План рассказа кладовая солнца

Из истории созданияоколо месяца работал пришвин над произведением. в июне 1945 года книга кладовая солнца вышла в печать. с ней

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Рассказ Кладовая солнца Глава 10 Пришвин читать

Тот сильный порыв ветра, когда крикнула бедная Настя, был еще не последним перед тишиной вечерней зари. Солнце в это время проходило вниз через толстое облако и выбросило оттуда на землю золотые ножки своего трона.

И тот порыв был еще не последним, когда в ответ на крик Насти закричал Митраша.

Последний порыв был, когда солнце погрузило как будто под землю золотые ножки своего трона и, большое, чистое, красное, нижним краешком своим коснулось земли. Тогда на суходоле запел свою милую песенку маленький певчий дрозд-белобровик. Несмело возле Лежачего камня на успокоенных деревьях затоковал Косач-токовик. И журавли прокричали три раза не как утром — «победа!», а вроде как бы:

«Спите, — но помните: мы вас всех скоро разбудим, разбудим, разбудим!»

День кончился не порывом ветра, а последним легким дыханием. Тогда наступила полная тишина, и везде стало все слышно, даже как пересвистывались рябчики в зарослях Сухой речки.

В это время, почуяв беду человеческую, Травка подошла к рыдающей Насте и лизнула ее соленую от слез щеку. Настя подняла было голову, поглядела на собаку и так, ничего не сказав ей, опустила голову обратно и положила ее прямо на ягоду. Сквозь клюкву Травка явственно чуяла хлеб, и ей ужасно хотелось есть, но позволить себе покопаться лапами в клюкве она никак не могла. Вместо этого, чуя беду человеческую, она подняла высоко голову и завыла.

Мы как-то раз, помнится, давным-давно тоже так под вечер ехали, как в старину было, лесной дорогой на тройке с колокольчиком. И вдруг ямщик осадил тройку, колокольчик замолчал и, вслушавшись, ямщик нам сказал:

— Беда!

Мы сами что-то услыхали.

— Что это?

— Беда какая-то: собака воет в лесу.

Мы тогда так и не узнали, какая была там беда. Может быть, тоже где-то в болоте тонул человек и, провожая его, выла собака, верный друг человека.

В полной тишине, когда выла Травка, Серый сразу понял, что это было на палестинке, и скорей-скорей замахал туда напрямик.

Только очень скоро Травка выть перестала, и Серый остановился переждать, когда вой снова начнется.

А Травка в это время сама услышала в стороне Лежачего камня знакомый тоненький и редкий голосок:

— Тяв! Тяв!

И сразу поняла, конечно, что это тявкала лисица по зайцу. И то, конечно, она поняла: лисица нашла след того же самого зайца-русака, что и она понюхала там, на Лежачем камне. И то поняла, что лисице без хитрости никогда не догнать зайца и тявкает она, только чтобы он бежал и морился, а когда уморится и ляжет — тут-то она и схватит его на лёжке. С Травкой после Антипыча так не раз бывало при добывании зайца для пищи. Услыхав такую лисицу, Травка охотилась по волчьему способу: как волк на гону молча становится на круг и, наждав ревущую по зайцу собаку, ловит ее, так и она, затаиваясь, из-под гона лисицы зайца ловила.

Выслушав гон лисицы, Травка, точно так же, как и мы, охотники, поняла круг пробега зайца: от Лежачего камня заяц бежал на Слепую елань и оттуда на Сухую речку, оттуда долго полукругом на палестинку и опять непременно к Лежачему камню. Поняв это, она прибежала к Лежачему камню и затаилась тут в густом кусту можжевельника.

Недолго пришлось Травке ждать. Тонким слухом своим она услыхала недоступное человеческому слуху чавканье заячьей лапы по лужицам на болотной тропе. Лужицы эти выступили на утренних следах Насти. Русак непременно должен был сейчас показаться у самого Лежачего камня.

Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась.

Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица.

Так вот одновременно сошлось: Травка бросилась, а заяц остановился.

И Травку перенесло через зайца.

Пока собака выправилась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе прямо на Слепую елань.

