План рассказа конь с розовой гривой астафьев

: бабушка отправила внука за ягодами, чтобы продать их и купить ему пряник. хулиган надоумил его набить корзину травой, а

: Бабушка отправила внука за ягодами, чтобы продать их и купить ему пряник. Хулиган надоумил его набить корзину травой, а сверху наложить ягод. Обнаружив обман, бабушка отругала внука, но пряник купила.

В оригинале повествование ведётся от лица внука.

Бабушка Катерина Петровна послала рассказчика — своего маленького внука — за земляникой вместе с соседскими ребятишками.

Катерина Петровна — пожилая женщина из бедного сибир­ского села, очень строгая, растит внука.

Рассказчик — внук Кате­рины Петровны, круглый сирота, озорник, бабушка часто его нака­зы­вает; имя в рассказе не упоми­на­ется, но в персо­наже угады­ва­ется сам автор.

Пообещала: если мальчик наполнит берестяной короб ягодами, она продаст их вместе с теми, что собрала сама, и купит «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

За ягодами рассказчик пошёл вместе с детьми соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках.

Левонтий — сосед рассказ­чика, много­детный, пьяница, нищий бездельник.

Жило левонтьевское семейство бедно. Возле их бедного домишки не было никаких хозяйственных построек, даже бани не было, а мылись они у соседей.

Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. Бабушка упрекала соседа, называла бездельником, а Левонтий, бывший матрос, отвечал, что любит свободу — пустая неогороженная земля вокруг домишки напоминала ему о морских просторах.

Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а тётка Васёна, бегала по селу и отдавала долги.

Васёна — жена Левонтия, шустрая, глупо­ватая.

В такие дни рассказчик всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. «Нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. У Левонтия мальчика охотно принимали и жалели, как сироту.

…и такая доброта охватывала людей, что всё-всё высыпалось и вываливалось на стол и все наперебой угощали меня и сами ели уже через силу, потом затягивали песню, и слёзы лились рекой…

Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, занимала денег до следующей получки.

Рассказчик успел набрать несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к речке. Тут-то они и заметили, что у рассказчика земляника осталась. Левонтьевский Санька «на слабо» подбил мальчика съесть ягоды, после чего тот вместе с остальными отправился на речку.

Санька — один из много­чис­ленных детей Левонтия, хулиган, вечно голодный.

О землянике рассказчик вспомнил только к вечеру. Возвращаться домой с пустым коробом было стыдно и боязно, от строгой Катерины Петровны «враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». Тогда Санька подучил мальчика натолкать в короб травы, а сверху рассыпать горсть ягод. Вот эту «обманку» он и принёс домой.

Бабушка долго хвалила внука. Ягоды она пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. На улице мальчик рассказал всё Саньке, и тот потребовал от него калач, как плату за молчание. Одним калачом рассказчик не отделался, таскал, пока Санька не наелся. Ночью мальчик не спал, мучился оттого, что и бабушку обманул, и калачи украл. Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

Проснувшись, рассказчик обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. Он жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. У дедушки хорошо, тихо, и он бы внука в обиду не дал.

От нечего делать рассказчик пошёл с Санькой на рыбалку и через некоторое время увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. В ней сидела бабушка и грозила внуку кулаком. Увидев эту страшную картину, рассказчик пустился в бега.

Домой он вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где для него была устроена летняя «постель из половиков и старого седла». Свернувшись калачиком, он жалел себя и вспоминал о маме. Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «Её затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. Мальчик вспомнил, как страдала бабушка, пока река не отпустила маму.

Проснувшись утром, рассказчик обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. Он велел попросить у бабушки прощения. Вдоволь отругав, бабушка усадила мальчика завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой» и как она чуть не продала фальшивку культурной дамочке в шляпке.

…она носилась взад-вперёд… делала разные свои дела и всякий раз, пробегая мимо дверей кладовки, не забывала напомнить:
— Не спишь ведь, не спишь! Я всё-о вижу!

А коня с розовой гривой бабушка внуку всё же привезла. С тех пор много лет прошло, бабушки и дедушки нет в живых, да и жизнь самого рассказчика «клонится к закату», а он всё не может забыть «бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Пересказала Юлия Песковая. За основу пересказа взята редакция рассказа из собрания сочинений Астафьева в 15 томах. Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Слайд 1

Викторина по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой» Викторину подготовила Ученица 6а класса Климова Елизавета

Слайд 2

Правила викторины Принимаю ответы только с поднятой руки Выкрикивать нельзя Каждый работает сам за себя и зарабатывает сам на свой пряник Не подсказывать Говорить как можно точнее Учебники во время викторины вам не понадобятся, так что лучше прямо сейчас возьмите и уберите их все в портфели После завершения этой викторины каждый, по крайней мере ,тот, кто заработал себе на пряни,к его же и получает.

