«потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись
поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

Про
кого автор говорит  «дошли до отчаяния»?

— Но есть ли у
кота «смягчающие вину обстоятельства»?

(Кот никому не
нужный, бездомный, вынужден вести бродячий, воровской  образ жизни – другого
пути у него не было)

3.6.
Физкультминутка

3.7.Роль пейзажа.13 слайд

Накал страстей достиг высшей точки. Именно в этот момент автор
вводит в рассказ описание пейзажа. Найдите его.

 Даже в юмористическом рассказе «Кот-ворюга» виден характерный
почерк Паустовского-пейзажиста. Он мыслит картинами, цветом, звуками, запахом.
Вместе с ним мы видим маленький дом в глухом, заброшенном саду, слышим стук
диких яблок о тесовую крышу, вдыхаем запах душистых высоких трав, ощущаем кожей
осыпающую плечи желтую цветочную пыльцу. Писатель пробуждает к участию
изображаемой природы все наши органы чувств. Возникает ощущение личного
присутствия в дорогих для автора местах.

·        
Как
вы думаете, почему в рассказе  о взаимоотношениях кота и людей появляется
пейзажная зарисовка? 

(Пейзаж служит
средством для более выразительного изображения душевного состояния героев,
способствует раскрытию замысла автора)

·        
Есть
ли связь между описанием дома и главным героем?

(Писатель проводит
параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом
ищет спасения Ворюга.)

·        
Когда
о коте вспоминали, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно
было переночевать.

— Кот на
безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел.

·        
Какие
художественные средства использует автор в данном эпизоде?

(Сравнение-
воет как подземный дух
и олицетворение)

 (Подчеркивает важную мысль автора о
взаимосвязи человека с  природой и всем окружающим миром)

4.      Анализ
эпизода  «Задержание  преступника».

4.1.           
Кульминация
рассказа

– Представьте
себе, что вы уехали на 2–3 дня из дома, а своего кота оставили одного.
Приготовили ему пищу, а он ее за 1 день всю съел. И был голодным, плохо себя
вел: перевернул свою тарелку, поцарапал мебель, навел дома беспорядок. Как вы
поступите? Что вы будете делать? Есть какой-нибудь выход из этой ситуации?

— Какой эпизод в
рассказе является кульминационным?  (Кот попался)

 14 слайд

— Почему это
важное дело было поручено Лёньке?

(Он славился своей
ловкостью и бесстрашием)

Противопоставляются
друг другу два равных соперника – кот и Лёнька. Но мальчик оказывается сильнее
в этой борьбе.  Когда кота вытащили, каким его увидели люди?

(Жалкий, тощий,
голодный)

— В рассказе автор
повторяет отчаяние? О ком идёт речь?

— Почему автору
нужно, чтобы кот попался?

— Какой приговор
вынесли преступнику? Почему?

— Прочитайте, как он реагирует на столь
неожиданное «наказание»?

(«Мы последовали
этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин… Кот ел больше
часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на
нас…».)- юмор

-Кот и его
действия являются двигателем сюжета. Подберите к каждой картинке глагол.  15
слайд (
воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать,
сторожит)

-Расследование
проведено, кот наказан. А почему автор пишет ещё одну часть?

(Кот не только
перестал воровать сам, но и не позволял этого делать другим. Он стал ласковым,
спокойным. И его из Ворюги переименовали в Милиционера.)

4.2.Выявление авторской позиции

— Какую проблему поднимает автор в 
рассказе?

(Проблему борьбы добра и зла. Зло можно
остановить только добром. Добро не только останавливает зло, но и порождает
ответное добро: кот стал совершать благородные поступки.)

 — Так что же
произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного
перевоплощения ворюги и бандита в благородного кота?

(Паустовский
хочет, чтоб мы поняли, что нередко то, чего нельзя достичь путём зла,
наказания, жестокости, легко достигается при помощи доброты.)

— Как соотносится
эпиграф с финалом рассказа? 16 слайд

(Доброта и милосердие
– великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и
заботу, сердце кота «отозвалось», «оттаяло», и произошло его чудесное
превращение совсем в другого кота – преданного, благородного, ласкового.)

4.3.Составление синквейна
17 слайд

-Кот в начале
рассказа и в конце. Это разные кошки?

1.кот                                                       
2.кот

бродячий,
голодный                             сытый, благородный

ворует, воет,
прячется                          сторожит, хозяйничает,   

                                                                
ласкается

Кот потерявший
всякую совесть        Доброе слово и кошке приятно

Бандит                                 
                  милиционер

— О чем же рассказ
К.Паустовского?

(Это не просто рассказ о взаимоотношениях
людей и кота — беспризорника, это история обретения дружбы и осознания героями
своей  значимости и полезности кому-то.)

18 Выделим
главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга » Надо накормить бездомных
животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут
нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание
добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта
впервые в жизни. «Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю. Мориц «Мы
в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент- Экзюпери

В роли кота — ворюги может оказаться
любой человек                                        
У
каждого человека может быть какая-то плохая черта характера. Исправить его
можно не только наказанием, плохим отношением, а сочувствием, добрым
отношением.