Тогда волчий способ охоты не удался: до темноты нельзя было ждать возвращения зайца. И Травка своим собачьим способом бросилась вслед зайцу и, взвизгнув заливисто, мерным, ровным собачьим лаем наполнила всю вечернюю тишину.

Услыхав собаку, лисичка, конечно, сейчас же бросила охоту за русаком и занялась повседневной охотой на мышей. А Серый, наконец-то услыхав долгожданный лай собаки, понесся на махах в направлении Слепой елани.

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

«Кладовая солнца» (Пришвин): анализ произведения

Уже сам подзаголовок повести «Кладовая солнца (сказка-быль)» заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. «Сказка-быль» создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев — Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей — не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище «Мужичок в мешочке».

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть «Кладовая солнца» в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже «приземлённые» приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как «их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне».

Пришвин в произведении «Кладовая солнца» показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: «А какие это были умные детишки! … не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он «в доме главный», тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает «такое прекрасное равенство».

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются «за клюквой». Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о «палестинке», о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту «неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква» — и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой…

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В «Кладовой солнца» природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом «настроена» на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет — отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет «ужасным несчастьем» в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше «маленького Антипыча», которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, «Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань». Мальчик, «почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением», но опоздал и «почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь» трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с «тропы человеческой» из-за самонадеянности, то Настю увела с неё… неосознанная жадность — девочка шла и шла себе «за клюквой», да и не заметила, как оказалась там, где «люди не ходят». Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он «отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал…» — для Травки он стал ее хозяином: «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею…» В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином — он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого – то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые «на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень… И трудно сказать, на кого больше глядели — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком»…

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в «Кладовой солнца», читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. — М.: ФЛИНТА, 2014

Моменты реальности

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Пример 2

Зачем были придуманы сказки? Чтобы научить детей отличать добро от зла, показать важность всегда поступать правильно. Значит, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» тоже научила читателей чему-то хорошему. Чему это произведение научило меня?

Эта сказка учит нескольким важным вещам. Во-первых, она показывает всю важность заботы о природе. Очень чётко в произведении показано правило: природа относится к людям так, как они к ней. Настя и Митрашка, например, заботились о животных, о своем маленьком стаде и хорошо вели себя в лесу, поэтому с ними ничего не случилось, даже наоборот, ребятам помогли выбраться целыми и невредимыми. По моему мнению, природа оберегала детей, посылала ушастого помощника, потому что заяц всегда приходил в самый нужный момент. То Травка учуяла зверька, побежала за ним и так нашла Настю, которая вспомнила о брате. То собака снова побежала за зайцем и спасла Митрашку. То младший брат, решив подстрелить зверька, случайно попал в Серого Помещика и тем самым спас и себя, и сестру, и всю деревню тоже. Более того, в сказке показано не только хорошие отношения между человеком и природой, но и плохие. Например, до облавы на волков, которую совершили жители деревни, Серый Помещик не был таким злым и кровожадным, но на момент действия произведения он пугал всю округу. Таким образом автор показал, что если не любить и не ценить природу, в ответ тоже не стоит ждать хорошего отношения к себе.

Во-вторых, эта сказка учит тому, как важна семья. Мать Насти и Митрашки умерла от болезни, отец погиб на Великой Отечественной войне. Только они были у друг друга, только на себя дети могли положиться. Самые близкие люди на свете поссорились, и из этого не вышло ничего хорошего: младший брат чуть не утонул в трясине, пока старшая сестра собирала клюкву. Девочка чуть не забыла о Митрашке, увлекшись своим занятием. После того, как все закончилось, Настя поняла, как неправильно поступила, и отдала всю собранную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда. Автор хотел донести до читателей, что очень важно заботиться о своих родных, всегда помогать им, что ссоры не должны портить отношения между людьми и мешать достигать общих целей.

Таким образом, сказка-быль Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» научила меня заботиться о природе, уважать её. Еще она показала всю важность семейных отношений и любви к близким.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Пример 1

М. М. Пришвин – замечательный писатель, создатель разных историй для детей. Сказка-быль “Кладовая солнца” – одно из самых ярких его произведений, являющихся кладезью интересной и поучительной информации. Мы видим, как автор описывает красоту родного края, взаимоотношения людей между собой, а также отношения человека к природе.

