План рассказа как я ловил человечков план

Общая часть предмет литературное чтение класс, фи учащегося 4 класс тема урока б. житков как я ловил человечков тип урока

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

4 класс

Тема урока

Б. Житков «Как я ловил человечков»

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Познакомить учащегося с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

учить думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки;

развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста;

формировать нравственные убеждения.

Познавательные: работать с текстом: осмысливать структурные особенности рассказа, характеризовать героев, понимать главную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в книге; уметь ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги на основе заданного материала.

Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Коммуникативные: осмысливать правила взаимодействия с учителем

осмысливать базовые ценности: благородство, дружба, понимание, сочувствие; предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока

Коррекция нарушений развития ребенка

Развивать память, внимание речь учащегося

Основные понятия и термины

Незнакомые слова в тексте

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Презентация, учебник, тест-онлайн

Методы обучения

Словесный, поисковый, проблемный

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Формируемые образовательные результаты

Орг. момент

— Сегодня на уроке ты будешь думать над прочитанным, сопереживать герою, оценивать его поступки. А чтобы это получилось, хочу напомнить, что каждый человек имеет право на собственное мнение, право на ошибку, право на выбор. Ты готовы к работе?

Приветствует учителя, слушает его, отвечает на вопросы

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; управление своей деятельностью; развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества с учителем

Актуализация знаний

— С каким рассказом ты познакомился на прошлом уроке?

— Что сделал главный герой?

— Как он проводил время?

— Расскажи про случай в трамвае

— Чему учит это рассказ?

— Выполни тест-онлайн http://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-rasskazu-goljavkina-nikakoj-ja-gorchitsy-ne-el

«Никакой горчицы я не ел»

прогулял школу

бесцельно ходил по улицам

…..

нельзя прогуливать школу

выполняет тест-онлайн

Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитай, как он называется

— Какие произведения ты будешь читать в этом разделе?

— Прочитай название рассказа, которое мы будем сегодня читать на уроке

— Рассмотри иллюстрацию к рассказу и предположи, о чем пойдет речь в нем

— Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Страна детства

……

Б. Житков «Как я ловил человечков»

…..

…..

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; управление своей деятельностью; развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества с учителем

Словарная работа

Корма – задняя часть судна
Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом
Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

Реликвия — памятная вещь, которой дорожат.

Находит значения слов в словаре

Обогащение словарного запаса; умение находить нужную информацию в интернете, словаре

Первичное восприятие произведение

— Сейчас я предлагаю тебе посмотреть мультфильм «Как я ловил человечков» http://mults.info/mults/?id=2081

— Понравился мультфильм?

— К кому привезли мальчика?

— Что привлекло ео внимание?

— Как ты думаешь, человечки жили на пароходике или это была фантазия мальчика?

— Чем закончился мультфильм?

Смотрит мультфильм

да

к бабушке

пароходик

это была его фантазия

мальчик сломал пароходик

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Чтение и анализ произведения

— А сейчас открой учебник и начинай читать рассказ. А по ходу чтения я буду задавать тебе вопросы.

— От чьего имени идет повествование?

— Назови предмет его обожания.

— Прочти, как выглядит пароходик.

— Докажи, что бабушка дорожила пароходиком.

— Почему она им дорожила? Выскажите свои предположения.

— Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

— Какой разговор идет между бабушкой и Борей?

— Каким представляет Боря настоящий пароход. Прочитай.

Каким ты представляешь героя?

— Проследим, как развиваются его фантазии

Выборочное чтение:

“… тихонько зашуршало…”
“… дать им конфетку…”
“… отломить от леденца кусок…”
“… Я положил хлеб…”
“… хотел взять, намочить чернилами…”

— Что еще использует Боря в своей фантазии?

— Почему Боря остался один?

— Как он узнал, что внутри тихо?

— Где он взял нож и для чего?

— Легко ли ему было поднять палубу?

— Как поступил Боря?

— С какой целью он это сделал?

— Увидел ли он кого-либо?

— Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего

От имени мальчика

пароходик

…..

она хотела его убрать с полки, чтобы мальчик не смотрел и не трогал его

наверное, его ей кто-то подарил. Пароходик был ей очень дорог

….…

И наверное в нем живут человечки…

Фантазер, исследователь.

По заданию учителя находит слова в тексте и зачитывает предложения

обман

Бабушка ушла в магазин и Борю закрыла дома

он прижал пароходик к уху и стал слушать

Из буфета, чтобы вскрыть палубу

нет, все было плотно заделано

он стал ножом приподнимать палубу, потом перерезал веревки на лесенках…

чтобы увидеть человечков

нет

ему страшно и стыдно перед бабушкой

Физминутка

Выполняет движения под музыку

Умение выполнять движения по образцу

Закрепление

Работа в тетради

Характеристика Бори

План рассказа

Пословицы

Тестирование

Дано 5 предложений из текста, два – “с ловушкой”, отметь в тетради: “верно” — “+”, “неверно” — “?”.

“Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко”
“Я заснул с радостью”
“Слез со стола, рукавом затер, что ногами наследил”
“Я ночью даже слышал какую-то возню”
“Назад пойду, таблетки куплю в аптеке”

— Запиши, каким был Боря. Как последние слова Бори в рассказе характеризуют его?

1) Борю привезли к бабушке

2) Таинственный пароходик

3) Маленькие жильцы пароходика

4) Ночные наблюдения за пароходиком

5) Охота на человечков

6) Тайный план

7) «Я больше не мог терпеть»

8) «Чего я наделал-то!»

— Найди в интернете пословицы, которые подходят к этому рассказу и запиши их.

Выполняет задание

Боря был любознательный, любопытный, добрый, фантазер, врунишка, раскаивается, переживает, чувство стыда, разочарования

составляет и записывает план в тетрадь

в интернете ищет пословицы и записывает их в тетрадь

1) Не все сбывается, что желается.