Слайд 3

Просто вопросы 100 200 300 400 Угадать героя по предмету 200 400 600 800 Угадать героя по фразе 200 400 600 800 Продолжить предложениефразу 200 400 600 800 Вопросы об авторе 200 400 600 800 Бонусные вопросы 1000 1200 1600 2000

Слайд 4

Просто вопросы (100 баллов) Кто автор рассказа «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 5

Виктор Петрович Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 6

Просто вопросы (200 баллов) Где любил бывать главный герой рассказа? Ответ

Слайд 7

У дедушки на заимке Перейти к выбору вопросов

Слайд 8

Просто вопросы (300 баллов) Кто приехал и забрал Алёшку? Ответ

Слайд 9

Тётка Августа Перейти к выбору вопросов

Слайд 10

Просто вопросы (400 баллов) В каком году был написан рассказ «Конь с розовой гривой»? Ответ

Слайд 11

В 1963 году Перейти к выбору вопросов

Слайд 12

Угадать героя по предмету (200 баллов) Ответ

Слайд 13

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 14

Угадать героя по предмету (400 баллов) Ответ

Слайд 15

Тётя Васеня, жена Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 16

Угадать героя по предмету (600 баллов) Ответ

Слайд 17

Старшой среди Левонтьевских детишек Перейти к выбору вопросов

Слайд 18

Угадать героя по предмету (800 баллов) Ответ

Слайд 19

Кеша, двоюродный брат главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 20

Угадать героя по фразе (200 баллов) Ответ «Мой-то малой-то!.. Чего утворил!..»

Слайд 21

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 22

Угадать героя по фразе (400 баллов) Ответ «А-га-а-а-а! Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о…»

Слайд 23

Танька, одна из немногих детей Левонтия Перейти к выбору вопросов

Слайд 24

Угадать героя по фразе (600 баллов) Ответ «Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь! Другому рупь! Это что же получается?»

Слайд 25

Екатерина Петровна, бабушка главного героя Перейти к выбору вопросов

Слайд 26

Угадать героя по фразе (800 баллов) Ответ «Он сирота, а вы всё ж при родителях!.. Мать-то ты хоть помнишь?…Бадога с ней по один год кололи-и-и! Когда ни придёшь… ночь, полночь…Пропа… пропащая ты голова, Левонтий!»

Слайд 27

Дядя Левонтий Перейти к выбору вопросов

Слайд 28

Продолжить предложениефразу (200 баллов) Ответ Зато как папа шурунёт нас — …

Слайд 29

Зато как папа шурунёт нас – бегишь не запнешша Перейти к выбору вопросов

Слайд 30

Продолжить предложениефразу (400 баллов) Ответ Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо…

Слайд 31

Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива. Перейти к выбору вопросов

Слайд 32

Продолжить предложениефразу (600 баллов) Ответ В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно…

Слайд 33

В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно. Бабушка крикнула : «Не заперто!» Перейти к выбору вопросов

Слайд 34

Продолжить предложениефразу (800 баллов) Ответ Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна…

Слайд 35

Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна разрядиться, должна высказать всё, что у неё накопилось, душу отвести должна. Перейти к выбору вопросов

Слайд 36

Вопросы об авторе (200 баллов) Ответ Кто писал биографию В. П. Астафьева?

Слайд 37

Во-первых это не биография, а автобиография. Так как писал её сам Виктор Астафьев Перейти к выбору вопросов

Слайд 38

Вопросы об авторе (400 баллов) Ответ Откуда Виктор Астафьев родом?

Слайд 39

Он родом с Енисея Перейти к выбору вопросов

Слайд 40

Вопросы об авторе (600 баллов) Ответ Сколько было лет автору, когда тот написал рассказ «Конь с розовой гривой»?

Слайд 41

Ему было 39 лет Перейти к выбору вопросов

Слайд 42

Вопросы об авторе (800 баллов) Ответ Первоночально цикл рассказов и назывался: «Страницы детства». И чудесный эпиграф Кайсына Кулиева со сладкой грустью предворял его: «…

Слайд 43

«Мир детства, с ним навечно расставанье, Назад ни тропок нету, ни следа, Тот мир далёк, и лишь воспоминанья Всё чаще возвращают нас туда» Перейти к выбору вопросов

Слайд 44

Бонусные вопросы (1000 баллов) Ответ Какие были последние слова в рассказе?

Слайд 45

Сколько лет с тех пор прошло? Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. Перейти к выбору вопросов

Слайд 46

Бонусные вопросы (1200 баллов) Ответ Из чего готовят пряники?

Слайд 47

Основными ингредиентами являются – пшеничная мука, сахар и сливочное масло. А вот для вкуса в пряники добавляют – мёд, соду, молотый имбирь и мускатный орех Перейти к выбору вопросов

Слайд 48

Бонусные вопросы (1600 баллов) Ответ Кто автор этой картины?

Слайд 49

Автором той картины был Т. Мазурин Перейти к выбору вопросов

Слайд 50

Бонусные вопросы (2000 баллов) Ответ Как вы думаете, заслужил ли главный герой этой истории пряник конём? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Урок 
мудрости и доброты

(по рассказу В.П. Астафьева   «Конь с розовой гривой»)

Целевой компонент урока:

Педагогические цели:

1)     
Организовать работу  по анализу художественного текста.

2)     
Формировать навыки выразительного чтения и пересказа эпизодов.

3)     
Формировать умения отвечать на вопросы и подтверждать их текстом.

4)     
Учить детей оценивать  поступки героев и делать выводы.

5)     
Организовать работу в группах.

Ожидаемые результаты:

Предметные: 1) учащиеся
хорошо ориентируются в тексте.