Героями истории являются брат и сестра, осиротевшие во время Отечественной войны. Все заботы о хозяйстве ложатся на их хрупкие детские плечи. Однако дети не опускают руки и берутся за работу. Автор тем самым учит нас, что нужно не бояться трудиться, даже если сложно, и тогда все получится. Однажды дети идут в лес за клюквой, но когда им предстоит выбор, идти по проторенной тропинке или по скрытой, Митроша упрямится и не хочет туда, куда ходят все, потому что ягод в том месте не будет. Настя же, наоборот, боится затеряться в неизведанном месте. В итоге ребята расходятся. Митроша из-за своего упрямства попал в болото. Повезло мальчику, что собака Травка, у которой умер хозяин, жила в лесу и почуяла человеческую беду. Она помогла Митроше выбраться из западни. А если бы дети сразу договорились друг с другом, то и не случилось бы беды. Пришвин хочет убедить нас в том, что нужно уметь находить компромисс, стараться прислушиваться друг к другу, и тогда можно будет избежать многих проблем. Мы, конечно же, понимаем, что дети – это все лишь на всего дети, им трудно удержаться от азарта и не сделать вид, что они знают всё лучше всех. Ведь даже взрослые иногда забываются и могут начать спорить. Однако нужно всегда стараться сохранять ясность мысли, потому что иначе можно угодить в беду.

Герои тем не менее проявили смекалку, что помогло выпутаться из беды. Собака Травка приняла мальчика за юного Антипыча, ее прежнего хозяина, чем Митроша успешно и воспользовался. Мы видим, что человек относился к животному по-доброму на протяжении многих лет, и даже после того, как хозяина не стала, собака искала его в каждом человеке. Животное привыкло помогать людям, и поэтому почуяла беду, когда мальчик угодил в болото. Нужно стараться относиться к животным и к природе бережно, и тогда они ответят нам тем же.

Нам, городским жителям, очень интересно и познавательно читать такие истории. Мы видим лося и змею, путешествуем по лесу в поисках ягод. Автор так подробно описывает лес, деревья, которые растут там, поведение животных, что нам хочется тоже оказаться на месте героев и вдохнуть чистый сельский воздух. Пришвин пытается передать нам свою любовь к природе и хочет, чтобы мы тоже прониклись этим чувством и старались относиться бережнее к окружающей среде.

Слайд 1

Урок литературного чтения Тема : М. Пришвин «Моя Родина»

Слайд 2

Речевая разминка Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше… Читай тихо, медленно, шурша.

Слайд 3

Речевая разминка Ветер воет, завывает, Гнет деревья до травы, С веток яблоки срывает, Тащит шапку с головы. Читай с силой, громко, четко.

Слайд 4

Объясните значение пословиц Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь. Любовь к Родине сильнее смерти. На чужой стороне Родина милей вдвойне. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Слайд 5

Прослушайте рассказ Константин Ушинский «Наше отечество»

Слайд 6

О тветьте на вопросы Есть ли разница между словом Родина и Отечество? Почему Россию называют Отечеством? Почему называют Родиной, матерью? Может быть у человека 3 Родины или 4?

Слайд 7

Предположите… Мы познакомимся… Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем учиться… Мы сможем поразмышлять…

Слайд 8

М. М. Пришвин (1873 – 1952)

Слайд 9

М. М . Пришвин « Моя Родина »

Слайд 10

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком.

Слайд 11

Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.

Слайд 12

Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Слайд 13

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

Слайд 14

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

Слайд 15

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Слайд 16

Моя охота была и тогда и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

Слайд 17

Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех.

Слайд 18

А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек. Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.

Слайд 19

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать.

Слайд 20

Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Слайд 21

Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значит охранять родину.

