План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

lt;h2gt;краткое содержание рассказа как алешке учиться надоело.lt;/h2gt; lt;h2gt;главные герои рассказа как алешке учиться надоело.lt;/h2gt; lt;h2gt;главная мысль рассказа как алешке учиться

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

<h2>Краткое содержание рассказа «Как Алешке учиться надоело».</h2>

<h2>Главные герои рассказа «Как Алешке учиться надоело».</h2>

<h2>Главная мысль рассказа «Как Алешке учиться надоело».</h2>

10 ответов:

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



8



0

Рассказ Баруздин «Как Алешке учиться надоело» небольшой по своему содержанию. Мальчик Алеша, семи лет, впервые пошел в школу. Там он сразу же научился писать и читать поэтому обучатся дальше он передумал и захотел работать. Сначала он захотел стать врачом как мама. Она дала ему задание — выписать лекарство от гриппа, но Алешка не справился с этим. Тогда он решил подождать папу, он работал мастером на автозаводе. Когда папа пришел, то он дал Алешке задание найти ошибки в чертеже, но Алешка с ним не справился. Тогда Алешка понял, что ему еще рано работать и опять решил учиться.

<hr />

Главные герои рассказ «Как Алешке учиться надоело»:

  1. Мальчик Алешка — главный герой рассказа, который решил, что уже все знает и поэтому хочет работать вместо дальнейшей учебы.
  2. Мама Алешки — работала доктором и дала сыну задание выписать лекарство от гриппа.
  3. Папа Алешки — работал на автозаводе, дает мальчику задание найти ошибки в чертеже, но он не справляется.

<hr />

Главная мысль рассказа «Как Алешке учиться надоело» заключается в том, что ребятам не нужно быть самоуверенными в знаниях, пока они не набрались опыта. Важно понимать, что любой работе надо учиться и так просто ничего не дается. Кроме этого ученики не должны пренебрегать учебой.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



6



0

Этот короткий рассказ о том как важно в жизни человека образование.

Семилетний первоклассник Алеша, научившись читать и считать, решает, что этих знаний ему достаточно и уходит с уроков.

Придя домой, мальчика спрашивает мать, чем он будет заниматься, на что Алеша отвечает, что он будет врачом, как и она. Мама просит сыну выписать на латыни рецепт и конечно Алеша этого не может сделать.

Пришедшему с работы отцу, сын заявляет, что будет работать инженером, как отец, но прочить чертеж и найти ошибку, Алеше тоже не под силам.

Алеша, понял, что просто читать и писать, это еще очень мало и на следующий день вернулся в школу.

Главными героями этого произведения являются:

  • Алеша, первоклассник, решивший, что полученных знаний за полгода учебы, ему достаточно.
  • Мама Алеши , работающая врачом;
  • Папа Алеши, инженер на автомобильном заводе.

.

Этот рассказ учит нас тому, что для получения профессии, нужно хорошо учиться и первый класс, это только первая ступенька всего будущего образования.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



5



0

Главные герои рассказа Баруздина С. А. «Как Алёшке учиться надоело»:

Алеша — мальчик-семилетка, который как только научился считать, писать и читать, решил больше не ходить в школу.

Мама Алёши — женщина, работающая врачом, добрая и мудрая.

Папа Алёши — работает механиком на заводе, посоветовал сыну отдохнуть, а сам принялся за работу.

Главная мысль рассказа:

Автор решил показать на примере мальчика Алёши, как важна для человека учёба, и как важны, и как нужны уже приобретённые знания. Что человек, который владеет малой толикой знаний, может стать бездельником. И чтобы стать в жизни кем-то, нужно заработать не одну морщинку.

Рассказ очень интересный и поучительный.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



4



0

Рассказ Сергея Алексеевича Баруздина «Как Алешке учиться надоело» небольшой по объему, но емкий по содержанию.

К главным героям я бы отнесла:

  • семилетнего Алешу, который к середине первого класса решил, что всему уже научился, в школу больше ходить незачем,
  • его маму, более опытную, рассудительную, хорошего психолога,
  • его папу, прошедшего войну, наглядно показавшему сыну необходимость учиться на собственном примере.

Главная мысль произведения заключается в том, что мы порой принимаем поспешные ошибочные решения из-за отсутствия опыта. В таких вопросах лучше послушать старших или более опытных людей. Не стоит учиться на своих ошибках.

Еще одна мысль рассказа: любой вопрос лучше разбирать на примерах, наглядность — великая сила. А воспитывать детей нужно своим примером, иначе все слова будут сказаны впустую.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



3



0

«Как Алешке учиться надоело» — это поучительная сказка Баруздина С. А.

Сюжет, коротко, такой. Алешке уже семь лет, он пошел учиться, быстро научится читать, складывать буквы, писать. Дело шло к зиме, но Алешка решил, что он уже все умеет, что надо. Как-то раз сидел на уроке, солнышко в лицо светило, он попрощался с учительницей, встал и вышел.

Когда Алешка пришел домой, то мама удивилась, что вернулся. Алешка поделился мыслями и на вопрос мамы, кем будет, сказал, что будет врачом, как она. Мама предложила выписать рецепт лекарства для больного гриппом, но Алешка не умел, стал спрашивать маму, как заполнить рецепт. А мама сказала, что это он должен знать, если все знает. Мальчик решил, что будет, как папа, который служит на заводе, где выпускают «Москвичи». Папа вернулся вечером, попросил Алешку сделать правки в чертеже, где имеются ошибки. Алешка этого сделать тоже не смог. Когда папа склонился и делал работу над чертежом машины, Алешка заметил на лице отца морщинки, как «елочки». Отец сказал мальчику, что эти морщинки оттого, что много учился, воевал. Мальчик пообещал идти в школу учиться.

"Как Алешке учиться надоело" Баруздин, какая главная мысль, главные герои?

Главная мысль в том, что надо стремиться получить знания, чтобы заниматься делом, которое нравится. У тех, кто отлынивает, ничего не получится, как у Алешки, который ничего не смог. надо брать пример с тех, кто все умеет.

Главные герои:

  • Мальчик Алешка, школьник, ученик, который решил, что все умеет
  • Мама Алешки — добрая, знает, что надо учиться и получить знания, врач
  • Папа Алешки — справедливый, добрый, много работал и воевал
  • Учительница

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



3



0

«Как Алешке учиться надоело» — небольшой, но поучительный рассказ Сергея Баруздина. Из него мы узнаем о маленьком ученике, который решил, что все уже знает и больше не хочет ходить в школу. А ведь отучился он всего один неполный год. Первоклассник пришел домой и заявил, что больше в школу он не пойдет, а пойдет работать.