Метапредметные универсальные учебные
действия
:

Познавательные: 2) умеют
выразительно читать текст и пересказывать  отдельные эпизоды.

Регулятивные: 3) учащиеся
умеют правильно отвечать на вопросы, подтверждая ответы текстом.

Личностные: 4) учащиеся
умеют дать оценку таким нравственным категориям, как совесть, честность,
доброта, трудолюбие.

Коммуникативные:
5) учащиеся умеют работать в группах, умеют оценивать ответы товарищей.  Задачи урока:

1). Обучение анализу поступков
героев через слова, действия.

2). Формирование у школьников
таких нравственных качеств как честность, доброта, долг.

3). Воспитание чувства
сострадания и любви ко всему живому у учащихся, вызвать интерес к творчеству
В.П.Астафьева.

Форма урока: Урок –
размышление на основе исследования.

Используемые технологии:
технология критического мышления. Методические приемы: 

  беседа
по вопросам

  пересказ
эпизодов

  выразительное
чтение отрывка

  анализ
текста

  сценки
(инсценирование эпизодов) — словарная работа.

Методы обучения: диалоговое
взаимодействие

Организационные формы урока:
фронтальная, групповая.

Оснащение: 

1). Учебник литературы для 6
класса. Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

2). Портрет писателя
В.П.Астафьева.

3). Иллюстрации к рассказу
В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

4). Кроссворд.

5). Презентация к уроку.

6). Сувенир «Конь с розовой
гривой».

7). Аудиозапись «Родительский
дом».

8). Рабочие тетради учащихся. Опережающее домашнее задание: рисунки учащихся к
рассказу;   план рассказа.

Ход
урока:

Ι. Организационный момент.

    Доброе утро солнцу и птицам!

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    Пожелайте друг другу успехов
на уроке.

    Все проверили? В порядке ваши книжки и
тетрадки?     Все готовы? Ну, тогда

    Нам урок начать пора! ΙΙ.
Вступительное слово учителя.

    
Виктор Петрович Астафьев –  известный талантливый писатель. Большинство      
произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора
Петровича Астафьева – Сибири, на Енисее, о далеком деревенском детстве в селе
Овсянка, которое было удивительно прекрасной порой.

Кроссворд:

1.     
Кто из героев рассказа «в сердцах или в наслышку» называл бабушку
генералом? (дедушка)

2.     
Какую ягоду собирал мальчик, чтобы «трудом своим заработать
пряник»? (землянику)

3.     
Почему все жалели героя, и он был окружен редкостным вниманием?
(сирота)

4.     
На берегу какой реки находилась деревня, в которой жил мальчик?
(Енисей)

5.     
Как звали бабушку Вити? (Катерина)

6.     
О ком из героев рассказа мальчик говорил: «Он любил море, а я
люблю его»? (Левонтий)

7.     
Какой пряник пообещала купить бабушка, если мальчик наберет земляники?
(«пряник конем», «конь»)

Опорное слово: «Детство»

    
Прежде, чем мы перейдем к теме нашего урока, обратим внимание на слова
французского писателя Антуана де – Сент Экзюпери «Все мы родом из детства..»
Как вы их понимаете?

     Да, именно в детстве
закладываются и формируются те человеческие качества, которые будут у него
потом на протяжении всей жизни.

     Как эти слова согласуются
со словами из песни «Родительский дом – начало начал»… (звучит песня)

    
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни,
увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский
характер.      Мы знаем, что название сборника, куда входит рассказ «Конь с
розовой гривой» называется «Последний поклон», а первое его название «Страницы
детства» и к нему Виктор Петрович Астафьев в качестве эпиграфа берет отрывок из
стихотворения Кайсына Кулиева «Детство».

«Мир детства, с ним
навечно расставанье,

Назад ни тропок нету,
ни следа,

Тот мир далек, и
лишь воспоминанья Все чаще возвращают нас туда».

       Какое слово можно назвать здесь ключевым? (Воспоминанье)
Какие слова являются однокоренными к этому слову? (помнить, память)

ΙΙΙ. Введение в тему.

     
Почему же человек, столько переживший и испытавший, прошедший страшную войну,
почти через сорок лет вспоминает о таком незначительном событии из далекого
детства? ( человек запоминает те события, которые сыграли в его жизни
значительную роль)

       Итак, тема нашего урока
«Уроки мудрости и доброты». Эпиграфом к уроку возьмем слова из рассказа
В.П.Астафьева: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу
забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой». Давайте мы
вместе попробуем определить, какова же цель нашего урока? (оценить поступки
героя и выяснить, какие жизненные уроки извлек мальчик в сложившихся
обстоятельствах)

       Согласна. А теперь
задачи. Как добиться поставленной цели?

1.     
Понаблюдать за поведением героя и левонтьевских ребятишек.

2.     
Сравнить семью мальчика и семью Левонтия.

3.     
Оценить поступки и сделать выводы. ΙY. Работа по теме
урока.

— Словарная работа. Как
вы понимаете слово «доброта»? Как это слово объясняется в толковом словаре?
(работа с толковым словарем)

Прежде
чем приступить к анализу рассказа, вспомним, что такое рассказ? (работа со
словарем литературных терминов) — Беседа.