Слайд 22

Словарная работа КЛАДОВАЯ СОЛНЦА – так образно называет М. Пришвин природу. Солнце даёт свет , тепло , жизнь . Природа – хранительница земли , земных богатств . СОКРОВИЩА – 1 ) драгоценность 2) так говорят о ком-то или чём – то ценном , дорогом. 3) ценности духовной и материальной культуры. КУВШИН МОЛОКА — кувшин – посуда из глины. Слово родина может писаться с маленькой буквы. Это родина , где родился каждый. И с большой : Родина – Россия .

Слайд 23

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни , людях , Родине , природе , искусстве , музыке и т. д . Краткое описание жизненных событий.

Слайд 24

«Охранять природу – значит охранять Родину!» Подберите родственные слова к слову РОДИНА.

Слайд 25

Однокоренные слова: Рожд ение, род ители, род ство, род , род имый, род ной, род инка, род ительский, от род у, род овитый, без род ный и др.

Слайд 26

Тест Когда просыпалась мать мальчика? а) до солнца б) с рассветом в) в полдень

Слайд 27

Тест 2. Чем угостила мать рассказчика, когда он тоже поднялся до рассвета? а)Молоком б)Кофе с молоком в)Чаем с молоком

Слайд 28

3. В какое время автор обычно пишет свои рассказы? а) Ранним утром б) Днем в) Глубокой ночью Тест

Слайд 29

4 . Когда автор советует подниматься людям? а) До солнца б) С солнцем в) В девять утра Тест

Слайд 30

5 . За какими птицами уходил охотиться рассказчик после чая? а) За тетеревами б) За перепелками в) За свиристелями Тест

Слайд 31

6 . Почему сначала нужно было поймать силками перепелку-самку? а) Потому что ее легче поймать б) Чтобы она подозвала самца в) Чтобы разыскать ее гнездо Тест

Слайд 32

7 . Чем нужно было кормить соловья, чтобы он пел лучше всех? а) Червями б) Муравьиными яичками в) Стрекозами Тест

Слайд 33

8 . Как автор называет природу? а) Кладовой витаминов б) Кладезем мудрости в) Кладовой солнца Тест

Слайд 34

9 . Кого автор считает хозяевами природы? а) Животных б) Людей в) Насекомых Тест

Слайд 35

10 . Что значит охранять природу? а) Значит охранять свое будущее б) Значит охранять родину в) Значит охранять память о предках Тест

Слайд 36

— На этом уроке я узнал (а) ….. — Я сделал(а) для себя выводы … — Мне особенно запомнилось…

Читательский дневник по рассказу «Кладовая солнца» Михаила Пришвина

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Название работы: «Dispensa del Sole»

Количество страниц: 12

Жанр: рассказ

Главные герои: Настя, Митраша.

Второстепенные персонажи: Трава, серый помещик.

Характеристика главных героев:

Митраша — парень серьезный и ответственный.

Мужества не требует, но любит поспорить.

Сам он убивает волка из ружья, хотя целился в зайца.

Настя — старательная и заботливая девушка.

Это старшая сестра Митраши, и она пытается о нем позаботиться.

Характеристика второстепенных героев:

Виид — нежная и преданная собака. Он не может забыть своего хозяина.

Серый помещик — волк, жадный, жестокий.

План рассказа:

  1. Семья брата и сестры.
  2. В лесу за клюквой.
  3. Дети ссорятся.
  4. Волк.
  5. Митрас и болото.
  6. Помощь травы.
  7. Встреча с помещиком.
  8. Возвращение на родину.

Детский рисунок-иллюстрация

Основная мысль рассказа «Кладовая солнца»:

Суть истории в том, что вам нужно держаться вместе, быть командой и помогать друг другу, несмотря на различия.

Основная идея рассказа заключается в том, что болота — это огромное богатство, которое нужно тратить осторожно и бережно.

Чему учит рассказа

Работа учит находить компромиссы, договариваться и поддерживать друг друга.

Он учит никогда не сдаваться, бороться до конца.

Он учит любить и беречь природу.

Краткий отзыв по произведению «Кладовая солнца» для читательского дневника:

Прочитав эту историю, я подумал, что часто мелкие ссоры и обиды серьезно портят большой бизнес.

Люди не могут найти общий язык и делают все, несмотря ни на что.