2) Дал слово – держись, а не давши – крепись.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать героя, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Учиться находить нужную информацию в дополнительных источниках

Итог урока. Рефлексия

— Зачем автор написал рассказ? Что он хотел в нем сказать детям?

— Что посоветуем герою? Прочитай пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.

— Какие задачи ты ставил перед собой в начале урока?

— Все ли задачи ты выполнил?

— Какие трудности возникли?

— Что особенно понравилось на уроке?

— Оцени свою работу на уроке

Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.

Не нарушать данное слово

……

……

……

……

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

План рассказа как я ловил человечков план


6

По литературе задали сделать план к произведению Бориса Житкова «Как я ловил человечков». Помогите составить план.

10 ответов:

План рассказа как я ловил человечков план



4



0

Я составил план к рассказу Бориса Житкова «Как я ловил человечков» следующим образом. Возможно он покажется немного не точным, но вполне пойдет как пример. Можете включить несколько пунктов в свой личный ответ по литературе.

  1. Пароходик в комоде у бабушки: описание, желание мальчика взять кораблик;
  2. Встреча с маленькими человечками, которые живут на корабле;
  3. Попытка в тайне от бабушки поймать человечков и освободить их;
  4. Пароходик сломан: разочарование мальчика и раскаяние.

План к рассказу можно дополнить деталями, сделав его более полным. Разбейте его на смысловые части и он будет более содержательным, если это требуется в задании.

План рассказа как я ловил человечков план



3



0

Писатель Борис Житков больше известен своими красивыми рассказами про море, но и его рассказы о животных и для детей также хорошо известны. Одним из детских рассказов писателя является рассказ «Как я ловил человечков», к которому я предлагаю вот такой план:

  1. Пароход на бабушкиной полке
  2. Честное слово мальчика, что он не прикоснется к пароходику
  3. Наверное на пароходике живут человечки
  4. Мальчик ложится спать пораньше и выпрашивает ночник
  5. На пароходе кто-то есть, но скрип кровати пугает человечков
  6. Ловля человечков на леденец
  7. Мальчик заснул, а леденец к утру исчез
  8. Мальчик ловит человечков на хлеб, хлеб также исчезает
  9. Надо все-таки взять пароход. Мальчик притворяется больным
  10. Бабушка ушла. Мальчик взял пароход и пытается приподнять ножом палубу, чтобы посмотреть что у него внутри
  11. Мальчик обрезал веревочные лестницы у мачт и поднял палубу
  12. Никого и пусто. Человечков нет
  13. Мальчик ставит палубу на место, все криво
  14. Что я наделал!

План рассказа как я ловил человечков план



3



0

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», примерный план к рассказу можно составить такой:

1). Описание пароходика.

2). Мальчик обещает бабушке не трогать пароходик.

3). Мальчик не сводит глаз с пароходика.

4). На пароходике возможно живут человечки.

5). Наблюдение за пароходиком перед сном.

6). Леденец для человечков.

7). Ловля на хлеб.

8). Мальчик решил во что бы то ни стало поймать человечков.

9). Притворяется больным, когда бабушке надо уходить.

10). Разбирает, ломает пароходик.

11). Никого внутри нет.

12). Осознание своего поступка.

13). Приход бабушки, плач мальчика.

С помощью такого плана несложно пересказать весь рассказ.

План рассказа как я ловил человечков план



3



0

Предлагаю свой план к рассказу Житкова «Как я ловил человечков»:

  1. Удивительный пароход у бабушки на полке вызывает огромный интерес у мальчика.
  2. Обещание бабушке не трогать пароход — хрупкую вещицу.
  3. Мальчик подозревает, что на корабле живут маленькие человечки и думает о них.
  4. Попытка поймать человечков на леденец и хлеб не увенчалась успехом.
  5. Мальчик решает найти человечков во что бы то ни стало, и берет пароход в бабушкино отсутствие, притворившись больным.
  6. В отчаянных попытках отыскать маленьких человечков мальчик ковыряется в пароходике, разбирает его.
  7. Пароходик сломан.
  8. Человечков на пароходике нет, мальчику стыдно, он раскаивается в своем поступке.

План рассказа как я ловил человечков план



2



0

Рассказ Бориса Житкова «Как я ловил человечков» повествует о маленьком ребенке, который пытается раскрыть тайну декоративного парохода в доме своей бабушки. В результате долгих экспериментов, парень хватается за нож и грубая сила становится последним методом искателя.

План рассказа как я ловил человечков план

План к рассказу может выглядеть так:

  1. рекогносцировка в бабушкиной квартире;
  2. существование человечков доказано гипотетически;
  3. разработка и воплощение в жизнь планов по фактическому доказательству существования человечков;
  4. фиаско всех стратегий;
  5. стечение обстоятельств и отчаяние ловца человечков.

Следует отметить, что в финале бабушка, интерьер чьей квартиры был немного потрепан, сама утешает незадачливого охотника. Не известно прочтет ли она внуку лекцию о том, что нож совсем не тот инструмент, которым работают уважающие себя ученые, или попытается переключить его внимание на изучение менее фантастических экземпляров мира природы. Наверное, и то и другое.

План рассказа как я ловил человечков план



1



0

Я хочу предложить к данному произведению следующие пункты плана:

1) Мальчика манит пароход на полке у бабушки;

2) Он даёт слово не лезть к пароходу, но подозревает, что там есть человечки;

3) Мальчик спит с ночником, чтобы наблюдать за пароходом;

4) Мальчик пытается ловить человечков с парохода на леденец, а за тем на хлеб — и то, и другое исчезало;

5) Мальчик берёт теплоход, притворившись больным, когда ушла бабушка;

6) Мальчик обрезал на пароходе его лестницы, а ещё поднял палубу, но не увидел вообще никого;

7) Попытался сделать всё как было, но получилось неуклюже;

8) Мальчик понял, что сделал нехорошо.

