План рассказа капитанская дочка 8 класс

Сочиненияпродолжая знакомство с произведением капитанская дочка, мы следим за развитием событий и за жизнью главного героя. в этот раз наше

Сочинения

Продолжая знакомство с произведением Капитанская дочка, мы следим за развитием событий и за жизнью главного героя. В этот раз наше знакомство включает изучение пятой главы, которая называется Любовь. Краткое содержание пятой главы мы и рассмотрим сегодня, чтобы сделать подробный разбор.

Глава 5. Любовь

Глава пятая описывает события, произошедшие после дуэли. Гринев очнулся в незнакомой комнате, у него слабость. Он увидел Савельича и память начала возвращаться. Петя вспомнил дуэль и свое ранение, тут заскрипела дверь и в комнату кто-то вошел. По голосу Гринев понял, что это Марья Ивановна, которая интересовалась его здоровьем, ведь как ни как, а уже пятые сутки он находился в кровати в беспамятстве. И вот наш герой опомнился и даже сумел ответить на несколько вопросов по поводу своего состояния.

Как оказалось Петр был в комнате коменданта и за ним все это время ухаживала Марья. И тут Гринев засыпает, а проснувшись он видит Марью и ощущает непередаваемые чувства, что возникали даже от ее голоса. Он зовет ее замуж, но девушка говорит, что Пете нужно поберечься, так как рана свежая и может открыться. Такой ответ полностью его удовлетворил, ведь девушка не отказала, а значит она будет его. Он в этом уверен.

С этого времени наш герой идет на поправку, а семейство коменданта продолжает ухаживать за раненым. Однажды Петя и Маша завели разговор, где Гринев вновь объяснился в любви, а Маша была не против, и даже говорила, что ее родители будут только рады ее счастью. Но что скажут родители Пети? В своей матери Петя не сомневался, а вот в отцовской поддержке возникали сомнения, поэтому решает он писать письмо домой, где просит родительского благословения.

Когда Гринев выздоровел, он помирился со Швабриным. От Ивана Кузьмича Петр узнает, что Швабрин под караулом, однако настроение у Пети было прекрасным и он стал просить коменданта за Швабрина, и тот отпускает мужчину. Гринев не держал обиды на человека, что его ранил, да и сам Швабрин выразил сожаление о случившемся.

Гринев окончательно поправился и перебрался в свою квартиру. Он с нетерпением ждет ответа из дома и наконец пришло долгожданное письмо. Было странным, что писала не мать, а его отец. Открыв письмо, Гринев понимает, что все не так, как мечталось. Отец против свадьбы и не дает благословения. Он пишет, что приедет, дабы отчитать сына лично, а Андрея Карлыча планирует просить, чтобы тот перевел его в еще большую глушь. В письме сообщалось, насколько они огорчены дуэлью и о том, что мать занемогла, узнав о ранении.

Письмо вызвало у молодого человека негодование. Отец не просто написал гневное письмо, он пренебрежительно отзывался о Марье. Петр стал винить Савельича в шпионстве, ведь только он мог сказать отцу о дуэли, но как выяснилось, доложил о ранении кто-то другой. В другом письме отец Петра обвиняет Савельича в том, что тот не выполняет своих обязанностей, поэтому собирается сделать его свинопасом. Гринев задумался о том, кто же мог доложить о дуэли и подозрения падают на Швабрина.

Петр направляется к Марье и показывает письмо. Девушка расстроена. Она говорит о том, что такова судьба и желает счастья Петру. Сама же принимает свое несчастье, и не видит рядом с собой другого суженого. Петя предлагает венчаться только с согласия ее родителей, но девушка не соглашается. Ей важно, чтобы и родители Пети одобрили их брак. Марья уходит, а Гринев задумывается о будущем, пока его думы не прервал Савельич. Он показал письмо, которое написал в ответ отцу Гринева. Там он объясняет что их сын уже поправился. Ну а то, что он был ранен, так и любой конь за свою жизнь раз, да и споткнется.

Далее мы узнаем, что обстоятельства переменились. Петр почти не видится с девушкой, так как та избегает встреч. С комендантом Гринев теперь видится только по службе, в дом к ним не ходит, а со Швабриным Петя старается не встречаться. Когда им приходится пересекаться, наш герой видит явную неприязнь, которую Швабрин пытался скрыть. В общем, догадки Гринева подтверждались.

Жизнь Гринева стала нестерпимой. Несмотря ни на что, его любовь к Марье не угасла, а наоборот разгорелась. Он думал, что вскоре сойдет с ума, и может так бы и произошло, однако приключившееся происшествие повлияло на все дальнейшие события, принеся в его душу благие надежды. Этим и завершается краткий пересказ пятой главы повести Капитанская дочка.

Капитанская дочка: разбор 5 главы

Изучив сюжет пятой части, мы можем сделать ее разбор, рассказав о чертах характера, что проявились у героев, поведать о Швабрине и о его гнилой натуре.

Из текста мы видим, что дуэль только способствовала появлению сильных чувств между главными героями. К тому же мы видим, насколько самоотверженной может быть Маша, которая ухаживала за раненым. Радует, что герои не боятся своих чувств и признаются в них. Жаль только, что родители Гринева не смогли поддержать сына в его счастье, Маша же видит во всем волю Бога и принимает отказ в благословении. А вот Петя в душе протестует против решения отца. Он пришел в такое состояние, которое могло привести его либо к сумасшествию, либо к распутству. Но этого не произошло благодаря дальнейшим событиям.

Что сказать о Швабрине? Его гнилую натуру мы увидели еще в четвертой части повести, во время дуэли. Все это в полной мере проявилось и в пятой части. Ему далеко до порядочности, у него нет ни чести, ни совести. Он лжет родителям Гринева, тем самым доводит мать Петра до болезни. Это стало поводом к тому, что отец Петра воспротивился отношениям сына и Маши.

Привлекает внимание к себе последняя фраза, которой завершается пятая часть Капитанской дочки. Гринев говорит о том, что все эти события дали его душе благое потрясение. Если учесть, что все произведение является воспоминаниями главного героя, то ему уже известны дальнейшие события и то, насколько они были опасны. Несмотря на это, они стали потрясением, но благим. Ведь они позволили не только воссоединиться с Марьей, но и дали возможность Петру превратиться в настоящего мужчину, солдата и просто человека с большой буквы. А ведь совсем недавно это был обычный недоросль.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Глава II – Вожатый

Примечательно, что суть произведения, написанного Пушкиным, полноценно передаёт даже краткий пересказ. «Капитанская дочка» (2 глава) начинается с того момента, когда Пётр осознаёт всю глупость и безрассудство своего поведения. Он решает помириться с Савельичем, пообещав без его ведома не тратить больше ни копейки.

Добираться в Оренбург пришлось по заснеженной пустыне. После того как наши герои преодолели большую часть пути, ямщик предложил повернуть лошадей к месту их предыдущей стоянки, так как надвигался буран. Посчитав его опасения излишними, Пётр решил продолжить путь, всего лишь ускорив лошадей, чтобы быстрее добраться к следующей стоянки. Однако буран начался гораздо раньше, чем они успели до неё доехать.