Так что герои повести подрались в самый ответственный момент.

Из-за этого мальчик чуть не умер.

Мальчики были неправы.

Митраша, потому что хотел все делать сам, слишком сильно верил в свои силы.

Настя, потому что она была упрямой и к тому же самоуверенной.

Это интересный и поучительный рассказ, в котором автор описал почти реальный случай в болоте.

Писателю удалось показать, насколько опасно расставаться в лесу, действовать одному.

А дикая местность всегда полна опасностей.

Несмотря на это, мне очень понравились герои рассказа.

Они были мужественными, стойкими, трудолюбивыми.

Они привыкли полагаться на собственные силы.

На этот раз их самоуверенность разочаровала их, но они усвоили урок.

Всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что из-за ерунды нельзя бороться.

О том, что умный человек уступит глупому, так что всем не плохо.

Пословицы к рассказу:

  • В цифрах есть безопасность.
  • Держитесь друг за друга — вернитесь из беды.
  • К чему сокровище, когда семья счастлива.
  • Хорошая помощь вовремя.

Словарь неизвестных слов:

  • Фуганок — это разновидность рубанка.
  • Банда — сантехника, полведра.
  • Поднимите настроение — спросите, подышите.
  • Палестинец — ягодная поляна.
  • Борина — песчаный холм с лесом.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Прыжок! — Он сказал.

И он бросился.

Но было слишком поздно.

В пылу мгновения, как раненый — исчезни, так исчезни! — наугад он носился все больше, больше и больше.

И он чувствовал, что его крепко сжимают со всех сторон по грудь.

Теперь он не мог даже тяжело дышать: при малейшем движении его тянуло вниз.

Он мог сделать только одно: поставить пистолет на болото и, опираясь обеими руками, не двигаться и как можно скорее успокоить дыхание.

Так он и сделал: снял пистолет, поставил его перед собой, опираясь одной рукой, а другой.

Экранизация

«Ветер бродяг» (1978). Режиссер: Юрий Егоров. Источник: Одноклассники.

План пересказа

  • 1 Жизнь Насти и Димы Веселкина после смерти родителей.
  • 2Настя учится усмирять несговорчивого брата.
  • 3 Брат и сестра ищут чернику.
  • 4 Девушка и мальчик идут по компасу к Звонкой Бориной.
  • 5 Дети наблюдают за природой, вспоминают слова родителей о каждом из обитателей леса. Особенно пугаются серого помещика, грозного закаленного волка. Традиция гласит, что убить его невозможно.
  • 6 Дети обсуждают, куда идти дальше у Лежащего камня. Ни один из них не уступает другому, и они расходятся в разные стороны.
  • 7 Митраша идет опасным путем и попадает в болото. Его спасает осиротевшая собака Грасс, хозяин которой умер. В ответ Митраша спасает ее, когда она убивает серого помещика.
  • 8 Настя сейчас идет безопасной дорогой. Он собирает много клюквы и забывает о брате. Когда сестра вспоминает своего брата, она больше не может его найти. Вскоре Настя слышит выстрел и спешит на его звук.
  • 9 Мальчики встречаются, они идут домой с Травой.
  • 10 Настя привозит ягоды эвакуированным из Ленинграда детям, чтобы преодолеть позор своей жадности и несговорчивости.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка «Dispensa del sole» — классика детской литературы. Работа изучается в средней школе. Детям нравятся яркие снимки главных героев крупным планом, красочные описания лесных пейзажей. Это включает в себя образное мышление и заставляет взглянуть на мир с совершенно другой точки зрения.

Аналитическая справка поможет более полно разобраться в работе:

История создания

Книгу «Dispensa del sole» Пришвин написал спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея такого сочинения созревала у писателя давно. С 1941 по 1945 год автора эвакуировали в небольшое село Усолье Ярославской области.