1. Где
и когда происходит действие рассказа  «Конь с розовой гривой»? (действие
происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после
гражданской
войны). 2. Что это было за время? Как жилось людям? (время
было трудное, людям жилось очень
трудно).

3.      
Кто главные герои рассказа? (герой рассказа – сирота, у него мать
утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени, семья
Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец
семейства много пил, пропивал деньги, работать не любил, бабушка)

4.      
Почему же бабушку, которой в рассказе отводится так мало места,
мы все считаем главной героиней рассказа? (бабушка сыграла главную роль в жизни
главного героя).

Y. Мозговой штурм. «УЗНАЙ
ГЕРОЯ».

1.     
«Тётка … покорно возвращалась, и пока бабушка считала деньги, она
перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только
приотпустят вожжи».

2.     
«Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других
причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, … был
вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

3.     
«Я и сам знал, что им-то, …, «ха-ха», а мне «хо-хо». Бабушка моя,
Катерина Петровна, – не тётка Васеня». 

4.     
«В тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на
единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без
пуговиц».

       Кому из героев принадлежат эти
слова? 

1.          
«Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! Мне рупь!
Другому       рупь! Это что же получится?»

2.          
«Ништяк! Не ходи домой, и всё! Заройся в сено и притаись.
Петровна  боится – вдруг ты утонешь. Вот она как запричитает: «Утону-у-ул,
моё    дитятко, спокинул меня, сиротиночка…» — ты тут и вылезешь»

3.          
«Выдь отсюдова! Он сирота, а вы всё же при родителях! Мать-то ты
хоть  помнишь? Бадога с ней по один год кололи-и-и!»

4.          
«Ну, что ты, что ты! Чего же голодный-то лежишь? Попроси
прощения…  Ступай, ступай….» 

YΙ. Давайте
проверим домашнее задание, вы должны были  составить
план рассказа.

   
1. Обещание бабушки купить пряник.

   
2. Сбор ягод.

   
3. Наставления Саньки.

   
4. Переживания мальчика.

   
5. Наказание.

Итак, рассказ начинается с
обещания бабушки купить пряник. 

Примерный план:

1.                             
Левонтьевское семейство.

2.                             
За земляникой (пряник конем).

3.                             
В лесу.

4.                             
Ссора.

5.                             
Жалко ягод.

6.                             
Шалости на реке.

7.                             
Санька советует обмануть бабушку.

8.                             
Кража калача.

9.                             
Бабушка уезжает на рынок.

10.                         
Рыбалка.

11.                         
Переживания мальчика в ожидании бабушки.

12.                         
Обман раскрыт.

13.                         
Бабушка простила.

14.                         
Дивный конь с розовой гривой.

15.                         
Урок на всю жизнь.

YΙ.  Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица: бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские
ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я
пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь
туесок. Я повезу свои                                 ягоды в город, твои тоже
продам и куплю тебе пряник

 Внук: Конём, баба?

 Бабушка: Конём, конём.

 Внук:
Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать
и               слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём
сразу                почёту сколько будет, внимания!

 Бабушка: Иди, иди уж.
Дитятко ты моё!

Что нужно было сделать, чтобы
заслужить пряник?                                        

    Почему пряник конем для
рассказчика был желанным подарком?

Выразительное чтение
отрывка из рассказа. 

Пряник конём! Это
же мечта всех деревенских малышей. Он белый – белый этот конь, а грива у него
розовая, хвост  розовый, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться
с кусками хлеба. Ешь за столом. Иначе будет худо. Но пряник – совсем другое
дело! Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает
копытами в голый живот. Холодея от ужаса – потерял – хвататься за рубаху и со
счастьем убеждаться – тут он, тут конь-огонь.

С таким конём почету сколько,
внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся. И в чижа тебе
первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом
откусить от коня либо лизнуть его. Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке
откусывать, надо держать пальцем то место, по которое откусить положено, и
держать крепко, иначе Санька или Танька так цапнут, что останется от коня хвост
да грива».

Итак, пряник – это не только
лакомство и игрушка, а что еще?

Возьмите заготовки и
составьте кластер «Пряник».
                                                                            
Не заполняйте все, в конце урока мы еще вернемся к этому заданию.

Почему  бабушка поручила
мальчику самому собирать ягоды для того, чтобы получить желанный подарок? 

УРОК 1.

Любая награда должна быть заслужена
своим трудом, тогда она ценится больше
.

Утром «с
орлами-то дяди Левонтия и отправился я по землянику трудом заработать пряник…»
(текст)

  Что
мы  знаем о семье дяди Левонтия?

  Чем
эта семья отличается от семьи Витьки?

YΙΙ.  «Ребёнок учится всему…

  Как
вы понимаете эту народную мудрость?