Поначалу он решил, что станет врачом, как его мама. Но выписать рецепт он не смог, так как не знал, какое лекарство нужно назначить. Тогда он решил пойти по стопам отца. Тот был мастером на заводе по производству автомобилей. Папа дал ему чертеж и попросил исправить ошибки. Алеша понял, что ничего не понимает и не знает. Он решил снова пойти в школу.

Содержание рассказа можно уместить в краткий план:

  1. Алеша научился читать и писать. Ему стало скучно в школе.
  2. Мальчик уходит из школы и заявляет, что пойдет работать.
  3. Алеша понимает, что работа врача сложная.
  4. Алеша узнает, что работа папы тоже очень непростая.
  5. Мальчик понимает, что он мало знает. Он решает вернуться в школу.

Главные герои:

Алеша. Ученик, который после первого класса решил, что все уже знает.

Мама Алеши. Работает врачом. Умная и находчивая.

Папа мальчика. Мастер на заводе по производству автомобилей «Москвич».

Главная мысль: не стоит проявлять самонадеянность и думать, что мы все уже знаем. Нужно учиться, получать знания, а потом применять их на практике. Только тогда можно научиться делать что-то хорошо и качественно. Рассказ показывает, что все профессии очень трудные. Чтобы их освоить, нужно много и усердно учиться. К работе нельзя относиться халатно.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



2



0

Интересный и поучительный рассказ под названием «Как Алешке учиться надоело» написал Баруздин С.

Главные герои:

  1. Добрый Папа. Он работящий и весьма находчивый.
  2. Умная и добрая Мама.
  3. Мальчик по имени Алешка. Он неумный и самоуверенный, поскольку думает. что все знает и поэтому принял решение школу бросить.

Алешка пошел в школу, когда ему исполнилось 7 лет. Учиться ему было легко, и вскоре он уже умел писать и читать. После этого он решил, что в школе ему больше делать нечего. Он собрал свои вещи и просто ушел оттуда.Дома он сказал, что учение закончил и хочет врачом работать. Узнав об этом, мама дала ему задание написать рецепт, но сделать это Алешка не смог, ведь он не знал латинского языка и медицины. Тогда сын захотел стать как папа, мастером на заводе. Пришел домой его папа и, узнав о происшествии, дал прочитать чертеж. Но и этого сын не умел. И сказал сын, что зара он в школу пойдет. Рассказ учит пользе знаний и необходимости учиться.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



2



0

Главные герои:

Алешка — мальчик пошел в школу и быстро там научился читать и считать. В один день он решил, что уже все знает и в школу ему ходить не за чем, поэтому он собрал портфель и у шел. Дома мальчик заявил, что будет работать врачом, как мама. Тогда мама дала ему бланк на рецепт, чтобы он заполнил, но Алешка латинских букв не знал, поэтому и передумал быть врачом. Он потом захотел работать на заводе, как его папа, тот показал ему чертеж и сказал найти ошибки, Алешка ничего не понял. Так Алешка понял, что ему нужно еще учится в школе.

Родители Алешки — умные родители, они не ругали Алешку, а просто предложили ему попробовать себя в роли врача и работника завода.

Главная мысль: чтобы кем-то стать в жизни и приобрести профессию, нужно хорошо учиться.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



1



0

Вот главные герои рассказа «Как Алешке учиться надоело»: Алёшка, 7-летний мальчик, его добрые родители мама и папа.

Краткое содержание: Алёшка научившись читать и писать прекращает ходить в школу. Тогда мама попросила Алёшку выписать рецепт на лекарство. Алёшка не смог. Папа попросил начертить чертёж. Алёшка тоже не смог этого сделать.

Главная мысль рассказа в том, что без образования в современном мире жить невозможно.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение



1



0

Рассказ Баруздина «Как Алешке учиться надоело» короткий, но очень поучительный. Первоклассник Алеша, главный герой повествования, был способным мальчиком, а потому быстро освоил все, что требовалось от ученика в его возрасте. Он хорошо читал, считал и писал, что привело его к мысли, что ходить в школу ему вовсе не обязательно и он вполне может работать.

Алеша сообщил о своем решении родителям, а мама и папа тоже являются главными героями рассказа. Родители дали сыну задания, с которыми ему справиться не удалось. А тут еще отец прибавил, что морщинки на лбу появляются от трудовой деятельности, а те люди, у которых морщин нет, не перетруждались и являются бездельниками.

Алеша оценил свои знания и понял, что работать пока ему еще рано, потому на следующий день он собрался идти в школу.

Главная мысль рассказа состоит в том, что любая работа требует всеобъемлющих знаний и знаний узкопрофильных, по выбранной специальности. Кроме того, нужно уметь применить знания на практике и только после этого можно считаться настоящим профессионалом своего дела.

Рассказ учит нас хорошо учиться в школе и стремиться получить как можно больше знаний. Тогда в будущем можно будет выбрать профессию и продолжить обучение, и только после этого можно приступать к работе.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

Читайте также

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

В рассказе Носова «Приключения Толи Клюквина» описываются похождения мальчика Толи, который испугался кошки, которая перешла ему дорогу. Толя Клюквин является главным героем повествования, а в этот день он должен был идти в гости к приятелю Огонькову Славе, но кошка спутала его планы.

Мальчик вернулся и не застал Славу дома, зато мы знакомимся с его мамой, которая является героиней рассказа. Мама Славы сказала Толе, что сын ушел к Жене Зайцеву, но с этим персонажем нам встретиться не пришлось.

Толя решает тоже заглянуть к Жене, но целая вереница событий не позволила ему это сделать. Мальчик сваливается с велосипеда и попадает в мусорный бак, затем играет в мяч и разбивает стекло, а после этого старушка Дарья Семеновна тащит его в домоуправление. Группа детей и Дарья Семеновна тоже герои повествования, а кроме того, мы встречаемся с медсестрой и врачом, которые занимаются мальчиком в больнице.

Сумбурный день завершается тем, что Толю сбивает машина и он оказывается в больнице. Затем его провожает домой мама Славы, которая и поясняет суеверному мальчику, что неприятностей можно было избежать, если бы Толя не обращал внимание на кошку.