5.Рефлексия. Итог
урока 19 слайд

  1. Сегодня я
    узнал…
  2. Мне было
    интересно…
  3. Я научился…
  4. Теперь я
    могу…
  5. Мне
    показались трудными задания…
  6. У меня
    получилось…
  7. Мне
    захотелось…
  8. Я
    почувствовал, что…

— Кому понравилось, как вы сегодня
работали?

 Домашнее
задание

 ГКОУ РО Красносулинская школа-интернат№1

Конспект
урока  по чтению

в
5 классе по рассказу К.Г. Паустовского

«Кот-ворюга».

2021г.

Цель:
познакомить учащихся с творчеством К.Г Паустовского, его рассказом «Кот-
ворюга»

Задачи:

Образовательные:

1. Учить анализировать художественное  произведение,
внимательно относиться к художественному слову; осознанно воспринимать при
чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать
выводы;

2. Расширять словарный запас;

3. Учить оформлять свою мысль в речевое высказывание;

4. Учить коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное
мнение.

5 Определять  проблему, поставленную автором в рассказе

Развивающие:

1Развивать творческие способности детей, устную речь,
внимание, память, мышление.

 Воспитывающие:

1. Воспитывать чуткое и доброе отношение  к  бездомным животным,
природе.

2. Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания,
сопереживания;

3. Побуждать  интерес к родной  литературе.

 
Оборудование
:

1.       Иллюстрации  к
произведению.

2.       Портрет К.Паустовского.

3.       Интерактивная доска.

Методы и приемы

рассказ, объяснение, словесное рисование.

Ход урока.

 Итак,
друзья, внимание-

Ведь
прозвенел звонок.

Гостей всех
поприветствуем-

Начнем
скорей урок.

Актуализация
знаний, целеполагание.

— Сегодня на уроке мы познакомимся с замечательным произведением
К.Г.Паустовского.( его рассказы мы будем читать с вами переходя из класса в
класс и каждый раз вы будете открывать в его рассказах для себя что-то новое. )

 Учебники
пока у вас будут закрыты. Название произведения я говорить вам не буду, вы
попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых
слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые
ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)

Красив
он и строен, длинноус и мохнат,

Он любит
мышей и боится собак.

— Как вы догадались, что это
кот? 
— Первое слова
в заголовке — кот. (слайд)

В русских народных сказках животные обладают, как правило,
постоянной
характеристикой
: заяц – трусливый, лиса – хитрая, волк – жадный,
медведь – неуклюжий. А вот к коту отношение неоднозначное. В одних сказках он
называется уважительно, по имени-отчеству – Кот Котофеевич. В других – помощник
тёмных сил (обычно
Бабы Яги)
. Как правило, кот находчив и независим в сказках Ш. Перро
“Кот в сапогах”, в  баснях И. А. Крылова.

А вот каким будет наш кот из рассказа вы узнаете
 если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение
1 и 2 абзацев учителем).
— Назовите кличку
кота (Ворюга).

— Сегодня на уроке мы  познакомимся с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем
произведение «Кот Ворюга
«.(СЛАЙД)
Как вы думаете,
про кого  этот рассказ?
— Может ли кот быть вором? Почему?

 — Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

Сравните слова : ворюга и воришка(уменьшительно)  кто такой вор? ( тот ,кто что-то крадет, берет
чужое без разрешения.
слайд

А когда говорят ворюга? Так говорят презрительно о том, кто
совершает кражи постоянно.

А воришка? ( крадет тоже, но может быть не часто и не всегда,
так, чем то мелким промышляет)
  цель:

Вот сегодня нам  на уроке нам и предстоит выяснить  может ли кот
вор измениться с помощью людей или так и останется вором?( На доске) слайд

 Кроме этого на уроке мы будем  учиться анализировать произведение
и оценивать поступки героев
  и,
конечно же,определим главную мысль произведения. Также будем развивать технику
чтения , а  для того, чтобы вы читали красиво и правильно на уроке, давайте поработаем
с чистоговоркой .

(чтение хором с доски на слайде)

 Черной ночью черный кот

Прыгнул прямо в дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

 ( чтение вслух хором)

 Чтение рассказа.

 По ходу моего чтения мы с вами составим план и придумаем названия
к каждой части рассказа.

Ребята, в ходе чтения вам встретятся незнакомые слова ,давайте их прочитаем

На доске ,слайд

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь
место. 
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины — рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление
какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).

Чтение рассказа учителем и составление плана.

По ходу ( задаю вопросы, что главного в этой части, о ком
рассказано здесь?)

 После чтения   на доске  вывешен план рассказа.

1. Ночной воришка.

2. Проделки кота.

3. Ловля проказника.

4. Помилование.

5. Новая жизнь кота.

Вот в таком порядке мы с вами выстроили наш рассказ, этот план
вам пригодится, но чуть позже)
 
физ. минутка

 Повторяйте за мной движения.