Пробираясь сквозь снежные заносы, они увидели в снегу дорожного человека, который указал им путь к ближайшей деревне. Пока они ехали, Пётр заснул, и ему приснился страшный сон, как будто, приехав домой, он узнал, что его отец находится при смерти. Однако, приблизившись к постели, вместо отца он обнаружил там страшного мужчину. Матушка уговаривала Петра поцеловать тому руку и получить благословение, но он отказался. Тогда страшный мужик встал с постели, держа в руке топор, и вся комната наполнилась трупами людей и кровью. Досмотреть сон до конца ему не удалось, так как его разбудил Савельич, сообщивший, что они уже прибыли на постоялый двор.

Отдохнув, Пётр приказал дать их вчерашнему провожатому полтину, однако после того как Савельич воспротивился, не посмел нарушить данного ему обещания и решил подарить провожатому свой новый заячий тулуп, несмотря на всё недовольство своего старшего товарища.

Прибыв в Оренбург, молодой человек отправился сразу к генералу, выглядевшему настоящим стариком. Пётр отдал ему сопроводительное письмо и свой паспорт и получил назначение в Белгородскую крепость под начальство капитана Миронова, который должен был обучить его всем военным премудростям.

Глава X – Осада города

После того как Пётр наконец-то прибыл в Оренбург, он рассказал на специальном военном собрании о том, как обстоят дела в армии Пугачёва и Белгородской крепости, и призвал немедленно направить войска для разгона бунтовщиков, но его мнение не поддержали. Решено было во благо безопасности жителей города выдержать осаду, отражая вылазки противника, однако город к ней совершенно не был подготовлен. Цены сразу поднялись до максимального уровня, продуктов на всех не хватало, в Оренбурге назревал голод.

Пётр Андреевич неоднократно совершал за это время вылазки к врагам, перестреливаясь с Пугачёвскими помощниками, однако преимущество практически всегда было на их стороне, так как ни лошади, ни люди не испытывали нехватки пищи. В одну из таких вылазок Пётр догнал отставшего казака и уже хотел зарубить его, как узнал в нём урядника, приведшего ему коня и тулуп, когда они с Савельичем уезжали из Белгородской крепости. Тот же в свою очередь передал ему письмо от Марьи Ивановны, в котором говорилось, что Швабрин принуждает её выйти замуж и, если она откажется, направит её прямиком к Пугачёву. Она попросила у него 3 дня на раздумья и умоляла Петра Андреевича приложить все силы для её спасения, так как кроме него у неё больше нет близких людей. Молодой человек немедленно отправился к губернатору Оренбурга, которому поведал о положении дел и попросил дать ему солдат, обещая освободить с ними Белгородскую крепость и Марию Ивановну, однако губернатор ему отказал.

Глава III – Крепость

Краткий пересказ рассказа «Капитанская дочка» (глава 3) продолжается. Пётр Гринёв наконец-то прибыл в Белгородскую крепость, в которой, однако, оказался сильно разочарован ввиду отсутствия масштабных строений. Он увидел всего лишь небольшую деревню, посреди которой была установлена пушка. Поскольку навстречу ему никто не вышел, он решил расспросить о том, куда ему необходимо отправиться у ближайшей старушки, которая при ближайшем знакомстве оказалась женой капитана Василисой Егоровной. Она любезно приняла Петра и, позвав урядника, распорядилась выделить ему хорошую комнату. Изба, в которой ему предстояло жить, располагалась на высоком берегу реки. Он проживал в ней совместно с Семёном Кузовым, занимавшим вторую половину.

Встав утром, Пётр поразился однотипности существования в месте, где ему предстояло провести множество дней. Однако в это время в его двери постучался молодой человек, оказавшийся офицером Швабриным, выписанным из гвардии за поединок. Молодые люди быстро сдружились и решили нанести визит капитану Ивану Кузьмичу, которого застали за тренировкой солдат. Тот предложил молодым людям остаться на обед и пригласил их пройти в его дом. Там их любезно встретила Василиса Егоровна, которая представила им свою дочь Марию Ивановну, первое впечатление о которой у Петра сложилось негативное. Вы можете полностью прочувствовать, как начали формироваться отношения этих молодых людей, прочитав всего лишь краткий пересказ.

«Капитанская дочка» — по главам пересказ произведения — позволяет существенно ускорить время, которое необходимо затратить на чтение. Пётр Гринёв сразу же стал для родителей Марии хорошей кандидатурой в мужья, и они всячески поощряли развитие таких отношений, которые на начальном этапе складывались не очень гладко.

Эпилог

Читая краткий пересказ рассказа «Капитанская дочка» по главам, мы смогли полноценно проникнутся атмосферой того времени.

Несмотря на то что записки Петра Андреевича Гринёва на этом обрываются, известно, что он был полностью оправдан и освобождён, присутствовал на казни Пугачёва и женился всё-таки на Марии Ивановне, с которой счастливо прожил до самой смерти, бережно храня письмо царицы, отправленное его отцу.

Вся суть повести передаётся вне зависимости от того, прочитали вы весь рассказ или только его краткий пересказ. «Капитанская дочка», по главам переданная, позволяет в деталях рассмотреть, как сложилась жизнь главного героя, без ущемления смысла повествования. Самоотверженный молодой человек не склонился под ударами судьбы, с должным мужеством вытерпев все несчастья выпавшие на его долю.

Без сомнения, весь смысл, который Пушкин вложил в своё творение, может полноценно передать даже очень краткий пересказ. «Капитанская дочка» до сих пор остаётся произведением, которое заставляет гордиться людьми. Именно такие герои верой и правдой служат своему Отечеству.

Анализ

Центральная часть повествования позволяет сделать вывод, что жизнь Петра Андреевича Гринёва из-за его беспечности постоянно подвергалась опасности. После того как вы проанализируете самый краткий пересказ, «Капитанская дочка» представится уже в качестве не увеселительного рассказа, а произведения, которое должно направить молодежь на правильный путь и уберечь от безрассудных поступков. Это и произошло с Петром Гринёвым, который, благодаря своему доброму и честному нраву, смог завоевать к себе уважение даже такого беспринципного человека, как Пугачёв.

Анализ прочитанного

Ознакомившись с изложенным выше текстом, читатель может убедиться, что весь смысл, заложенный в произведение Пушкиным, вобрал в себя этот краткий пересказ. «Капитанская дочка» (1-5 глава) полностью раскрывает перед читателем мир Российской Империи. Для большинства людей в то время понятия честь и храбрость были неразделимы, и Пётр Андреевич Гринёв владел ими в полной мере.

Несмотря на вспыхнувшую любовь, молодые люди не посмели ослушаться воли родителей и постарались, по возможности, прекратить общение. Можно с уверенностью сказать, что если бы не бунт, поднятый Пугачёвым, то их судьба могла бы сложиться совершенно иначе.