Главная мысль рассказа состоит в том, что верить в приметы не стоит, поскольку человек — существо разумное. Суеверия приводят к тому, что все неприятности связываются не с самим человеком, а с предметом суеверий. Рассказ учит нас верить только в себя и в свои силы, а вера в приметы — пустое занятие.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

В рассказе Виктора Драгунского «Живой уголок» речь о том, ка учительница в школе объявила ребятишкам о создани живого уголка. Они должны были что-то маленькое туда принести. Дениске не удалось купить белую мышь. Впрочем, рыбку тоже: моллинезии оказались уж очень дорогими. Так он и остался ни с чем. Таково краткое содержание рассказа.

Главные герои:

  • Дениска. Он больше всего любил крупных животных, очень расстроился, что в живом уголке не будет зубробизона.
  • Учительница. Раиса Ивановна рассказа детям, что на третьем этаже будет живой уголок.
  • Мишка — друг Дениски. Это он рассказал, что в зоомагазин белых мышей завезли.
  • Мама Дениски. На мышей она денег дала, но рыбки (моллинезии) оказались очень дорогими. Мама сказала, что в них смысла нет, они кусаются.

Главная мысль.

Прежде чем бежать в магазин, нужно подумать. Прежде чем обустраивать живой уголок, нужно точно решить, кто там будет жить и как за ним ухаживать. Не обязательно было как все идти за белыми мышами. Учительнице наверное следовало поговорить с детьми, четче определить, кто какую зверушку принесет.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

Касаемо краткого содержания и смысла рассказа Куприна «Золотой петух», то передавать надо все эпитеты и сравнения, что, в принципе очень трудно в кратком содержании.

Но, в принципе, в пригороде Парижа утром раздался звонкий крик петухов.Это настолько впечатлило автора, что он принялся фантазировать на данную тему, причём применяя крайне красочные образы.

iq13pt5wGzd4NyFBdX9bILPMRhUfxi.png

В общем-то, художник на то и художник (хоть кисти, хоть слова), чтобы видеть в совершенно обыденном факте что-то необыкновенное и даже прекрасно-величестве­<wbr />нное.Вечером в одном из дворов автор встречает какого-то петуха, пытается оьратиться к нему, но петух ведёт себя высокомерно, на что автор не обижается.

rlx3HI8BGtCkqoCaaADCC7q4r95ifBX.png

Касаемо главного смысла, то лично мне он кажется в том, что во всём обычном есть всегда что-то мифическое и величественное, надо просто это увидеть.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

Рассказ о том, как Витьке удалось спасти петуха. Если бы не Витька, то петух бы не услышал басню и не закукарекал бы. Витька упросил бабушку не резать петуха, а подождать, пока петух придёт в себя. Сказка учит нас любить животных, помогать им в трудную минуту. Учит не отчаиваться, а надеяться на лучшее. Учит не делать скоропостижные решения, а прежде чем что-нибудь делать, хорошо подумать. Рассказ учит прислушиваться к советам других людей. Витька молодец, спас своего любимого петуха.

План рассказа как алешке учиться надоело 2 класс литературное чтение

Главные герои рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»:

  1. Автор, он же рассказчик, человек, который знал и любил лес, был сведущ в лесных тайнах и охотно о них всем рассказывал, делился своими знаниями и опытом.
  2. Зиночка, маленькая, но очень любопытная девочка, которой очень нравились рассказы автора, и которая описывается им как копуша. Но Зиночку привлекало все необычное, все связанное с лесом и его обитателями, поэтому ей так по душе пришелся лисичкин хлеб.

<hr />

Главная мысль этого рассказа в том, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. И даже обычный хлеб, с которым оказывается связана какая-то интересная история оказывается во сто крат лучше такого же куска, но лежащего дома.

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема урока С. Баруздин «Как Алешке надоело учиться».

Тип урока: комбинированный

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с фрагментами биографии С. А. Баруздина, его произведением, обучения нахождению главной мысли в тексте; совершенствовать навыки чтения, умения анализировать и пересказывать текст; способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления, техники чтения и монологическо-диалогической речи, воображения, формированию умений и навыков работы с текстом, умения различать жанры; воспитывать чувства сопереживания и уважения, в том числе уважения к труду

Планируемые результаты

Предметные: выделяют
в тексте пословицы; сравнивают произведения разных жанров; определяют главную мысль произведения

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты

Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и авторитетным мнением; уважают мнение других

Образовательные ресурсы: таблицы с пословицами, аудиозапись песни «Чему учат в школе» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского), портрет С. Баруздина

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

1 мин

Веселый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Кто хочет стать настоящим читателем? А что для этого надо делать?

Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.

УУД

Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция..

Актуализация знаний учащихся

Звучит песня «Чему учат в школе».

О чем эта песня? Какие мысли у вас возникли при ее прослушивании?

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня
на уроке?

Правильно, сегодня мы поговорим о школе и о знаниях, которые мы получаем в процессе обучения. Знания играют большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о знаниях,
об учебе.

Из предложенных пословиц выберите только те, которые относятся к теме «Знания, учение».

Век живи, век учись.

Красна птица пеньем, а человек уменьем.

Ученье свет, а неученье тьма.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

• Учеба и труд рядом идут

Слушают песню.

О школе, об уроках.

Формулируют цели урока. Выделяют существенную информацию из текста.

Работают
в пара
х

Осуществляют анализ, синтез, сравнение; рассуждают.

Читают пословицы, объясняют их смысл

Познавательные: логические универсальные действия: решение проблемы

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные— слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Изучение новых знаний и способов действий

Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, поэта и участника Великой Отечественной войны С. Баруздина.

В своих произведениях он рассказывает нам о том, что сам видел, за что боролся и отважно сражался. Также он очень любил животных, природу.

1.Первичное чтение учителем произведения «Как Алешке учиться
надоело»

2. Словарная работа

Латинские буквы – буквы латинского алфавита; употребляются, например, в названиях лекарств в рецепте.

Первичное чтение произведения

О ком этот рассказ?

В каком классе учился Алешка?

– Почему Алешка ушел из школы?

Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Выделяют существенную информацию из текста.

Слушают

Объясняют значение слов

Читают 1-ю часть произведения по абзацам (хорошо читающие ученики).

Этот рассказ о мальчике Алешке.

Мальчик учился в первом классе.

– Алешка ушел из школы потому, что ему надоело учиться, он решил, что уже все умеет.

Познавательные: работать с разными видами информации .

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстни

Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – вспорхнула и присела,

На четыре – улетела

Выполняют движения

Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.