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышел котик на карниз( ходьба лапками)

Посмотрел наш котик наверх

Посмотрел наш котик вниз.

Вот налево повернулся

Проводил он взглядом кур

Потянулся, потянулся(руки вверх на носочках)

Выгнул спинку

И уселся, мяу мур!

Понравилось ли вам произведение? Какое настроение вызывает?

А какое чувство у вас вызывает кот?  ( жалко кота ,не жалко. он
воровал)

— Кто рассказывает нам историю кота? (автор)

-А кто еще герои произведения? ( Рувим, друг автора, соседский мальчик
Ленька,

( сын деревенского сапожника, сообразительный добрый ), деревенские
мальчишки.

— Кто из вас был внимательным, как автор называет кота? (
бродяга, бандит, ворюга)  за что так? ( за его проделки)

-Какие проделки совершал кот? Найдите в начале рассказа и
прочитайте (чтение детьми « Он воровал всё: сметану,,,,)

Как вы думаете зачем он это делал? ( голодный был)

Чтобы выяснить почему у кота были такие повадки  ,давайте
составим портрет героя.

Найдите в тексте описание кота –ворюги.

( чтение детьми.  Рыжий кот .разарвано ухо   ,почему? в бою с
другими котами,и отрублен кусок грязного хвоста,дикие глаза,
тощий,огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе) вот таким рисует его нам
автор(картинка)  
слайд
кота

 Какие чувства вызывает у вас описание кота? ( жалость)

 А каково было поведение кота?

Как он себя вел? ( ловко прятался, потерял всякую совесть,
бродяга и бандит)

Хитирый был кот? (да ,убегал постоянно от хозяев)

-Что же стало главным занятие людей, которые проживали в доме,
что они хотели больше всего?

Люди хотели поймать и наказать кота.

— Как обещали «потерпевшие» наказать кота?

(«Поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки»)

— Про кого автор говорит «дошли до отчаяния»?

— Но можно ли кота защитить? Почему он стал совершать такие
поступки?

(Кот никому не нужный, бездомный, вынужден вести бродячий,
воровской образ жизни – другого пути у него не было)

Как вы думаете, какой эпизод в рассказе является главным? ( кот
попался)

Кому было поручено поймать кота?( Леньке) почему именно ему? Найти
в тексте.

Мальчик славился своей ловкостью и бесстрашием.

Что придумали люди ,чтобы словить кота? ( найти в тексте)выманить
кота на рыбу)

Как же решено было наказать кота?

Наказание было ли неожиданным для кота? ( да, вместо того, чтобы
выдрать его,как предлагал автор, Ленька посоветовал накормить его как следует).

А чтобы вы придумали на месте Леньки? Как бы вы достали кота и
наказали бы  его? ( наказали, отдали в приют, накормили, обогрели…)

Долго ли ел кот? Приведите пример из текста ( кот ел больше часа…)

И что же произошло потом с котом?  Изменился ли он?

 Найти
в тексте
( с этого дня
кот прижился у нас и перестал воровать……

Как же кот отблагодарил людей, какой поступок совершил?

( благородный ,прогнал кур  и петуха, которые клевали кашу ) 

Как автор в конце рассказа называет кота?

 Подходит ли теперь к коту его прозвище, Ворюга?

  Найти
в тексте
( хозяин и
сторож)

А какую кличку придумали бы вы коту теперь?

 ( охранник,смелый,решительный , отчаянный)

если взять полный текст рассказа, то там мы увидим, как автор
называет кота миллиционером.

А что делают миллиционеры?

Охраняют  кого –то и что-то  и следят за  соблюдением порядка.(
что и делал кот)

У нас есть еще одно невыполненное задание,  давайте вернемся к
нашему плану, у меня он прикреплен на доске не по порядку, восстановите его
части ( восстанавливают план) это и будет вашим домашним заданием, подготовить
перессказ одной из частей плана и нарисовать рисунок, каким вы себе
представляете кот ворюгу.

 Теперь давайте вернемся к нашей цели урока, перед вами был
поставлен вопрос:

Может ли вор измениться  с помощью людей? ( да  в рассказе
произошло чудесное превращение кота ворюги в кота хозяина и сторожа,)  при
помощи каких человеческих качеств произошло это превращение?

Какие люди встретились на пути кота ворюги, добрые или злые?

Наказали ли они его физически? Причинили ли они ему боль?  ( нет,
кота только лишь накормили, )

это хороший поступок? (конечно)

 как вы
думаете, какую проблему поднимает автор в этом рассказе?

Проблему доброго отношения к животным, если относиться к
животным по –доброму, то они станут нашими верными друзьями. Животных надо
любить ,ухаживать за ними, кормить и не обижать их , добрый поступок способен
изменить даже характер. (ведь животные не виноваты в том, что они бездомные и
голодные, поэтому и добывают себе пропитание воровством. Жадность и воровство
всегда будут наказаны, но в рассказе  произошло «Наказание добротой», кота
наказали тем, о чем он давно мечтал ( накормили досыта впервые в жизни)

Доброта и милосердие –великие вещи.  А в роли кота-ворюги может
оказаться любой человек. У каждого человека может быть плохая черта характера.
Исправить ее можно не только наказанием, а ещё и  сочувствием и
добрым отношением.

