План рассказа как рубашка в поле выросла

Программное содержание: 1. познавательные задачи: развивать познавательный интерес к окружающему, познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна, дать понятие

Программное содержание:                                                                    

1. Познавательные  задачи: развивать познавательный интерес к окружающему, познакомить детей с этапами изготовления изделий изо льна, дать понятие о русском национальном костюме;  познакомить с технологией изготовления тканей в прошлом и настоящем, уточнить функциональную значимость одежды в жизни людей, вызывать интерес и бережное отношение к одежде.                                                                  2. Развивающие  задачи: расширять кругозор, развивать  память, воображение  и мыслительную деятельность детей, художественно-эстетическое восприятие изделий народного творчества (льняные вышитые изделия, русский костюм).                                                                                                                   3. Речевые задачи: развивать речь, обогащать словарь детей.                                                     4. Воспитательные  задачи: воспитывать интерес к прошлому нашей страны, культуру общения, уважение к труду взрослых, желание  больше знать.                                                                    Предварительная работа: Беседы о старинной одежде, рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне, сюжетно — ролевая игра: «Магазин одежды», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону»,  экскурсии  в мини-музей «Русская изба», на мини-выставку тканей, в Егорьевский историко-художественный музей.                                                                                                                              Материалы и оборудование:  видеофильмы «Как рубашка в поле выросла» по рассказу К.Д. Ушинского, «Как делают льняную ткань», презентации «Как лен растет», «Как рубашка в поле выросла: из чего и как делают одежду».

                                               Ход ООД.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые, просто загляденье: чистая и опрятная одежда всегда выглядит нарядно. Вы знаете, где берут одежду?

Дети: Ее покупают в магазине, на рынке.

Воспитатель: А раньше, очень давно, говорили, что одежда в поле росла.    Вы хотите узнать, почему так говорили? Для этого нам надо отправиться в прошлое, в давние времена.

Просмотр видео для малышей «Как рубашка в поле выросла».

http://rodnaya-tropinka.ru/iz-chego-sdelana-odezhda-kak-rubashka-v-pole-vy-rosla/ 

Воспитатель: Ну что, поняли, как рубашка в поле растет?

Про какое растение говорилось в фильме? (Про лен).

Просмотр презентации «Как  растет лен». 

Слайд 1. Воспитатель:  Это — семена льна.  Их сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен: руками из лукошка.

Слайд  2. Он рос, становился зеленой травкой,

Слайд 3. а когда зацветал голубыми цветами, то казалось, что это голубое покрывало.

Физкультминутка «Цветы» (выполнение движений в соответствии с текстом)

Раз, два, три — выросли цветы!

Цветочки к солнцу потянулись высоко, высоко.

Стало им приятно и тепло.

Ветерок налетел — Стебелёк закачал:

Стебелек качнулся влево,

Наклонился низко,

Стебелек качнулся вправо,

Наклонился низко.

Ветерок, улетай, улетай,

Ты цветочки не ломай.

Слайд 5. —  Когда лен достают из земли? (Когда цветы льна опали.)

Слайд 6. — Что дальше с ним делают? (Связывают в снопы и оставляют на поле просохнуть.)

Слайд 7. Потом лён молотят – выбивают из метёлок зёрна, отделяют коробочки от стеблей.

Слайд 8. — Что делали со льном, когда он просох? (Опустили в воду, камнем прижали.)

Слайды 9, 10. — Когда вынули лен из воды, что с ним делали? (Стали колотить доской, а потом чесать железным гребнем.)

Слайд 11. — Что стало дальше со льном? (После того, как лен причесали, из него стали нитки прясть.)

Слайд 12. А потом отец принес ткацкий станок,  стали на нем ткать полотно.

Слайд 13. — Что делали с полотном? (Его на снег расстилали, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого в белый превращался.)

Воспитатель:  Молодцы! Всё правильно запомнили. Давайте мы с вами немного отдохнём и поиграем в игру «Вырастим лён». Дети идут по кругу и имитируют действия в соответствии со словами: сеют, растут (присели-встали), цветут (цветок из ладоней), выдергивают, снопы складывают, топят в речке, колотят (на колене), чешут, прядут, ткут, расстилают, водой брызгают, режут (ножницы), шьют.