План рассказа как я ловил человечков план



1



0

План к рассказу Житкова «Как я ловил человечков».

1.Интересная вешица

2.Беспокойство бабули и ее отказ.

3.Мысли о маленъких человечках.

4.Слежка и выжидание.

5.Приманка леденцами для человечков

6.Попытка найти их на игрушечном пароходе

7.Пароход сломан из за попытки найти человечков.

8.Пустота и разочарование

9.Раскаяние мальчика

План рассказа как я ловил человечков план



1



0

  1. Пароходик и бабушка. Очарованный пароходиком мальчик не находит себе места. Бабушка, понимая, что в неумелых детских ручках он может поломаться, не разрешила мальчику прикасаться к нему.
  2. План. Мальчик положил на пароходик крохотный кусочек леденца. И приготовился наблюдать ночью, как человечки, без сомнения, населяющие корабль, утащат его внутрь. Но не выдержал и заснул. Утром леденца на пароходике уже не было.
  3. Новый план. Был более радикальным. Мальчик решил подковырнуть ножом палубу и найти прятавшихся там человечков.
  4. Неудача. Как и опасалась бабушка, не выдержав свалившегося на него испытания, пароходик развалился. Но бабушка об этом пока не знает. Мальчик испытывает уколы совести.

План рассказа как я ловил человечков план



1



0

План рассказа Б.Житкова «Как я ловил человечков»

1 Необычная игрушка. Пароходик на полке.

2 Что происходит в пароходике.

3 Неудачная попытка поймать человечков.

4 Кто взял леденец.

5 Мальчик хочет обхитрить невидимых человечков.

6 Сломанная игрушка.

7 Большой стыд.

В детстве любая мелочь кажется очень интересной, любознательность толкает разобрать любимую игрушку и посмотреть, что у нее внутри. Мальчик в рассказе «Как я ловил человечков» увидел корабль и понял, что в нем обязательно должны быть человечки. Не может красивый пароход стоять просто так. К удивлению мальчика, там никого не оказалось. Оказалась разбитой детская мечта. Рассказ Бориса Житкова и грустный и смешной.

План рассказа как я ловил человечков план



0



0

План к данному рассказу Житкова, который он написал еще в начале прошлого века, может состоять из следующих пунктов:

  1. Изумительный пароходик на лакированных подставках.
  2. Беспойство бабушки.
  3. Неудавшаяся засада.
  4. Приманка в виде конфетки.
  5. Конфетка исчезла, а человечков все не было видно.
  6. Приманка в виде хлеба.
  7. Сорванный поход в гости к бабушкам и вязаные варежки.
  8. Как Боря тряс пароход и орудовал столовым ножом.
  9. Сплошная пустота, и человечков нет!
  10. Раскаяние Бори.

Читайте также

План рассказа как я ловил человечков план

Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.

Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.

План рассказа как я ловил человечков план

Для меня основная мысль этого рассказа Голявкина заключена в том, что скука на того нападает, кому заняться нечем, или точнее на кого лень навалилась. Вот мальчик, о котором повествует автор, не только прогуливает школу, где ему надо ума-разума набираться, он еще и праздно шатается по улицам, проявляя даже не любознательность, а любопытство, прося, например, прокатить его в экскаваторе.

Если в самом начале рассказа у мальчика еще возникает желание чем-то помочь людям, например, починить с дядей машину, однако отсутствие нужных знаний не позволяет ему поучаствовать в процессе, т.е. мальчик становится только наблюдателем. А только смотреть и не делать — скукотища/не интересно. Гораздо веселей участвовать в процессе.

Послонявшись так по городу, у героя даже улыбка становится глупой, потому что он не знает как спрятать за ней растерянность своего незнания. Он наполняется скукой, и еще полностью не осознает, что … приводим пословицы:

a5kwMvjNAJMaCrYmtzkjYW6Nt0aFnSAq.png

План рассказа как я ловил человечков план

«Листы и корни» — еще одна басня великого писателя, в которой поднимается тема хвастовства. Только теперь в роли хвастунишек выступают гордящиеся своей красой зеленые листья. Когда в их беседу с ветром вклиниваются корни, листья их возмущенно обрывают — как вы мол смеете влезать, копающиеся в грязи. Но корни за словом в карман не лезут и сообщают зарвавшейся листве, что не только питают ее, но и в отличии от нее не облетают на зиму, а если погибают, то и все дерево гибнет. Мораль же этой истории в том, что вся красота этого мира построена на труде и чтобы хвастать этой красотой надо иметь на то право, которое дает только труд создателя. Неплохо бы помнить об этом тем, кто делает кучу пластических операций и подтяжек и считает, что становится красивее всех.

План рассказа как я ловил человечков план

Дочь Эммы и Шарля Бовари из романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» звали Берта. Эмма мечтала о сыне, но родила дочь и решила назвать ее Бертой, т.к. ей очень понравилось имя незнакомой женщины, которую она видела в Вобьесарском замке на приеме, который героиня очень долго вспоминает.

В финале романа Берта остается сиротой. И лично у меня при упоминании данного романа в памяти встает маленькая девочка в грязном платье и рваной одежде. Именно в таком виде Берта предстает перед нами в конце.