Подводим итоги

Многие согласятся, что одно из лучших произведений, которое написал Пушкин, – «Капитанская дочка». Краткий пересказ предыдущих глав в полной мере показывает всю безвыходность положения главного героя. Сумев избежать большинства опасностей и доставив любимую в безопасное место, под защиту своих родителей, Пётр Гринёв попадает в очень сложную ситуацию, в результате которой его могут признать изменником Родины и даже казнить.

Если бы не самоотверженность юной девушки, которая не побоялась предстать перед царицей с просьбой о помиловании, сложившаяся ситуация для Петра Гринёва закончилась бы не лучшим образом.

Глава VI – Пугачёвщина

Политическое и военное положение в Оренбургской губернии было весьма нестабильным. После того как Иван Кузьмич получил государственное письмо, в котором сообщалось о побеге донского казака Пугачёва, караулы в крепости ужесточились. Среди казаков начали расползаться слухи, которые могли побудить их к бунту. Именно поэтому Иван Кузьмич начал подсылать к ним разведчиков, сообщавших ему о настроениях в их рядах.

Через совсем небольшой промежуток времени войско Пугачёва начало набирать силу, он даже написал Ивану Кузьмичу послание, в котором сообщал, что скоро придёт захватывать его крепость и предлагает всем желающим перейти на его сторону. Волнения усилило ещё и то, что соседняя Нижнеозёрская крепость была взята Пугачёвым, а все коменданты, не покорившиеся ему, были повешены.

После этого сообщения Иван Кузьмич настоял на том, чтобы Мария была отправлена к своей крестной матери в Оренбург под защиту каменных стен и пушек, пока оставшиеся люди будут оборонять крепость. Девушка, узнавшая о решении отца, была крайне расстроена, и Пётр, видевший это, вернулся после того, как все разошлись, проститься с возлюбленной, пообещав никогда её не забывать.

Глава XI – Мятежная свобода

Огорчённый отказом губернатора, Пётр вернулся на свою квартиру и попросил Савельича выдать ему часть спрятанных денег, а оставшиеся без стеснения пускать на свои нужды. Он собрался в одиночестве ехать в Белгородскую крепость для спасения Марьи Ивановны. Несмотря на такой щедрый подарок, Савельич решил следовать за ним. В дороге их остановили пугачёвские патрульные, и, несмотря на то, что Петру удалось проскочить мимо них, он не мог оставить Савельича в их руках и вернулся назад, после чего его так же связали и отвели на допрос к Пугачёву.

Оставшись с ним наедине, Пётр попросил освободить девушку-сироту, которую Швабрин держит в заточении и требует, чтобы она вышла за него замуж. Осерчавший Пугачёв решил лично отправиться в крепость и освободить заложницу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 х.Восточный»

1271832 1

Составила Овчинникова Т.В.

учитель 1 категории

русского языка и литературы

Открытый урок по повести «Капитанская дочка» в 8 классе

(урок обобщения)

Тема: «Береги честь смолоду» по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Цель и задачи:

  • постичь суть произведения через внутренний мир героев;

  • способствовать становлению активной нравственной позиции;

  • углубить понимание идейно-художественного богатства повести, расширить представление об этических понятиях;

  • учиться видеть настоящую красоту за внешней простотой;

  • развивать память.

Методы и приемы: блиц-опрос, беседа, тестирование, групповая работа

Оборудование: на мультимедиа эпиграфы, портрет А.С. Пушкина, рисунки учащихся, предметы для аукциона, эмблемы команд, сценическое оборудование, дипломы для награждения победителей.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;

  • сообщение темы и задач урока.

Слово учителя: Итак, мы прочли последнее большое произведение А.С.Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении «Капитанская дочка» — удивительное произведение.

Вопрос к учащимся: Кому книга показалась сложной? А кому простой?

Ответы учащихся.

Слово учителя: И все ли так просто в повести, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые загадки «Капитанской дочки», загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял А.С.Пушкин в конце своего творческого пути.

Перед началом урока я разделила вас на две команды «Царское Село» (поднять эмблемы) и «Белогорская крепость». За каждый правильный ответ команда получает орден. Та команда, которая наберет больше орденов, побеждает. Вы проходите три конкурса: Блиц-опрос; ток-шоу «Встреча с героями»; аукцион — знаний.

2. Обобщение и систематизация материала

1271832 2

Слово учителя: Давайте вспомним страницы повести (опрос учащихся)

  • Имя отца Гринева? (Андрей Петрович);

  • Служил при графе? (Минихе);

  • Сколько было деревень и в какой губернии? (1, в Симбирской);

  • Сыну был пожалован в дядьки (стремянный Савельич);

  • Выучился Петруша грамоте (на 12 году);

  • … и мог очень здраво судить о (свойствах борзого кобеля);

  • Был нанят француз (мосье Бопре);

  • … который в отечестве своем был (парикмахером)

  • В Пруссии (солдатом);

  • … а потом приехал в Россию, чтобы (стать учителем, не очень понимая значения этого слова);

  • Батюшка вошел на урок (географии);

  • В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды);

  • А Бопре (спал на кровати сном невинности);

  • Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные);

  • В Марье Ивановне я нашел (благоразумную и чувствительную девушку);

  • Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…» (пару серег);

  • Генерал Р. писал: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак (Емельян Пугачев);

  • Узнайте о ком идет речь: «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо» (капрал Белобородов)

  • «Высокого роста, широкоплеч, с серыми сверкающими глазами, нос без ноздрей» (Афанасий Соколов-Хлопуша);

  • «Я взглянул на него и содрогнулся. Ему казалось лет за 70. У него не было ни носа, ни ушей (башкирец);

  • «Но узенькие глаза его еще (сверкали огнем).

Слово учителя: Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести?

Ответы учащихся: (потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения).

Слово учителя: Так что же такое честь?

Ответы учащихся: Честь – это…..

Вопрос учителя: Так что же издавна на Руси принято было честь, почитать, уважать?

Ответы учащихся: На Руси уважали…….

Вопрос учителя: Изменилось ли за века представление русских людей о чести?

Ответы учащихся: Не изменилось.

Слово учителя: Да, не изменилось. Мы так же с вами уважаем в человеке: достоинство, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть.

На мультимедиа вы видите портрет А.С.Пушкина. Задумчиво – внимательно лицо великого русского поэта, возможно он задумался сейчас о чести и доблести, о благородстве и чистоте души. Почему поэта занимает этот вопрос, а ведь вопрос чести, — один из главных в повести «Капитанская дочка».

Вопрос учителя: Ребята, почему, как вы думаете, Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?

Ответы учащихся: Потому что хочет заставить каждого из вас беречь свою честь.

Слово учителя: Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью. Так вот кто же из героев снискал себе честь и сохранил ее до конца повести. Это мы с вами и должны обсудить в ТОК-ШОУ «Встреча с героями» (заранее подготовлена сценка из повести, герои ждут за дверью, дети угадывают героев по описанию, герои входят в класс):

1271832 3

Слово учителя: Отгадайте с какими героями вы сейчас встретитесь?