Слайд 14. Воспитатель: Вот такой долгий путь проделывала рубашка, которая в поле выросла. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Рубаха была древнейшей, самой любимой и распространенной одеждой наших предков. Женская рубаха была длинная, до полу. Впереди на ней посередине горловины делали разрез. Низ рубахи, рукава и горловину украшали вышивкой. Кроме того, у старинной  мужской  рубахи часто ворот (разрез)  расположен сбоку (не прямо по центру, а вкось). Поэтому такую рубаху называют косовороткой. Мужская рубаха короче женской, только до колен.

Слайд 15. А рукава у нее длинные да широкие. Не закатав такие рукава, работать невозможно. Именно с тех давних времен появилось выражение «работать спустя рукава», то есть плохо, кое-как.

Слайд 16.  По умению изготовить рубаху судили о мастерице. Наши предки многое могли узнать о чужом человеке, посмотрев на его костюм: «Какова пряха — такова и на ней рубаха».

 Русский человек очень терпелив и трудолюбив. Недаром о труде у нас сложено много пословиц. Постарайтесь запомнить эту: «Терпенье и труд  всё перетрут»  (повторение хором и индивидуально).            Слайд 17. И в наше время льняные вещи пользуются спросом у взрослых и детей, потому что одежда изо льна не только красива, но и приятна к телу, безвредна, впитывает влагу.

В современном мире  лен сеют не руками, а машинами. Давайте посмотрим, как в наше время изо льна делают одежду.

Просмотр видео   «Как делают льняную ткань»: https://www.youtube.com/watch?v=hmAgRWmiJjo

   Воспитатель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку: «Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали, на себя надевали».  (Лён) Увидев красивые льняные вещи, вспомните, какой долгий путь прошел лён от семечка до  сшитой льняной скатерти или льняного полотенца. Поэтому нужно очень бережно относиться к вещам, ведь в их создание вложен труд большого количества людей. И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!                                                                          Понравилось вам наше занятие? Интересно было?                                                                                    Сегодня перед сном я прочитаю вам сказку Г.Х.Андерсена «Лён».

                                              Сказка Г.Х.Андерсена  «Лён».

   Лён цвёл чудесными голубенькими цветочками, мягкими и нежными, как крылья мотыльков, даже ещё нежнее! Солнце ласкало его, дождь поливал, и льну это было так же полезно и приятно, как маленьким детям, когда мать сначала умоет их, а потом поцелует, дети от этого хорошеют, хорошел и лён.

— Все говорят, что я уродился на славу! — сказал лён. — Говорят, что я ещё вытянусь, и потом из меня выйдет отличный кусок холста! Ах, какой я счастливый! Право, я счастливее всех! Это так приятно, что и я пригожусь на что-нибудь! Солнышко меня веселит и оживляет, дождичек питает и освежает! Ах, я так счастлив, так счастлив! Я счастливее всех!

— Да, да, да! — сказали колья изгороди. — Ты ещё не знаешь света, а мы так вот знаем, — вишь, какие мы сучковатые!

И они жалобно заскрипели:

Оглянуться не успеешь, 
Как уж песенке конец!

— Вовсе не конец! — сказал лён, — И завтра опять будет греть солнышко, опять пойдёт дождик! Я чувствую, что расту и цвету! Я счастливее всех на свете!

Но вот раз явились люди, схватили лён за макушку и вырвали с корнем. Больно было! Потом его положили в воду, словно собирались утопить, а после того держали над огнём, будто хотели изжарить. Ужас что такое!

— Не вечно же нам жить в своё удовольствие! — сказал лён. — Приходится и потерпеть. Зато поумнеешь!

Но льну приходилось уж очень плохо. Чего-чего только с ним не делали: и мяли, и тискали, и трепали, и чесали — да просто всего и не упомнишь! Наконец, он очутился на прялке. Жжж! Тут уж поневоле все мысли вразброд пошли!

«Я ведь так долго был несказанно счастлив! — думал он во время этих мучений. — Что ж, надо быть благодарным и за то хорошее, что выпало нам на долю! Да, надо, надо!.. Ох!»

И он повторял то же самое, даже попав на ткацкий станок. Но вот наконец из него вышел большой кусок великолепного холста. Весь лён до последнего стебелька пошёл на этот кусок.