  Возьмите
памятки и дайте сжатую характеристику  семье Левонтия и бабушки. (групповая
работа)

Левонтьевские 

Герой — рассказчик

бросали друг в друга

трудом своим заработать пряник

барахтались, принимались драться,
дразнились

начали брать землянику, радостную и дорогую

напластали

брал старательно

жрут ягоды, бьются, катаются

скоро покрыл дно аккуратненького туеска

растерзали рыбину

вздохнул с облегчением

пуляли камнями

гнали по дороге

Левонтий и Васеня, их отношение к жизни

1. 
Отношение к заработанной копейке

2. 
Дом

3. 
Огород

4. 
Изгородь

5. 
Одежда

6. 
Вывод

Дедушка и бабушка Петровна, их отношение к жизни

1. 
Отношение к соседям

2. 
Честность

3. 
Строгость

4. 
Трудолюбие

5. 
Великодушие

6. 
Ласка

7. 
Мудрость

8. 
Вывод

  Кто
особенно выделялся  среди  левонтьевской «орды»? (Текст)

«Исцарапанный, с шишками на
голове от драк и разных  других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными
окровенелыми глазами, Санька был вреднее  и злее всех левонтьевских
ребят». 

  Расскажите,
пожалуйста, как ведут себя дети по пути на увал, какие поступки совершают?
(Текст)

«Парнишки
вольничали, боролись, бросали друг в друга посудой, ставили подножки, раза два
принимались драться, плакали, дразнились…

…по пути
заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали
луку- батуна, наелись до зелёной слюны…

Наконец ребята дошли до увала,
где росла земляника. Что же там произошло?

  Почему
Витька не хотел идти с ними?

(Он ещё не выполнил свою работу,
не набрал ягод, а он знал, что без них не получит пряник.)

  После
чего он присоединился к ребятам?

Санька стал его дразнить.
(Текст)

YΙΙΙ.
Инсценировка сцены из рассказа
— Бабушки Петровны испугался? Эх ты!

  Зато
мне бабушка пряник конём купит!

  Может,
кобылой! Скажи уж лучше – боишься её и ещё жадный! — Я?

  Ты!
— Я?

  Ты,
ты!

  Жадный?

  Жадный!

  А
хочешь, все ягоды съем? — Слабо!

  Мне
слабо! Мне слабо! Вот! Ешьте вместе со мной! (едят ягоды) — Я ещё у бабушки калач
украду!

  Давай!

  Только
одного калача мало!

  Шанег
прихвати!

  А
лучше ещё и пирог!

  Лишнее
не будет! — Ладно!

Витька
поддался на провокацию Саньки, ему не хочется выглядеть  трусом и «жадиной», он
хочет быть в глазах ребят героем, ни в чём от  них не отставать. Мы знаем, что
основное средство характеристики героя – поступок. Витя проявляет
слабость, хочет показать себя «смельчаком» и вместе со всеми совершает один
плохой поступок за другим День проходит незаметно, Витька на время забывает о
своём поступке, но вот пора возвращаться домой.

  Как
автор рисует душевные переживания героя? (Текст)

«Грустно. Тоска на сердце –
предчувствует оно встречу с бабушкой, отчёт и расчёт».

  Почему
он не хочет сказать бабушке правду? 

  Что
ему посоветовал Санька?

И Витя соглашается, он решает
обмануть бабушку, а  первый обман рождает другие. 

  Какие
ещё плохие поступки пришлось ему совершить?(Текст)

«Я пробрался тайком в кладовку,
вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой.

Потом ещё принёс и ещё, пока
Санька не нажрался».

  Какой
же можно сделать вывод?

УРОК 2

Нельзя поддаваться слабости, нужно
уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает новую ложь, а проступок
может перерасти в преступление.

  Что
Витя чувствует  после всех событий? (Текст) Чтение отрывка из рассказа –
Ишмухаметов Денис.

«Бабушку надул. Калачи украл! Что
только будет? – терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, покой
«андельский» не снисходил на мою варначью душу… А что если слезть с полатей,
забраться к бабушке под одеяло и всё-всё рассказать? Я прислушался. Снизу доносилось
трудное дыхание старого человека…Нет уж, я не буду спать до утра, скараулю
бабушку, расскажу обо всём: и про туесок, и про домовиху с домовым, и про
калачи, и про всё, про всё»…

Мы знаем, что этим мыслям не
суждено было сбыться – Витька уснул. Утром он «слоняется» по дому и идёт с
«левонтьевскими» на рыбалку. Там он отвлекается от своих горьких мыслей, но
ненадолго. 

А сейчас обратим внимание на пейзаж,
который рисует автор. Вспомним, что такое литературный пейзаж и какую роль он
играет в произведении. (Словарь литературных терминов)

«День был ясный, летний. На
длинных стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики и, наверное,
только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле
лежали полосатые цветки граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы
шмели. Они ненадолго замирали…должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые
листья блестели, осинник сомлел от жары, сосняк по увалам был весь в синем
куреве. Над Енисеем солнечно мерцало…Тени скал лежали неподвижно на воде…
Железнодорожный мост колыхался тонким кружевцем…»

И от этой
красоты ещё тяжелее на душе у мальчика, ещё сильнее он ощущает свою вину. На
реке появляется лодка, в ней Витя видит бабушку. Он убегает, понимая, что
расплаты не миновать. Тётя приводит его домой.

Утром Витя
слышит, как бабушка всем рассказывает о его преступлении. Он хочет «скорее
помереть». Витька изо всех сил сдерживается, но жалость дедушки вызывает поток
слёз, это уже не слёзы страха, а слёзы раскаяния. Мальчик понимает свою вину и
ждёт справедливого наказания.