Закрепление новых знаний и способов действий

Повторное чтение произведения (по ролям) и работа над содержанием текста

Чтение 1-й части.

1. Озаглавьте эту часть.

2. Выскажите предположение: что сделает Алешка, когда придет домой?

Чтение 2-й части.

1. Почему Алешка не смог написать рецепт?

2. Как мама отнеслась к поступку сына?

3. Попробуйте придумать заглавие ко 2-й части
рассказа.

Выделяют существенную информацию из текста

Личностные: объяснять поступки героев с точки зрения морально-этических норм.

Регулятивные: организация работы на уроке.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения об изученных произведениях.

Физкультминутка

Электронная физкультминутка для глаз

Выполняют движения

Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке

Обобщение новых знаний и способов действий

Повторное чтение произведения (по ролям) и работа над содержанием текста

1.Чтение 3-й части.

1. Почему Алешка решил вернуться в школу?

2. Как бы вы поступили на месте Алешки?

2.Работа по тетради

Выделяют существенную информацию из текста

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений.

Коммуникативные : развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждения

Итог урока

О чем вы думали, размышляли, читая рассказ?

Что вам дал для жизни этот урок?

Что на вас произвело наибольшее впечатление?

Что узнали нового? Что хотели бы узнать еще?

Какое задание понравилось? Почему?

С каким настроением заканчиваете урок?

Какой вывод для себя сделали?

Оцените свою работу за урок

Отвечают на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников

Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.

Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам

Рефлексия деятельности.

Оцените себя по лесенке успеха.

-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?

Дети оценивают свою деятельность.

Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.

Домашнее

задание

Подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа С. Баруздина «Как Алешке учиться надоело»

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: осознание необходимости учения.

Коммуникативные: умение подробно и полно отвечать на поставленные вопросы.

Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей

Урок литературного чтения

Тема: В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» 4 класс

Цель: создать условия для знакомства  с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить текст на смысловые части, составлять план;  содействовать развитию памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи; пополнению словарного запаса обучающихся; способствовать воспитанию

Задачи:

1) расширять словарный запас учащихся,

2) воспитывать любознательность, культуру речевого общения.

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития , т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя.

Метапредметные:

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Личностные: наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Оборудование: презентация на интерактивной доске, пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, карточки для работы в группах.

Ход урока

 I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята!

Сегодня на урок к нам пришли гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь!

А теперь повернулись все ко мне, улыбнулись и тихо сели.

— Откройте учебник на странице 155, прочитайте, название раздела

— «Литературные сказки»

— С какими произведениями мы будем знакомиться, изучая этот раздел?

— Ребята, а какие еще бывают сказки?

 — (народные)

— А чем народные сказки отличаются от литературных?

— (народные сказки, сочиняет народ, а литературные – автор).

— Чему научимся, работая в разделе литературные сказки? Прочитай ….

—  Чему будем учиться? Читает……

 II Сообщение темы и постановка цели и задач урока

На уроке будем работать со сказкой В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», с которой вы познакомились дома. ( Слайд № 1).

— Мы с вами разделим сказку на части.

— Составим план к ней.                        

—  Дадим характеристику главному герою.

— Определим главную мысль произведения.     

 III Работа по теме урока

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского

— Что вы можете рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском

Каждый ученик говорит по одной строчке из биографии В.Ф. Одоевского.

 (Слайд № 2).

      2. Словарная работа

— Чтобы лучше понять произведение, над которым мы будем работать, объясните слова и выражения.

 -Кто знает, что такое табакерка?   (Табакерка- коробочка для табака)

Выслушиваются ответы детей.

 — Из словаря Ожегова я вам сейчас прочитаю определение, что такое «табакерка»

(Слайд № 3).

— Ребята, а из чего была табакерка у папы Миши?

— Опишите её. (Стр.156)

— Следующее слово «Бюро». (Слайд № 4)

— Ещё в тексте встречались выделенные слова, такие как: учтиво, ни пяди.

— Где можно найти лексическое значение этих слов? (Ответы детей: в толковом словаре, словарь учебника).

Учтиво – очень вежливо. Ни пяди – старинная мера длины.

      3. Работа с текстом, учебником

— С чего начинается сказка? Прочитайте.

— Подберите синонимы к слову «папенька» (Папа, отец; в разговорной речи: батя, папаша, родитель).

— Почему же автор употребляет именно слово «папенька», (Так раньше называли отца.)

— Кто главный герой произведения? (Миша)

— А что вы думаете о мальчике, используя слова на стр. учебника 168 расскажите о Мише.

( Миша воспитанный, учтивый и добрый мальчик. Он очень любопытный и любознательный, а также внимательный и осторожный. Все это помогло ему во время его сказочного путешествия по городку в табакерке.
«Миша был послушный мальчик; тотчас оставил игру и подошел к папеньке». «Как хорошо воспитанный мальчик, он почел долгом прежде всего обратиться к своему провожатому.». «Миша учтиво поклонился; мальчик-колокольчик взял его за руку, и они пошли».)

— Подтвердите свой выбор примерами из текста.

— Что произошло с Мишей в сказке В.Ф. Одоевского?

— Прочитайте о том, как начинается путешествие Миши по табакерке.

— Кто сопровождал Мишу во время путешествия по табакерке? (Проводник)

— Что особенного было в проводнике? (Это был мальчик – колокольчик, у него была поговорка «Динь-динь-динь»)

— С Какими еще героями познакомился Миша во время своего путешествия? (Мальчики-колокольчики, дядьки-молоточки, надзиратель- господин Валик, с царевной-Пружинкой)

— Прочитайте выразительно разговор с Валиком.

— Какой вывод сделал для себя Миша? (Он пришел к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят).

— А о чем рассказала царевна-Пружинка Мише? (Как получается музыка)

— Чему научился Миша во время своего сказочного посещения городка Динь-Динь?( Миша научился рисовать фигуры людей, если они находились близко — большими, если вдалеке — маленькими, он разобрался, как устроена музыкальная табакерка.)

      4. Физминутка(Ночь- день).

5. Составление плана

Работа в парах:

— Сейчас, вы разделитесь на пары, каждой паре будет дана часть произведения с указанной страницей. Ваша задача, прочитать эту часть, обсудить и озаглавить её. Название своей части написать на листочке, который я вам раздала. (По окончанию работы, каждая пара выходит к доске и прикрепляет своё название части).

I часть

— Найдите и прочитайте первую часть. (До слов « — Папенька! Папенька! Нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!»)