  • Сидел под образами в красном кафтане в высокой шапке и важно подбочась? (Е.Пугачев)

  • «Трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья так и затрепещется» (Марья Ивановна);

  • Он был одет казаком и отрастил себе бороду (Швабрин);

  • «Но жить убийством и разбоем – значит, по мне клевать мертвечину» (Гринев);

Сценка из главы «Сирота».

Слово учителя: Итак, в центре истории – человек.

Учитель обращается к Гриневу: Расскажите о себе.

Рассказ Гринева о себе: (каждому сильному учащемуся было задано домашнее задание – написать сочинение о герое, которого он будет играть на уроке)

Вопросы учителя к учащимся:

  • Стремился ли Петр Гринев выполнить заветы отца? В этом нам и нужно с вами разобраться. Как ведет себя Гринев при обороне Белгородской крепости?

  • На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев соглашается или нет?

  • Какие качества характера Гринева понравились Пугачеву и расположили к себе? (прямота и искренность)

  • Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Находясь в Оренбурге, он нарушил долг. Какой долг он нарушил: воинский или перед любимой женщиной?

Вопросы к Гриневу учащихся:

Слово учителя: Следующий наш герой Емельян Пугачев. Емельян, расскажите о себе.

Рассказ Пугачева о себе:

Вопросы учителя к учащимся:

  • Вот Пугачев сказал, что он справедлив, великодушен. Так ли это. Где проявляются эти качества?

  • Что вы можете сказать о Пугачеве, как полководце?

Вопросы учащихся к Пугачеву:

Слово учителя: Послушайте небольшие мини-сочинения о Швабрине и Марье Ивановне.

Швабрин рассказывает о себе:

Марья Ивановна рассказывает о себе:

Слово учителя: Так кто же сберег честь смолоду, а кто нет?

Ответ учащихся:

Слово учителя: Швабрин не только не усвоил эту народную мудрость, но ее откровенно проигнорировал. И жестоко поплатился за это.

— Итак, человек – это загадка. Следующее задание – разгадать эпиграфы:

1 команда «Царское Село» — эпиграф к 7 главе (о Миронове)

2 команда «Белогорская крепость» ( о Марье Ивановне)

Слово учителя: А теперь

1271832 4

На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. С условиями игры вы уже ознакомлены. Помогать вам будут сообразительность и память.

Дифференцированное задание:

— на «4» — назвать, из какого эпизода вещь;

— на «5» — рассказать эпизод.

На мультимедиа изображены предметы:

1271832 5

Кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.

(начальная цена – 3 балла, кто больше?)

(стук молотком – вещь продана)

1271832 6

Письмо, написанное женской рукой.

(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)

(стук молотком – вещь продана)

1271832 7

Топор

(стартовая цена – 3 балла, кто больше?)

(стук молотком – вещь продана)

Слово учителя: Кто больше назовет фольклорных элементов в повести.

Ответы учащихся:

  • Эпиграфы ко многим главам;

  • Речь Пугачева насыщена пословицами и поговорками, иносказательная речь Пугачева на постоялом двору;

  • Сходство Пугачева с царем из сказок. За добро платит добром.

Слово учителя: Разрешите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина 2 или Пугачев? Почему?

Ответы учащихся:

3. Итог урока: Что помогает понять нам Пушкин в этой повести?

Слово учителя: Итак, ребята, повесть Пушкина помогает понять за внешним, бытовым лицом мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Мы пытались разгадать характер героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой. Таким образом, загадки повести – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать. (награждение команд)

7

Капитанская дочка — сочинение по произведению кратко 8 класс

Повесть «Капитанская дочка» была опубликована в 1836 году. Ее смело можно назвать исторической, так как автором введены не только вымышленные герои, но и реальные личности, такие как Емельян Пугачев и императрица Екатерина II.

История происходит во второй половине XVIII века. Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринева. В годы своей молодости он был отправлен строгим отцом служить в Оренбург. И хотя молодой человек должен был отправится в Семеновский полк в Петербурге, строгий отец решил, что вместо развлечений в столице, ему следует пожить настоящей жизнью в провинции. Пробираясь во время бурана со своим провожатым к ночлегу, он принимает помощь от постороннего мужчины и в благодарность дарит ему заячий тулуп. Это, казалось бы, незначительное событие в дальнейшем спасло его жизнь.

В Оренбурге Петр влюбляется в юную Марию Миронову. Единственным близким по духу человеком для него становится Алексей Швабрин: он также молод и образован. Однако тот высмеивает стихотворение, сочиненное Петром для Марии и всячески намекает на неподобающее поведение девушки. В итоге Швабрин оказывается гадким человеком, клеветником, не способным на хорошие поступки.

Когда Пугачев входит в город кажется, что Гринев обречен. Но Емельян узнал молодого дворянина, вспомнил его доброе дело и решил помиловать. однако Петр отказывается присягать на верность бунтарю. Этот поступок восхищает Пугачева, и он отпускает Петра. поведение Гринева говорит о том, что он вырос настоящим мужчиной, способным постоять за себя и свою Родину. Гринев своим поведением подтверждает эпиграф к повести, в котором говорится, что честь необходимо беречь смолоду. Главный герой не испугался смерти, но не изменил своим идеалам. Его честность и преданность покорили Пугачева, который впоследствии помог ему еще раз.

Маша Миронова – дочь местного капитана,предстает перед читателем скромной девушкой. Родители ее довольно бедны и мечтают, что какой-нибудь добрый человек сжалился над ней и взял ее замуж. Но за время развития сюжета становится понятно, что у девушке есть стержень и внутренняя сила. Она отказывается от ухаживаний Швабрина, так как этот человек ей неприятен. Даже когда он силой удерживает и обещает выдать ее людям Пугачева, она не соглашается выйти за него замуж. Петю Гринева она любит самоотверженно и готова на все ради него. Благодаря Маше, которая отправилась в Петербург к императрице просить помиловать своего любимого, Петр Гринев остался жив.

Фигура Пугачева изображается здесь не только в виде жестокого и кровожадного бунтаря, но также показываются его положительные стороны. Он ценить хорошие поступки и готов отвечать добром на добро. Пугачев представлен умным человеком, понимающим, что его ждет впереди. Он также осознает, что среди его команды есть предатели.

В данном произведении много внимания уделяется рассуждению о нравственном выборе человека, о долге, чести и любви.