Как выглядит тайга
Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там была спокойной и размеренной, а люди добродушными и открытыми. Там Пришвин познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, ставшими прототипами литературных героев. Мальчики, как и большинство деревенских детей, потеряли своих родителей в котле войны и самостоятельно столкнулись с возложенными на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года в государстве проводился конкурс на лучшее литературное произведение для детей, автор вспомнил о болоте Блудово, Усолье и Сони Борей. Еще один рассказ родился через месяц, через месяц после того, как работа выиграла конкурс и была опубликована в журнале «Оттобре».

Тема и конфликт

Пришвин считается мастером подробных описаний. Иногда сама история отходит на второй план, уступая место красочным изображениям лесных пейзажей. Рассказ «Dispensa del sole» не стал исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные вопросы, как:

  • единство человека с природой, гармоничные отношения между ними;
  • превосходство человека, но только когда он уважает дары матери-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, актуальное для того времени.

При этом извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, ставших полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Dispensa del sole», жанр, который сам автор удачно определил как сказку, имеет следующие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его композиция умело превращает сказку в реальность и наоборот;
  • главные герои «Кладовой солнца» — дети с настоящей, а не вымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Ярким примером этого является земельный серый волк, собака Солнца и Трава;
  • вечные ценности, воспетые в сказках, нашли отражение и в сказке: была Пришвина.

Сама работа состоит из 12 глав, разделенных по смыслу. Повествование логично, линейно, есть динамика, которая нарастает к кульминации и счастливому финалу.

Короткий пересказ «Кладовой солнца»

Краткое содержание солнечной кладовой:

Невыразимые богатства можно найти почти в каждом болоте. Все травинки и травинки, которые там растут, пропитаны солнцем, пропитаны его теплом и светом. При отмирании растения не гниют, как в почве. Болото бережно их консервирует, накапливая мощные пласты торфа, насыщенного солнечной энергией. Именно поэтому болото называют «солнечным складом». Мы, геологи, ищем такие раздаточные материалы. Эта история произошла в конце войны, в деревне у Блудовского болота, в Переславль-Залесском районе.

Брат и сестра жили в соседнем доме. Двенадцатилетнюю девочку звали Настя, а десятилетнего брата — Митраша. Дети недавно осиротели: «мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень добрыми. «Настя была как золотая курица на высоких ножках» с лицом в золотых веснушках. Митраша был невысоким, толстым, упрямым и сильным. Соседи прозвали его «человечком в мешке». Сначала им помогала вся деревня, потом дети сами научились управлять домом и показали себя очень самостоятельными.

Однажды весной дети решили пойти за черникой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но, пролежав зимой на снегу, она становится вкуснее и полезнее. Митраша забрала у отца ружье и компас, Настя — огромную корзину и еду. Отец как-то сказал им, что на Блудовом болоте, недалеко от Слепых Елани, есть нетронутый луг, заросший ягодами. Туда пошли дети.

Они вышли после наступления темноты. Птицы еще не пели, только за рекой доносился вой Серого помещика, самого ужасного волка в округе. Дети подошли к перекрестку, когда солнце уже взошло. А потом они поссорились. Митраша хотела следовать по компасу на север, как сказал ее отец, только путь на север был неповрежденным, едва заметным. Насте хотелось пойти по проторенному пути. Дети поссорились, и каждый пошел своей дорогой.

Между тем неподалеку проснулся Травка, пес лесничего Антипича. Лесник умер, а его верная собака осталась жить под развалинами дома. Трава без хозяина была грустной. Он выл, и этот вой услышал серый помещик. В голодные весенние дни он ел в основном собак и теперь бежал под вой травы. Однако вой вскоре прекратился — собака погналась за зайцем. Во время погони он учуял маленьких людей, один из которых нес хлеб. Именно по этому пути бежал Грасс.

Тем временем компас привел Митрашу прямо к Слепой Элани. Здесь еле заметная тропинка объединилась, и мальчик решил немедленно ее срезать. Впереди была ровная расчищенная поляна. Митраша не знал, что это ужасное болото. Мальчик прошел больше половины, когда инерция начала его всасывать. В одно мгновение он ожил. Митрасу оставалось только упереться грудью в пистолет и замерзнуть. Вдруг мальчик услышал, как зовет его сестра. Он ответил, но ветер разнес его крик в противоположную сторону, и Настя не слышала.