   
Как же наказала его бабушка? (Текст) Какова цена обмана?

Удовольствие

Наказание 

Речка, ловля рыбы, подшибленный стриж, таинственная пещера,
признание левонтьевскими, веселье.

Насмешка Саньки, страх (сделалось жутко),
чувство вины перед бабушкой, жалость по

отношению к бабушке, зависимость от

Саньки, новый обман, осознание себя преступником.

(Цена обмана – муки совести и вины) УРОК 3. Нельзя
обманывать и предавать близких людей.

   
Почему бабушка простила своего внука? 

(прощает
бабушка внука по своей доброте и жалости, также из способности понимания
души
ребенка)

   
Какое же ещё качество характера проявляется здесь кроме доброты?

   
Как вы считаете, что такое мудрость?

   
Какой урок извлёк герой из бабушкиного урока?

УРОК 4.

Нужно уметь верить в человека и
прощать ему ошибки.

ΙX. Работа по иллюстрации.

Какой эпизод запечатлен на
иллюстрации к рассказу?

Почему бабушка купила все – таки
«пряник конем» своему внуку?

(бабушка верила в него,
понимала, что он мучается и раскаивается в своих поступках.
Милосердие,
доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание.
Потому
и пишет через много лет автор: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника –

того дивного коня с розовой гривой») Чтение отрывка из рассказа.

Давайте вернёмся к нашим
кластерам и посмотрим, какие слова можно туда добавить. (Любовь, память) 
XΙ. Рефлексия.

Молодцы, ребята! Мы закончили
анализ текста. Давайте подведем итог. Вернемся к цели нашего урока. 

Какие жизненные уроки извлек
герой рассказа из сложившихся обстоятельств?

1.  Любая
награда должна быть заслужена своим трудом, тогда она ценится больше
.

2.  Нельзя
поддаваться слабости, нужно уметь отвечать за свои поступки, иначе ложь рождает
новую ложь, а проступок может перерасти в преступление.

3.  Нельзя
обманывать и предавать близких людей. 4. Нужно уметь верить в человека и
прощать ему ошибки.

На всю жизнь запомнил Виктор
Петрович этот случай из жизни, пронёс светлые воспоминания о бабушке.  В
рассказе «Последний поклон» он пишет:

«И живёт в сердце вина.
Гнетущая, тихая, вечная. Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить её в
памяти, поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в
близких и любимых людях отыскали они её, и  была бы её жизнь беспредельна и
вечна, как вечна сама человеческая доброта… Нет у меня таких слов, чтоб
смогли передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею… Я знаю,
бабушка простила бы меня. Она всегда и всё мне прощала. Но её нет. И никогда не
будет. И некому прощать». Эти слова посвящены не только Екатерине Петровне, а
всем близким людям, которые воспитывают нас своей любовью, мудростью и
добротой.  Напишите, пожалуйста, синквейн «Бабушка».

Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной
работе по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Левонтьевские 

Герой — рассказчик

image001

Урок литературы по рассказу

В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»  

Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»

Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать   содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.

Задачи:

образовательные:

  1. раскрыть жизненные, биографические истоки творчества  В.П. Астафьева;
  2. совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
  3. вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.

развивающие: 

  1. развивать способности к переключению уровней мышления;
  2. развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
  3. развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)

воспитательные:  

  1. воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
  2. воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
  3. способствовать нравственному становлению личности учащихся.

Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии»,  карточки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом дорогом ,что есть у человека: о родном доме, о том, как важны в жизни каждого близкие и дорогие люди, семья. О том, как важно в своей памяти сохранить самые добрые и светлые воспоминания, чтобы в суете событий не очерстветь душою.

(Песня «Дом родной)

Нас разделяют снова холода,                          
Не можем друг без друга мы согреться.                      
Но расстоянье — это не беда.
Всё потому, что родом мы из детства.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром птичий гомон,
И в этот миг от счастья вдруг проснусь,
И не поверю, что опять я дома.

2.Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора,     отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

— Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение — это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».

В.П. Астафьев-удивительный писатель и человек, пронёсший сквозь года добрую память о своей родной деревушке, о родной бабушке. Каждый год мы обращаемся к его творчеству.( Выступления уч-ся о жизни писателя)

Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.

Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.

Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.

Писатель только тогда писатель,  когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся?  Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.

3. Узнай произведение и героев Астафьева   (Коллективная работа)

Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении  идет речь, назвать героя и главное событие:

 1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе … он обессилеет и пропадет».       («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)

       2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива».       («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод   набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)

—  Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать?   (Действие происходит  в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить  урок жизни).

4.Именно воспоминаниям  детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.

Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…» 

         (        Ученик)Нам А.

         Давних лет мгновенные картинки,

как магнит, приковывают взгляд

магией старинных фотоснимков,

что на нас из прошлого глядят.

В срезах нашей памяти ожившей,

памяти отцов и матерей –

дар, крупицы жизни сохранивший,

как окаменелость в янтаре.

5.  

— Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?

— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память».

План рассказа конь с розовой гривой астафьев

6.(Учитель)- Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад.  А фотография – это память, личная память. Вспомните бабушку героя рассказов из повести ( «Последний поклон»)

Чтец 1-й Власенко А.