Нет большего волшебника на Земле, чем сам человек. Это в его
силах сделать грустное веселым, серое – ярким, злое – добрым. Помни об этом и
твори добро, Человек!  ( песня «Твори добро»

 Люди
издавна пользовались символами, так, например, голубь, означает символ мира,,
красный крест- символ медицины, скорой помощи, а вы видели когда- нибудь символ
доброты?

Как вы
думаете, каким можно его представить?  ( в виде сердца, сердце способное к
доброте, доброе, горячее..)

Если осталось время, задание, расположите карточки в таком
порядке,в каком происходили события в  рассказе .

( воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и
сторож)

Тест –игра поможет проверить насколько вы были внимательны при
прочтении рассказа

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по развитию речи. Изложение «Кот-ворюга»

©Прошлякова Татьяна Николаевна Учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    ©Прошлякова Татьяна Николаевна Учитель начальных классов МОУ «Средняя школа №

    Описание слайда:

    ©Прошлякова Татьяна Николаевна
    Учитель начальных классов
    МОУ «Средняя школа №18» г. Ярославль
    Изложение
    по рассказу
    К. Паустовского
    «Кот-ворюга»

  • 2 слайд

    С этим зверем все знакомы.У него усы, как спицы.Он, мурлыча, песнь поёт.То

    Описание слайда:

    С этим зверем все знакомы.
    У него усы, как спицы.
    Он, мурлыча, песнь поёт.
    Только мышь его боится.
    Угадали? Это … .

  • 3 слайд

    Константин Георгиевич ПаустовскийРодился в Москве, но его семья несколько раз

    Описание слайда:

    Константин Георгиевич Паустовский
    Родился в Москве, но его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. Паустовский учился в Киевской классической гимназии. По окончании гимназии в 1912 он поступил в Киевский университет, на историко-филологический факультет, затем перевелся в Московский университет, на юридический факультет. Первая мировая война заставила его прервать учёбу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

  • 4 слайд

    Кот-ворюга К нам повадился какой−то кот. Мы не знали, как его поймать. Он т

    Описание слайда:

    Кот-ворюга
    К нам повадился какой−то кот. Мы не знали, как его поймать. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел.
    Только через неделю удалось установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.
    Один раз нам удалось поймать кота. Это оказался тощий кот−беспризорник. Сначала мы хотели его как следует проучить. Потом решили накормить его.
    Втащили кота в чулан и дали жареную свинину, заливное из окуней, творожники, сметану.
    Кот ел больше часа. Он вышел из чулана, сел на порог и принялся умываться, а потом растянулся у печки.
    С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. 

  • 5 слайд

    О чем этот текст? Определите его тему. Определите основную мысль. Из ск

    Описание слайда:

    О чем этот текст? Определите его тему.

    Определите основную мысль.

    Из скольких частей состоит текст?

    Тема текста выражена в названии − «Кот−ворюга»
    Основная мысль текста − не суди о ком−то, не узнав его лучше
    Текст состоит из 4 частей

  • 6 слайд

    1. Неизвестный кот. 2. Кот−ворюга. 3. Пойманный кот. 4. Исправленный кот.

    Описание слайда:

    1. Неизвестный кот.
    2. Кот−ворюга.
    3. Пойманный кот.
    4. Исправленный кот.

    Прочитай тест еще раз. Найди слова с орфограммами. Объясни их написание.
    План:

  • 7 слайд

    Какой−то, поймать, ловко, никто, толком, Установить, разорвано, отрублен, в

    Описание слайда:

    Какой−то, поймать, ловко, никто, толком,
    Установить, разорвано, отрублен, всякую, Ворюгой,
    Удалось, беспризорник, проучить, накормить, втащили, жареную, больше часа, вышел, сел, принялся.
    Прижился.

    Опорные слова и сочетания слов

  • 8 слайд

    Беседа по содержанию Почему люди пришли в отчаяние? Выделим ключевые слова

    Описание слайда:

    Беседа по содержанию

    Почему люди пришли в отчаяние?
    Выделим ключевые слова I части.
    Какие слова находит автор, чтобы ярче и выразительнее изобразить кота?
    Почему пришёл конец терпению людей? О каком случае рассказывает автор?
    Как автор называет этот поступок кота?
    Выделим ключевые слова II части.
    Расскажите, как был пойман кот-ворюга?
    Выделим ключевые слова III части.

  • 9 слайд

    Подготовьте пересказ текста. Напишите изложение, соблюдая абзацное членение.

    Описание слайда:

    Подготовьте пересказ текста.

    Напишите изложение, соблюдая абзацное членение.