Все это время девушка шла по проторенной тропе, которая тоже вела к Слепой Элани, просто обходя стороной. В конце тропы наткнулась на то место с клюквой и начала собирать ягоды, забыв обо всем. Вспомнила о брате только вечером: еда осталась при ней, а Митраша по-прежнему ходит голодный. Оглянувшись, девушка увидела траву, которую ей принес съедобный запах. Настя вспомнила пса Антипыч. Девушка плакала, переживая за своего брата, и Грасс пытался ее утешить. Он закричал, и серый помещик поспешил на звук. Вдруг пес снова почувствовал запах зайца, побежал за ним, выскочил на Слепой Илан и увидел там еще одного человечка.

Митрашка, совершенно замерзший в холодном болоте, увидел собаку. Это был его последний шанс сбежать. Мягким голосом он кивнул Грассу. Когда легкая собака подошла очень близко, Митраша крепко схватил ее за задние лапы, а Грасс вытащил мальчика из болота.

Мальчик был голоден. Он решил застрелить зайца, которого привела ему умная собака. Он зарядил ружье, приготовился и вдруг очень близко увидел морду волка. Он выстрелил в Митраса почти в упор и положил конец долгой жизни серого помещика. Настя услышала выстрел. Брат и сестра переночевали на болоте, а утром вернулись домой с тяжелой корзиной и рассказом о волке. Те, кто верил в Митраша, пошли в Элан и принесли мертвого волка. С тех пор мальчик стал героем. По окончании войны его перестали называть «человечком в мешке», поэтому он вырос. Настя долго упрекала себя в жадности к клюкве и все полезные ягоды раздавала эвакуированным из Ленинграда детям.

Повесть Михаила Пришвина «Ежик» написана в 1935 году. В сводке «Ежик» Пришвина для читательского дневника, которую можно прочитать на нашем сайте, рассказывается о необычайной дружбе человека с зверюшкой.

Отзывы читателей

Захватывающая и захватывающая сказка-реальность. Когда я читал текст, меня искренне беспокоили персонажи. Я особенно переживал за Митраса, когда он упал в болото. Его спасла собака, а затем он смог убить волка. Серого хищника не настигли опытные охотники, но мальчику это удалось. Воспитательная работа.

Марина

Интересная и необычная работа Пришвина. Он привлекает внимание своим необычным названием. История рассказана от имени рабочих, которые готовили болота для добычи торфа. Основная идея текста в том, что всегда важно поддерживать друг друга. Одно это помогло выжить брату и сестре.

Инна

Пришвин умело описывает природу, показывая, насколько она может быть прекрасна. С особой теплотой он описывает детей-сирот в своем творчестве. Это трогательная и интересная сказка. Да, брат и сестра поссорились, но смогли осознать свои ошибки и все исправить. Это произведение можно читать не только детям, но и взрослым.

Маргарита Пицца

М. Пришвин «Кладовая солнца» кратко

Михаил Пришвин Раздаточный конспект о солнышке для читательского дневника:

Главные герои рассказа — девочка Настя и ее младший брат Митраша. Насте 12 лет, Митраше 10 лет. После смерти родителей Настя и Митраша живут одни в своем загородном доме. Они сами управляют домом, козу держат.

Однажды Настя и Митраша едут за клюквой в Блудовское болото. В лесу они обсуждают, какой путь выбрать. Следовательно, каждый из них идет своим путем. Митраша решает сократить свой путь и следует непобежденным путем. Он попадает в болото и начинает тонуть. Он зовет Настю на помощь, но сестра его не слышит: она жадно собирает чернику. В конце концов Настя вспоминает брата. Она звонит ему, но мальчик не отвечает.

Тем временем пес Трава, живущий в лесу, охотится на зайца. Трава у болота, он видит Митрашу и подходит к нему. Митраша хватает собаку и выходит из болота. В это время на болоте появляется волк. Во время охоты на Траву волк оказывается прямо перед Митрасом. Мальчик стреляет в него из пистолета и убивает. Настя слышит выстрел и наконец подъезжает к Митраши.