Удивительной мастерицей была Катерина Петровна. Всякая работа в её руках спорилась. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьев  рассказывает об умении бабушки вставлять оконные рамы.

        Деревенское окно, заделанное на зиму – своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.

        Бабушка рамы в зиму вставляла с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками  — и всё. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.

Бабушка:

— Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.

Чтец 1-й  Асрян Л.

Много лет спустя у писателя Александра Яшина я прочёл о том же: рябина от угара – первое средство. Народные приметы не знают границ и расстояний

Учитель:Живя в маленьком ,скромном домике ,бабушка старалась облагородить его.

(Песня «Домик у дороги»)

Чтец 2-й читает стихотворение Ивана Елагина.

Мне не знакома горечь ностальгии.

Мне нравится чужая сторона.

Из всей давно оставленной России

Мне не хватает русского окна.

Оно мне вспоминается доныне,

Когда в душе становится темно –

Окно с большим крестом посередине,

Вечернее горящее окно.

7.Учитель. Вспомните, как тяжело было герою,когда он заболел и не смог сфотографироваться.

Беседа с учениками по повести «Фотография, на которой меня нет»

      1.) Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?

      2) Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?

      3). Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?

      4). Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?

“Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры…”.

В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…”

    8  1). Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?

      2). Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей.

      3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?

Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…”

В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…”.

9.Инсценировка фрагмента рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Бабушка, встречая учителя:

— Милости просим! Милости просим! Сюда, пожалуйста, проходите!

Учитель:

— Здравствуйте! Я фотографию Вите принёс.

Витя, обращаясь к зрителям:

— Вот она, фотография, на столе. Сколько ребят и девчонок на фотографии! Что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, а узнать можно всех. Только меня на ней нет… И Саньки тоже… И не будет никогда…

Учитель:

— Ничего, ничего. Фотограф, может быть, ещё приедет!

Бабушка:

— А я чё ему толкую? Я то же и толкую!

Обращаясь к учителю:

— Чайку горяченького откушайте с нами! С травками заварила! Угощайтесь, чем Бог послал!

Витя, обращаясь к зрителям:

— И варенье черничное, и брусница, и сушки, и лампасейки, и пряники городские, и молоко в нарядном сливочнике. Чего тут только нет! И я очень рад, что учитель пьёт у нас чай без всяких церемоний, разговаривает с бабушкой, и всё у нас есть, и стыдиться перед гостем за угощение не приходится.

Учитель:

— Спасибо за угощение! Выздоравливай, Витя, поскорее!

Витя:

— А скоро опять фотограф приедет?

Учитель:

— Думаю, скоро. Выздоравливай и приходи в школу, а то отстанешь.

Учитель кланяется дому. Бабушка провожает его до ворот.

— Жене вашей кланяйтесь!

Затем, убирая со стола, сокрушается:

— И не поел ничего. И чаю  два стакана только выпил. Вот какой культурный человек! Вот грамота что делает! Учись, Витька, хорошенько! В учителя, может, выйдешь, либо в десятники…

Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

      1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?

      2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?

      3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.

Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы…”.

В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…”

Чтец читает фрагмент стихотворения Н. Рубцова «Русский огонёк»

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнём, враждой земля полным-полна, —

И близких всех душа не позабудет!..

— Скажи, родимый, будет ли война? –

И я сказал:

— Наверное, не будет.

— Дай Бог, дай Бог…

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…-

И вдруг опять:

— Не будет, говоришь?

— Нет, — говорю, — наверное, не будет.

  1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:

а) приезд фотографа;

б) болезнь;

в) наблюдение за цветком;

г) отношение к школьной фотографии.

      2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?

Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…”.

В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что…”

10. Анализ последней части рассказа.

Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)

Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…”

— В чем особенность построения этой части рассказа?

Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.

— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии,  связаны с трагедией жизни.

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей.  Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи. 

— Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”. Т.Шатская

11.Стадия рефлексии.

1.Синквейн

— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке .На столах лежат листочки.

 Синквейн (от англ. «путь мысли»)

2.  Закончите предложение:

Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…. и т. д.

(Песня «Снится мне деревня…»)

12. Домашнее задание:

Просмотрите фотоальбомы своей семьи.

— Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.

Составить презентацию «Фотографии рассказывают…..

Уважаемые читатели! Литеровед предлагает вашему вниманию краткое содержание рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой», входящего в состав автобиографической повести «Последний поклон».

Главные герои

Витя – рассказчик, главный герой, мальчик-сирота .

Екатерина Петровна – бабушка героя.

Левонтий – сосед бабушки.

Тетка Васеня – жена Левонтия.

Санька – один из сыновей Левонтия.

Краткое содержание

Бабушка предложила внуку пойти с левонтьевскими ребятишками в лес и набрать земляники. Она потом поедет в город, продаст ее и купит пряник. Пряник конем был мечтой всех деревенских ребятишек. Сам конь был белый, а хвост и грива у него были розовые. Обладателю такого коня среди ребят почет и уважение. За то, чтобы откусить от пряника, из рогатки дадут стрельнуть и в играх очередь уступят.