    Желаю удачи!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

План рассказа кот ворюга паустовский

  • Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов

План рассказа кот ворюга паустовский

  • Сейчас обучается 328 человек из 65 регионов

План рассказа кот ворюга паустовский

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.

Тема:
Текст как речевое произведение

Похожие материалы

  • Дидактический материал Работа над ошибками

  • Фрагмент русского языка. 2 класс. «Что такое имя прилагательное?»

  • Разноуровневые задания. Прилагательное. Начальная школа.

  • Разноуровневые русский язык нач. классы

  • Статья «Типы грамматических ошибок»

  • Конспект урока «Приставка и предлог». 3 класс

  • Памятка «Виды текста по цели высказывания» 3 класс

  • Презентация к уроку русского языка на тему: «Сложное предложение»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные,
метапредметные

(универсальные учебные

действия)

I. Организационный момент (2 мин)

image001

– Посмотрите на себя, на свою
парту. Все ли в порядке? Готовы ли вы к уроку? Посмотрите на своего соседа и
его парту. Подскажите, если что-то у него не так.


Начинаем урок.

Проверка
домашнего задания

Умение
организовывать рабочее место (регулятивные УУД)

Умение
совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать
им
(коммуникативные
УУД)

II. Актуализация знаний (10
мин)

Речевая разминка

– Начнем мы наш урок с развития и
активизации наших органов речи. Прочитайте стихотворение З. Бычкова про себя.

image002

– Как вы понимаете эти строчки?
Что хотел нам сказать автор? (ответы детей)

– Сейчас давайте прочитаем ее все
вместе. Громко и четко.

– А теперь давайте прочитаем его
с разной интонацией: 3 строчки весело, 3 строчки сердито.

– Прочитайте выразительно.

– Молодцы! Ребята, а какой раздел
мы начали изучать? («Люби все живое»)

– Правильно. Сегодня на уроке мы
познакомимся ещё с одним произведением из раздела «Люби всё живое». А написал
его писатель, который говорил такие слова.

«…Моя писательская жизнь началась
с желания всё знать, всё видеть и путешествовать…»

– Знаете ли вы, кто написал такие
слова? (нет)

– Хотите узнать, кто из писателей
сказал эти слова? (да)

image003

– Слова эти принадлежат русскому
писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. 

– Какие произведения К.
Паустовского вы читали? (ответы детей)

Создание условий
для совершенствования правильности, выразительности чтения.

Умениеоформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других
оммуникативные УУД)

III. Постановка темы и  цели
урока (3 мин)

– Ребята, чтобы узнать с каким
произведением К. Паустовского мы сегодня познакомимся, я предлагаю вам
расшифровать его, выполнив задание в парах. Для этого вам нужно оставить
только русские буквы, а буквы, которых нет в нашем алфавите,
зачеркнуть.

WБSDАРСZУЧQИRЙ

нssоfnс  
(Барсучий нос)

image004

– Кто же из вас уже догадался, с
каким произведением мы познакомимся сегодня? («Барсучий нос»)

– Для того чтобы проверить правы
мы или нет, давайте откроем учебники на с. 98 и прочитаем название.

– Итак, правильно мы расшифровали?
(да)

– Да, правильно, сегодня мы
познакомимся с произведением К. Паустовского «Барсучий нос».

image005

– Как вы думаете, почему рассказ
так называется? (ответы детей)

– По названию, словам,
предположите, о чем пойдет речь? (Возможно…, Я думаю…)

– Какие главные цели мы поставим
на уроке?

(1) узнать о жизни и творчестве
автора К. Паустовского

(2) познакомиться с произведением
«Барсучий нос»;

(3) узнать, о чем идет речь в
рассказе

Умение определять и формулировать
цель урока с помощью учителя;
планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД)

IV. Открытие нового (10 мин)

1. Знакомство с биографией
писателя, с его портретом.

– Константин Георгиевич
Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Рос в многодетной семье:
помимо маленького Константина подрастали ещё два брата и сестра. Так как отец
его служил железнодорожником, то семья была вынуждена часто менять место
жительства. В конце концов семья Кости поселилась в Киеве.

image006

С самого  детства  его  родители
прививали  сыну  любовь к искусству.  Мать любила заниматься  музыкой  и
играла на рояле, а отец  увлекался  театром.

image007

В детстве  Паустовского увлекали
мечты  о дальних странах. Он подолгу   рассматривал  географические карты,
выискивая  на  них места, где  бы ему хотелось  побывать.  Любимым 
предметом  была  география.

image008

Дядя  Паустовского   по матери
был путешественником. Он  привозил много  рассказов, которые на мальчика
производили большое впечатление. Неудивительно, что повзрослев, Паустовский 
сам стал неутомимым «странником земли», много  путешествовал.

image009

 Будущий  писатель  получил
среднее  образование  в знаменитой  Первой  Киевской гимназии, из  которой 
вышли многие  учёные,  конструкторы, литераторы  и  философы.

image010

Во  времена  учёбы  в гимназии
Паустовский  пишет  свой первый рассказ  «На воде»  и  публикует в  киевском 
журнале  «Огни».

image011

В  1912 году  поступил  в
Киевский университет, но  вскоре  продолжил обучение  в  университете 
Москвы. Там  Паустовский  учился  на юридическом  факультете. Однако
завершить  образование  ему  не удалось: началась  Первая  мировая  война,
он  покинул  университет.