— Как вы озаглавите эту часть? Стр. 156-157

II часть

— Прочитайте вторую часть сказки. ( До слов «Между тем музыка играет да играет; вот все тише да тише, как будто что-то цепляется за каждую нотку, как будто что-то отталкивает один звук от другого».)

 -Предложите название этой части. Стр. 157-158

III часть

— Прочитайте до слов «Между тем их окружали мальчики-колокольчики, теребили Мишу за платье, звенели, прыгали, бегали».

Озаглавьте. Стр. 158-163

IV часть

— Прочитайте до слов «В самом деле, Миша увидел, что по улице ходили какие-то господа на тоненьких ножках…».

Озаглавить. Стр.163-164

V часть

— Прочитайте до слов «Миша – к надзирателю».

Озаглавьте. Стр.164

VI часть

— Прочитайте до слов «Между тем Миша пошел далее – и остановился».

Озаглавьте. Стр.165

VII часть

-Прочитайте до слов « — Что во сне видел, Миша? – спросил папенька».

Озаглавьте. Стр.166

VIII часть

— Прочитайте от слов « — Что во сне видел. Миша? – спросил папенька» и до конца.

Озаглавьте. Стр.167

-Итак, какой план к сказке получился? Прочитайте.

План

  1. Удивительная табакерка

  2. Знакомство с Динь-динь

  3. Герои на улице города

  4. Встреча с молоточками

  5. Господа – дядьки-молоточки

  6. Знакомство с надзирателем

  7. Сударыня – царевна

  8. Миша проснулся

IV Итог урока

— Кто автор произведения.

— Назовите жанр произведения, Докажите, что это сказка.

— Какая будет тема произведения В.Ф. Одоевского

— Что хотел сказать В.Ф. Одоевский своим произведением (главная мысль произведения) (Слайд № 5).

V  Игра «Данетка»

— Ну, а сейчас проверим как вы осознали прочитанный самостоятельно текст.

Я вам раздаю вот такие карточки с вопросами, читаете вопрос и ставите плюс, там где вы считаете нужным.

вопроса

ДА

НЕТ

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

Вопросы для игры

1.Данное произведение сказка? (да)

2. Главный герой мальчик Миша? (да)

3. Табакерка была сделана из золота? (нет)

4. Мальчик-колокольчик говорил скороговорками? (нет)

5. Миша завидовал колокольчикам потому, что они ничего не делают? (да)

6. Колокольчики боялись дядечек-молоточков? (да)

7. Надзирателем в городе-колокольчиков был Валик? (да)

8. Валик всё время работал? (нет)

9. Как звали сударыню царевну — царевна-пружинка? (да)

10. Миша поймёт отчего играет музыка в табакерке, когда разберёт её (табакерку)?   (нет) (Слайд № 6)

— После того, как вы всё сделали, поставьте себе сами оценку. На перемене подойдёте, я вам поставлю эту оценку в дневник.

VI Д/з: Сочинить свою сказку «Путешествие в механическую игрушку».

VII Рефлексия: На доске – Колокольчик «Динь-динь» и принцесса «Пружинка».

— А сейчас ребята, кто всё понял, возьмите зелёный колокольчик  и прикрепите его ….., а кто ничего не понял, возьмите красный колокольчик  и прикрепите его к ……

(Если будут такие детки, которые ничего не поняли, им д.з. прочитать ещё раз сказку).

Вопрос № 7: Одоевский создал свое произведение для детей, с тем, чтобы познакомить их со сложным механизмом музыкальной табакерки, объяснить, что нельзя без особых знаний трогать механический предмет, можно его сломать, показал, что надо быть любознательным, послушным, честным, добрым и внимательным, как мальчик Миша. 

Есть те, кто управляет всем, и те, кто выполняет все «поручения». Основная мысль этой сказки в том, что главное в жизни порядок, Как только заведенный порядок нарушается, начинаются бедствия и несчастья.

Слайд 2

Шкатулка ассоциацийшкола

Текст слайда:

Шкатулка ассоциаций

школа


Слайд 3

Чтение вслухОценкаБ.ЗаходерПеременаКритерии выразительного чтения (Памятка 1).Названо произведение. 2. Передано настроение автора. 3. Переданы чувства читателя. 4. Правильно

Текст слайда:

Чтение вслух

Б.Заходер

Перемена

Критерии выразительного чтения
(Памятка 1).
Названо произведение.
2. Передано настроение автора.
3. Переданы чувства читателя.
4. Правильно выбрана интонация, темп чтения, сила голоса
5. Прочитано без ошибок.


Слайд 4

Как Алёшке учиться надоелоСегодня на уроке:СергейАлексеевичБаруздинрусский писатель и поэт1926 - 1991Жил в нашем доме человек. Большой или

Текст слайда:

Как Алёшке учиться надоело

Сегодня на уроке:

Сергей
Алексеевич
Баруздин

русский писатель и поэт
1926 — 1991

Жил в нашем доме человек. Большой или маленький, трудно сказать. Из пелёнок он давным-давно вырос. 
А звали человека Алёшкой. 

Исполнилось Алёшке семь лет. Пошёл он в школу, чтоб научиться читать и писать как следует. 


Слайд 5

Тема урока:«Человек без дела – человек без слова». С.А.БаруздинУчимся выделять главную информацию в тексте.Учимся озаглавливать части рассказа.С.А.БаруздинКак

Текст слайда:

Тема урока:

«Человек без дела –
человек без слова».
С.А.Баруздин

Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.

С.А.Баруздин
Как Алёшке
учиться надоело

С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах


Слайд 6

Что значит озаглавить текст?Заголовок – окошко для взгляда вперед. Посмотри и подумай: что тебя ждет? Заголовок – это не просто слова: Эти слова – всему

Текст слайда:

Что значит озаглавить текст?

Заголовок – окошко для взгляда вперед.
Посмотри и подумай: что тебя ждет?
 Заголовок – это не просто слова:
Эти слова – всему голова. 

Как Алёшке
учиться надоело

озаглавить

заголовок

С.А.Баруздин

Заголовок – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

Кто герой рассказа?

Где могла произойти эта история?

Что случилось с героем рассказа?

тема


Слайд 7

Как мы узнаем, что цель достигнута?Определим основную мысль текста.Главная мысль произведения- это то, что хотел автор показать

Текст слайда:

Как мы узнаем, что цель достигнута?

Определим основную мысль текста.

Главная мысль произведения

— это то, что хотел автор показать этим произведением, что с помощью этого произведения автор хотел донести до читателя, ради чего текст написан.