Сочинение на тему капитанская дочка 8 класс по плану

Сочинения по русской литературе, зарубежной литературе и на свободную тему для учеников 8 класса. СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Честь и долг — главное для семьи капитана Миронова(По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Действие повести “Капитанская дочка” происходит во время восстания Емельяна Пугачева. Конечно же, штурм и падение Белогорской крепости не имели решающего исторического значения, однако о героях повести вполне можно говорить как о людях подвига. Семья коменданта-Белогорской крепости капитана Миронова дана автором через восприятие Петра Гринева. Членов семьи всего трое: сам комендант, его жена Василиса Егоровна и их дочь Маша. Быт Мироновых налажен в течение ряда лет. Крепки и моральные устои семьи. Капитан Миронов большую часть своей жизни провел на военной службе, но не стал солдафоном. Он простодушный и забавный немолодой человек, в обязанности которого входит обучение солдат премудростям строевой службы. Еще Иван Кузьмич Миронов умеет хорошо держать нитки, когда жена сматывает их в клубок. Действительная хозяйка Белогорской крепости – Василиса Егоровна Миронова. Она держит мягкосердечного супруга под каблуком. Василиса Егоровна строга, ко всем делам подходит основательно. Она хитроумна и любопытна: так, например, капитанша Миронова сумела выведать у мужа военную тайну — известие о пугачевском бунте. Марья Ивановна Миронова – это “девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши”. По выражению автора, Маша — “благоразумная и чувствительная” девушка. И вот в мирное семейство Мироновых проникает весть о смертельной опасности, грозящей всем обитателям крепости. Характеры членов семьи коменданта раскрываются здесь с особенной силой. Василиса Егоровна, проявляя настоящее мужество, отказывается оставить мужа и укрыться с дочерью в Оренбурге. Иван Кузьмич, этот тихий и добрый человек, ведет себя достойно звания российского офицера. Стоя во главе обреченного гарнизона, он приказывает отстреливаться от бунтовщиков из пушки, пытается поднять солдат в атаку, нанести пусть слабый, но удар по врагу. Истекая кровью, комендант отказывается признать самозванца императором и с достоинством принимает смерть, Василиса Егоровна тоже попадает на виселицу, перед смертью называет Пугачева “беглым каторжником”. Таким образом, честь и долг для супругов Мироновых остаются наивысшими в жизни понятиями. Пушкин с любовью и состраданием изображает своих героев — патриархальных, чистых, старинного уклада людей. Маша — достойная дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны. Внешне застенчивая и слабая, Маша проявляет силу характера, отказывая Швабрину в его домогательствах. Девушка хранит верность своему любимому человеку — Грине-ву. Машу пугает не смерть, а возможность насилия над ней со стороны Щвабрина. И в дальнейшем дочь капитана Миронова проявляет себя только с лучшей стороны. Когда Гри-нева арестовали по подозрению в измене отечеству, Маша доходит до самой императрицы, — очень сложное по тем временам дело. Ей удается отстоять свою любовь: Екатерина Великая милует Гринева. Машу Миронову можно считать воплощением всего лучшего, что есть в характере русской женщины. Одной из главных проблем повести Пушкина “Капитанская дочка” является отношение к долгу в разных его проявлениях. Дух высокой порядочности, свойственный всем членам семьи Мироновых, позволил Ивану Кузьмичу, Василисе Егоровне и Маше при любых обстоятельствах оставаться честными и достойными людьми, то есть полностью исполнить свой моральный долг. Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина называется “Капитанская дочка”, но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным “проявителем” подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева. Пугачев в “Капитанской дочке” похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца (“заложил тулуп у целовальника”, то есть за водку). Но “огненные глаза”, притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: “Казнить так казнить, миловать так миловать”. И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умен, он знает своих людей и часто “работает на публику”, как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о “подлинном царе”, о царе, спасшемся от смерти, настоящем, “правильном” царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до Казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. “Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу”. Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: “Еме-ля! Бмеля1 — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать”. Пугачев – разбойник или освободитель? (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) А. С. Пушкин обращался к личности Пугачева дважды: когда работал над документальной “Историей пугачевского бунта” и когда писал “Капитанскую дочку”. Повесть была написана в 1836 году, а “Историю” Пушкин закончил на два года раньше. Поэт работал по высочайшему разрешению в закрытых архивах, внимательно изучил документы, относящиеся к пугачевскому бунту. Емельян Пугачев в “Капитанской дочке” — человек неоднозначный, но, несомненно, неординарный. Отношение Пушкина к стихийным народным восстаниям было сложным. Горькие слова (“Не приведи господь видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный”) стоят многих томов исследований, посвященных славянскому менталитету. Пушкин прозорливо указал на две характерные черты крестьянских движений: отсутствие долговременной цели и звериную жестокость. Бесправие, неразвитость, убогая жизнь не могут породить организованного, планомерного сопротивления. Вожаки народа отличаются предприимчивостью, широтой характера, бесстрашием. Таков пушкинский Пугачев, провозгласивший себя Петром III. Когда его предупреждают, что на бунтовщиков нацелены пушки; он насмешливо отвечает: “Разве пушки на царей льются?” Он притягивает любовь народа своим буйством и удалью, а больше всего — мечтой о свободе. Не зря открываются навстречу его войску ворота крепости. А рядом с этим — жестокость, массовые казни, часто бессмысленные. “Вором и разбойником” называет его комендант крепости Миронов. Ему присущи черты авантюриста. Он не обманывает себя, хотя лукавит с окружающими, называя себя царем, А Гриневу, который глубже всех его понял, говорит: “Гришка Отрепьев над Москвой ведь царствовал”. От волжского разбойника у Пугачева яркий, иносказательный, пересыпанный намеками, прибаутками и баснями язык. Больше всего же в нем привлекает могучая вольная натура, которой тесно в том “мундире”, в который его одела судьба. Рассказывая Гриневу об орле и вороне, он выдает свое сокровенное желание: прожить жизнь хоть короткую, но яркую, не “питаясь мертвечиной”, а “напившись живой крови”. Реальный Пугачев был страшнее. Он мог приказать повесить “поближе к звездам” мирного астронома Ловица, мог отдать на расправу любовницу Елизавету Харлову и ее семилетнего брата, повелеть тайно удавить близкого друга и соратника Лысова после пьяной ссоры. Схваченный, Пугачев молит Екатерину II о помиловании. Когда граф Панин назвал его вором, Пугачев ответил: “Я не ворон, я вороненок; ворон еще летает”. Панин в кровь разбил ему лицо и вырвал клок бороды. А Пугачев… опустился на колени и стал просить о помиловании. В народе все равно осталась яркая память о Пугачеве-освободителе. Когда он сидел в клетке, солдаты кормили его из рук. Простые люди приводили детей, чтобы те запомнили: они видели Пугачева. Разбойник или освободитель, Пугачев был народным героем. Только такого героя и мог породить в то время российский народ. Пугачев — предводитель народного восстания (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны “История Петра” и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести “Капитанская дочка”. Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — Семилетней и русско-турецкой 1768—1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте. Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздираемого внутренними противоречиями. Обращает насебя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. “Узка моя улица”, – говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емель-яна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин – единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева. Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой “императорский” суд, то есть безжалостно расправляется с безоружными людьми. Именно этот момент в повести является ключевым для сравнительной характеристики двух героев “Капитанской дочки” – Гринева и Швабрина. Гринев получил воспитание в семье отставного военного и сам стал офицером, Петруша — мягкий и совестливый юноша, исполненный самых радужных мечтаний. Для него верх человеческого благополучия — служба в гвардии. Однако сама жизнь рассеивает его иллюзии. После карточного проигрыша Зурину Гринев испытывает стыд. Последовавшая вскоре встреча с вожатым показывает, что Петруша — хороший человек. Несмотря на увещевание Савельича, Гринев дарит вожатому заячий тулупчик со своего плеча. Служба в Белогорской крепости оказалась необременительной, Петруша влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову. Влюбленность делает Гринева поэтом. Своими стихотворными пробами Петруша делится с Алексеем Швабриным — молодым офицером, сосланным в крепость за участие в дуэли. Оказывается, Шваб-рин тоже был влюблен в Машу, но получил отказ. Швабрин пытается очернить девушку в глазах Гринева, и тот вызывает его на дуэль. Петруша получает от своего бывшего друга легкую рану. Но даже и после этого Швабрин продолжает завидовать Гриневу, ведь Маша и ее родители заботливо ухаживают за раненым юношей. Однако вскоре Швабрин получает возможность отомстить. Пугачев звал всех желающих присоединиться к своему мятежному войску. Швабрин с радостью соглашается: он присягает на верность самозванцу. Гринев же, невзирая на смертельную опасность, не изменяет воинской присяге и осмеливается вступиться за осиротевшую Машу Миронову. Таким образом, соперники в любви и противники на дуэли встают по разные стороны баррикад. Положение Швабрина все-таки менее выгодно: присоединившись к Пугачеву, он тем самым раз и навсегда поставил себя вне закона. Гринев, которого Пугачев помнит по встрече в пути, рассказывает самозванцу правду о своей возлюбленной, надеясь на снисхождение со стороны предводителя. Этот психологический бой Гринев выигрывает, спасая себя и Машу. Два офицера российской армии — Петр Гринев и Алексей Швабрин ведут себя совершенно по-разному: первый следует законам офицерской чести и хранит верность воинской присяге, второй с легкостью становится предателем. Гринев и Швабрин — носители двух принципиально различных мировоззрений. Именно такими их изображает автор повести “Капитанская дочка”. Низость и двоедушие Алексея Швабрина (По повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”) Алексей Швабрин — один из героев повести “Капитанская дочка”. В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы “увидеть наконец человеческое лицо”. Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его. Список дальнейших поступков Алексея венчают, сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь, верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: “Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака”. Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения – поэмы “Полтава” – мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин – прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров. Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести “Капитанская дочка”?