— Но ведь это же бесподобно! Вот уж не думал, не гадал-то! Как мне, однако, везёт! А колья-то всё твердили: «Оглянуться не успеешь, как уж песенке конец!» Много они смыслили, нечего сказать! Песенке вовсе не конец! Она только теперь и начинается. Вот счастье-то! Да, если мне и пришлось пострадать немножко, то зато теперь из меня и вышло кое-что. Нет, я счастливее всех на свете! Какой я теперь крепкий, мягкий, белый и длинный! Это небось получше, чем просто расти или даже цвести в поле! Там никто за мною не ухаживал, воду я только и видал, что в дождик, а теперь ко мне приставили прислугу, каждое утро меня переворачивают на другой бок, каждый вечер поливают из лейки! Сама пасторша держала надо мною речь и сказала, что во всём околотке не найдётся лучшего куска! Ну, можно ли быть счастливее меня!

Холст взяли в дом, и он попал под ножницы. Ну, и досталось же ему! Его и резали, и кроили, и кололи иголками — да, да! Нельзя сказать, чтобы это было приятно! Зато из холста вышло двенадцать пар… таких принадлежностей туалета, которые не принято называть в обществе, но в которых все нуждаются. Целых двенадцать пар вышло!

— Так вот когда только из меня вышло кое-что! Вот каково было моё назначение! Да ведь это же просто благодать! Теперь и я приношу пользу миру, а в этом ведь вся и суть, в этом-то вся и радость жизни! Нас двенадцать пар, но всё же мы одно целое, мы — дюжина! Вот так счастье!

Прошли года, и бельё износилось.

— Всему на свете бывает конец! — сказало оно. — Я бы и радо было послужить ещё, но невозможное невозможно!

И вот бельё разорвали на тряпки. Они было уже думали, что им совсем пришёл конец, так их принялись рубить, мять, варить, тискать… Ан, глядь — они превратились в тонкую белую бумагу!

— Нет, вот сюрприз так сюрприз! — сказала бумага. — Теперь я тоньше прежнего, и на мне можно писать. Чего только на мне не напишут! Какое счастье!

И на ней написали чудеснейшие рассказы. Слушая их, люди становились добрее и умнее, — так хорошо и умно они были написаны. Какое счастье, что люди смогли их прочитать!

— Ну, этого мне и во сне не снилось, когда я цвела в поле голубенькими цветочками! — говорила бумага. — И могла ли я в то время думать, что мне выпадет на долю счастье нести людям радость и знания! Я всё ещё не могу прийти в себя от счастья! Самой себе не верю! Но ведь это так! Господь бог знает, что сама я тут ни при чём, я старалась только по мере слабых сил своих не даром занимать место! И вот он ведёт меня от одной радости и почести к другой! Всякий раз, как я подумаю: «Ну, вот и песенке конец», — тут-то как раз и начинается для меня новая, ещё высшая, лучшая жизнь! Теперь я думаю отправиться в путь-дорогу, обойти весь свет, чтобы все люди могли прочесть написанное на мне! Так ведь и должно быть! Прежде у меня были голубенькие цветочки, теперь каждый цветочек расцвёл прекраснейшею мыслью! Счастливее меня нет никого на свете!

Но бумага не отправилась в путешествие, а попала в типографию, и всё, что на ней было написано, перепечатали в книгу, да не в одну, а в сотни, тысячи книг. Они могли принести пользу и доставить удовольствие бесконечно большему числу людей, нежели одна та бумага, на которой были написаны рассказы: бегая по белу свету, она бы истрепалась на полпути.

«Да, конечно, так дело-то будет вернее! — подумала исписанная бумага. — Этого мне и в голову не приходило! Я останусь дома отдыхать, и меня будут почитать, как старую бабушку! На мне ведь всё написано, слова стекали с пера прямо на меня! Я останусь, а книги будут бегать по белу свету! Вот это дело! Нет, как я счастлива, как я счастлива!»

Тут все отдельные листы бумаги собрали, связали вместе и положили на полку.

— Ну, можно теперь и опочить на лаврах! — сказала бумага. Не мешает тоже собраться с мыслями и сосредоточиться! Теперь только я поняла как следует, что во мне есть! А познать себя самое — большой шаг вперёд. Но что же будет со мной потом? Одно я знаю — что непременно двинусь вперёд! Всё на свете постоянно идёт вперёд, к совершенству.