«Человек без дела – человек без слова»

Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.

Придумаем заголовки к частям текста.


Слайд 8

Стр.38Цель: узнать содержание рассказа.Учимся выделять главную информацию в тексте.Учимся озаглавливать части рассказа.Часть 1заголовокглавная мысль

Текст слайда:

Стр.38

Цель: узнать содержание рассказа.

Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.

Часть 1

заголовок

главная мысль


Слайд 9

простые вопросыуточняющие вопросыобъясняющие вопросыпрактические вопросытворческие вопросыоценочные вопросыПростой вопросКак автор описывает Алёшку?Уточняющий вопросПравильно ли я поняла, что события

Текст слайда:

простые вопросы

уточняющие вопросы

объясняющие вопросы

практические вопросы

творческие вопросы

оценочные вопросы

Простой вопрос
Как автор описывает Алёшку?

Уточняющий вопрос
Правильно ли я поняла, что события начались в ноябре?

Объясняющий вопрос
Почему Алёшке надоело учиться?

Практический вопрос
Как быть, если материал урока уже знаешь?

Творческий вопрос
Как дальше будут развиваться события?

Оценочный вопрос
Что вы посоветуете Алёшке?

Придумайте и запишите на листочках заголовок к 1 части рассказа.

Определяем главную мысль автора: о чем говорится в 1 части рассказа?


Слайд 10

Стр.40Цель: узнать содержание рассказа.Учимся выделять главную информацию в тексте.Учимся озаглавливать части рассказа.Часть 2заголовокглавная мысльЧтение по ролям

Текст слайда:

Стр.40

Цель: узнать содержание рассказа.

Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.

Часть 2

заголовок

главная мысль

Чтение по ролям


Слайд 11

простые вопросыуточняющие вопросыобъясняющие вопросыпрактические вопросытворческие вопросыоценочные вопросыПростой вопросКакое решение принял Алёшка?Уточняющий вопросВерно ли, что рецепт выписывает только

Текст слайда:

простые вопросы

уточняющие вопросы

объясняющие вопросы

практические вопросы

творческие вопросы

оценочные вопросы

Простой вопрос
Какое решение принял Алёшка?

Уточняющий вопрос
Верно ли, что рецепт выписывает только врач?

Объясняющий вопрос
Почему Алёшка не сумел выполнить поручение мамы?

Практический вопрос
Что нужно знать и уметь, чтобы выписать больному рецепт?

Творческий вопрос
Как дальше будут развиваться события?

Оценочный вопрос
Права ли мама, не отправив Алёшку обратно в школу??

Придумайте и запишите на листочках заголовок ко 2 части рассказа.

Определяем главную мысль автора:
о чем говорится во 2 части рассказа?


Слайд 12

Стр.41Цель: узнать содержание рассказа.Учимся выделять главную информацию в тексте.Учимся озаглавливать части рассказа.Часть 3заголовокглавная мысльСамостоятельное чтение

Текст слайда:

Стр.41

Цель: узнать содержание рассказа.

Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.

Часть 3

заголовок

главная мысль

Самостоятельное чтение


Слайд 13

простые вопросыуточняющие вопросыобъясняющие вопросыпрактические вопросытворческие вопросыоценочные вопросыПростой вопросКак отец объяснил Алёшке о своих морщинках на лице?Уточняющий вопросПравильно

Текст слайда:

простые вопросы

уточняющие вопросы

объясняющие вопросы

практические вопросы

творческие вопросы

оценочные вопросы

Простой вопрос
Как отец объяснил Алёшке о своих морщинках на лице?

Уточняющий вопрос
Правильно ли я поняла, что отец Алёшки работал на автомобильном заводе?

Объясняющий вопрос
Почему Алёшка не сумел выполнить задание отца?

Оценочный вопрос
Верное ли решение Алёшки вернуться в школу?

Придумайте и запишите на листочках заголовок к 3 части рассказа.

Определяем главную мысль автора:
о чем говорится в 3 части рассказа?


Слайд 14

Прочитайте заголовки частей текста друг другу, обсудите их.Стр.17, з.3Учимся выделять главную информацию в тексте.Учимся озаглавливать части рассказа.Выберите

Текст слайда:

Прочитайте заголовки частей текста друг другу, обсудите их.

Стр.17, з.3

Учимся выделять главную информацию в тексте.
Учимся озаглавливать части рассказа.

Выберите наиболее точные заголовки. Составьте единый вариант. Представьте результат.

Стр.17, з.2
(Учебник, стр.44)

Стр.17, з.4

Определили основную мысль текста.

Придумали заголовки к частям текста.


Слайд 15

Итог урокаТема урока:«Человек без дела – человек без слова». С.А.БаруздинЮмор - добродушная шутка над каким-либо смешным поступком

Текст слайда:

Итог урока

Тема урока:

«Человек без дела –
человек без слова».
С.А.Баруздин

Юмор

— добродушная шутка над каким-либо смешным поступком или поведением героев произведения

Определили основную мысль текста.

Придумали заголовки к частям текста.

С.А.Баруздин
Как Алёшке
учиться надоело

С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах


Слайд 16

С.А.БаруздинСтихи о человеке и его словах«Человек без дела – человек без слова». С.А.БаруздинСтр.37Цель: узнать содержание стихотворения.Цель: понять

Текст слайда:

С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах

«Человек без дела –
человек без слова».
С.А.Баруздин

Стр.37

Цель: узнать содержание стихотворения.

Цель: понять позицию автора.

Стр.16, з.1


Слайд 17

Итог урокаРезультат достигнутРезультат почти достигнутРезультат не достигнутКомандная работаСамооценкаДостижение целиактивен на урокеузнал новоесовершенст-вовал навык чтениясотрудничал при работе в

Текст слайда:

Итог урока

Результат достигнут

Результат
почти достигнут

Результат
не достигнут

Командная работа

Самооценка

Достижение цели

активен на уроке
узнал новое
совершенст-вовал навык чтения
сотрудничал при работе в группе

Итог урока


Слайд 18

Домашнее заданиеПодготовить выразительное чтение стихотворения (по желанию)С.А.БаруздинСтихи о человеке и его словахСтр.17, з.2,3,41.2.

Текст слайда:

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения
(по желанию)

С.А.Баруздин
Стихи о человеке и
его словах

Стр.17, з.2,3,4

1.

2.