Урок 25 Р/Р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ ПО РОМАНУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»


25.01.2013


42685


2407



Урок 25 Р/Р.
ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ  ПО
РОМАНУ ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Цели урока: тренировать
в умении обдумывать тему, ставить перед собой вопросы, определяющие ход
рассуждения, воплощать в записи не только развитие собственной мысли, но и читательские
переживания; учить вдумываться в формулировки тем, различать их оттенки.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

II.
Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение с последующим обоснованием своего выбора
любимых пушкинских страниц.

III. Подготовка
к сочинению.

1. Вступительное слово учителя.

Марина Ивановна Цветаева
прочитала «Капитанскую дочку» в 7-летнем возрасте, и книга стала для нее
«вечной»: хотелось перечитывать ее постоянно. Появилась потребность поделиться
с другими своими мыслями и переживаниями, вызванными произведением Пушкина. Так
родился очерк «Пушкин и Пугачев».

Для нас же, нечего греха
таить, чтение часто кончается с последней перевернутой страницей. И наши
непроясненные впечатления, недодуманные мысли стираются и пропадают почти
бесследно. А если поступить иначе? Погрузившись в книгу, обдумав, записать свои
мысли, свои впечатления для себя. Это важно для того, чтобы научиться
размышлять и писать. Наконец, это просто интересно! Когда-то обратишься к своим
записям, перечитаешь книгу и вдруг поймешь, как изменился ты сам. Эти записи –
живые свидетельства твоей духовной жизни, как бы ее фотографии в различные
временные отрезки.

2. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня, готовясь к
сочинению, мы будем учиться, тренироваться в умении обдумывать тему, ставить
перед собой вопросы, определяющие ход рассуждения. Научиться этому нелегко.
Дело это тонкое и творческое, но совершенно необходимое: ведь всем нам надо
уметь размышлять, рассуждать, обосновывать свою точку зрения, убеждать, строить
развернутое высказывание.

3. Составление плана сочинения, формулировка темы.

Итак, начинаем. Первое
условие успешности любого высказывания, устного или письменного, будь то
доклад, статья, выступление на собрании или заметка в газету, – его стройность,
подчиненность единой теме и мысли. А для этого нужно вдуматься в формулировки
тем, различать их оттенки.

Выберем на первый взгляд
две похожие темы: «Гринев в Белогорской крепости» и «Белогорская крепость в
жизни Гринева». Как будто одни и те же слова, но стоят они в разной
последовательности и в разных связях друг с другом.

Попытайтесь представить
проспекты (программу, план предстоящей работы) сочинений.

4. Слушание с последующим анализом 2–3 проспектов на каждую тему.

Надеюсь, вы уже
разобрались, что если работа на первую тему – больше изложение, то на вторую –
рассуждение.

Чтобы определить основную
мысль сочинения, можно воспользоваться простым приемом: переформулировать
каждую тему в вопрос. Сжатый, достаточно четкий и точный ответ как раз и станет
тем тезисом, который вы будете раскрывать, доказывать, обосновывать, развивать
в сочинении.

Обратимся к первой теме.
Какой из вопросов полнее выражает ее суть: «Какие события произошли с Гриневым
в Белогорской крепости?» или «Что он пережил в Белогорской крепости?»

Перечитаем «белогорские»
главы: III – «Крепость», IV – «Поединок», V – «Любовь», VI – «Пугачевщина», VII
– «Приступ», VIII – «Незваный гость», XIX – «Разлука»,  XII – «Сирота».

Нужно ли опираться на
главу «Мятежная слобода»? Действие в ней непосредственно не связано с
Белогорской крепостью, но из нее становится ясно, как и почему Гринев вторично
направляется туда. Кроме того, глава важна для понимания взаимоотношений
Гринева с Пугачевым. Поэтому мы поступим правильно, если обратимся и к этой
главе. Кстати, этот же материал станет основой для размышлений и по второй
теме. Объясните, почему.

Так как первая тема в
значительной мере предусматривает изложение текста, пересказ, обратимся к вашим
цитатным планам, которые станут канвой ваших сочинений.

Гринев в Белогорской крепости

(образец)

1. «И вот в
какой стороне осужден я проводить мою молодость!» (Первые впечатления Гринева о
Белогорской крепости.)

2. «…Жизнь моя в
Белогорской крепости сделалась не только сносною, но даже приятною»:

а) «Незаметным образом
привязался я к доброму семейству…»;

б) «Марья Ивановна
нравилась мне…».

3. «Присутствие Швабрина
было мне несносно»:

а) «Час от часу беседа его
становилась для меня менее приятною»;

б) «Мы условились
драться…».