План рассказа как я ловил человечков план

Можно придумать такое продолжение рассказа «Вертел» со счастливым концом. Прошка очень долго болел, но продолжал работать. Алексей Иванович стал бережнее относиться к Прошке и отдавал часть своего обеда. А однажды в мастерскую забежал Володя и принес целую корзинку пирожков и немножко конфет. Володя со слезами стал уговаривать Прошку поесть, он сказала, что мама не знает о том, что он убежал из дома. Прошка , видя переживания мальчика, который от всей души хотел ему помочь, съел два пирожка, а Алексей Иванович отпустил мальчиков погулять. Володя и Прошка долго разговаривали и когда Прошка вернулся в мастерскую, его щеки горели, а глаза блестели. У него появился друг и это грело сердце бедного мальчика.

С каждым днем Прошке становилось легче, а Володя прибегал каждый день. Анна ивановна больше не ругалась на сына и давала ему монетки для Прошки.

Персонажи рассказа

В рассказе “Как я ловил человечков” Бориса Житкова только два героя — бабушка и мальчик, ее внук. Внук приезжает к бабушке и его воображение пленит игрушечный пароход на полке. Игрушку взять нельзя — бабушка это запрещает, но мальчик придумывает целую фантастическую историю с маленькими человечками и крошечными топорами. В итоге, мальчик не устоял перед искушением и разломал пароход. Что-то ему скажет бабушка?

Главные герои рассказа “Как я ловил человечков”:

  1. Мальчик-рассказчик. Фантазер и выдумщик, легкомысленный, нетерпеливый, непослушный. Обманывает бабушку, которая его любит и о нем заботится. Предает ее доверие, испытывает угрызения совести и страх перед наказанием. В общем обычный мальчик, иногда просто замечательный, иногда неслух и безобразник.
  2. Бабушка. Строгая, но и добрая. Любит внука, готова дать ему все, что тот пожелает, но только не пароход, который дорог ей как память о ком-то.

План для пересказа

По краткому содержанию «Как я ловил человечков» можно кратко составить план пересказа.

Он состоит из следующих пунктов:

  1. Приезд к бабушке.
  2. Поразительный кораблик.
  3. Бабушкин запрет.
  4. Судно завладело вниманием ребенка.
  5. Маленькие человечки.
  6. Ночник и наблюдение.
  7. Приманки из леденца и хлеба.
  8. Боря остался один.
  9. Взлом корабля.
  10. Человечков не оказалось.
  11. Стыд и огорчение.

Краткое содержание «Как я ловил человеков»

Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.

И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.

Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.

Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.

Основная мысль

Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.

Смысл финала книги «Как я ловил человечков»

Мальчик понял, что совершил непоправимое и бабушка сейчас все увидит. Ему и страшно и больно, он спрятался и плачет. Вошедшая же, увидев внука, подумала, что он очень болен, заволновалась и стала утешать дитя.

В душе она может даже корит себя, что оставила нездорового ребенка одного дома. Но что будет если она увидит пароходик?

Автор сознательно не пишет о дальнейших подробностях взаимоотношений родных людей, давая возможность читателю самому домыслить развязку. Все сводится к тому, что мальчик понесет наказание. И это справедливо. Ребят с раннего возраста нужно учить ответственности за свои поступки.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка / 5. Количество оценок:

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Очень краткое содержание «Как я ловил человеков»

Мальчик Боря, живя у бабушки, увидал у неё пароходик, очень похожий на настоящий, только маленький. Бабушке он был дорог, как память, и она не разрешала даже трогать его. Боря даёт честное слово, что даже не прикоснётся к нему. Но сам не мог оторвать от пароходика глаз и стал верить, что там живут маленькие человечки.

Однажды Боря решает угостить человечков леденцом и оставляет его рядом с пароходиком, утром леденец исчезает, от хлеба таинственным образом остаются лишь крошки… Тогда мальчик решает поймать человечков. Происходит непоправимое: оставшись один, Боря подковырял палубу, срезал лесенки с пароходика, но там внутри оказалось пусто, а пароходик было уже не починить.

Характеристика главных героев

В произведении 2 главных героя — мальчик и его бабушка. Их описание и характеристика:

  1. Борька — обычный маленький мальчик, которого на каникулы отправили к бабушке. Он добрый, весёлый, любознательный, но любопытный, нетерпеливый и склонен обманывать. Однако при этом он настоящий фантазёр и мечтатель, представляющий, что внутри игрушечного пароходика живут маленькие человечки. Совершив ошибку, он раскаивается и не может сдержать искренних слёз.
  2. Бабушка — заботливая, любящая и мудрая, не строгая, обычно она всё разрешала внуку, но в некоторых моментах — непреклонная и принципиальная. Красивый реалистичный пароходик на полке является для неё дорогой памятью.

Чтение рассказа «Как я ловил человечков» позволяет сделать выводы о поступках и характере каждого из главных героев.

Пересказ по плану «Как я ловил человеков»

План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”

  1. Пароходик на полке
  2. Запрет бабушки
  3. Честное слово
  4. Маленькие человечки
  5. Взгляд из-под одеяла
  6. Леденцовая приманка
  7. Кусочек хлеба
  8. Мнимый больной
  9. Взлом пароходика
  10. Пустота
  11. Раскаяние

Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
  2. Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
  3. Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
  4. Боря притворился больным, чтобы остаться одному
  5. Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
  6. В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.

Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.

Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.

Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях. Так как он написан от первого лица, читатель может испытывать те же эмоции, что испытывает главный герой, следить за ходом его мыслей и логическими выводами. Благодаря этому приёму читатель словно бы сам начинает верить, что крохотные человечки на пароходике действительно существуют, и вот уже переживает вместе с Борькой: удастся ли ему поймать их, какие ещё методы он испробует, чтобы выманить их из укрытия?

Композиция произведения:

  1. Завязка: Борька видит пароходик и хочет с ним поиграть.
  2. Развитие действия: многочисленные попытки поймать загадочных человечков.
  3. Кульминация: мальчик ломает пароходик.
  4. Развязка: он раскаивается и плачет, когда возвращается бабушка.