В один прекрасный день бумагу взяли да и сунули в плиту; её решили сжечь, так как её нельзя было продать в мелочную лавочку на обёртку масла и сахара.

Дети обступили плиту; им хотелось посмотреть, как бумага вспыхнет и как потом по золе начнут перебегать и потухать одна за другою шаловливые, блестящие искорки! Точь-в-точь ребятишки бегут домой из школы! После всех выходит учитель — это последняя искра. Но иногда думают, что он уже вышел — ан нет! Он выходит ещё много времени спустя после самого последнего школьника!

И вот огонь охватил бумагу. Как она вспыхнула!

— Уф! — сказала она и в ту же минуту превратилась в столб пламени, которое взвилось в воздух высоко-высоко, лён никогда не мог поднять так высоко своих голубеньких цветочных головок, и пламя сияло таким ослепительным блеском, каким никогда не сиял белый холст. Написанные на бумаге буквы в одно мгновение зарделись, и все слова и мысли обратились в пламя!

— Теперь я взовьюсь прямо к солнцу! — сказало пламя, словно тысячами голосов зараз, и взвилось в трубу. А в воздухе запорхали крошечные незримые существа, легче, воздушнее пламени, из которого родились. Их было столько же, сколько когда-то было цветочков на льне. Когда пламя погасло, они ещё раз проплясали по чёрной золе, оставляя на ней блестящие следы в виде золотых искорок. Ребятишки выбежали из школы, за ними вышел и учитель; любо было поглядеть на них! И дети запели над мёртвою золой:

Оглянуться не успеешь, 
Как уж песенке конец!

Но незримые крошечные существа говорили:                                                                                                     — Песенка никогда не кончается — вот что самое чудесное! Мы знаем это, и потому мы счастливее всех!

Но дети не расслышали ни одного слова, а если б и расслышали — не поняли бы. Да и не надо! Не всё же знать детям!

1848      Перевод А. В. Ганзен

Автор:  Даневская И.В.

В позапрошлом веке дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна — одежда, из дерева — игрушки. И сколько сил уходит на это. Современный ребенок получает все в готовом виде, достаточно прийти в магазин и заплатить деньги. Человеческий труд перестает цениться. Рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла» показывает, насколько тяжело даются людям материальные блага.

Как в поле выросла рубашка

Об авторе

К. Д. Ушинский — один из основателей российской педагогики. Он был убежден, что учеба должна быть увлекательной, и создал замечательные учебники для начальной школы: «Родное слово» и «Детский мир». По этим книгам в дореволюционной России учились целые поколения. Тексты учебников помогали ребятишкам познавать мир, заставляли думать, делать выводы, учили доброте и взаимовыручке.

Константин Дмитриевич проявил себя как замечательный детский писатель. Он доступно и интересно рассказывает об окружающем мире, на простых примерах преподает важные нравственные уроки. Педагог старался не только дать ученику энциклопедические знания, но и связать их с обычной жизнью, научить отличать хорошее от плохого. Все это мы находим в произведении Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Содержание

Повествование ведется от лица девочки Тани, с которой и ассоциирует себя маленький читатель. Рассказ «Как рубашка в поле выросла» композиционно разделен на три части. В первой из них отец сеет семена льна, обещая дочери вырастить рубашку. Такое обещание вызывает удивление. Таня с интересом наблюдает, как растет лен, как его убирают.

Ушинский как рубашка в поле выросла

Во второй части собранные растения обрабатывают (молотят головки, топят в речке, просушивают, мнут мялкой, колотят трепалом, чешут гребнем до мягкости). Дети видят все процессы глазами ровесницы, вместе с ней переживая за утопленную рубашку и недоумевая: как же получится она из кудели, напоминающей детские волосы?

Последняя часть посвящена прядению ниток и созданию полотна. Современного ребенка наверняка удивит тот факт, что для изготовления рубашки нашим предкам требовалось около двух лет. Обязательно заострите на этом внимание.