С  началом  Великой
Отечественной  войны Паустовский стал  работать санитаром, а потом военным
корреспондентом. Он пишет произведения,  посвящённые тяжёлой  жизни  на 
войне. Воевал он  в  качестве  военкора  газеты «Правда».

image012

После  войны  начинает
путешествовать  по  всему миру, собирая  материал  для  своих повестей  и 
рассказов.

Особое  место  в  творчестве
писателя  занимают  рассказы и сказки  о природе  и животных для детей.

Среди них  «Тёплый хлеб»,
«Стальное  колечко», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Кот Ворюга»  и  многие
другие.

image013

Писатель обосновался в Тарусе в
середине XX века.  В этом небольшом и тихом городке Паустовский прожил
счастливых  20 лет.

Паустовский  скончался  в 
Москве  в 1968 году, 14 июля. Однако он был похоронен на кладбище в Тарусе. 

image014

2. Подготовка к чтению.

– Итак, ребята, а теперь
посмотрите на иллюстрацию на доске и в учебнике.

– Что знаете о барсуке? (ответы
детей)

image015

Барсук – хищный зверь, размером
со среднюю собаку, с короткой и длинной шерстью. По спине у барсука идут
белый продольные полоски. Живет в подземных норах, которые роет по склонам
песчаных холмов, оврагов, берегов рек и озер. Пища барсука очень разнообразна
он ест жуков, их личинок, червей, змей, яйца птиц и птенцов, мелких
млекопитающих: мышей, полевок, а иногда и зайчат. Кроме того, в большом
количестве употребляет в пищу коренья и стебли многих трав, грибы, орехи, желуди,
особенно сладкие ягоды и фрукты.

3. Словарная работа.

Прежде, чем работать над текстом,
объясним значение следующих слов и выражений: «вереск», «чёрная как дёготь»,
«на старом челне», «пудовая щука»,

Вереск — вечнозелёный
кустарничек с мелкими трёхгранными листьями, растёт в сосновых лесах,
торфяных болотах.

image016

Дёготь — тёмный, смолянистый
жидкий продукт.

image017

Чёлн — выдолбленная из дерева лодка.

image018

Пуд — это старинная единица массы,
равная 16 кг.

image019

4. Первичное чтение и анализ
текста.

Цель: быть внимательными при чтении
текста, запоминать, какие художественные приёмы использует автор (сравнение,
олицетворение)

Чтение 1 части – читает учитель

Анализ 1 части:

– От чьего имени ведётся рассказ?
(повествование ведется от имени автора)

– О каких приметах осенней
природы рассказывает писатель? (о том, что озеро покрыто листьями. Часто
был туман. На берегу невозможно было ловить рыбу, мешали листья.
)

– Почему рыбакам приходилось
выезжать на середину озера? (потому что озеро около берегов засыпано
ворохами желтых листьев и их было так много, что они не могли ловить рыбу)

– Какую рыбу ловили рыбаки? (разноцветных
окуней, оловянных плотней, ершей и щук)

Поработайте дружно с соседом по
парте:

– Найдите в тексте место, где
писатель использует приём сравнения. Что с чем он сравнивает? (Вода
казалась чёрной, как дёготь. Со сказочными японскими петухами, с маленькими
лунами, с иглами. Звёзды шевелились и дрожали.)

– С чем сравнивает воду в озере? (воду
в озере сравнивали с дегтем)

– С чем сравнивается глаза ершей,
зубы щуки? (глаза ершей с глазами похожими на две маленькие луны и щук с
мелкими как иглы зубами

— Приведите пример олицетворения.
(Звёзды шевелились и дрожали)

– О чём вы узнали из этой части?

– Как мы её озаглавим?  (Осенняя
рыбалка на озере).

Запишите первый пункт плана на
доске и в тетрадях.

 Совершенствование
сознательности, правильности, выразительности и беглости чтения.

Представление об идее
художественного произведения.

Способствование развития умения
работать с текстом и составлять краткий план текста

Умение слушать и понимать речь
других (коммуникативное УУД)

Умение
высказывать своё предположение; выстраивать логику рассуждения; (регулятивные
УУД)

Умение строить цепи рассуждения (познавательные
УУД)

Умение работать с текстом;
выделять существенное (познавательные УУД)

V. Физкультминутка (2 мин)

— Дежурные помогут нам выполнить
физкультминутку:

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Приседание, хлопок.

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

И за парту вновь садись.