Интересно, что рассказ имеет открытый финал: бабушка ещё не видела разломанного и кое-как собранного пароходика. Остаётся неизвестным, будет ли она ругать внука или всё-таки простит его.

Главная мысль «Как я ловил человечков» — чрезмерное любопытство может привести к печальным последствиям. Не стоит идти на поводу у своих желаний и нарушать данное слово, даже если сдержать его трудно. Эту идею можно выразить в пословице: «давши слово, держись, а не давши, крепись».

Рассказ учит:

  • всегда слушаться взрослых и не нарушать их запретов, ведь те наверняка запрещают что-либо не просто так;
  • с осторожностью и аккуратностью обращаться с дорогими и ценными вещами, особенно если это чья-то память;
  • не обманывать и не хитрить;
  • задумываться о последствиях своих действий и понимать, что иногда необдуманные шалости могут серьёзно огорчить близких людей;
  • раскаиваться в своих поступках и не бояться признаваться в том, что совершил.

Мечтательность и развитая фантазия ребёнка — несомненно, положительное качество: благодаря этому в его воображении рисуются удивительные картинки, а любой, даже самый обычный предмет может показаться чем-то чудесным и необычным. Но поступок Борьки — наглядная иллюстрация того, что даже в детском возрасте не нужно слишком уходить в собственные фантазии. Нужно отличать сказочный вымысел от реальной жизни и больше задумываться о чувствах окружающих людей.

Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»

Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.

Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.

На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.

Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.

Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.

Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.

Видео с пересказом «Как я ловил человеков»

Рассказ Житкова «Как я ловил человечков» впервые увидел свет в 1934 году. Работа относится к автобиографическим рассказам автора, в которых он придается воспоминаниям о своем детстве. В рассказе Житкова «Как я ловил человечков» главная мысль – важность выполнять данное обещание. По мотивам произведения в 2007 году вышел на экраны мультипликационный фильм.

Это интересно: Рассказ «Тихое утро» Казаков написал в 1954 году. Это поучительная история о двух друзьях, которым пришлось пережить немало страшных минут во время рыбалки у глубоководного омута, где, по преданию, жил огромный осьминог. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Тихое утро» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Популярные сегодня пересказы

  • Яшка лось — краткое содержание рассказа Астафьева
    Мама маленького жеребенка Яшки была кобылой не совсем обычной. Во-первых, её звали Марианна. Для деревни, в которой раньше и не слышали такого имени, оно воспринималось как что-то оскорбительное.
  • Аякс — краткое содержание трагедии Софокла
    Замечательное произведение, ставшее достоянием древней литературы, называется «Аякс», а написано оно Софоклом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
  • Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины
    В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
  • Сапсан — краткое содержание рассказа Куприна
    Автор представляет рассказ от имени собаки, её зовут Сапсан Тридцать шестой. Скорее всего автор попытался представить мир в том свете, в котором видит его животное.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Автор: Магомедова Карина Магомедовна
Дети читают рассказ самостоятельно, после чего учитель проводит беседу по содержанию. Определяют главных героев. Размышляют над жанроом произведения. Анализируют. Оценивают поступок мальчика.