Произведения А. П. Чехова остаются популярными среди читателей разных возрастов многие десятилетия. Ставшие классическими, новеллы писателя содержат глубокие размышления на темы, связанные личностью и ее местом в этом мире. Одним из самых интересных и необычных произведений писателя является рассказ «Пари». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с его анализом по плану ниже.

История создания 

Создано «Пари» было в 1888 году для газеты А. Суворина «Новое время», но на печатных страницах появилось уже в 1889 г. Суворин был сильно обижен на писателя за то, что тот не писал произведений для его газеты. И Чехов решил загладить вину, написав рассказ специально для «Нового времени».

Изначально сочинение в трех частях было опубликовано под иным названием — «Сказка». Нынешний заголовок появился лишь в 1901 году после редактирования. Внёс Чехов и другие правки: сократил сам текст, заменил некоторые фразы и убрал финальную главу, из-за чего смысл полностью изменился.

Как признавался автор, поступил он так потому, что конец ему не понравился, показался «не в меру холодным и суровым». Что именно не решился оставить Антон Павлович? Фрагмент содержал в себе весьма забавный финал истории юриста и банкира. Как мы помним, к закату дней банкир изрядно поиздержался. Поэтому он решил заключить новое пари с богачом: он спорил на три миллиона, что бедняк может отказаться от миллиона по своим убеждениям. Банкир уже предвкушает выигрыш и отправляется в кабинет, чтобы показать всем письмо юриста и рассказать о его добровольном уходе из флигеля накануне завершения спора. Но там он застает юриста, который умоляет его отдать ему хотя бы 100 или 200 тысяч, ведь книги — блажь, которая его обманула, а настоящий мир убедил его в необходимости денег:

«Я так ошибался! […] Книги — это слабая тень жизни и эта тень меня обокрала! […] Я не прошу у вас двух миллионов, я не имею на них права, но умоляю вас, дайте мне сто или двести тысяч! Иначе я убью себя!»

Несчастный банкир вернулся из кабинета и признал проигрыш спасительного пари. Теперь он действительно разорен.

Такой финал ироничен, но жесток по отношению к людям. Более того, он совсем не поучителен, ведь получается, что герой, лишенный общества людей и сошедший с ума, вмиг оправляется и становится таким, как был, стоило ему только вернуться в свет. Это означает, что пари выиграно юристом: он смог прожить 15 лет в заточении, но не измениться. Он легко восстановился и продолжил жить, как ни в чем ни бывало. Такой финал лишает рассказ нравственного смысла.

Жанр, направление

Произведение «Пари» относят к жанру рассказа. В центре внимания читателей находится одна сюжетная линия – пари между мужчинами, встретившимися на приеме, сквозь длинный промежуток времени (15 лет). Количество основных персонажей также ограничено двумя лицами.

Несложно отыскать и черты притчи – короткого поучительного сочинения: иносказательность, жизненность ситуации, наличие скрытого назидания для читателей.

По литературному направлению можно отнести к реализму, несмотря на преувеличенность ситуации. Герои типичны, рассматриваются их духовные искания, характеры, исследуются мотивы поступков. Психологизм является одним из главных методов при работе над персонажами.

Смысл названия

Именно спор, возникший между двумя героями, и служит завязкой. Утверждение юриста о том, что невиновный может с легкостью провести в добровольном одиночном заточении несколько лет, кажется банкиру абсурдным. Чтобы доказать несостоятельность убеждений молодого человека, он ставит на кон два миллиона, абсолютно уверенный в том, что юрист выдержит не более 4 лет.

Смысл названия заключается в кратком обобщении его сюжета: речь идет о пари и его итогах.

Суть: о чем?

Старый банкир вспоминает о том, как когда-то заключил пари. Столкнулись спорщики на одном из приемов, которые раньше давал герой. Между ними завязалась бурная дискуссия на тему того, а что же лучше: всю жизнь просидеть в тюрьме или быть казненным? Банкир говорил, что находиться в заключении невыносимо, и лучше уж умереть, но его оппонент – молодой юрист — считал иначе. Тогда они и решили проверить, как будет на самом деле.

Банкир пообещал выплатить два миллиона по истечении пятнадцати лет, которые юрист должен был провести взаперти, в одном из флигелей сада. Общаться с людьми было нельзя, выходить за пределы «тюрьмы» — тоже. Все необходимые вещи — ноты, вино, еда и пр. — передавались через маленькое окошко в любом запрашиваемом объеме. 

Первый год для добровольного узника проходил в скуке, затем у него понемногу появилось желание развиваться. Учебники для изучения иностранных языков, научные труды — все это выписывалось и читалось им в огромных количествах. Литература стала для него единственным спасением.

«В продолжение четырех лет по его требованию было выписано около шестисот томов»

И вот настает назначенный день. Но банкир, растративший все свои сбережения, уже не хочет отдавать остатки. Тогда задумывается об убийстве.

«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, — подумал старик, — то подозрение прежде всего падет на сторожа»

Зайдя в комнату, в которой содержали заключенного, он находит за столом обтянутый кожей болезненный скелет. Перед ним лежит письмо, в котором говорится о том, что юрист, осознав никчемность материальных ценностей и глупость человечества, отказывается от выигрыша и решается на побег.

Банкир, которого эти слова потрясли до глубины души, раскаивается. Подробное краткое содержание со всеми важными деталями Вы найдете здесь.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Пари» имеют свою характеристику:

  1. Банкир – ныне старик, бывший богач: он без особых раздумий был не против потратить пару миллионов на случайный спор. Азартен, очень зависим от роскоши, вспыльчив. Беспечность по отношению к финансам приводит к разорению, и, когда назначенная дата выплаты выигрыша приближается, он осознает, что лишних денег совсем нет. Поэтому в приступе жадности готовится к убийству узника, но коварный замысел исполнить не удается. 
  2. Юрист – упорный и амбициозный человек, не желает отказываться от своей точки зрения даже тогда, когда ему грозит провести значительный срок в полном одиночестве. В заточении он постепенно меняет образ мышления, начиная презирать порочное общество. Доходит до того, что он предпочитает сбежать, отказываясь от награды. Сильно развивается интеллектуально, так как книги становятся для него практически единственным доступным развлечением и источником информации. Но взамен он теряет связь с реальностью, ибо настоящая жизнь проходит мимо.

«Его чтение было похоже на то, как будто он плавал в море среди обломков корабля и <…> жадно хватался то за один обломок, то за другой!»