 Лидерство и согласованность
действий с партнерами (коммуникативные УУД)

VI. Продолжение работы с текстом (5
мин)

2 часть – чтение «по цепочке»

– О чём говорится во 2 части?
мальчике, о барсуке)

– Почему охотники всё время
поддерживали огонь в костре? (они жгли день и ночь напролет, чтобы
отгонять волков)

– Почему зверь прибежал к костру?
(потому что он хотел кушать и унюхал запах жаренной картошки)

– Почему мальчику автор уделил
много внимания? (потому что он выделялся среди других, он был как они
считали выдумщиком)
           

– Какими словами автор
характеризует мальчика? Прочитайте.(«он хорошо переносил ночевки в лесу и
холод осенних рассветов ….»)

– Поясните слова: мальчик «лучше
нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? (ответы детей)

– Кто первым услышал фырканье
зверя? (мальчик)

– Как стали вести себя рыбаки?
(они притихли, старались не дышать, и у них рука невольно потянулась к
двустволке)

– Как вёл себя барсук в
присутствии людей? (поджал лапу и смотрел на них). Боялся он их? (да)
Чувствовал он себя хозяином леса или нет? (да)

– Как повели себя другие
обитатели леса, когда барсук сильно закричал от боли? Найдите и прочитайте.(«на
озере и в лесу началось смятение: без времени заорали …»)

– Как мы её озаглавим?

  (Ужин у костра,Зверёк решил поужинать у людей).

Запишите второй пункт плана на
доске и в тетрадях.

3 часть – читают самостоятельно

– О чём говорится в этой части?
том, что как барсук лечил свой носик и о том, что через время они узнали
этого барсука)

– Мальчик первым увидел, что
барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? (Мальчик был
внимательным, поэтому первым заметил барсука, увидел, как он лечит нос.)

– Из каких строк видно, что
барсуку было очень больно? («потом он сел и заплакал.Он смотрел на нас
круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал…»)

– Поднимите руку, кто из вас
получал ожог? (ответы детей)

– Что нужно делать при ожоге
сразу же? (ответы детей)

– При ожоге нужно больное место
подставить под струю холодной воды. Наш барсук тоже нашёл прохладное место.

– Что мы можем сказать о барсуке?
(ответы детей)

– Почему автор узнал барсука? (потому
что у него был шрам на носу)

– Как мы озаглавим эту часть?

(Барсук лечит свой нос.Встреча
через год)

image020

Запишите третий пункт плана на
доске и в тетрадях.

Представление об идее
художественного произведения;

 Совершенствование
сознательности, правильности чтения.

Способствование развития умения
работать с текстом и составлять краткий план текста

 Умение работать с текстом,
умение работать со словарем (познавательные УУД)

Умение строить цепи рассуждения (познавательные
УУД)

VII. Первичное закрепление
(5 мин)

– Мы прочитали рассказ. Что вы
можете сказать о писателе? Как он относится к своим героям? (Добрый,
чуткий, любит природу, внимательный.)

– А сейчас я хочу услышать ваше
отношение к прочитанному?

Вам помогут такие слова:

– меня удивило…

– мне стало жалко…

– мне не понравилось…

– Если бы автор не пошёл за
мальчиком и ограничился бы только тем, что выслушал его, поверил бы он в этот
невероятный случай? (нет)

– Кто из вас хотел бы быть таким
же наблюдательным, как мальчик? (Наблюдательные люди никогда не будут
разорять птичьи гнёзда, ломать ветки деревьев, обижать зверей, разрушать
муравейники.)

Электронное упражнение, которое
поможет при вторичном восприятии текста.

https://learningapps.org/display?v=piy2nm2ha20

image021

Представление об идее
художественного произведения.

Совершенствование сознательности
чтения.

Лидерство
и согласованность действий с партнерами; умение работать с текстом, со
словарем(коммуникативные УУД)

VIII.  Рефлексия (3 мин)

– Оцените работу своей пары
отметкой на карточке, подпишите и сдайте мне.

– Какую цель мы ставили в начале
урока? (узнать о жизни и творчестве автора К. Паустовского, познакомиться
с произведением «Барсучий нос» и узнать, о чем идет речь в рассказе
)

– Достигли мы этой цели? (Да)

Оценка
правильности выполнения заданий
(регулятивные УУД)

IX. Итог урока (3 мин)

– Какова главная мысль рассказа?
Для чего подарил он нам свой рассказ? (Основная мысль рассказа
Паустовского «Барсучий нос».  Воспитание любви к природе! Красота
природы завораживает и остаётся в душе человека. Необходимо учиться видеть
природу, наблюдать и понимать её красоту)

– Чему учит рассказ?  Какой вывод
мы сделаем?

Вывод.

Рассказ К. Г. Паустовского
интересный и познавательный. Писатель словами показывает читателям красоту
русской природы, передаёт тёплое и светлое чувство любви к родной земле.

– А завершить наш урок я хочу
словами К. Г. Паустовского: «Чем больше знаешь, тем интереснее жить».

(раздаю закладки с этими
словами) 

– Поэтому, ребята, больше
читайте, открывайте и познавайте окружающий мир, это очень занимательно и
увлекательно!

 Представление об идее
художественного произведения.

Умение
проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные
УУД)

X. Домашнее задание (2
мин)


Подготовить
пересказ от имени мальчика к следующему уроку литературы.