Автор: Магомедова Карина Магомедовна

Технологическая карта урока. План на 3 урока
Класс __3__ Число __________ Предмет чтение
Тема урока: Б. С. Житков Как я ловил человечков.
Формирование УУД: Личностные действия:(самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия:(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия:(общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия:(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Цели: Наблюдение за способами выражения в рассказе чувств, переживаний и внутреннего мира героя; вовлечение детей в сопереживание с героем своей вины за содеяный поступок.
Этап урока
Действия учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организационный момент
(1-2 минуты)
2. Актуализация знаний
(4-5 минут)
3. Постановка учебной задачи (4-5 минут)
4.Открытие нового знания
5. Первичное закрепление
(4-5 минут)
6.Физминутка.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
8.Включение новогознания в систему знаний и повторение.
9.Рефлексия деятельности.
10.Итог урока.
Настрой на работу
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись. Тихо сели.
Выявляет уровень знаний.
Проверка домашнего задания.
Чтение детьми своих сочинений, написанных дома по рассказу В.К, Железникова Три ветки мимозы (Монолог Лены Поповой)
Активизация знаний и создание проблемной ситуации.
Работа над новым материалом.
Слово учителя.
-Сегодня мы будем читать рассказ Бориса Семеновича Житкова Как я ловил человечков. Мы знакомы с его рассказом со 2го класса Прыжок. Его произведение привлекательны прежде всего тем, что взяты из жизни: все, о чем он рассказывает, не выдуманное, а реальное – то, что бывало на самом деле. Именно так он назвал целый цикл рассказов для детей: Что бывало. Он писал обо всем, что сам видел, испытал и пережил в своей жизни: о море и кораблях, о животных, о детях, сказочные повести и реалистические рассказы.
Сейчас мы прочитаем рассказ Как я ловил человечков, а вы постарайтесь понять поступок главного героя.
Организация уч-ся на исследование проблемной ситуации.
Чтение рассказа самостоятельно.
(Для первоначального ознакомления с текстом лучше всего дать детям возможность прочесть его самостоятельно, вдуматься в его содержание)
Ответы на вопросы после чтения.
Похож ли рассказ на сказку? Чем?
От чьего имени ведется повествование?
Кто – главные герои?
Как вы оцениваете поступок мальчика? Осуждаете вы его или оправдываете?
(Как правило, первые впечатления от рассказа построены только на эмоциях, поэтому ответы учащихся могут быть разными. Учитель может использовать эту ситуацию: разбить класс на две группы: обвинителей и защитников. При повторном чтении учащиеся из первой группы будут находить в тексте обличающие факторы, а вторая группа выступать в защиту героя).
Повторное чтение текста с анализом.
(Чтение проводится по логическим частям, которые обозначает сам учитель, останавливая ребят в нужном месте. На данном уроке проводится анализ только первой части, что послужит образцом в дальнейшей работе с текстом).
Устанавливает осознанность восприятия.
1 часть. (От начала и заканчивая словами:
…и схватил бабушку за юбку, стр. 17)
— О чем рассказывает писатель в этой части?
А кроме событий, о которых вы рассказали, что-нибудь еще в этой части изображается?
Прочитайте описание пароходика. Почему автор так подробно его описывает?
. Сравните описание пароходика в рассказе с иллюстрацией: удалось художнику в точности изобразить игрушку по тексту?
А как вы понимаете слова, которые встретились в этом описании: нос и корма.
А теперь найдите слова, в которых автор описывает чувства героя. Подчеркните их карандашом.
А теперь попробуем убрать из этой части те места, которые сейчас вы выделили: описание пароходика и чувств героя. Изменится ли рассказ? Как?
Таким образом, вы узнали, что, кроме событий, имеет место в рассказе?
А для чего это делает автор?
И что вы можете сказать о герое? Каким он был? Есть что сказать обвинителям?
А что скажут защитники героя?
Дома вы продолжите работать с текстом так, как мы это делали в классе. Постарайтесь побыть и в роли обвинителей, и в роли защитников, а ответы поищите в тексте. Тогда вы поймете авторскую мысль, заложенную в этом рассказе.
Разделите текст на логические части и составьте план.
Физминутка.
По дорожке, по дорожкеСкачем мы на правой ножке.И по этой же дорожкеСкачем мы на левой ножке.По тропинке побежим,До лужайки добежим.Стоп! Немного отдохнемИ домой пешком пойдем.
Организация деятельности по применению новых знаний.
Примерный план рассказа.
Замечательная игрушка.
Маленькие жильцы пароходика.
Ночные наблюдения за пароходиком.
Тайный план.
Угощение исчезло.
Я не мог больше терпеть
Охота на человечков.
Чего я наделал – то!
(План записывается на доске. Он послужит ориентиром в дальнейшей работе)
Продолжение работы над художественным анализом произведения.
(Поскольку главным в рассказе считается герой и его поступки, вся работа на уроке будет сконцентрирована вокруг этого. Во время чтения текста обращается внимание детей не только на действия и поступки героев, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героев).
.Чтение текста, наблюдение за действиями и поступками главного героя с обсуждением. Составление характеристики.
Учитель.На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с главным героем рассказа. Какие черты характера мы у него отметили? (Ребята вспоминают, учитель записывает на доске: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают. В этой работе используется игра, начатая на предыдущем уроке: Обвинители и Защитники.
Текст прочитывается по логическим частям вслух или про себя с обсуждением. Ребята – строго следуют сюжету рассказа. В результате на уроке был выстроен диалог: (диалог прилагается)
По следам диалогического общения учитель на доске записывает главные черты характера героя, его душевные качества.
ОбманщикФантазер;
СкрытныйВерит в чудеса;
Не умеет держать словоЛюбопытный;
Не умеет контролировать поведение;Любознательный;
Руководствуется только эмоциями.Настойчивый в действиях;
Находчивый Наблюдательный. Впечатлительный; Эмоциональный Нетерпеливый Осознает свой поступок
К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?
Конечно, автор нам не рассказывает о том, какой была реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?
Давайте сейчас так и сделаем. Сначала войдем в положение главного героя. Как вы думаете, сумеет ли он исправить свою ошибку? Докажите правильность своих предположений с помощью текста.
А теперь давайте попробуем представить себя на месте бабушки, и определить по тексту, какой она была.
А теперь представьте себе, как поведет себя бабушка, увидев сломанный пароходик?
Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском секрете, писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.
И сегодня нам это удалось.
А теперь я хочу обратить ваше внимание еще на одну особенность рассказа как жанра и задать вам вопрос: почему это произведение записано писателем от первого лица? Я думаю, сто после подробного анализа текста на этот вопрос вы ответите без труда.
И все таки, автор и герой – это не одно и тоже. Автор – это рассказчик о том, сто произошло с героем. А остальное вы сказали правильно: токая форма повествования имеет место в литературе.
Чему же учит нас этот рассказ?
Организация рефлексии.
— Что узнали на уроке?
Домашнее задание.
Включаются в деловой ритм урока.
Ответы детей.
Самостоятельное чтение.
Коллективная работа.
Ответы детей.
Работа по учебнику.
-О том, как мальчику понравился пароходик, и он просит у бабушки поиграть с ним.
-Бабушка не позволила внуку играть с пароходиком, так как это была для нее дорогая память.
-Видя чрезвычайное внимание внука к игрушке, бабушка решила убрать ее от греха, но затем берет с мальчика слово никогда не прикасаться к игрушке.
-Да, описание пароходика.
-И чувства героя…
-Чтобы убедить читателя, почему пароходик так понравился мальчику.
-И чтобы читатель представил себе эту игрушку, которая была точь-в-точь, как настоящий пароходик,
– именно этим он привлек внимание героя.
Да, удалось. Художник точно нарисовал пароходик по описанию.
-И у него он тоже похож на настоящий.
Нос – это передняя часть парохода.
А корма – задняя часть судна.
Автор описывает восхищение мальчика, который был очарован внешним видом пароходика:
– Ах, какие замечательные! Если бы хоть один у меня был!
-Этими словами писатель передает восторг своего героя, вызванный красотой пароходика: Я глаз от него не мог оторвать.
-Автор изображает переживание мальчика, когда бабушка хотела убрать пароходик:
-Я чуть не заплакал и крикнул всем голосом:
-Честное-расчестное, бабушка! – и схватил бабушку за юбку
-Мальчик испугался, что бабушка спрячет игрушку, и он не сможет ею любоваться.
Да, текст изменился: без описания пароходика непонятно, почему наш герой был так им очарован и возбужден.
-И нет объяснения тому, почему бабушка не убрала пароходика,
– она была добрая и поняла состояние души своего внука.
Описание чувств людей.
Описание каких-то предметов…
Чтобы читатель смог лучше понять душу героя.
Заглянуть во внутренний мир его.
И правильно оценить поступок.
Нет, пока что сказать нечего.
Мальчик был очень чувствительным…
Его привлекало все красивое, настоящая красота…
Он очень впечатлительный.
Выполнение упражнений.
Пересказ текста (последовательный или выборочный) по плану.
– Понять можно, но оправдать нельзя.
-Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были.
-Эмоции не должны брать верх над разумом.
-В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.
– Он хочет, чтобы концовку мы додумали сами.
-Чтобы вошли в положение героем, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.
– Мальчик очень переживает случившееся. Особенно это видно в конце рассказа. Автор рисует душевное состояние героя:
У меня руки дрожали…
Теперь все пропало!
Я скорей бросился в кровать, завернулся с головой…
–Бабушка! – под одеялом шептал я. – Бабушка, миленькая, родненькая, чего я наделал-то!
-Герой осознал свой поступок, а поэтому он будет искать способ, как его исправить.
-У нас есть уже такой пример из рассказа К. Г. Паустовского: раскаявшись, Филька находит путь к исправлению своего душевного порока. Эти случаи как бы перекликаются.
Дети ищут в тексте подтверждение своим определениям
Конечно она очень расстроится, та как вещь была очень дорога для нее как память.
-Так как бабушка умела быль строгой, то, наверное, она пожурит внука, объяснит, как плохо он поступил.
-Но доброта возьмет верх: видя, как расстроен мальчик и как он сам переживает содеянное, бабушка поймет его душевное состояние и попытается успокоить внука. Наверное скажет ему, чтобы он уснул, а утром они вместе что-нибудь придумают.
-Конечно, мальчик долго еще не сможет уснуть, – он будет думать, как исправить ошибку и придумает: завтра утром вместе с бабушкой они найдут искусного мастера, который починит эту вещь и сделает ее такой, как прежде.
Автор пишет этот рассказ от своего имени, чтобы все, о чем он говорит, было более достоверным.
-В рассказе много внимания уделяется чувствам, переживаниям, – внутренний мир героя будет более раскрыт и понятен читателю, если он будет передан автором от своего имени.
Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет?
-И как от этого будут чувствовать себя другие люди.
-Поступками должен управлять разум, а не эмоции.
Ответы детей и самооценка.
Запись домашнего задания в дневниках.
Личностные:
самоопределение. Настрой на успех.
Личностные; интерес к учебному материалу;
Регулятивные: принимать учебную задачу;
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с
ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания.
Регулятивные: принимать учебную задачу;
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения;
Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя.