Использование рассказа на занятиях

Произведение Ушинского будет интересно детям 5-10 лет. Оно активно используется на занятиях в детском саду, на школьных уроках. Читая историю «Как рубашка в поле выросла», дети начинают интересоваться народными ремеслами, традициями. Часто это становится отправной точкой для исследовательских проектов. В сельской местности энтузиасты вместе с учениками пробуют воспроизвести цикл выращивания льна.

Любят произведение и музейные работники. Совместить чтение книжки с демонстрацией старинных мялок, трепал, веретен, ткацких станков — отличная идея. Если вы знакомите с рассказом своего ребенка, найдите необходимые изображения в интернете. Увидеть процесс обработки льна своими глазами можно при помощи видео, размещенного на «Ютубе».

Чему учит рассказ?

Ушинский не только описывает процесс выращивания и обработки льна. Сквозная мысль текста «Как рубашка в поле выросла» — это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.

Рассказ ушинского как рубашка в поле выросла

С наступлением осени по вечерам женщины усердно пряли двойные нити из льна и шерсти. Тогда их нельзя было купить в магазинах. На три рубашки уходило 11200 метров нитей. А ведь нужна была и другая одежда, постельное белье, полотенца. На это требовалось очень много времени. Ткацкие станки на Руси собирали в марте. Всего два месяца было у крестьян, чтобы наткать полотно. Льняную ткань затем долго отбеливали.

С мая начинались посевные работы. Летом времени на шитье не было. Кроить одежду начинали только на следующий год, зимой. Ушинский показывает маленькому читателю, сколько человеческих сил уходит на создание одной рубашки. Конец истории торжественен: к рождеству Таня и ее брат Вася получают обновки, «белые как снег». В рассказе чувствуется трепетное, бережное отношение к одежде, доставшейся таким трудом.

Откуда берутся современные рубашки?

Обратясь к прошлому, вспомним и о настоящем. История «Как рубашка в поле выросла» — отличный повод поговорить о создании современной одежды. Как и прежде, лен выращивают на полях. Однако людям активно помогает техника: сеялки, льнобралки, мялки, льнотеребилки, льночесальные машины.

После обработки полученное сырье отправляют на прядильную фабрику, где станки скрутят нитки. На ткацкой фабрике делают полотно, на швейной — кроят и шьют одежду. Готовая рубашка попадает в магазин. Найдите в Интернете картинки, изображающие современное оборудование, технику. Обратите внимание, что станками и машинами управляют рабочие.

Рассказ как рубашка в поле выросла

Если в рассказе Ушинского рубашку делали члены одной семьи, то теперь над этим трудится множество людей разных профессий. Поэтому одежда создается намного быстрее и хватает ее на весь город. Но за каждой вещью стоят люди, которые трудились для нас.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла» учит видеть за обыденными предметами человека, приложившего усилия для их создания. Эту мысль важно донести до детей. Без этого невозможно воспитать в них бережное отношение к вещам.

Конспект познавательного занятия в старшей группе

«Как рубашка в поле выросла»

Цель: познакомить детей с традиционной русской культурой и производством – льноводством, дать понятия о том, как возделывали эту культуру, ухаживали за льном и получали льняное полотно в древние времена.

Задачи:

Обучающие:

  1. формировать у детей умение использовать при ответе на вопросы разные формы ответов: краткую и развернутую;

  2. познакомить детей с этапами изготовления льняных изделий;

  3. закреплять у воспитанников представления о традициях, культуре, быте наших предков, расширять интерес к национальной культуре.

Развивающие:

  1. развивать познавательный интерес, способность к анализу;

  2. развивать связную речь, обогащать словарный запас за счет названий одежды;

  3. развивать художественно-эстетический вкус;

  4. развивать интерес и желание узнавать новое.

Воспитательные:

  1. воспитывать у детей любовь к родному краю;

  2. воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

Словарная работа: лен, сноп, лукошко, изба, прялка, ткацкий станок, веретено.

Методы и приемы:

— диалог;

— метод наглядности;

— метод художественного слова;

— метод создания проблемных ситуаций;

— поисковые вопросы;

— эксперимент;

— анализ.

Материалы к занятию: салфетки, полотенце изо льна, одежда из разных материалов, развешанная на вешалках, льняная пакля, солома, печка, самовар, предметы крестьянского быта, лапти, семена льна, льняная рубашка, письмо, раскраски с видами одежды.