4. «Счастье воскресило
меня. Она будет моя, она меня любит!»:

а) «Я … решился писать к
батюшке, прося родительского благословления»;

б) «Будучи от природы
незлопамятен, я искренно простил ему (Швабрину) и нашу ссору и рану, мною от
него полученную».

5. «Чтение письма
возбудило во мне разные чувствования»:

а) «Я негодовал на
Савельича», но «Савельич передо мною был прав и я напрасно оскорбил его упреком
и подозрением»;

б) «Подозрения мои
остановились на Швабрине».

6. «С той поры положение
мое переменилось».

7. «Вскоре все заговорили
о Пугачеве».

8. «Неожиданная весть
сильно меня поразила» («Того и гляди, злодеи будут сюда».)

9. «Я чувствовал в себе
великую перемену … с грустью разлуки (с Машей) сливались во мне и …
надежды, и нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного
честолюбия».

10. «Теперь стойте крепко
… будет приступ»; «…Нас представили Пугачеву»:

а) «Несколько казаков
подхватили старого капитана и потащили к виселице»;

б) «Я глядел смело на
Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей»;

в) «Тогда… увидел я
среди мятежных старшин Швабрина…»;

г) «Пугачев протянул мне
жилистую свою руку… Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому
унижению».

11. «Неизвестность о
судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила».

12. «Чувство долга
восторжествовало во мне над слабостию человеческой» (Разговор с Пугачевым).

13. «Народ пошел провожать
Пугачева».

14. «Мрачные мысли
волновали меня»:

а) «Состояние бедной,
беззащитной сироты, собственное мое бессилие устрашали меня»;

б) «Швабрин пуще всего
терзал мое воображение»;

в) «…Я решился тот час
же отправиться в Оренбург».

15. «Я ехал в Белогорскую
крепость избавить сироту, которую там обижают»:

а) «Швабрин виноватый…»;

б) «Я офицер и дворянин
… и счастье всей моей жизни зависит от тебя» (разговор с Пугачевым по дороге
в Белогорскую крепость);

в) «…жить убийством и разбоем значит по мне
клевать мертвечину» (ответ на калмыцкую сказку).

16. «Сердце мое заныло,
когда очутились мы в давно знакомой комнате»:

а) «Он (Швабрин) трусил
перед ним (Пугачевым), а на меня поглядывал с недоверчивостью»;

б) «В эту минуту презрение
заглушило во мне все чувства ненависти и гнева» (отношение к Швабрину);

в) «Казалось, суровая душа
Пугачева была тронута»;

г) «Милая Марья
Ивановна!… Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно…»

17. «Не могу изъяснить то,
что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для
всех, кроме одного меня»:

а) «Мы расстались
дружески» (с Пугачевым);

б) «Я не хотел
торжествовать над уничтоженным врагом…»

Вчитываясь в записи, вы
поймете, что речь в этих главах идет не просто о событиях в жизни Гринева, но
главным образом о его переживаниях в связи с этими событиями. Поэтому, конечно,
правы те, кто расшифровал тему «Гринев в Белогорской крепости» так: «Что
переживал Гринев в Белогорской крепости»? Теперь тема нам ясна, ясны ее
границы. Но приступать к сочинению еще рано. Нужен план, по которому поведем
рассказ. Вот несколько планов, составленных учениками. (На доску
проецируются планы.)

План  1

1. Исторические
предпосылки написания романа.

2. Появление Гринева в
Белогорской крепости.

3. Знакомство Гринева с
обитателями крепости.

4. Встреча с Пугачевым.

5. Значение Белогорской
крепости в жизни Гринева.

План  2

1. Жизнь Гринева в
Белогорской крепости:

а) семья Мироновых;

б) любовь к Маше;

в) ссора со Швабриным.

2. Отношение генерала к
горю Гринева.

3. Отношение Пугачева к
Маше и Гриневу.

4. Мое отношение к любви
Маши и Гринева.

План  3

1. Гринев в детстве.

2. Каким человеком был
Гринев, когда приехал в Белогорскую крепость?

3. Любовь Гринева к Маше.

4. Ссора и дуэль Гринева
со Швабриным.

5. Помощь Пугачева.

6. Каким стал Гринев,
когда уезжал из крепости навсегда?

План  4

1. Каковы первые
впечатления Гринева о Белогорской крепости?

2. Как и почему изменилось
отношение Гринева к своему пребыванию в Белогорской крепости?

3. История отношений
Гринева со Швабриным:

а) почему Швабрин делался
Гриневу все неприятнее;

б) почему Гринев принял
вызов на дуэль и настоял на ней.

4. Как углублялось чувство
Гринева к Маше Мироновой?

5. Какую роль в душевной
жизни героя сыграло письмо отца?

6. Что пережил Гринев,
воочию столкнувшись с восстанием:

а) встреча с башкирцем;

б) Гринев на защите
Белогорской крепости;

в) Гринев перед Пугачевым;

г) изменение отношения
Гринева к Пугачеву.

7. Почему наступление пугачевцев
и встречи с Пугачевым Гринев расценил для себя как «сильное и благое
потрясение»?

8. Как изменили Гринева
события, пережитые им в Белогорской крепости?

– Сопоставьте
предложенные вам планы. Какой бы вы избрали за основу? Почему?

– Какой из планов представляется
вам недостаточно полным? Что пропущено?

– Какой из планов
допускает отклонения от темы? В чем?

План может быть не таким
подробным, как четвертый из приведенных, но обязательно должен отвечать на
вопрос: что пережил Гринев в Белогорской крепости?

Вообще план не самоцель, а
своеобразные леса для возведения здания. В ходе работы можно перестраивать
составленный ранее план, вносить в него изменения, дополнять и, наоборот,
сокращать некоторые его пункты. «План необходим, – писал К. Г. Паустовский, –
но он не должен тяготеть над произведением, как чертеж, не подлежащий
изменению». Сказанное о труде писателя относится также и к школьному сочинению.

5. Обращение ко второй теме.

Правы были те ребята,
которые заметили, что на вторую тему писать труднее, потому что при этом нужно
не пересказывать, а рассуждать. Тема «Белогорская крепость в жизни Гринева» с
легкостью превращается в вопрос: какую роль в жизни Гринева сыграла Белогорская
крепость? Но поможет ли такая формулировка вопроса? Можно спросить более
целенаправленно и по существу точнее: какое значение для формирования
характера, личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской
крепости?

В своем сочинении мы
должны показать, как из неопытного юноши Гринев превращается в молодого
человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего
здраво судить о людях.

План сочинения на вторую
тему может быть таким:

I. Вступление. Каким приехал Гринев в
Белогорскую крепость и каким оставил ее навсегда?

II. Основная часть. Под влиянием каких встреч
и событий в Белогорской крепости произошли изменения в Гриневе?

1. Любовь
Гринева к Маше Мироновой и его борьба за любимую:

а) зарождение и укрепление
чувства;

б) испытания, через
которые пронес Гринев свое чувство; качества характера, проявленные при этом
(столкновение со Швабриным, письмо отца, обращение за помощью к Пугачеву).