Скачать работу

comments powered by HyperComments

Над каким произведением мы с вами работали на предыдущем уроке?

Что для нас явилось главным в рассказе?

Сегодня на уроке мы продолжим работу над данным произведением. Но вначале я предлагаю вам послушать стихотворение М.Цветаевой. Оно небольшое по объёму, но в нём заключён важный смысл.

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половину,

и ту половину окна!

(М.Цветаева)

Как вы поныли смысл этого стихотворения?

Почему я прочитала именно это стихотворение?

Что такое внутренний мир человека?

На доске ученики прикрепляют комплект печатного материала со словами:

внутренний мир

99710057 199710057 299710057 399710057 4

чувства

характер

интересы

потребности

Сегодня на уроке мы не только заглянем во внутренний мир героя, но попробуем правильно оценить его поступок. Какие задачи будут у нас?

На доску помещаются учителем карточки с задачами урока:

заглянуть во внутренний мир

правильно оценить поступок

Над рассказом Б.С.Житкова «Как я ловил человечков»

Главным в рассказе считается герой и его поступки.

В одной половинке окна мы увидели одну половинку человека – внешний вид. Когда откроем другую половинку окна, то узнаем и вторую половинку души – внутренний мир. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, невоспитан. Мы отличаемся не только внешним видом, но и своим неповторимым внутренним миром.

Это его характер, интересы, потребности, чувства.

На прошлом уроке мы с вами начали знакомиться с главным героем рассказа, выделили качества характера мальчика, которые нам нравятся и те, которые мы осуждаем.

Мы закончили эту работу?

Как нам надо её завершить?

а) Ролевая игра «Обвинители» и «Защитники»

с выборочным чтением.

Помогать нам будет в этом уже знакомая ролевая игра «Обвинители» и «Защитники». Делимся на 2 команды.

Откройте учебник. Мы будем строго следовать сюжету рассказа по логическим частям с обсуждением.

По ходу обсуждения на доске ученики будут прикреплять комплект печатного материала: в первом столбике будут записаны качества мальчика, которые нравятся ученикам, а в другом – те, что дети осуждают.

Перед нами 1 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

1. Маленькие жильцы пароходика.

О чём рассказывается в этой части?

Какие положительные и отрицательные черты характера мы отметили у мальчика в 1 части?

Предоставляем слово «обвинителям».

Предоставляем слово «защитникам».

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 2 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Ночные наблюдения за пароходиком.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 3 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Тайный план.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 4 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Угощение исчезло.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Физминутка «Волны»

Перед нами 5 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. «Я не мог больше терпеть»

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 6 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

  1. Охота на человечков.

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Перед нами 7 часть рассказа. Как мы её озаглавили?

7. «Чего я наделал – то!»

О чём рассказывается в этой части?

Есть, что сказать «обвинителям»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

Есть, что сказать «защитникам»?

Зачитайте подтверждение своих слов из текста.