Иллюстрации: с изображением крестьянина с лукошком, сеющего лен; с изображением снопов, гребня, прялки, веретена, ткацкого станка; иллюстрации русских народных костюмов как женских, так и мужских и детских.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о жизни крестьян, их работе; знакомство с малыми фольклорными формами, беседы об одежде, стилях, моде, о различных тканях. С/ролевая игра «Дом моды»; дид/игра «Одень куклу по сезону».

Ход занятия:

I часть

Воспитатель: Ребята, какие вы все сегодня красивые, нарядные! Какая красивая одежда на вас! А скажите мне, что на вас надето? Какие наряды у девочек? (ответы детей: платья, юбки, блузы, кофты). А у мальчиков? (ответы детей: брюки, шорты, рубашки, футболки).

В.: А где же продается такая одежда? (ответы детей)

II часть

В.: А, говорят, раньше, очень давно, во времена наших пра-пра-пра-бабушек и пра-пра-пра-дедушек, одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла? (ответы детей)

В.: Для этого нам надо отправиться в прошлое, побывать в русской избе, в гостях у наших земляков — крестьян Смоленской губернии. Давайте покружимся и скажем: «Раз, два покружись, в русской избе окажись». Вот и изба перед нами (находимся в мини — музее ДОУ «Русская изба»). Изба — это дом из бревен (из чего дом? как он называется? закрепляем с 2-3 детьми). Давайте заглянем в избу. Посмотрите, какие разные предметы находятся в избе (рассматривание утвари). А вот и рубашка, которую носили в старину. Давайте потрогаем рубашку, рассмотрим орнамент на ней. Что вы можете о ней сказать? (ответы детей: жесткая, грубая, шершавая, на ней красивый орнамент и т. д.)

В.: Ребята, как вы думаете, из какой ткани эта рубашка сшита? (ответы детей).

В.: Эта рубашка сшита изо льна. Значит она — какая? (льняная). Лен — это такое растение, которое растет в поле. Поэтому в давние времена крестьяне шутили, что рубашка в поле выросла. На Смоленщине было очень распространено выращивание льна. Сегодня мы с вами узнаем, как наши предки из маленькой льняной семечки вырастили рубашку. Посмотрите — это семена льна (что это? закрепляем с 2-3 детьми). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Лукошко — это корзина без ручки, которое вешали па плечи (что такое лукошко? закрепляем с 2-3 детьми). А давайте мы с вами представим, что тоже находимся в поле и сеем лен (физкультминутка):

Сею-вею, да сею-вею,

Сею-вею беленький леночек – 2 раза (имитация движений сеятеля)

Уродился, да уродился,

Уродился беленький леночек – 2 раза (руки вверх, руки на пояс)

Вот с такими словами наши предки сеяли лен в поле.

В.:А сейчас мы с вами немножко поиграем. Я вам буду говорить слово, а вы мне называть его ласково (д/и «Назови ласково»): поле, лен, сарафан, рубашка, изба). Спасибо, молодцы, ребята!

В.: Посмотрим, а что же было дальше, как лен рос в поле. А рос он все лето. Как вы думаете, что помогает хорошо расти растениям? (ответы детей: солнце, дождь, насекомые и т. д.)

В.: Все лето ленок рос, цвел (посмотрите, какие красивые цветочки у льна!), а осенью его вырывали с корнем из земли и связывали в снопы. В снопах лен высыхал, и сухие коробочки с семенами легко отделялись от соломы. Солома — это сухие стебли растений (что такое солома? закрепляю с 2-3 детьми). Чтобы изготовить нитки, надо было взять солому и мять ее, трепать руками. Давайте попробуем помять и потрепать солому льна. Посмотрите, я покажу вам. Я беру солому, кладу ее в салфетку и мну деревянной скалкой. Потом достаю из салфетки и начинаю трепать руками. Растрепанная солома становится похожа на нитки. Попробуйте вы. (дети мнут, треплют солому). у кого получилось так, как у меня? Покажите. Легко ли вам было работать? (ответы детей: трудно мять, трепать, тяжело, руки устают и т.д.)