2. История отношений
Гринева со Швабриным:

а) как и почему менялось
отношение Гринева к Швабрину;

б) Гринев и Швабрин в
ответственные моменты жизни (отношение к Маше, Пугачеву и пугачевцам);

в) какие качества
Гринева оттеняет его сопоставление со Швабриным?

3. Сильное и благое
потрясение в жизни Гринева:

а) как и почему менялось
отношение Гринева к Пугачеву;

б) что понял и чего не
понял Гринев в пугачевском восстании? Гуманные чувства Гринева.

III. Заключение. Почему рассказ о жизни в
Белогорской крепости занял основное место в записках Петра Андреевича Гринева?

6. Заключительное слово учителя по планам сочинения.

При всем различии тем, о
которых мы говорили, они все-таки очень близки. Эта близость обусловлена тем,
что мы обращаемся к одному и тому же материалу. Да и в наших рассуждениях по обеим
темам есть точки пересечения. Заключение в первой теме: «Как изменили Гринева
события, пережитые им в Белогорской крепости?» – становится основной частью
сочинения на вторую тему. Одни и те же события: любовь к Маше, столкновение со
Швабриным, встречи с Пугачевым – мы поворачиваем разными гранями. В сочинении
на первую тему, рассказывая об этих событиях, показываем, какие переживания они
вызвали у Гринева. В сочинении на вторую тему говорим о том, как изменялся
Гринев под влиянием событий и многочисленных встреч с разными людьми.

Но и после большой
подготовительной работы написать сочинение непросто.

До сих пор мы обращали
внимание на понимание темы сочинения, на формулировки основной мысли,
составление плана. Но есть еще одна чрезвычайно важная сторона работы над
сочинением-рассуждением – выбор точных, емких, нестертых слов, их наиболее
целесообразная расстановка, все то, что относится к точности и выразительности
нашей речи.

7. Работа над словом.

Трудно овладеть искусством
чтения. Но не менее трудно научиться хорошо писать. Вы, наверное, удивитесь,
когда узнаете, что для некоторых стилистов 1 (см. Примечание), ученых и даже
писателей писать, то есть излагать письменно свои мысли и словами рисовать
какую-то картину, описывать место действия, предметы, письменно рассказывать о
человеке или событиях, в свое время было проблемой. Но они ставили перед собой
цель – научиться писать. Открывали для себя приемы и выстраивали свою систему
овладения этим искусством.

Достоинства пушкинского
романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это
классический образец, о котором Гоголь писал: «… Здесь нет … никакого
наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который
раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам
Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые
достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему
не служат».

И хотя мы с вами пишем не
повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять,
что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский
текст.

Сравните два описания
(тексты проецируются на доску).

«…Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись
за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая
туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах:
уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач
младенца, а иногда вой голодного волка. (…) Снеговая белая туча, огромная,
как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней
зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со
всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл
снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес… Все одел белый мрак,
непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось:
земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который
слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел
со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни
попадалось».

Из очерка С. Т.
Аксакова 2 (см. Примечание) «Буран».

«Лошади бежали дружно.
Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую
тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий
снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно
мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, –
закричал ямщик, – беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой
выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича;
лошади шли шагом – и скоро стали».

«Капитанская
дочка»

Вот как ответили ученики одной из школ:

«Я считаю, что описание у
Аксакова более яркое. У Пушкина оно более сухое и сжатое. Мне кажется, что он
подражает Аксакову. Когда я читаю Аксакова, мне представляется картина ужасного
бурана в степи. Кругом темнота, ничего не видно. Свистит ветер. Все слилось,
смешалось, превратилось в пучину. Мне кажется, что, когда кончится этот буран,
на земле не останется ничего живого.

А у Пушкина скорее не
буран, просто сильный ветер, который сметает все на своем пути. Да и ветер
непродолжительный.

У Аксакова слышатся ужасные звуки, плач младенца, вой голодного волка.
Пушкинское описание бледнее, хотя тоже наполнено чувствами».

И другое мнение:

«Мне больше понравилось
описание бурана у Пушкина. Оно ясно, понятно, кратко. В описании Аксакова фразы
длинные, трудно читать. Я считаю, что, чем яснее и проще фраза, тем легче ее
воспринять и тем отчетливее представляется картина. Читая Пушкина, я вижу
надвигающийся буран, который идет на тебя и сносит все на своем пути. Пушкин
нарисовал краткую, но совершенно живую картину. Буран как бы окружает меня
своей белой пеленой и старается изо всех сил задушить меня. Ветер воет волчьим
воем, с каждым мигом становится крепче, буран усиливается. Даже мурашки по коже
бегут. После этого даже на улицу не хочется выходить. Может быть, в жизни буран
чуть слабее, а может быть, и посильнее, я не знаю, но Пушкину веришь: он
описывает все это с поразительной точностью. Пусть описание сухое и сжатое, но
это дает простор твоей фантазии: ты можешь представить себе все, как позволяет
твоя фантазия».

– А каково ваше мнение? Какое из описаний произвело на вас
большее впечатление? Почему? (Ответы учащихся.)

– Может быть, прийти к определенному решению поможет
следующее упражнение, которое, конечно, не научит вас сразу точно оценивать
художественное слово и выразительно писать, но все же это будет первая ягодка в
ваш кузовок, – вы хотя бы немного станете зорче и поймете, что значит точно
найти и поставить на место нужное слово.

Итак, еще раз внимательно перечитайте пушкинское описание
бурана.

8. Письмо по
памяти отрывка
из романа «Капитанская дочка» с последующим
сопоставительным анализом.

(Обращаем внимание
учащихся, насколько наглядно, впечатляюще, страшно дано появление тучи, которая
«тяжело подымалась, росла», и вдруг «В одно мгновение темное небо смешалось со
снежным морем. Все исчезло». Пушкинское «снежное море» очень зримое –
безграничное, подвижное, подавляющее. Самим построением предложений Пушкин
нагнетает события, показывает их быструю смену, создает напряжение, крещендо 3 (см. Примечание): «Пошел мелкий снег – и вдруг
повалил хлопьями»; «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»; «… лошади
шли шагом – и скоро стали». Сколько напряженности, энергичности!)

IV.
Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Каждый человек
неповторим в своей индивидуальности. Как своеобразны его внешность, характер,
восприятие жизни и людей, манера говорить, так своеобразна и его письменная
речь. Эту индивидуальность надо не подавлять, а раскрывать. Учась у мастеров
слова, ищите тех, кто вам ближе, но сохраняйте «свое» лицо в письменной речи.

Ищите, вырабатывайте свою
манеру письма, свой язык!

Домашнее
задание:
с учетом всего сказанного попробуйте написать сочинение на тему
«Береги честь смолоду (Гринев в жизненных испытаниях)».



Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

  • План рассказа как я ловил человечков план
  • План рассказа кладовая солнца
  • План рассказа капитанская дочка по всем главам
  • План рассказа как рубашка в поле выросла
  • План рассказа кавказский пленник 5 класс