По следам диалогического общения на доске формируется запись — главные черты характера героя, его душевные качества.

Обманщик Фантазер

Скрытный Верит в чудеса

Не умеет держать слово Любопытный

Не умеет контролировать поведение Любознательный

Настойчивый

Находчивый

Наблюдательный

Впечатлительный

Эмоциональный

Нетерпеливый

Осознает свой поступок

К какому же окончательному выводу мы должны прийти в конечном результате нашего разговора: можно ли оправдать главного героя?

б) Прогнозирование текста

(творческая работа обучающихся после чтения).

Автор нам не рассказывает о том, какой будет реакция бабушки, когда она увидит разломанный пароходик. Писатель как бы обрывает свой рассказ на самом остром сюжетном моменте. Как вы думаете, почему?

Давайте сейчас так и сделаем. Дома вы сами придумывали и записывали концовку рассказа, вы решали проблему — сумеет ли мальчик исправить свою ошибку? Послушаем несколько концовок рассказа.

(Выслушиваем сочинения 3 – 4 обучающихся.)

Таким образом, сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа, – автор как бы подводит читателя не только к оценке ситуации, но способствует тому, чтобы он примерил ее на себя и подумал, как можно из нее выйти, т.е. решить жизненную задачу.

И сегодня нам это удалось.

После урока вы мне сдадите свои работы, которые мы с дежурными поместим на доску для всеобщего знакомства.

Нет.

Найти в тексте отрывки, подтверждающие черты характера мальчика.

Мальчику понравился пароходик, он просит у бабушки поиграть с ним. Бабушка не позволяет. О тайной жизни на пароходике, которую придумывает мальчик.

Пока сказать нечего.

В этой части мы узнаём, что мальчик очень впечатлительный, его привлекает всё красивое. Мальчик фантазер, у него развито воображение, верит в чудеса, в тайную жизнь на пароходике.

Мальчик попросил бабушку не выключать ночник, для того, чтобы ночью наблюдать за человечками на пароходике.

Обманщик. Герой наврал бабушке, что не может спать без света.

На ложь мальчик решился из-за любопытства. Он настойчивый – надеется на тайну и строит план.

Мальчик придумал, как вызвать из пароходика человечков: он положил на пароходик леденец.

Мальчик продолжает обманывать бабушку: на прогулке сказал, что ему холодно. Скрывает от неё все свои поступки: скрытный.

Герой делает это вынужденно: иначе бабушка спрятала бы пароходик. Находчивый: придумал, как заставить человечков показаться на палубе.

Когда ночью исчез леденец, придумал снова положить хлеб на пароход. Всё время думает о человечках.

Мальчик продолжает обманывать бабушку. Нарушил слово, данное бабушке – не прикасаться к пароходику, а сам к нему прикасался: не умеет держать слово.

Эти действия он совершал по любознательности. Настойчивый, наблюдательный, эмоциональный, фантазёр.

Мальчик устроил так, чтобы остаться дома и не ходить

в гости с бабушкой, придумал свою болезнь.

Нарушает слово, данное бабушке: решил взять пароходик в руки и посмотреть, что там внутри. Идет на обман: сказавшись больным, чтобы остаться дома.

Нетерпеливый – не мог больше терпеть, большое желание поскорее увидеть человечков.

Настойчивый, целеустремлённый.

Мальчик взламывает пароходик. Совершает безрассудный поступок.

Нетерпеливый.

Не контролирует свои действия: эмоции желания берут верх над разумом.

Все-таки иногда задумывается – прав ли он, но герой ещё маленький, поэтому не умеет себя контролировать.

Мальчик пытался починить пароходик, но ничего не получилось, он расплакался. Возвращается бабушка и не понимает, почему он плачет.

Мальчик нарушает слово не трогать пароходик. В какой-то мере мальчик был эгоистом: думал только об удовлетворении своего желания, но совершенно позабыл о бабушке, которой он принес горе своим поступком.

Осознает свой поступок и приходит в ужас от содеянного. Переживает случившееся.

Понять можно, но оправдать нельзя.

Человек не должен управляться только чувствами, какими бы сильными они ни были. Эмоции не должны брать верх над разумом.

Он хочет, чтобы концовку мы додумали сами.

Чтобы вошли в положение героев, представили себя на их месте и вместе пережили эту ситуацию.

Во время чтения текста мы обращали внимание не только на действия и поступки героя, но и на черты характера, а также мотивы, руководившие поведением героя.

Какие знания с этого урока вам пригодятся в жизни? Чему же учит нас рассказ?

Какое открытие сделали на уроке?

Устно:

1. Можешь назвать героев рассказа?

2. Можешь охарактеризовать главного героя?

3. Можешь пересказать рассказ?

4. Можешь сказать, чему учит рассказ?

5. Удалось заглянуть во внутренний мир героя? (или)

Выразите своё отношение к Боре с помощью синквейна.

Если ты дал слово, то должен его сдержать. Ни одно обещание не должно звучать попусту. Сдержать слово бывает не всегда легко — каждый из нас знает это по себе. Верность слову, обещаниям не возможна без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом.

«Не давши слова – крепись, а давши – держись».

Прежде чем совершить поступок, надо подумать, к чему он приведет. И как от этого будут чувствовать себя другие люди. Поступками должен управлять разум, а не эмоции.

Сегодня мы узнали еще об одном авторском «секрете», писательском приеме: отсутствием концовки рассказа.

Этот урок был важен и для меня. Он сказал мне: «Верь в своих воспитанников, каждый из них обязательно станет хорошим человеком!» Спасибо за сотрудничество. Урок окончен.

  • План рассказа как рубашка в поле выросла
  • План рассказа кавказский пленник 5 класс
  • План рассказа илья муромец и святогор
  • План рассказа июльская гроза
  • План рассказа казак чехов