В.: А раньше много соломы надо было переработать таким образом. Затем эту растрёпанную солому (рассматривание пакли) расчёсывали гребнем. Посмотрите, как выглядит гребень (рассматривание гребня). Солома становилась мягкой. При помощи прялки и веретена пряли нити. Посмотрите как (демонстрация процесса получения нити). А уже из нити ткали ткань. Как вы можете объяснить слово «ткали». Ткали — то есть делали ткань при помощи ткацкого станка (рассматривание иллюстрации). Получалась вот такая ткань, (рассматривание ткани). Из готовой ткани шили рубашки, да сарафаны. Такую одежду украшали вышивкой, берегли, долго носили, старшие дети передавали младшим братьям и сестрам, она была очень прочной, удобной, полезной для здоровья. Вот так наши предки из маленькой семечки вырастили рубашку. Говорили, что в одежде изо льна зимой не холодно, а летом не жарко! Как вы считаете, а в наше время есть одежда изо льна? Да и в наше время сеют лен, выращивают, изготавливают нити, ткут ткань. Только сейчас всё это делается при помощи современных машин, что намного облегчает труд людей. Ткани изо льна очень ценятся у нас в России и в других странах. Как вы считаете, какую одежду можно сшить из льняной ткани? Ответы детей: шьют костюмы, платья для детей и взрослых, брюки, полотенца, салфетки, мешки и т.д.

В.: Ну что же, нам пришла пора возвращаться. Давайте произнесем волшебные слова и вернемся в группу: «Раз, два, покружись, снова в группе окажись». Что нового мы узнали, побывав в крестьянской избе? (ответы детей: какая одежда была раньше, из чего шили одежду, как пряли нити, как выращивали лен и т.д.)

В.: Ребята, мы с вами побывали в прошлом, но на этом наше путешествие не заканчивается. Мне вчера позвонил наш известный модельер Валентин Юдашкин и пригласил нас в Дом моды! Вы знаете, кто такой модельер? (ответы детей). Да, все верно, это человек, который придумывает, конструирует и шьет одежду. Модельер придумывает разные фасоны одежды. Пойдем, посмотрим? «Раз, два, покружись, в Доме моды окажись!». Ну вот, мы в Доме моды, только почему-то нас никто не встречает. Ой, смотрите, письмо! Наверно, оно адресовано нам. Давайте посмотрим, что в нем?

Здравствуйте, дорогие гости!
Извините, что не встречаю вас, потому что улетаю в Париж на показ высокой моды. Будьте хозяевами, посмотрите на модели детской и взрослой одежды. Буду, признателен, если сделаете заказы на понравившиеся модели. В подарок от меня — красивая коробочка. Откроете её в группе.
С уважением, Валентин Юдашкин.

В.: Посмотрите, ребята, как здесь красиво! Много разной одежды. Как вы считаете, здесь есть одежда из льняной ткани? А какую модель одежды вы бы выбрали для себя? Почему? Чем она вам понравилась? (ответы детей: яркая, красивая, мягкая, необычная, модная и т.д.)

В.: Я бы выбрала для себя этот льняной костюм. Скоро лето и мне в нем будет не жарко. А теперь мы снова произнесем волшебные слова. Нам пора возвращаться в группу. Что мы узнали, побывав в Доме моды? (ответы детей: одежда красивая, модная, сшита из разных тканей, одежды изо льна шьют мало и т.д.)

III часть

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поговорить с мамой, есть ли у вас дома льняные вещи. Завтра принесите их в группу, мы ещё раз их рассмотрим. А еще предлагаю завтра на нашем огороде посеять лен, будем экспериментировать! Мы станем за ним наблюдать. А осенью будем его перерабатывать, чтобы получить льняные нити. Скажите, ребята, а что мы с вами принесли в группу из нашего путешествия?
(ответы детей: интересные впечатления, знания, фотографии, красивую коробочку и т.д.)

В.: Точно, у нас же есть красивая коробочка от Валентина Юдашкина! Заглянем внутрь? Посмотрите – это же книжки-раскраски «Модная одежда». Спасибо нашему модельеру за подарки! (Раздача книжек детям)

Понравилось вам наше путешествие? А что особенно понравилось, запомнилось? (ответы детей).

  • План рассказа кавказский пленник 5 класс
  • План рассказа илья муромец и святогор
  • План рассказа июльская гроза
  • План рассказа казак чехов
  • План рассказа как провожают пароходы ирина пивоварова