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Развитие речи, слайд 1

Русский язык 3 класс УМК «Школа России»

Развитие речи.

Подробное изложение текста повествовательного типа
К. Г. Паустовского «Кот и куры»

Слайд 2

Развитие речи, слайд 2

Пятнадцатое февраля.
Изложение.

Сижу правильно, пишу красиво!

Слайд 3

Развитие речи, слайд 3

Догадайтесь, о ком будет текст изложения сегодня?

Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — … !

Слайд 4

Развитие речи, слайд 4

Знакомимся с текстом изложения!

Благородный поступок

Кот и куры

Однажды кот совершил  благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
К. Паустовский

Как можно озаглавить текст?

с. 56 упр. 101

Слайд 5

Развитие речи, слайд 5

Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение выражения?

благородный поступок

Поступок, совершённый в качестве добра другим, хорошее дело.

Слайд 6

Развитие речи, слайд 6

Что вам известно об авторе текста?

Константин Георгиевич Паустовский
1892 — 1968

Слайд 7

Развитие речи, слайд 7

Слайд 8

Развитие речи, слайд 8

Слайд 9

Развитие речи, слайд 9

Работаем с рисунками к тексту

Определите тему текста.
Назовите главную мысль текста.
На сколько частей можно разделить текст?

Слайд 10

Развитие речи, слайд 10

Ответьте на вопросы к тексту

Куда влезли куры?
Что сделал кот?
Что произошло дальше?
Как себя чувствовал кот после победы?

Слайд 11

Развитие речи, слайд 11

Разделите текст на части!

Однажды кот совершил  благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу. Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

Слайд 12

Развитие речи, слайд 12

Составляем план к тексту!

Однажды кот совершил  
благородный поступок. Куры влезли на стол в саду. Они стали склёвывать из тарелок кашу.

1. Куры в саду.

Слайд 13

Развитие речи, слайд 13

Составляем план к тексту!

Кот прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры с писком взлетели и бросились удирать из сада. Впереди мчался петух. За ним нёсся кот. Передней лапой он бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух.

2. Как кот наказал кур.

Слайд 14

Развитие речи, слайд 14

Составляем план к тексту!

С тех пор куры опасались воровать. А кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

3. Хозяин и сторож.

Слайд 15

Развитие речи, слайд 15

Как нам поможет план к тексту?

1. Куры в саду.

2. Как кот наказал кур.

3. Хозяин и сторож.

План текста поможет написать изложение.

Слайд 16

Развитие речи, слайд 16

Что ещё нам поможет написать изложение?

1. Куры в саду.

Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок

2. Как кот наказал кур.

Прокрался, с победным криком, прыгнул, с писком взлетели, бросились удирать, впереди, нёсся, бил, пыль и пух

3. Хозяин и сторож.

Опасались воровать, по дому и саду, как хозяин и сторож.

Слайд 17

Развитие речи, слайд 17

Записываем текст изложения по частям!

Однажды, совершил, благородный, влезли, склёвывать из тарелок

3 предложения

Прокрался, с победным криком, прыгнул, с писком взлетели, бросились удирать, впереди, нёсся, бил, пыль и пух

6 предложений

Опасались воровать, по дому и саду, как хозяин и сторож.

2 предложения

Слайд 18

Развитие речи, слайд 18

Проверяем работу!

Прочитайте написанное изложение, получился ли у вас текст?
Проверьте количество частей по плану. Каждая часть текста написана с красной строки.
Проверьте написание слов с орфограммами, в случае затруднения спросите у учителя.

Работа оформлена аккуратно.

!

?

!

?

!

?

!

?

Слайд 19

Развитие речи, слайд 19

Подведём итоги работы!

Какой вид работы выполняли сегодня?
Что нам помогло написать текст изложения?

Узнайте больше о главном герое текста, прочитайте рассказ К. Паустовского «Кот — ворюга»!

Слайд 20

Развитие речи, слайд 20

«Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера».

Слайд 21

Развитие речи, слайд 21

с. 56 упр. 101

Записать в рабочей тетради
2 часть текста изложения, определить падежи имён сущ.

Благодарю за работу на уроке!

Слайд 22

Развитие речи, слайд 22

Интернет ресурсы

http://linda6035.ucoz.ru/ (источник шаблона)
antalyaelitestroy.ru
sad5narovlia.schools.by
infourok.ru
knigamir.com
napitkimira.net
https://skazki.rustih.ru/konstantin-paustovskij-kot-voryuga/

Слайд 23

Развитие речи, слайд 23

Использованная литература

Бубнова И.А., Архипова Ю.И., Роговцева Н.И. Русский язык: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 3 класс. – М., Просвещение, 2014

Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2018

Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Ч. 2 – М.: Просвещение, 2018

  • План рассказа крепкий мужик
  • План рассказа конь с розовой гривой астафьев
  • План рассказа корова платонов
  • План рассказа капитанская дочка по главам подробно
  • План рассказа колокол углича