Темы

Автор в рассказе «Пари» представил такую тематику:

  1. Тема уединения (отшельничества). Автор показывает, что человек не может обойтись без людей, не потеряв самого себя. В безжизненном и обтянутом кожей скелете читатель не увидит ни черточки, сохранившейся от амбициозного и азартного юриста. Это существо потеряло все ориентиры и цели, теперь у него нет возможности и желания контактировать с миром и узнавать что-то новое.
  2. Тема просвещения. Автор учит читателя, что одного лишь обучения без реального жизненного опыта недостаточно для развития личности. Юрист знает много, но отрекается от этого, потому что лишен возможности применить знания во благо общества и самого себя.
  3. Тема переосмысления ценностей. В заключении юрист пережил трансформацию, состоящую из нескольких этапов. Сначала он искал в книгах и других подношениях развлечение, потом — просвещение, затем — достижение, и, наконец, вплотную приступил к поиску смысла жизни в религиозной литературе. В финале алчный герой отказывается от денег, ведь осознал их ненужность. Впрочем, духовный кризис заставил его разувериться во всех жизненных ценностях.
  4. Тема жадности. Также рассказывает Чехов о человеческой жадности: банкир почти идет на преступление, только бы не выплачивать обещанное. 
  5. Тема нравственного и интеллектуального упадка: юрист сбегает, отступаясь от всех человеческих радостей, целей, идеалов. Его сгубило одиночество. А банкира развратили деньги, от которых он стал так зависим.

Проблемы

Проблемы, поднимаемые в тексте «Пари», тесно переплетаются с темами, к которым обращается писатель. Несмотря на то, что заключенный совершенствует свои умения, об окружающем его мире он судит только по прочитанному. 

«Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. Правда, я не видел земли и людей, но в ваших книгах я пил ароматное вино, пел песни, гонялся в лесах за оленями и дикими кабанами, любил женщин…»

У него нет объективного представления о реальности – все его суждения строятся на чужих мыслях и описаниях. Он мало знаком с людьми, но презирает их. Он судит общество за неразумность и стремление к ложному, но, отделенный от него, не замечает никаких положительных сторон. Поэтому основная проблема рассказа «Пари» — это нравственная, духовная и интеллектуальная деградация человека, лишенного общества людей и реального опыта жизни.

Также говорится о легкомысленном отношении к финансам и азартности как слабости личности. Банкир мог бы не участвовать в пари, не предлагать крупную сумму в награду, но тяга к играм помешала это сделать. Он не задумывается о возможных последствиях, полагая, что денег у него в любом случае всегда будет достаточно. Такая беспечность впоследствии почти толкнула его на убийство.

Кроме того, автор затрагивает тему алчности. Юрист потратил лучшие годы жизни ради денег, которые мог бы заработать сам за это время. Банкир ради денег готов был запятнать душу убийством. Именно алчность толкает людей на безнравственные и глупые поступки.

Основная идея

Оба героя проходят свой путь духовного развития. Юрист учится по тому, что написано другими людьми, банкир – на собственных ошибках. Каждый из них к финалу меняется, открыв для себя новую истину. Но итоги обучения далеки от ожиданий.

Юрист в ходе просвещения, лишенного опыта и эмоций реальной жизни, лишенного практического применения и труда, становится пародией на мудреца и отрицает все, чему учился. Его разочарование в людях носит книжный и надуманный характер, поэтому автор хотел показать тщетность всех этих знаний в альтернативном финале. Просвещение без практического воплощения своих способностей — это бесполезное и даже вредное времяпрепровождение, по мнению автора. Человек имеет смысл жизни только среди людей — вот еще одна главная мысль рассказа «Пари».

Банкир шел по пути собственных ошибок, но не уделял должного времени просвещению и развитию. На поводу у страстей и пороков он оказался неспособным к практическому применению своего потенциала. Его боязнь потерять деньги, нажитые когда-то, говорит о его неспособности заработать их снова. Значит, в праздности и кутежах он растратил себя. Это другая крайность, которая также ведет к деградации человека. Таков смысл рассказа «Пари».

Чему учит? 

Чехов показывает, как сильно, оставшись в одиночестве, личность может измениться. Юрист, приобретя мудрость из сочинений, считает себя умнее всех, но стоит задуматься, настоящий ли это жизненный опыт? Ведь герой не переживает многое из того, что доступно остальным. Все его представления о мире исходят из увиденного до заключения и того, что удалось прочесть. Так может ли подобный человек с уверенностью судить о других? Чехов в рассказе «Пари» заставляет задуматься о том, что мы не должны подменять реальный опыт книжным и считать себя непревзойдёнными мудрецами после каждого прочитанного тома. Только знания, нашедшие практическое применение в жизни, могут сделать нас по-настоящему мудрыми и сильными. Живя лишь за счет книжного опыта, человек не развивается, а деградирует. Такова мораль произведения «Пари».

Также нужно сказать о том, что люди не могут жить в полном одиночестве, не потеряв себя. Изоляция от себе подобных способствует лишь разочарованию в жизни и отчаянию. Вот чему учит рассказ «Пари».

Художественные особенности

Персонажи Чехова раскрываются, в основном, через деятельность и речь (монологи и диалоги). Важное значение имеет письмо юриста, в котором он излагает все то, что скопилось у него на душе за пятнадцать лет.

Из художественных средств чаще всего встречаются восклицательные предложения («Неправда!», «Идет!», «Согласен!» и пр.). Они придают репликам эмоциональность, живость.

Используются наречия, уточняющие характер действий («жадно принялся», «неподвижно сидел», «осторожно сорвал», «сердито разговаривал» и пр.); употребляется множество глаголов, задающих быстрый темп сюжету, а также применяются эпитеты для создания образной картины (портретное описание узника: «впалые щеки», «косматая голова», «землистый оттенок кожи» и др.)

Критика

Из дневников композитора и публициста А. Б. Гольденвейзера известно, что Л. Н. Толстому рассказ очень понравился. Он посчитал его интересным, с необычной задумкой, а также отдельно похвалил литературное мастерство автора.

Некоторые (в том числе, писатель М. Н. Альбов) отмечали, что период жизни, в который создавалось произведение, был для Чехова довольно тяжелым и мрачным. Особенно сильно это проявилось в презрительном отношении юриста к людям, четко проявившемся во время заточения.

Автор: Инна Колокольникова

  • План рассказа лягушка путешественница 3 класс
  • План рассказа морозко 3 класс
  • План рассказа два брата 4 класс
  • План по сказке пушкина сказка о царе салтане
  • План рассказа весенний праздник кубановедение 5 класс