Настя, Митраша и Травка возвращаются домой в село. Вся деревня приветствует их как героев. Никто не верит, что маленький Митраша может убить старого волка. Трава оседает у Насти и Митраши. Настя чувствует себя виноватой, что забыла о брате, пока собирала чернику. Собранные ягоды девочка раздает больным детям Ленинграда.

Это интересно: Бажов написал сказку «Серебряное копыто» в 1938 году. В рассказе автор описал жизнь маленькой сиротки Дареньки и старика Коковани, которым посчастливилось увидеть волшебного козла по прозвищу Козел. Серебряное копыто.

Сюжет произведения

Недалеко от Блудовского болота стояла деревня. Здесь жили брат и сестра Дмитрий и Анастасия Веселкины. Они осиротели во время войны. Их мать умерла от болезни, а отец погиб на фронте. Сначала сельчане помогали подросткам вести хозяйство, затем дети научились справляться с домашними делами и ухаживать за домашними животными.

Вскоре после смерти родителей Митраша научилась бондарному ремеслу и изготовлению деревянной посуды. К нему за помощью приходят влюбленные всей деревней, и мальчик никому не отказывается в помощи. Упрямый, сильный и коренастый мальчик был невысокого роста. За все эти качества его прозвали «Человечек в мешке».

Дети жили дружно, только иногда ссорились из-за ерунды. Это часто происходило, когда Митраша вспоминал, как отец учил ее мать. Он также пытался наставить свою сестру, но она просто молча улыбалась. Далее Настя успокоила брата добрым словом и призывом к общему делу.

Однажды брат и сестра собрались за черникой. Маршрут был долгим и опасным через Блудовское болото. Сначала ребята вместе гуляли по компасу Митраши, а потом обсуждали, куда идти дальше. Мальчик предложил пойти на север, где, как сказал ему отец, есть поляна с множеством ягод. Его сестра ответила, что пройти через Слепую Елань означает погибнуть. Так что ребята поспорили и разошлись у Лежащего камня в разные стороны.

Митраша отправляется неизвестной тропой на север и вскоре начинает тонуть в болоте. Мальчик зовет на помощь сестру, но она его не слышит.

Настя идет проторенной дорогой и собирает много ягод. Когда она вспоминает брата, Настя звонит ему, но он не отвечает на ее звонок.

В это время бездомная собака Грасс, живущая в лесу, охотится на зайца. Он оказывается возле болота и замечает тонущего мальчика. Подползти к Митрасу. Мальчик берет ее за лапы и выходит из болота. Волк наблюдает за ними с болота. Митраша стреляет в него из отцовского ружья, которое он взял с собой перед выходом из дома. Настя бежит на звук выстрела.

Вместе мальчики едут домой с Травкой. Никто не верит, что Митрас застрелил волка по прозвищу старый помещик. Настя чувствует себя виноватой из-за своей жадности и споров с братом. Привезти собранные ягоды больным детям, эвакуированным из Ленинграда.

Основные персонажи сказки

Пришвин Кладовая главных героев солнышка:

  • Настя Веселкина, 12-летняя сестра Митраши, «была как золотая курица на высоких ногах».
  • Митраша Веселкин — 10-летний мальчик с хвостом, брат Насти; его в шутку называли «человечком в мешке».
  • Сорняк — собака умершего лесничего Антипыч, «большая рыжая, с черной лямкой на спине».
  • Волк. Старый помещик.

Источники

  • https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-3-klass/prishvin-mihail-rasskaz-kladovaia-solntsa
  • https://briefly.ru/prishvin/kladovaia_solntca/
  • https://nukadeti.ru/chitatelskij-dnevnik/prishvin_kladovaya_solnca
  • https://www.nur.kz/family/school/1878117-kladovaa-solnca-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/
  • https://litfest.ru/shortwork/soderzhanie-kladovaya-solntsa.html
  • https://nauka.club/literatura/otzyvy-kladovaya-solntsa.html

  • План рассказа как рубашка в поле выросла
  • План рассказа кавказский пленник 5 класс
  • План рассказа илья муромец и святогор
  • План рассказа июльская гроза
  • План рассказа казак чехов