Сосед Левонтий работал на лесозаготовках. Раз в десять дней он получал деньги и начинался пир горой. Необыкновенная суета поднималась не только в левонтьевском доме. Левонтьиха вносила переполох во все соседские дома. С утра с зажатыми в руке рублями она бегала по дворам и раздавала долги. При этом тетка Васеня проявляла крайнюю безалаберность. Она могла вернуть сумму большую, чем занимала. Бабушка отчитывала ее за это.

Левонтьевский дом стоял на просторе. Ничего не загораживало его от людей. Не было ни ставен, ни забора, ни сенцов. Весной, посадив кое-как огород, семейство огораживало его, но зимой всю ограду поглощала печь. Дядя Левонтий жил беззаботно. В теплые вечера он выходил на улицу, садился на чурбак, который одновременно служил крыльцом, и курил. Бабушка ругала его за безделье. Он же ей отвечал, что «слободу» любит. Когда-то он ходил в море и теперь тосковал по морским просторам.

Главной целью рассказчика было прорваться к Левонтию в день получки. Бабушка, зная все повадки внука, препятствовала этому всеми способами. Если все же герою это удавалось, то в доме Левонтия ему оказывалось «редкостное внимание». Левонтий жалел его за то, что он сирота. Тетка Васеня начинала плакать, а за ней и все остальные. Потом все наперебой начинали угощать мальчика.

Ближе к ночи дядя Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?». Когда наступал этот момент, находиться рядом с ним становилось опасным, и все разбегались по разным углам. Тетка Васеня до утра отсиживалась у соседей, а дядя Левонтий громил все, что попадалось под руку, ругался и плакал. Утром он раскаивался, ремонтировал скамейки, вставлял стекла. Потом Левонтий отправлялся на работу, а жена снова шла по соседям брать деньги в долг.

С левонтьевскими ребятишками рассказчик отправился по ягоду. По дороге они баловались, дрались, забирались в чужие огороды. Когда же пришли на увал, все замолчали и принялись собирать землянику. Старшой, обнаружив, что младшие больше едят ягоду, чем собирают в общий котел, стал бить их. Во время драки они рассыпали и перемяли всю ягоду. Помирившись, они отправились купаться на реку. Пошел с ними и Витя.

День прошел весело и интересно, а ягод герой не набрал. Ребята смеялись над ним, что Петровна ему задаст. Знал это и сам мальчик. Он пошел на хитрость: нарвал травы, положил на дно туеска, а сверху траву присыпал ягодой, получился полный туесок. Бабушка, принимая у него ягоду, порадовалась. Витя после ужина вышел на улицу и рассказал о своем обмане левонтьевскому Саньке. Тот стал дразнить его, что расскажет бабушке. Его молчание герой купил калачами, которые утащил у бабушки из кладовой.

Мальчику было стыдно, что он обманул бабушку. Ему не спалось, он ворочался. Бабушка решила, что он застудил ноги в реке. Потом она уснула, а внук принял решение утром непременно ей все рассказать. Это успокоило мальчика, и он провалился в сон.

Дедушка работал на заимке в пяти километрах от деревни. Бабушка уехала в город. Герой слонялся по дому, не зная, чем заняться. Он пошел к левонтьевским ребятам. Санька собирался на рыбалку и позвал рассказчика с собой. Тот быстро сбегал домой, взял удочки и хлеб. Они пришли на реку и поставили удочки. Пойманную рыбу испекли на костре и съели полусырой.

Рассказчик ждал приезда бабушки, и от этого его настроение портилось. Санька предложил ему не идти домой, тогда Петровна решит, что он утонул. Поплачет и простит его. Герой отказался так поступать. Тут начался клев. Вскоре показалась лодка, на которой приехала бабушка из города. Увидев ее, рассказчик рванул от нее, куда глаза глядят. Бабушка грозила ему вслед.

Мальчик пошел к двоюродному брату Кешке. Они до темноты играли в лапту. Тете Фене Витя сказал, что бабушка уехала в город и, возможно, заночует там. Тетя накормила его и, вопреки ожиданиям племянника, повела домой. В доме свет уже не горел, тетя постучала в окно, бабушка отозвалась. Тетя Феня втолкнула мальчика в кладовку, а сама вошла в дом, о чем-то поговорила с бабушкой и ушла. Рассказчик так и уснул в кладовке. Утром он увидел, что укрыт дедушкиным полушубком. Он понял, что приехал дедушка, и очень обрадовался.

Тут он услышал, как бабушка рассказывает деду о том, как продавала ягоду. Ему стало очень стыдно. Бабушка шумела, что он арестантом будет, если с малых лет мошенничает. Она грозилась еще левонтьевских отругать.

Рассказчик делал вид, что спит, хотя бабушку обмануть было трудно. Он ждал, когда она переделает дела и уйдет из дома. Наконец, в кладовку зашел дед. Мальчик не выдержал и расплакался. Дед погладил внука по голове и посоветовал попросить прощения. Мальчик так и сделал. Бабушка ругалась, стыдила внука, а дед дал ему знак терпеть.

Мальчик снова расплакался. Бабушка выговорилась, дед ушел. Мальчик поднял голову и увидел перед собой пряник. Даже спустя много лет, рассказчик помнит этот бабушкин пряник.

  • План рассказа корова платонов
  • План рассказа капитанская дочка по главам подробно
  • План рассказа колокол углича
  • План рассказа картофельная собака
  • План рассказа каштанка чехов